Методические рекомендации для педагогов начальной школы
Классификация ошибок (условные обозначения)
Материал подготовил:
методист начальной школы Григорьева Е.В.
І – орфографическая ошибка
Это ошибки в словах (буквенные, постановка дефиса, слитное и раздельное написание) (Орфография)
Как (-) то рас пашол снег. Прелители грачи. Учиникам пара здавать икзамены. Он неуспел ра(с)строит(ь)ся.
V – пунктуационная ошибка
Это ошибки в постановке знаков препинания (запятая, точка, тире, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, точка с запятой, кавычки, скобки, троеточие) (Синтаксис)
Когда солнце встало(,) он увидел свою ошибку. Многие писатели(,) художники(,) певцы с радостью откликнулись на приглашение. Билет(,) купленный дядей на прошлой неделе(,) оказался недействительным. Каждый день (–) это возможность изменить мир к лучшему. Все(:) деревья, кусты, листва на земле (–) трепетало от порывистого ветра. Инспектор ответил(: «)Я не согласен(»).
Г – грамматическая ошибка
Это ошибки в образовании и употреблении формы слова, т.е. сочетаемости в грамматических формах (Морфология)
бессмертность, заместо, англичаны, на мосте, Гринев жил недорослью, Он не боялся опасностей и рисков, Во дворе построили большую качель, Один брат был богатей другого, Эта книга более интереснее, Я пошел к ему, ихний дом, Он ни разу не ошибился, Мама всегда радовается гостям, Вышев на середину комнаты, он заговорил, В дальнем углу сидел улыбающий ребенок, Мы ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее. Первых два места определились в бескомпромиссной борьбе.
Р – речевая ошибка
Это употребление не соответвующих смыслу слов или форм слова (Лексика) Здесь и непонимание значения слова, тавтология, неправильное употребление синонимов, омонимов, паронимов и т.д.С – стилистическая ошибка
Это ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов в инородном стиле. Единство стиля – важная компонента любой работы. (Лексика и Развитие речи). Как правило, ученики используют сниженную лексику: разговорные, жаргонные слова, просторечную лексику.
Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору (Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором). В этом эпизоде главный герой накосячил. (В этом эпизоде главный герой допустил просчет / совершил ошибку).
Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения:
Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии. – Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.
Л – логическая ошибка
Это ошибки логического построения текста. Среди них наиболее часто встечающаяся – отсутствие причинно-следственной связи:
Обломов воспитывался в деревне, поэтому ничего не умел делать сам.
К логическим ошибкам также следует отнести порядок слов в предложении, ведущий к искажению смысла:
Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. – В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.
Ф – фактическая ошибка
Это ошибки смысловые, искажение исходного содержания текста (в сочинении и изложении) (Развитие речи)
Z – нарушение абзацного члененияТекст неверно разделен на микротемы, абзацы (Синтаксис и Развитие речи)
Отдельным видом ошибок следует, пожалуй, выделить бедность и однообразие используемых синтаксических конструкций.
Мужчина был одет в прожженный ватник. Он был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью. – Мужчина был одет в грубо заштопанный прожженный ватник, хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъедены молью.
Это очень серьезный недостаток ученических работ. И очень распространенный.
Порядок проверки письменных работ:
1.При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку учитель зачеркивает орфографическую ошибку и надписывает вверху нужную букву.
2.При пунктуационных ошибках зачеркивается ненужный или пишется необходимый в этом случае знак препинания. На полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком ( I – орфографическая, V – пунктуационная).
3.Подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой.
4.Проверив диктант, учитель подписывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок (например, 3/1).
5.При отсутствии в тексте пунктуационных знаков указывается только количество орфографических ошибок, учитывая, что два недочета равнозначны одной ошибке. В этом случае рекомендуется вводить для обозначения недочетов на полях условный знак (например, ?,?) при условии использования данного обозначения в системе.
6.При
оценке письменных работ учащихся строго следовать нормам:«5»- Без ошибок и правильная каллиграфия (допускается один недочет)«4» — 1-2 орфографические ошибки + 1 исправление«3» — 3-5 орфографических ошибки + 1 пунктуационная или 2 орфографических ошибки + 3-4 исправления«2» — Более 6 ошибок или более 8 недочетовКлассификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:Ошибки:
*нарушение правил написания слов, включая грубые случаи попуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
*неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
*отсутствие изученных знаков препинания в тексте, в конце предложения;
*наличие ошибок на изученные правила по орфографии.
Недочеты:
*отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
*отсутствие красной строки;
*неправильное написание одного слова на одно и тоже правило (при наличии в работе нескольких таких слов).
Порядок проверки письменных работ:
1.При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку учитель зачеркивает орфографическую ошибку и надписывает вверху нужную букву.
2.При пунктуационных ошибках зачеркивается ненужный или пишется необходимый в этом случае знак препинания. На полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком ( I – орфографическая, V – пунктуационная).
3.Подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой.
4.Проверив диктант, учитель подписывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок (например, 3/1).
5.При отсутствии в тексте пунктуационных знаков указывается только количество орфографических ошибок, учитывая, что два недочета равнозначны одной ошибке. В этом случае рекомендуется вводить для обозначения недочетов на полях условный знак (например, ?,?) при условии использования данного обозначения в системе.
6.При оценке письменных работ учащихся строго следовать нормам:
«5»- Без ошибок и правильная каллиграфия (допускается один недочет)
«4» — 1-2 орфографические ошибки + 1 исправление
«3» — 3-5 орфографических ошибки + 1 пунктуационная или 2 орфографических ошибки + 3-4 исправления
«2» — Более 6 ошибок или более 8 недочетов
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:Ошибки:
*нарушение правил написания слов, включая грубые случаи попуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
*неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
*отсутствие изученных знаков препинания в тексте, в конце предложения;
*наличие ошибок на изученные правила по орфографии.
Недочеты:
*отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
*отсутствие красной строки;
*неправильное написание одного слова на одно и тоже правило (при наличии в работе нескольких таких слов).
Отсутствие красной строки в изложении грамматическая или речевая ошибка?Firina 9 лет назад
Алекс-89 «Красная строка — строка (обычно, заголовок), выключенная по центральной оси полосы издания или колонки, при этом ось симметрии строки совпадает с центральной осью полосы издания. Часто путают с абзацным отступом».
Firina 9 лет назад С данным вопросом я подошла к нашей учительнице(долго себя уговаривала, так как не покидало ощущение, что выбиваю отметку ребенку) . Учительница глядя на текст изложения и слушая мой прямой вопрос относительно красной строки сказала » я считаю данную ошибку больше речевой, а не грамматической». Насколько это верно с точки зрения русского языка я даже не стала уточнять. комментировать
в избранное
ссылка
отблагодарить Знаете ответ? |
Методические рекомендации для педагогов начальной школы
Классификация ошибок (условные обозначения)
Материал подготовил:
методист начальной школы Григорьева Е.В.
І – орфографическая ошибка
Это ошибки в словах (буквенные, постановка дефиса, слитное и раздельное написание) (Орфография)
Как (-) то рас пашол снег. Прелители грачи. Учиникам пара здавать икзамены. Он неуспел ра(с)строит(ь)ся.
V – пунктуационная ошибка
Это ошибки в постановке знаков препинания (запятая, точка, тире, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, точка с запятой, кавычки, скобки, троеточие) (Синтаксис)
Когда солнце встало(,) он увидел свою ошибку. Многие писатели(,) художники(,) певцы с радостью откликнулись на приглашение. Билет(,) купленный дядей на прошлой неделе(,) оказался недействительным. Каждый день (–) это возможность изменить мир к лучшему. Все(:) деревья, кусты, листва на земле (–) трепетало от порывистого ветра. Инспектор ответил(: «)Я не согласен(»).
Г – грамматическая ошибка
Это ошибки в образовании и употреблении формы слова, т.е. сочетаемости в грамматических формах (Морфология)
бессмертность, заместо, англичаны, на мосте, Гринев жил недорослью, Он не боялся опасностей и рисков, Во дворе построили большую качель, Один брат был богатей другого, Эта книга более интереснее, Я пошел к ему, ихний дом, Он ни разу не ошибился, Мама всегда радовается гостям, Вышев на середину комнаты, он заговорил, В дальнем углу сидел улыбающий ребенок, Мы ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее. Первых два места определились в бескомпромиссной борьбе.
Р – речевая ошибка
Это употребление не соответвующих смыслу слов или форм слова (Лексика) Здесь и непонимание значения слова, тавтология, неправильное употребление синонимов, омонимов, паронимов и т.д.С – стилистическая ошибка
Это ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов в инородном стиле. Единство стиля – важная компонента любой работы. (Лексика и Развитие речи). Как правило, ученики используют сниженную лексику: разговорные, жаргонные слова, просторечную лексику.
Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору (Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором). В этом эпизоде главный герой накосячил. (В этом эпизоде главный герой допустил просчет / совершил ошибку).
Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения:
Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии. – Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.
Л – логическая ошибка
Это ошибки логического построения текста. Среди них наиболее часто встечающаяся – отсутствие причинно-следственной связи:
Обломов воспитывался в деревне, поэтому ничего не умел делать сам.
К логическим ошибкам также следует отнести порядок слов в предложении, ведущий к искажению смысла:
Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. – В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.
Ф – фактическая ошибка
Это ошибки смысловые, искажение исходного содержания текста (в сочинении и изложении) (Развитие речи)
Z – нарушение абзацного члененияТекст неверно разделен на микротемы, абзацы (Синтаксис и Развитие речи)
Отдельным видом ошибок следует, пожалуй, выделить бедность и однообразие используемых синтаксических конструкций.
Мужчина был одет в прожженный ватник. Он был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью. – Мужчина был одет в грубо заштопанный прожженный ватник, хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъедены молью.
Это очень серьезный недостаток ученических работ. И очень распространенный.
Порядок проверки письменных работ:
1.При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку учитель зачеркивает орфографическую ошибку и надписывает вверху нужную букву.
2.При пунктуационных ошибках зачеркивается ненужный или пишется необходимый в этом случае знак препинания. На полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком ( I – орфографическая, V – пунктуационная).
3.Подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой.
4.Проверив диктант, учитель подписывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок (например, 3/1).
5.При отсутствии в тексте пунктуационных знаков указывается только количество орфографических ошибок, учитывая, что два недочета равнозначны одной ошибке. В этом случае рекомендуется вводить для обозначения недочетов на полях условный знак (например, ?,?) при условии использования данного обозначения в системе.
6.При
оценке письменных работ учащихся строго следовать нормам:«5»- Без ошибок и правильная каллиграфия (допускается один недочет)«4» — 1-2 орфографические ошибки + 1 исправление«3» — 3-5 орфографических ошибки + 1 пунктуационная или 2 орфографических ошибки + 3-4 исправления«2» — Более 6 ошибок или более 8 недочетовКлассификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:Ошибки:
*нарушение правил написания слов, включая грубые случаи попуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
*неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
*отсутствие изученных знаков препинания в тексте, в конце предложения;
*наличие ошибок на изученные правила по орфографии.
Недочеты:
*отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
*отсутствие красной строки;
*неправильное написание одного слова на одно и тоже правило (при наличии в работе нескольких таких слов).
Порядок проверки письменных работ:
1.При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку учитель зачеркивает орфографическую ошибку и надписывает вверху нужную букву.
2.При пунктуационных ошибках зачеркивается ненужный или пишется необходимый в этом случае знак препинания. На полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком ( I – орфографическая, V – пунктуационная).
3.Подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой.
4.Проверив диктант, учитель подписывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок (например, 3/1).
5.При отсутствии в тексте пунктуационных знаков указывается только количество орфографических ошибок, учитывая, что два недочета равнозначны одной ошибке. В этом случае рекомендуется вводить для обозначения недочетов на полях условный знак (например, ?,?) при условии использования данного обозначения в системе.
6.При оценке письменных работ учащихся строго следовать нормам:
«5»- Без ошибок и правильная каллиграфия (допускается один недочет)
«4» — 1-2 орфографические ошибки + 1 исправление
«3» — 3-5 орфографических ошибки + 1 пунктуационная или 2 орфографических ошибки + 3-4 исправления
«2» — Более 6 ошибок или более 8 недочетов
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:Ошибки:
*нарушение правил написания слов, включая грубые случаи попуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
*неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
*отсутствие изученных знаков препинания в тексте, в конце предложения;
*наличие ошибок на изученные правила по орфографии.
Недочеты:
*отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
*отсутствие красной строки;
*неправильное написание одного слова на одно и тоже правило (при наличии в работе нескольких таких слов).
ПОЛОЖЕНИЕ
О
ЕДИНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПРОВЕРКЕ ТЕТРАДЕЙ
И
ОФОРМЛЕНИЮ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1. Общие положения
1.1. Данный
документ регламентируется «Федеральным компонентом государственного стандарта
общего образования» Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г., Методическим письмом
МОиПО РФ № 1561/14-15 от 19.11.1998г. «Контроль и оценка результатов обучения в
начальной школе», вариативными образовательными программами. В эти документы не
включены требования к ведению тетрадей учащихся.
Настоящее
методическое письмо разработано с целью устранения разночтений в оформлении
письменных работ учащихся начальных классов по основным позициям и
регулирования системы требований к младшим школьникам, воспитания культуры
оформления письменных работ и формирования соответствующих навыков по ведению
тетрадей, определяет порядок проверки тетрадей по русскому языку и математике в
начальной школе.
Данное
письмо раскрывает основные требования к оформлению и проверке ученических
тетрадей в 1-4 классах и носит рекомендательный характер.
2. Количество и назначение ученических тетрадей
2.1. Для
выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимся
необходимо иметь следующее количество тетрадей из расчета на каждого учащегося:
ü
по русскому языку в 1-ом классе – прописи, помимо
прописей допускается наличие 1-2 тетрадей для текущих работ, во 2-4 классах две
тетради для текущих работ, 1 тетрадь для контрольных работ, 1 тетрадь для
творческих работ, кроме того, рабочая тетрадь на печатной основе;
ü
по математике в 1-ом классе прописи либо рабочие
тетради, помимо прописей допускается наличие 1-2 тетрадей, во 2-4 классах две
тетради для текущих работ, одну тетрадь для контрольных работ, кроме того,
тетрадь на печатной основе (для проверочных работ или рабочая тетрадь) по
усмотрению учителя;
ü
по иностранному языку в соответствии с
программными требованиями;
ü
по окружающему миру допускается использование
рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК;
ü
по литературному чтению допускается использование рабочих
тетрадей на печатной основе, входящих в УМК или1 тетрадь текущих работ;
ü
по изобразительному искусству – альбом;
ü
по музыке в соответствии с программными
требованиями.
2.2. При оценке
письменных (текущих и контрольных) работ учащихся учитель в обязательном
порядке руководствуется Методическими письмами Министерства образования РФ от
25.09.2000 г. № 202111-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней
начальной школы». Не допускается за проверенную работу ставить прочерк или
«см». При проверке контрольных работ по русскому языку, имеющих грамматическое
задание, оценка выставляется за работу и отдельно оценивается задание.
Оценки учителем
выставляются за полями аккуратным, красивым почерком.
2.3. В начальной
школе надлежит проверять ежедневно каждую работу учащихся. Все классные и
домашние работы учащихся проверяются учителем ежедневно и в обязательном
порядке.
2.4. Работа над
ошибками проводится в той или иной форме ежедневно в тетрадях как для текущих
работ, так и для контрольных работ.
2.5. Проверка
тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета.
2.6. Помимо
стационарной ручки, в классной и домашней работах для выполнения других
операций в тетрадях учащиеся используют только простой карандаш.
2.7. Проверка и
возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку и математике
осуществляются к следующему уроку. В обязательном порядке тетради для контрольных
работ показывают родителям (законным представителям, или лицам, их заменяющим)
с выдачей на дом.
3. Оформление надписей на обложках ученических тетрадей
3.1. Тетради
учащихся 1-го класса подписывает либо учитель, либо родители. Тетради учеников
2-4-х классов подписываются самими учащимися.
Надписи на
обложках необходимо оформлять по единой форме, которая традиционно включает в
себя минимальный объем основной информации:
Тетрадь для работ по русскому ученика(цы) ____ средней школы Ф.И. |
Предлог «по» относится к имени |
4. Оформление письменных работ по математике и
русскому языку
4.1. Все
классные и домашние работы учащихся проверяются учителем ежедневно.
Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета.
Одним из психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования
является ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской
успешности. В целях полноценной реализации данного положения в адаптационный
период учитель может использовать для проверки тетрадей чернила зеленого цвета,
с помощью которых выделяется то, что учащийся выполнил правильно.
4.2. Все работы
учащиеся выполняют чернилами синего и фиолетового цвета. Подчеркивание,
выделение орфограмм выполняется простым карандашом (или чернилами зелёного цвета).
Записи в тетрадях необходимо оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
Необходимо отметить, что каллиграфический навык – это определенные привычные
положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их
соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы
четко, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает
комплекс трудностей: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп.
Необходимо учитывать, что скорость письма не должна быть навязанной, она должна
стать естественным результатом совершенствования движений, и что плавность
(связность) также должна возникать как естественный результат формирования
навыка. Также не совсем корректно требовать от совершенно разных детей
единообразного написания элементов букв, цифр, самих букв, слогов и слов. В
связи с этим в начальных классах не рекомендуется проверять скорость письма, а
главным требованием, предъявляемым к почерку ребенка, является четкость и
разборчивость.
Учителю следует прописывать учащимся те элементы букв, цифр, слоги и
буквы, которые требуют корректировки. В ходе проверки учителем прописанных
учащимися букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и выносить
(как один из оптимальных вариантов корректировки) образцы их написания на поля
(подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных
соединений на полях и для прописывания на новой строке).
4.3. При
проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку и математике, ошибки
исправляют следующим образом: неверно написанную букву, цифру, математический
или пунктуационный знаки зачеркивают косой линией; слово, предложение – тонкой
горизонтальной линией; не рекомендуется заключать неверные написания в скобки.
5. Оформление письменных работ по русскому языку
5.1. После
каждой классной (домашней) работы следует отступать две строчки (пишем на
третьей).
5.2. При
оформлении красной строки надо делать отступ вправо не менее 2
см (2 пальца).
Оформление
красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов в 1-ом
классе.
5.3. В ходе всей
выполняемой работы не пропускаем ни одной строки. При оформлении письменных
работ по русскому языку на новой странице следует писать с самой верхней
строки, дописывать до конца страницы, включая последнюю строку. Слева, при
оформлении каждой строки, отступаем по единой вертикальной линии (от края не
более 5 мм). Справа дописываем до конца строки, при этом с самого начала 1-го
класса учим нормативному переносу слов, используя традиционные методические
подходы. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.
5.4. Запись даты
написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей
строки. В 1-м классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем в
виде числа и начальной буквы названия месяца. По окончании периода обучения
грамоте и до окончания 3-го класса записываются число и полное название месяца.
Например: 1
декабря.
В 4-ом классе в
записи числа пишутся имена числительные прописью.
Например: Первое
декабря.
Запись названия
работы проводится на следующей строке (без пропуска строки) по центру и
оформляется как предложение.
Например: Классная
работа.
Домашняя
работа.
Контрольная
работа.
Работа над
ошибками.
Номера
упражнений, выполняемых в тетрадях, необходимо обязательно указывать. Номер
упражнения указывается по центру строки (полная или краткая форма записи).
Например: Упражнение
14 или Упр. 14.
Следует
учитывать, что если заголовок находится на отдельной строке, то правилам пунктуации
точка после него не нужна. Постановка точки является недочетом и не влияет на
отметку.
При оформлении
контрольных работ по русскому языку записываем вид работы и строкой ниже – ее
название.
Например (вид):
Диктант.
Изложение.
(название)
В тайге.
Ранняя весна.
Вариативность
выполнения работы фиксируется на следующей рабочей строке по центру (полная или
краткая запись) либо на полях (краткая запись).
Например: I
вариант. I в.
5.5. Все подчеркивания проводятся остро отточенным простым
карандашом по линейке.
5.6. Выделение
орфограмм делается только простым карандашом.
5.7. Переход во 2-ом
классе учащихся на работу в тетради в широкую линейку определяет сам учитель.
При этом учитель руководствуется наличием у каждого учащегося успешно
сформированного навыка письма. Однако этот переход должен осуществляться не
позднее 3 класса.
5.8. При
письменном морфемном разборе слов необходимо четко и аккуратно выделять каждую
морфему. Если к корню (приставке, суффиксу, окончанию) слова относятся три
(две, четыре, пять) буквы, то и обозначать эти морфемы простым карандашом
надлежит более точно.
5.9. При
синтаксическом разборе волнистой линией надлежит подчеркивать только определение,
если изучение второстепенных членов предложения предусмотрено программой.
5.10. При
оформлении словосочетаний допускается, помимо традиционной, форма оформления,
вытекающая из требований программы для 5-го класса.
5.11. При
проверке работ учитель неправильное написание зачеркивает одной чертой, сверху
записывает правильное. Подчеркивание ошибок волнистой линией, или заключение в
скобки — запрещаются.
6. Оформление письменных работ по математике
6.1. В тетрадях
по математике между классной и домашней работами следует отступать 4 клеточки
(на пятой клетке начинаем писать следующую работу). Запись названия работы
проводится по центру рабочей строки, через одну клетку от предыдущей записи,
т.е. на 2 клетке. Например:
Классная
работа (Домашняя работа)
6.2. Между
видами работ в классной и домашней работе следует отступать 2 клетки (на
третьей клетке пишем).
6.3. Между
столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств и т.п. отступаем 3
клетки вправо, пишем на четвертой.
6.4. Все номера
заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать в
тетрадь. Мы рекомендуем писать номер задания посередине строки. Слово «задача»
рекомендуем писать посередине, после чего сразу ставится номер задачи.
6.5. Необходимо
с самого начала 1-го класса оформлять поля с внешней стороны страницы тетради.
На поля следует отводить четыре клетки, проводить их простым карандашом.
6.6. Все записи
математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учетом правил
каллиграфии, то есть с соблюдением графики и соответствия количества клеток
количеству записываемых символов. Особенно соблюдение этого требуется при
работе с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение, деление).
6.7. Роль
операции с простым карандашом остается той же.
6.8. При
проверке работ по математике учитель зачеркивает неправильный ответ одной
чертой, рядом записывает правильный.
Если неправильно
записано решение задачи, рядом прописывается правильный вариант решения. Таким
же образом идет работа по устранению ошибок в пояснении к действиям в задаче.
6.9. Ответ у
задачи записывается следующим образом:
Например:
Ответ: привезли 7 ящиков с фруктами.
6.10. В 1–4-х классах в
тетрадях по математике словосочетание «Контрольная работа» не пишется.
7. Организация работы над ошибками
7.1. Наиболее
эффективным будет систематическое выполнение работы над ошибками в рабочих
тетрадях. С целью активизации учебной деятельности учащихся в процессе выполнения
работы над ошибками и осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к
исправлению ошибок, учителям рекомендуется использовать различные способы исправления
ошибок в тетрадях учащихся.
7.2. Необходимо
обратить внимание на количество слов, предъявляемых для работы над ошибками,
оно должно быть посильным и определяется индивидуально для каждого ученика.
7.3. При
проверке изложений и сочинений исправляются не только орфографические и
пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые и грамматические
(подчеркиваются волнистой линией).
7.4. К
фактическим ошибкам (Ф) относятся существенные отступления от авторского текста
при написании изложения, искажающие смысл высказывания;
к логическим
ошибкам (Л) относятся пропуск необходимых слов, отсутствие главной части
изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте, нарушение последовательности
высказывания, нелепые парадоксальные суждения;
к речевым
ошибкам (Р) – употребление слов в несвойственном ему значении, повторение одних
и тех же слов, нарушение лексической сочетаемости слов, употребление слов без
учета их эмоционально-экспрессивной окраски, употребление диалектных, просторечных
слов, неправильное словоизменение или словообразование, ошибки в построении
словосочетаний и предложений.
7.5. Работа над
ошибками после написания изложений и сочинений обязательна и включает в себя
исправление речевых, логических, фактических ошибок. Работа над ошибками может
проводиться на следующий день. Более эффективной является работа над ошибками,
проводимая не только на следующий день после написания изложений и сочинений,
но дополнительно через продолжительный период времени (1-2 недели). Учитель
имеет право чередовать эти подходы.
Необходимость
выполнения работы над ошибками после контрольной работы, как по русскому языку,
так и по математике определяется учителем по итогам поэлементного анализа
работ.
ПОЛОЖЕНИЕ О ВЕДЕНИИ УЧЕНИЧЕСКИХ ТЕТРАДЕЙ И ИХ ПРОВЕРКЕ
- Подробности
- Категория: Локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности
- Опубликовано 29.06.2017 17:54
- Автор: Администратор
- Просмотров: 3864
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВЕДЕНИИ УЧЕНИЧЕСКИХ ТЕТРАДЕЙ И ИХ ПРОВЕРКЕ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании»; Типовым положением об общеобразовательном учреждении;Гигиеническими требованиями к условиям обучения вобщеобразовательных учреждениях Сан ПиН 2.4.2.1178-02;
Уставом и локальными актами общеобразовательного учреждения.
1.2. Настоящее Положение устанавливает правила ведения ученических тетрадей, проведения текущего контроля и оценивания уровня учебных достижений учащихся.
1.3. Настоящее положение рассматривается педагогическим советом школы, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения.
2. Количество и назначение ученических тетрадей.
2.1. Для выполнения всех видов обучающих, проверочных, лабораторных и контрольных работ надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчёта на каждого учащегося:
Предмет |
Количество тетрадей |
||
1-4 классы |
5-9 классы |
10-11 классы |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Математика |
2 рабочие тетради и 1 тетрадь для контрольных работ |
2 рабочие тетради и 1 тетрадь для контрольных работ |
— |
Алгебра |
— |
2 рабочие тетради и 1 тетрадь для контрольных работ |
1 рабочая тетрадь и 1 тетрадь для контрольных работ |
Геометрия |
— |
1 тетрадь |
1 тетрадь |
Русский язык |
2 рабочие тетради, 1 тетрадь по развитию речи и 1 тетрадь для контрольных работ |
2 рабочие тетради, 1 тетрадь по развитию речи и 1 тетрадь для контрольных работ |
1 рабочая тетрадь |
Литература |
В соответствии с программными требованиями |
1 рабочая тетрадь |
Одна рабочая тетрадь и 1 тетрадь по развитию речи |
Риторика |
В соответствии с программными требованиями |
— |
— |
Окружающий мир |
Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК |
— |
— |
Природоведение |
— |
1 рабочая тетрадь |
— |
Биология |
— |
1 рабочая тетрадь и 1 тетрадь для лабораторных работ |
1 рабочая тетрадь и 1 тетрадь для лабораторных работ |
География (экономика) |
— |
1 рабочая тетрадь, контурные карты |
1 рабочая тетрадь, контурные карты |
Химия |
— |
1 рабочая тетрадь и 1 тетрадь для лабораторных работ |
1 рабочая тетрадь и 1 тетрадь для лабораторных работ |
Физика |
— |
1 рабочая тетрадь и 1 тетрадь для лабораторных работ |
1 рабочая тетрадь и 1 тетрадь для лабораторных работ |
Информатика |
— |
1 рабочая тетрадь |
1 рабочая тетрадь |
Иностранный язык |
1 рабочая тетрадь, тематический словарь |
1 рабочая тетрадь, тематический словарь |
1 рабочая тетрадь, тематический словарь |
ОБЖ |
— |
1 рабочая тетрадь |
1 рабочая тетрадь |
История (обществознание) |
Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК |
1 рабочая тетрадь |
1 рабочая тетрадь |
2.2. В тетрадях для контрольных работ, в тетрадях по развитию речи, помимо самих контрольных и творческих работ, подлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками.
3. Требования к оформлению и ведению тетрадей учащимися.
3.1. Учащиеся пользуются стандартными тетрадями, состоящими из 12-18 листов. Общие тетради могут использоваться лишь в 7-11-х классах на уроках по учебным дисциплинам, при изучении которых необходимо выполнение больших по объёму работ.
3.2. Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
3.3. Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначена тетрадь (для работ по русскому языку, для работ по развитию речи).
Образец надписи:
Тетрадь
для ________________ работ
по русскому языку
учени__ ___ класса
МБОУ Новоникольской СОШ
________________
ФИ ученика
3.4. Соблюдать поля с внешней стороны. При выполнении работ учащимися не разрешается писать на полях (за исключением пометок на полях во время записи лекций в старших классах). Размер полей в тетрадях устанавливается учителем исходя из специфики письменных работ по учебному предмету.
3.5. Указывать дату выполнения работы. В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведётся учителем в виде числа. Со второго полугодия первого класса, а также во 2-4-х классах записывается число арабской цифрой и полное название месяца. В четвёртом классе допускается в записи числа имена числительные прописью. В 5-11-х классах по русскому языку число и месяц записываются словами в форме именительного падежа. В 5-11-х классах по математике (по остальным предметам) допускается запись даты цифрами на полях.
3.6. Писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ (5-11-ые классы).
3.7. Обозначать номер задания, указывать вид выполняемой работы (план, конспект и т.д.), указывать, где выполняется работа (классная или домашняя).
3.8. Соблюдать красную строку.
3.9. Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком в тетрадях по русскому языку строку не пропускать. В тетрадях по математике во всех этих случаях пропускать только 2 клеточки. Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать 2 линейки, а в тетрадях по математике – 4 клеточки (для отделения одной работы от другой и для выставления отметки за работу).
3.10. Выполнять аккуратные подчёркивания, условные обозначения, составление графиков и т.д. карандашом, в случае необходимости – с применением линейки.
3.11. Учащиеся ведут записи в тетрадях синей или фиолетовой пастой. Обучаемым запрещается писать в тетрадях красной пастой.
3.12. Исправлять ошибки следующим образом: неверное написание зачёркивать косой линией (часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией); вместо зачёркнутого надписывать нужное, не заключать неверное написания в скобки.
4. Количество контрольных работ.
4.1. Число контрольных, лабораторных, практических, творческих работ по всем предметам устанавливается учебными программами по предметам и тематическим планированием.
4.2. Не допускается выполнение двух контрольных работ в день одним классом или одним учащимся.
5. Порядок проверки письменных работ учителями.
Предмет/классы |
1-5 |
6 |
7 |
8-9 |
10-11 |
|
Русский язык |
После каждого урока у всех учеников |
Во II полугодии после каждого урока у слабых учащихся, наиболее значимые работы 1 раз в неделю у всех учащихся |
После каждого урока у слабых учащихся, наиболее значимые работы 1 раз в неделю у всех учащихся |
После каждого урока у слабых учащихся, наиболее значимые работы 1 раз в месяц у всех учащихся |
||
Контрольные диктанты проверяются к следующему уроку. Изложения и сочинения проверяются и возвращаются не позднее чем через 10 дней. |
||||||
Литература |
Проверяются только значимые работы. |
Изложения и сочинения проверяются у всех учащихся. |
||||
Математика (алгебра, геометрия) |
После каждого урока у всех учеников |
В I полугодии – после каждого урока Во II полугодии – два раза в неделю |
После каждого урока только у слабоуспевающих учащихся, один раз в две недели – наиболее значимые работы у всех учащихся |
После каждого урока только у слабоуспевающих учащихся, один раз в месяц – наиболее значимые работы у всех учащихся |
||
Окружающий мир |
Проверочные работы проверяются у всех учащихся |
— |
— |
— |
— |
|
Природоведение |
Проверяются у всех только значимые работы. Один раз в триместр проверяется ведение тетрадей у всех учащихся |
— |
— |
— |
— |
|
Биология |
— |
Проверяются у всех лабораторные работы, только значимые работы. |
||||
Один раз в триместр проверяется ведение тетрадей у всех учащихся |
Один раз в полугодие проверяется ведение тетрадей у всех учащихся |
|||||
География (экономика) |
— |
Проверяются у всех только значимые работы |
||||
Один раз в триместр проверяется ведение тетрадей у всех учащихся |
Один раз в полугодие проверяется ведение тетрадей у всех учащихся |
|||||
Химия |
— |
— |
— |
Проверяются значимые работы у всех учащихся не реже 2-х раз в месяц |
Проверяются значимые работы у всех учащихся не реже 1-го раза в месяц |
|
Лабораторные, контрольные работы проверяются и возвращаются к следующему уроку |
||||||
Физика |
— |
— |
Проверяются значимые работы у всех учащихся не реже 2-х раз в месяц |
Проверяются значимые работы у всех учащихся не реже 1-го раза в месяц |
||
Лабораторные, контрольные работы проверяются и возвращаются к следующему уроку |
||||||
Информатика |
— |
— |
— |
Проверяются значимые работы у всех учащихся |
||
Один раз в триместр проверяется ведение тетрадей у всех учащихся |
Один раз в полугодие проверяется ведение тетрадей у всех учащихся |
|||||
Иностранный язык |
После каждого урока у всех учеников |
Наиболее значимые работы не реже 1 раза в неделю у всех учащихся |
Наиболее значимые работы не реже 1 раза в две недели у всех учащихся |
Наиболее значимые работы не реже 1 раза в месяц у всех учащихся |
||
ОБЖ |
— |
Проверяются значимые работы у всех учащихся |
||||
Один раз в триместр проверяется ведение тетрадей у всех учащихся |
Один раз в полугодие проверяется ведение тетрадей у всех учащихся |
|||||
История (обществознание) |
Проверяются значимые работы у всех учащихся |
|||||
Один раз в триместр проверяется ведение тетрадей у всех учащихся |
Один раз в полугодие проверяется ведение тетрадей у всех учащихся |
|||||
5.2. В проверяемых работах по русскому языку и математике учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:
- При проверке тетрадей и контрольных работ учащихся 1-4-х классов, слабоуспевающих учащихся 1-11-х классов зачёркивая орфографическую ошибку, цифру, математический знак, учитель подписывает вверху букву или нужную цифру, знак;
- Пунктуационный ненужный знак зачёркивается, необходимый пишется красной пастой;
- При проверке тетрадей и контрольных работ учащихся 5-11-х классов учитель только подчёркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик;
- При проверке изложений и сочинений в 5-11-х классах отмечаются не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые, грамматические.
5.3. При проверке ученических тетрадей учитывать соблюдение обучаемыми единого орфографического режима.
6. Контроль за ведением тетрадей и качеством их проверки администрацией школы:
6.1. Контроль за порядком ведения и проверкой тетрадей осуществляет зам.директора по УВР
6.2. Контроль осуществляется согласно плану внутришкольного контроля
Как работать над ошибками
ПАМЯТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1.
Сначала проводится общий анализ допущенных ошибок (ошибки делятся на
орфографические (I— ошибки в корне, приставке, суффиксе), пунктуационные
(V – знаки
препинания, Z – красная строка (нет отступа), грамматические (Г- окончания
самостоятельных частей речи), речевые (Р – это ошибки не в
построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании,
чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм.); Ф – фактическая ошибка (К лесным защитникам
относятся разные гусеницы, муравьи.) Н – речевой недочет (неудачный
выбор слова); · – нарушение последовательности изложения; П/Т –
повтор одного и того же слова (неумение подбирать синонимы)
2.
Далее разбираются допущенные орфографические и грамматические ошибки,
т.е. в вашей тетради должны быть записаны все слова, в которых вы допустили
орфографическую или грамматическую ошибку (все I и Г,
поставленные на полях учителем). Данные слова вы не просто выписываете, а
объясняете орфограмму графически (см. ниже раздел «Орфография»). Вы можете
воспользоваться объяснениями орфограмм в пособии «Русский язык в таблицах»
(файл прикреплён 17.11.2017) или раздаточным
материалом («Орфограммы»)
3.
После того, как вы выписали и объяснили графически допущенные вами
орфографические и пунктуационные ошибки, с красной строки записываются
предложения, в которых вы сделали пунктуационные ошибки (все V, поставленные на
полях учителем). В каждом предложении все запятые выделяются в овал,
подчёркивается грамматическая основа предложения (всегда). Далее объяснение
пунктуации зависит от правил (см. ниже раздел «Пунктуация»).
Орфография
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно
предложение. Подчеркни заглавную букву.
Выпал снег. Дети
рады.
1. Пропуск буквы.
Выпиши слово.
Подчеркни в нем пропущенную букву.
Звонок- звонок
2. Перенос слова.
Раздели слово
на слоги для переноса.
Оси-на
При переносе
одну букву нельзя оставлять на строке.
3. Мягкий знак, обозначающий мягкость.
Подчеркни Ь и
согласную перед ним, запиши еще два слова с этой орфограммой.
Ель,
тень, пень.
4. Гласные после шипящих.
Выпиши слово
правильно, придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.
Малыши,
карандаши
5. Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН.
Выпиши слово
правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой.
Дочка, речка, мощный
6. Ударение.
Выпиши слова.
Поставь в них правильно ударение.
Алфав`ит,
`азбука, портф`ель
7. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, в корне
подчеркни безударную гласную, обозначь орфограмму, подбери проверочное слово и
запиши рядом.
Сады – сад; волна — волны.
8. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
Запиши слово и запомни, как оно пишется, поставь ударение, выдели
корень, подчеркни эту гласную или согласную.
Ягода (словарное слово), хоккей (слов. сл.).
9. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Запиши слово,
в котором допущена ошибка, подбери проверочное однокоренное слово, где
согласная произносится отчетливо.
Мороз – морозы;
10. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово
правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой.
Илья, Соловьев, Омск
11. Разделительный Ь.
Выпиши слово
правильно, запиши два слова с этой орфограммой, подчеркни Ь и гласную букву.
Вьюга, листья,
соловьи
Ь пишется
после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И в корне слова.
12. Правописание непроизносимых согласных в корне.
Прочитай слово, подбери такое проверочное слово, где эта
согласная произносится отчетливо.
Звездный – звезда;
Честный – честь
14. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно, выдели приставку. Запиши еще два
слова с этой приставкой.
Полетели.
15. Правописание
предлога.
Из
предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом.
Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел, у
предлога сверху пишется буква п., у второго слова – часть речи (сущ., прил.,
мест.).
К берегу, к (какому?) берегу,
к крутому берегу
Предлог
— это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет
предлогов.
Лодка отплыла от берега
16. Разделительный
Ъ.
Выпиши
слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой, выдели приставку,
подчеркни гласную.
Съест,
объявления.
Ъ
пишется только после приставок на согласную перед Е,Ё,Ю,Я.
17. Ь
на конце существительных после шипящих.
Выпиши
слово правильно. Определи род и склонение, запиши два слова с этой орфограммой.
Луч (м.р.),
шалаш (м.р.)
Ночь (ж.
р., 3 скл.), печь (ж. р., 3 скл.)
Ь
пишется на конце существительных ж.р., 3 склонения.
18. Соединительные
гласные в сложных словах.
Выпиши
слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши одно слово с этой
орфограммой.
Водовоз,
самолет.
19. НЕ
с глаголом.
Выпиши
глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Гл.
гл.
Не_пришел,
нельзя (без не не употр.).
Не с
глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются:
нездоровится, негодовать и др..
20. Правописание
безударных падежных окончаний имен существительных.
Выпиши
существительное. Определи склонение и падеж. Выдели окончание.
На опушке (1
скл., П.п.), у речки (1 скл., Р.п.), нет печи (3 скл., Р.п.)
падежи |
1 |
2 |
3 |
Родительный |
–и |
–и |
|
Дательный |
–е |
–и |
|
Предложный |
–е |
–е |
–и |
21. Правописание
безударных окончаний имен прилагательных.
Выпиши
прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к
прилагательному вопрос от существительного. Какое окончание в вопросе, такое и
в прилагательном.
К лесу
(какому?) дальнему, в лесу (каком?) дремучем, с
шариком (каким?) синим.
22. Ь
на конце глаголов 2-го лица единственного числа.
Выпиши
глагол правильно. Выдели окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.
Пишешь (2-е
лицо, ед.ч.), решаешь (2л., ед.ч.), читаешь (2л.,
ед.ч.)
Глаголы
2-го лица единственного числа пишутся с Ь на конце слова.
23. Правописание
безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши
глагол правильно. Поставь глагол в неопределенную форму. Посмотри на гласную
перед — ТЬ. Определи спряжение глагола и напиши нужную гласную. В глаголах 1-го
спряжения в окончании встречаем Е, в глаголах 2-го спряжения — И
Спряжение глаголов
1-е |
2-е |
Все + |
Все + ДЫШАТЬ СМОТРЕТЬ, И И |
Личные окончания глаголов
1-е |
2-е |
–ЕШЬ –ЕМ –ЕТЕ –УТ, |
–ИШЬ –ИМ –ИТЕ –АТ, |
Пишет –
писать (1 спряжение); ставит – ставить (2 спряжение)
24. Ь
в неопределенной форме глагола.
Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму.
Запиши еще одно слово с этой орфограммой.
Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ТЬСЯ, если в вопросе есть Ь.
Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ЧЬ всегда.
Пытаться (что делать?), учится (что
делает?), беречь, стеречь.
Пунктуация
1.
Знаки препинания в конце предложений ( . ? ! ).
Выпиши
предложение правильно. Выдели в овал знак препинания.
Слава
нашей Родине ! Слава труду !
2.
Однородные члены предложения.
Выпиши
правильно предложение. Подчеркни однородные члены. Начерти схему предложения.
Знаки препинания при однородных членах
О, О |
О и О |
О, а О |
О да (=и) О |
О, но О |
|
О, да (= но) О |
|
О и О,и О,и О |
Сильный ветер сорвал листья
с деревьев, разметал их по дороге. О, О
3.
Обобщающее слово при однородных членах.
Выпиши
правильно предложение. Выдели обобщающее слово и подчеркни однородные члены.
Знаки препинания при обобщающем слове
На
поляне росли разные цветы: ромашки, васильки, незабудки. О:
О, О, О.
4.
Знаки препинания при обращении.
Выпиши
правильно предложение. Укажи, где обращение. Помни: обращение не является
членом предложения, поэтому его не подчеркивают. Начерти схему.
Знаки препинания при обращении
Ребята,
берегите учебники! О,
5.
Сложное предложение.
Выпиши
правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы.
Дремлют
рыбы под водой, почивает сом седой. 1 , 2 .
6.
Предложения с прямой речью.
Запиши правильно предложение. Составь схему.
“А кем ты будешь на
карнавале?”– спросил Мишка. “ П ?” — а.
ОЦЕНКА ДИКТАНТОВ
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для IV класса
·—90—100 слов, для V класса—100—110, для VI—110—120, для VII—120—150, для VIII класса— 150—170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный дикт а_н т проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоят из следующего количества слов: для IV класса — 15—20, для V класса — 20—25, для VI класса — 25—30, для VII класса — 30—35, для VIII класса — 35—40.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать: в IV классе—12 различных орфограмм и 2—3 пунктограмм, в V классе — 16 различных орфограмм и 3—4 пунктограмм, в VI классе — 20 различных орфограмм и 4—5 пунктограмм, в VII классе —24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в VIII классе — 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
. В тексте контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).»
В диктантах должно быть: в IV классе — не более 5 слов, в V—VI классах— не более 7 слов, в VII—VIII классах — не более 10 различных слов с непроверямыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в IV классе —до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
,При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дул-‘ по» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не…; не кто иной, как; ничто иное не…; не что иное, как и др.);
7).в собственных именах нерусского происхождения;
в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.