Ошибки речевого поведения педагога

Педагогу для успешной работы необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и особое умение – это умение общаться. Человек начинает овладевать навыками общения с малых лет, однако не все, повзрослев, в достаточной мере умеют общаться. Профессия педагога относится к типу профессий «человек – человек» и поэтому умение общаться является для педагога ведущим, профессионально важным качеством.

Коммуникативная культура педагога – это культура его профессионально-педагогического общения с другими субъектами учебно-воспитательного процесса. Необходимым уровнем коммуникативной культуры следует признать такой, который позволяет педагогу позитивно воспринимать своих подопечных и коллег и обеспечивает безусловное достижение целей воспитания и обучения.

Иногда учитель, блестяще формирующий методическую ситуацию урока, разрушает свой авторитет допускаемыми в речи ошибками и неточностями.

К сожалению, нередки случаи, когда уровень речевой культуры учителя недостаточен для успешной профессиональной деятельности.

Речевые ошибки, типичные для педагога:

  • 1.Орфоэпические ошибки.
  • Орфоэпическая правильность заключается в
    соблюдении:-правил произношения и ударения,

    -интонационных норм.Ошибки в постановке ударения можно легко избежать,
    обратившись к словарям. Примеры таких ошибок:

    «работа провЕдена», «заключить дОговор»,
    «оформить опЁку», «обратитесь к катАлогу», «откройте жАлюзи», «облЕгчить
    участь», «премИровать победителя», «опасная афЁра», «урок нАчался», «повтОрим
    материал», «углУбленный курс», «Экспертный совет» и другие.

  • 2. Нарушения лексики. Лексические нормы речи-это правила употребления слов в речи, т.е. точность выбора слова соответственно смыслу высказывания и уместность применения его в общественном значении и общепринятых сочетаниях. Основные причины речевых ошибок:
  • -Непонимание значения слова.
  • -Нарушение лексической сочетаемости. Отличать от речевой ошибки следует умышленное объединение, казалось бы, не сочетаемых между собой слов: живой труп, обыкновенное чудо.
  • -Многословие. Например, использование лишних словишних не потому, что свойственное им лексическое значение выражено другими словами, а потому, что они просто не нужны в данном тексте); тавтология (от греч. tauto- то же самое logos — слово) — повторение однокоренных слов или одинаковых морфем; слова-паразиты, которые засоряют речь, особенно устную (это разнообразные частицы и отдельные слова, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы, не оправданные содержанием и структурой высказывания), плеонастические сочетания (плеоназм (от греч. pleonasmos — избыток, чрезмерность) — употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов).
  • -Лексическая неполнота высказывания. Эта ошибка по смыслу противоположна многословию. Неполнота высказывания заключается в пропуске необходимого в предложении слова.
  • -Неуместное употребление лексики ограниченного употребления и стилистически маркированной лексики. Слова ограниченного употребления (диалектная, специальная и жаргонная лексика) должны быть сведены к минимуму, так как употребление их делает речь непонятной.

-Неправильное употребление многозначных слов, синонимов, антонимов

  • Типичные нарушения лексики в речи педагога:
  • «Спросить вопрос», «записать под запись», «поставить роспись»,
    «отксерить вопросы», «распланировать планы», «повысить кругозор», «обложить
    учебники», «Достаточно плохо ты
    подготовился сегодня?»; плеонастические сочетания: «в мае
    – месяце», «вступительная приамбула», «первый дебют», «крупные гиганты», «отступать
    назад» и др.
  • 3.
    Г
    рамматические
    ошибки, указывающие на незнание
    морфологических и синтаксических норм. Например, «по окончанию школы»,
    «согласно приказа», «в двухтысячноседьмом году» и др.

  • 4.
    Словообразовательные
    ошибки
    , когда деформируется значение слова, нарушаются такие
    качества речи, как точность, чистота, ясность, выразительность. Учитель,
    требующий «откомментировать ответ», «докончить таблицу», значительно обедняет
    свою речь.
  • В какой бы области знаний ни преподавал
    педагог, он должен знать, что непременной составляющей его профессионализма
    является речь – интегративный показатель общей культуры человека. Пренебрегая
    языковой репутацией, считая культуру речи чем-то второстепенным, учитель автоматически
    «переводит себя» в разряд некомпетентных людей, а значит, не владеющих в полной
    мере своей профессией.

Выступление на педсовете педагога-психолога школы Александровой А.С.

по теме: «Типичные ошибки учителя в общении с учениками. Приёмы их решения».

В школе две главные фигуры – учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника. Отношения с учителем занимают в жизни детей очень важное место, и дети очень переживают, если они не складываются.  

Наше неумение или нежелание правильно общаться с учащимися является причиной многих педагогических неудач — и плохой дисциплины на уроках, и отсутствия интереса к предмету, и грубости учащихся, и наших собственных неврозов.

Психологические исследования неоднократно показывали, что отношение к преподавателю учащиеся часто переносят на предмет, который он преподает.

Наиболее типичные ошибки в общении преподавателей с учащимися:

  1. Обращение к учащимся не по имени, даже не по фамилии, а в третьем или втором лице.
  2. Отсутствие извинений в адрес учащихся, если педагог оговорился или неправильно продиктовал запись.
  3. Приказной административный характер распоряжений.
  4. Невнимание и безразличие к результату ответа учащегося, прерывание его речи беседа или перепалка во время ответа.
  5. Игнорирование психических особенностей опрашиваемых (флегматик – медленно думает, холерик – торопится, меланхолик – теряется, сангвиник – отвечает мгновенно, необдуманно)
  6. Неумение выслушать, поддержать беседу.
  7. Отсутствие контакта глаз.
  8. Необъективность придирки.
  9. Невнимательность к достижениям учащихся.
  10.  Игнорирование стремления учащегося занять достойное место среди сверстников.
  11.  Угрозы, приказы.
  12.  Критика.
  13.  Оскорбительные прозвища.
  14.  Общение – допрос.
  15.   Похвала с подвохом.
  16. Отказ от обсуждения вопроса.

Личностные особенности учителя, затрудняющие общение с учащимися.

К таким особенностям относятся вспыльчивость, прямолинейность, резкость, торопливость, обостренное самолюбие, упрямство, самоуверенность, отсутствие чувства юмора, обидчивость, простодушие, медлительность, сухость, неорганизованность.

Вспыльчивость и самоуверенность более характерны для учителей старшего возраста, а упрямство, неорганизованность, нерешительность — для молодых учителей. Городские учителя более вспыльчивы, раздражительны, чем сельские учителя, для которых более характерны мягкость в обхождении, обстоятельность, но в то же время и прямолинейность.

Большую роль играют стереотипные установки, имеющиеся у учителя по отношению к тем или иным учащимся.

Один из таких стереотипов связан с суждением об учащемся как личности по его успеваемости. Характеризуя хорошо успевающих учеников, учителя выделяют, прежде всего, положительные качества, главным образом интеллектуальные и волевые; слабоуспевающих же характеризуют больше с негативных позиций, отмечая их инертность, пассивность, неразвитость, отсутствие способностей и интересов. У среднеуспевающих характеристики нивелируются, они становятся безликими в глазах учителя. С повышением мастерства учителя эти негативные стороны в оценке учащихся в зависимости от их успеваемости несколько сглаживаются.

Учитель склонен лучше относиться к более дисциплинированным, исполнительным ученикам. Хуже всего относятся к независимым, активным и самоуверенным школьникам. Внешне привлекательным детям некоторые учителя склонны приписывать более высокий интеллект, а родителям этих учеников — большие усилия в воспитании своих детей. Внешне привлекательные учащиеся чаще становятся любимчиками преподавателя, а непривлекательные — наоборот. В одном из экспериментов любимчики намеренно допускали ошибки в выполнении упражнений, нелюбимые преподавателями учащиеся выполняли задание правильно. Однако средний балл первых оказался выше. Учитель отдает предпочтение в общении ученикам, сидящим на первых партах, и оценивает ответы этих учащихся более высоко.

В одном из экспериментов студенткам университета — будущим педагогам были даны описания проступков, которые совершили семилетние ребята. К этим описаниям были приложены фотографии «виновников». Оценивая свое отношение к малышам и их поведению, студентки оказались более снисходительными к тем, у кого была более привлекательная внешность.

Быстрота реакции, понятливость, спокойствие, независимость мнений, несомненно, являются достоинствами учащихся, однако редко замечаются учителями. В результате у учителя может сложиться впечатление, что в учащемся нет ничего положительного. Отсюда ясно, какое значение имеет для установления взаимопонимания широта видения учителем психологических особенностей учащегося.

Существенны различия в определении учителем достоинств мальчиков и девочек. У юношей физическая сила, как правило, переоценивается, у девочек оценивается адекватно. Умственные качества и общительность правильно оцениваются у юношей и переоцениваются — у девочек. Учителя правильнее оценивают учеников своего пола, но эта тенденция больше проявляется у учителей-мужчин, чем у учителей-женщин. Это проявляется и в том, что учителя-мужчины охотнее составляют характеристики на мальчиков. Вообще девочек понять труднее. А. С. Макаренко говорил, что и воспитывать их труднее, чем мальчиков.

Признаки, по которым можно «опознать» наличие плохого отношения учителя к учащемуся:

  • Он дает «плохому» ученику меньше времени на ответ, т. е. не дает ему подумать.
  • Если дан неверный ответ, он не повторяет вопроса, не предлагает подсказки, а тут же спрашивает другого или сам дает правильный ответ.
  • Он «либеральничает», оценивает положительно неверный ответ.
  • В то же время он чаще ругает «плохого» ученика за неверный ответ.
  • Соответственно реже хвалит за правильный.
  • Стремится не реагировать на ответ «плохого», вызывает другого, не замечая поднятой руки.
  • Реже улыбается, реже смотрит в глаза «плохому», чем «хорошему».
  • Реже вызывает, иногда вообще не работает с ним на уроке.

Предвзятость мнения учителей об учащихся отрицательно влияет на учебно-педагогический процесс. Психологи сравнили взаимоотношения учителей с детьми, имевшими одинаковый уровень подготовки и способностей, но различавшимися отношением к ним учителей: одни были «способными», а другие — «бесперспективными». Оказалось, что вторые в четыре раза реже обращались к учителю, чем первые. «Бесперспективных» учитель в два раза чаще ругал и в три раза реже хвалил, чем «способных». А вот обратный пример. Американский профессор убедил несколько десятков преподавателей, что среди их учеников имеется несколько завтрашних гениев. Проведенная через год проверка показала, что все потенциальные гении стали учиться намного лучше. Профессор объяснил это изменившимся отношением учителей к этим учащимся. Преподаватели создают у себя определенные установки по отношению к отдельным ученикам и ведут себя так, чтобы их прогнозы оправдались. Таким образом, подчеркнуто внимательное отношение к учащимся заставляет их серьезнее относиться к учебе, лучше контактировать с преподавателем.

Большинство учащихся стремятся общаться с теми учителями, личностные качества которых оцениваются всеми школьниками высоко. Однако часть учащихся избирает тех учителей, которые чем-то похожи на них самих, чьи ценностные ориентации и духовные запросы аналогичны их собственным.

Со средних классов начинают проявляться различия в общении с учителем мальчиков и девочек. Мальчики более склонны уточнять задание и расширять свою эрудицию, а девочки чаще требуют оценки и провоцируют конфликтные ситуации. Наиболее часто учащиеся обращаются к молодым учителям и учителям с демократическим стилем руководства.

Большое значение для эффективного общения учителей с учащимися имеет учет социального статуса ученика в своем классе или группе общения. Учащийся с высоким статусом, например, лидер, будет реагировать на педагогические воздействия учителя иначе, чем школьник, занимающий низкое положение в коллективе. Лидер может оказывать большое противодействие воспитательным мерам, если его позиция расходится с позицией учителя.

Трудности и барьеры общения, пути их преодоления.

Барьеры – группы причин, препятствующие полноценному общению.

Причиной возникновения барьеров могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные и другие различия между людьми.

  1. Барьер негативной установки.
  2. Барьер несовпадение установок.
  3. Барьер отсутствия внимания и интереса.
  4. Барьер подражания.
  5. Барьер возраста.
  6. Барьер интеллектуальный.
  7. Барьер моральный.
  8. Барьер смысловой.
  9. Барьер эмоциональный:

а) отрицательных эмоций,

б) барьер страдания,

в) барьер гнева,

г) барьер признания,

д) барьер страха,

е) барьер плохого настроения.

10. Эстетический барьер.

Одним из эффективных средств преодоления барьеров и трудностей общения является повышение индивидуальной культуры общения. Понятие культура общения включает в себя: образованность, духовное богатство, развитое мышление, способность осмысливать явления в различных областях жизни, разнообразие форм, типов, способов общения и его эмоционально – эстетические модификации. Культура общения складывается и совершенствуется как органически взаимосвязанная культура воспитанников и педагогов.

Процесс общения во многом зависит от культуры речи. Имеет значение не только что сказано, но и как сказано. Б. Шоу говорил, что есть 50 способов сказать «да» и 50 способов сказать «нет» и только один способ написать это. Высокая культура общения предлагает умение наиболее целесообразно пользоваться разнообразными средствами воздействия, максимально реализовать свой коммуникативный потенциал.

Психологические приемы достижения расположения учащихся.

1. Прием “имя собственное”. При взаимодействии с тем или иным учащимся не забывайте обращаться к нему по имени, так как звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного, причем это необходимо делать не от случая к случаю, а постоянно, располагая к себе учащихся “заранее”, а не тогда, когда крайне необходимо уговорить учащегося выполнить, то или иное задание.

2. Прием “зеркало отношений”. Лицо — это “зеркало отношений”, и люди с доброй мягкой улыбкой, как правило, притягивают, располагают к себе участников межличностного взаимодействия. Это, однако, не значит, что педагог должен постоянно носить на своем лице улыбку.

3. Прием “золотые слова” — слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека. Самый эффективный комплимент — комплимент на фоне антикомплимента себе.

4. Прием “терпеливый слушатель” — всегда при общении с учащимся педагог должен выступать в роли терпеливого и внимательного слушателя.

5. Прием “личная жизнь”. При общении с учащимися интересуйтесь их внеучебными, их личными заботами и интересами и используйте эти знания в интересах воспитания и обучения.

6. В напряженной ситуации, когда мы испытываем сильные эмоции, и они нам не нравятся, самый простой способ решить эту проблему — осознать их и озвучить их партнеру по общению. Этот способ называется «Я -высказыванием». И это лучший из придуманных воспитательных приемов. Например, использование в речи «Я – высказываний» делает общение более непосредственным, помогает выразить свои чувства, не унижая другого человека. («Я очень беспокоюсь за твою успеваемость, когда ты не посещаешь занятия»), а не нацелено, как «Ты — высказывание», на то, чтобы обвинить другого человека («Ты опять пропускаешь занятия!»). Если мы используем «Ты – высказывания», то человек, к которому мы обращаемся, испытывает негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду. Использование «Я – высказываний» позволяет человеку выслушать вас и спокойно вам ответить.

7. Преподаватели понимают, что повышение голоса на учеников может разрушить отношения между ними. Однако, как же обойтись без этого, когда некий «шут” срывает урок и настраивает на эту волну других? Крик – не лучший помощник для разрешения конфликта. В подобных ситуациях есть много других методов, например: вступить в мирный спор на интересную ученикам тему, используя улыбку, а затем плавно и медленно переходить к обучению. Ученик почувствует уважение к себе, и вы на некоторое время овладеете его вниманием.

8. Мимика — один из специфических знаков, которым владеют наши чувства для своего выражения. Всегда найдутся в школе подростки с повышенной возбудимостью, которые очень легко вступают в конфликт и никак не могут остановиться. Чтобы неуравновешенные и склонные к конфликтам учащиеся проявляли себя более благоприятным образом, с ними следует обращаться корректно, со спокойной благожелательностью, с выражением миролюбивой, но убедительной силы. Длительное пребывание в таком режиме общения помогает приобретению благоприятного опыта, то есть правильных форм поведения.

Темп речи должен быть неторопливый, движения собранные, ненавязчивые. Порой бывает лучше промолчать, но молчание должно быть обидным для партнера.

Если действительно с вашей стороны был допущен какой-то промах, который дал повод для упрека и замечания в ваш адрес, то его следует признать, что в свою очередь обескураживает агрессора.
Ничего так не передает ощущение силы личности, как невозмутимое, спокойное дружелюбие. Истеричность же педагогов, возмущенные выкрики, угрозы — все это принижает педагога в восприятии учащихся, делает их неприятными, но никак не сильными (так же как заискивание и задабривание: из них учащиеся извлекают выгоду: но за это на прочь отказывают в уважении).

Правильное поведение можно вызвать только правильным поведением. Все способы поведенческих реакций и формы поведения учащихся обусловлены и заимствованы из поведения взрослых, в том числе и педагогов.

Полезные советы.

Общение – явление, которое в себя включает как вербальную, так и невербальную составляющие. В термине “общение” мы чаще всего понимаем вербальную составляющую, т.е. обычную речь, и при этом не задумываемся над значением невербальных средств.

Учеными доказано, что человек обычно высказывает лишь 80% той информации, которой хотел поделиться. Собеседники воспринимают 70% от сказанного и понимают 60% услышанного, а через 5 часов в их памяти остается в среднем от 10 до 25% воспринятой информации.

Поэтому в процессе общения человек больше доверяет знакам невербального общения, чем вербальным. Люди в  большей степени  концентрируют свое внимание на том, что они видят, а не на том, что слышат.  

Невербальные средства – внешний вид человека (прическа, одежда, украшения, косметика), жесты, мимика, пантомимика.

Внешний вид педагога должен быть эстетично выразительным.

Недопустимо небрежное отношение к своей внешности, но неприятно и чрезмерное внимание к ней. Главное требование к одежде учителя — скромность и элегантность. Витиеватая причёска, необыкновенный фасон платья и частые изменения цвета волоса отвлекают внимание учеников.

И причёска, и одежда, и украшения всегда должны быть подчинены решению педагогической задачи — эффективному взаимодействию ради формирования личности ученика. И в украшениях, и в косметике — во всём учитель должен придерживаться чувства меры и понимать ситуацию.

Пантомимика — это выразительные движения всего тела или отдельной его части, пластика тела. Она помогает выделить во внешности главное, рисует образ.

Ни одна, даже самая идеальная, фигура не может сделать человека красивым, если ему не хватает умения держаться, подтянутости, собранности. Красивая, выразительная осанка педагога передаёт внутреннее достоинство. Прямая походка, собранность свидетельствуют об уверенности педагога в своих силах, вместе с тем сутулость, опущенная голова, вялость рук — о внутренней слабости человека, его неуверенности в себе.

Учитель должен выработать манеру правильно стоять перед учениками на уроке. Иметь открытую позу:  стоять лицом к классу, ноги на ширине 12—15 см, одна нога немного выдвинута вперёд, не скрещивать рук,  ладони открыты и повернуты к учащимся.  

Это — поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. Использовать жесты открытой ладонью. Во время урока по возможности держать свои руки на виду ладонями вверх – это поможет расположить к себе учеников и заполучить их доверие. Сделать это несложно: вы можете расположить руки на столе, за которым сидите. Если же вы просто стоите – убедитесь, что ваши ладони открыты и направлены в сторону учеников.

Не допустимы: покачивания назад, топтания на месте, манеры держаться за спинку стула, крутить в руках посторонний предмет, почёсывать голову, потирать нос, держаться за ухо.

Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником.  

Следует обратить внимание на походку, ведь она также несёт информацию о состоянии человека, его здоровье, настроении.

Кроме того, можно утверждать, что люди, которые ходят быстро, размахивая руками, уверены в себе, имеют ясную цель и готовы ее реализовать.

Те, кто всегда держит руки в карманах — скорее всего очень критичны и скрытны, как правило, им нравится подавлять других людей.

Человек, держащий руки на бедрах, стремится достичь своих целей кратчайшим путем за минимальное время.

Педагог во время урока не так часто передвигается по классу.  Но между учениками и учителем существует некое межличностное пространство – дистанция общения – это расстояние, характеризующее взаимодействие.

Дистанцию принято считать:

  • до 45 см  — интимной,
  • 45 см — 1 м 20 см — персональной,
  • 1 м 20 см — 4 м — социальной,
  • 4 — 7 м – публичной;
  • более 7 м —  приводит к появлению барьеров в общении.

Изменение дистанции — приём привлечения внимания во время урока. Рекомендуются движения вперёд и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперёд усиливает значимость сообщения, оказывает содействие сосредоточению внимания аудитории. Отступая назад, говорящий как бы даёт возможность слушателям отдохнуть.

Жесты педагога должны быть непринужденными, целесообразными, органичными и сдержанными, без резких широких взмахов и острых углов. Преимущество отдаётся округлой и скупой жестикуляции. Следует обратить внимание и на такие советы: около 90% жестов следует делать выше пояса, так как жесты, сделанные руками ниже пояса, нередко имеют значения неуверенности, неудачи. Локти не должны держаться ближе, чем 3 см от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать никчёмность и слабость авторитета.

Различают жесты описательные и психологические.

Описательные жесты (показ размера, формы, скорости) иллюстрируют ход мысли. Они редко нужны, но применяются часто. Значительно более важны психологические жесты, которые выражают чувство. Следует учитывать, что жесты, как и другие движения корпуса, чаще всего опережают ход высказываемой мысли, а не идут за нею.

Жесты  могут быть открытые и закрытые.

Открытыми жестами считаются те, при которых руки разводятся в стороны или показываются ладони. Эти жесты говорят о том, что человек хочет и готов идти на контакт. Подмечено, что расстегнутые пиджаки чаще приводит оппонентов к соглашению, чем застегнутые.

Жесты закрытые – это те, с помощью которых мы всячески заграждаемся, отгораживаемся от собеседника, перекрываем посторонними предметами или руками своё тело. Они говорят о том, что мы не вполне готовы доверять окружающим. Попытка утаить что-то от партнера или ощущение разочарования выражаются сцепленными в замок пальцами.

Сцепление рук за спиной или наложение ладони на ладонь сигнализирует о высоком самомнении и чувством превосходства над окружающими.  

Если руки засунуты в карманы, а большие пальцы торчат наружу (жест больше характерен для мужчин) – это означает властную натуру или агрессивное настроение.

Жесты прикосновения к лицу.

Прикосновение к носу, уху или шее должны вас насторожить – ваш собеседник, скорее всего, лжет (если, конечно, он не простужен!). При этом он еще может тереть глаза.

Люди, которые постоянно держат пальцы около рта, нуждаются в одобрении, защите, поддержке окружающих.

Любители подпирать щеку или подбородок — это обычно люди, чем-либо сильно увлеченные.

Признак того, что человек обдумывает какое-то важное решение – это когда он потирает подбородок.

Мимика.

Нередко выражение лица и взгляд влияют на учеников сильнее, чем слова. Дети «читают» с лица учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать определённые чувства: не следует нести в класс бремя домашних хлопот, неурядиц.

Исследования показывают, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации.

Широкий диапазон чувств выражает улыбка, которая свидетельствует о духовном здоровье и моральной силе личности. 

Важные выразители чувств — брови. 

  • Поднятые брови указывают на удивление,
  • сдвинутые — сосредоточенность,
  • неподвижные — покой, равнодушие,
  • в движении — увлечение.

Самыми выразительными на лице человека являются глаза. «Пустые глаза — зеркало пустой души» (К.С. Станиславский).

Учителю следует внимательно изучить возможности своего лица, выработать умение пользоваться выразительным взглядом, избегать чрезмерной динамичности мышц лица и глаз («бегающие глаза»), а также безжизненной статичности («каменное лицо»).

Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Он выполняет в отношениях с детьми такую важную функцию, как эмоциональное питание. Открытый, естественный доброжелательный взгляд прямо в глаза ребёнка важен не только для установления взаимодействия, а и для удовлетворения его эмоциональных потребностей. Взгляд передаёт детям наши чувства. Ребёнок наиболее внимателен, когда мы смотрим ему прямо в глаза, и более всего запоминает именно то, что сказано в такие минуты. Психологи заметили, что чаще, к сожалению, взрослые смотрят детям прямо в глаза в те минуты, когда поучают, упрекают, ругают. Это провоцирует появление тревожности, неуверенности в себе, тормозит личностное развитие.

Необходимо запомнить: визуальный контакт с учениками должен быть постоянным. И более всего он нужен для того, чтобы ученики ощущали доброжелательное отношение, поддержку, любовь. Стремиться держать в поле зрения всех учеников.

Мы рассмотрели лишь некоторые средства невербальной коммуникации, которые дают учителю возможность эффективно решать педагогические задачи. Вследствие невнимательности к владению этими средствами у учеников появляется равнодушие в отношении к учителю, его знаниям.

Вывод: Агрессивные жесты и мимика отталкивают детей от личности педагога.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым

«Керченская школа-интернат с усиленной физической подготовкой»

Доклад

Влияние речевого поведения учителя на деструктивную коммуникацию учащихся

Подготовила: учитель английского языка

Делега Н.Г.,специалист

г. Керчь,2019

Содержание.

  1. Введение

  2. Основная часть

2.1.Понятие культуры речи

2.2.Элементы речевого поведения педагога

2.3.Деструктивное поведение

2.4.Формы деструктивного поведения

3.Советы учителю по преодолению деструктивности в учебном процессе

4. Список литературы

  1. Введение

Всеобщая агрессивность, которая проникла во все сферы социальной жизни общества, конечно же коснулась и общеобразовательной школы. Повсеместность агрессивности приводит к тому, что ее проявления уже имеют место у дошкольников и младших школьников, значительно усиливаясь в подростковом и старшем школьном возрасте. Дети ,большую часть времени проводящие в учебных заведениях, естественно находятся под влиянием их взаимодействия с педагогом, эффективность которого во многом определяется уровнем личностного и профессионального развития учителя , а также особенностями организации образовательной среды учебного заведения. В современной образовательной практике вместо принимающих, отношений в системах «учитель — ученик», «ученик — ученик» все чаще дают о себе знать жестокость, агрессивность, враждебность, отвержение и неприятие участниками данных систем друг друга. Стоит рассмотреть природу деструктивного поведения учащихся, роль учителя в этом процессе и сформулировать полезные советы учителям во избежание нежелательных последствий.

2. Основная часть

2.1Понятие культуры речи

Все мы говорим по-разному, но кто же это делает правильно? Один педагог говорит всегда тихо, другой, бывает, кричит; третий говорит медленно и нудно; четвертый каждую фразу начинает с «Значит, ну вот, это…», пятый без конца крутит прядь волос на затылке или позванивает ключами в кармане… Все это мешает понять детям «нашу душу и наши мысли », и они обсуждают, смеясь и удивляясь такому поведению учителя. Наша речь- это отражение индивидуального рисунка нашего профессионального поведения:

Культура речи – часть общей культуры человека. Культура речи учителя – предмет гуманитарного общения культурного плана, который включает в себя ряд взаимосвязанных понятий: культура, культурный человек, культура речи, культура профессионального (педагогического) общения.

Выдающиеся педагоги прошлого – Я. Корчак, А. С. Макаренко,  И. Г. Песталоцци и другие, а также педагоги-практики современной школы в своих работах утверждают, что важнейшей предпосылкой педагогического успеха является культура речевого общения, отточенное искусство человеческих контактов самого учителя. Культура речевого поведения может рассматриваться с этической, речевой и этико-речевой позиций.

 Культура речи:

§ это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач (Е. Н. Ширяев);

§ это те навыки и умения, которые обеспечивают правильность речевой деятельности, то есть соответствие ее общепринятым нормам, а также способность строить свои высказывания сообразно с их целями, с коммуникативной целесообразностью, с условиями общения (М. Р.Львов).

Понятие «культура речи» многозначно и состоит из двух ступеней освоения литературного языка:

· правильность речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления….).

Оценивая речь с позиции «правильности» мы чаще всего прибегаем к характеристикам «верно — неверно», «норма – нарушение нормы».

· речевое мастерство – не только четкое использование норм литературного языка, но и умение выбирать из имеющихся вариантов наиболее точные в смысловом отношении, ситуативно и стилистически уместные словесные конструкции (Педагогическое речеведенье,73). Этот уровень предполагает способность отбирать речевые средства с учетом обстановки и речи, умение учитывать восприятие адресата и избегать тавтологии, многозначности, тяжеловесных, с трудом воспринимаемых конструкций и т.п.

Культура речевого поведения учителя – это проявление его общей культуры. Подлинная высота культуры речи – умение мотивированно использовать средства языка для целей общения и передачи информации в конкретных условиях. Овладение знаниями в области паралингвистики (вокализация речи, ее тональность, тембр), и экстралингвистики (громкость речи, ее темп, паузы) непосредственно сказывается на плодотворности словесных контактов. Грамотное, воодушевляющее, доброе слово способно творить чудеса.

В устной речи педагог должен использовать весь арсенал выразительных средств:

· выбирать соответственно личностно – ориентированной модели обучения

тон – спокойный, доброжелательный, заинтересованный;

· использовать, зависящий от возраста обучаемых, этапа обучения, сложности изучаемого материала темп речи,

· подбирать, в зависимости от ситуации общения, силу голоса,

· использовать уместную в данный момент интонацию, соблюдать паузылогическое ударение,

· следить за соответствующей задаче урока мимикой, жестами.

Речевая (коммуникативная) культура также предполагает:

  • умение выслушивать ученика, не перебивая воспитанника,

  • проявлять внимательно — доброжелательное отношение к высказываниям воспитанника,

  • üтактичное руководство дискуссией, возникшей на уроке,

  • оперативно — деликатную реакцию на ошибки учащихся в устной речи,

  • правильность (соответствие нормам русского литературного языка) речи учителя, точное словоупотребление, в том числе и терминов.

2.2.Элементы речевого поведения педагога

С точки зрения этики общения наиболее важным элементом речевой культуры нам представляется ТОНАЛЬНОСТЬ общения. Данное понятие используется в литературе по психологии общения, по культуре речи, в коммуникативной лингвистике.

Тональность общения:

— (в узком понимании) – это его звуковая, интонационная характеристика,

— (в широком понимании) – это характеристика не только звучания, тона, мелодического рисунка речи, но и того «что говорится и как». Ученик чаще всего обижается не на смысл сказанного учителем, а на то, каким тоном он это сказал. Это особенно важно в ситуации, когда учитель исправляет ошибки учеников, делает им замечания. Но, то и другое нельзя делать на ходу, бесстрастным или обидным тоном.

Тональность общения проявляется в определенной манере организации коммуникативного взаимодействия педагога с учащимися и имеет свои характерные особенности:

· заинтересованность в успехе учащихся, способность сопереживать их достижениям и неудачам. Заинтересованный тон общения и желание педагога разъяснить необходимость изучения той или иной темы помогает учителю мотивировать положительное отношение учащихся к процессу обучения.

· доброжелательность – не просто контактность, вежливость, а отзывчивость, чуткость в тоне общения. Если педагог доброжелателен, то он найдет нужные слова и нужный тон, чтобы выразить неодобрение, сделать замечание, что-то напомнить. «Мне очень важно послушать сегодня тебя, Мария». Это реплика не только установления контакта с учеником, но и со всем классом. И также мотивировка того, почему отвечать вызывается именно Мария.

· личностное творческое начало, индивидуальная манера, речевое творчество. Например, «Мы выслушали ответ Максима. Где наш «добрый глаз?» Данная фраза – это сигнал начать отзыв об ответе соклассника с положительной оценки. Доброжелательный тон учителя, словесное личное начало позволяют привлечь внимание учащихся в целом к изучаемому материалу, а также сформировать у воспитанников уважительное отношение друг к другу.

· раскованная, свободная речь учащихся является и признаком хорошей тональности общения на уроке, и ее результатом.

2.3.Деструктивное поведение

Деструктивность – это отрицательное отношение к самому себе или к другим и соответствующее этому отношению поведение. Деструктивность – это отрицательное отношение к самому себе или к другим и соответствующее этому отношению поведение. К деструктивному общению следует отнести те формы и особенности контактов, которые пагубно сказываются на личности партнера и осложняют взаимоотношения. Примерами такого рода контактов могут служить манипулятивное общение, авторитарный стиль, формы распада и осложнения отношений вследствие патологической ревности, зависти, нарциссизма. Деструктивным характером может обладать даже молчание, если оно принимает форму наказания партнера. В основе деструктивного общения может лежать немало личностных черт: лицемерие, хитрость, склонность к клевете, мстительность, язвительность, цинизм, ханжество и др. такое общение не обязательно преследует личную материальную выгоду. Оно может руководствоваться неосознаваемыми мотивами самоутверждения, злорадства, мести, соперничества и т.д. Любая форма деструктивного общения затрагивает обе стороны, нередко вовлекая в это деструктивное взаимодействие много других людей, заражая их негативными эмоциями, выбивая из привычного жизненного ритма.

2.4.Формы деструктивного поведения

Основные формы деструктивного общения делятся на 3 группы: корыстные ,агрессивные и конфликтные формы общения

К корыстным формам общения относится Ложь – это умышленное введение в заблуждение других людей, искажение истины. Обман, в отличие от лжи, есть сознательное стремление создать у партнера ложное представление о предмете обсуждения, при этом прямых искажений истины не допускается. Сообщаемая полуправда приводит к тому, что обманутый становится невольным соучастником обмана. Ложь и обман всегда вызывают у партнера по общению чувство незаслуженного унижения, они оскорбительны и наполняют человека чувством бессилия и обиды, разрушают взаимоотношения. От обмана трудно защититься, но его можно распознать. Этому весьма помогает внимательное наблюдение за невербальными средствами общения собеседника в процессе разговора.  Эгоизм – это выдвижение на передний план своих интересов и целей в ущерб интересам партнера. Корыстные устремления эгоистичного партнера могут выражаться в стремлении не только достичь материальных целей, но и получить дополнительную психологическую выгоду от принижения партнера для того, чтобы лучше выглядеть на его фоне.

 Агрессивные формы общения. Остановимся на них подробнее ,как более интересующих нас . Агрессивность как черта личности неизбежно придает общению и взаимодействию деструктивный оттенок. Агрессивные формы общения разнообразны: мстительность, враждебность, попреки и угрозы, обиды и самонаказание, крики и ссоры, тихое ворчание, неотступная критика (у других – самобичевание) и т.д. Часто за этим стоит неосознанное желание задеть, оскорбить, унизить собеседника. Агрессивное взаимодействие держит партнера в напряжении и активизирует у него разнообразные способы психологической защиты. Агрессия имеет разные проявления: хамство, садомазохизм, зависть, злорадство и т.п. Агрессия рассматривается нами наряду с другими формами социального поведения, которые имеют своей целью оказание воздействия на других людей. В ходе теоретического анализа были установлены следующие детерминанты речевой агрессии учителя: уровень коммуникативной культуры, индивидуальный стиль общения, уровень саморегуляции учителя, его индивидуально-психологические особенности, деструктивное влияние речевой агрессии учителя на личностное развитие учащихся.

Выявлены также некоторые различия в степени чувствительности мальчиков и девочек к различным типам речевой агрессии учителей: мальчики более чувствительны к словам, выражающим поведенческие характеристики, а девочки сильнее реагируют на пренебрежительную оценку их морально-нравственных качеств, проявляют высокую степень чувствительности к отрицательной оценке их умственных способностей, уровня интеллекта.

Поиск детерминант агрессивности позволил выявить ряд новых тенденций в отношениях между учителями и учениками, а также между самими учениками различных возрастных групп. Среди них: увеличение дистанции между всеми субъектами образовательного процесса; обострение борьбы за неприкосновенность личностного пространства; снижение значимости общения между учителями и учащимися; падение престижа педагогической профессии и снижение авторитета учителей; появление различных форм вымогательства и оскорблений, проявляемых учащимися старших классов по отношению к более младшим; увеличение числа конфликтов в учительской и ученической средах; частое использование в общении ненормативной лексики;высказывание учениками и учителями взаимных открытых угроз и многое другое. К этому можно добавить ухудшение психического и физического самочувствия, рост тревожности, депрессивно-сти, напряженности в отношениях у всех участников образовательного процесса.

3.Советы учителю по преодолению деструктивности в учебном процессе

Исходя из вышесказанного можно часами давать рекомендации, но вот лишь часть тех советов, которые могут помочь, в частности мне ,не забывать во всем сложном учебном процессе роль правильной, грамотной и этически корректной речи педагога.

  1. Соблюдайте нормы русского литературного языка.

  2. Помните! Ваша улыбка, приветливый взгляд и доброе слово создают комфорт на уроке.

  3. Не забудьте поздороваться и попрощаться с детьми.

  4. Общаясь с учеником, умейте выслушать его. Ведя диалог, владейте собой, понимая , что излишние чувства могут быть пагубны.

  5. Сделайте свою речь точной, логичной и чистой.

  6. Работайте над выразительностью и богатством своей речи.

  7. Помните, что ярче всего запоминается начало и конец речи. Продумывайте особо начало урока и его завершение.

  8. Поддерживайте внимание слушателей словами:

  • «Вы, наверное, знаете …»

  • «Согласитесь со мной …»

  • «Давайте подумаем вместе …»

Помните, что смысловое восприятие и концентрация внимания учащихся ограничены.

  1. Работайте над техникой своей речи (правильным дыханием, артикуляцией звука).

  2. Сделайте свою интонацию гибкой и подвижной.

  3. Ваш голос должен быть «звучащим» и отражать те чувства, которые Вы хотите передать аудитории.

  4.  Необходим определенный тон, не назидательно–поучительный, для общения с родителями и коллегами.

  5. Важно отказать вежливо! Используйте актуализаторы вежливости:

  • «Я был бы рад …, но …»

  • «Мне бы хотелось, но …»

  • «К сожалению …»

  • «Я всей душой, но …»

  • «Всегда рад Вам помочь, но …»

14. Добивайтесь бесконфликтного общения.

15. Общение с Вами должно нести радость.

Чтобы научить ребенка правильному общению, учитель сам должен обладать навыками речевого этикета. Речь учителя служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. Еще К.Д. Ушинский писал: «Дитя усваивает язык подражанием». 

4. Список литературы

1. Баранникова Е.А., Петьков В.А. Педагогическая поддержка развития личности дошкольников // Культурная жизнь Юга России. 2008. № 2. С. 58-60.

2. . Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб., 2002. 512 с.

3. . Колосова С.Л. Детская агрессия. СПб., 2004. 224 с.

4. Тамбиева З.Ю., Урусова Л.Р., Петьков В.А. Гуманизация педагогического взаимодействия преподавателя и студента в процессе обучения иностранному языку // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2016. № 1 (173). С. 45-51.

5. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990. 448 с.

6. Чеккуева З.Н. Профилактика речевой агрессии учителя // Психологические проблемы отношений : материалы науч. конф. Черкесск, 2004. С. 33-34.

7. Чеккуева З.Н. Речевая агрессия педагога как деструктивный фактор межличностного взаимодействия в системе «учитель — ученик» : автореф. дис. … канд. психол. наук. Ставрополь, 2004.

Речевой этикет преподавателя

Teacher’s speech etiquette

Авторы:

Глазкова Ирина Ивановна

Пластовский технологический филиал ГБПОУ «Копейский политехнический колледж им. С.В. Хохрякова», г. Пласт, Челябинская область, Россия.

e-mail: ira.glazkova.1975@mail.ru

Glazkova Irina Ivanovna

Kopeysk Polytechnic College, Plast, Chelyabinsk Region, Russia.

e-mail: ira.glazkova.1975@mail.ru

Федорова Наталья Сергеевна

Пластовский технологический филиал ГБПОУ «Копейский политехнический колледж им. С.В. Хохрякова», г. Пласт, Челябинская область, Россия.

e-mail: ira.glazkova.1975@mail.ru

Fedorova Natalia Sergeevna

Kopeysk Polytechnic College, Plast, Chelyabinsk Region, Russia.

e-mail: ira.glazkova.1975@mail.ru

Аннотация: Культура речи преподавателя —  один из важнейших показателей духовного богатства педагога, и одновременно является могучим средством формирования личности выпускника. Изучение норм речевого этикета в профессиональной деятельности педагога превращается в практическую цель, ориентированную на достижение успеха в конкретном акте коммуникации: при необходимости обратить на себя внимание, продемонстрировать уважение, вызвать доверие у студента, его симпатию, создать благоприятный климат для общения. Роль  речевого этикета остается важной — знание особенностей  речевой культуры является обязательным для преподавателя.

Abstract: Teacher’s speech culture is one of the most important indicators of the teacher’s spiritual wealth, and at the same time is a powerful means of forming a graduate’s personality. Studying the norms of speech etiquette in the professional activities of a teacher turns into a practical goal, focused on achieving success in a particular act of communication: if necessary to pay attention to yourself, to demonstrate respect, to inspire the student’s trust, his sympathy, to create a favorable climate for communication. The role of speech etiquette remains important — knowledge of the peculiarities of speech culture is mandatory for the teacher.

Ключевые слова: речевой этикет, культура речи, речь преподавателя.

Keywords: speech etiquette, culture of speech, teacher speech.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации.

По содержанию профессиональной деятельности преподаватель должен обладать совокупностью качеств, таких как  педагогическая  компетентность, коммуникативная  компетентность ,а также обладать высоким  уровнем профессиональной и общей культуры.

Культура речи педагога —  дисциплина профессиональная,  преподавателю безнравственно допускать погрешности в собственной речи, сказанное им не только запоминается, но  воспроизводится не один раз. Однако нельзя забывать ещё об одной очень важной коммуникативной компетенций учителя-профессионала — умением владеть правилами речевого этикета.

В ситуации педагогического общения этикет играет очень важную роль, потому что речь преподавателя не только «главное орудие профессиональной деятельности, но и образец, сознательно или бессознательно усваиваемый, всегда в той или иной степени воспроизводимый учащимися, а значит, неизбежно «тиражируемый» и распространяющийся» [9, с. 3].

Особенность понятия речевой этикет учителя обусловлена спецификой педагогического речевого общения — задачей использования слов как средства передачи знаний и воспитания человека [9, с. 285].

По мнению А.К. Михальской, речевой этикет учителя должен стать «высшим образцом, выражающим систему «должных и желаемых ценностей» [9, с. 283]. Понятие «речевой этикет» следует отличать от понятия языковой культуры, так как это «умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям» [2, с. 21]. К типичными же нарушениями речевого этикета в речи преподавателя являются:  злоупотребление словами, имеющими отрицательную эмоционально-оценочную коннотацию; излишняя категоричность высказываний; навешивание ярлыков; ошибки в применении обращений. В различных профессиональных группах есть свои дополнительные требования к поведению, свои идеалы.

Культура  общения включает ряд общих моментов. Так, неумение вести  разговор приносит массу неприятных моментов, в частности, риск быть неправильно понятым, создание психологической напряженности и даже нервных срывов у студентов и препадователей, что никогда не способствует общему делу. Чтобы избежать подобных эксцессов, достаточно бывает соблюдать хотя и формальные, но совершенно обязательные требования: вежливый тон обращения, лаконизм изложения, предварительную подготовку к докладу и четкие выводы.

Преподавателю необходимо следить за тем, чтобы установить контакт доброжелательного и доверительного общения, создать атмосферу тепла и уважения, что поможет дать обучающимся то чувство «социальной защищенности» [12, с. 130]., которое, как утверждают психологи, необходимо для нормальной жизни в обществе. Даже взрослые сетуют: «Если же почему-либо мы не надеемся на помощь других людей, их поддержку, доброжелательность, мы испытываем тяжелые и болезненные переживания» [12, с. 132]. Также относится к студентм  равноправно, не стоит выделять любимчиков.

Никогда не давать возможность заметить, что вы не владеете ситуацией, если вы хотите сохранить их уважение.
Соблюдайте принцип распределительной справедливости — чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение. Поощряйте своих студентов даже в том случае, если успех достигнут главным образом благодаря успехам самого преподавателя. Укрепляйте у студента  чувство собственного достоинства Доверяйте студентам и иногда признавайте собственные ошибки.

Этические принципы – это свобода, терпимость, тактичность и деликатность, справедливость, деловая обязательность и др.

Деловая этика базируется на такой общечеловеческой ценности, как свобода. Это означает: преподаватель  должен ценить свободу своих студентов , что выражается в недопустимости  ущемление, даже в мелочах, их интересов.

Другим основополагающим принципом взаимоотношений педагог -студент является терпимость, которая означает осознание невозможности преодо­ления “с наскока” слабостей и недостатков студентов. Терпимость рождает взаимное доверие, понимание и откровенность, помогает “гасить” конфликтные ситуации.

Деловые взаимоотношения всегда чреваты различного рода трудностями и конфликтами, поэтому они требуют тактичности и деликатности. Такт в таком общении — это не только понимание соответствия целей и норм поведения, но и умение применять этические нормы к конкретному человеку- в данном случае студенту. Быть тактичным — это значит в любой ситуации осознавать своего студента — как равноправную человеческую личность, с учетом особенностей пола, возраста, национальности, темперамента, привычек и т.д.

Под деликатностью понимают вежливость и внимательность в общении, умение щадить самолюбие своих студентов. Это особая, свойственная только высокопрофессиональным педагогам форма проявления корректности и искренности при общении. Деликатность — наипростейший рабочий инструмент делового общения, помогающий с наименьшими морально-психологическими издержками решать деловые задачи. Деловая этика ориентируется на такое понятие, как справедливость, которая предполагает оценку личностно-деловых качеств преподавателя и его деятель­ности, признания и индивидуальности, открытости критике, самокритичности.

Хорошую репутацию приобрести очень трудно, на это порой уходят годы, но зато утратить ее можно мгновенно и зачастую из-за пустяка,  проявив невоспитанность или отсутствие такта в любой другой форме. Для репутации важно все: культура речи, одежда, манера поведения. Взаимоуважение, установление контакта доверительного общения — это то, без чего невозможно полноценное общение вообще и педагогическое общение в частности. Особенно это актуально  когда основным результатом образования становится воспитание самостоятельной, инициативной, владеющей навыками сотрудничества и речевой деятельности личности. Педагог, который не выполняет правила речевого этикета, не сможет справится с этой задачей. Самоуважение, самооценка, умение слушать и слышать собеседника, способность взять на себя ответственность за свои слова и поступки — это то, чему можно научить только собственным примером. 

В ситуации перехода системы образования на новые образовательные стандарты соблюдение правил речевого этикета учителями наиболее актуально. Ведь теперь преподаватель  должен не просто дать студенту готовые знания, а научить его самостоятельно добывать их. И задача педагога — создать необходимые психологические условия для самореализации учащихся. А это прежде всего вежливое и уважительное обращение с учащимися. Вежливость в общении проявляется в признании достоинства собеседника, его ценности как личности, в стремлении избегать ситуаций, которые могут показаться ему неловкими и обидными.

Но из всего сказанного было бы неверно сделать вывод о том, что речевой этикет предполагает только похвалу и поощрение обучающихся, дабы не обидеть их отрицательной оценкой. Но, учитывая правила речевого этикета, учитель поможет ученикам менее болезненно воспринять негативную оценку их работы, поведения; даст им возможность сделать из замечаний наставника важные выводы.

Резкая критика бесполезна и опасна, потому что заставляет человека обороняться, задевает его чувство собственной значимости и вызывает у человека обиду [7, с. 35]. Следовательно, нарушается контакт доброжелательного общения и сложно в этой ситуации говорить о высоком уровне эффективности обучения.

Большое значение имеет ориентация на учебный диалог. Если он становиться системой взаимодействия педагога и обучаемых, то у последних формируется активное отношение к овладению информацией, снижается страх перед неправильным высказыванием (поскольку ошибка не влечет за собой негативной оценки) и закрепляются доверительные отношения с учителем, который постоянно побуждает к нестандартному мышлению.

К такому обучению нужно готовить не только педагогов, но и обучающихся. Если ученик привык к роли пассивного «получателя знаний», то трудно ожидать от него мгновенной перестройки. Ему необходимо увидеть в педагоге заинтересованного собеседника и сотрудника, что непосредственно связано с тем, как последний владеет правилами речевого этикета.

Однако применение теоретических сведений о речевом этикете и правилах культуры педагогического общения на практике вызывает определенные трудности. Различные мелкие недоразумения и ссоры, ежедневные конфликты, внезапные кризисные ситуации требуют со стороны учителя верной и действенной реакции. Иногда педагоги срываются на повышенный тон или даже на крик, используют единицы со сниженной стилистической окраской, средства интенсификации высказываний, тем самым нарушая правила речевого этикета. А в результате ухудшается самочувствие, здоровье в первую очередь самих учителей. По результатам проведенных исследований 50 % педагогов испытывают негативные эмоции, неудовлетворен­ность, неуверенность, страдают неврозами, соматическими заболеваниями [10, с. 48].

Соблюдение правил речевого этикета со стороны учителя очень важно не только в учебной аудитории. «Речевой день» [8, с. 35] педагога включает в себя общение профессионального характера с работниками администрации образовательного учреждения, коллегами по работе и родителями учащихся.

В этом случае, говоря о проблеме речевого этикета учителя, следует опираться на общие работы по речевому и деловому этикету [1; 3—5; 11; 16]. Соблюдение правил речевого поведения предполагает уважительное отношение к собеседнику в соответствии с его возрастом, полом и социальным положением. Оценки речевого поведения должны быть определенными: этикетно — неэтикетно, уважительно — неуважительно.

Педагогам, будучи представителями «речевой» профессии, очень важно знать и соблюдать правила речевого этикета и культуры речи. Это тем более актуально в современных условиях в связи с переходом на новую систему оплаты труда. Можно с уверенностью сказать, что педагоги, отличающиеся высоким уровнем коммуникативно-речевой компетенции будут иметь больше шансов быть профессионально успешными.

Список литературы:

1. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. Москва, 1983. — 184 с.

2. Васильева А.Н. Основы культуры речи Москва, 1990. — 248 с.

3. Вечер Л.С. Секреты делового общения. Минск, 1996. — 282 с.

4. Гольдин В.Е. Этикет и речь. Саратов, 1978. — 120 с.

5. Данкел Ж. Деловой этикет. Ростов-на-Дону, 1997. — 320 с.

6. Жураковский В., Приходько В, Федоров И. Вузовский преподаватель сегодня и завтра// Высшее образование в России. Ростов-на-Дону, 2000. — № 3. — 160 с.

7. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. СПб, 1998. — 768 с.

8. Ладыженская Т.А. Живое слово. М., 1986. — 190 с.

9. Михальская А.К. Педагогическая риторика. М., 1998. — 431 с.

10. Педагогика и психология высшей школы. Под. Ред. М.В. Булановой-Топорковой.Ростов-на-Дону, 2006. — 554 с.

11. Поваляева М.А. Деловое общение. Ростов-на-Дону, 2006. — 222 с.

12. Прихожан А. Хочу, чтоб меня понимали. //Популярная психология. Хрестоматия. М., 1990. — 289 с.

13. Формановская Н.И. Употребление русского речевого этикета. М., 1982. — 192 с.

Содержание:

  1. Речевое поведение, речевой поступок педагога
  2. Диалогичность как форма взаимодействия
  3. Успех педагогического общения
Предмет: Культура речи
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 11.07.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по культуре речи:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Понятие речевой этикет преподавателя и просто речевой этикет не совпадают в определениях. В работе А.А. Акишиной и Н.И. Формановской речевой этикет рассматривается как правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих. Такие правила приняты данным национальным коллективом носителей языка в зависимости от возраста, социальной принадлежности, обстановки общения. Особенность понятия речевой этикет преподавателя обусловлена спецификой педагогического речевого общения — задачей использования слов как средства передачи знаний и воспитания человека. По мнению А.К. Михальской, речевой этикет преподавателя должен стать высшим образцом, выражающим систему «должных и желаемых ценностей.

Понятие речевой этикет — это умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. К культуре речи предъявляют такие требования, как соответствие литературно-языковым, рече-стилистическим и ситуационным нормам, а также качество содержания высказывания.

Речь преподавателя должна стать для обучающихся риторическим идеалом не только в плане соблюдения языковых норм, но и с точки зрения выполнения правил речевого этикета. Преподавателю необходимо следить за тем, чтобы установить контакт доброжелательного и доверительного общения, создать атмосферу тепла и уважения, что поможет дать ученику то чувство социальной защищенности, которое, как утверждают психологи, необходимо для нормальной жизни в обществе.

Педагогическая речь как самостоятельно существующее в профессиональной деятельности учителя явление, как условие становления и развития педагогического мастерства имеет свои особенности, то есть такие отличительные свойства и качества, которые определяют ее педагогические сущность и содержание.

Говорить публично значит излагать свои мысли, приводить доводы так, чтобы они нашли отзвук в сознании и сердцах слушателей не только в виде определенных фактов, но и как ценностные ориентации. Публичной является та речь, которая характеризуется обращенностью к слушателям, она направлена на аудиторию, адресуется конкретным людям. Обращаясь ко всем ученикам в процессе работы с ними, педагог должен видеть каждого в отдельности и индивидуально адресовать ему свои слова. Это обстоятельство требует от учителя владения визуальным контактом, работы с учащимися глаза в глаза.

Аудиовизуальность как специфическая особенность педагогической речи означает, что то, о чем говорит учитель, воспринимается учащимися не только на слух, но и видится. На слух воспринимается слово, его значение и интонация (лингвистическая и паралингвистическая знаковая система педагогической речи). Зрительно в процессе речевой деятельности педагога ученики воспринимают мимику и пантомимику учителя, эмоциональную выразительность его поведения, которые сопровождают высказывание (кинетическая знаковая система педагогической речи).

Эта особенность требует от учителя развития умений контролировать свой внешний вид в процессе речевой деятельности, общения с учащимися, а также адекватно воспринимать реакцию слушателей (умений социальной перцепции).

Как значимая особенность педагогической речи рассматривается ее импровизированность.

Импровизация (от французского — improvisation, от итальянского — improvisatione, от лат. — improvisus — неожиданный, внезапный) — это создание чего-то непосредственно в момент деятельности.

Речь педагога импровизирована, то есть создается непосредственно в конкретной педагогической ситуации, которая не всегда может быть спланирована. Именно эта особенность определяет уровень профессионализма учителя, так как еще Сократ сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел».

Профессионально важно умение учителя этически грамотно формулировать вопросы, отвечать и пояснять ответы, высказывать оценочное суждение.

Речевое поведение, речевой поступок педагога

Речевое поведение — специфическая и неотъемлемая часть человеческого поведения в целом как сложной системы поступков, действий, движений. Речевое поведение выступает формой социального бытия человека или его функционирования в обществе: «В речевом поведении проявляется вся совокупность речевых действий, речевой деятельности человека, это манера, характер их реализации человеком, включающий и всю его соматическую активность». Существенным различительным признаком речевого поведения и речевой деятельности представляется уровень мотивации и соответствующая ему мера осознанности мотивов акта поведения (в рамках поведения) и речевого действия (в рамках деятельности). Следовательно, если речевая деятельность — это осознанно мотивированная целенаправленная человеческая активность, то речевое поведение — это малоосознанная активность, проявляющаяся в образцах и стереотипах действий, усвоенных человеком либо на основе подражания чужим образцам и стереотипам, либо на основе собственного опыта. В содержание речевого поведения входит содержание речевой деятельности. Единицей речевого поведения выступает речевой поступок, который имеет означаемое — характер воздействия на партнера — и означающее — внешнюю исполнительскую часть речевой деятельности или речевого действия.

В деятельности педагога речь играет особо важную роль, определяемую целью и характером труда, поскольку обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную нагрузку и из аспектов общечеловеческих перерастают в аспекты профессиональные.

Профессия учителя — сфера повышенной речевой ответственности. Успешность в ней зависит не только от овладения содержательной стороной преподавания, но и от устанавливаемого педагогом характера взаимодействия с учащимися. Речевое поведение учителя включает систему речевых поступков. Речевой поступок характеризуется как основная единица речевого поведения человека, реализующая речевое намерение говорящего и служащая для достижения определенного результата. В структуру речевого поступка входят субъект, объект, цель, содержание, используемые средства — вербальные и невербальные. Каждому речевому поступку свойствен свой синтаксический, лексический и интонационный строй. В исследовании Н.А. Антоновой представлен анализ стратегий и тактик речевого поведения учителя в учебном процессе. Под коммуникативной стратегией понимается линия речевого поведения субъекта общения в условиях социального взаимодействия, направленная на достижение коммуникативных целей и задач и выраженная конкретными языковыми средствами. Тактики общения направлены на реализацию данных стратегий. Автор выделяет три основные стратегии речевого поведения учителя — императивную, информативную и коммуникативно-регулирующую. Генеральной стратегией педагогического процесса является императивная стратегия, которая направлена на управление всей деятельностью ученика на уроке. Она реализуется с помощью определенных тактик, важнейшие из которых — тактики концентрации внимания, стимуляции физической и умственной деятельности, установления и поддержания речевого контакта, контроля над деятельностью учеников. Информативная стратегия осуществляется с помощью тактик инициирования коммуникации, активизации физической и интеллектуальной деятельности учащихся, поддержания этой деятельности, объяснения, уточнения, речевого контакта, оценки действий учащихся. Коммуникативно-регулирующая стратегия реализуется с помощью тактик установления речевого контакта, его поддержания и прерывания речевого контакта. Эти стратегии являются общими для всех типов уроков, хотя степень их значимости для реализации педагогических коммуникативных целей во многом зависит от типа и этапа урока. Учитель же выбирает ту или иную стратегию своего речевого поведения на уроке в соответствии с основными функциями педагогического общения. Таким образом, речевое поведение педагога является элементом его профессиональной подготовки и понимается как система целенаправленных, последовательно выполняемых речевых поступков и действий по организации эффективных взаимоотношений с учащимися, характерных для данной личности в конкретных коммуникативных обстоятельствах. Сформированность речевого поведения является одним из показателей качества подготовки будущего учителя, определяет его коммуникативную компетентность в системе профессиональной подготовки.

Диалогичность как форма взаимодействия

Диалогичность — одно из важнейших понятий теории общения, в том числе и педагогического. Идея диалога и диалогичности представляется очень продуктивной для современного образования.

Идея диалогичности возникла в философии, затем получила распространение в филологии, культурологии, психологии и других науках. Ещё Л. Фейербах определял диалогичность как характеристику человеческой сущности, возникающей только в общении. М.М. Бахтин полагал, что диалогичность — это особая форма взаимодействия между равноправными и равнозначными сознаниями. Он приписывал диалогичности онтологический статус, указывая, что быть — значит общаться диалогически.

Особое развитие это понятие получило в исследованиях по стилистике и социолингвистике. Так, под диалогичностью одна из основательниц отечественной функционально-стилистической школы М.Н. Кожина понимает выраженное в тексте средствами языка взаимодействие общающихся, понимаемое как соотношение двух смысловых позиций, как учёт адресата, отражённый в речи, а также эксплицированные в тексте признаки собственно диалога. М.Н. Кожина относит диалогичность к характеристике признака речи, в отличие от диалога как формы речи. Диалогичность, по М.Н. Кожиной, не просто стилистический приём, а проявление социальной сущности языка и речемыслительной деятельности в целом. Диалогичность интенсифицируется коммуникативными задачами, какими является достижение эффективности общения партнёров при их взаимодействии. Она обусловлена помимо языковой природы тем же комплексом экстралингвистических факторов, т. е. прежде всего понятийно-логическим характером мышления в этой области, существенными признаками науки как видом человеческой деятельности, законами познания и научного творческого мышления и задачами общения в сфере науки. Педагогическая интерпретация диалогичности строится на идее, что это, по сути своей, свойство человека. Согласно определению В.Е. Хализева, диалогичность — это открытость сознания и поведения человека окружающей реальности, его готовности к общению на равных, дар живого отклика на позиции, суждения, мнения других людей, а также способность вызывать отклик на собственные высказывания и действия. Как качество личности диалогичность следует также рассматривать как продукт воспитания и целенаправленного развития в процессе инкультурации индивида. Это возможно в том случае, если образовательный процесс выстроен в диалогическом ключе.

Обращение современного российского общества к гуманизации и гуманитаризации образования ставят проблему диалога в число актуальных и при подготовке специалистов в высшей профессиональной школе. Гуманная педагогика предполагает наличие диалогичности, с одной стороны, как необходимого качества личности преподавателя, с другой — развитие этого качества у студента как будущего специалиста. Диалог является важнейшей частью педагогического процесса. Диалогичность как характеристика процесса обучения в вузе, с одной стороны, и как развиваемые качества участвующих в этом процессе субъектов, с другой стороны, крайне важны для инкультурации личности в современном обществе. Диалогическая форма обучения, как писал А.М. Матюшкин, выступает как оптимальная для дальнейшего развития теоретического и профессионального развития студентов.

М. Матюшкин развивает идею проблемного обучения по мере перехода от школьного обучения к обучению в высшей школе и считает, что такое обучение предполагает последовательный переход от управления индивидуальной познавательной деятельностью обучаемого к управлению диалогическому, включающему равноправный диалог преподавателя и студентов. Обучение посредством такого управления он определяет как диалогическое. Диалогическое обучение в высшей школе А.М. Матюшкин связывает с научением студентов формулировать и решать проблемные задачи и дополняет дидактическую схему проблемного обучения в вузе в начальном звене — ситуации реальной профессионально-практической и научно-исследовательской деятельности, порождающей ту проблемную задачу, которую должен научиться формулировать студент.

Мощный познавательный и развивающий потенциал диалога приводил к дальнейшим попыткам его использования в практике обучения в высшей школе. Это и проведение проблемных лекций, семинаров-дискуссий, проектной работы и других инновационных форм обучающей деятельности преподавателя и учебной деятельности студентов.

Осуществление образовательного процесса, нацеленного на диалог, невозможно без привлечения личностной проблематики в рамках личностно-деятельностного подхода к обучению. Личностно-деятельностный подход, разрабатывался преимущественно как субъектно ориентированная организация и управление педагогом учебной деятельностью ученика при решении им специально организованных учебных задач разной сложности. Сотрудничество как форма общения, реализуемое в рамках личностно-деятельностного подхода, осуществляет на практике гуманистическую концепцию. Основы этого подхода были заложены работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева. Личностно-деятельностный подход обладает единством его личностного и деятельностного компонентов. Личностно-деятельностный подход в своём личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психический склад, т. е. студент как личность. Деятельностный компонент реализуется посредством организуемой педагогом деятельности обучающихся по постановке, решению, продуцированию учебно-познавательных, учебно-исследовательских, творческих задач. Естественно, разграничение компонентов условно и может быть проведено только теоретически.

Само обучение и педагогическое общение в условиях личностно-деятельностного подхода должно реализовываться по схеме S1-S2, где S1 — это преподаватель, человек, вызывающий подлинный интерес к предмету общения, к себе как партнёру, информативная для обучающихся содержательная личность, интересный собеседник, S2 — это группа как коллективный субъект и каждый студент как индивидуальный субъект, общение с которыми рассматривается преподавателем как сотрудничество, диалог. Это ставит перед организаторами учебно-воспитательного процесса в вузе целый ряд проблем — проблему изменения распространённой позиции преподавателя-информатора, источника знаний и контролёра на позицию фасилитатора, проблему создания учебной ситуации раскрепощения человека, снятия социальных барьеров, затрудняющих педагогическое общение. В целом личностно-деятельностный подход в обучении означает, что, прежде всего, в этом процессе ставится и решается основная воспитательная задача образования — создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной через активизацию внутренних резервов, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности, способной к диалогу на всех уровнях: от внутриличностного (соллилоквиума) до массового (общепланетарного).

Рассмотрев педагогические системы диалогической направленности, мы пришли к выводу, что именно диалогичность может обеспечить развитие человека в человеке благодаря усвоению им взаимодействия с людьми, природой, культурой и обществом. Поскольку диалог отражает процессы становления важнейших личностных качеств, социализации, инкультурации личности и особенности её мышления, то использование диалогических педагогических систем в высшем образовании представляется крайне необходимым.

Успех педагогического общения

Учителю необходимо следить за тем, чтобы установить контакт доброжелательного и доверительного общения, создать атмосферу тепла и уважения, что поможет дать обучающимся то чувство социальной защищенности, которое, как утверждают психологи, необходимо для нормальной жизни в обществе. Даже взрослые сетуют: «Если же почему-либо мы не надеемся на помощь других людей, их поддержку, доброжелательность, мы испытываем тяжелые и болезненные переживания».

Взаимоуважение, установление контакта доверительного общения — это то, без чего невозможно полноценное общение вообще и педагогическое общение в частности. Особенно это актуально в связи с переходом к ФГОС второго поколения, когда основным результатом образования становится воспитание самостоятельной, инициативной, владеющей навыками сотрудничества и речевой деятельности личности. Педагог, который не выполняет правила речевого этикета, не сможет справится с этой задачей. Самоуважение, самооценка, умение слушать и слышать собеседника, способность взять на себя ответственность за свои слова и поступки — то, чему можно научить только собственным примером.

В ситуации перехода системы образования на новые образовательные стандарты соблюдение правил речевого этикета учителями наиболее актуально. Ведь теперь учитель должен не просто дать ребёнку готовые знания, а научить его самостоятельно добывать их. И задача педагога — создать необходимые психологические условия для самореализации учащихся. А это прежде всего вежливое и уважительное обращение с учащимися. Вежливость в общении проявляется в признании достоинства собеседника, его ценности как личности, в стремлении избегать ситуаций, которые могут показаться ему неловкими и обидными.

Учитывая правила речевого этикета, учитель поможет ученикам менее болезненно воспринять негативную оценку их работы, поведения, даст им возможность сделать из замечаний наставника важные выводы.

Резкая критика бесполезна и опасна, потому что заставляет человека обороняться, задевает его чувство собственной значимости и вызывает у человека обиду. Следовательно, нарушается контакт доброжелательного общения и сложно в этой ситуации говорить о высоком уровне эффективности обучения.

Большое значение имеет ориентация на учебный диалог. Если он становиться системой взаимодействия педагога и обучаемых, то у последних формируется активное отношение к овладению информацией, снижается страх перед неправильным высказыванием (поскольку ошибка не влечет за собой негативной оценки) и закрепляются доверительные отношения с учителем, который постоянно побуждает к нестандартному мышлению.

К такому обучению нужно готовить не только педагогов, но и обучающихся. Если ученик привык к роли пассивного получателя знаний, то трудно ожидать от него мгновенной перестройки. Ему необходимо увидеть в педагоге заинтересованного собеседника и сотрудника, что непосредственно связано с тем, как последний владеет правилами речевого этикета.

Однако применение теоретических сведений о речевом этикете и правилах культуры педагогического общения на практике вызывает определенные трудности. Различные мелкие недоразумения и ссоры, ежедневные конфликты, внезапные кризисные ситуации требуют со стороны учителя верной и действенной реакции. Иногда педагоги срываются на повышенный тон или даже на крик, используют единицы со сниженной стилистической окраской, средства интенсификации высказываний, тем самым нарушая правила речевого этикета. А в результате ухудшается самочувствие, здоровье в первую очередь самих учителей. По результатам проведенных исследований 50 % педагогов испытывают негативные эмоции, неудовлетворен­ность, неуверенность, страдают неврозами, соматическими заболеваниями.

Соблюдение правил речевого этикета со стороны учителя очень важно не только в учебной аудитории. Речевой день педагога включает в себя общение профессионального характера с работниками администрации образовательного учреждения, коллегами по работе и родителями учащихся.

В этом случае, говоря о проблеме речевого этикета учителя, следует опираться на общие работы по речевому и деловому этикету. Соблюдение правил речевого поведения предполагает уважительное отношение к собеседнику в соответствии с его возрастом, полом и социальным положением. Оценки речевого поведения должны быть определенными, этикетно — неэтикетно, уважительно — неуважительно.

Педагогам, будучи представителями речевой профессии, очень важно знать и соблюдать правила речевого этикета и культуры речи. Это тем более актуально в современных условиях в связи с переходом на новую систему оплаты труда. Можно с уверенностью сказать, что педагоги, отличающиеся высоким уровнем коммуникативно-речевой компетенции будут иметь больше шансов быть профессионально успешными.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки рефрижераторов элинж
  • Ошибки рефрижератора термокинг сл300
  • Ошибки рефрижератора занотти zero
  • Ошибки рефрижератора carrier maxima 1300
  • Ошибки рефрижератора carrier 350