Ошибки при выполнении проб на праксис

Глава 2. Обработка данных нейропсихологического исследования

Ахутина Т.В., Полонская Н.Н., Яблокова Л.В., Меликян З.А., Воронова М.Н., Головина О.Е., Засыпкина К.В.

Предварительные замечания

Обрабатывать данные обследования ребенка лучше непосредст­венно после проведения исследования, пока еще хранятся в памяти многочисленные нюансы поведения ребенка и особенности выполне­ния проб, незафиксированные в протоколе. Целостное впечатление о ребенке позволяет увереннее выбирать одно из решений в случае ко­лебаний, когда выполнение заданий попадает в пограничную зону между двумя оценками.

Однако если приходится обрабатывать протоколы позднее, когда обследована целая группа детей, имеет смысл определять результаты одной пробы во всех протоколах, так проще соблюдать одинаковую градацию оценок. Но после того, как все протоколы обработаны, необ­ходимо вернуться к каждому протоколу в отдельности и соотнести данные разных проб одного конкретного ребенка. Психолог должен выяснить, как согласуются данные разных проб. Возможно, в контексте выполнения других проб он иначе интерпретирует и оценит результаты той или иной пробы, иначе определит характер ошибки, относится ли она к первичным или вторичным системным дефектам. Американский нейропсихолог Ида Байрон называет этот этап анализа convergency analysis — этап оценки согласованности (Baron, 2004). Безусловно, его корректное проведение приходит с опытом, однако, важно, чтобы и начинающий нейропсихолог пытался построить целостное представле­ние о ребенке, выделить сильные и слабые «факторы», их взаимодейст­вие. Анализ работ ребенка, использование методов «следящей диагно­стики» (Пылаева, 1995; Ахутина, 2000, 2001) может способствовать постановке верного функционального диагноза.

Блок программирования, регуляции и контроля деятельности

 1. Серийная организация движений

1. Динамический праксис. В этой пробе для оценки серийной организации используются 4 основных параметра: усвоение програм­мы, возможность автоматизировать движение, ошибки, удержание серии движений. За неправильное выполнение начисляются штраф­ные баллы.

1. Усвоение двигательной программы (для каждой программы отдельно):

0  — после первого предъявления;

1 — после второго предъявления;

2  — после совместного выполнения;

3  — после совместного выполнения по речевой инструкции;

4    — не усвоение программы (в таком случае максимальные штрафные баллы ставятся и по остальным трем параметрам).

2. Выполнение программы (после усвоения):

0  — от замедленного или пачками к плавному выполнению;

1 — от поэлементного к плавному;

2  — выполнение пачками сразу или после сбоев;

3  — поэлементное неавтоматизированное выполнение или появ­ление многочисленных сбоев при попытках увеличения темпа.

3. Ошибки серийной организации:

0  — отсутствие ошибок;

1 — единичные сбои, т.е. ошибки с самокоррекцией;

2  — повторяющиеся сбои (более 2 раз), единичные неисправлен­ные ошибки;

3  — неустойчивая тенденция к расширению программы;

4  — инертное повторение расширенной или суженной про­граммы.

4. Удержание в памяти:

0  — воспроизводит так же, как показывал при заучивании;

1 — ухудшение выполнения;

2  — отказ от выполнения.

1 и 4 параметры комплексные: первый включает также собствен­но программирование и контроль, четвертый — способность к сохра­нению следа.

Остальные параметры, как правило, комплексные, их целесооб­разно учитывать при качественном «факторном» анализе, а количест­венная оценка факультативна.

5. Наличие внешнего опосредования (компенсаторных приемов для усвоения и поддержания программы):

—   выполнение с речевым опосредованием;

—  выполнение с пространственным опосредованием (элементы программы разнесены пространственно).

6. Пространственно-кинестетические ошибки:

0  — отсутствие ошибок;

1 — кулак ставится вертикально;

2  — зеркальное положение кисти руки.

7. Кинестетические и позотонические характеристики выпол­нения: неловкие, плохо скоординированные движения (возможно с участием всего корпуса).
8. Асимметрия рук:

—   отстает правая;

—   отстает левая.

9. Характеристики энергетического блока.

—  снижение тонуса — вялая рука, неполное сжатие и/или разжима­ние кулака, недоведение до вертикального положения в позиции «ребро»;

—   повышение тонуса — напряженная рука, большая амплитуда движений, удары или «вжимание» руки в стол.

2. Реципрокная координация движений. Оценка серийной органи­зации движений осуществляется с помощью двух основных параметров.

1. Выполнение:

0   — переход к автоматизированному выполнению плавно сразу или после единичных сбоев в начале;

1   — переход к автоматизированным движениям после несколь­ких сбоев или поочередного выполнения;

2  — наличие повторяющихся сбоев, отставаний одной руки с са­мокоррекцией;

3    — поочередное выполнение (сначала одна рука выполняет движение, потом другая);

4  — уподобление движений обеих рук.

2. Темп выполнения.

0  — нормальный или быстрый;

1 — замедленный;

2  — медленное выполнение, при увеличении темпа распад движений.

Двуручный характер пробы позволяет оценивать относительную

слабость функций левого и правого полушарий и состояние межпо- лушарного взаимодействия.

3. Асимметричное отставание рук:

—   отставание правой;

—   отставание левой.

4. Межполушарное взаимодействие:

0   — хорошее выполнение или такое же, как в динамическом праксисе;

1  — реципрокная координация значительно хуже, чем выполнение динамического праксиса (см. параметр 2 в динамическом праксисе).

Трудности в выполнении пробы могут быть связаны также со слабостью I и II блоков.

5. Кинестетические характеристики выполнения: неловкие, пло­хо скоординированные движения (возможно с участием всего корпу­са), передвижение рук.

6. Характеристики энергетического блока:

—    снижение тонуса — вялая рука, неполное сжатие и/или раз­жимание кулака;

—    повышение тонуса — напряженная рука, большая амплитуда движений, удары или «вжимание» руки в стол.

3. Графическая проба. В этой комплексной пробе оцениваются разные компоненты графической деятельности, из них три основных отражают состояние серийной организации.

1. Выполнение:

0  — нормативное выполнение;

1 — компенсаторное введение различия элементов по размеру;

2   — искажение программы по типу уподобления элементов — замена вертикальных линий пологими и наоборот, незначительное сглаживание углов;

3     — поэлементное выполнение и/или редкие отрывы, и/или «площадки» с самокоррекцией;

4   — поэлементное выполнение с паузами и/или отрывами руки, наличие «площадок» без самокоррекции;

5  — тенденция к расширению программы — появление лишнего компонента внутри серии;

6  — инертное повторение расширенной или упрощенной программы.

2.     Среднее время выполнения одной пачки (время выполнения пробы/количество пачек).
3.  Остановки (отрывы) при выполнении:

0  — отсутствие остановок;

1 — 1-2 остановки;

2  — 3-4 остановки;

3  — 5-8 остановок;

4  — 9 и более.

Зрительно-пространственные функции – предыдущая | следующая – Составление рассказа

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чте­ния младших школьников

Консультация психолога при личных проблемах

В нейропсихологии традиционно выделяют несколько видов праксиса, каждый из которых исследуется отдельно:

  • динамический;
  • кинестетический (мануальный и оральный);
  • пространственный;
  • регуляторный.

Важнейшим фактором, отражающим индивидуальные особенности строения и взаимодействия ВПФ, является мануальная асимметрия пациента. Её определение лучше проводить до исследования различных видов праксиса, чтобы избежать лишних ошибок и затруднений при интерпретации результатов.

Исследование мануальных предпочтений. Моторные пробы. Традиционно в нейропсихологии используются так называемые «луриевские пробы», включающие имитацию аплодисментов, «позу Наполеона» и переплетение пальцев рук («замок»). В пробе «поза Наполеона» ведущей считается та рука, локоть которой оказывается сверху.

При переплетении пальцев в «замок» доминирующей рукой считается та, большой палец которой оказывается сверху. Наконец, в пробе «аплодирование» ведущей выступает рука, которая более активно совершает ударные движения.

При выполнении данных проб баллы начисляются по следующему правилу: если сверху находится правая рука, то испытуемый получает 1 балл, если левая — 0 баллов.

В редких случаях испытуемые могут демонстрировать симметричное аплодирование, которое можно оценить либо в 0 баллов, либо в 1 балл, если использовать оценку от 0 до 2 балов (в этом случае 2 балла начисляются за доминирование правой руки, 1 балл — за симметричное выполнение пробы, а 0 баллов — за доминирование левой руки).

Исследование самооценки испытуемых. С этой целью используется опросник Аннетт, включающий 22 вопроса, которые касаются выполнения отдельных привычных действий. Если испытуемый пользуется только правой рукой, ему начисляется 3 балла.

Если он в 1–3 случаях одинаково пользуется и правой, и левой рукой, то получает 2 балла. Если в 4–10 случаях он пользуется и правой, и левой рукой, то получает 1 балл. Если больше, чем в 10 случаях используется левая рука, оценка составляет 0 баллов.

Теппинг-тест. Данная методика позволяет оценить темп, ритм и устойчивость движений. На листе бумаги, разделённом на 4 части, испытуемый должен ставить точки карандашом последовательно в каждой из частей в течение 15–30 секунд.

Оценивается количество точек, поставленных каждой рукой, и равномерность работы. Затем вычисляется коэффициент правой руки по формуле Кпр = [(Nпр – Nл) / (Nпр + Nл)]  100%. Динамометрия.

Эта методика направлена на измерение силы кисти каждой руки с помощью ручного динамометра. Замеры производятся трижды: три раза подряд определяется сила сначала одной, а затем другой руки, после чего вычисляется среднее значение силы для каждой руки. Ведущей считается рука, превосходящая другую по силе больше, чем на 2 кг. Аналогично предыдущему тесту рассчитывается Кпр.

При выполнении тестов на динамометрию и теппинг, если Кпр положительный, то испытуемый получает 2 балла, если асимметрия отсутствует — 1 балл, отрицательный — 0 баллов.

По результатам выполнения всех мануальных проб подсчитывается общее количество баллов и оценивается степень выраженности доминирования правой или левой руки.

Исследование динамического праксиса. Динамическая составляющая двигательных функций включает в себя скорость движений и плавность переключения с одного из них на другое. Нормальное выполнение двигательных актов невозможно без сукцессивной моторной программы (последовательности двигательных команд).

В противном случае плавное автоматизированное движение замещается разорванным, поэлементным, где каждый следующий компонент требует особой команды.

Отчетливее всего нарушения динамического компонента движений проявляется при письме: каждый элемент буквы пишется отдельно, часто возникают ошибки по типу инертности, когда пациент добавляет лишние элементы.

Для того чтобы оценить состояние серийной организации движений, необходимо проанализировать, как пациент овладевает новой для него двигательной программой.

Проба «кулак-ребро-ладонь». Пациенту показывают серию из трёх движений: кисть руки, лежащей на столе, сжимается в вертикальный кулак, затем ставится на ребро, а потом кладётся на стол ладонью вниз.

В качестве образца движений предъявляются сразу 3–4 серии. Затем испытуемому предлагают повторить то же самое ведущей рукой, попросив его не останавливаться без команды нейропсихолога.

Убедившись в том, что двигательная программа сформирована, специалист предлагает пациенту продолжить её выполнение в максимально быстром темпе.

Затем задание выполняется другой рукой. Чтобы избежать эффекта «научения», следует изменить стимульную последовательность движений, предложив испытуемому другую серию — например, «кулак-ладонь-ребро».

Анализируются следующие показатели выполнения задания:

  • скорость, точность и прочность усвоения двигательной программы;
  • пространственные ошибки (замена вертикального кулака горизонтальным, неправильная постановка ладони на ребро и др.);
  • нарушение последовательности двигательных элементов;
  • упрощение программы или её расширение за счёт непредъявлявшихся элементов;
  • возможность ускорения движений и произвольной регуляции их темпа;
  • плавность переключения между сериями движений.

Следует учитывать, что выполнение данной пробы требует не только плавности переключения с одного движения на другое, но и запоминания пространственных характеристик элементов моторной программы, их порядка, включения в деятельность произвольной регуляции с помощью внешней и внутренней речи.

Проба на реципрокную координацию. Задание выполняется аналогично предыдущему: пациенту предъявляется серия движений, которую он должен неоднократно повторить, а после усвоения двигательной программы ускорить темп.

Проба выполняется двумя руками одновременно и выявляет возможности и особенности их взаимодействия. Во время тестирования руки находятся на столе, и когда кисть одной из них сжимается в горизонтальный кулак, другая лежит ладонью вниз.

Затем положение рук одновременно меняется на противоположное. В качестве образца демонстрируется 5–6 пар движений. Параметры оценки такие же, как и в предыдущей пробе.

Кроме них, необходимо обращать внимание на следующие особенности выполнения задания:

  • отставание одной из рук;
  • синкинезии (выполнение двумя руками одинаковых движений)
  • последовательное выполнение движений каждой рукой вместо одновременного;
  • дополнительное передвижение всей руки;
  • недоведение движений до конца (кисть не полностью сжимается в кулак и/или не до конца разжимается).

Графическая проба «Забор». Задание направлено на выявление особенностей усвоения и автоматизации двигательной программы при письме. Проба выполняется на белой бумаге без клеток и линий.

Чтобы получить больше графического материала для анализа характера графических навыков пациента, лист лучше расположить горизонтально. Больного просят продолжить узор до края листа, не отрывая карандаш от бумаги.

При оценке качества выполнения задания важно отмечать наличие следующих ошибок:

  • «оплывание» контура рисунка, когда в узоре отсутствуют чётко прорисованные углы и соединения;
  • рисование узора с заметным наклоном;
  • разрывы в контуре рисунка, несмотря на инструкцию;
  • наличие тенденции к микро— или макрографии;
  • заметная неравномерность элементов узора;
  • ошибочное повторение элементов вместо их чередования.

Исследование кинестетического праксиса. Кинестетическая основа движений — ощущения, дающие субъекту информацию о положении его тела, возникающие при раздражении кожных рецепторов и проприоцепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах и связках.

Кинестетическая информация играет важнейшую роль как на начальной стадии организации двигательного акта, так и на конечной, осуществляя контроль над правильностью выполнения движения.

Исследование кинестетического праксиса имеет непосредственное отношение к диагностике кинестетической апраксии и афферентной моторной афазии.

Праксис позы пальцев. Нейропсихолог просит пациента повторять за ним определённые положения пальцев кисти той же рукой, какой они демонстрируются ему. Поочерёдно обследуются обе руки.

Перенос поз. Задание выполняется аналогично предыдущему, только образец позы специалист «создаёт» на одной руке пациента, складывая его пальцы определённым образом, после чего испытуемый пытается воспроизвести заданное положение на другой руке. Проба выполняется с закрытыми глазами.

При выполнении проб на кинестетический праксис важно учитывать следующие ошибки:

  • замена «правильного» пальца соседним;
  • пространственные ошибки при выборе пальцев (например, выставление мизинца вместо указательного пальца);
  • развёрнутый поиск заданного пальца, когда пациент пытается задействовать в позе все пальцы по очереди, пока не остановится на нужном;
  • воспроизведение стереотипной, упроченной в опыте позы вместо непривычной заданной (например, складывание в кольцо большого и указательного пальцев вместо заданных большого и безымянного).

Пробы на оральный праксис. Исследование орального праксиса направлено на выявление нарушений кинестетического фактора, обеспечивающего правильную артикуляцию.

От пациента требуется повторить по образцу или по речевой инструкции такие движения как вытягивание губ трубочку, надувание щёк, облизывание губ, щёлканье языком и др.

Наиболее частым последствием инсультов, черепно-мозговых травм, нейрохирургических вмешательств являются речевые нарушения, проявляющиеся в виде различных видов афазий и дизартрий. Исследование состояния ВПФ является важным звеном структуры реабилитации для больных с последствиями органических поражений головного мозга. Нейропсихологический аспект работы  включает решение задач дифференциальной диагностики, оценку структуры и степени расстройства ВПФ, выявление возможных механизмов компенсации нарушенных функций с целью создания адекватных методик восстановительного обучения, рекомендаций по его характеру и режиму, оценку динамики восстановления.

Речевые нарушения  часто сочетаются с патологией других высших психических функций, основными видами которых являются:

—  нарушение нейродинамического компонента психической деятельности в виде: флуктуации возможностей; колебания произвольного внимания; трудностей переключения и  распределения внимания.

— нарушение регуляторного компонента психической деятельности: нарушение программирования деятельности; явления инертности, инактивности, аспонтанности психических процессов.

— различные виды нарушений гнозиса и праксиса.

— модально-неспецифические нарушения памяти

— нарушения мышления.

Мы хотели бы остановится более подробно на диагностике и проявлениях неречевых нарушениий  ВПФ.

При первичной нейропсихологической диагностике больных перенесших органическое поражение головного мозга мы пользуемся методикой Л.С.Цветковой «Количественной оценкой речи и других ВПФ», которая включает в себя блок оценки неречевой симптоматики.

При оценке  нейродинамических показателей оценивается темп выполнения проб и заданий. Истощаемость, утомляемость пациента. Может ли выдержать пациент нагрузку в рамках обследования  в полном объеме. Исследуются колебания / устойчивость функционального состояния пациента. Общий тонус  может быть снижен или соответствовать нормальному состоянию. Период включения в деятельность может быть увеличен или отмечаться трудности включения/врабатывания в задание, трудности переключения с одного вида деятельности на другой.

Произвольная регуляция: может быть сохранена / снижена. Снижен контроль  за собственной деятельностью. Отмечаться явления импульсивности, аспонтанности, инактивности психических процессов. Полевое поведение. Выражена тенденция к упрощению программы действий. Следует отмечать системные и локальные персеверации. Дезорганизованность произвольного внимания бывает у пациентов, которые  не могут сосредоточиться на задании, при достаточно высоких нейродинамических показателях. (когда больной хорошо выдерживает нагрузку предлагаемую специалистом).

Праксис.

Реципрокная координация рук.  Больному предлагают одновременно менять положение рук: правая рука —  ладонь, левая – кулак; правая – кулак, левая – ладонь.  Проводится оценка степени выраженности нарушения. Отмечаются сбои на аллированные движения ( одновременные движения обеими руками вместо реципрокных). Правая рука может отставать из-за паретических нарушений. Если у пациента выраженный парез одной из рук, то исследование не проводится.

Динамический мануальный праксис:

Больному предлагается повторить серию поз пальцев правой руки, с последующим переносом движений на левую руку. При этом отмечаются: трудности усвоения и удержания двигательной программы из 3-х элементов; трудности серийной организации движений,  трудности переключения с одного элемента на другой.

Характерными ошибками являются персеверации, антиципации элементов («предвосхищение», элемента, который должен идти позднее, а он переносится вперед), перестановки; введение промежуточных элементов, упрощающих переключение внутри моторной программы.

Кинестетический мануальный праксис:

Больному предлагается повторить пробы,  позы пальцев руки, предъявленные логопедом, без возможности зрительного контроля. Рука пациента экранируется.

При выполнении проб с исключением зрительной опоры, отмечается кинестетический поиск, ошибки, замены поз. Необходимо оценить и отделить трудности, обусловленные  ошибками внимания, которые  доступны самокоррекции.

Пространственный, конструктивный праксис

Больному предлагают несколько видов заданий: скопировать куб, самостоятельный рисунок стола с передачей проекции, переворот фигуры на 180* и пр. Отмечается слабость зрительно-пространственных функций: самостоятельный рисунок куба недоступен, расстановка стрелок на «слепых часах» с грубыми ошибками, неустойчивыми представлениями о системе обозначения времени на аналоговых часах (когда  пациент забывает, что стрелки две, что часов всего 12, что одна стрелка указывает часы, а вторая минуты).

Отмечаются специфические ошибки при развороте фигур на 180о.

Пространственные ошибки могут быть выражены:

— координатные ошибки (путает право-лево, верх-низ, зеркальные ошибки).

— топологические (искажение самой структуры объекта, неправильная локализация важных деталей).

— проекционные (трудности изображения в проекции, передачи трехмерности объектов).

— метрические (искажение соотношения размеров).

Оральный праксис

Кинестетический: больному предлагают выполнить пробы  по устной инструкции логопеда: открыть рот, нахмуриться, улыбнуться, подуть, посвистеть, пощелкать языком и пр.   При выполнении пациентом проб  отмечаются замены поз, кинестетический поиск; при повторении движений пациент не может найти правильную позу.

Динамический:  при повторении серий движений наблюдаются и отмечаются трудности переключения, персеверации, темп выполнения проб замедляется.

Гнозис.

Зрительный предметный гнозис:

Больному предлагают показать изображения предметов. Исследуется возможность опознавания реалистических, контурных, перечеркнутых, наложенных, недорисованных, зашумленных  изображений предметов. Часто выявляется, что пациент не помнит, как выглядят бытовые предметы и соответственно не может их опознать. Исследуется узнавание знакомых лиц по фотографиям, различия лиц мужского и женского пола.

Зрительно-пространственный гнозис:

Больному предлагают  рассмотреть две географические карты. Одна правильная, а другая с зеркальным изображением пространства. Больной должен оценить правильность расположения пространственных объектов. При определении времени на «слепых» часах (часах со стрелками, но без цифр) фиксируются ошибки ориентации во времени, понимания минутной и часовой стрелок.

Восприятие простых ритмов:

При отраженном воспроизведении больным  простых ритмических рисунков отмечаются  ошибки удержания ритмического рисунка, «перестукивания». Отдельно следует отметить возможен ли пациентом контроль и правильная оценка собственного выполнения ритмического рисунка.

Слуховой предметный гнозис:

 В этом виде гнозиса исследуется возможность опознания бытовых предметных шумов ( звон ключей, шуршание целлофана, переливание воды). Возможно выявление ошибок по созвучию.

Стереогноз:

Пациенту предлагается  тактильное опознание бытовых предметов с исключением зрительной опоры. Пациент может описать отдельные свойства, может определить материал из которого изготовлен предмет, однако предмет может не быть опознан.

Память.

Слухоречевая память:

 Пациенту предлагают повторить серию слов за логопедом из 3-5 элементов. Исследуется объем непосредственного воспроизведения. Он может быть достаточен или сужен.

Проведение методики » Запоминания 10 слов» (предложенную А.Р.Лурией ) позволяет также определить продуктивность запоминания. Специалист выстраивает кривую запоминания, после 5 предъявлений и отсроченного воспроизведения.

 Нормативы:

Первое предъявление – 7-8 слов

За 5 предъявлений запоминается 10 слов.

Отсрочено (в ретенции) – 8 слов.

Для пожилых (> 60):

Первое предъявление – 5-7 слов

За 5 предъявлений запоминается 9 слов.

Отсрочено (в ретенции) – 7 слов.

Устойчивость следов памяти может быть снижена. Выявляется избирательность запоминания, которая определяется  наличием  привнесений (слов из других заданий).

Зрительная память:

Объем зрительной памяти исследуется по методике запоминании 5 трудновербализируемых фигур. Пациент должен запомнить и воспроизвести пять фигур после пяти попыток. Проба запоминание 5 трудновербализуемых фигур:

Инструкция: посмотрите внимательно на эти 5 фигур, попробуйте запомнить их в том же порядке со всеми деталями. Я их уберу, а Вы мне нарисуйте их, сколько запомнили, в том же порядке.

Устойчивость следов памяти  и избирательность памяти могут быть снижены или сохранены. Критерием нарушения избирательности являются привнесения (фигуры из других заданий).

Счет.

Исследуется навык счета и счетных операций. Проверка устного и письменного счета. Выполнение различных арифметических действий (умножение, вычитание, сложение, деление) с решением задач (устных и письменных) различной сложности. Сравнение чисел, в том числе и многозначных. Нарушение счета – акалькулию часто можно выявить только при невозможности определения больным разница в написании римских цифр.

Интеллектуально-мнестическая деятельность.

Для исследования различных видов мыслительной деятельности пациенту предлагается следующие методики:

 — «Исключение предметов- 4-лишний». Больному предлагается из четырех предметов исключить один, объединив три предмета одним названием. Методика направлена на исследование аналитико-синтетической деятельности больного и на  умение строить обобщение.

— «Сравнение понятий». Больному предлагают набор пар слов, подлежащих сравнению. Например: «котенок – щенок «, «яйцо – зерно «, » поэма – статуя «. Больной должен дать объяснение сходства и различия предметов. При оценке ответов учитывается правильность выделения существенных признаков сходства и различий понятий. Неумение обнаружить эти признаки указывает на слабость обобщений больного со склонностью к конкретному мышлению.

 — » Решение задач». Больному предлагается ряд задач различной сложности и путем логического мышления он находит правильное решение.

— «Объяснение сюжетной картины». Больной при виде предъявленной ему сюжетной картинки рассказывает о ее содержании. Методика применяется для исследования возможности оценки понимания и осмысления сюжета, изображенного на картинке и умение больного строить логические заключения.

Заключение о состоянии ВПФ составляется на основе анализа результатов исследования, квалификации основного дефекта, т.е. того функционального звена, которое лежит в основе расстройств тех или иных функций. Нужно особо отметить, что проведение занятий  по восстановлению неречевых функций пациента  способствует более эффективному восстановлению речевой патологии, что является актуальным направлением нейрореабилитации.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите эти материалы по теме:

  • Яндекс еда ошибка привязки карты
  • Ошибки при выпечке макаронс
  • Ошибки при выполнении прически
  • Ошибки при выпечке макарон
  • Ошибки при выполнении приседания на одной ноге

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии