Ошибка P0340 автомобилей ВАЗ
Владельцы 8–16-клапанных инжекторных автомобилей тольяттинского производства нередко сталкиваются со сбоями в работе двигателей. При этом часто загорается значок Check Engine. Среди массы возможных неисправностей, диагностика часто выявляет сбой в работе датчика положения распредвала (ДПРВ). Код ошибки Р0340 — это частая проблема на моделях ВАЗ. Далее расскажем, по какой причине появляется неполадка, какие признаки говорят о сбое ДПРВ и как его поменять.
Принцип работы
Сенсор ДПРВ работает по принципу Холла и способен максимально точно определить положение распределительного вала в разный период работы, считывая импульсы. Полученную информацию устройство передаёт на электронный блок управления (ЭБУ). После этого, главный контроллер настраивает впрыск топлива для каждой форсунки в определённое время. То есть, зная положения распредвала бортовой компьютер способен наладить фазированную подачу бензина в цилиндры.
Признаки ошибки
Для сбалансированной работы двигателя, ЭБУ собирает данные со всех датчиков. При отсутствии сигнала с одного из них или получив неправильные параметры, компьютер предупреждает об этом водителя. Для этого он зажигает на панели приборов значок Check Engine. При плохой связи с ДПРВ бортовой контроллер также сигнализирует о проблеме в системе. На диагностике сканер покажет ошибку Р0340 (довольно часто на ВАЗ 2114–2115). За долгие эксплуатации «четырок» и «пятнашек», владельцы научились распознавать признаки неисправности двигателя, которые непосредственно связаны с датчиком положения распредвала:
- Мотор отказывается запускаться.
- Машина заводится с большим трудом.
- Двигатель глохнет на холостых оборотах.
- Появляются провалы и теряется былая мощь.
- Увеличивается расход топлива.
- Мотор начинает троить.
- Горит Check Engine.
Если перечисленных симптомов не наблюдается, а диагностический контроллер показывает ошибку Р0340, то скорее всего сбой произошёл в самом компьютере. На ВАЗ 2110, 2111, 2112, 21114, 21124 и другие модели, ставили ЭБУ Bosch M7.9.7 и Январь 7.2. Они могут «глючить» после бесплатных прошивок.
Причины сбоя
Довольно часто причиной ошибки Р0340 на моделях ВАЗ является сам датчик (ДПРВ). Со временем у него разрушаются внутренние контакты. Но иногда сбой возникает вследствие других причин, таких как:
- Износ шкивов распредвала (появление люфтов).
- Перескочил ремень ГРМ на 1–2 зуба.
- Окислились провода на колодке питания.
- Обрыв провода или замыкание в цепи.
- Произвольно отсоединился штекер.
Очень часто ошибка Р0340 появляется на моделях ВАЗ Калина. Машина просто отказывается ехать без перегазовок. Здесь нередко виной выступает сам контроллер, расположенный под радиатором отопления, где его банально заливает охлаждающей жидкостью (тосолом, антифризом) при разгерметизации. Мастера уже знают: если «мозги» промыть и высушить, то неисправность пропадает и Калина снова поедет.
Согласно наблюдениям специалистов сервисных мастерских, сбой в работе ДПРВ возникает чаще на 16-и клапанных моторах. Но, двигатели с 8-ю клапанами тоже страдают от ошибки Р0340, особенно после установки газобаллонного оборудования (ГБО). Причём неисправность повторяется регулярно, поэтому мастерам приходится вновь и вновь настраивать ГБО на оптимальный режим подачи топлива. Как следствие, у таких автомобилей хронические проблемы с запуском двигателя и потерей мощности.
Замена ДПРВ
Если обрыва провода нет, а фишка питания стоит на месте, то вероятнее всего проблема в самом ДПРВ. Его необходимо поменять. Для работы вам понадобится торцовый ключ 10 мм (головка). Датчик расположен на видном месте, с правой стороны головки. Крепится всего на 2 болта. Но несмотря на близкое и удобное расположение, добраться до дальнего болта очень неудобно. Были случаи в практике, когда владельцы снимали впускной коллектор и рампу с форсунками. Другие собственники просто ломали корпус датчика, а затем выкручивали болт. В целом, процесс замены ДПРВ выглядит так:
- Отключите от АКБ минусовую клемму.
- Отсоедините штекер ДПРВ.
- Выкрутите 2 болта крепления датчика.
- Установите новый ДПРВ.
- Подключите штекер электропитания.
- Накиньте минусовую клемму на АКБ.
Заводить машину сразу не надо. Сначала включите и выключите зажигание 2-3 раза. Пусть ЭБУ увидит рабочий датчик. Затем можно завести автомобиль и проверить качество работы двигателя. Если значок Check Engine всё ещё будет гореть, то необходимо подключить контроллер и стереть ошибку Р0340.
Заключение
На моделях ВАЗ, семейства 2114–2115, 2110–2112, а также Калинах и Приорах, часто на диагностике выявляется ошибка Р0340. Это признак неисправности датчика положения распределительного вала. Если нет обрыва провода, а штекер питания на месте, то в большинстве случаев причиной сбоя в системе стал сам датчик (ДПРВ). Его необходимо заменить.
Видео по теме
Оценка статьи:
Загрузка…
Доброго времени суток.
На кануне НГ, а точнее 26 декабря с утрица при прогреве загорелся «ЧЕК» ошибка 0340. Как всегда перед новым годом НАЧИНАЕТСЯ СТАНДАРТНАЯ ПЛЯСКА. Обнулил «Штатом», проверил разъем вроде всё нормально и покатил дальше. Вечером по дороге домой опять «ЧЕК пришел к нам». Сброс ошибки с помощью бк уже не прокатывал, при запуске 0340 вылазила через пару секунд. Доковыляли до дома так (именно доковыляли, так как не едет совсем). Думал с утра заеду в магаз запчастей куплю датчик и поменяю, но обнулил ошибку перед утренним пуском (что бы свечи сразу не залила) и ошибка не вылезла, не при прогреве, не по дороге на работу по этому заезд в магазин отложился. Начался мозговой штурм; прозвонил проводку на датчик, проверил датчик мультиметром, проверил ремень ГРМ и метки фаз всё на месте, всё вроде цело. Но вечером стоя в пробке эта тварь 0340 опять вернулась, развернулся и в магазин за новым.
Полный размер
Полный размер
Датчик взял Автоэлектроника 141.3855А г.Калуга. Старый стоял такой же, 6 лет прожил. Прокладку кольцо тоже взял новую, старая стала плоской и пластмассовой.
Полный размер
Полный размер
Полный размер
После замены датчика машина прям ожила, и самое главное пропал провал при легком нажатии на педаль газа при переключении.
Ну вроде и всё что хотел поведать.
Всем добра и со всеми прошедшими праздниками ВАС.
Цена вопроса: 377 ₽
Пробег: 201 931 км
Новичок Одолела p0340, ваз 16v. — ChipTuner Forum
Чип-тюнинг коммерческой техники Кама3, ГАЗ от SMS-Soft
Прошивки Hyundai SIM2K-241 от Strit | Прошивки Magneti Marelli VAG от Art-Pro | Прошивки Peugeot/Citroen от Art-Pro | Прошивки Kia SIM2K-241 от Strit |
[Новичок] Одолела p0340, ваз 16v.
-
Закрытая тема.
-
offline
Установщик/диагност
- Регистрация:
- 13.10.2018
- Сообщений:
- 35
- Адрес:
- Воронеж
Доброго времени суток. Сразу к делу.
Был собран на всем новом и исправном 21126, включая проводку, были устранены все заводские косяки по массам, убрано лишнее, добавлено недостающее.
Далее обкатка и последующая настройка под управлением итэлма я7.2. Катался я после месяц или чуть более и начала периодически появляться 0340 сразу после пуска и ниразу в движении в любом режиме.
Потратив немало времени на проверку меток, замену датчика, пока не вспомнил про демпфер на шкиве, он оказался нормальным, а вот посадочное место немного разбито вследствии чего при затяже он проворачивался по часовой менее чем на 1 зуб, но этого оказалось достаточно для возникновении ошибки, шкив заменил на без демпферный. После этого 0340 оставила меня на пол года, до недавнего времени. Все тоже самое, как и ранее. На работе никак не сказывается, в движении не появляется. Куда дальше копать — не знаю. Есть одно подозрение, но для этого нужно знать, может ли из-за наводок возникать данная ошибка?Прикладываю синхронизацию дпкв и дпрв.Изображения:
-
offline
Автоэлектрик
- Регистрация:
- 26.08.2010
- Сообщений:
- 1,268
- Адрес:
- Алтайский край
_48_, про то, что код ошибки непостоянный, нужно было озвучить сразу, а не через 6 страниц. Я лично из изложенного вами понял, что ошибка только при запуске постоянная. … Хотелось бы посмотреть на ваши метки (фазы) и разбитые пазы (люфты)… Потому как всё что делалось, ремонтировалось, до проблемы, проверяется в первую очередь, на наличие корявых, извиняюсь, хотел сказать золотых рук, но само вырвалось.)
-
offline
Автодиагност
- Регистрация:
- 21.02.2006
- Сообщений:
- 1,834
- Адрес:
- Вологда
При запуске, проверить стартер. Как то Патруля давно чинил. Именно стартер гнал наводку на дпкв, и авто выдавало по нему ошибку. И пуск был долгим. сложным. Нефиг в озера с лодкой уходить.
-
offline
Установщик/диагност
- Регистрация:
- 13.10.2018
- Сообщений:
- 35
- Адрес:
- Воронеж
Мда, ну и фиаско потерпела тема. Извиняюсь кого ввел в заблуждение, но мне и в голову даже не пришло бы обращаться за помощью, будь ошибка в текущих! Что может быть проще диагностики по текущей ошибке? Есть карты ремонта, открывай и проверяй все по пунктам.
1 сообщение не отредактировать, напишу сюда. Данную ошибка за все время в текущих я не видел ни разу!
Загорается лампа, 20 минут еду до работы, подключаюсь, она в сохраненных и так все время.
Всего ошибка появлялась несколько раз в мае и два раза в этом месяце.
В мае поэтапено были заменены:
датчик — после возникала.
эбу — аналогично.
шкив. Из-за разбитого паза под под прилив на шестерне при затяжке смещался на пол зуба. После его замены до этого месяца не возникала ни разу.
Что проделано на данный момент:
синхронизация дпкв-дпрв = эталонной
проверено питание на дпрв. Во всех режимах, зажигание-старт-хх-весь доступный диапазон оборотов.
разъемы
отметчик
сигнал с дпрв. В тех же режимах что и питание.Еще раз обращу внимание, что возникает только после старта и ни разу в движении. На работе не отражается никак, не заметно по крайней мере.
Стартер менялся, питающие к нему на днях проверены.
Акб заменен на днях. Прошлый начал заканчиваться. -
offline
Установщик/диагност
- Регистрация:
- 13.10.2018
- Сообщений:
- 35
- Адрес:
- Воронеж
Ну в моем понимании да. Потому что никакой логики и статистики и привязки к чему-либо не удается сделать.
Да что толку, все возможные осцилки уже сняты )
Возникай она после каждой это было бы слишком легко.У меня просто даже самые невероятные теории закончились, поэтому решил обратиться сюда.
-
offline
Автоэлектрик
- Регистрация:
- 26.08.2010
- Сообщений:
- 1,268
- Адрес:
- Алтайский край
_48_, при непостоянной ошибке читаем диагностическую информацию, отрабатываем. Не можем найти, значит плохо ищем и что то упущено…
Хотелось уточнить, откатывали прошивку сами? -
offline
Установщик/диагност
- Регистрация:
- 13.10.2018
- Сообщений:
- 35
- Адрес:
- Воронеж
Нет. Каждый своим делом должен заниматься.
Для этого я и перечислил проделанные работы. Если есть что конкретного добавить — я всегда готов выслушать. -
offline
Диагностика автомобилей
- Регистрация:
- 01.08.2018
- Сообщений:
- 2,307
- Адрес:
- Великий Новгород
Так то уж если на то пошло — заливаем сток, ставим дпрв оригинал (или проверенный рабочий), проверяем контакты в разъёме дпрв и эбу, надёжность колодки дпрв и катаемся, наблюдаем — это наверное самое правильное в данной ситуации.
-
offline
Установщик/диагност
- Регистрация:
- 13.10.2018
- Сообщений:
- 35
- Адрес:
- Воронеж
Сложно не согласиться. Делал все это неоднократно, особенно за последнюю неделю. По эбу могу сказать лишь что на двух разных блоках с разными прошивками все было одинаково, ошибка, момент возникновения, все также в сохраненных.
Хотелось бы что-то новое проверить, если есть еще что, а не гонять по кругу одни и те же проверки, по которым все нормально. -
offline
Инженер по эксплуатации
- Регистрация:
- 19.11.2020
- Сообщений:
- 147
- Адрес:
- Александровка
Вам указывали на драйв-циклы и мониторы. Раз ошибка, значит мониторинг не завершён, или в момент мониторинга ДПРВ, был какой то сбой.
-
offline
безработный
- Регистрация:
- 27.01.2007
- Сообщений:
- 8,574
- Адрес:
- Курская обл. с. Капыстичи
Поэтому — забей на синхру , ДПКВ и прочее-прочее — ищи неисправность в железе.
Первым делом — главное реле, его контакты и плюсовые провода к нему.
Возможен просто дребезг контактов ГР в момент срабатывания стартера —
ошибка по ДФ будет фиксироваться.
Главное реле лучше сразу заменить — взять от хорошей сигналки — они герметичны и минимум на 30А. -
Авторемонт
- Регистрация:
- 21.02.2006
- Сообщений:
- 19,896
- Адрес:
- г.Таганрог
Осталось озвучить прошивку…
-
offline
безработный
- Регистрация:
- 27.01.2007
- Сообщений:
- 8,574
- Адрес:
- Курская обл. с. Капыстичи
Какая разница?
Это Я7 — там во всех прошивках по ДФ только Р0340 в маске есть — ошибка датчика фазы. Всё! -
offline
Установщик/диагност
- Регистрация:
- 13.10.2018
- Сообщений:
- 35
- Адрес:
- Воронеж
Мне непонятна трактовка, изложенная в диагностических картах. Через 2 цикла включая тот, где был зафиксирован сбой или нет?
В цикл, когда включается лампа, неисправность присутствует или это просто пришло время спустя эти самые 2 цикла, что вот, мол, какое-то время назад была зафиксирована неисправность? В поиске не забанен, но ответов на эти вопросы не нашел.Не могу. Если это действительно важно, узнаю.
Так и сделал изначально. Все реле стоят старлайновские.
-
offline
диагностика
- Регистрация:
- 14.07.2007
- Сообщений:
- 1,540
- Адрес:
- Донбасс
Боюсь спросить, что конкретно сделано здесь с массами? И не поролась ли здесь собако?
Осциллограф относительно минуса аккумулятора и мониторить при пуске все три пина ДПРВ+хотяб один пин ДПКВ. Чудес не бывает имхо. Почти уверен, что где-то перемудрили. Ослик у Вас вроде как четырехканальный… Режим самописца в нем есть? В смысле, он может одновременно писать все 4 канала в течении продолжительного времени? -
Авторемонт
- Регистрация:
- 21.02.2006
- Сообщений:
- 19,896
- Адрес:
- г.Таганрог
На спт 5801 иногда такие глюки бывают, хотя оригинальный дф никогда не давал такого)
-
offline
Установщик/диагност
- Регистрация:
- 13.10.2018
- Сообщений:
- 35
- Адрес:
- Воронеж
Это понятно. Но какие условия конкретно в моем случае — я не знал.
Буду выяснять.
Масса дмрв отделена от кузова и заведена в свой контакт на эбу, дтож — аналогично. Разделены скрутки S6 и S7.
Реле вентиляторов перенесены под капот.
На корпус эбу добавлен массовый провод. Просто как страховочный, необходимости в нем нет.Уже делал.
2 канала. 4 можно добавить на график склеивая логи.
Есть. 60 минут за один лог.
-
Авторемонт
- Регистрация:
- 21.02.2006
- Сообщений:
- 19,896
- Адрес:
- г.Таганрог
Странное решение, он там не нужен от слова совсем
-
offline
Инженер по эксплуатации
- Регистрация:
- 19.11.2020
- Сообщений:
- 147
- Адрес:
- Александровка
Ну почему? У ТС не получается взять крепость в лоб, нужны обходные пути, не пускают через парадную, пробуем через чёрный ход, нет, значит в окно.
А если бы знали точно, то могли бы сделать имитацию возникновения кода.
Вот уже конкретика, которая вяжется вот с этим.
Т.е. на пуске нет мониторинга ДФ, а только на ХХ и выше. Но ТС пишет, выше скопировано, что в движении нет, только остаётся ХХ.
А то, что ему не понятно это:Так для понятия служит вложение:
Из всего выложенного сейчас и ранее в первой версии темы мне видится более реальное предложение:
Хотя есть противоречие по поводу стартерного режима т.к. он же пишет, что
Изображения:
-
offline
Установщик/диагност
- Регистрация:
- 13.10.2018
- Сообщений:
- 35
- Адрес:
- Воронеж
sms-soft. Спорт по для 7.2
Это все, что мне удалось узнать. -
Авторемонт
- Регистрация:
- 21.02.2006
- Сообщений:
- 19,896
- Адрес:
- г.Таганрог
-
offline
безработный
- Регистрация:
- 27.01.2007
- Сообщений:
- 8,574
- Адрес:
- Курская обл. с. Капыстичи
-
offline
Установщик/диагност
- Регистрация:
- 13.10.2018
- Сообщений:
- 35
- Адрес:
- Воронеж
Будь мотор полностью сток, я бы не задумываясь взял 797 и залил туда готовое решение для стока, проверенное и более дешевое. Есть изменения по гбц, а мне нужна 100%- ая уверенность в правильности смеси.
Пока что буду наблюдать и записывать каждый случай возникновения и все что было с момента запуска. Рано или поздно закономерность будет найдена.Почему так? Имеется же возможность сверить контрольные суммы? Или это не гарантия?
Можно кратко, углубляться в это не планирую, но интересно. -
Авторемонт
- Регистрация:
- 21.02.2006
- Сообщений:
- 19,896
- Адрес:
- г.Таганрог
797 даж не в стоке вытягивает смеси) А все околостоковые конфиги нет смысла катать на я7, ибо 797 работает лучше. На тюн РВ, ресиверах, пиленых гбц бош норм настраивается.
-
offline
безработный
- Регистрация:
- 29.12.2011
- Сообщений:
- 2,540
- Адрес:
- Россия, Барнаул
А может тогда задать вопросы тому кто делал прошивку. Или обратиться к тому кто умеет делать прошивки для переделанных авто.
-
offline
Установщик/диагност
- Регистрация:
- 13.10.2018
- Сообщений:
- 35
- Адрес:
- Воронеж
Буду знать. 797, найти вообще не проблема, это 7.2 месяцами в продаже не появляется.
А что, уже все? Приговорили настройщика и прошивку? Лихо.
-
Авторемонт
- Регистрация:
- 21.02.2006
- Сообщений:
- 19,896
- Адрес:
- г.Таганрог
Для начала смени дф на качественный дорогой, фото сюда кидай, их много левых почти похожих
-
Закрытая тема.
20.07.2022
Проблемы качества новых датчиков положения на эффекте Холла. Код неисправности P0340 Много раз в статьях на сайте и обсуждениях на профильных форумах описывались проблемы связанные с низким качеством новых датчиков положения на эффекте Холла . Хотел поделиться своими наблюдениями по этому вопросу. Пришлось как-то бороться с ошибкой Р0340 на 8клапанном ВАЗ 2115. Неисправность никак себя не проявляла, раздражала только горящая лампа СЕ. Датчик распредвала клиент поставил новый, но проблема осталась. Разве что теперь ошибка стала записываться сразу после пуска двигателя. Проблема заинтересовала и были приобретены ещё два новых датчика других производителей (коробочки были разные). Проверка показала, что из 4-х датчиков двух одинаковых не нашлось и только один выдавал сигнал как на эталонной осциллограмме. Записи сделаны в режиме холостого хода. Канал 1-датчик коленвала, канал 3-распредвала.
По расположению фронтов сигнала датчиков видно, что их срабатывание происходит с разбросом до 30°по углу поворота коленвала. Другими словами при неизменном положении валов, фаза работы датчиков разная. Кроме того существенно различается и продолжительность включения датчиков. Под срабатыванием датчика понимается изменение уровня сигнала при прохождении мимо него сектора(в данном случае штыря) распредвала. Под продолжительностью включения датчиков понимается угол поворота коленвала в градусах в течение которого уровень сигнала датчика остаётся низким.
Понятно, что запись кодов ошибки будет зависеть от заложенных в программе ЭБУ критериев оценки сигнала датчика, точности определения положения валов, их допустимых отклонений, и так далее. При использовании сигналов СКР+СМР для проверки установки ГРМ нужно учитывать возможность смещения сигнала по фазе из-за неисправности датчика.
Ещё один важный участок для анализа это начало вращения стартера до момента запуска двигателя. У неисправного датчика сигнал на оборотах прокрутки стартера инверсирован и приходит в норму только после пуска двигателя.
Владимиров Александр
© Легион-Автодата
АВТОГАЗ, г. Псков, ул. Алмазная 1А
тел. 89212102325
Информацию по обслуживанию и ремонту автомобилей вы найдете в книге (книгах):
Ошибка p0340 имеет определение — неисправность цепи датчика положения распределительного вала (в английском языке — Camshaft Position Sensor A Circuit). Она может возникнуть по разным причинам — при выходе из строя датчика распредвала, неисправностях в его проводке, проблемах в работе управления двигателем (ЭБУ). Сама по себе ошибка не является критической, и при ее формировании машиной можно пользоваться. Однако при этом возникают некоторые неудобства — повышенный расход топлива, понижение мощности и прочее. Устранить причины, по которым сформировался код ошибки p0340 несложно, и с этим может справиться большинство автовладельцев.
Работа датчика ДПРВ
В первую очередь необходимо определиться с тем, что такое датчик положения коленчатого вала (сокращенно ДПРВ), для чего он нужен и где установлен. Основная функция данного устройства — определять положение распределительного вала в конкретный момент времени. Соответствующая информация передается в электронный блок управления двигателем (ЭБУ) с тем, чтобы тот программно вычислял моменты впрыска топлива из каждой форсунки. Таким образом обеспечивается так называемый фазированный впрыск.
При нарушении его работы блок управления автоматически переходит в аварийный режим, при котором вместо фазированного обеспечивается попарно-параллельный впрыск. Это приводит к перерасходу топлива и потере мощности двигателя.
Для устранения кода p0340 также важно знать расположение датчика на двигателе. Это актуально с той точки зрения, что в случае возникновения такой ошибки чаще всего выполняется дополнительная диагностика ДПРВ и/или его проводки. Так, на восьмиклапанных двигателях датчик, как правило, расположен в торце головки блока цилиндров, ближе к первому цилиндру. На шестнадцатиклапанных аналогично он устанавливается также на ГБЦ, в непосредственной близости к первому цилиндру.
Его близкое расположение к первому цилиндру обусловлено тем, что на бензиновых двигателях датчик фиксирует положение поршня этого цилиндра в так называемой верхней мертвой точке. На дизельных двигателях фиксируется положение всех поршней.
Признаки возникновения ошибки
Существует ряд косвенных признаков, по которым можно определить, что возникли проблемы с датчиком положения распредвала или с его проводкой. Описанные ниже ситуации могут указывать и на другие поломки, поэтому при их возникновении нужна дополнительная диагностика сканером ошибок (например, популярным прибором ELM 327 или его аналогом). Но удобнее использовать диагностический автосканер Rokodil ScanX Pro.
Rokodil ScanX Pro
Rokodil ScanX Pro, в отличии от обычных портативных устройств для диагностики, не нуждается в дополнительных гаджетах и программном обеспечение, которое часто требует дополнительные платные расширения под конкретную марку или модель автомобиля. Однако позволяет подключаться к большинству автомобилей и читать все блоки, выводить расшифровку ошибок и подсказывать в чем может быть проблема.
Итак, при возникновении ошибки датчика p0340 возникают:
- Проблема с запуском двигателя. Зачастую ошибка p0340 приводит к тому, что машина попросту не заводится. Причем это может быть как при холодном, так и на прогретом двигателе. Однако чаще всего это выражается просто в том, что при запуске мотора приходится дольше крутить стартером. Естественно, это негативно сказывается на состоянии аккумуляторной батареи автомобиля, да и всей его электросистемы в целом.
- Нестабильные холостые обороты двигателя. В некоторых случаях на холостых оборотах машина попросту глохнет, поэтому работу двигателя необходимо принудительно поддерживать, нажимая на педаль акселератора.
- Двигатель «троит». То есть, в цилиндрах наблюдаются пропуски зажигания. Это приводит к потере мощности и изменению звука работы мотора.
- Снижение динамических характеристик машины. Это выражается в том, что автомобиль плохо разгоняется, слабо набирает обороты двигателя, могут иметь место «провалы» педали, то есть, после нажатия на педаль акселератора разгон начинается через несколько секунд. Также машина может плохо тянуть при езде в гору, особенно, если она загружена.
- Увеличивается расход топлива на 10…20%. Такая ситуация возникает из-за того, что электронный блок управления переходит в аварийный режим подачи топлива, то есть, в попарно-параллельный. Соответственно, все преимущества фазированного впрыска нивелируются.
- На приборной панели активируется сигнальная лампа Check Engine. Всегда при ее активизации нужно выполнять сканирование ошибок. Если описанных выше признаков поломки не наблюдается, но сканер все же выдает код ошибки р0340, то необходимо проверить ЭБУ на ложное срабатывание. То есть, попросту очистить эту информацию из его памяти и затем посмотреть появится ли она вновь.
Стоит заметить, что перечисленные изменения в поведении автомобиля не столь актуальны для двигателей, работающих на бензине. Потеря мощности и увеличение расхода топлива у них не так велики. Из неудобств можно отметить лишь то, что машина хуже заводится, приходится долго крутить стартером.
А вот что касается машин, снабженных газобаллонным оборудованием, то здесь описанные выше проблемы могут проявиться «по полной программе». Потеря мощности и увеличение расхода будут существенными. Еще одна неприятность будет поджидать владельцев машин, у которых установлено современное ГБО, в частности, четвертого поколения.
Так, у этого оборудования есть свой электронный блок управления. И при возникновении 0340 ошибки датчика фаз (как еще иногда называют ДПРВ) будет иметь место постоянное сбивание рабочих параметров. Из-за этого газобаллонное оборудование, во-первых, нужно будет постоянно перенастраивать, а во-вторых, несмотря на все перестройки, оно все равно будет работать в неоптимальном режиме, расходовать больше топлива и доставлять водителю проблемы с потерей мощности машины, постоянно глохнуть и так далее.
Сразу стоит отметить, что у различных электронных блоков управления на разных машинах данные условия могут отличаться. Однако в чаще всего для формирования сигнала ошибки р0340 необходимо выполнение следующих факторов:
- от датчика распредвала не поступают сигналы в течение более 5 секунд вращения стартера;
- не поступают сигналы от датчика распредвала на электронный блок управления при частоте вращения двигателя от 600 об/мин и более.
У некоторых машин данная ошибка формируется не за одну поездку, а за три. Однако в этом случае диагностика будет затруднена.
Причины возникновения ошибки
Основных причин возникновения ошибки двигателя p0340 всего три:
- Повреждение проводки датчика распределительного вала. В частности, речь идет об ее разрыве. Как правило, ДПРВ имеет три провода — питания, «масса» и сигнальный. В силу определенных механических повреждений они могут перетереться, и сигнал по ним перестанет идти. Чаще всего это происходит на клеммах или на контактах (так называемых «фишках», подключается к датчику или разъемам электронного блока управления). Другой вариант — повреждение изоляции, из-за чего происходит их замыкание на корпус или между собой. Результатом такой поломки будет отправка некорректных данных на ЭБУ.
- Повреждение датчика распределительного вала. ДПРВ — это достаточно простое и надежное устройство, и выходит он из строя достаточно редко. Однако при формировании сигнала кода ошибки р0340 имеет смысл проверить датчик распределительного вала.
- Некорректная работа ЭБУ. Это достаточно редкий случай, поскольку при частичном выходе из строя электронного блока управления будут наблюдаться не только ошибки р0340, но и много других. Однако такая ситуация возможна, например, в случае, если перед формированием ошибки была проведена перепрошивка программного обеспечения блока управления (например, при тюнинге двигателя, установке газобаллонного оборудования и прочего). Соответственно, если имели место «глюки» в процедуре прошивки или само программное обеспечение спровоцировало неисправности, то возможна и некорректная работа ЭБУ. В еще более редких случаях возможно перекос установки датчика, механическое повреждение блока (например, после ДТП).
Иногда причиной возникновения ошибки р0340 является неправильный монтаж датчика. Однако это достаточно редкий случай, поскольку посадочное место у него одно. Возможно, недостаточно сильное крепление (малый момент затяжки, из-за чего датчик может вибрировать при езде) или большой зазор между рабочей (чувствительной) частью датчика и так называемым рэпером — зубом на индикаторном колесе, расположенном на распределительном вале.
Как избавиться от ошибки р0340
Методы избавления от неисправностей, вызвавших формирование ошибки p0340 (неисправность в цепи датчика положения распредвала) зависит от причин их возникновения, а также конкретной модели машин — например, «Ниссан», «Форд», «Шевроле», «Опель», «Тойота», ВАЗ (в частности, ВАЗ 2114). Однако общий алгоритм проверки будет следующим:
- С помощью сканера ошибок проверить память ЭБУ на фиксацию непосредственно ошибки р0340 и возможных других. Если обнаружена только одна ошибка (или смежные, например, р0342, р0343), то следует попытаться сбросить, как указывалось выше. То есть, удалить их с помощью программного обеспечения или же отключив на 10…20 секунд минусовую клемму аккумулятора. Если после запуска двигателя ошибка исчезла, значит, это было ложное срабатывание датчика или ЭБУ. Если ошибка возникла вновь (следует опять считать сканером номер ошибки), то нужно продолжать дальнейшую диагностику и ремонт.
- Проверить защелку, с помощью которой обеспечивается жесткий контакт крепления фишки на корпус датчика. В некоторых ситуациях она бывает отломана, и это приводит к потере контакта между всеми или отдельными проводами и контактами на датчике.
- Проверить качество установки датчика в его посадочном месте. В частности, проверить момент затяжки гайки (обычно датчик крепится с помощью болта с гайкой диаметром 10 мм или подобной, зависит от конкретного двигателя). Убедиться, что в двигателе установлен подходящий именно для данного мотора датчик. В частности, не только по креплению, но и модели, поскольку датчики могут отличаться как геометрической формой, так и размерами, а из-за этого чувствительный элемент датчика не будет фиксировать прохождение возле него рэпера, что приведет к отсутствию соответствующих сигналов на ЭБУ. Если датчик неподходящий — необходимо купить новый датчик распредвала и заменить его.
- Визуально проверить состояние контактов и клемм в электрической схеме подключения датчика распредвала. В некоторых случаях имеет место окисление (ржавчина) на ответственных клеммах, что приводит к снижению качества контакта. Это происходит из-за воздействия на них влаги и/или просто от старости. При обнаружении окислов от них необходимо избавиться, тщательно протерев контакты. Для чистки сложных загрязнений можно воспользоваться специальными очистителями электрических контактов.
- С помощью мультиметра, включенного в режим прозвонки или измерения сопротивления изоляции необходимо убедиться в целостности проводов, приходящих от ЭБУ до датчика распредвала. Обычно это три провода. Кроме проверки целостности проводов, необходимо также проверить значение сопротивления изоляции попарно между ними, а также между каждым из проводов и корпусом машины («массой»). Однако в последнем случае провод «массы» будет «звониться» с корпусом. Причем в процессе описанной проверки щупы мультиметра необходимо размещать на контакты соответствующих разъемов.
Схема проверки датчика ПРВ
- При проверке значения сопротивления изоляции необходимо четко знать, какой разъем на «фишке» за что отвечает. Например, на упомянутом уже ВАЗ-2114 (да и на других переднеприводных ВАЗах) используются два типа датчиков распредвала — 21110-3706040 и 21120-3706040. Они отличаются контактами. У первого датчика контакт «А» — «масса», «В» — сигнальный провод, «С» — питание (плюс). У второго датчика контакт «А» — «масса», «В» — питание, «С» — сигнальный провод. Обычно второй конец питающего провода (плюс) идет от управляющего реле. Что касается аналогичных датчиков на других машинах, то необходимо дополнительно смотреть их документацию (схемы подключения датчика).
- Если проверка проводов показала, что у них имеются дефекты (обрыв, повреждение изоляции), то необходимо выполнить их визуальную проверку с тем, чтобы определить место их повреждения. В первую очередь необходимо обратить внимание на места изгибов и переломов, где провода изменяют свою форму и могут в результате вибрации попросту перетираться. Также нужно осмотреть, не проходят ли провода по местам скопления влаги или технологических жидкостей (например, смазки). Со временем в этих местах изоляция может быть нарушена. Если место повреждения найти не удалось — значит, нужно заменить проводку датчика положения распредвала полностью. При этом необходимо использовать специальные гибкие автомобильные провода с соответствующим сечением жилы.
- Если с проводами и фишкой все нормально, то следует проверить состояние непосредственно датчика. Как это сделать, можно почитать по приведенной выше ссылке. Если позволяет ситуация, то можно заменить датчик на заведомо рабочий. Обратите внимание, что в настоящее время в продаже имеется много датчиков откровенно плохого качества. Соответственно, лучше выбирать оригинальные датчики в соответствии с документацией к машине, а заказывать их у официальных представителей автопроизводителя. Это дорого, но может окупиться, поскольку некачественные датчики придется покупать повторно и тратить время и силы на их установку.
- Если же и с датчиком распредвала нет проблем — необходимо проверить нормальную работу электронного блока управления. Однако самостоятельно это делать не рекомендуется, поскольку это сложная и ответственная часть автомобиля. Поэтому за помощью необходимо обратиться в автосервис, где есть специалисты и дополнительное диагностическое оборудование.
Напоследок стоит заметить, что при выявлении неисправностей датчика распределительного вала имеет смысл проверить работу датчика коленчатого вала, поскольку эти валы работают синхронно, и если нет сигнала от датчика распредвала, то ЭБУ пользуется сигналами от датчика коленвала. Нужно проверить, нет ли в памяти электронного блока управления двигателем ошибок, касающихся ДПКВ, например P0335, а также при возможности осмотреть его механическое состояние и проводку (аналогично ДПРВ).
Заключение
Ошибка p0340 не является критической ошибкой, и при ее формировании в памяти электронной системы управления двигателем машиной пользоваться можно. Однако это приводит к потере мощности двигателя, «плавающим» холостым оборотам, повышенному расходу топлива. Особенно это актуально для машин, оборудованных ГБО, и использующих в качестве топлива газ.
Поэтому долго с такой ошибкой лучше не ездить, поскольку это доставит массу неудобств водителю. Соответственно, желательно как можно раньше провести диагностику и выполнить ремонтные работы, тем более что они несложные, и с ними справится большинство автолюбителей.