Работа над ошибками : Написал вырОстают а надо вырАстают Написал освещЯют а надо освещАют Помогите пж!
На этой странице находится вопрос Работа над ошибками : Написал вырОстают а надо вырАстают Написал освещЯют а надо освещАют Помогите пж?, относящийся к категории
Русский язык. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям
учащихся 5 — 9 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете
обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С
помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие
вопросы и ответы на них в категории Русский язык. Если ответы вызывают
сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.
Памятка для ученика начальной школы
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Передай ритм слова с помощью стука.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.
Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
18. Правописание непроизносимых гласных.
Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
19. Гласные и согласные е приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
20. Правописание приставки со словом..
Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
22. Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.
25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
32. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ НАД ОШИБКАМИ.
1. Заглавная буква в начале предложения.
Знаки препинания в конце предложения.
Выпиши предложение правильно. Выдели орфограмму.
Делай так: Птицы улетели.
2. Гласная после шипящих. Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Выпиши слово. Выдели орфограмму. Запиши еще два слова на это правило.
Делай так: мыши, жизнь, щавель.
3. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Делай так: ру-чеи-ки.
4. Пропуск, замена, перестановка искажение букв.
Выпиши слово, раздели его на слоги.
Делай так: прилежные, при-леж-ные.
5. Заглавная буква в именах собственных.
Выпиши слово. Выдели орфограмму. Придумай и запиши еще два слова на это правило.
Делай так: Маша, Алёша, Миша.
6. Слова с непроверяемым написанием (словарные).
Напиши слово три раза. Подчеркни букву, в написании которой допущена ошибка.
Делай так: карандаш, карандаш, карандаш.
7. Ь – показатель мягкости.
Выпиши слово верно. Выдели орфограмму. Придумай и запиши еще два слова на это правило.
Делай так: огонь, учитель, морковь.
8. Разделительные ъ и ь знаки.
Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Выдели орфограмму.
Делай так: вьёт, лью, семья; подъезд, объяснил .
3апомни! Разделительный ь знак пишется в корне после согласных перед гласными буквами: е, ё, ю, я, и.
Разделительный ъ знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный перед гласными: е, ё, ю, я.
9. Правописание приставок.
Напиши слово верно. Выдели орфограмму. Придумай и запиши еще два слова с приставками.
Делай так: приехал, заехал, уехал.
Запомни! Приставка — часть слова. Она пишется слитно.
10. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Запиши ещё слова с этой же приставкой.
Делай так: полетели, побежал, потянули.
11. Правописание предлогов.
Напиши слово вместе с предлогом.
Делай так: у_дома, у (какого?) дома, у_6ольшого дома.
Запомни! Предлог — это отдельное слово.
Предлог со словом пишется раздельно.
12. Проверяемый безударный гласный в корне слова.
Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово.
Делай так: гористая — горка.
Вспомни правило проверки безударного гласного в корне слова.
13. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Выпиши слово грамотно. Выдели в нём корень. Подчеркни букву, в которой
допущена ошибка. Напиши проверочное слово.
Делай так: берёзка — берёза..
Вспомни правило проверки парных согласных в корне.
14. Непроизносимые согласные в корне.
Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни непроизносимый согласный.
Напиши проверочное слово.
Делай так: честный — честь.
Вспомни правило проверки непроизносимых согласных.
15. Удвоенные согласные.
Выпиши слово правильно. Выдели орфограмму. Запиши ещё 2 однокоренных слова.
Делай так: группа, групповой, подгруппа.
16. Буквосочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
Делай так: дочка, речка, мощный.
17.Разбор слова по составу.
Выпиши слово. Разбери его по составу. Делай так: пришкольный
18. Разбор предложения по частям речи.
Впиши предложение. Над словами сокращенно обозначь названия частей речи.
пр. сущ. глаг. прилаг. сущ,
Делай так: С гор побежали звонкие ручейки.
19. Разбор по членам предложения.
Выпиши предложение.
Делай так: С гор побежали звонкие ручейки. Выпиши словосочетания: побежали с гор, звонкие ручейки.
Запомни! Подлежащее и сказуемое не составляют словосочетание. Это нераспространенное предложение
20. Неверно выполнено какое-нибудь задание.
Выпиши только его и выполни задание.
Из практики обучения в начальных классах известно, что работа по орфографии
не всегда дает желаемые результаты. Одна из важнейших причин этого – неумение
учащихся видеть орфограммы.
В общей системе формирования орфографических навыков и умений важная роль
принадлежит начальным классам, так как здесь закладываются основы грамотности,
здесь дети впервые сталкиваются с понятиями “правильность речи” и “литературная
языковая норма”.
В работе над орфографическими ошибками в первую очередь необходимо знать
причины появления этих ошибок. Такими причинами являются:
– недопонимание учащимися правила;
– неумение применять его на практике;
– незнание предшествующего материала, на котором основывается данное правило;
– недостаточное развитие орфографической зоркости;
– неумение распознавать орфограмму;
– контролировать себя в процессе письма;
– наличие дефектов произношения
Существует три вида исправления ошибок:
- Исправление путем выписывания, данного слова;
- Исправление с помощью доказательства;
- Исправление, основанное на логически последовательном порядке
рассуждения вида исправления ошибок;
План – рассуждения при исправлении ошибок в окончаниях имен
прилагательных.
(Разработано и предложено В.А. Шукейло.)
- Найти имя прилагательное.
- Найти имя существительное, от которого зависит прилагательное.
- Поставить вопрос от существительного к прилагательному. Посмотреть на
окончание в вопросе и по нему определить окончание прилагательного. - Определить род и падеж существительного и прилагательного.
- Вспомнить прилагательного в этом падеже.
Памятка при работе над ошибками.
1. Перенос слов.
ма-ленький, малень-кий;
ап-пликация, аппли-кация;
2. ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН.
(Напиши слово правильно, подбери еще три слова на это правило.)
Машина, шил, шина, шило.
Чулки, щука, чаща, роща, ночка, ночной.
3. Большая буква в именах собственных.
Москва– название города.
Иванов Сергей Петрович– фамилия, имя, отчество.
Жучка– кличка животного.
Нева– название реки.
4. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Грозы – гроза
Снег – снега
5. Парные согласные в корне слова.
Грибы – гриб
Шуба – шубка
6. Непроизносимые согласные в корне слова.
Солнышко – солнце
7. Правописание приставки, суффикса.
Из садика
Переход
8. Разделительный Ъ и Ь.
Подъезд, вьюга
9. Раздельное написание предлогов со словами.
В лес, в густой лес.
10. Мягкий знак в конце существительных после шипящих.
Ночь – ж. р., мяч – м. р.
11. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.
Озером (каким?) глубоким
В лесу (каком?) сосновом
12. Безударные падежные окончания существительных.
Шел (по чему?) по площади – 3 скл, Д. п., по степи
Читали (о чем?) об улице– 1 скл, П.п., о зиме
Мечтали (о чем?) о космосе – 2 скл, П.п., о коне
13. Безударные личные окончания глаголов.
Писать (не на -ить, не искл, I спряжение) – пишет
Строить (на -ить, II спряжение) – строят
Смотреть (искл., II спряжение) – смотришь
14. Глаголы 2 –го лица ед. числа.
Играешь – 2 л., ед. ч, что делаешь?
Орфографические задачи:
1. На выбор букв для обозначения звука:
Тр(а/о)ва
гру(зс)
ж(и/ы)л
ч(а/я)с
щ(у/ю)кА
2. На выбор заглавной или строчной буквы для выделения имен собственных и
начала предложения:
(Ш/ш)арик
(М/м)аша
(Д/д)он
3. На определение места знака переноса в слове:
Оре-хи или о-рехи
Лей-ка или ле-йка
Коль-цо или кол-ьцо
4. На слитно-раздельное написание слов:
В класс или вкласс
Взял или в зял
5. Прочитайте “Мирную считалочку” М. Карема:
Солнце, воздух и вода,
Горы, реки, города,
Труд, веселье, сладкий сон,
А война пусть выйдет вон!
– На какие изученные правила встречаются орфограммы в тексте? Назовите слова
с этими орфограммами.
– Какие слова можно проверить словами горы, реки?
– На какие изученные правила орфограммы в тексте отсутствуют? Приведите свои
примеры на эти правила.
Игра-диктант “Кто больше запомнит слов?”
Учитель читает каждое предложение один раз, а во время паузы между
предложениями учащиеся записывают то, что запомнили. Можно проводить, таким
образом, и словарный диктант. Учитель один раз произносит цепочку, например, из
3 слов (либо демонстрирует на доске или на экране) в течение 9–15 секунд и
больше не повторяет. Затем делает паузу, во время которой дети записывают, что
запомнили. Читает новую цепочку слов и так далее, пока дети не запишут нужное
количество слов. Затем подсчитывается количество записанных слов и проверяется
их написание. (Слова необходимо записывать в том порядке, в котором назывались
учителем).
Грамматические зарядки:
“Какие буквы спорят? Какие побеждают?”
1. Сугро…, сне…, заво…, шка…, рука….
2. | Гусе(в/ф) Кру(г/к) Стол(б/п) |
ря(д/т) су(б/п) гла(з/с) |
к(о/а)за р(е/и)ка тр(а/о)ва |
п(а/о)ет з(о/а)вет ст(о/а)ит |
Стихотворные упражнения для развития орфографического навыка:
- Имена, фамилии,
Клички, города.
Все с заглавной буквы
Пишутся всегда. - Начинает буква
Важные слова:
Иванова Анна,
Шуя и Москва. - Почему же мы с тобой
пишем с буквы прописной:
Таня, Ваня, Мила, Нина,
Коля, Петя и Ирина,
Иванов, Петров, Орлов,
Калининград, Москва, Ковров? - Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи;
Кружи, дружи, служи, спеши-
Запомни слоги ЖИ и ШИ. - Козочка, горочка,
33 пригорочка.
Ой! чк! чк! чк!
Кочка, почка, звездочка.
Как работать над ошибками.
(Памятка для ученика.)
- Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово
правильно и подели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил,
обозначь ударение. - Если допустил ошибку на правило, то сначала узнай, в какой части слова
находится твоя ошибка. Для этого разбери слово по составу. - Если ошибка в приставке, узнай у учителя или в учебнике, как она
пишется, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три слова с той же
приставкой. Выдели приставку и обозначь ударение. - Если ошибка в корне, узнай на какое правило. Напиши проверочное слово,
обозначь ударение, выдели корень. Напиши еще несколько однокоренных слов. Во
всех словах выдели корень. - Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши еще два слова с
тем же суффиксом. Выдели во всех словах суффикс. - Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с
тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос, падеж, склонение,
окончание. Составь предложение с существительным в этом падеже. - Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе
с существительным, к которому оно относится; по роду и падежу
существительного узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание.
Проверь себя вопросом. Составь предложение с прилагательным в том же падеже. - Если ошибка в окончании глагола, напиши неопределенную форму глагола и
узнай спряжение, определи время, лицо и число глагола. Напиши окончание.
Составь предложение с этим же глаголом в другом лице.
Приёмы работа над ошибками по русскому
языку
в начальных классах
Работа над ошибками, допущенными
учащимися на письме, является важнейшим звеном в системе обучения русскому
языку . Она имеет огромное значение для выработки умения самостоятельно
излагать свои мысли в устной и письменной речи, а также играет важную роль в
борьбе с неуспеспешностью. Хорошая, добротная работа над ошибками предотвращает
их повторение в последующих работах.
Не секрет, что эта работа имеет ряд трудностей. Во-первых,
количество часов на предмет сокращается при том же объёме учебного материала,
поэтому учителю трудно «выкроить» целый урок на вид этой работы. Во-вторых,
разновидность ошибок- значит, различный уровень подготовки учащихся. В-третьих,
различные темпы работы.
Умеющие трудиться учащиеся выполняют работу быстро, вынужденное
их безделье мешает другим. Ученики, работающие медленно, а к ним относятся и
добросовестные ученики, увидев, что кто-то закончил работу, начинают
торопиться. А это приводит к небрежности, к потере интереса.
Как сделать ту часть урока, отведенную работе над ошибками,
интересной, каким содержанием наполнить, чтобы она давала нужный эффект и чтобы
каждый ученик работал активно, в полную меру своих сил и возможностей? Что
нужно сделать, чтобы эта работа стала не формальной, а необходимой?
Существует множество приёмов и методов работы над ошибками. В
моей практике имеет место такой метод работы: проверяя диктант, составляю на
отдельном листке список слов, в которых были допущены ошибки, и группирую их по
типам орфограмм. Перед уроком на доске выписываю в столбик под порядковыми
номерами по одному слову с каждой орфограммой, оставляя пустой следующую
строчку. После того, как ребята ознакомились со своими ошибками, я даю тем, кто
получил «5», индивидуальные задания, связанные с текстом диктанта(например,
найти слова с непроверяемыми орфограммами, выписать их, а затем составить сними
связный текст на любую тему). Остальные учащиеся находят орфограммы в указанных
на доске словах и устно подробно объясняют их, вспоминают соответствующее
правило и обозначают графически.
После того, как орфограммы разобраны, ученики должны найти в
тексте слова с аналогичными орфограммами и дописать их в соответствующую
строчку.
Таким образом, текст комментируется ещё раз. Причём в работе
участвует весь класс. Иногда в середине урока провожу игру-пятиминутку. Делю
класс на 3 команды, каждой отведено на доске по одному столбику. Дети выходят к
доске поочерёдно из каждой команды одновременно. Затем проверяем, оцениваем,
находим ошибки, исправляем, отмечаем лучшую команду. Домашнее задание тоже
связано с текстом диктанта. Те, кто получил «4», составляют словарный диктант,
но не из тех слов, в котрых они сделали ошибки, а подбирают 2-3 слова с
аналогичными орфограммами и составляют с ними предложения. Ученикам, получившим
«3», предоставляется право выбора: либо они выполняют такое же задание, либо
составляют предложения со словами, где допущены ошибки. Получившие «2» подбирают
материал для диктанта из соответствующих слов и вводят их в словосочетания.
Практикую ещё и такой метод работы над ошибками: при проверке
контрольных работ я пишу на карточках задания и вкладываю в тетради. Задания
составляю индивидуально для каждого учащегося, учитывая и уровень подготовки, и
орфограммы, в которых были допущены ошибки и на которые следует обратить
внимание. Это может быть какой-нибудь небольшой по объёму текст, который ученик
должен выполнить, номер параграфа, который он обязан повторить.
Учащимся, допустившим мало ошибок, даю задание из дидактического
материала. Учащимся, допустившим 1-2 ошибки и не допустивших их, даю творческие
задания. Например, написать рассказ-миниатюру по картинкам, употребляя слова с
приставкой на «з-с», или составить небольшой рассказ, используя слова с
безударными гласными и разделительным ъ. ввести ряд синонимов, передающих
настроение. И здесь соблюдается индивидуальный подход.
В последнее время прижился у меня ещё один метод работы над
ошибками -это работа в парах. Пара-это идеальная форма для сотрудничества и
взаимопомощи. Ученик, написавший диктант без ошибок или допустивший 1-2 ошибки,
помогает делать работу над ошибками учащимся, написавшим диктант плохо.
Ученик-консультант проверяет у слабых учащихся правила, помогает подобрать
проверочные слова, графически обозначить орфограммы.
Мои наблюдения показывают, что работа в парах ребятам очень
нравится. Они стараются помочь друг другу, с удовольствием готовят дома
словарные и графические диктанты.
И ещё одна форма проведения работы над ошибками, которой я
пользуясь с 3 класса это таблица, на доске чертим таблицу а ребята в тетради
Таблица
работы над ошибками
№ |
Выпиши слово |
На какое правило сделана ошибка |
Как исправлять ошибку |
Образец |
1. |
Словарное слово |
Выпиши слово без ошибок 3 раза, подчеркни букву, |
язык, язык, |
|
2. |
Гласные после шипящих: жи-ши, ча-ща, чу-щу. Сочетание чк, чн, чт, нч, рщ, щн, нщ |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни сочетание, напиши |
удача, туча, чай; ручка, точка, ночка |
|
3. |
Заглавная буква в именах собственных |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни заглавную букву, |
Москва, Орёл, |
|
4. |
Перенос слов, деление слова на слоги |
Выпиши слово, раздели слово на слоги и для переноса |
уIчеIник – уче-ник |
|
5. |
Безударные гласные в корне слова |
Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное |
грибы – гриб, зима — зимушка |
|
6. |
Правописание звонких и глухих согласных в корне |
Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное |
снег – снега, ягодка — ягода |
|
7. |
Удвоенные согласные. |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни удвоенные согласные |
класс, аллея, тонна |
8. |
Слово с разделительным мягким знаком |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это |
воробьи, листья, крылья |
|
9. |
Слово с разделительным твёрдым знаком |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, |
подъезд, съезд, объехал |
|
10. |
Пропуск и замена букв |
Выпиши слово правильно, подчеркни букву, в написании |
вилIка |
|
11. |
Ь знак в конце и середине слова (обозначает мягкость |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, |
лось, пень, тень |
|
12. |
Правописание приставок (суффиксов) |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова с этой же |
Добежал, дошёл, доехал |
|
13. |
Слитное написание приставок |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова с этой же |
Уход, забег, доехал |
|
14. |
Отдельное написание предлогов |
Напиши слово с предлогом правильно, между предлогом и |
На столе – на большом столе |
|
15. |
Непроизносимый согласный |
Выпиши слово без ошибок, запиши проверочное слово |
солнце – солнышко; чудесный — чудеса |
|
Работа над ошибками — это необходимая составная часть
дифференцированного обучения. Нам нужно обучать всех, а это единственный метод,
который нам может дать результаты. Мы обязательно должны знать каждого ученика,
знать степень его работоспособности на уроке, его возможности, чтобы эффективно
и продуктивно строить с ним работу.
И в заключении
хочу остановиться над методикой зрительных диктантов , которые помогают учителю
повышать грамотность и технику чтения .
Многие с ней
знакомы . эта методика разработана в 1987 году.
Зрительный диктант
— это система предложений, не связанных по смыслу, но акцентирующих внимание на
количестве слов и букв, которые ребёнок должен запомнить в течение 6–10 секунд
экспозиции и затем записать. Такая работа помогает: развить память; тренировать
внимание; усвоить элементарные правила грамматики; быстрее научиться читать.
Украинский педагог И.Т. Федоренко более 25 лет назад глубоко исследовал
значение именно зрительного восприятия на формирование навыка беглого чтения.
По итогам своей многолетней работы учёный пришёл к выводу, что для скорости
чтения малышам необходимо комплексно развивать:
оперативный вид
памяти;
внимание (как
произвольное, так и непроизвольное);
периферическое
зрение наряду с центральным.
Существенным
преимуществом методики Федоренко является то, что она позволяет работать над
совершенствованием антиципирования — способностью угадывать слова по контурам,
тем самым быстрее усваивать содержание словосочетаний и предложений. Кроме
этого, авторская методика помогает ребёнку справиться с трудностями
произношения, которые связаны с особенностями дикции, артикуляции. Методика
проведения диктантов по Федоренко
Схема работы над
формированием умения быстро воспринимать текст и отрабатывать навыки письма
включает 18 диктантов-наборов. В каждый из комплектов входит 6 простых
предложений. Суть этих текстовых отрывков в том, что их длина увеличивается
пошагово: в первом простом предложении из первого диктанта — 2 слова, всего 8
букв. Во втором — количество слов остаётся тем же, но набор букв увеличивается
на 1. В итоге в 18 наборе уже 7 слов и 46 букв в самой последней синтаксической
конструкции. Малышам нужно запоминать не только те слова, которые даны в рамках
одного предложения, но и сами короткие предложения в рамках всего набора. В результате
ежедневной работы по программе Федоренко дети: легко осмысливают различные
тексты; заинтересовываются чтением; быстрее овладевают навыком аналитического
чтения и грамотного письма; после отработки каждого комплекта предложений
прибавляют в скорости чтения в среднем по 44 слова. Начинать отрабатывать
систему Федоренко рекомендуется со второго класса, когда у ребят появляются
общие представления о письме и чтении. Однако некоторые педагоги вводят
зрительные диктанты уже со второго полугодия первого класса в процессе
автоматизации пословного чтения. Работать со зрительными диктантами нужно
ежедневно, тогда методика даст свои результаты. Это интересно! По результатам
исследований возможностей головного мозга, учёные университета Оксфорд пришли к
выводу, что для развития оперативной памяти в среднем необходимо 2 месяца.
Методика Федоренко рассчитана на 54 дня.
План проведения
занятий по методике Федоренко состоит в следующем: На доске или экране монитора
показываем 6 предложений набора. Закрываем доску или выключаем экран, а затем
открываем первое предложение. Даём детям 5–10 секунд на то, чтобы, читая про
себя, они запомнили предложение. Предлагаем ученикам закрыть глаза и
представить, как записано предложение. Снова закрываем слова и предлагаем
ребятам записать то, что они запомнили. Тематика предложений, предложенная
Федоренко, может быть подкорректирована педагогом под изучаемый предмет
—методика может использоваться в рамках любого курса, так учителю будет легче
спланировать занятие. Учтите, что с 4–5 набора на каждый блок предложений
выделяют по 5–6 дней, но время экспозиции при этом чётко соотносят с
рекомендациями автора методики — 5–10 секунд. Наборы для Чтобы методика
отработки навыка чтения и письма шла по намеченному курсу, при проведении зрительных
диктантов необходимо: Терпимо относиться к тем детям, которые не могут
запомнить целиком весь набор. При этом важно приучить их работать далее,
пропуская то, что не вышло запомнить. Следить за тишиной во время запоминания и
воспроизведения слов, так как любое комментирование переведёт акцент со
зрительного на слуховое восприятие. Писать предложения только на отдельных
листочках. Если позволить записывать слова в тетради, то работа предыдущего дня
будет отвлекать от актуального задания. Записи на листах собирать, но не
корректировать недочёты, чтобы дети не запоминали отдельные буквы, а старались
откладывать в голове цельные слова. Наблюдать за успеваемостью учеников. Если
малыши быстро усваивают все слова в простых предложениях комплекта, трудность
следует наращивать, то есть начинать работу над следующим. Выработать свой
собственный ритм работы над упражнениями, основываясь на успеваемости детей.
Подводя итоги
вышеизложенному, мне хочется обратить внимание на то, постоянно
пересматриваются цели, задачи, программы, учебники. Задача же учителя заботится
о качестве обучения. Первый шаг в усилении качества обучения состоит как раз в 1.обучении
оптимальному чтению, 2.работой над ошибками. Если вы, ваш коллектив поработаете
в течение года над этой проблемой, то результаты обучения заметно улучшатся.
Все гениальное –
просто.
Желаю успехов. Спасибо
за внимание