Как правильно выполнить работу над ошибками?
Прочитай предложение, в котором допущена ошибка, выясни смысл каждого слова.
1. Ошибки в построении и записи предложений.
Записать без ошибок всё предложение.
2. Точка, вопросительный или восклицательный знак в конце предложения.
Выпиши предложение правильно. Поставь в конце нужный знак. Пример: Добрый пример лучше ста слов.
3. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение, подчеркни первую букву. Например: Самая маленькая птичка – колибри.
4. Пропуск, перестановка, замена букв.
Напиши слово 3 раза, раздели на слоги, поставь ударение, подчеркни место ошибки. Пример: строй/ка, строй/ка, строй/ка.
5. Перенос слов.
Раздели слово на слоги для переноса. Покажи все случаи переноса. Пример: ру-чейки, ручей-ки; оси-на.
ЗАПОМНИ! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
6. Деление на слоги.
Раздели слова на слоги. Запиши ещё 3 слова с таким же количеством слогов. Пример: во-ро-бей, у-чи-тель, то-ва-рищ, де-жур-ный.
ЗАПОМНИ! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Внимание! Место, где была допущена ошибка, необходимо выделять (подчёркивать).
Если допустил ошибку на правило, узнай, в какой части слова ошибка (выдели корень). Для этого мысленно разбери слово по составу.
7. Правописание приставки в слове.
Напиши слово верно. Выдели приставку. Образуй от этого слова 3 родственных слова с разными приставками. Пример: приехал, заехал, уехал, переехал.
ЗАПОМНИ! Приставка – это часть слова, она пишется слитно со словом.
8. Правописание предлога со словом.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши предлог и слово, к которому относится этот предлог. Докажи раздельное написание предлога со словом: между предлогом и словом поставь ещё слово. Подбери ещё слово с этим предлогом. Например: к (какому?) берегу; к (крутому) берегу; к (какому?) дому, к (большому) дому;
ЗАПОМНИ! Предлог – это отдельное слово. Предлог – это часть речи, оно пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить ещё слово.
У глаголов нет предлогов (на ветке налетел).
9. Предлог перед местоимением.
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2-3 местоимения на это правило. Например: у нас, ко мне, с тобой, к нему.
ЗАПОМНИ! Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.
10. НЕ с глаголами.
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 раза слово на это правило. Пример: не был, не выучил, не знал.
ЗАПОМНИ! НЕ с глаголами пишется отдельно.
11. Словарные слова и все орфограммы, которые ещё не изучали.
Написать слово 5 раз, поставить ударение, подчеркнуть место ошибки. Пример: ребя́та, ребя́та, ребя́та, ребя́та, ребя́та.
12. Большая буква в именах людей, кличках животных, в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек.
Выпиши слово. Подчеркни заглавную букву. Придумай и запиши еще 3 слова на это правило. Пример: Саша, Мурзик, Санкт – Петербург, Россия.
ЗАПОМНИ! Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы. Клички животных пишутся с большой буквы. Названия стран, городов, улиц, рек пишутся с большой буквы.
13. Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Запиши слово и ещё 3 слова на это правило. Подчеркни слог. Например: жимолость, жил, жизнь, чижи.
ЗАПОМНИ! Слова с жи-ши пишутся с буквой и, слова с ча-ща пишутся с буквой а, слова с чу-щу пишутся с буквой у.
14. Слова с чк, чн, чщ.
Запиши слово правильно, подбери и напиши ещё 3 слова на это правило. Например: девочка, кочка, ночка, почка.
ЗАПОМНИ! Слова с чк, чн, чщ пишутся без мягкого знака (ь).
15. Мягкий знак – показатель мягкости.
Запиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак двумя чертами, а согласную перед ним — одной чертой. Запиши ещё 3-5 слов на это правило. Пример: мальчик, большой, рысь, коньки.
16. Разделительный мягкий знак (ь).
Запиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак двумя чертами, буквы, которые он разделяет – одной. Напиши ещё 3 слова на это правило. Пример: вьюга, деревья, обезьяна, воробьи.
ЗАПОМНИ! Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне слова после согласных перед гласными буквами: е, ё, ю, я, и.
17. Разделительный твёрдый знак (ъ).
Запиши слово правильно. Выдели приставку, твёрдый знак подчеркни двумя чертами, буквы, которые он разделяет – одной. Придумай и запиши ещё 3 слова на это правило. Например: съезд, объём, объяснил, подъезд.
ЗАПОМНИ! объект, субъект, адъютант.
ЗАПОМНИ! Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными: е, ё, я, ю.
18. Безударная гласная в корне слова проверяемая ударением.
Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово. Напиши ещё 2 слова на это правило. Пример: цветы (цвет), гористая (горка), волна́ ( во́лны).
ЗАПОМНИ! Безударные гласные в словах пишутся так же, как ударные.
19. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Выпиши слово. Выдели в нём корень. Подчеркни букву, в которой допущена ошибка. Напиши проверочное слово и подбери ещё 3 слова на это правило.
Пример: город (города), мороз (морозы), глазки (глаза), дуб (дубок).
ЗАПОМНИ! Парные согласные нужно проверять как звонкие, так и глухие. Чтобы проверить парный согласный звук в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после этого согласного стоит гласный или согласный звук.
Способы проверки: У существительного:- изменяя число (ногти — ноготь, локти – локоть);
— изменяя падеж (луг — на лугу, лук — в луке);
— подбирая уменьшительно-ласкательный суффикс (дуб – дубок)
— заменяя существительное глаголом (молотьба — молотить, просьба – просить, ходьба — ходить);
У прилагательных — образование краткой формы: жуткий — жуток.
20. Непроизносимая согласная в корне слова.
Запиши слово, подбери к нему проверочное слово, выдели корень. Напиши ещё 3 слова на это правило. Пример: свистнул (свисток), честный (честь), звёздный (звезда), местность (место).
ЗАПОМНИ! Чтобы проверить непроизносимую согласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы после этого согласного стоял гласный звук.
До чего ж сегодня день чудесНый,
СоЛнце в небе празДнично горит,
Освещает месТность и окресТность,
И теплом своим серДца бодрит,
Но лежит на пасТбище корова,
ГрусТно смотрят карие глаза,
Потому что ей пастух суровый
«ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал.
И ужасно, и опасно
Букву Т писать напрасно!
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно!
21. Двойные согласные в корне слове.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 3 слова на это правило. Раздели все слова для переноса.
Пример: груп-па, рас-сказ, кол-лектив, ал-лея, пер-рон, суб-бота.
ЗАПОМНИ! При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится.
22. Двойные согласные одна из которых является частью приставки (суффикса), другая — корня.
Запиши слово правильно. Выдели приставку (суффикс) и корень. Подбери однокоренное слово, доказывая написание одной согласной. Подбери 2-3 слова на это правило. Например: рассвет (свет), рассказ (сказывать, пересказ), оттащить (тащит); весенний (весна), длинный (длина), малинник (малина).
23. Правописание наречий.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, 3 раза. Обрати внимание на гласную в конце слова. Пример: справа, справа, справа.
ЗАПОМНИ! Наречия пишутся в одно слово. Перед ними не бывает предлогов. Наречия часто оканчиваются на буквы о, а.
24. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно и выдели в нём приставку. Запиши ещё 3 слова с этой же приставкой. Пример: полетели, побежали, подержали.
ЗАПОМНИ! Приставки па не бывает.
25. Правописание суффиксов.
Выпиши слово правильно, выдели суффикс, запиши ещё три слова с этим суффиксом.
Если суффикс можно проверить, записать проверочное слово.
Пример: Липовый — дубовый, кленовый, осиновый.
Буква на конце слова Узнай часть речи, объясни написание.
26. Правописание слов с шипящим звуком на конце.
Выпиши слово. Объясни написание слова. Запиши ещё 2-3 слова на это правило.
Пример: шалаш (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.), сторож (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.), камыш (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.), луч (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.);
дочь (сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.), ночь (сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.), речь (сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.), рожь (сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.);
с крыш (сущ., мн.ч., Р. п.), много задач (сущ., мн.ч., Р. п.), из-за туч (сущ., мн.ч., Р. п.);
кипуч (краткое прил.), могуч (краткое прил.), скрипуч (краткое прил.).
ЗАПОМНИ! У существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа и у имен прилагательных в краткой форме после шипящих Ь знак не пишется.
У существительных женского рода 3 склонения после шипящего пишется Ь знак.
27. Мягкий знак (ь) в глаголах неопределённой формы.
Поставь вопрос к глаголу и запиши глагол правильно. Подбери 2 слова на это правило. Пример: (что делать?) улыбаться, (что сделать) улыбнуться, (что делать?) петь.
ЗАПОМНИ! Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? и пишутся с мягким знаком (ь).
28. Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глаголы правильно, выдели окончание. Запиши ещё 3 глагола на это правило. Например: пишешь (гл., 2 л., ед.ч.), ругаешь (гл., 2 л., ед.ч.), сидишь (гл., 2 л., ед.ч.), читаешь (гл., 2 л., ед.ч.).
ЗАПОМНИ! На конце глаголов 2-го лица, ед. числа пишется мягкий знак (ь).
29. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное с словом от которого оно зависит. Устно поставь существительное в начальную форму. Определи склонение, вспомни слово – помощник. Поставь слово – помощник в нужную форму. Запиши существительное, выдели окончание. Запиши свой пример на это правило.
Пример: Устно: Шёл по улиц. (улица – 1 скл.,) (весна – по весне) Шёл (где? по чему? по улиц. — сущ., 1 скл., (по весне)) по улице
Письменно: Шёл (сущ., 1 скл., по весне) по улице; кормить (сущ., 2 скл., слона) бегемота.
ЗАПОМНИ! Слова помощники: 1 скл. – весна, земля. 2 скл. – слон. 3 скл. – рожь.
Можно пользоваться таблицей безударных падежных окончаний существительных, но тогда не забывать определять падеж.
30. Правописание безударных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с тем существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному.
Пример: К лесу (какому?) дальнему ( м.р., ед.ч., Д. п.)
ЗАПОМНИ! Для определения окончания прилагательного надо знать его род и падеж. Это определи по существительному. Кроме того, окончание прилагательного можно определить по вопросу, который задается от существительного. В этом случае надо хорошо знать родовые окончания имен прилагательных.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол, в котором допущена ошибка. Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола ед. и мн. числа. Запиши свой пример.
Пример: пишет – писать (гл., I спр., – е); смотрит — смотреть (гл. исключение, IIспр., — и ); ставит – ставить (гл., II спр., — и)
ЗАПОМНИ! Гласные е — и в окончании глагола следует устанавливать по неопределенной форме и спряжению.
(I спр. – — е; — ут; — ют. (Все остальные глаголы не входящие во 2 спряжение)+идти.
II спр. – —и, — ат. – ят. Все глаголы на — ить (говорить) + 7 глаголов-исключений на — еть видеть, ненавидеть, смотреть, терпеть, вертеть, зависеть, обидеть + 4 глагола-исключения на – ать гнать, дышать, держать, слышать)
32. Разбор слова по составу.
Выпиши слово. Разбери его по составу, придумай и запиши слово такой же конструкции. Пример: поездка, походка.
33. Фонетический разбор слов.
Выпиши слово. Разбери его фонетически грамотно, не забудь указать количество звуков и букв в слове.
34. Разбор предложения по частям речи.
Выпиши предложение. Над словами сокращенно обозначь, какой частью речи является каждое слово.
Пример: пр. сущ. глаг. прил. сущ.
По овражкам заиграли весенние ручейки.
35. Разбор по членам предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Выпиши словосочетания с вопросами. Подчеркни второстепенные члены предложения. Пример: В лесу цветут душистые ландыши. Ландыши (какие?) д
,
Работа над ошибками.
1.Пропуск или замена буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
Например: ученик, звонок.
2.Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение.
Подчеркни заглавную букву.
Например: Падают жёлтые листья. Пришла золотая осень.
3.Перенос слова.
Раздели слово для переноса.
Например: ОСИ – НА.
4.Сочетание чк, чн, чт, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму.
*Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Например: дочка, речка, мощный.
5.Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму.
*Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Например: малыши, карандаши, роща, туча.
6.Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением
Запиши слово правильно 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь
ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.
7.Безударная гласная в корне, проверяемая
ударением.(А, О, И, Е, Я)
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни
безударную гласную одной чертой. Подбери проверочное слово и запиши в скобках.
Поставь ударение в проверочном слове. Выдели корень. Подчеркни ударную гласную
двумя чертами.
Например: сады (сад), молодой (молодость,
молоденький).
8.Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши два
однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Например: группа, груп –па, групповой, подгруппа.
9.Правописание предлога со словами (пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с
предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму.
Например: к_берегу; к (какому?) берегу, к (крутому?) берегу.
10.Правописание приставки со словами.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные
слова с разными приставками.
Например: Заехал, уехал, поехал.
11.Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём
приставку. Запиши ещё 2 слова с той же приставкой.
Например: Полетели, посмотрели,
потянули.
12.Большая буква в именах собственных.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с
той же орфограммой.
Например: Илья, Петров, Мурка,
Волга, Краснодар.
13. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость
согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним.
Например: Ель, тень, коньки.
14.Разделительный мягкий знак ь.
Выпиши слово правильно. Выдели корень.
Подчеркни мягкий знак и гласную букву.
Например: Вьюга, листья.
15.Разделительный
твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку и
корень. Подчеркни орфограмму.
Например: Съезд, объём.
16.Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово правильно. Проверь согласную.
Подчеркни орфограмму.
Например: мороз (морозы), ягодка
(ягоды).
17. Непроизносимые согласные.
Прочитай слово. Подбери к нему несколько
однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь
корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
Делай так: звезда, звёздочка –
звёздный
18.Соединительные гласные в сложных словах.
Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни
гласную. Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой.
Делай так: водовоз, самолёт.
19. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для
переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Делай так: группа, груп-па, групповой,
подгруппа.
20. Мягкий знак ь на конце существительных
после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши
ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например: Луч ( м.р.), шалаш, товарищ.
Ночь (ж.р.), мощь, тишь.
21. Не с глаголом. (орфограмма
пробел)
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова
на это правило. Подчеркни орфограмму.
Например: не пришёл, не выучил, не знал.
22.Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены
и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и
союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
Например: Сильный ветер сорвал листья с
деревьев, разметал их по дороге.
23. Правописание безударных падежных окончаний
имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в
начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью
слов – помощников. Подбери и запиши свой пример.
Делай так: на опушке (на земле, 1 скл.)
на полянке (на
земле, 1 скл.)
24.Првописание безударных падежных окончаний
имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с
существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от
существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по
существительному. Выдели окончание прилагательного.
Делай так: к лесу (какому? дальнему
– м.р., ед.ч., Д.п.).
25. Предлог с местоимением. ( орфограмма –
пробел)
Выпиши из предложения местоимение с предлогом.
Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Например у преднас, копредмне,
спредтобой.
26. Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-го лица
единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола
с этой орфограммой.
Например: пишешь, решаешь, читаешь
( наст.вр., 2 л., ед.ч.)
27.Мягкий знак в неопределённой форме глагола.
(-ться, -чь)
Выпиши слово правильно. Напиши вопрос.
Обозначь орфограмму. Запиши ещё одно слово с этой орфограммой.
Например: пытаться (н.ф., что делать?)
беречь (что делать?)
28. Правописание безударных личных окончаний
глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение.
Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -ть.
Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании
глагола единственного и множественного числа.
Делай так: пишешь- писать, гл, 1 спр.,
( -е, -ут, -ют)
ставит – ставить,
гл., 2 спр., ( -и, -ат, -ят)
29. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические
основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Например: Дремлют рыбы под водой, почивает
сом седой.
30. Предложение с прямой речью.
Запиши правильно. Составь схему. Подчеркни
знаки препинания.
Например: Князь печально отвечает: «Грусть-
тоска меня съедает». А: «П.»
ПАМЯТКА
КАК ВЫПОЛНЯТЬ РАБОТУ НАД ОШИБКАМИ
I. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (на полях обозначается знаком / )
1. Определи, в какой морфеме допущена ошибка (приставка, корень, суффикс, окончание, стык предлога и слова).
2. Определи часть речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, числительное, причастие, деепричастие, наречие).
3. Определи вид орфограммы по таблице.
4. Найди эту орфограмму в справочном материале.
5. Повтори правило на эту орфограмму.
6. Напиши в тетради № и название орфограммы.
7. Напиши слово, в котором допустил ошибку, верно.
8. Обозначь орфограмму (СМОТРИ СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ!!!)
9. Приведи пример написания слов на данную орфограмму.
ВИДЫ ОРФОГРАММ
№ орф |
НАЗВАНИЕ ОРФОГРАММЫ |
ОБОЗНАЧЕНИЕ ОРФОГРАММЫ |
1. |
Безударные проверяемые гласные в корне слова |
Колос (колосья) |
2. |
Непроверяемые гласные и согласные |
Октябрь (словарь) |
3. |
Проверяемые согласные в корне слова |
Дуб (дубы) |
4. |
Непроизносимые согласные в корне слова |
Поздний (опоздать), опасный (опасен) |
5. |
Буквы И, У, А после шипящих |
Жизнь, чудо, ширь |
6. |
Разделительные Ь и Ъ |
Объяснение, пью |
7. |
Раздельное написание предлогов с другими словами |
Над землёй (над чем?) |
8. |
Употребление Ь после шипящих на конце существительных |
Рожь (3 скл.), грач (не 3 скл.), без туч (туча – не 3 скл.) |
9. |
Употребление Ь для обозначения мягкости согласных |
Мощный, мостик, гвозди, тучка |
10. |
Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на –З и – С |
Дочитать (нет да), сделать (нет з) |
11. |
Буквы З и С на конце приставок |
Разбудить (перед звонким), рассказ (перед глухим) |
12. |
Буквы А — О в корнях — ЛАГ- — — ЛОЖ- |
Слагать (перед Г), сложение (перед Ж) |
13. |
Буквы А — О в корнях — РАСТ- (-РАЩ-) – РОС |
Вырасти (перед СТ), подросла (не перед СТ,Щ), росток (искл.) |
14. |
Буквы О – Ё после шипящих в корне слова |
Чёрный (чернеть), шов (искл.) |
15. |
Буквы Ы – И после Ц |
Цифра, лекция (на — ЦИЯ), улицы, цыплёнок (искл.) |
16. |
Большая буква и кавычки в именах собственных |
Москва (собств.), пароход «Ласточка» |
17. |
Буквы И – Е в окончаниях существительных |
О Родине (1 скл., П.п), на акации (П.п., на — ия), у тёти (1 скл., Р.п.) |
18. |
О — Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных |
Врачом, солнцем, товарищем, большого |
19. |
Безударные гласные в окончаниях имён прилагательных |
Глубоким озером (каким?) |
20. |
Неупотребление Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую |
Могуч (кр. прил.) |
21. |
Не с глаголами |
Не был, ненавидеть (не употребляется без НЕ) |
22. |
Ь после шипящих в глаголах |
Видишь, спрячь, купаешься |
23. |
— ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах |
Пошли (что делать?) собираться, он (что делает?) собирается |
24. |
Буквы И — Е в корнях с чередованием (-БЕР- -БИР-, -ТЕР- — -ТИР-, -СТЕЛ- — -СТИЛ, — МЕР- — -МЕР- — МИР- и др.) |
Расстилать, расстелить (нет а) |
25. |
Буквы И – Е в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения |
Борется (бороться – 1 спр.), клеишь (клеить – 2 спр.), видит(видеть-2спр.) |
26. |
Буквы О – А в корне – КОС — — — КАС — |
Касаться (есть а), прикосновение (нет а) |
27. |
Буквы О – А в корне – ГОР — — — ГАР — |
Загорать (без ударения) |
28. |
Буквы Ы и И после приставок |
Безынтересный, поискать(после гласной), сверхинтересный (после сверх-) |
29. |
Гласные в приставках ПРЕ — и ПРИ — |
Приехать (=приближение), привинтить (=присоединение), приморский(=близость), прикрыть(=неполное действие), преградить (=пере-), |
30. |
Слитное и дефисное написание сложных существительных и прилагательных |
Северо-восток (промеж. сторона света), мясо-молочная (мясо и молоко), черноморский (Чёрное море) |
31. |
Буква Е в суффиксе – ЕН- существительных на — мя |
На знамени (на — МЯ) |
32. |
НЕ с существительными |
Не правда, а ложь,(противопост.), неправда (=ложь), неряха(не употр.без не) |
33. |
Буквы Щ и Ч в суффиксе –ЧИК- (ЩИК) |
Смазчик (смазать, после З), каменщик (камень, не на Д — Т, З — С, Ж) |
34. |
Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- |
Сыночек (сыночка, Е//нуль звука), носик (носика) |
35. |
Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных |
Зайчонок (под удар.), крошечка (не под удар.) |
36. |
НЕ с прилагательными |
Не правдивый, а лживый (противопост.), неряшливый (не употр. без не), неправдивый (= лживый) |
37. |
Н и НН в суффиксах прилагательных |
Каменный (камень +н), комариный ветреный (искл.), соломенный |
38. |
Различение на письме суффиксов прилагательных –К- и –СК- |
Киргизский (киргиз), русский (Русь) |
39. |
Мягкий знак в середине числительных |
Семьдесят, семьсот |
40. |
НЕ в неопределённых местоимениях |
Некто (под удар.), никто (не под удар.) |
41. |
Дефисное, слитное и раздельное написание местоимений |
Кто-нибудь, никто, нечто, ни у кого |
42. |
Различение на письме приставок НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях |
Никого (не под удар.), некого (под удар.) |
43. |
Гласные в суффиксах глаголов -ОВА-(ЕВА-) и –ЫВА- (ИВА-) |
Советовать (советую),опаздывать (опаздываю) |
44. |
Гласные в суффиксах причастий |
Лечащий (от лечить-2 спр.), посеявший (от посеять), склеенный (от склеить, на — ить) |
45. |
Н и НН в суффиксах причастий |
Украшенный (полн.прич.) покрашен (кр. прич.), |
46. |
НЕ с причастиями |
Ещё не вспаханное поле (есть З.С.), поле не вспахано (кр. прич.), незатихающая буря |
47. |
НЕ с деепричастиями |
Не делая (дееприч.), недоумевая (не употр. без не) |
48. |
Правописание наречий, образованных от существительных |
В сердцах (нареч. на –ах) Без устали, в упор |
49. |
НЕ в наречиях на – О, — Е |
Нечаянно (не употр. без не), совсем не весело, не весело, а грустно (противопост.) |
50. |
Н и НН в наречиях на –О, — Е |
Торжественно (от торжественный)путано (от путаный) |
51. |
Буквы О и А на конце наречий |
Наглухо (есть на-), издавна (есть из-) |
52. |
Дефис в наречиях |
Кое-где, где-то, чуть-чуть, мало-помалу |
53. |
НЕ и НИ в отрицательных наречиях |
Негде (под удар.), нигде (не под удар.) |
54. |
Правописание предлогов |
В следствие дождей (= из-за) |
55. |
Правописание союзов |
Я некрасив, зато (=но) умён |
56. |
Правописание частиц |
Знал бы, где же |
II. ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ (на полях обозначается знаком V )
1. Перепиши предложение, в котором допустил ошибку.
2. Подчеркни грамматические основы, определи, простое оно или сложное.
3. Если это сложное предложение, обозначь союз (если есть).
4.Проверь постановку знака препинания между частями сложного предложения.
5. В простом предложении или в частях сложного, определи, чем оно осложнено:
-
однородными членами;
-
обращением;
-
вводными словами (предложением).
6. Поставь знаки препинания и составь схему.
ВИДЫ ПУНКТОГРАММ
№1 – Знаки препинания в конце предложения
№2 – Запятая в предложении с однородными членами
№3 – Тире в простом предложении
№4 – Запятая между частями сложного предложения
№5 – Знаки препинания в предложениях с прямой речью
№6 –Знаки препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах
№7 – Знаки препинания при обращении
№ орфограммы |
На какое правило сделана ошибка |
Как исправлять ошибку |
Образец |
1. |
Словарное слово |
Выпиши слово без ошибок 3 раза, подчеркни букву, которую надо запомнить, поставь ударение |
язык, язык, язык |
2. |
Гласные после шипящих: |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни сочетание, напиши два слова на это правило |
удача, туча, чай; |
3. |
Заглавная буква в именах собственных |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни заглавную букву, напиши два слова на это правило |
Москва, Орёл, Киев |
4. |
Перенос слов, деление слова на слоги |
Выпиши слово, раздели слово на слоги и для переноса |
уIчеIник – уче-ник |
5. |
Безударные гласные в корне слова |
Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (безударный гласный должен стать ударным) |
грибы – гриб, |
6. |
Правописание звонких и глухих согласных в корне |
Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (после парного согласного должен стоять гласный) |
снег – снега, |
7. |
Удвоенные согласные. |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни удвоенные согласные, напиши два слова на это правило |
класс, аллея, тонна |
8. |
Слово с разделительным мягким знаком |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, обведи в кружок мягкий знак, подчеркни согласную перед ним и гласную после него |
воробьи, листья, крылья |
9. |
Слово с разделительным твёрдым знаком |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, обведи в кружок твёрдый знак, выдели приставку, подчеркни согласную на которую заканчивается приставка и гласную с которой начинается корень |
подъезд, съезд, объехал |
10. |
Пропуск и замена букв |
Выпиши слово правильно, подчеркни букву, в написании которой ошибся, раздели слово на слоги и поставь ударение |
вилIка |
11. |
Ь знак в конце и середине слова (обозначает мягкость предшествующего согласного) |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, подчеркни мягкий знак и поставь зелёную точку под согласным перед мягким знаком |
лось, пень, тень |
12. |
Правописание приставок ( суффиксов) |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова с этой же приставкой(суффиксом), приставку (суффикс)выдели, букву подчеркни |
Добежал, дошёл, доехал |
13. |
Слитное написание приставок |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова с этой же приставкой, приставку выдели |
Уход, забег, доехал |
14. |
Отдельное написание предлогов |
Напиши слово с предлогом правильно, между предлогом и словом вставь какое-нибудь слово (вопрос) по смыслу и запиши |
На столе – на большом столе |
15. |
Непроизносимый согласный |
Выпиши слово без ошибок, запиши проверочное слово |
солнце – солнышко; |
16. |
Ь знак после шипящих |
Выпиши слово, объясни орфограмму, запиши два слова на это правило |
а) ночь (сущ., ж.р., ед.ч.), тишь, дочь; |
17. |
Частица не с глаголом |
Выпиши слово с частицей правильно, запиши два слова на это правило |
не говорит, не летает, не смеётся |
18. |
Сложные слова |
Выпиши слово, выдели корни, подчеркни соединительную гласную |
ледокол |
19. |
Безударные падежные окончания имён существительных |
Выпиши слово, выдели окончание, объясни: |
|
20. |
Безударные падежные окончания имён прилагательных |
Выпиши имя прилаг. вместе с именем сущ., задай вопрос, выдели окончание |
|
21. |
Безударные падежные окончания глаголов |
Выпиши глагол, выдели окончание, определи спряжение |
|
Ошибки в грамматических заданиях
Обозначение разбора |
Как исправлять ошибку |
Фонетический разбор (1) |
Выписать слово (или его фрагмент) и выполнить разбор правильно. |
Разбор слова по составу (2) |
Выписать слово и выполнить разбор правильно. |
Морфологический разбор (3) |
Выписать слово и выполнить разбор правильно (смотреть памятку для морфологического разбора) |
Разбор предложения (4) |
Выписать предложение и исправить ошибки: |
Ошибка в определении падежа имени существительного |
Выписать словосочетание, задать вопрос к имени существительному, определить падеж. |
Образец выполнения работы над ошибками
(найди ошибки в тексте, исправь их)
В гостях у деда.
Трапа бежыт через лесок. Весело шумят ёлочьки. Алёша и яша идут домой. Мальчики были в гостях удеда. Дет работает леснеком. Рибята сажали с дедом маленькие дупки.
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
ПАМЯТКА Как выполнять работу над ошибками
Рейтинг: / 3
ПАМЯТКА Как выполнять работу над ошибками
1. СЛОВАРЬ Напиши слово, в котором сделал ошибку, 3 раза, поставь ударение, выдели орфограмму.
Выполняй так: мороз, мороз, мороз.
2. ПРОПУСК. ЗАМЕНА БУКВ Напиши правильно слово, подчеркни пропущенную букву, напиши это слово еще 3 раза.
3. ПЕРЕНОС Напиши слово, в котором сделал ошибку, разделив его для переноса (все случаи). Запиши, разделив для переноса еще 2 слова.
Выполняй так: ок—тяб—ря—та, ко—ро—ва, уче – ник
4. МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ СЛОВА Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак (ь) и согласную перед ним. Запиши еще 2 слова на эго правило. Например: ель, тень, пень.
5. МЯГКИЙ ЗНАК (Ь) В СЕРЕДИНЕ СЛОВА Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на это правило. Например: пальто, мальчик, коньки,
6. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК (Ь). Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на это правило. Например: вьюга, листья, соловьи. Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пи¬шется после согласных, перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.
7. ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, ЧК – ЧН, СТ – НЧ. Напиши слово, в котором сделал ошибку, придумай И запиши еще 2 примера на это правило, подчеркни правило. Машина, мыши, ландыши.
8. БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ СОБСТВЕННЫХ. Напиши слово, в котором сделал ошибку, придумай и запиши еще 2 примера. Нина, Вова, Катя.
9. БОЛЬШАЯ БУКВА В НАЧАЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ТОЧКА В КОНЦЕ. Напиши предложение, в котором сделал ошибку, подчеркни начало и конец предложения. Придумай еще одно предложение и запиши его. Красив лес осенью.
10. ПОСТАНОВКА ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ. Напиши предложение, в котором сделал ошибку, по¬ставь правильно знаки, подчеркни их.
11. УДАРЕНИЕ В СЛОВЕ Напиши слово, в котором сделал ошибку, поставь в нем ударенна, придумай и запиши еще 2 слова, по¬ставь в них ударение.
12. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА. Напиши проверочное слово к слову, в котором сде¬лал ошибку, затем это слово. Поставь в слове уда¬рение, выдели точкой снизу гласную, которую про¬верил. Приведи еще 2 примера: водный—водичка море—морской поле—полевой
13. ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ. Подбери проверочное слово изменением слова так, чтобы после согласного стоял гласный, запиши его, затем запиши слово, в котором сделал ошибку. При¬веди еще 2 примера. Подчеркни парную согласную. Выполняй так: резок—редкий трава—травка площади—площадка
14. ПРЕДЛОГИ, ЧАСТИЦЫ, СОЮЗЫ. Напиши предложение, в котором сделал ошибку, подчеркни предлоги (частицы, союзы). Придумай еще предложение с предлогами (частицами, союза¬ми), запиши его, подчеркни снова. Мышка (за) кошку, кошка (за) Жучку, Жучка (за) внучку, внучка (за) бабку, бабка (за) дедку, дедка (за) репку.
15. ЕСЛИ НЕВЕРНО СОСТАВЛЕНО ПРЕДЛОЖЕНИЕ Составь его правильно и запиши.
16. ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ. Напиши слово, в котором сделал ошибку, еще 3 сло¬ва на это правило, подчеркни двойные согласные. Класс, суббота, аллея
17. НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ. Напиши слово проверочное, затем слово, в котором сделал ошибку. Запиши еще 2 примера на это пра¬вило. Подчеркни непроизносимую согласную. Грустить—грустный, солнечный—солнце, сердечный—сердце
18. СОСТАВ СЛОВА. Напиши слово, в котором сделал ошибку, разбери его по составу. Запиши еще 2 слова и тоже разбери их по составу. Поездка, разведчики, придорожный
19. ПРИСТАВКА. Напиши слово, в котором сделал ошибку, и еще 3 слова с этой приставкой. Побежал, подарил, поменьше, поговорил
20. СУФФИКСЫ. Напиши слово, в котором, сделал ошибку, и еще 3 слова с этим суффиксом. Черненький, маленький, желтенький
21. НЕ С ГЛАГОЛАМИ. Запиши предложение, в котором сделал ошибку, подчеркни НЕ, придумай еще одно предложение с НЕ, запиши его и подчеркни.
22. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК. Запиши слово, в котором сделал ошибку, и приведи еще 3 примера, подчеркни разделительный твердый знак: Подъезд, объяснил, объявление
23. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВКИ СО СЛОВОМ. Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова родственные слова с разными приставками. Например: заехал, уехал, переехал Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишет¬ся слитно со словом.
24. ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГА СО, СЛОВОМ. Из предложения, в котором допущена ошибка, вы¬пиши слово вместе с предлогом. Докажи, что пред¬лог со словом пишется отдельно. Делай так: к берегу; к (какому?) берегу, к (крутому) берегу Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не сме¬шивай приставку с предлогом. Например: Лодка отплыла от берега.
25. МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ СУЩЕСТВИТЁЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ. Запиши слово, в котором сделал ошибку, укажи род, приведи еще 2 примера, запиши.
26. РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЧАСТЯМ РЕЧИ. Выпиши предложение. Обозначь, какой частью ре¬чи является каждое слово. прилаг. сущ. гл. пр. сущ. Советские люди борются за мир.
27. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ, ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ, ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ. Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же зна¬ком и запиши. Например: Слава нашей Родине! Слава труду!
28. РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Выпиши предложение. Подчеркни главные члены предложения. Выпиши слова парами с вопросами. Делай так: Седые туманы плывут к облакам. Туманы (какие?) седые, плывут (куда?, к чему) к облакам
29. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Выпиши предложение. Подчеркни однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни о знаках препинания (и союзах) между однородными члена¬ми. Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге.
30. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. Выпиши существительное, поставь его в начальную форму. Определи тип склонения и падеж. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример. Делай так: на опушке—опушка, суш,. 1 скл., П. п. на полянке—полянка, сущ., 1 скл., П. п.
31. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. Выпиши прилагательное с существительным, к кото¬рому оно относится. Поставь к прилагательному во¬прос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Делай так: к лесу — (какому ?) дальнему— м. р., ед. ч., Д. п.
32. ПРЕДЛОГ ПЕРЕД МЕСТОИМЕНИЕМ. Выпиши ИЗ предложения местоимение с предлогом. Запищи еще 2 примера на это правило. Например: у нас, ко мне, с тобой Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с име¬нами существительными) пишутся отдельно.
33. МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ ГЛАГОЛОВ 2-го ЛИЦА ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ. Выпиши глагол правильно. Запиши еще глагола на это правило. Например: пишешь, читаешь, решаешь Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственно¬го числа пишется мягкий знак (ь).
34. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ. Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Пос¬тавь глагол в начальную (неопределенную) форму. Посмотри на гласную перед—ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа. Делай так: пишет—писать, гл., 1 спр., (-е, -ут, -ют); ставит—ставить, гл., 2 спр., (-и, -ат, -ят).
35. ВРЕМЯ ГЛАГОЛА. Выпиши глагол, поставь к нему вопрос, по вопросу определи время глагола. Помни: настоящее время — что делает? проведшее время — что делал?, что сделал? будущее время — что сделает?, что будет делать? Делай так: засветило — что сделало? — прошедшее время.
36. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА. Выпиши слово. Поставь ударение. Раздели на слоги. Охарактеризуй каждый звук. Укажи, сколько в сло¬ве букв и звуков. Делай так: деньки день—ки д (д ) — согласный, парный, звонкий, мягкий е (э) — гласный, безударный н (н) – согласный, непарный, звонкий, мягкий ь к (к) – согласный, парный, глухой, и (и) – мягкий гласный, ударный
37. -ТСЯ и -ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ. Поставь, к глаголу вопрос. Если у вопроса на конце мягкого знака нет, то нет его и у глагола, зна¬чит, пиши — ТСЯ. Если у вопроса на конце есть мяг¬кий знак, то пиши его и у глагола — ТЬСЯ. Приведи еще 2 примера.
ПАМЯТКА по работе над ошибками творческих работ (сочинений и изложений)
1. Соответствует ли содержание заглавию?
2. Подтверждена ли основная мысль? Не пропу¬щено ли главное?
3. Нет ли лишних фактов, предложений, слов?
4. Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения?
5. Те ли слова отобраны для лучшей передачи основной мысли?
6. Интересно ли, понятно ли все читателю?
ПОМНИ! Предложение выражает законченную мысль.
Начало предложения пиши с за¬главной буквы; в конце ставь точку (?, !).
Запиши эти предложения правильно.
П — Замени повторяющиеся слова близкими по значению словами. Составь с ними предложения.
Запиши полученные предложения без повторяющихся слов.
X — перечитай, найдя лишнее предложение (слово), Запиши эту часть текста без лишнего предложения (слова).
V — подумай, достаточно ли у тебя предложений (слов) для того, чтобы был понятен текст.
Какого предложения (слова) не хватает? Запиши эту часть текста с недостающими предложениями (словом).