Ошибки профессионалов это

Есть такое отличие. Хотя бы в том, что всем людям свойственно ошибаться. Но есть ситуации, в которых ошибок по условию быть не может. Вот если человек ошибается в первом случае, то это профессиональная ошибка, а если во втором, это ошибка профессионала. Понимаю, что не убедительно и ветьевато, но попробую объяснить на пальцах. 06 июля 2013 года в аэропорту Сан-Франциско ( KSFO ), потерпел катастрофу самолет Южно-Корейской авиакомпании Asiana Airlines Boeing 777 Второй пилот был пересажен в кресло КВС, и осуществлял визуальный заход на посадку. В ходе этого совершил профессиональную ошибку, провалившись ниже предполагаемой глиссады и потеряв скорость. В ходе попытки догнать траекторию снижения, задрал нос и самолет зацепил хвостом ВПП. В то же время, в кабине был КВС данного самолета, который наблюдал за действиями подчиненного, и второй пилот сменного экипажа, так же более опытный. Вот они оба совершили ошибку профессионала. Поскольку наблюдая за неверным действиями коллеги, не вмешались в происходящее, хотя имели такую возможность. Не видеть и не слышать этого они не могли. Поскольку прибору красноречиво показывали не верные показания, а звуковые сигналы возвещали о том, что самолет находится в неправильном пространственном положении. Вот Вам и профессиональная ошибка обучаемого, и ошибка профессионала инструктора.

  • Выдержка
  • Литература
  • Другие работы
  • Помощь в написании

Ошибки в трудовой деятельности. Психологический анализ ошибочных действий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание

  • I. Ошибки в трудовой деятельности. Психологическая природа ошибок
    • 1. 1. Понятие ошибки
    • 1. 2. Классификация ошибок
    • 1. 3. Причины возникновения ошибок
  • II. Методы выявления ошибок и их исправление
    • 2. 1. Методы выявления ошибок
    • 2. 2. Выявление и исправление ошибок
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для комплексной оценки функционального состояния человека используется полиэффекторный метод регистрации психофизиологических параметров. Для выявления симптомов утомления используют опросники. А методики субъективного шкалирования предназначены для оценки степени утомления самим человеком. Для исследования когнитивных, мнемических процессов и личностных характеристик, влияющих на безошибочность действий пользователя, применяют психометрические методы. Например, тест Г. Мюнстенберга для оценки показателя распределения внимания, корректурные пробы, тесты Айзенка, Розенцвейга для изучения эмоциональной устойчивости. Кроме представленных методов в эргономике существуют еще два блока методов. Целью первого является применение синтеза полученных знаний в проектирования техники. Другой блок методов позволяет оценить проектируемую или уже спроектированную системы с целью выявления того, насколько полно применена эргономика в проектировании. (Мунипов В.М., Зинченко В. П., 2001) Т.о., приведенные методы позволяют изучить человека и его деятельность с целью выявления ошибок и применить полученные данные для улучшения эффективности труда.

2.2 Выявление и исправление ошибок

Для того чтобы человек успешно взаимодействовал с техникой, ему необходимо исправлять ошибки. Но прежде чем пользователь примется за исправление ошибки, он должен обнаружить ее, понять, что она произошла. Выявление ошибки возможно только при наличии обратной связи. Объясняется это тем, что при неочевидности результата невозможно определить действительно ли действие является неверным. Д. Норман считает, что помимо наличия обратной связи для выявления ошибки требуется анализ выполненных действий, т.к. человек может и не признать, что допустил ошибку. Действию, по его мнению, присуща многоуровневая характеристика, поэтому совершить ошибку можно на любом из уровней (как на высших уровнях — самых общих описаниях, так и на низших — более детальных). А вот определить на каком из них произошла ошибка, является проблемой. Однако можно предположить наличие некой закономерности: при выборе более высокого уровня вероятность исправления ошибки больше (но это требует дальнейшего изучения, т.к. количество рассмотренных ситуаций невелико).Выявив и признав ошибку, пользователь стремится ее исправить.

Д. Норман полагает, что исправление ошибок полностью вытекает из описания их типов (согласно его классификации). Так, модальные ошибки можно свести к минимуму, уменьшив число режимов или сделав их наглядными; чтобы снизить количество описательных ошибок следует мысленное описание намерения по возможности сделать более точным и т. п. [5]Влад В. Головач утверждает, что устранимость — неустранимость ошибок напрямую связанна с субъективным удовлетворением-неудовлетворением работников, поэтому он разделяет ошибки по степени воздействия на: «1. Ошибки, исправляемые во время совершения действия.

2. Ошибки, исправляемые после выполнения действия.

3. Ошибки, которые исправить можно, но с трудом.

4. Ошибки, которые на практике невозможно исправить, т. е. ошибки, которые по тем или иным причинам, невозможно обнаружить формальной проверкой (т.е. невозможно обнаружить их не случайно); [1, 21]. Данная классификация объясняет направления работы по предупреждению ошибок. В каждой организации должна быть продумана такая система. Например, существование правил в организациях означает, что есть регламент, а любое отклонение от него будет считаться ошибкой. Самое главное информировать работников об этих правилах [https://referat.bookap.info, 12].

Во-вторых, если проблема заключается не в знании правил, а в действиях самого работника, необходимо его натренировать. Обучить и выполнить это действие многократно, чтобы оно происходило на автомате. Если работник знает, что делать и как делать, но допускает ошибки, необходимо ввести систему наказания, чтобы он знал, чтобы он был более мотивирован не совершать их. Тем не менее, есть проблема. Она заключается в том, что если человека наказывают, он перестает сообщать об ошибках руководству. Поэтому, как говорит Деминг, в организации необходимо создать атмосферу, в которой работники бы не боялись говорить о недостатках. Если же встречаются ошибки, последствия которых невозможно предотвратить, то измерять цену ошибки.

Если цена ошибки высокая, то руководителю организации следует перестать заниматься таким производством, если же низкая, то следует не обращать на это внимания. Таким образом, необходимо возникновение ошибок на производстве нельзя оставлять без внимания. Это имеет важное значение как для экономических показателей организации, так и для удовлетворенности и самочувствия работников. В организации следует продумывать систему работы с ошибками персонала, вовремя их выявлять (предотвращать), чтобы не иметь дело с последствиями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, нами была рассмотрена одна из самых важных тем в психологии труда и инженерной психологии — ошибки в трудовой деятельности.

Большое внимание было уделено в работе литературному анализу понятия ошибок. Также все ошибки были отнесены в группы для их идентификации: понимания причин возникновения, их протекания, возможных последствий и др. Было выявлено, что изучения ошибок существует много разных способов, а самое главное показана необходимость это делать. Всю работу пронизывают психологические особенности ошибочных действий: психологические причины возникновения, работа с персоналом с точки зрения действенности на них, взаимодействие организации и персонала. В целом, можно заключить, что цель работы достигнута.

Автор работы иметь глубокое понимание проблемы и может использовать полученные знания для исследования ошибок в разных областях трудовой деятельности. Этому и посвящена данная работа. Целью работы является изучение ошибок, происходящих в трудовой деятельности и их психологический анализ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Головач Влад В. Дизайн пользовательского интерфейса, 2000

Емельянов А.М., Котик М. А. Ошибки человека-оператора.

М.: Знание, 1998. — 64 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Транспорт»; № 12).Котик М. А., Емельянов А. М. Природа ошибок человека-оператора (на примере управления транспортными средствами).

М.: Транспорт, 1993 — 252 с. Мунипов В. М., Зинченко В. П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник. — М.: Логос, 2001. —

356 с. Норман Д. А. Дизайн промышленных товаров.: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2008. — 304 с.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Головач Влад В. Дизайн пользовательского интерфейса, 2000.
  2. А.М., Котик М. А. Ошибки человека-оператора.- М.: Знание, 1998. — 64 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Транспорт»; № 12).
  3. Котик М.А., Емельянов А. М. Природа ошибок человека-оператора (на примере управления транспортными средствами). М.: Транспорт, 1993 — 252 с.
  4. Мунипов В.М., Зинченко В. П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник. — М.: Логос, 2001. — 356 с.
  5. Норман Д.А. Дизайн промышленных товаров.: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2008. — 304 с.

Заполнить форму текущей работой

Методологической
основой психологического анализа
ошибочных действий является теоретическая
концепция
человеческого фактора.

Под человеческим
фактором (ЧФ) понимается совокупность
профессиональных физиологических,
антропометрических, психологических
и социальных возможностей и ограничений
человека, неучёт которых в конструкции
оружия, боевой технике, способах их
применения, тактике применения войск
может привести к ошибочным действиям.

В структуру этого
феномена входят: моральные,
профессионально-боевые и психологические
качества, физиологические особенности
и состояния, физическое развитие и т.
д.

Психологический
анализ ошибочных действий проводится
с помощью метода анализа ошибок в работе
специалиста.

Сущность
психологической оценки ОД
состоит
в осуществлении логико-временного и
структурно-временного анализа,
предполагающих его разложение на
макроэлементы по составу движений и
операций, по последовательности и
времени выполнения каждой операции,
его оценки и принятие решения.

Анализ ошибок
специалиста слагается из следующих
этапов.

1. Изучение
деятельности и выявление в ней признаков
ошибочных действий специалистов.

2. Квалификация
этих действий как ошибок, погрешностей
или отказов.

3. Диагностика
психологических причин выявленных
ошибок.

4. Классификация
установленных ошибок.

5. Определение
требований к психологическим качествам
человека, обеспечивающим безошибочную
деятельность.

6. Составление
психологического заключения.

7. Выработка
рекомендаций по прекращению и профилактике
ОД. При анализе ОД изучаются и оцениваются:

а) общее состояние
работоспособности сотрудника, допустившего
ОД:

• интенсивность
нагрузки в предшествующий период и
момент возникновения ОД;

• регламент дня,
недели, месяца;

• особенности
отдыха в отпуске, перед боевыми действиями;
характеристика бытовых условий;

• состояние
физического здоровья;

б) психическое
состояние перед совершением ОД:

• наличие служебных
и семейных конфликтов;

• длительное
ожидание;

• излишняя спешка,
определяемая объективными и субъективными
обстоя­тельствами;

• расслабление
после успешного выполнения этапа боевых
действий;

• стресс.

Вся аналитическая
работа должна дать ответ на вопрос: были
ли действия сотрудника оптимальными
для конкретных объективных условий, а
если нет, то чем были вызваны сбои.

Методы анализа
ошибочных действий

Для
выявления ошибок могут использоваться
практически все традиционные
исследовательские методы:
анализ
документов (карты Профессионального
психологического отбора, автобиографии,
письма, фото и кинодокументы), наблюдение,
опрос, тестирование, обобщение независимых
характеристик, эксперимент и т. д.

Во многих случаях
для более точного установления причин
ОД требуется моделирование условий и
обстоятельств совершения ОД, т. е.
воссоздание всей последовательности
и условий деятельности либо, при
невозможности этого, воспроизведение
операциональной структуры или собственно
психологического содержания изучаемой
версии действии.

Вывод
по второму вопросу:

Таким
образом, ошибочные действия представляют
собой элемент деятельности, нарушающий
ее целенаправленное течение и приводящий
к нежелательному для действующей
личности результату (недостижению
цели). В основе ошибочных действий лежит
неправильное, несвоевременное или
неполное выполнение операций. Анализ
ОД имеет свою логику и траекторию.
Методами изучения ОД являются
психологические методы сбора информации,
объективного контроля и моделирование
условий деятельности.

Вывод
по занятию:

таким
образом, мы ознакомились с психологической
характеристикой деятельности сотрудников
ГПС МЧС России. Охарактеризовали
особенности
несения боевого дежурства и караульной
службы, так же провели психологический
анализ ошибочных действий при решении
боевой задачи.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 331.022(021)

А. А. Благинин

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОШИБОЧНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЛЕТНОГО ПЕРСОНАЛА

В работе рассмотрена проблема психологического обеспечения профессиональной деятельности, структура безопасности и надежности профессиональной деятельности, проанализированы причины ошибочных действий, обусловленных личным и человеческим фактором, на примере профессии «летчик».

Ключевые слова: безопасность и надежность профессиональной деятельности, ошибочные действия, личный фактор, человеческий фактор.

Abstract — The paper deals with the issues of psychological support, security and reliability of pilots’ professional activities. Their mistakes due to the personal and human factor are analysed.

Index terms: security and reliability of professional activities, wrong actions (mistakes), individual factor, human factor.

Проблема безопасности и надежности остается одной из основных в профессиональной деятельности. Эта проблема имеет как нравственные (безопасность жизнедеятельности), так и экономические (сохранение материальных средств) аспекты и особенно актуальна для профессий, связанных с повышенным риском и эксплуатацией сложной техники. К таким профессиям среди прочих относится и профессия летчика.

Большинство специалистов сейчас понимают, что вопросы оптимизации, безопасности и надежности работы экипажа воздушного судна представляют собой отдельный аспект профессиональной подготовки и таковыми должны оставаться и в дальнейшем. Профессиональная подготовка пилотов — это непрерывный процесс, приводимый в действие объективными данными, отражающими вопросы эксплуатационного характера [2, 5, 6].

В качестве специальной профессиональной подготовки за рубежом, а с недавнего времени и в России проводятся специальные учебные занятия с летным составом в виде тренингов (например, тренинг взаимодействия CRM — управления ресурсами кабины). На этих занятиях разыгрываются разные ситуации, используются различные ролевые функции, стили управления и поведения — демократический и авторитарный — для луч-

шего освоения механизма динамики группового поведения членов экипажа. Занятия не ставят целью перестройку характера члена экипажа воздушного судна, но показывают стиль поведения, управления экипажем, дают объективную обратную связь участникам упражнений (с помощью видеоанализа и компетентного комментария тренера-психолога), формируют адекватную самооценку и др. [3].

Профессор Техасского университета в Остине и руководитель научно-исследовательской группы экспертов по изучению вопросов, связанных с безопасностью и надежностью работы экипажа Роберт Л. Хельм-рейх считает, что «концепция оптимизации работы экипажа представляет собой подмножество дисциплин в области человеческого фактора, которое касается не только взаимодействия человека и машины, но и взаимодействия человека и человека, а также интеграции операторов и персонала по техническому обслуживанию в рамках всей системы в целом… Эффективные программы в этой области выгодны тем, что улучшают морально-психологический климат в коллективе и повышают работоспособность, помогают не допускать и преодолевать ошибки персонала, а также ограничивать их последствия» [5].

Безопасность профессиональной деятельности состоит из следующих компонентов:

• соблюдение общих организационно-методологических правил и принципов работы, исключающих нарушения в организации деятельности и управлении персоналом;

• профилактика предотвращения происшествий, инцидентов, ошибок, выявление и устранение опасных факторов профессиональной деятельности;

• надежность «человеко-машинной системы»: безотказная работа техники и ее соответствие эргономическим возможностям человека (экипажа);

• надежность управления и сопровождения (в том числе психологического сопровождения);

• обеспечивающая надежность профессиональная подготовка специалиста.

Каждый из компонентов обладает своей, весьма сложной структурой и взаимосвязан с другими.

Так, надежность деятельности специалиста — свойство человека, характеризующее его способность выполнять профессиональную деятельность с необходимым качеством в течение определенного времени не только при заданных условиях, но и при усложнении обстановки, в нестандартных ситуациях. Для этого специалисту необходимы высокий уровень профессионализма, своевременное повышение квалификации в связи с совершенствованием и обновлением технического оснащения, профессиональное здоровье, запас психофизиологических резервов, дисциплинированность в соблюдении общих организационно-методологических правил и принципов работы.

Надежность профессиональной деятельности обеспечивается и структурой управления персоналом, в которой, в свою очередь, можно выделить несколько составляющих:

• выбор цели и средств ее достижения;

• отбор и распределение персонала;

• организация работы специалистов;

• распределение обязанностей, полномочий и ответственности;

• корпоративное обучение персонала;

• психологическое сопровождение деятельности;

• психологический анализ ошибочных действий и др.

Из перечисленных аспектов управления персоналом нас в рамках данной статьи будет интересовать прежде всего психологическое обеспечение профессиональной деятельности и системный подход к изучению ошибок, возможных или совершаемых в ходе этой деятельности.

В настоящее время в авиации получил признание и находит применение системный подход к изучению ошибок и их минимализации путем закрепления соответствующих навыков в процессе обучения или повышения квалификации летчиков. При таком подходе причина ошибочных действий устанавливается благодаря всестороннему анализу связей и взаимоотношений между летчиком и летательным аппаратом.

Ошибки, которые совершает специалист в процессе деятельности, могут служить показателем его профессиональной надежности (ненадежности) и успешности (неуспешности).

Для анализа и классификации ошибок предлагается набор следующих критериев:

• внешнее проявление ошибки;

• последствия ошибки;

• место ошибки в структуре эргатической системы;

• причины ошибки;

• отношение к ошибке самого специалиста.

По каждому из критериев разработаны методы детального анализа. Например, при анализе причин ошибки производится определение их места в структуре деятельности: в восприятии (зрительном, слуховом и т. п.); памяти (запоминании, сохранении, воспроизведении); принятии решений; в исполнительном действии (в движении, речевом ответе). Причины ошибки могут быть связаны со следующими факторами:

а) организацией рабочего места (организацией информационной модели и органов управления);

б) режимом труда и отдыха;

в) профессиональной подготовкой;

г) функциональным состоянием;

д) рабочей мотивацией;

е) отношениями в коллективе и др.

Описательный набор критериев анализа и классификации ошибки задает последовательность проведения их психологического изучения, по-

зволяет объединить и систематизировать большое число разнородных причин, приводящих к появлению погрешностей, ошибок и отказов, связанных с действиями специалиста или происходящих из-за несовершенства технического оборудования.

Обратимся к анализу причин ошибок летчика. Каждый его полет — выполнение множества разнообразных операций, представляющих собой цепь мыслительных и двигательных процессов. Для любого действия человеку необходима информация. Малейшая погрешность работы анализаторов, через которые пилоту поступают сигналы, или дисфункция какого-либо органа, посредством которого летчик получает информацию, могут привести к неправильным действиям или даже к катастрофе. Так, порог нормальной остроты зрения равен одной угловой минуте. При этой остроте зрения летчик обнаруживает летящий навстречу самолет за 5-6 км. От момента обнаружения встречного объекта до начала изменения траектории полета самолета пройдет в среднем 3-4 с. Чем больше скорость сближения самолетов, тем меньшим временем располагает летчик. При скорости самолетов 2300 км/час он может не успеть ничего предпринять для избежания столкновения. И это при условии, что пилот увидел встречный самолет на предельной дальности, доступной для нормального человеческого глаза. Снижение остроты зрения, нарушение осмотрительности в полете приводит к возрастанию вероятности аварии.

Особенностью работы летчика является и то, что темп сигналов, поступающих к нему, колеблется в широких пределах. Но так как оптимальная скорость переработки информации находится в довольно узком диапазоне, то пилоту нередко приходится работать в условиях избытка или недостатка информации. Чем больше поступающей информации, тем больше вероятности, что летчик ее пропустит. Так, только начинающие осваивать групповые полеты летчики нередко сосредоточивают все свое внимание на самолете «ведущего» и совершено не воспринимают особенностей пролетаемой местности. Не лучше чувствует себя пилот и при недостатке информации. При длительном установившемся полете, отсутствии видимости земли, неподвижности стрелок приборов, монотонном шуме двигателей летчик теряет ощущение полета, возникает состояние монотонии.

Еще одной особенностью этой профессии является необходимость постоянного внимания, невозможность расслабиться на протяжении всего полета. Даже при полете в автоматическом режиме летчик должен следить за работой многочисленных систем и агрегатов. Но человеческое восприятие не может быть равномерным в течение длительного времени: выявлено, что через 15 мин напряженного, сосредоточенного слежения за приборами пилот теряет 15-20% поступающих сигналов.

Немаловажным для профессиональной надежности является обеспечение психологической установки на выполнение конкретного задания. Часто летчику приходится действовать на пределе своих возможностей. Например, во время посадки он только руками совершает более 20 движений, помимо этого манипулирует педалями, наблюдает за приборами, за выдерживанием глиссады, определяет расстояние до земли, учитывает

снос. И если опытные летчики в значительной мере автоматизировали свои действия, то начинающие нередко совершают при посадке серьезные ошибки, так как при отсутствии достаточной тренировки физически не успевают выполнить все действия. Не случайно на посадку приходится значительное число авиационных происшествий.

Необходимо также учитывать, что на психофизиологические возможности летчика неблагоприятное влияние оказывают и факторы полета: перегрузка вызывает ограничение движения, увеличивает время реакции, сужает поле зрения и ухудшает остроту зрения; шум ослабляет внимание, снижает точность и скорость сенсомоторных реакций, усложняет радиообмен. Факторы полета ускоряют развитие утомления, уменьшают психофизиологические резервы и, следовательно, способствуют появлению ошибочных действий.

За последние 60 лет относительная доля авиационных происшествий по причине личного фактора составляет до 90%. Так, в «Анализе состояния безопасности полетов.» за 1999 г. сказано, что «основными причинами более чем 90% авиационных происшествий стали нарушения экипажами установленных правил выполнения полетов, неправильные решения в полете и ошибки в технике пилотирования. Особенно велика доля авиационных происшествий, ставших следствием прямых нарушений летным составом установленных правил выполнения полетов (62%). Лишь одно (!) авиационное происшествие, ставшее следствием прямых нарушений летным составом установленных правил выполнения полетов, было вызвано отказом авиационной техники в полете. Человеческий же фактор является причиной более 80% всех авиационных происшествий» [7].

При анализе причин аварийности следует строго разграничивать понятия «личный фактор» и «человеческий фактор». Под «личным фактором» понимают те отклонения в нервно-психической сфере летчика, которые могут повлечь аварию. Наиболее полное определение данного понятия дал отечественный авиационный психолог С. Г. Геллерштейн: личный фактор — совокупность всех врожденных и приобретенных физических и психических свойств личности, которые могут быть поставлены в связь с причинами возникновения, характером течения и исходом авиационного происшествия. Личный фактор охватывает летные способности, физические и психофизиологические особенности, эмоционально-волевые качества, состояние здоровья, физическую выносливость, психологическую устойчивость, уровень профессиональной подготовки [1].

Причинами ошибочных действий, обусловленных личным фактором, могут быть

• недостаточные социальные и моральные качества (низкая направленность на летную работу, недисциплинированность, низкая личная ответственность и др.);

• недостаток знаний, опыта;

• психофизиологические особенности, состояние здоровья (заболевание, утомление и переутомление, нервно-эмоциональная напряжен-

ность, снижение чувствительности анализаторов, неблагоприятные личностные особенности, недостаточные объем, устойчивость и распределение внимания, память, пространственные представления и др.).

Профилактика ошибок, обусловленных личным фактором, должна включать заблаговременное выявление индивидуальных недостатков летчика и их устранение. Для сохранения профессиональной надежности необходимо совершенствовать контроль уровня здоровья и работоспособности. Существуют перспективы внедрения в практику систем автоматизированного контроля с использованием модульных комплексов для определения показателей психофизиологических функций. Раннее выявление летчиков с пограничными функциональными состояниями, своевременное и эффективное использование адекватных методов коррекции, систем восстановительных мероприятий позволят сохранить профессиональное здоровье и продлить летное долголетие летчиков. Введение комплексов функциональной реабилитации снижает вероятность ошибок, допускаемых летчиками, в 1,6 раза.

Систематически в авиационной практике наблюдаются ошибки, которые в определенных условиях совершают здоровые, работоспособные, эмоционально устойчивые и опытные летчики. К условиям, провоцирующим ошибки подготовленного летчика, можно отнести поступление неопределенной, ложной информации; антропометрическое несоответствие рабочего места размерам тела пилота; физиолого-гигиенический дискомфорт условий летной работы; недостаток времени для принятия решения и др. Все перечисленное приводит к детерминированным ошибкам, обусловленным несоответствием процессов и средств деятельности психофизиологическим возможностям человека и объединенным понятием «человеческий фактор».

Разграничение личного и человеческого факторов в авиации имеет большое значение. В первом, как уже было сказано выше, ведущее место занимают индивидуальные качества конкретной личности, которые препятствуют успешной летной работе. Человеческий фактор включает в себя зависимость эффективности деятельности от характеристик оборудования самолета и условий труда. Это разграничение дает возможность дифференцировать ошибки, связанные с личной виной летчика и объясняющиеся объективными обстоятельствами, в частности техническим несовершенством оборудования. Ошибочные действия, обусловленные человеческим фактором, характеризуются высокой повторяемостью ошибок в одинаковых условиях независимо от личности летчика.

Причинами ошибочных действий летного состава, связанных с человеческим фактором, могут быть

• недостатки профессиональной подготовки (неэффективность методики обучения, утрата навыка после длительного перерыва в летной работе, отрицательный перенос навыка, недоученность и др.);

• недостатки условий и средств деятельности (недостатки средств отображения информации, органов управления, компоновки, размеще-

ния, освещения; несоответствие физических, химических, социально-психологических факторов требуемым условиям деятельности);

• несоответствие содержания летной работы психофизиологическим возможностям человека (недостатки в распределении функций между человеком и автоматом; чрезмерная информационная и физическая нагрузка, темп деятельности и т. д.);

• недостатки в организации полетов и их обеспечении (нарушение в организации режима труда, отдыха и питания, недостатки в руководстве и управлении полетами и т. д.).

Любая из приведенных причин может спровоцировать ошибки в технике пилотирования, самолетовождении, боевом применении и эксплуатации авиационной техники. Ведь даже простые двигательные ошибки при работе с органами управления не всегда можно отнести за счет недостатка навыков, недо-ученности летчика. Конечно, нельзя, например, спроектировать техническое оборудование и оснащение, пригодное абсолютно для всех ситуаций в работе и любых состояний специалиста. Однако их необходимо пытаться проектировать как адаптивную систему, которая будет автоматически приспосабливается к оперативным ситуациям и состоянию человека и динамически осуществлять распределение функций между человеком и приборами.

Таким образом, профилактика ошибочных действий, обусловленных человеческим фактором, осуществляется прежде всего с помощью эргономической доработки техники до уровня соответствия психофизиологическим возможностям человека, совершенствования условий, содержания, организации и обеспечения летной деятельности, а ошибки, связанные с человеческим фактором, должны предотвращаться путем оптимизации системы «летчик — самолет». Однако для совершенствования взаимодействия человека с оборудованием кабины этого недостаточно.

В области человеческого фактора наиболее эффективным средством повышения уровня профессиональной надежности являются своевременная психодиагностика и системный подход в обучении летного состава. В настоящее время для предотвращения ошибок, связанных с человеческим фактором, используется специальная теоретическая и практическая тренировка летных экипажей. Теоретическая подготовка осуществляется в учебных аудиториях, а практическая — на тренажерах, где личность летчика находится в центре внимания и выступает ядром профессиональной подготовки. В процессе тренировок видно, что разные уровни индивидуальности по-разному определяют особенности профессиональной деятельности и в групповой работе в аудитории, и на тренажере. При разработке тренажеров исходят из необходимости обеспечить практическую подготовку в условиях, максимально приближенных к реальным, при существенно более низких материальных затратах, степени риска и при этом более высокой отдаче. В летном обучении в области человеческого фактора очень важно эффективно сочетать эти аспекты [2].

Разработанные и апробированные в авиации психодиагностические методики позволяют осуществлять отбор летного состава на новую авиационную технику, перераспределять летный состав по видам авиации, комплектовать

экипажи многоместных самолетов, выявлять наиболее эффективные способы формирования и развития профессионально важных качеств. Системное обучение, своевременная переподготовка пилотов и проведение психологического отбора являются необходимым условием управления психофизиологической надежностью и профилактики ошибок специалистов.

Литература

1. Геллерштейн С. Г. Проблемы психологии в применении к авиации // Авиационная медицина в великую отечественную войну. М.: Медгиз, 1947. Вып. 1. С. 15-16.

2. Зиньковская С. М. Современные виды подготовки летного состава гражданской авиации в области человеческого фактора // Образование и наука. Изв. УрО РАО.2006. № 6(42). С. 71-83.

3. Лейченко С. Д., Малишевский А. В., Михайлик Н. Ф. Человеческий фактор в авиации: моногр.: в 2 кн. СПб: С.-Петерб. ун-т гражд. авиации, 2005. Кн. 1. 473 с.

4. Руководство по обучению в области человеческого фактора. (Doc. 9683 — AN/950). Канада; Монреаль: ICAO, 1998. 333 с.

5. Хельмрейх Р. Л. Профессиональная подготовка кадров в области CRM представляет собой главную линию обороны против угроз безопасности полетов, включая ошибки персонала // ИКАО. № 2. 1999. С. 29-35.

6. Циркуляр ИКАО (240 — А№ /144). Человеческий фактор: сб. материалов. № 7. Изучение роли человеческого фактора при авиационных происшествиях и инцидентах. 1993.

7. Человеческий фактор. Подготовка летного экипажа: оптимизация работы экипажа в кабине (CRM) и летная подготовка в условиях, приближенных к реальным (LOFT): сб. материалов. № 2. Циркуляр 217 — AN/132. Канада; Монреаль: ICAO, 1989. 73 с.

УДК 331.022

О. И. Дорогина

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ

В статье рассматривается проблема определения личностных особенностей, обусловливающих успешность профессиональной деятельности менеджеров. Представлены результаты эмпирического исследования психофизиологических и личностных особенностей студентов-менеджеров.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, психофизиологические свойства, студенты-менеджеры, профессионально важные качества личности.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


1

Чем отличается проффессиональная ошибка от ошибки проффесионала?

1 ответ:



2



0

Есть такое отличие. Хотя бы в том, что всем людям свойственно ошибаться. Но есть ситуации, в которых ошибок по условию быть не может. Вот если человек ошибается в первом случае, то это профессиональная ошибка, а если во втором, это ошибка профессионала. Понимаю, что не убедительно и ветьевато, но попробую объяснить на пальцах. 06 июля 2013 года в аэропорту Сан-Франциско ( KSFO ), потерпел катастрофу самолет Южно-Корейской авиакомпании Asiana Airlines Boeing 777 Второй пилот был пересажен в кресло КВС, и осуществлял визуальный заход на посадку. В ходе этого совершил профессиональную ошибку, провалившись ниже предполагаемой глиссады и потеряв скорость. В ходе попытки догнать траекторию снижения, задрал нос и самолет зацепил хвостом ВПП. В то же время, в кабине был КВС данного самолета, который наблюдал за действиями подчиненного, и второй пилот сменного экипажа, так же более опытный. Вот они оба совершили ошибку профессионала. Поскольку наблюдая за неверным действиями коллеги, не вмешались в происходящее, хотя имели такую возможность. Не видеть и не слышать этого они не могли. Поскольку прибору красноречиво показывали не верные показания, а звуковые сигналы возвещали о том, что самолет находится в неправильном пространственном положении. Вот Вам и профессиональная ошибка обучаемого, и ошибка профессионала инструктора.

Читайте также

Фундаментальная потребность человека -быть правым! Иначе он не сможет жить,просто потеряет смысл! Как альтернатива признанию своих ошибок,для твердолобых -подойдет вариант «я не отступаю,это я развернулась -и прямо вперед!!!»

Самая распространенная их ошибка — это навязчивость. Как правило, в основной своей массе, при общении такие люди будут постоянно настаивать на своих интересах и пытаться убедить потенциального покупателя в том, что ему это необходимо. На деле, потенциального клиента очень мало волнует, что там ему пытаются «впарить», он преследует только свои интересы и сам хочет решать, на что ему тратить собственные денежки. Располагают к себе люди, способные переключиться со своих на потребности другого человека, даже, если они не могут решить проблему, занимающую мысли человека в данную минуту, но дадут полезный совет или проявят искреннее участие, человек будет благодарен и может сделать «ответный жест», проявив интерес к бизнесу.

Ученики очень ответственно относятся к государственному экзамену ЕГЭ и конечно же очень много нервничают и могут допустить ошибку, заполняя экзаменационный бланк.

В этом случае организаторы обязаны заменить индивидуальный пакет с записью в протоколе. В том случае, если ошибка была допущена в написании фамилии то пакет не заменяют.

В том случае, если ошибка была допущена в самом экзамене, то ученик после сдачи экзамена должен подать апелляцию на рассмотрение комиссии ГЭК.

А лучше не совершать ошибок и внимательно отнестись к сдаче экзамена, чтоб такие мелочи как заполнение бланка не отвлекали от экзамена.

Все оказалось сильно просто. Эта функция AVZGuard не работает в автономном режиме и в windows 8. В windows 7 еще запускается, а в 8 не подключается. Разработчикам только предстоит ее адаптировать для windows 8.

Эта хрень только сегодня появилась и то — совсем недавно, с утра не было. У меня он ещё и не открывается ничем, но я сильно и не стремлюсь его открыть, раз он весит 0.

Просто сразу удаляю на всякий пожарный — на фига мне всякие непонятки.

Думаю, это какая-то техническая заморочка на сайте и администрация в скором времени разберётся с этим недоразумением.

Страх ошибиться на работе рубит на корню тягу к творчеству и экспериментам, а значит серьезно тормозит развитие компании. Как наличие промахов в анамнезе превратилось в конкурентное преимущество на рынке труда и что делать руководителям, чтобы научить сотрудников ошибаться с пользой, в колонке для Forbes рассуждает генеральный директор рекрутингового агентства Hays в России Алекс Штейнгардт

Неспособность сотрудников признавать свои ошибки и учиться на них всегда дорого обходилась бизнесу. При этом — парадокс — корпоративная культура чаще всего побуждает работников всеми правдами и неправдами отстаивать свою правоту. Постепенно в западные, да и российские компании приходит понимание: чем выше зона ответственности человека, тем осознанней он должен подходить к собственным ошибкам, признавать их, своевременно делать правильные выводы и передавать этот опыт всей команде.

Мистер конгениальность. Где искать профессиональных менторов и наставников

Такой подход к ошибкам относительно новый и еще проходит процесс трансформации, но бизнес постепенно движется в сторону «культа факапов» — и это не может не радовать. 

Что есть ошибка

Ошибка в работе — это когда после совершенного действия или принятого решения человек получает совсем не тот результат, на который рассчитывал изначально. Важно оговориться: рассуждая об ошибках, я не говорю о случаях ненадлежащего выполнения своей работы, об отсутствии вовлеченности и уж тем более о халатности. Такое отношение к своему делу я считаю неприемлемым и предпочту расстаться с таким человеком.

Таблетка для стартапера: как выдерживать высокие нагрузки и не сойти с ума

Поколение X и даже Y (так называемые бумеры и миллениалы) выращены на установке о необходимости быть непогрешимыми. Нам внушали, что ошибаться нельзя, это неправильно, это не пристало ни просто человеку, ни тем более профессионалу. 

Сегодня же в противовес этому принципу, например, американские венчурные фонды не рассматривают стартапы предпринимателей, которые не могут предъявить им опыта предыдущих неудач. Да-да, как бы парадоксально это ни звучало, вам нужно ошибаться, чтобы доказать свою профессиональность. Когда у вас нет, как это модно сейчас называть, «факапов», вас вряд ли воспримут всерьез.

Реалии таковы, что в мире не существует людей, которые не ошибаются, поэтому ждать этого от своих коллег, подчиненных, окружения совершенно бессмысленно. И еще более нездорово не позволять ошибаться самому себе.

Как перестать соблюдать дурацкие правила на работе и в жизни

Ошибка — это, в первую очередь, опыт. Да, вы пришли не туда, но при этом получили знания и наработки, которые позволят в следующий раз эту самую ошибку уже не совершить. Зачастую, после неудачи возникает неприятное послевкусие, которое вызвано эмоциями. Если абстрагироваться от эмоций и начать смотреть на ошибку как на опыт, оно исчезнет. 

Какими бывают ошибки

Ошибиться можно на каком угодно участке своего карьерного пути — все люди разные, у всех свой бэкграунд и слабые места, и это нормально. Но я все же выделяю два самых часто встречающихся типов ошибок в руководстве.

Ошибка найма — это когда управленец нанимает «не тех людей», сотрудников, которые по тем или иным причинам не показывают результатов, о которых вы договаривались на берегу. Проанализировав собственный опыт, а также мнения многих компаний, могу с уверенностью сказать, что ошибки найма возникают по трем основным причинам. Во-первых, это неправильная оценка совместимости потенциального сотрудника с «ДНК компании» — с ее культурным кодом. Во-вторых, это давление срочности. Все мы знаем, что существуем в вечном режиме аврала, когда необходимый профессионал нам был нужен «еще вчера». И, в-третьих, это решение, принятое при нехватке достойных кандидатов. Эти три обстоятельства приводят к тому, что в компании оказывается неподходящий человек, который в коллектив не вписывается, даже будучи профессионалом. Такой человек не сможет стать эффективным. С ним придется прощаться, и это всегда нехорошо для коллектива, компании, бизнеса.

Смерть «Бизнес Молодости»: как два чебоксарца построили компанию на миллиард и почему закрывают самый скандальный инфобизнес в России

В моем личном опыте есть пример, когда я взял взрослого и опытного человека в свою команду, но не выявил и вовремя не отследил его несоответствие нашей культуре. «ДНК» этого руководителя совершенно не совпадала с корпоративным культурным кодом и после ряда сложностей и конфликтов нам пришлось расстаться. Тем не менее, благодаря этой истории чуть позже мы совершенно по-другому выстроили процесс оценки и профилирования кандидатов, стали больше внимания уделять cultural fit [культурному соответствию. — Forbes], присматриваться не столько к достижениям, которые описывает кандидат, сколько к тому, как он строит отношения с коллегами и как анализирует собственный опыт.

Для себя я также определил, что буду уделять больше внимания продвижению на ключевые управленческие позиции собственных людей, а не искать их извне. За несколько лет мы успешно вырастили несколько эффективных менеджеров, улучшили климат в команде. Я абсолютно убежден, что соответствие кандидата корпоративной культуре компании — это обязательный фактор успеха найма, и эта ошибка здорово помогла мне наработать правильное понимание и практический опыт.

Не существует людей, которые не ошибаются, поэтому ждать этого от своих коллег или от себя совершенно бессмысленно

Но даже если человек отлично справляется со своим функционалом, можно допустить ошибку, попытавшись вознаградить его, например, повышением. Совершенно точно отличный сотрудник останется таким же эффективным в новой, казалось бы, более выгодной роли.

Однажды у меня был один человек в подчинении, отличный эксперт, и я решил дать ему возможность попробовать себя в менеджерской роли, которой он очень хотел. В этой менеджерской роли сотрудник очень много работал, но результата не было. Он брал на себя еще больше проектов, сидел до ночи в офисе, но его собственные результаты, как и результаты команды, неуклонно ухудшались.

Соответствие кандидата корпоративной культуре компании — это обязательный фактор успеха найма

Когда два человека подряд покинули команду, я закатал рукава и стал разбираться в происходящем в формате микроменеджмента. И выяснил, что его ошибка заключалась в формальной требовательности, управлении людьми исключительно на основании аналитики и цифр, без лидерства и ролевой модели. Как оказалось, этот менеджер жил глубоким убеждением, что побеждает самый умный и аналитичный, и офис не место для проявления человеческой натуры, «этим надо дома заниматься». Разговоры не помогли, пришлось расстаться. Этот случилось довольно давно, но фраза «Хочешь потерять хорошего эксперта — сделай его менеджером», поверьте, вполне актуальна в корпоративном мире и по сей день.

Ошибки при принятии управленческих решений. Каждый управленец может признаться в своеобразном «кладбище» проектов, которые угасли по его вине. Чаще всего, это следствие ошибок в принятии управленческих решений. Причиной обычно служит то, что руководитель не слушает и не воспринимает всерьез мнение членов своей команды, не анализирует особенности текущей ситуации и не учитывает нюансы, характерные различия, создающие конфликт интересов.

В моей практике был и такой опыт, когда я пытался объединить усилия нескольких департаментов, руководствуясь идеями синергии. Однако я не учел, что при ближайшем рассмотрении эти отделы имели скрытый конфликт интересов. В конечном счете проект не «взлетел» так, как планировалось. Опыт, который я вынес из этой ситуации: важно узнать мнения команд и принять во внимание культурологические нюансы и региональные различия внутри нашего «государства» — компании. Мне казалось, что нашего «ДНК» будет достаточно, чтобы прийти к результату, но, как уже было сказано ранее, соответствие культурному коду — это обязательный фактор успех, но не единственный.

В итоге я пришел к выводу, что синергия — вещь нужная, системная и, главное, стратегическая, но достигать ее нужно через общую материальную цель и определить маршрутную карту к ней необходимо прежде, чем начинать двигаться к синергии.

Убийца креатива

В моей собственной профессиональной жизни, безусловно, тоже были случаи, когда в момент осознания промаха я чувствовал глубокое разочарование самим собой. Но когда я устраивал себе разбор полетов, то понимал: если простить себя и приглядеться к ситуации без эмоций, то всегда найдется то, что я смогу системно поправить в своем видении, отношении, бизнесе.

Увольнять невыгодно: почему не стоит экономить на сотрудниках во время пандемии

Самое страшное, что несет в себе боязнь ошибиться, — это исчезновение творческого потока. В условиях, когда люди боятся совершить любую ошибку, они не чувствуют в себе смелости экспериментировать, а эксперименты обеспечивают движение вперед.

Когда люди боятся совершить любую ошибку, они не чувствуют в себе смелости экспериментировать, а эксперименты обеспечивают движение вперед

Если говорить о поколении Z — самых молодых сотрудниках во всех компаниях на сегодняшний день — то они чаще всего приходят на работу, чтобы самореализовываться. А этот процесс требует свободы и не может проходить в условиях тотального контроля, под угрозой неминуемого наказания.

Не пытайтесь изображать мачо: почему бизнесу больше не нужны «стальные» менеджеры

Поэтому важно принять тот факт, что ошибки неизбежны. А это значит, что необходимо придумать способ переплавлять их во что-то полезное, прикладное и эффективное для всей команды. Сегодня не может стоять цели «быть непогрешимым». В процессе эксперимента и творчества ошибки могут, будут и даже должны случаться. Нужно научиться делать выводы, а приобретенный в процессе опыт искусно превращать во всеобщее достояние. В результате в компании наработаются алгоритмы и установиться культура, при помощи которых правильные решения будут находиться быстрее и легче.

Начать с себя

Чтобы полностью изменить отношение к ошибкам и начать на них учиться, в первую очередь необходимо поменяться самому — изменить свой modus operandi (с латинского «образ действия») в этом контексте. 

Задайте себе несколько вопросов и честно на них ответьте. Как я поступаю, когда ошибаюсь сам? Какая реакция возникает у меня, когда ошибаются мои сотрудники? Какие последствия влечет моя реакция? Ответив на эти достаточно сложные вопросы, начните нарабатывать осознанность — понимать, какую эмоцию вы испытываете, совершив ошибку, и почему. То же самое касается эмоций, которые возникают при ошибках сотрудников.

Честность и преданность, но без перфекционизма: как стать инфлюенсером для команды

Для наработки нового отношения к ошибкам я бы порекомендовал действовать в двух направлениях: психологическом и практическом. У проблемы принятия ошибок есть серьезная психоэмоциональная подоплека, и, чтобы в ней разобраться, можно поработать с коучем или психологом. Обсудить, что вы чувствуете в подобных ситуациях и найти корни ваших реакций и поведенческих паттернов, которые эти реакции за собой влекут. Например, если в школе вас наказывали за ошибки (а в советские времена это случалось постоянно), то страх оступиться будет преследовать вас и во взрослой жизни.

Необходимо начать проговаривать со своей командой, что факапы — это часть общего пути, и люди не будут за них наказаны

В практической плоскости хорошо помогает подход формализации понятий при анализе ошибок. В компании или хотя бы в рамках отдельной команды создайте безопасную среду для их совершения. Разработайте формат работы над ошибками и обсуждайте полученные выводы с членам команды. Это позволит остальным учиться на чужих ошибках и страх поделиться своим не самым удачным опытом постепенно сойдет на нет.

«Родить успею»: как женщины в XIX веке выбрали образование и карьеру

Необходимо начать проговаривать со своей командой, что факапы — это часть общего пути, и люди не будут за них наказаны. В этом деле главная задача менеджера не дать сотруднику впасть в самобичевание, а вместо этого помочь ему переплавить ошибку в опыт. 

В нашей компании, например, существует практика разбирать, почему мы не выиграли тендер. Скорее всего, мы в чем-то ошиблись, раз этого не произошло. Но если мы будем искать виноватых, то никакого урока из этого не извлечем, поэтому анализируем все имеющиеся на руках факты и приходим к выводу, чего избегать в будущем. 

Не ошибался — не жил

Умение предвидеть и предугадывать развито в людях в разной степени, но даже профессионалы-«экстрасенсы» ошибаются. Я бы никогда не взял в команду человека, который утверждает, что ни разу не ошибался. Скорее всего, ему надо набираться зрелости, взрослеть и учиться честно смотреть на самого себя. Интересны те люди, которые вынесли ценный опыт, знания, навыки и компетенции из своих разнокалиберных провалов, которые случаются у всех людей без исключения.

Забудьте о выживании: как нужно вести бизнес в кризис

Сегодня многих руководителей беспокоит вопрос, как понять, насколько допущенные кандидатом ошибки серьезны и какое их количество допустимо. Надо сказать, что число ошибок не так важно, как пропорция между успехом и провалом. Если человек осваивает что-то новое, на первых этапах количество ошибок может превышать количество удач. Однако если в своей профессиональной деятельности, где человек претендует на экспертный уровень, ошибки будут составлять больше 10–15% от всего объема принятых решений, необходимо разобраться в алгоритмах принятия решений и понять причины этих ошибок.

Отличить правду от выдумки можно с помощью правильных вопросов, зачастую неудобных

Также все сильно зависит от вида деятельности. Предположим, ученые разрабатывают новый препарат. Вначале именно большое количество ошибок приведет их либо к успеху, либо к полному закрытию проекта. И в этой ситуации даже сворачивание проекта может быть успехом — своевременно перестать инвестировать ресурсы во что-то безнадежное. А если главный бухгалтер периодически ошибается при сведении баланса или менеджер постоянно теряет людей — здесь явно что-то не так.

Ловушка «начальственного слова»: почему руководителю иногда не стоит говорить, даже если очень хочется

Чтобы нащупать тонкую грань между неудачником-непрофессионалом, который все время ошибается, и экспериментатором-новатором, который готов идти нестандартным путем, нужно внимательно изучить человека: провести грамотное собеседование, и не одно. Отличить правду от выдумки можно с помощью правильных вопросов, зачастую неудобных, и еще лучше — анализа невербальной составляющей ответов. Руководителю сегодня очень важно отличать людей, ошибающихся в процессе поиска истины, от профессиональных сказочников, бодро рассказывающих на собеседованиях продуманные заготовки.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

10 самых перспективных управленцев России до 30 лет — 2020. Выбор Forbes

10 самых перспективных управленцев России до 30 лет — 2020. Выбор Forbes

Фотогалерея «10 самых перспективных управленцев России до 30 лет — 2020. Выбор Forbes»

10 фото

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки р0363 и р1303 лада веста
  • Ошибки протокола tcp ip
  • Ошибки прошлого афоризм
  • Ошибки протокола smtp
  • Ошибки производственного учета