13231 9.4.2014 Время на чтение: 8 мин.
Личностное развитие: что, как и зачем
Личностное развитие, или как еще его называют – личностный рост, это процесс который не должен останавливаться ни на секунду. Многие успешные бизнесмены отмечают, что они никогда не переставали учиться, и даже в возрасте далеко за пенсионный, стараются находить что-то новое, узнавать, познавать, учиться и развиваться. Сегодня мы с Вами поговорим о личностном развитии, ведь это очень важный элемент общего успеха независимого, успешного, состоятельного человек, а ведь именно таким вы себя видите, не так ли?
Итак, сегодня речь пойдет не столько о понятиях личностного развития, а в большей степени о тех ошибках, которые допускают очень много людей в процессе становления себя. Подобную форму выкладки материала мы практикуем уже не первый раз, и как показывает прошлый опыт, данная система является очень эффективная. Как говорится, нужно учиться на ошибках, а очень удобно когда на эти ошибку указывают, да еще и детально рассказывают как их избежать.
Ошибки личностного развития: ставьте перед собой цели
Отсутствие четко сформулированных целей – это самая частая и распространенная ошибка, которая не просто тормозит, а стопорит развитие вас как личности. Казалось бы, что тут сложного, поставил перед собой цель, обозначил способы и методы ее достижения и все, вперед за орденами. Во многих бизнес книгах постановка целей идет первым пунктом, но почему ж так мало людей следует этому совету? В чем кроется причина?
Давайте проведем небольшой эксперимент. Вот прямо сейчас назовите 3 своих заветных желания, чего вы хотите… Не думайте, быстро, четко, лаконично. Получилось? Вы конкретно знаете к чему стремитесь? Если не получилось, то не расстраивайтесь. Как говорит статистика, более 90% людей не могут четко определить чего хотят, и ограничиваются лишь размытыми понятиями и общими словами. Если вы не знаете чего хотите, то ничего и не получите.
Что ж делать?
Прежде всего возьмите лист бумаги, ручку, соберитесь с мыслями и запишите все-все-все о чем мечтаете. Если вы хотите собственный дом, то детально опишите какой, каких размеров, продумайте все до деталей, представьте какие у Вас будут дорожки и газон. Если же вы хотите путешествовать, то опишите какие страны хотите посетить, что увидеть, что узнать. Главный секрет – это конкретика, детализация каждой мелочи.
Ошибки личностного развития: сомнение и страхи
Еще одним препятствием на пути личностного развития становятся сомнения и страхи. Большинство людей не берутся за дело, ведь уже заранее моделируют себе негативный исход, не верят в свои силы, силы команды и тех людей, с которыми придется работать. Как только появляется интересная идея, то сразу же возникают и страхи. А почему так? Откуда вы знаете, что именно сейчас ничего не получится, что именно это дело закончится провалом? Правильно, вы не знаете, вы только можете догадываться, но ваши догадки ничто иное как проекция прошлых неудач и страхов.
Что ж делать?
Вы точно не узнаете достойная это идея или нет, если не возьмете и не попробуете ее реализовать. И вот сейчас многие из Вас могут сказать, мол я уже десятки раз пробовал, и во всех случаях результат одинаковый. Ну что я могу ответить, значит что-то делали не так. Ведь у других же получается, кто-то реализовывает схожие идеи, доводит их до ума, развивает и зарабатывает, а у Вас одни отмазки. Соберитесь с мыслями, и перед запускам следующего проекта подумайте, а что вы не так делали в прошлые разы, где поспешили, на что не обратили внимание, что спустили на абум.
Ошибки личностного развития: отсутствие плана
Без четкого планирования будет очень тяжело исполнять поставленные цели. Ученые из США провели эксперимент – было отобрано 20 человек, которым дали одинаковые задания. Одна группа из 10 человек получила четкий план выполнения задания, в котором были расписаны этапы, время исполнения, время на отдых и развлечение, а вторая группа сама должна была определять как и что исполнять. Результат оказался удивительным. Первая группа, которая имела четкий план, смогла выполнить все задания, отдохнуть, повеселиться, провести время с пользой, и к концу дня была морально и физически свежа, а вот втора наоборот. Большинство не смогли четко определить свой план действий, все делали в последнюю очередь, и несколько заданий не успели исполнить.
Какой напрашивается вывод? Планируйте свой день. Я не говорю, что нужно планировать месяц, квартал или целый год, но следующий день, или ближайшую неделю – обязательно. Это приучит Вас к дисциплине, вы перестанете тратить время в пустую, просиживая его в социальных сетях, обновляя ненужные сайты, или смотря в окно.
Ошибки личностного развития: отсутствие действий
Это четвертая ошибка, которая тормозит личностное развитие человека. Можно четко определить свои желания, поставить цели, расписать план и… и все. Дальше нужно начинать действовать, но именно с этим возникает множество проблем у большинства наших соотечественников. Как говорит китайская мудрость: «Дорога в тысячу ли начинается с маленького шага».
Что ж делать?
Не ждать помощи, не надеяться на кого-то, не тянуть время. Все что Вам нужно, вы уже имеете, начинайте действовать. Однажды я прочитал интервью Сергия Брина (основателя компании Гугл), где он сказа: «Пока вы думаете, ваши конкуренты действуют, пока вы разрабатывает стратегию, они создают бета версию проекта, пока вы просчитываете риски – они привлекают инвесторов, пока вы сомневаетесь и еще раз все перепроверяют – они заходят на новые рынки. Вы думаете, они действуют, вы думаете, они действуют. Думаю вы меня поняли».
Конечно, думать тоже нужно, но это можно делать и в процессе развития и становления вашего проекта.
Ошибки личностного развития: мнение других людей
Мнения других людей – вот еще одна преграда на пути личностного развития. Если вы будете чем-то заниматься, то готовьтесь к тому, что многие начнут отговаривать Вас от этой «гиблой идеи», а аргумент будет просто шикарный: «Та я уже это видел/читал/пробовал, и ничего не получилось». Общественное мнение – это то, на что нужно плевать с большой горы. Вы верите в то, что делаете, Вам это нравится, вы хотите достигнуть успеха? Если да, то не стоит слушать мнения неудачников, которые ничего не смогли сами сделать. Может это и грубо, может немного резко, на так оно и есть. Пару лет назад я смотрел интервью с Карлосом Слимом, в котором он сказал одну интересную фразу: «Хотите быть успешным? Окружите себя успешными людьми». Выводы делайте сами.
Ошибки личностного развития: отсутствие настойчивости
Вот, вот еще один краеугольный камень, способный свести на нет все ваши старания, мечты и желания. Вы всегда должны быть настойчивы, до последнего дня, минуты, секунды, до того момента, пока не достигните поставленной цели. И опять же китайская мудрость, молодцы Китайцы, знают что говорить, гласит: «Желание сдаться особенно велико за секунду до победы».
Что делать?
Не бояться, верить и идти до конца. Конечно, можно все бросить, разувериться в себе и своих силах, а потом пол жизни ненавидеть себя за подобную слабость духа и необдуманное решение.
Ошибки личностного развития: отсутствие наставника
Конечно, это можно назвать ошибку с натяжкой, ведь многие люди без проблем достигают все самостоятельно, без дополнительной помощи и стимулирования. Но сколько на это уходит времени? Порой годы, а то и десятки. Вы будете делать ошибки, набивать шишки, падать, вставать, опять падать, но уверенно идти дальне. В конце концов придете к задуманному, но каких усилий это может стоить? Не будьте горды, не бойтесь спросить совета, узнать у более опытных людей о их жизненном пути, про их ошибки, трудности с которыми они сталкивались, и пути решения этих трудностей.
Ошибки личностного развития: неправильное окружение
Выше я уже говорил о том, что если вы хотите развиваться (не важно в какой сфере), то нужно окружить себя единомышленниками, людьми которые понимают ваши жизненные цели, устои, разделяют ваши стремления и желания. Если честно, то не стоит это делать резко, не стоит рвать все контакты в один миг, и стараться найти тех, кто вам понимает. Если вы начнете меняться внутри, измените свои мысли, отношение к миру, к себе и своим целям, то нужные люди сами к вам потянутся, а те, кто далек, плавно уйдут. Это кажется нереальным, но так оно и есть, ведь уже не раз подобный эффект испытывал на себе.
Ошибки личностного развития: отсутствие обучения
В самом начале статьи я уже отмечал, что многие успешные люди акцентируют свое внимание на том, что необходимо учиться, узнавать что-то новое, осваивать до сегодня не известные области знаний. Поверьте, мир развивает очень стремительно, и то, что вы знали 10 лет назад, сегодня уже может быть не актуально, с такими знаниями далеко не уйдешь. Да что там 10 лет, тут то, что учил на 1-м курсе института, при выпуске уже не имеет никакой практичной силы. Вот и задумайтесь, а что вы выучили в последнее время, какую книгу прочитали, в какой области знаний начали разбираться. Кто-то может сказать: «а для чего мне это знать, ведь я и так успешно работаю и зарабатываю с теми знаниями, которые имею». А дайте себе ответ, вы уверены в том, что будет через год, что ваша профессия будет востребована, что условия не изменятся и от Вас не потребуют чего-то дополнительного? Конечно нет. Поэтому, нельзя наперед знать какие знания Вам понадобятся.
Ошибки личностного развития: неумение отдыхать
Я специально поставил эту ошибку в конце. Конечно, учиться, развиваться, познавать новое – это хорошо, но не стоит зацикливаться на личностном росте. Умейте отдыхать, абстрагироваться от всего, просто оставаться наедине с собой и своими мыслями. Правильный отдых – это столь важно, как и хорошее обучение.
Только действие поможет вам постепенно двигаться к конечному результату вашей цели.
1. Отсутствие четко сформулированных целей
Вроде это кажется так просто – взять и сформулировать цель. Но, в реальности многие люди совершенно не могут четко проговорить свое желание и используют какие-то расплывчатые формулировки. Цель должна быть четко поставлена, иначе вы не будете знать, к чему стремиться.
2. Сомнения и страхи
Мозг при решении какой-либо важной жизненной задачи посылает нам такие сигналы. И нас начинают терзать сомнения: а смогу ли я? А вдруг не получится? А зачем вообще об этом думать? Нужно взять и попробовать.
Вы скажете: Да я уже много раз пробовал и никакого результата! На что можно ответить: Видимо, не так что-то делали. У других ведь получается. Значит нужно сесть и обдумать, что вы делаете не так.
3. Отсутствие планирования
Без планирования вообще невозможно поставить цели. Если ничего не планировать, то слишком много времени будет уходить просто в никуда.
4. Отсутствие действий
Когда вы поставили перед собой цель, спланировали каждый шаг, то сразу же начинайте действовать. Только действие поможет вам постепенно двигаться к конечному результату вашей цели.
5. Мнение других людей
Частой ошибкой является прислушивание к мнению близких людей. Они будут вам твердить: Не делай этого, все равно ничего не выйдет. Я пробовала(а), это гиблый вариант и т.д.
То, что не получилось у кого-то из этих людей, еще не значит, что не получится и у вас.
6. Отсутствие настойчивости
А кто сказал, что будет легко? Да, порой хочется все бросить и начать жить как все, но, вы можете потом себя ненавидеть всю жизнь за эту слабину.
7. Отсутствие наставника
Можно добиться всего и самостоятельно, но, неизвестно, сколько на это уйдет времени. Гораздо проще найти себе наставника, который поможет вам быстрее разобраться в том, что вам необходимо.
8. Окружение
Меняйте свое окружение на людей более целеустремленных и успешных. Только эти люди способны вас стимулировать стать таким же человеком! Это очень важно.
9. Отсутствие обучения
Обучение необходимо для личностного и профессионального роста. Новые знания способствуют расширению ваших возможностей.
10. Невозможность абстрагирования
Зацикливаться на своем росте тоже не стоит. Нужно также уметь отдыхать и отвлекаться от всего, а то и до нервного срыва недалеко. Хорошим помощником здесь будет юмор. Умение смеяться над собой присуще только по-настоящему сильным людям.опубликовано econet.ru
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Некоторые ошибки развития личности:
1) Боязнь ошибиться.
Некоторые люди думаю по типу «А что если я ошибусь? Как же быть?» Человек, совершая ошибки ты тем самым учишься. Сделал ошибку, разобрался, сделал без ошибки. Если повторяешь одну и ту же ошибку, значит не разобрался.
2) Задача очень сложная для меня.
Некоторые люди думают по типу «Блин, это очень сложно».
Многие такие сложности накручены сильно самим же человеком. В итоге человек так и не приступает к решению своей задачи, только лишь потому, что накрутил у себя в голове «непонятно» что. Также человек может всю жизнь (до смерти) прокрастинировать с этой задачей.
3) Задача слишком легкая для меня.
Некоторые люди думают, что задача слишком легкая для них и они не будут даже приступать («Я же типа крут! Дайте босса сразу!») или приступят в самый последний момент («Легкотня! Потом сделаю на изи!»). И «вдруг» окажется, что задача не такая уж и легкая, или накопится много таких легких задач и человек не будет успевать.
4) Возня в следствиях, а не разбор причины.
Некоторые люди возятся в следствиях и думают, что разбираются в своей ситуации, когда на самом деле тупо возятся в следствиях. По типу «Если бы было вот так или вот так, то я бы сделал вот так и так», когда на самом деле может быть совсем другое и человеку вообще не нужно то, что он пытается/пытался сделать.
5) Забывание своих, ранее достигнутых, результатов.
Некоторые люди забывают что они чего-то достигали ранее или им кажется, что это незначимо и думают, что ничего не умеют и не знают — это ошибочно, потому что человек чего-то достигал, что-то у него получалось, а то что для него кажется, что не ценно на самом деле может быть ценно.
6) Ожидания нужного настроения для дел.
Некоторые люди думают, что для решения задачи нужно именно настроиться. Если тебе надо что-то делать, делай это и без настроения. Нужный настрой может помочь, но если его нет и делать надо, то все равно делай и не оправдывайся по типу «Что-то нет настроя нужного, потом когда-нибудь сделаю..»
Заметки в Telegram
В данной статье мы рассмотрим основные проблемы развития личности и способы их решения. Думаю, что многие задумываются над развитием собственной личности или воспитанием своего ребёнка. Конечно, развитие личности — это комплексный вопрос, на который влияет много факторов — физиологические особенности, среда обитания, воспитание, деятельность.
<<Оглавление>>
Кризисные периоды развития личности:
Детские годы
Наверное, многие сталкивались с периодами поведения у детей, которые являются переломными и ведут к радикальным изменениям личности. Первые проявления характера мы наблюдаем у ребёнка ещё в раннем детстве, хотя это больше рефлекторное поведение, желание привлечь внимание матери. С рождения до 1 года — мама является центром Вселенной для ребёнка, и от её отношения у ребёнка складывается картина мира — доверие или недоверие к окружающей действительности.
- В период 1,5-3 года — ребёнок проявляет черты автономного и независимого поведения. При определённой поддержке со стороны взрослых формируются — воля, желание преодолевать препятствия. В негативном случае — зависимость от взрослых, навязчивость и слабоволие.
- В 3-6 лет также происходит переломный момент — ребёнок начинает ощущать себя личностью, начинает проявлять инициативу, желание участвовать в общих делах. У него появляется умение ставить цели, в обратном случае — беспомощность и пассивность. Очень важно содействовать в развитии самостоятельности, давать посильные поручения ребёнку, вовлекать в трудовую деятельность.
- С 6 до 12 лет — дети проявляют предприимчивость, готовы к получению новых знаний. Расширяется круг общения, кроме семьи важную роль играет школа — детский коллектив и учителя. Развивается компетентность, то есть ребёнок чувствует себя более уверенно, благодаря обладанию новой информацией и поддержке ближайшего окружения. В негативном случае формируется инертность. Дети чувствуют себя уже более взрослыми и нуждаются в уважении и понимании со стороны взрослых.
Подростковый возраст
Период с 12 до 18 лет считается наиболее важным и сложным в формировании личности. Этот кризис является наиболее затянувшимся, хотя у детей этот период проявляется по-разному. Главное, что в этот период ребёнок ищет своё место в этом мире, выходит из опеки взрослых, формирует свои представления об окружающей действительности и взгляды на свою жизнь.
Основные проблемы развития личности проявляются в протестных реакциях, непослушании, упрямстве. Родителям советуют запастись терпением и по мере возможности помогать подростку в поиске себя, относиться с пониманием к изменениям в личности ребёнка.
Подросток может менять интересы, увлечения, друзей, задача родителей — стараться направлять развитие в нужное русло и оставаться в дружеских отношениях с подростками, не навязывать свои позиции. В подростковый период происходят значительные физиологические изменения в организме, а также формируется самосознание. При позитивном развитии событий подросток берёт ответственность за свою жизнь, выбирает свой дальнейший путь развития. При негативном исходе — появляется замкнутость, желание общаться с неформальными группами, выход за пределы моральных норм, а бывает, и нарушения законов.
Поэтому задача родителей — контроль в меру и больше понимания, плавно направлять развитие личности ребёнка.
Взрослый возраст
В период с 18 до 25 лет возникает потребность в интимности и любви. Важно научиться принимать себя и впускать чувства в свою жизнь, доверять людям, при этом не терять своё «Я» в отношениях. Любовь позволяет открыть новые грани в человеческой сущности и влияет на развитие личности даже в большей степени, чем многие другие факторы. Также она позволяет человеку становиться более понимающим, заботливым, чувствительным к миру других людей. Родителям тоже нужно относиться с пониманием к первой любви, ибо бывают ситуации, когда запреты ведут к конфликтам, а в случае постоянного подавления — отвержение людей и невозможность создать свою семью.
В этот период многие определяются и в профессиональном развитии, бывает ещё максимализм в поведении, если не завершена стадия формирования основного стержня личности. В студенческие годы далеко не все понимают ещё своё дальнейшее развитие и часто меняют отношение к деятельности после завершения вуза.
Рекомендуем при выборе специальности руководствоваться интересам и способностями, чтобы потом не пришлось менять специальность. Бывает, что студенты бросают учёбу, если профессия не по душе. Поэтому данный вопрос нужно решать комплексно, учитывая все факторы. Кроме того, в студенческие годы может проявляться желание самостоятельно себя обеспечивать и зарабатывать параллельно с учёбой. На Западе это уже давно практикуется. Считается, что чем раньше человек становится самостоятельным, тем лучше. Подобные стремления являются позитивным и пригодятся в дальнейшей взрослой жизни.
Очень хорошо, когда человек может брать ответственность за себя и близких ему людей. При этом задача родителей помочь в выборе деятельности.
От 25 и выше
В период с 25 до 60 лет личность уже сформирована, хотя может и дальше развиваться при определённых условиях или желании со стороны самого человека. На этом этапе создаётся семья, возникает необходимость воспитания детей, проявляется забота о других. Наблюдается и профессиональный рост, важно найти себя и своё предназначение.
Работа должна приносить удовольствие, человек реализует себя в социуме и продвигается вперёд в своих достижениях. Достигнув определённых результатов, с удовольствием делится своим опытом с окружающими и детьми. Если человек прошёл до этого нормально все стадии развития и сформировал необходимые качества, то семья будет крепкой, а жизнь — счастливой. В обратном случае будет отвержение общества и других людей, одиночество.
Зрелый возраст
В период с 60 лет приходит новый этап переосмысления жизни. Главные проблемы развития личности тут проявляются в отношении к себе и прожитой жизни, анализируется достижения и неудачи. Очень важно понять, что Вы сделали много полезного и во многом преуспели — создали семью, вырастили детей, преуспели в работе или творчестве.
Даже если не сложилась семья, то реализовали себя в других сферах деятельности и оставили свой след на этой Земле. Ищите больше позитивного и продолжайте жить и радоваться жизни, помогать близким, передавать мудрость жизни. В Западной культуре бальзаковский возраст — вторая молодость, у людей появляется больше времени, они осваивают новые специальности или путешествуют.
В любом случае, нужно найти свою реализацию, хобби — вышивка, вязание, написание книг, разведение цветов или другие интересы.
Проблемы развития личности в психологии
- Что больше влияет на развитие личности — анатомические особенности или влияние среды? Суть вопроса в том, что развитие во многом зависит от физических особенностей строения организма и человеческого мозга. Ребёнок только на определённом этапе может научиться говорить или развить другие способности. Бывает, что аномалии развития влекут изменения и в психическом состоянии. При этом важную роль играет и среда обитания, воспитание в семье. Пока учёные не могут дать точный ответ, что оказывает большее влияние? Скорее это взаимосвязанные вещи.
- Какое образование оказывает большее влияние на развитие личности — организованное или стихийное? Под организованным понимаем — обучение с определёнными целями и задачами (школы, вузы), под стихийным — обучение без чётких целей, в процессе жизни (общение со сверстниками, семья, телевидение). Естественно, что влияние оказывают оба варианта обучения, а вот пропорция влияния может меняться в каждом конкретном случае.
- Какая взаимосвязь между задатками и способностями? В данном вопросе психологи исследуют задатки, которые являются врождёнными особенностями человека и оказывают существенное влияние на возникновение способностей. Возможно ли их развитие, и что является основополагающим: задатки или обучение и воспитание развития способностей? Учёные до сих пор решают этот вопрос, хотя бывает, что способности проявляются со временем, а не сразу в детстве. Встречаются истории, когда человек начинает хорошо рисовать или писать стихи под воздействием определённых обстоятельств.
Проблемы развития личности в современном обществе
Наверное, многие задумывались, что время идёт, и современные реалии вносят свои изменения в процесс развития личности. Конечно, перестроечный период и главенство рыночных отношений поставили во главу всего такие понятия, как: материальное благосостояние, власть и сила.
Наблюдается снижение нравственных ценностей, зачастую принято считать, что для достижения своих целей все средства хороши. При этом не стоит забывать, что мы живём в социуме, и нужно помнить о правилах и моральных ценностях. Как мы можем помочь детям вырасти настоящими людьми с глубоким внутренним миром?
Конечно, семья имеет главенствующую роль в формировании личности, особенно на начальных этапах.
1. Вопросы воспитания
Для начала определим, что значит воспитание? Это формирование личности человека с целью подготовки для жизни в обществе. Воспитание должно быть позитивным и производится постоянно. Главную роль в данном вопросе играют родители, потом педагоги.
Конечно, благодаря семье ребёнок узнаёт, что такое хорошо, а что такое — плохо, узнаёт нормы поведения и правила жизни, что ценно, а что нет. Воспитание касается не только поведенческих вопросов. Существует такие виды воспитания: умственное, трудовое, физическое, нравственное, эстетическое, правовое, половое, экономическое, экологическое воспитание.
Основные методы воспитания:
- Собственный пример, дети впитывают атмосферу в семье и стиль поведения взрослых, поэтому даже, если говорить, что нужно поступать определённым образом, а самим нарушать эти правила, не удивляйтесь, что и дети будут нарушать. Говорят, что в первую очередь нужно воспитать себя, а потом — детей.
- Косвенный пример — часто в разговорах мы даём оценки тех или иных понятий, действий, событий. Дети слышат и воспринимают эту информацию. Поэтому старайтесь позитивно отзываться о супругах, работе, давать правильную оценку жизненным вопросам, это поможет в развитии личности Вашего чада.
- Убеждение — один из основных методов применяемый в воспитании, цель — формирование необходимого поведения. Со временем слова близких людей и воспитателей формируют убеждения человека и влияют на его поступки в жизни.
- При этом обращаются к сознанию человека и его чувствам. Главным образом убеждение производится посредством рассказов, лекций, диалога или диспута ( только в спокойной форме). Пример тут тоже имеет значение.
- Поощрение — проявляется в оценке поведения, похвале и позитивном отзыве при должном поведении и определённых заслугах. Поощрение вызывает положительные эмоции и уверенность в себе и людей разного возраста, что помогает в достижении дальнейших успехов.
- Метод взрыва, наказание — это крайняя мера, негативная оценка поведения, применяется при устойчивом непонимании, вся семья не поддерживает поведения, высказывает неодобрение и отказывается идти на поводу, наказание проявляется как лишение определённых удовольствий и радостей. Однако этот метод должен быть ограничен в применении. Стараться взывать к позитивным сторонам личности.
2. Нравственное совершенствование
Проблемы развития личности касаются и нравственной стороны развития человека. Для формирования положительных качеств личности очень важно наличие воли, активность и целеустремлённость. Каждый человек стремится в идеале быть лучше, походить на героев фильмов или книг. Вопрос, какие идеалы лежат сейчас в основе формирования личности?
Если раньше было много позитивных героев, то в современном кинематографе часто за основу берутся другие ценности, поэтому стоит направлять развитие детей и советовать , что больше подойдёт для просмотра или чтения.
Нравственность — это комплекс правил и норм, присущих определённому человеку и необходимых в общественной жизни.
Как уже было сказано, важно придерживаться активной жизненной позиции для достижения определённых целей, а также заниматься самовоспитанием.
С детского возраста рекомендуют:
- Ставить перед собой посильные задачи на месяц, неделю, день. Планировать своё время.
- Ежедневно вечером подводить итоги, что выполнил, а что нет? Что сегодня удалось?
- Вести творческий дневник, в который записывать свои мысли, наблюдения и оценки, советы. Концентрировать внимание на успехах и достижениях. Всё это позволяет лучше понять себя, серьёзнее относиться к жизни, будет способствовать интеллектуальному и моральному развитию личности.
Важным моментом является занятость — тренировки физические и умственные, поиск самовыражения, подготовка к будущей профессии, борьба за свою мечту.
3. Развитие творческой личности
Развитие творческой личности — это очень интересный и важный вопрос. Далеко не все при рождении уже обладают творческим подходом к решению жизненных вопросов. Всё это формируется в ходе жизни и воспитания. Сухомлинский считал, что «главный способ самовоспитания души — красота». Причём красота понималась в широком смысле — искусство, музыка, отношения с людьми.
Таким образом, творческое развитие возможно, в США даже практикуют «курсы креативности», где обучают нестандартному и творческому мышлению, а во Франции в специальных центрах для руководителей — стажировка, где большая часть занятий посвящается художественной культуре.
Это способствует развитию вкуса к хорошо сделанной работе, гармоничным профессиональным отношениям, упорядоченности в работе. В основе развития творческой личности лежит эстетическое воспитание. Мы учимся воспринимать и любить прекрасное в жизни и людях.
4. Интернетомания
Мы живём в век развития технологий невероятно быстрыми темпами. Это очень хорошо с одной стороны — открываются новые возможности получения информации, скорость передачи данных, новые способы общения с людьми из разных уголков мира. При этом обращают внимание на то, что дети много времени проводят в Интернете, что вызывает определённую зависимость и искажает картину мира, возникает виртуальное восприятие мира.
В США увеличилась детская преступность, теряется грань между виртуальным и реальным миром. Рекомендуют ограничивать пребывание ребёнка за компьютером и стараться вовлекать его в активные действия, занятия, игры, тренировки. Старайтесь использовать прогресс в пользу себе и детям — для обучения, развития личности, получения необходимой информации и других важных целей.
Вывод
Итак, мы рассмотрели основные проблемы развития личности и способы их решения. В любом случае, важную роль в формировании человека имеет саморазвитие и воспитание подрастающего поколения. Давайте развивать себя и показывать пример нашим детям! Только мы сами создаём себя и свою жизнь.
Тематика: Личностный рост
В этой статье:
- Понятие личности в психологии
- Отличительные свойства личности
- Теории развития личности в психологии
- 4 фактора, влияющих на развитие личности
- Механизмы развития личности в психологии
- Концепции этапов развития личности в психологии
- Законы развития личности в психологии
- Советы по саморазвитию
- 7 распространенных ошибок развития личности в психологии
Развитие личности в психологии является обширной областью знаний, которая содержит множество теорий, описывающих психологическое формирование человека. Данный процесс начинается с момента рождения и длится всю жизнь, поэтому так важно отслеживать то, что происходит, и корректировать негативные проявления.
Немаловажны собственные усилия человека, направленные на саморазвитие. В нашей статье мы расскажем, как с точки зрения психологии развивается личность, каким правилам подчиняется данный процесс и что можно сделать самостоятельно во благо своего психологического здоровья.
Понятие личности в психологии
В настоящее время единственного и однозначного определения личности в психологии не существует, каждое из множества понятий следует учитывать, чтобы наиболее полно отразить его.
Чаще всего используется следующее определение о том, что личность – это человек с определенным набором психологических характеристик, которые ложатся в основу его значимых для общества поступков; то, что внутренне отличает людей друг от друга.
Для более объективного понимания, приведем еще несколько определений о том, что:
-
Личность – социальный субъект с совокупностью исполняемых им ролей, как личностных, так и социальных, а также его предпочтения и привычки, накопленные им знания и опыт.
-
Личность – человек, который самостоятельно выстраивает и контролирует свою жизнь, полностью несет за нее ответственность.
Помимо понятия «личность», в психологии используются также термины «индивид» и «индивидуальность».
-
Индивид – это отдельный человек с присущими ему уникальными врожденными и приобретенными характеристиками.
-
Индивидуальность – это совокупность присущих человеку уникальных качеств, отличающих его от других людей; своеобразие личности и психики человека.
Нельзя говорить о тождественности названных понятий, но и полностью отделять их друг от друга тоже не следует, так как человек многогранен, его невозможно рассматривать однобоко.
Для получения объективного представления о личности как о психологическом феномене следует для начала разобраться с ее структурой.
Отличительные свойства личности
Свойства личности – это совокупность врожденных и приобретенных характеристик человека, которые лежат в основе его деятельности и отношений с окружающими людьми и миром. Основными свойствами личности, от которых зависит взаимодействие с социумом, в психологии называют характер, темперамент, волю, способности, мотивацию и эмоции.
Под характером в психологии понимают приобретенный способ взаимоотношений с окружающими людьми. Он включает в себя определенную манеру поведения, а также реакцию на происходящие с человеком события. Характер бывает мягким и деликатным, а бывает грубым и бесцеремонным.
Воля означает способность человека управлять психикой, контролировать свои действия, поведение, определенным образом реагировать на происходящее, привносить изменения в окружающий мир. Про силу воли обычно говорят, когда необходимо принимать важные, осознанные решения, при реализации которых требуется приложение определенных усилий, преодоление препятствий.
Воля связана с самоограничением, самоконтролем, необходимостью отказа от чего-либо для достижения поставленной цели, т. е. человек должен пожертвовать чем-то сиюминутным, но для него привлекательным, чтобы получить отдаленное желаемое.
Главная особенность воли заключается в том, что, достигнув результата, человек испытывает моральное удовлетворение.
Главная особенность воли заключается в том, что, достигнув результата, человек испытывает моральное удовлетворение. В процессе достижения цели эмоциональная радость возникает очень редко. Индивид направляет все силы на то, чтобы преодолеть себя, какие-либо препятствия и получить нужный результат. Чем более сильной волей он обладает, тем легче справляется со сложностями и быстрее развивается.
Под темпераментом в психологии понимают психические качества человека, определяющие его поведение, настроение, скорость их изменения, эмоциональную устойчивость.
Эмоциями в психологии называют положительные и отрицательные индивидуальные переживания человека, испытываемые в ответ на определенные ситуации и раздражители. Выделяют следующие виды эмоций:
-
Настроение, под которым понимают общий настрой человека в разное время.
-
Простые эмоции, которые связаны с необходимостью удовлетворения базовых потребностей.
-
Чувства – означают комплекс переживаний, вызванный отношением к определенному объекту.
-
Аффекты – яркие и острые эмоции, возникающие в качестве ответа на раздражитель, отличаются кратковременностью и высокой интенсивностью.
-
Страсть – сильные эмоции, которыми человек не в состоянии управлять.
-
Стресс – совокупность отрицательных эмоций и физического состояния человека, возникает в ответ на психологическую и эмоциональную перегрузку.
Качество жизни человека во многом зависит от испытываемых им эмоций. Люди ощущают неодинаковые эмоции, разница заключается в том, с какой скоростью они реагируют на те или иные события и раздражители, как долго переживают случившееся, какие эмоции испытывают чаще – положительные или отрицательные. Переживания влияют на совершаемые человеком поступки, принимаемые им решения.
Под мотивацией в психологии понимают совокупность причин, лежащих в основе поведения человека.
Мотив вызывает целенаправленное поведение индивида. На мотивацию влияют желания человека, его потребность в чем-либо. Именно благодаря постановке целей он начинает совершать активные действия, добиваясь их.
Способности означают врожденные умения и навыки, без которых невозможно решать определенные задачи. Они помогают легче и быстрее приобретать знания и опыт, которые в дальнейшем помогают лучше справляться со стоящими перед человеком задачами.
Теории развития личности в психологии
-
Психодинамическая теория.
Классический психоанализ, или фрейдизм – самая известная теория развития личности в психологии. В основу своей теории Зигмунд Фрейд положил постоянное развивающееся взаимодействие между инстинктами и влечениями (с одной стороны) и мотивами, сознанием, морально-этическими нормами (с другой). От этого взаимодействия зависят реакции и поведение индивида, при этом основную роль играет бессознательное.
-
Психоаналитическая теория.
Карл Юнг изначально работал вместе с Зигмундом Фрейдом, однако в дальнейшем разработал собственную теорию развития личности в психологии – аналитическую психологию. Юнг выделял три составные части личности: индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное и сознание.
Юнг ввел в психологию личности понятия экстраверсии и интроверсии, а также четыре психических процесса: мышление, чувствование, интуицию, ощущение.
-
Индивидуальная теория.
Теорию индивидуального развития личности впервые ввел в психологию австриец еврейского происхождения Альфред Адлер. В основе его теории лежат целостность, уникальность, неповторимость личности. Поступки и поведение индивида зависят не от врожденных инстинктов, а от единства с окружающими. Развитие личности согласно теории Адлера происходит за счет:
-
чувства неполноценности и компенсации;
-
стремления к превосходству;
-
стиля жизни;
-
учета творческого «Я»;
-
общественного интереса;
-
фиктивного финализма.
-
Поведенческая теория.
Поведенческая теория развития личности в психологии включает в себя два основных направления: рефлекторное и социальное. Основоположником первого является последователь классического бихевиоризма Б. Скиннер. Социальную теорию разработали американцы А. Бандура и Дж. Роттер. Оба направления основываются на том, что человек развивается в соответствии с окружающей средой, генетическое и психическое наследование значения не имеют. Развитие личности зависит от получаемых знаний, умений, опыта. Психологические характеристики состоят из обобщенных поведенческих рефлексов и социальных навыков.
-
Гуманистическая теория.
Гуманистическая теория развития личности в психологии состоит из двух основных направлений:
-
Сторонники клиентцентрического направления полагают, что человек развивается благодаря врожденному стремлению к самоактуализации и контролю собственного развития, т. е. по своей природе человек – активный, самореализующийся субъект.
-
По мнению сторонников мотивационного направления развития личности, человек – это «существо желающее». Он постоянно испытывает те или иные потребности, которые никогда не бывают удовлетворены в полном объеме: как только достигается желаемое, возникает новое стремление, которое также нуждается в удовлетворении. У индивида редко полностью отсутствуют желания и потребности, это единичные быстропроходящие случаи.
-
Когнитивная теория.
Основоположник когнитивной теории развития личности в психологии – американец Джордж Александр Келли – полагал, что человек развивается в соответствии со своим социальным окружением, его поведение зависит от особенностей познавательных процессов личности (восприятия, представления, памяти, речи, мышления).
4 фактора, влияющих на развитие личности
Психология развития личности человека исходит из того, что у индивида развиваются качества, формирующиеся на протяжении всего исторического становления общества. Однако вероятность проявления тех или иных свойств у конкретного человека зависит от определенных факторов.
-
Воспитание в детстве и самовоспитание в зрелости.
Ключевая роль в формировании и развитии личности в психологии принадлежит семье, которая берет на себя главную воспитательную функцию.
Гармоничные личности вырастают в полноценных и благополучных семьях. Если же в детском возрасте ребенок не мог по каким-либо причинам решить свои проблемы и прожить конфликтные ситуации, то они дадут о себе знать в зрелом возрасте. Изначально человек действует согласно тем принципам, которые воспитывались в нем родителями.
Стиль, модель поведения, роли, стратегии, типы мышления, способы выражения эмоций дети заимствуют у значимых для них взрослых. Родители неосознанно передают детям свои ценности, идеалы, положительные и отрицательные качества, например, тревожность, мнительность, склонность к манипуляциям и пр.
То, что ребенок слышит в детстве, постепенно начинает им восприниматься как внутренний голос.
То, что ребенок слышит в детстве, постепенно начинает им восприниматься как внутренний голос. Психология говорит о том, что в процессе развития личности под влиянием родителей формируются такие моральные качества, как совесть, честь, нравственность. Но если они отсутствовали у окружающих ребенка взрослых, то и у него самого такие качества развиться не могут. Он использует те знания, которые ему передаются в окружении, и вырабатывает свое собственное представление о допустимом поведении.
-
Генетика.
Набор генов каждого человека неподражаем. Некоторая составляющая уникальности человека закладывается на генетическом уровне, поэтому дети рождаются с определенным темпераментом и выражают базовые эмоции.
Семья играет важную роль в развитии личности с точки зрения психологии, как в процессе воспитания, так и в передаче будущим поколениям своего генетического фонда. Известно, что ряд психических заболеваний передается по наследству, а окружающие человека люди (родственники, друзья, коллеги и т. п.) оказывают влияние на социальное формирование личности.
-
Жизненный опыт.
События, происходящие в жизни человека, находят свое отражение в его внутреннем мире. Значимые события оставляют более заметный след в развитии и становлении личности. Будущее человека формируется исходя из индивидуально проживаемого опыта, так как через него воспитывается сила воли, характер, способности, мотивация.
-
Менталитет и культура.
На развитие и формирование менталитета или «характера народа» существенное влияние оказывают такие факторы, как окружающая среда, климат, условия проживания конкретной группы людей. Например, южные народности обладают более выраженным темпераментом, проявляют большую активность в жизни, чем люди, проживающие в северных районах.
Психология утверждает, что развитие и формирование личности происходит в соответствии с принятыми в обществе культурными и нравственными ценностями. Одни народности ведут себя более развязно, не скрывая испытываемые чувства, открыто проявляя эмоции, поведение других отличается сдержанностью, четким следованием принятым в обществе нормам и правилам поведения.
Механизмы развития личности в психологии
-
Присвоение.
Самый распространенный механизм развития личности в психологии носит название «присвоение». Он означает, что личность человека самостоятельно формируется и развивается в то время, как он вступает в контакт с окружающей средой. Во время личной или общественной деятельности у индивида происходит формирование и «присвоение» личностных качеств, которые в дальнейшем продолжают развиваться.
-
Обособление.
Еще одним механизмом развития личности в психологии является «обособление». Речь идет о том, что человек не готов полностью перенимать общественные устои, для него важным является выделение среди себе подобных. Процесс называется также индивидуализацией, которая предполагает, что в человеке развиваются индивидуальные личностные качества, которые отличают его от других людей.
Этот механизм развития личности в психологии включает в себя два направления:
-
внутреннее (психологическое), к которому специалисты относят такие индивидуальные психологические свойства человека, как уровень развития интеллекта, принадлежность к тому или иному типу темперамента, присущие индивиду черты характера и т. п.;
-
внешнее (материально-физическое), которое включает физические параметры, например, национальность, гендерную идентичность и пр.
-
Идентификация.
Наиболее сложным механизмом развития личности психология называет «идентификацию». Речь идет о стремлении подражать объекту, вызывающему у человека интерес или симпатию. Индивид на эмоциональном уровне старается скопировать другую личность. Этот механизм можно наблюдать у детей, которые с раннего возраста стремятся делать все так же, как делают их родители.
Концепции этапов развития личности в психологии
Психология называет основную цель развития личности, которая заключается в обретении личностной свободы. Выделяют несколько концепций развития, о которых мы расскажем ниже.
-
Концепция Э. Эриксона.
Психоаналитик Э. Эриксон говорит о том, что существует восемь стадий развития личности. На каждой из них индивид сталкивается с конфликтом, порождаемым силами, противоположными тем, которыми он сам обладает. При благополучном разрешении ситуации у человека формируются новые черты личности, он переходит на следующую ступень развития. Если же ситуация не находит разрешения, то она становится причиной возникновения неврозов и дезадаптации.
Эриксон выделяет следующие противоречия и проблемы в процессе развития личности в психологии:
-
противоречие между доверием и недоверием к окружающей действительности (свойственно детям от рождения до достижения ими годовалого возраста);
-
противоречие между независимостью со стыдом и сомнениями (испытывают дети с годовалого возраста до достижения трех лет);
-
противоречие между инициативностью и чувством вины (характерно для детей с четырехлетнего до пятилетнего возраста);
-
противоречие между трудолюбием и чувством неполноценности (свойственно детям с шестилетнего до одиннадцатилетнего возраста);
-
противоречие между осознанием идентичности с определенным полом и непониманием свойственного этому полу поведением (испытывают подростки с двенадцати лет до достижения восемнадцатилетнего возраста);
-
противоречие между стремлением к интимным отношениям и чувством изолированности от окружающих (характерно для раннего взрослого возраста);
-
противоречие между жизненной активностью и сосредоточенностью на собственных проблемах, потребностях, интересах (испытывают люди среднего взрослого возраста);
-
противоречие между ощущением полноты жизни и отчаянием (свойственно людям в позднем взрослом возрасте).
-
Концепция В. И. Слободчикова.
Возрастное развитие личности в психологии по мнению В. И. Слободчикова следует рассматривать с точки зрения развития субъектности индивида по отношению к его поведению:
-
Оживление (характерно для детей до года). В этот период ребенок знакомится со своим телом, начинает его осознавать, что проявляется в совершении им двигательных, сенсорных и общительных действий.
-
Одушевление (свойственно детям от 11 месяцев до достижения ими 6,5 лет). Ребенок начинает осознавать себя в мире, учится ходить, взаимодействовать с окружающими его предметами. Происходит изучение культурных навыков, развитие способностей. У трехлетних детей можно наблюдать ярко выраженную позицию: «Я сам», – которая является следствием осознания малышом своих желаний и возможностей.
-
Персонализация (характерна для детей с 5,5 лет до 13–18 лет). В этот период ребенок осознает себя реальным или потенциальным творцом своей жизни. Он учится выстраивать границы, брать на себя ответственность за своей будущее. В развитии личности ему помогают старшие наставники, а также ровесники, с которыми он взаимодействует на протяжении этапа персонализации.
-
Индивидуализация (происходит с 17–21 года до 31–42 лет). В этот период личность присваивает себе и индивидуализирует общественные ценности, которые затем рассматривает с позиции своего личностного мировоззрения. «Самость» человека выстраивается путем преодоления ограничений, накладываемых обществом, разрушения оценок окружающих. Это период ухода от стереотипов, чужого мнения и давления окружающих. Теперь индивид способен самостоятельно принимать или не принимать получаемое от мира.
-
Универсализация (характерна для людей, начиная с возраста с 39–45 лет). В это время человек расширяет рамки индивидуальности и переходит на уровень экзистенциальности, он начинает ощущать себя элементом всего человечества в контексте бывшей и будущей мировой истории.
Итак, развитие личности в психологии тесно связано с возрастными изменениями.
Однако те или иные психические процессы могут происходить в достаточно широкий промежуток времени. И этот период тем больше, чем старше становится человек. Исходя из этого, возникли такие выражения как «развит не по годам» или «застрял в развитии». В действительно же, речь идет только о том, что физическое и личностное развитие несколько отличаются друг от друга.
Развитие личности в психологии можно также рассматривать с точки зрения изменений, происходящих в индивидуальном психологическом пространстве индивида, состоящего из:
-
тела;
-
окружающих значимых для личности предметов;
-
привычек;
-
отношений, связей;
-
ценностей.
Накопление перечисленных элементов происходит по мере того, как ребенок развивается физически. Однако они свойственны также взрослым людям. Благоприятное развитие индивида возможно при условии, что все они являются неприкосновенными.
-
Жизненный путь.
Развитие личности в психологии происходит по мере продвижения человека по жизненному пути, в процессе которого формируются цели, мотивы и ценности, они же структурируют этот путь.
Иными словами, речь идет о жизненном сценарии человека. Единое мнение в психологии по этому вопросу в настоящее время не сформировано.
Российские ученые склоняются к тому, что индивид сам формирует свой жизненный сценарий, родители могут помочь ему в этом, однако сам выбор человек делает самостоятельно.
Другие психологи (такие, как Адлер, Берн, Роджерс) считают, что ведущим фактором, формирующим жизненный сценарий, является бессознательное, а именно: воспитание, личностные особенности родителей, порядок рождения ребенка, возникающие в жизни стрессовые и конфликтные ситуации и пр.
Законы развития личности в психологии
Закономерности развития личности изучаются психологией личностного роста. Они же лежат в основе обучающих программ для детей и подростков. Благодаря знанию закономерностей, психоаналитики лучше понимают клиентов и помогают им, направляя их на путь становления и саморазвития.
Законы развития личности в психологии включают в себя:
-
психологические изменения, происходящие с индивидуумом;
-
существующую взаимосвязь между сферами и направлениями развития;
-
специфические особенности развития личности;
-
разницу в развитии по времени и другим критериям (между сверстниками, которые могут развиваться быстрее или медленнее);
-
формирование у человека собственных взглядов и убеждений;
-
проявление определенных психологических характеристик (сенситивность);
-
обработку, изучение/осознание разных сфер жизни;
-
пластичность развития индивида (одна личностная составляющая может компенсироваться другой);
-
противоречия, возникающие между человеком и окружающим миром;
-
постоянно прогрессирующее развитие личности.
Советы по саморазвитию
Саморазвитие происходит постоянно, у этого процесса нет конца. Двигаться можно только вперед или назад, проходя через эволюцию или деградацию. Вступив на путь развития личности в психологии, необходимо:
-
Найти слабые стороны своей личности, например, опросив знакомых, вызывающих доверие, и выписав те качества, которые не нравятся (пессимизм, постоянные жалобы, нытье, упрямство, отсутствие развития, лень и т. п.). Чем более полным и честным будет список, тем лучше.
-
Определится с приоритетами. Кому-то важно повысить уровень общительности и завести новых друзей, для другого большое значение имеет развитие трудолюбия и продвижение по карьерной лестнице, третий стремится к путешествиям, а четвертый хочет реализоваться в роли хранителя домашнего очага.
-
К намеченной цели необходимо идти постоянно, не сбиваясь с пути, совершая небольшие, но ежедневные шаги. Не надо сегодня реализовывать одну идею, а завтра бросать ее ради решения другой задачи. Если поставлена цель – накопить миллион, то стоит рассчитать, сколько дней на это потребуется, по сколько следует откладывать ежедневно/еженедельно/ежемесячно, а затем просто каждый день выполнять эти действия. Возможно, потребуется отказаться от каких-то мелких необязательных, но регулярных трат, вроде стаканчика кофе в кофейне каждое утро.
-
Очень важно постоянно развиваться, узнавать новое. Однако ни в коем случае нельзя ограничиваться теорией, важно применять полученные знания на практике, иначе они останутся невостребованными и не принесут никаких плодов.
-
Также стоит пересмотреть свое окружение. Если кто-то мешает личностному развитию, постоянно обесценивает, ставит под сомнения все начинания, то следует максимально сократить общение с такими людьми. Возможно, для этого придется прибегнуть к помощи психолога.
-
Повышать полезность, как для себя и своих близких, так и для общества в целом. Это не означает, что нужно срочно совершать какие-то открытия, но стоит научиться слышать других людей и помогать им при необходимости.
-
Учиться быть осознанными, находиться в моменте, быть здесь и сейчас.
-
Изучать язык тела, следить за осанкой, выражением лица, улыбкой, походкой, мимикой и т. п. Если быть открытым миру, излучать позитив, то мир ответит взаимностью.
-
Пересмотреть свой стиль, изменить его при необходимости. Избавиться от чересчур мрачного гардероба, подобрать вещи в соответствии с возрастом, социальным статусом, подходящие по размеру. Пусть лучше их будет немного, но они будут качественными и сочетающимися между собой.
-
Стать ответственным и самостоятельным, принять тот факт, что никто, кроме самого человека, не отвечает за то, как он живет. Индивид оказывается в роли жертвы, потому что сам совершил шаги, которые привели его в эту точку. Хорошая же новость заключается в том, что индивидуум сам может изменить ситуацию так, как ему нужно, главное – захотеть и начать действовать.
7 распространенных ошибок развития личности в психологии
-
Отсутствие цели, непонимание, куда двигаться дальше.
На первый взгляд в постановке целей нет ничего сложного, этот процесс описывается в разной литературе. Однако большинство людей не ставят перед собой цели, они просто идут вперед, не понимая, к чему хотят прийти. Но без конечной точки маршрута движение бессмысленно. Поэтому стоит потратить время и прописать свои цели, а потом время от времени возвращаться к ним и выполнять корректировку.
-
Страхи и возникающие сомнения.
После того как цели поставлены, движению вперед могут помешать страхи и сомнения. Порой человек заранее уверен в том, что у него ничего не получится, его одолевают сомнения, и вместо того, чтобы действовать, он отдается воле случая.
-
Отсутствие конкретного плана.
Кроме постановки целей, важное значение имеет разработка плана по их достижению. Отсутствие понимания дальнейших действий приводит к неэффективному расходованию времени и неизбежным ошибкам. План следует составлять на день, месяц, год, пять лет и т. д.
-
Отсутствие конкретных действий.
После того как цель намечена, а план составлен, необходимо приступать к его выполнению. Следующая ошибка в развитии личности в психологии заключается в том, что человеку достаточно того, что он составил план, однако никаких конкретных действий после этого он не предпринимает. Причин может быть много. Например, лень и отсутствие желания делать что-то, поскольку задача кажется очень далекой и недостижимой. Поэтому важно пересилить себя и все-таки начать совершать определенные шаги на пути к ее решению, хотя бы потому, что на постановку цели, как и на разработку плана, были затрачены время и силы.
-
Недостаток настойчивости и инициативности.
Отсутствие настойчивости – еще одна ошибка, с которой сталкиваются те, кто решил пойти по пути развития личности. Согласно психологии, сомнения присущи каждому человеку. В начале пути может показаться, что прилагаемые усилия никогда не окупятся. Но важно проявить настойчивость и продолжить движение вперед, видеть свою цель и быть уверенным в ее достижении.
-
Прекращение обучения.
Еще одна ошибка, с которой могут столкнуться те, кто занимается развитием личности с помощью психологии, заключается в прекращении обучения. Человек стремился к получению новых знаний, приобрел их, в результате стал востребованным специалистом. А потом решил, что его познаний достаточно, дальнейшего развития уже не требуется. Но современный мир постоянно меняется, и то, что было актуально год назад, сегодня работает не столь эффективно. Поэтому учиться, пополнять свою копилку опыта нужно постоянно.
-
Неспособность расслабляться.
Это последняя ошибка, подстерегающая человека, вставшего на путь развития личности в психологии. Да, неумение расслабиться – это действительно серьезный недостаток. Потому что постоянное обучение, работа, движение вперед при отсутствии должного отдыха быстро приведут к выгоранию. Все следует делать в меру, работа должна обязательно сменяться отдыхом.
Зная основные этапы развития личности в психологии, а также необходимые для этого шаги и возможные ошибки, вы сможете быстрее пройти этот путь и добиться желаемого успеха. Не забывайте о том, что при отсутствии прогресса регресс неизбежен.