Типичные
ошибок родителей
Ваш
ребенок идет в первый класс, вы стараетесь приобрести все необходимое.
Подготовить ребенка к новому этапу в жизни, настроить его на учебу в школе. Но
готовы ли сами к этому периоду&Понимаете ли свою роль и те задачи? которые
стоят перед вами& В этой статье представлены типичные ошибки
неправильного поведения родителей и если вы заметите, что некоторые из
них присущи вам, то это сигнал о том, что пора пересмотреть свою
точку зрения.
1)
«Школа нам должна»
Школа
безусловно должна выполнять свою функцию по обучению детей, но вы должны
понимать, что в процессе обучения участвуют три стороны:
школа, родители, ребенок и у каждой из них своя задача. Школа организует
процесс обучения и дает необходимые знания, ребенок должен приходить на занятия,
запоминать материал и выполнять задания, родители должны контролировать процесс
обучения, оказывать помощь свою ребенку, контактировать с учителями и
т.п. Только когда все три стороны работают в связке возможно добиться успеха в
обучении ребенка..
2)
«Ребенок должен быть организованным»
С
этим тезисом не поспоришь, но взрослые (и прежде всего
родители) должны научить этому. Приучить ребенка самостоятельно садиться
делать уроки. Объяснить, что класть на стол прямо перед собой, что ставить
сбоку, где должны лежать ручка, учебник, тетрадь, дневник. Как собрать
портфель, в какой период времени и что в него положить. Именно из таких
мелочей формируется умение ребенка правильно организовать свое время и
пространство.
3)
«Ребенок должен учиться»
К
процессу обучения нужно приучить. Малышу, который совсем недавно ходил в
детский сад и мог заниматься, чем хотел, очень сложно перестроится но
новый режим и задача родителей помочь ребенку на первоначальном этапе.
Садитесь делать уроки вместе с ним, пусть он проговаривает вам, что и где будет
писать (даже если это палочки в прописи, это просто и очевидно только для
вас). Если непонятно условие задачи, значит нужно предложить прочитать еще 2-4
раза и попробовать пересказать словами, что нужно сделать. Начал учить стихи —
объясните, что надо почитать 2 строчки и попробовать их воспроизвести, не глядя
в учебник. Если не получилось прочитать еще раз. Т.е. каждое подобное
промежуточное действие нужно проговорить, проконтролировать и сделать вместе с
первоклашкой не один раз. Зато потом ребенок сможет без особых проблем
заниматься самостоятельно.
4)
«Я работаю, я сильно занят (занята)»
Ваш
ребенок не чемодан, который можно утром сдать в школу как в камеру хранения, а
вечером забрать, в лучшем случае ограничившись фразой: «Как дела?». Этого было
достаточно для детского садика. Наступил новый этап – ребенок пошел в школу.
Даже самые умные и способные дети на первоначальном этапе не могут
самостоятельно организовать свою домашнюю подготовку. Поэтому успехи в школе
нестабильные, то «5», то «2», в итоге тройка в четверти и потеря интереса к
учебе.
5)
«Мой ребенок гений»
Завышенные
ожидания от ребенка приводят к нежеланию принимать трудности, неизбежно
возникающие в долгом и не простом процессе обучение. Малыш
может что-то не запомнить, что-то не понять, какая-то тема просто не дается,
несмотря на все усилия. Здесь ребенку очень нужна ваша поддержка. (Не
можешь досчитать до ста без ошибок, зато ты пишешь буквы лучше всех в
классе. Мы потренируемся вместе и у тебя обязательно все получится).
Узнали
себя в некоторых ситуациях? Это повод меняться и вырабатывать нужный алгоритм
поведения. Хотите успехов от ребенка и перемен в его сознании, начните с себя,
тогда вы станете настоящим помощником своему малышу, а не источником неврозов и
конфликтов.
Слишком активная подготовка
Безусловно, каждому родителю хочется, чтобы его сын или дочка были самыми
лучшими, поэтому подготовке к школе они уделяют особое внимание – тем более,
если изучение букв и цифр, чтение книг и письмо действительно нравятся ребенку,
и он делает успехи. Лучшей наградой таким родителям становится похвала учителя:
«Ваш ребенок – умница!».
Тем не менее, слишком налегать на тренировку школьных навыков не стоит. Дело
даже не только в том, что ребенку с непривычки будет тяжело осваивать большое
количество новой информации и умений. Есть еще один момент: малышу, который уже
хорошо знаком с тем, что его одноклассники только начинают проходить на первых
занятиях, очень скоро станет скучно в школе. А через несколько месяцев или
полгода запас знаний, который вы дали ребенку в процессе подготовки к школе,
будет исчерпан: школьная программа будет все сложнее, и вашему первокласснику,
привыкшему прохладно относиться к учебе, будет непросто пересмотреть свое
отношение к ней.
Учеба на износ
Привить ребенку любовь к учебе и помочь ему адаптироваться к новому ритму жизни
– безусловно, важнейшая задача родителей. Однако подчас они понимают ее слишком
буквально, забывая о том, что первоклассник – все еще ребенок, которому нужны и
игры, и прогулки, и, конечно, здоровый полноценный сон.
Не стоит внушать вчерашнему дошкольнику, что детство для него закончилось и
наступили суровые будни: ему будет гораздо проще адаптироваться к учебному
процессу, если он будет знать, что, закончив уроки, сможет пойти погулять с
друзьями или поиграть в любимую игру.
Родители должны сформировать для отпрыска такой режим дня, в котором нашлось бы
место и для любимых занятий, и для продуктивной учебы. Стремиться сделать
домашнее задание сразу после возвращения из школы – плохая идея. Это время
лучше посвятить обеду, рассказу о школьных событиях и спокойному отдыху.
Откладывать выполнение домашнего задания на вечер тоже не стоит: уставший за
день ребенок вряд ли сможет сосредоточиться. Садиться за уроки можно в 14.00 –
15.00. Помните о том, что работоспособность ребенка не бесконечна: так,
первокласснику не стоит непрерывно читать более 10 минут, а писать – более 3
минут. Через 15 минут активной работы дайте малышу возможность встать со стула
или переменить позу, а через 30 – сделайте полноценный перерыв с небольшой
разминкой. После занятий обязательно отпустите вашего школьника погулять.
Ограничение свободы
Родители, привыкшие к тому, что их чадо – еще малыш, зачастую излишне опекают и
контролируют его. Однако, пойдя в школу, ребенок попадает в большой коллектив,
в котором ему нужно быть как минимум не хуже остальных.
Если же будущий первоклассник привык, что дома мама или бабушка достает ему
ложку к обеду, завязывает шнурки и надевает шапку, он будет постоянно отставать
от остальных, переодеваясь на физкультуру, забывать дома нужные учебники, то и
вовсе опаздывать к началу занятий. Такое поведение вполне может испортить
отношения со сверстниками.
Увеличивать степень самостоятельности ребенка рекомендуют постепенно, и для
этого совсем не обязательно дожидаться 1 сентября. Учите его самостоятельно
одеваться, не забывать мыть руки перед едой, брать с собой зонтик, если на
улице идет дождь – словом, всем тем бытовым навыкам, которые взрослым кажутся
простыми, но вовсе не являются таковыми для малыша. Кстати, очень важно
приучить сына или дочь собирать школьный рюкзак без помощи взрослых.
Помните, что самостоятельность ребенка – это не только повседневные навыки, но
и умение ориентироваться в окружающем мире. Убедитесь, что он знает свою
фамилию, домашний адрес и имена родителей. Пусть он постепенно запоминает и
школьную информацию – имя и отчество учителя, расписание уроков. Все это
позволит ребенку не растеряться как в привычной ситуации, так и в незнакомой
обстановке.
Минимум контроля
Другая крайность новоиспеченных родителей первоклассника – предоставление
ребенку чрезмерной самостоятельности. Им кажется, что все, чему учат их сына
или дочь, – элементарные вещи, которые любой ребенок освоит без труда.
Такие родители часто забывают, что для первоклассника школа – не просто
определенный объем новой информации, который нужно усвоить. Это – изменение
всего образа жизни ребенка, который еще вчера ходил в детский сад и не знал
других занятий, кроме как играть и радоваться жизни.
На первых порах придется интенсивно помогать сыну или дочери, которые корпят
над выполнением домашнего задания. Нет, рисовать за ребенка палочки и крючки в
прописях, конечно, не стоит, но вот поддержать его, ответить на неизбежно
возникающие вопросы, дать уверенность в том, что он все делает правильно, нужно
обязательно.
Следите за осанкой ребенка, за тем, чтобы он не проводил слишком много времени
за рабочим столом, чтобы сделал все домашние задания к завтрашнему дню –
словом, за всеми моментами, которые ребенок пока не в состоянии контролировать.
Однако не нужно надолго вживаться в роль надзирателя: постепенно передавайте
ребенку все больше «полномочий» в отношении его домашнего задания с тем, чтобы
со временем он мог все делать самостоятельно.
Перфекционизм
Завышенные ожидания родителей по отношению к ребенку – одна из самых
болезненных тем, с которыми впоследствии работают уже взрослые психологи и
психиатры. Мамы и папы готовы часами заниматься с ребенком математикой,
чистописанием и рисованием, чтобы потом учительница привела его работу в пример
всему классу.
Но многочисленные примеры показывают, что взаимосвязь между успехами в
начальной школе и последующими достижениями взрослеющего ребенка весьма
условна. Поэтому в этом отношении стоит проявить терпение и деликатность.
Не нужно сравнивать результаты сына или дочери с успехами одноклассников или
знакомых. Такая методика легко приводит к формированию заниженной самооценки,
которая создаст ребенку много проблем в будущем. Не стоит и чрезмерно
увеличивать нагрузку ребенка, заставляя его переделывать задания до получения
блестящего результата: это чревато переутомлением, повышением тревожности.
Постарайтесь дать понять ребенку, что вам было бы приятно, если бы он немного
постарался, но вы любите его вне зависимости от его школьных успехов. Уверенный
в этом, он не будет бояться возвращаться домой, получив тройку, и не станет
скрывать от вас свои неудачи.
Несерьезное отношение к «маленьким» проблемам
Первые успехи и трудности, школьные проблемы и их решения могут показаться вам
не слишком серьезными, однако не стоит доводить эту информацию до ребенка. Для
него школа – это новый мир, в котором он играет важную роль, поэтому ваше
отношение к происходящему должно быть соответствующим.
Не позволяйте себе пренебрежительных или саркастических высказываний в адрес
педагога, школьной программы или других учебных аспектов. С уважением
относитесь к задачам, которые стоят перед ребенком, и радуйтесь его успехам
вместе с ним – позднее и задачи, и успехи станут более серьезными.
Яркие школьные аксессуары
Стараясь развлечь малыша и скрасить его школьные будни, многие родители
стремятся экипировать его «повеселее»: в результате в портфеле первоклассника
оказываются тетради с яркими рисунками на обложках, пенал со встроенной
мелодией, ручки с головами мультипликационных персонажей и еще много
интересного.
Все это, возможно, доставит маленькому ученику радость, однако одновременно
отвлечет его от занятий. Даже если в вашей школе не принята школьная форма,
проявлять излишнюю изобретательность в отношении гардероба первоклассника тоже
не нужно: мало того, что рюши, банты или другие аксессуары или предметы одежды
могут оказаться попросту неудобными, они еще и способны поставить вашего
ребенка в неловкое положение, если он будет слишком выделяться на фоне
одноклассников.
Что касается списка школьных принадлежностей, то о нем лучше спросить у
педагога за несколько недель до начала учебного года. Это позволит избежать
ненужных трат на приобретение предметов, которые окажутся невостребованными, и
купить именно те принадлежности, которые будут наиболее удобны для учебного
процесса.
Не забудьте также о том, что помимо канцелярии и материалов для творчества, ребенку
потребуются дополнительные предметы – мешок для сменной обуви, контейнер для
перекуса и другие.
Ошибка 1. Перегружают ребёнка кружками
Ситуация
Ребёнок в детском саду, кроме занятий в группе, посещает много развивающих кружков и секций. В первом классе одновременно ходил на занятия по развитию интеллекта, в музыкальную школу и четырежды в неделю на фигурное катание, которое заканчивалось 21.00. Под присмотром родителей тщательно выполнял все домашние задания.
Результат
Ребёнок любит посидеть в одиночестве. Перегруженность в подготовительной группе и затем в школе снизила уровень его адаптации к первому классу и отбила желание учиться. В школу ребёнок ходил со слезами, на уроках был пассивен, почти всё время рисовал. Уже к третьему уроку он испытывал физическую слабость и желание поспать.
Рекомендации для родителей
Не нагружайте ребёнка кружками. Помните, что у вас и у него могут быть разные потребности и способности. До школы можно вообще не посещать кружков, а в школе посещать, но не более двух. В подготовительной группе тоже можно выбрать две секции: спортивную, для здоровья, и развивающую: или подготовку к школе, или рисование, или музыкальные занятия. Какой спорт и какую развивающую секцию выбрать, пусть ребёнок решит самостоятельно.
Ошибка 2. Не учитывают, сколько детей в группе по подготовке к школе
Ситуация
Родители отдали ребёнка для подготовки к школе в его будущую школу. Они решили, что так ребёнок привыкнет к школьной обстановке и в дальнейшем это поможет ему адаптироваться к учебной ситуации и новому коллективу. Но они не учли, что педагог будет уделять ребёнку меньше внимания из-за того, что группа переполнена.
Результат
В конце года, согласно результатам диагностики на готовность к школе, ребёнок оказался подготовлен недостаточно. Родителям пришлось в течение лета заниматься с ним в соответствии с индивидуальными рекомендациями, которые дал психолог. Это были упражнения, задания и особая форма взаимодействия.
Рекомендации для родителей
При выборе между центром развития и подготовительными занятиями в школе выбирайте то место, где количество детей немногочисленно. Когда детей много, педагог успевает только дать запланированный материал и заметить тех, у кого он быстрее всего закрепился. Если в группе 5-10 человек, педагог сможет обратить внимание именно на вашего ребёнка, увидеть его трудности, использовать индивидуальный подход.
Ошибка 3. Выбирают индивидуальные подготовительные занятия,
а не мини-группу
Ситуация
Диагностика в детском саду показала, что ребёнок недостаточно подготовлен к школе. Педагог-психолог ознакомила маму с результатами. Мама посчитала педагога-психолога некомпетентной и ответила, что рисунок головастика, неумение изобразить дом и отождествить звуки в слове ничего не говорят о ребёнке. Она объяснила, что с ребёнком индивидуально занимается педагог, который считает его полностью готовым к школе.
Результат
В первом классе у ребёнка появились трудности с письмом и звуковым анализом слов. Он не успевал за остальными детьми в классе, плакал на уроке. В конце октября отказался ходить в школу.
Рекомендации для родителей
Выбирайте подготовку к школе в мини-группе вместо индивидуальных занятий с педагогом. Иначе вы не сможете получить информацию о трудностях, которые проявятся при групповых занятиях. Педагог увидит положительную динамику, так как будет сравнивать ребёнка с ним же «вчера». После окончания курса занятий в группе уточните у педагога, над чем ещё поработать, какие могут быть трудности у ребёнка в дальнейшем. Спросите об этом же воспитателей и других специалистов детского сада.
Ошибка 4. Стремятся сделать ребёнка лучшим, во что бы то ни стало
Ситуация
Педагоги и специалисты детского сада познакомили маму с результатами обследования ребёнка и рекомендовали выбрать стандартную программу обучения. Мама отнеслась с недоверием к рекомендациям и отдала ребёнка в первый класс с усложнённой программой.
Результат
В школе у ребёнка начались проблемы в поведении. Он стал во время урока кричать, шуметь, петь песни, то есть демонстративно себя вести, проявлять агрессию по отношению к одноклассникам и учителю. Это произошло потому, что выбор неправильной программы ухудшил адаптацию к школе и отбил у ребёнка желание учиться.
Рекомендации для родителей
При выборе школьной программы основывайтесь на состоянии и способностях ребёнка, а не на желании видеть его лучшим и доказать это окружающим. Учитывайте мнение воспитателей и других специалистов детского сада и центра развития, где занимается ребёнок, о возможностях ребёнка.
Чтобы ребёнок смог учиться по сложной программе, ему потребуется дополнительная подготовка. Такая программа может полностью изменить поведение ребёнка. Если он не будет справляться, то начнёт протестовать, показывать всем своё недовольство, станет пассивен в учёбе.
Ошибка 5. Не учитывают мнение специалистов детского сада
Ситуация
По результатам диагностики готовности к школе педагог-психолог и воспитатели детского сада предупредили маму о трудностях, которые ожидают её сына в школе. Но педагог центра развития, который посещал мальчик, заверил маму, что ребёнок к школе готов. Мама с недоверием отнеслась к тому, что услышала в детском саду. Ей казалось, что в центре развития должны быть более квалифицированные специалисты и более точная информация.
Результат
В первом классе учитель сразу заметил, что ребёнку трудно понимать инструкции, выполнять задания, концентрироваться, запоминать информацию. У него не было элементарных знаний. В ноябре ребёнок отказался ходить в школу, так как ему трудно, он ничего не понимает и хочет в детский сад. Ребёнка пришлось перевести в компенсирующий класс, где он стал посещать занятия педагога-психолога и дефектолога.
Рекомендации для родителей
Учитывайте, что коммерческие цели центров развития могут влиять на оценку результатов ребёнка. Спросите мнение их специалистов о ребёнке, но не ограничивайтесь этим. Ошибка – считать, что мнение педагогов в детском саду менее обоснованное. Чем раньше родители начинают принимать во внимание информацию, которую получают от педагогов в детском саду, тем больше шансов избежать трудностей в будущем.
Ошибка 6. Стыдятся компенсирующего первого класса
Ситуация
Ребёнок не справлялся с программой подготовительной группы детского сада. Его возраст к первому сентября был бы семь лет и два месяца. Родители не хотели оставлять его ещё на один год в детском саду. Педагог-психолог предложил зачислить ребёнка в компенсирующий класс. Родители постыдились компенсирующего класса и отдали ребёнка в обычный класс.
Результат
В первом классе ребёнок остался на второй год по причине неуспеваемости. С согласия родителей его перевели в компенсирующий первый класс.
Рекомендации для родителей
Если специалисты детского сада рекомендуют зачислить ребёнка в класс компенсирующего вида, прислушайтесь к их мнению. Их мотив – благо для ребёнка, ведь ребёнок из детского сада уходит, и они могли бы не думать о его проблемах. Кроме того, не нужно недооценивать коррекционную работу в детском саду. Трудности, которым недостаточно внимания уделяли до школы, в школе становятся более серьёзными, запущенными, их сложнее преодолеть.
Ошибка 7. Прекращают занятия с психологом и логопедом после детского сада
Ситуация
Ребёнок в детском саду получал помощь специалистов службы сопровождения: педагога-психолога и учителя-логопеда. Они рекомендовали маме для школы сделать повторное психолого-педагогическое заключение. Мама на словах согласилась с ними, но не стала ничего делать. По поведению ребёнка она сделала вывод, что трудности он преодолел.
Результат
Ребёнок пассивно вёл себя во время урока, отказывался выполнять задания, в среднем по пять или шесть раз за урок отпрашивался в туалет. Его адаптация к школе протекала очень тяжело. Сказывались трудности, которые не были проработаны вовремя.
Рекомендации для родителей
Если ваш ребёнок до школы получает помощь педагога-психолога, учителя-логопеда, то при переходе в школу обязательно уточните у них уровень его развития в текущий момент.
В большинстве случаев рекомендуется получить повторное психолого-педагогическое заключение, но уже для школы. Эти меры помогут ему оказаться в подходящих условиях, быстрее адаптироваться к школе и скорректировать возможные трудности.
Ошибка 8. Торопятся отдать ребёнка в первый класс
Ситуация
Родители отдали сына в первый класс до того, как ему исполнилось 7 лет. Они не посоветовались со специалистами детского сада. В школе у ребёнка появились трудности. Мальчик умел читать и считать, но опаздывал на уроки, так как заигрывался на перемене. Он проявлял активность только в первые пять минут урока, а потом вставал и ходил по классу или играл. В ответ на замечания и задания ненадолго менял поведение, но затем снова отвлекался.
Результат
К февралю следующего года мальчик стал чуть более усидчив и начал вовремя приходить на урок. Однако играл во время урока до конца года. Он не доиграл в дошкольном возрасте, поэтому продолжал играть в школе. Обучение оказалось для него психологически сложной задачей.
Рекомендации для родителей
Спросите у специалистов детского сада, готов ли ваш ребёнок к школе, нужно ли что-то сделать, например, летом. Дети, чаще мальчики, которым не исполнилось 7 лет, испытывают трудности в начальных классах. У них недостаточно развиты речь, внимание, память, самоконтроль. Они неспособны усидеть на месте в течение урока, слушать учителя, не отвлекаться, выполнять задания, запоминать новый материал в нужном объёме, успевать за темпом класса. Лучше, если ребёнок пойдёт в школу в 7 лет и 6 месяцев или позже и будет учиться на четвёрки и пятёрки, чем на год раньше, и будет учиться на тройки. Такой ребёнок будет дезадаптирован и в средней школе, без мотивации к обучению и общению со сверстниками.
Ошибка 9. Учитывают только знания ребёнка, а не поведение в целом
Ситуация
Мальчик поступил в первый класс с развитым навыком чтения и умением считать. Но ходил по классу на уроке, отвлекал детей, не реагировал на учителя, громко и демонстративно изъяснялся, не понимал и не делал заданий. Когда появились оценки, стал получать двойки. Родители обвинили учителя в предвзятости, отказались взаимодействовать с педагогом-психологом. Позже на поведение мальчика стали жаловаться родители одноклассников.
Результат
Родители мальчика согласились взаимодействовать с педагогом-психологом. Ребёнок стал ходить на индивидуальные занятия с ним и, по заключению врачей, посещать школу по индивидуальному графику. Со временем его поведение нормализовалось.
Рекомендации для родителей
Если вы видите. Что у ребёнка есть способности в счёте, чтении, проверьте, умеет ли он при этом рассказывать по теме, когда спрашивают, правильно выполнять задания на занятии, следует ли правилам поведения. Узнайте об особенностях поведения ребёнка в группе, о трудностях, которые могут его ожидать. Уже в детском саду специалисты могут определить, будет ли поведение ребёнка в школе нежелательным. Помните, что хорошая речь, память, умение прибавлять и отнимать трёхзначные цифры – ещё не признак готовности к школе. В некоторых случаях это даже повод обратиться за помощью. Быстрое развитие умственных способностей может компенсироваться отставанием в развитии поведенческих навыков.
22 апреля 2022
1-4 классы Скоро в школу
Типичные ошибки родителей первоклассников
Ребенок идет в первый класс. Как ему помочь адаптироваться к школе и почувствовать себя успешным, как избежать типичных родительских ошибок, которые очень усложняют и без того нелегкую жизнь первоклассника?
Постоянные напоминания ребенку, что он уже школьник
Практически все дети воспринимают новый статус позитивно и идут в первый класс с удовольствием, ведь для них это показатель взрослости. Но когда родители при каждом удобном случае говорят ребенку, что он должен что-то делать, «потому что уже школьник», а объем новых обязанностей оказывается для первоклассника непосильным, он приходит к мысли о том, что школа — самое ужасное место.
«Помой за собой чашку, ведь ты уже школьник!», «Приберись в комнате, ведь ты уже пошел в школу!», «Будь серьезнее, ведь тот, кто ходит в школу, уже взрослый человек!» — подобные фразы вряд ли помогут ребенку радоваться началу школьной жизни. Не связывайте все ежедневные дела с новым статусом ребенка. Поверьте, он отлично помнит, что пошел в первый класс. И оставьте ему возможность быть ребенком — веселым, задорным, жизнерадостным и озорным, ведь ему всего-навсего шесть или семь лет!
Неправильная мотивация
Многие родители задумываются, как сохранить желание ребенка учиться, и с самого начала пытаются поощрять успехи, покупая угощения или новые игрушки. Дети быстро начинают воспринимать это как норму: «Хорошо ответил на уроке — родители должны мне что-то купить». И, скорее всего, запросы будут расти. И вот первоклассник начинает учиться не ради знаний и собственного развития, а ради материальной выгоды. Поощрять ребенка даже за малые достижения нужно обязательно, но в большинстве случаев это можно сделать с помощью искренних слов восхищения и гордости за него. А по итогам учебного года преподнести сюрприз, о котором ребенок давно мечтал.
Завышенные ожидания
Вы, конечно, можете искренне желать, чтобы ребенок был лучшим из лучших по академической успеваемости. Вопрос только в том, какие способности и возможности заложены в него природой и как вы их развивали. Не взваливайте на детские плечи тяжелый груз обязательств быть во всем первым. Когда первоклассник видит, что не соответствует ожиданиям родителей, его самооценка падает, исчезает вера в себя, и это негативно сказывается на желании учиться. Лучше внимательно наблюдайте за ним, изучите интересы, предпочтения и создайте условия для развития. Например, помогите ему определиться с кружком или секцией, которую он с радостью будет посещать после уроков.
Полная загрузка
Если ваш ребенок посещает творческую студию или спортивную секцию, вы на верном пути. Это поможет развивать индивидуальные способности, навыки общения, создать круг друзей и единомышленников. Но во всем нужна мера. Если у первоклассника нет ни одной свободной минуты с утра до вчера, это грозит эмоциональной и физической перегрузкой и выгоранием. К тому же первые месяцы школьной жизни — время адаптации. Новый коллектив, новый маршрут, новый режим дня… Одежда — и та другая! Жизнь ребенка серьезно изменилась. И ему нужно привыкнуть к этому. Позаботьтесь о том, чтобы у первоклассника было достаточно времени на отдых, сон и на любимые занятия, от которых он получает заряд положительных эмоций.
Негативные разговоры о школе и учителях
Если вам захотелось поделиться с ребенком своими воспоминаниями о школьной жизни, озвучьте лишь те, которые несут в себе положительный контекст. А если вас что-то возмутило в школе, где сейчас учится ребенок, не обсуждайте это в его присутствии. Лучше обратитесь к классному руководителю со своими вопросами. Есть вероятность, что ситуацию можно изменить. Так вы убережете первоклассника от лишних негативных эмоций относительно школы.
Тотальный контроль и гиперопека
Вечерняя проверка тетрадей — обычное дело для многих родителей. Только постарайтесь не делать это с таким видом, как будто для школьника наступил час расплаты. Лучше объясните ему, что вам очень интересно узнать, чему он научился за сегодняшний день. А если в прописях увидите аккуратно написанные буквы, обязательно хвалите, для ребенка это очень важно. Кстати, проверять тетради можно через день. А для того, чтобы первоклассник не забывал делать домашние задания, можно вместе с ним составить распорядок дня, оформить его красиво и повесить дома над письменным столом. Пусть ребенок пробует сам собирать портфель на завтра. Если вам кажется, что вещи сложены не очень аккуратно, не спешите все переделывать. Лучше подскажите, как можно сложить тетради и учебники так, чтобы все уместилось. Собираться в школу — задача школьника. Помогайте только в тех случаях, когда ребенок сам обратится за помощью.
Недооценка переживаний ребенка
Если первоклассник хочет поговорить с вами и поделиться переживаниями, не отмахивайтесь, уделите ему время и внимательно выслушайте. В жизни ребенка сейчас многое происходит впервые, и его волнение может быть связано со множеством вопросов: плохо ответил на уроке, долго завязывал шнурки и опоздал на физкультуру, поссорился с одноклассником… Основываясь на своем жизненном опыте, подумайте, чем можно помочь ребенку в конкретной ситуации. В целом больше общайтесь с первоклассником, интересуйтесь, как прошел день в школе, научите планировать время, управлять эмоциями, конструктивно общаться. И тогда ваш ребенок будет чувствовать себя уверенно и позитивно.
Наталья Паршина, психолог Городского психолого-педагогического центра
Теги
первоклассники
Многие в этом году впервые отправили своих детей в школу. Первое волнение уже успело смениться школьными буднями. Эксперты рассказали о наиболее распространенных ошибках, которые совершают родители первоклашек.
Ресурс deti.mail.ru поделился наблюдениями и рекомендациями Анны Быковой – психолога и автора книги «Школьники «ленивой мамы». Она рассказала об ошибках, которых следует избегать.
Первая ошибка: собирать за ребенка ранец
Не стоит собирать за ребенка его портфель и вещи. Сначала ему в этом следует помогать, но не следует это делать вместо него с мыслью, что он пока посмотрит, а позднее научится. Важно помнить, что любой навык развивается практикой. Ребенку нужно позволять собирать ранец самому, а родителям надо мягко направлять его, задавать наводящие вопросы, обращая внимание на то, что он еще не собрал, что обычно берут на урок рисования или физкультуры. Предложите вместе с ним проверить подготовленный ранец.
В случаях, когда собранный портфель ребенок держит в руках лишь перед школой, то сборы его на занятия родителями быстро станут нормой. Школьные сборы ребенка не будут находиться в зоне его ответственности. Так что самостоятельность лучше предоставлять детям сразу.
Вторая ошибка: убеждать, что в школе всегда очень весело и интересно
Все родители хотят, чтобы дети любили школу и ходили туда с интересом. В этом кроется родительский страх, что он ее не полюбит. По этой причине нередки случаи, когда взрослые демонстрируют наигранный восторг: как здорово ходить в школу. какие интересные там появятся друзья. Однако ситуации бывают разные, и друзей в школе находят не все и не сразу. Когда ребенок жалуется, что на уроке было скучно, маме не стоит отвечать, что узнавать новое – это интересно, и уроки не бывают скучными. Так нарушится общение с ребенком. Он придет к выводу, что его не понимают. Поэтому важно сохранять контакт, слышать то, что говорит сын или дочь – не стоит критиковать и обесценивать детские переживания.
Третья ошибка: оценивать и критиковать работу ребенка
Строгие родители могут вслух отслеживать что именно ребенок выполнил на тройку, а что на пятерку. Однако первоклашкам не зря не ставят в школе оценки. Это решение психологически обосновано. В таком возрасте школьники очень чувствительны к своим неуспехам и неудачам, они чрезвычайно болезненно воспринимают замечания и критику. Плохая оценка для первоклашки равносильна тому, что он плохой. К тому же не стоит давать понять детям, что они учатся ради оценок. Если ребенок думает, что родители его любят, когда он приносит пятерки, то он не будет мотивирован в учебе, она перестанет его радовать.
Четвертая ошибка: заставлять переписывать домашнюю работу
Не стоит гнаться за идеальным результатом и высокими оценками. Во многих семьях первоклашкам, под давлением родителей, приходится переписывать домашнее задание – если оно выполнено неаккуратно или с ошибками. Однако стоит учитывать, что дети быстро устают. По этой причине следующий вариант получается хуже. В итоге взрослые раздражены, ребенок расстроен. Пользы практически нет, а вот вред неоспорим: дети начинают ненавидеть учебу и домашние задания. Они теряют мотивацию.
Пятая ошибка: недооценивать сложность первого класса
Как правило, первоклашки, помимо школы, посещают несколько кружков. Однако не стоит так перегружать ребенка. Первый класс для ребенка непрост не столько учебным материалом, сколько процессом адаптации к новому образу жизни и коллективу. Дети испытывают стресс. Чтобы его преодолеть, им нужна энергия – как физическая, так и психическая. Так что детям нужно давать отдыхать, гулять, играть, заниматься тем, что он любит: рисовать, конструировать.
Не стоит записывать первоклассника сразу в несколько секций и кружков, аргументируя это тем, что нагрузка в первом классе небольшая, да читать он уже умеет. Первый класс сложен не столько содержанием учебников, сколько адаптацией к новому – новому распорядку дня, новому коллективу, новой деятельности. Это стресс! На его преодоление требуется большое количество энергии – и физической, и психической. Поэтому позвольте ребенку больше отдыхать, играть, гулять, делать то, что он любит: рисовать или собирать конструктор.
23.11.2010
Первый класс является серьезным испытанием как для учеников, так и их родителей. У одних детей адаптация проходит достаточно мягко и незаметно. У других — нелегко. Существует неутешительная статистика: процент детей, которые не хотят идти в школу, постоянно растет.
Увеличивается количество заболеваний, которые именуются функциональными отклонениями, вызываются они нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни.
Как показывают наблюдения у немалого количества детей, полноценной адаптации к школе на первом году обучения так и не происходит. И все это может протекать и на фоне хорошей учебной успеваемости. Но какой ценой? Такие дети, имея положительные отметки в дневнике, часто и подолгу болеют, они же и составляют группу риска так называемого школьного невроза.
Несомненно, учитель может в значительной степени как смягчить процесс адаптации к школе, так и усугубить его. Но хочется прежде всего обратить внимание на трудности, которые связаны с отношением родителей к школьной жизни.
Какие же ошибки чаще всего допускают родители?
- Не придают должного значения режиму дня своего ребенка. Бывает так: стоит только урегулировать распорядок дня (время подъема, приема пищи, прогулок, делания уроков, сна) — как жизнь ребенка значительно меняется в лучшую сторону. Часто родители уверены, что с режимом у их ребенка все в порядке, и только на приеме у врача выясняется, что их ребенок практически все это время не получал должного питания (так необходимого мозгу для нормального функционирования!). Утром, дома, он почти не кушал, мама надеялась на обед в школе, а обед в школе он не посещал, т.к. у него всегда были карманные деньги, которые ребенок тратил в буфете на сладости.
- Мало уделяют времени общению с ребенком. Родители слишком заняты, и ребенок проводит больше времени с неодушевленными предметами. Многие школьные проблемы у детей возникают просто оттого, что они не знают простых формул общения, и вообще они редко играют в игры с участием взрослых. Забыл дома ручку — не знает, как об этом сказать. Хочет в туалет — не знает, как попроситься, и т.п. Чтобы вооружить своего ребенка нужными формулами, поиграйте с ним в школу и в другие игры. Сначала он будет учителем, а вы учеником, потом — наоборот. Объясните ему на своем примере, что делает учитель, что надо сделать, если хочешь спросить его о чем-то, как вести себя, если чего-то не понял. Убедитесь, что ребенок запомнил словесные формулы, умеет правильно ими пользоваться.
- Ожидают от ребенка только очень хороших, высоких достижений и выражают активное недовольство тем, что он не справляется, что чего-то не умеет. Сравнивают его результаты с эталоном (например, со старшим братом или соседской девочкой). В результате у ребенка снижается уверенность в себе, формируется заниженная самооценка, повышается тревожность, что приводит к ухудшению общего самочувствия и дезорганизации деятельности. Часто родители, пытаясь преодолеть трудности, увеличивают нагрузки, организуют дополнительные занятия, заставляют по нескольку раз переписывать задания, чрезмерно контролируют. Это приводит к переутомлению, нарастанию проблем. А между тем, такой ребенок нередко нуждается в помощи специалистов, возможно, консультации у невропатолога или психиатра (особенно, если у ребенка была родовая травма, и не только).
- Отдают ребенка в различные развивающие секции, забывая о том, что полноценный отдых на этом этапе важнее. Полезнее будет для ребенка больше свободного времени провести на свежем воздухе (не менее 2 часов в день). А в секцию отдать ребенка чуть позже, когда ребенок адаптируется к школьным нагрузкам.
- Слишком раннее предоставление ребенку самостоятельности. Одинаково не правы как те родители, которые предоставляют ребенку полную самостоятельность, так и те, которые устанавливают тотальный контроль за его деятельностью. Приучение ребенка к самостоятельности — задача важная, требующая грамотного подхода. Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше, и чем раньше, тем больших успехов можно достичь. Если так случилось, что время упущено, ситуацию поправить можно, не исключено, что с помощью специалиста.
- Не придают серьезного значения особенностям развития речи ребенка. А это нередко стоит во главе трудностей ребенка адаптации в школе. Ведь если ребенок правильно произносит все звуки, это еще не значит, что его речь развита согласно возрасту. Недостаточная сформированность речи — очень частый недостаток, встречающийся почти у 60 % первоклассников. Речь идёт не только о запинках и заикании, не стоит забывать и про небольшой словарный запас, трудности выделения звука в слове, неумение составлять рассказ по картинкам и вести диалог. Необходимо помнить: таким детям крайне не рекомендуются школы с углублённым изучением иностранного языка. К тому же, некоторые нарушения речи говорят о неполадках в работе нервной системы ребёнка. Следует обратить особое внимание, хорошо ли ребёнок спит, нет ли у него страхов, излишней раздражительности. Нет ли навязчивых движений, не грызёт ли он ногти. Если есть несколько вышеперечисленных признаков, необходимо обратиться за консультацией к детскому врачу-психоневрологу.
- Нередко родители доверяют больше народным целителям, в то время когда ребенок нуждается в наблюдении специалистов, в инструментальном исследовании мозга. Особенно остро проблемы обнаруживают себя в периоды повышенной стрессогенности (начало школьного обучения к таковым относится). На подобные размышления натолкнул недавний случай, когда обратилась за помощью мама одной девочки. При первом же инструментальном исследовании мозга девочке был поставлен серьезный диагноз, потребовалась госпитализация. Помочь ребенку можно было гораздо раньше, не доводя ситуацию до критической.
Что должно насторожить родителей?
- Отсутствие интереса к учёбе, вялость и безынициативность, когда дело касается школы и уроков.
- Ничего неинтересно, ребенок безразличен ко всему, даже играм, если они требуют хоть какого-то напряжения.
- Делает уроки только «из-под палки».
- Нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается постоянно и открыто в формах активного протеста, либо симптомами болезней (кашель, насморк, рвота, желудочно-кишечные расстройства), которые кончаются сразу после того, как разрешат остаться дома, либо, что гораздо реже, простой симуляцией этих симптомов.
- Избегает общения со сверстниками.
- Появилась патологическая неуверенность в себе.
- Очень не любит учителя или боится его, испытывает по отношению к нему страх, бессилие или агрессию.
Ключ к успеху — понимание трудностей ребенка и спокойная родительская уверенность в том, что безвыходных ситуаций не бывает. С такой поддержкой ребенок будет чувствовать себя в безопасности и легче справится с любыми сложностями.
Желаем вам больше любви и доброты в общении с ребенком, больше веры в его силы, терпения и выдержки, и тогда все получится!
Авторы: Салима Сираева, Людмила Токмакова
Журнал «Город детства».
Первый класс — серьезное испытание как для родителей, так и учеников. Одни дети быстро адаптируются к новой среде, а другие — скучают по привычной домашней обстановке. В последней ситуации чаще всего повинны взрослые, которые сами передают свой настрой ребенку. 5 tv.ru рассказывает, каких ошибок следует избегать родителям первоклассников.
Авторитарный подход к обучению
Склонные к гиперопеке родители порой волнуются за ребенка больше, чем следует. Пытаясь якобы облегчить ему обучение в 1 классе, они еще до школы успевают «затаскать» ребенка по всем возможным репетиторам. Так что к началу учебного года ребенок и правда может знать больше сверстников, однако обучаться ему приходится по одной и той же программе, поэтому он часто скучает. Дома же ему ни минуты нет покоя. Если ребенок сделал все уроки, то родитель загружает его работой по дому, чтобы «не расслаблялся». Однако именно это в действительности и требуется ребенку в его возрасте — отдых, игры и общение с одногодками. В итоге обращения в повелительном тоне в духе «ты должен (а)» отбивают у ребенка всякую мотивацию и интерес к учебе — ведь познание мира теперь ассоциируется с «обязаловкой». Из-за страха вызвать гнев и разочарование родителя у ребенка вырабатывается «синдром отличника», который нередко сопровождается асоциальностью. Ведь вместо того, чтобы погонять мяч во дворе с друзьями, он заперт в комнате за уроками.
Вмешиваться в отношения ребенка с одноклассниками
Худшее, что может сделать родитель, это — контролировать отношения ребенка со сверстниками. Порой мать настолько чувствует себя единым с ребенком, что позволяет себе указывать, с кем ему общаться, а с кем — нет. Если ребенок ленится делать уроки, то в этом виноват его сосед по парте, с которого он берет пример. Причем чаще всего он оперирует аргументами с позиции идеальности и исключительности, будто его ребенок вовсе не обладает никакими пороками и сам не может оказывать дурное влияние на окружение. Взрослый пытается огородить свое чадо от зла мира, однако забывает, что ребенку важно приобретать навыки взаимодействия в социуме и самостоятельно решать конфликтные ситуации. Ведь не весь мир будет к нему также лоялен, как папа с мамой. Единственный случай, когда взрослым стоит вмешаться — это серьезная драка или травля в коллективе. Если же это обыкновенная ссора, то не стоит бежать жаловаться учителям и названивать родителям другого ребенка.
Приписывать себе достижения ребенка
Очень важно уметь правильно поощрять ребенка в стремлении к знаниям, творчеству и спорте. Однако случается, что родитель, напротив, опасается хвалить ребенка за старания, потому что якобы он перестанет стараться. При этом в обществе других родителей они не стесняются лишний раз упомянуть об успехах ребенка. На деле же это поведение только раздражает родителей его одноклассников — в итоге между взрослыми создается некая конкуренция, в ходе которой предстоит выяснить, чей ребенок лучше. За этим поведением родителя часто скрывается неуверенность в себе. Одно дело — гордиться успехами ребенка, и другое — присваивать себе его достижения.
Заражать тревожностью
От родителя зависит, насколько быстро ребенок адаптируется к новому коллективу. Случается, что взрослые сами создают у ребенка предчувствие чего-то плохого. Это может проявляться в тревожных вопросах в духе «Тебя никто не обижал? Почему у тебя глаза грустные? Над тобой никто не насмехается?». Нервозность мгновенно передается ребенку. Соответственно, в школе он будет притягивать к себе конфликтные ситуации и спешить домой рассказывать плохие новости. В таком случае взрослому стоит спросить себя, почему с их ребенком должно случиться что-то плохое. Быть может, это связано как-то с его личным опытом в школе, который он экстраполирует на ребенка. Вместо того, чтобы нагнетать, стройте разговор в позитивном ключе. Поинтересуйтесь, что интересного происходило в школе, с кем ребенку удалось подружиться, нравится ли ему его школьные принадлежности, класс, учительница и так далее. Будьте в моменте с ребенком — если действительно что-то случилось, внимательно расспросите и выслушайте, а если все в порядке, то не нужно вытягивать информацию «страшными» вопросами.
Критиковать учителей
Взрослые, склонные выражать мысли вслух, часто допускают грубую ошибку, критикуя педагогический состав в присутствии ребенка. Порой родитель первоклассника сам относится к школе так, будто ему придется воевать со всеми и намеренно критикует учителей, выискивая недостатки. В действительности эта попытка снизить значимость учителя в глазах ребенка может выдавать страх авторитарного родителя утратить над ним свой контроль. Если взрослому не нравится, как ведет уроки конкретный педагог — лучше поменять класс или школу. В противном случае в глазах первоклассника учитель постепенно утратит авторитет. Ребенок может перестать считаться с его замечаниями на уроках, будет спорить не по делу и нарушать дисциплину в классе.