Ошибки восприятия обусловлены действием факторов

Механизмы
восприятия и понимания строятся на
основе:1идентификации 2 эмпатии 3рефлексии

Идентификация
— уподобление себя собеседнику. Человек
как бы ставит себя на место другого и
определяет, как бы он действовал в
подобных ситуациях.

Эмпатия
— понимание на уровне чувств, стремление
эмоционально откликнуться на проблемы
другого человека. Ситуация другого не
столько продумывается, сколько
прочувствуется. Уровни эмпатии:1
низший: проявление своеобразной слепоты
к состоянию, переживаниям, намерениям
собеседника;2 средний: по ходу общения
у человека возникают отрывочные
представления о переживаниях другого
человека;3: умение сразу войти в состояние
другого человека не только в отдельных
ситуациях, но и на протяжении всего
процесса взаимодействия.

Рефлексия
— логическая форма познания личностных
особенностей себя и других людей.
Представляет собой попытку логически
проанализировать некие признаки и
сделать определенный вывод о другом
человеке и его поступках (обобщение), а
затем, опираясь на это обобщение, делать
частные выводы о частных конкретных
случаях взаимодействия. Часто и обобщающие
и частные выводы делаются на малом
ограниченном числе признаков, являются
неверными и ригидными (то есть не
корректируются с учетом конкретных
ситуаций). Рефлексия — средство понимания
другого. В
узком значении

рефлексия — осознание действующим
индивидом того, как он воспринимается
партнером по общению. То есть не просто
знание другого, а знание того, как другой
воспринимает тебя — своеобразное
удвоенное отражение.

Выделяют
следующие позиции:1 Я, как я есть сам
по себе 2Я, каким я себя вижу 3, каким меня
видят другие 4Я, каким я представляю
свой образ в сознании других

27 Ошибки восприятия и пути их преодоления

Для
каждой категории партнеров есть как бы
разные «техники» общения, выбор
которых определяется характеристиками
партнера. Поэтому наиболее важные в
данной ситуации характеристики — это
те, которые позволяют отнести Партнера
к какой-то группе. Именно эти характеристики
и вос­принимаются достаточно точно.
А остальные черты и особенно просто
достраиваются по определенным схемам,
и именно здесь проявляется вероятность
ошибки. Эти ошибки восприятия Обусловлены,
в частности, действием некоторых
факторов: пре­восходства, привлекательности
и отношения к нам.

Люди,
вступающие в общение, не равны: они
отличаются друг от друга по своему
социальному статусу, жизненному опыту,
интеллектуальному потенциалу и т.д. При
неравенстве парт­неров наиболее часто
применяется схема восприятия, которая
приводит к ошибкам неравенства. В
психологии эти ошибки получили название
фактора превосходства. Схема восприятия
такова. При встрече с человеком,
превос­ходящим нас по какому-то важному
для нас параметру, мы оце­ниваем его
несколько более положительно, чем было
бы, если бы он был нам равен. Если же мы
имеем дело с человеком, ко­торого мы
в чем-то превосходим, то мы недооцениваем
его. Причем превосходство фиксируется
по какому-то одному пара­метру, а
переоценка (или недооценка) происходит
по многим параметрам. Эта схема восприятия
начинает работать не при всяком а только
при действительно важном, значимом для
нас неравенстве. Информация о превосходстве
обычно так или иначе «закладыва­ется»
в одежду и манеру поведения, в них всегда
есть элементы, свидетельствующие о
принадлежности человека к той или иной
социальной группе или его ориентации
на какую-то группу. Эти элементы служат
знаками групповой принадлежности и для
самого носителя одежды и поведения, и
для окружающих его людей. Понимание
своего места в группе, в той или иной
иерархии, а также положения других людей
во многом опреде­ляют общение и
взаимодействие. Поэтому выделение
превосход­ства какими-то внешними,
видимыми средствами всегда сущест­венно.

Действие
фактора привлекательности при восприятии
чело­века заключается в том, что под
его влиянием какие-то качества человека
переоцениваются или недооцениваются
другими людь­ми. Ошибка здесь в том,
что если человек нам нравится (внешне),
то одновременно мы склонны считать его
более ум­ным, хорошим, интересным и
т.д., т.е. опять-таки переоцени­вать
многие его личностные характеристики.

И,
наконец, фактор отношения к нам. Он
действует таким об-аазом, что люди,
хорошо к нам относящиеся, оцениваются
выше до которые к нам относятся плохо.
Знаком отношения к нам, запускающим
соответствующую схему восприятия,
является все, ЧТО свидетельствует о
согласии или несогласии партнера с
нами.

28
проблемы самоподачи

В
общении участвуют как минимум два
человека, и каждый из них может активно
влиять на восприятие партнера. Дело в
том, что партнер, с которым мы общаемся,
это не пассивный объект восприятия, а
живой человек, имеющий свои цели, свое
представление о характере взаимодействия,
и главное — способный решительным
образом повлиять на то, как мы его увидим.
Именно эта способность «вмешательства»
живого объекта восприятия в процесс
формирования своего образа у собеседника
и называется самоподачей. По существу
самоподача, самопредъявление состоит
в управлении вниманием партнера.

Самоподача
есть средство управления вниманием
других, но не его цель. Ведь не является
же целью просто привлечь внимание к
ресницам или к румянцу — это только
средства для создания желаемого цельного
образа. Обычно при взаимодействии
человек вольно или невольно ожидает,
что тот или иной акцент, который он
ставит в самоподаче, вызовет не только
и не столько внимание к себе, сколько
приведет к раскрытию многих других
параметров, необходимых для завершенного
образа.

самоподача
объективно присутствует в любом общении,
хочет того человек или нет. А значит,
она в любой момент может послужить
источником ошибок при восприятии
другого. При таком понимании проблемы
важнее не столько фиксироваться на
негативных эмоциональных ассоциациях,
связанных с самоподачей, сколько, осознав
ее обязательное присутствие в общении,
понять ее закономерности, средства и
методы с тем, чтобы учитывать возможное
влияние.

Самоподача
превосходства, чтобы быть успешной,
должна опираться на некоторые объективные
признаки, знаки превосходства — одежду,
манеру речи и поведения. Но поскольку
самоподача — это управление вниманием
партнера, то очень важно к тому же, чтобы
эти крючки при самоподаче были
действительно заметны, акцентированы,
подчеркнуты, выделены. Например, модная
молодежная одежда одного человека будет
воздействовать на окружающих и увеличивать
ошибку только в том случае, если она
будет рассматриваться на фоне немодной
одежды остальных. Когда все одеты
одинаково, то этот фактор не сработает.
И среди «своих» необходимо буквально
«гнаться за модой», чтобы поддерживать
представление о себе на желаемом уровне.
Превосходство часто демонстрируется
через стоимость, цвет и силуэт одежды.
Именно эти параметры и должны быть
как-то подчеркнуты, выделены для
самоподачи превосходства.

Самоподача
Привлекательности тоже является
предметом управления. Причем если
самоподача превосходства не всегда
важна для человека, то самоподача
привлекательности важна для каждого.
Знаками привлекательности могут являться
затраты человека на свой внешний вид,
та работа, которую приходится выполнять
для создания определенного внешнего
облика. Уточним, какая именно работа
необходима для создания своего образа.
Может, это работа по добыванию модного
платья, усилия по созданию современной
прически.

Самоподача
отношенияСамоподача превосходства и
привлекательности по важности и «частоте
употребления» значительно проигрывает
самоподаче отношения. Ведь действительно
всегда очень важно уметь показать
партнеру свое отношение к нему — чаще
хорошее, но иногда и плохое. И конечно,
недоучет самоподачи отношения к нам
сильно сказывается на эффективности
общения.

30
ф-ры способствующие росту эф-ти труда

материальные
факторы :

привязка
материального вознаграждения к
результатам труда . По отношению к
сотрудникам отделов ИТ это особенно
актуально, так как именно они обеспечивают
проведение реинжиниринга предприятия
с целью повышения эффективности его
работы. Для этого необходимо выработать
такое соотношение базовой и переменной
составляющих заработной платы, которое
бы максимально стимулировало сотрудников
к получению прибыли, но в то же время не
вызывало бы опасений получения низкого
вознаграждения. При этом поставленные
задачи должны быть по силам сотрудникам,
так как слишком высокие ожидания от них
снижают мотивацию к труду.

периодическое
премирование сотрудников . Оно должно
осуществляться по результатам
промежуточных оценок деятельности
сотрудников по различным критериям:
эффективность работы, трудовая дисциплина,
отзывы руководителей, внесение
предложений, освоение новых навыков и
другим.

надбавки
за квалификацию . Эти надбавки должны
выплачиваться сотрудникам, показавшим
более высокую квалификацию по сравнению
с другими в результате аттестации или
после прохождения курса обучения. Таким
образом может стимулироваться
профессиональное самосовершенствование
сотрудников.

помимо
социальных льгот, гарантируемых
законодательством, желательно
предоставлять сотрудникам внутрифирменные
льготы , такие как оплата проезда, питания
(возможно частичная), надбавки за стаж
работы, выплаты при выходе на пенсию,
путевки в дом отдыха, подарок к дню
рождения, ссуды при покупке жилья и
другие.

психологические
факторы

формирование
и развитие корпоративного духа и
философии организации . Высшим руководством
предприятия должна быть разработана и
доведена до сведения всех исполнителей
(по крайней мере, для ведущих специалистов)
целевая функция предприятия как
организации и обеспечены условия для
создания развитой корпоративной
культуры, что положительно отражается
на деятельности организации. Важно
обеспечить наличие обратной связи, что
позволит руководству лучше понимать и
учитывать интересы персонала предприятия;

общественное
признание личного труда. Укрепление
чувства полезности выполняемой работы
обеспечивает рост самоуважения, что
ведет к повышению производительности
труда. Персонал должен знать, что
организация, в которой он работает,
делает полезную для общества работу и
выполняет ее наилучшим образом;

совершенствование
организации труда путем расширения
объема и обогащения содержания работы.
Обеспечивается через участие каждого
члена группы внедрения в планировании
и выполнении проекта, определении режима
выполнения функциональных обязанностей
и участие в принятии решений. За счет
этого достигается перенос части
ответственности на нижние уровни
управления (эта мера может являться
элементом перехода от авторитарного
стиля руководства к так называемому
корпоративному управлению);

разработка и
соблюдение режима труда и отдыха, правил
гигиены труда . Создание такой материальной
среды, которая бы наилучшим образом
отражалась на физической, интеллектуальной
и психической трудоспособности человека.
Например, введение в штат (или периодическое
приглашение) психолога-консультанта
способствовало бы правильному подбору
членов группы внедрения, предотвращению
и разрешению межличностных конфликтов,
а также личных проблем сотрудников;

возможность
профессионального роста и уверенность
в будущем . Для того, чтобы внедренец в
полной мере мог реализовать свой
профессиональный потенциал, необходимо:

создавать условия
для повышения профессионально-квалификационного
уровня и обеспечивать постоянное
обновление знаний и совершенствование
навыков (всевозможные курсы, тренинги
и т.п.). Наличие квалифицированного
персонала — динамичный фактор. Его
влияние практически одинаково, как в
отечественных условиях, так и в мировой
практике. Очень важно вовремя обучить
персонал, и в нужном объеме;

повышение в должности
должно быть связано с плановым повышением
квалификации и переподготовкой;

продвижение по
службе должно осуществляться в результате
признания профессиональных успехов
сотрудника в глазах коллектива.

развитие
дружеских отношений в коллективе . Такие
отношения позитивно влияют на эффективность
деятельности и формируются, когда место
каждого сотрудника в организации
определяется исключительно по его
способностям и результатам труда. В
этом случае нет сильного разграничения
по иерархической лестнице, а действия
на каждой структурно-организационном
уровне подчиняются общей цели. Большое
значение приобретает формирование
развитого чувства принадлежности к
первичному коллективу и вообще к
организации;

правовая
защищенность сотрудников . Руководство
организации должно давать своим
сотрудникам гарантии, что все дела с
ними будут формализованы и вестись в
соответствии с законом, что сотрудник,
выступивший с критикой, не будет
подвергнут гонениям, что администрация
не будет собирать информацию о поведении
сотрудника за пределами организации и
о жизни членов его семьи.

Обобщая
практический опыт различных организаций
в области стимулирования труда, можно
считать, что при правильно выбранной
системы мотивации ожидается:

увеличение
прибыли – повышение материальной
заинтересованности;

улучшение
качества выпускаемой продукции —
повышение материальной заинтересованности
и улучшение репутации организации;

увеличение
степени творчества в выполняемой работе
— активность по внедрению новых ИТ;

повышение
престижности выполняемой работы —
возникновение конкуренции среди
сотрудников, уменьшение текучести
кадров;

увеличение
сплоченности и солидарности сотрудников
— повышение трудового потенциала.

Для каждой категории
партнеров существуют различные “техники”
общения, выбор которых определяется
характеристиками партнера. Поэтому
наиболее важны те характеристики,
которые позволяют отнести партнера к
какой-то группе. Именно эти характеристики
воспринимаются достаточно точно. А
остальные черты и особенности просто
достраиваются по определенным схемам,
и здесь велика вероятность ошибки. Эти
ошибки восприятия обусловлены действием
факторов превосходства, привлекательности
и отношения к нам

Фактор
превосходства
Люди,
вступающие в общение, не равны по
социальному статусу, жизненному опыту,
интеллектуальному потенциалу и т. п., и
поэтому возможны ошибки неравенства.
При встрече с человеком, превосходящим
нас по какому-то важному для нас параметру,
мы оцениваем его более положительно,
чем если бы он был равен нам. Если же мы
его в чем-то превосходим, то недооцениваем
такого человека. Причем превосходство
фиксируется по одному фактору, а
переоценка (недооценка) – по многим.
Эта схема работает лишь при очень
значимом неравенстве.

Признаки
превосходства
определяются:

  • по одежде человека,
    его внешнему оформлению (очки, прическа,
    драгоценности, машина, оформление
    кабинета и др.);

  • манере поведения
    человека (как сидит, ходит, разговаривает,
    куда смотрит и т. д.).

Эти элементы служат
знаками групповой принадлежности и для
самого человека и для окружающих.

Фактор
привлекательности
Под
его действием какие-то качества
переоцениваются или недооцениваются
другими людьми. Если человек нравится
внешне, то мы склонны считать его более
умным, интересным. Но в разное время
разное считалось привлекательным, у
разных народов свои каноны красоты, то
есть привлекательность носит социальный
характер. Знаком привлекательности
являются усилия человека выглядеть
социально одобряемым. Привлекательность
– степень приближения к тому типу
внешности, который максимально одобряется
той группой, к которой мы принадлежим.

Фактор отношения
к нам
Люди,
хорошо к нам относящиеся, оцениваются
выше тех, которые относятся к нам плохо.
Знаком отношения к нам, запускающим
соответствующую схему восприятия,
является все, что свидетельствует о
согласии или не согласии с нами. Чем
ближе чужое мнение к собственному, тем
выше оценивается этот человек. И наоборот,
чем выше оценивается человек, тем большее
ожидается сходство его взглядов с
собственными.

22.Культура вербального общения, ее основные требования.

Содержание информации
передается с помощью языка, т.е. принимается
частично искажается смысл информации,
частично происходит ее потеря. При
передачи информации нужно возникшую
идеи мысль сначала словесно оформить
во внутренней речи, затем перевести из
внутренней речи во внешнюю, т.е.
высказаться. Это высказывание должно
быть услышано и понято.

Эффективной
коммуникация будит тогда, когда получатель
сообщения правильно расшифрует все его
четыре стороны (самораскрытие, существо
дела, призыв, отношение).

23.Вербальное общение по телефону: основные требования и типичные ошибки. Сотовая связь.

  • Искусство
    ведения телефонных разговоров состоит
    в том, чтобы кратко
    сообщить все, что следует, и получить
    ответ. В японской фирме не будут долго
    держать сотрудника, который не решит
    деловой вопрос по телефону за три
    минуты.

Основой
успешного проведения делового телефонного
разговора является компетентность,
тактичность, доброжелательность,
владение приемами ведения беседы,
стремление оперативно и эффективно
решить проблему или оказать помощь в
ее решении. Важно, чтобы служебный,
деловой телефонный разговор велся в
спокойном вежливом тоне и вызывал
положительные эмоции. Еще Ф.
Бэкон
отмечал,
что вести разговор в доброжелательном
тоне более важно, чем употреблять хорошие
слова и располагать их в правильном
порядке. Во время делового телефонного
разговора необходимо создать атмосферу
взаимного доверия.

Во
время разговора надо уметь заинтересовать
собеседника своим делом. Здесь Вам
поможет правильное использование
методов внушения и убеждения. Как это
сделать, при помощи каких средств?
Голоса, тон, тембр, интонации голоса
говорят очень много внимательному
слушателю.

  • Излишняя
    эмоциональность создает предпосылки
    для речевой нечеткости, не деловитости
    фраз, что увеличивает время телефонного
    разговора.

Известно также,
что при телефонном разговоре имеет
место пресыщение
общением.
Оно может явиться источником напряженности
между сторонами. Поэтому во время
разговора надо соблюдать меру. Иначе
может потеряться смысл общения и
возникнуть конфликт. Признаки пресыщения
общением: возникновение и усиление
беспричинного недовольства партнером,
раздражительность, обидчивость и т.п.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология»

преподавательский стаж — 8 лет

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Восприятие человека— это целостный образ другого лица, формирование которого происходит на основе оценки его внешнего вида и поведения. В ходе общения, в процессе которого порой происходят ошибки восприятия, человек взаимодействует с теми, кого видит в первый раз и с теми, с кем уже достаточно хорошо знаком.

Особенности восприятия

Восприятие может быть определено представлением о партнере, сложившимся в ходе общения. Психологические исследования показывают, что основой восприятия незнакомых ранее лиц и лиц, с которыми уже есть некоторый опыт общения, являются различные психологические механизмы. В одном случае восприятие происходит через психологические механизмы межгруппового общения, в другом — с помощью механизмов межличностного общения.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 4 500 ₽

Психологические механизмы восприятия в рамках межгруппового общения включают социальную стереотипизацию, суть которой состоит в выстраивании образа другого человека на основе тех или иных типовых схем.

Определение 2

Социальный стереотип представляет собой устойчивое представление об определенных явлениях или лицах. Он характерен для представителей соответствующей социальной группы.

Различные социальные группы при взаимодействии между собой вырабатывают социальные стереотипы, которые могут быть, например, этническими (национальными).

Сущность и особенности ошибок восприятия

Наиболее важными в процессе общения характеристиками считаются те, которые дают возможность относить человека к той или иной группе. Восприятие данных характеристик происходит достаточно точно. Далее происходит достраивание остальных черт и особенностей в соответствии с определенными схемами. Именно на этом этапе возникает вероятность ошибки.

«Ошибки восприятия в психологии» 👇

Замечание 1

Ошибки восприятия, в частности, обусловлены, действием отдельных факторов, включая превосходство, привлекательность и отношение.

Люди, которые вступают в общение, не равны между собой. Их отличает социальный статус, жизненный опыт, интеллектуальный потенциал и др. В случае наличия неравенства партнеров чаще всего используется схема восприятия, способствующая возникновению ошибок неравенства. Психология относит данный тип ошибок к факторам превосходства.

При встрече человека, который превосходит другого по какому-то важному для него параметру, оценка производится несколько более положительно, чем это было бы, если бы он был наравне. Если же лицо имеет дело с человеком, которого в чем-то превосходит, то имеет место занижение оценки.

Фиксация превосходства производится по какому-то единственному параметру, а переоценка (недооценка) по нескольким параметрам. Данная схема восприятия действует не при любом, а лишь при действительно важном, существенном неравенстве.

Также существуют ошибки восприятия, которые способны затруднять взаимопонимание. На процесс восприятия и понимания других людей кроме стереотипов, влияют и другие факторы, способствующие искажению образа других лиц и затрудняющие взаимопонимание. Установки способны вызвать искаженное представление о личности других субъектов.

Определение 3

Установка в психологии представляет собой неосознанную готовность к некоторому поведению, которая сформировалась у человека. Это готовность положительным или отрицательным образом реагировать на определенные события или факты.

Установка проявляется в виде привычных суждений, представлений, поступков. Если однажды произошла ее выработка, то она останется на более или менее долгий промежуток времени. Разной будет скорость формирования и затухания установок, а также их подвижность.

Установки в качестве неосознаваемой готовности воспринимать окружающих и события под определенным углом зрения и давать реакцию определенным, изначально сформированным образом, без объективного анализа ситуации, создаются на основе личного предыдущего опыта индивида или под влиянием других лиц.

Пример 1

В известном эксперименте А. Бодалева двум группам была предложена фотография одного и того же человека. Испытуемые должны были составить его психологический портрет. Перед этим одной группе была дана установка, что на фотографии представлен преступник, а другой группе сообщено, что на фото герой. Исследование показало, что формирование восприятия происходило в зависимости от изначальных установок.

Установки могут быть положительными и отрицательными в соответствии с тем, негативно или позитивно человек готов относиться к определенному лицу или ситуации. Подобные отрицательные предвзятые взгляды могут мешать объективному пониманию поступков реальных людей. Примерами могут быть следующие установки: «все чиновники берут взятки», «все люди — эгоисты», «все мужчины полигамны» и др.

Типичные ошибки восприятия

Рассмотрим несколько ошибок, создающих препятствия правильному восприятию и оценке людей. В их число можно включить:

  • Эффект предварительного знакомства, когда установки, оценки, убеждения заданы заранее, задолго до начала процесса восприятия и оценки других людей (например, кто-то сказал, что человек нечестный, вам самому это проверить не удалось, но у вас уже присутствует ожидание, что он может обмануть).
  • Эффект стереотипа, который проявляется при наличии уже сформированных стереотипов. В соответствии с ними люди заранее относятся к определенной категории, а лицо в процессе общения имеет установку на поиск черт, которые подтверждают правильность стереотипной установки.
  • Эффект торопливости, который проявляется в виде стремления делать преждевременные заключения о личности оцениваемого субъекта до момента получения о нем достоверной исчерпывающей информации.
  • Эффект структурирования, когда происходит безотчетное структурирование личности других людей. Здесь происходит логическое объединение только строго определенных личностных черт в целостный образ, при этом любое понятие, не вписывающееся в этот образ, отбрасывается.
  • Эффект «ореола» проявляется, когда изначальное отношение к единственной характеристике личности может быть перенесено на целостный образ человека. Впоследствии общее неполное впечатление оказывает воздействие на оценку отдельных качеств лица.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

В процессе обработки данных, принятия решений, межличностных коммуникаций и так далее, существенную роль играет явление перцепции (или восприятия). Ошибки приводят к искажению данных, что оказывает негативное влияние на происходящие процессы.

ошибки восприятия человека

Немного теории

Прежде чем изучать вопрос ошибок межличностного восприятия, стоит изучить теоретические основы данной категории. Восприятие — это чувственное познание предметов и явлений окружающей среды. Считается, что перцепция является основой познания. Восприятие происходит на следующих уровнях:

  • Обнаружение — это исходная фаза развития перцепции.
  • Различение — это процесс формирования эталонного образа ситуации.
  • Идентификация — отождествление полученного образа с теми, что хранятся в сознании.
  • Опознание — определение объекта к определенному классу или категории.

Восприятие обладает такими специфическими свойствами:

  • Предметность — объекты перцепции являются не хаотичным набором ощущений, а складываются в конкретные образы по определенным принципам.
  • Структурность — предмет или образ воспринимается в качестве структурной модели, которая абстрагирована от чувственных ощущений и имеет объективную природу.
  • Апперцептивность — общее состояние психики человека влияет на содержание информации, полученной посредством восприятия. То есть, она может быть интерпретирована в пользу интересов субъекта.
  • Константность — один и тот же объект или ситуация воспринимается одинаково даже при изменении условий.
  • Избирательность — преимущественное восприятие одного объекта по сравнению с другими, менее значимыми.
  • Осмысленность — воспринимаемый предмет подсознательно относится к какой-то категории или классу.

Три правила перцепции

Особенности человеческого восприятия подчиняются трем основным правилам. А именно:

  • Перцепция имеет личностную основу. Разные люди могут воспринимать одни и те же объекты и события по-разному. При этом именно свой взгляд они считают максимально приближенным к действительности.
  • Когда человек считает, что именно его восприятие наиболее приближено к реальности, возникают трудности в межличностных коммуникациях, связанные со столкновением интересов.
  • Если позволить эмоциям контролировать восприятия, можно пропустить важную информацию для объективной оценки действительности. Таким образом, возникает проблема ложной перцепции.

ошибки зрительного восприятия

Формы организации восприятия

Выделяют такие основные формы организации восприятия:

  • Фигура-фон — это фундаментальная форма, которая определяет возможность выделения доминирующих черт (фигуры) и стимулов (фона). При этом фигура реагирует только на те стимулы, которые ей действительно близки.
  • Константность — заключается в том, что на протяжении длительного периода времени человек использует одни и те же образцы и модели для формирования восприятия.
  • Группировка — ряд признаков и стимулов группируется в узнаваемую структуру, которая характеризуется внутренним однообразием. Группировка происходит по принципам близости, схожести, замкнутости, целостности.

Результатом процесса перцепции является формирование определенного целостного образа собеседника или ситуации.

Проблемы восприятия

Возникновение нарушений и ошибок восприятия во многом вызвано некоторыми ключевыми проблемами перцепции. А именно:

  • Способность человека к переработке информации не бесконечна. При формировании впечатления о человеке или ситуации, в мозг поступает огромный объем данных. Будучи не в состоянии переработать весь поток, мы просеиваем их, воспринимая только те, которые входят в сферу наших интересов и способствуют скорейшему достижению целей.
  • Риск ложных умозаключений. Когда информация поступает в недостаточном количестве, мы делаем выводы о человеке или ситуации на основании ограниченных данных, домысливая несуществующие параметры. А когда мнение уже сформировано, мы не желаем принимать во внимание дополнительную информацию.
  • Перцепция является системой с обратной связью. Не только мы составляем впечатление о людях, но и они о нас. Строя догадки по данному вопросу, мы можем делать неверные выводы, что приводит к недопониманию и конфликтным ситуациям.
  • Намеренное искажение информации. Пытаясь произвести на окружающих наилучшее впечатление, человек дает о себе заведомо ложную информацию.

факторы ошибок восприятия

Типичные ошибки понимания личности

Некоторые типичные ошибки восприятия мешают правильно понимать и оценивать людей. Вот основные из них:

  • Эффект предварительного знакомства. Имеется в виду, что у вас задолго до непосредственного общения складывается впечатление о собеседнике на основании ранее полученных сведений и собственных предубеждений.
  • Эффект стереотипа. Наличие определенных стереотипов о самом человеке или о социальной группе, к которой он относится. В процессе общения вы преследуете цель подтвердить правильность ваших убеждений.
  • Эффект торопливости. Ошибка восприятия человека, связанная со стремлением сделать заключение о личности собеседника до получения полной информации о нем.
  • Эффект структурирования. Умозаключение о человеке по отдельным наиболее ярким его чертам без учета других характеристик.
  • Эффект ореола. Перенесение первого сложившегося впечатления на оценку качеств и всех последующих поступков человека.
  • Эффект проецирования. Ошибка восприятия, при которой человек приписывает собеседнику собственные черты, чувства и качества.
  • Эффект первичности. Первая информация, полученная о человеке лично или из сторонних источников, перекрывает все объективные факты и влияет на отношение к этой личности.
  • Эффект настроения. Ошибка восприятия человека связана с тем, что эмоциональный подъем или уныние могут лечь в основу впечатления о собеседнике. При этом его объективные характеристики не принимаются во внимание.
  • Эффект глухоты. Связан с отсутствием желания прислушиваться к чужому мнению, привычка полагаться только на собственные ощущения.
  • Эффект консерватизма. Имеется в виду отказ пересматривать мнение о человеке, даже если с течением времени он существенно изменился.
  • Эффект последней информации. Получение позитивной или негативной информации о человеке может в корне изменить давно сложившееся впечатление о нем.

Проблемы понимания

Не только на восприятие людьми друг друга, но и на понимание в процессе общения могут влиять ошибки восприятия. Эффекты, оказывающие влияние на данные процессы:

  • Эффект сопровождающих событий. Если определенные явления часто сопровождают общение или предшествуют ему, они могут ассоциироваться с определенным человеком, увязываться с его персоной.
  • Эффект необычности. Если поступок не вписывается в общепринятые рамки, но ему предшествовало какое-то событие, то именно его пытаются выставить причиной, поясняющей поведение.
  • Эффект равновероятных возможностей. Ошибка восприятия может быть связана с тем, что одна и та же линия поведения может иметь несколько пояснений, которые в равной степени имеют право на жизнь.
  • Эффект недооценки ситуации. Поступок человека интерпретируется с точки зрения его личных качеств, но совершенно не берутся во внимание внешние обстоятельства, которые могли повлиять на выбранную линию поведения.
  • Эффект влияния культуры. Поведение трактуется исходя из философии, которого придерживается общество. Например, в западной культуре особое внимание уделяется влиянию внешних обстоятельств, а на Востоке верят в воздействие высших сил.

ошибки социального восприятия

Наиболее распространенные ошибки восприятия в психологии

Из психологической практики можно выделить несколько распространенных ситуаций, вызывающих трудности перцепции. Вот наиболее типичные ошибки восприятия:

  • Иллюзия контроля. Если человек заинтересован в исходе той или иной ситуации, он склонен переоценивать свое влияние на нее. Это явление открыл американский психолог Лангер, который изучал поведение людей, играющих в лотерею. Одна группа сама покупала билеты, а вторая — получила их в подарок. На предложение обменять билеты первые категорически отказались, так как посчитали, что их личный выбор влияет на вероятность выигрыша.
  • Предпочтение нулевого риска. Если человеку предложат свести к нулю незначительный риск или значительно снизить существенный, он с наибольшей вероятностью выберет именно первый вариант. Хотя, гораздо разумнее отдать предпочтение второму.
  • Селективное восприятие. Например, у вас выработалось мнение по конкретному вопросу. Вы ищите информацию и все больше убеждаетесь в своей правоте. Но загвоздка в том, что вы уделяете внимание только тем сведениям, которые подтверждают вашу правоту, а остальные оставляете без внимания.
  • Иллюзия прозрачности. Эта ошибка социального восприятия возникает тогда, когда человек попал в ситуацию, в которой необходимо соврать. В данный момент ему кажется, что все видят его насквозь, что все видят его неискренность.
  • Ошибка атрибуции. Она состоит в том, что свои собственные промахи человек объясняет объективными обстоятельствами, а чужие промахи — их личными качествами. Такой подход препятствует способности индивида брать ответственность за свои поступки.
  • Эффект морального доверия. Если у человека в обществе сложилась прочная положительная репутация, окружающие начинают думать, что у него нет ни пороков, ни дурных намерений, что часто не соответствует действительности.
  • Каскад доступной информации. Если какая-то информация часто появляется в источниках, охватывающих большую аудиторию, она считается правдивой. На старшее поколение оказывает влияние телевидение и пресса, а на молодежь — социальные сети.
  • Стокгольмский синдром покупателя. Так называется ошибка восприятия, когда человек оправдывает дорогую покупку, приписывая ей всевозможные достоинства и закрывая глаза на недостатки. Аналогичным образом оправдывают покупки, сделанные без особой надобности.
  • Вера в справедливый мир. Поскольку людям страшно осознавать несправедливость и хаотичность окружающего мира, им свойственно находить логику даже в самых страшных и абсурдных ситуациях.
  • Искаженное восприятие искажений. Если вы не находите у себя никаких пороков или недостатков, значит, они точно у вас есть. Но вы воспринимаете их в положительном ключе, то есть искаженно.

Ошибки при принятии решений

Отдельного внимания заслуживают ошибки восприятия ситуации при принятии решений. А именно:

  • Маятниковые решения. Это явление, при котором, осознав ошибочность своего решения, человек пытается вернуться в исходное состояние, считая, что из начальной позиции можно повлиять на ситуацию и исправить ее.
  • Дублирующие решения. Оказываясь в новых для себя условиях, человек старается адаптировать принимаемые решения к устоявшейся ситуации.
  • Противоречащие решения. В отличие от предыдущей ситуации, человек в новых условиях пытается принимать решения, полностью противоречащие ранее сложившемуся и устоявшемуся укладу.
  • Авантюрные решения. Из-за неполного восприятия действительности или переоценки собственных возможностей, человек принимает решение которое, скорее всего, не будет реализовано или потерпит крах.
  • Запоздалые решения. Опасаясь совершить ошибку, человек долго раздумывает, упуская правильное время для действий. Как результат, когда решение наконец-то принято, оно уже не может ни на что повлиять и не имеет никакого существенного значения.
  • Демотивирующие решения. Вместо того, чтобы поднимать дух окружающих и собственный настрой, человек занимает позицию, которая приводит всех в уныние.
  • Шаблонные решения. Человек постоянно действует по выработанной временем схеме, не анализируя ее эффективность.
  • Недооценка риска. Человек осознает угрозы и риски, но предпочитает думать, что с ним этого не случится.

типичные ошибки восприятия

Проблемы фонематического восприятия

Также стоит обратить внимание на ошибки фонематического восприятия. Они связаны с трудностями восприятия и интерпретации фонем, которые имеют артикуляционное и акустическое сходство. В устной речи это выражается в подмене или смешении звуков. Таким образом, возникает две основные проблемы:

  • непонимание сказанного;
  • неправильная интерпретация полученной информации, связанная со схожим звучанием слов.

Проблемы зрительного восприятия

На интерпретацию информации также оказывают влияние ошибки зрительного восприятия. Причины таких ошибок могут крыться как в физиологии зрительного аппарата, так и в психологических проблемах, которые приводят к неверной интерпретации форм и размеров. Вот основные виды ошибок:

  • Иллюзия восприятия размера — отрезки одинаковой длины при наличии дополнительных элементов или при различном положении могут казаться разными.
  • Искажение геометрических фигур — связано с тем, что параллельные прямые могут не казаться таковыми, а правильные фигуры могут выглядеть искаженными.
  • Иллюзия цвета и контраста — на разном фоне один и тот же цвет может восприниматься по-разному.
  • Иллюзия движения — при определенном расположении статических объектов они могут казаться динамичными.
  • Двойные образы — в одном изображении могут усматриваться разные образы.
  • Иллюзии восприятия глубины — при фокусировании взгляда поверхность может выглядеть то вогнутой, то выпуклой.
  • Эффект перцептивной готовности — в соответствии с ним, человек видит то, что ожидает. В связи с этим он может не замечать каких-то дефектов или деталей изображения.
  • Парейдолическая иллюзия — мысленное преобразование реального объекта в нечто иное. В качестве примера можно привести ситуацию, когда люди видят в облаках фигуры животных и так далее.
  • Эффект последействия — связан с тем, что на сетчатке глаза может на короткое время сохраняться изображение, которое переносится на другой объект, меняя его восприятие.

ошибки восприятии ситуации

Факторы ошибок восприятия

Есть несколько факторов, которые могут повлиять на качество перцепции. Факторы ошибок восприятия следующие:

  • Фактор превосходства. В большинстве случаев справедливым оказывается допущение, что люди, вступающие в общение, имеют неравные позиции. Они могут отличаться по социальному статусу, материальному положению, уровню интеллекта, возрасту и так далее. Таким образом, имеет место переоценка или недооценка личности, связанная с косвенными параметрами. Этот фактор действует только при существенном для человека различии. Параметры оценки для каждого разные — одежда, поведение, окружение и так далее.
  • Фактор привлекательности. Исходя из личных пристрастий, человеку свойственно переоценивать или недооценивать собеседника. Таким образом, человеку, который нам нравится больше, мы приписываем положительные качества, которые, возможно, ему и не присущи. В то же время антипатия заставляет нас закрывать глаза на чужие добродетели.
  • Фактор отношения. Люди, которые относятся к нам хорошо, выглядят в наших глазах лучше, чем есть на самом деле. А вот тех, кто нас недолюбливает или относится равнодушно, нам свойственно недооценивать.
  • Фактор мнения. Чем ближе мнение человека к нашей собственной позиции, тем более привлекательным он нам кажется. Если же чужая точка зрения существенно разнится с нашей, этот человек будет казаться нам крайне неприятным, несмотря на все его добродетели.

Барьеры

Ошибки восприятия ситуации или человека связаны с существованием некоторых барьеров. Вот ключевые из них:

  • Эстетический барьер. Как правило, он связан с внешним видом собеседника. Если человек неряшлив, неопрятен или его имидж не соответствует вашим представлениям об эстетике, вы на подсознательном уровне будете негативно к нему относиться.
  • Барьер отрицательных эмоций. Он возникает в том случае, если вы общаетесь с человеком, который чем-то расстроен или плохо себя чувствует. Это может стать причиной неприветливости и даже грубости. Вами это может быть воспринято как грубость и невежество. Если вам предстоит какая-то важная встреча, обязательно предварительно поинтересуйтесь обстановкой и настроением потенциального собеседника, чтобы избежать ошибок восприятия ситуации.
  • Барьер психологической защиты. Возможно, вы ведете себя слишком грубо или стоите на ступень выше своего собеседника. Это может стать причиной агрессии оппонента, как защитного механизма.
  • Барьер установки. Возможно, собеседник обладает негативной установкой в отношении конкретной тематики или ситуации, в которой происходит ваше общение.
  • Барьер двойника. Заключается в том, что вы ждете от собеседника такого же поведения и таких же решений, как и от себя самого. Если этого не происходит, вы меняете отношение об оппоненте в негативную сторону.

нарушение ошибки восприятия

Борьба с перцептивными ошибками

Чтобы предотвратить возникновения ошибок восприятия информации, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • Уделяйте внимание не только текстовой информации, но также сопутствующим обстоятельствам. В частности, говоря о собеседнике, стоит уделять особое внимание невербальным сигналам (жестикуляция, поза, мимика, интонация и так далее).
  • Не притворяйтесь, что слушаете. Если вы расконцентрированы, попытайтесь собраться или перенесите беседу. От недополучения информации пострадаете в первую очередь вы сами.
  • Не будьте слишком чувствительны. Концентрируйтесь на информационной, а не на чувственной составляющей.
  • Не спешите с выводами. Не проведя тщательного анализа полученной информации, не делайте умозаключений и не принимайте никаких решений.
  • Не поддавайтесь поспешному протестному порыву. Прежде чем возразить своему собеседнику, до конца выслушайте его доводы и проанализируйте их.

Рассматривайте вопросы последовательно. Стремительный поток вопросов выбивает собеседников из колеи, заставляет занять оборонительную позицию. К тому же так ни одна проблема не будет рассмотрена полностью.

2. Восприятие в процессе общения.

Термин «социальная перцепция», т.е. социальное восприятие, впервые был введен американским психологом Дж. Брунером(р. 1915). Назвав восприятие «социальным», он обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют какие-то общие, вырабатываемые в общении, в совместной жизни социально-психологические механизмы восприятия. Брунер провел целую серию экспериментов по изучению восприятия и показал, что восприятие, как предметов, так и других людей зависит не только от индивидуально-личностных, но и от социокультурных факторов. Социальная значимость или незначимость объекта может восприниматься неадекватно. Так, к примеру, дети из бедных семей воспринимали размеры монеток больше их реальных размеров, а дети из богатых семей — наоборот, меньше1. Такой же деформации подвергаются и образы людей (эксперимент П.Уилсона по определению роста человека, которого последовательно представляли в разных студенческих аудиториях как лаборанта, преподавателя, доцента, профессора. Чем выше становился его социальный статус, тем более высоким он воспринимался).

Под восприятием понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.

В деловом общении приходится взаимодействовать с людьми, которых видишь впервые, и с людьми, которые уже достаточно хорошо знакомы.

Психологические исследования показали, что в основе восприятия не знакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психологические механизмы.

В первом случае восприятие осуществляется на основе психологических механизмов межгруппового общения, во втором — механизмов межличностного общения.

К психологическим механизмам восприятия в межгрупповом общении относят процесс социальной стереотипизации, суть которого заключается в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем.

Наиболее известны этнические или национальные стереотипы — представления о членах одних национальных групп с точки зрения других. Стереотип студента.

Почти каждый взрослый человек, имеющий опыт общения, способен по внешности человека, его одежде, манере говорить и поведению достаточно точно определить многие его социально-психологические характеристики: психологические черты, возраст, социальный слой, примерную профессию. Но эта точность бывает только в нейтральных ситуациях. В других же ситуациях почти всегда присутствуют ошибки восприятия. И чем менее нейтральны отношения, чем более люди заинтересованы друг в друге, тем больше вероятность ошибок.

Рекомендуемые материалы

Это объясняется тем, что перед человеком никогда не стоит задача просто «воспринять» другого. Образ партнера, создаваемый при знакомстве, — это регулятор последующего поведения, который необходим для того, чтобы правильно и эффективно в данной ситуации построить общение. Наше общение зависит от того, с кем мы общаемся. Для каждой категории партнеров есть разные «техники» общения, выбор которых определяется характеристиками партнера. Наиболее важные в данной ситуации характеристики — это те, которые позволяют отнести партнера к какой-то группе. Именно эти характеристики и воспринимаются достаточно точно. А остальные черты и особенности просто достраиваются по определенным схемам, и именно здесь проявляется вероятность ошибки. Эти ошибки восприятия обусловлены, в частности, действием некоторых факторов: превосходства, привлекательности и отношения к нам.

1. Фактор превосходства. Проявляется в неравенстве партнеров, когда Люди, вступающие в общение, отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т.д.

Схема восприятия такова: При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве.

Для того чтобы подействовал фактор превосходства, нам надо это превосходство сначала оценить. Есть два основных источника информации:

1. одежда человека, его внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, драгоценности, а в определенных случаях даже такая «одежда», как машина, оформление кабинета и т. д.

2. манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.).

2. Фактор привлекательности. Под его влиянием при восприятии какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Ошибка здесь в том, что если человек нам нравится (внешне!), то одновременно мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т.д., т.е. опять-таки переоценивать многие его личностные характеристики.

Например, в эксперименте учителем были предложены для оценки «личные дела» учеников и ставилась задача определить уровень интеллекта, планы на будущее, отношения со сверстниками1. Секрет эксперимента в том, что для оценки давалось одно и то же дело, но с разными фотографиями — красивых и некрасивых детей. Красивые дети получали более высокую оценку своих возможностей. Эти данные подтверждены и в эксперименте американского психолога А. М и л л е р а, который, применив метод экспертных оценок, отобрал фотографии людей красивых, «обыкновенных» и некрасивых. Затем он показал эти фотографии испытуемым. В их оценке красивые превосходили некрасивых по всем параметрам.

Т.е. чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем он кажется лучше во всех других отношениях; если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются. Но всем известно, что в разное время разное считалось привлекательным, что у разных народов свои каноны красоты.

Но привлекательность нельзя считать только индивидуальным впечатлением, она скорее носит социальный характер. Поэтому знаки привлекательности надо искать прежде всего не в том или ином разрезе глаз или цвете волос, а в социальном значении того или иного признака человека. Ведь есть одобряемые и не одобряемые обществом или конкретной социальной группой типы внешности. И привлекательность — не что иное, как степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той группой, к которой мы принадлежим. Знаком привлекательности являются усилия человека выглядеть социально-одобряемым. Механизм формирования восприятия по этой схеме тот же, что и при факторе превосходства.

3. Фактор отношения к нам. Действует таким образом что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые к нам относятся плохо. Знаком отношения к нам, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера.

Ещё посмотрите лекцию «13 Устройства вывода» по этой теме.

Психотоги Карри и Кени1, выявив мнения испытуемых по ряду вопросов, знакомили их с мнениями по тем же вопросам, принадлежащим других людей, и просили их оценить эти мнения Оказалось, что

чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Это правило имело и обратную силу — чем выше оценивался некто, тем большее сходство его взглядов с собственным от него ожидали. Убежденность в этом предполагаемом «родстве душ была настолько велика, что разногласий с позиций привлекательного лица испытуемые попросту не замечали. Важно, чтобы во всем было согласие, и тогда включается схема восприятия по фактору отношения к нам.

межличностное общение. Задачей первого впечатления является быстрая ориентировка в межгрупповом общении. В постоянном общении результаты первого впечатления продолжают действовать. Но этого оказывается недостаточным. Становится важным более глубокое и объективное понимание партнера — его актуального эмоционального состояния, намерений, динамики его отношения к нам. Здесь восприятие и понимание партнера происходят на другой основе. Психологическими механизмами восприятия и понимания здесь являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

1. Идентификацией — уподоблением себя ему. При идентификации человек как бы ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях.

2. Эмпатия — понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько почувствуется. Эмпатическое понимание возможно в отношении немногих, поскольку составляет тяжелую нагрузку для психики.

3. Рефлексия — осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого, но знание того, как другой понимает меня, т. е. своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки восприятия менеджмент
  • Ошибки восприятия людьми друг друга включают
  • Ошибки восприятия другого человека при установлении контакта эффект
  • Ошибки восприятия возникающие при построении образа другого человека
  • Ошибки восприятия водителя