Ошибки водителей на трассе

Обгон — это самый опасный маневр на дороге, особенно обгон фуры или вереницы грузовиков. Он совершается на высокой скорости и предполагает выезд на полосу встречного движения. Однако не все хотят медлить и жмут на педаль газа. Какие же ошибки наиболее распространены при обгоне?

Переоценка своих сил

При активной езде часто водители входят в состояние эйфории. Им кажется, что недавние успехи в обгонах делают их «всемогущими». Это опьяняющее чувство стирает границы реальности и заставляет совершать опасные ошибки на трассе. Раллийных гонщиков учат бороться с опасным ощущением собственного превосходства. Если вдруг начинает казаться, что ты едешь просто великолепно и твое мастерство достигло совершенства, то это верный признак скорой аварии. Пора очнуться и сбросить скорость. В общем, главная причина ошибок при обгонах — это эйфория и головокружение от мнимых успехов в вождении.

Обгон вереницы грузовиков

Водители стараются обгонять попутные автомобили и грузовики по несколько штук за раз. Они несутся с серьезным превышением скорости и развивают 130-150 км/ч, в то время как фура движется на 80-90 км/ч. Часто такие маневры удаются, но иногда они приводят к опасным ситуациям. Если появляется встречный автомобиль, то приходится резко тормозить, чтобы сбавить скорость и вернуться в свою полосу. А сбросить ее до 80 км/ч быстро сложно, потому как автомобиль приобретает высокую энергию, которая прямо пропорциональна квадрату скорости. Необходимо около сотни метров, чтобы погасить скорость с запрещенных 150 км/ч до 80 км/ч и пристроиться в хвост попутной фуре. А такого расстояния часто нет, и водители таранят корму грузовика.

Кроме того, при экстренном торможении на мокрой или грязной дороге колеса могут блокироваться, и автомобиль заносит в сторону, в особенности если он не оборудован АБС. Часто это случается с ВАЗовской «классикой», но такой же эффект наблюдается иногда и на современных автомобилях. Поэтому при обгонах лучше разгоняться быстрее потока на 20-30 км/ч.

Доверяются дорожной разметке

Часто разметка не отражает опасность дорожных условий. Порой прерывистые полосы наносят даже в тех местах, где обгон может быть фатальным. Это подъемы, закрытые повороты или холмистая местность. Водители видят разделительную полосу и жмут на газ, не видя пространство впереди. И в этот момент из низины может выскочить встречная машина. В особенности такие «слепые» обгоны опасны в темное время суток.

Обгон «паровозиком»

Категорически нельзя начинать обгон вслед за другой машиной. Попутный автомобиль перекрывает обзор. Бывает, что водитель передней машины очень рискует и рассчитывает «втиснуться» в минимальное пространство после завершения маневра. Тогда встречные машины расходятся буквально в 10-15 метрах друг от друга. А если сзади едет кто-то еще, то столкновение неминуемо. Поэтому лучше всего не доверять свою жизнь «лихачам» спереди. Выезжать на встречную полосу для обгона можно только на хорошо просматриваемых участках трассы и в одиночку, заблаговременно подавая сигнал «поворотником».

Не смотрят по зеркалам

Некоторые водители стремятся быстро выскочить на встречку для опережения фуры и забывают посмотреть назад в зеркала. Часто случается, что какой-нибудь водитель уже несется сзади на обгон всей вереницы автомобилей. Тогда возникает риск столкновения.

По правилам дорожного движения запрещено препятствовать обгону и выезжать на встречную полосу, если там уже кто-то есть. Поэтому необходимо дождаться, пока полоса освободится. Кроме того, запрещено начинать обгон, если автомобиль спереди подает сигнал левым поворотником.

Надеются на обочину

Многие водители, решаясь на рискованный маневр, считают, что при возникновении опасности всегда могут воспользоваться обочиной. Однако другой водитель, управляющий неожиданно появившейся встречной машиной, тоже стремится спастись от столкновения именно там. Два транспортных средства вылетают на обочину и бьются лоб в лоб. Поэтому некоторые советуют совершающему маневр водителю держаться на встречной полосе, а другому — уходить от столкновения направо на обочину. И это тоже большая ошибка. В экстремальной ситуации водителям не всегда удается сообразить, как разъехаться. Они действуют инстинктивно. Тем более впереди может оказаться магистральный тягач с прицепом, который не будет уходить на обочину, чтобы не разнести половину потока.

Если дорога настолько узка, что не позволяет разъехаться трем машинам, то лучше отказаться от рискованного маневра. Надеяться на обочину опасно.

В общем, лучше не рисковать. Кроме того, важно смотреть за сигналами обгоняемого грузовика. Если водитель-дальнобойщик показывает левым поворотником, что обгонять нельзя, то лучше его послушаться. Если же он дает правый сигнал, то обгонять можно. Шоферы большегрузов видят дальше и всегда предупреждают об опасности.

Вот самые опасные ошибки, которые часто допускают водители на шоссе

Как бы ни ругали наше правительство за дороги, надо признать, что с каждым годом они становятся лучше. Причем даже во многих глухих поселках. Также вместе с ремонтом дорог в России постепенно растет и количество новых автомагистралей и шоссе. В том числе и скоростных платных «хайвеев». Естественно, это огромный плюс, так как издавна известно, что дороги – это артерии в экономике страны, которые дают толчок развитию регионов. К сожалению, с ростом количества скоростных дорог растет и количество ДТП, которые происходят из-за несоблюдения простых правил, которых должны придерживаться все водители при движении по скоростным автомагистралям. Причина этому проста: многие водители в России забывают элементарные правила безопасности на шоссе.

  • Несмотря на то что количество аварий на российских дорогах медленно снижается каждый год, на автострадах и шоссе количество ДТП остается высоким
  • Согласно статистике ДТП, число несчастных случаев и пострадавших на российских автомагистралях из года в год практически не меняется
  • Наиболее частые причины аварий на скоростных автомагистралях – превышение скорости и неспособность водителя поддерживать безопасное расстояние между движущимися транспортными средствами (дистанция)

Да, в нашей стране все-таки удалось за последние годы переломить ситуацию с аварийностью благодаря комплексу мер Правительства РФ и МВД РФ. Так, за несколько лет удалось значительно снизить количество аварий, которые происходят по вине пьяных водителей. Это стало возможным после ужесточения ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения. Напомним, что теперь водителям, севшим за руль в состоянии алкогольного опьянения, может грозить не только административное наказание. Например, если водитель будет повторно остановлен за управление автомобилем в пьяном виде, согласно действующему законодательству в отношении него будет возбуждено уголовное дело.

Также аварийность на дорогах страны удалось обуздать с помощью расширения сети размещения автоматических комплексов фото- и видеофиксации, которые регистрируют на дорогах превышение скоростного режима, движение по обочине, пересечение сплошных линий, проезд на красный сигнал светофора и другие самые опасные нарушения ПДД, которые часто приводят к ДТП.


Но, к сожалению, количество аварий на шоссе и автомагистралях снизилось незначительно. Конечно, это не говорит о том, что нашему правительству пора подумать об очередном ужесточении ответственности за нарушение ПДД. Причина здесь не в том, что водители не хотят становиться законопослушными. На самом деле высокий уровень аварий на шоссе связан с ростом трафика и увеличением в стране количества скоростных дорог.

Но знаете ли вы, что многие аварии, которые происходят на скоростных шоссе, можно было бы предотвратить, если бы водители не забывали элементарные правила безопасности на автомагистралях? Увы, российские водители, выезжая на шоссе, почему-то забывают, что автомагистрали несут в себе такую же опасность (если не большую), что и городские дороги с большим количеством автомашин. Потому и совершают многие водители грубейшие ошибки при движении по шоссе, попадая в очень глупые аварии. Вот 6 самых серьезных ошибок водителей на шоссе:

1. Чрезмерная скорость


Несмотря на то что в нашей стране действуют достаточно жесткие ограничения скорости (например, по сравнению с Европой, где есть автодороги, не имеющие ограничений скорости движения автотранспорта) на всех автодорогах, большинство водителей часто нарушают установленную скорость. Согласно статистике ДТП, превышение скорости является одной из самых распространенных причин аварий на российских дорогах. Вот почему во многих регионах России местные власти начали постепенно снижать максимально разрешенную скорость движения. Например, недавно на некоторых дорогах Московской области было принято решение снизить максимально разрешенную скорость движения с 60 км/ч до 50 км/ч.

Смотрите также: На трассах Подмосковья введут новые ограничения скорости: список трасс

Постепенно в этот эксперимент включаются и другие регионы. Не за горами, когда и в Москве власти примут решение снизить максимально разрешенную скорость движения. Таким образом государство старается снизить аварийность из-за превышения скорости. Ну, а чтобы у водителей не было соблазна нарушать ПДД, на дорогах России продолжают как грибы после дождя появляться камеры фото- и видеофиксации, которые в автоматическом режиме следят за превышением скорости.

Смотрите также: Почему снижение скорости в городах не панацея от травматизма пешеходов?

Так что если не хотите попасть в ДТП на шоссе или автомагистрали, никогда не превышайте установленную максимальную скорость движения. Помните, что скорость – главный враг всех участников дорожного движения.

2. Несоблюдение дистанции


По словам представителя ГИБДД, несоблюдение дистанции между автомобилями является еще одной частой причиной аварий на скоростных дорогах.

Напомним, что согласно 9.10 ПДД водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди автомобиля, которая позволяет избежать столкновения. То есть вы должны держать определенное расстояние до движущегося впереди автомобиля, чтобы в случае аварийной ситуации успеть остановить машину. К сожалению, ПДД не раскрывают подробные данные о дистанции. Дело в том, что дистанция до других автомобилей зависит от многих факторов, начиная от скорости движения, качества дорожного покрытия, состояния протектора резины, времени года, температуры окружающей среды до давления и т. д.

Например, согласно исследованию, при движении на скорости 110 км/час дистанция до движущегося впереди автомобиля должна быть не менее 70-100 метров. И то при условии движения на ровной дороге с сухим асфальтом.

К сожалению, многие водители часто забывают о безопасной дистанции, в результате чего и происходят аварии на скоростных шоссе. Причем, как правило, во многих ДТП участвуют по три, четыре и даже пять автомобилей, собираясь в «паровозик». Это как раз и происходит из-за того, что многие автолюбители забывают, что на скоростных шоссе дистанция должна быть больше, чем при движении в городе.

К тому же многие водители практикуют агрессивный стиль вождения (что запрещено ПДД), подъезжая слишком близко к впереди идущему автомобилю (езда бампер к бамперу). Особенно этим грешат водители, которые любят «играть в шашечки» на дорогах. Но не забывайте, что подобными действиями вы можете спровоцировать ДТП. Не стоит забывать и о том, что это явные признаки «агрессивного вождения». Об этом ниже.

3. Неправильное перестроение на шоссе


Согласно статистике ГИБДД, немало аварий на скоростных автомагистралях случается по причине неправильного перестроения. Немало водителей, забывая главные правила дорожного движения, небезопасно меняют полосу движения. В итоге, не убедившись в безопасности маневра, водители перестраиваются на скоростных шоссе в другие полосы, создавая аварийные ситуации, которые часто приводят к тяжелым последствиям.

Помните, что по шоссе или автомагистрали вы движетесь с немалой скоростью, поэтому вы должны при перестроении учитывать и скорость другого транспорта, которая также будет больше, чем при движении в городе. Поэтому при перестроении в другую полосу обязательно несколько раз убедитесь, что вы не создадите другому автомобилю препятствия. Ведь сами понимаете, что из-за большой скорости кто-то просто может не успеть снизить скорость. Тогда авария неминуема.

Также не забывайте заранее включать сигналы поворота, чтобы другие участники дорожного движения могли снизить скорость при необходимости. В том числе не советуем вам «играть в шашки», перестраиваясь то в одну, то в другую полосу. Помните, что подобный стиль вождения создает опасность на дороге для других участников движения. Кроме того, учтите, что подобное поведение может быть расценено как агрессивное вождение.

4. Движение в левой полосе


Вы замечали свободные левые полосы вне населенных пунктов на шоссе, а также в населенных пунктах, обозначенных знаками 5.1 или 5.3? Если честно, мы уже давно не видим свободных левых полос даже на скоростных платных полупустых автомагистралях. Хотя это прямо запрещено действующим законодательством.

Вот выдержка из действующих ПДД:

9.4. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.
 
В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 ПДД РФ водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.
 
Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 тонн – только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 ПДД.

Также согласно части 1 статьи 12.15 КоАП РФ за движение в левой полосе при свободных правых предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере 1 500 рублей.

То есть согласно действующему законодательству движение в левой полосе разрешено либо для обгона транспорта, либо при занятых правых полосах. К сожалению, 85% водителей, по данным ГИБДД, забывают об этом немаловажном правиле.


Так что при обгоне автомобилей по левой полосе всегда возвращайтесь в правую полосу как можно скорее. Иначе вы рискуете получить штраф. Хотя стоит признать, что за подобные нарушения сотрудники ДПС штрафуют очень редко. Ведь чтобы привлечь водителя за движение в левой полосе, нужна панорамная фото-, видеосъемка, доказывающая, что движение в левой полосе осуществлялось при свободных правых. Конечно, если бы штраф за это нарушение был 5000 руб. или более, то сотрудники ГИБДД уже давно вышли бы на охоту. Но сегодня им выгоднее ловить пьяных за рулем. Но это не означает, что вы должны нарушать ПДД. Помните, что только строгое соблюдение закона на дороге может обеспечить безопасность за рулем.

5. Движение задним ходом по автомагистрали


Наверное, каждый из нас еще с автошколы знает, в каких случаях запрещено движение автомобиля задним ходом. Но по непонятной причине немало водителей забывают об этом. Каждый день в России происходят аварии на дорогах по вине водителя, который двигался на машине задним ходом. Все дело в том, что движение на задней передаче в определенных ситуациях создает большую опасность для всех участников дорожного движения. Давайте вспомним, в каких случаях запрещается двигаться на машине задним ходом.

Вот список ограничений ПДД, которые запрещают движение задним ходом:

  • на перекрестке
  • на пешеходном переходе
  • в тоннеле
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними
  • на железнодорожном переезде
  • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м
  • в местах остановок маршрутных транспортных средств
  • на автомагистралях

Также не стоит забывать, что согласно 3 части статьи 12.11 КоАП РФ за движение по автомагистрали задним ходом водителю грозит штраф в размере 2 500 рублей.

Помните, что движение задним ходом на скоростной автомагистрали очень опасно. Нередко подобное нарушение приводит к тяжелым авариям. Поэтому если вы пропустили съезд/поворот при движении на скоростной автостраде, ни в коем случае в попытке сэкономить время не останавливайте машину, чтобы начать движение задним ходом. Лучше потеряйте лишнее время и найдите безопасный разворот.

6. Неправильный въезд на скоростное шоссе


Самой частой ошибкой водителей является въезд на автомагистрали и скоростные шоссе. Многие забывают, что для безопасного въезда на подобные трассы предусмотрены полосы разгона, позволяющие плавно и безопасно встроиться в скоростной поток транспорта. К сожалению, многим водителям часто не терпится перестроиться в основной поток автомобилей. В итоге они, не дожидаясь окончания полосы разгона, резко перестраиваются в крайнюю полосу скоростного шоссе, создавая опасные помехи тем, кто движется по правой полосе основной дороги. Это часто приводит к возникновению опасных дорожных ситуаций.

Как известно дорога не прощает ошибок. Малейшая ошибка водителя может привести к дорожно-транспортному происшествию. Чтобы избежать катастроф, водителям следует знать самые опасные ошибки, которые они могут допустить во время движения, и постараться их не допускать.

1. Управление транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

В 11% аварий виноваты именно пьяные водители. Согласно официальной статистике ежегодно на дорогах Тверской области выявляется свыше семи тысяч пьяных водителей. А скольким удалось остаться незамеченными, стоит только догадываться. Многие, кто управляет автомобилем, мотоциклом, скутером в состоянии опьянения, не видят в этом угрозы. Для данной категории водителей главная цель – не попасться сотрудникам Госавтоинспекции. Они не задумываются, что подвергают опасности себя, и других участников дорожного движения.

2. Разговор по сотовому телефону или отправка sms-сообщений за рулем.

По причине того, что водитель отвлекается от дороги, в том числе и на переписку по «мобильному», зачастую происходят крупные аварии, связанные с выездом на полосу встречного движения либо съездом с дороги и опрокидыванием.

3. Лихачество на дорогах.

Умение водителя выбрать скорость движения, соответствующую дорожным условиям, имеет первостепенное значение. От скорости в основном зависит безопасности движения, а умение подобрать нужную скорость позволит быстро и рационально совершить поездку при максимальной ее безопасности.

4. Чрезмерная эмоциональность водителя.

Низкая культура вождения, проявление агрессии к другим участникам дорожного движения  приводит к серьезным ДТП с увечьями и гибелью людей.

5. Игнорирование ремней безопасности.

Использование ремней безопасности позволяет снизить тяжесть последствий аварии в 6-8 раз. Исследования показали, что при лобовом столкновении на скорости 80 км/ч люди получают такие увечья, как при падении на асфальт с высоты 25 м. Это происходит в том случае, если водитель и его пассажиры не были пристегнуты ремнями безопасности.

6. Отсутствие в салоне детского удерживающего устройства.

Многие взрослые по-прежнему недооценивают роль детских удерживающих устройств. При автомобильной аварии детское автокресло снижает риск летального исхода среди младенцев на 71 %, среди детей от года до четырех лет – на 54%.

7. Недооценка погодных условий.

Дождь, туман, гололед, сумерки оказывают существенное влияние на безопасность дорожного движения. Неблагоприятные метеоусловия увеличивают количество ДТП в среднем на 25%. Критические погодные условия, такие как гололед или ливень, обязательно выявят недостатки как в умениях водителя, так и в автомобиле. Важную роль в обеспечении безопасного управления транспортом в этих условиях будут играть знания, навык и опыт водителя.

8. Неправильное управление машиной, чрезмерное ускорение или неверный выход из заноса.

Нередки случаи, когда при резком ускорении, резком торможении или резком повороте рулевым колесом происходит занос автомобиля. От неожиданности водитель теряется, нажимает на педаль тормоза, тем самым еще больше усугубляя положение. В таких ситуациях первое, что должен сделать водитель, — это забыть про педали тормоза и сцепления. В его арсенале остается только рулевое колесо и педаль газа – только они могут помочь справится с заносом.

9. Вождение в усталом, сонном состоянии.

Многие водители не придают большого значения усталости, сонливости и снижению внимательности на дороге. При вождении в утомленном состоянии у водителя притупляется внимание и увеличивается время реакции. Чем выше скорость, тем быстрее устает человек. Согласно медицинским данным, на скорости 90 км/ч усталость наступает через 3,5-4 часа. При ощущении усталости или когда глаза закрываются, лучше остановиться и передохнуть.

10. Потеря концентрации.

Главное для водителя – во время движения оставаться полностью сконцентрированным на управлении автомобилем. Отвлекаться нельзя ни на секунду. Оборачиваться к пассажирам или смотреть на них в зеркало заднего вида означает отвлекаться от вождения и увеличивать риск ДТП. Так, на скорости 90 км/ч автомобиль за секунду преодолевает 25 метров. Один поворот головы к детям на заднее сидение – потерянные три секунды и 75 метров «вслепую». Лучше остановиться, чем рисковать безопасностью семьи, пытаясь решить вопрос за рулем.

Свободная многополосная загородная трасса — это дорога, по которой водитель может двигаться с комфортом и в полной мере наслаждаться поездкой, так как не требуется совершать лишние перестроения, постоянно следить за окружающей обстановкой и нервничать. В то же самое время, многие забывают, что трасса — довольно опасное место, где при возникновении дорожно-транспортного происшествия минимальными потерями обойтись редко удается, и чаще ДТП превращается в страшную трагедию с жертвами.

Проблема заключается в том, что по таким магистралям передвижение осуществляется с высокой скоростью, когда транспортное средство за считанные секунды проходит внушительное расстояние. Здесь даже мгновения порой достаточно, чтобы стать виновником или участником серьезного столкновения. В то же самое время, автомобилисты не особо внемлют предостережениям и совершают целый ряд распространенных ошибок, которые, к слову, могут повлечь за собой самые негативные последствия.

Для начала хотелось бы напомнить про нарушение установленных правил. Это наиболее распространенная ошибка, которую допускают многие водители. В основном речь идет про нарушение установленного скоростного режима. Важно понимать, что ограничение взято не с потолка и не предусмотрено из-за вредности властей. Все скоростные ограничения на дорогах общественного пользования предусмотрены с целью обезопасить рядовых водителей и свести число ДТП из-за условий к минимуму.

Также на трассах многие водители допускают и иные правонарушения, в том числе перестроение без использования указателей поворота. Стоит напомнить, что таким образом можно ввести своих коллег в заблуждение. Хоть при этом водитель может и не стать участником ДТП, но вполне может его спровоцировать. То же самое можно сказать и про хаотичное опережение машин в транспортном потоке. Делать этого не следует по той простой причине, что машину может занести, либо водитель просто вовремя не заметит препятствие на своем пути.

Стоит отметить, что ко всем описанным ранее нарушениям автомобилистов ведет излишняя самоуверенность. В действительности, если долгое время двигаться по пустой трассе, где минимум попутчиков, можно расслабиться, насладиться комфортом и забыть о том, что в любой момент обстановка на проезжей части вполне может измениться. Совсем не обязательно водитель должен сам провоцировать неприятные инциденты, за него это могут сделать коллеги по ряду видимых обстоятельств, что вполне может стать причиной ДТП.

В действительности, автомобилисты совершают массу ошибок при движении по всем дорогам общественного пользования, а не только при перемещении по трассе. На практике это нередко приводит к негативным последствиям. Чтобы не стать виновником в возникновении ДТП, необходимо уважать своих коллег, придерживаться установленных правил, а кроме того, исключить чрезмерную самоуверенность. На деле можно попасть в сложную ситуацию именно из-за своей самоуверенности, с которой даже опытному водителю будет разобраться не так-то просто ввиду сопутствующих обстоятельств и прочих факторов.

Запись перемещена в архив

Зима имеет свои особенности в управлении автомобилем. Вождение по скользким поверхностям — это искусство. А если оно происходит на большой скорости, то это уже высший пилотаж. О том, какие ошибки совершают водители на трассе, мы и поговорим сегодня. Этого нет в Правилах, но это важно.

Повороты и педали

Довольно часто нерасчетливый водитель делает так: он обгоняет другое транспортное средство и почти сразу начинает тормозить и сворачивать с дороги. Этим маневром торопыга создает помеху своему коллеге позади. С учетом того, что после обгона скорость машины, вырвавшейся вперед, была высокой, торможение требуется весьма интенсивное. Зимой это действие опасно из-за скользкого снега и льда.

А в местах, где давят на педаль тормоза водители множества машин, укатанный снег покрывается тонкой и идеально гладкой корочкой льда, коэффициент сцепления которого минимален. Если при этом навстречу едет еще и третья машина, ситуация вдвойне опасна — ведь объехать ставшего препятствием коллегу водителю второго автомобиля попросту негде. Если вам сворачивать в родное село через километр, придержите свою прыть: за этот километр вы как раз только и успеете обогнать да подрезать. Риск в данном случае совершенно не оправдан.

В поворотах водители ошибаются и с педалями. Есть правило: перед поворотом плавно сбросить скорость, включить нужную передачу (на машинах с механикой — на автомате она переменится при необходимости сама), с ровным газом пройти поворот, затем уже ускоряться. Зимой скорость прохождения поворота, конечно же, должна быть ниже той, с которой вы проносились здесь летом.

Следует учитывать низкие сцепные свойства мерзлого асфальта и сократившуюся ширину проезжей части: как правило, обочины закатаны снегом, а все машины идут по одной колее по центру дороги. Встречный транспорт в такой ситуации — не самый радостный момент. Поэтому нужно смотреть вперед — нет ли вам навстречу другого автомобиля. Если есть, рассчитывайте скорость, с которой он приближается, и свою собственную — так, чтобы место разъезда обоих транспортных средств не оказалось в повороте, где узко и страшно.

Сбрасывать скорость и разгоняться зимой на трассе следует очень плавно и осмотрительно. О том, почему нужно нежно обращаться с педалями для ускорения и торможения, расскажет известный автогонщик Александр Александров:

— Многие практикуют неправильную работу газом. При избыточном, резком давлении на акселератор машину начинает с дороги стаскивать, хоть заднеприводную, хоть переднеприводную. Поэтому не переборщите! Также очень аккуратно следует пользоваться зимой и тормозами. Если вы «перетормозите», автомобиль поплывет вправо или влево. Водитель при этом пугается, теряется и может продолжить совершать ошибки.

Рулежка

О том, что крутить баранку тоже надо уметь, знают все. Но если летом и в городе на небольшой скорости ошибки в рулении не смертельны, на гололеде и на скорости в «сотню» рулевое колесо становится «колесом фортуны». Если в повороте вы перебрали со скоростью либо под колесами неожиданно оказался ледок, машина может поехать прямо.

— На скользких покрытиях при повороте руля машина сперва идет в поворот. Водитель доворачивает руль еще — и машину начинает стаскивать, — описывает проблему Александр Александрович. Происходит это от того, что повернутые колеса хуже цепляются за неверное покрытие, и машина попросту скользит, как на коньках. Чем круче повернуты колеса, тем прямее траектория автомобиля! — Испуганный водитель, видя движение машины мимо дороги, начинает еще больше поворачивать руль, и машина становится все более не управляемой, — говорит Александров. — Используйте принцип маятника: если машина не хочет поворачивать, мягко верните рулевое колесо, выпрямляя его, затем снова аккуратно его поверните, но чуть-чуть: вы должны чувствовать, когда машина начинает терять управляемость. И еще один совет: очень важен правильный подбор резины. Не ездите на изношенных или всесезонных покрышках.

Спуски-подъемы и остановки

Если при приближении к открытому повороту вы можете видеть дорогу и встречных-попутных, то так называемые перегибы профиля дороги намного опаснее. Примерно как закрытый поворот. И опасны они именно ограниченной видимостью.

Поэтому перед подъемом или спуском нельзя останавливаться. Нельзя двигаться в подъем с очень большой скоростью — за пиком горки может быть крутой поворот, и вы рискуете не вписаться в него. Нельзя резко тормозить на крутом спуске: распределение тяжести при этом таково, что на переднюю ось машины приходится намного больше веса, чем обычно. Элементы подвески при этом сильно загружены, и клевок вплоть до удара бампером в дорогу гарантирован. Если же вам встретится яма, то машине опять-таки придется несладко! Зажатая подвеска не сможет отработать эту яму. Поэтому если вы на спуске увидели яму, колдобину или другое небольшое препятствие и плавно объехать его не можете, то перед ним отпустите тормоза, разгружая нос.

Относительно скорости есть лаконичное правило: на какой передаче поднимаешься — на той и спускайся. То есть чем круче спуск, тем ниже должна быть передача. Тем самым достигается эффект торможения двигателем и меньше используются опасные зимой рабочие тормоза. На механике или АКПП с ручным режимом этот вопрос решается включением нужной передачи, на автомате — отключением овердрайва или переводом селектора из D (Drive) в «3» или «2». Спускаться на одних тормозах, рискуя соскользнуть со скользкой дороги, да еще и перегревая их, не рекомендуется!

— Чтобы безопасно припарковать машину на трассе, — говорит Александр Александров, — ширина обочины должна быть достаточной. Вставайте только в том случае, если объезжая вас, попутная машина не покидает своей полосы и не выезжает на встречную полосу. Создание помехи в данной ситуации может слишком дорого обойтись для всех транспортных средств.

Дополню слова мастера: обочина должна быть плотной. Зачастую в районах кромка дороги засыпана снегом, который грейдер сгреб с проезжей части. Граница обочины при этом теряется, и то, что кажется твердым продолжением дороги, на самом деле — рыхлый сугроб. Если вы зацепите колесом такую ловушку, машину незамедлительно ухнет с дороги. Поэтому останавливаться стоит лишь там, где точно есть твердое покрытие. Специальные места отдыха, площадки перед кафе или возле заправок дадут вам гарантию безопасности.

Ночь

Это прежде всего условия ограниченной видимости. Поэтому ехать ночью и по гололеду — испытание. Тем более по незнакомой дороге! Сложность в том, что вы не можете видеть заранее, скользко на дороге или не очень. Скоростной режим, естественно, должен быть безопасным, с учетом уровня подготовки водителя и возможностей его четырехколесного напарника. Инструкторы настоятельно не рекомендуют отправляться в путь ночью, да еще и зимой тем, кто за рулем меньше двух лет. Но вряд ли кто-то послушает, поэтому:

Неумение пользоваться дальним светом характерно для многих современных горе-пилотов. Едет себе такой эгоист и слепит встречного. На моргания дальним светом и «аварийкой» не реагирует. В этом случае просто закройте один глаз. Его вы откроете, когда ярый «светоч» проедет — глаз будет немного лучше адаптирован к темноте. Еще советуют смотреть на свою обочину — она будет вашим ориентиром.

Если же вы ослеплены, от вас требуется три действия: включить «аварийку», плавно остановиться и не менять направление и полосу движения! Последнее — самое важное. Ибо свалиться с дороги сослепу так просто.

Если возможны пешеходы, например, вы видите населенный пункт или остановку автобуса, лучше включите дальний — хотя бы моргните, если приближается встречный. Так вы осветите то, что на ближнем не видно: стоящих на обочине людей в традиционно темной одежде.

Можно ехать за лидером — на таком расстоянии, чтобы он был чуть за границей света ваших фар. В этом случае ваша машина не будет слепить проводника в темном царстве через его зеркала. А если вам непременно нужно совершить обгон — маневр, опасный и в белый день, и на сухой дороге — то проведите его грамотно. Заблаговременно, не утыкаясь в зад передней машине, высуньтесь на встречку, посмотрите ситуацию. Свет фар головной машины — она идет на дальнем, если нет встречных — будет вам помогать. Нет поворотов, нет ям — включите левый поворотник и обгоняйте. Поравнявшись с обгоняемым коллегой, переключите фары на дальний свет. Так вы подскажете ему переключиться и улучшите видимость перед собой.

Последний на сегодня совет: не расслабляйтесь в самом конце пути. Облегчение, что вы уже почти на месте, в сочетании с усталостью могут сыграть злую шутку. Пока вы не заехали в гараж или на стоянку, рано радоваться. Удачного путешествия!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки водителей зимой
  • Ошибки во время установки виндовс 10
  • Ошибки во время тренировок
  • Ошибки во время собеседования на английском
  • Ошибки во время публичного выступления являются