Ошибки при заполнении путевого листа

2021-09-01
3263

Исправления в путевых листах + 8 ошибок, которые совершают бухгалтеры

Время чтения: 2 минут

Нужна консультация

Чтобы избежать споров с налоговой, любая организация, в которой есть транспорт, ведет путевые листы. Правильно заполнить путевой лист – задача непростая, тем более если в компании большой парк автомобилей. Ошибки допускают все, даже профессиональные бухгалтеры.

Какие ошибки допускают бухгалтеры при заполнении путевых листов?

В основном ошибки, которые связаны с отсутствием конкретных отметок, с заверением данных и расшифровками.

  • Ответственные лица забывают ставить подпись и расшифровку.
  • Не указано время возвращения автомобиля.
  • Отсутствует информация о топливе и АЗС, где заправляли транспорт.
  • Не указан норматив расхода топлива.
  • Маршрут поездки расшифрован частично.
  • Не указано время возвращения водителя.
  • Нет километража.
  • Отсутствует подпись после внесения изменений.

Почему заполнять путевые листы лучше со специальными программными решениями?

Так вы сможете использовать готовые формы путевых листов, которые будут сами обновляться в зависимости от требований законодательства. Помимо этого, решения интегрируются с учетной программой, вручную данные переносить не нужно.

Для упрощения работы с путевыми листами используют следующие программы:

  • «Победасофт»
  • «1С:Управление автотранспортом 8» Стандарт
  • «1С:Управление автотранспортом 8» ПРОФ

Они различаются по функционалу, сложности настройки и условиям сопровождения.

Узнайте больше о программных решениях – получите бесплатную консультацию специалиста прямо сейчас!

Получить консультацию

Excel отходит на второй план

Многие бухгалтеры отказались от ведения путевых лисов в Excel, поскольку имеется ряд минусов:

  • нужно каждый день заполнять 1-5 таблиц;
  • хранить каждый из созданных файлов;
  • на основании чисел в Excel вести расчет потребления ГСМ и вносить его в учетную программу (например, в «1С:Бухгалтерию 8»);
  • менять печатную форму файла каждый раз, когда происходят изменения в законодательстве.

Рейтинг статьи:

4.9

(на основе 11 голосов)

В каких НПА можно найти образец заполнения путевых листов

Главный источник права, в котором зафиксирован порядок заполнения путевых листов — приказ Минтранса России от 11.09.2020 № 368. Он действует с 01.01.2021. А с 01.09.2021 при заполнении путевых листов нужно также учитывать новые правила технического контроля автомобилей, утв. приказом Минтранса от 15.01.2021 № 9. Подробнее см. здесь. 

Кроме того, правила заполнения первички с 01.01.2022 регулируются ФСБУ 27/2021.

ВАЖНО! С 01.01.2013 использование унифицированных форм документов необязательно. Организации вправе разработать собственные бланки со всеми обязательными реквизитами первичных документов и утвердить их в учетной политике. А с 01.01.2022 вступил в силу ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете», который устанавливает перечень реквизитов первичных документов, их форматы в электронном виде и порядок работы с ними. Положение о том, что документы следует хранить только на территории РФ, вступает в силу с 01.01.2024. Подробнее об этом мы писали в статье.  

Выделим ключевые положения:

  • путевые листы должны заполняться на каждый отдельно взятый вид транспортного средства (п. 8 приказа Минтранса № 368); при посменном использовании машины разными водителями нужно формировать отдельный лист на каждого из них (п. 10);
  • путевой лист оформляют строго на смену или на рейс, в зависимости от того, что длительнее. Составлять путевые листы на месяц нельзя (п. 9). Рассуждения наших экспертов на эту тему смотрите здесь; как оформить путевой лист на месяц — здесь.
  • в наименовании документа должен быть зафиксирован тип машины, в заголовке — номер путевого листа (в соответствии с нумерацией, установленной в фирме);
  • в документе, помимо основных реквизитов отправителя: названия, адреса и телефона – должен указываться ОГРН;

Образец заполнения можно скачать здесь.

  • в путевом листе должны указываться показания одометра в корреляции с датой и временем выезда машины на задание, а также ее возврата в гараж, скрепленные подписями ответственных лиц компании или ИП, а если ИП сам выполняет работу водителя, то им лично (п. 12, п. 13);
  • если путевой лист оформляется при посменном пользовании машиной разными водителями, показатели одометра отмечаются в листе водителя, который первым выезжает на задание из гаража, а также того водителя, который заезжает обратно в гараж (п. 14);
  • в путевом листе должны фиксироваться дата и время проведения медосмотров, которые проводятся до выезда в рейс и после возвращения из него, — они проставляются сотрудником медицинского профиля, непосредственно участвовавшим в осмотре, а также заверяются его подписью при обязательном указании Ф. И. О. (п. 15);
  • обязательным реквизитом путевого листа является отметка о проведении перед выездом в рейс (перед сменой) контроля технического состояния транспортного средства — контролирующим лицом, проводящим осмотр, указываются дата и время его проведения, заверяемые подписью с расшифровкой до инициалов (п. 16);
  • заполненные путевые листы должны регистрироваться в специальном журнале, который заводится собственником транспорта (п. 17);
  • с 01.01.2021 все путевые листы должны содержать сведения о перевозке, которые включают информацию о видах сообщения и видах перевозок (п.6).

Подробнее об измененях в путевых листах с января 2021 года мы рассказывали здесь.

О порядке заполнения журнала учета путевых листов, читайте здесь.

Заполненные листы должны храниться в организации, использующей транспортные средства, не менее 5 лет.

Нужен ли путевой лист ИП? На эту тему рассуждают эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный доступ к системе и переходите в Ответ эксперта.

Таковы положения главного НПА, регулирующего заполнение бланков путевых листов. Способ заполнения соответствующего документа законодателем не определен — необходимые данные можно вносить в него как ручкой, так и на компьютере.

ВАЖНО! С 2023 года вводятся в действие электронные путевые листы. Подробнее об этом мы писали в материале. А с 1 марта 2023 года порядок выписки путевых листов меняется.

Крайне важно заполнять путевые листы корректно. Что будет, если пренебречь этим, рассмотрим на примере нескольких арбитражных разбирательств.

Подробнее об особенностях путевых листов, используемых ИП, читайте в статье «Какие особенности у путевого листа для ИП (бланк)?».

Ошибки в путевом листе и отказ в возврате НДС

Весьма неприятными для налогоплательщика могут быть правовые последствия ошибок, допущенных в таком документе, как путевой лист. Обращает на себя внимание случай, свидетельствующий об отказе ФНС в признании права ИП на вычет по НДС по той причине, что путевые листы были заполнены некорректно.

Речь идет об арбитражном деле № А65-20582/2013. Истец — индивидуальный предприниматель — купил автомобиль у ООО и оформил ряд подтверждающих документов — накладную и акт приема-передачи. Продавец выставил в адрес покупателя счет-фактуру, в котором был указан НДС. Также известно, что ИП оплатил машину за счет кредитных средств.

ИП, осуществив государственную регистрацию машины, подал в ФНС декларацию по НДС, в которой была указана сумма к вычету. Однако налоговики отказали ИП в вычете, посчитав, что машина куплена не для бизнеса, а для личных целей.

Покупатель автомобиля подал иск в арбитраж, намереваясь добиться в судебном порядке аннулирования решения ФНС. Но успехом его попытки не увенчались — суд в 3 инстанциях подтвердил правоту налоговиков.

В ходе слушаний ИП предъявил суду в качестве доказательства пользования автомобилем для целей бизнеса копии путевых листов. Однако судьи посчитали, что данные источники не соответствуют требованиям приказа Минтранса, поскольку в них не было указано некоторых важных, по мнению суда, реквизитов. Кроме того, в ходе слушаний было установлено, что в акте приема-передачи автомобиля была ошибка в указании наименования ООО, которое продало ИП транспортное средство.

Не указан пункт назначения — расходы на ГСМ списать не получится

Весьма примечательна еще одна ситуация, имевшая место в рамках арбитражного дела № А55-23291/2012. ВАС отказался его передавать на уровень президиума данной инстанции, оставив, таким образом, решение кассации в силе.

Налогоплательщик подал иск против ФНС, намереваясь оспорить решение налоговиков об отказе во включении в структуру расходов фирмы затрат на ГСМ. Инспекторы ФНС посчитали данные издержки неподтвержденными, так как в путевых листах, сформированных налогоплательщиком в подтверждение затрат на ГСМ, не были указаны пункты назначения, в которые ездили водители.

Сумма, фигурировавшая в иске, весьма приличная — 700 000 руб. Но у налогоплательщика не получилось ее отсудить. В ходе слушаний в рамках первой инстанции судьи подтвердили правоту налоговиков. Апелляция дала шанс истцу, установив, что путь следования машины, а также пункт назначения груза не должны фиксироваться в таком документе, как путевой лист, организациями, которые не являются по основному профилю деятельности транспортными. К тому же, как посчитала апелляционная инстанция, путевой лист не должен рассматриваться как единственный источник, способный подтвердить задействование автомобиля в коммерческой деятельности налогоплательщика.

Однако кассация отменила решение, вынесенное апелляционной инстанции. Судьи посчитали, что путевой лист — это документ, который создается именно с целью подтверждения обоснованности издержек фирмы в виде затрат на ГСМ. Поэтому если путевой лист не содержит сведений о пункте назначения, то, по мнению судей, нельзя достоверно установить факт задействования автомобиля водителями фирмы в служебных целях. Поэтому данный реквизит путевого листа, если следовать позиции кассации, нужно рассматривать как обязательный, отражающий сущность хозяйственной операции.

Сведения о пункте назначения, фиксируемые в таком документе, как путевой лист, если следовать логике положений определения ВАС по данному делу, должны быть в достаточной мере подробными. Как считал ВАС, путевой лист должен включать название организации, куда едет машина, а также адрес соответствующего объекта.

Правила оформления путевого листа для бухгалтерии в 2022 — 2023 годах

На практике может использоваться довольно широкий спектр путевых листов — все зависит от типа транспортного средства, способа его задействования, а также специфики деятельности организации. Основной источник права, в котором утверждены бланки путевых листов для различных видов автомобильной техники, а также типов предприятий — постановление Госкомстата от 28.11.1997 № 78. Повторим, что применение этого документа не является обязательным, и владелец транспорта вправе сам разработать свой бланк путевого листа или, взяв за основу подходящую унифицированную форму, дополнить ее нужными реквизитами.

Но каким бы ни был применяемый владельцем транспорта бланк, он должен содержать обязательные для него реквизиты, его нужно утвердить в качестве используемого и заполнять, следуя рекомендациям приказа Минтранса № 368.

Эксперты КонсультантПлюс подготовили образец заполнения путевого листа по форме  №3 для легкового автомобиля. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно скачайте документ с комментариями по его оформлению:

Скачать бесплатно образец в К+

Наши специалисты на основе унифицированных бланков также подготовили для вас образцы заполнения путевых листов в формате Word и excel. Наиболее часто используемые бланки путевых листов и образцы их заполнения вы можете скачать в таких статьях, как:

  • «Путевой лист грузового автомобиля индивидуального предпринимателя»;
  • «Путевой лист грузового автомобиля в бухучете (бланк)».

Итоги

Путевой лист — документ, который может иметь самостоятельно разработанную форму, но должен содержать ряд обязательных реквизитов и заполняться в соответствии с законодательно установленными требованиями. Нарушение порядка заполнения может привести к налоговым потерям для владельца транспорта.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Исправления в путевых листах допускаются или нет в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В бухгалтерском учете предусмотрена корректировка ошибок, однако для этого нужно знать инструкцию по их исправлению. Есть несколько способов, и каждый метод имеет свои особенности. Мы рассмотрим самый типичный способ внесения изменений, которым пользуются многие бухгалтера.

Новые правила оформления путевых листов в 2021 году утвердил Минтранс. Им обязаны следовать юрлица и ИП, которые используют легковые машины, грузовики, автобусы, троллейбусы и трамваи.

  • Сведения о перевозке. В путевом листе появился новый обязательный реквизит — в этой графе надо отметить вид сообщения и перевозки. Это указано в письме Минтранса от 03.03.2021 № Д3-468-ПГ. Виды перевозок в путевом листе 2022 года:

    • регулярная перевозка пассажиров и багажа,
    • перевозка пассажиров и багажа по заказу,
    • организованная перевозка группы детей,
    • перевозка пассажиров и багажа легковым такси,
    • перевозка грузов,
    • перевозка для собственных нужд.

    Журнал учета путевых листов в 2022 году

    ИП и компании могут в 2022 году сами разработать форму журнала учета путевых листов. Ее надо закрепить в учетной политике. Оформляют документ на срок не более года, но при необходимости его можно сократить до 1 месяца.

    Журнал регистрации путевых листов состоит из двух частей:

    1. Лист, на котором указывают название организации, код по ОКПО и период, в течение которого будет вестись журнал.

    2. Таблица, в которой указывают:

      • номер путевого листа и дату его выдачи,
      • данные водителя и его табельный номер,
      • гаражный номер автомобиля;
      • подписи лиц, ответственных за ведение журнала: водителя, диспетчера и бухгалтера.

    Допускаются ли исправления?

    В Федеральном законе о бухгалтерском учете №402 от 06.12.2011 года, в статье 9 пункте 7 сказано, что в первичных учетных документах можно допускать ошибки и по необходимости исправлять их. Некоторые первичные документы нельзя править, это прописано в нормативных актах.

    Относится ли путевой лист к первичным документам? Налоговый вестник от 2010 года №12 сообщает, что данный бланк относится к первичным документам, и в него можно вносить правки. Также Закон №129 –ФЗ в п.5 ст.9 делает акцент только на кассовых и банковских бланках, которые не подлежат правке. Исправлять ошибку нужно штрихом.

    Типичные ошибки при заполнении путевых листов

    Как правило, в каждой организации есть арендованные, взятые в лизинг или собственные транспортные средства. Производственную направленностьзатрат служебного автомобиля подтверждает путевойлист вне зависимости от того, является ли организация автотранспортной или нет. Если документ заполнен не надлежащим образом, это может привести к спорам с налоговыми органами и значительным доначислениям. Сразустоит оговорить, что путевой лист оформляет не один бухгалтер. Ответственным за путевой лист должен быть и водитель. Также его заполняют: механик и диспетчер-нарядчик. Самое трудное для бухгалтера — добиться от всех ответственных лиц правильного заполнения путевого листа.

    Чтобы избежать возможных ошибок, которые впоследствии могут вызвать претензии со стороны налоговых органов, рассмотрим самые распростра­ненные из них.

    Обращаем внимание, что наличие в унифициро­ванных формах незаполненных реквизитов не до­пускается.

    Ошибка 1. Отсутствуют подписи и расшифровки ответственных лиц, в частности водителя. Помните, что ответственность за достоверность, правильность оформления, а также за своевременное и надлежащее составление первичных учетных документов несут лица, их создавшие и подписавшие.

    Ошибка 2. Не указано время возвращения. От­сутствие данных в графе говорит о том, что водитель закончил служебную поездку, а автомобиль в надле­жащее время не вернул. В путевом листе время выезда и возвращения нужно фиксировать обязательно. Время выезда и возвращения имеет непосредственную связь с подтверждением продолжительности работы водителя. Можно определить, где водитель находился в то или иное время, сколько ушло времени на дорогу. Поэтому без этих данных в путевом листе не обойтись. Если время не проставлено, то возникнет расхождение между данными лицевой стороны путевого листа и оборотной.

    Ошибка 3. Данные о выданном бензине не указа­ны. Отдельный раздел путевого листа предназначен для учета движения горючего. В нем указывается, сколько литров бензина было в баке при выезде и возвращении, сколько было заправлено и израсходо­вано во время поездки. Если водителю выдается бензин по заправочному листу, то в графе должно отражаться количество бензина. Если выдача бензина не предусматривается, то водитель приобретает его за подотчетные деньги. Чек, который он получил на АЗС, прикрепляется к авансовому отчету.

    Ошибка 4. В графе «Расход: по норме» не про­ставлен норматив расхода топлива автомобиля. Не­смотря на то, что речь о каком-либо лимите затрат на топливо не идет, налогоплательщикам все же лучше использовать нормативы.

    Ошибка 5. Строки в графах «Место отправления и назначения» заполнены не верно, т.к. указаны лишь названия организаций. Здесь надо детально указать город, улицу, название организации. Пункты назначе­ния по маршрутам следования позволяют обосновать производственный характер поездки и подтвердить показания счетчика. Причем надо избегать общих слов в документе. В частности, в него не следует вносить нераскрытые маршруты: «по городу», «по району», «по области». Ведь из них нельзя понять, обоснованно списан бензин или нет. В путевом листе либо прило­жении к нему необходимо отдельно расшифровывать каждую поездку.

    Ошибка 6. Не указан километраж. Необходимо отражать пройденный километраж для каждого пункта назначения. Это можно сделать по показаниям спидометра.

    Ошибка 7. Не указан номер лицензионной карточки при выполнении перевозок в междугороднем сообщении.

    Ошибка 8. В строке «Автомобиль» не указ гаражный номер автомобиля, что осложняет автоматизированный учет его работы.

    Ошибка 9. В соответствующих строках медицинский работник подписью и личным штампом не удостоверил возможность допуска водителя по

    При выполнении перевозок для собственных нужд перед выездом в рейс проводится не медицинское освидетельствование водителя, а контроль на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотиче­ских средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, который осуществляется в упрощенном порядке.

    Приказом руководителя назначается работник, ответственный за проведение приборного контроля опьянения. Для проведения приборного контроля используются специальные приборы и экспресс-пластины, которые должны соответствовать поло­жениям технических нормативных правовых актов. Контроль обязателен перед началом рабочей смены водителей, но также может проводиться во время смены и после ее окончания. При отказе от про­хождения приборного контроля опьянения водитель может быть отстранен от работы. На основании по­казаний приборов и экспресс-пластин в путевой лист вносится дата осуществления контроля, скрепленная jличной подписью работника, проводившего контроль, и ставится штамп «допущен к работе».

    При несогласии с результатами приборного кон­троля водитель направляется на предрейсовое меди­цинское обследование.

    Также следует помнить, что до выезда автомобиля на линию обязательно проводится контроль техниче­ского состояния транспортного средства.

    Прибывающие с линии и выпускаемые на линию автотранспортные средства проверяют водитель и лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств (работник предприятия, имеющий необходимую квалификацию). Так, согласно Квалификационному справочнику «Должности служащих, занятых на автомобильном транспорте», утвержденному постановлением Министерства труда и социальнойзашиты Республики Беларусь от 5 ноября 2002г. № 142 должность механика автомобильной колонны(гаража, автотранспортной организации) предполагает наличие высшего технического образования и стажаработы по специальности на автомобильном: не менее трех лет или среднего специального образования и стажа работы по специальности на автомобильном транспорте не менее пяти лет.

    В нижней части путевого листа в строке «Механик;(подпись, штамп)» своей подписью или личным штампом механик организации удостоверяет, что 5автомобиль технически исправен и выезд разрешен, подтверждает соответствие фактического спидометра показанию, перенесенному диспетчером в данный путевой лист из предыдущего (часть вторая п. 2.2.3 Инструкции по изготовлению, учету, заполнению и обработке путевых листов грузовогоавтомобиля, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12000 г. №31).

    Часто задаваемым вопросом является вопрос о том, как оформить путевой лист при обслуживании в течениеодного дня нескольких заказов. Такие перевозки можно оформить несколькими путевыми листами. При этом один путевой лист заполняется полностью, на остальных листах заполняется только талон заказчика.

    Перечисленные выше ошибки в документе исправимы. Порядок исправлений в путевых листах определен Законом Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. №3321-ХII»О бухгалтерском учете и отчетности». Изменения в первичных учетных документах должны подтверждены подписями соответствующих лиц и датами исправлений. Исправление ошибочных записей осуществляется методами, позволяющими установить дату, основание исправления и лицо, его осуществившее.

    Исправление производится следующимобразом: зачеркиваем тонкой чертой неправильные суммы, текст и надписи, над зачеркнутым исправленным текстом пишем верное значение или таким образом, чтобы можно было прочитать зачеркнутое. Лицом, осуществившим исправление, производится запись «Исправлено» с указанием даты, основания поправки, фамилии и инициалов лица, ее осуществившего.

    Например, исправления в путевом листе показаний счетчика пройденного пути на конец рабочего дня нужно подтвердить подписями соответствующих должностных лиц: водителя и механика (или иного уполномоченного лица). Также следует отметить, что журнал учета путевых листов обязаны вести все организации, использующие транспорт в своей деятель­ности, т.к. пока водитель не расписался в сдаче одного путевого, он не может получить следующий.

    Изменения законодательства в области ав­томобильных перевозокв 2011 году

    С пяти до десяти лет увеличен срок, на который выдается лицензия, для тех видов услуг, которые продолжают оставаться лицензируемыми. С 1 января 2011 г. не нужно получать лицензию для выполнения:

    • внутриреспубликанских перевозок грузов всех видов (не предусмотрены среди услуг, оставляющих лицензируемый вид деятельности в области автомо­бильного транспорта);
    • внутриреспубликанских автомобильных пере­возок пассажиров для собственных нужд;
    • международных автомобильных перевозок гру­зов с использованием автомобиля, предназначенного для перевозки грузов, разрешенный максимальный вес которого, включая вес прицепа (полуприцепа),не превышает 3,5 т (часть вторая п. 120 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Бе­ларусь от 1 сентября 2010 г. № 450).

    Изменениям подвергся и перечень грубых на­рушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий. Использование транспортного средства, оформленного в соответ­ствии с определенными требованиями к оформле­нию автомобилей-такси, для нужд, не связанных с осуществлением лицензируемой деятельности, будет относиться к грубым нарушениям, если в установлен­ном порядке не будет оформлен путевой лист.

    Предрейсовый технический контроль

    Предрейсовый техосмотр вправе проводить только дипломированный специалист направления «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» или человек, имеющий квалификацию «Контролер технического состояния автомобильного транспорта». В документе должны стоять дата и подпись контролера, иначе запись недействительна.

    За нарушение оформления техконтроля транспортного средства в КоАП предусмотрена следующая ответственность:

    • путевой лист без записи о прохождении этого вида контроля повлечет штраф в 5 000 руб. для должностных лиц и 30000 руб. для юридических (п. 3 ст. 12.31.1);
    • если состояние автомобиля не соответствует результатам техконтроля, и есть поломки, при которых запрещается выезд на рейс, должностным лицам выпишут штраф размером 5 000-8 000 руб. (п. 2 ст. 12.31).

    Исправления в путевых листах допускаются или нет

    04.03.2013 Интернет, стартапы

    При работе с путевыми листами зачастую возникают ситуации, в которых требуется внести изменения в путевой лист. В этой статье будет рассмотрен порядок внесения изменений в путевой лист и типичные ошибки при исправлении данных путевого листа.
    Путевые листы являются первичными учетными документами, порядок исправления которых прописан в ч. 7 ст. 9 Закона ¹ 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В нем говорится, что в первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. При этом исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
    Напомним, что с 01.01.2013 утратил силу Закон ¹ 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в котором в п. 5 ст. 9 говорилось, что внесение исправлений допускается в любые первичные учетные документы, за исключением кассовых и банковских, но при одном условии: корректировки могут производиться лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что необходимо подтвердить подписями тех лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.
    Как видно в приведенных выдержках из законов ¹ 129-ФЗ и ¹ 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», для путевого листа, как первичного документа, изменилось немногое: добавилось требование к расшифровке подписей лиц, заверяющих внесенные в документ изменения.
    Рассмотрим данные изменения на примере путевого листа, составленного диспетчером. При исправлении в путевом листе, например, показаний спидометра на начало или конец рабочего дня диспетчер указывает дату внесения изменений, свою фамилию и инициалы, заверяет внесенные изменения своей подписью.
    При внесении изменений в путевой лист следует обратить внимание на отсутствие следующих возможных ошибок:
    Ошибка ¹1
    Отсутствие даты внесения изменений в путевой лист и расшифровки подписи лица составившего документ, в частности диспетчера. Помните, что ответственность за достоверность, правильность оформления, а также за своевременное и надлежащее составление первичных учетных документов несут лица, их составившие и подписавшие.
    Ошибка ¹2
    Отсутствие даты внесения изменений в путевой лист и подписи лица, составившего документ. Такое изменение путевого листа является не действительным и, как следствие, не действительным становится весь документ.
    Ошибка ¹3
    Отсутствует расшифровка подписи лица, составившего документ.
    Ошибка ¹4
    В разделе данных о возврате автомобиля не изменена фамилия и инициалы водителя, для исправления ошибки следует внести дополнительное изменение в раздел данных о возврате автомобиля, которое устранит противоречие в данных о водителе автомобиля, на который выписан путевой лист.
    Ошибка ¹5
    Отсутствует подпись лица, составившего документ.
    Ошибка ¹6
    Изменение, внесенное в путевой лист, не содержит информации о лице, составившем документ, и не подтверждено подписью данного лица. Согласно ч. 7 ст. 9 Закона ¹ 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» вносить изменения и заверять их подписью с указанием расшифровки, могут только лица, составившие данный документ.
    Таким образом, при внесении изменений в путевые листы нужно руководствоваться ч. 7 ст. 9 Закона ¹ 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и обращать внимание на отсутствие рассмотренных ошибок.

    Не указан конечный адрес

    Контролерам важно, чтобы путевые листы содержали описание маршрута следования автомобиля с указанием названий улиц, номеров домов и наименований компаний, как конечной или промежуточной цели следования. Если такие сведения не включены в путевой лист, налоговики могут посчитать, что поездка была фиктивной и исключить расходы по ней.

    Что сделать?

    Указывайте в путевом листе весь маршрут следования со всеми пунктами остановок.

    Иногда сделать это затруднительно, например, при отсутствии точного адреса. В таком случае можно написать название рядом расположенного населенного пункта, километровую отметку на дороге или просто взять координаты из навигатора с указанием широты и долготы. Судебная практика доказывает, что такой способ защиты понесенных компанией расходов суды признают правомерным (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.02.2016 № Ф08-626/2016).

    Развозка скоропортящихся продуктов не на спецтранспорте

    Если компания осуществляет продажу или доставку продуктов питания и среди них есть скоропортящиеся, например, рыба, овощи и фрукты, молочные продукты, использование рефрижератора обязательно. Налоговики в ходе проверки обязательно обратят внимание на этот нюанс транспортировки. Если использовался обычный автомобиль, инспекторы вправе признать поездку фиктивной.

    В летний период для скоропортящихся продуктов лучше осуществлять перевозку исключительно спецтранспортом, даже если от склада до точки продаж несколько метров. В противном случае придется доказывать реальность поставки. Кроме того, разгрузочно-погрузочные работы можно оправдать наличием транспортных накладных, фотоснимков отгруженного товара, видеозаписями с камер наблюдения.

    Обратите внимание, если в процессе транспортировки в обычном автомобиле продукты испортились, списание расходов по ним возможно лишь в рамках естественной убыли (подп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ).

    Учимся на чужих ошибках

    Чтобы избежать возможных ошибок, которые впоследствии могут вызвать претензии со стороны налоговых органов, разберем порядок заполнения путевого листа на примере.

    Пример

    Основным видом деятельности ООО «Гравицаппа» является продажа мелких деталей для двигателей. Для служебных поездок по городу и области руководители и менеджеры используют легковые автомобили. Услуги сторонним организациям по перевозке пассажиров не оказываются.

    14 февраля 2009 года менеджер ООО «Гравицаппа» И.М. Семенов отправился на задание. Организация использует унифицированную форму путевого листа (форма № 3, утв. постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78). Заполненный документ можно посмотреть . Затраты по эксплуатации автомобилей списываются в расходы, которые уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

    Итак, проведем работу над ошибками по путевому листу ООО «Гравицаппа». Места, где при заполнении допущены ошибки, указаны цифрами на .

    Обращаем внимание, что наличие в унифицированных формах незаполненных реквизитов не допускается.

    Ошибка 1. Отсутствуют подписи и расшифровки ответственных лиц, в частности водителя. Помните, что ответственность за достоверность, правильность оформления, а также за своевременное и надлежащее составление первичных учетных документов несут лица, их создавшие и подписавшие.

    Ошибка 2. Не указано время возвращения. Отсутствие данных в графе говорит о том, что водитель закончил служебную поездку, а автомобиль в надлежащее время не вернул. В путевом листе время выезда и возвращения нужно фиксировать обязательно. Если время не проставлено, то возникнет расхождение между данными лицевой стороны путевого листа и оборотной.

    Ошибка 3. Данные о выданном бензине не указаны. Отдельный раздел путевого листа предназначен для учета движения горючего. В нем указывается, сколько литров бензина было в баке при выезде и возвращении, сколько было заправлено и израсходовано во время поездки. Если водителю выдается бензин по заправочному листу, то в графе должно отражаться количество бензина. Если выдача бензина не предусматривается, то водитель приобретает его за подотчетные деньги. Чек, который он получил на АЗС, прикрепляется к авансовому отчету.

    Ошибка 4. В графе «Расход: по норме» не проставлен норматив расхода топлива автомобиля. Несмотря на то что в Налоговом кодексе речь о каком-либо лимите затрат на топливо не идет, налогоплательщикам все же лучше использовать нормативы, утвержденные Минтрансом России, либо воспользоваться заводскими нормами расхода топлива.

    Как вносить исправления + пример

    Вносить изменение следует так: зачеркните неправильную сумму тонкой линией и сверху напишите правильный текст разборчивыми цифрами или буквами. Зачеркнуть слово требуется так, чтобы его потом мог прочитать представитель проверяющего органа. Возле корректировки пишут слово «Исправлено» указывают дату исправления, фамилию и инициалы лица, составляющего этот документ. Заверить ошибку подписью должны соответствующие лица, участвовавшие в исправлении.

    К примеру, в путевом листе нужно изменить время прибытия водителя в пункт назначения. Подписи должны поставить водитель, механик и лицо, которое составляло этот лист.

    С 1 января 2013 года вышли изменения, как вводить исправления в первичных документах. Добавился один пункт: нужно расшифровывать подписи лиц , которые участвуют в заверении правки.

    Пример внесения правок в путевой лист

    Похожие записи:

  • С 11 марта 2023 года действует электронный формат путевого листа. Также Минтранс России утвердил порядок, в котором нужно оформлять путевые листы, и состав сведений в них. Как теперь заполнять путевые листы с учетом новых норм — рассказали в статье и показали на образцах форм.

    консультант плюс 30 лет

    Узнавайте об изменениях законодательства первыми с КонсультантПлюс

    подробнее

    Для чего нужен путевой лист

    Путевой лист обязательно нужен, если:

    • организация занимается перевозками пассажиров и багажа, грузов с использованием транспортных средств, которые в вашей собственности;
    • вы предоставляете транспортное средство во временное владение и пользование за плату по договору аренды транспортного средства с экипажем (ч. 1 ст. 6 Устава автомобильного транспорта, п. 10 Состава сведений и порядка оформления путевого листа).

    Оформить путевой лист следует и в случаях, когда работник использует автомобиль для перевозки грузов или других лиц для собственных нужд организации. Это следует из обязанностей, предусмотренных для тех, кто эксплуатирует транспортное средство (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 26, Письмо Минтранса России от 17.03.2017 № 03-525ПГ). 

    Внимание

    Путевой лист нужно оформлять на каждое транспортное средство.

    Путевой лист может понадобиться, чтобы:

    • водитель предоставил его полиции по их требованию (п. 2.1.1 Правил дорожного движения);
    • подтвердить расходы, связанные с эксплуатацией транспортного средства, в частности затрат на ГСМ;
    • начислить зарплату водителям (п. 14 ч. 1 ст. 2 Устава автомобильного транспорта, Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте);
    • подтвердить использование работником личного транспортного средства в служебных целях для обоснования выплаты ему компенсации за использование личного имущества (Письмо ФНС России от 13.11.2018 № БС-3-11/8304@);
    • подтвердить расходы на ГСМ, зарплату водителей и прочее — при аренде транспортного средства.

    Какие сведения и обязательные реквизиты указать в путевом листе

    Сведения

    В путевой лист нужно вносить сведения: 

    О сроке действия путевого листа
    • на один день — укажите дату (число, месяц, год), когда можно его использовать;
    • более чем на один календарный день — укажите даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого можно использовать документ
    О лице, оформившем путевой лист
    • полное наименование организации;
    • адрес в пределах местонахождения;
    • номер телефона;
    • ОГРН
    О транспортном средстве
    • тип, марка и модель транспортного средства, а если оно используется с прицепом, полуприцепом — также его марка и модель;
    • государственный регистрационный номер транспортного средства, а если оно используется с прицепом, полуприцепом — его регистрационный номер, инвентарный номер (для троллейбусов и трамваев);
    • число, месяц, год, часы, минуты и результат предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства, если он обязателен по законодательству РФ;
    • дата и время выпуска транспортного средства на линию и его возвращения;
    • показания одометра при выезде с парковки, при его заезде на парковку, а также при приеме-сдаче транспортного средства последующему водителю по окончании рабочего дня предыдущего водителя, если оформляется или формируется несколько путевых листов на одно транспортное средство
    О водителях
    • фамилия, имя, отчество (при наличии);
    • дата, время и результат предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медосмотра водителя, если они обязательны по закону
      • регулярная перевозка пассажиров и багажа;
    О виде перевозки

    Коммерческая, для собственных нужд или работа специальных транспортных средств

    Коммерческая перевозка: 

    • перевозка грузов по договору перевозки грузов или договору фрахтования (в том числе по договору аренды транспортного средства с экипажем);
    • перевозка пассажиров и багажа по заказу;
    • перевозка пассажиров и багажа легковым такси;
    • организованная перевозка групп детей автобусами

    Перевозка для собственных нужд — это перевозка пассажиров и грузов собственными силами, без заключения договоров перевозки или фрахтования. Такой вывод следует из Письма Минтранса России от 03.03.2021 № Д3-468-ПГ

    О виде сообщения
    • городское — перевозка в границах населенного пункта;
    • пригородное — перевозка между населенными пунктами на расстояние до 50 км включительно между их границами;
    • междугородное — перевозка между населенными пунктами на расстояние более 50 км между их границами;
    • международное — перевозка за пределы РФ или на территорию РФ с пересечением госграницы, в том числе транзитом

    Обязательные реквизиты 

    Обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ:

    1. наименование документа;
    2. дата составления документа;
    3. наименование экономического субъекта, составившего документ;
    4. содержание факта хозяйственной жизни;
    5. величина натурального или денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
    6. наименование должности лица, совершившего сделку, операцию и ответственного за ее оформление, либо наименование должности лица, ответственного за оформление свершившегося события;
    7. подписи лиц, предусмотренных п. 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

    По какой форме составить путевой лист

    Путевой лист можно сформировать в электронном виде или составить на бумаге. Формат электронного путевого листа утвержден Приказом ФНС России от 17.02.2023 № ЕД-7-26/116@, который действует с 11 марта 2023 года (ч. 2, 5 ст. 6 Устава автомобильного транспорта, п. 9 Состава сведений и порядка оформления путевого листа).

    Формы путевых листов в бумажном виде, обязательных к применению, нет. Вы можете разработать бланки самостоятельно или взять за основу унифицированные формы, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78. Формы, которые вы используете, закрепите в учетной политике.

    Как заполнять путевой лист

    На каждое транспортное средство оформляйте один путевой лист. Если одно транспортное средство используют посменно разные водители, можно оформить несколько путевых листов — раздельно на каждого водителя (пп. 10, 11 Состава сведений и порядка оформления путевого листа). 

    Проводить предрейсовый медосмотр и предрейсовый или предсменный технический контроль можно в любой очередности (Письмо Минтранса России от 08.04.2019 № ДЗ-531-ПГ).

    Как оформить медицинский осмотр

    Отметки в путевом листе о дате, времени и результате предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медосмотров водителей делает медработник. Когда оформляется бумажный документ, он заверяет данные собственноручной подписью. Если формируется электронный путевой лист, для заверения требуется УКЭП или УНЭП. Указывают фамилию, имя и отчество (при наличии) медработника, наименование медорганизации, если он состоит в штате, серию, номер, дату выдачи и срок окончания действия лицензии на проведение медосмотров (п. 12 Состава сведений и порядка оформления путевого листа). 

    По результатам медосмотров медработник выносит заключение о состоянии водителя: 

    • «Прошел предсменный медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» — если по результатам медосмотра нет признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и его остаточных явлений; 
    • «Прошел послерейсовый медицинский осмотр» — если по результатам послесменного, послерейсового медосмотра нет таких же признаков. 

    Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности работы водителей служебных легковых автомобилей

    Вопрос: Можно ли в целях налога на прибыль учесть расходы на ГСМ, амортизацию автомобиля руководителя, если в путевом листе нет отметки о предрейсовом медицинском осмотре

    Как проводят технический контроль транспорта

    Предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортного средства проводит должностное лицо, ответственное за техническое состояние и безопасную эксплуатацию. Его назначает руководитель своим решением. Ответственный работник указывает в путевом листе дату и время выпуска транспортного средства на линию, дату, время и результат предрейсового или предсменного контроля. 

    Вопрос: Кто может быть назначен ответственным за предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств

    Если готовите документ на бумажном носителе, работник заверяет данные собственноручной подписью, а если формируете электронный путевой лист, он использует УКЭП или УНЭП. Кроме того, работник приводит фамилию, имя и отчество. По результатам контроля проставляют  отметку «Выпуск на линию разрешен» или «Выпуск на линию не разрешен», если выявили несоответствие требованиям (п. 13 Состава сведений и порядка оформления путевого листа). 

    Если водители работают посменно на одном транспортном средстве, контроль проводят до начала рейса или смены водителя, который первым выезжает с парковки (п. 5 Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств). 

    Как вести журнал учета движения путевых листов

    Обязанность вести журнал учета движения путевых листов не предусмотрена нормативными актами. Вместе с тем целесообразно регистрировать в журнале их выдачу и возврат. Его можно вести как в бумажной, так и электронной форме. Если журнал на бумажном носителе, то его страницы должны быть прошнурованы и пронумерованы. 

    Журнал учета путевых листов в электронной форме нужно заверять УКЭП. Также целесообразно предусмотреть возможность его печати на бумажном носителе. 

    Скачать образец журнал учета движения путевых листов

    Как исправлять ошибки в путевых листах

    Исправляйте ошибки по схеме:  

    • ошибочную запись зачеркните одной чертой так, чтобы ее можно было прочитать; 
    • внесите корректную запись; 
    • сделайте надпись «Исправлено» и укажите дату исправления; 
    • заверьте исправление подписями лиц, составивших путевой лист. Укажите их должности, фамилии и инициалы, другие реквизиты, необходимые для идентификации. Обычно это диспетчер и водитель. 

    Такой порядок применяют для исправления документов бухучета, в частности первичных учетных документов. Это следует из ч. 7 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, пп. 19, 21 ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете». 

    Номер путевого листа

    Порядок нумерации путевых листов не установлен нормативными актами. Номер документа не относится к обязательным реквизитам. Для организации учета путевых листов целесообразно ввести их внутреннюю нумерацию. 

    Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-67462 от 18 октября 2016 г.
    Контакты редакции: +7 (495) 784-73-75, smi@4dk.ru

    С выходом Приказа Минтранса № 368 от 11.09.2020, возникло много вопросов как правильно заполнить путевой лист такси, путевой лист автобуса, путевой лист грузовика в 2021году, чтобы автобус, такси или грузовик не арестовали и не эвакуировали.

    Расскажем, как правильно заполнить и на что обратить внимание при заполнении путевого листа в 2021 году.

    Вы узнаете на какие разделы путевого листа надо обратить пристальное ВНИМАНИЕ и не допускать в них ОШИБКИ.

    Форма путевого листа и обязательные реквизиты в 2021 году

    Путевой лист должен содержать 6 ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ реквизитов, которые сотрудники Ространснадзора и ГИБДД проверяют на линии и при выездной проверке, а ошибки в этих реквизитах могут повлечь арест транспортного средства.

    Начнем с того, что сейчас путевой лист один для всех типов транспортных средств, если для Вашей работы дополнительный реквизит, то конечно добавьте, никто не запрещает.

    ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕКВИЗИТЫ:

    1. В наименовании путевого листа указывается тип транспортного средства:

    грузовой автомобиль, легковой автомобиль (для такси), автобус, специальный автомобиль.

    2. Номер путевого листа — ставим номер как у Вас заведено на предприятии.

    ! НЕ заполнено = нет путевого листа. ВОЗМОЖЕН АРЕСТ транспортного средства!

    3. Срок действия путевого листа. Указывается срок действия, в течение которой путевой лист используется.

    ! НЕ заполнено = нет путевого листа. ВОЗМОЖЕН АРЕСТ транспортного средства!

    4. Сведения о собственники (владельце) транспортного средства. В эту графу пишется кто владеет транспортным средством, не собственник, а кто эксплуатирует транспортное средство.

    ! НЕ полностью заполнено = нет путевого листа. АРЕСТ транспортного средства!

    5. Сведения о транспортном средстве. Указываем тип транспортного средства (грузовой, автобус, легковой автомобиль), марку и модель транспортного средства (как записано в СТС со всеми буковками), а в случае если транспортное средство используется с прицепом (полуприцепом), кроме того — марку и модель прицепа (полуприцепа), государственный регистрационный номер транспортного средства, а в случае если транспортное средство используется с прицепом (полуприцепом), его регистрационный номер.

    6. Сведения о водителе — пишем ФИО водителя.

    7. Сведения о перевозке. Вид сообщение и вид перевозки. Вид сообщение — это городские, пригородные, междугородние и международные перевозки. Вид перевозки – это перевозка по заказу, регулярная, легковым такси.

    ! НЕ будет – АРЕСТ транспортного средства!

    Техконтроль и медконтроль в путевом листе

    Водитель должен пройти предрейсовый медицинский осмотр, по результатам которого ставится подпись медицинского работника с указанием фамилии инициалы, времени, даты и отметки или штамп:

    «предрейсовый медицинский осмотр прошел к выполнению своих должностных обязанностей допущен»

    Контролёр технического состояния тоже ставит после прохождения технического осмотра отметку или штамп:

    «выпуск на линию разрешен»

    с указанием своей фамилии инициалов, подпись число дату, время.

    Водитель сначала проходит медосмотр, затем техосмотр. Если в путевом листе будет указано одно время, то это можно расценить как формализм, потому что доктору надо время чтоб осмотреть водителя, а контролёру также нужно осмотреть транспортное средство.

    Если Вы эксплуатируете автобусы для перевозки пассажиров или осуществляете перевозку опасных грузов, то водитель должен пройти ещё и послерейсовый медицинский осмотр о прохождении которого также делается отметка:

    «послерейсовый медицинский осмотр прошел»

    Оформление путевого листа

    Путевой лист выдается на каждое транспортное средство, если используются несколько водителей, то каждому водителю выдается свой путевой лист.

    Путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, если длительность превышает один день, то путевой лист оформляется на несколько дней.

    Показания Одометра ставится при выезде и заезде транспортного средства на парковку и с парковки. Подтверждается подписью уполномоченного лица, ставится дата время ФИО уполномоченного лица.

    Выпуск транспортного средства. Договор аутсорсинга с организацией которая проводит контроль технического состояния и выпуск на линию не пройдет. Это должно быть должностное лицо.


    Подписавшись на наш канал на ЮТУБЕ мы вышлем вам БЛАНК УДОБНОГО путевого листа. >> ПОДПИСАТЬСЯ >>


    Понравилась статья? Поделить с друзьями:

    Не пропустите эти материалы по теме:

  • Яндекс еда ошибка привязки карты
  • Ошибки при заполнении протокола
  • Ошибки при заполнении миграционной карты
  • Ошибки при заполнении конверта
  • Ошибки при заполнении книги покупок

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии