Ошибки профессионального самоопределения

Типичные ошибки при выборе профессии

1. Мало информации о профессии или она искажена

Делая выбор без знаний  о  том, какие бывают профессии и чем занимаются их представители, Вы оказываетесь в ситуации выбора «кота в мешке».

Что нужно знать о профессии:

  • как складывается типичный рабочий день ее представителей,  
  • в каких условиях предстоит работать,
  • о размере заработной платы,
  • какие требования профессия предъявляет к способностям человека,
  • какие имеет противопоказания (некоторые профессии могут ухудшить Ваше состояние здоровья из-за особенностей условий труда или требований к физиологическим системам организма, например, компьютерщики сильно напрягают глаза),
  • востребована ли профессия на рынке труда и возможен ли профессиональный рост,
  • какой уровень подготовки необходим,  где ее можно получить,
  • о необходимости использовать современную технику,
  • о необходимости постоянного повышения квалификации, обучения.

2. Ориентировка только на престижность и доходность

Многие думают, что деньги достаются просто за то, что человек обладает «престижной профессией». Нужно понимать следующее:

  • оплачивается не профессия, а выполнение конкретных функций в организации,
  • большое значение имеет место работы, уровень должности, уровень мастерства,
  • престижные профессии могут быть не самыми доходными, т.к. желающих заниматься ими оказывается гораздо больше, чем требуется и поэтому уровень зарплаты падает,
  • понятие «престижность» весьма относительно – разные люди престижными видят разные профессии и мода на профессию меняется,
  • модная профессия не всегда приносит удовольствие, потому что не соответствует вашим интересам и способностям, а значит, вы хуже будете выполнять работу и окажетесь невостребованным специалистом.

3. Постановка знака равенства между профессией и учебным предметом

Учебные предметы — это не профессии, а определенные области знания. Профессий существует больше, чем школьных предметов.

Например, школьный предмет – иностранный язык, где проявляется способность к языку. Такая способность требуется во многих профессиях – переводчик, преподаватель, экскурсовод, телефонист международной связи и др.

Выбранной профессии могут соответствовать несколько школьных предметов, по которым, как правило, сдают вступительные экзамены. Скажем, будущему инженеру в школе может нравиться одновременно и черчение, и математика.

Чтобы разобраться в такой ситуации лучше проанализировать вакансии на рынке труда. В заявленных вакансиях указывается, какое образование требуется для конкретной должности, специальности.

4. Перенос отношения к человеку на профессию

«Хороший человек» – это не профессия. Особенно опасно очарование преподавателем.

Если Вас восхищает литератор — это не значит, что вам нравится литература сама по себе. Обратная сторона – разочарование в человеке, а затем и в профессии – тоже ошибочно.

При выборе специальности надо учитывать, прежде всего, особенности профессии, а не выбирать ее только потому, что Вам нравится или не нравится человек, который занимается этой работой.

5. Выбор  профессии «за компанию»

Выбор  профессии «за компанию» — это уход от ответственности за решение.

Профессию мы выбираем по своему «вкусу» и «размеру» так же, как одежду и обувь. Оглядываясь на других, сравнивайте себя с друзьями, а не копируйте слепо тот или иной образ. Старайтесь увидеть, чем Вы отличаетесь от товарищей — и в чем сходны. Это поможет разобраться в определенной ситуации. Например, если друг решил поступать в военное училище и он — рисковый человек,  а Вы осторожны и рассудительны, то поступать в военное училище не стоит — профессия может не понравиться, не подойти по способностям.

6. Подмена выбора профессии выбором уровня образования или места обучения.

Более оправданный выбор профессии, когда человек сначала решает, чем бы он хотел заниматься, а потом рассматривает варианты получения профессии, а не исходит из желания учиться в определенном месте или просто получить высшее образование как таковое, неважно по какой специальности.

Если абитуриент, желая овладеть определенной профессией, не смог поступить учиться куда хотел изначально, логичнее сохранить верность профессии и поискать другие варианты ее получения. Например, пойти получать не высшее, а среднее специальное образование, имея в виду, что в перспективе будет возможность продолжить обучение и в вузе. Это лучше, нежели поступать на заведомо неинтересную для себя специальность, пусть даже и в престижном университете.

7. Игнорирование  собственных способностей и интересов

«Буду делать что угодно, лишь бы хорошо платили».

Делать своей профессией целесообразно то, что нравится и что хорошо получается.   Однако на удивление часто это  упускается из виду.

Человек не сможет достигнуть высоких результатов в той работе, которая не отвечает его индивидуальным особенностям или заниматься которой ему просто неприятно.  

Еще одна причина такой ошибки – незнание собственных способностей и интересов.

8. Учет мнения людей, не компетентных в вопросах выбора профессии

Дать  верную   рекомендацию  по профессиональному самоопределению  можно только при условиях:

  • знания специфики тех профессий, о которых идет речь, а также ситуации на рынке труда;
  • знания индивидуально-психологических особенностей того, кто совершает выбор;
  • понимание сути психологических проблем, возникающих на разных этапах профессионального самоопределения.

Обоснованно рассуждать об этом может либо специально подготовленный профессионал (психолог, работник службы занятости), либо тот, кто очень хорошо знает вас и имеет опыт в определенной группе профессий.

9. Игнорирование требований  рынка труда в перспективе

Анализируйте ситуацию на рынке труда. С каждым годом появляются новые профессии.

Современный мир требует регулярного повышения квалификации и дополнительных, смежных знаний. Возможное изменение направления, сделает Вас ценным специалистом, востребованным на стыке профессий. Например, инженерно-техническое образование поможет юристу разобраться в сложных вопросах  деятельности предприятия. По мере роста квалификации человека в профессиональной деятельности происходит смена занятий, должностей.

10. Низкий уровень самокритики, переоценка своих способностей

Чтобы стать летчиком  или каскадёром, не достаточно иметь крепкое здоровье,  быстро бегать или хорошо ездить на велосипеде.

Чтобы стать художником, мало закончить художественную школу и рисовать лучше всех в классе. Если вы любите петь – вовсе не значит, что у вас есть голос. Объективно сравните свои показатели с показателями лучших представителей выбранной профессии и взвесьте свои шансы. Сделайте свой правильный выбор профессии уже сейчас.

Ошибка 1. Не знают, чего хотят от себя, от жизни, от работы

Лучше всего начать с самоопределения. Сначала подросток должен понять свои внутренние желания, а уже после ему станет понятно, отправляться после школы сразу в вуз или сначала немного отдохнуть.

Ребята, которые не понимают, что их ждет, не видят четкой картинки своего будущего, с меньшей мотивацией готовятся к итоговым испытаниям, неохотно учатся. И поэтому первое, чего стоит избегать — советов. Чем больше ребенок понимает сам про себя, тем легче ему определить свое будущее.

Помогите подростку конкретизировать и сформировать картинку своего будущего и профессиональных интересов: чего он хочет от себя, от работы, от жизни?

Ошибка 2. Не ориентируются в мире профессий

Какие-то профессии становятся неактуальными и уходят в прошлое, появляются другие — современные и востребованные. Подростки не всегда могут ориентироваться в них, да и взрослые порой тоже не в силах помочь, потому что не представляют себе, как выглядит Атлас новых профессий, и какие специалисты в скором будущем станут востребованными.

Изучайте мир профессий вместе, заглядывайте в будущее, просматривайте разные варианты — вдруг ребенок захочет стать специалистом, о котором вы и сами еще не слышали?

Ошибка 3. Восприимчивы к чужому мнению

Друзья, родители и учителя могут сильно повлиять на решение подростка. Кажется, что это хорошо — у ребенка есть некие авторитеты, ему есть к кому прислушаться. И это действительно так. Но чужое мнение может негативно сказаться на решении подростка — нельзя воспринимать его как единственно верное.

Все мы хорошо помним: если учитель нравится, то и успеваемость по его предмету выше. А если не нравится, с большой вероятностью интерес к дисциплине пропадает, и тогда мы решаем: «Ни за что не буду связывать свою профессию с химией! Пойду лучше журналистом — Мария Ивановна говорит, что я хорошо пишу сочинения». Так дети по ошибке часто отбрасывают целый пласт профессий, где они могли бы реализовать себя.

«Мы, взрослые, можем подчеркивать сильные стороны, которыми обладают подростки, для того чтобы запустить процесс размышления о будущем, которое может выбрать для себя ребенок. И, чтобы это сработало, старайтесь не давать советы, а задавать больше правильных вопросов».

 

Как нельзя:
О, ты отлично пишешь сочинения! Решено — забудь про все точные науки, пойдешь на филологический.

Как можно:
Тебе отлично даются русский и литература. Нравится это направление? Стал бы связывать с филологией свою будущую профессию?

Ошибка 4. Откладывают выбор профессии на 11 класс

Невозможно уместить в последний год обучения в школе столько задач: выбрать профессиональную область, предметы для сдачи ЕГЭ и начать подготовку, определиться с вузом и направлением.

В интернете доступны различные подборки по профессиональной деятельности. Это и статьи, и тесты, и ролики на YouTube с комментариями представителей профессии. Помимо изучения этих материалов запускайте процесс критического мышления — ребенок должен понять, чего хочет он сам, какую деятельность предпочитает: групповую или индивидуальную, умственную или физическую и т.д. Чем больше ребенок понимает про себя, тем адекватнее он может воспринять ту информацию, которую он получает из тех же статей или видеороликов.

Одному приносят удовольствие командировки, другому — работа с документами. Как понять, чего на самом деле хочется от будущей профессии? Есть простое упражнение, которое поможет лучше понять себя. На листе бумаги нужно начертить таблицу с тремя столбцами:

  1. Очень хочется видеть/делать в профессии.
  2. Пока непонятно — возможно да, возможно нет.
  3. Совсем не хочется видеть/делать в профессии.

В таблицу можно добавлять любые аспекты: специфику работы, формат, направления, какие-то детали, нюансы и принципы (соцпакет в компании, большой коллектив, возможность для получения новых знаний и развития, работа за компьютером, разъездная, стационарная работа и т.д).

То, что будет занесено во второй столбец, лучше попробовать заранее. Например, это может быть написание отчетов — пусть ребенок потренируется их делать. Во время тренировок будет проще понять, какие в действительности ощущения приносит эта деятельность. Но лучше делать это не в игровой форме, а в том виде и в тех условиях, которые будут максимально приближены к реальным.

Ошибка 5. Не пробуют профессии

Сегодня очень активно развивается волонтерское движение, и многие ребята могут попробовать себя в какой-то профессии. Обычно подростки, которые уже чем-то занимаются — ходят на какие-то секции или кружки, например, — понимают, хотят ли они групповую деятельность видеть в своей дальнейшей жизни.

Тут можно провести аналогию с уборкой дома. Кто-то, например, убирается дома один, когда все остальные члены семьи куда-то уйдут. Скорее всего, это означает, что и любую другую деятельность в своей жизни человек пытается выполнить самостоятельно. А другие наоборот предпочитают групповой формат деятельности. И тут есть над чем поразмышлять. Понаблюдайте за своими подростками — что для них ближе? Предлагайте им поразмышлять над тем, что они попробовали.

Ошибки 6 и 7. Выбирают профессии по предметам ЕГЭ и не знают системы поступления в вуз

Система поступления в вузы меняется ежегодно — и за обновлением этой информации просто необходимо следить. Сейчас подросток имеет право поступить сразу в 5 университетов на несколько направлений в каждый. При этом на разные направления нужно сдавать разные ЕГЭ. Самый простой вариант, о котором мы уже говорили — когда ребенок выбирает для себя путь наименьшего сопротивления — сдает те ЕГЭ и поступает в вуз на ту специальность, предметы по которым даются в школе лучше всего. Так ребята выкидывают из своей жизни огромные предметные области — гуманитарные, естественно-научные, технические. А потом, получив высшее образование, они понимают, что вообще-то хотели бы заниматься чем-то другим.

«Порой человек не знает, что выбрать на завтрак, а мы ругаем подростков за то, что они не могут определиться к 11 классу с профессией. Это абсолютно нормальная ситуация, особенно в условиях минимального количества инструментов для выбора профессионального пути».

Важно объяснить ребятам разницу между направлениями в вузе и названием самой профессии. При поступлении, например, на психологию, можно выбрать себе разные пути: психолог-консультант, клинический психолог, психиатр, психолог в сфере HR, психоаналитик и т.д. Название профессии может не совпадать с названием направления в вузе — это нормально.

Надо понимать, что зачастую ответ подростка «я уже все решил» несет в себе негативный посыл: «этот выбор очень сложный, отстаньте от меня, мне тяжело об этом говорить». Именно поэтому крайне важно не откладывать выбор профессии до 11 класса, чтобы не принять поспешное решение.

Ошибка 8. Поздно узнают про ДВИ и профотбор. Недооценивают подготовительный этап

ДВИ — дополнительное вступительное испытание, которое могут осуществлять разные вузы, а на какое-то конкретное направление сразу все университеты и даже колледжи. Если, например, взять журналистику, архитектуру, дизайн, то станет понятно, что в этих направлениях невозможно обойтись одними только ЕГЭ — тут и нужно будет сдавать ДВИ. И надо понимать, что для многих профессий подготовка к ДВИ занимает несколько лет.

А еще многие ребята не знают, что, выбирая какую-то профессию, должны обладать не только какими-то навыками, но и соответствующей физической подготовкой. Военным, например, важно иметь хорошее зрение.

Ошибка 9. Не продумывают запасные варианты

Казалось бы, если человек осознанно выбирает себе профессию, о каких запасных вариантах вообще может идти речь? Но все не так просто. Во-первых, мир трансформировался, и каждый из нас теперь с большой вероятностью просто не сможет выбрать себе одну-единственную профессию на всю жизнь.

Во-вторых, запасной вариант хорошо сказывается на самооценке. Если вдруг будет недобор баллов, подросток сможет пойти по другому пути, избрав свой собственный план B.

«Чем больше ребенок знает сам про себя, тем легче ему погружаться в какие-то другие области, тем меньше у него страха, тем увереннее он стоит на ногах».

Ошибка 10. Боятся перспективных профессий

Часто подростки не хотят поступать на интересующую их специальность из-за того, что эта профессиональная область перенасыщена на рынке труда и высокая конкуренция их смущает: «программистов уже слишком много, стану лучше кем-нибудь другим».

В итоге человек идет по менее интересным направлениям, четко понимая, что именно та специальность, на которую он не пошел, больше всего наполнена смыслом, соотносится с его желаниями и интересами.

Не секрет, что многим ребятам не хватает мотивации. Ученики говорят: «зачем мне эти котангенсы? для чего запоминать правописание приставок? мне все это никогда не пригодится!» Не пытайтесь переубедить ребенка. Попробуйте задать вопрос: «а если бы первоклассник спросил у тебя, для чего учиться в школе, что бы ты ответил ему?»

Старайтесь задавать вопросы так, чтобы ребятам хотелось на них ответить, хотелось поделиться какими-то позитивными установками — поверьте, они это могут!

Делитесь опытом собственной профессиональной деятельности — причем не только позитивным, но и негативным. Ребенок должен понимать, что все 8 часов во время рабочего дня над ним не будет переливаться волшебная радуга и звонко петь сказочные птицы. Осознанный выбор профессии не означает, что все рабочие задачи будут даваться играючи.

«К выбору профессии нужно подходить как к выбору пиджака: пока мы видим его на картинке, мы точно не сможем сказать, хорошо ли он будет сидеть, не будет ли в нем слишком жарко. Без примерки выбрать одежду очень сложно — то же самое и с выбором профессии. Чем больше мы пробуем, тем легче нам принять какое-то решение».

Библиографическое описание:


Костюнина, Е. А. Трудности профессионального самоопределения подростков / Е. А. Костюнина, Л. Г. Агеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 530-533. — URL: https://moluch.ru/archive/100/22646/ (дата обращения: 07.06.2023).

В статье рассмотрена проблема профессиональной ориентации подростков, представлены результаты эмпирического исследования, а также даны рекомендации по оптимизации выбора профессии в современном обществе.

Ключевые слова: профориентация, подростки, выбор профессии, самоопределение.

Подростковый возраст является сложным, переходным возрастом в жизни подростка. Поэтому перед родителями, учащимися и педагогами лежит большая ответственность за будущее подростков и за то чтобы подросток правильно выбрал свой профессиональный жизненный путь.

Для того чтобы определиться с выбором профессии, необходимо соотнести множество различных факторов: свои потребности, самооценку, мечты, интересы, темперамент, способности, состояние здоровья и другие.

Достаточно сложной задачей является выбор профессии. Можно сказать, что любая профессия — является сложным миром, в котором нужно адаптация, годы обучения, приспособление к различным факторам и условиям. Если посмотреть с другой стороны, то прежде чем выбрать какую-либо профессию, надо уже заранее знать, из чего выбирать.

Таким образом, незнание мира существующих профессий является трудностью и важнейшей проблемой профессионального самоопределения для современных подростков. Подросток должен не просто выбрать профессию, она должна ему нравиться, он должен учитывать потребности в профессии в том регионе, в котором он будет жить.

Профориентация, выполняющая функции профессиональной подготовки предполагает два пути его получения — самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования или успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент как готовность (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии [1, c.158].

Рассмотрим понятие профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение — это отношение человека к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии в частности. Профессиональное самоопределение проходит в несколько этапов:

          зарождение профессиональных намерений в соответствии с общественными и со своими личными потребностями;

          целенаправленное профессиональное обучение конкретной деятельности. На этом этапе происходит профессиональное самоопределение личности;

          вхождение в профессию. Это непосредственно знакомство с условиями труда, со служебными обязанностями, вхождение в коллективные отношения;

          реализация профессиональных устремлений. Отношение к труду, уровень мастерства, творческий подход.

Рассмотрим возможные ошибки, совершаемые человеком на выделенных этапах, применительно к проблеме профессионального самоопределения.

1 этап.

          Первая ошибка состоит в том, что подросток в первую очередь ищет учебное учреждение, в котором он бы хотел учиться, а потом уже только начинает выбирать профессию в данном заведении.

          Вторая ошибка состоит в несвоевременности выбора. Это означает, что у подростка не хватает времени на то, чтобы выбрать профессию.

          Третья ошибка состоит в отсутствии у учащегося ощущения необходимости в выборе профессии. Например, у подростка все родственники имеют профессию педагога, данная профессия является традицией в данном семейном коллективе. Естественно, родители заставляют подростка сохранить традицию, несмотря на то, что подросток, может быть, и не хочет пойти в данном направлении.

2 этап.

Огромное значение при выборе профессии играет самооценка подростка. Самооценка лежит в основе уровня притязаний, т. е. уровня трудности тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным.

3 этап.

Одним из основных этапов принятия решения о выборе какой-либо желаемой профессии является сбор необходимой информации о ней. При этом могут возникнуть ошибки и сложности, на данном этапе, которые обусловлены тремя причинами: личностными характеристиками, ролью семьи и влиянием сверстников.

4 этап.

На этом этапе типичные ошибки могут быть связаны с недостаточным уровнем критичности подростка. Низкий уровень критичности не позволяет в полном объеме выявить и дать объективную характеристику собственного положения.

Выделяют множество факторов, оказывающих влияние на выбор профессии, но мы рассмотрим самые основные:

          личные профессиональные предпочтения — то, что является потребностью подростка;

          позиция родителей. Часто родители побуждают подростка выбрать профессию по своему предпочтению;

          позиция сверстников. Порой подростки выбирают профессию «за компанию», либо по местоположению вуза или предприятия;

          позиция учителей, которые тоже могут повлиять на выбор подростка своим авторитетом;

          способности заложены природой в человеке и их стоит развивать, с тем, чтобы они способствовали наилучшему выбору профессии;

          уровень притязаний. Часто подростки ориентированы на профессии высшей категории, «модные» или высокооплачиваемые, которые не соответствуют ни их внутреннему миру, ни способностям. В итоге происходит разочарование в ней…

          информированность играет важную роль в выборе профессии. Ведь у подростка на виду и на слуху невеликий выбор профессий. Изучение профессиограмм помогает сориентироваться в мире профессий. Таким образом, возрастает и интерес к другим, ранее неизвестным профессиям;

          склонности — это избирательная направленность, побуждающая заниматься определенной деятельностью. В ее основе желание совершенствовать навыки и умения, связанные с этой профессиональной деятельностью.

Профориентация — это комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями и сформированными способностями, а также с учетом потребностей в специальностях на рынке труда [2, c.85].

В наше время существует множество различных методик профориентации и широкая практика их применения.

Рассмотрим блок методик, который наиболее часто применяется для помощи подросткам в осуществлении своего профессионального выбора.

Наиболее распространенными психодиагностическими методиками, направленными на оказание помощи в осуществлении профессионального выбора подростков, являются:

  1. Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова (ДДО).

Методика разработана в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова (человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знак, человек-художественный образ). Опросник предлагает выбрать среди 20 пар ответов по одному в каждой паре. Результаты показывают, к какой из сфер у человека проявляется наибольший интерес.

  1. «Карта интересов» Голомштока.

Опросник включает 174 вопроса, отражающих направленность интересов в 29 сферах деятельности. Проанализировав его результаты, можно сделать вывод о приоритетной сфере интересов подростка.

  1. Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда (Тест Голланда).

Направлена на выявление соответствия типа личности и типа профессиональной среды. В методике предложены 43 пары профессий, в каждой из пар подростку предлагается выбрать одну, наиболее предпочитаемую.

  1. Матрица выбора профессии.

Подростку предлагается ответить на 2 вопроса:

С кем или с чем вы бы хотели работать? Какой объект труда вас привлекает?

Чем бы вы хотели заниматься? Какой вид деятельности вас привлекает?

А затем анализируется таблица, где на пересечении предпочитаемых, объекта труда и вида деятельности, будут показаны наиболее соответствующие интересам подростка сферы профессиональной деятельности.

  1. Психодиагностическая методика «Профассоциации».

Основана на ассоциативном методе. Подростку предлагаются слова-стимулы, в ответ он называет профессию, с которой они у него ассоциируются. После обработки результатов выделяются профессии, интерес к которым наиболее выражен.

  1. Опросник профессиональной готовности (ОПГ).

Включает 50 вопросов, по результатам ответов на которые можно диагностировать желание и способность человека заниматься тем или иным видом профессиональной деятельности. Опросник построен на самооценке человеком своих склонностей и возможностей. Все они подходят для профориентирования как подростков, так и взрослых людей.

Выбор профессии является таким знаковым действием, которое может сделать человека счастливым в жизни и успешным в профессиональной деятельности, а может омрачить всю его жизнь, расстроить планы и сделать его несчастным. В идеале два основных фактора определяют выбор профессии — это самосовершенствование и благо другим людям. Именно поэтому к выбору будущей профессии стоит готовиться еще в детстве и юности, занимаясь профориентацией школьников [3, c.123].

Платон писал: «Люди рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа бывает, различна, да и способности к тому или иному делу также. Поэтому можно сделать все в большом количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам».

Психология выделяет три основных фактора для правильного выбора профессии:

  1. Правильная самооценка личности, ваших способностей, интересов, наклонностей, возможностей, желаний и ограничений;
  2. Наличие начальных знаний и умений в той области, в которой находится выбираемая профессия;
  3. Умение трезво соотнести результаты самооценки со знаниями требований, которые предъявляют те или иные профессии.

Правильная профориентация — один из главных показателей развития человека. Вторым важным моментом профориентации в школе является осведомленность о том, чем занимаются другие люди.

Практика показывает, что наиболее распространенными трудностями и ошибками школьников, подростков и молодых людей при профотборе оказываются:

  1.      Руководство в выборе, основанное на информации из неверных или предвзятых источников информации;
  2.      Неверный анализ и систематизация получаемой информации о той или иной сфере деятельности;
  3.      Переоценка или недооценка отдельных индивидуально-психологических характеристик личности, неверная самооценка;
  4.      Неправильная оценка своих способностей, подмена их моральными качествами;
  5.      Ошибочное представление о возможностях освоения выбранной профессии;
  6.      Руководство при профориентации эмоциональной составляющей, давление со стороны авторитетных для подростка и школьника людей;
  7.      Наличие стереотипов;
  8.      Неумение вовремя поменять ошибочное решение при получении дополнительной информации;
  9.      Профориентация школьника на основе симпатии к тем или иным личностным качествам представителя определенной профессии, героизация, подражание перенесения своего личного отношения к человеку на профессию.
  10. Различные проблемы поведения и формирования подростков.
  11. Невозможность пройти тесты профориентации, проконсультироваться с психологом.
  12. Позиция родителей, сверстников, учителей.

В заключении можно сделать вывод, что для детей подросткового возраста на первый план ставится задача правильно выбора профессии. Это сделать не просто, и поэтому на пути профессионального выбора подростка встречаются различные трудности, ошибки, которые нужно преодолевать, изучая мир профессий с более ранних лет и проходя различные тесты на профориентацию.

Литература:

  1. Бондарей В. П. Технология профессионального успеха: Экспериментальный учебник для 10–11 классов естественно-научного профиля / Под ред. С. Н. Чистяковой, А. В. Гапоненко, Л. А. Зингер, П. С. Лернер и др. — М.: Просвещение, 2001. — 506с.
  2. Бендюков М. А. Что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы/ Е. И. Горбатого. И. Л. Соломин. — СПб.: Изд-во «Речь», 2000. — 203с.
  3. Возрастная и педагогическая психология / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. — М.,1999. — 320с.

Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, подросток, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональная деятельность, мир профессий, этап, подростковый возраст, позиция родителей, профессиональное образование.

Типичные ошибки при выборе профессии

«Нет повести печальнее на свете, чем повесть…» о дипломированном специалисте, работающем не по специальности. О бросившем вуз студенте, который запутался и уже не может точно сказать, кем хочет стать. О человеке, что разочаровался в своей профессии, но продолжает ходить на нелюбимую работу. Конечно, всегда можно сделать разворот на 180° и сменить сферу. Но всё равно намного проще предостеречь себя от возможных ошибок. Как сделать профессиональный выбор, не допуская самые типичные ошибки, Адукар расскажет в этом материале.

Золотое правило выбора профессии

Секрет успешного выбора профессии прост, как и всё гениальное в этом мире. Рассмотри схему и подумай: получается ли у тебя уместить свои амбиции в этот маленький треугольничек на пересечении «хочу», «могу» и «надо»?

Когда ты поставишь цели («хочу»), ориентируясь на свои способности («могу»), тебе придётся столкнуться с суровым словом «надо», которое будет диктовать свои правила. Чтобы выбрать профессию, которая останется востребованной, следи за современными тенденциями на рынке труда, изучай конкретные вакансии на сайтах по трудоустройству. Выбирай себе интересное и перспективное дело.

Постепенно исчезают рутинные профессии, которые обрекали человека на неосмысленную работу без удовлетворения и достойного заработка. Уходят в прошлое многие выматывающие и однообразные профессии. Однообразные операции отдаются роботам, и за счёт этого освобождается пространство для творческого труда.

Частые ошибки при выборе профессии

Поступить за компанию

Одно дело, когда тебе действительно нравится та же профессия, что и твоему другу или любимому человеку. Тогда выбирать одну специальность вполне нормально. Но поступать за компанию… всё же это повод задуматься. Конечно, есть некая романтика в том, чтобы после школы вместе учиться и работать. Но выбор профессии должен быть индивидуальным, а это значит, что ориентироваться нужно, в первую очередь, на свои способности. Что будет, если из вас поступит только кто-то один? Или ты поймёшь, что профессия тебе не подходит? Готовы ли ваши отношения к возможной конкуренции? Это важные темы для размышлений в такой ситуации.

Переносить отношение к конкретным людям на профессию

Возможно, есть человек, который тебе очень не нравится. По профессии он архитектор/скульптор/юрист или кто-то ещё. Неосознанно ты можешь недолюбливать его сферу деятельности (хотя логики в этом нет, ведь профессия это просто профессия, а люди бывают разные). То же самое касается обратных ситуаций, когда кто-то сильно нравится и ты автоматически симпатизируешь профессии этого человека. Но это вовсе не значит, что она тебе подойдёт.

Выбирать модную профессию

Программист, стоматолог, дизайнер, фотограф, SMM-cпециалист… Есть множество профессий, о которых модно мечтать. Да, именно модно. Они ведь даже звучат круче остальных. И считаются престижными и высокооплачивыемыми. А ещё ими можно похвастаться перед друзьями. Но кто здесь выбирает профессию: ты или окружающие? Они могут поручиться, что ты добьёшься в ней успеха? Модное — это не всегда «твоё». Когда при выборе профессии ты ориентируешься на то, насколько она модная, нужно быть осторожнее, чтобы не выбрать «чужое».

Не надо бояться выбирать малооплачиваемую профессию. Надо опасаться, что ты останешься посредственным в высокооплачиваемой профессии.

Выбирать профессию назло

Можно с уверенностью сказать, что это самая нелепая ошибка. Причём совершенно не важно, назло кому (и зачем?) выбирать профессию. Только подумай: выбирать определённое будущее, чтобы сделать плохо кому-то. Разве не абсурд? Не ограничивай свой выбор чужими мнениями. Думай о себе.

Идти на поводу у родителей

«Ну куда тебе в экономисты-то?», «И кем ты работать будешь после филфака?», «Какой инженерный факультет, у тебя же по математике одни двойки!», «Такому специалисту нужно быть пробивным, а ты же у меня и мухи не обидишь» — типичные токсичные замечания от родителей. Конечно, так они могут выражать своё беспокойство, но тебе однозначно нужно поговорить с ними и объяснить, что критикуя твою профессию они обесценивают твои чувства и ранят тебя.

Бывает, что родители откровенно навязывают своим детям определённое будущее. Иногда это касается профессиональных династий, когда ещё с пелёнок ребёнку твердят о том, кем он должен стать, когда вырастет; об эгоистичных желаниях родителей, которые упустили шанс реализоваться в какой-либо профессии, потому и хотят теперь этого от детей; о неосведомлённости старшего поколения касательно современных профессий и т. д. В таких ситуациях умей настоять на своём.

Выбирая профессию, требующую определенного уровня физического здоровья, не стоит игнорировать медицинские показания. Если врачи говорят, что твоему организму будет тяжело переносить нагрузки, которые предполагает выбранная тобой профессия, необходимо с ними согласиться. Это один из редких случаев, когда стоит найти в себе силы отказаться от мечты.

Консультация профориентологаСложно определиться с профессией? Психолог-профориентолог проанализирует твои способности и подскажет, в каких сферах ты будешь успешным.Записаться на консультацию

Выбирать профессию исключительно из-за зарплаты

Нет ничего плохого в том, чтобы ориентироваться на высокооплачиваемые профессии. Но смотреть исключительно на высокую зарплату такой себе вариант. Переубеждать не будем, а просто оставим здесь цитату Джона Девисона Рокфеллера — первого долларового миллиардера в истории человечества, который уж точно знал, как правильно расставлять приоритеты.

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Каталог учебных заведений Адукар

Курсы подготовки к ЦТ 2022

4 признака того, что ты ошибся с выбором специальности

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, Facebook, TikTok.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

19 ноября 2021 года в 11:10

Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!

Записывайся на итоговые занятия!

Прорешаем прогнозируемый тест накануне ЦТ 2023 онлайн в прямом эфире! Твой последний шанс получить высокие баллы!
Регистрируйся прямо сейчас и получи скидку 80% и крутые бонусы для подготовки!

Привет! Ты уже записался на наши

итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!

Топ 15


Кто в России сегодня занимается подготовкой детей к будущей профессии?

  • Школа.  Вряд ли. Школа готовит сегодня к сдаче ЕГЭ.
  • Кружки и подростковые клубы — возможно, но в большей степени они направлены на развитие широкого кругозора, коммуникативных навыков и приобретение практики в определенной области.
  • Психологи? Да, конечное. Родители возлагают на психологические тесты огромную надежду, так как можно легко и быстро получить готовый ответ и просто искать институт, в который можно «пройти по баллам» и который «осилят родители» по деньгам.

Все эти три сферы в той или иной степени решают часть профориентационной работы, но кто может свести эту всю информацию о ребенке в одну картинку и построить гипотезы?

Учитывая, что профориентацией системно в нашем государстве занимаются единицы, и не в каждом городе открыта служба по профориентации, то как всегда вся нагрузка по решению этой проблемы ложится на плечи родителей.  Да, да, опять родители, потому что вы единственные, кто лучше всего знает способности и личные особенности своего ребенка. Никакой психолог не сможет вам рассказать более того, что вы и так знаете о своем ребенке. Психолог может лишь вам помочь в подтверждении или опровержении ваших гипотез о своем ребенке.  И только взрослые могут повлиять на скорость развития карьеры своего ребенка. Но родители оказываются в крайне тяжелой ситуации, потому что сами не владеют ни методами консультирования, ни информацией о мире профессий.

После многочисленных попыток узнать у коллег и знакомых о том, куда же можно поступить ребенку, родители приходят ко мне с одинаковыми вопросами:

  • Я вообще не знаю что происходит в мире профессий, кто сколько получает и что обозначает эта профессия.
  • Протестируйте ребенка и скажите кем сможет работать мой ребенок.
  • Расскажите какая профессия сейчас хорошая и куда нам поступать.

Каждый из этих вопросов включает в себя информации минимум на 1 час плотного общения. Во всем мире профориентацией государство активно занимается уже с 6-7 класса, а в некоторых странах первые профориентационные разделения по классам происходят уже в 4 классе. Ежегодно в европейских школах профориентационных мероприятиям уделяется 30 часов классных занятий: от изучения себя, своих персональных интересов и способностей до изучения будущих потребностей рынка и составления персонального карьерного плана. В России профориентация практически вымыта из школы и всю нагрузку профориентационной работы взяли на себя средние специальные учреждения и ВУЗы, занимаясь классическим рекрутингом людей в конкретные учебные заведения.

Именно поэтому вся нагрузка по профессиональному самоопределению ребенка ложится на семью и выбор профессии в 90% случаев происходит не по решению ребенка, основываясь на его интересах, а на авторитарном выборе родителей.

Родители, вот мои ТОП-15 ошибок, которые совершают родители при выборе профессии для ребенка:

1. Планирование карьеры, опираясь на текущую ситуацию на рынке труда

Это самая распространенная ошибка. Родители не учитывают как внедрение информационных технологий изменят структуру профессий, какие профессии умрут, а какие появятся в ближайшем горизонте будущего. Возможно, что выбранная вам профессия переводчика, например, просто погибнет через 5 лет, потому что GOOGLE объявил, что создаст универсальный цифровой переводчик на все языки. А SKYPE на днях предложил синхронный перевод моих разговоров на английский язык.

Совет: планируйте карьеру ребенка, исходя из горизонта будущей экономики в перспективе 7-10 лет.

2. Выбор обучения зарубежом без планирования дальнейшего трудоустройства

Сегодня железный занавес — это уже история из прошлого и многие родители рассматривают возможность обучения ребенка за границей. Учиться за границей сегодня — не проблема, проблема — что с этим делать дальше. Не всегда зарубежное образование востребовано у нас и высоко оплачивается. Я лично знаю несколько историй, когда дети успешно учились в Испании и Англии в очень рейтинговых учебных заведениях, а потом при возвращении на родину не могли найти себя, потому что амбиции уже сформированы по другим принципам, и работать на исполнительских должностях за минимальную оплату очень тяжело морально. Поэтому при выборе обучения за рубежом обязательно думайте — А зачем? А что дальше?

Так, например, я консультировала маму, которая отправила ребенка учиться во Францию на экономический факультет. Ребенок успешно проучился, посмотрел Европу, мама обеспечивала на время обучения всеми ресурсами. Но после окончания законодательство не позволило ему работать во Франции, поэтому пришлось вернуться в Россию. А в России полученные профессиональные знания в другом государстве оказались невостребованными, потому что учет и бюджетирование организовано по другому принципу. Поэтому мы искали пути как встроиться в экономику с уже имеющимися компетенциями. И нашли вариант — целенаправленно искали компании — филиалы европейских государств, параллельно получая курсы повышения квалификации по специальным дисциплинам. В этом случае все обошлось достаточно безболезненно, но я рекомендую уже сейчас просчитать все возможные риски получения зарубежного образования.

Совет: обучение за границей — это возможность, которая действительно даст новые интересные компетенции и знакомства. Но решите уже сейчас где ребенок планирует работать после окончания ВУЗА — в какой стране и по какой профессии. Потому что ситуация в каждом государстве индивидуальна на рынке труда и возможное получение престижного зарубежного образования может превратиться в ограничение, которое заставит ребенку начинать свою карьеру с самых низов.

3. Незнание происходящих изменений в трудовом законодательстве

Кто-то уже слышал о профстандартах? Может быть кто-то уже попробовал на себе независимую оценку квалификации? Вы спросите: А что это такое?

Это новая парадигма нашего рынка труда. В ближайшее время работать без базовой профессиональной подготовки будет запрещено, а все работники должны будут подтвердить свой уровень квалификации на независимых профессиональных экзаменах в специальных центрах. Я это называю «ЕГЭ по профессии». Да, и это очень сильное ограничение в выборе профессии, потому что просто пойти в институт и «получить корочку» теперь обозначает — работать далее по этой полученной специальности или получать новое профессиональное образование.

Совет: принимайте решение о выборе профессии, планируя получить базовые знания для приобретения профессионального опыта. Учиться, чтобы получить корочку — это уже атавизм.

4. Устаревшие стереотипы о престижности профессии

Еще лет 15 назад было престижно поступить на исторический факультет педагогического института, потому что выпускники могли работать в администрации города или области. Работа в государственной структуре считалась очень престижной. Престижность изменила свое одеяние. Могли бы мы еще несколько лет назад представить себе, что профессия Сварщик может быть престижной? Работа ремесленников сегодня также престижна и уважаема как и работа на руководящих должностях.

Совет: встречайтесь с отраслевыми специалистами, чтобы узнать, какие профессии престижны и почему.

5. Незнание происходящих изменений на рынке труда

Одной из ярких особенностей рынка труда является то, что одна профессия стала в себя вбирать знания и навыки из других профессиональных областей. Например, давайте рассмотрим путь трансформации Специалиста по управлению персоналом.

Долгие десятки лет существовала должность Инспектор по кадрам. В 2000 годах к основной функции учета кадров стала добавляться функция Подбора персонала. Так родилась должность — менеджер по подбору персонала, затем фокус внимания в компания стал развиваться в направление Развитие и обучение персонала, так возникла новая должность «Менеджер по обучению и развитию персонала», который активно занимался оценкой и обучением персонала. Теперь подбор и обучение персонала  очень активно переходит в плоскость интернет-пространства и менеджер по персоналу фактически стал объединять в себе функции журналиста, дизайнера, смм-менеджера и маркетолога. Стоит предположить, что в ближайшие годы эта профессия вберет в себя совокупность всех этих действий

Совет: общайтесь со специалистами рынка труда (менеджерами по персоналу, рекрутерами, менеджерами по обучению персонала, инспекторами отдела кадров, руководителями служб по управлению персоналом) — они вам расскажут о трансформации профессий.

6. Незнание структуры профессии

Пример: девочка-школьница два года изучала вузы, посещала Дни открытых дверей, успешно сдала ЕГЭ, выбрала специальность и поступила в Вуз. Но каково же было ее разочарование узнать через год, что она станет инженером, а не врачом. Неправильное трактование специальности и незнание конкретной профессиональной деятельности может привести в заблуждение не только ребенка, но и родителя.

Совет: при выборе специальности посоветуйтесь с отраслевыми работниками — что это за специальность, что делает человек по этой профессии, каковы условия труда?

7. Убеждать ребенка, что родители потом смогут устроить на работу…

Это один из самых распространенных ошибочных родительских убеждений. Вы точно можете гарантировать, что через 5-7 лет ваши знакомые не покинут возможное место работы или вы потеряете это знакомство ввиду каких-либо обстоятельств? Поверьте, устроиться на работу выпускнику по полученной специальности не составляет особого труда и знакомства здесь могут выступить ограничением, а не возможностью.

Совет: вы, как родитель, можете учитывать этот фактор как дополнительный ресурс, но ни в коем случае в качестве основного критерия рассматривать знакомства не стоит.

8. Думать, что «Вот тетя Валя зарабатывает много!»

Для того, чтобы тетя Валя зарабатывала много она прошла очень большой профессиональный путь. Скорее всего это был путь от самых истоков — от рабочих специальностей и до руководителя. Такие примеры скорее всего могут послужить вам и вашим детям примером успешной карьеры, а не в качестве выбора специальности — «иди учиться на бухгалтера, будешь получать так же много, как тетя Валя».

Совет: попросите успешных людей из вашего окружения рассказать о своем пути в карьере: какие сложности пришлось пройти, чего удалось достичь и почему.

9. Строить карьеру ребенка, основываясь на своих нереализованных амбициях

Вы с самого детства мечтали стать учителем. Но обстоятельства не позволили: то ситуация в экономике изменилась, то уровень зарплаты не устраивал, а потом надо было еще переехать в другой регион. И не сложилось, но очень хотелось. И теперь можно реализовать свои несбывшиеся мечты в ребенке и представить, как он будет учить детей, станет уважаемым человеком и будет радовать нас своими успехами в старости.

Совет: выключите свой эгоизм, это не ваша жизнь, а жизнь другого человека, у которого есть свои мечты.

10. Реализовывать семейные интересы с помощью карьеры ребенка

Ситуации, конечное, могут быть разными. И иногда такой вариант действительно возможен. Но это должен быть осознанный шаг ребенка, а не манипуляции родителей.

Например, по просьбе мамы я консультировала студента, будущего выпускника по составлению резюме. Мама попросила меня подготовить сына для собеседования и составления резюме в компанию к конкурентам, чтобы изучить технологию производства и систему управления компании. После консультации я поняла, что парню интересна совершенно другая область деятельности и он мечтает о другой карьере. Я нарушила первоначальное техническое задание, но я не нарушила профессиональных принципов.  Я исходила из интересов ребенка и решала его задачи во время консультации: мы выстроили карьерный гипотезы и составили план действий по развитию карьеры в интересующей его сфере деятельности.  Теперь это успешный высокооплачиваемый специалист, успехами которого гордится вся семья.

Или еще один пример из жизни: дочь пойдет учиться в этот институт, потому что в нашей семье нет врача. Вы можете предположить дальнейшее развитие ситуации? Я думаю, что только в 10 случаях из 100 карьера будет развиваться по родительскому сценарию, в остальных 90 случаях произойдет смена карьеры.

Совет: поставьте на первое место интересы ребенка.

11. Не пускать ребенка в другой город

Родительский страх за безопасность, отсутствие комфорта, неудобства, неизвестность — это естественные родительские переживания. Подумайте, какие перспективы и возможности вы приобретете или потеряете, какие ресурсы у вас есть и могут быть. Может быть стоит рискнуть, ведь вернутся он всегда успеет?

Совет: при выборе учебного заведения по региональному фактору оцените свои ресурсы и возможности. Помните, пройдет десяток лет и ребенок может сказать: Меня просто не отпустили в другой город, поэтому все так и сложилось…

12. Ребенок мечтает стать «Крепким орешком»

Идеализация героев или привязанность к учителю.

Образцы поведения вдохновляют и заставляют развиваться. Этот фактор является очень сильным внутренним мотиватором для развития карьеры. Но в этом случае прошу вас перепроверить приверженность вашего ребенка созданным идеалам. Предложите ребенку рассмотреть другие варианты профессионального выбора, возможно он просто не знает о других возможностях самореализации. К  этому же фактору можно отнести любовь ребенка к определенному школьному предмету или желание учиться только в конкретном учебном заведении.

Совет: регулярно информируйте ребенка о многообразии профессий, покажите ему примеры успешных людей из других профессиональных областей, это позволит вам или подтвердить существующую гипотезу или создать новую карьерную гипотезу.

13.  Выбирать профессию «за компанию»

В школу пришел представитель ВУЗа и рассказал, какой прекрасный вуз готовит специалистов и как можно весело учиться. 5 человек решили поступать и поступили, «за компанию». Через два-три года у всех появились свои интересы и компания распалась, а специальность осталась. Двое поняли, что совершенно не соотносят себя с выбранной профессией, двое решили, что профессия неперспективная, а один продолжил учиться и успешно получил диплом.

Совет: если вы понимаете, что ваш ребенок выбирает профессию «за компанию», объясните ему, что компания имеет тенденцию распадаться или изменяться. А работать «за компанию» вряд ли получится. Может стоит поискать другие факторы выбора профессии?

14.    Нужно продолжать профессиональную династию

Я очень уважительно отношусь к сохранению профессиональных династий. Многие бизнесмены сейчас подходят к решению — а кому же передать созданный мной бизнес? Я за сохранение семейных традиций и семейного бренда. Но если у вас есть толика сомнений в том, что ребенок не сможет продолжить ваше дело или он не мечтает работать в семейном бизнесе, то не настаивайте, вернитесь к п. 11, перепроверьте гипотезу с помощью внешних помощников и психологов.

Совет: династию продолжать надо,  предварительно приняв родительское решение, что ребенок будет достойным продолжателем семейного дела.

15.  Выбирать профессию «назло» или в качестве доказательства своих способностей

Представьте ситуацию, что в школе произошел конфликт ребенка с учителем. Ребенок решил доказать, что его сил хватит для поступления и поступает. Конфликт решен, способности продемонстрированы, результат достигнут. Что дальше? Разочарование и поиск себя.

Совет: если вы понимаете, что выбор профессии происходит из-за конфликтной ситуации, то помогите ребенку решить конфликт и не соотносить эту ситуацию с построением своей будущей карьеры.

Ну а в заключении я предлагаю Вам решить небольшой кейс, который позволит вам объективно оценить вашу позицию относительно профессиональной ориентации.

А более подробно рассказывать о тенденциях, происходящих на рынке труда, я буду на вебинаре-практикуме «Как не стать лишним…» 24 октября в 20 часов.

Участие в вебинаре Только в паре — родитель и ребенок.

Все инструкции по участию вы получите за сутки до начала вебинара.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки рекрутера при собеседовании
  • Ошибки профессионалов это
  • Ошибки р0363 и р1303 лада веста
  • Ошибки протокола tcp ip
  • Ошибки прошлого афоризм