47
Данное упражнение лучше выполнять на крайней дорожке, так как можно предложить студентам в положении лежа на боку увидеть ориентир – стенку бассейна.
Так же, можно предложить студентам выполнить поворот в другую сторону, с тем, чтобы определить в какую сторону выполнять вращение удобнее.
10. Выполнить поворот в целом (подплывание, вращение, толчок, скольжение, выход на поверхность воды, первые плавательные движения).
Простой открытый поворот при плавании кролем на спине.
Обучение повороту происходит по частям (фазам). Сначала на месте, затем с подхода к повороту и после этого с подплывания.
Разучить фазу касания.
1.В положении на спине коснуться стенки бассейна рукой на уровне противоположного плеча.
Разучить фазу вращения.
2.И.п. – на спине, коснуться стенки бассейна рукой на уровне противоположного плеча. Затем, согнуть ноги (сгруппироваться) и начать вращение в горизонтальной плоскости (голова находится над поверхностью воды, выполняется вдох, руки помогают вращению).
В конце вращения поставить ноги на стенку так, чтобы повернуться к ней лицом, другая рука вытянута назад-вверх.
Разучить фазу отталкивания.
3.И.п. – взяться прямой рукой за борт бассейна – сгруппироваться, поставить ноги на стенку, другая рука вытянута назад-вверх. Пронести руку над водой до соединения и оттолкнуться.
Разучить фазу скольжения
4.То же, но после отталкивания выполнить скольжение.
5.Выполнить поворот по частям: касание, группировка, вращение, постановка ног, скольжение.
7.ОШИБКИ В ТЕХНИКЕ ПЛАВАНИЯ, ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
ИИСПРАВЛЕНИЕ
При начальном обучении технике неизбежно выполнение движений с отдельными недостатками. Раздельное изучение техники способа плавания помогает избежать обилия ошибок.
Ошибки, возникающие при обучении плаванию, разделяются на:
1)грубые, искажающие основную структуру движений;
2)незначительные, немного уменьшающие эффективность движений;
3)локальные, не отражающиеся на остальных деталях техники;
4)взаимосвязанные, вызывающие одна другую;
5)типичные ошибки, имеющие массовый характер при начальном обучении плаванию.
48
Ошибки следует исправлять быстро и тщательно, не допуская образования их автоматизации. Для предупреждения ошибок необходимо знать причины их возникновения.
Основными причинами, вызывающими появление ошибок, являются:
1)нарушение требований и принципов педагогического процесса, в частности принципов доступности и последовательности;
2)неправильное понимание занимающимися задачи упражнения и техники выполняемого движения;
3)неправильные исходные положения при выполнении упражнений;
4)недооценка психологической важности успеха при выполнении упражнения и завершения каждого урока серией хорошо освоенных упражнений, что дает занимающимся уверенность в успешности обучения.
К основным условиям исправления ошибок относятся:
1)систематическое повторение учебного материала;
2)применение подводящих и подготовительных упражнений;
3)изменение исходных положений и условий для выполнения упраж-
нений;
4)понимание занимающимися причин своих ошибок;
5)последовательное исправление ошибок, сначала грубых, затем незначительных.
7.2. Критерии дифференцированной оценки техники спортивных способов плавания
Для определения уровня плавательной подготовленности студентов предлагается дифференцированная оценка техники 3-х спортивных способов плавания, на основе наиболее часто встречающихся ошибок, при выполнении двигательных действий в воде.
Оценка «5» выставляется за выполнение движений, соответствующих требованиям модельных характеристик.
Оценка «4» выставляется за незначительные ошибки (неточное выполнение отдельных деталей техники, ведущее к снижению эффективности движений в воде).
Оценка «3» выставляется при наличии значительных ошибок, влияющих на эффективность действий пловца в воде в конкретном способе плавания.
Оценка «2» выставляется за грубые ошибки, искажающие основу техники двигательного действия.
Оценка «1» выставляется, если спортсмен не может перемещаться в воде, используя движения, характерные для оцениваемого способа плавания.
В таблице 1 перечислены критерии, по которым преподаватель сможет оценить степень владения занимающимися студентами 3-х спортивных способов плавания.
49 |
||||||||||
Критерии дифференцированной оценки техники |
Таблица 1 |
|||||||||
спортивных способов плавания |
||||||||||
Кроль на груди |
||||||||||
«2» |
«3» |
«4» |
||||||||
— |
Отсутствие |
— Угол атаки не превышает 10о. |
— Отсутствие правильной |
|||||||
выдоха в воду. |
— Выполнение проноса прямой рукой у |
последовательности входа руки |
||||||||
— Отсутствие |
поверхности воды. |
в воду. |
||||||||
попеременной |
— Смещение таза в горизонтальной |
— |
Отсутствие расслабления при |
|||||||
работы рук. |
плоскости. |
проносе рук. |
||||||||
— Отсутствие |
— Чрезмерные повороты туловища во- |
— Раздельно-попеременное со- |
||||||||
попеременной |
круг продольной оси (крен). |
гласование работы рук (касание |
||||||||
работы рук в |
— Вход руки в воду рядом с головой |
рук впереди). |
||||||||
вертикальной |
(укороченное начало гребка). |
— Отсутствие фазы отталкива- |
||||||||
плоскости. |
— Вход руки в воду в сторону от линии |
ния при выполнении гребково- |
||||||||
— Угол атаки |
плеча. |
го движения руками (укорочен- |
||||||||
превышает 15о |
— Вход руки в воду напротив противо- |
ная фаза отталкивания). |
||||||||
положного плеча (перекла-дывание |
— Отсутствие выпрямления руки |
|||||||||
рук при входе в воду). |
в локтевом суставе во время |
|||||||||
— Низкая частота работы ног – стопы |
отталкивания. |
|||||||||
не вспенивают воду. |
— |
Преждевременный |
поворот |
|||||||
— Чрезмерное сгибание ног в коленных |
головы для вдоха (вдох на фазе |
|||||||||
суставах, приводящее к выходу 50% |
подтягивания). |
|||||||||
голени из воды. |
— Отсутствие ритмичности в ра- |
|||||||||
— В |
горизонтальной |
плоскости рас- |
боте ног. |
|||||||
стояние между стопами больше 50 см. |
— Неполное разгибание ног в |
|||||||||
— Попеременные движения выполня- |
коленных суставах. |
|||||||||
ются прямыми ногами. |
— |
Чрезмерно низкое положение |
||||||||
— Подъемголовывперед-вверхдлявдоха |
головы, «зарывание» |
|||||||||
Кроль на спине |
||||||||||
— |
Отсутствие |
— Высокое положение головы (уши – |
— |
Отсутствие движения плечом |
||||||
исходного |
по- |
над поверхностью воды). |
при вкладывании руки в воду |
|||||||
ложения (и.п.) |
— Чрезмерное вращение вокруг про- |
(«дальнее вкладывание»). |
||||||||
тела на спине. |
дольной оси (крены). |
— |
Отсутствие |
эффективных |
||||||
— |
Голова |
не |
— При работе ног колени выходят на |
гребковых движений |
руками |
|||||
касается |
по- |
поверхность воды. |
(гребок с опущенным локтем). |
|||||||
верхности воды |
— «Педалирующая» работа ног (как при |
— |
Отсутствие |
опережающего |
||||||
(«сидячее» |
езде на велосипеде). |
движения кистью при гребковом |
||||||||
положение тела |
— Чрезмерно глубокая работа ног (от- |
движении руками («проваленная |
||||||||
в |
воде, |
угол |
сутствие вспенивания воды стопами). |
кисть», «глажение воды»). |
||||||
между телом и |
— Работа ног с отсутствием подошвенно- |
— Укороченный гребок (отсутствие |
||||||||
бедрами – 90о) |
госгибаниястопы(работа«сапогом»). |
акцентированногоотталкивания). |
||||||||
— Работа ног с чрезмерным расстояни- |
— Вход руки в воду не на линии |
|||||||||
ем |
между стопами |
превышающим |
плеча. |
|||||||
30 см (работа ног в стороны). |
— Отсутствие расслабления руки |
|||||||||
— Вход руки в воду в сторону от линии |
во время проноса рук. |
|||||||||
плеча (превышение 30 см). |
— Отсутствие сгибания руки в |
|||||||||
— «Перекладывание» рукпривходевводу |
лучезапястном суставе в начале |
|||||||||
— Пронос согнутой рукой. |
фазы захвата. |
|||||||||
— Вход руки в воду согнутой в локте- |
— При работе ног вспенивание |
|||||||||
вом суставе. |
воды сопровождается выходом |
|||||||||
— «Перекладывание» рук при проносе |
стопы из воды. |
|||||||||
— |
Отсутствие захлестывающего |
|||||||||
движения в работе ног |
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
УДК 797.2 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10306
О ВЛИЯНИИ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗМА НА ПОЯВЛЕНИЕ ОШИБОК ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ
ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ
С.А. Сироткин, В.В. Бардушкин, И.В. Бардушкина, О.А. Сироткина
Проведен анализ причин возникновения ошибок техники плавания студентов вузов на этапе обучения. Представлены диаграммы, иллюстрирующие типичные ошибки техники плавания. Показана зависимость результатов и скорости освоения техники плавания от показателей физического развития, физической подготовленности и базовых навыков плавания студентов, распределенных на типовые группы по морфофункциональным качествам и способности выполнять упражнения в воде с целью дифференцированного обучения.
Ключевые слова: студенты, плавание, обучение, физическое развитие, физическая подготовленность, ошибки техники плавания, корреляционный анализ.
Важнейшим условием обучения плаванию является постановка изначально рациональной техники движений. Под техникой спортивного плавания понимают систему движений, позволяющей пловцу преодолевать дистанцию с возможно более высокой скоростью и оптимальной затратой сил [8]. При начальном обучении технике неизбежно выполнение движений с отдельными недостатками [8, 14]. Ошибки, возникающие при обучении плаванию, можно разделить на несколько видов: 1) грубые, искажающие основную структуру движений; 2) незначительные, немного уменьшающие эффективность движений; 3) локальные, не отражающиеся на остальных деталях техники; 4) взаимосвязанные, вызывающие одна другую; 5) типичные ошибки, имеющие массовый характер при начальном обучении плаванию [14].
Причинами возникновения ошибок могут быть, например, недостаток гибкости [7], низкий уровень развития физических качеств [5, 6]. Но наибольшее влияние на формирование техники плавания оказывают силовые качества и ловкость, развитые в условиях водной среды (координационные качества). С точки зрения методики обучения основными причинами, вызывающими появление ошибок, являются: 1) нарушение требований и принципов педагогического процесса, в частности, принципов доступности и последовательности; 2) неправильное понимание занимающимися цели упражнения и техники выполняемого движения; 3) неправильные исходные положения при выполнении упражнений; 4) недооценка психологической важности успеха при выполнении упражнения [14].
В процессе массового обучения плаванию по единой программе студентов первого курса неумеющих плавать, появление ошибок у части
занимающихся по причинам методического характера неизбежно. Решением данной проблемы в определенной мере может быть дифференциация обучения плаванию студентов. Актуальность дифференцированного подхода в обучении плаванию обоснована многими авторами [1, 2, 9].
Для дифференциации учебного процесса целесообразно тестирование плавательной предрасположенности студентов на начальных этапах обучения плаванию [4, 10], которые включают упражнения на плавучесть, чувство воды и другие базовые навыки плавания (БНП). Также для формирования правильной техники плавания необходимо знать, какие ошибки формируются у студентов в зависимости от их морфофункциональных различий, обусловленных их физическим развитием (ФР) и физической подготовленностью (ФП).
В проведенных авторами исследованиях по возможности распределения студентов на типовые группы для дифференцированного обучения плаванию показано, что студентов можно разбить на кластеры, различающиеся по показателям БНП, ФР и ФП [11, 12]. В статистических исследованиях (проведенных в период с 2014 по 2018 гг.) участвовало 214 студентов-юношей младших курсов, занимающихся в группах начального обучения плаванию. Сегментация всех участвовавших в исследовании студентов проводилась методами кластерного анализа на основе данных 27 измеренных показателей ФР и ФП, индексов силы и телосложения, а также результатов тестов и испытаний в воде [3, 11, 12]. В результате было получено семь типовых групп студентов [11, 12]. Студенты в полученных группах имеют морфологические особенности, проявляющиеся в различных уровнях физического развития и подготовленности, а также в базовых навыках плавания. Обучение плаванию в этих группах должно отличаться по срокам и методике занятий [13].
Настоящая работа является следующим этапом исследования [1 1, 12]. По итогам начального обучения плаванию (36 занятий) производилась оценка техники плавания кролем на груди и фиксировались ошибки (в количестве 21). Каждая из этих ошибок представляет собой индикаторную случайную величину, то есть величину, принимающую лишь два значения — «0», когда у обучающегося нет рассматриваемой ошибки, и «1» — если эта ошибка есть.
В табл. 1 представлены данные по средним значениям некоторых из показателей ФР, ФП и БНП, на основании которых производилась кластеризация [11, 12], и всем рассматриваемым ошибкам техники плавания кролем на груди по каждому из семи кластеров студентов. Всем ошибкам присвоены номера от 1 до 21.
Таблица 1
Средние значения показателей ФР, ФП, БНП и ошибок техники плавания по каждому из семи кластеров студентов
Показатель Номер кластера Среднее по выборке
1 2 3 4 5 6 7
Подтягивание, кол-во раз 9,13 3,33 3,40 4,58 8,38 8,94 5,37 6,78
Плавучесть, балл 3,10 3,93 2,90 3,38 4,51 3,23 3,93 3,69
Равновесие, балл 1,50 2,10 1,80 1,85 3,23 1,52 2,53 2,17
Скольжение, м 5,54 5,47 5,15 5,76 7,01 5,67 6,37 6,00
Проприоцептивная чувствительность, балл 0,07 0,10 0,09 0,09 0,07 0,08 0,07 0,08
Ныряние, балл 4,00 2,17 2,20 4,04 4,00 2,45 3,93 3,43
Создание упора в воде (чувство воды), балл 3,75 2,10 1,60 3,65 3,89 2,35 3,40 3,19
Индекс Кетле, кг/м2 20,97 20,21 27,03 24,16 20,56 22,48 26,20 22,40
Результат на 50 м, с 43,94 72,34 74,00 49,21 46,19 55,14 48,70 52,75
Темп, кол-во гребков/мин 64,91 85,50 75,04 73,37 66,75 76,60 70,65 72,20
Номер занятия, на котором студент проплыл 50 м 10,70 24,27 22,00 12,92 11,40 17,03 12,27 14,69
Ошибки техники плавания (кроль на груди), балл
1. Большой угол атаки туловища (плавание стоя) 0,3 0,1 0,1 0,15 0,04 0,1 0,07 0,13
2. Плоское положение туловища 0,25 0,07 0 0,27 0,06 0,26 0,23 0,17
3. Вход руки в воду рядом с головой (укороченное начало гребка) 0,33 0,13 0,2 0,12 0,02 0,16 0,13 0,15
4. Длинный наплыв после погружения руки в воду 0,13 0,07 0,1 0,15 0,11 0 0,03 0,08
5. «Заваливание» локтя во время средней части гребка 0,23 0,17 0,2 0,31 0,15 0,19 0,2 0,2
6. Укороченный гребок (нет окончания) 0,5 0,37 0,2 0,35 0,15 0,42 0,23 0,32
7. Медленный гребок 0,2 0,1 0 0,38 0,11 0,13 0,17 0,16
8. Отставание кисти во время гребка 0,08 0,13 0 0,19 0,06 0,1 0,07 0,09
9. Рука заходит за диаметральную плоскость тела 0,1 0,17 0,1 0,15 0,02 0,1 0 0,08
Окончание табл. 1
Показатель Номер кластера Среднее по выборке
1 2 3 4 5 6 7
10. Выполнение проноса прямой рукой у поверхности воды 0,23 0,1 0,1 0,27 0,04 0,23 0,2 0,16
11. Ноги выполняют движения слишком глубоко 0,13 0,17 0,1 0,04 0,02 0,16 0,1 0,1
12. Нет движения «от бедра» 0,2 0,1 0,1 0,15 0,02 0,06 0 0,09
13. Низкая частота работы ног (стопы не вспенивают воду) 0,18 0,03 0 0,12 0,04 0,19 0,2 0,12
14. Чрезмерное сгибание ног в коленных суставах, приводящее к выходу 50 % голени из воды 0,25 0,2 0,1 0,04 0,04 0,1 0,07 0,12
15. Чрезмерное напряжение мышц рук и ног 0,1 0,1 0,2 0,23 0,02 0,19 0,23 0,14
16. Ноги выполняют брассовое движение 0,2 0,07 0 0,04 0 0,06 0,07 0,07
17. Нет выдоха в воду 0 0 0,2 0,04 0 0,03 0 0,02
18. Вдох вперед 0,05 0,57 0,4 0,12 0,06 0,23 0,27 0,21
19. Зажатая кисть 0,08 0,67 0,5 0,12 0,19 0,16 0,2 0,24
20. Медленный пронос руки 0 0,33 0,2 0,12 0,06 0,1 0,1 0,11
21. Нарушение ритма движений 0,05 0,6 0,4 0,19 0,13 0,16 0,17 0,21
Суммарное число ошибок 3,38 2,07 1,5 2,96 0,91 2,45 2 2,19
Оценки за технику плавания, балл
Кроль 4,2 2,63 2,8 4,08 4,13 3,42 4,07 3,75
На спине 4,45 3,03 3 4,35 4,36 3,68 4,2 4
Брасс 3,63 2,83 2,2 3,15 3,81 3,45 3,27 3,36
Средняя оценка 4,09 2,83 2,67 3,86 4,1 3,52 3,83 3,7
Для удобства визуализированного анализа типичных ошибок, присущих представителям каждого из кластеров студентов [11, 12], в работе построены лепестковые диаграммы (рис. 1). Числа от 1 до 21 на этих диаграммах соответствуют номерам ошибок техники плавания (кроль на груди), приведенным в табл. 1.
Рис. 1. Диаграммы, иллюстрирующие типичные ошибки
техники плавания
Опишем типичные ошибки техники плавания, присущие студентам различных групп (кластеров).
Студенты первого кластера относятся в основном к гиперстеникам пикнического типа, имеют излишнюю массу тела и невысокие показатели ФП. За счет большого количества жировой ткани и высоких значений жизненной емкости легких (ЖЕЛ) имеют хорошую плавучесть и неплохое равновесие в воде, легко осваивают создание упора в воде. Хорошо осваивают технику плавания кролем на спине и на груди, но у них хуже получается плавание брассом. Обучаются такие студенты быстро и правильно, ошибок совершают немного.
У студентов второго кластера средний рост 189,2 см, масса тела 87,5 кг, обхват груди 102 см. Они имеют мощный костяк (средний обхват запястья 17,7 см) и самые высокие абсолютные показатели ЖЕЛ и силы кисти. Такие морфофункциональные данные являются причиной самого плохого равновесия в воде. Это объясняется значительной удаленностью центра тяжести в области крестца (топящая сила) и центра выталкивающей силы в области легких, несовпадение которых обычно приводит к вращательному моменту, в результате чего ноги опускаются в воду. В технике плавания кролем на груди имеют много ошибок, причиной которых является плохое равновесие в воде, вызывающее трудности в поддержании горизонтального положения. Из типичных ошибок часто встречаются: большой угол атаки туловища из-за недостаточной
эффективности работы ногами и плохого равновесия, ноги находятся ниже уровня воды, низкая частота работы ног, чрезмерное напряжение мышц рук и ног, во время гребка при отсутствии навыка держать прямо гребущую поверхность при высоких силовых возможностях прогибается кисть. Такие пловцы буквально «рвут» воду.
Представители третьего кластера имеют высокий рост, массу тела ниже среднего и узкую грудную клетку (средний обхват 90,3 см) с малой экскурсией. Средний индекс Кетле 20,7 говорит о том, что данные студенты ближе к нижней границе нормы массы тела, а индекс Пинье, равный 23, указывает на близость к астеническому типу телосложения. Индекс крепости телосложения, равный 25,1, находится на границе между средним и слабым телосложением. У этих студентов самые низкие показа -тели ЖЕЛ (4064 мл), что является причиной трудностей освоения нового типа дыхания в воде. Самые низкие показатели кинестетической чувстви -тельности (КЧ) [13] (28,9 %) и проприоцептивной чувствительности (ПЧ) (12,4 %), что при большом количестве ошибок выполнения имитационных упражнений говорит о низких координационных способностях данных студентов. Обучающиеся рассматриваемой группы имеют невысокие показатели ФП такие, как подтягивание, бег на 100 м, прыжок в длину с места. Из-за недостатка мышечной массы плечевого пояса равновесие в воде ниже среднего. Также студенты данной группы показывают плохое скольжение и сложно осваивают создание упора в воде. Из оценок за технику плавания самые высокие — за плавание кролем на спине, которые в среднем составляют чуть больше трех баллов по пятибалльной шкале. Еще хуже осваивают брасс и кроль на груди. У представителей третьего кластера чаще, чем в других кластерах встречается большой угол атаки туловища (плавание стоя). Слабое развитие мышц плечевого пояса и низкие координационные возможности являются причиной большого количества ошибок, связанных с выполнением гребковых движений. Наиболее часто встречаемые ошибки: вход руки в воду рядом с головой (укороченное начало гребка), укороченный гребок, вдох вперед, зажатая ладонь, медленный пронос руки, чрезмерное напряжение мышц рук и ног, нарушение ритма движений.
У студентов четвертого кластера средние показатели роста и массы тела, а также индексы Пинье и Кетле, что говорит о том, что студенты данного кластера по типу конституции нормостеники. Юноши этой группы имеют легкий костяк (обхват запястья 16,6 см), сглаженный рельеф мускулатуры, а показатели ФП выше средних. Основными отличиями от представителей других кластеров являются морфологические особенности тела, благодаря которым у них самые высокие показатели плавучести, равновесия в воде и скольжения. Такие свойства тела облегчают им созда -ние упора в воде, которое практически одинаково получается ногами и руками. У представителей четвертого кластера наименьшее число ошибок
техники плавания по сравнению с представителями других кластеров. Студенты этой группы обладают сочетанием качеств, определяющих предрасположенность к плаванию: лучшее чувство воды, высокий рост, телосложение атлетического типа, легкий костяк, развитая грудная клетка (ЖЕЛ в среднем 4387 мл), уровень ФП выше среднего. Опросы показали, что 57 % из них занимались различными видами физической культуры и спорта. Студенты данного кластера наиболее подходят под морфофунк-циональные модели пловцов, специализирующихся в плавании кролем на груди на короткие и средние дистанции.
Представители пятого кластера — невысокого роста (в среднем 176,9 см), склонные к полноте: средний индекс Пинье, равный 15,2, ближе к нижней границе нормостеников, индекс Кетле 22,7 указывает на склонность к излишней массе тела, визуальная оценка по методу Черноруцкого — 2,44, имеют неплохую физическую подготовленность: подтягиваются в среднем 8 раз, в беге на 100 м показывают средний результат 14,5 с, прыжок с места — 200 см. В плавании кролем на груди наиболее часто встречающиеся ошибки: плоское положение туловища, укороченный гребок.
Обучающиеся шестого кластера — невысокие, с развитой грудной клеткой, с очень высоким уровнем ФП. Имеют самые высокие показатели ПЧ — 6,9 %, жизненный потенциал в норме — 63. Технику спортивных способов плавания осваивают неплохо — средняя оценка за 3 способа плавания 3,8 по пятибалльной шкале.
Студенты седьмого кластера невысокие (средний рост 176,5 см) и худощавые (средняя масса тела равна 64,23 кг, что является показателем ниже среднего), средний индекс Кетле — 20,2, индекс Пинье — 25,5, обхват запястья — 16,46 см и обхват грудной клетки — 88,6 см. Данные значения показывают, что студенты описываемого кластера по типу конституции ближе к астеническому типу, средний показатель крепости телосложения слабый — 27,3. У них самые низкие показатели окружности груди -87,91 см и экскурсии грудной клетки, ЖЕЛ — 4086 мл, что является причиной трудностей освоения нового типа дыхания в воде, низкие показатели ПЧ — 8,7 %. Также обучающиеся этого типа имеют низкие показатели ФП: подтягиваются в среднем 4,4 раза, в беге на 100 м показывают результат 15,7 с, прыжок в длину с места — 200 см. Легкий костяк и малое количество мышечной массы обеспечивают хорошую плавучесть, но из-за недостатка мышечной массы плечевого пояса равновесие в воде у них ниже среднего. Плохо осваивают создание упора в воде, особенно руками. Плохо осваивают кроль на груди. Юноши данной группы имеют самое высокое суммарное количество ошибок в технике плавания. Слабое развитие мышц плечевого пояса является причиной большого количества ошибок, связанных с выполнением гребковых движений. Наиболее часто встречаемые ошибки: укороченный гребок,
вдох вперед, зажатая ладонь, нарушение ритма движений. Недостаток силовых возможностей и техники пытаются компенсировать очень высоким темпом плавания — 90 гребков в минуту. Студенты этого типа закрепощенные, с постоянным напряжением всех мышечных групп, им не хватает мягкости, эластичности; часто выполняют задания преподавателя неправильно, быстро теряют концентрацию внимания при контроле правильности выполнения упражнений.
Описанные типичные группы студентов получены в [11, 12] при кластеризации по следующим признакам: рост, равновесие в воде, индекс Кетле и результат в плавании на 50 м вольным стилем. Различия в количестве ошибок в технике плавания для разных кластеров указывают на возможную зависимость наличия ошибок от уровня ФП, ФР и БНП студентов. Проведем анализ зависимости количества ошибок от некоторых рассматриваемых показателей ФП, ФР и БНП.
Рассмотрим случайную величину, показывающую сумму числа ошибок для каждого студента. Она принимает значения от 0 до 21. Гистограмма распределений показана на рис. 2.
Рис. 2. Гистограмма частот для суммарного числа ошибок техники плавания
Как указывалось выше, ошибки техники плавания — индикаторные случайные величины, принимающие значения «0» (нет ошибки) или «1» (есть ошибка). Если закон распределения генеральной совокупности не является нормальным, то в этих случаях используют коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Данный коэффициент является непараметрической мерой связи и, следовательно, может использоваться (в отличие от коэффициента корреляции Пирсона) при произвольном распределении генеральной совокупности.
Пусть (, у1), I = 1,2,…, п, — выборка наблюдений двумерного вектора. Каждому элементу ставится в соответствие ранг «(Х) от 1 до
п; наименьший элемент имеет ранг 1, наибольший — ранг п. Равным значениям соответствует среднее ранговое число. Аналогично определяются ранги «У) элементов у1. Коэффициент ранговой
корреляции Спирмена вычисляется по формуле
Ъ=1 —3^ X («Х) — «Р )2
п — п I=1У 1 .
Если в ряду значений часто встречаются равные значения, то целесообразно применять формулу
г* ,в = 1 3
6 X («
1=1
(Х’ — #’ )2
п(У)), п(Хп(У)
(п3 — п)-(т(Х’ + Т(У’
Лш (Х) Лт (У)
где Т(Х) = 1 X ((п«Х))3 — п(Х)), Т(У) = 1 (Ц<У))3 —
2 г=1 2 1=1
количества элементов в группах с равными рангами, а т(Х), т(У) — число
таких групп соответственно для параметров Х и У.
Значимость ранговой корреляции Спирмена проверяется по
I I п — 2
значению статистики Т = г -^ ~ &(п — 2). Основная гипотеза
’11 -г2 ( ;
Н0 : г* = 0. Если выборочное значение Т > а/2(п -2), то гипотеза Н0
отклоняется на уровне значимости а, т.е. между компонентами случайного вектора существует ранговая корреляционная зависимость. Для выборки объемом п = 214 квантиль распределения Стьюдента Ц-а,2(212) -1,97.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
В табл. 2 приведены значения коэффициента ранговой корреляции Спирмена для рассматриваемой случайной величины (суммарное число ошибок техники плавания) в зависимости от навыков в воде: плавучесть, равновесие, скольжение, ныряние и чувство воды.
Суммарное число ошибок значимо зависит от БНП с отрицательной корреляцией, то есть чем лучше показатели плавучести, равновесия и скольжения, тем меньше суммарное число ошибок в технике. Однако коэффициенты ранговой корреляции незначимы, хотя и есть отрицательная связь, в случае зависимости суммы ошибок от ныряния и умения создавать упор в воде (косвенной оценки чувства воды).
Таблица 2
Коэффициенты ранговой корреляции Спирмена и статистики для проверки значимости корреляционной связи
Показатель Плавучесть Равновесие Скольжение Ныряние Чувство воды
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена
Число ошибок — 0,39 — 0,33 — 0,35 — 0,12 — 0,1245
Статистика для проверки значимости ранговой корреляции
Число ошибок 6,09 5,07 5,49 1,8 1,8
Рассмотрим далее связь скорости и правильности обучения плава -нию с показателями ФР, ФП студентов и вычисленных на основе собранных измерений индексов (крепость телосложения, Кетле, Пинье и др.). После проверки гипотезы о нормальном распределении генеральных совокупностей по всем рассматриваемым признакам [1 2] и нормирования данных по соответствующим выборкам был проведен корреляционный анализ. Полученные коэффициенты корреляции (Пирсона) показали, что результирующие признаки — результат на дистанции 50 м, темп плавания, номер недели, когда студент впервые проплыл 50 м, оценка за технику плавания кролем — не зависят от каких-то отдельных антропометрических данных. В то же время распределение студентов, проведенное методами кластерного анализа, показывает, что результат на 50 м и скорость обучения студентов зависят от совокупности их морфологических данных.
Результирующие признаки зависят от ФП, а также от ныряния, чувства воды и ПЧ. В табл. 3 указаны коэффициенты корреляции этих признаков с показателями ФП: количество подтягиваний, бег на 100 м, а также с показателями по нырянию, чувству воды, ПЧ, силы кисти и ЖЕЛ. В нижней части табл. 3 указаны значения статистики Т, показывающей значимость корреляции между результирующими признаками при уровне значимости а = 0,05 (выполнение условия | Т | > 1,97).
Таблица 3
Коэффициенты корреляции и статистики для проверки значимости коэффициента корреляции для результирующих признаков
Показатель ЖЕЛ Сила кисти Подтягивание Бег Ныряние Чувство воды ПЧ
Коэффициент корреляции
Результат на 50 м — 0,16 — 0,14 — 0,40 0,54 — 0,51 — 0,47 0,31
Темп — 0,14 — 0,16 — 0,24 0,29 — 0,39 — 0,46 0,25
Номер недели — 0,17 — 0,11 — 0,26 0,39 — 0,54 — 0,50 0,31
Оценка за кроль 0,23 0,16 0,24 — 0,41 0,47 0,51 — 0,38
Окончание табл. 3
Показатель ЖЕЛ Сила кисти Подтягивание Бег Ныряние Чувство воды ПЧ
Значение статистики Т для проверки значимости кор реляции
Результат на 50 м — 2,38 — 2,10 — 6,35 9,27 — 8,64 — 7,80 4,78
Темп — 2,03 — 2,34 — 3,66 4,44 — 6,14 — 7,49 3,81
Номер недели — 2,57 — 1,66 — 3,94 6,19 — 9,30 — 8,33 4,81
Оценка за кроль 3,45 2,41 3,61 — 6,55 7,83 8,66 — 5,95
Отрицательное значение коэффициента корреляции указывает на обратную зависимость, например, чем больше количество подтягиваний, тем меньше время, за которое студент преодолел дистанцию 50 м.
На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы.
1. Суммарное число ошибок техники плавания кролем на груди при начальном обучении плаванию в возрасте от 18 до 21 года зависит от плавучести, равновесия и скольжения в воде.
2. Скорость плавания зависит от ФП, умения нырять, умения создавать упор в воде, ПЧ и ЖЕЛ.
3. Скорость обучения плаванию зависит от ФП, умения создавать упор в воде, навыков ныряния и ПЧ.
4. Группы студентов, статистически достоверно различающиеся по данным ФР, определяющим их морфофункциональные особенности, физическим возможностям и результатам освоения БНП [11], имеют существенные различия по оценкам за технику плавания и количеству ошибок в технике плавания кролем на груди.
5. На начальном этапе обучения формирование таких ошибок техники плавания, как зажатая ладонь, нарушение ритма движений, медленный пронос руки, являются причиной длительных сроков обучения. Распределение студентов по группам на основе входных данных (показатели ФП, ФР, БНП и индексы, влияющие на результирующие признаки) с целью дифференцированного обучения позволит оптимизировать методические подходы для различных типов обучающихся и сократить время обучения.
В заключение отметим, что дальнейшие исследования авторов будут направлены на разработку и модификацию методик дифференцированного обучения плаванию студентов младших курсов.
Список литературы
1. Акрамовский И.Н., Раевский Д.А. Обучение студентов плаванию на основе двигательной и функциональной подготовленности // Физиче -ская культура: воспитание, образование, тренировка. 2015. № 2. С. 15-18.
2. Андрианов А.К. Дифференцированный подход при обучении спортивному плаванию студентов в педагогическом вузе // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 684-689.
3. Дубровский В.И. Спортивная медицина: учеб. для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. М.: ВЛАДОС, 2005. 528 с.
4. Исследование индивидуальной предрасположенности школьников к освоению техники плавания на этапе освоения с водой / О.Ю. Савельева [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 4(134). С. 237-242.
5. Кожевникова И.Е. Развитие физических качеств в условиях водной среды у детей 10-11 лет: дис. … канд. пед. наук. М., 1997. 181 с.
6. Королев В.Г., Бардушкин В.В. Физическая подготовленность студентов-юношей младших курсов и ее динамика в процессе обучения в техническом университете // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2011. № 1. С. 58-62.
7. Кохан Т.А., Васющенкова Т.С. Некоторые ошибки в технике плавания кролем на груди и способы их устранения // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. № 28. С. 131-136.
8. Плавание: учебник / Н.Ж. Булгакова, С.Н. Морозов, О.И. Попов [и др.]; под общ. ред. проф. Н.Ж. Булгаковой. М.: Инфра-М, 2018. 290 с.
9. Раевский Д.А., Сиверкина Т.Е., Егорова Ж.Б. Взаимосвязь двигательной и функциональной готовности при обучении студентов плаванию // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2013. № 5. С. 41-44.
10. Распопова Е.А., Савельева О.Ю., Стефановский М.В. Методика тестирования двигательной предрасположенности студентов к формированию устойчивого навыка плавания // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Естественные науки. 2016. № 3(23). С. 48-55.
11. Распределение студентов на типовые группы для дифференцированного обучения плаванию / С.А. Сироткин [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 7. С. 39-52.
12. Сироткин С.А., Бардушкин В.В., Бардушкина И.В. Статистический подход к распределению студентов на типовые группы для дифференцированного обучения плаванию // Современные направления развития вузовского образования: коллективная монография /
отв. ред. А.Ю. Нагорнова, Т.Б. Михеева. Ульяновск: Зебра, 2019. § 2.13. С.291-305.
13. Сироткин С.А., Сироткина О.А. Формирование представления о технике плавания при обучении студентов технического вуза // Культура физическая и здоровье. 2018. № 2(66). С. 16-18.
14. Теория и методика обучения плаванию студентов высших учебных заведений: учеб.-метод. пособие / М.Г. Непочатых [и др.]. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. 70 с.
Сироткин Сергей Аркадьевич, старший преподаватель, 503741@,mail.ru, Россия, Москва, Зеленоград, Национальный исследовательский университет «МИЭТ»,
Бардушкин Владимир Валентинович, д-р физ.-мат. наук, доц., hardiishkinamail.ru, Россия, Москва, Зеленоград, Национальный исследовательский университет «МИЭТ»,
Бардушкина Ирина Вячеславовна, канд. физ.-мат. наук, доц., i_v_hars@mail.ru, Россия, Москва, Зеленоград, Национальный исследовательский университет «МИЭТ»,
Сироткина Олеся Анатольевна, старший преподаватель, 503741amail.ru, Россия, Москва, Зеленоград, Национальный исследовательский университет «МИЭТ»
THE INFLUENCE OF MORPHOLOGICAL AND FUNCTIONAL BODY FEATURES ON EMERGENCE OF ERRORS IN SWIMMING TECHNIQUE IN TEACHING STUDENTS
S.A. Sirotkin, V. V. Bardushkin, I. V. Bardushkina, O.A. Sirotkina
The causes of errors in the technique of swimming students of universities at the training stage are analyzed. Presented are diagrams illustrating typical swimming technique errors. The dependence of the results and the speed of mastering the swimming technique on the indicators ofphysical development, physical fitness and basic swimming skills of students, divided into typical groups according to morphological andfunctional qualities and ability to perform exercises in water for the purpose of differentiated training, is shown.
Key words: students, swimming, training, physical development, physical fitness, swimming technique errors, correlation analysis.
Sirotkin Sergey Arkadevich, senior lecturer, 503741@mail.ru, Russia, Moscow, Zelenograd, National Research University of Electronic Technology (MIET),
Bardushkin Vladimir Valentinovich, doctor of physical and mathematical sciences, associate professor, hardushkina mail. ru, Russia, Moscow, Zelenograd, National Research University of Electronic Technology (MIET),
Bardushkina Irina Vyacheslavovna, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, i v harsa mail. ru, Russia, Moscow, Zelenograd, National Research University of Electronic Technology (MIET),
Sirotkina Olesya Anatolyevna, senior lecturer, 503741@mail.ru, Russia, Moscow, Zelenograd, National Research University of Electronic Technology (MIET)
References
1. Akramovskij I.N., Raevskij D.A. Obuchenie studentov plavaniyu na osnove dvigatel’noj i funkcional’noj podgotovlennosti [Teaching students to swim on the basis of motor and functional readiness] // Fizicheskaya kul’tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical education: education, training]. 2015. No. 2. P. 15-18.
2. Andrianov A.K. Differencirovannyj podhod pri obuchenii sportivnomu plavaniyu studentov v pedagogicheskom vuze [A differentiated approach to teaching students swimming sports at a pedagogical university] // Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni V.G. Belinskogo [Bulletin of the Penza State Pedagogical University named after V.G. Belinsky]. 2012. No. 28. 3. 684-689.
3. Dubrovskij V.I. Sportivnaya medicina [Sports medicine]: textbook. for university students studying in pedagogical specialties. M.: VLADOS, 2005. 528 p.
4. Issledovanie individual’noj predraspolozhennosti shkol’nikov k osvoeniyu tekhniki plavaniya na etape osvoeniya s vodoj [The study of the individual predisposition of students to master the technique of swimming at the stage of development with water] / O.Yu. Savel’eva [et al.] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2016. No. 4(134). P. 237-242.
5. Kozhevnikova I.E. Razvitie fizicheskih kachestv v usloviyah vodnoj sredy u detej 10-11 let [The development of physical qualities in the aquatic environment in children 10-11 years old]: dis. … cand. ped sciences. M., 1997. 181 p.
6. Korolev V.G., Bardushkin V.V. Fizicheskaya podgotovlennost’ studentov-yunoshej mladshih kursov i ee dinamika v processe obucheniya v tekhnicheskom universitete [Physical fitness of junior students and their dynamics in the learning process at a technical university] // Fizicheskaya kul’tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical Culture: education, training, training]. 2011. No 1. P. 58-62.
7. Kohan T.A., Vasyushchenkova T.S. Nekotorye oshibki v tekhnike plavaniya krolem na grudi i sposoby ih ustraneniya [Some errors in the technique of swimming the crawl on the chest and methods for their elimination] // Obuchenie i vospitanie: metodiki i praktika [Training and education: methods and practice]. 2016. No. 28. P. 131-136.
8. Plavanie [Swimming]: textbook / N.Zh. Bulgakova S.N. Morozov, O.I. Popov [et al.]; under the general. ed. prof. N.Zh. Bulgakova. M.: Infra-M, 2018. 290 p.
9. Raevskij D.A., Siverkina T.E., Egorova Zh.B. Vzaimosvyaz’ dvigatel’noj i funkcional’noj gotovnosti pri obuchenii studentov plavaniyu [The relationship of motor and functional readiness in teaching students to swim] // Fizicheskaya kul’tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical Culture: education, training, training]. 2013. No. 5. P. 41 -44.
10. Raspopova E.A., Savel’eva O.Yu., Stefanovskij M.V. Metodika testirovaniya dvigatel’noj predraspolozhennosti studentov k formirovaniyu ustojchivogo navyka plavaniya [Testing technique of students’ motor predisposition to the formation of a stable swimming skill] // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Estestvennye nauki [Bulletin of Moscow City Pedagogical University. Series: Natural Sciences]. 2016. No. 3(23). P. 48-55.
11. Raspredelenie studentov na tipovye gruppy dlya differencirovannogo obucheniya plavaniyu [Distribution of students into typical groups for differentiated swimming instruction] / S.A. Sirotkin [et al.] // Izvestiya Tul’skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul’tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport.]. 2019. Issue. 7. P. 39-52.
12. Sirotkin S.A., Bardushkin V.V., Bardushkina I.V. Statisticheskij podhod k raspredeleniyu studentov na tipovye gruppy dlya differencirovannogo obucheniya plavaniyu [A statistical approach to the distribution of students into typical groups for differentiated teaching of swimming] // Sovremennye napravleniya razvitiya vuzovskogo obrazovaniya [Modern trends in the development of higher education]: collective monograph / ed. A.Yu. Nagornova, T.B. Mikheeva. Ulyanovsk: Zebra, 2019. § 2.13. P. 291-305.
13. Sirotkin S.A., Sirotkina O.A. Formirovanie predstavleniya o tekhnike plavaniya pri obuchenii studentov tekhnicheskogo vuza [Formation of the idea of swimming technique when teaching students of a technical university] // Kul’tura fizicheskaya i zdorov’e [Physical Culture and Health]. 2018. No 2(66). P. 16-18.
14. Teoriya i metodika obucheniya plavaniyu studentov vysshih uchebnyh zavedenij [Theory and methodology of teaching swimming students of higher educational institutions] : textbook.-method. allowance / M.G. Nepochatyh [and others]. St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg State University of Economics and Economics, 2009. 70 p.
Кто не совершает ошибок? В технике даже выдающихся спортсменов находятся недочёты, которые, впрочем, оказываются незначительными и не влияют на результаты. Если же вы – новичок в плавании, то ваши ошибки опытному тренеру или спортсмену заметны сразу же. Недостатки техники приводят к снижению скорости, лишнему напряжению, напрасной трате сил, проблемам с дыханием. Начинающего спортсмена может охватить паника, а желание тренироваться и совершенствовать технику – испариться надолго.
Аксессуары для плавания в бассейне
Одна из основных ошибок в плавании в бассейне у начинающих – борьба с водой. Пловец не расслабляется, наоборот, сильно напрягается, из-за этого подскакивает пульс и быстро устают мышцы.
Расслабьте тело, начните плавать в своё удовольствие. Намеренно замедляйтесь между гребками, дайте телу возможность скользить по воде столько, сколько оно сможет. Плавайте длинные дистанции на низком пульсе, пока не найдёте оптимальное положение в воде и не сможете ускориться, без ущерба для техники.
- Голова поднята высоко над водой и туловище прогибается.
Так случается, когда начинающий пловец боится опустить голову в воду. Неправильное положение тела затрудняет дыхание, вода может заполнить рот при вдохе. Скорость снизится и вам будет неудобно плыть, так как шея и плечи сильно напряжены.
Попробуйте плавать, работая только ногами, руки вытяните вперёд, а голову опустите. Смотрите вниз, а лучше назад – на ноги.
- Голова сильно опущена в воду.
Из-за этой ошибки в плавании кролем на груди затрудняется дыхание и высоко поднимается таз, энергии тратится много, а эффективность работы ногами очень небольшая.
Чтобы исправить недочёты в технике, плавайте с поднятой головой и смотрите вперёд.
- Во время гребка руки заходят за среднюю линию корпуса, а не параллельно ей.
Из-за этого спортсмен раскачивает тело из стороны в сторону, плывёт зигзагом, значит затрачивается больше сил и снижается скорость.
Думайте о том, что рука должна лечь чуть в сторону от центральной оси, при этом на практике при входе в воду руки лягут параллельно. Также отклоняйте кисть наружу и немного приподнимайте локоть, в этом положении руке будет неудобно проходить за центральную линию корпуса.
- Во время вдоха тонет рука, находящаяся впереди.
Спортсмен старается как будто опереться на неё, из-за этой ошибки темп прохождения дистанции снижается.
Тренируйтесь плавать, работая только ногами и одной рукой, вторую вытяните вперёд. А во время плавания кролем во время вдоха следите за положением руки, вспоминайте ощущения скольжения из тренировочного упражнения и старайтесь повторить его.
- Ноги работают не от бедра, а от колена.
Также некоторые пловцы сильно сгибают ноги в коленях, из-за этого конечности сильно высовываются из-под воды. Такие движения ломают технику плавания кролем и не помогают пловцу продвигаться вперёд.
Старайтесь работать прямыми ногами, мышцы включаются сначала на пояснице и ягодицах, затем по ноге до стопы. Она, кстати, должна быть вытянута. Лучше всего исправлять недочёты во время упражнения с доской. Также полезно плавание в ластах: вы почувствуете правильную амплитуду движений ног.
- Голова слишком высоко над поверхностью воды.
Как только голова оказывается слишком высоко, нижняя часть тела опускается глубже. Двигаться вперёд в таком положении трудно, а плечи становятся «деревянными».
Намеренно опускайте голову в воду и выдыхайте. Купите надёжные очки и шапочку, если боитесь, что вода попадет в глаза или на волосы.
- Слишком широкий гребок, который заканчивается около бёдер.
Так нарушая технику плавания брассом, спортсмен практически не продвигается вперёд и расходует слишком много сил.
Работайте руками до груди, а затем возвращайте их вперёд. Не разводите широко: руки должны находиться перед телом. Сомкните пальцы и загребайте воду всей поверхностью, а не ребром.
- Неправильная работа рук и ног.
Одна из частых ошибок новичков, из-за неё резко падает скорость либо движение вперёд прекращается вообще.
В технике плавания брассом руки и ноги работают скоординированно, по очереди. Не делайте гребок и толчок ногами одновременно, соблюдайте последовательность действий.
Пошагово техника выглядит так:
- Голова опускается вниз, руки вытянуты вперёд, носки стоп натянуты.
- Гребок руками.
- Руки соединились около груди и выполняется вдох.
- Голова снова опускается под воду, тело вытягивается в линию, руки впереди.
- Толчок ногами.
- Скольжение по воде.
- Неправильная работа ног и ошибки при толчке.
Например, спортсмен отталкивается недостаточно разведёнными ногами, неправильно держит стопу, либо ноги выполняют движения то ли для плавания брассом, то ли кролем.
Здесь поможет только практика. Для начала можно отработать движения на суше, затем практиковаться в воде, держась за бортик. Тренируйте разведение ног – примерно на 45 градусов относительно друг друга – и поворот ступней, они должны быть повёрнуты пятками друг к другу. Практикуйтесь сгибать ноги для толчка, задерживать их в этом положении на 10-15 секунд, затем резко распремлять. Следите, чтобы стопы сохраняли правильное положение всё время.
Пока вы учитесь правильно плавать в бассейне и не совсем уверены в своих силах, пользуйтесь вспомогательным инвентарём.
Колобашки и доски для плавания поддерживают ваше тело и помогают совершенствовать технику. Колобашка пригодится для тренировки движений рук и дыхания, о ногах можно не думать. Доска, наоборот, предназначена для совершенствования работы ног. Ещё хорошо иметь ласты для бассейна, они нужны для проработки техники плавания кролем: не дают делать чересчур резкие движения ногами.
Ошибки
Способы устранения
Высокое положение головы при выполнении упражнений на груди.
1.Прижать подбородок к груди.
2.Дать ребенку маленькую резиновую игрушку, чтобы он зажал ее подбородком и так выполнил задание.
Низкое положение таза при лежании на груди.
1.Выполнение упражнения совместно с взрослым, который помогает принять правильное положение.
2.Выполнение контрастного задания – лечь на воду прогнувшись, а затем слегка согнувшись в тазобедренном суставе.
При скольжении на груди тело переваливается на бок.
1.Для сохранения равновесия тела руки разводятся немного в стороны.
2.Выполнение подводящих упражнений на суше:
И.п. – о.с. 1-поднять руки через стороны вверх, встать на носки; 2-3-держать тело вытянутым и напряженным; 4-и.п.
И.п. – лежа на животе, руки вытянуты вперед. 1-приподнять руки и ноги (вытянуться как «стрела», голова между рук); 2-3-держать тело; 4-и.п.
При плавании на груди:
· ноги сильно сгибаются в коленных суставах;
1.Выполнение подводящих упражнений на суше: движения ногами как при плавании кролем на груди, лежа на животе, на скамейке (ноги выпрямлены в коленных суставах, носки оттянуты – выполнять движения ногами под команду).
2.Выполнение пассивных движений ногами вверх-вниз (с помощью взрослого) на суше, лежа на животе, так чтобы ноги не касались пола; на воде ребенок держится руками за поручень (держать ноги прямые как палки).
3.Выполнение движений ногами как при плавании кролем на груди в ластах.
4.Выполнение контрастных заданий – попеременные движения напряженными прямыми ногами и ногами, согнутыми в коленях.
· движения ногами выполняются с большим размахом;
1.Выполнение подводящих упражнений на суше: движение ногами как при плавании кролем на груди из различных исходных положений – педагог или партнер ограничивает амплитуду движений.
2.Выполнение движений ногами стилем кроль в частом темпе под команду.
3.Плавание в ластах.
· движения ногами выполняются с паузами;
1.Выполнение движений ногами вверх – вниз у поручня, с поддерживающимся средством (внимание на непрерывность работы ног).
2.При выполнении упражнения считать про себя 1,2,3,4,1,2,3,4 и т.д. и на каждый счет пытаться выполнять движения ногами вверх – вниз.
· при плавании кролем на груди без выноса рук ребенок «бьет» руками по воде.
1.И.п. – стоя в наклоне вперед, одна рука вытянута вперед, вторая около бедра, ладони обеих рук повернуты назад, кисть напряжена. Гребковые движения в воде стоя на месте и с продвижением.
2.Выполнение гребковых движений прямыми руками.
3.Во время скольжения выполнить гребок одной рукой – пауза, затем другой – пауза, ладони повернуты назад (надо как бы «захватить» воду и «оттолкнуться» от нее).
При движении руками «брасс», во время гребка ребенок «гладит» воду ладонями.
1.На суше имитация движений руками как при плавании способом брасс: лежа на животе; стоя в наклоне вперед.
2.Имитация движений рук брассом в воде: стоя на месте, с продвижением вперед; выполняя скольжение на груди (кисть напряжена, ребенок как бы «раздвигает» воду).
3.И.п. – о.с. Ребенок вытягивает руки вперед ладонями наружу, взрослый «зажимает» его кисть своими ладонями. Ребенок пытается развести руки в стороны, преодолевая сопротивление взрослого.
При выполнении «звездочки» на спине ноги излишне сгибаются в тазобедренных суставах (ребенок не лежит на воде, а сидит).
1.Упражнение на задержку дыхания: набрать воздух, присесть, лечь на спину, развести прямые руки (ладонями вверх) и ноги в стороны, смотреть на потолок (стопы должны быть в воде).
2.Упражнение с помощью взрослого, который помогает принять правильное положение.
При скольжении и плавании на спине:
· таз и бедра слишком глубоко погружены в воду, голова приподнята над водой;
1.Скольжение с движениями ног как при плавании кролем на спине, плавательная доска за головой, приподнять таз к поверхности воды.
2.Скольжение в парах (партнер держит занимающегося за голову так, чтобы мочки ушей касались воды).
3.Лежание на спине около поручня (держась стопами за поручень, руки вдоль тела или за головой, принять правильное положение; затем оттолкнуться ногой от поручня, сохраняя правильное положение).
4.Скольжение на спине с работой ног кролем, руки вытянуты вверх.
· вода переливается через макушку и заливает лицо;
1.Упражнение с плавательной доской, прижатой к груди.
2.Плавание на спине с работой ног кролем. При выполнении упражнений подбородок прижат к груди.
· чрезмерное сгибание ног в коленных суставах.
1.На суше в положении сидя (на скамейке, полу), лежа на спине выполнять движения ногами кролем;
2.Плавание на спине при помощи движений ног, «плавательная» доска за голову;
3.Плвание на спине в ластах;
4.Скольжение на спине с работой ног кролем, с различным положением рук.
При выполнении упражнений ребенок следит за тем, чтобы на поверхности воды появлялись только носки ног, которые должны быть оттянуты.
Библиографическое описание:
Титаренко, М. В. Основные ошибки при обучении плаванию детей дошкольного возраста / М. В. Титаренко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1826/ (дата обращения: 05.06.2023).
Дорогие друзья, коллеги и родители!
Часто являясь свидетелем того, как взрослые пытаются научить своих детей плавать, проявляя рьяные, но тщетные усилия, я решила поделиться некоторым опытом. Соблюдая несколько основных правил обучения, вы обязательно достигнете успеха.
Ни для кого не секрет, что умение плавать — один из наиболее важных двигательных навыков. Занятия плаванием не только благотворно действуют на дыхательную, сердечно-сосудистую, опорно-двигательную, нервную системы ребенка, но, что наиболее важно, гарантируют предупреждение несчастного случая в воде, сохраняя тем самым жизнь и здоровье ребенка. Так же — это единственный вид двигательной активности, который разгружает работу внутренних органов, растягивает позвоночник (снимая мышечный спазм), способствует закаливанию организма и развитию основного физического качества — выносливости.
Учитывая вышесказанное, все большее количество родителей, бабушек и дедушек проявляют желание, как можно раньше научить своих детей и внуков плавать. Стремление похвальное, но обучение должно быть грамотное. В противном случае, можно получить обратный результат. Ребенок, не умея правильно дышать, работать ногами и руками, не сможет плыть продолжительно и с удовольствием. Как следствие, он не полюбит этот вид двигательной активности и, возможно, на долгие годы.
Конечно, начальный этап обучения плаванию лучше всего доверить профессионалам. Но возможно и самостоятельное обучение. Хочу обратить ваше внимание на основные ошибки при обучении детей плаванию.
- Обычно неспециалисты, а также родители, советуют детям плавать с поднятой головой. Это в корне неверно, так как весовые пропорции тела и головы малышей разные и изменяются по мере взросления ребенка. Так у детей грудного возраста вес головы составляет до 60 % от общего веса тела. Плыть с поднятой головой для него — то же, что взрослому плыть, по пояс высунувшись из воды. Начинать обучение детей младшего дошкольного возраста следует с упражнений, предполагающих опускание лица и головы в воду. При этом, ни в коем случае, не учите детей закрывать глаза. Ребенок должен учиться контролировать пространство вокруг себя. Если вашему малышу очень неприятно нырять с открытыми глазами — приобретите очки для плавания.
- Второй неверный шаг — учить плавать ребенка «на задержке дыхания». Долго ли вы сами сможете так плыть? Обучать правильному выдоху в воду (в совокупности с погружением в воду лица и головы) — это следующий важный этап обучения плаванию. Многим взрослым так же стоит поучиться правильному дыханию при плавании. Важно помнить, что вдох по времени короче, чем выдох. При выдохе губы сложены «трубочкой» и образовывают отверстие в виде буквы «о». Выдох должен быть сильным. Воздух должен выходить из легких, образовывая пузыри, а не из надутых щек. В своей практике я часто сталкиваюсь с тем, что родители советуют детям зажимать нос рукой, чтобы избежать неприятные ощущения от попадания воды в его полости. Это еще один неверный совет. Если правильно выдыхать в воду, а именно, делать одновременный, полный выдох и ртом, и носом, таких неприятных ощущений не возникнет. Руки же должны быть свободными для выполнения гребковых движений.
- Многие считают, что воды чем меньше, тем лучше. Такое мнение ошибочно. Вода должна доходить до уровня груди или горла ребенка, но ни в коем случае не выше подбородка.
- При обучении лежания на поверхности воды (следующий этап обучения), главной ошибкой является неправильное положение головы. Следите за тем, чтобы голова полностью лежала на воде (вода на уровне ушей). Напоминайте ребенку, что если он лежит на животе и груди, то глазки смотрят на дно, а если на спине, то в потолок (или в небо). Если ребенок будет задирать голову, то автоматически его таз и ноги будут тонуть. При излишне низком положении головы, из воды торчит попа и ребенка уводит под воду. Нам же важно, чтобы его тело приняло максимально горизонтальное положение.
- При обучении работе ног (имеется в виду способ плавания «кроль» на груди/спине), главная ошибка — это работа ногами, согнутыми в коленных суставах. Как следствие, ребенок не лежит, а «сидит» на воде, не плывет, а «бежит» в воде. Гребки должны быть короткими, производиться прямыми, «сильными» ногами от бедра. Ноги работают часто, как «моторчик», но фонтан над водой должен быть небольшим. Правильному обучению способствует использование доски для плавания и ласт. Надувные круги, жилеты, нарукавники — плохие помощники. Они мешают принять горизонтальное положение, сковывают движения, натирают кожу.
- Дети часто лихорадочно «молотят» руками по воде, создавая уйму брызг. При этом никак не могут продвинуться в воде, гребут «на месте». Обучая работе руками, обращайте внимание ребенка на то, что гребок должен быть «длинным». На начальном этапе прямой рукой. При плавании на груди рука проходи цепочку условных касаний: бедро-ухо-щека. При плавании на спине условные касания в обратном порядке.
Безусловно, очень важна координация работы рук, ног и дыхания. Но на начальном этапе, просто научите ребенка плыть, правильно работая ногами и руками, делая полный, сильный выдох в воду, после каждого вдоха. Имея правильную двигательную базу, ваш малыш успешно продолжит обучение спортивным способам плавания в ДЮСШОР или в частном порядке с профессиональным инструктором.
Помните, что переучиваться всегда сложнее. Желаю всем радости, здоровья и удачи!
Литература:
- Как научить ребенка плавать: практическое пособие / И. В. Сидорова. — М.: Айрис-пресс, 2011. — 144 с.
- Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста / Н. Л. Петрова, В. А. Баранов. — М.: Издательство ФАИР, 2008. – 120 с.
- Обучение детей плаванию / В. С. Васильев. — М.: Физкультура и спорт, 1989. – 96 с.
- Научить ребенка плавать: Методическое пособие / Л. Ф. Еремеева. — СПб.: Детство-пресс, 2005. – 112 с.
Основные термины (генерируются автоматически): вод, ребенок, плавание, ваш малыш, главная ошибка, горизонтальное положение, двигательная активность, кой случай, начальный этап, обучение детей.
Похожие статьи
Формирование первоначальных навыков плавания у детей…
Основные ошибки при обучении плаванию детей дошкольного… Основные термины (генерируются автоматически): вод, ребенок, плавание, ваш малыш, главная ошибка, горизонтальное положение, двигательная активность, кой случай, начальный этап…
Начальное обучение синхронному плаванию | Статья в журнале…
Основные ошибки при обучении плаванию детей дошкольного… Конечно, начальный этап обучения плаванию лучше всего доверить профессионалам. Гребки должны быть короткими, производиться прямыми, «сильными» ногами от бедра.
Эффективность применения игрового метода в обучении…
Ребенок, занимающийся плаванием, в значительной степени превосходит своих сверстников по уровню физического развития и достигает высоких показателей двигательной активности.
Обучение плаванию детей в этом возрасте происходит наиболее эффективно…
Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как…
Самостоятельная двигательная деятельность детей. Свободная двигательная активность.
Основная часть начинается с общеразвивающих упражнений. Упражнения выполняются из различных исходных положений — стоя, сидя, лежа.
Методика обучения основным видам движения по физкультуре…
Основные ошибки при обучении плаванию детей дошкольного…
При этом, ни в коем случае, не учите детей закрывать глаза.
Организация двигательной активности детей на прогулке.
К вопросу актуальности умения плавать курсантов (студентов)
При плавании на спине пловец принимает хорошо обтекаемое горизонтальное положение, плечевой пояс несколько выше таза, голова затылком на воде.
Основные ошибки при обучении плаванию детей дошкольного…
Плавание детей в возрасте до года (грудничковое плавание)
Первые попытки обучать грудных детей плаванию были сделаны в 50-е годы. Эти единичные случаи воспринимались как сенсация и поражали воображение.
Одной из главных предпосылок для рационального и успешного обучения ребёнка плаванию состоит в том, что…
Значение плавания для здоровья человека | Статья в журнале…
Основные ошибки при обучении плаванию детей дошкольного… Занятия плаванием не только благотворно действуют на дыхательную, сердечно-сосудистую, опорно-двигательную, нервную системы ребенка, но, что.
Предупреждение появления чувства страха у новичков в процессе…
Основные ошибки при обучении плаванию детей дошкольного… Они мешают принять горизонтальное положение, сковывают движения, натирают кожу. Но на начальном этапе, просто научите ребенка плыть, правильно работая ногами и руками, делая полный, сильный…
- Как издать спецвыпуск?
- Правила оформления статей
- Оплата и скидки
Похожие статьи
Формирование первоначальных навыков плавания у детей…
Основные ошибки при обучении плаванию детей дошкольного… Основные термины (генерируются автоматически): вод, ребенок, плавание, ваш малыш, главная ошибка, горизонтальное положение, двигательная активность, кой случай, начальный этап…
Начальное обучение синхронному плаванию | Статья в журнале…
Основные ошибки при обучении плаванию детей дошкольного… Конечно, начальный этап обучения плаванию лучше всего доверить профессионалам. Гребки должны быть короткими, производиться прямыми, «сильными» ногами от бедра.
Эффективность применения игрового метода в обучении…
Ребенок, занимающийся плаванием, в значительной степени превосходит своих сверстников по уровню физического развития и достигает высоких показателей двигательной активности.
Обучение плаванию детей в этом возрасте происходит наиболее эффективно…
Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как…
Самостоятельная двигательная деятельность детей. Свободная двигательная активность.
Основная часть начинается с общеразвивающих упражнений. Упражнения выполняются из различных исходных положений — стоя, сидя, лежа.
Методика обучения основным видам движения по физкультуре…
Основные ошибки при обучении плаванию детей дошкольного…
При этом, ни в коем случае, не учите детей закрывать глаза.
Организация двигательной активности детей на прогулке.
К вопросу актуальности умения плавать курсантов (студентов)
При плавании на спине пловец принимает хорошо обтекаемое горизонтальное положение, плечевой пояс несколько выше таза, голова затылком на воде.
Основные ошибки при обучении плаванию детей дошкольного…
Плавание детей в возрасте до года (грудничковое плавание)
Первые попытки обучать грудных детей плаванию были сделаны в 50-е годы. Эти единичные случаи воспринимались как сенсация и поражали воображение.
Одной из главных предпосылок для рационального и успешного обучения ребёнка плаванию состоит в том, что…
Значение плавания для здоровья человека | Статья в журнале…
Основные ошибки при обучении плаванию детей дошкольного… Занятия плаванием не только благотворно действуют на дыхательную, сердечно-сосудистую, опорно-двигательную, нервную системы ребенка, но, что.
Предупреждение появления чувства страха у новичков в процессе…
Основные ошибки при обучении плаванию детей дошкольного… Они мешают принять горизонтальное положение, сковывают движения, натирают кожу. Но на начальном этапе, просто научите ребенка плыть, правильно работая ногами и руками, делая полный, сильный…