Спряжение глаголов – одна из базовых и не всегда понятных тем. Любой школьник может запутаться и допустить ошибку во время определения спряжения и записи самого глагола. Для того, чтобы исключить такую вероятность, изучим правила русского языка и раз и навсегда запомним, как спрягаются глаголы.
Что такое глаголы инфинитивы?
Глагол – часть речи, обозначающая действие или состояние действующего лица. Найти глагол в тексте можно по следующим признакам:
- Наличие лица;
- Наличие вида;
- Наличие времени действия (настоящее, прошедшее, будущее);
- Наличие числа (множественное или единственное);
- Наличие рода (мужской, женский или средний);
- Наличие залога;
- Наличие спряжения;
- Возвратность.
Эти признаки позволят не только определить глагол, но и правильно просклонять его в тексте, чтобы он не потерял свой первоначальный смысл.
Как понять, что глагол находится в форме инфинитива?
Инфинитив – неопределённая (или начальная) форма глагола, имеет суффиксы:
Ть | Ти | Чь |
Эти суффиксы также можно определять как окончания. Поэтому ответ на вопрос «какие окончания бывают у глаголов в неопределённой форме» будет содержать ответы «ть, ти и чь».
Такие глаголы будут отвечать на следующие вопросы:
- Что делать?
- Что сделать?
Глагол-инфинитив довольно прост в определении, так как имеет только спряжение и вид. В предложении он может быть как сказуемым, так и подлежащим или второстепенным членом.
Что такое спряжение глагола и как его определить?
Спряжение глагола – это его изменение по лицам и числам, иногда – по временам и родам. Глаголы можно спрягать как в настоящем, так и в будущем времени.
Спряжение делится на следующие типы:
1 спряжение | 2 спряжение |
Определение 1 и 2 спряжения нужно для того, чтобы правильно ставить буквы Е и И в безударных окончаниях глаголов.
Как же понять, какое спряжение у рассматриваемого глагола?
Два самых распространённых способа:
- Обратить внимание на ударное личное окончание глаголов настоящего времени;
- Определить спряжение по суффиксу инфинитива, если глагол имеет безударное окончание.
Разберём этот вопрос подробнее на примере каждого спряжения.
Как определить 1 спряжение и 2 спряжение глаголов?
Определение спряжения глаголов часто становится довольно трудным делом, потому что нужно запомнить большое количество исключений спряжений. Чтобы лучше запомнить эту тему, обратимся к правилам и таблицам.
Начнём с первого спряжения. Это все глаголы, которые нельзя отнести ко второму спряжению. Для наилучшего запоминания темы, можно использовать следующую таблицу первого спряжения глаголов:
Правило | Примеры | Исключения |
---|---|---|
К нему относят инфинитив глагола с суффиксом «еть» | Велеть; Белеть; Алеть; Пестреть; Болеть; Лететь. |
Вертеть; Видеть; Зависеть; Обидеть; Ненавидеть; Смотреть; Терпеть. |
Глаголы с суффиксом «ать» | Бежать; Смешать; Мешать; Ругать; Спать; Играть; Блистать; Листать. |
Гнать; Дышать; Держать; Слышать. |
Глаголы с суффиксами: «оть» «уть» «ть» | Пороть; Молоть; Гнуть; Обмануть; Перегнуть; Перемолоть. |
Нет |
Глаголы-исключения 2 спряжения с суффиксом «ить» | Стелить; Брить; Зыбиться; Зиждиться. |
Являются исключением |
Итак, для определения первого спряжения важно запомнить:
- Суффиксы глаголов, которые относятся к первому спряжению («ать», «оть», «уть», «ть», «еть»)
- Запомнить глаголы из таблицы (гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть и т.д.), которые по правилу являются исключением первого спряжения и относятся ко второму.
Как определить 2 спряжение глагола?
Принцип почти такой же, как при определении первого. Обратимся к таблице.
Правило | Пример | Исключения 2 спряжения |
---|---|---|
Ко второму спряжению относятся все глаголы на «ить» | Разбить; Молить; Убить; Рубить; Пробить; Побелить. |
Стелить; Брить; Зыбиться; Зиждиться. |
Глаголы-исключения 1 спряжения на «еть» | Вертеть; Видеть; Зависеть; Обидеть; Ненавидеть; Смотреть; Терпеть. |
Являются исключением |
Глаголы-исключения 1 спряжения на «ать» | Гнать; Дышать; Держать; Слышать. |
Являются исключением |
Глаголы с окончаниями: -у (-ю); -ит; -ишь; -им; -ать (-ять); -ите. |
Смотрю; Смотрит; Едим; Стоять; Смотрите; Молите. |
Нет |
Что запомнить глаголы второго спряжения и определять их в тексте, нужно запомнить глаголы-исключения, представленные в третьей графе таблицы.
Для определения глаголов второго спряжения нужно запомнить:
Глаголы на «ять» («ать»), «ю» («у»), «ит», «ишь», «им», «ите»;
Исключения на «еть» и «ать»;
Глаголы на «ить», которые не относятся ко второму спряжению.
Замечательное стихотворение о грамматике позволит запомнить глаголы-исключения буквально в два счёта:
Или:
Определение спряжения по личному окончанию глагола
Если ударение падает на окончание, то всё довольно просто: нужно поставить глагол в форму третьего лица множественного лица.
Запомним, что:
- –Ут (-ют) – первое спряжение.
- –Ат (-ят) – второе спряжение.
Что слышим на окончании, то и пишем в итоге.
Обратите внимание на таблицу с примерами склонения глаголов:
І спряжение
Число и лицо | Окончание | Пример |
---|---|---|
Ед. 1 – я 2 – ты 3 – он, она, оно |
-у -ю-ешь-ет |
хлопочу хлопочешь хлопочет |
Мн. 1 – мы 2 – вы 3 – они |
-ем-ете-ут -ют |
хлопочем хлопочете хлопочут |
ІІ спряжение
Число и лицо | Окончание | Пример |
---|---|---|
Ед. 1 – я 2 – ты 3 – он, она, оно |
-у, -ю -ишь -ит |
медлю медлишь медлит |
Мн. 1 – мы 2 – вы 3 – они |
-им -ите -ат, -ят |
медлим медлите медлят |
Как определяется спряжение глагола с безударным окончанием?
Одно из самых трудных способов определения спряжения – это безударные окончания. Если на окончание глагола не падает ударение, то оно считается безударным. Это создаёт ряд проблем во время определения спряжения. Но не стоит расстраиваться! Достаточно просто запомнить исключения и несколько правил, чтобы больше никогда не делать ошибки в таких словах.
Окончания глаголов по спряжениям (в этом случае) можно запомнить с помощью следующих правил:
Первое спряжение | Второе спряжение |
В инфинитиве — глаголы на «еть» (кроме исключений) | В инфинитиве — глаголы на «ить» (кроме исключений, которые относятся только к первому спряжению) |
Глаголы, которые оканчиваются на «ать» (кроме исключений) | Глаголы-исключения на «еть» (исключения первого спряжения) |
Глаголы, которые оканчиваются на «оть», «ёть», «уть», «ють», «ыть». | Глаголы-исключения на «ать» (исключения первого спряжения) |
Глаголы-исключения, которые оканчиваются на «ить» (исключения второго спряжения, которые нужно запомнить, чтобы не путать со вторым) |
Запомните это правило и все глаголы-исключения, чтобы не допускать ошибок во время работы с заданиями по русскому языку.
- Молить — 2 спряжение, так как глагол на «ить». Он не является исключением.
- Играть – 1 спряжение, так как глагол на «ать». Он не является исключением.
- Зыбиться – 1 спряжение, так как это глагол-исключение на «ить».
- Писать — 1 спряжение, так как глагол «ать». Он не является исключением.
- Гнать — 2 спряжение, так как это глагол-исключение на «ать».
В определении спряжения и дальнейшем склонении глагола нет ничего сложного, если разобраться в алгоритме действий и запомнить все правила с окончаниями. Самое главное — всегда помнить глаголы-исключения. Способы запоминания могут быть разными:
- Заучивание наизусть по таблице;
- Составление предложений с глаголами-исключениями;
- Заучивание грамматических стихов, которые позволят быстро запомнить все исключения первого и второго спряжения.
Разноспрягаемые глаголы: как определить?
Склонение и спряжение глаголов осложняется ещё и наличием так называемыми разноспрягаемыми глаголами. Это – такие глаголы, которые могут склоняться и по первому спряжению, и по второму. Более того, они будут по-разному звучать в разных числах и родах.
Разноспрягаемые глаголы следует запомнить раз и навсегда:
- Хотеть;
- Чтить;
- Бежать;
- Брезжить.
Все производные глаголы (происходящие от них) тоже относятся к разноспрягаемым.
Пример спряжения таких глаголов:
- Единственное число третьего лица – хочет (1 спряжение);
- Множественное число третьего лица – хотят (2 спряжение).
И далее по аналогии. Запомните эти слова, чтобы не допускать ошибок и точно знать, что с ними делать, если они попадутся в текстовом задании во время теста, ответа у доски или на экзамене.
Сюда можно отнести и слова с особым типом формирования окончания:
- Есть (ем, едим, ешь, едите, ест, едят);
- Дать (даю, даём, даёшь, даёте, даёт, дают).
Вышеперечисленные глаголы не относятся ни к одну из представленных видов спряжений и являются словами-исключениями. Их нужно заучить и не путать их спряжение во время выполнения тестовых заданий.
Самые распространённые ошибки
Чаще всего при определении окончания глаголов по спряжениям заключатся в том, что глаголы-исключения забываются. Запомним, что спряжение глаголов-исключений:
Запомните формы спряжения глаголов в третьем лице множественного числа 1 спряжения («ут» и «ют»), а «ат» и «ят» — 2 спряжения. Чтобы не запутаться, обратитесь к таблице и запомните виды глаголов и их окончаний в том или ином числе и лице. Это позволит избежать ошибок.
ОШИБКИ В СПРЯЖЕНИИ ГЛАГОЛОВ
Морфологические ошибки (см.) в словоизменении личных форм глагола, связанные с несоответствием выбора личных форм Морфологической норме (см.).
Ошибки в спряжении могут охватывать одну словоформу или всю систему форм (тип спряжения). Такие ошибки встречаются гораздо реже, чем Ошибки в склонении имён (см.) и часто являются не грамматическими, а орфографическими.
Ошибки в выборе типа спряжения.В русском языке существуют два продуктивных (служащих моделями для спряжения вновь появляющихся в языке глаголов) типа спряжения глаголов в настоящем и простом будущем времени, различающиеся гласным в окончании: 1-ое спряжение: -у(-ю), -ешь, -ет; -ем, -ете, -ут(-ют); 2-ое спряжение: -у(-ю); -ишь, -ит; -им, -ите, -ат(-ят).
Как правило, в позиции под ударением ошибок в выборе гласного в окончании не возникает. В безударном окончании ошибка в употреблении окончания является, по сути, грамматической только в форме 3 лица мн. числа: *дышут вместо дышат или *борятся вместо борются. В остальных формах такая ошибка носит характер Орфографической ошибки (см.) — написание е вместо и (или наоборот), не различающихся в звучании, напр., *дышет вместо дышит.
Грамматической является ошибка в выборе спряжения глаголов с приставкой обез- (обес -), напр., обескровить, обессилеть. Непереходные глаголы такого рода относятся к 1 спряжению и имеют в спряжении тематический гласный е, поэтому ошибкой будет * Через день я окончательно выздоровлю (*ты выздоровишь). Переходные глаголы с этой приставкой относятся ко второму спряжению и не имеют тематического гласного в настоящем времени, поэтому будет ошибкой такое употребление: * Борьба обескровеет обоих противников; * Своими действиями я его обескровею.
Ошибки в употреблении и написании окончаний и суффиксов отдельных форм глаголов.
По сути является орфографической ошибкой употребление и вместо е и наоборот в близких по звучанию безударных окончаниях 2 лица мн. числа изъявительного и повелительного наклонения одного и того же глагола, напр.: * Скоро вы отсюда выйдите или * Выйдете отсюда!
Также орфографической ошибкой является употребление или отсутствие мягкого знака в следующих формах глагола (такие ошибки чрезвычайно распространены в интернет-коммуникации): а) пропуск мягкого знака в форме второго лица ед. числа настоящего или простого будущего времени: *спиш, *думаеш; б) отсутствие мягкого знака в неопределённой форме (инфинитиве) глаголов на шипящую согласную (*леч) и с постфиксом (частицей) -ся,напр.: *кататся или даже *катаца; в) постановка мягкого знака в формах третьего лица настоящего и простого будущего времени с постфиксом -ся *катаеться, *катаються.
В отдельную группу следует выделить ошибки, связанные с морфонологическим оформлением форм глагола: чередованиями, использованием тематических гласных (суффиксов глагольной основы).
В форме 1 лица ед. числа настоящего и простого будущего многих глаголов 2 спряжения без тематического гласного наблюдается чередование (в-вл, ф-фл, б-бл, п-пл, м-мл, ст-щ, т-ч, д/з-ж, с-ш): блестишь, но блещу (*блестю); висишь, но вишу (*висю). Незнание этой закономерности может привести к грамматической ошибке. У некоторых глаголов, корень которых оканчивается на зубные согласные, эта форма вообще не употребляется. Поэтому к собственно грамматическим ошибкам относится их употребление в речи, напр.: *дудю или *дужу (дудеть); *победю или *побежу (победить). Грубой грамматической ошибкой является аналогическое выравнивание форм разноспрягаемого глагола хотеть: *хочут или, реже, *хотит. Чередования в корне к-ч и г-ж обычно не вызывают ошибок, однако часты ошибки в спряжении глагола жечь: *жгёшь вместо жжёшь и т.п.
Не всегда можно считать ошибкой употребление в настоящем времени вариантов глаголов махать, сыпать, рыскать, капать с тематической гласной -а-: махает вместо машет является допустимым, но не рекомендуется к использованию в письменной речи, вариант сьтят вместо сыплют также является допустимым, хотя недопустимо * сыпет (ср. сыплет).
Лит.: Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. М., 1976; Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. М., 1977; Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. М., 1998; Правила русской орфографии и пунктуации. Полный грамматический справочник. М., 2010; Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и стилистике. СПб., 1997.
И.Е. Ким
Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.
Чтобы получать пятерки за контрольные по русскому, нужно писать тексты без ошибок. И один из шагов на пути к цели — научиться спрягать слова. В этом материале делимся алгоритмами для определения 1 и 2 спряжения глаголов.
Что такое глагол
Глагол — это такая часть речи в русском языке, которая обозначает действие или состояние.
Признаки глагола:
-
лицо;
-
число;
-
время;
-
наклонение;
-
вид;
-
род;
-
залог;
-
спряжение;
-
возвратность.
Инфинитив — это начальная или неопределенная форма глагола. Образуется посредством суффиксов -ть, -ти, -чь.
Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы:
-
Что делать?
-
Что сделать?
У глагола в начальной форме невозможно определить ни один признак, кроме вида и спряжения. Инфинитив в предложении может быть сказуемым, подлежащим или второстепенным членом.
Теперь перейдем к главному вопросу: как определить спряжение глагола в русском языке.
Получай лайфхаки, статьи, видео и чек-листы по обучению на почту
Узнай, какие профессии будущего тебе подойдут
Пройди тест — и мы покажем, кем ты можешь стать, а ещё пришлём подробный гайд, как реализовать себя уже сейчас
Что такое спряжение глагола
Спряжение глаголов в русском языке — это изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам, а в редких случаях еще по временам и родам.
В русском языке есть два типа спряжения: первое и второе. Знание спряжения нужно для того, чтобы правильно определять буквы Е или И в безударных окончаниях.
Как определяется спряжение глагола:
-
по ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени;
-
если окончание безударное, спряжение определяется по суффиксу инфинитива.
Интересный факт!
Склонение — это противоположная форма такого глагольного изменения, как спряжение.
Основное отличие первого и второго спряжения — в окончаниях и суффиксах.
Пройдите тест и узнайте, какие темы отделяют от пятёрки по русскому
Мы путешествуем по миру, чтобы собрать интересные истории и написать книгу. Сегодня мы прибыли в город Небра. Здесь красиво, но где все жители?
Давай зайдем в городскую администрацию, школу и музей, чтобы найти местных. Нажимай на здания, чтобы проверить, есть ли там кто-то
Выполни задание, чтобы открыть первую точку на карте
Поселение Чаронда возникло в XIII веке на Беломоро-Онежском водном пути. Н
е
и
когда крупный т
о
а
рговый центр края со временем начал пустеть и прих
о
а
дить в упадок. Потеряв сн
о
а
чала статус города, а потом большую часть ж
ы
и
телей в XX веке, Чаронда опустела полностью. Сейчас в заброшенном селе, где нет телефонной связи, электричества, газа и вод
а
о
провода, прож
ы
и
вает один единственный житель. Дорог в Чаронду нет. Летом до неё можно добраться на лодке, а зимой на сн
е
и
г
о
а
х
о
а
де по озеру Воже.
Наша первая точка — портал в библиотеку заброшенного города Чаронда. Шагнув в портал, мы оказываемся в пыльном темном зале.
Приглянись, за книжным шкафом светится тайник. Что же из этого первый артефакт?
Мы нашли волшебное перо!
Сделай следующее задание, чтобы открыть вторую точку на карте →
Разбери слова по составу, чтобы открыть вторую точку на карте
апельсин
ов
ый
ноздр
и
живот
н
о
вод
Вторая точка — это тропический город Сан Жи. В доме с кодовым замком спрятан второй артефакт. А на замке — записка от бывшего владельца. Прочитай её →
Прочитай записку и найди в ней кодовое слово. Это поможет вам раскрыть второй артефакт
Чтобы обеспечить своё производство автомобилей сырьём, Генри Форд приобрёл огромные плантации гевеи вдоль реки Амазонки, из которых добывали в то время каучук — основу для создания резины. И его мечтой стала постройка там города Фордландии для обеспечения постоянного производства.
Город был запланирован для проживания 10 000 жителей, и его основали в 1928 году. Форд хотел, чтобы здесь жили бразильские рабочие плантаций и американские управляющие. В городе были построены дома, больница и школа, однако не было ни одного бара. Рабочим запрещалось курить и пить алкоголь, и из-за этого случился бунт. Сами плантации также плохо росли, а деревья постоянно болели.
Так через 6 лет мечта была заброшена. Много лет спустя внук Форда — Генри Форд II — продал эти земли, так как резину стали производить синтетическим способом, и надобность в каучуке отпала.
Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое — это
мечта
надежда
Второй артефакт — это свиток! Теперь нужно попасть в следующую точку и найти третий артефакт →
Открой третью точку на карте. Для этого расставь запятые в тексте
Древний город Крако
основанный ещё в VIII веке до н. э. колонистами
из Греции, расположился в провинции Матера в Италии . Он находился на горе в 400 метров, между лазурным морем и Апеннинскими горами.В средневековье небольшой городок процветал. В Крако раньше проживало около двух тысяч человек
однако в 1963 г. случилось землетрясение
и их пришлось эвакуировать
так как скалы под городом начали разрушаться. Скорый отъезд всех жителей сделал из прекрасного городка город-призрак.
Последняя точка — заброшенный музей города Крако. Сюда мы и должны были доставить два недостающих артефакта. А третий, чернильница, стоит прямо посреди главного зала!
Мы вернули все артефакты в музей! Это поможет школьникам вдохновиться и начать писать великие книги. А мы теперь можем вернуться домой и узнать результаты нашего приключения →
Как определить первое спряжение
Первое спряжение — это все слова, которые не относятся ко второму типу спряжения.
К глаголам первого спряжения относят:
-
Слова, у которых в инфинитиве есть суффикс «еть».
Кроме: вертеть, видеть, зависеть, обидеть, ненавидеть, смотреть, терпеть.
-
Слова с суффиксом «ать».
Кроме: гнать, дышать, держать, слышать.
-
Слова, у которых есть суффикс -оть», «уть», «ть».
-
Глаголы-исключения с суффиксом «-ить»: стелить, брить, зыбиться и зиждиться.
Как определить второе спряжение
Ко второму спряжению относятся все глаголы, которые оканчиваются на «-ить», кроме: брить, зиждиться, стелить. Последние относятся к первому типу спряжения.
Также ко второму спряжению относятся семь глаголов, которые оканчиваются на «-еть»:: смотреть, вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, терпеть. Другие глаголы с окончанием на «еть» относятся к первому спряжению.
Кроме того, ко второму спряжению относятся четыре глагола, которые оканчиваются на «-ать»: гнать, дышать, держать, слышать. Все другие слова с окончанием на «ать» относятся к первому спряжению.
Ко второму спряжению относятся глаголы с окончаниями:
-
-у (-ю),
-
-ишь,
-
-ит,
-
-им,
-
-ите,
-
-ат (-ят).
Чтобы запомнить глаголы-исключения можно выучить стишок:
Как определить спряжение глагола по личному окончанию
Чтобы определить спряжение глагола с ударным личным окончанием, нужно поставить его в форму третьего лица множественного числа. Затем:
-
если слышим -ут (-ют) — это первое спряжение;
-
если слышим -ат (-ят) — это второе спряжение.
И в соответствии с типом спряжения следует писать окончания.
В таблице далее представлены варианты личных окончаний глаголов первого и второго спряжения с примерами.
Лицо |
Глаголы 1 спряжения |
Глаголы 2 спряжения |
||||
---|---|---|---|---|---|---|
Ед. число |
Мн. число |
Примеры глаголов первого спряжения |
Ед. число |
Мн. число |
Примеры глаголов второго спряжения |
|
1-е |
-у (-ю) |
-ем |
пою, выберу, расту рисуем, выберем, растем |
-у(-ю) |
-им |
пилю, куплю, держу пилим, купим, держим |
2-е |
-ешь |
-ете |
поешь, выберешь, растешь рисуете, сошьете, растете |
-ишь |
-ите |
пилишь, купишь, держишь пилите, купите, держите |
3-е |
-ет |
-ут (-ют) |
поет, выберет, растет поют, выберут, растут |
-ит |
-ат (-ят) |
пилит, купит, держит пилят, купят, держат |
Как определить спряжение глагола с безударным окончанием
Ученикам шестого класса особенно важно запомнить: чтобы узнать спряжение глагола с безударными личными окончаниями, нужно поставить его в форму инфинитива и по его суффиксу определить спряжение.
Как определить глаголы первого спряжения:
-
в неопределенной форме глаголы оканчиваются на -еть (кроме семи исключений второго спряжения);
-
глаголы оканчиваются на -ать (кроме четырех исключений, которые относятся ко второму спряжению);
-
четыре глагола исключения, которые оканчиваются на -ить: зиждиться, зыбиться, стелить, брить;
-
глаголы, которые оканчиваются на -оть, -ёть, -уть, -ють, -ыть.
Как определить глаголы второго спряжения:
-
в неопределенной форме глаголы оканчиваются на -ить (кроме трех исключений первого спряжения);
-
семь глаголов, которые оканчиваются на -еть: видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть;
-
четыре глагола исключения, которые оканчиваются на -ать: дышать, слышать, гнать, держать.
Рассмотрим несколько примеров:
-
Глагол: рисует.
Начальная форма: рисовать.
Оканчивается на «-ать», потому это первое спряжение.
-
Глагол: «пилит».
Начальная форма: пилить.
Заканчивается на «-ить», значит это второе спряжение.
Выполним спряжение глаголов, то есть изменим их по лицам и числам. Для определения лица глаголов поставим перед ними личное местоимение.
-
Глагол: рисует.
Я рисую. Мы рисуем.
Ты рисуешь. Вы рисуете.
Он рисует. Они рисуют.
-
Глагол: «пилит».
Я пилю. Мы пилим.
Ты пилишь. Вы пилите.
Он пилит. Они пилят.
Что такое разноспрягаемый глагол
В русском языке еще есть такой вид, как разноспрягаемые глаголы.
Разноспрягаемые глаголы могут спрягаться как по первому, так и по второму типу спряжения. К примеру, глагол «хотеть» в единственном числе третьего лица относят к первому типу спряжения («хочет»), а во множественном числе третьего лица — ко второму типу (они хотят).
Такие глаголы называют исключениями из правил — их просто нужно запомнить:
-
хотеть, чтить, бежать, брезжить.
Еще в русском языке есть категория глаголов, у которых особая система формирования окончания. Например:
-
есть: ем, едим, ешь, едите, ест, едят;
-
дать: даю, даем, даешь, даете, дает, дают.
Их тоже следует запомнить,чтобы не ошибаться.
Шпаргалки для родителей по русскому
Все формулы по русскому языку под рукой и бесплатно
В начальной школе дети знакомятся с основными самостоятельными частями речи. Это имя существительное, имя прилагательное, личные местоимения и глагол. Глагол из них самая трудная для понимания часть речи.
Особенно много ошибок допускается при определении спряжения. От спряжения зависит правильное грамотное написание личных безударных окончаний глаголов.
Усвоить эту орфограмму нужно обязательно. Без глаголов не обходится ни одна письменная работа.
Содержание:
- Глагол как часть речи.
- Неопределенная форма глагола.
- Как правильно находить неопределенную форму?
- Что такое спряжение?
- Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.
- Личные окончания глаголов I и II спряжения.
- Ударные и безударные личные окончания глаголов.
- Алгоритм определения спряжения глаголов.
- Глаголы-исключения.
- Как определить спряжение глаголов в прошедшем времени? Как определить спряжение глаголов, стоящих в повелительном наклонении?
- Алгоритм написания личных окончаний глаголов.
- Разноспрягаемые глаголы.
Глагол как часть речи
Глагол — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать?, что сделать? что делает? что сделает? Что будет делать?
Глагол изменяется по числам и временам.
Единственное и множественное число: читал — читали.
Настоящее время (есть сейчас): читает, читают.
Прошедшее время (уже было): читал, читали.
Будущее время (еще будет): будет читать, будут читать.
Неопределенная форма глагола
Неопределенная форма (начальная форма) глагола или инфинитив отвечает на вопросы что делать?, что сделать? и оканчивается на ть, чь, ти.
Думать, убежать, нести, беречь.
Инфинитив может иметь на конце суффикс (постфикс) -ся(-сь):
расчесаться, нестись, уберечься.
В неопределенной форме глагол не имеет ни числа, ни рода, ни времени.
Как правильно находить неопределенную форму?
- Поставь вопрос к глаголу.
- Не меняя первой буквы в вопросе, переведи глагол в неопределенную форму.
Читал — что делал? — что делать? — читать (несовершенный вид)
Прочитал — что сделал? — что сделать? — прочитать (совершенный вид)
Очень важно следовать данному правилу, чтобы избежать ошибки в определении спряжения глаголов. Это позволит исключить замену глагола несовершенного вида на похожий глагол совершенного вида и наоборот.
Например: обучать — обучить, бросать — бросить и др.
Что такое спряжение?
Спряжение — это изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени.
Спрягаются глаголы только в настоящем и будущем времени.
Лицо и число глагола можно определить, если подставить к нему одно из подходящих по смыслу личных местоимений.
Проспрягать глагол — это значит изменить его по лицам и числам.
Личными окончаниями называют окончания настоящего и будущего времени.
В прошедшем времени глаголы изменяются по родам (в ед.ч.) и числам.
Он думал, она думала, оно думало, они думали.
Личные окончания глаголов I и II спряжения
В русском языке два спряжения.
К первому спряжению относятся глаголы с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют.
Ко второму спряжению относятся глаголы с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят.
Алгоритм определения спряжения глаголов
Сначала посмотрите внимательно на эту таблицу-алгоритм. Далее разберем все подробно.
У глаголов с ударным личным окончанием спряжение определяется по личным окончаниям.
У глаголов с безударным личным окончанием спряжение определяется по неопределенной форме или по 3 лицу множественного числа (не всегда удобно).
Разберем с примерами.
Еще раз. Чтобы определить спряжение глагола и правильно написать окончание, необходимо определить ударное или безударное личное окончание глагола.
Для этого ставим глагол в любую форму, кроме первого лица единственного числа.
Например: писать — пи́шем, пи́шете; лететь — лети́м, лети́те.
Если окончания безударные, то смотрим на неопределенную форму глагола.
Если она оканчивается на -ить, то это глагол II спряжения.
По́мнить — по́мним — по́мните.
Ме́рить — ме́рим — ме́рите.
Ве́рить — ве́рим — ве́рите.
Остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.
Думать — ду́маешь — думаем.
Со́хнуть — со́хнешь, со́хнем.
Писать — пи́шешь — пи́шете.
Искать — и́щешь — и́щете.
Если личные окончания ударные, то на инфинитив не смотрим. Спряжение определяем по личным окончаниям.
Можно заметить, что в первом спряжении «преобладает» буква «Е», во втором — «И».
Например:
- Лететь — лети́м, лети́те, летя́т.
- Спать — спим, спи́те, спят.
- Гореть — вы гори́те — они горя́т.
- Кричать — кричи́те — крича́т.
Это глаголы II спряжения.
- Пить — пьёшь, пьёте, пьют.
- Жить — живёшь, живу́т.
- Лить — льёшь, льют.
Это глаголы I спряжения.
При определении спряжения следует помнить, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и глаголы без приставок. Тоже правило распространяется и на постфиксы ся, сь.
Но есть еще глаголы-исключения, которые нужно помнить.
Глаголы-исключения
Ко II спряжению относятся:
-
Все глаголы на -ить, кроме брить, стелить.
-
Четыре глагола на -ать: держать, слышать, дышать, гнать.
-
Семь глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, видеть, смотреть.
К I спряжению относятся:
-
Все остальные глаголы. Это большинство глаголов на -ать, -еть, -ять, -ыть, -оть, -уть.
-
Два глагола на -ить — брить, стелить.
Глаголы на -ять лучше запомнить.
Всё пиши, как припаять —
Сеять, веять и лелеять,
Таять, лаять, хаять, блеять,
Чуять, каяться, затеять
И надеяться, и реять,
Маяться, но не отчаяться.
Запомни! Глаголы на –ять (I спр.) |
|
Всё пиши, как припаять — Сеять, веять и лелеять, Таять, лаять, хаять, блеять, Чуять, каяться, затеять И надеяться, и реять, Маяться, но не отчаяться. |
|
Наст. и буд. вр. Прош. вр. |
она чует, они надеются, вы затеете, мы лелеем, ты маешься, он тает лаяла , таял, сеял, затеяли, отчаялись |
Но: строить, клеить, усвоить, драить (II спр.) Строим, строят; клеишь, клеите, усвоит, усвоят Строили, клеила, усвоили, драил. |
Спряжение глаголов таблица с исключениями
Может быть кому-нибудь удобно будет пользоваться вот такой памяткой.
Памятка определения спряжения глаголов
Как определить спряжение глаголов в прошедшем времени?
Как определить спряжение глаголов, стоящих в неопределенной форме?
Как определить спряжение глаголов, стоящих в повелительном наклонении?
Все ответы на эти вопросы можно найти в этой таблице.
Глагол, стоящий в прошедшем времени, повелительном или условном наклонении, а также в неопределенной форме, для определения спряжения, необходимо поставить в 3-е лицо мн.ч. Зачем?
Например:
Глаголы кричать, сидеть, стоящие в неопределенной форме, многие сразу ошибочно относят к I спряжению. Но эти глаголы в 3 лице мн.ч. крича′т, сидя′т имеют ударные окончания II спряжения.
Еще примеры с глаголами, стоящими в прошедшем времени и в повелительном наклонении:
Задержался – глагол в форме прошедшего времени единственного числа, мужского рода.
Заде′ржатся – 3-е л. мн.ч. Личное окончание безударное.
Ставим глагол в начальную форму – задержаться.
Отделяем приставку и постфикс –держать.
Глагол держать – глагол-исключение II спряжения.
Значит глагол задержался – II спряжения.
Заучите – глагол в форме повелительного наклонения множественного числа.
Зау′чат – 3-е л. мн.ч. Личное окончание безударное.
Начальная форма – заучить.
Отделяем приставку – учить.
Глагол учить исключением не является.
Основа инфинитива оканчивается на и. Глагол II спряжения.
Значит глагол заучите – II спряжения.
!!!Научиться определять спряжение глаголов необходимо для того, чтобы правильно написать безударное личное окончание глаголов.
Это трудная орфограмма, которая требует знание алгоритма и практической тренировки.
Можно также пользовать следующим алгоритмом определения спряжения глагола.
Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов
- Нахожу глагол с безударным окончанием.
- Если перед личным окончанием стоит гласная буква, то глагол относится к I спряжению. Пишу гласную -е. Исключение глаголы строить, клеить, усвоить, драить.
- Если глагол относится к 11 глаголам-исключениям, то пишу гласную -и.
- Если глагол не является глаголом-исключением, то ставлю его в неопределенную форму.
- Смотрю, на что она заканчивается.
- Отделяю (если это возможно) приставку и постфикс (ся).
- Определяю спряжение. Если она заканчивается на -ить, то это глагол II спряжения, в окончании пишу -и. Если она заканчивается не на -ить, то это глагол I спряжения, в окончании пишу -е.
Можно рассуждать так:
Укрыва..м — перед личным окончанием гласная буква, это не глагол-исключение, значит это глагол относится к I спряжению, окончание -ем. Укрывать — укрываем.
Затоп..м — перед личным окончанием гласной нет, это не глагол-исключение. Ставлю в неопределенную форму: затопить. Отделяем приставку: топить. Оканчивается на -ить, значит, это глагол II спряжения, окончание -им. Затопим.
Что такое разноспрягаемые глаголы?
Это те глаголы, у которых окончания и первого, и второго спряжения.
Наиболее распространённые: хотеть, бежать, дать, брезжить, блестеть, есть (в значении «питаться»).
Хотеть — хочу́, хо́чешь, хо́чет, хоти́м, хоти́те, хотя́т.
В единственном числе — окончания первого спряжения, а во множественном — второго.
Есть — ем, ешь, ест, еди́м, еди́те, едя́т.
Дать — дам, дашь, даст, дади́м, дади́те, даду́т.
Бежать — бегу́, бежи́шь, бежи́т, бежи́м, бежи́те, бегу́т. В повелительном наклонении — беги́(те)
Например:
Деревенские ребятишки весёлой гурьбой перебежали на согретую солнцем полянку.
Определяем спряжение глагола.
1. Перебежали – глагол в форме прошедшего времени, множественного числа.
2. Перебегу′т – 3 л. мн. ч. Личное окончание ударное. Отбрасываем приставку: бегу′т.
Бегут – форма разноспрягаемого глагола бежать.
Значит перебежали – разноспрягаемый глагол.
Ольга Наумова «Нейросписывание 4 класс»
Задания этого нейропособия направлены на развитие навыков чтения, грамотности, внимания и памяти.
Пособие также поможет подготовиться и успешно написать ВПР по русскому языку.
Данное пособие содержит:
64 рабочих листа!
- Зрительно деформированные тексты для чтения и списывания;
- Различные задания к каждому тексту, позволяющие закрепить знания по русскому языку. а также развить внимание, память и навыки самоконтроля;
- Методические рекомендации для эффективной работы.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания и памяти;
• Улучшение работы мозга;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности ребенка в учебе.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Пособие полезно использовать для учащихся 4 классов, а также во время летних каникул перед 5-м классом.
Карточки спряжение глаголов 4 класс
Карточка 1
Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы.
Напиш_т ручкой, мы начерт…_м , они леч_т, наступа…_ весна, вы обижа_е, вы реша_те, ты подежур_шь, мы дыш_м, ты не догон_шь, маш_т рукой, ты ласка_ш_ся, ты вздыха_шь, ты выуч_шь, друзья не посмотр_т, ты постира_шь, мы не повер_м, вы готов_те, он подбира_т, они глад_т, мы увид_м, ты дыш_шь.
Карточка 2
Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы.
Стрекоч_т в поле, ты гуля_ш_, запиш_м в тетради, рассыпа_т по столу, бега_т по дорожке, выгруз_те из машины, дума_т на уроке, замороз_м в морозильнике, ты крас_ш_ся ярко, свет_т солнце, мы засе_м поле, он обид_лся на папу, попрыга_шь на улице, вы услыш_те звон, зна_те правило, смотр_т в окно, он верт_тся на уроке, они увид_т этот фильм, поигра_м в мяч, ты побре_шься.
Карточка 3
Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы.
Зеленее_т в лесу, она держ_тся, пиш_т в тетради, полива_т цветы, чернее_т в поле, мы вид_м, корм_т птиц, она завис_т, ход_т в школу, ты посмотр_ш_, ищ_т одежду, дела_шь уроки, замеча_шь ошибку, гон_т стаю туч, стон_т от боли, маш_т рукой, встрет_ш_ друга, ты жале_ш_ о случившемся.
Карточка 4
Вставь пропущенные буквы. Определи лицо и спряжение глаголов.
Вер_ш_ , леч_ш_ся, он зябн_т, вы обижа_т, он мороз_т, они хохоч_т, они слыш_т, она купа_тся, мечта_ш_ , дежур_ш_, оно свет_т, он гон_т, они уч_т, мы люб_м, готов_ш_, воз_ш_ся, он ро_т, вы руб_т, он кол_т, они дремл_т, они стел_т, она гоня_тся, гон_ш_ , пряч_ш_, оно се_т, он держ_т, они суш_т, мы гас_м.
Карточка 5
Вставь пропущенные буквы. Определи лицо и спряжение глаголов.
Догон_ш_, гре_ш_ся, он смотр_т, вы броса_т, он глад_т, они бормоч_т, они верт_т, она улыба_тся, куша_ш_, вздыха_ш_, оно гре_т, он стон_т, они леч_т, мы вер_м, собира_ш_, согре_ш_ся, он нос_т, вы постукива_т, он маш_т, они пляш_т, они терп_т, она стара_тся, держ_ш_ , пил_ш_, оно мел_т, мы стон_м, они сол_т, мы вер_м.
Карточка 6
Вставь пропущенные буквы. Определи спряжение всех глаголов.
Вет_р крут_т_ся в в_рху_ках д_рев__в. Рокоч_т гром. Хлещ_т дож_ь. Мы пробу_м укрыт_ся п_д стар_й ол_хой, приж_ма_мся к скр_пуч_му ств_лу и молч_ терп_м капризы пр_роды. Дож_ь моч_т нас и здес_. Молния на мгновенье _заря_т всё. И снова н_ступа_т т_мн_та. Бли_ко от нас в дер_в_ п_п_да_т молния. Мы п_к_да_м убежище и плута_м до ра__вета. Утр_ з_ст_ёт нас на вых_де из леса.
Карточка 7
Вставь пропущенные буквы. Определи спряжение всех глаголов.
- МЫ стро..м, реша..м, раска..мся, дыш..м, вид..м, стро..м, гоня..м, кле..м.
- ВЫ гон..те, вид..те, завис..те, растае..е, стел..те, управля..те, ед..те, дремл..те, ла..те, трепещ..те, вид..те.
- ОНИ бор..тся, почу..т, кле..т, стел..тся, выправ..т, ропщ..т, выдержива..т, леч..т, дыш..т, пляш..т, дремл..т, плач..т, пол..т.
- ОН кол..т, грохоч..т, бор..тся, ре..т, увид..т, бормоч..т, ищ..т, постел..т.
Надеюсь, что данная статья помогла вам разобраться в этой сложной орфограмме, научиться верно определять спряжение глаголов и грамотно писать безударные глагольные окончания.
С уважением, Ольга Наумова
Сайт НАУМЁНОК
Также рекомендую:
Карточки с заданиями по русскому языку для 4 класса
ВПР УДАРЕНИЕ
Диктанты для подготовки к ВПР 4 класс
Синтаксический разбор предложения
В помощь в учёбе:
О. Наумова ТРЕНИНГ «Скорочтение и развитие речи»
Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.
Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.
Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.
Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!
Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.
- 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
- Гарантированный результат после прохождения.
- Лучшие приемы.
- Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
- Интересные тексты, написанные мастерами слова.
- Легко распечатать.
- Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
- 180 страниц ценных упражнений.
- Самые результативные приёмы.
- 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.
Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:
- Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
- Развитие речи;
- Увеличение скорости мышления;
- Приобретение навыков осознанного чтения;
- Развитие внимания;
- Улучшение показателей в учёбе.
Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.
Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!
ПОДАРОК ПОСЛЕ ПОКУПКИ — 20 слоговых таблиц
О. Наумова «Большая книга слоговых таблиц»
(не повторяют таблиц из подарка)
Таблицы для чтения слогов и слов являются одним из лучших и необходимых инструментов при обучении чтению и для улучшения качества чтения.
Приобретая БОЛЬШУЮ КНИГУ СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ
Вы получите:
- готовый инструмент для тренировки навыков чтения и скорочтения;
- 200 слоговых таблиц разного уровня сложности;
- профессиональную методику работы с таблицами.
Самые результативные методики позволят каждую таблицу использовать многократно несколько раз, повышая интерес ребенка к чтению.
Ребенок получит:
- улучшение навыков чтения;
- повышение скорости чтения;
- улучшение дикции;
- понимание прочитанного;
- развитие мышления и внимания;
- расширение словарного запаса;
- повышение уверенности в себе.
Ребенок перестанет при чтении спотыкаться на трудных словах.
Процесс чтения станет естественным и безболезненным.
Вы без труда сможете распечатать необходимые страницы. Все страницы книги можно использовать отдельно.
БОЛЬШАЯ КНИГА СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ подойдет и тем, кто только делает первые шаги в чтении, и тем кто хочет значительно улучшить качество чтения.
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору, желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе!
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Спряжение глаголов школьники начинают изучать в 4-м классе. Их в русском языке всего два. Но как запомнить правила и не путать, где I спряжение у глагола, а где II? В статье разбираемся с этим подробнее.
Что такое глагол? Начальная форма глагола
Слова «бежать», «идти», «петь» — глаголы, потому что обозначают действие предмета и отвечают на вопрос «что делать?». Без глаголов человек не сможет рассказать о своих действиях и даже о своих мыслях.
Глагол — это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делаю? что сделаю? что делаем? что сделаем? что делаешь? что сделаешь? что делаете? что сделаете? что делает? что сделает? что делают? что сделают? что будет делать?
Например: (что делаю?) Играю; (что сделает?) Напишет; (что делает?) Поёт; (что сделаете?) Выучите.
Глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» или «что сделать?», стоят в начальной форме. Иначе говоря, в неопределённой форме.
Что такое спряжение глагола
Спряжение глагола — это изменение глагола по лицам и числам.
Как определить спряжение глаголов с ударными окончаниями
Если у глагола ударное окончание, то спряжение определяют по его личному окончанию. Глаголы I спряжения имеют окончания : -у(-ю), -ешь(-ёшь), -ете(-ёте), -ем(-ём), -ут(-ют); глаголы II спряжения имеют окончания: -у(-ю), -ишь, -им, -ит, -ите, -ат(-ят). Например: поймёшь — I спряжение, творите — II спряжение.
Также определить спряжение глагола с ударным окончанием можно, поставив его в форму третьего лица множественного числа. Если слышим -ут (-ют) — это первое спряжение, если слышим -ат (-ят) — это второе спряжение. Например: следят — II спряжение, поют — I спряжение.
Алгоритм определения спряжения глаголов с безударными окончаниями
Если у глагола безударное личное окончание, узнать его спряжение можно по неопределённой (начальной) форме.
Ко II спряжению относятся все глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на -ить, кроме глаголов брить, стелить.
К I спряжению относятся все остальные глаголы. Они оканчиваются на -ать, -еть, -оть, -уть, -ть, кроме 11 глаголов-исключений. В том числе 2 глагола-исключения на -ить: брить и стелить.
Пример. В глаголе «бега?т» пропущена буква «е» или «и»? Ставим его в неопределённую форму: (что делать?) бегать. Глагол оканчивается на -ать — это I спряжение. Значит, в окончании пишем букву «е»: бегает.
Чтобы не ошибиться, нужно использовать алгоритм определения спряжения глаголов:
- Поставить глагол в неопределённую/начальную форму.
- Посмотреть, на что оканчивается неопределённая форма глагола: на -ить — II спряжение, не на -ить — I спряжение.
- Уточнить, не является ли он глаголом-исключением, и сделать окончательный вывод о спряжении.
Таблица личных окончаний глаголов
В личных окончаниях глаголов I спряжения пишется буква «е».
В личных окончаниях глаголов II спряжения пишется буква «и».
Глаголы какого времени спрягаются
Спрягаются глаголы только настоящего и будущего времени: мы (что делаем?) учим, он (что сделает?) выучит. Глаголы в прошедшем времени не спрягаются.
Глаголы I спряжения, оканчивающиеся на -ять
При определении спряжения глаголы с безударными окончаниями, оканчивающиеся в неопределённой форме на -ять, иногда ошибочно относят ко II спряжению. Чтобы не было погрешностей, их нужно запомнить.
Глаголы I спряжения, оканчивающиеся на -ять: сеять, веять, лелеять, таять, лаять, каяться, реять, блеять, затеять, кашлять, чуять, надеяться, маяться, отчаяться.
А если хотите, чтобы ваш ребёнок наверняка разобрался, как определять спряжение у глаголов, и перестал путаться — записывайтесь на занятия к нашим репетиторам : )
Влюбляем в обучение на уроках в онлайн-школе Тетрика
Оставьте заявку и получите бесплатный вводный урок