Одной из наиболее распространенных ошибок при построении предложения является неправильное употребление деепричастного оборота. Во избежание этого рекомендуется ознакомиться с правилами использования этой части речи, а также исключениями из этих правил.
В письменной и устной речи достаточно часто встречается неправильное построение предложений с деепричастным оборотом. Наиболее распространенные ошибки возникают при нарушении следующих правил:
- Действие, которое выражается деепричастным оборотом, может относиться только к подлежащему — существительному или местоимению в именительном падеже.
Примеры ошибок
: Подходя к дому
, у меня выпал зонт. Читая книгу
, ей постоянно мешали звуки со двора. - Деепричастные обороты не используются в безличных предложениях (в предложениях без действующего субъекта-подлежащего) и в пассивных (страдательных) конструкциях.
Примеры ошибок
: Оставшись один в доме
, мне было одиноко. Решая эту задачу
, ему было сложно. - Не рекомендуется употреблять деепричастный оборот в предложениях, в которых используется глагол-сказуемое в форме будущего времени.
Примеры ошибок
: Подарив маме цветы
, я поздравлю ее с праздником. Катя выберет новое платье, увидев все варианты в магазине
. - Деепричастный оборот обычно не может быть однородным членом предложения со сказуемым и другими членами предложения.
Примеры ошибок
: Мужчина перешел дорогу, но посмотрев вправо
. Мы будем гулять по лесу, но не заходя далеко
. - Деепричастный оборот НСВ обычно употребляется в случае, если действия, выражаемые деепричастием и глаголом-сказуемым, происходят одновременно. Деепричастный оборот СВ обычно называет действие, предшествующее действию, которое называет глагол-сказуемое.
Примеры: Переплывая реку
, мы видели маленьких рыбок (НСВ). Сделав работу
, они отдыхали (СВ).
Исключения
В некоторых случаях допустимо несоблюдение некоторых из вышеуказанных правил при условиях:
- Если деепричастный оборот относится к инфинитиву, выражающему действие другого лица. Пример: В классе было много желающих, готовых убирать территорию школы, сгребая опавшие листья
(деепричастный оборот сгребая опавшие листья
относится к дополнению желающих
и зависит от инфинитива убирать
). - Деепричастные обороты в форме СВ со значением состояния, которые начинают приобретать признаки наречий, могут употребляться как однородные члены предложения с другими обстоятельствами с той же функцией. Пример: Хозяин встречал их то лежа, то присев на стул
(лежа
— наречие, присев на стул
— деепричастный оборот).
Деепричастия и деепричастные обороты, как и причастные обороты, — характерная примета письменной речи, прежде всего — официально-делового и научного стиля. В устной речи они встречаются редко. Более того, не рекомендуется использовать деепричастия в устной речи вообще!
Но поскольку деепричастие — книжная форма, то её употребление часто вызывает затруднения.
При употреблении деепричастий и деепричастных оборотов в речи следует обращать внимание на комплекс факторов.
1.
Следует помнить, что действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к действующему подлежащему.
Например, в одном из своих рассказов А.П. Чехов приводит запись в жалобной книге чиновника Ярмонкина: Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа
. Помимо других речевых и грамматических ошибок, данное высказывание содержит и ошибку в употреблении деепричастий. Подлежащим в этом предложении является существительное шляпа
. В соответствии с грамматическими правилами получается, что именно шляпа подъезжала к станции и любовалась красотами природы за окном.
Для того чтобы исправить предложение в соответствии с нормами, необходимо изменить конструкцию: преобразовать дополнение у меня
(именно оно является субъектом действия) в подлежащее: Подъезжая к станции, я потерял шляпу
.
Исключение из этого правила составляют деепричастия, которые относятся к инфинитиву, выражающему действие другого лица:
Дом его был полон гостями
, готовыми тешить
его барскую праздность, разделяя
шумные, а иногда и буйные его увеселения
(Пушкин).
В данном случае действие деепричастия разделяя
относится к дополнению гостями
и грамматически зависит от инфинитива тешить
.
Может не относиться к подлежащему и оборот со словами исходя из
, поскольку форма исходя
уже не воспринимается как деепричастие:
Расчёт составляется исходя из средних норм выработки продукции.
2.
Именно потому, что действие деепричастия относится к подлежащему, деепричастия не могут использоваться в безличных предложениях, то есть там, где нет действующего субъекта, выраженного формой именительного падежа.
Например: Возвращаясь домой, мне стало грустно.
Такое высказывание будет грамматически некорректным, поскольку действие деепричастия возвращаясь
относится к дополнению мне
. Чтобы исправить предложение, необходимо либо преобразовать его так, чтобы дополнение стало подлежащим (ср.: Возвращаясь
домой, я
загрустил
), либо заменить деепричастие на глагол-сказуемое или на придаточное предложение (ср.: Когда я возвращался
домой, мне было грустно
).
Допускается, хотя и не приветствуется (!), использование деепричастий в тех безличных предложениях, которые включают инфинитив (Возвращаясь домой, нужно зайти
по дороге в булочную
).
3.
По указанной выше причине не допускается использование деепричастия в пассивных (страдательных) конструкциях, то есть в тех предложениях, где подлежащее указывает не на реальный субъект (он обычно выражен дополнением в творительном падеже), а объект действия.
Сказуемое в таких предложениях обычно выражается либо страдательным причастием (ср.: Боец
ранен в голову осколком
гранаты
), либо возвратным глаголом с суффиксом -ся
(ср.: Дом
строится рабочими
). Грамматически неправильными будут предложения типа:
Выходя из окружения, боец был ранен в голову; Изыскав необходимые средства
, дом строится рабочими нашего треста.
Чтобы сделать такие предложения корректным, надо либо заменить деепричастный оборот на синонимичную конструкцию, либо преобразовать пассивную конструкцию в активную:
При выходе из окружения
боец был ранен осколком в голову; Когда боец выходил из окружения
, он был ранен; Изыскав необходимые средства
, рабочие нашего треста начали строительство дома.
Ср.: Приехав
в город своего детства, я обязательно встречусь
со школьными друзьями и моей первой учительницей.
5.
Деепричастия обычно не могут сочетаться в качестве однородных членов с другими обстоятельствами или со сказуемым. В настоящее время грамматически некорректными будут предложения, которые можно встретить в литературе XIX века:
Печорин, закутанный
в шинель и надвинув
на глаза шляпу, старался пробраться к дверям
(Лермонтов); Кавалергарды скакали, но ещё удерживая
лошадей
(Л. Толстой).
Исключения
составляют деепричастия (чаще всего в форме совершенного вида со значением состояния как результата предшествующего действия), которые начинают приобретать признаки наречия. Обычно это обстоятельства образа действия. Но однородными они могут быть только с обстоятельствами, выполняющими ту же функцию в предложении!
Дама усаживалась в кресло то боком, то поджав
ноги
(А.Н. Толстой).
6.
Место деепричастного оборота в предложении относительно свободное. Вместе с тем есть определённые тенденции в постановке деепричастия перед сказуемым или после него.
Перед глаголом-сказуемым
обычно ставится деепричастие, которое обозначает действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым:
Достав платок, Сергей протянул его мне
(Сергей сначала достал платок, а затем протянул его мне).
Перед глаголом-сказуемым
обычно стоит и деепричастие, указывающее на причину или условие действия, поскольку причина или условие всегда предшествуют следствию:
Испугавшись, Тоня вскрикнула
(Тоня вскрикнула потому, что испугалась, причём она сначала испугалась, а потом уже вскрикнула).
После глагола-сказуемого
обычно ставится деепричастие со значением последующего действия:
Лошадь упала, придавив мне ногу
(Сначала лошадь упала, а затем придавила мне ногу).
7.
При употреблении деепричастия совершенного или несовершенного вида необходимо учитывать его смысловые отношения с глаголом-сказуемым и форму, в которой стоит глагол.
Деепричастие несовершенного вида
обычно используется в том случае, если действие, выраженное деепричастием, совпадает по времени с действием, выраженным глаголом-сказуемым:
Улыбаясь, она протянула мне руку; Улыбаясь, она тянула ко мне обе руки.
Деепричастие совершенного вида
указывает на действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым:
Улыбнувшись, она протянула мне руку.
При употреблении деепричастия совершенного и несовершенного вида следует учитывать порядок слов и другие факторы. Кроме того, необходимо обращать внимание на то, какое из действий выражено деепричастием и какое — глаголом-сказуемым. В противном случае предложение может стать некорректным или неточным с точки зрения выражаемого им смысла.
Так, в предложении: Подъезжая к реке, всадники остановили лошадей
— есть смысловая неточность. Деепричастие несовершенного вида указывает на совпадение по времени двух действий, выраженных глаголом и деепричастием, а в действительности всадники сначала подъехали к реке, а затем остановили лошадей. Поэтому уместнее использовать деепричастие совершенного вида: Подъехав к реке, всадники остановили лошадей.
Приведём ещё один пример: Газеты сообщают, что Кент сошёл
с ума, выбросившись
из окна двадцатого этажа
. В данном случае следовало бы заменить глагол деепричастием, а деепричастие — глаголом (Сойдя
с ума, Кент выбросился
из окна
). Иначе ситуация, выраженная в предложении, будет диаметрально противоположной той, которая была в действительности. Деепричастие совершенного вида указывает на действие, которое предшествует действию, выраженному глаголом-сказуемым. Следовательно, если оставить первоначальную конструкцию (Кент сошёл с ума, выбросившись из окна двадцатого этажа
), то можно решить, что Кент сначала выбросился из окна и лишь затем (в полёте) сошёл с ума. А это бессмыслица!
Здравствуйте,
уважаемая редакция!
Пишет вам учитель из Дубны (Московская область)
Охлопкова Марина Юрьевна. Я работаю в старших
классах средней общеобразовательной школы № 4
и на подготовительных курсах при Международном
университете природы, общества и человека
«Дубна». Приходится много анализировать и
письменных работ старшеклассников, и тестов
абитуриентов. Хотелось бы рассказать об одном
виде речевых ошибок и о том, как я вместе с
ребятами работаю над тем, чтобы их не было.
М.Ю. ОХЛОПКОВА,
школа № 4,
г. Дубна,
Московская обл.
Об одной распространенной ошибке –
неправильном употреблении деепричастных
оборотов
Где можно допустить такую ошибку?
1) В сочинении;
2) в изложении;
3) в тесте (в тестах часто есть задания по культуре
речи).
Для начала нужно ошибку «осознать»,
т.е. понять, почему так сказать нельзя. Я объясняю
это следующим образом. Разберем пример (см.
схему).
Пояснения к схеме
Деепричастие
– это особая форма
глагола, которая обозначает добавочное действие.
А если есть добавочное действие – значит, должно
быть слово, которое обозначает основное
действие. Чаще всего таким словом оказывается
сказуемое. Кроме того, подлежащее должно
называть производителя двух действий – и
основного, и добавочного. Если это требование не
соблюдается, то получается ошибочное выражение.
Разберем основные типы ошибок при
употреблении деепричастных оборотов.
1.
*Подходя к этой комнате, за
дверью раздались странные звуки.
Основное действие совершают звуки (звуки
раздались)
. Добавочное действие совершает
другой субъект (например, он
или я
).
Значит, ошибочность предложения в том, что у двух
действий (основного и добавочного) разные
производители. Исправить можно приблизительно
так: Когда я подходил к этой комнате, то услышал,
что за дверью раздались странные звуки
.
2.
*Выйдя на улицу, мне стало
холодно
.
Данное предложение безличное, в нем не
может быть подлежащего. А значит, нет и субъекта
действия (на субъект действия указывает
дополнение мне
). В таких предложениях нельзя
употреблять деепричастный оборот. Исправить
можно так: Когда я вышел на улицу, мне стало
холодно.
В безличных предложениях можно
употребить деепричастный оборот в том случае,
если главный член выражен инфинитивом: Устраиваясь
на ночлег, следует выбрать место посуше
. В
данном предложении подлежащего нет. Но у
основного и добавочного действий («выбрать» и
«устраиваясь») один и тот же субъект действия («вы
выбираете» и «вы
устраиваетесь»).
3.
*Приехав в Москву, машина будет
разгружена
.
Данное предложение – страдательная
конструкция. Значит, производитель действия,
выраженного сказуемым, и производитель действия,
выраженного деепричастием, не совпадают.
Подлежащее называет объект
основного
действия и субъект
действия, названного
деепричастием. Проще говоря, приедет в Москву
машина, а разгружать ее будет кто-то, а не она сама
себя. Исправить можно так: Когда машина приедет
в Москву, она будет разгружена
.
Деепричастный оборот
чаще всего
относится к сказуемому. Но иногда может также
относиться и к другим членам предложения,
выраженным инфинитивом, причастием или другим
деепричастием. Главное условие правильности
построения предложений все то же: основное
действие и дополнительное действие должны иметь
все тот же субъект.
Она просила договориться о встрече,
предварительно позвонив Андрею
.
(Договариваться и звонить будет тот, кого она
просила,– одно и то же лицо.)
Лежа на диване, широко раскинув руки,
он тихонько напевал
.
(Он лежал на диване, и он раскинул руки.)
Говорившая все это время, не повышая
голоса, она вдруг начинала курить
.
(Она говорила, и она не повышала голоса.)
Тренировочные упражнения
Задание 1
. Закончите предложение,
выбрав правильное продолжение. Объясните свой
выбор
.
А. Сдав экзамены, …
1) …нас направили сразу же на практику.
2) …нам сразу стало легко.
3) …мы уехали отдыхать.
Б. Увидев этого страшного зверя так
близко, …
1) …мне стало страшно.
2) …я испугался.
3) …раздался ее пронзительный крик.
(Задания подобного типа можно найти в
сборниках для подготовки к ЕГЭ, например:
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к
Единому государственному экзамену. Русский язык
/ В.И. Капинос, Л.И. Пучкова. М.: Интеллект-Центр, 2003.)
Задание 2
. Выберите из данных
предложений те, в которых допущены ошибки в
употреблении деепричастных оборотов. Объясните,
почему так нельзя сказать
.
1. Мы долго не виделись с Павлом, но,
побывав в Москве, я решился ему позвонить.2. Затем он назначается директором,
работая в этой должности полтора года.3. Не пройдя и километра, он обнаружил,
что тропинка заросла травой.4. Подходя к дому, мне стало страшно от
мысли, что там могло что-то случиться.5. Перенеся серьезную операцию, солдат
был спасен.6. Имея хороший аттестат, хорошую
физическую подготовку, проблем с поступлением в
вуз не было.7. Приходилось работать в трудных
условиях, не имея в течение долгих недель ни
одного дня свободного отдыха.8. Читая газетную заметку, у нее
появилось желание написать автору рубрики.9. Прочитав рукопись, редактору
показалось, что она нуждается в серьезной
доработке.
Задание 3
. Отредактируйте данные
предложения
.
1. Познакомившись со стихотворением, в
моем сердце осталась печаль, но в то же время и
надежда.2. В настоящее время, читая стихи
современных поэтов, в каждом из них есть свой
лирический герой.3. Самое главное, ребята поняли:
занимаясь обустройством общественной жизни в
своих школах, нам нужны активные и
жизнерадостные лидеры.4. Лавина чувств захватила ее, не успев
разобраться в своем избраннике.5. Но, увидев иную Татьяну, в нем
вспыхивают чувства.6. Возвращаясь из мира стихов, ему нужно
было время, чтобы заново привыкнуть к реальному
миру.
Ответы к заданию 3
1. Подлежащее не называет субъекта
добавочного действия, выраженного деепричастием
(печаль и надежда не знакомились со
стихотворением).
Это стихотворение оставило в моем
сердце печаль, но в то же время и надежду.
2. Подлежащее не называет субъекта
добавочного действия (лирический герой не читал
стихи современных поэтов). Кроме того,
предложение неудачное, даже если деепричастный
оборот будет употреблен правильно, т.к. то, что «в
каждом стихотворении есть свой лирический
герой», и так очевидно.
3. Известно, что от расстановки знаков
препинания зависит смысл предложения
(классический пример: Казнить нельзя
помиловать
). В данном случае с точки зрения
пунктуации все знаки препинания стоят правильно,
но именно такая расстановка знаков приводит к
речевой ошибке: деепричастный оборот употреблен
в безличном предложении. Чтобы исправить ошибку,
достаточно по-другому расставить знаки:
Самое главное, ребята поняли,
занимаясь обустройством общественной жизни в
своих школах: нам нужны активные и
жизнерадостные лидеры
.
4. У основного и добавочного действий
разные субъекты.
Она еще не успела разобраться в своем
избраннике, как лавина чувств захватила ее
.
5. То же самое, что и в предложении № 4.
Он увидел Татьяну. В нем вспыхивают
чувства к ней.
6. Деепричастный оборот в безличном
предложении не употребляется.
Нужно было время, чтобы он вернулся
из мира стихов в реальность
.
Помощь в отработке данной темы могут
оказать следующие книги:
1. Голуб И.Б.
Упражнения по
стилистике русского языка. М.: Рольф, 1999.
2. Миловидова И.
Проверяем свою
грамотность. Тесты. М.: Айрис, 1995. (Даны примеры
ошибочных предложений, их исправленные варианты,
краткое объяснение.)
3. Штейнберг Л.Я.
1000 вопросов и
ответов. Русский язык: Учебное пособие для
поступающих в вузы. М.: Книжный дом «Университет»,
1999. (Даны примеры ошибочных предложений,
комментарий к ним.)
11
вопрос
Синтаксические
нормы
Нормы
синтаксиса регламентируют построение
и употребление словосочетаний и
предложений.
Синтаксические
нормы регламентируют следующее:
Употребление
деепричастных оборотов
Нормы
управления
Нормы
согласования
Построение
предложений с деепричастным оборотом
ДЕЕПРИЧАСТИЕ обозначает добавочное
действие,
и если в предложении есть деепричастие,
то должен быть и глагол-сказуемое,
обозначающий основное
действие.
При
использовании деепричастного оборота
в предложении следует помнить, что:
1)
основное действие,
выраженное глаголом-сказуемым,
и добавочноедействие,
выраженное деепричастием,
относятся к одному лицу или предмету
часто
деепричастный оборот употребляется в
односоставном определённо-личном
предложении (где подлежащее легко
восстанавливается)
2)
возможно употребление деепричастного
оборота в
безличном предложении при инфинитиве
Деепричастный
оборот
НЕЛЬЗЯ
употреблять
в
следующих случаях:
1)
если действие, выраженное глаголом-сказуемым,
и действие, выраженное деепричастием, относятся
к разным лицам (предметам)):
2)
если в
безличном предложении нет
инфинитива, к которому мог бы относится
деепричастный оборот, но есть сочетание
глагола с местоимением или существительным
в роли дополнения:
3)
если деепричастный
оборот относится к страдательным
причастиям,
т.к. в этом случае субъект действия,
выраженного сказуемым, и субъект
действия, обозначенного деепричастием,
не совпадают:
Нормы согласования
и управления
Нормы
согласования и управления часто нас
подводят, а вернее – мы их часто искажаем,
несмотря на их кажущуюся доступность.
Согласование
Согласование
— чисто грамматическая связь (в отличие
от управления): зная форму главного
слова, можно назвать форму зависимого,
не обращаясь к лексическому значению
какого-либо из компонентов связи
Согласование
является слабой связью (в отличие
управления), поскольку не существует
таких главных слов, которые всегда
требовали бы согласованных с ними
зависимых в качестве необходимого
условия своего употребления. Однако
это не исключает наличия случаев, когда
зависимое обязательно
Главным
словом при согласовании считается то,
форма которого определяется исключительно
передаваемым в высказывании смыслом;
форма зависимого выбирается ещё и в
соответствии с формой главного. Однако
в некоторых сочетаниях (ср. рус.
юноша-студент) данный критерий не
позволяет различить главный и зависимый
элементы, и они выделяются исключительно
из смысловых соображений
Согласование
может быть полным и неполным. При неполном
согласовании уподобление зависимого
слова главному происходит не во всех
имеющихся у них одноимённых категориях:
к примеру, в сочетаниях с количественными
числительными (два больших стола, две
больших книги) прилагательное больших
согласуется с существительными лишь в
падеже, не согласуясь в числе, а
числительное два согласуется с
существительными в роде, но не в падеже.
Обычно
в описаниях грамматик языков согласование
представляется как совпадение
грамматических значений (или их
определённых элементов, например падежа,
числа, рода) у существительного и
связанного с ним слова. Однако это не
единственный способ описания: так, в
традиционной эстонской грамматике
содержится правило о том, что в эстонском
языке при существительном в сопроводительном
падеже прилагательное употребляется
в родительном падеже. Существует также
вариант рассмотрения согласования, при
котором общая для компонентов связи
граммема объявляется характеристикой
не отдельных словоформ, а содержащей
их составляющей в целом
Управление
Управление
— вид подчинительной связи, при к-рой
для выражения определённых смысловых
отношений главное слово требует
постановки зависимого слова
(существительного) в определённом
падеже, с предлогом или без предлога.
Напр., глагол видеть требует постановки
существительного в вин. п. без предлога,
если это существительное называет
предмет, к-рый видят: видеть лес, спектакль
и др. Главным является то слово, форма
к-рого выбирается только по требованию
необходимого для данного акта общения
смысла, а зависимым является слово,
форма к-рого предопределена уже не
только потребностями заданного смысла,
но и главным словом. Поэтому главное
слово можно поставить в любых присущих
ему словоизменительных формах, а выбор
словоизменительных форм зависимого
слова определён главным словом и теми
смысловыми отношениями, в к-рых находятся
между собой главное и зависимое слова,
ср.: видел {видишь, видели, видели бы и
т. п.) лес.
Если
при согласовании (см.) достаточно знать
только грамматическую форму главного
слова и не надо ничего знать о его
лексическом значении, чтобы назвать
форму зависимого слова, также ничего
не зная о его лексическом значении
(напр., прилагательное — определение при
существительном в им. п. муж. рода ед. ч.
непременно будет поставлено в тех же
формах, что и существительное: сильный
ветер), то при У. прежде всего необходимо
знать лексико-грамматическое значение
главного слова, чтобы определить форму
зависимого, ср.: заниматься делом (твор.
п.), но делать дело (вин. п.). Следовательно,
У. по своей природе является
лексико-граммати-ческой связью в отличие
от согласования — чисто грамматической
связи.
Различают
сильное и слабое У. Сильное У. обусловлено
тем, что главное слово обладает такими
лексико-грамматическими свойствами,
что при нём необходимо зависимое слово,
находящееся в определённых смысловых
отношениях с главным, ср.: написал письмо,
выехал из леса. При слабом У. зависимое
слово не является обязательным для
главного: главное слово может быть
употреблено в предложении без зависимого:
Я прочитал эту книгу в библиотеке — Я
прочитал эту книгу. Число сильно
управляемых зависимых слов строго
задано лексико-грамма-тическим значением
главного слова.
Главным
словом в словосочетаниях со связью У.
может быть глагол (читать газету)t имя
существительное (движение поезда,
стакан молока, распоряжение директора, указ о награждении), имя прилагательное
(сердитый на сына, полный благородства),
наречие {наедине с природой)
Деепричастный и причастный обороты – довольно сложные части речи, при употреблении которых допускается немало ошибок. В статье подробно описаны наиболее распространенные ошибки употребления этих речевых конструкций с примерами, приведены способы определения причастного или деепричастного оборота в предложении.
Ошибки в употреблении деепричастных оборотов
Деепричастный оборот
— речевая конструкция, выраженная деепричастием с зависимыми словами, которая называет дополнительное действие и отвечает на вопросы — Что делая? Что сделав?
В предложении выступает обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.
К наиболее частым ошибкам в образовании предложений с деепричастным оборотом относятся:
- Действие деепричастия не относится к подлежащему (существительному или местоимению в именительном падеже).
Примеры ошибок
: Заваривая чай
, у него упала чашка. Убирая в комнате
, у них сломался пылесос. - Деепричастный оборот в безличном предложении.
Примеры ошибок
: Наблюдая за облаками
, мне было спокойно. Выйдя на улицу
, ему стало жарко. - Деепричастный оборот в предложении с глаголом-сказуемым в будущем времени.
Примеры ошибок
: Решив задачу
, я буду отдыхать. Посещая выставки
, он напишет статью о современном искусстве. - Деепричастный оборот не может быть однородным членом предложения с причастным оборотом, сказуемым либо другим членом предложения (кроме обособленных обстоятельств и некоторых наречий).
Примеры ошибок
: Небольшой городок, сияющий огнями и удивляя туристов
, был его любимым местом отдыха. Высокие пальмы, поднимающиеся к небу и шелестя листьями
, укрывали путников от солнца.
Неправильное употребление причастных оборотов
Причастный оборот
— речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы — Какой? Какая? Какое? Какие?
В предложении выступает обособленным определением и выделяется запятыми.
К наиболее частым ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:
ТОП-4 статьи
которые читают вместе с этой
- Неверное согласование причастия с определяемым словом.
Примеры ошибок
: Игрушки, украшаемые новогоднюю елку
, красиво переливались (правильно
: украшавшие
). Вчера прошла выставка древних книг, собранные в нашей библиотеке
(правильно
: собранных
). - Определяемое слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не внутри.
Примеры ошибок
: Обласканное
поле солнцем
зеленело (правильно
: поле, обласканное солнцем
, зеленело). Скрытые
беседки от посторонних глаз
были построены в липовой рощице (правильно
: скрытые от посторонних глаз
беседки были построены в липовой рощице). - В причастном обороте не может употребляться частица бы
.Примеры ошибок
: Нам бы мебель, сделанную бы на заказ
. Мы хотим остановиться у озера, расположенного бы недалеко от леса
.
Как определить, какой оборот употребляется в предложении?
Случаи неправильного употребления причастных и деепричастных оборотов в русском языке обычно связаны с тем, что школьники путают эти речевые конструкции. Чтобы определить, используется в предложении деепричастный или причастный оборот, необходимо выделить его грамматические и синтаксические признаки:
- Найти причастие или деепричастие;
- Поставить к обороту вопрос (Что делая? Что сделав?
или Какой? Какая? Какое? Какие?
); - Определить лексическое значение оборота (действие или признак);
- Определить синтаксическую роль оборота (обстоятельство или определение).
Примеры
:
Роман Достоевского, читаемый во многих странах
, был переведен на иностранные языки (читаемый во многих странах
— причастный оборот, отвечает на вопрос — какой?
, согласуется с существительным роман
, в предложении является обособленным определением). Заваривая чай
, она всегда добавляет немного сахара (заваривая чай
— деепричастный оборот, отвечает на вопрос — что делая?
, зависит от глагола-сказуемого добавляет
, в предложении является обособленным обстоятельством).
Оценка статьи
Средняя оценка: 4.3
. Всего получено оценок: 24.
Похожие статьи
Деепричастие
Деепричастие как особая форма глагола.
Деепричастный оборот. Употребление деепричастий в речи
Тест 25
1. Деепричастие отвечает на вопросы:
а) Что делал? Что сделал?
б) Что делая? Что сделав?
в) Каков предмет?
2. Укажите, признаки какой части речи
имеет деепричастие.
а) глагола и прилагательного
б) наречия и прилагательного
в) глагола и наречия
3. Деепричастие.
а) изменяемая часть речи
б) неизменяемая часть речи
4. Укажите признаки (или признак)
глагола, которые не имеет деепричастие.
а) вид
б) возвратность
в) время
5. Продолжите предложение: Деепричастие с
зависимыми словами называется______________________________________
6. Укажите на месте каких цифр должны
стоять запятые в
предложении:
Орел (1)pacnpaвuв (2)крылья (З)взлетел со
скалы.
а) 1, 2,
3
б)
1,2
в) 1,
3
7. Укажите предложение с пунктуационной
ошибкой.
а) Ребята, сбежавшись наверх, смотрели на
новенького.
б) Виноград вился карабкаясь по соседним
деревьям.
в) Вот бегает дворовый мальчик, в салазки
Жучку посадив… 8.
Укажите предложение, в котором НЕ пишется слитно
а) Сидели все
(не)шевелясь.
б) Он работал (не)покладая рук
в) Я ушел, (не)годуя на
друзей.
9. Укажите суффиксы, с помощью
которых образуются деепричастия несовершенного
вида.
а) -а-, -я-
б) -ВШИ-,
-ШИ-
в) -в-,
-вш-
10. Укажите суффиксы, с помощью
которых образуются деепричастия совершенного
вида.
а) -нн-
в) -в-, -а-, -я-
б) -в-, -вши-, -вш-
ответы
1-б 2-в 3-б 4-в 5-дееприч. Оборотом,
6-в 7-б 8-в 9-а 10-б
Тест26
1. Укажите предложение, в котором есть
деепричастие совершенного вида.
а) Живя в маленьком домике, я наблюдал, как
наступает весна в этом краю.
б) Отрезав нужное количество ткани, Яська завернул
его в промасленную бумагу.
в) Находясь еще в каком-то странном
состоянии, он все-таки пошел в поле.
2. Укажите предложение, в котором есть
деепричастие несовершенного вида.
а) Проехав сто километров, путешественники
сделали привал.
б) Он шел по полю, сильно взмахивая косой.
в) Дети сидели тихо, спрятавшись под столом.
3. Укажите ошибки в морфологическом
разборе деепричастия в предложении: Оставшись один, он сел работать.
1. Оставшись — особая форма глагола —
деепричастие
2. Образовано от глагола остаться
3. Несовершенный вид
4. В предложении является определением
4. Выберите грамматически правильное
продолжение предложения:
Возвращаясь домой,
а) мне стало грустно.
б) уже совсем стемнело:
в) я вспомнил о своем обещании позвонить
маме.
5. Выберите грамматически правильное
продолжение предложения:
Играя в шахматы
а) развиваются мыслительные способности.
б) мне не было равных.
в) я должен быть предельно внимателен.
6. Укажите предложение, в котором допущена
ошибка в употреблении деепричастия в речи.
а) Спеша домой, мне не удалось сесть в
автобус.
б) Быстро сделав уроки, Маша пошла на улицу.
в) Смущаясь, она быстро встала и вышла из
комнаты.
7. Укажите предложение, в котором правильно
употреблено деепричастия в речи.
а) Встретившись у метро, ребята пошли в парк.
б) Отправляясь в поход, путь казался легким.
в) Читая книгу, необходимо хорошее освещение.
8. Укажите грамматически верное
продолжение предложения:
Пользуясь калькулятором,
а) мне удалось получить точный результат.
б) вы пренебрегаете устным счетом,
тренирующим память.
в) расчет производится быстро и легко.
9. Укажите грамматически верное
продолжение предложения
Подъезжая к станции,
а) у меня слетела шляпа.
б) необыкновенное чувство радости охватило
меня
в) я немного взгрустнул.
10. Укажите грамматически неверное
продолжение предложения:
Приготовив ужин,
а) мама пригласила всех к столу.
б) я пошла гулять.
в) мне не хотелось его есть
ответ: 1-б ; 2-б; 3-3,4; 4-в; 5-в;
6-а; 7-а; 8-б; 9-в; 10-в.
!ПОМОГИТЕ!СРОЧНО!ПОЖАЛУЙСТА!
Исправить грамматические ошибки. Предложения не переписывать,
а сразу писать правильный вариант. Обратите внимание на указанный в скобках вид ошибки. Слова с ошибками выделены жирным шрифтом
Журналист беседовал с футболистами, УЧАСТВОВАВШИХ в чемпионате. (нарушение в построении предложения с причастным оборотом)
Те, кто изучал геометрию, конечно, ЗНАЕТ о Пифагоре. (нарушение связи между подлежащим и сказуемым)
Вопреки РАСПРОСТРАНЕННОГО МНЕНИЯ , верблюды не хранят воду в своих горбах. (неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом)
Прочитав книгу, МНЕ СТАЛО ГРУСТНО. (нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом)
Тщеславие и глупость высмеиваются И. А. Крыловым в басне «ВОРОНЕ И ЛИСИЦЕ». (нарушение в построении предложения с несогласованным приложением)
Укажите ошибку в морфологическом разборе деепричастия из предложения : Оставшись один, он сел работать?
Русский язык | 5 — 9 классы
Укажите ошибку в морфологическом разборе деепричастия из предложения : Оставшись один, он сел работать.
1)Оставшись — Деепричастие 2)образовано от глагола остаться 3)несовершенный вид 4)в предложении является обстоятельством.
1) Оставшись — деепричастие
2) Морфологические признаки : Неизменяемая форма, совершенный вид, возвратное
Как образовать деепричастие несовершенного вида от слова ЛИТЬ ?
Как образовать деепричастие несовершенного вида от слова ЛИТЬ !
Укажите неверное суждение 1)В деепричастии совмещены признаки глагола и прилагательного 2)Деепричастия бывают совершенного и не совершенного вида 3)Предложение деепричастия бывают обстоятельствам 4)Де?
Укажите неверное суждение 1)В деепричастии совмещены признаки глагола и прилагательного 2)Деепричастия бывают совершенного и не совершенного вида 3)Предложение деепричастия бывают обстоятельствам 4)Деепричастие не изменяется.
Деепричастие совершенного и несовершенного вида предложение составлять?
Деепричастие совершенного и несовершенного вида предложение составлять.
От какого глагола нельзя образовать деепричастие несовершенного вида?
От какого глагола нельзя образовать деепричастие несовершенного вида.
В какой ряду оба деепричастия несовершенного вида?
В какой ряду оба деепричастия несовершенного вида?
1) сбившись, затвердев 2) свив, приняв 3)выпилив, увидев 4)заворачивая, забивая От какого слова нельзя образовать деепричастие несовершенного вида?
1)прикрывать 2)прикрыть 3)стучать 4)нести В каком ряду есть ошибка в морфологическом разборе?
1)выкрикивая — деепричастие, неизменяемое, несовершенного вида 2)сделав — деепричастие, неизменяемое, совершенного вида 3)журча — деепричастие, неизменяемое, совершенного вида 4)подпрыгивая — деепричастие, неизменяемое, несовершенного вида.
В каком ряду оба слова являются деепричастиями?
2)обнявшись, завершившийся 3)перебирая, высунув 4)завлекая, красивая В каком ряду оба деепричастия несовершенного вида?
1)ударив, извиваясь 2)посетив, меняя 3)посвистывая, теряя 4)разогнавшись, оглядываясь От какого слова нельзя образовать деепричастие несовершенного вида?
1)бросать 2)вымывать 3)прыгать 4)вымыть В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1)Оставшись за штатом, поселились генералы в Петербурге.
2)Около ворот стоит человек, и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец 3)Тётя Оля, как — то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.
4)Но, взглянув в воду, он замер В каком ряду есть ошибка в морфологическом разборе?
1_толкая — деепричастие, неизменяемое, совершенного вида 2)вычеркнув — деепричастие, неизменяемое, совершенного вида 3)потрогав — деепричастие, неизменяемое, совершенного вида 4)окутывая — деепричастие, неизменяемое, несовершенного вида ПОМОГИТЕ СРОЧНА.
Образовать слово сновать в деепричастие несовершенного вида?
Образовать слово сновать в деепричастие несовершенного вида.
Деепричастия несовершенного вида от глагола махать?
Деепричастия несовершенного вида от глагола махать.
Образуйте от глагола сидеть?
Образуйте от глагола сидеть.
Посидеть, полежать деепричастия.
Составь с деепричастиями предложения.
Выполни морфологический разбор деепричастия.
Обазуйте и запишите в тетрадь деепричастия несовершенного вида?
Обазуйте и запишите в тетрадь деепричастия несовершенного вида.
Укажите глаголы, от которых деепричастия образовать нельзя.
Составьте с образованными деепричастиями 3 — 4 предложения!
Укажите ошибочное утверждение?
Укажите ошибочное утверждение.
1) Деепричастный оборот выделяется запятыми независимо от его места в предложении.
2) Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос «что сделав?
3) Деепричастный оборот в предложении является обстоятельством.
4) Деепричастия образуются только от глаголов.
А2. Какое слово является деепричастием?
1) поднимавшийся 2) зевая 3) начавшегося 4) горячим.
Перед вами страница с вопросом Укажите ошибку в морфологическом разборе деепричастия из предложения : Оставшись один, он сел работать?, который относится к категории Русский язык. Уровень сложности соответствует учебной программе для учащихся 5 — 9 классов. Здесь вы найдете не только правильный ответ, но и сможете ознакомиться с вариантами пользователей, а также обсудить тему и выбрать подходящую версию. Если среди найденных ответов не окажется варианта, полностью раскрывающего тему, воспользуйтесь «умным поиском», который откроет все похожие ответы, или создайте собственный вопрос, нажав кнопку в верхней части страницы.
Прочитайте текст , составленный мальчиком — иностранцем , который недавно начал изучать русский язык . Скажите , правильно ли он употребил предлоги . Помогите мальчику . Исправьте его ошибки. Запишите текст грамотно .
Непостоянен день (что? ). Солнце (что? ), снег (что? ) и дождь (что? ) вперемешку. Куда ни ступишь, ни посмотришь — везде вода (что? ). Кажется, вся земля (что? ), встречая весну (что? ), спешит умыться. Скоро примерит новый наряд (что? ) и..
Мне выпала возможность написать про свою родину. Я горжусь ей. Россия это моя родина да она отличается от других стран, но для меня она самая красивая. Многие могут сказать , что Россия это скучное место , в этой стране нет никаких развлечений. Н..
Бегут рысью. Бегут — что делают? Это сказуемое (подчеркивается двумя чертами). Рысью — как? Это обстоятельство. Характеристика предложения : Простое, односоставное, безличное, распространенное, бессоюзное, не осложненное.
Это начало каникул потому что в начале каникулов радуютя многие.
Бегут( сказуемое выраженное глаголом) рысью (дополнение выраженное существительным).
Быстро : 1)наречие, неизменяемое слово, обстоятельство ( . _. _. _. подчеркивать) 2) имя прилагательное, начальная форма : быстрый, постоянные признаки : качественное, ед число, ср род, краткая форма. Сохнят : глагол, н. Ф. — сохранить(Инфинитив)..
Обращение — реплика зайца, слова автора не сопровождают, в реплике ежа в середине.
Реплика с обращением : — Какое у тебя, братец, некрасивое, колючек платье! Это реплика зайца Слова автора сопровождают её и находятся перед ней. А слова автора, сопровождающие её, находятся в центре реплики.
Тест для 7 класса «Деепричастие»
Деепричастие как особая форма глагола. Деепричастный оборот. Употребление деепричастий в речи
1. Деепричастие отвечает на вопросы:
а) Что делал? Что сделал?
б) Что делая? Что сделав?
в) Каков предмет?
2. Укажите, признаки какой части речи имеет деепричастие.
а) глагола и прилагательного
б) наречия и прилагательного
в) глагола и наречия
а) изменяемая часть речи
б) неизменяемая часть речи
4. Укажите признаки (или признак) глагола, которые не имеет деепричастие.
5. Продолжите предложение: Деепричастие с зависимыми словами называется______________________________________
6. Укажите на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:
Орел (1)pacnpaвuв (2)крылья (З)взлетел со скалы.
7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
а) Ребята, сбежавшись наверх, смотрели на новенького.
б) Виноград вился карабкаясь по соседним деревьям.
в) Вот бегает дворовый мальчик, в салазки Жучку посадив. 8. Укажите предложение, в котором НЕ пишется слитно
а) Сидели все (не)шевелясь.
б) Он работал (не)покладая рук
в) Я ушел, (не)годуя на друзей.
9. Укажите суффиксы, с помощью которых образуются деепричастия несовершенного вида.
10. Укажите суффиксы, с помощью которых образуются деепричастия совершенного вида.
1-б 2-в 3-б 4-в 5-дееприч. Оборотом, 6-в 7-б 8-в 9-а 10-б
1. Укажите предложение, в котором есть деепричастие совершенного вида.
а) Живя в маленьком домике, я наблюдал, как наступает весна в этом краю.
б) Отрезав нужное количество ткани, Яська завернул его в промасленную бумагу.
в) Находясь еще в каком-то странном состоянии, он все-таки пошел в поле.
2. Укажите предложение, в котором есть деепричастие несовершенного вида.
а) Проехав сто километров, путешественники сделали привал.
б) Он шел по полю, сильно взмахивая косой.
в) Дети сидели тихо, спрятавшись под столом.
3. Укажите ошибки в морфологическом разборе деепричастия в предложении: Оставшись один, он сел работать.
1. Оставшись — особая форма глагола — деепричастие
2. Образовано от глагола остаться
3. Несовершенный вид
4. В предложении является определением
4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
а) мне стало грустно.
б) уже совсем стемнело:
в) я вспомнил о своем обещании позвонить маме.
5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Играя в шахматы
а) развиваются мыслительные способности.
б) мне не было равных.
в) я должен быть предельно внимателен.
6. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в употреблении деепричастия в речи.
а) Спеша домой, мне не удалось сесть в автобус.
б) Быстро сделав уроки, Маша пошла на улицу.
в) Смущаясь, она быстро встала и вышла из комнаты.
7. Укажите предложение, в котором правильно употреблено деепричастия в речи.
а) Встретившись у метро, ребята пошли в парк.
б) Отправляясь в поход, путь казался легким.
в) Читая книгу, необходимо хорошее освещение.
8. Укажите грамматически верное продолжение предложения:
а) мне удалось получить точный результат.
б) вы пренебрегаете устным счетом, тренирующим память.
в) расчет производится быстро и легко.
9. Укажите грамматически верное продолжение предложения
Подъезжая к станции,
а) у меня слетела шляпа.
б) необыкновенное чувство радости охватило меня
в) я немного взгрустнул.
10. Укажите грамматически неверное продолжение предложения:
а) мама пригласила всех к столу.
б) я пошла гулять.
в) мне не хотелось его есть
ответ: 1-б ; 2-б; 3-3,4; 4-в; 5-в; 6-а; 7-а; 8-б; 9-в; 10-в.
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
- Джумабаева Айсулу ХоджабаевнаНаписать 5348 02.11.2015
Номер материала: ДВ-116384
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 02.11.2015 556
- 02.11.2015 426
- 02.11.2015 294
- 02.11.2015 609
- 02.11.2015 830
- 02.11.2015 587
- 02.11.2015 964
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Тульской области вводят школьные каникулы c 25 октября по 7 ноября
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
В России создали сообщество активных родителей
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Госдуму внесли проект о горячем питании для учеников средних классов
Время чтения: 2 минуты
В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Морфологический разбор деепричастия «Оставшись»
Для слова «оставшись» найден 1 вариант морфологического разбора
- Часть речи. Общее значение
Часть речи слова «оставшись» — деепричастие - Морфологические признаки.
- остаться (неопределённая форма глагола)
- неизменяемая форма, совершенный вид, прошедшее время
- Может относится к разным членам предложения.
План разбора деепричастия
- Часть речи. Общее значение
- Морфологические признаки.
- Начальная форма (неопределенная форма глагола)
- Неизменяемость
- Вид (совершенный (что сделать?) или несовершенный (что делать?)
- переходный (употребляется с сущeствительным в винительном падеже без предлога)/ непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога).
- Возвратность (-сь)
- Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения, является главным или второстепенным членом предложения)
План разбора составлен на основе общих правил, в зависимости от класса и предпочтений учителя ответ может отличаться. Если ваш план разбора отличается от представленного, просто сопоставьте его с данными нашего ответа.
Если морфологический разбор деепричастия «оставшись» имеет несколько вариантов, то выберите наиболее подходящий вариант разбора исходя из контекста предложения.
источники:
http://infourok.ru/test-dlya-klassa-deeprichastie-542863.html
http://morfologicheskij-razbor.ru/deeprichastie/%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D1%88%D0%B8%D1%81%D1%8C
Оглавление
- 1 Классификация грамматических ошибок
- 1.1 Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами
- 1.2 Ошибки в употреблении предлогов
- 1.3 Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении
- 1.4 Ошибки в построении предложений с однородными членами
- 1.5 Ошибки в построении предложений с причастными оборотами
- 1.6 Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами
- 1.7 Ошибки в построении сложносочинённых предложений
- 1.8 Ошибки в построении сложноподчинённых предложений
- 1.9 Стилистические ошибки
Классификация грамматических ошибок
Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами
Вид ошибки | Пример | |
а) | В употреблении рода и числа существительных. | Он ударился о край бордюры. Начались подготовки к выпускным экзаменам. |
б) | В образовании форм прилагательных. | Ещё более интереснее обратиться к примерам из истории. |
в) | В употреблении формы местоимения. | В автобиографических воспоминаниях Горький писал о его тяжёлом детстве. |
г) | В употреблении форм числительных. | На обоих сторонах листа был напечатан текст. |
д) | В употреблении форм глаголов. | Девочка игралась с плюшевым с плюшевым медведем. Он залазит на крышу дома. |
е) | В употреблении причастий и отглагольных прилагательных. | С детства будущий учёный отличался выдающими способностями. Закатившее солнце оставило на небе алый след. |
ж) | В употреблении деепричастий. | На деревьях сидели птички, весело поя песни. |
Ошибки в употреблении предлогов
Вид ошибки | Пример | |
а) | Смешение предлогов из и с (со) в и на от и с через и из-за |
Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился. Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки. Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни. Настоящий героизм проявился при боях за Москву. От утра до вечера он трудился в своей редакции. Он чуть не погиб через предательство друга. |
б) | Отсутствие предлога. | Нельзя не приклоняться его героизмом. |
в) | Наличие ненужного предлога. | Автор описывает о событиях послевоенного времени. |
Вид ошибки | Пример | |
а) | Падежная форма управляемого существительного. | Ветераны выступали перед нами с воспоминаниями событий Великой Отечественной войны. |
б) | Общее зависимое слово при однородных сказуемых. | Как коренной москвич он любил и гордился столицей. |
в) | При одном главном в роли управляемых слова разных частей речи. | Автор призывает к гуманности и не мириться с равнодушием и чёрствостью. |
Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении
Вид ошибки | Пример | |
а) | Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку. | О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор. |
б) | Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет. | Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором. |
в) | Определение находится в отрыве от определяемого слова. | Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа. |
г) | Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку. | В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. |
д) | Ошибочное местоположение предлога. | Через часа два спор закончился (часа через два) |
е) | Ошибочное местоположение составного союза. | Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной. |
ж) | Ошибочное местоположение частицы бы. | Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником. |
Ошибки в построении предложений с однородными членами
Вид ошибки | Пример | |
а) | Однородные именные части составного сказуемого употребляются в разных падежных формах. | Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. |
б) | Сочетание полной и краткой форм прилагательных в именной части составного сказуемого. | Поступок этот был жестоким и необъясним с точки зрения свидетелей. |
в) | Сочетание различных видовременных форм однородных глаголов – сказуемых. | Статья вскрывает пороки современного общества и вызвала живой отклик у читателей. |
г) | Употребление при одном подлежащем двух типов сказуемых – глагольного и именного. | Защитники Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом. |
д) | Установление отношений однородности между членами простого предложения и частями сложного. | Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли. |
е) | Наличие нескольких рядов однородных членов в одном предложении. | Мужчины, женщины и дети сидели и лежали на лавках и на полу, разговаривали, ссорились, плакали, смеялись, ели, спали и ожидали прибытия эшелона. |
ж) | Смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов. | В красивой упаковке ему принесли в подарок шоколад, конфеты, бананы, фрукты, ананасы! |
Ошибки в построении предложений с причастными оборотами
Вид ошибки | Пример | |
а) | Смешение действительных и страдательных причастий. | Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город.Возвратившиеся экспонаты выставлены в музеи. |
б) | Употребление причастного оборота вместо придаточного определительного. | Из книг и фильмов мы узнаём о тем ужасах, пережитых нашим народом в годы войны и сталинских репрессий. |
в) | Причастный оборот находится в отрыве от определяемого слова. | Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавши жизнь во имя свободы. |
г) | Нагромождение причастных конструкций. | Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми. |
Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами
Вид ошибки | Пример | |
а) | Основное и добавочное действия относятся к разным действующим лицам. | Прочитав очерк, его герои стали для меня примером. |
б) | Деепричастный оборот употребляется при безличном предложении. | Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново. |
в) | Деепричастие несовершенного вида обозначает добавочное действие, совершившееся раньше основного. | Проявляя хорошие знания и острый ум, мальчик стал победителем игры «Самый умный». |
г) | Соединение глагола-сказуемого и деепричастия в однородный ряд. | Он, оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего себя посвятил науке. |
д) | Нагромождение деепричастных конструкций. | Став взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут, осознав ошибочность своего прежнего поведения. |
Ошибки в построении сложносочинённых предложений
Вид ошибки | Пример | |
а) | Смысловая несочетаемость простых предложений в составе сложносочиненного. | Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко. |
б) | Употребление противительного союза вместо соединительного. | Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт возможность читателю согласиться или не согласиться с ним. |
в) | Тавтология, (повторение) при употреблении союзов. | Родители и дети часто не могут найти общего языка, и они обижаются друг на друга, и в этом состоит главная проблема. |
Ошибки в построении сложноподчинённых предложений
Вид ошибки | Пример | |
а) | Одновременное употребление сочинительного и подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении. | Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. |
б) | Неоправданное соседство двух подчинительных союзов. | Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черёмуха. |
в) | Употребление лишнего указательного слова в главном предложении. | Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. |
г) | Отсутствие в главном предложении указательного слова. | Мы благодарны им, что живём под мирным небом. |
д) | Пропуск части составного союза. | Он опаздывал на лекции, потому транспорт из-за гололёда почти не ходил. |
е) | Неоправданное повторение союза или союзного слова (тавтология). | Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не уцелел во время войны. |
ж) | Употребление разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях. | Когда их сын очень изменился, родители страдают. |
з) | Соединение в одном предложении придаточного определительного и причастного оборота. | Галилей показан как человек, который жертвует честью и продолжающий заниматься наукой. |
и) | Придаточное предложение оформляется как самостоятельное. | Автор показал разных людей. Которые каждый по своему проявляли красоту и богатство внутреннего мира. |
Стилистические ошибки
Вид ошибки | Пример | |
а) | Смешение в одном тексте языковых средств с разной стилевой окрашенностью. | Автор рисует Григория Мелехова, смелого казака, но со своими тараканами в голове. |
б) | Употребление речевых штампов. | Образ главного героя оказал большое влияние на читателей. |
в) | Употребление канцеляризмов (слов официально-делового стиля). | Исходя из вышесказанного, можем сделать вывод, что эта проблема является вечной и всегда актуальной. |
г) | Неуместное использование фразеологизмов. | Он работал засучив рукава на благо родины и семьи. |
В качестве практических заданий предлагаем вам фрагменты из работ учащихся.
Найдите ошибки и постарайтесь исправить их.
Упражнение № 1
Найдите ошибки, связанные с нарушением порядка слов. Постарайтесь объяснить их и исправить.
- В предложенном очерке для анализа автор обратился к теме, важной всегда.
- Я считаю, что каждый родитель обязан воспитать добрым и честным своего ребёнка.
- В подобной в очерке описанной В. Тендряковым ситуации оказываются многие семьи.
- Через дня четыре он добрался до своей деревни,
- Вечером вчера часов около десяти его видели на улице.
Упражнение № 2
Определите вид ошибки. Исправьте предложение.
- Можно восхищаться перед его мужеством и героизмом.
- Вернувшись с отпуска, он узнал о последствиях новостях.
- Через подобные ситуации порой гибнут люди.
- Каждому человеку необходимо внимание и понимать его проблемы.
- Они перестают понимать и доверять друг другу.
Упражнение № 3
Определите вид ошибки. Постарайтесь перестроить предложение так, чтобы избежать нарушения речевой нормы.
- Он не стеснялся своего внешнего вида, и что над ним насмеются односельчане.
- С досадой вздохнув и совершенно расстроенный, очередной посетитель вышел из кабинета.
- Необходимо не только помогать старикам, но и молодым семьям.
- Граждане, вошедшие в автобус, просят рассчитаться за проезд.
- Прочитав очерк, мне показалось, что автору близка его проблема.
Упражнение № 4
В предложенном отрывке из сочинения учащегося найдите все случаи нарушения норм речи. Отредактируйте текст.
Проблема патриотизма и национализма волнуют автора. Одно понятие довольно часто видоизменятся другим. Если патриотизм отражает силу нации, то национализм другое. Аж волосы порой дыбом встают, когда читаешь газетные материалы на тему межнациональных конфликтов.
В добавление к вышесказанному хочу добавить, что все люди на земле – братья и должны с уважением относиться к друг другу.
Упражнение № 5
Распределите предложения со стилистическими ошибками в три группы: 1) смешение лексики разных стилей; 2) употребление канцеляризмов; 3) речевые штампы. Постарайтесь перестроить конструкции в соответствии с нормой.
1. В деревенском очаге культуры был настоящий дубак. 2. Иногда бывает так: человек сам много читает и знает, но не проводит среди населения разъяснительную работу. 3. Автор доводит до сведения читателей свои мысли по этому поводу. 4. Наташа Ростова любила одного парня, а руку и сердце хотела отдать другому. 5. Любой человек может попасть в трудную жизненную ситуацию, и нечего корчить из себя неуязвимого. 6. В водной среде водились щуки, караси, а также мелкие пескари. 7. Образ Андрея Болконского – типичный пример для подражания. 8. Беззаветный патриотизм и сила духа характеризуют героя этого очерка.
Исправить речевые ошибки в предложениях с деепричастным оборотом:
1. Возвращаясь домой, мне стало грустно.
2. Закончив институт, выпускников направили на работу в различные отели нашего города-курорта.
3. Сдав экзамены, нам сразу стало легко.
4. Увидев этого страшного зверя так близко, раздался её пронзительный крик. 5. Имея хороший аттестат, хорошую физическую подготовку, проблем с поступлением в институт не было.
6. Читая газетную заметку, у неё появилось желание написать автору рубрики.
7. Но увидев иную Татьяну, в нём вспыхивают чувства.
8.Самое главное, ребята поняли: занимаясь обустройством общественной жизни в своих школах, нам нужны активные и жизнерадостные лидеры.
9. Дойдя до реки, усталость овладела нами.
10. Набирая скорость, в окно было видно мелькание телеграфных столбов.
11. Собираясь в поход, на рассвете был назначен сбор.
12. Плывя в лодке, множество птиц виднелось по берегам.