OBRAZOVALKA.COM
OBRAZOVALKA.COM — образовательный портал
Наш сайт это площадка для образовательных консультаций, вопросов и ответов для школьников и студентов .
На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги.
Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент.
Вася Иванов
Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.
Ниже приведены две точки зрения отказа советского руководства от НЭПа.
1.НЭП себя полностью исчерпал и логически должен был смениться политикой индустриализации и коллективизации.
2.Отказ от НЭПа — ошибка, так как он открывал возможности сочетания преимуществ рыночной экономики с активной социальной политикой и не исключал проведения индустриализации.
Какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающих вашу точку зрения.
________________________________________________________________________
Сравните два этапа индустриализации в СССР – 1926-1928гг. и 1928-1937гг. Укажите, что в них было общим ( не менее двух черт) , а что различным (не менее трёх различий) .
Общее
1._________________________________________________________________________________
2._________________________________________________________________________________
различия
1926-1928гг. 1928-1937гг.
Считается, что 21 марта 1921 года наша страна перешла к новой форме товарно-экономических отношений: именно в этот день был подписан декрет, предписывающий отказаться от продразверстки и перейти к сбору продовольственного налога. Именно так начинался НЭП.
Большевики осознали необходимость экономического взаимодействия, так как тактика военного коммунизма и террора давала все больше негативных эффектов, выраженных в усилении сепаратистских явлений на окраинах молодой республики, да и не только там.
При введении новой экономической политики большевиками преследовался целый ряд экономических и политических целей:
- Снять напряженность в обществе, укрепить авторитет молодой советской власти.
- Восстановить хозяйство страны, полностью разрушенное в результате Первой Мировой и гражданской войн.
- Заложить основу для создания эффективной плановой экономики.
- Наконец, очень важно было доказать «цивилизованному» миру адекватность и легитимность новой власти, так как на ту пору СССР оказался в прочной международной изоляции.
Сегодня мы поговорим как о сущности новой политики правительства СССР, так и обсудим основные причины свертывания НЭПа. Тема эта чрезвычайно интересная, так как несколько лет нового экономического курса во многом определи черты политического и экономического устройства страны на десятилетия вперед. Впрочем, далеко не так, как того бы хотели создатели и основоположники этого явления.
Сущность явления
Как оно обычно и бывает в нашей стране, НЭП вводился впопыхах, спешка с принятием указов была страшной, четкого плана действий ни у кого не было. Определение наиболее оптимальных и адекватных методов реализации новой политики велось практически на всем ее протяжении. А потому неудивительно, что не обходилось без большого количества проб и ошибок. Так же и с экономическими «вольностями» для частного сектора: их список то расширялся, то практически сразу сужался.
Суть политики НЭПа заключалась в том, что при сохранении своих полномочий в политике и управлении большевиками, экономическая отрасль получала больше свободы, что позволяло формировать рыночные отношения. Фактически новую политику можно рассматривать как форму авторитарного правления. Как мы уже и упоминали, данная политика включала в себя целый комплекс мер, многие из которых откровенно противоречили друг другу (о причинах этого уже было сказано выше).
Политические аспекты
Что же касается политической стороны вопроса, то НЭП большевиков был классической автократией, при которой всякое инакомыслие в этой сфере жестко подавлялось. Во всяком случае отклонения от «центральной линии» Партии точно не приветствовались. Впрочем, и в экономической отрасли наблюдался довольно причудливый сплав элементов административного и чисто рыночного способов ведения хозяйства:
- Государство сохраняло полный контроль над всеми транспортными потоками, крупной и средней промышленностью.
- В частном секторе была некоторая свобода. Так, граждане могли арендовать землю, нанимать работников.
- Дозволялось развитие частного капитализма в некоторых отраслях экономики. В то же время законодательно тормозились многие инициативы этого самого капитализма, что во многих смыслах делало всю затею бессмысленной.
- Дозволялась аренда предприятий, принадлежавших государству.
- Торговля стала относительно свободной. Этим и объясняются сравнительно положительные результаты НЭПа.
- В то же время между городом и деревней расширялись противоречия, последствия которых ощущаются до сих пор: промышленные центры давали инструменты и технику, за которую людям приходилось платить «живыми» деньгами, в то время как в города бесплатно уходило продовольствие, реквизируемое в счет продналога. Со временем это привело к фактическому закабалению крестьян.
- В промышленности имелся ограниченный хозрасчет.
- Была проведена финансовая реформа, которая во многом оздоровила экономику.
- Управление народным хозяйством было частично децентрализовано, выведено из-под власти центрального правительства.
- Появилась сдельная оплата труда.
- Несмотря на это государство не отдало в руки частников международную торговлю, отчего положение в этой сфере улучшилось не слишком кардинально.
Несмотря на все вышесказанное вы должны четко себе представлять, что причины свертывания НЭПа во многом крылись в его истоках. О них мы сейчас и поговорим.
Отдельные попытки реформирования
Больше всего уступок большевики сделали аграриям, кооперативам (в начале Великой Отечественной именно мелкие производители обеспечивали выполнение госзаказов), а также мелким промышленникам. Но здесь следует четко понимать, что черты НЭПа, который был задуман и который получился в итоге, сильно отличаются друг от друга.
Так, весной 1920 года власть пришла к выводу, что между городом и деревней проще всего организовать прямой товарообмен, попросту обменивая технику и прочие продукты промышленного производства на продовольствие и иные товары, получаемые на селе. Проще говоря, НЭП в России изначально замышлялся как еще одна форма продналога, при которой крестьянам бы дозволялось продавать остававшиеся у них излишки.
Так власти надеялись побудить крестьян к увеличению посевов. Впрочем, если изучить эти даты по истории России, то станет ясен полный провал такой политики. Люди к тому времени предпочитали сеять как можно меньше, не желая кормить орду городских жителей, ничего не получая взамен. Убедить озлобленных крестьян не удалось: уже к концу года стало предельно ясно, что никакого увеличения валового сбора зерна не предвидится. Чтобы времена НЭПа продолжались, нужны были какие-то решительные шаги.
Продовольственный кризис
В результате к зиме начался страшный голод, охвативший регионы, в которых проживали не менее 30 миллионов человек. От голода умерло около 5,5 миллионов. В стране появилось более двух миллионов сирот. Чтобы обеспечить промышленные центры хлебом, требовалось его не менее 400 миллионов пудов, а столько попросту не было.
Пользуясь жесточайшими методами, с и без того «ободранных» крестьян удалось собрать только 280 миллионов. Как видите, весьма схожими чертами обладали две совершенно противоположные на первый взгляд стратегии: НЭП и военный коммунизм. Сравнение их показывает, что в обоих случаях крестьяне на селе зачастую были вынуждены задарма отдавать весь урожай.
Даже самые ярые сторонники военного коммунизма признали, что дальнейшие попытки обирания селян ни к чему хорошему не приведут. Социальное напряжение сильно возросло. К лету 1921 года стало предельно ясно, что нужно реальное расширение экономических свобод населения. Таким образом, политика военного коммунизма и НЭПа (на первоначальном этапе) связана гораздо теснее, чем многие себе представляли.
Корректирующий курс
К осени того года, когда треть страны оказалась на пороге страшного голода, большевики пошли на первые серьезные уступки: наконец-то был отменен средневековый товарооборот, миновавший рынок. В августе 1921 года был издан указ, на основании которого должна была функционировать экономика НЭПа:
- Как мы и говорили, был взят курс на децентрализованное управление промышленной отраслью. Так, количество главков было сокращено с полусотни до 16.
- Предприятиям дали некоторые свободы в области самостоятельного сбыта продукции.
- Не арендованные предприятия должны были быть закрыты.
- На всех государственных производствах наконец-то было введено реальное материальное стимулирование работников.
- Лидеры большевистского правительства вынуждено признали, что НЭП в СССР должен стать действительно капиталистическим, позволяя оздоровить экономическую систему страны за счет эффективного товарно-денежного, а вовсе не натурального оборота средств.
Чтобы обеспечить нормальное обеспечение товарно-денежных отношений, в 1921 году был создан Госбанк, открыты кассы для выдачи ссуд и приема сбережений, а также введена обязательная оплата проезда на общественном транспорте, коммунальных услуг и телеграфа. Была полностью восстановлена налоговая система. Чтобы укрепить и наполнить бюджет государства, из него вычеркнули многие затратные статьи.
Вся дальнейшая финансовая реформа была направлена строго на усиление национальной валюты. Так, с 1922 года был начат выпуск особой валюты, советского червонца. Фактически это была равноценная (в том числе и по содержанию золота) замена имперской десятке. Эта мера весьма положительно сказалась на доверии к рублю, который вскоре получил признание и за рубежом.
На ¼ новая валюта обеспечивалась драгоценными металлами, некоторыми иностранными валютами. Оставшиеся ¾ обеспечивались за счет векселей, а также некоторых товаров повышенного спроса. Заметим, что правительство строго запрещало гасить червонцами возникший дефицит бюджета. Они предназначались исключительно для обеспечений операций Госбанка, для проведения некоторых валютных операций.
Противоречия НЭПа
Нужно четко понимать одну простую вещь: новое правительство никогда (!) не ставило перед собой цели построить какое-то рыночное государство с полноценной частной собственностью. Тому подтверждением являются известные слова Ленина: «Ничего частого мы не признаем…». Он постоянно требовал от соратников жестко контролировать экономические процессы, так что НЭП в СССР никогда не был действительно самостоятельным экономическим явлением. Именно из-за абсурдного административного и партийного прессинга новая политика не дала и половины тех положительных результатов, на которые бы можно было рассчитывать в противном случае.
Вообще НЭП и военный коммунизм, сравнение которых нередко приводится некоторыми авторами в сугубо романтическом аспекте новой политики, были чрезвычайно схожи, каким бы странным это не казалось. Конечно, особенно схожи они были на первоначальном периоде развертывания экономических реформ, но и впоследствии общие черты можно было отследить без особенного труда.
Кризисные явления
Уже к 1922 году Ленин заявляет, что дальнейшие уступки капиталистам должны быть полностью прекращены, что времена НЭПа прошли. Реальность скорректировала эти стремления. Уже в 1925 году максимально разрешенная численность наемных работников в крестьянских хозяйствах была увеличена до ста человек (ранее – не более 20). Была узаконена кулацкая кооперация, землевладельцы могли сдавать свои наделы в аренду сроком до 12 лет. Были отменены запреты на создание кредитных товариществ, а также полностью разрешен выход из общинных хозяйств (отрубы).
Но уже в 1926 году большевики взяли курс на политику, целью которой стало свертывание НЭПа. Многие из разрешений, которые народ получил еще год назад, были полностью отменены. Под удар вновь попали кулаки, так что мелкие производства были практически полностью похоронены. Давление на частных хозяйственников неумолимо нарастало как в городе, так и на селе. Многие результаты НЭПа были практически обнулены из-за того, что руководству страны не хватило опыта и единогласия в вопросах проведения политических и экономических реформ.
Свертывание НЭПа
Несмотря на все предпринятые меры противоречия в социальной и экономической сфере становились все серьезнее. Нужно было решать, что же делать дальше: продолжать действовать сугубо экономическими методами или же произвести свертывание НЭПа и вернуться к методам военного коммунизма.
Как мы уже знаем, победили сторонники второго способа, которых возглавлял И. В. Сталин. Чтобы нивелировать последствия кризиса хлебного сбора в 1927 году, был предпринят целый ряд мер административного характера: вновь значительно усилена роль административного центра в управлении экономической отраслью, практически упразднена самостоятельность всех предприятий, на промышленные товары были значительно повышены цены. Кроме того, власть прибегала к увеличению налогов, всех крестьян, которые не желали сдавать хлеб, судили. При арестах производилась полная конфискация имущества и скота.
Раскулачивание собственников
Так, только в Поволжском регионе было арестовано более 33 тысяч крестьян. Архивы свидетельствуют, что примерно половина из них лишилась всего имущества. Практически вся сельскохозяйственная техника, которая была к тому времени приобретена некоторыми крупными хозяйствами, была принудительно изъята в пользу колхозов.
Изучая эти даты по истории России, можно заметить, что именно в те годы было полностью прекращено кредитование малых производств, что привело к весьма негативным последствиям в экономической отрасли. Эти мероприятия проводились по всей стране, местами доходя до абсурда. В 1928-1929 гг. в крупных хозяйствах начались свертывания производства, распродажа скота, инвентаря и машин. Удар, нанесенный крупным хозяйствам в политических целях, для демонстрации якобы бесперспективности ведения единоличного хозяйства, подрывал основы производительных сил в аграрном секторе страны.
Выводы
Итак, каковы же причины свертывания НЭПа? Этому способствовали глубочайшие внутренние противоречия в руководстве молодой страны, которые только усугублялись при попытках привычными, но неэффективными методами стимулировать экономическое развитие СССР. В конечном итоге не помогло даже кардинальное усиление административного давления на частников, которые к тому времени уже не видели особенных перспектив в развитии собственного производства.
Нужно понимать, что НЭП свернули не за пару месяцев: в аграрной сфере это произошло уже в конце 20-х годов, промышленность оказалась не у дел приблизительно в тот же период, а торговля продержалась вплоть до начала 30-х годов. Наконец, в 1929 году было принято постановление о форсировании социалистического развития страны, что и предопределило закат эпохи НЭПа.
Основные причины свертывания НЭПа заключаются в том, что советское руководство, желая быстро построить новую модель социального устройства при условии окружения страны капиталистическими государствами, оказалось вынуждено прибегать к излишне жестким и крайне непопулярным методам.
Тема урока: «Новая экономическая политика: «временное отступление» или «всерьёз и надолго»
Урок для учащихся 11 класса
Коняева Наталья Анатольевна, учитель истории МОУ «СОШ №13 г.Пугачева имени М.В. Ломоносова»
Тип урока: изучение нового материала с элементами лабораторной работы.
Цели:
- Познакомить учащихся с основными мероприятиями НЭП, определить значение НЭП для дальнейшего развития страны;
- развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности.
- развивать навыки групповой работы.
- воспитывать умение формулировать и отстаивать свою точку зрения по любому вопросу.
Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах с познавательными материалами и документами), интерактивные, метод аналогии .
Формы работы: беседа, групповая работа по решению познавательных заданий, работа с текстами документов и материалов, выступления представителей рабочих групп с результатами своей познавательной деятельности, заполнение опорного конспекта, общее обсуждение проблемных заданий.
Средства обучения: учебники, документы, проектор, ноутбуки.
Ход урока
Эпиграф к уроку: «Культура общества зависит от умения уважать точку зрения другого человека, сохраняя при этом свою»
Министр иностранных дел А. Горчаков.
Организационный момент. Создание проблемной ситуации.
Учитель: Здравствуйте! Обратите внимание на экран. На слайде книга повёрнута к вам, или вы видите её обратную сторону? (мнения разделились). Что вы видите на этом рисунке?
Учащиеся: Слона. Учитель: Сколько у него ног? (при внимательном рассмотрении, кажется, что у него пять ног)
Учитель: Даже при рассмотрении простого рисунка люди могут иметь разное мнение. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Эта особенность нашла отражение в ЕГЭ по истории.
Задание № 24 предлагает, используя исторические знания, привести два аргумента, которыми можно подтвердить предложенное суждение, и два аргумента, которыми можно его опровергнуть.
По данным центра оценки качества только 39% выпускников успешно выполнили это задание в прошлом году.
Дискуссионных моментов в истории очень много. Какие вы можете привести примеры? Ученики:
— образование Древнерусского государства;
— коллективизация;
— Великая октябрьская революция.
Учитель: Всегда неоднозначно, с различных точек зрения, в истории России рассматривался период Нэпа.
Тема нашего урока: Нэп: «временное отступление» или «всерьёз и надолго». Учитывая вышесказанное, предположите, какова цель нашего урока?
Цель урока: познакомиться с алгоритмом выполнения задания №24 ЕГЭ по истории на примере наиболее дискуссионной темы истории XX века «Новая экономическая политика».
Учитель: Давайте прочитаем задание (читают ученики):
«Отказ от НЭПа – ошибка, т. к. он открывал возможности сочетания преимуществ рыночной экономики с активной социальной политикой и не исключал проведение индустриализации»
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
- …
- …
Учитель: Используя метод аналогии, историческую проблему можно сравнить с закрытой дверью, как её открыть? (на доске изображение закрытой двери)
Ученики: подобрать ключи!
Учитель: Что в нашем случае будет ключами? Ученики: аргументы на основе исторических знаний!
Учитель: Что является источником исторических знаний?
Ученики:
— документы;
— учебники;
— таблицы, графики, диаграммы;
— воспоминания очевидцев;
— агитационные материалы 20-х годов: рисунки, фотографии, плакаты, реклама;
— публикации в СМИ.
Учитель: У каждой группы есть учебники, причём разных авторов, а вот дополнительные материалы вы выберете сами.
Прошу по одному представителю подойти ко мне. Нужно на основании копии исторического источника сказать: положительное было отношение к НЭПу у автора или отрицательное?
- Карикатура нэпмана (автор высмеивает НЭП — отрицательное)
- Плакат времён НЭПа (смычка города и деревни, развитие кооперации — положительное)
- Реклама, атрибут рыночной экономики (насыщение рынка товарами — положительное)
- Плакат времён НЭПа, (город не обеспечивает крестьян необходимыми орудиями труда — отрицательное)
Учитель: По какому принципу группы разделяться на сторонников и противников суждения?
Ученики: в зависимости от смысла исторического источника.
Учитель: Начнём работу. Распределите в группе учебники, копии исторических документов. На каждом столе есть карточки с заданием. К концу урока каждая группа должна сформулировать и записать на символические ключи аргументы и прикрепить на доску.
Итак, давайте выстроим алгоритм выполнения задания. Подумайте, с чего должен начать ученик, выполняя подобное задание?
— детализировать предложенное суждение:
Какую информацию должны содержать аргументы в подтверждение? Ученики: Отказ от НЭПа – ошибка, т. е. эту политику нужно было продолжать, потому что он открывал возможности сочетания преимуществ рыночной экономики с активной социальной политикой и не исключал проведение индустриализации.
Учитель: А какую информацию должны содержать аргументы в опровержение? Ученики: Отказ от НЭПа был правильным т.к. эта политика исключала возможность проведения индустриализации и активной социальной политикой.
Группы №1 и №2 ориентируются на формирование аргументов подтверждение данного суждения, группы №3 и №4 на опровержение.
Учитель: Подумайте, что ещё нужно сделать?
— Определить хронологические рамки периода:
Хронологические рамки НЭПа -1921-1929. На X съезде партии Ленин объявил о переходе к нэпу.
Учитель: Что будет следующим шагом?
— Анализ исторического явления.
Предложите план анализа данного периода? (записать на доску)
- Задачи НЭПа.
- Сущность и соответствие идеологии социализма.
- Итоги:
а) экономические
б) социальные
4) Противоречия и кризисы нэпа
Давайте посмотрим видеоролик и определим задачи НЭПа:
1.Увеличить производство сельского хозяйства и промышленности, преодолеть голод и разруху, восстановить разрушенное войнами хозяйство;
2. Преодолеть политический кризис, связанный с требованием «власть советам, а не большевикам»
3. Снять социальную напряженность в обществе, вызванную в целом политикой военного коммунизма.
Вывод: Следовательно, сущность НЭПа можно определить как временный тактический маневр большевистского руководства, как вынужденный обстоятельствами отход от коммунистических принципов во имя самосохранения.
Дальше мы с вами будем работать с презентацией, которую вы сами сейчас будете составлять, она размещена на google диске. На этом этапе нашего урока вам понадобиться ноутбук, на рабочем столе есть папки с документами к уроку, также я предлагаю вам использовать материалы, размещённые на моём сайте в разделе дистанционное обучение и материалы с сайта краеведческого музея, ссылки на рабочем столе. Открываем презентацию google 15 мин.
ОСНОВНОЙ ЭТАП УРОКА:
2.Заполнение сравнительной таблицы 5 мин.:
Критерий для сравнения |
НЭП |
Идеология социализма |
Формы собственности |
Частная собственность на средства производства в мелкой и средней промышленности при сохранении решающей роли государственной собственности. |
Государственная собственность на средства производства, ликвидация частной. |
Методы ведения хозяйства |
Использование элементов рыночной экономики (продналог, хозрасчет, наемный труд) |
Плановая экономика |
Использование иностранного капитала как источника средств |
концессия — договор на право эксплуатации иностранным капиталом государственной собственности на определенных условиях |
Не использовался |
Изменения в социальной структуре |
Появление нэпманов, совбуров |
Отсутствие эксплуататорских классов, рабочий класс и крестьянство |
У каждой группы есть на столе ноутбук с выходом в Интернет. На большом экране учитель видит и может открыть работу каждой группы.
Учитель: Сделайте вывод на основе таблицы.
Ученики: Нэп препятствовал непосредственному и быстрому переходу к социализму и построению коммунизма, так как его черты многообразие форм собственности, использование иностранного капитала, применение наёмного труда противоречили социалистической идеологии.
Противоречия НЭПа в сфере идеологии: появившиеся при НЭПе частная собственность, социальное неравенство расходились с идеологией социализма.
Действительно, многие исследователи и публицисты считают, что в условиях монополии большевиков на власть нэп был изначально обречен, так как большевики провозгласили идеи бестоварного социализма. (3 мин.)
3.Итоги нэпа в экономике?
Первая группа изучает вопрос «Итоги НЭПа в промышленности».
Вторая группа изучает вопрос «Итоги НЭПа в сельском хозяйстве».
Третья группа изучает вопрос «Итоги НЭПа в социальной сфере».
Четвертая группа изучает вопрос «Экономические итоги НЭПа в Саратовской губернии и г.Пугачёве».
Группы в ходе изучения материала заполняют по 2-3 слайда в общей презентации. 10 мин.
Возвращаемся к заданию №24 из ЕГЭ по истории.
— Опираясь на исторические факты сформулируйте аргументы.
Обсудите в группе аргумент, запишите его на ключ, и результат прикрепите на доску рядом с символической дверью, символизирующей проблему урока.
Аргументы в подтверждение:
- В период НЭПа началась реализация плана ГОЭЛРО, который означал начало индустриализации.
- К 1928 году страна по основным показателям достигла уровня 1913 года: восстановлены дореволюционные посевные площади, увеличился валовый сбор зерна, достигнут довоенный уровень в животноводстве, страна могла и дальше развиваться успешно.
- Большинство сельского населения Саратовскойгубернии позитивно расценивало политику руководства, поскольку НЭП позволил стабилизировать цены на хлеб, приблизив их к довоенному уровню. В 1925 году в рационе саратовцев преобладал пшеничный хлеб и говядина, что свидетельствовало о возросшем благосостоянии среднестатистического жителя губернского центра.
Аргументы в опровержение:
- Нэп препятствовал непосредственному и быстрому переходу к социализму и построению коммунизма, так как его черты многообразие форм собственности, использование иностранного капитала, применение наёмного труда противоречили социалистической идеологии.
- Развитие рыночных отношений содействовало формированию зажиточных слоёв населения, использующих наёмный труд, но с точки зрения идеологии правящей партии нэпманы и кулаки являлись классовыми противниками, их высокие доходы считались недопустимыми.
- Для проведения индустриализации нужны огромные средства, а возможности государства были ограниченны: частный капитал не пускали в крупную и даже среднюю промышленность, у населения отсутствовали сбережения, а иностранцы боялись рисковать своими капиталами.
Ученики комментируют свой ответ с использованием слайдов в презентации.
Учитель: удалось выполнить предложенное задание?
Наша символическая дверь откроется? А что за ней?
— научились выполнять задание по типу ЕГЭ по истории.
— рассмотрели различные стороны НЭПа.
Пригодятся ли знания, полученные сегодня в вашей будущей жизни?
Выполнив задание – «открыв дверь» мы поняли, что важно уметь грамотно доказывать свою точку зрения подбирая аргументы, но при этом уметь слушать другого человека, уважать иное мнение.
Мы изучаем историю не просто для того, чтобы усвоить информацию, а чтобы в истории как в зеркале увидеть сегодняшний день.
Следует отметить то обстоятельство, что нэп дал миру три элемента экономики будущего: государственное регулирование, смешанную экономику и частное предпринимательство.
Пример сегодняшнего Китая, который успешно решает задачи своего экономического развития на принципах неонэпа, свидетельствует о большом историческом значении экономической политики большевиков 20 гг.
Если я сверну лист бумаги, а потом расправлю — останется след. Спасибо за сегодняшний урок, я думаю, он оставит след не только в моей душе, но и в вашей.