Отсутствие красной строки это какая ошибка

Методические рекомендации для педагогов начальной школы

Классификация ошибок (условные обозначения)

Материал подготовил:

методист начальной школы Григорьева Е.В.

І – орфографическая ошибка

Это ошибки в словах (буквенные, постановка дефиса, слитное и раздельное написание) (Орфография)

Как (-) то рас пашол снег. Прелители грачи. Учиникам пара здавать икзамены. Он неуспел ра(с)строит(ь)ся.

V – пунктуационная ошибка

Это ошибки в постановке знаков препинания (запятая, точка, тире, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, точка с запятой, кавычки, скобки, троеточие) (Синтаксис)

Когда солнце встало(,) он увидел свою ошибку. Многие писатели(,) художники(,) певцы с радостью откликнулись на приглашение. Билет(,) купленный дядей на прошлой неделе(,) оказался недействительным. Каждый день (–) это возможность изменить мир к лучшему. Все(:) деревья, кусты, листва на земле (–) трепетало от порывистого ветра. Инспектор ответил(: «)Я не согласен(»).

Г – грамматическая ошибка

Это ошибки в образовании и употреблении формы слова, т.е. сочетаемости в грамматических формах (Морфология)

бессмертность, заместо, англичаны, на мосте, Гринев жил недорослью, Он не боялся опасностей и рисков, Во дворе построили большую качель, Один брат был богатей другого, Эта книга более интереснее, Я пошел к ему, ихний дом, Он ни разу не ошибился, Мама всегда радовается гостям, Вышев на середину комнаты, он заговорил, В дальнем углу сидел улыбающий ребенок, Мы ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее. Первых два места определились в бескомпромиссной борьбе.

Р – речевая ошибка

Это употребление не соответвующих смыслу слов или форм слова (Лексика) Здесь и непонимание значения слова, тавтология, неправильное употребление синонимов, омонимов, паронимов и т.д.
С – стилистическая ошибка

Это ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов в инородном стиле. Единство стиля – важная компонента любой работы. (Лексика и Развитие речи). Как правило, ученики используют сниженную лексику: разговорные, жаргонные слова, просторечную лексику.

Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору (Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором). В этом эпизоде главный герой накосячил. (В этом эпизоде главный герой допустил просчет / совершил ошибку).

Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения:

Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии. – Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.

Л – логическая ошибка

Это ошибки логического построения текста. Среди них наиболее часто встечающаяся – отсутствие причинно-следственной связи:

Обломов воспитывался в деревне, поэтому ничего не умел делать сам.

К логическим ошибкам также следует отнести порядок слов в предложении, ведущий к искажению смысла:

Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. – В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.

Ф – фактическая ошибка

Это ошибки смысловые, искажение исходного содержания текста (в сочинении и изложении) (Развитие речи)

Z – нарушение абзацного члененияТекст неверно разделен на микротемы, абзацы (Синтаксис и Развитие речи)

Отдельным видом ошибок следует, пожалуй, выделить бедность и однообразие используемых синтаксических конструкций.

Мужчина был одет в прожженный ватник. Он был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью. – Мужчина был одет в грубо заштопанный прожженный ватник, хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъедены молью.

Это очень серьезный недостаток ученических работ. И очень распространенный.

Порядок проверки письменных работ:

1.При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку учитель зачеркивает орфографическую ошибку и надписывает вверху нужную букву.

2.При пунктуационных ошибках зачеркивается ненужный или пишется необходимый в этом случае знак препинания. На полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком ( I – орфографическая, V – пунктуационная).

3.Подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой.

4.Проверив диктант, учитель подписывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок (например, 3/1).

5.При отсутствии в тексте пунктуационных знаков указывается только количество орфографических ошибок, учитывая, что два недочета равнозначны одной ошибке. В этом случае рекомендуется вводить для обозначения недочетов на полях условный знак (например, ?,?) при условии использования данного обозначения в системе.

6.При

оценке письменных работ учащихся строго следовать нормам:«5»- Без ошибок и правильная каллиграфия (допускается один недочет)«4» — 1-2 орфографические ошибки + 1 исправление«3» — 3-5 орфографических ошибки + 1 пунктуационная или 2 орфографических ошибки + 3-4 исправления«2» — Более 6 ошибок или более 8 недочетовКлассификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:Ошибки:

*нарушение правил написания слов, включая грубые случаи попуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;

*неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);

*отсутствие изученных знаков препинания в тексте, в конце предложения;

*наличие ошибок на изученные правила по орфографии.

Недочеты:

*отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

*отсутствие красной строки;

*неправильное написание одного слова на одно и тоже правило (при наличии в работе нескольких таких слов).

Порядок проверки письменных работ:

1.При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку учитель зачеркивает орфографическую ошибку и надписывает вверху нужную букву.

2.При пунктуационных ошибках зачеркивается ненужный или пишется необходимый в этом случае знак препинания. На полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком ( I – орфографическая, V – пунктуационная).

3.Подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой.

4.Проверив диктант, учитель подписывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок (например, 3/1).

5.При отсутствии в тексте пунктуационных знаков указывается только количество орфографических ошибок, учитывая, что два недочета равнозначны одной ошибке. В этом случае рекомендуется вводить для обозначения недочетов на полях условный знак (например, ?,?) при условии использования данного обозначения в системе.

6.При оценке письменных работ учащихся строго следовать нормам:

«5»- Без ошибок и правильная каллиграфия (допускается один недочет)

«4» — 1-2 орфографические ошибки + 1 исправление

«3» — 3-5 орфографических ошибки + 1 пунктуационная или 2 орфографических ошибки + 3-4 исправления

«2» — Более 6 ошибок или более 8 недочетов

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:Ошибки:

*нарушение правил написания слов, включая грубые случаи попуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;

*неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);

*отсутствие изученных знаков препинания в тексте, в конце предложения;

*наличие ошибок на изученные правила по орфографии.

Недочеты:

*отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

*отсутствие красной строки;

*неправильное написание одного слова на одно и тоже правило (при наличии в работе нескольких таких слов).

Отсутствие красной строки в изложении грамматическая или речевая ошибка?

Firina
[4.4K]

9 лет назад 

Алекс-89
[89K]

«Красная строка — строка (обычно, заголовок), выключенная по центральной оси полосы издания или колонки, при этом ось симметрии строки совпадает с центральной осью полосы издания. Часто путают с абзацным отступом».
Так что я бы сказал, что отсутствие красной строки — это скорее техническая ошибка.
 
—  9 лет назад 

Firin­a
[4.4K]

9 лет назад 

С данным вопросом я подошла к нашей учительнице(долго себя уговаривала, так как не покидало ощущение, что выбиваю отметку ребенку) . Учительница глядя на текст изложения и слушая мой прямой вопрос относительно красной строки сказала » я считаю данную ошибку больше речевой, а не грамматической». Насколько это верно с точки зрения русского языка я даже не стала уточнять.

комментировать

в избранное

ссылка

отблагодарить

Знаете ответ?

Классификация ошибок в письменной речи обучающихся:

I
орфографическая

V
пунктуационная

Г— грамматическая (нарушение
согласования, управления, раздельное
написание слова, пропуск предлогов,
словообразовательные, нарушение границ
предложения и др.)

Л
логопедические

Р
речевая лексическая

(коричневые волосы вместо каштановых)

Лог.
логическая

Ф
фактическая

(териодор вместо Теодор Нетте)

V
пропусков слов

[
]
— лишняя часть

Z
абзац

Z
абзац не нужен

Нормы оценивая
диктантов в 5-9 классах 5,7 вида

Вид диктанта

Нормы оценок (количество ошибок)

«5»

«4»

«3»

«2»

контрольный

1 негрубая орфографическая +

1 негрубая
пунктуационная +

1 логопедическая

2 орфографические

+

2 пунктуационные
+

3 логопедические

1 орфографическая
+

4 пунктуационные

+

3 логопедические

6 орфографических

+

4 пунктуационные

+

4 логопедические

5 орфографических

+

5 пунктуационных

+

4 логопедических

7 орфографических

+

7 пунктуационных

+

5 логопедических

8 орфографических

+

8
пунктуационных

+

6 логопедических
и более

Словарный

0

1-2

3-4

до 7

Примечание:

Отличная отметка не выставляется при
наличии трех и более исправлений.

При наличии в контрольном диктанте пяти
и более поправок (исправлений неверного
написания) оценка снижается на 1 балл,
с «4» до «3». При этом за большое количество
поправок оценка не может быть снижена
до неудовлетворительной.

При оценивании диктантов нередко имеют
место случаи как завышения, так и
занижения оценок. Занижение происходит
потому, что учитель:

  • в число орфографических ошибок включает
    грамматические ошибки и описки;

  • учитывает однотипные ошибки как
    обычные;

  • все исправления считает за ошибку.

Завышение оценки происходит по следующим
причинам:

  • учитываются как однотипные ошибки,
    которые таковыми не являются;

  • оценка не снижается за многочисленные
    исправления;

  • все однотипные ошибки считаются как
    одна.

Обстоятельства, которые необходимо
учитывать при проверке и оценке диктанта:

1. неверные написания не считаются
ошибками. Они исправляются, но не влияют
на снижение оценки.

К неверным написаниям относятся:

  • ошибка на правило, не изучаемое в школе;

  • ошибка в переносе слова;

  • ошибка в слове с непроверяемым написанием,
    над которым не проводилась специальная
    работа.

2. Характер допущенной учеником ошибки
(грубая или негрубая):

К негрубым орфографическим относятся
ошибки:

  • в исключениях из правил;

  • в переносе слов;

  • буквы э-е после согласных в иноязычных
    словах (рэкет, пленэр) и после гласных
    в собственных именах (Мариетта);

  • в выборе прописной или строчной буквы
    в составных собственных наименованиях;

  • при переносном употреблении собственных
    имён (Обломовы, обломовы);

  • в случаях слитного или раздельного
    написания приставок в наречиях,
    образованных от существительных с
    предлогами, правописание которых не
    регулируется правилами (в разлив, за
    глаза ругать, под стать, в бегах, в
    рассрочку, на попятную, в диковинку, на
    ощупь и т.д.);

  • в случае раздельного или слитного
    написания не с прилагательными и
    причастиями в роли сказуемого;

  • в написании -ы и -и после приставок;

  • в случаях трудного различения -не и
    –ни;

  • в собственных именах нерусского
    происхождения;

К негрубым пунктуационным относятся
ошибки:

  • в случаях, когда вместо одного знака
    препинания поставлен другой;

  • в пропуске одного из сочетающихся
    знаков препинания или в нарушении их
    последовательности;

  • при применении правил, уточняющих или
    ограничивающих действие основного
    правила (пунктуация при общем
    второстепенном члене или общем вводном
    слове, на стыке союзов);

При подсчете ошибок две негрубые ошибки
принимаются за одну грубую; одна негрубая
ошибка не позволяет снизить оценку на
балл.

3. Повторяющиеся и однотипные ошибки:

Повторяющиеся – это ошибки в одном
и том же слове или морфеме, на одно и то
же правило (например, вырощенный,
возраст), а в пунктуации, например,
выделение или невыделение причастных
оборотов в одинаковой позиции. Такие
ошибки замечаются, исправляются, однако
три такие ошибки считаются за одну.

Однотипные – это ошибки на одно
правило, если условия выбора правильного
написания заключены в грамматических
(в армие, в рощи, колятся, борятся) и
фонетических (пирожек, счерчек)
особенностях данного слова. Первые
три однотипные ошибки принято считать
за одну, каждая последующая – как
самостоятельная.
Нельзя считать
однотипной ошибкой написание, которое
проверяется опорным словом:
безударные
гласные, сомнительные и непроизносимые
согласные, падежные окончания в разных
формах и некоторые другие.

Если в одном слове с непроверяемыми
орфограммами (типа привилегия,
интеллигенция) допущены две и более
ошибок, то все они считаются за одну.

Оценка дополнительного
задания к диктанту.

Показатели для оценки дополнительного
задания к диктанту

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

Уровень выполнения задания

Все задания выполнены верно

Правильно выполнены не менее ¾ всех
заданий

Правильно выполнено не менее ½ заданий

Не выполнено более половины заданий

Оценка сочинений
и изложений

Основными формами проверки речевого
развития обучающихся являются сочинения
и изложения. Это комплексные работы, с
помощью которых проверяются различные
стороны языковой и речевой подготовки
учащихся:

  • коммуникативные умения, т.е. умения
    раскрыть тему высказывания, передать
    основную мысль, изложить материал
    последовательно и связно, найти для
    него соответствующую композиционную
    и языковую форму.

  • языковые навыки или соблюдение в речи
    норм литературного языка.

  • навыки правописания – орфографические
    и пунктуационные

Требования к объему
сочинений и изложений

Примерный объем текста

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Подробное изложение (количество слов)

100-130

130-170

170-220

220-300

300-350

Классное сочинение (количество страниц)

0,5 — 1

1 – 1,5

1,5 — 2

2 — 3

3 — 4

Любое сочинение и изложение оценивается
двумя отметками: первая ставится за
содержание и речевое оформление; вторая
– за грамотность, то есть за соблюдение
орфографических, пунктуационных и
языковых норм. Обе отметки считаются
отметками по русскому языку.

Классификация ошибок в содержании
сочинений и изложений

Фактические ошибки

Логические ошибки

В изложении:

Неточности,
искажения текста в обозначении времени,
места событий, последовательности
действий, причинно-следственных
связей.

В
сочинении:

искажение
имевших место событий, неточное
воспроизведение источников, имен
собственных, мест событий, дат

— нарушение в последовательности в
высказывании

— отсутствие
связи между частями сочинения
(изложения) и между предложениями

— неоправданное
повторение высказанной ранее мысли

— раздробление
одной микротемы другой микротемой

— несоразмерность
частей высказывания или отсутствие
необходимых частей

— перестановка
частей текста (если она не обусловлена
заданием к изложению)

— неоправданная подмена
лица, от которого ведется повествование.
К примеру, повествование ведется
сначала от первого, а потом от третьего
лица

Речевые ошибки

К речевым ошибкам относятся ошибки и
недочеты в употреблении слов и построении
текста. Первые в свою очередь делятся
на семантические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам
можно отнести следующие нарушения:

  • употребление слова в несвойственном
    ему значении, например: мокрыми ресницами
    он шлепал себя по лицу; реки с налипшими
    на них городами; устав ждать, братик
    опрокинул подбородок на стол;

  • неразличение (смещение) паронимов или
    синонимов, например: рука болталась,
    как плетень;, учитель не должен потакать
    прихотям ребенка и идти у него на
    поводке;

  • нарушение лексической сочетаемости,
    например: Чичиков постепенно покидает
    город; пули не свистели над ушами;

  • употребление лишних слов, например:
    опустив голову вниз; он впервые
    познакомился с Таней случайно;

  • пропуск, недостаток нужного слова,
    например: Сережа смирно сидит в кресле,
    закутанный белой простыней, и терпеливо
    ждет конца (о стрижке);

стилистически неоправданное употребление
ряда однокоренных слов ( например,
характерная черта характера; приближался
все ближе и ближе.

Стилистические ошибки представляют
собой следующие нарушения, которые
связаны с требованиями к выразительности
речи:

  • неоправданное употребление в авторской
    речи диалектных и просторечных слов,
    например: У Кати было два парня: Левин
    и Вронский;

  • неуместное употребление эмоционально
    окрашенных слов и конструкций, особенно
    в авторской речи (например, рядом сидит
    папа (вместо отец) одного из малышей);

  • смешение лексики разных исторических
    эпох;

  • употребление штампов;

  • речевые ошибки в построении текста.

Речевые ошибки в построении текста:

  • бедность и однообразие синтаксических
    конструкций;

  • нарушение видовременной соотнесенности
    глагольных форм ( например, когда Пугачев
    выходил из избы и сел в карету, Гринев
    долго смотрел ему вслед);

  • стилистически неоправданное построение
    слов;

  • неудачное употребление местоимений
    для связи предложений или частей текста,
    приводящее к неясности, двусмысленности
    речи ( например, Иванов закинул удочку
    и она клюнула);

  • неудачный порядок слов.

Грамматические
ошибки

Грамматические ошибки – это нарушение
грамматических норм образования языковых
единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает
учителю определить, какими нормами
языка (словообразовательными,
морфологическими, синтаксическими) не
владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок:

  • словообразовательные, состоящие
    в неоправданном словосочинительстве
    или видоизменении слов нормативного
    языка (например, надсмешка, подчерк,
    нагинаться, спинжак, беспощадство,
    публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя
    воспринимать как орфографические;

  • морфологические, связанные с
    ненормативным образованием форм, слов
    и употреблением частей речи (писав свои
    произведения, не думал, что очутюсь в
    полной темноте; одни англичаны; спортсмены
    в каноях; ихний улыбающий ребенок, ложит
    и т.д.).

  • синтаксические

а) ошибки в структуре словосочетаний,
в согласовании и управлении ( например,
браконьерам, нарушающих закон; жажда к
славе;

б) ошибки в структуре простого предложения:

— нарушение связи между подлежащим и
сказуемым (например, солнце села; но не
вечно ни юность, ни лето; это было моей
единственной книгой в дни войны)

— нарушение границы предложения (
например, Собаки напали на след зайца.
И стали гонять его по вырубке);

— разрушение ряда однородных членов (
например, настоящий учитель верен своему
делу и никогда не отступать от своих
принципов. Почти все вещи в доме большие:
шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн);

— ошибки в предложениях с причастными
и деепричастными оборотами ( например,
причалившая лодка к берегу. На картине
«Вратарь» изображен мальчик, широко
расставив ноги, упершись руками в
колени);

— местоименное дублирование одного из
членов предложения, чаще подлежащего
( например, Кусты, они покрывали берег
реки);

— пропуски необходимых слов, (например,
Владик прибил доску и побежал в волейбол.

в) Ошибки в структуре сложного предложения:

— смешение сочинительной связи ( например,
Когда ветер усиливается, и кроны деревьев
шумят под его порывами);

— отрыв придаточного от определяемого
слова ( например, Сыновья Тараса только
что слезли с коней, которые учились в
Киевской бурсе);

г) смешение прямой и косвенной речи;

д) разрушение фразеологического оборота
без особой стилистической установки (
например, терпеть не могу сидеть сложив
руки; хохотала как резаная).

Грамматические ошибки следует отличать
от орфографических. Орфографическая
ошибка может быть допущена только на
письме, ее нельзя услышать. Грамматическая
ошибка не только видима, но и слышима.
Простой прием чтения вслух по орфоэпическим
правилам помогает разграничить
грамматические и орфографические
ошибки. К примеру, ошибка в окончании «
браконьерам, промышляющих в лесах» не
орфографическая, а грамматическая, так
как нарушено согласование, что является
грамматической нормой. И, наоборот, в
окончании «умчался в синею даль» ошибка
орфографическая, так как вместо юю по
правилу написано другое.

Нормы оценивания сочинений
и изложений

Оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

1

2

3

«5»

1. Содержание работы полностью
соответствует теме.

2. Фактические
ошибки отсутствуют, в изложении
сохранено не менее 70% исходного текста.

3. Содержание
работы излагается последовательно.

4. Текст
отличается богатством лексики,
точностью употребления слов,
разнообразием синтаксических
конструкций.

5. Достигнуты
стилевое единство и выразительность
текста.

6. Допускается 1 недочет в
содержании.

Допускается

1 негрубая
орфографическая

1 пунктуационная

1 грамматическая

1 логопедическая ошибка

«4»

1. Содержание работы в основном
соответствует теме, имеются незначительные
отклонения от темы.

2. Содержание
изложения в основном достоверно, но
имеются единичные фактические
неточности, при этом в работе сохранено
не менее 70% исходного текста.

3. Имеются
незначительные нарушения последовательности
в изложении мыслей.

4. Лексический
и грамматический строй речи достаточно
разнообразен.

5. Стиль работы
отличается единством и достаточной
выразительностью.

6. Допускается не более 2
недочетов в содержании и не более 3-4
речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические + 3 пунктуационные
+ 3 грамматические + 3 логопедические
ошибки.

1 орфографическая + 3 пунктуационные
+ 3 грамматические + 3 логопедические
ошибки.

0 орфографических
+ 4 пунктуационные + 3 грамматические
+ 3 логопедические ошибки.

«3»

1. Имеются существенные отклонения
от заявленной темы.

2. Работа
достоверна в основном своем содержании,
но в ней допущены 3-4 фактические ошибки.
Объем изложения составляет менее 70%
исходного текста.

3. Допущено
нарушение последовательности изложения.

4. Лексика
бедна, употребляемые синтаксические
конструкции однообразны.

5. Встречается
неправильное употребление слов.

6. Стиль работы
не отличается единством, речь
недостаточно выразительна.

7. Допускается не более 4
недочетов в содержании и 5 речевых
недочетов.

Допускаются:

0 орфографических + 5-7 пунктуационных
(с учетом повторяющихся и негрубых) +
4 логопедических ошибок.

6 орфографических
+ 7 пунктуационных + 4 грамматических
+ 4 логопедических ошибок.

«2»

1. Работа не соответствует заявленной
теме.

2. Допущено
много фактических неточностей; объем
изложения составляет менее 50% исходного
текста.

3. Нарушена
последовательность изложения мыслей
во всех частых работы, отсутствует
связь между ними. Текст сочинения
(изложения) не соответствует заявленному
плану.

4. Лексика
крайне бедна, авторские образные
выражения и обороты речи почти
отсутствуют. Работа написана короткими
однотипными предложениями со слабо
выраженной связью между частями, часты
случаи неправильного употребления
слов.

5. Нарушено
стилевое единство текста.

6. Допущено 6 недочетов в
содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются:

7 и более грубых орфографических ошибок
независимо от количества пунктуационных.

8 и более пунктуационных ошибок (с
учетом повторяющихся и негрубых)
независимо от количества орфографических.

Общее
количество орфографических и
пунктуационных ошибок более 8 при
наличии более 7 грамматических.

Примечание:

1. При оценке сочинения необходимо
учитывать самостоятельность, оригинальность
замысла ученического сочинения, уровень
его композиционного и речевого оформления.
Наличие оригинального замысла, его
хорошая реализация позволяют повысить
первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два
раза больше нормы, то при оценке работ
следует исходить из нормативов,
увеличенных для отметки «4» на одну, а
для отметки «3» на две единицы. При
выставлении оценки «5» превышение объема
сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (содержание и речь) не
может быть положительной, если не
раскрыта тема сочинения, хотя по остальным
показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинений и изложений
распространяются положения однотипных
и негрубых ошибках, а также о сделанных
учеником исправлениях (см. раздел «Оценка
диктантов»).

Литература:

1. Андронов А.Ю. Оценка письменных работ
по русскому языку в 5-9 классах. «Практика
административной работы в школе» № 1,
2005.

2.
Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее
обучение в начальной школе.

М.,
«Дрофа», 2004.

3.Рамзаева
Т.Г. Программа по русскому языку для
общеобразовательных школ 1-4 классы.,
М., 2006.

4. Баранов М.Т.,Ладыженская Т.А., Шанский
Н.М. Программа по русскому языку для
общеобразовательных школ. М., 2006.

5. Ромадина Л.П. Центр «Педагогический
поиск», 2003.

Цыбулько
И.П., Александров В.Н., Гостева Ю.Н.
Методические рекомендации по оцениванию
выполнения заданий с развёрнутым
ответом. М., Федеральный институт
педагогических измерений., 2007.

14. Род существительных обозначается маленькими буквами (м.р.).

ОЦЕНКА ДИКТАНТОВ

Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для IV класса

·—90—100 слов, для V класса—100—110, для VI—110—120, для VII—120—150, для VIII класса— 150—170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный дикт а_н т проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоят из следующего количества слов: для IV класса — 15—20, для V класса — 20—25, для VI класса — 25—30, для VII класса — 30—35, для VIII класса — 35—40.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать: в IV классе—12 различных орфограмм и 2—3 пунктограмм, в V классе — 16 различных орфограмм и 3—4 пунктограмм, в VI классе — 20 различных орфограмм и 4—5 пунктограмм, в VII классе —24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в VIII классе — 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

. В тексте контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).»

В диктантах должно быть: в IV классе — не более 5 слов, в V—VI классах— не более 7 слов, в VII—VIII классах — не более 10 различных слов с непроверямыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в IV классе —до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

,При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дул-‘ по» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не…; не кто иной, как; ничто иное не…; не что иное, как и др.);

7).в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

Как работать над ошибками

ПАМЯТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1.  
Сначала проводится общий анализ допущенных ошибок (ошибки делятся на
орфографические (
I— ошибки в корне, приставке, суффиксе), пунктуационные
(
V – знаки
препинания,
Z – красная строка (нет отступа), грамматические (Г- окончания
самостоятельных частей речи
), речевые (Р – это ошибки не в
построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании,
чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм
.); Ф – фактическая ошибка (К лесным защитникам
относятся разные гусеницы, муравьи.) Н – речевой недочет (неудачный
выбор слова);
· – нарушение последовательности изложения; П/Т –
повтор одного и того же слова (неумение подбирать синонимы)

2.  
Далее разбираются допущенные орфографические и грамматические ошибки,
т.е. в вашей тетради должны быть записаны все слова, в которых вы допустили
орфографическую или грамматическую ошибку (все
I и Г,
поставленные на полях учителем). Данные слова вы не просто выписываете, а
объясняете орфограмму графически (см. ниже раздел «Орфография»). Вы можете
воспользоваться объяснениями орфограмм в пособии «Русский язык в таблицах»
(файл прикреплён
17.11.2017) или раздаточным
материалом («Орфограммы»)

3.  
После того, как вы выписали и объяснили графически допущенные вами
орфографические и пунктуационные ошибки, с красной строки записываются
предложения, в которых вы сделали пунктуационные ошибки (все
V, поставленные на
полях учителем). В каждом предложении все запятые выделяются в овал,
подчёркивается грамматическая основа предложения (всегда). Далее объяснение
пунктуации зависит от правил (см. ниже раздел «Пунктуация»).

Орфография

1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно
предложение. Подчеркни заглавную букву.

Выпал снег. Дети
рады.

1.     Пропуск буквы.

Выпиши слово.
Подчеркни в нем пропущенную букву.

Звонок- звонок

2.     Перенос слова.

Раздели слово
на слоги для переноса.

Оси-на

При переносе
одну букву нельзя оставлять на строке.

3.     Мягкий знак, обозначающий мягкость.

Подчеркни Ь и
согласную перед ним, запиши еще два слова с этой орфограммой.

Ель,
тень, пень.

4.     Гласные после шипящих.

Выпиши слово
правильно, придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.

Малыши,
карандаши

5.     Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН.

Выпиши слово
правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой.

Дочка, речка, мощный

6.     Ударение.

Выпиши слова.
Поставь в них правильно ударение.

Алфав`ит,
`азбука, портф`ель

7.     Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, в корне
подчеркни безударную гласную, обозначь орфограмму, подбери проверочное слово и
запиши рядом.

Сады – сад; волна — волны.

8.     Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

Запиши слово и запомни, как оно пишется, поставь ударение, выдели
корень, подчеркни эту гласную или согласную.

Ягода (словарное слово), хоккей (слов. сл.).

9.     Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

Запиши слово,
в котором допущена ошибка, подбери проверочное однокоренное слово, где
согласная произносится отчетливо.

Мороз – морозы;

10. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово
правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой.

Илья, Соловьев, Омск

11. Разделительный Ь.

Выпиши слово
правильно, запиши два слова с этой орфограммой, подчеркни Ь и гласную букву.

Вьюга, листья,
соловьи

Ь пишется
после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И в корне слова.

12. Правописание непроизносимых согласных в корне.

Прочитай слово, подбери такое проверочное слово, где эта
согласная произносится отчетливо.

Звездный – звезда;

Честный – честь

14. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно, выдели приставку. Запиши еще два
слова с этой приставкой.

Полетели.

15. Правописание
предлога.

Из
предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом.
Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел, у
предлога сверху пишется буква п., у второго слова – часть речи (сущ., прил.,
мест.).

К берегу, к (какому?) берегу,
к крутому берегу

Предлог
— это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет
предлогов.

Лодка отплыла от берега

16. Разделительный
Ъ.

Выпиши
слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой, выдели приставку,
подчеркни гласную.

Съест,
объявления.

Ъ
пишется только после приставок на согласную перед Е,Ё,Ю,Я.

17. Ь
на конце существительных после шипящих.

Выпиши
слово правильно. Определи род и склонение, запиши два слова с этой орфограммой.

Луч (м.р.),
шалаш (м.р.)

Ночь (ж.
р., 3 скл.), печь (ж. р., 3 скл.)

Ь
пишется на конце существительных ж.р., 3 склонения.

18. Соединительные
гласные в сложных словах.

Выпиши
слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши одно слово с этой
орфограммой.

Водовоз,
самолет.

19. НЕ
с глаголом.

Выпиши
глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

Гл.
гл.

Не_пришел,
нельзя (без не не употр.).

Не с
глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются:
нездоровится, негодовать и др..

20. Правописание
безударных падежных окончаний имен существительных.

Выпиши
существительное. Определи склонение и падеж. Выдели окончание.

На опушке (1
скл., П.п.), у речки (1 скл., Р.п.), нет печи (3 скл., Р.п.)

падежи

1
склонение

2
склонение

3
склонение

Родительный
падеж

–и
(–ы)

–и

Дательный
падеж

–е

–и

Предложный
падеж

–е

–е

–и

21. Правописание
безударных окончаний имен прилагательных.

Выпиши
прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к
прилагательному вопрос от существительного. Какое окончание в вопросе, такое и
в прилагательном.

К лесу
(какому?) дальнему, в лесу (каком?) дремучем, с
шариком (каким?) синим.

22. Ь
на конце глаголов 2-го лица единственного числа.

Выпиши
глагол правильно. Выдели окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.

Пишешь (2-е
лицо, ед.ч.), решаешь (2л., ед.ч.), читаешь (2л.,
ед.ч.)

Глаголы
2-го лица единственного числа пишутся с Ь на конце слова.

23. Правописание
безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши
глагол правильно. Поставь глагол в неопределенную форму. Посмотри на гласную
перед — ТЬ. Определи спряжение глагола и напиши нужную гласную. В глаголах 1-го
спряжения в окончании встречаем Е, в глаголах 2-го спряжения — И

Спряжение глаголов

1-е
спряжение

2-е
спряжение

Все
глаголы НЕ на – ИТЬ

+
исключение БРИТЬ, СТЕЛИТЬ

Все
глаголы на – ИТЬ

+
исключения ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ,

ДЫШАТЬ
И СЛЫШАТЬ,

СМОТРЕТЬ,
ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,

И
ОБИДЕТЬ, И ВЕРТЕТЬ, И ЗАВИСЕТЬ,

И
ТЕРПЕТЬ.

Личные окончания глаголов

1-е
спряжение

2-е
спряжение

–ЕШЬ

–ЕМ

–ЕТЕ

–УТ,
– ЮТ

–ИШЬ

–ИМ

–ИТЕ

–АТ,
– ЯТ

Пишет 
писать (1 спряжение); ставит – ставить (2 спряжение)

24. Ь
в неопределенной форме глагола.

Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму.
Запиши еще одно слово с этой орфограммой.

Ь пишется в неопределенной форме глаголов на ТЬСЯ, если в вопросе есть Ь.

Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ЧЬ всегда.

Пытаться (что делать?), учится (что
делает?), беречь, стеречь.

Пунктуация

1.    
Знаки препинания в конце предложений ( . ? ! ).

Выпиши
предложение правильно. Выдели в овал знак препинания.

Слава
нашей Родине Слава труду !

2.    
Однородные члены предложения.

Выпиши
правильно предложение. Подчеркни однородные члены. Начерти схему предложения.

Знаки препинания при однородных членах

О, О

О и О

О, а О

О да (=и) О

О, но О

О, да (= но) О

О и О,и О,и О

Сильный ветер сорвал листья
с деревьев, разметал их по дороге. О, О

3.    
Обобщающее слово при однородных членах.

Выпиши
правильно предложение. Выдели обобщающее слово и подчеркни однородные члены.

Знаки препинания при обобщающем слове

На
поляне росли разные цветыромашкивасилькинезабудкиО:
О, О, О.

4.    
Знаки препинания при обращении.

Выпиши
правильно предложение. Укажи, где обращение. Помни: обращение не является
членом предложения, поэтому его не подчеркивают. Начерти схему.

Знаки препинания при обращении

Ребята,
берегите учебники! О,

5.    
Сложное предложение.

Выпиши
правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы.

Дремлют
рыбы под водой, почивает сом седой. 1 , 2 .

6.    
Предложения с прямой речью.

Запиши правильно предложение. Составь схему.

А кем ты будешь на
карнавале?”– спросил Мишка. “ П ?” — а. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Отсутствие кавычек это пунктуационная ошибка или орфографическая
  • Отсутствие кавычек это какая ошибка
  • Отсутствие кавычек при цитировании какая ошибка
  • Отчет должен быть предоставлен немедленно ошибка лексическая
  • Отсутствие знаков препинания это какая ошибка