Памятка как выполнять работу над ошибками

Как правильно выполнить работу над ошибками?

Прочитай предложение, в котором допущена ошибка, выясни смысл каждого слова.

1. Ошибки в построении и записи предложений.

Записать без ошибок всё предложение.

2. Точка, вопросительный или восклицательный знак в конце предложения.

Выпиши предложение правильно. Поставь в конце нужный знак. Пример: Добрый пример лучше ста слов.

3. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение, подчеркни первую букву. Например: Самая маленькая птичка – колибри.

4. Пропуск, перестановка, замена букв.

Напиши слово 3 раза, раздели на слоги, поставь ударение, подчеркни место ошибки. Пример: строй/ка, строй/ка, строй/ка.

5. Перенос слов.

Раздели слово на слоги для переноса. Покажи все случаи переноса. Пример: ру-чейки,  ручей-ки; оси-на.

ЗАПОМНИ! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

6. Деление на слоги.

Раздели слова на слоги. Запиши ещё 3 слова с таким же количеством слогов. Пример: во-ро-бей, у-чи-тель, то-ва-рищ, де-жур-ный.

ЗАПОМНИ! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Внимание! Место, где была допущена ошибка, необходимо выделять  (подчёркивать).

Если допустил ошибку на правило, узнай, в какой части слова ошибка (выдели корень). Для этого мысленно разбери слово по составу.

7. Правописание приставки в слове.

Напиши слово верно. Выдели приставку. Образуй от этого слова 3 родственных слова с разными приставками. Пример: приехал, заехал, уехал, переехал.

ЗАПОМНИ! Приставка – это часть слова, она пишется слитно со словом.

8. Правописание предлога со словом.

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши предлог и слово, к которому относится этот предлог. Докажи раздельное написание предлога со словом:  между предлогом и словом поставь ещё слово.  Подбери ещё слово с этим предлогом. Например: к (какому?) берегу; к (крутому) берегу; к (какому?) дому, к (большому) дому;

ЗАПОМНИ! Предлог – это отдельное слово. Предлог – это часть речи, оно пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить ещё слово.

У глаголов нет предлогов (на ветке налетел).

9. Предлог перед местоимением. 

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2-3 местоимения на это правило. Например: у  нас,  ко  мне, с  тобой,  к  нему. 

ЗАПОМНИ! Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.

10. НЕ с глаголами.

Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 раза слово на это правило. Пример: не  был,  не  выучил,  не  знал.

ЗАПОМНИ! НЕ с глаголами пишется отдельно.

11. Словарные слова и все орфограммы, которые ещё не изучали.

Написать слово 5 раз, поставить ударение, подчеркнуть место ошибки. Пример: ребя́та, ребя́та, ребя́та, ребя́та, ребя́та.

12. Большая буква в именах людей, кличках животных, в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек.

Выпиши слово. Подчеркни заглавную букву. Придумай и запиши еще 3 слова на это правило. Пример: Саша, Мурзик, Санкт – Петербург, Россия.

ЗАПОМНИ! Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы. Клички животных пишутся с большой буквы. Названия стран, городов, улиц, рек пишутся с большой буквы.

13. Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу. 

Запиши  слово и ещё 3 слова на это правило. Подчеркни слог. Например: жимолость, жил, жизнь, чижи.

ЗАПОМНИ! Слова с жи-ши пишутся с буквой и, слова с ча-ща пишутся с буквой а, слова с чу-щу пишутся с буквой у.

14. Слова с чк, чн, чщ.

Запиши слово правильно, подбери и напиши ещё 3 слова на это правило. Например: девочка, кочка, ночка, почка.

ЗАПОМНИ! Слова с чк, чн, чщ пишутся без мягкого знака (ь).

15. Мягкий знак – показатель мягкости.

Запиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак двумя чертами, а согласную перед ним — одной чертой. Запиши ещё 3-5 слов на это правило. Пример: мальчик, большой, рысь, коньки.

16. Разделительный мягкий знак (ь).

Запиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак двумя чертами, буквы, которые он разделяет – одной. Напиши ещё 3 слова на это правило. Пример: вьюга, деревья, обезьяна, воробьи.

ЗАПОМНИ! Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне слова после согласных перед гласными буквами: е, ё, ю, я, и.

17. Разделительный твёрдый  знак (ъ).

Запиши слово правильно. Выдели приставку, твёрдый знак подчеркни двумя чертами, буквы, которые он разделяет – одной. Придумай и запиши ещё 3 слова на это правило. Например: съезд, объём, объяснил,  подъезд.

ЗАПОМНИ!  объект, субъект, адъютант.

ЗАПОМНИ!  Разделительный твёрдый  знак (ъ) пишется только  после приставок, которые  оканчиваются на согласную, перед гласными: е, ё, я, ю. 

18. Безударная гласная в корне слова проверяемая ударением. 

Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово. Напиши ещё 2 слова на это правило. Пример: цветы (цвет), гористая (горка), волна́ ( во́лны).

ЗАПОМНИ! Безударные гласные в словах пишутся так же, как ударные.

19. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

Выпиши слово. Выдели в нём корень. Подчеркни букву, в которой допущена ошибка. Напиши проверочное слово и подбери ещё 3 слова на это правило.

Пример: город (города), мороз (морозы), глазки (глаза), дуб (дубок).

ЗАПОМНИ! Парные согласные нужно проверять как звонкие, так и глухие. Чтобы проверить парный согласный звук в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после этого согласного стоит  гласный или согласный звук.

Способы проверки: У существительного:- изменяя число (ногти — ноготь, локти – локоть);

— изменяя падеж (луг — на лугу, лук — в луке);

— подбирая уменьшительно-ласкательный суффикс (дуб – дубок)

— заменяя существительное глаголом (молотьба — молотить, просьба – просить, ходьба — ходить);

У прилагательных — образование краткой формы: жуткий — жуток.

20. Непроизносимая согласная в корне слова.

Запиши слово, подбери к нему проверочное слово, выдели корень. Напиши  ещё 3 слова на это правило. Пример: свистнул (свисток), честный (честь), звёздный (звезда), местность (место).

ЗАПОМНИ! Чтобы проверить непроизносимую согласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы после этого согласного стоял гласный звук.

До чего ж сегодня день чудесНый,

СоЛнце в небе празДнично горит,

Освещает месТность и окресТность,

И теплом своим серДца бодрит,

Но лежит на пасТбище корова,

ГрусТно смотрят карие глаза,

Потому что ей пастух суровый

«ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал.

И ужасно, и опасно

Букву Т писать напрасно!

Всем известно, как прелестно

Букву Т писать уместно!

21. Двойные согласные в корне слове.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 3 слова на это правило. Раздели все слова для переноса.

Пример: груп-па, рас-сказ, кол-лектив, ал-лея, пер-рон, суб-бота.

ЗАПОМНИ! При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится.

22. Двойные согласные одна из которых является частью приставки (суффикса), другая — корня.

Запиши слово правильно. Выдели приставку (суффикс) и корень. Подбери однокоренное слово, доказывая написание одной согласной. Подбери 2-3 слова на это правило. Например: рассвет (свет), рассказ (сказывать, пересказ), оттащить (тащит); весенний (весна), длинный (длина), малинник (малина).

23. Правописание наречий.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, 3 раза. Обрати внимание на гласную в конце слова. Пример: справа, справа, справа.

ЗАПОМНИ! Наречия пишутся в одно слово. Перед ними не бывает предлогов. Наречия часто оканчиваются на буквы о, а.

24. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно и выдели в нём приставку. Запиши ещё 3 слова с этой же приставкой. Пример: полетели, побежали, подержали.

ЗАПОМНИ! Приставки па не бывает.

25. Правописание суффиксов.

Выпиши слово правильно, выдели суффикс, запиши ещё три слова с этим суффиксом.

Если суффикс можно проверить, записать проверочное слово.

Пример: Липовый — дубовый, кленовый, осиновый.

Буква на конце слова Узнай часть речи, объясни написание.

26. Правописание слов с шипящим звуком на конце.

Выпиши слово. Объясни написание слова. Запиши ещё 2-3 слова на это правило.

Пример: шалаш (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.), сторож (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.), камыш (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.), луч (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.);

дочь (сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.), ночь (сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.), речь (сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.), рожь (сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.);

с крыш (сущ., мн.ч., Р. п.), много задач (сущ., мн.ч., Р. п.), из-за туч (сущ., мн.ч., Р. п.);

кипуч (краткое прил.), могуч (краткое прил.), скрипуч (краткое прил.).

ЗАПОМНИ! У существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа и у имен прилагательных в краткой форме после шипящих Ь знак не пишется.

У существительных женского рода 3 склонения после шипящего пишется Ь знак.

27. Мягкий знак  (ь) в глаголах неопределённой формы.

Поставь вопрос к глаголу и запиши глагол правильно. Подбери 2 слова на это правило. Пример: (что делать?)  улыбаться, (что сделать) улыбнуться, (что делать?) петь.

ЗАПОМНИ! Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?  и пишутся с мягким знаком (ь).

28. Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глаголы правильно, выдели окончание. Запиши ещё 3 глагола на это правило. Напримерпишешь (гл., 2 л., ед.ч.), ругаешь (гл., 2 л., ед.ч.), сидишь (гл., 2 л., ед.ч.), читаешь (гл., 2 л., ед.ч.). 

ЗАПОМНИ! На конце глаголов 2-го лица, ед. числа пишется мягкий знак (ь).

29. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное с словом от которого оно зависит. Устно поставь существительное в начальную форму. Определи склонение, вспомни слово – помощник. Поставь слово – помощник в нужную форму. Запиши существительное, выдели окончание. Запиши свой пример на это правило.

Пример: Устно: Шёл по улиц. (улица – 1 скл.,) (весна – по весне) Шёл (где? по чему? по улиц. — сущ., 1 скл., (по весне)) по улице

Письменно: Шёл (сущ., 1 скл., по весне) по улице; кормить (сущ., 2 скл., слона) бегемота.

ЗАПОМНИ! Слова помощники: 1 скл. – весна, земля. 2 скл. – слон. 3 скл. – рожь.

Можно пользоваться таблицей безударных падежных окончаний существительных, но тогда не забывать определять падеж.

30. Правописание безударных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с тем существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному.

Пример: К лесу (какому?) дальнему ( м.р., ед.ч., Д. п.)

ЗАПОМНИ! Для определения окончания прилагательного надо знать его род и падеж. Это определи по существительному. Кроме того, окончание прилагательного можно определить по вопросу, который задается от существительного. В этом случае надо хорошо знать родовые окончания имен прилагательных.

31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол, в котором допущена ошибка. Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед  ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола ед. и мн. числа. Запиши свой пример.

Пример: пишет – писать (гл., I спр., – е); смотрит — смотреть (гл. исключение, IIспр., — и ); ставит – ставить (гл., II спр., — и)

ЗАПОМНИ! Гласные е — и в окончании глагола следует устанавливать по неопределенной форме и спряжению.

(I спр. – — е; — ут; — ют. (Все остальные глаголы не входящие во 2 спряжение)+идти. 

II спр.  и, — ат. – ят. Все глаголы на — ить (говорить) + 7 глаголов-исключений на — еть видеть, ненавидеть, смотреть, терпеть, вертеть, зависеть, обидеть +  4 глагола-исключения на – ать гнать, дышать, держать, слышать)

32. Разбор слова по составу.

Выпиши слово. Разбери его по составу, придумай и запиши слово такой же конструкции. Пример: поездка, походка.

33. Фонетический разбор слов.

Выпиши слово. Разбери его фонетически грамотно, не забудь указать количество звуков и букв в слове.

34. Разбор предложения по частям речи.

Выпиши предложение. Над словами сокращенно обозначь, какой частью речи является каждое слово.

Пример:     пр.           сущ.                глаг.               прил.          сущ.

                   По      овражкам          заиграли       весенние    ручейки.

35. Разбор  по членам предложения.

Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Выпиши словосочетания с вопросами. Подчеркни второстепенные члены предложения. Пример: В лесу цветут  душистые ландыши. Ландыши (какие?) д

,

Работа над ошибками.

1.Пропуск или замена буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

Например: ученик, звонок.

2.Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение.
Подчеркни заглавную букву.

Например:  Падают жёлтые листья. Пришла золотая осень.

3.Перенос слова.

Раздели слово для переноса.

 Например: ОСИ – НА.

4.Сочетание чк, чн, чт, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму.

 *Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

 Например: дочка, речка, мощный.

5.Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно.  Подчеркни орфограмму.

*Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Например: малыши, карандаши, роща, туча.

6.Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением

Запиши слово правильно 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь
ударение, подчеркни  гласную. Запиши два однокоренных слова.

Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.

7.Безударная гласная в корне, проверяемая
ударением.(А, О, И, Е, Я)

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни
безударную гласную одной чертой. Подбери проверочное слово и запиши  в скобках.
Поставь ударение в проверочном слове. Выдели корень. Подчеркни ударную гласную
двумя чертами.

Например: сады (сад), молодой (молодость,
молоденький).

8.Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши два
однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

Например: группа, груп –па, групповой, подгруппа.

9.Правописание предлога со словами (пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с
предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму.

Например: к_берегу; к (какому?) берегу, к (крутому?) берегу.

10.Правописание приставки со словами.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные
слова с разными приставками.

Например: Заехал, уехал, поехал.

11.Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём
приставку. Запиши ещё 2 слова с той же приставкой.

НапримерПолетели, посмотрели,
потянули.

12.Большая буква в именах собственных.

Выпиши слово правильно. Запиши  ещё 2 слова с
той же орфограммой.

Например: Илья, Петров, Мурка,
Волга, Краснодар.

13. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость
согласных.

Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним.

Например: Ель, тень, коньки.

14.Разделительный мягкий знак ь.

Выпиши слово правильно. Выдели корень.
Подчеркни мягкий знак  и гласную букву.

Например: Вьюга, листья.

15.Разделительный
твёрдый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Выдели приставку и
корень. Подчеркни  орфограмму.

Например: Съезд, объём.

16.Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово правильно. Проверь согласную.
Подчеркни орфограмму.

Например: мороз (морозы), ягодка
(ягоды).

17. Непроизносимые согласные.

Прочитай слово. Подбери к нему несколько
однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь
корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

Делай так: звезда, звёздочка –
звёздный

18.Соединительные гласные в сложных словах.

Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни
гласную. Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой.

Делай так: водовоз, самолёт.

19. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для
переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

Делай так: группа, груп-па, групповой,
подгруппа.

20. Мягкий знак ь на конце существительных
после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши
ещё 2 слова с этой орфограммой.

Например: Луч ( м.р.),  шалаш,  товарищ.

                    Ночь (ж.р.), мощь, тишь.

21. Не   с глаголом. (орфограмма
пробел)

Выпиши  глагол с не. Запиши ещё 2 слова
на это правило. Подчеркни орфограмму.

Например: не пришёл, не выучил, не знал.

22.Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены
и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и
союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

Например: Сильный ветер сорвал листья с
деревьев, разметал их по дороге.

23. Правописание безударных падежных окончаний
имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в
начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью
слов – помощников. Подбери и запиши свой пример.

Делай так: на опушке (на земле, 1 скл.)

                   на полянке (на
земле, 1 скл.)

24.Првописание безударных падежных окончаний
имён прилагательных
.

Выпиши прилагательное вместе с
существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от
существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по
существительному. Выдели окончание прилагательного.

Делай так: к лесу (какому? дальнему
– м.р., ед.ч., Д.п.).

25. Предлог с местоимением. ( орфограмма –
пробел)

Выпиши из предложения местоимение с предлогом.
Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

Например у преднас, копредмне,
спредтобой.

26. Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-го лица
единственного числа настоящего времени
.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола
с этой орфограммой.

Например: пишешь, решаешь, читаешь
( наст.вр., 2 л., ед.ч.)

27.Мягкий знак в неопределённой форме глагола.
(-ться, -чь)

Выпиши слово правильно. Напиши вопрос.
Обозначь орфограмму. Запиши ещё одно слово с этой орфограммой.

Например: пытаться (н.ф., что делать?)

                   беречь (что делать?)

28. Правописание безударных личных окончаний
глаголов.                                                

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение.
Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -ть.
Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании
глагола единственного  и множественного числа.

Делай так: пишешь- писать, гл, 1 спр.,
( -е, -ут, -ют)

                   ставит – ставить,
гл., 2 спр., ( -и, -ат, -ят)

29. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические
основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

Например: Дремлют рыбы под водой, почивает
сом седой.

30. Предложение с прямой речью.

Запиши правильно. Составь схему. Подчеркни
знаки препинания.

Например: Князь печально отвечает: «Грусть-
тоска меня съедает». А: «П.»

ПАМЯТКА

КАК ВЫПОЛНЯТЬ РАБОТУ НАД ОШИБКАМИ

I. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (на полях обозначается знаком / )

1. Определи, в какой морфеме допущена ошибка (приставка, корень, суффикс, окончание, стык предлога и слова).

2. Определи часть речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, числительное, причастие, деепричастие, наречие).

3. Определи вид орфограммы по таблице.

4. Найди эту орфограмму в справочном материале.

5. Повтори правило на эту орфограмму.

6. Напиши в тетради № и название орфограммы.

7. Напиши слово, в котором допустил ошибку, верно.

8. Обозначь орфограмму (СМОТРИ СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ!!!)

9. Приведи пример написания слов на данную орфограмму.

ВИДЫ ОРФОГРАММ

орф

НАЗВАНИЕ ОРФОГРАММЫ

ОБОЗНАЧЕНИЕ ОРФОГРАММЫ

1.

Безударные проверяемые гласные в корне слова

Колос (колосья)

2.

Непроверяемые гласные и согласные

Октябрь (словарь)

3.

Проверяемые согласные в корне слова

Дуб (дубы)

4.

Непроизносимые согласные в корне слова

Поздний (опоздать), опасный (опасен)

5.

Буквы И, У, А после шипящих

Жизнь, чудо, ширь

6.

Разделительные Ь и Ъ

Объяснение, пью

7.

Раздельное написание предлогов с другими словами

Над землёй (над чем?)

8.

Употребление Ь после шипящих на конце существительных

Рожь (3 скл.), грач (не 3 скл.), без туч (туча – не 3 скл.)

9.

Употребление Ь для обозначения мягкости согласных

Мощный, мостик, гвозди, тучка

10.

Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на –З и – С

Дочитать (нет да), сделать (нет з)

11.

Буквы З и С на конце приставок

Разбудить (перед звонким), рассказ (перед глухим)

12.

Буквы А — О в корнях — ЛАГ- — — ЛОЖ-

Слагать (перед Г), сложение (перед Ж)

13.

Буквы А — О в корнях — РАСТ- (-РАЩ-) – РОС

Вырасти (перед СТ), подросла (не перед СТ,Щ), росток (искл.)

14.

Буквы О – Ё после шипящих в корне слова

Чёрный (чернеть), шов (искл.)

15.

Буквы Ы – И после Ц

Цифра, лекция (на — ЦИЯ), улицы, цыплёнок (искл.)

16.

Большая буква и кавычки в именах собственных

Москва (собств.), пароход «Ласточка»

17.

Буквы И – Е в окончаниях существительных

О Родине (1 скл., П.п), на акации (П.п., на — ия), у тёти (1 скл., Р.п.)

18.

О — Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных

Врачом, солнцем, товарищем, большого

19.

Безударные гласные в окончаниях имён прилагательных

Глубоким озером (каким?)

20.

Неупотребление Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую

Могуч (кр. прил.)

21.

Не с глаголами

Не был, ненавидеть (не употребляется без НЕ)

22.

Ь после шипящих в глаголах

Видишь, спрячь, купаешься

23.

— ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах

Пошли (что делать?) собираться, он (что делает?) собирается

24.

Буквы И — Е в корнях с чередованием (-БЕР- -БИР-, -ТЕР- — -ТИР-, -СТЕЛ- — -СТИЛ, — МЕР- — -МЕР- — МИР- и др.)

Расстилать, расстелить (нет а)

25.

Буквы И – Е в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения

Борется (бороться – 1 спр.), клеишь (клеить – 2 спр.), видит(видеть-2спр.)

26.

Буквы О – А в корне – КОС — — — КАС —

Касаться (есть а), прикосновение (нет а)

27.

Буквы О – А в корне – ГОР — — — ГАР —

Загорать (без ударения)

28.

Буквы Ы и И после приставок

Безынтересный, поискать(после гласной),

сверхинтересный (после сверх-)

29.

Гласные в приставках ПРЕ — и ПРИ —

Приехать (=приближение), привинтить (=присоединение),

приморский(=близость),

прикрыть(=неполное действие), преградить (=пере-),

30.

Слитное и дефисное написание сложных существительных и прилагательных

Северо-восток (промеж. сторона света), мясо-молочная (мясо и молоко), черноморский (Чёрное море)

31.

Буква Е в суффиксе – ЕН- существительных на — мя

На знамени (на — МЯ)

32.

НЕ с существительными

Не правда, а ложь,(противопост.), неправда (=ложь), неряха(не употр.без не)

33.

Буквы Щ и Ч в суффиксе –ЧИК- (ЩИК)

Смазчик (смазать, после З), каменщик (камень, не на Д — Т, З — С, Ж)

34.

Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-

Сыночек (сыночка, Е//нуль звука), носик (носика)

35.

Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных

Зайчонок (под удар.), крошечка (не под удар.)

36.

НЕ с прилагательными

Не правдивый, а лживый (противопост.), неряшливый (не употр. без не), неправдивый (= лживый)

37.

Н и НН в суффиксах прилагательных

Каменный (камень +н), комариный ветреный (искл.), соломенный

38.

Различение на письме суффиксов прилагательных –К- и –СК-

Киргизский (киргиз), русский (Русь)

39.

Мягкий знак в середине числительных

Семьдесят, семьсот

40.

НЕ в неопределённых местоимениях

Некто (под удар.), никто (не под удар.)

41.

Дефисное, слитное и раздельное написание местоимений

Кто-нибудь, никто, нечто, ни у кого

42.

Различение на письме приставок НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях

Никого (не под удар.), некого (под удар.)

43.

Гласные в суффиксах глаголов -ОВА-(ЕВА-) и –ЫВА- (ИВА-)

Советовать (советую),опаздывать (опаздываю)

44.

Гласные в суффиксах причастий

Лечащий (от лечить-2 спр.), посеявший (от посеять), склеенный (от склеить, на — ить)

45.

Н и НН в суффиксах причастий

Украшенный (полн.прич.)

покрашен (кр. прич.),

46.

НЕ с причастиями

Ещё не вспаханное поле (есть З.С.), поле не вспахано (кр. прич.), незатихающая буря

47.

НЕ с деепричастиями

Не делая (дееприч.), недоумевая (не употр. без не)

48.

Правописание наречий, образованных от существительных

В сердцах (нареч. на –ах)

Без устали, в упор

49.

НЕ в наречиях на – О, — Е

Нечаянно (не употр. без не), совсем не весело, не весело, а грустно (противопост.)

50.

Н и НН в наречиях на –О, — Е

Торжественно (от торжественный)путано (от путаный)

51.

Буквы О и А на конце наречий

Наглухо (есть на-), издавна (есть из-)

52.

Дефис в наречиях

Кое-где, где-то, чуть-чуть, мало-помалу

53.

НЕ и НИ в отрицательных наречиях

Негде (под удар.), нигде (не под удар.)

54.

Правописание предлогов

В следствие дождей (= из-за)

55.

Правописание союзов

Я некрасив, зато (=но) умён

56.

Правописание частиц

Знал бы, где же

II. ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ (на полях обозначается знаком V )

1. Перепиши предложение, в котором допустил ошибку.

2. Подчеркни грамматические основы, определи, простое оно или сложное.

3. Если это сложное предложение, обозначь союз (если есть).

4.Проверь постановку знака препинания между частями сложного предложения.

5. В простом предложении или в частях сложного, определи, чем оно осложнено:

  • однородными членами;

  • обращением;

  • вводными словами (предложением).

6. Поставь знаки препинания и составь схему.

ВИДЫ ПУНКТОГРАММ

1 – Знаки препинания в конце предложения

2 – Запятая в предложении с однородными членами

3 – Тире в простом предложении

4 – Запятая между частями сложного предложения

5 – Знаки препинания в предложениях с прямой речью

6 –Знаки препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах

7 – Знаки препинания при обращении

№ орфограммы

На какое правило сделана ошибка

Как исправлять ошибку

Образец

1.

Словарное слово

Выпиши слово без ошибок 3 раза, подчеркни букву, которую надо запомнить, поставь ударение

язык, язык, язык

2.

Гласные после шипящих:
жи-ши,
ча-ща, чу-щу.
Сочетание
чк, чн, чт, нч, рщ, щн, нщ

Выпиши слово без ошибок, подчеркни сочетание, напиши два слова на это правило

удача, туча, чай;
ручка, точка, ночка

3.

Заглавная буква в именах собственных

Выпиши слово без ошибок, подчеркни заглавную букву, напиши  два слова на это правило

Москва, Орёл, Киев

4.

Перенос слов, деление слова на слоги

Выпиши слово, раздели слово на слоги и для переноса

уIчеIник – уче-ник

5.

Безударные гласные в корне слова

Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (безударный гласный должен стать ударным)

грибы – гриб,
зима — зимушка

6.

Правописание звонких и глухих согласных в корне

Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (после парного согласного должен стоять гласный)

снег – снега,
ягодка — ягода

7.

Удвоенные согласные.

Выпиши слово без ошибок, подчеркни удвоенные согласные, напиши  два слова на это правило

класс, аллея, тонна

8.

Слово с разделительным мягким знаком

Выпиши слово без ошибок, напиши  два слова на это правило, обведи в кружок мягкий знак, подчеркни согласную перед  ним  и гласную после него

воробьи, листья, крылья

9.

Слово с разделительным твёрдым знаком

Выпиши слово без ошибок, напиши  два слова на это правило, обведи в кружок твёрдый  знак, выдели приставку, подчеркни согласную на которую заканчивается приставка  и гласную  с которой начинается корень

подъезд, съезд, объехал

10.

Пропуск и замена букв

Выпиши слово правильно, подчеркни букву, в написании которой ошибся, раздели слово на слоги и поставь ударение

вилIка

11.

Ь знак в конце и середине слова (обозначает мягкость предшествующего согласного)

Выпиши слово без ошибок, напиши  два слова на это правило, подчеркни мягкий знак и поставь зелёную точку под согласным перед мягким знаком

лось, пень, тень

12.

Правописание приставок ( суффиксов)

Выпиши слово без ошибок, напиши  два слова с этой же приставкой(суффиксом), приставку (суффикс)выдели, букву подчеркни

Добежал, дошёл, доехал

13.

Слитное написание приставок

Выпиши слово без ошибок, напиши  два слова с этой же приставкой, приставку выдели

Уход, забег, доехал

14.

Отдельное написание предлогов

Напиши слово с предлогом правильно, между предлогом и словом вставь какое-нибудь слово (вопрос) по смыслу и запиши

На  столе – на большом столе

15.

Непроизносимый согласный

Выпиши слово без ошибок, запиши проверочное слово

солнце – солнышко;
чудесный — чудеса

16.

Ь знак после шипящих

Выпиши слово, объясни орфограмму, запиши два слова на это правило

а) ночь (сущ., ж.р., ед.ч.), тишь, дочь;
б) с крыш (сущ., мн.ч.), много туч, от дач;
в) жечь (глаг., в нач. ф.), стеречь, лечь;
г) пишешь (глаг., 2 л., ед. ч.), решаешь, рисуешь

17.

Частица не с глаголом

Выпиши слово с частицей правильно,  запиши два слова на это правило

не  говорит, не   летает, не  смеётся

18.

Сложные слова

Выпиши слово, выдели корни, подчеркни соединительную гласную

ледокол

19.

Безударные падежные окончания имён существительных

Выпиши слово, выдели окончание, объясни:
— мн. ч., падеж;
— ед. ч., склонение., падеж

20.

Безударные падежные окончания имён прилагательных

Выпиши имя прилаг. вместе с именем сущ., задай вопрос, выдели окончание

21.

Безударные падежные окончания  глаголов

Выпиши глагол, выдели окончание, определи спряжение

 

Ошибки в грамматических заданиях

Обозначение разбора

Как исправлять ошибку

Фонетический разбор (1)

Выписать слово (или его фрагмент)  и выполнить разбор правильно.

Разбор слова по составу (2)

Выписать слово и выполнить разбор правильно.

Морфологический разбор (3)

Выписать слово и выполнить разбор правильно (смотреть памятку для морфологического разбора)

Разбор предложения (4)

Выписать предложение и исправить ошибки:
— определение членов предложения (если есть ошибки);
— выписать все словосочетания (если есть ошибки).
Запомнить!  Подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются.

Ошибка в определении падежа имени существительного

Выписать словосочетание, задать вопрос к имени существительному, определить падеж.

Образец выполнения работы над ошибками
(найди ошибки в тексте, исправь их)

В гостях у деда.

Трапа бежыт через лесок. Весело шумят ёлочьки. Алёша и яша идут домой. Мальчики были в гостях удеда. Дет работает леснеком. Рибята сажали с дедом маленькие дупки.

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

ПАМЯТКА Как выполнять работу над ошибками

Рейтинг:   / 3

ПАМЯТКА Как выполнять работу над ошибками

1. СЛОВАРЬ Напиши слово, в котором сделал ошибку, 3 раза, поставь ударение, выдели орфограмму.

Выполняй так: мороз, мороз, мороз.

2. ПРОПУСК. ЗАМЕНА БУКВ Напиши правильно слово, подчеркни пропущенную букву, напиши это слово еще 3 раза.

3. ПЕРЕНОС Напиши слово, в котором сделал ошибку, разделив его для переноса (все случаи). Запиши, разделив для переноса еще 2 слова.

Выполняй так: ок—тяб—ря—та, ко—ро—ва, уче – ник

4. МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ СЛОВА Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак (ь) и согласную перед ним. Запиши еще 2 слова на эго правило. Например: ель, тень, пень.

5. МЯГКИЙ ЗНАК (Ь) В СЕРЕДИНЕ СЛОВА Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на это правило. Например: пальто, мальчик, коньки,

6. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК (Ь). Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на это правило. Например: вьюга, листья, соловьи. Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пи¬шется после согласных, перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.

7. ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, ЧК – ЧН, СТ – НЧ. Напиши слово, в котором сделал ошибку, придумай И запиши еще 2 примера на это правило, подчеркни правило. Машина, мыши, ландыши.

8. БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ СОБСТВЕННЫХ. Напиши слово, в котором сделал ошибку, придумай и запиши еще 2 примера. Нина, Вова, Катя.

9. БОЛЬШАЯ БУКВА В НАЧАЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ТОЧКА В КОНЦЕ. Напиши предложение, в котором сделал ошибку, подчеркни начало и конец предложения. Придумай еще одно предложение и запиши его. Красив лес осенью.

10. ПОСТАНОВКА ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ. Напиши предложение, в котором сделал ошибку, по¬ставь правильно знаки, подчеркни их.

11. УДАРЕНИЕ В СЛОВЕ Напиши слово, в котором сделал ошибку, поставь в нем ударенна, придумай и запиши еще 2 слова, по¬ставь в них ударение.

12. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА. Напиши проверочное слово к слову, в котором сде¬лал ошибку, затем это слово. Поставь в слове уда¬рение, выдели точкой снизу гласную, которую про¬верил. Приведи еще 2 примера: водный—водичка море—морской поле—полевой

13. ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ. Подбери проверочное слово изменением слова так, чтобы после согласного стоял гласный, запиши его, затем запиши слово, в котором сделал ошибку. При¬веди еще 2 примера. Подчеркни парную согласную. Выполняй так: резок—редкий трава—травка площади—площадка

14. ПРЕДЛОГИ, ЧАСТИЦЫ, СОЮЗЫ. Напиши предложение, в котором сделал ошибку, подчеркни предлоги (частицы, союзы). Придумай еще предложение с предлогами (частицами, союза¬ми), запиши его, подчеркни снова. Мышка (за) кошку, кошка (за) Жучку, Жучка (за) внучку, внучка (за) бабку, бабка (за) дедку, дедка (за) репку.

15. ЕСЛИ НЕВЕРНО СОСТАВЛЕНО ПРЕДЛОЖЕНИЕ Составь его правильно и запиши.

16. ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ. Напиши слово, в котором сделал ошибку, еще 3 сло¬ва на это правило, подчеркни двойные согласные. Класс, суббота, аллея

17. НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ. Напиши слово проверочное, затем слово, в котором сделал ошибку. Запиши еще 2 примера на это пра¬вило. Подчеркни непроизносимую согласную. Грустить—грустный, солнечный—солнце, сердечный—сердце

18. СОСТАВ СЛОВА. Напиши слово, в котором сделал ошибку, разбери его по составу. Запиши еще 2 слова и тоже разбери их по составу. Поездка, разведчики, придорожный

19. ПРИСТАВКА. Напиши слово, в котором сделал ошибку, и еще 3 слова с этой приставкой. Побежал, подарил, поменьше, поговорил

20. СУФФИКСЫ. Напиши слово, в котором, сделал ошибку, и еще 3 слова с этим суффиксом. Черненький, маленький, желтенький

21. НЕ С ГЛАГОЛАМИ. Запиши предложение, в котором сделал ошибку, подчеркни НЕ, придумай еще одно предложение с НЕ, запиши его и подчеркни.

22. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК. Запиши слово, в котором сделал ошибку, и приведи еще 3 примера, подчеркни разделительный твердый знак: Подъезд, объяснил, объявление

23. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВКИ СО СЛОВОМ. Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова родственные слова с разными приставками. Например: заехал, уехал, переехал Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишет¬ся слитно со словом.

24. ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГА СО, СЛОВОМ. Из предложения, в котором допущена ошибка, вы¬пиши слово вместе с предлогом. Докажи, что пред¬лог со словом пишется отдельно. Делай так: к берегу; к (какому?) берегу, к (крутому) берегу Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не сме¬шивай приставку с предлогом. Например: Лодка отплыла от берега.

25. МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ СУЩЕСТВИТЁЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ. Запиши слово, в котором сделал ошибку, укажи род, приведи еще 2 примера, запиши.

26. РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЧАСТЯМ РЕЧИ. Выпиши предложение. Обозначь, какой частью ре¬чи является каждое слово. прилаг. сущ. гл. пр. сущ. Советские люди борются за мир.

27. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ, ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ, ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ. Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же зна¬ком и запиши. Например: Слава нашей Родине! Слава труду!

28. РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Выпиши предложение. Подчеркни главные члены предложения. Выпиши слова парами с вопросами. Делай так: Седые туманы плывут к облакам. Туманы (какие?) седые, плывут (куда?, к чему) к облакам

29. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Выпиши предложение. Подчеркни однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни о знаках препинания (и союзах) между однородными члена¬ми. Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге.

30. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. Выпиши существительное, поставь его в начальную форму. Определи тип склонения и падеж. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример. Делай так: на опушке—опушка, суш,. 1 скл., П. п. на полянке—полянка, сущ., 1 скл., П. п.

31. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. Выпиши прилагательное с существительным, к кото¬рому оно относится. Поставь к прилагательному во¬прос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Делай так: к лесу — (какому ?) дальнему— м. р., ед. ч., Д. п.

32. ПРЕДЛОГ ПЕРЕД МЕСТОИМЕНИЕМ. Выпиши ИЗ предложения местоимение с предлогом. Запищи еще 2 примера на это правило. Например: у нас, ко мне, с тобой Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с име¬нами существительными) пишутся отдельно.

33. МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ ГЛАГОЛОВ 2-го ЛИЦА ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ. Выпиши глагол правильно. Запиши еще глагола на это правило. Например: пишешь, читаешь, решаешь Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственно¬го числа пишется мягкий знак (ь).

34. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ. Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Пос¬тавь глагол в начальную (неопределенную) форму. Посмотри на гласную перед—ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа. Делай так: пишет—писать, гл., 1 спр., (-е, -ут, -ют); ставит—ставить, гл., 2 спр., (-и, -ат, -ят).

35. ВРЕМЯ ГЛАГОЛА. Выпиши глагол, поставь к нему вопрос, по вопросу определи время глагола. Помни: настоящее время — что делает? проведшее время — что делал?, что сделал? будущее время — что сделает?, что будет делать? Делай так: засветило — что сделало? — прошедшее время.

36. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА. Выпиши слово. Поставь ударение. Раздели на слоги. Охарактеризуй каждый звук. Укажи, сколько в сло¬ве букв и звуков. Делай так: деньки день—ки д (д ) — согласный, парный, звонкий, мягкий е (э) — гласный, безударный н (н) – согласный, непарный, звонкий, мягкий ь к (к) – согласный, парный, глухой, и (и) – мягкий гласный, ударный

37. -ТСЯ и -ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ. Поставь, к глаголу вопрос. Если у вопроса на конце мягкого знака нет, то нет его и у глагола, зна¬чит, пиши — ТСЯ. Если у вопроса на конце есть мяг¬кий знак, то пиши его и у глагола — ТЬСЯ. Приведи еще 2 примера.

ПАМЯТКА по работе над ошибками творческих работ (сочинений и изложений)

1. Соответствует ли содержание заглавию?

2. Подтверждена ли основная мысль? Не пропу¬щено ли главное?

3. Нет ли лишних фактов, предложений, слов?

4. Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения?

5. Те ли слова отобраны для лучшей передачи основной мысли?

6. Интересно ли, понятно ли все читателю?

ПОМНИ! Предложение выражает законченную мысль.

Начало предложения пиши с за¬главной буквы; в конце ставь точку (?, !).

Запиши эти предложения правильно.

П — Замени повторяющиеся слова близкими по значению словами. Составь с ними предложения.

Запиши полученные предложения без повторяющихся слов.

X — перечитай, найдя лишнее предложение (слово), Запиши эту часть текста без лишнего предложения (слова).

V — подумай, достаточно ли у тебя предложений (слов) для того, чтобы был понятен текст.

Какого предложения (слова) не хватает? Запиши эту часть текста с недостающими предложениями (словом).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Памятка для работ над ошибками
  • Памятка выполнения работы над ошибками 2 класс
  • Памятка вода ошибок не прощает
  • Памир 74 работа над чужими ошибками тубальцев
  • Памир 1974 работа над чужими ошибками