Ошибки при выборе профессии цель

???

???

???

???

 

 

 

Всем добрый день! Давайте отметим, кто сегодня присутствует. [Пауза]

Сегодня я хотела бы поговорить с вами об ошибках в выборе профессии. Из огромного множества профессий выбрать одну, да ещё такую, чтобы душа к ней лежала, довольно трудно. Велика вероятность ошибки.

Уточним значение слова «ошибка». Если вы неровно отрежете кусок колбасы, то никто не сочтет это ошибкой. Если парикмахер криво подстрижет челку, у него могут быть проблемы с клиентом. Еще тяжелей будут последствия такой ошибки в работе закройщика. Страшно подумать, если лишнее отрежет хирург.

Ошибка может быть связана с отсутствием, недостатком или искажением информации. Например, человек имеет смутное представление о своих способностях. Иногда заниженное, чаще завышенное. Так же мало молодые люди информированы о содержании будущей профессии: «знал бы, что ждет космонавтов, лучше бы в рабочие пошел!»

Младшие школьники хотят быть учителями, врачами, инженерами, воспитателями, милиционерами, продавцами, космонавтами, пограничниками, сварщиками, летчиками.

Кем вы хотели стать в детстве?

Педагог заслушивает ответы учащихся.

В старших классах предпочтения меняются: круг выбираемых профессий сужается до трех-пяти, о содержании которых знают понаслышке. Не последнюю роль в искажении выбора играют взрослые, формируя у детей предубеждения против некоторых профессий.

Как вы считаете, какие профессии чаще всего вызывают такие предубеждения?

Предполагаемые ответы: актер, музыкант, модель, фотограф, рабочий и т.д.

Да, молодцы, все верно. Действительно, часто опасения родителей вызывают творческие профессии, поскольку в них сложно добиться успеха (пробуют многие, а получается у единиц). Кстати, предубеждения касательно рабочих профессий стали складываться только после революции. Веками Россия славилась своими ремесленниками. Это обеспечивало особый уклад в нашей экономике еще в начале XX века, когда наша продукция с успехом конкурировала на европейском рынке.

Итак, каковы же основные ошибки в выборе профессии?

Одна из самых распространенных ошибок при выборе профессии — выбор из соображений «престижа». Но «престиж» — понятие относительное. Сто лет назад профессия шофера считалась более престижной, чем профессия актера. Что касается моды на профессию, то, как говорил К.С.Станиславский, мода существует только для тех, кто не умеет одеваться сам.

Нередко молодые люди, повинуясь стадному инстинкту, выбирают профессию «за компанию», забывая, что не существует двух одинаковых людей, что выбирается образ жизни на долгие годы, а не компания для пикника.

У каждого из вас есть любимые учителя, которые любят и знают свой предмет. Такие люди передают не только знания, но и свое отношение к предмету. Как ни странно, в этом случае вы тоже рискуете ошибиться в выборе профессии, если отождествите интерес к преподавателю и его предмету со своей будущей профессией. Школьные годы пройдут, любимого учителя рядом уже не будет, а дело, которое виделось таким привлекательным, может оказаться чужим и неудобным, как одежда с чужого плеча.

Нередко интерес к профессии вспыхивает под влиянием прочитанной книги или увиденного фильма. Сделаем краткий экскурс в историю кино, чтобы увидеть, как оно влияло на выбор профессии целых поколений.

Сороковой год. На экраны выходит фильм «Светлый путь». В главной роли — Любовь Орлова. Вживаясь в образ, актрисе пришлось три месяца осваивать премудрости ткацкого дела на Глуховском комбинате. Тысячи девчонок ринулись в легкую промышленность, подражая любимой актрисе. Их ждало разочарование — оказалось, что работа в цехе совсем не похожа на киношную сказку. Но зато легкая промышленность была на долгие годы обеспечена рабочей силой.

Потом будут фильмы о строителях, физиках, офицерах — строительные площадки, лаборатории и казармы пополнятся молодыми и доверчивыми людьми, выбравшими профессию после просмотра фильма.

В начале девяностых годов резко повысился конкурс в медицинские институты — это прошли сериалы «Доктор Куин — женщина-врач» и «Скорая помощь». Благодаря сериалам «Менты», «Каменская», «Улицы разбитых фонарей» увеличилось число подростков, мечтающих работать в правоохранительных органах. Насмотревшись «Дальнобойщиков», даже некоторые девушки захотели стать водителями грузовых машин. «Агент национальной безопасности», «Адвокат», «Риелтор» — продолжите этот список сами. Сегодня многие юноши и девушки, насмотревшись сериала «Солдаты», захотели в армию.

Люди, подверженные чужому влиянию, не имеющие своих взглядов, чаще, чем нужно, следуют чужим советам. На них влияет всё: телесериалы, советы случайных людей, мода. Конечно, ошибка в выборе профессии — не фатальна. Многие известные люди отмечали роль случая в выборе жизненного пути и вероятность иных вариантов. Выдающийся окулист В.П. Филатов мог стать известным художником, а профессию врача выбрал потому, что она показалась ему более нужной людям. Кто такой А.П. Бородин: выдающийся музыкант или химик? «Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», — писал В.Я. Брюсов, ученый и поэт.

…Юная англичанка по имени Маргарет решила стать химиком, закончила Оксфордский университет и даже устроилась на завод по изготовлению пластмасс. Но вскоре поняла, что ошиблась в выборе профессии, и круто изменила свою жизнь. Не став великим химиком, Маргарет Тэтчер стала великим политиком. Уместно воспользоваться ее советом: «Припомните, какой день принес вам наибольшее удовлетворение. Не тот, что вы провели в праздности и безделье, а тот, когда на вас навалилась гора дел, — и вы с ними справились».

…Я хотел быть военным моряком, и мне удавалось до окончания средней школы прочитать почти все, что было написано о военных моряках русского флота. Казалось, поступая в военно-морское училище в г. Владивостоке, я поступаю в точном соответствии с велением моей природы. А на самом деле это было компенсаторным стремлением заменить те недостатки характера, которые были свойственны мне: нерешительность, недостаток уверенности в отношениях с другими и стремление к подчинению авторитетам. Когда же я был отчислен с третьего курса по состоянию здоровья, то, несмотря на тайное чувство освобождения от тягот военной службы, я пережил это как личное несчастье. Теперь же я уверен в том, что если бы этого не случилось, не заболей я, то наш флот приобрел бы плохого офицера… Если мы думаем, что все проблемы можем решать с помощью психолога, то мы добросовестно заблуждаемся… Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться, чтобы понять свои ошибки. Никто не в состоянии решить вместо нас эту проблему, ни психологи, ни родители…

(Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. — М., 1991).

Давайте теперь коротко запишем вышесказанное.

Все ошибки, допускаемые при выборе профессии, можно разделить на три группы: незнание мира профессий, незнание себя, незнание правил выбора профессии (табл. 1).

  1. Типичные ошибки при выборе профессии

Незнание мира профессий

Незнание себя

Незнание правил выбора профессии

Устаревшие представления о характере и условиях труда в конкретной профессии. Предубеждения в отношении престижности профессии.

Необъективная оценка своих способностей (завышение или занижение), незнание своего здоровья. Неумение, а иногда нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии.

Отождествление учебного предмета с профессией. Перенос своего отношения к человеку на профессию. Выбор профессии «за компанию». Неумение определить пути получения профессии.

Чуть поподробнее остановимся на каждой из этих групп ошибок.

Незнание мира профессий. Одна из главных причин неправильного выбора профессии – слабая информированность о мире профессий. Представления о профессиях часто бывают неполными, искаженными, что ведет к переоценке своей пригодности и ошибкам.

Прежде всего, каждый должен быть осведомлён о том, какие профессии существуют в обществе, много ли их, каковы объекты, цели, орудия, условия труда, которые они предъявляют к способностям человека, особенностям его личности.

Немало ошибок при выборе профессии связано с устаревшими представлениями о характере и условиях труда по конкретной профессии.

Практически все профессии непрерывно меняют свой прежний облик, нередко за старым названием скрывается совершенно новый характер труда. Вот почему необходимо стремиться получить информацию, узнать именно о современном облике конкретной профессии.

Реальная ценность профессии часто не соответствует рассуждениям о её престижности. Как вы думаете, какие профессии более престижны у современной молодёжи?

Педагог заслушивает ответы учащихся.

В вузах самые большие конкурсы в театральные институты и художественные, институты финансового и юридического профиля. Задумайтесь над тем, что получится, если из 10 девятиклассников один станет станочником, а остальные – парикмахерами или из 10 выпускников средней школы 9 пойдут в режиссеры и только один – в политехнический институт.

Конечно, реальная жизнь внесет свои поправки в ваши планы, но, может быть, разумнее заранее избежать таких ошибок? Как говорят, не место красит человека, а человек – место.

Понятие престижности как явление моды приходит и уходит.

Незнание себя. Мы уже говорили о том, как многогранен и разнообразен внутренний мир человека. И у каждого он свой – неповторимый, индивидуальный. Каждый из вас должен познать его в самом себе. Повторяю, сделать это не просто. Нужно стараться наблюдать за собой как бы со стороны, взвешивать и оценивать свои способности. Со временем эти оценки могут меняться. Это закономерно: ведь человек живет, развивается, у него меняются интересы, взгляды, желания, он лучше осознает себя. Например, вы малообщительный человек, склонны к уединению. А выбираете профессию менеджера, требующую постоянных и разнообразных контактов с людьми.

Вы уже знаете, что человек не рождается с готовыми, сформированными способностями. У него в младенчестве есть только определенные задатки, генетические наклонности.

Как вы считаете, когда их следует начинать развивать?

Педагог заслушивает ответы учащихся.

Конечно, лучше с младшего возраста, потому что возможности обучения с возрастом падают. Например, если автоматизм управления автомобилем у десятилетних вырабатывается за 4 часа, то у взрослых – только за 50 часов. Премудрости сложного производства подросток может постичь за 1-2 года, в то время как взрослый – за 10 лет. В детстве легче всего освоить персональный компьютер. Если же своевременно не развивать способности, то постепенно они атрофируются.

Попытайтесь познать особенности своей личности, свои способности, состояние здоровья, чтобы все это учесть при выборе профессионального пути. И если вам удастся избежать промахов, то есть большая вероятность того, что вы правильно выберете профессию в соответствии со своими склонностями и способностями («хочу» и «могу»).

Незнание правил выбора профессии. Некоторые из вас часто автоматически переносят интерес к школьному предмету на профиль будущей профессии: «Увлекаюсь физикой – стану физиком», «Люблю географию, историю – буду геологом, историком». Возможно, вам действительно нравится химия, но это ещё не значит, что экспериментальные опыты, связанные с выделением резко пахнущих газов типа сероводорода, доставят интерес, удовольствие. Может быть, вы увлекаетесь уроками литературы, но одно дело – любить читать книги и совсем другое – стать преподавателем литературы, не имея педагогических способностей, или заниматься литературным трудом, не владея писательским даром.

Не всегда любовь к школьному предмету без реальной оценки личных возможностей может подсказать правильность выбора профессии.

Так же рискованно переносить благожелательное личностное отношение к человеку на его профессию.

Часто говорят: «Стану, как мама, бухгалтером», «Буду, как папа, хирургом». В таких случаях надо проверить согласованность личного желания со своими индивидуальными способностями, а также потребностями рынка труда.

Случается и такое, что выпускники подают документы в учебное заведение «за компанию». Нередко это вызвано неосознанной боязнью расстаться с привычным окружением. Но сделать какой-то выбор приходится даже самым нерешительным. Обычно не каждый из них может определить свое будущее, а потому тянется к тем, кто увереннее и смелее. Часто через год-полтора учебы в техникуме или вузе возникает чувство разочарования, недовольства.

Задание 1. По горячим следам.

Перечислите причины возможных ошибок в выборе профессии.

Учащиеся в тетради записывают типичные ошибки.

Задание 2. Игра «Оптимисты и скептики».

Каждая профессия имеет свои плюсы и минусы. Проанализируем профессии, записав в одну колонку их достоинства, а в другую — их недостатки.

Профессия:

Профессия:

Профессия:

Примечание. Это задание ребята могут выполнять индивидуально или в командах у доски, разделенной на две части. Необходимо затронуть следующие вопросы: какое значение имеет эта профессия для общества? Какой труд в ней используется? Имеет ли профессия медицинские противопоказания? Какими качествами должен обладать профессионал? За каждую обоснованную характеристику команда получает один балл. Выигрывает команда, набравшая больше баллов.

Можно распределить любые три профессии по рядам, а «оптимистов» и «скептиков» — по вариантам. Ребята работают самостоятельно в течение 6–8 минут, а затем по очереди называют характеристики. В этом случае ученики, предложившие большее число аргументированных характеристик, поощряются оценкой. В заключение можно обратиться к ребятам с вопросами: «Кто из вас хотел бы выбрать эту профессию? Чем она вас привлекает? Может ли одна и та же характеристика быть для одних людей преимуществом, а для других — недостатком? Изменилось ли ваше представление о профессиях, которые вы анализировали?»

Задание 3. «Круг чтения».

Прочитайте отрывок из рассказа А.Чехова.

«Бездарный ученый, тупица, прослужил 24 года, не сделав ничего хорошего, дав миру десятки таких же бездарных ученых, как он сам. Тайно по ночам он переплетает книги – это его истинное призвание… К нему ходит переплетчик, любитель учености. Тайно по ночам занимается наукой.»

Обсудить с учащимися отрывок по следующим вопросам:

  • Что вы можете сказать об этих людях?
  • Счастливы ли они в своей профессиональной деятельности?
  • Какой выход нашли из сложившейся ситуации?
  • Хотели бы вы быть похожими на них?

Задание 4. «Из учебника»

Внимательно прочитайте поучительные истории, рассказанные реальными людьми. Представьте, что бы вы могли сказать в ответ на их признания, оценив правильность выбора ими профессии.

Задание выполняется по рядам. Затем представитель от каждого ряда зачитывает доставшуюся его ряду историю и формулирует коллективный ответ.

Педагог делает выводы о выполнении упражнения, предлагает учащимся высказаться о занятии.

Домашнее задание. Дома на отдельных листочках напишите, пожалуйста, ответы на следующие вопросы:

  1. Какие профессии в последнее время пользуются особой популярностью?
  2. Почему эти профессии считаются престижными?
  3. Как скажется избыток этих специалистов на рынке труда?
  4. Встречались ли вам взрослые, которые ошиблись в выборе профессии?
  5. Как они живут и что чувствуют?

        Слишком много не пишите. Старайтесь в своих ответах отразить самую суть.

Я хочу поблагодарить всех за внимание, а отдельно за активную работу — … (имена). Всем спасибо! До следующей встречи! 

1 мин

1 мин

1 мин

1 мин

1 мин

4 мин

4 мин

1 мин

1 мин

1 мин

1 мин

1 мин

2 мин

10 мин

4 мин

5 мин

2 мин

3 мин

1 мин

План-конспект занятия по профориентации

Тема «Ошибки при выборе профессии»

Цель занятия: ориентация учащихся на правильный выбор будущей профессии с учетом их способностей и психологических особенностей

Задачи занятия:

  • корекционно-развивающие: развитие логического и абстрактного мышления; развитие памяти, внимания, воображения, развитие умений осуществлять рефлексивную деятельность.

  • образовательные: ознакомление с основами правильного выбора профессии, выявление профессиональных интересов, помощь в сопоставлении своих возможностей с требованиями выбираемых профессий.

  • воспитательные: формирование интереса к учебе, предмету; формирование самостоятельности, формирование стремления к познанию себя, совершенствованию своих навыков.

Оборудование:

  • для учителя:

компьютер, проектор, презентация «Ошибки при выборе профессии».

  • для учащихся:

листы, ручки.

Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (метод иллюстраций).

Используемые психолого-педагогические технологии: технология деловых игр, информационно-коммуникативные технологии, технология развития критического мышления, технология сотрудничества, мультимедиа технологии.

Ход занятия

1.Организационный момент:

  • Организация рабочего места;

  • Приветствие;

2. Основная часть

Притча. Несчастный хирург

Один доктор стал величайшим хирургом своей страны и стал президентом Национального общества хирургов. По этому поводу было устроено торжественное празднество в его честь. Но он был печален.

К нему подошел его друг и сказал:

– Ты добился того, о чем многие даже не мечтают – стал величайшим хирургом. Почему же ты так печален?

– Всё дело в том, что я преуспел в том, чего никогда не хотел, – сказал хирург, – я никогда не хотел быть хирургом и теперь от этого не убежишь. Если бы я потерпел неудачу, тогда бы у меня был шанс, и я мог бы заняться своим любимым делом. Но теперь я чувствую себя прикованным к делу, которое мне не по нраву.

– Ты, должно быть, шутишь? – воскликнул друг. – Самая большая честь для хирурга – стать президентом Национального общества. Твоя жена счастлива, твои дети счастливы, тебе все оказывают величайшее уважение!

– Но я не уважаю сам себя – вот что скверно. Я хотел стать танцором, но мои родители были против, и я им подчинился. Я был слабовольным. И теперь я несчастен оттого, что, став великим хирургом, я остался самым посредственным в том деле, которому мечтал посвятить свою жизнь.

История Демосфена

Дебют Демосфена постиг полный крах – публика подняла его на смех, постоянно прогоняла со сцены и так и не дала новоиспечённому оратору договорить. Объясняется это вполне логично: Демосфен говорил еле слышно, «жевал» слова, картавил и заикался. Да и невербальная сторона выступления оставляла желать лучшего – то и дело плечо оратора подёргивалось, а сам он держался на публике до боли смешно.

Он решил любыми мыслимыми и немыслимыми способами избавиться от своих речевых недостатков. Немногим позже Демосфен уединился, а чтобы не было желания нарушить данное себе обещание, наполовину обрил свою голову. Он принял решение упражняться ежедневно по несколько часов до тех пор, пока волосы на его голове не отрастут. Одним из его упражнений было набирать в рот небольшие камешки и стараться говорить чётко и ясно. А чтобы развить дыхание и силу голоса, он громко читал стихи во время подъёма на гору. Также он прогуливался по берегу моря и говорил так громко, чтобы его голос заглушал шум прибоя.

Для избавления от картавости Демосфен приобрёл щенка, а затем слушал его рычание и повторял издаваемые собачонкой звуки. Подёргивание же плечом оратор решил одолеть воистину необычным методом – используя острый меч. Оружие было подвешено к потолку, и Демосфен репетировал, вставая так, чтобы острие меча касалось плеча всякий раз, когда оно подёргивается. Таким образом он смог добиться контроля над телом. Что же касается жестов и владения пространством, то Демосфен, дабы свободно держаться на выступлениях, брал уроки у своего друга-актёра.

Всё это позволило Демосфену стать настоящим профессионалом своего дела.

Рассказ с элементами беседы об ошибках при выборе профессии сопровождается показом презентации

Слайд 1-5. Беседа с учащимися о том что, правильный выбор профессии – путь к успеху. Рассуждение о том, что никогда не поздно поменять свою профессию

Слайд 6-20. Ошибки при выборе профессии:

  1. «Близорукость» – уверенность в неизменности престижа выбранной специальности

  2. «Вуз-локомотив» – данная позиция заключается

в том, что главное – поступить, а там все пойдет само собой (но вуз не столько учит, сколько предоставляет возможность для самообучения)

  1. «Неправильный образ Я» – неумение разобраться в своих способностях и мотивах выбора

  2. «Незнание своего здоровья» – незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии

  3. «Звездная болезнь» – автоматический перенос престижа специальности непосредственно на себя и подсознательный расчет на широкую известность

  4. «Дорога вместо цели» – концентрация усилий исключительно на выборе вуза, а не на специальности, т.е институт стал самоцелью, а не средством

  5. «Погоня за деньгами»

  6. «Гипноз личности» – перенос отношения к человеку – представителю той или иной профессии на саму профессию

  7. «Отказ от профессии», к которой «лежит душа», по причине кажущейся ее недостаточной серьезности. Все профессии важны

  8. «Родительское благословение»

  9. «Парадный вход» – оценка престижной работы только с внешней стороны, недооценка трудностей и тонкостей выбранной специальности

  10. «Инерция движения» – поступление в вуз для того, чтобы отложить принятие решения по выбору специальности или избегания призыва в армию

  11. «За компанию»

  12. «Гипноз агитации» – попадание под влияние мнения знакомых и друзей, кумира, общественного мнения и моды

  13. «Школьный успех» – отождествление учебного предмета с профессией

3. Завершение работы:

  • Подведение итогов. Рефлексия (что нового узнали, с чем познакомились, чему научились).

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя
общеобразовательная школа № 14»

Проектная
работа по курсу «Твоя профессиональная карьера» на тему:

«Типичные
ошибки при выборе профессии»

 Автор:

Залюбовская
Дарья ,

обучающаяся
8 класса 

Руководитель:

Кошубаро
Ольга Николаевна

Г.
Ноябрьск  2017 г.

Название проекта: «Типичные ошибки при
выборе профессии»

Автор проекта: Залюбовская Дарья,
обучающаяся 8 класса.

Руководитель проекта: Кошубаро Ольга
Николаевна.

Учебный предмет: Твоя профессиональная
карьера.

Учебные дисциплины: Экономика, технология.

Тип проекта: информационный

Цель
проекта: изучить  ошибки, которые можно допустить при выборе профессии

Задачи
проекта:  

1.       Узнать
что такое профессия 

2.     
Рассмотреть  какие ошибки при выборе
профессии существуют

3.      Рассмотреть
технологию выбора профессии

Аннотация: На данный момент проект
актуальный, так как в большинстве случаев выпускники школ совершают ошибки в
выборе профессии 

Возраст, на который рассчитан проект от
13  и далее

Введение. Каждое новое поколение выпускников школ, не желая учиться на
ошибках прошедших этот непростой путь до них, стабильно продолжает наступать на
одни и те же грабли при выборе идеальной для себя профессии. В этой статье мы
приведём наиболее распространённые ошибки, которые допускают школьники,
абитуриенты, да и взрослые люди тоже, пытаясь найти ответ на извечные вопросы
«Кем быть?», «Какую профессию выбрать?» и «Где учиться?».

Как правило, все нижеперечисленные ошибки выбора профессии не
зависят от возрастной группы, но встречаются и уникальные варианты, которые,
например, могут быть совершены только выпускниками школ, например, пойти
учиться за компанию с друзьями или наперекор родителям. В конце статьи
находятся полезные советы, которые призваны помочь предотвратить большинство
ошибок, представляя собой небольшую дорожную карту с описание пошаговых
действий для достижения цели.

 Какие существуют ошибки при выборе
профессии

1.     
Незнание мира профессий

Одна из самых основных и распространённых ошибок выбора
профессии, из которой и следуют многие другие. Многие школьники, приближаясь к
выпускным классам и необходимости сдавать единые государственные экзамены (ЕГЭ
и ГИА), слабо представляют себе какие вообще бывают профессии и что происходит
на рынке труда в настоящее время. Ситуацию усугубляет необходимость срочно
определиться с набором сдаваемых экзаменов, требуемых для поступления в ВУЗы и
продолжения обучения на определённую специальность.

Для более успешного выбора и начального ознакомления с
интересными и подходящими именно Вам профессиями можно порекомендовать
пройти бесплатные психологические тесты на профориентацию и подробно ознакомиться с богатым миром предлагаемых
специальностей  
Каталоге профессий. Для ещё
более точного
выбора обязательно нужно
воспользоваться  услугами квалифицированных психологов – профконсультантах. В
каждом городе и практически каждом учебном заведении есть соответствующие
службы и специалисты. Государственные службы занятости также могут помочь в
решении этого вопроса.

2.     
Ориентация на престижность
профессии

Яркий представитель ошибок при выборе профессии. Очень часто
молодые люди при выборе будущего карьерного пути ориентируются исключительно на
престиж той или иной профессии. В результате на рынке труда оказывается
огромное количество свежевыпущенных специалистов, которые ходят на работу как
на каторгу, мечтая о пятнице и смене карьеры. Обычно в категорию престижных
профессий попадают юристы, финансисты, маркетологи, банкиры, сфера шоу бизнеса
и прочие подобные. Бесспорно это хорошие профессии, но подходят они далеко не
всем и не стоит выбирать опираясь исключительно на престижность. Как минимум
существуют ещё такие же важные понятия как востребованность на рынке труда,
интерес к профессии, физические и умственные предрасположенности к той или иной
профессиональной сфере.

3.     
Выбор под давлением
окружающих

Обычно в роли окружающих оказываются родители, искренне и от
всей души желающие пристроить своего любимого ребёнка в наилучшую, на их
взгляд, сферу деятельности. К сожалению, очень часто при этом не рассматриваются
интересы, таланты, возможности и стремления самого ребёнка, что приводит к
ссорам в семьях или необходимость переучиваться и менять профессию
впоследствии.

Ещё хуже, когда родители пытаются воплотить свои нереализованные
мечты молодости в ребёнке. В таких случаях ребёнку необходимо уметь отстаивать
свою точку зрения защищая свои интересы. Сложно учиться против воли, а работать
ещё сложнее.

4.     
Идти по стопам своего кумира

Обычная ошибка выбора профессии для школьников, когда
влюблённость или другая увлечённость другим человеком (нравящийся учитель,
актёр, певец и т.д.) может предопределить желаемую профессию или сферу
деятельности. Однако на самом деле интерес к человеку и интерес к профессии
соответствуют даже меньше чем никак и во время обучения может наступить
разочарование.

Если есть возможность, то стоит поговорить со своим кумиром,
расспросить его о работе и её требованиях, посоветоваться стоит ли выбрать
такую же профессию и куда лучше пойти учиться. В качестве программы минимум
обязательно необходимо узнать о профессии как можно больше, возможно она
окажется не такой интересной, как казалась издалека. Конечно же, при этом
необходимо здраво оценивать свои возможности, интересы и стремления, а также
желательно пройти несколько профориентационных тестов и побеседовать с
грамотным психологом-профконсультантом.

5.     
Пойти учиться «за компанию»

В случаях, когда интересной профессии так и не нашлось, а
определиться с экзаменами и поступлением в ВУЗ нужно срочно, выпускники школ
выбирают варианты ЕГЭ для сдачи и университеты для поступления за компанию со
школьными друзьями. Иногда такой вариант оказывается неплох, так как в уже
сложившейся приятной компании учиться проще и веселее, а там, возможно, и
профессия понравится.

Увы, намного чаще получается совсем по-другому: с интересом и
успехом поглощающие новые знания школьные друзья вырываются вперёд и
обзаводятся новыми знакомыми, с которыми можно обсудить услышанное на лекции,
организовать совместный проект или устроить эксперимент в то время, как друг
детства, не обладая соответствующими талантами, плетётся в хвосте без
возможности поучаствовать в совместной деятельности.

По сути, данная ситуация это уход от личной ответственности и
перекладывание её на других. Но окружающие совершенно не могут нести всю полноту
ответственности за столь нелёгкий выбор каждого человека, как выбор профессии.
Получается лотерея, в которой может и повезти, но гораздо чаще билет
оказывается без выигрыша.

Такие ошибки выбора профессии совершаются ещё вследствие
недостаточной работы как школьных психологов и учителей, которые не обеспечили
нужный уровень профориентационных занятий, так и родителей, которые пустили
процесс определения с профессией школьника на самотёк и не принимали в нём
активно участие.

6.     
Желание учиться только в
определённом месте

Желание учиться в определённом колледже или ВУЗе само по себе
похвально, так как оно говорит о проявленном интересе и проведённом сборе
информации. Другое дело, что в понравившемся учебном заведении может просто не
оказаться подходящей и интересной программы обучения. Несколько сглаживают
проблему федеральных университеты, которые охватывают широкий спектр профессий
гуманитарных и технических направленностей, а также владеют отличной
материально-технической базой для обучения. Но и они не могут научить многим
узким специальностям, которые, как правило, преподают отдельно выделенные
учебные учреждения: врачи, педагоги, юристы и многие другие специальности
окажутся недоступными при таком подходе.

Задумайтесь, стоит ли старое, красивое здание или наличие
бассейна для студентов того, чтобы пойти учиться на неинтересную или далекую от
желаемой специальность.

7 . Устаревшая
или неправильная информация о профессии

Мир профессий не стоит на месте и непрерывно меняется. Одни
специальности уходят в прошлое, другие только появляются. С развитием науки и
появлением новых методов постоянному изменению подвергаются практически все
имеющиеся на современном рынке труда профессии.

Поэтому в процессе определения необходимо хорошо знать, что
представляет собой та или иная профессия в настоящее время. В этом может помочь
наш 
Каталог
профессий
 или же можно
самостоятельно найти в интернете требования к специалистам, описание процесса
работы или сходить на ярмарки вакансий и дни открытых дверей на интересующих
предприятиях. Таким образом, возможные ошибки выбора профессии из-за незнания
текущего положения дел будут сведены к минимуму.

8.     
Учитывание только видимой
стороны профессии

Многие любят помечтать о карьере известного актёра, певца или
ведущего. Действительно, на первый взгляд представители подобных профессий
легко собирают полные залы и получают большие гонорары, но немногие при этом
представляют настоящее положение дел и огромное количество закулисной работы,
будь то бесконечные репетиции, разъезды по стране или тренировки для
поддержания себя в форме. Не будем забывать и о вынужденной публичности,
которая понравится далеко не всем.

Перед тем, как окончательно выбрать предпочтительную сферу
деятельности необходимо как можно подробнее изучить её как можно подробнее со
всех сторон.

9.     
Отсутствие желания
разобраться в себе

Фундаментальная ошибка выбора профессии, когда по тем или иным
причинам человек отказывается разобраться в себе, выделить свои сильные и
слабые стороны. Одной из таких причин может быть избегание ответственности за
совершённый выбор и перекладывание её на других. Другой причиной может быть
общая неуверенность в себе и сильно заниженная самооценка. В любом случае
результат выбора, скорее всего, будет неудовлетворительным, сделанным без
оглядки на объективную реальность, а работа не будет приносить радость и
удовлетворение.

Помощь в выборе профессии в таком случае может прийти от хорошо
знакомых людей, таких как родители, другие близкие родственники, друзья,
коллеги. Но гораздо лучшим выбором будет пройти психологические
профориентационные тесты с последующей объёмной консультацией опытного
психолога – профконсультанта, вместе с которым получится выделить наиболее
выраженные и важные особенности личности и подобрать профессию на их основе.

10.  Неправильная оценка своих способностей

Неправильное оценивание своих сильных и слабых сторон может
привести к ошибочному выбору профессии и, как следствие, неудовлетворённости от
процесса трудовой деятельности и понижению качества жизни. Если Вы неуверенно
общаетесь с другими людьми и предпочитаете книги общению, то вряд ли стоит
выбирать профессию журналиста или учителя.

Ошибки выбора профессии также происходят при заниженной или
завышенной самооценке, которая мешает адекватно определить имеющие таланты и
способности к тому или иному виду деятельности. Как и в других случаях помогут
решить
проблему профориентационные тесты онлайн или в письменной форме, а также обязательная беседа с
профконсультантом.

11.  Привязанность к любимому школьному предмету

Профессий существует в разы больше, чем школьных предметов, к
тому же многие специальности в своей деятельности охватывают множество
направлений и соотносить их с конкретным предметом весьма затруднительно.

Например, даже если самым любимым языком в школе был иностранный
язык, то выбор профессии не ограничивается одним лишь переводчиком. Вариантов
намного больше: от экскурсовода и переводчика до дипломата и посредника между
отечественной компанией и иностранными предприятиями.

Определиться с желаемым видом
деятельности и выбрать конкретную специальность помогут сервисы типа 
Каталога профессий, в котором собраны самые
популярные профессии России с подробным описанием и примерами деятельности.
Также перед окончательным выбором стоит подробно изучить рынок труда и
предлагаемых вакансий, где указываются определённые требования и образование
для каждой из вакансий.

12.  Незнание перспектив и требований рынка труда

Правильный выбор профессии, помимо всего прочего, зависит от
рынка труда региона проживания и перспектив его развития. При выборе
профессионального пути однозначно необходимо анализировать газеты и сайты с
вакансиями, описанием профессий и аналитическими материалами про предполагаемые
изменения на рынке труда в ближайшие 5-10 лет.

После проведённого анализа может оказаться, что выбранная
профессия по прошествии нескольких лет утратит свою популярность или
престижность, а найти работу по специальности будет затруднительно. Стоит
учитывать и тот факт, что очень часто непрестижные рабочие и технические
специальности оплачиваются куда лучше и более востребованы, чем очередной
молодой экономист без опыта на перенасыщенном рынке труда.

Таким образом, с помощью анализа рынка труда региона проживания
можно избежать ошибки выбора профессии и сделать более удачный выбор с учётом
своих стремлений, желаний и возможностей.

13  .
Игнорирование собственных способностей и интересов

Очень часто при выборе профессии люди сознательно отметают
значимость своих интересов и способностей, выдвигая на первый план
исключительно уровень заработной платы или эфемерную престижность профессии.
Однако достичь вершин при таком выборе способны немногие – банально неприятно и
сложно вкладываться в работу, которая неприятна и вызывает отторжение. А при
отсутствии заметной отдушины в свободное время такой человек будет постоянно
несчастлив, что приведёт к снижению качества жизни.

Простым решением такой ошибки выбора профессии будет выбор
именно такой специальности, которая нравится и заниматься которой будет
интересно большую часть жизни.

14 .Продолжать семейные традиции против своей воли

Очень хорошее и правильное дело, когда ребёнок идёт по стопам
своих родителей. В его распоряжении богатый опыт, наработки и секреты профессии
из первых рук, а поддержка и совет близких и понимающих людей при первых шагах
совершенно неоценима, полезна и своевременна. Именно из таких семей выходят
талантливые врачи, инженеры, актёры, учёные.

Но в бочке мёда может оказаться и весомая ложка дёгтя, которая
перечеркнёт все плюсы такого подхода. Такой ложкой окажется желание ребёнка
идти по стопам своих родителей и продолжать семейную династию. Кто-то под
напором сломается и примет навязываемые правила игры, кто-то будет воевать за
право идти своей дорогой. Главное, чтобы семья не воспринимала такое поведение
как предательство и не начала вставлять палки в колёса на пути к профессии
мечты. Такие действия приведут лишь к конфликтам и возможному разрыву
отношений.

15 .
Относиться к профессии, как к единственно возможной

Любая сфера деятельности подвержена постоянному изменению и по
мере роста опыта, квалификации и продвижения по карьерной лестнице будут
меняться и занятия со сферой ответственности. Естественно, что наиболее успешен
будет тот человек, который прошёл начальные ступени на отлично.

Кроме непосредственно самой профессии заранее ознакомьтесь с
карьерными перспективами и состоянием рынка труда. Будьте готовы к постоянному
повышению квалификации, освоению смежных и похожих профессий или даже
кардинальному изменению направления деятельности. Всё это превратит Вас в
ценного специалиста, который будет всегда востребован и успешен.

Таким образом, не стоит думать, что начальный выбор профессии
это единственный шанс, который определит всю дальнейшую судьбу. В любой момент
можно будет переучиться на другую профессию или смежную специальности, а
допущенные ранее ошибки выбора профессии помогут сделать верное решение.

15. Недооценка
своих физических особенностей и возможностей

В некоторых профессиях необходимо максимально здраво оценивать
свои физические возможности и особенности. Военная служба, спецназ, МЧС, служба
в правоохранительных органах требуют отличной физической подготовки. Авиация
требует идеального зрения и быстрого мышления. Для творческих профессий
обязательно наличие вкуса и соответствующих умений.

Часть профессий может быть освоены при должном настрое и
постоянных усилиях на пути к намеченной цели, другие же могут оказаться закрыты
навсегда. В таком случае можно освоить близкие или относительно смежные профессии.
Например, если не получилось стать лётчиком гражданской авиации, то можно
попробовать стать механиком по обслуживанию самолётов, диспетчером или даже
стюардом.

Неверная оценка своих физических возможностей может привести к
необходимости последующего получения другой специальности, что выльется в
потерю времени и финансов.

16. Ориентировка
только на зарплату

Плохой практикой при выборе профессии является ориентироваться
только на размер будущей заработной платы. Во первых указанная в вакансиях
зарплата соответствует специалистам с опытом и до неё ещё нужно дорасти. Во
вторых учиться на нелюбимую или нелёгкую для освоения специальность будет
сложно морально и физически. В третьих работать исключительно ради денег, не
получая от работы совершенно никакого удовлетворения приводит к быстрому
эмоциональному выгорания с непредсказуемыми последствиями.

17 .
Выбор профессии назло или вопреки кому-нибудь

Очень часто молодые люди выбирают профессию в пику высказываниям
родителей или других значимых людей типа «Да ты считаешь с трудом, какой из
тебя программист?», «Два слова связать не можешь, а хочешь в журналистику!»,
«Да тебе в жизни не стать хорошим специалистом, ты ничего не умеешь!». Иногда
такие высказывания соответствуют действительности, иногда говорятся в порыве
эмоций, чтобы уязвить человека.

Выбор, совершаемый с целью доказать окружающим, что они были не
правы это плохой выбор, так как работать на нелюбимой или слишком сложной
работе придётся совсем не людям, дававшим неприятные комментарии.

18. Учиться
только ради корочки о высшем образовании

Среди всех имеющихся ошибок выбора профессии эта относится в
основном к России. У нас сложилась ситуация, в которой наличие высшего
образования является необходимым требованием многих вакансий, даже если
объективно оно не нужно. Иногда доходит до абсурдных ситуаций, когда диплом о
высшем образовании в обязательном порядке требуют для сотрудников службы уборки
или других профессий, требующих исключительно прикладного опыта и образования.

Ещё одним усугубляющим фактором становится угроза службы в армии
для парней, единственным шансом оттянуть которую становится поступление в
высшее учебное заведение и всеми правдами-неправдами учиться в нём до
наступления 27 лет. В результате на выходе получаются отлично подготовленные специалисты
с уклоном в научную деятельности и имеющимися диссертациями, но которые не
видят себя и не планируют работать в этой сфере.

Технология
выбора профессии

Подытоживая все вышеперечисленные типичные ошибки выбора
профессии, можно сказать, что выбор профессии это очень сложный и ответственный
шаг, подходит к которому стоит максимально ответственно и серьёзно.

Можно вывести несколько простых правил и советов, которые
помогут избежать большей части ошибок:

1.      Разобраться в себе: своих способностях, талантах, интересах,
физических возможностях.

2.      Определить свои сильные и слабые стороны по отношению к будущей
работе.

3.      Пройти профориентационные тесты в интернете или в бумажном виде
и получить развёрнутую консультацию опытного психолога-профконсультанта.

4.      Познакомиться с разнообразным миром профессий, особенное
внимание уделить подходящим под результаты из первых трёх советов.

5.      Для подтверждения правильности выбора познакомиться со
специалистами из выбранных направлений и узнать незаметные на первый взгляд
тонкости и особенности профессии.

6.      На основе вышеперечисленного выбрать наиболее интересное учебное
заведение для получения высшего образования и узнать необходимый набор ЕГЭ для
поступлений.

7.      Хорошо подготовиться по выбранным предметам и сдать единые
государственные экзамены на максимально хороший результат.

8.      Поступить в выбранный ВУЗ и, отучившись, стать отличным
специалистом, который получает удовольствие от работы и движется вверх по
карьерной лестнице.

Вывод: Выбор профессии — дело очень сложное и серьезное, поэтому
следует относится к нему очень серьезно .самое главное –знать об ошибках и
избегать их

профессий, связанных с обслуживанием компьютерных сетей

(программист, системный администратор), рекламой

(промоултеры, супервайзеры, руководители битилпроектов и

т.д.), сферой торговли (менеджеры), бизнесом и финансами.

Наладчикоператор станков и аппаратов, меняется характер

работы. Диспетчер на металлургическом заводе и т.д.

Практически все профессии меняют свой прежний облик,

нередко за старым названием скрывается новый характер труда.

Поэтому необходимо получить всю информацию о будущей

профессии.

предубеждения в отношении престижности профессий.

Понятие престижности, как мода, приходит и уходит. «Мода

существует только для тех, кто не умеет сам одеваться»,

Станиславский. Что значит «престижная профессия» для вас?

(Ответы учащихся). Правильнее было бы определить для себя

характер и условия работы.

3. Незнание правил выбора профессии.

отождествление учебного предмета с профессией; Не всегда

любовь к школьному предмету без реальной оценки личных

возможностей может подсказать правильность выбора.

перенос отношения к человеку на профессию; Например: «Буду,

как мама, бухгалтером». Согласованность желания с

индивидуальными способностями и потребностями рынка труда.

выбор профессии «за компанию»;

неумение определить пути получения профессии.

1. Профессиональные пробы на уроках.

2. Поработайте летом в той области, которая вас интересует (больница,

почта, завод, стройка).

3. Дни открытых дверей в учебных заведениях, экскурсии на

производство.

3. Физкультминутка.

Исходное положение стоя, ноги вместе, руки опущены. Подняться на

носки, одновременно поднимая руки вверх, потянуться вверх, как бы

доставая потолок. Задержать дыхание и напрячь мышцы. Вернуться в

исходное положение. Повторить 5-6 раз.

4. Закрепление нового материала.

Ребята, сейчас послушайте несколько примеров и попробуйте

определить вид ошибки:

1. Выпускник средней школы собирается в политехнический институт,

так как ему нравятся точные науки. Перебрал все вузы. Сначала хотел

поступать в институт народного хозяйства, но вскоре это решение

отпало: ведь там сдают географию. Затем хотел поступить в военное

училище, но там требуются хорошие знания английского языка.

2. Н. после окончания школы выбрала профессию товароведа. Свой

поступок мотивировала так: «Мне очень хотелось стать художником

Муниципальное казенное учреждение для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 1»

«Ошибки выбора профессии»

методическая разработка профориентационного тренинга

Выполнил:

Папкова Анастасия Степановна

педагог-психолог

Кемерово

2019

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………… .. 3

Ход профориентационного тренинга «Ошибки выбора профессии»….…………………………………………………………………………………….. 4

Заключение………………………………………………………………………….…………….. 8

Список литературы……………………………………………………………………………….. 9

Приложение 1…………………………………………………………………………….………..10

Приложение 2…………………………………………………………….……………………….11

Приложение 3…………………………………………………………………………………… 12

Введение

Данные результатов исследований, проведенных М.И. Лисиной, И.В. Дубровиной, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и другими авторами книги «Психическое развитие воспитанников детского дома», а также — академиком В.С.Мухиной, практическим психологом Института коррекционной педагогики Э.А.Минковой, психологической службой Яснополянского детского дома под руководством к.п.н. И.В.Ежова свидетельствуют о значительных проблемах развития личности большинства воспитанников детских домов, во всех возрастных группах:

1. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности наблюдаются в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению «силы личности».

2. Негативные тенденции развития личности воспитанников сохраняются во всех возрастных группах и в старшей возрастной группе проявляются, в частности, в снижении профессиональной пригодности ко многим видам профессиональной деятельности, особенно интеллектуального характера и социального взаимодействия.

Проводимое на кафедре педагогической психологии МГППУ в течение ряда лет исследование особенностей психосоциального развития детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, апробация направлений и содержания психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса подростков данной категории позволяют выдвинуть следующие положения:

1. Для подростков характерна фрустрация будущего, они слабо представляют, что их ждет завтра. Особая проблема заключается в осознании того, что их будущее зависит от них самих.

2. У подростков недостаточно развит самоанализ, рефлексия, нередко они отрицательно воспринимают себя.

3. Представления о профессиональной сфере размыты.

4. Недостаточно понимают ответственности самостоятельной жизни.

Процесс профессионального, личностного и социального самоопределения у воспитанников детского дома, зачастую затруднен и имеет определенные особенности коррекционного воздействия, которые связаны с незрелостью эмоционально-волевой и ценностной сферы. Исходя из вышеизложенного, одним из значимых направлений профессиональной ориентации воспитанников детского дома является формирование осознанного, ответственного отношения к деятельности, в том числе, профессиональной.

В рамках реализации данного направления, разработан и представлен профориентационный тренинг «Ошибки выбора профессии». Целью данного мероприятия является формирование осознанного, ответственного отношения к построению профессиональной траектории развития.

На этапах реализации профориентационного урока решаются следующие задачи:

1. Познакомить с моделью потребностной сферы человека А.Маслоу.

2. Формировать у воспитанников навыки самоанализа собственной личности.

2. Расширить представления о типичных ошибках выбора профессии.

Категория участников: обучающиеся 9-х классов, не более 8 участников.

Время проведения: 50 минут.

Необходимый материал: рабочая тетрадь, карточки для упражнения «Пирамида А.Маслоу», карточки — ситуации, бланки для домашнего задания (Методика «Ценностные ориентации» М.Рокич), мяч,видеоаппаратура.

Этапы профориентационного урока

1. Организационный момент: принятие правил работы, обсуждение цели мероприятия.

2. Игра-разминка «Сколько ног?»

3. Беседа «Уверенность в жизни человека, движущие силы».

4. Упражнение «Построй пирамиду потребностей» (работа в тетрадях).

5. Упражнение-продолжи фразу «Я хочу быть, потому что».

Просмотр видеоролика «Кем быть» из серии телевизионных передач «Ералаш».

6. Кейс-упражнение. Анализ ситуаций «Ошибки выбора профессии».

7. Упражнение «Плюс и минус моей личности».

8. Упражнение «Комплимент».

9. Подведение итогов.

Ход профориентационного тренинга «Ошибки выбора профессии»

1. Организационным этапом мероприятия является обсуждение и принятие правил работы на мероприятии, которые написаны на отдельном листе и располагаются на видном месте, на протяжении всего урока. Правила работы в группе:

1. Конфиденциальность информации.

2. Правило поднятой руки: кто хочет высказаться, поднимает руку.

3.Уважение к каждому участнику.

4. Каждый имеет право говорить и быть услышанным.

5. «Здесь и сейчас».

6. Правило мяча: говорит тот, у кого в руках мяч, каждый участник, в течение работы может пропустить ход 1 раз.

2. Для активизации внимания и создания благоприятной, рабочей атмосферы проводится игра-разминка «Сколько ног?».

Ведущий последовательно дает группе задания придумать и продемонстрировать такую комбинацию, чтобы на полу осталось все меньше ног участников. Обычно первое задание ведущего начинается с количества ног n/2, где n – число участников в группе. Далее убавляется по несколько ног до тех пор, пока группа увлеченно играет. Обычно, конечным этапом является позиция, где в комбинации всего 2 ноги на полу.

3. Беседа « Уверенность в жизни человека и движущие силы?». После игры-разминки, ведущий проводит метафору через рефлексию игры-разминки «Сколько ног», задавая вопросы:

1. На каком этапе Вам было сложнее всего?

2. Когда Вы стояли на двух ногах каждый, как Вы себя чувствовали? Когда Вам приходилось «жертвовать» своей ногой и прятать ее в комбинации, какие Вы испытывали чувства тогда?

3. Что Вам помогало или мешало во время создания комбинации?

4. Что Вас мотивировало к сохранению инструкции и удержанию комбинации, ведь это было нелегко?

5. Как Вы думаете, что людям помогает достигать целей?

Вывод:

-Увереннее и стабильнее мы себя чувствуем, когда уверенно и прочно стоим на своих ногах.

-У всех людей существуют различные движущие силы: любовь, желание, достаток, уверенность, целеустремленность, упорство, соревнование и.т.д.

4. Упражнение — работа с карточками «Построй пирамиду».

Каждый наш поступок и желания можно определить одним словом — потребности. Абрахам Маслоу — американский психолог, структурировал наши побуждения в одну систему — пирамиду потребностей.

У каждого участника имеются карточки:

Физиологические потребности

Потребность в самовыражении

Потребность в причастности

Потребность в безопасности

Потребность в уважении

Задание – необходимо распределить карточки по степени увеличения значимости, приклеив, к каждой ступени карточку с названием потребности. Пирамида строится по принципу от низших к высшим потребностям (Приложение 1).

Рефлексия:

1.Какие потребности свойственны для всех живых существ? Какие только для человека?

2. Какая наивысшая потребность у человека? Если человек стремится к ее удовлетворению и она удовлетворена – человек чувствует себя счастливым и успешным.

Вывод: Одна из основных потребностей человека, которая делает жизнь более качественной и счастливой – самореализация в профессии. Именно поэтому, каждый человек проходит этапы профессионального самоопределения.

5. Упражнение — продолжи фразу «Я хочу____,потому что я__». Целью данного упражнения является актуализация профессиональных желаний воспитанников. Просмотр видеофильма из серии телевизионных передач «Ералаш» — «Кем стать».

Участники по очереди (передавая мяч), составляют предложение «Я хочу быть…, потому что….» (например, я хочу быть учителем, потому что люблю детей).

6. Кейс-упражнение «Ошибки выбора». Цель: информирование учащихся об ошибках профессионального выбора.

Инструкция:

1 вариант: Участники располагаются в кругу, ведущий по очереди подходит к каждому из участников и предлагает вытянуть карточку. На карточках написаны, различные жизненные ситуации, которые отражают сомнения и страхи выпукника (например: Моя подруга, Юля решила поступать в медицинский колледж, позвала меня, чтобы не было скучно, я, скорее всего, тоже пойду, хотя, мне так нравится рисовать и художественную школу жалко бросать. Но Юля – моя подруга и мы будем друг другу помогать!). Участник, анализируя ситуацию, должен определить ошибку, которую совершает герой истории и написать на общем плакате. Каждый участник, по мере анализа ситуации, заполняет плакат «Ошибки выбора профессии». После заполнения плаката «Ошибки выбора профессии», заполняется плакат по желанию участников «Как избежать ошибок выбора профессии».

2 вариант: использовать просмотр мультфильма с образовательного проекта Навигатум «Кем стать».

Ошибки выбора профессии:

1. Ориентация только на престижность профессии.

2. Искаженное или неполное представление о профессии.

3. Несамостоятельный выбор профессии: родители, друзья, “за компанию».

4. Выбор профессии без учета способностей, интересов, здоровья и потребности на рынке труда.

Рефлексия:

1. Проанализируйте Вашу мотивацию при выборе профессии, про которую Вы говорили, соответствует ли она Вашим желаниям, способностям и потребностям рынка?

7. Упражнение «Плюс и минус моей личности». Цель: формирование первичных навыков самоанализа.

Инструкция: В тетрадях, напишите свое одно положительное качество, которое Вам поможет в профессиональной деятельности и одно отрицательное качество, которое будет препятствовать. Каждый участник представляет свои качества по желанию.

8. Заключительное упражнение «Комплимент». Цель: создание условий для расслабления воспитанников и положительного завершения работы.

Каждый участник, передавая мяч, говорит комплимент соседу справа.

В заключительной части урока, подводится общий итог по критериям:

1. Актуальность и доступность информации (Насколько интересна и понятна была представленная информация?)

2. Практическая значимость ( Насколько, полученные знания и навыки помогли или помогут Вам в построении профессиональной траектории?)

3. Эмоциональный комфорт (Ваше эмоциональное состояние можно оценить, как?).

Ш кальная оценка представлена в виде символов – смайлов.

отлично удовлетворительно плохо

Домашнее задание. В качестве домашнего задания, участники получают бланки методики «Ценностные ориентации» М.Рокич, которые необходимо заполнить (Приложение 3).

Заключение

Осознанное и ответственное отношение к профессиональному выбору – это основная цель, которую мы ставим в приоритеты педагогического воздействия. Профессиональное и личностное самоопределение воспитанников детского дома – один из самых сложных процессов, который требует длительного сопровождения, креативного подхода и многогранных решений.

На данном профориентационном уроке, мы ориентировали воспитанников на значимость и важность этапа профессионального самоопределения. С помощью методического материала урока, мы стремились сформировать представления об ошибках выбора у воспитанников и актуализировать их профессиональные желания, а также решалась задача развития навыков самоанализа.

Список литературы

1. Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн. – СПб: ПИТЕР, 2004. – 271 с.

2. Битянова, М.Р. Психология личностного роста / М. Р. Битянова. – М: Международная педагогическая академия, 1995. – 64 с

3. Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Текст] : учеб.-метод. пособие / Н. С. Пряжников. – 2-е изд., стер. – Москва : МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 400 с. – (Библиотека школьного психолога)

Приложение 1

Приложение 2

Ситуация 1.

Моя подруга Аня поступает в медицинский колледж и зовет меня, я, наверное, пойду учиться вместе с ней, ведь вместе не скучно, хотя жалко бросать художественную школу, у меня ведь хорошо получается рисовать.

Ситуация 2.

Пойду учиться в Политехнический техникум на технолога, там учиться, как картошку чистить, я знаю.

Ситуация 3.

Моя дедушка и папа врачи, с детства меня готовили к тому, чтобы я стала врачом, а мне очень нравится ландшафтный дизайн, не знаю, как поступить, ведь родители так этого ждут.

Ситуация 4.

Я решила, что вообще учиться не обязательно, сейчас модно быть визажистом, я закончу курсы и буду работать.

Ситуация 5.

Мой старший брат работает программистом, он так много зарабатывает, что я тоже захотел выбрать эту профессию.

Приложение 3.

Методика М.Рокича «Ценностные ориентации» (модификация Е.Фанталовой):

Инструкция:

Перед тобой список из 14 понятий, каждое из которых означает одну из общечеловеческих ценностей, а также лист для ответов. Прочитай внимательно список. Тебе предстоит сравнить эти понятия-ценности попарно между собой.

Например, тебе дана пара «2» и«3». Под цифрой «2» обозначено здоровье, под цифрой «3» — интересная работа. Если ты обвел цифру «2», это значит, что здоровье для тебя важнее, чем интересная работа. Обводить можно только одну цифру из пары! Пропускать пары нельзя! Отвечать нужно быстро, по первому впечатлению.

Заполняй таблицу вертикально по колонкам.

Список ценностей

1. Активная, деятельная жизнь

2. Здоровье (физическое и психологическое)

3. Интересная работа

4. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)

5. Любовь

6. Материально обеспеченная жизнь

7. Наличие хороших и верных друзей

8. Уверенность в себе (отсутствие сомнений)

9. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры)

10. Свобода как независимость в поступках и действиях

11. Счастливая семейная жизнь

12. Творчество (возможность творческой деятельности)

13. Общественное признание (уважение одноклассников и окружающих)

14. Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений

ФИО_____________________________________Дата рождения____________Дата обследования_______

Бланк ответов

1 — 2

2 — 3

3 — 4

4 — 5

5 — 6

6 — 7

7 — 8

8 — 9

9 — 10

10-11

11-12

12-13

13-14

1 — 3

2 — 4

3 — 5

4 — 6

5 — 7

6 — 8

7 — 9

8 — 10

9 — 11

10-12

11-13

12-14

1 — 4

2 — 5

3 — 6

4 — 7

5 — 8

6 — 9

7 — 10

8 — 11

9 — 12

10-13

11-14

1 — 5

2 — 6

3 — 7

4 — 8

5 — 9

6 — 10

7 — 11

8 — 12

9 — 13

10-14

1 — 6

2 — 7

3 — 8

4 — 9

5 — 10

6 — 11

7 — 12

8 — 13

9 — 14

1 — 7

2 — 8

3 — 9

4 — 10

5 — 11

6 — 12

7 — 13

8 — 14

1 — 8

2 — 9

3 — 10

4 — 11

5 — 12

6 — 13

7 — 14

1 — 9

2 — 10

3 — 11

4 — 12

5 — 13

6 — 14

1 — 10

2 — 11

3 — 12

4 — 13

5 — 14

1 — 11

2 — 12

3 — 13

4 — 14

1 — 12

2 — 13

3 — 14

1 — 13

2 — 14

1 — 14

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите эти материалы по теме:

  • Яндекс еда ошибка привязки карты
  • Ошибки при выборе профессии стоматолога
  • Ошибки при выборе профессии программист
  • Ошибки при выборе профессии климов
  • Ошибки при выборе профессии дизайнера

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии