Видеоразбор книги
С. 28. Премьер-министр в государстве Л., являющемся парламентской республикой, стремится осуществить радикальные преобразования общественного устройства. Для этого он воздействует на людей силой слова, ораторским искусством, что, в свою очередь, формирует эмоциональную веру в экстраординарные качества своего руководителя и в его идеи. Выберите из приведённого списка характеристики этого политического лидерства и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) теоретическое;
2) харизматическое;
3) агитационное;
4) консервативное;
5) традиционное;
6) реформаторское.
Верный ответ по версии автора: 2 3 6.
Правильный ответ с пояснениями
Второй вариант ответа понятен. В традиционной, изучаемой в школе, типологии лидерства, действительно, есть харизматическое (наряду с традиционным и легальным). Шестой вариант ещё как-то понятен — в условии задачи сказано, что лидер нацелен на реформы. Но вот агитационное лидерство — из задачи не ясно однозначно. То, что лидер силой слова, ораторским искусством привлекает на свою сторону людей, не значит, что он проводит агитацию. Да, в классификации Г. Лассуэлла есть агитационное лидерство, но школьники его не изучают! Кроме того, в задании в любом случае нет однозначного указания на агитационное лидерство! Верные ответы: 2 6.
С.41. Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы.
Функции рынка
Наименование функции | Её сущность |
Информационная | Предоставление информации о размерах того или иного производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары |
… | Осуществление «перетекания» капиталов из менее выгодных отраслей производства с пониженными ценами в более прибыльные отрасли с повы шенными ценами |
Верный ответ по версии автора: регулирующая.
Правильный ответ с пояснениями
Регулирующая — как один из вариантов ответа подходит. Но у функции нет точного названия! Можно ещё и «регулятивная». Сущность этой функции намного щуре, чем написал в таблице автор. Это один из примеров её проявления.
С.49. Запишите слово, пропущенное в схеме. Потребности человека: биологические (органические, материальные), …, духовные (идеальные, познавательные).
Верный ответ по версии автора: социальные.
Правильный ответ с пояснениями
Как один из вариантов ответа «социальные» — верно. Но есть разные классификации потребностей. Например, изучаемая в школе типология потребностей А. Маслоу. Он выделяет не только биологические, социальные, духовные, но и экзистенциальные, престижные. А если учащийся напишет их? Задание попросту некорректно сформулировано.
С. 52-53. Важнейшей тенденцией политического процесса в государстве К. стало выдвижение в провинциях влиятельного слоя интеллектуальных, культурных лидеров, носителей местного, национального самосознания. Это, прежде всего, молодые и способные лидеры, которые вошли в местные органы управления через систему выборов, позволяющую открыть доступ к власти людям, обладающим особыми личными качествами, профессионально грамотным. Выберите из приведённого списка характеристики этой политической элиты и запи шите цифры, под которыми они указаны. 1) открытая 2) высшая 3) этническая 4) региональная 5) закрытая 6) неправящая.
Верный ответ по версии автора: 1 3 4.
Правильный ответ с пояснениями
Первый вариант понятен — в задании прямо сказано, что элита открыта и допускает вливание в неё новых лидеров через систему выборов. Эта элита региональная — четвёртый вариант тоже верен. Но почему она этническая? То, что она является носителем национального сознания, не значит, что она этническая! Нация понимается по-разному — как высшая ступень развития этноса и как согражданство. В задании нет указания, что эта элита формируется из представителей местных этносов. Верный ответ: 1 4
С. 57. Запишите слово, пропущенное в таблице. Типы семей
Наименование типа | Его сущность |
Демократическая | Убеждение, самовоспитание, сотрудничество детей и родителей являются основой воспитания |
Либеральная | Интересы индивида в семье ставятся выше интересов других людей и общества в целом |
… | Признание авторитета главы семьи, безоговорочное выполнение его требований, принудительные меры воздействия |
Верный ответ по версии автора: авторитарная.
Правильный ответ с пояснениями
Авторитарная — ответ правильный. Но под описание подходит и патриархальная семья. В ней так же признаётся авторитет семьи, безоговорочно выполняются его требования. Автору надо бы уточнить, по каким критериям здесь проводится классификация семей.
С. 59. В стране Б. производитель продукта обладает ограниченной монопольной властью вследствие производства уникального в глазах потребителей изделия, отличающего его от других изготовителей продуктов на данном рынке. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что в этой стране существует рынок монополистической конкуренции? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Функционирует несколько фирм.
2) Имеют место существенные препятствия вхождения в отрасль.
3) Существует некоторый контроль над ценой, но в узких рамках.
4) Производятся разные изделия сходного назначения.
5) Действует в лёгкой промышленности.
6) Распространяется в сфере железнодорожных перевозок
Верный ответ по версии автора: 3 4 5.
Правильный ответ с пояснениями
Третий и четвёртый варианты — правильно. На рынке монополистической конкуренции производятся и продаются товары, сходные по своим характеристикам. Но конкуренция ограничена, и контроль над ценой со стороны крупных производителей есть, хотя и ограниченный. Но вот с пятым вариантом проблемы: в сфере лёгкой промышленности могут быть и конкурентные, и олигополистические, и другие типы рынков. А почему не может быть рынка монополистической конкуренции в сфере железнодорожных перевозок (см. шестой вариант)? Верный ответ: 3 4.
С. 65. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание). Смешанный банк, частный банк, акционерный банк, муниципальный банк, коммерческий банк.
Верный ответ по версии автора: коммерческий банк.
Правильный ответ с пояснениями
Коммерческий банк — да, подходит как вариант ответа. Но вот что такое смешанный банк? Что имеет ввиду под ним автор? Банк, частично принадлежащий государству, а частично частным лицам? Так он всё равно коммерческий! Например, Сбербанк. Более 50 процентов акций принадлежит государству, но юридически он считается коммерческим. Автору надо бы поаккуратнее использовать слова в заданиях.
С. 73. Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы. Способы разрешения социальных конфликтов
Наименование способа | Его сущность |
Компромисс | Решение проблемы через взаимные уступки |
… | Обращение к наделённому специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы |
Верный ответ по версии автора: арбитраж.
Правильный ответ с пояснениями
Как один из вариантов ответа арбитраж — верно. Хотя арбитраж понимается значительно более широко — привлечение любой третьей стороны, авторитетной для спорящих. Это не обязательно орган власти! Иначе можно подумать, что автор здесь имеет ввиду суд. Суд тоже может быть способом решения конфликта. При этом он наделён властными полномочиями.
Данная книга – учебное пособие для быстрой и эффективной подготовки выпускников основной школы к государственной (итоговой) аттестации (ГИА) по обществознанию, которое по своему содержанию соответствует государственному стандарту основного общего образования по предмету. Пособие призвано оказать помощь в систематизации, углублении и обобщении знаний по содержательному блоку курса обществознания «Экономическая сфера жизни общества».
Представленный в первой части пособия экспресскурс, раскрывающий содержание этого блока, адекватен кодификатору элементов содержания по обществознанию, проверяемых в рамках ГИА.
В процессе подготовки к ГИА по обществознанию очень важно преобразовать содержание материала в более доступное для восприятия, выявить самые существенные признаки социальных объектов и явлений, раскрыть сущность обществоведческих понятий, наиболее типичных и существенных черт современного общества, форм и направлений его развития. Инструментом осуществления этой задачи выступают структурно-логические схемы и таблицы, компактно раскрывающие самые значимые вопросы обществоведческого курса основной школы и способствующие пониманию и глубокому усвоению материала.
Вторая часть пособия включает вариативные тренировочные задания по подготовке к ГИА по обществознанию. Эти задания соответствуют контрольным измерительным материалам (КИМам), на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ГИА по обществознанию.
Структура экзаменационной работы по обществознанию
Тренировочные задания нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках выполнения экзаменационной работы по обществознанию:
– распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;
– определять понятие, социальное явление на основе его существенного признака, предложенной характеристики;
– распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;
– сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
– приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами;
– осуществлять поиск социальной информации в различных источниках;
– оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
– анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
– применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
– применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
– формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
– оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
Выполнение тренировочных заданий позволит проверить ваши знания, умения, способности, что даст возможность более объективно оценить уровень своей обществоведческой подготовки по содержательному блоку «Экономическая сфера жизни общества».
В конце пособия представлены ответы на все предложенные задания . Сверяйте ваш вариант ответа с эталоном. При несовпадении вашего ответа с ответом, данном в пособии, повторно обратитесь к содержанию задания и постарайтесь понять, в чем состоит ваша ошибка.
Для удовлетворения всех многообразных потребностей человек вынужден вступать в «деловые отношения» с другими людьми. Чтобы удовлетворить собственную потребность, человек предлагает в обмен что-то свое для других. Иными словами, удовлетворить свою потребность каждый может лишь после того, как он удовлетворил чью-то чужую потребность.
Получив в результате обмена на рынке желаемое, человек осуществляет непосредственное потребление, которое на время удовлетворяет его и порождает новые потребности. Удовлетворение одной потребности приводит к формированию новой. Потребности человека безграничны и все время растут. Их рост постоянно развивает производство. Ведь только то необходимо производить, в чем нуждается человек. С другой стороны, развитие производства, технологические изменения в обществе не только расширяют круг желаний и предпочтений человека, но и изменяют структуру его потребностей.
Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ
Петр Баранов, Сергей Шевченко, Александр Воронцов
(Пока оценок нет)
Название: Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ
Автор: Петр Баранов, Сергей Шевченко, Александр Воронцов
Год: 2009
Жанр: Справочная литература: прочее, Справочники
О книге «Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ» Петр Баранов, Сергей Шевченко, Александр Воронцов
В справочнике, адресованном выпускникам и абитуриентам, в полном объеме дан материал курса «Обществознание», который проверяется на едином государственном экзамене.
Структура книги соответствует кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены экзаменационные задания – контрольно-измерительные материалы ЕГЭ.
В справочнике представлены следующие разделы курса: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право».
Краткая и наглядная – в виде схем и таблиц – форма изложения обеспечивает максимальную эффективность подготовки к экзамену. Образцы заданий и ответы к ним, завершающие каждую тему, помогут объективно оценить уровень знаний.
На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ» Петр Баранов, Сергей Шевченко, Александр Воронцов в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.
П. А. Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко
Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ
Предисловие
Справочник включает материал школьного курса «Обществознание», который проверяется на едином государственном экзамене. Структура книги соответствует Стандарту среднего (полного) образования по предмету, на основе которого составлены экзаменационные задания – контрольно-измерительные материалы (КИМы) ЕГЭ.
В справочнике представлены следующие разделы курса: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право», которые составляют ядро содержания общественного образования, проверяемого в рамках ЕГЭ. Это усиливает практическую направленность книги.
Компактная и наглядная форма изложения, большое количество схем и таблиц способствует лучшему пониманию и запоминанию теоретического материала.
В процессе подготовки к экзамену по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Поэтому после каждой темы представлены варианты заданий с ответами и комментариями. Данные задания призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ:
– распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;
– сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
– соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;
– оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
– анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);
– распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;
– устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
– применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
– различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
– называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
– перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т. п.;
– раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;
– применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
– осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
– формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
Это позволит преодолеть определенный психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания.
Раздел 1. Общество
Тема 1. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества
Сложность определения понятия «общество» связано в первую очередь с его предельной обобщенностью, а кроме того, с огромной многозначительностью. Это обусловило наличие множества определений данного понятия.
Понятие «общество»
в широком смысле слова можно определить как обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей.
Общество в узком смысле слова – это:
– круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения
(например, общество нумизматов, дворянское собрание);
– отдельное конкретное общество, страна, государство, регион
(например, современное российское общество, французское общество);
– исторический этап в развитии человечества
(например, феодальное общество, капиталистическое общество);
П.А. Баранов А.В. Воронцов С.В. Шевченко
Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ
Предисловие
Справочник включает материал школьного курса «Обществознание», который проверяется на едином государственном экзамене. Структура книги соответствует Стандарту среднего (полного) образования по предмету, на основе которого составлены экзаменационные задания – контрольно-измерительные материалы (КИМы) ЕГЭ.
В справочнике представлены следующие разделы курса: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право», которые составляют ядро содержания общественного образования, проверяемого в рамках ЕГЭ. Это усиливает практическую направленность книги.
Компактная и наглядная форма изложения, большое количество схем и таблиц способствует лучшему пониманию и запоминанию теоретического материала.
В процессе подготовки к экзамену по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Поэтому после каждой темы представлены варианты заданий с ответами и комментариями. Данные задания призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ:
– распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;
– сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
– соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;
– оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
– анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);
– распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;
– устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
– применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
– различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
– называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
– перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т. п.;
– раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;
– применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
– осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
– формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
Это позволит преодолеть определенный психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания.
Раздел 1. Общество
Тема 1. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества
Сложность определения понятия «общество» связано в первую очередь с его предельной обобщенностью, а кроме того, с огромной многозначительностью. Это обусловило наличие множества определений данного понятия.
Понятие «общество»
в широком смысле слова можно определить как обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей.
Общество в узком смысле слова – это:
– круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения
(например, общество нумизматов, дворянское собрание);
– отдельное конкретное общество, страна, государство, регион
(например, современное российское общество, французское общество);
– исторический этап в развитии человечества
(например, феодальное общество, капиталистическое общество);
– человечество в целом
.
Общество – продукт совокупной деятельности множества людей. Человеческая деятельность есть способ существования или бытия общества. Общество вырастает из самого жизненного процесса, из обычной и повседневной деятельности людей. Не случайно латинское слово socio означает соединять, объединять, затевать совместный труд. Вне непосредственного и опосредованного взаимодействия людей общество не существует.
Как способ существования людей общество должно выполнять набор определенных функций
:
– производство материальных благ и услуг;
– распределение продуктов труда (деятельности);
– регламентация и управление деятельностью и поведением;
– воспроизводство и социализация человека;
– духовное производство и регулирование активности людей.
Сущность общества кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество есть совокупность общественных отношений.
Общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система
, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность
.
При этом система
определяется как комплекс взаимодействующих элементов
. В свою очередь, элементом
называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании
.
Основные принципы системы
: целое не сводимо к сумме частей; целое порождает черты, свойства, выходящие за пределы отдельных элементов; структуру системы образует взаимосвязь ее отдельных элементов, подсистем; элементы, в свою очередь, могут иметь сложное строение и выступать системами; существует взаимосвязь системы и среды.
Соответственно, общество – это сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система
, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения
.
Для анализа сложноорганизованных систем, подобных обществу, выработано понятие «подсистема». Подсистемами
называют промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система
.
Определенные группы общественных отношений образуют подсистемы. Основными подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни основные сферы общественной жизни
.
Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека
.
Деление на четыре сферы общественной жизни условно. Можно назвать и другие сферы: наука, художественно-творческая деятельность, расовые, этнические, национальные отношения. Однако именно эти четыре сферы традиционно выделяются как наиболее общие и значимые.
Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами
:
1. Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем
. Это не механическая сумма индивидов, а целостная система, имеющая сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы связаны соподчиненными отношениями.
2. Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне– и надиндивидуальных форм, связей и отношений
, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Эти «невидимые» социальные связи и отношения даны людям в их языке, различных поступках, программах деятельности, общении и т. п., без чего люди не могут вместе существовать. Общество интегрировано по своей сути и должно рассматриваться в целом, в совокупности отдельных образующих его компонентов.
3. Обществу присуща самодостаточность
, т. е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общество характеризуется в данном случае как целостный единый организм, в котором тесно переплетены различные социальные группы, самые разнообразные виды деятельности, обеспечивающие жизненно необходимые условия существования.
Предисловие |
|
Р а з д е л I |
|
РОЛЬ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ В ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ |
|
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ |
|
Р а з д е л II |
|
ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. . . . . . |
|
ЕГЭ по обществознанию: основная цель, |
|
форма проведения, объекты проверки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|
Характеристика заданий экзаменационной работы |
|
по обществознанию и алгоритмы их выполнения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|
Р а з д е л III |
|
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ |
|
1. Человек и общество |
|
1.1. Природное и общественное в человеке (человек |
|
как результат биологической и социокультурной эволюции) . . . . . |
|
1.2. Мировоззрение, его виды и формы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|
1.3. Виды знаний. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|
1.4. Понятие истины, её критерии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|
1.5. Мышление и деятельность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|
1.6. Потребности и интересы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|
1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. . . . . |
|
1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы. . . . . |
|
1.9. Основные институты общества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|
1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. . . . . . |
|
1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. |
|
Естественные и социально@гуманитарные науки. . . . . . . . . . . . . . . |
|
1.12. Образование, его значимость для личности и общества. . . . |
|
1.13. Религия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|
1.14. Искусство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|
1.15. Мораль. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|
1.16. Понятие общественного прогресса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|
1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ) 105 |
|
1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы) . . . . . . . . . . . . . . . . |
109 113 . 128 2. Экономика
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
Тематические элементы содержания: краткая характеристика. . . . . . . . 133 2.1. Экономика и экономическая наука. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133 2.2. Факторы производства и факторные доходы. . . . . . . . . . . . . . . . 135 2.3. Экономические системы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137 2.4. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. . . . . . . . . 139 2.5. Постоянные и переменные затраты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146 2.6. Финансовые институты. Банковская система. . . . . . . . . . . . . . . 147 2.7. Основные источники финансирования бизнеса. . . . . . . . . . . . . . 151 2.8. Ценные бумаги. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152 2.9. Рынок труда. Безработица. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153 2.10. Виды, причины и последствия инфляции. . . . . . . . . . . . . . . . . . 158 2.11. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. . . . . . . . . . . . 160 2.12. Роль государства в экономике. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163 2.13. Налоги. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167 2.14. Государственный бюджет. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171 2.15. Мировая экономика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173 2.16. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. . . . . . . . . . . . . . . 177
Обобщаем и систематизируем: вопросы и задания на повторение. . . . . 181 Примеры тематических заданий и алгоритмы их выполнения. . . . . . . . . 185 Применяем знания и умения: учебно@тренировочные задания. . . . . . . . . 209 3. Социальные отношения
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215
Тематические элементы содержания: краткая характеристика. . . . . . . . |
|
3.1. Социальная стратификация и мобильность. . . . . . . . . . . . . . . . . |
|
3.2. Социальные группы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|
3.3. Молодёжь как социальная группа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|
3.4. Этнические общности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|
3.5. Межнациональные отношения, |
|
этносоциальные конфликты, пути их разрешения. . . . . . . . . . . . . . . |
|
3.6. Конституционные принципы (основы) |
|
национальной политики в Российской Федерации. . . . . . . . . . . . . . . |
|
3.7. Социальный конфликт и пути его разрешения. . . . . . . . . . . . . . |
|
3.8. Виды социальных норм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|
3.9. Социальный контроль. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|
3.10. Свобода и ответственность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|
3.11. Отклоняющееся поведение и его типы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|
3.12. Социальная роль. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|
3.13. Социализация индивида. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|
3.14. Семья и брак. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
Обобщаем и систематизируем: вопросы и задания на повторение. . . . . |
|
Примеры тематических заданий и алгоритмы их выполнения. . . . . . . . . |
|
Применяем знания и умения: учебно@тренировочные задания. . . . . . . . |
|
4. Политика |
|
Тематические элементы содержания: краткая характеристика. . . . . . . |
|
4.1. Понятие власти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|
4.2. Государство, его функции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|
4.3. Политическая система. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|
4.4. Типология политических режимов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|
4.5. Демократия, её основные ценности и признаки. . . . . . . . . . . . |
|
4.6. Гражданское общество и государство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|
4.7. Политическая элита. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|
4.8. Политические партии и движения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|
4.9. Средства массовой информации |
|
в политической системе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|
4.10. Избирательная кампания в РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|
4.11. Политический процесс. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|
4.12. Политическое участие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|
4.13. Политическое лидерство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|
4.14. Органы государственной власти РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|
4.15. Федеративное устройство России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|
Обобщаем и систематизируем: вопросы и задания на повторение. . . . . |
|
Примеры тематических заданий и алгоритмы их выполнения. . . . . . . . . |
|
Применяем знания и умения: учебно@тренировочные задания. . . . . . . . |
|
5. Право |
|
Тематические элементы содержания: краткая характеристика. . . . . . . |
|
5.1. Право в системе социальных норм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|
5.2. Система российского права. |
|
Законотворческий процесс в РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|
5.3. Понятие и виды юридической ответственности. . . . . . . . . . . . . |
|
5.4. Конституция Российской Федерации. |
|
Основы конституционного строя РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|
5.5. Законодательство РФ о выборах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|
5.6. Субъекты гражданского права. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|
5.7. Организационно@правовые формы |
|
и правовой режим предпринимательской деятельности. . . . . . . . . . |
|
5.8. Имущественные и неимущественные права. . . . . . . . . . . . . . . . |
|
5.9. Порядок приёма на работу. Порядок заключения |
|
и расторжения трудового договора. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|
5.10. Правовое регулирование отношений супругов. |
|
Порядок и условия заключения и расторжения брака. . . . . . . . . . . |
|
5.11. Особенности административной юрисдикции. . . . . . . . . . . . . |
|
5.12. Право на благоприятную окружающую среду |
|
и способы его защиты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
5.13. Международное гуманитарное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени). . . . 382
5.14. Споры и порядок их рассмотрения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 385 5.15. Основные правила и принципы гражданского процесса. . . . . 387 5.16. Особенности уголовного процесса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 391 5.17. Гражданство РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 396 5.18. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 399
5.19. Права и обязанности налогоплательщика. . . . . . . . . . . . . . . . . 402 5.20. Правоохранительные органы. Судебная система. . . . . . . . . . . 405 Обобщаем и систематизируем: вопросы и задания на повторение. . . . . 409 Примеры тематических заданий и алгоритмы их выполнения. . . . . . . . . 413 Применяем знания и умения: учебно@тренировочные задания. . . . . . . . . 431
Р а з д е л IV
ПРОВЕРИМ СВОЮ ГОТОВНОСТЬ К ЕГЭ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 436
Тренировочный вариант экзаменационной работы по обществознанию. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 436
Подведём итоги. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 449
Ответы |
Применяем знания и умения: учебно@тренировочные задания. . . . . . . . . 452 1. Человек и общество. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 452 2. Экономика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 454 3. Социальные отношения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 456 4. Политика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 458 5. Право. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 461 Система оценивания тренировочного варианта экзаменационной работы по обществознанию. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 464
Литература |
Предисловие
Данное учебное пособие — это не обычный учебник по курсу обществознания для средней школы, а руководство по подготовке к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по общество@ знанию.
Структура пособия обусловлена задачами быстрой и качествен@ ной подготовки к ЕГЭ и состоит из четырёх разделов: «Роль учебно@ го пособия в подготовке к ЕГЭ по обществознанию», «ЕГЭ по об@ ществознанию: общая характеристика», «Содержательные блоки@ модули, проверяемые на ЕГЭ по обществознанию», «Проверим свою готовность к ЕГЭ». Эти разделы, с одной стороны, логически связаны между собой, что позволяет организовать процесс подго@ товки к ЕГЭ более продуктивно, а с другой — являются в опреде@ лённой степени автономными, самоценными, что расширяет грани@ цы возможного использования учебного пособия в целом с учётом образовательных потребностей экзаменуемых.
Раздел I «Роль учебного пособия в подготовке к ЕГЭ по обще@ ствознанию» — вводный, а поэтому отличается небольшим объё@ мом. Он раскрывает ряд подходов к организации процесса подготов@ ки к ЕГЭ, основываясь на учебных возможностях и индивидуальных особенностях экзаменуемого, что повышает образовательный по@ тенциал данной учебной книги.
Раздел II «ЕГЭ по обществознанию: общая характеристика» включает два подраздела — «ЕГЭ по обществознанию: основная цель, форма проведения, объекты проверки», «Характеристика за@ даний экзаменационной работы по обществознанию и алгоритмы их выполнения». В первом подразделе представлены особенности ЕГЭ по обществознанию, его основные преимущества перед другими фор@ мами итоговой аттестации выпускников, ведущие принципы отбора объектов проверки, структура экзаменационной работы по обще@ ствознанию, основные принципы отбора типов заданий. Это позво@ ляет ознакомить экзаменуемого с сущностью ЕГЭ по обществозна@ нию. Второй подраздел посвящён общей характеристике заданий, составляющих экзаменационную работу и расположенных в соответ@ ствии с её структурными частями. Подраздел включает спецификацию каждого экзаменационного задания (его содержание, уровень слож@ ности, умения, проверяемые заданием, разновидности задания, вре@
мя, отводимое на его выполнение, оценивание качества выполнения задания), дающую возможность сформировать у экзаменуемого пол@ ное представление о содержательном своеобразии заданий. Ценным является то, что наряду со спецификацией к каждому заданию пред@ лагается алгоритм его выполнения, что усиливает практическую на@ правленность учебного пособия, вооружая экзаменуемого техноло@ гией работы с заданиями разных типов, используемых в рамках ЕГЭ.
Раздел III «Содержательные блоки@модули, проверяемые на ЕГЭ по обществознанию» состоит из пяти таких блоков@модулей: 1. «Человек и общество», 2. «Экономика», 3. «Социальные отно@ шения»», 4. Политика», 5. «Право», каждый из которых включает четыре подраздела — «Тематические элементы содержания: крат@ кая характеристика», «Обобщаем и систематизируем: вопросы и за@ дания на повторение», «Примеры тематических заданий и алгорит@ мы их выполнения», «Применяем знания и умения: учебно@трениро@ вочные задания». Данный раздел объединяет теоретический материал, на основании которого составляются экзаменационные задания, и информацию, связанную с технологией их выполнения в контексте содержания того или иного блока@модуля.
В первых подразделах тематические элементы содержания пяти блоков@модулей представлены в сжатой, компактной и наглядной форме — как правило, в виде структурно@логических схем и таблиц, что позволяет отразить суть самых значимых вопросов обществовед@ ческого курса, а также помогает лучше понять и усвоить материал. Для того чтобы экзаменуемый мог осознать объём учебного матери@ ала, составляющего содержание того или иного тематического эле@ мента, каждый из них открывается перечнем основных понятий. Этот перечень можно использовать в качестве ориентира при после@ дующем изучении материала, а также для закрепления знания ос@ новных обществоведческих понятий. Вопросы и задания, включён@ ные в подразделы «Обобщаем и систематизируем: вопросы и зада@ ния на повторение», помогут определить, насколько полно и глубоко экзаменуемый овладел тематическими элементами содержания. Тре@ тьи и четвёртые подразделы ориентированы на освоение экзаменуе@ мым приёмов выполнения заданий разных типов применительно к пяти содержательным блокам@модулям. Рядом с обозначением ти@ пов тематических заданий и порядковыми номерами учебно@трени@ ровочных заданий указаны коды тематических элементов содержа@ ния, на проверку которых нацелены данные задания. Это позволяет экзаменуемому в процессе работы над ними, при необходимости, предметно обращаться к соответствующему тематическому элемен@
Раздел IV «Проверим свою готовность к ЕГЭ» состоит из двух подразделов — «Тренировочный вариант экзаменационной работы по обществознанию», «Подведём итоги», которые направлены на самостоятельное определение экзаменуемым уровня своей обще@ ствоведческой подготовки. Так, первый подраздел нацелен на фор@ мирование у экзаменуемого целостного представления о структур@ ных компонентах экзаменационной работы, логике построения зада@ ний, которые её составляют, их количестве, уровне сложности и особенностях решения. Результаты выполнения тренировочного ва@ рианта экзаменационной работы по обществознанию позволят ре@ ально выявить, насколько хорошо экзаменуемый владеет общество@ ведческим материалом, ведущими умениями, проверяемыми на ЕГЭ. Заполнение анкеты, помещённой в подразделе «Подведём итоги», даст возможность экзаменуемому оценить свой общий уровень готовности к сдаче ЕГЭ по обществознанию (владение знаниями, умениями, способами деятельности).
При работе с учебным пособием следует обращать внимание на имеющиеся в тексте врезки, актуализирующие представленные по@ ложения: «Совет», «Напоминаем», которые, являясь достаточно автономными, детализируют, либо дополняют и углубляют основное содержание материала, а также включают важные рекомендации. Стрелки (), используемые в тексте пособия, прежде всего в схе@ мах, обозначают причинно@следственные связи между блоками информации, как правило, следующую зависимость: причины, пред@ посылки — последствия, итоги тех или иных социальных фактов, явлений, процессов. Целесообразно помнить о сносках, которые не только конкретизируют учебный материал, но и служат ориентиром при работе с отдельными тематическими элементами содержания блоков@модулей, акцентируя внимание на ранее изученных содержа@ тельных единицах.
В конце пособия представлены ответы на все приведённые учеб@ но@тренировочные задания к содержательным блокам@модулям и за@ дания, включённые в тренировочный вариант экзаменационной ра@ боты по обществознанию. Это даёт возможность экзаменуемому сверить свой ответ с эталоном, что будет способствовать повыше@ нию эффективности подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
Учебное пособие может быть использовано в двух форматах:
Самостоятельная системная подготовка к ЕГЭ по обществоз@ нанию с опорой на все его разделы;
Тяжело поверить, что ЕГЭ уже позади, а вместе с ним и страхи, переживания, томительные и порою скучные часы подготовки. Оглядываясь назад, я вспоминаю, как сама год назад читала сочинения ребят, сдавших ЕГЭ, и мечтала о высоких баллах. Мои мечты сбылись, поэтому я решила написать свою историю сдачи ЕГЭ.
Итак, во-первых, спешу успокоить тех, кто думает, что от ЕГЭ зависит ваша будущая жизнь. Как бы не так. Даже если вы завалите, то Земля не остановится. Вы можете пойти в колледж, армию или взять год отпуска и подготовиться ещё лучше. Во-вторых, не откладывайте подготовку. Хотите высокие баллы? Дочитывайте моё сочинение, закрывайте Вконтакте и бегом готовиться. В-третьих, усиленная подготовка это, конечно, хорошо, но вам же нужно ещё и выжить. Поэтому не забывайте про отдых, общение с друзьями, спорт и другие хобби. Так вы останетесь счастливым и здоровым человеком.
Теперь конкретно про подготовку. Я решила стать юристом, поэтому сдавала русский, базу, общество и историю. С 10 класса я начала мечтать о ВШЭ и выбрала ещё и английский.
Первое испытание на вашем пути — итоговое сочинение. Основной совет такой: читайте книги и не переживайте. Если вы хоть немного знаете что-нибудь из литературы и не допускаете ошибок в каждом слове, то вы обязательно напишете это сочинение. На самом сочинении выберете понравившуюся тему, составьте план вашего шедевра и спокойно пишите.
Далее у меня была базовая математика. Пожалуй, единственный предмет, который не требует скрупулёзной подготовки. Мне хватило школьных уроков, а также прорешиваний сборников Лаппо (сложнее, чем реальный экзамен) и Ященко (примерно уровень ЕГЭ). Перед экзаменом я прорешала все возможные варианты 20 и 13 заданий (с ними у меня иногда были проблемы). В день самого экзамена меня, признаюсь, потрясывало. Больше не из-за того, что могу завалить, а от незнакомой процедуры проведения ЕГЭ. Отсюда вытекает следующий совет: не бойтесь металлоискателей, камер, наблюдателей. Во время самого экзамена вы их даже не заметите, всё будет О’Кей. В итоге, по базе у меня 5, правильно 19 заданий из 20.
Следующее препятствие — обществознание. Начну с истоков. В школе у нас просто ужасный учитель истории и общества, поэтому мне ничего не оставалось кроме того, как нанять репетитора в 10 классе. На первом же занятии она дала мне задания ЕГЭ. Пока я решала, было видно, как приливает кровь к моим щекам и я медленно, но верно от стыда превращаюсь в помидор. Теперь вы понимаете мой начальный уровень знаний. Вся подготовка базировалась на справочнике Баранова. Дополнительно я читала учебники Боголюбова, Липсица по экономике, Никитина по праву (в конце 11 класса перешла на учебник «Основы права» от Марченко). По политике многие советуют Мельвиля. Советую постоянно проверять сайт ru.coursera.org. Там я нашла курс от ВШЭ «Экономика для неэкономистов». Эта часть обществознания всегда мне не покорялась, но после курсов я даже вышла за пределы ЕГЭ. Что касается практики, то ваши друзья — сайты «РешуЕГЭ» и «Незнайка», книги от Котовой и Лисковой. Другой совет: пишите эссе, планы, запоминайте, как делать вторую часть. За несколько дней до экзамена я начала всё повторять. Тупо понемногу читала Баранова. И вот, подготовка осталась позади и пришёл час Х. Я жутко волновалась. Ночью спала и понимала, что мой мозг работает и судорожно и безуспешно пытается вспомнить функции разных социальных институтов. Вытянув конверт с заданиями и открыв его, я выдохнула с облегчением. Не было ничего того, что я не знала. Ушла с экзамена с уверенностью в том, что у меня 1 ошибка в тестовой части (меня преследует злой рок одной ошибки в первой части), потеряно 2 балла в 24 задании и на этом всё. Пришёл результат: 92 балла. Прыгала до потолка, но потом увидела, что мне снизили 1 балл за план и 2 за эссе, при этом вся остальная вторая часть идеальная. Решение пришло мгновенно: срочно на апелляцию. Стоит ли говорить, как меня запугивали АБСОЛЮТНО ВСЕ знакомые и незнакомые, что мне снимут баллы. Однако мне подняли. В итоге, 94 балла (1 балл добавили за план). Совет: не бойтесь апелляции, боритесь за свои баллы, если понимаете, что вы их достойны. Обществом довольна на 100%.
Пришло время русского. До 11 класса я была в полной уверенности, что экзамен я сдам на 100 без всяких репетиторов, но потом я поняла, что не умею писать сочинение. В октябре я начала заниматься. Честно, мне хотелось убить своего репетитора: она чехвостила меня за любую ошибку в сочинении, нагружала сложными текстами, орала диким воплем на всю гимназию, где мы занимались, грозилась отшлёпать меня кактусом, стучала кулаками по столу. Не поверите, но я жутко благодарна ей за это. Кроме занятий с репетитором, я использовала фипишную книжку Цыбулько, сайт РешуЕГЭ и пособие с правилами Драбкиной. На экзамене я сделала 2 ошибки в первой части, причём об ошибке в 24 задании я узнала сразу при выходе из аудитории и 1 балл потеряла в сочинении за несоблюдение языковых норм по своей же глупости. Увидев результат, 93 балла, я рыдала весь день, проклинала себя за халатное отношение к первой части. Советую вам нарешивать её как можно больше. К этой истории также прикреплю собственный банк аргументов и алгоритм написания сочинения от моего репетитора.
bank.docx
algoritm.docx
Теперь английский. Моё горе и моя радость. Подготовка к экзамену проходила под чутким руководством репетитора, которая преподаёт в университете. Настоятельно советую найти хорошего репетитора. Почему? Во-первых, контроль. Во-вторых, он будет давать необходимый материал и объяснять его. В-третьих, он будет проверять все ваши работы и указывать на ошибки. В-четвёртых, будет здорово, если вы будете разговаривать с ним только на английском (как я делала со своей). Это очень хорошая постоянная практика языка. Теперь конкретно про подготовку. Я начала заниматься в апреле, когда я ещё была в 10 классе. Всю весну и лето я посвятила изучению языка, а не подготовке к ЕГЭ ибо сдать ЕГЭ можно только зная язык. Советы:
1) заведите тетрадку, в которую будете записывать все новые слова и заучивайте их. Просите репетитора проверять, как вы выучили слова. За 1,5 года я заполнила 1,5 тетрадки (96 листов). Представляете, как много слов я выучила?
2) Язык — это практика. Делайте как можно больше разных заданий: чтение, грамматика, лексика, говорение, письмо. Всё-всё-всё. Мне очень помогли книги: Focus on RNE, English Grammar in use, книги Заниной и просто находка для задания со словообразованием книга «Английское словообразование» от С.Н. Шидловской.
3) Можете попробовать поготовиться к олимпиадам. Я посвятила этому 2 месяца. Как результат, я стала победителем школьного и муниципального этапа всеросса, призёром на регионе, прошла на заключительный этап олимпиады МГУ «Ломоносов». После всех этих испытаний ЕГЭ показался проще пареной репы;
4) Используйте разные интернет-источники для подготовки. Так интереснее. Лингволео, EngVid.com, ororo.tv/ru, bbc.co.uk/learningenglish и другие.
5) Смотрите фильмы и читай книги на английском. По-моему, это самый классический совет.
6) Как только почувствовали, что хорошо подучили язык, беритесь за задания ЕГЭ. Я использовала сборники Фоменко, Вербицкой, Прохоровой, Ермолаевой и самое хардовый это Малколм+Вербицкая.
Из словарей рекомендую оксофордский и мультитран. С английским я действительно намучалась, сидя каждый вторник и субботу до двух-трёх часов ночи, но оно того стоило. Я набрала 99 баллов. Трудно описать свои эмоции, потому что рассчитывала на 85. Минуты три я смотрела в экран, думая, что у меня двоится в глазах цифра 9, потом я снова рыдала, но уже от счастья.
Ну и история, на которую, как я поняла уже после экзамена, я успешно забила. Также занималась с репетитором. Читала учебники Орлова и Керова (просто находка из находок), справочник Баранова, Орлова в таблицах и схемах, пособие Пазина по культуре, решала тематические тесты. Сам экзамен прошёл в штатном режиме: снова сделала вроде бы только одну ошибку в первой части: написала «БелАрусская». Да, я тупая. Но… Этот ответ засчитали. Удивительно, но я получила 93 балла, хотя рассчитывала на 75-80! Полюбите историю, и она полюбит вас взамен.
Это всё. Помните, что ЕГЭ – это лотерея, которую выигрывают самые уверенные. Поэтому верьте в себя, дерзайте, мечтайте, ставьте цели и идите к ним. У вас всё получится!
Автор: Алёна Азаревич.
ЕГЭ — бич старшеклассников. К счастью, я уже благополучна прошла этот этап и несказанно рада этому. И поэтому настало время, чтобы поделиться книгами, которые спасли меня во время подготовки к важнейшему в жизни школьников испытанию.
Что сдавать я выбрала почти сразу. Тут было все просто: что лучше знаю, то и сдаю. Конечно, выбор пал на обществознание, которое многие вообще считают одним из самых легких предметов (это не правда, не верьте).
Справочник Баранова на первой же консультации, посвященной подготовке к ЕГЭ, посоветовала учительница. Она опытный преподаватель, которая успешно готовила к экзамену по обществознанию ЕГЭ-шное поколение старшеклассников нашей школы на протяжении многих лет. И сомневаться в ее советах мы, конечно не могли.
На тот момент дизайн справочника изменился. И мы получили яркое, жизнерадостное пособие, что никак не вязалось с нудной подготовкой к ЕГЭ. Зато на фотках смотрелся отменно! Видимо поэтому многие девушки любили «готовиться» к общаге по вечерам, оповещая об этом весь Инстаграмм.
Обложка этого фотогеничного справочника была сделано очень качественно. Но странички с самой программой не сильно порадовали: сделаны из серой бумаги, быстро портятся и рвутся, да и вообще не особо эстетичные.
Перейдем к содержанию
Издатели сборника обещают нам:
- Все темы школьного курса — «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право»
- Полное соответствие современному формату экзамена
- Большое количество наглядных схем и таблиц
- Типовые задания частей 1 (А), 2 (В), 3 (С) с развернутыми ответами и комментариями
Сейчас экзамен значительно изменился, но последний пункт до сих пор остается актуальным. А о чем это говорит? О грамотном подходе к составлению учебника.
Учебник вполне оправдывает ожидания и соответствует описаниям на обложке. Очень удобно, когда темы справочника полностью соответствуют кодификатору. Так вы точно ничего не пропустите!
Хотя в том, что вы ничего не пропустите, есть сомнения. Как и любой другой, справочник Баранова не может охватить весь курс обществознания целиком, и в нем встречаются досадные упущение. Поэтому какой хороший учебник ни был бы, гуглить вам все равно придется. Без этого никак.
Та самая учительница, которая посоветовала нам приобрести справочник, позже критиковала его и утверждала, что в нем встречаются ошибки. А значит верить на слово ему не всегда стоит. Лучше проверить информацию в нескольких источниках.
В справочнике все представлено кратко и только с одной стороны. А как мы знаем, в обществознании однозначности нет. Да и некоторая важная информация может и вовсе отсутствовать. Поэтому ребятам, которые углубленно изучают предмет и собираются решать вторую часть, стоит приобрести профильный учебник.
Честно говоря, эти ошибки и недочеты, на которые обращала внимание наша учительница, совершенно не мешали. Учебник не раз спасал во время подготовки, когда нужно было срочно выучить какую-либо конкретную тему. Также он спасал меня во время подготовки к занятиям. Изложение материала строго структурировано, и найти необходимую информацию для выполнения конкретного задания было очень просто.
В конце каждой темы имеются задания, проверяющие пройденный материал. Это очень помогало структурировать знания и выяснить, где еще остались проблемы. Правда, сейчас эти задания несколько устарели. Кроме того, были точные объяснения, как выполнять задания второй части. Объяснение, как писать эссе было очень кстати.
Безусловно, данный справочник я советую всем старшеклассникам, которые сдают ЕГЭ по обществознанию. Он спас меня, спасет и вас.
Эта и ещё 2 книги за 399 ₽
По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 700 ₽ и две книги из специальной подборки. Узнать больше
Оплачивая абонемент, я принимаю условия оплаты и её автоматического продления, указанные в оферте
Отзывы
6
Пособие было отличным в условиях ЕГЭ 6-7 летней давности. На настоящий момент оно – базовый курс, достаточный для подготовки к ЕГЭ на 60-70 баллов. Если нужен балл выше, то этой книги будет мало. Ряд тем раскрыт неполностью, местами наличествуют фактические и грамматические ошибки. Тем не менее рекомендую для ознакомления с программой экзамена, как репетитор по обществознанию всегда советую приобрести всем это пособие.
Данная книга называется -Полный справочник по обществознанию для подготовки к ЕГЭ . Книга разделена на 5 разделов. Они включают в себя темы, которые представлены в кодификаторе элементов содержания экзамена.
Исходный материал выдан в виде таблиц и терминов, и это очень удобно для запоминания и восприятия информации.
Пособие рассчитано на самостоятельную или под руководством учителя или репетитора подготовку школьников и абитуриентов е экзамену.
Тренировочные задания соответствуют современному формату ЕГЭ,но в некоторых заданиях не учтены изменения тестов. Например в 2016 году убрали номера с выбором одного и четырех ответов.
Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что пособие можно использовать для подготовки к ЕГЭ .
И ещё добавлю, что представленному пособию можно поставить положительную оценку.
Книга является одним из лучших пособий для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, однако не лишена и оплошностей. Существуют немногочисленные фактические ошибки в теории. Однако тем не менее пособие поможет как на начальном этапе подготовки, так и после изучения курса для повторения. Таблицы и схемы, несомненно очень хорошо усваиваются. В качестве дополнения рекомендую учебники Боголюбова 10-11 кл. (базовый уровень) и триактив-курс Котовой, Лисковой (10-11 кл.)
Не плохо, доступный язык,
очень хорошо проработаны таблицы. Есть ляпы. Автор считает малый бизнес это только франшиза. Есть и другие неточности.
Книга помогла подготовиться к экзамену на хороший балл! Рекомендую всем выпускникам! Повторить теоретический материал за короткое время, попрактиковать с заданиями!
Книга представляет интерес для тех, кто готовится к экзамену, а так же, для тех, кто к нему готовит. Материал подан в виде схем, таблиц, что облегчает восприятие и запоминание. Теория без лишней «воды», только основные понятия, ключевые определения и моменты в каждой теме. Книга написана понятным языком. В конце каждой темы дается примерное задание к теме. Материал разбит по модулям, что значительно облегчает поиск нужной темы.
В конце пособия представлен достаточно обширный список литературы, который позволит при необходимости углубить знания.
В книге подробно приводятся критерии оценки экзамена по обществознанию. Однако, к сожалению, без учета произошедших изменений в КИМах по обществознанию в 2016 году (хотя год издания книги указан 2016) В конце книги дается тренировочный тест ЕГЭ, однако, опять же, без учета изменений заданий в 2016 году.
В целом пособию поставлю твердую 5 (если не учитывать промах с заданиями) Пособие возможно использовать как для самостоятельной подготовки, так и для подготовки с учителем, репетитором, будет полезно для учителей обществознания не только при подготовке к экзамену, но и при подготовке к урокам.