|
Министерство |
Государственное «Кунгурский |
Разработка методического пособия по выявлению
ошибок в технике низкого старта обучающихся 10-12 лет
2021
ВВЕДЕНИЕ
Бег является одним из популярнейших
занятий в мире. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического
воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных
действий.
Бег на короткие дистанции отличается
тем, что требует развить максимальную скорость в короткий промежуток времени.
Здесь на счету каждая доля секунды, ведь любое промедление снижает шансы на
победу. Чтобы с самого начала обеспечить высокий темп движения, спринтеры
используют так называемый низкий старт. Старт при спринтерском беге закладывает
основу для максимально эффективного прохождения короткой дистанции. Спортсмен
выполняет разгон уже на первых шагах.
Именно на начальном этапе бега важно
обеспечить себе преимущество в скорости. Низкий старт вошел в практику
спринтерского бега только в конце XIX века. Сегодня такая техника считается
стандартной, поскольку ее преимущества очевидны. Данный вид старта дает
возможность сразу начать бег в быстром темпе и на коротком отрезке развить
максимально возможную скорость.
Актуальность заключается
в том, что обучение техники низкого старта, позволит школьникам развить
максимальную возможную скорость на коротком отрезке. Существенную помощь в
решении указанной проблемы может оказать экспериментальная работа по
выявлению эффективности использования специальных беговых и подводящих
упражнений для освоения техники низкого старта для младших школьников.
Исходя из этого, целью методического
пособия является подбор диагностик для выявления уровня освоения техники бега с
низкого старта.
Практическая значимость:
работы заключается в том, что данное методическое пособие может быть
использовано учителями физической культуры в практической деятельности при
обучении технике бега обучающихся 10-12 лет.
РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ ПО
ОСВОЕНИЮ ТЕХНИКИ НИЗКОГО СТАРТА ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-12 ЛЕТ
Подбор диагностик для определения уровня освоению
техники низкого старта обучающихся 10-12 лет
Для
выявления уровня освоения техники низкого старта обучающихся 10-12 лет
выдвигаем следующие задачи:
1. Определить
экспериментальную группу.
2. Выбрать
диагностику для определения уровня освоения техники низкого старта у детей
10-12 лет.
3. Разработать
комплексы упражнений для освоения техники низкого старта обучающихся 10-12 лет.
Проанализировав
методическую литературу по данной теме, предлагаем использовать следующие тесты
для определения уровня освоения техники низкого старта:
·
бег 30 м с низкого старта;
·
Оценивание техники выполнения выполнении низкого
старта.
Описание диагностики бега 30 м с низкого
старта
При команде «На старт»
учащийся ногами должен упереться в колодки, а руки приставить к стартовой
черте, при этом ему необходимо опуститься на колено ноги, расположенной позади.
Голова расположена параллельно корпусу, спина сохраняется ровной (некоторым
спортсменам удобнее ее чуть согнуть). Руки следует выпрямить в локтях и
расположить их немного шире плеч.
Во время команды
«Внимание» учащийся должен оторвать колено задней ноги от опоры и приподнять
тазовую область примерно на 10 см выше уровня, на котором находятся плечи. В
это же время плечи должны выдвинуться немного вперед, за стартовую линию и
опереться на колодки и руки.
По команде «Марш!»-
начинается бег. Дистанция преодолевается только по своей дорожке. Результат
фиксируется в момент касания воображаемой плоскости финиша какой — либо частью
туловища. Измерение производится с точностью до 0,1с.
Критерии
оценивания бега на 30 метров с низкого старта представлены в таблице 1.
Таблица
1
Критерии оценивания бега на 30 метров с
низкого старта
В секундах
Вид |
Мальчики |
Девочки |
||||
30 метров с низкого старта |
5 |
4 |
3 |
5 |
4 |
3 |
5.3 |
5.8 |
6.2 |
5.8 |
6.2 |
6.6 |
Оценивание техники выполнения выполнении низкого
старта
При команде
«На старт» бегун ногами должен упереться в колодки, а руки приставить к
стартовой черте, при этом ему необходимо опуститься на колено ноги,
расположенной позади. Такое положение называется “пятиопорным”. Опора стоп
осуществляется на поверхность стартовых колодок, при этом носочная часть
кроссовок касается беговой дорожки.
Руки следует
выпрямить в локтях и расположить их немного шире плечей.
Опора кистей
рук должна осуществляться на указательный и большой пальцы, саму кисть
расположить параллельно стартовой линии
Голова
расположена параллельно корпусу, спина сохраняется ровной (некоторым
спортсменам удобнее ее чуть согнуть). Взгляд должен быть направлен в точку,
которая находится на расстоянии метра за стартовой линией.
Колено задней ноги оторвать от опоры и приподнять тазовую область
примерно на 10 см выше уровня, на котором находятся плечи Голени параллельны, таз должен быть несколько выше плеч, плечи
подаются вперед, руки прямые, голова продолжает линию тела, угол в коленном
суставе у передней ноги 80-100 градусов, а у сзади стоящей 110-120.Тяжесть тела
распределена между руками и впереди стоящей ногой
Толчок
производится одновременно двумя ногами, но первой отрывается стоящая сзади
нога, которая выносится бедром вперед. Острый угол отталкивания со старта, тело
наклонено вперед, подбородок на груди.
Руки при этом двигаются одновременно, а частота их движения должна быть
выше частоты ног, чтобы спортсмен первые шаги выполнил наиболее активно.
Типичные ошибки при выполнении низкого старта:
Ошибки,
встречающиеся при выполнении команды «На старт!»
1. Очень
близко от стартовой линии поставлена толчковая нога.
2. Слишком
большой наклон вперед, плечи уходят за стартовую линию.
3. Ноги слишком
согнуты в коленях.
4. Бегун
отклоняется назад.
Ошибки,
встречающиеся при выполнении команды «Внимание»
1. Таз поднят
слишком высоко. При этом сзади стоящая нога почти выпрямляется в коленном
суставе. Полноценного отталкивания не получается.
2. Таз поднят
недостаточно высоко.
3.Туловище
слишком выведено вперед, плечи далеко за линией старта, большая нагрузка на
руки.
4. Плечи
находятся до стартовой линии, вся тяжесть тела расположена на ногах. Слишком
большая нагрузка на ноги.
5.Голова
поднята вверх. Эта ошибка исправляется так же, как и на старте.
Ошибки,
встречающиеся при выполнении команды «Марш!»
1. Нога в первом шаге слишком высоко поднимается вверх.
2. Голова слишком резко и быстро поднимается вверх.
3. Слишком высоко поднимаются руки, напряжены плечи.
Для оценивания техники выполнения выполнении низкого старта составлена таблица 1,»Типичные ошибки при выполнении низкого старта», в которой отображены основные элементы
техники низкого старта.
Таблица 1
Типичные ошибки при выполнении низкого
старта
№ |
Элементы низкого старта |
Критерии контроля правильности |
1 |
Положение |
|
2 |
Положение |
|
3 |
Положение |
|
4 |
Положение |
|
5 |
Положение |
|
6 |
Положение |
Качественный показатель оценивания техники выполнения низкого
старта:
(В) Высокий уровень — соответствие всем показателям.
(С) Средний уровень — соответствие четырем показателям.
(Н) Низкий уровень — соответствие двум показателям.
(Н/Н)Ниже низкого — соответствие одному показателю.
По результатам бега
30 м с низкого старта у детей составляется
таблица2.
ВЫВОД
Данное
методическое пособие, может быт полезно тренерами-преподавателями по легкой
атлетике и учителям физической культуры , в качестве методического материала в
тренировочном процессе для работай над техникой бега с низкого старта.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Богданов Г.П. Школьникам
— здоровый образ жизни (Внеурочные занятия с учащимися по физической культуре.).
-М.: ФиС, 2017.- 192 с.
2.
Волков, Л.В.
Физические способности детей и подростков/Л.В. Волков.-Киев: Здоровье,
2018.-24-27с.
3.
Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И.
Психология физического воспитания и спорта:Учеб. Пособие дня студентов
высш.под. учеб. Заведений М.:Академия, 2018 г.-155с.
4.
Гужаловский А.Л.
Развитие двигательных качеств у школьников.- Минск .2016 г.-20с.
5.
Гужаловский А.А
Основы теории и методики физического воспитания.- М., 2018 г
6.
Зимкин, Н.В.
Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости/ Н.В. Зимкин. —
М.: Физкультура и спорт, 2015. — 206 с.
7.
Зациорский, В.М.
Физические качества спортсмена/ В.М.Зацоркий.- М.: Физкультура и спорт, 2017.-
200 с.
8.
Деркач А.А., Исаев А.А.
Педагогическое мастерство тренера.- М.:Физкультура и спорт, 2014.- 375 с.
9.
Жуков М.Н.
Подвижные игры: Учеб. Для студпед вузов. – М.: «Академия», 2016.-160с.
10.
Кузнецова, З. И.
Критические периоды развития двигательных качеств школьников /З.И. Кузнецова//
Физическая культура в школе._М.:Просвящение, 2018.- 7-9с.
Типичные ошибки при обучении технике бега на короткие дистанции и рекомендации по их исправлению (по в.Г. Алабину и м.М. Сидоренко)
Ошибки |
Исправление |
По |
|
1.
|
Голову
|
2.
|
Руки
|
3.
|
Туловище
|
4.
|
Туловище
|
По |
|
1.
|
Согнуть
|
2.
|
Туловище
|
По |
|
1.
|
Разогнуть
|
2.
|
Стопу
|
3.
|
Подбородок
|
4.
|
Низко
|
5.
|
Пробегать
|
6.
|
Больше |
7.
|
Голову
|
8.
|
Согнуть |
9.
|
Во
|
10.
|
Опустить |
11.
|
Бежать |
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Таблица 21
Типичные ошибки при обучении технике бега на средние и длинные дистанции и рекомендации по их исправлению (по в.Г. Алабину и м.М. Сидоренко)
Ошибки в технике высокого старта |
Исправление ошибок |
По команде «На старт!» |
|
1.
|
Отставить
|
2.
|
Выпрямиться,
|
3. Ноги слишком
|
Чуть выпрямить ноги, поднять выше
|
4. Бегун отклоняется
|
Плечи |
По |
|
5.
|
Стопу
|
6.
|
Опустиь подбородок к груди.
|
7.
|
Расслабить
|
-
3.2.2. Правила соревнований по бегу на средние и длинные дистанции
Старт в беге на средние и
длинные дистанции производится по общей
дорожке, за исключением дистанции 800
(600) м, на которой участники должны бежать
по отдельным дорожкам со старта до конца
первого поворота (в отдельных случаях,
по усмотрению главного судьи, разрешается
проводить бег с общего старта). Порядок
расстановки участников на старте (считая
от внутренней бровки) определяется
жеребьёвкой. Стартовых команд – две:
«На
старт!» и «Марш!».
Участники должны начинать бег из
положения «высокого»
старта, т.е. из положения стоя, не касаясь
ногами стартовой линии, при этом не
разрешается во время старта касаться
дорожки хотя бы одной рукой. Во время
бега по дистанции каждый участник должен
двигаться так, чтобы не мешать другим
участникам. Окончившим дистанцию
считается участник, пересекший всем
телом и без посторонней помощи плоскость
финиша.
Задание:
составьте
и запишите в таблицу 22 план-конспект
урока, посвященного воспитанию общей
выносливости средствами легкой атлетики
и специальных физических
качеств, необходимых бегунам на средние
и длинные
дистанции. Подберите специальные
упражнения (количество упражнений 10 и
5 соответственно), составьте их описание
и рассчитайте дозировку.
Таблица 22
План-конспект урока, посвященного воспитанию общей выносливости средствами легкой атлетики
Описание упражнения |
Графическое |
Дозировка |
Методические |
Специальные упражнения для воспитания |
|||
1. |
|||
2. |
|||
Специальные упражнения для воспитания |
|||
1. |
|||
2. |
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Министерство образования Калининградской области государственное автономное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация
«Колледжа сервиса и туризма»
Презентация по теме
«Высокий и низкий старт»
Автор: Ушкова К.В.
Студентка группы № ПКД 19-1
Преподаватель: Алукриева Э.Л.
Преподаватель физической культуры
Содержание :
- Высокий старт
- Техника выполнения высокого старта
- Ошибки при выполнении высокого старта
- Низкий старт
- Техника выполнения низкого старта
- Ошибки при выполнении низкого старта
- Список используемой литературы
Высокий старт
- При высоком старте
спортсмен стартует с положения стоя . Одна нога впереди, корпус наклонён вперёд, рука противоположная впереди стоящей ноге вынесена вперёд. Такой тип старта подходит для бега как на короткие, так и на длинные дистанции. Рассмотрим подробнее технику высокого старта .
техника выполнения
Перед подачей команд спортсмен должен находиться не ближе метра от линии начала забега. При команде «Старт» бегун ставит толчковую ногу на всю ступню, носком касаясь линии, но не заступая её. Маховая нога отводится назад на расстояние половины шага и опирается на пальцы и подушечку; ступни находятся параллельно друг другу.
При команде «Внимание» бегун опирается всей массой тела на толчковую ногу, сгибает ноги в коленях, а торс сильно наклоняет вперед, прямо по направлению движения. Правильная постановка рук зависит от того, какая нога у бегуна является толчковой. Туловище и плечи должны быть направлены (вытянуты) в сторону движения.
При команде «Марш», оттолкнувшись, выбрасываем вперед маховую ногу, согнутую в колене. Маховую ногу подаем вперед, а не вверх, иначе шаг получится коротким и затормозит разбег. По мере выпрямления торса увеличиваем длину шага. Плечи расслабляем.
Ошибки при выполнении
Не выпрямляйте резко туловище и голову — это собьет ритм и укоротит шаги при разгоне;
Надо как можно резче и сильнее вынести бедро маховой ноги вперед (не вверх) и, чем быстрее это делать – тем быстрее будет разгон. Шаги должны быть широкими, этому помогает вынос бедра вперед, чем дальше, тем лучше. Во время самого бега так делать нельзя – только при разгоне, когда корпус еще сильно наклонен вперед;
При отрыве от линии и при разгоне нельзя ни в коем случае экономить силы;
Необходимо найти свое, индивидуальное расстояние между стопами ног. Если стопа маховой ноги будет отставлена слишком далеко – это затруднит вынос бедра вперед; слишком близко – не будет хорошего отталкивания;
Низкий старт
- Низкий старт применяется в спринте, позволяет быстрее начать бег и развить максимальную скорость на коротком отрезке. При низком старте ОЦМТ бегуна сразу оказывается далеко впереди опоры-как только спортсмен отделит руки от дорожки.
техника выполнения
Команда «На старт»: бегун ногами упирается в колодки, руки ставит к стартовой черте и опускается на колено ноги, расположенной сзади. Спина ровная, голова расположена параллельно ей; взгляд направлен на точку, расположенную в метре от стартовой линии; руки выпрямлены в локтях и расставлены немного шире плеч, опираются на указательный и большой пальцы; опора ног на стартовые колодки; стопы касаются земли только носком кроссовок.
Команда «Внимание»: бегун отрывает колено задней ноги от опоры и приподнимает таз на ладонь выше плеч; плечи выдвигаются вперед, за стартовую линию и опираются на руки. При получении команды «Внимание» бегун должен максимально расслабить плечевой пояс и корпус, но при этом быть максимально внимательным и готовым к началу движения.
Команда «Старт»: бегун мощно отталкивается от колодок задней ногой, а от старта – рукой и начинает одновременное с отталкиванием от колодки передней ноги маховое движение задней ногой. Руки двигаются одновременно, но чаще ног, чтобы задать нужный темп ногам. Особое внимание на старте следует уделить правильному положению корпуса и головы – это очень влияет на результативность.
Ошибки при выполнении
Команда «На старт!»:
- руки расположены узко или широко;
- плечи далеко сзади;
- колено сзади стоящей ноги не опущено на дорожку;
- кисти рук касаются стартовой линии или поставлены далеко от нее;
- прямая спина
Команда «Внимание!»:
- полностью выпрямлена маховая нога;
- низко или высоко расположен таз;
- плечи не выведены вперед;
- голова поднята, взгляд направлен вперед;
- стопы (стопа) не упирается в колодки;
- нет статичного положения (качания, шевеления)
Команда «Марш!»:
- нет законченного отталкивания;
- резкое выпрямление туловища после команды или на первом шаге;
- длинный первый шаг;
- слабый мах бедром маховой ноги;
- поднятая голова;
- сильное напряжение мышц;
- руки зажаты (не работают);
- желание предугадать команду
Используемая литература
- https://resh.edu.ru/subject/lesson/4457/conspect/278855 /
- https://resh.edu.ru/subject/lesson/7459/conspect/262734 /
- https:// zen.yandex.ru/media/id/5ad5cae53dceb73c33c3a7c7/tehnika-vysokogo-starta-niuansy-fishki-i-sekrety-5aeaeb14db0cd9e28f7a46be
- http :// window.edu.ru/catalog/pdf2txt/891/29891/13120
Спасибо за внимание!
Урок физкультуры в современной школе.
Легкая атлетика
Сегодня в рубрике «Методическая литература» мы предлагаем познакомиться с третьим выпуском методического пособия «Урок физкультуры в современной школе», посвященным преподаванию легкой атлетики. Эта книга выпущена в издательстве «Советский спорт» в 2004 году и рекомендована Департаментом образования Москвы в качестве методического пособия для учителей физической культуры.
Пособие начинается с кратких исторических сведений об этом виде спорта. Далее описываются легкоатлетические упражнения, входящие в школьную программу, и сообщаются правила предупреждения травматизма.
Отметим, что данное методическое пособие оформлено большим количеством схем и рисунков: благодаря им можно легко понять методику, предлагаемую автором, заслуженным учителем РФ Г.А. Баландиным.
В виде точных схем даются способы перестроения на уроках физкультуры (21 вариант). Понятные рисунки показывают разнообразные общеразвивающие упражнения: для верхнего плечевого пояса, для живота и спины, для ног. В такой же форме рассказывается об упражнениях с гантелями, с амортизаторами, с набивным мячом.
В методическом пособии подробно разбираются не только все этапы обучения бегу на длинные и короткие дистанции, прыжкам в высоту и в длину, метанию. Особенно ценно то, что описываются и ошибки, часто допускаемые при выполнении тех или иных легкоатлетических элементов.
Специальное место в книге уделено упражнениям, развивающим различные физические качества, необходимые как для легкоатлетических занятий, так и для любых других видов спорта.
Мы специально так подробно описали структуру этого методического пособия. Дело в том, что было трудно выбрать, какой из разделов опубликовать сегодня. Все части книги самодостаточны, интересны и достаточно полно отражают идеи автора. Хотелось сделать так, чтобы каждый учитель мог решить, нужна ему эта книга в работе или нет. В результате остановились на описании выполнения стартовых команд, ошибок при беге и методике обучения метанию мяча: эти материалы опубликованы на с. 36–39.
БЕГ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ
Низкий старт
Выполнение стартовых команд
Выполнение команды «На старт!»
По команде «На старт!»:
- подойти к колодкам и встать за ними;
- наклониться вперед и поставить руки на дорожку за колодками;
- толчковую (сильнейшую) ногу поставить на переднюю колодку, более слабую ногу поставить на заднюю колодку;
- опустить колено сзади стоящей ноги на дорожку;
- поставить руки к линии старта;
- четыре пальца соединены вместе и обращены наружу;
- большие пальцы обращены кнаружи;
- руки расставлены на ширину плеч;
- плечи над стартовой линией;
- тяжесть тела распределяется равномерно между точками опоры;
- голова держится свободно;
- взгляд устремлен вперед-вниз примерно на 1,5–2 м от линии старта.
Выполнение команды «Внимание!»
По команде «Внимание!»:
- колено стоящей сзади ноги отрывается от грунта;
- таз приподнимается выше плеч;
- коленный сустав передней ноги образует почти прямой угол;
- спина слегка приподнята;
- голова опущена, как при команде «На старт!»;
- тяжесть тела перенесена на руки.
Выполнение команды «Марш!»
По команде «Марш!»:
- постараться вложить всю силу в первое движение;
- тело молниеносно выпрямляется вверх-вперед;
- находящаяся сзади нога делает первый шаг и касается грунта кратчайшим путем;
- кисти слегка отталкиваются от грунта;
- руки попеременно выполняют короткие и быстрые движения;
- взгляд направлен немного вперед на беговую дорожку, наклон тела уменьшается только через 6–8 шагов.
Стартовый разбег:
- касаться грунта передней частью стопы;
- перемещать стопы по одной линии;
- делать широкие и быстрые шаги;
- энергично отталкиваться стопами;
- высоко поднимать маховую ногу;
- руки, согнутые в локтях, энергично работают вперед-назад (не наискось, не поперек тела);
- не сжимать руки в кулаки;
- наклонить тело слегка вперед, но не сгибаться в пояснице;
- не стискивать зубы, не напрягать рот.
Ошибки, допускаемые при низком старте
Голова закинута назад, потому что бегун смотрит в направлении финиша – спина прогибается.
Руки не выпрямлены – центр тяжести слишком сдвинут назад.
Руки опираются неотвесно, под углом – тяжесть тела чрезмерно переносится назад.
Бегун «сидит», слишком отклонив туловище назад, руки упираются наискось.
Таз поднят очень высоко – ноги уже почти выпрямлены.
Бегун слишком сильно опирается на руки, которые к тому же расположены неотвесно.
Выпрямление произошло до того, как ноги сделали первое движение.
Маховая нога поднимается чрезмерно высоко.
Обе руки слишком отводятся назад.
Высокий старт
На уроках физической культуры учащиеся начинают бежать спринтерские дистанции обычно с высокого старта, так как отсутствуют условия для установки стартовых колодок, отсутствуют стартовые колодки. Когда учащиеся начинают бежать спринт с низкого старта, результат бега значительно хуже, чем после высокого старта.
Техника высокого старта
Техника выполнения команды «На старт!»:
- сильнейшую ногу поставить вплотную к стартовой линии;
- немного повернуть носок внутрь;
- другая нога на 1,5–2 стопы сзади;
- тяжесть тела равномерно распределяется на обе ноги;
- туловище выпрямлено;
- руки свободно опущены.
Техника выполнения команды «Внимание!»:
- наклонить туловище вперед под углом 45°;
- тяжесть тела перенести на сильнейшую ногу.
Техника выполнения команды «Марш!»:
- бегун резко бросается вперед;
- через 5–6 шагов принимается вертикальное положение тела.
Бег по дистанции
Правильная постановка стопы: передняя часть стопы – носок
Один беговой шаг на короткой дистанции
Техника бега на короткие дистанции:
- скорость, достигнутая на старте, поддерживается на дистанции;
- бег должен быть ритмичным и свободным, с расслаблением и небольшим наклоном туловища вперед;
- при отталкивании нога, находящаяся сзади, полностью выпрямляется;
- закончив отталкивание, нога расслабленно сгибается в колене и выносится бедром вперед;
- нога касается дорожки передней частью стопы;
- на протяжении всей опорной фазы стопа не опускается на пятку;
- стопы ставятся по прямой линии;
- не следует выбрасывать стопы далеко вперед;
- во время бега руки согнуты в локтях;
- руки способствуют сохранению равновесия и поддержанию или изменению темпа движений.
В технике бега на короткие дистанции особое значение приобретает способность бежать свободно.
МЕТАНИЕ
Держание мяча, гранаты
- Указательный, средний, безымянные пальцы размещены сзади мяча, а большой и мизинец поддерживают мяч сбоку.
- Граната держится плотным хватом, удобнее всего держать снаряд ближе к концу, чтобы мизинец упирался в конец ручки.
- Рука, удерживающая снаряд, не напряжена.
Разбег
При выполнении разбега:
- разбег выполняется строго по прямой линии с 10–12 м (длина разбега строго индивидуальна);
- разбег выполняется с ускорением, но следует помнить, что слишком большая скорость затрудняет правильное выполнение броска.
Замах
При выполнении замаха:
- в конце разбега разогнуть руку и выполнить замах назад;
- одновременно поворачивать туловище направо;
- затем выполняется «скрестный шаг», т.е. выполняется шаг правой ногой носком кнаружи, с поворотом таза в ту же сторону;
- этот шаг выполняется значительно быстрее других, чтобы обогнать туловище.
Бросок
При выполнении броска:
- левая нога ставится немного влево от линии разбега;
- туловище энергично поворачивается грудью к направлению разбега;
- рука, слегка сгибаясь в локте, проходит над правым плечом, и снаряд выбрасывается вверх-вперед.
Особое внимание надо обращать на то, чтобы рука со снарядом сначала отставала от туловища, создавая этим условия для броска. Эти движения в сочетании с выпрямлением ног способствуют мощному броску.
Метание теннисного мяча
или гранаты
В школьной программе в разделе «легкая атлетика» учащиеся изучают технику метания мяча (вес 150 г) и гранаты (вес 500 и 700 г).
Техника метания этих двух снарядов не отличается друг от друга. Единственное отличие в технике – это держание снарядов.
Техника метания мяча или гранаты
Техника метания мяча состоит из:
- держания мяча или гранаты;
- замаха;
- разбега;
- броска.
Метание гранаты
Метание надо выполнять с ходу, без остановки.
После вылета снаряда из руки выполняется шаг правой ногой, на которую метатель опирается у ограничительной черты (заступать нельзя).
По мере овладения техникой движений амплитуда увеличивается.
Наклон туловища назад и отведение руки выполняются уже с большим переносом тяжести тела на правую ногу.
Затем основное внимание обращается на пружинистые движения ног и всего тела, на продвижение грудью вперед с опережающим движением метающей руки.
При изучении финального усилия надо обращать внимание на прохождение через положение «натянутого лука» с выведением локтя вверх.
Во избежание травм перед метанием снарядов надо обязательно выполнить специальные и подготовительные упражнения на разогревание и улучшение подвижности, особенно в плечевых и локтевых суставах.
Ошибки, допускаемые при метании
Держание мяча слишком крепко или слишком слабо.
Таз и правая нога слишком вывернуты вправо.
Метающая рука не полностью выпрямлена.
При броске метающая рука слишком отводится в сторону от туловища.
При броске голова и верхняя часть туловища отклоняются влево.
Левая нога «стопорит», в результате чего метатель сгибается в пояснице.
Правая нога выставлена вперед, поэтому невозможно нормальное перенесение усилия.
Некоторые специальные упражнения,
развивающие силу и гибкость
Использование данной позиции
При помощи техники высокого старта возможно достичь на небольшом отрезке дистанции максимально возможной скорости. Помимо того, что данный вид используется в легкой атлетике в качестве отдельного старта, также его применяют в качестве упражнения при подготовке к низкому старту.
Последний спортивный прием используется при проведении эстафет, забегов на короткие дистанции и спортивных играх на уроках физкультуры.
На каких дистанциях применяется высокий старт? По правилам соревнований он применяется на две команды на средних и длинных дистанциях.
Правила бега
Соревнования по бегу в легкой атлетике проходят по определённым правилам. Существуют как и общие для всех беговых соревнований, так и отдельный для каждого вида, правила. Основные правила бега включают в себя следующие пункты: в беге на короткие дистанции каждый спортсмен должен находится только на своей дорожке, запрещается во время бега переходить на дорожку соперника. Старт производится по выстрелу стартёра, в случае более раннего старта (фальстарт) спортсмен получает предупреждение, повторное предупреждение ведёт к снятию спортсмена с соревнований. Правила бега на средние и длинные дистанции в легкой атлетике определяют участие спортсменов в забеге по общей дорожке. Исключение составляет бег на 800 метров, где участники пробегают первые 100 метров по своей дорожки и лишь потом перестраиваются в общую группу. Так же запрещён любой физический контакт во время прохождения дистанции. Судейская коллегия вправе дисквалифицировать спортсмена, нарушившего данные правила.
Виды старта в беге
В легкоатлетических соревнованиях используется два вида старта – высокий и низкий. Высокий применяется не всегда, но для достижения высоких спортивных целей необходимо освоение и одного и другого способа.
Справка! Особое значение правильный старт имеет во время спринтерских соревнований.
Особенности начального обучения
Перед тем как начать обучение технике выполнения высокого старта, можно осуществить выбег из «падающей» позиции. Для этого спортсмен опирается на стопу, плечи впереди, без присутствия сгиба в тазобедренных суставах. Эта позиция показывает «падение» вперед, после чего начинается старт.
В период первоначального обучения нужно производить детальный разбор каждой стартовой команды с неограниченным числом повторений. Первые тренировки с положения высокого старта предполагают выполнение забега на 15-20 метров. В дальнейшем дистанция возрастает до 30-40 метров.
Осваиваем технику выполнения высокого старта
Перед подачей команд спортсмен должен находиться на расстоянии 1,5-2 м до линии старта. При команде «На старт» легкоатлет выставляет толчковую ногу вперед ступней, при этом носок размещается непосредственно перед стартовой линией.
Другая нога, являющаяся маховой, перемещается на полшага назад, опираясь на переднюю половину стопы. Ступни ног расставляются таким образом, чтобы они были параллельны друг другу по траектории движения. Старт осуществляется в раскрепощенном состоянии мышц.
При команде «Внимание» спортсмен переносит вес тела на другую ногу, ноги сгибаются в коленях, туловище уходит вперед, руки сгибаются в локтях, вперед выносится противоположная толчковой ноге рука. Либо согнутая рука может быть опущена вниз, находясь в согнутом положении.
Начало движения
После команды «Марш» легкоатлеты стартуют. При этом базисной ногой, используемой в беге, является маховая, которая в колене согнута. Техника высокого старта предполагает начало движения активным движением с акцентом на маховой ноге.
Первые шаги выполняют упругой постановкой ступней под корпусом, при этом стартовый наклон не теряется. Это способствует набору спортсменом максимально возможной скорости.
В дальнейшем происходит выпрямление туловища и увеличение длины шага. При длине дистанции, превышающей 400 м, команда «Внимание» не дается, но при обучении технике высокого старта нужно чередовать использование трех и двух команд.
При беге на дистанцию 800 м, в которой предусмотрен пробег первых 100 м по своей дорожке, выделяют стартовый разгон, который идет на пути 15-20 м и активный бег, который идет до момента, когда спортсмен выбежит на общую дорожку. Активный бег характеризуется более высокой скоростью по сравнению с бегом по общей дорожке, где скорость выравнивается.
Высокий старт в легкой атлетике может осуществляться использованием опоры или без ее использования.
Нормативы
В завершение статьи приведем таблицу нормативов по разрядам для разных дистанций.
Дистанция, м | Мастер Спорта Межд. Класса |
Мастер Спорта |
Кандидат в матера спорта | Взрослые спортивные разряды |
Юношеские спортивные разряды | ||||
I | II | III | I | II | III | ||||
50 | 6,9 | 7,3 | 7,7 | 8,2 | 8,6 | 9,3 | |||
60 | 7,30 | 7,50 | 7,84 | 8,24 | 8,64 | 9,14 | 9,64 | 10,14 | 10,74 |
100 | 11,34 | 11,84 | 12,54 | 13,24 | 14,04 | 15,04 | 16,04 | 17,24 | 18,24 |
200 | 22,94 | 24,14 | 25,54 | 27,04 | 28,74 | 31,24 | 33,24 | 35,24 | 37,24 |
300 | 40,0 | 42,0 | 45,0 | 49,0 | 53,0 | 57,0 | — | 60,0 | 62,0 |
400 | 51,20 | 54,05 | 57,15 | 1:01,15 | 1:05,15 | 1:10,15 | 1:16,15 | 1:22,15 | 1:28,15 |
Ну вот и все, мы рассказали про бег на короткие дистанции, охватив все важные моменты. Можете смело начинать тренировки для получения заветного значка ГТО или разряда. Помните, для официальной фиксации полученного результата вы должны принимать участие в официальных соревнованиях. Подать заявку на сдачу нормативов ГТО можно через сайт тестирования: https://www.gto.ru/norms.
Стартовый разбег
В нем выделяется две части: раскатывающая и силовая. При первом типе разбега главная работа выполняется стопой и коленом. Ноги идут вдогонку к «падающему» корпусу. Стопа и разгибатели колена толкают тело вперед. После того как происходит отталкивание, нога подхватывается бедром, что помогает стопе прийти на дорожку одновременно с тазом. Преимущества данного типа заключаются в том, что старт требует затраты минимума усилий, в результате чего увеличивается частота шагов.
Но при спринтерском беге на короткие дистанции бедро не выходит вперед, особенно у начинающих спортсменов, и эффективного проталкивания не получается.
При силовом типе разбега главная работа выполняется задней поверхностью бедра и стопой. Нога помещается на опору перед центром массы. При беге сразу включаются мышцы задней поверхности бедра. При этом корпус все равно поддерживается в наклонном положении. Этот тип обеспечивает мощный разбег и хороший переход в бег по заданной дистанции. Но при этом с большой вероятностью можно повредить мышцы задней поверхности бедра. Данный тип предполагает мощную зарядку пружины на старте с различной расстановкой рук. В основном подходит для коротких дистанций.
Раскатывающий тип разбега можно использовать для длинного спринтерского бега, и он лучше удается при узкой расстановке рук.
Как тренироваться?
В достижении результата в спринтерском беге большое значение имеет качество выполнения технических элементов. Однако даже высокая точность движений не обеспечивает хороший результат. Поэтому большое внимание при тренировке спринтеров уделяется физической подготовке.
Максимальная скорость спортсмена зависит от длины и частоты шага. Оптимальным периодом для увеличения частоты шагов является возраст от 10 до 14 лет. Однако частоту можно развивать и после 14 лет вплоть до достижения зрелого возраста.
Популярным упражнением для увеличения частоты шагов является бег с высоким подниманием колен. Суть заключается в выполнении 3-5 подходов с временным ограничением в 20-30 секунд. За промежуток в 30 секунд необходимо выполнить максимальное количество движений, но при этом не нарушать технику упражнения.
Развить длину шага позволяет регулярное выполнение растяжки после основной тренировки. Также стоит обращать внимание на длину шага при прохождении непосредственно спринтерской дистанции.
Основные ошибки при отдаче команды «На старт»
Наклон вперед превышает необходимый, что выносит за стартовую линию плечи. Эта ошибка дает возможность сойти со старта еще до команды «Марш». При этом на толчковую ногу нагрузка возрастает за счет того, что она удерживает торс. В связи с этим при команде «Марш» спортсмен затрачивает лишние усилия на возможность начать забег.
Ноги в коленях согнуты в большей мере, чем это необходимо. Данная ошибка приводит к тому, что легкоатлету нужно будет приложить лишние усилия для быстрого старта. При этом происходит перерасход сил и потеря времени еще в самом начале.
Плечи могут быть отклонены назад или туловище может быть не наклонено, а поддерживаться вертикально. Данная ошибка приводит к тому, что первые шаги будут достаточно короткими из-за того, что движение направляется вверх, а не вперед. Максимально возможная скорость движения достигается с опозданием от других спортсменов.
Подготовка к бегу на разные дистанции
Бег на длинные дистанции требует от спортсмена максимальной выносливости и умения правильно распределять свои силы на протяжении всего отрезка пути. Забеги на длинные дистанции сильно нагружают сердечно-сосудистую систему, в связи с чем необходимо грамотно рассчитывать скорость движения и соблюдать правильную технику бега.
Тренировка спортсмена перед забегами на длинные дистанции включает множество упражнений, с помощью которых отрабатываются скоростные качества и выносливость. Развить специальную выносливость можно интервальными тренировками с чередованием разной частоты и темпа нагрузок.
Для отработки бега на короткие дистанции понадобится направить все силы на повышение мышечных качеств нижних конечностей. Хорошим подспорьем в подготовке к коротким быстрым забегам является барьерный бег, либо пробежки на пересеченной местности – по песку, в гору и по мягкому грунту, а также в дождливую погоду.
Одним из самых экстремальных видов легкой атлетики является спринтерский бег. Спортсмену в короткие промежутки времени и на малой дистанции требуется выложиться на все 100%, локализовать все свои резервы организма – только так получится достичь высоких результатов. Спринтерский забег предполагает высочайшую концентрацию внимания, отличную координацию движений и максимальную собранность спортсмена. Успешно пробежать спринт можно только после многих лет изнурительных тренировок, поэтому начинающим спортсменам таким видом легкой атлетики заниматься не рекомендуется.
Основные ошибки при отдаче команды «Марш»
Маховая нога задирается слишком высоко при выполнении первого шага. Эта ошибка приводит к тому, что первый шаг идет коротким, что затормозит продвижение вперед.
Голова поднимается вверх слишком быстро и резко. В результате этой ошибки тело резко переходит в вертикальное положение. Первые шаги получаются очень короткими. Движение в большей степени направлено не вперед, а вверх.
Руки поднимаются излишне высоко, плечи слишком напряженные. Руки перенапряжены и передают часть напряжения ногам, беговые движения становятся судорожными, что приводит к излишней затрате энергии и сил в начале разгона.
Что следует предпринять
Большинство неправильных действий спортсмены совершают, когда звучит команда «Марш». Основное из них — практически сразу выпрямить туловище до вертикального положения. Шаг маховой ногой получается слабым и слишком мелким. Это ведет сразу же к значительной потери стартовой скорости. Исправить ситуацию можно, начиная стартовать с сохранением корпуса в наклонном положении.
В процессе тренировок имеет смысл ограничить процесс выпрямления корпуса с помощью дополнительных средств. В качестве последних может выступать наклонная планка или протянутый над дорожкой резиновый жгут.
Если мышцы ног (главным образом мышцы бедра — его передней поверхности) спортсменов развиты пока недостаточно, практиковаться можно с применением небольших выпрыгиваний из положения приседа или полуприседа.
Еще одна широко распространенная ошибка заключается в чересчур большом первом шаге, который производится маховой ногой, что автоматически вызывает кратковременную остановку и потерю скорости на последующем этапе. Первый шаг целесообразно выполнять более активно, ставя стопу под себя. В процессе тренировки на дорожку имеет смысл нанести нарисованные отметки для начальных шагов.
Исправление ошибок команды «На старт»
Приведем исправление ошибок в порядке их написания в предыдущих разделах статьи.
Первую ошибку исправляем выпрямлением туловища и небольшим поднятием головы.
Для исправления следующей ошибки также необходимо поднять голову, помимо этого нужно немного выровнять сгиб ног и приподнять руки.
Для исправления третьей ошибки немного наклоняем плечи вперед, опускаем подбородок. Взгляд сосредотачиваем на точке, расположенной на длине 3-5 м от стартовой линии.
Упражнения для обучения описываемой технике
Обучение технике высокого старта предполагает выполнение ряда упражнений.
Сначала необходимо научиться занимать стартовое положение при озвучивании команд «На старт» и «Внимание» под руководством тренера.
Следующее упражнение предполагает самостоятельное выполнение первого упражнения.
Продолжение обучения заключается в том, что начинающий спортсмен должен находиться в наклоне, туловище располагается параллельно площадке, упор осуществляется в стенку в 1 м +/-20 см от нее. Производится касание коленом сильно согнутой ноги груди. Ноги чередуются по мере выполнения тренировки.
Четвертое упражнение выполняется в положении высокого старта. При этом осуществляется имитация выноса маховой ноги вперед. При выполнении данного упражнения также производится разработка движения рук.
Пятое упражнение предполагают принятие положения, стоя на носках, из которого осуществляется «падение». При окончательной потере равновесия необходимо сделать быстрый шаг и вынести бедро вперед и вверх, сопровождая все это активными движениями рук.
Шестое упражнение является заключительным. Оно осуществляется вместе с партнером, который должен оказывать сопротивление, а легкоатлет должен его преодолевать. Бег осуществляется на дистанции 10-15 м. Легкоатлет должен занять позицию с наклоном вперед, при этом упираться несогнутыми руками в плечо умеренно сопротивляющегося партнера.
Помним о ногах
При проработке данного момента особенное внимание следует уделить правильной постановке обеих ног. Неверным будет и отведение спортсменом подбородка назад при первом шаге. Это ведет к нарушению ритма бега и общей координации в начале движения, при котором быстрый набор скорости невозможен. Подбородок оказывается поднятым вверх, что неизбежно ведет к слишком скорому выпрямлению корпуса. Контролировать данный момент также необходимо — следить за работой подбородка, который должен быть опущен и прижат к груди.
Если же на первом шаге бедра поднимаются слишком высоко, то такой шаг выйдет слишком коротким и сразу лишит участника преимущества. Поэтому стопа должна быть расположена низко по отношению к беговой поверхности.
Правила осуществления забега
Как выполняется высокий старт? Мы уже выяснили, что в основном высокий старт принимают при забегах на длинные и средние дистанции. После сигнала к началу забега участники сразу занимают положение высокого старта, при этом не двигаются и не касаются конечностями стартовой линией или не заступают за нее.
Дорожки, по которым будут бежать спортсмены, распределяются заранее с помощью жеребьевки, при этом спортсмены не должны меняться дорожками или занимать чужие дорожки. При общем старте места по линии старта распределяются по протоколу.
Если спортсмен начал движение до того, как прозвучала команда «Марш», или даже оторвет конечность или потеряет равновесие, ему засчитывается фальстарт. Также он засчитывается в случае невыполнения предыдущих команд в разумные сроки. Легкоатлет получает предупреждение и подтверждает его принятие поднятием руки. Если количество фальстартов превышает один, спортсмен от соревнований отстраняется.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
«НИЖЕГОРОДСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Методическое пособие для студентов 1 курса специальности «формацея» по учебной дисциплине физическая культура по разделу легкая атлетика «Техника стартов»
Преподаватель – Сабирова Юлия Николаевна
Нижний Новгород, 2016г.
Легкая атлетика — вид спорта, объединяющий естественные для человека физические упражнения: бег, прыжки и метания. В то же время легкая атлетика является научно-педагогической дисциплиной. Она имеет свою теорию, рассматривающую вопросы техники, тактики, тренировки, обучения.
Легкая атлетика включает в себя 5 видов упражнений: ходьбу, бег, прыжки, метания и многоборья. В каждом из этих видов имеются свои разновидности, варианты. Правилами соревнований определены дистанции и условия соревнований для мужчин, женщин, спортсменов различных возрастных групп. Основные легкоатлетические упражнения включаются в программу Олимпийских игр, национальных первенств, школьных спартакиад. По этим упражнениям присваиваются спортивные разряды и звания.
В легкоатлетических соревнованиях спортсмены начинают бег с использованием одного из двух видов стартов — высокого или низкого. Высокий старт в легкой атлетике применяется далеко не в каждом случае. Непременным условием достойных спортивных результатов является успешное освоение и того, и другого способа. Особенно важно правильно стартовать в спринтерских соревнованиях.
Высокий старт определяется следующим положением бегуна. Сильнейшая нога ставится согнутой у стартовой черты, туловище подано вперед и ОЦТ тела находится над носком. Другая нога отставлена на 10—15 см назад и на несколько сантиметров в сторону. Она также согнута в коленном суставе и упирается носком в землю. Стопы параллельны. Одноименная выставленной ноге рука согнута и отведена назад, противоположная рука — вперед. Голова слегка приподнята, чтобы видеть дорожку на 5—10 м вперед. Чем короче дистанция, тем сильнее сгибаются ноги, тем больше наклоняется вперед туловище.
Как правильно стартовать с высокого положения? Подготовительным этапом перед освоением высокого старта может служить выбегание из «падающей» позиции. В чем оно заключается? Легкоатлет высоко поднимается на стопу и подает вперед плечи, не сгибаясь при этом в тазобедренных суставах. Таким образом он начинает «падать» вперед. При этом ему следует активно стартовать.
. По команде «На старт!» бегун занимает исходное положение у стартовой линии. Толчковая нога находится у линии, а маховая нога ставится на 2 —2,5 стопы сзади. Туловище наклонено вперед примерно на 40 — 45°, ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах, ОЦМ расположен ближе к впередистоящей ноге. Положение тела бегуна должно быть удобным и устойчивым. Руки согнуты в локтевых суставах и занимают противоположное положение ногам. Взгляд бегуна направлен вперед на дорожку, примерно на 3 — 4 м (рис).
После команды «Марш!» или выстрела стартера спортсмен активно начинает бег. Со старта спортсмен бежит в наклонном положении, постепенно выпрямляя туловище и занимая беговое положение, при котором наклон туловища равен примерно 5 — 7°. Стартовый разгон зависит от длины дистанции.
В беге на 800 м, где спортсмены бегут первые 100 м по своим дорожкам, задача бегуна — быстро пробежать этот отрезок, чтобы первым занять место у бровки. Здесь можно выделить: 1) сам стартовый разгон, который длится примерно 15 — 20 м; 2)активный бег, который длится до выхода спортсмена на общую дорожку, где скорость
бега приближается к равномерной. Обычно скорость первых 100 м на дистанции 800 м несколько выше, чем скорость бега на других отрезках, даже старта при финишировании.
Обучение технике низкого старта.
Спортсмены, особенно юные, должны привыкнуть к нахождению перед подачей команд на расстоянии за полтора-два метра до линии старта (не ближе). Когда тренер произносит команду «На старт», спортсмену следует толчковую ногу поставить всей ступнёй вперед, подведя носок к самой линии старта. Маховая нога при этом устанавливается назад на половину шага и опирается на переднюю часть стопы. Ступни обеих ног располагаются параллельно относительно друг друга по траектории движения. При этом сильного мышечного напряжения быть не должно, стартовать нужно в легком раскрепощенном состоянии. Услышав команду «Внимание», легкоатлет переносит на другую ногу массу тела, сгибает ноги в коленях и наклоняется вперед туловищем. Руки при этом должны согнуться в локтях с выносом вперед той из них, которая противоположна толчковой ноге. Запомнить это важно, так как юные спортсмены способны перепутать положение рук. Как вариант, рука, будучи согнутой, может быть свободно опущена вниз.
Типичные ошибки при обучении технике бега на средние и длинные дистанции и рекомендации по их исправлению (по В.Г. Алабину и М.М. Сидоренко)
Ошибки в технике высокого старта |
Исправление ошибок |
По команде «На старт!» |
|
1. Очень близко от стартовой линии поставлена толчковая нога. |
Отставить ногу от линии старта. Меньше наклоняться вперед. |
2. Слишком большой наклон вперед, плечи уходят за стартовую линию. |
Выпрямиться, чуть выше поднять голову вверх. Не следует слишком переносить тело вперед. |
3. Ноги слишком согнуты в коленях. |
Чуть выпрямить ноги, поднять выше голову и руки. |
4. Бегун отклоняется назад. |
Плечи выдвинуть несколько вперед, подбородок опустить. |
По команде «Марш!» (или выстрелу стартера) |
|
5. Нога в первом шаге слишком высоко поднимается вверх. |
Стопу посылать вперед параллельно грунту. Продвигаться стопой вперед, а не вверх. |
6. Голова слишком резко и быстро поднимается вверх. |
Опустить подбородок к груди. |
7. Слишком высоко поднимаются руки, напряжены плечи. |
Расслабить плечи, опустить кисти рук ниже пояса. |
Техника бега на короткие дистанции.
Низкий старт— наиболее распространенный способ начала спринтерского бега, так как позволяет быстрее начать бег и развить максимальную скорость на коротком отрезке. Для обеспечения удобства и прочности опоры ног используются стартовые колодки или стартовые станки.
. В беге на короткие дистанции, согласно правилам со-I ревнований, применяется низкий старт, используя при этом стар-I товые колодки (станки) (рис. 27).
Расположение стартовых колодок строго индивидуально и зависит от квалификации спортсмена и его физических возможностей. В практике применяются четыре разновидности низкого старта (по расположению колодок): 1) обычный; 2) растянутый; 3) сближенный; 4) узкий.
При обычном старте расстояние от стартовой линии до первой колодки 1,5 — 2 стопы, такое же расстояние от первой до второй колодки. Для начинающих спортсменов можно применять расстановку по длине голени, т.е. расстояние до первой колодки и от первой до второй равно длине голени.
При растянутом старте расстояние от стартовой линии до первой колодки увеличено от 2 до 3 стоп, от первой до второй колодки — от 1,5 до 2 стоп.
При сближенном старте расстояние от стартовой линии до первой колодки — 1,5 стопы, от первой до второй — 1 стопа.
При узком старте расстояние от стартовой линии до первой колодки не меняется, а меняется расстояние от первой до второй колодки от 0,5 стопы и меньше.
Как мы уже говорили, применение старта зависит от индивидуальных возможностей каждого спортсмена, в первую очередь от силы мышц ног и реакции спортсмена на сигнал.
По продольной оси расстояние между осями колодок устанавливается от 15 до 25 см.
По команде «На старт!» спортсмен опирается стопами ног в колодки, руки ставит к линии старта, опускается на колено сзади стоящей ноги, т.е. занимает пятиопорное положение. Голова продолжает вертикаль туловища, спина ровная или чуть полукруглая, руки, выпрямленные в локтевых суставах, располагаются чуть шире плеч или в пределах двойной ширины плеч. Взгляд направлен на расстояние 1 м за стартовую линию. Кисти рук опираются на большой и указательный пальцы, кисть параллельна линии старта.
Стопы опираются на поверхность колодок так, чтобы носок шиповок касался поверхности дорожки (рис. 29, а).
По команде «Внимание!» бегун отрывает колено сзади стоящей ноги от опоры, поднимая таз. Обычно высота подъема таза находится на 7—15 см выше уровня плеч. Плечи выдвигаются несколько вперед, чуть за линию старта. Бегун опирается на руки и колодки. Важно, чтобы спортсмен давил на колодки, ожидая стартовую команду (рис. 29, б).
В этом положении большое значение имеют углы сгибания ног в коленных суставах. Угол между бедром и голенью, опирающейся ноги о переднюю колодку равен 92—105°, сзади стоящей ноги — 115 —138°. Угол между туловищем и бедром впереди стоящей ноги — 19 — 23°. Значения этих углов можно использовать при обучении низкому старту, в частности при становлении позы стартовой готовности, применяя транспортир или модели углов из деревянных реек.
Бегун в положении стартовой готовности не должен быть излишне напряжен и скован. Но в то же время он должен находиться в состоянии сжатой пружины, готовой по команде начать движение, стартовать, тем более что промежуток между командами «Внимание!» и «Марш!» не оговорен правилами соревнований и целиком зависит от стартера, дающего старт.
Услышав стартовый сигнал (выстрел, команда голосом), бегун
I мгновенно начинает движение вперед, отталкиваясь руками от дорожки с одновременным отталкиванием сзади стоящей ноги от задней колодки. Далее вместе с маховым движением вперед
I сзади стоящей ногой начинается отталкивание от колодки впереди стоящей ноги, которая резко разгибается во всех суставах (рис. 30). Обычно руки работают разноименно, но некоторые тренеры предлагают начинать движения руками одноименно и с час-
I тотой выше, чем частота ног. Это делается для того, чтобы бегун активно выполнял шаги на первых метрах дистанции, особенно первый шаг. Угол отталкивания с колодок у квалифицированных
■ бегунов колеблется от 42 до 50°.
При первом шаге угол между бедром маховой ноги и бедром толчковой ноги приближается к 90°. Это обеспечивает более низкое положение ОЦМ и отталкивание толчковой ноги ближе к направлению вектора горизонтальной скорости. Начинающим бегунам можно дать образное сравнение, будто они толкают вагонетку: чем острее угол толкания, тем больше усилий они прикладывают для создания скорости. В данном случае вагонетка — это тело бегуна, а ноги — толкатели.
При старте необходимо помнить, что неправильное положение головы или туловища может вызвать ошибки в последующих движениях. Низкий наклон головы и высокий подъем таза могут не дать возможности бегуну выпрямиться, и он рискует упасть или споткнуться. Высокий подъем головы и низкое положение таза могут привести к раннему подъему туловища уже на первых шагах и снизить эффект стартового разгона.
Типичные ошибки при обучении технике бега на короткие дистанции и рекомендации по их исправлению (по В.Г. Алабину и М.М. Сидоренко)
Ошибки |
Исправление ошибок |
|
По команде «На старт!» |
||
1. Большой прогиб спины. |
Голову опустить вниз. |
|
2. Руки слишком согнуты в локтевых суставах, широко расставлены. |
Руки держать параллельно. |
|
3. Слишком глубокий сед, проекция плеч далеко от стартовой линии. |
Туловище наклонить вперед, голову опустить вниз, ось плеч находится над стартовой линией. |
|
4. Голова поднята высоко, большой прогиб спины, проекция плеч слишком далеко за стартовой линией. |
Туловище отклонить назад, голову опустить. |
|
По команде «Внимание!» |
||
1. Таз поднят слишком высоко, ноги прямые и напряжены. |
Согнуть больше ноги, спину опустить почти параллельно земле. |
|
2. Слишком большая нагрузка на кисти рук, таз недостаточно поднят. |
Туловище отклонить назад, ось плеч должна находиться за стартовой линией (в сторону бега). |
|
По команде «Марш!» (выстрелу) — стартовый разгон. |
||
1. Рано подняты руки вверх. |
Разогнуть руки в локтевом суставе. |
|
2. Слишком высоко поднято бедро в первом шаге. |
Стопу нести низко к земле. |
|
3. Резко и рано поднята голова. |
Подбородок опустить к груди. |
|
4. Обе руки одновременно отведены назад на первом шаге. |
Низко нести руки к земле (полу), подбородок опустить к груди. |
|
5. Резко поднята голова и выпрямлено туловище на первых шагах стартового разгона. |
Пробегать под низкой палкой. |
|
6. Туловище чрезмерно наклонено вперед, падающий бег. |
Больше согнуть руки в локтях. Поднять выше голову. Смотреть вперед на расстояние 10-15 м. Выше поднять бедро. |
|
7. Туловище назад отклонено, напряженный бег. |
Голову опустить, смотреть вперед, а не вверх. |
|
8. Во время бега руки напряжены. |
Согнуть руки в локтях. |
|
9. Недостаточно высоко поднято бедро. |
Во время бега держать за концы небольшую круглую палочку длиной 30-40 см, что позволит увидеть правильную работу своего бедра. |
|
10. Слишком высоко поднято бедро, вследствие чего бегун топчется на месте и мало продвигается вперед. |
Опустить голову и руки немного вниз, смотреть вперед на расстояние 10-15 м. |
|
11. Стопы развернуты носками наружу. |
Бежать по прямой линии, ставя носки чуть внутрь. Медленный бег по скамейке. |
Используемая литература и источники.
- http://kakfb.ru/sport-i-fitnes/legkaja-atletika/97389-vysokij-start-tehnika-vypolnenija-komandy-legkaja.html
- Бобина О.Н. Практикум по легкой атлетике: учебное пособие /авт.-сост. О.Н. Бобина, И.Н. Родичев – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 112 с
- Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И.Жилкин, В.С.Кузьмин, Е.В.Сидорчук. — М.: Издательский центр «Академия», 2003
- С.И. Рыбалова Ю.В. Рыбалов Учебно-методическое пособие по легкой атлетике для студентов средних профессиональных учебных заведений , Сураж 2010
1.
Проект урока
Физической культуры
по легкой атлетике
для 7 класса
2. Тема урока: «Обучение техники бега с низкого старта».
Задачи урока:
Образовательные: обучить технике низкого старта.
Оздоровительные: развить физическое качество
быстроту.
Воспитательные: воспитание дисциплинированности,
самостоятельности.
3.
4.
Выполнение команды «На старт!»
По команде «На старт!»:
подойти к линии старта наклониться
вперед и поставить руки на дорожку;
отступить от стартовой линии на
полторы стопы и поставить туда
толчковую ногу (или ту, которую
удобно), а более слабую ногу
поставить на зад;
колено сзади стоящей ноги опустить
на дорожку напротив пятки первой
ноги, расстояние между ними должно
быть равно величине вашего кулака;
поставить руки к линии старта;
четыре пальца соединены вместе и
обращены наружу;
большие пальцы обращены кнаружи;
руки расставлены на ширину плеч;
плечи над стартовой линией;
тяжесть тела распределяется
равномерно между точками опоры;
голова держится свободно;
взгляд устремлен вперед — вниз
примерно на 40 – 50 см от линии
старта.
5. Ошибки, допускаемые при выполнении команды «На старт!»
Голова закинута назад,
потому что бегун смотрит в
направлении финиша –
спина прогибается.
Руки не выпрямлены –
центр тяжести слишком
сдвинут назад.
Руки опираются не отвесно,
под углом – тяжесть тела
чрезмерно переносится
назад.
6. Выполнение команды «Внимание!»
По команде «Внимание!»:
колено стоящей сзади ноги
отрывается от грунта;
таз приподнимается выше плеч;
коленный сустав передней ноги
образует почти прямой угол;
спина слегка приподнята;
голова опущена, как при
команде «На старт!»;
тяжесть тела перенесена на руки;
плечи выносятся вперёд
(за стартовую линию).
7. Ошибки, допускаемые при выполнении команды «Внимание!»
Таз поднят очень высоко –
ноги уже почти выпрямлены.
Бегун слишком сильно
опирается на руки, которые
к тому же расположены не
отвесно.
8. Выполнение команды «Марш!»
По команде «Марш!»:
постараться вложить всю силу в
первое движение;
тело молниеносно
выпрямляется вверх — вперед;
находящаяся сзади нога делает
первый шаг и касается грунта
кратчайшим путем;
кисти слегка отталкиваются от
грунта;
руки попеременно выполняют
короткие и быстрые движения;
взгляд направлен немного
вперед на беговую дорожку,
наклон тела уменьшается
только через 6–8 шагов.
9. Ошибки, допускаемые при выполнении команды «Марш!»
Выпрямление произошло
до того, как ноги сделали
первое движение.
Маховая нога поднимается
чрезмерно высоко.
Обе руки слишком
отводятся назад.
Конспект урока
По физической культуре Класс: 6
Тема урока: обучение технике бега с низкого старта.
Цель урока: учить техники выполнения низкого старта.
Задачи:
1. Образовательная: обучение техники положения низкого старта
2. Оздоровительная: развитие скоростных качеств.
3. Воспитательная: воспитание дисциплинированности, самостоятельности.
Тип урока: обучающий
Метод проведения: фронтальный, индивидуальный, групповой.
Место проведения: спортивный зал.
Оборудование и инвентарь: свисток, ноутбук, проектор, экран, эстафетные палочки, стойки.
Время проведения: 45 мин.
Часть урока |
Содержание |
Дозировка |
ОМУ (организационно- методические указания) |
1 |
2 |
3 |
4 |
I |
Подготовительная |
10 |
|
1. Построение, сдача рапорта, сообщение задач урока. |
2 мин |
Дежурный сдает учителю рапорт о готовности класса к уроку, предварительно построив класс по командам: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!». Обратить внимание на готовность класса к уроку. Обеспечить конкретность и доступность пониманию учащимися в формулировке целей и задач урока. |
|
2. Строевые упражнения: — повороты на месте. |
1 мин по 1 разу |
Требовать от учащихся согласованности действий, чёткого выполнения строевых упражнений. |
|
3. Ходьба и её разновидности: — ходьба на носках, руки в стороны; — ходьба на пятках, руки на пояс; — ходьба в полуприседе, руки на колени; — ходьба в приседе, руки за голову (мальчики). |
2 мин все упр. по 1кругу. |
Дистанция 2 шага, следит сзади идущий. Следить за осанкой, при ходьбе на носках ноги не сгибать, руки точно в стороны. |
|
4. Бег равномерный |
2 круга |
Соблюдать дистанцию в 2 шага. Темп средний. |
|
5. Специальные беговые упражнения: — бег спиной вперед; — бег с высоким подниманием бедра; — бег с захлестыванием голени; — бег скрестным шагом (правым, левым боком); — прыжки на правой ноге до середины зала, от середины зала до конца ускорение; — прыжки на левой ноге до середины зала, от середины зала до конца ускорение. — бег по залу в колонну по одному с постепенным снижением скорости до перехода и ходьбу в прогулочном темпе. |
5 мин. 1 круг по 1 кругу упр. вып. по диаго- нали по 1 разу. |
Обратить внимание на соблюдение дистанции. Следить за осанкой, за постановкой стоп, за согнутыми ногами при выполнении приставных шагов. Руки работают вдоль туловища, частота работы ног близка к максимальной. |
|
II |
Основная |
30 мин |
|
Обучение техники выполнения с низкого старта: 1. Просмотр учебного видео; 2. Разучивание команд: «На старт, Внимание, Марш»: Слайд №5 По команде — «На старт!»:
взгляд устремлен вперед — вниз примерно на 40 – 50 см от линии старта. Слайд №6 Ошибки, допускаемые при выполнении команды «На старт!»
Слайд №7 По команде «Внимание!»:
Слайд №8 Ошибки, допускаемые при выполнении команды «Внимание!»
к тому же расположены не отвесно. Слайд №9 По команде «Марш!»:
Слайд №10 Ошибки, опускаемые при выполнении команды «Марш!»
3. Выполнение подводящих упражнений: а). Принять положение, как при команде «На старт!», поставить руки на 60-70 см. впереди линии старта, выносить маховую ногу вперед коленом к груди с одновременным выпрямлением толчковой ноги до 3-5 шагов с продвижением в выпаде. б). Учащиеся разбиваются на пары, первый выполняет команду «На старт!», второй упирается руками в плечи стартующего. По команде «Марш!» первый пытается бежать, второй в течении первых 2-3 метров оказывает сопротивление. 5. Эстафеты. |
5 мин. 15 мин. Вып. 3-4 раза Вып. 3-4 раза 6 мин. 2-3 раза. Упр. вып. по 1-2 раза. 4 мин По 1 разу. |
Проверить правильность выполнения учащимися команды «На старт!». Проверить правильность выполнения учащимися команды «Внимание!». Бегущий должен по инерции пробежать ещё 4-5 м. Следить за правилами эстафет. |
|
III |
Заключительная |
5 мин. |
|
1. Медленный бег с переходом на ходьбу. 2. Игра на внимание «Небо, земля, вода». 3. Подведение итогов урока с оценкой преподавателя результатов деятельности занимающихся. 4. Сообщение домашнего задания: а). Поднимание туловища из положения лежа. б). Бег с высоким подниманием бедра на месте. |
2-3 раза. 320 330//;45//;1/ |
Следить за правилами игры. Руки работают вдоль туловища, частота работы ног близка к максимальной. |
7. Рефлексия.
На листе бумаги обведите свою ладошку.
Каждый палец –это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.
• большой –для меня это важно и интересно …
• указательный- я получил конкретные рекомендации…
• средний- мне было трудно ( не понравилось)…
• безымянный –моя оценка психологической атмосферы…
• мизинец- для меня было недостаточно…
2