Ошибки сбои дисбалансы и дисфункции государственного управления

8.5. Ошибки государственного управления

Любая ошибка управления неизбежно выливается в нежелательные последствия, ассоциируемые с понятием «обратной связи». Прямой связью считается управляющее воздействие, обратной – причинно-следственная реакция на него.

Традиционный подход к государственно-управленческому проектированию, оперируя раздельно понятиями прямой и обратной связи, как факторами, зависящими от «игры случая», утверждает, что «для того чтобы ответить на вопрос об обратных связях, надо первоначально определить направление прямой связи. Принцип обратности предполагает рефлексивный ответ социума в заданном формате отношений. Прежде чем вести речь об обратной реакции общества, необходимо установить саму траекторию управленческих связей. Выбор траектории весьма вариативен» [4].

Универсумный подход позволяет рассмотреть процесс управления не только с различной степенью дискретизации, но и учитывать степень вариативности управленческих решений, точно определяя характер межэлементных связей. Кроме того, он не просто учитывает, но и структурирует сложный комплекс прямых и обратных связей универсума. При этом рассматривается не два типа связей – ПС и ОС, а четыре, распределённые на преимущественно качественные (ПС, ОС) и преимущественно количественные (КПС, КОС) пары.

Интегрированное представление целостного комплекса государственного управления в соответствии с U-законом Полноты определяет, что управление любыми процессами может и должно вестись только по ПФУ.

Исключение каких-либо этапов ПФУ говорит или о том, что эти этапы будут осуществлены в рамках конкурирующей ПФУ, или о том, что процесс управления нельзя назвать таковым в полной мере. Непонимание целостности, последовательности и неразрывности процесса, описанного в ПФУ, неизбежно приводит к методологическим ошибкам.

Анализ ошибочных решений методологов и специалистов в сфере госуправления позволяет выявить типичные ошибки государственного управления, которые легко проиллюстрировать на примере нарушения нормального протекания U-потоков по ПФУ.

Для упрощения описания переведём универсум 8U: «Виды власти» в класс 4U (рис. 8.16), определив по уровням:

1) СО – Силовые органы власти;

2) ИС – Исполнительная и судебная власть;

3) ЗЭ – Законодательная и экономическая власть;

4) ГВ – Государственная власть.

Проиллюстрируем четыре наиболее типичные ошибки управления:

а) низкий уровень решения проблемы;

б) неучёт данных прямых и/или обратных связей;

в) принятие решений без учёта практики их реализации;

г) реализацию проекта по непроработанной концепции.

Примером ошибки низкого уровня решения проблемы является ситуация, когда исполнительная власть (страта 2 рис. 8.16а) силовыми методами «ужесточения» пытается «решить» задачу, источник которой лежит в экономической или законодательной сфере (страта 3 «ЗАДАЧА»).

Протекание U-потока, характеризуемое неучётом данных, циркулирующих в прямых и обратных связях (в стратах 1 и 2 не учтено влияние КПС и КОС рис. 8.16б), также является распространённой ошибкой. Самый известный пример такой ситуации – отсутствие системы контроля исполнения приказов. Эта ситуация характеризуется ещё и тем, что самые простые проблемы, которые могут и должны решаться на нижних уровнях, для перестраховки передаются вверх, организуя на верхних уровнях «бумажные завалы»[255].

Рис. 8.16. Типичные ошибки при осуществлении процесса госуправления

СО – Силовые органы власти;

ИС – Исполнительная и судебная власть;

ЗЭ – Законодательная и экономическая власть;

ГВ – Государственная власть

Принятие решений без учёта практики их реализации, то есть без учёта практической способности структур, составляющих U (отсутствие нисходящего U-потока в стартах 3, 2, 1, соответствующих этапам ПФУ 5, 6, 7 рис. 8.16в), к реализации заданной концепции управления говорит о низком качестве аналитики. Это ситуация – когда «благие пожелания»[256] не имеют шансов воплощения в реальность, поскольку не учитывают влияние на социум обратных связей[257]. Нормальный аналитик будет избегать работы над проектами, не имеющими шансов на практическое воплощение.

При реализации же концепции без глубокой проработки исходных данных (отсутствие восходящего U-потока в стартах 1,2,3 рис. 8.16 г) управленец считает свои субъективные оценки проблемной ситуации понятными, «само собой разумеющимися». Он не задумывается о том, насколько и в какой части его мнение отражает степень информированности о реальном положении вещей[258]. Результатом такого подхода являются, например, привычные аппаратные игры по перераспределению функций и реформированию министерств (этапы 5–7 ПФУ), начинающиеся показательной «кадровой чисткой» и практически заканчивающееся «сменой вывесок».

Универсумная методология позволяет осуществить и более детальную классификацию ошибок государственного управления.

Использование универсумного подхода открывает возможность максимально точно стратифицировать государственные и общественные институты, адекватно определив, какие из них какие функции выполняют и каким образом эти институты влияют на общество. При этом можно максимально эффективно распределить зоны ответственности министерств и ведомств. ПФУ в этом процессе системно связывает в единую цепь пока плохо стыкующиеся, но уже достаточно хорошо проработанные экспертным сообществом вопросы:

1) Задачу анализа возникающих в обществе проблем (1–3 этапы ПФУ) посредством создания информационно-аналитических служб: «Для оптимизации процесса сбора информации о положении дел в обществе, для своевременного выявления возникающих проблем и конфликтных ситуаций в системе государственного управления создаются информационно-аналитические службы, призванные на профессиональном уровне решать эти задачи. Такие службы становятся центрами сбора и обработки первичной информации, они осуществляют мониторинг ситуации, ее диагностику, проводят анализ и моделируют возможное развитие событий. Информационно-аналитические службы замыкают на себя значительную часть информационных потоков, которые общество посылает власти» [58].

2) Проработку концептуальной проблематики (3–5 этапы ПФУ) [27].

3) Детально разработанную задачу проектирования и исполнения государственных решений (4–7 этапы ПФУ): «Имеется в виду четырехзвенная цепочка. Во-первых, стадия или пространство политического выбора цели или ценностного целеполагания. Во-вторых, стадия или пространство проектирования государственно-управленческого решения <…>. В-третьих, стадия принятия государственно-управленческих решений в реальных процедурах, с вопросами согласования интересов, политических раскладов мощностей влияний групп интересов, общеполитических и социальных тенденций. В-четвертых, стадия реализации государственно-управленческих решений (государственных политик). Государственную политику в контексте работы мы представляем в управленческом измерении» [67].

Универсумная классификация процессов и ошибок управления по ПФУ позволяет получить ответы на ряд практических вопросов, касающиеся, например, перманентно проблемного поля внедрения новых инновационных технологий. В рамках этой проблематики можно сразу ответить на три привычно безответных для многих «авторитетных экспертов» ключевых вопроса:

Вопрос 1: Почему перспективные сферы инновационных технологий не привлекают частные инвестиции?

Вместо традиционных обвинений частных предпринимателей в ограниченном понимании перспектив и традиционном же оправдании нерентабельности этого бизнеса слишком длительными сроками окупаемости вложений, отметим и универсумную составляющую нежелания вкладывать средства в высокотехнологичные проекты.

Психология частного предпринимателя успешно работает в среде материальных, рыночных отношений (по классификации 4U это страты 1 и 2 рис. 8.10). Здесь принимаются оперативные и конкретно структурированные решения. Инновационные же технологии – это не материальные, а информационные, оптимизационные, планируемые процессы (страты 3 и 4 рис. 8.10). «Слишком далеки они», эти страты, друг от друга, т. е. разрыв между уровнями реальной жизни (производства нового продукта, который можно быстро продать за «живые деньги») и стратегическими задачами венчурного финансирования инновационного процесса слишком велик. Кроме того, сами инновационные проекты, позиционируемые в страте 3 и в страте 4 того же класса 4U, серьёзно, качественно различаются. Старта 3 ещё может предусматривать «денежную отдачу» в обозримый период жизни частного предприятия, страта 4 – это, чаще всего, только планируемая прибыль будущих поколений.

Проблему широкого внедрения новых технологий можно решить только с соответствующих уровню требуемых инноваций высших приоритетов – 4-го или 3-го, что реально и происходит в виде открыто нарушающих «рыночные принципы» денежных «гарантий государства инвесторам», систем «выделения грантов» и других схем государственного финансирования инноваций.

Вопрос 2: Насколько оправдан призыв к внедрению инновационных технологий на базе активного развития рыночных отношений?

Поскольку поле инноваций – это верхние универсумные страты, т. е. процессы, использующие безструктурные (информационные) методы управления, из этого следует однозначный вывод о том, что инновации возможны только в свободной, демократичной, творческой общественной атмосфере. Это – опять же страта 3 и страта 4 класса 4U, которые представлены научно-технической интеллигенцией и элитой с человечным строем психики. К этому же инновационному полю относится система образования и наука. то есть, для генерации инноваций необходим мощный информационный процесс долгосрочного, стратегического планирования. Государственное планирование – совершенно необходимое условие для создания и нормального функционирования (материальной структуризации) необходимых для внедрения инноваций субъектов «рыночных» отношений[259]. Ведь очевидно, что:

…научные исследования в области фундаментальной науки и опытно-конструкторские разработки не способны к непосредственной самоокупаемости ни в короткие, ни в продолжительные сроки. Эти работы окупаются опосредованно – и только в масштабах всего народного хозяйства в целом, – когда научно-внедренческие циклы завершаются выпуском массово потребляемой продукции [12, 120].

Область же рынка – это нижние страты, т. е. процессы, основу которых составляют преимущественно материальные структуры. Развитие инноваций может и должно опираться на эти структуры, но ожидать от каких-либо рыночных структур производства инновационных продуктов никак не следует. Частные структуры (страта 1 для 4U) реально способны подключиться к разработке и продвижению инноваций лишь после того, как идея инновационной технологии (страты 4, 3) пройдёт стадию промышленной разработки (страта 2 для 4U)[260].

Вопрос 3: Как должны соотноситься инновационные задачи общества с психологией людей как элементов социума?

U-закон Ключевского определяет, что качество универсума соответствует качеству входящих в него фреймов и элементов. Из этого закона можно сделать вполне однозначные и определённые выводы.

Так, люди типа «Традиционал» в статистическом смысле предпочитают становиться предпринимателями, специалистами производства, обладают неплохими исполнительскими качествами, одобряют порядок и дисциплину, а если «идут во власть», то преимущественно в силовые, судебные и исполнительные органы. Эта констатация также означает, что развитие государственных институтов высших уровней (гражданского общества, системы образования и науки и т. д.) из людей, не функционирующих на уровнях человека «творческого» или «человечного» типа психики неизбежно столкнётся с межуровневыми противоречиями[261].

Люди, действительно склонные к инновациям, обладают повышенной вариабельностью психических и психологических конструктов и волевыми качествами. У них реально высокие шансы стать отличными менеджерами, экспертами, попасть в номенклатуру, в структуры законодательной власти и, если хотите, в аристократическое общество. Именно и только «инновационные люди» свободного, реально демократичного общества способны осуществить инновационные процессы. Точками генерации таких людей-новаторов, конечно же, могут и обязаны стать научные школы и система образования.

Ответы на поставленные вопросы, опирающиеся на универсумную стратификацию различных общественных отношений, произведённых в универсумах «Человек». «Профессия», «Экономика», «Государство» и «Управление» легко позволяют сделать выводы о том, что:

– частные инвестиции не являются надёжной опорой инноваций. Реально развивать инновационные технологии может только государство, функционирующее на основании стратегического планирования: «Инновации требуют самостоятельности и решительности от лиц, конструирующих моральные, психологические, материальные стимулы для формирования реальной деятельности граждан» [75];

– призывы к внедрению инновационных технологий на базе активного развития рыночных отношений не имеют под собой логических оснований. Наличие рынка – необходимое, но далеко не достаточное условие для формирования инновационных полей. Следует также обратить внимание на то, что качество инноваций пропорционально зависит от задействованной для их генерации универсумной страты. Чем более высокая страта инициирует инновационные процессы, тем более перспективны получаемые инновационные технологии;

– разработка новых информационных технологий и модернизация страны возможна только при условии запуска системообразующих процессов развития и совершенствования психологии людей, их стремления к достижению высших уровней миропонимания.

Развивая систему выводов, также можно отметить, что

– активизация процессов потребления «обществом» и «рынком» (материальные процессы), не подкреплённое «планированием» и «оптимизацией» (информационные процессы) приводит к напрасной растрате и «пережиганию» материальных ресурсов планеты;

– рассчитывать на то, что субъекты «рыночной» экономики в своих действиях будут ориентироваться на развитие инноваций и других стандартов глубокой «духовности» и высоких критериев социальной нравственности не приходится.

Описание ошибок управления будет неполным, если не привести пример преднамеренного внесения ошибок в процесс управления. В качестве примера используем активно популяризируемую в России книгу Джина Шарпа «Политика ненасильственных действий» [23], вышедшую в 1973 году и считающуюся самой полной и мощной инструкцией по проведению революций во всём мире. В этой книге автор утверждает, что у людей, ведущих ненасильственную борьбу, есть в распоряжении целый арсенал «ненасильственного оружия» и перечисляет 198 методов ненасильственный протестов и убеждения, отказа от сотрудничества и ненасильственного вмешательства.

Шарп перечисляет такие методы как:

– Публичные выступления;

– Пикетирование;

– Отказ от уплаты налогов;

– Забастовки протеста;

– Бойкот выборов;

– Насмешки над официальными лицами;

– Молчание;

– и многие другие вплоть до «раздевания в знак протеста»[262].

Однако, обращает на себя внимание тот факт, что с точки зрения ОСОУ класса 8U перечисленные Джином Шарпом методы «ненасильственных действий» не включают в себя значительную часть пунктов, относящихся к информационным приоритетам и – внимание! – среди оглашённых господином Шарпом нет ни одного метода высшего приоритета! Несомненно, что автор приберёг эти методы как самый мощный эксклюзив только для своего правительства. Это логично. Политика – это средство манипуляции сознанием людей, поэтому оглашать методологию обмана тем, на кого она направлена, было бы нецелесообразно.

Между тем, система приоритетов ОСОУ позволяет легко дополнить список Шарпа, например, следующими методами, применяемыми в отношении интеллектуально подчинённых стран:

– Внедрение в академические научные институты неадекватных систем знаний, особенно в гуманитарных областях;

– Замалчивание, искажение и выворачивание наизнанку (победитель – это побеждённый) исторических фактов;

– Внедрение в общество и государственные институты агентов «нано-пятой колонны»[263], регулирующей в своих интересах кадровый потенциал общества;

– Внедрение в систему образования нетворческих, зомбирующих методов преподавания;

– Регулярное расстройство психики людей тотальной и навязчивой рекламой в СМИ;

– Тотальный переход к так называемым «рыночным» методам управления экономикой;

– Внесение в уголовный кодекс терминологически «размытых» статей, под видом борьбы «за всё хорошее» и «со всем плохим» преследующих людей за открыто высказываемые убеждения;

– Внесение в законодательные акты пунктов, противоречащих друг другу и допускающих множественное толкование;

– и т. д.

Этот ряд также якобы «ненасильственных действий», надёжно подготавливающих смену власти, легко можно продолжить. Следует также заметить, что хотя перечисленные дополнения и относятся по своей видимости к категории «нано»-важности, но по своей мощности они обладают гораздо большим разрушительным социальным эффектом, чем все вместе взятые методы Шарпа. Поэтому есть все основания считать, что замалчивание господином Шарпом самых высокоприоритетных «ненасильственных действий» являет собой пример преднамеренного внесения ошибок в процесс управления. Суть проста: объект управления не должен догадываться, что он – объект. Он не должен знать, что такое приоритеты ОСОУ. Джин Шарп, как субъект управления, хорошо освоивший систему ОСОУ, естественно, припасает самые эффективные методы «ненасильственного» управления (если более откровенно – информационной войны) для себя и своего правительства.

Кроме того, что универсумный подход позволяет разоблачить ложные мифологемы, он также помогает перевести субъективные благие пожелания в научно обоснованную методику. Так, рекомендуемое авторитетными специалистами по теории управления уточнённое название, например, Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) позволило бы гораздо более точно определить цели, задачи и программы его существования (рис. 8.17).

Рис. 8.17. Варианты названия организации в зависимости от целевой функции системы управления (СУ) и решаемых задач

Лучшим названием для государственной структуры, занимающейся чрезвычайными ситуациями, было бы «Министерство Предупреждения и Предотвращения Чрезвычайных Ситуаций».

Очевидно, что самый качественный и востребованный временем процесс управления – работа в режиме предупреждения и предотвращения чрезвычайных ситуаций.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

7.1. Проблемы управления инвестиционной деятельностью и типичные ошибки

7.1. Проблемы управления инвестиционной деятельностью и типичные ошибки
Первая группа проблем связана с ошибками в организации процесса инициации инвестиционных предложений и их рассмотрения.1. Отсутствует единый центр, занимающийся выработкой инвестиционной

Какие теории происхождения государства и государственного аппарата существуют?

Какие теории происхождения государства и государственного аппарата существуют?
Для того, чтобы понять, что из себя представляет государство и какова его роль в жизни общества, необходимо вначале уяснить, когда и почему оно возникло, т. к. по современным научным данным

8. Кризисы государственного управления: причины, последствия, преодоление

8. Кризисы государственного управления: причины, последствия, преодоление
Государственная власть, будучи по своей сущности социальной, публичной, общественной, прошла вместе с обществом сложный путь развития, принимая различные формы. Институт власти как понятие

8. Аналитическая основа государственного регулирования кризисной ситуации

8. Аналитическая основа государственного регулирования кризисной ситуации
Выявить и обозначить причины подъема производства, колебаний конъюнктуры, стагнации и нестабильности – такова цель исследовательской деятельности менеджера, государственного аппарата

10. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций

10. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций
Нормативно-законодательная деятельность.Всю совокупность норм, через которые осуществляется государственное регулирование, можно разделить на следующие группы: общесистемные нормы, ориентирующие

1.5. Возможности контроллинга как инструмента государственного планирования

1.5. Возможности контроллинга как инструмента государственного планирования
В России наблюдается рост активности в сфере государственного планирования, проявляющийся как в расширении масштабов планирования, распространении его на разные сферы и уровни

1.3. Персонал как объект управления, понятие и особенности управления персоналом, методы управления

1.3. Персонал как объект управления, понятие и особенности управления персоналом, методы управления
Управлять поведением и настроением человека можно, формируя среду и / или непосредственно влияя на личность, «играя на струнах человеческой души». Влияя на поведение, очень

Формы государственного вмешательства

Формы государственного вмешательства
Государственное вмешательство в индустриальные отношения имеет в основном следующие формы:• плюрализм – ограниченное государственное влияние в рамках мозаичной и децентрализованной политической экономии, как, например, в США и

Деформация
норм и ценностей ведет к дисфункциям
института госслужбы. Он перестает
исправно выполнять свои задачи. Внешне
дисфункции административных учреждений
чаще всего выражаются в недостатке
подготовленных кадров, средств и т.п. С
содержательной точки зрения они
проявляются в неясности целей деятельности,
несоблюдении принципов организации,
неточном определении компетенции
органов управления, круга обязанностей
должностных лиц и др.

В
литературе описано множество примеров
дисфункций института госслужбы77.
Укажу основные. Самая распространенная
дисфункция
господство
структуры над функцией.
Многие
чиновники испытывают административный
зуд: появилась проблема – создать
структуру для её решения. Так, в результате
«суверенизации» субъектов РФ в рамках
региональных администраций появились
собственные правительства, министерства
и ведомства, находящиеся в процессе
перманентного объединения и разъединения.

Разрастанию
административных структур способствует
стремление федерального и региональных
центров усилить надзор за работой нижних
этажей государственной и муниципальной
службы посредством создания контрольных
управлений в президентских и губернаторских
администрациях. В силу своей инерционности
оргструктуры стремятся к самодовлеющему
поведению, нередко превращая цель в
средства и наоборот. В нормальном
соотношении функция первична, она
определяет структуру.

Источником
дисфункций становится формализация
правил
служебного
поведения. Правила, предназначенные
лишь для достижения организационных
целей, превращаются в самоцель. Нередко
это ведет к дублированию установленного
порядка, когда чиновнику приказывают
выполнять то, что он и так обязан делать
по должностной инструкции. В данном
случае работник делит свои обязанности
на основные (о которых ему напоминают)
и второстепенные. Однако любое напоминание
ситуативно и вовсе не означает важность
соответствующих дел.

Формализация
правил культивирует церемониальные
формы организационного поведения
служащих: с кем и как здороваться, в
какой форме обращаться с просьбой к
начальнику и т.п. В служебном церемониале
особое место занимает ритуал. Как форма
демонстративного поведения, он связан
со своеобразным пониманием чиновниками
служебной иерархии, статуса, престижа,
авторитета. Ритуал освящает обычные
действия, придаёт им значимость, зачастую
влияет на конкретный выбор работником
того или иного варианта действий, исходя
из принципа «что понравится начальнику».
Иногда ритуал чинопочитания выглядит
унизительно, к примеру, потереть
руководителю спинку в бане, сбегать в
магазин, решить его личный вопрос и т.п.

Дисфункции
государственной службы проявляются в
результате бессубъектности, т.е. когда
должностное лицо не в состоянии принять
самостоятельного решения. В аппарате
всё предопределено: штатное расписание,
размер зарплаты, режим работы и т.д. Всё
это оборачивается для администрации
безынициативностью персонала, формированию
у него самоощущения «бессилия» и
«беспомощности».

Дисфункции
возникают в силу стагнации
административной организации, т.е.
неспособности к изменениям. Стагнация
представляет собой пасссивный риск,
который происходит от дефицита
преобразований, в отличие от риска
активного, стремящегося к обновлению.
Причина неподвижности аппарата связана
с доминированием консервативных
стереотипов поведения, таких как
перестраховка, ритуализация заведенного
порядка, боязнь утраты подконтрольных
сфер деятельности. Другая причина застоя
состоит в неумении перевести организацию
из исходного состояния в желаемое. Для
этого нужна особая технология и
специалисты по изменениям. Но в нашей
административной культуре пока не
принято приглашать для этих целей
консультантов. Наконец, еще одна причина
стагнации заключается в (полу) закрытости
административного аппарата. Здесь
многое засекречено: информация,
управленческие технологии, отбор и
расстановка кадров. Все это создает
благоприятную почву для застоя и
деградации бюрократии.

Как
только административный аппарат
застоялся, во главу угла ставится не
эффективность, а лояльность. Чиновники
превращаются в замкнутую корпорацию
бюрократов, выделенную из массы граждан
высоким статусом, окладами и привилегиями,
кастовой солидарностью. На первый план
выдвигаются ценности, чуждые
профессиональной системе управления.
Аппарат комплектуется по принципу
личной преданности. Поиск кандидатов
идет в основном через знакомых по
правилу: «скажи, что ты пришел от меня».
В результате разрушается система
публично-правовых связей и устанавливается
цепь опосредованно-личных связей.

Последствия
этого саркастически описаны в публицистике.
Так, «Закон Паркинсона» констатирует,
что каждый начальник не подпускает к
себе умных людей и выдвигает заведомых
дураков. Глупцы затем, продвигаясь по
служебной лестнице, рекрутируют в свой
штат еще более бестолковых работников.
«Принцип Питера» утверждает противоположное:
повышают в должности не дураков, а умных,
но до тех пор, пока они не обнаружат на
своем посту полную несостоятельность.
Однако результат тот же — служебные
места, в конце концов, занимают лица
некомпетентные.

В
этих условиях постепенно формируется
механизм коррупции. Коррумпированная
бюрократия подчиняет себе административный
аппарат на основе ведомственных или
узкогрупповых интересов. В коридорах
власти разворачивается «подковерная»
борьба за сферы влияния. Чиновники
выдают частные интересы своего ведомства
за государственные. Они игнорируют
общественные запросы, используют
зависимое положение граждан в корыстных
целях. Им ничего не стоит «замотать
бумагу на согласованиях» или «приделать
ей ноги». Осознание своей, пусть даже
ничтожной власти (выдать или нет справку,
разрешить что-либо или запретить),
возможность повлиять на судьбу просителя,
бесконтрольность «снизу» и «сверху»
развращает чиновника. Наиболее злостная
форма преувеличения своей власти —
взяточничество78.

Невиданный
размах взяточничества и коррупции в
современной России вызван политическими
и социально-экономическими причинами.
Главная из них – стремление правящей
элиты обеспечить условия для раздела
государственной собственности узкой
группой лиц. Закономерно, что масса
чиновников вынуждена была включиться
в этот передел явочным порядком,
«продавая» уникальную информацию
властным группировкам в центре и на
местах. В условиях «прихватизации»
объективно возросла экономическая
активность чиновников, а механизма
санкций за нее не было.

Активизация
экономической деятельности бюрократии
вызвана и низкой оплатой труда,
неадекватной ответственности и содержанию
выполняемой работы. Существенное
расхождение между размерами зарплаты
и суммой денег, необходимой для нормальной
жизни, многие чиновники компенсировали
недюжинной деловой активностью,
запрещенной законом. Причем нарушения
запретов приобрели массовый и привычный
для служащих характер.

Еще одна причина
«коммерческой» деятельности государственных
служащих связана с разрушением советской
(идеологизированной) профессиональной
этики. Это было неизбежно при переходе
к новому укладу жизни. Вместе с тем мало
кто проявлял заботу о выработке этических
принципов служения государству и
обществу. В результате в административной
среде стихийно распространялась
предпринимательская этика, которая со
временем стала самостоятельным
регулятором служебного поведения.
исполнять должностные (служебные)
обязанности добросовестно, на высоком
профессиональном уровне в целях
обеспечения эффективной работы
государственного органа;

исходить из
того, что признание, соблюдение защиты
прав и свобод человека и гражданина
определяют основной смысл и содержание
деятельности органов государственной
власти и государственных служащих;

осуществлять
свою деятельность в рамках установленной
законами и подзаконными нормативными
и правовыми актами компетенции
государственного органа;

не оказывать
предпочтения каким-либо профессиональным
и социальным группам и организациям,
быть независимым от влияния со стороны
граждан, профессиональных и социальных
групп и организаций;

исключать
действия, связанные с влиянием каких-либо
личных, имущественных (финансовых) и
иных интересов, препятствующих
добросовестному исполнению должностных
(служебных) обязанностей;

соблюдать
установленные законом ограничения для
государственных служащих;

соблюдать
политическую нейтральность, исключающую
возможность какого-либо влияния на свою
служебную деятельность решений
политических партий или иных общественных
объединений;

соблюдать нормы
служебной, профессиональной этики и
правила делового поведения;

проявлять
корректность и внимательность в обращении
с гражданами и представителями
организаций;

проявлять
терпимость и уважение к обычаям и
традициям народов России, учитывать
культурные и иные особенности различных
этнических социальных групп и конфессий,
способствовать межнациональному и
межконфессиональному согласию;

воздерживаться
от поведения, которое могло бы вызвать
сомнение в объективном исполнении
государственным служащим должностных
(служебных) обязанностей, а также избегать
конфликтных ситуаций способных нанести
ущерб его репутации или авторитету
государственного органа;

при
угрозе возникновения конфликта интересов
– ситуации, когда личная заинтересованность
влияет или может повлиять на объективное
исполнение должностных (служебных)
обязанностей, — сообщать об этом
непосредственно руководителю и выполнять
его решение, направленное на предотвращение
или урегулирование данного конфликта
интересов;

не использовать
свое служебное положение для оказания
влияния на деятельность государственных
органов, организаций, должностных лиц,
государственных служащих и граждан при
решении вопросов, лично его касающегося;

воздерживаться
от публичных высказываний, суждений и
оценок в отношении деятельности
государственных органов, их руководителей,
если это не входит в его должностные
(служебные) обязанности;

соблюдать
установленные в государственном органе
правила публичных выступлений и
предоставление служебной информации;

уважительно
относиться к деятельности представителей
средств массовой информации по
информированию общества о работе
государственного органа, а также
оказывать им в установленных законами
случаях и порядке содействие в получении
достоверной информации.

В
результате исследования, проведенного
Фондом ИНДЕМ79
выявлены три разновидности коррупции:
«административная», а попросту –
вымогательство; «захват государства»
– когда бизнес покупает власть; «захват
бизнеса» – когда чиновники (в доле с
«силовиками») «наезжают на бизнес и
«повязывают» его.

Лидерами
по административной коррупции оказались
Приморский край, Москва и Московская
область, Краснодарский край. «Захватом
государства» прославились опять-таки
Приморский край, Самарская область и
Татарстан. «Захват бизнеса» чиновниками
процветает в Приморском и Краснодарском
краях, в Саратовской и Ростовской
областях.

Общий
коррупционный сбор со среднего и мелкого
бизнеса в регионах составляет, по
минимальной оценке, 22 млрд долларов США
в год. Средний размер взятки в сфере
деловой коррупции – 30 тыс. рублей.
Абсолютным чемпионом по взяткам стала
Москва. Из предприятий среднего и мелкого
бизнеса московские чиновники выкачивают
в год 230 млрд. рублей.

Таким
образом, суть бюрократизма состоит не
столько в «бумажном» стиле работы,
сколько в «приватизации» аппаратом
функций управления. Государственная
должность представляет собой определенный
стандарт на исполнение. Но ее невозможно
формализовать так, чтобы не оставалось
амплитуды колебаний для осуществления
функций по усмотрению исполнителя.
Служащий может использовать этот зазор
свободы в личных интересах: поставить
других в зависимость от себя, искусственно
приподнять собственный статус, усилить
свое влияние. Так создается «бюрократическое
право» не рассматривать вопрос, «спихнуть»
его по другому адресу и т.п. Отписки,
рутина согласований, культ процедур —
все это следствие бюрократизма. Причины
же самого явления кроются в дисфункциях
и девиациях государственной службы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Вышла
в свет новая монография доктора юридических наук, профессора кафедры государственного
и муниципального управления Института государственной службы и управления
(ИГСУ) РАНХиГС, профессора Игоря Понкина: Понкин И.В. Теория девиантологии
государственного управления: Неопределённости, риски, дефекты, дисфункции и
провалы в государственном управлении / ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ /
Предисловие д.ю.н., проф. А.Б. Зеленцова. — М.: Буки-Веди, 2016. — 250 с.

Текст
монографии доступен по гиперссылке.

Данное
издание запускает отсчет времени зрелости, финального становления теории
девиантологии государственного управления как научного направления в рамках
общей теории государственного и муниципального управления.

В уникальной
монографии И.В.Понкина детально исследованы тематические горизонты
управленческой способности государства, рисков и неопределённостей в
государственном управлении. Проработаны темы ошибок, системных сбоев,
дисбалансов и иных дефектов государственного управления, а также дисфункций и
иных патологий в государственном управлении. Показаны возможности риск-ориентированных
управленческих подходов в государственном управлении, особенности оперирования
неопределённостями и ошибками в рамках и в процессе государственного
управления. Описаны возможности задействования негэнтропийного управления и
применения теории фракталов в сфере государственного управления, возможности
привлечения инструментариев из других научных направлений для целей
проектирования и программирования государственного управления, оценки и
обеспечения его эффективности. Показаны особенности существования
государства-дистопии, несостоятельного государства, параллельного государства.

Вся
книга находится буквально на острие актуальности. Те же вопросы выстраивания
США, Великобританией, рядом мондиалистских структур системы параллельного
управления Россией (что особенно отчетливо проявляется в сферах финансов,
образования и культуры) — это просто насущные для дня сегодняшнего моменты.
Какие технологии применяются в отношении нашей и других стран мира для их
дезорганизации и подчинения агрессивной «империей добра» (США), каковы
механизмы устойчивости государства к отработке методов обрушения суверенной
государственности и дезорганизации системы государственного управления, — это
всё тоже актуальнейшие вопросы настоящего времени.

Монография
отличается высочайшей научной новизной, написана с глубоким знанием
рассматриваемого круга вопросов, грамотным юридическим языком с безупречно
выстроенной аргументацией. Работа характеризуется прекрасным слогом, высоким
уровнем научного правового анализа важнейших моментов по заявленной тематике.

Считаем
необходимым также отметить высокое качество проработки материала и
фундаментальность представленных в монографии научных обобщений, несомненный
для нас высокий интерес, который она вызовет у читателей. Работа носит
междисциплинарный характер и в силу этого будет интересна не только
специалистам в области государственного управления и юристам (на кого она в
первую очередь и была рассчитана), но также экономистам, политологам, менеджерам,
историкам, социологам, специалистам в сфере нацбезопасности, а также всем тем,
кто интересуется указанным кругом вопросов.

Кузнецов
Михаил Николаевич
,
доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского и трудового права РУДН,
профессор, почетный работник высшего профессионального образования

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки саут цм е0410
  • Ошибки самодиагностики субару форестер
  • Ошибки сауо дтвс ошибка
  • Ошибки самодиагностики рено лагуна 2
  • Ошибки сат с15