Полезная информация для тех, кто хочет начать или недавно начал учиться вокалу. Думаю, многие из вас узнают себя
Самые популярные ошибки начинающих вокалистов, и что с ними делать.
1. ПОЮТ «В НОС». Причинами могут быть как физиологические особенности (аденоиды, искривленная носовая перегородка), так и психологические — страх показать всю громкость и звон своего голоса, «раскрыть себя» полностью.
Что делать: научиться различать когда звук направился в носоглотку — закрыть нос во время пения и, если звук стал более плоским, тихим и закрытым, и пальцы ощущают вибрацию в носу — значит имеет место пение «в нос». Со временем появится умение различать такую манеру пения на слух. Стандартные приемы, чтобы перестать петь «в нос» — петь «с зевком», представить в горле горячую картошку Такие приемы поднимают опущенное мягкое небо — одну из причин направления звука в носоглотку.
2. ДВИГАЮТ ЯЗЫКОМ ПРИ ПЕНИИ. Некоторые рефлекторно поднимают язык, чтоб «поднять» ноту, некоторым кажется, что звук лучше, если что-то делать с языком. Всё, что нужно от языка — лежать спокойно и не дёргаться.
Что делать: нужно петь перед зеркалом, держа фокус на правильном положении языка.
3. СМАЗЫВАЮТ ПОСЛЕДНИЕ 2-3 НОТЫ В ВОКАЛЬНОЙ ФРАЗЕ. Это связано с тем, что последовательности нот в большинстве упражнений сначала восходящие, потом убывающие. Практически все начинающие вокалисты, поднимаясь в упражнении по нотам, доходят до самой высокой и расслабляются, что взяли ее хорошо. А дорога назад уже не так интересна. Важно помнить, что если человек привыкнет не обращать внимание на окончания фраз в упражнениях, то окончания фраз в песнях будут с фальшивыми нотами.
Что делать: держать фокус на том, чтобы каждая нота была исполнена максимально чисто.
4. ХОТЯТ СРАЗУ ОЩУТИТЬ ГРУППЫ МЫШЦ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ТО, КАК ЗВУЧИТ ГОЛОС (в основном — это мягкое нёбо и мышцы гортани). Это желание связано с тем, что многие начинающие торопятся в начале, хотят как можно быстрее добиться хорошего результата. У некоторых людей это желание связано с желанием удивить самих себя и преподавателя своими бешеными темпами прогресса.
Что делать: на самом деле, нужно просто выполнять «ассоциативные» упражнения, которые активизируют нужные мышцы на уровне рефлексов. Со временем контроль над мышцами придёт сам.
5. БОЯТСЯ КАЖДОЙ ОШИБКИ. Как следствие не готовность петь выше и пробовать сложные элементы — т.к. они могут не получиться. Причина — присутствие «постороннего», оценивающего человека, и излишний перфекционизм, сильно мешающий прогрессу на начальном этапе.
Что делать: принять простую истину — на начальном этапе ошибки неизбежны, это неотъемлемый инструмент обучения. И не стесняться преподавателя по вокалу, потому что именно понимание характера ошибки дает возможность исправить ее причину. Если же бояться и не пробовать делать сложные элементы — овладеть ими невозможно.
Ошибки при пении
В статье об эталонном звуке мы разобрались, какими характеристиками должен обладать профессиональный качественный звук. Поговорим подробнее о том, каких недостатков в звучании нужно избегать и что делать, если они имеются. Приводим ниже выдержку из книги В. Мордвинова «Практика основной работы по постановке голоса»:
«Один из больших недостатков — качание голоса, тремоло или дрожь. Качание голоса в лице широких волнообразных колебаний обычно происходит от неумения пользоваться дыханием и постепенно, путем нормальных занятий голосом, исправляется. Причина такой дрожи в недостаточном прикрытии звука или в перегрузке гортани слишком громким, длительным до утомления пением, криком, пением слишком высоких нот и т. д., то есть в переутомлении голосового аппарата, в результате чего нарушается нормальное состояние гортани и окружающей ее мускулатуры, которая делается недостаточно устойчивой.
Каждое движение гортани отражается на ровности звука, в смысле выдержанности точной высоты определенного тона. В сильно тремолирующем голосе иногда звучит не та нота, которую нужно спеть, или, вместе с основной, соседняя, которая быстро чередуется с первой и создает род своеобразной, неправильной, плохой трели.
Для певцов с сильно заметным тремоло борьба с этим недостатком очень трудна, длительна и не всегда успешна, поэтому работать над ним надо ежедневно.
Гнусавые и носовые звуки обычно получаются при дряблости небной занавески. Если у ученика получаются подобные звуки, надо заставить его петь на А с широко раскрытым ртом, проверяя, сокращается ли его небная занавеска или же висит, касаясь большого языка. При гласном У мягкое небо больше всего сокращается, поэтому полезно начать упражнения на этот гласный.
Даже когда гнусавость будет считаться исправленной, не следует забывать, что привычный недостаток может снова возродиться, если не продолжать петь те упражнения, при которых он был уничтожен.
Горловой звук получается главным образом у мужчин, и особенно у теноров, от неправильного, чрезмерно высокого положения гортани: у неумелого тенора, старающегося петь верхи, или у баса, который старается «выжать» несуществующие нижние ноты. Иногда причина заключается в давлении корня языка на гортань.
Причина устанавливается изучением положении гортани при пении и наблюдением за тем, как ученик держит свой язык при пении на А. Для освобождения гортани от давления на нее внешней мускулатуры помогает легкое пение на У, — скорее «выдувание», и легкое, на пиано, «мычание», — пение с закрытым ртом на нижних нотах.
При сильно зажатом звуке и несвободной гортани помогает пение упражнений с придыхательной атакой: звук начинается на ХА, и притом таким образом, будто певец старается не петь, а выдыхать находящийся в легких воздух, постепенно включая в этот выдох голос.»
В. Мордвинов. Практика основной работы по постановке голоса. (Москва, Ленинград, 1948 г.)
Усовершенствование голосовых данных подвластно каждому. Звуки, издающиеся из горла, формируются с помощью специальных мышц, которые необходимо тренировать на постоянной основе. Если будущий вокалист будет постоянно тренироваться, то в скором времени он сможет поставить свой голос. Однако есть некоторые моменты, которые мешают это сделать. Многие сталкиваются с определенными проблемами при постановке голоса.
В музыкальной практике постановка голоса – это постижение науки о том, как поддерживать звучание при помощи дыхания и направлять его в резонаторы. Вокальные данные не могут появиться сами по себе. Они нуждаются в постоянной работе и тренировках. Чтобы красиво петь, требуется наличие крепкого и хорошо поставленного голоса. Формирование звука происходит при помощи носовой и ротовой полости. Проходя через них, на выходе может получиться качественный звук.
Проблемы и отрицательные факторы, которые влияют на голос
Существует целый ряд проблем и негативных факторов, с которыми сталкиваются вокалисты при обучении пению. Рассмотрим самые распространенные.
Внутренняя зажатость гортани
Зажатость гортани – это когда она находится в верхнем положении. Чтобы поставить голос от такой привычки нужно непременно избавиться.
Неправильное дыхание
Под «неправильным дыханием» подразумевается несколько моментов:
- когда человек волнуется, в дыхание передается соответствующий импульс. Дыхательные мышцы пытаются сдержать его, поэтому препятствуют свободному течению;
- если будущий вокалист не будет держать правильную осанку, это помешает постановке голоса. Например, впалая грудь оказывает существенное затруднение работе межрёберных мышц, а согнутая спита может помешать свободной работе диафрагмы.
Также при появлении контроля дыхания со стороны значительной мускулатуры может пропасть связь между эмоциональным и дыхательным воплощением.
Проблемы с голосовыми связками и гортанью
Когда отсутствует свободное дыхание, звук начинает во многом издаваться из тонких мышц гортани. Они не предназначаются для данных процессов, поэтому могут получить напряжение и расстроить свободную игру складок голоса.
Резонаторная система
Когда гортань напрягается, происходит блокировка связи голоса с резонатором горла и грудным резонатором. Это препятствует звучанию в грудном резонаторе.
Если корень языка, мягкое нёбо, лицо или шея находятся в напряжении, становится невозможным применение носовых и головных резонаторов. Все это препятствует звучанию в средних и верхних регистрах.
Психологические зажимы
Когда дыхание происходит несвободно и не подкрепляет звучание, недостаточность компенсируется при помощи языка. Это отрицательным образом влияет на артикуляционные способности. Психологические зажимы мешают точной артикуляции губ. Совершая над голосом важно подавлять свои эмоции.
Также начинающий вокалист может столкнуться и с другими проблемами. Итак, препятствовать постановке голоса могут:
- нарушения в громкости, куда относится как слишком слабая, так слишком сильная громкость голоса;
- нарушения высоты своего тона, при котором голос либо высокий, либо низкий;
- нарушение тембра голоса, а именно – появление охриплости, грубости или монотонности;
- нарушения резонанса.
Важно знать, что некоторые проблемы могут возникнуть из-за органических поражений в голосовом аппарате. Однако это относится к сфере медицины.
Также существенное влияние оказывает застенчивость. Если человек стесняется выступать, особенно публично, появляется зажатость и неправильное звучание.
Чаще всего вокалисты сталкиваются с проблемами зажимов в мышцах гортани. Они мешают правильному образованию голоса. Многие певцы зачастую допускают большую ошибку – при зажимах начинают давить на ноты, пытаются их вытянуть, исполнить громче или изменить интонацию. Таким образом поступать категорически запрещено. Это может создать добавочную нагрузку на голосовые связки. После оказания такого давления нередко приходится обращаться к врачам.
Помимо прочего, зажимы могут появляться из-за психологических трудностей при выступлениях. В таком случае потребуется провести серьезную работу со своей самооценкой.
Рекомендуемый режим тренировок
Для постановки красивого голоса, необходимо обратить особое внимание на следующие факторы:
- дыхание;
- дикцию;
- работу голосовых связок.
Заниматься разработкой дыхания рекомендуется не менее десяти минут в день на протяжении одного месяца.
Чтобы речь была быстрой, четкой и членораздельной, потребуется выполнять целый ряд упражнений. Для этого рекомендуется обратиться к специалистам. Обычно упражнения выполняют по пять минут ежедневно, понемногу повышая время занятий. Однако нельзя упражняться более часа в день.
Тренировать свои голосовые связки необходимо каждый день. Упражнения-распевки можно выполнять даже в домашних условиях. Они отлично помогают разрабатывать голосовые мышцы. Проводить занятия рекомендуется ежедневно по 5-7 минут.
Советы для начинающих
Научиться петь может каждый человек – и женщина, и мужчина, и даже ребенок. Причем это не всегда зависит от исходных голосовых данных. Ведь хорошее звучание – это навык, который вырабатывается путем упорной работы. Можно заниматься как самостоятельно, так и брать уроки вокала у грамотных преподавателей. Какой бы путь не был выбран, рекомендуется учитывать следующие советы:
- никогда не напрягайте связка, так как процесс их восстановления очень долгий;
- выполняйте упражнения, устраивая маленькие перерывы;
- освоение новых упражнений, приемов и методик должно быть постепенным;
- чтобы улучшить речевые показатели и обрести четкость произношения слов, можно использовать скороговорки;
- не рекомендуется сильно нагружать себя тренировками, новичкам подойдут занятия от пяти минут в день с постепенным увеличением времени.
Также немаловажно исключить спиртное и употребление холодной пищи. Они могут оказывать негативное влияние на голосовые связки.
Важно обратить внимание, что постановка голоса и речи самостоятельно в домашних условиях может занять намного больше времени, чем тренировки с репетитором. Минус домашних тренировок в том, что некому поправить начинающего вокалиста.
Стоимость уроков вокала. Записывайтесь!
Спасибо!
Данные успешно отправлены
Подпишись на мой TELEGRAM
И узнай, как научиться петь во взрослом возрасте!
ПОДПИСАТЬСЯ