Памятка работа над ошибками 4 класс начальная школа

Памятка для работы над ошибками (4 класс)

1. Пропуск, замена, искажение.

        Выпиши слово правильно; раздели его на слоги; поставь ударение.

2. Слова с непроверяемыми орфограммами.

        Выпиши слово правильно; раздели его на слоги; подчеркни букву, где была ошибка.

3. Безударные проверяемые гласные.

        Напиши сначала проверочное слово, затем слово, в котором была ошибка; поставь ударение. Выдели корень, подчеркни безударную проверяемую гласную.  

травы — трава

4. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, нщ, рщ.

        Выпиши слово правильно; подчеркни сочетание. Напиши ещё 3 слова на эту орфограмму.

роща   пища  дочка  дачный

5. Парные звонкие и глухие согласные.

        Напиши сначала проверочное слово, затем слово, в котором была ошибка. Выдели корень, подчеркни парную согласную.

глаза — глаз

6. Непроизносимые согласные.

        Напиши сначала проверочное слово, затем слово, в котором была ошибка. Выдели корень, подчеркни непроизносимую согласную или сочетание сн.

                грустит — грустный        ужасен — ужасный

7. Мягкий знак — показатель мягкости согласного звука.

        Выпиши слово правильно, подчеркни согласную вместе с мягким знаком. Напиши ещё 3 слова на эту орфограмму.

                        уголь   соль   больной  старенький

8. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

        Выпиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Определи род имени существительного. Напиши ещё 3 слова на эту орфограмму.

        дочь (ж.р.)     плащ (м.р.)    грач (м.р.)     помощь (ж.р.)

9. Разделительный мягкий знак.

        Выпиши слово правильно, подчеркни согласную и гласную, которые разделяются мягким знаком. Напиши ещё 3 слова на эту орфограмму.

                         вьюга  листья   колья   пьёт

10.  Разделительный твёрдый знак.

        Выпиши слово правильно. Подчеркни твёрдый знак; выдели  в слове приставку и корень. Напиши ещё 3 слова на эту орфограмму.

             подъехали    взъерошил   съедобное   подъёмный

11. Правописание  предлогов.

        Выпиши слово с предлогом. Поставь между ними вопрос или другое слово.

        в  роще —  в (какой?) роще  —  в  берёзовой  роще

12. Правописание приставок.

        Выпиши слово правильно; выдели приставку и корень. Помни: между приставкой и корнем НЕЛЬЗЯ вставить вопрос!

прибрежный

13. Большая  буква в написании имён собственных.

        Выпиши слово правильно; подчеркни большую букву. Напиши ещё 3 слова на эту орфограмму.

                         Москва     Рита    Иванов    Мурка

14. Правописание окончаний имён прилагательных.

        Выпиши имя прилагательное вместе с именем существительным, от которого оно зависит. Поставь вопрос к имени прилагательному, определи род прилагательного и падеж. Выдели окончания у вопроса и имени прилагательного.

                             озеро  (какое?) глубокое

15. Написание частицы НЕ  с глаголами.

        Выпиши глагол с частицей НЕ. Подчеркни пробел между ними. Напиши ещё 3 примера на эту орфограмму.

        не__был         не___ждал       не___верил       не___знаю

16. Незнакомые орфограммы.

        Выпиши слово правильно, подчеркни место в слове, где была ошибка. Постарайся запомнить, как пишется это слово.

                        скалолаз

17. Окончания существительных.

Выпиши имя существительное со словом, с которым оно связано по смыслу. Определи склонение, род и падеж.

                           Увидел в траве (1скл., ж.р., П.п.)

18.Окончания глаголов.

Выпиши глагол, определи спряжение, время и лицо глагола.

                          Скажешь (1 спр., буд. Время, 2 лицо)

19.Местоимения с предлогами.

Выпиши местоимение с предлогом, поставь вопрос к местоимению.

                                               (у кого?) у меня

20.Однородные члены предложения.

Выпиши предложение, поставь запятые, выдели союзы (если они есть), подчеркни однородные члены.

                     Вьюга выла, свистела и пугала нас.

21.Правописание сложных слов.

Выпиши слово правильно, выдели корни, подчеркни соединительную гласную, напиши проверочное слово к корню, где была ошибка.

                          скалолаз скалы

Работа над
ошибками

1.Большая буква в начале предложения.

Выпиши
предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни
заглавную букву.

Делай так: Выпал снег. Дети
рады.

2.Пропуск и замена буквы.

Выпиши
слово правильно, раздели его на слоги, поставь ударение, подчеркни пропущенную
букву. Делай так: Звонок – зво – нок.

3.Слог.

Раздели
слово на слоги. Обозначь гласные.

Делай так: Учитель – 3 сл.

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и
слогов.

4.Перенос слова.

Раздели
слово на слоги для переноса.

Делай так: Оси – на. (Ру – чей – ки. Конь –
ки. Круж – ки.)

Запомни! При переносе одну букву нельзя
оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

5.Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни
мягкий знак ь и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Ель, тень, пень.

                  
Коньки, мальчик, пальто.

6.Разделительные Ь и Ъ.

Выпиши
слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни согласную
букву, Ь (Ъ), гласную букву.

Делай так: Вьюга, листья, соловьи.

                  
Объявление, объяснил, съезд.

7.Гласные после шипящих (жи – ши, ча – ща, чу – щу).

Выпиши
слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни сочетание.

 Делай
так:
Малыши, карандаши, ежи.

8.Словарные слова.

Запиши
слово правильно, поставь ударение, отметь все опасные места. Запиши 3
родственных (однокоренных) слова.

Делай так: Ягода, ягодный, ягодка.

9.Сочетания чк, чн, нщ, щн, сн, нч, щр.

Выпиши
слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни сочетание.

Делай так: Дочка, речка, точка.

Запомни! Сочетания чк, чн, нщ, щн, сн, нч,
щр пишутся без мягкого знака ь.

10.Безударные гласные в корне слова.

Выпиши
слово правильно, подбери проверочное слово, подчеркни неправильно написанную
букву, запиши 1 родственное (однокоренное слово).

Делай так: Ходил – ходит, ходики.

11.Большая буква в имени собственном.

Выпиши
слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Илья, Петров, Рославль.

12.Знаки препинания в конце предложения ( . ? ! )

Выпиши
предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким
же знаком. Подчеркни знак.

Делай так: Мама пришла! У нас каникулы!

13.Не с названиями действий (с глаголами).

Выпиши
название действия (глагол) с не. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Подчеркни пробел. Делай так: Не пришёл, не выучил, не знал.

Запомни! Слово – помощник не с
названиями действий (с глаголами) пишется отдельно.

14.Раздельное написание предлогов со словом.

Выпиши
слово с предлогом правильно. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно.
Подчеркни пробел. Запиши ещё 2 слова с этим предлогом.

Делай так: На ногу, на левую ногу, на руку,
на голову.

Запомни! Предлог – это отдельное слово.
Между ним и словом можно вставить другое слово.

15.Парные звонкие и глухие согласные.

Выпиши
слово правильно, подбери проверочное слово, подчеркни неправильно написанную
букву, запиши 1 родственное (однокоренное слово).

Делай так: Дуб – дубы, дубовый.

16.Двойные согласные в слове.

Выпиши
слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши 1 родственное
(однокоренное) слово на эту орфограмму. Подчеркни орфограмму.

Делай так: Группа, груп – па, групповой.

17.Запятая в предложении.

Выпиши
предложение правильно. Обведи запятую и «мостик», или запятую и союз а.

Делай так: Стало холодно, потому что пришла
зима.

                  
Стало холодно потому, что пришла зима.

                
  Стало не тепло, а холодно.

Запомни! Перед союзом а всегда
ставится запятая.

                 
, потому что

                 
потому, что

                 
, поэтому

18.Состав слова.

Выпиши
слово. Разбери его по составу. Запиши 2 однокоренных слова.

Делай так: Поездка, езда, переезд.

19.Правописание непроизносимых согласных.

Выпиши
слово. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Подбери к слову 2
однокоренных слова. Обозначь орфограмму.

Делай так: Звёздный – звезда, звёздочка.

20.Гласные и согласные в приставках.

Выпиши
слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой приставкой.

Делай так: Полетели, побежали, потянули.

21.Правописание приставки со словом.

Выпиши
слово, выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными
приставками.

Делай так: Заехал, уехал, переехал.

Запомни! Приставка – это часть слова. Она
пишется слитно со словом.

22.Соединительные гласные (о, е) в сложных словах.

Выпиши
слово. Выдели корни. Подчеркни соединительную гласную. Запиши ещё 1
слово на эту орфограмму.

Делай так: Водовоз, самолёт.

23.Мягкий знак ь на конце существительных после
шипящих.

Выпиши
слово. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

Делай так: Луч (м.р.), шалаш, товарищ.

                  
Ночь (ж.р.), мощь, тишь.

24.Предлог с местоимением.

Выпиши
их предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

Делай так: У нас, ко мне, с тобой.

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с
существительными) пишутся отдельно.

25.Звук [ы] после звука [ц].

Выпиши
слово. Подчеркни орфограмму. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Аппликация, акация, революция.

                  
Цыц, цыплёнок, цыган.

26.Правописание –тся, -ться.

Выпиши
слово. Задай к нему вопрос. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Учиться (что делать?), трудиться,
мыться.

                   
Учится (что делает?), трудится, моется.

27.Ошибка в определении части речи.

Выпиши
слово. Поставь к нему вопрос, определи часть речи.

Делай так: Сосной – сосна (что?) – сущ.

                 
 Играет — (что делает?) – гл.

                  
Красивое – (какое?) – прил.

                  
Хорошо – (как?) – нареч.

                  
Она – (кто?) – мест.

                  
В – предл.

                  
И – союз.

28.Суффиксы –ек, — ик.

Выпиши
слово, рядом проверочное. Запиши 2 слова с этим суффиксом. Выдели его.

Делай так: Огурчик – нет огурчика, ларёчек –
нет ларёчка.

Запомни! Измени слово по команде вопроса:
нет кого? нет чего? Если гласный звук в суффиксе пропал, следует писать –ек,
если остался – ик.

29.Мягкий знак ь на конце глаголов 2 – го лица
единственного числа настоящего времени.

Выпиши
глагол. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.

Делай так: Пишешь, читаешь, решаешь (наст.
вр., 2 л., ед.ч.)

Запомни: На конце глаголов 2 лица
единственного числа настоящего времени пишется мягкий знак ь.

30.Буквы «о» и «ё» после шипящих и ц.

Выпиши
слово. Подчеркни орфограмму. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.

Делай так: Жёлуди – желудёвый, шёл, шёпот.

                  
Ручонка, камышовый, парчовый.

31.Правописание безударных падежных окончаний
прилагательных.

Выпиши
прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к
прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число, падеж
прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

Делай так: К лесу (какому?) дальнему – м.р.,
ед.ч., Д.п.

32.Разбор предложения.

Выпиши
предложение. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Дай характеристику
предложению (по цели, по интонации).

33.Правописание безударных падежных окончаний имён
существительных.

Выпиши
существительное, поставь его в начальную форму. Определи склонение, падеж,
число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.

Делай так: На опушке – опушка (на земле), 1
скл., П.п., ед.ч.

Запомни! Опорные слова: 1 скл. – земля,
весна; 2 скл. – слон , колесо; 3 скл. – рожь.

34.Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши
глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную форму. Определи
спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного
и множественного числа.

Делай так: Пишет – писать, гл., I спр., ( —
е, — ут, — ют).

                  
Ставит – ставить, гл., II спр., ( — и, — ат, — ят).

35.Однородные члены предложения.

Выпиши
предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят.
Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзами между однородными членами.
Выполни схему предложения.

Делай так: Сильный ветер сорвал листья,
разметал их по дороге. [ — =, = ]

                  
Сильный ветер сорвал листья и разметал их по дороге. [ — = и =]

36.Сложное предложение.

Выпиши
предложение правильно. Подчеркни грамматические основы. Выполни схему
предложения. Подчеркни запятую.

Делай так: Дровосек проснулся, когда солнце
садилось. [ ], (когда).

                  
Мы жили на берегу, и у моего папы была лодка. [ ], и [ ].

37.Правописание наречий.

Выпиши
слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 наречия с этой
приставкой.

Делай так: Сначала, снова, слегка.

                  
Затемно, заново, запросто.

Запомни! На конце наречий пишется –а, если
они имеют приставки из-, до-, с-. На конце наречий пишется –о, если они имеют
приставки в-, на-, за-.

38.Мягкий знак на конце наречий после шипящих.

Выпиши
слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

Делай так: Наотмашь, настежь, невмочь.

                  
Уж , замуж , невтерпёж .

39.Определение падежа существительных, прилагательных.

Делай так: В зелёной роще пели скворцы.

                  
Пели (в ком? в чём?) в роще.

                  
Пели (кто? что?) скворцы.

                  
Пели в зелёной (роще) (в ком? в чём?).

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.

Памятка для ученика начальной школы.

  1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Например: Выпал пушистый снег. Дети рады.

  1. Пропуск буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

Например: звонок, ученик.

  1. Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

Например: уиель – 3 слога.

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

  1. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

Например: оси – на, ма – ши – на.

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

  1. Мягкий знак Ь, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак Ь и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

Например: ель, тень, пень; коньки, мальчик, пальто.

  1. Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Например: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.

  1. Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

Например: дочка, речка, мощный.

  1. Ударение.

Выпиши слово. Поставь в нём правильно знак ударения.

Например: алфавит, звонить, щавель.

Передай ритм слова с помощью стука.

  1. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (А, О, Е ,И, Я).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

Например: сады – сад

волна – волны

  1. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением. (Слова из словаря).

Запиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.

  1. Проверяемые парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

Например: морозы – мороз, ягода – ягодка.

  1. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Озерки.

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с заглавной буквы.

  1. Разделительный мягкий знак Ь.

Выпиши слово правильно, запиши 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак Ь и гласную букву.

Например: вьюга, листья, соловьи.

Запомни! Разделительный мягкий знак Ь пишется после согласных перед гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.

  1. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё 2 однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

Например: группа, групп-па, групповой, подгруппа.

  1. Знаки препинания в конце предложения (. ! … ?)

Выпиши Предложения правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

Например: Сколько тебе лет? Слава нашей Родине !

  1. Разбор предложения.

Выпиши предложение. Подчеркни грамматическую основу предложения. Обозначь части речи. Выпиши словосочетания с вопросами.

Например: Седые туманы плывут к облакам. (Повеств., невоскл., прост., распр.)

туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам.

Запомни! Слова в предложении связаны парами по смыслу. Связь слов устанавливается при помощи вопросов от слова к слову.

  1. Правописание предлога со словом.

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Между предлогом и словом вставь ещё одно слово.

Например: к берегу; к (какому?) берегу, к крутому берегу.

Запомни! Предлог – отдельное слово. Он пишется отдельно от других слов. Между предлогом и следующим словом можно вставить ещё одно слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

Например: Лодка отплыла от берега.

  1. Состав слова.

Выпиши слово, разбери его по составу.

Например: заморозки . Запиши 1-2 однокоренных слова.

  1. Правописание непроизносимых согласных.

Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

Например: звезда, звёздочка, звёздный.

Честь — честный.

  1. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.

Например: полетели, побежали, потянули,

отнёс, отбежал, отлетел.

  1. Правописание приставки со словом.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Например: заехал, уехал, переехал.

Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.

  1. Разделительный твёрдый знак Ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

Например: съезд, объявление, объём.

Запомни! Разделительный твёрдый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

  1. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

Например: Луч (м.р.), шалаш , товарищ.

Ночь (ж.р.), мощь, тишь.

  1. Соединительные гласные в сложных словах (о, е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой.

Например: водовоз, самолёт.

  1. Не с глаголом.

Выпиши глагол с НЕ. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

Например: не пришёл, не выучил, не знал.

  1. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. [ , ].

Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге. [ и ].

  1. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши свой пример.

Например: на опушке ( на земле , 1 скл. ),

на полянке (на земле, 1 скл.),

у речки ( у земли , 1 скл.).

  1. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

Например: к лесу ( как ому ?) дальн ему — м.р., ед.ч., Д.п.).

  1. Предлог с местоимением.

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

Например: у нас, ко мне, с тобой.

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

  1. Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола с этой орфограммой.

Например: пишешь, решаешь, читаешь ( наст.вр., 2 л., ед.ч.).

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного лица пишется мягкий знак Ь.

  1. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -ТЬ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

№ орфограммы

На какое правило сделана ошибка

Как исправлять ошибку

Образец

1.

Словарное слово

Выпиши слово без ошибок 3 раза, подчеркни букву, которую надо запомнить, поставь ударение

язык, язык, язык

2.

Гласные после шипящих:
жи-ши,
ча-ща, чу-щу.
Сочетание
чк, чн, чт, нч, рщ, щн, нщ

Выпиши слово без ошибок, подчеркни сочетание, напиши два слова на это правило

удача, туча, чай;
ручка, точка, ночка

3.

Заглавная буква в именах собственных

Выпиши слово без ошибок, подчеркни заглавную букву, напиши  два слова на это правило

Москва, Орёл, Киев

4.

Перенос слов, деление слова на слоги

Выпиши слово, раздели слово на слоги и для переноса

уIчеIник – уче-ник

5.

Безударные гласные в корне слова

Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (безударный гласный должен стать ударным)

грибы – гриб,
зима — зимушка

6.

Правописание звонких и глухих согласных в корне

Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (после парного согласного должен стоять гласный)

снег – снега,
ягодка — ягода

7.

Удвоенные согласные.

Выпиши слово без ошибок, подчеркни удвоенные согласные, напиши  два слова на это правило

класс, аллея, тонна

8.

Слово с разделительным мягким знаком

Выпиши слово без ошибок, напиши  два слова на это правило, обведи в кружок мягкий знак, подчеркни согласную перед  ним  и гласную после него

воробьи, листья, крылья

9.

Слово с разделительным твёрдым знаком

Выпиши слово без ошибок, напиши  два слова на это правило, обведи в кружок твёрдый  знак, выдели приставку, подчеркни согласную на которую заканчивается приставка  и гласную  с которой начинается корень

подъезд, съезд, объехал

10.

Пропуск и замена букв

Выпиши слово правильно, подчеркни букву, в написании которой ошибся, раздели слово на слоги и поставь ударение

вилIка

11.

Ь знак в конце и середине слова (обозначает мягкость предшествующего согласного)

Выпиши слово без ошибок, напиши  два слова на это правило, подчеркни мягкий знак и поставь зелёную точку под согласным перед мягким знаком

лось, пень, тень

12.

Правописание приставок ( суффиксов)

Выпиши слово без ошибок, напиши  два слова с этой же приставкой(суффиксом), приставку (суффикс)выдели, букву подчеркни

Добежал, дошёл, доехал

13.

Слитное написание приставок

Выпиши слово без ошибок, напиши  два слова с этой же приставкой, приставку выдели

Уход, забег, доехал

14.

Отдельное написание предлогов

Напиши слово с предлогом правильно, между предлогом и словом вставь какое-нибудь слово (вопрос) по смыслу и запиши

На  столе – на большом столе

15.

Непроизносимый согласный

Выпиши слово без ошибок, запиши проверочное слово

солнце – солнышко;
чудесный — чудеса

16.

Ь знак после шипящих

Выпиши слово, объясни орфограмму, запиши два слова на это правило

а) ночь (сущ., ж.р., ед.ч.), тишь, дочь;
б) с крыш (сущ., мн.ч.), много туч, от дач;
в) жечь (глаг., в нач. ф.), стеречь, лечь;
г) пишешь (глаг., 2 л., ед. ч.), решаешь, рисуешь

17.

Частица не с глаголом

Выпиши слово с частицей правильно,  запиши два слова на это правило

не  говорит, не   летает, не  смеётся

18.

Сложные слова

Выпиши слово, выдели корни, подчеркни соединительную гласную

ледокол

19.

Безударные падежные окончания имён существительных

Выпиши слово, выдели окончание, объясни:
— мн. ч., падеж;
— ед. ч., склонение., падеж

20.

Безударные падежные окончания имён прилагательных

Выпиши имя прилаг. вместе с именем сущ., задай вопрос, выдели окончание

21.

Безударные падежные окончания  глаголов

Выпиши глагол, выдели окончание, определи спряжение

 

Ошибки в грамматических заданиях

Обозначение разбора

Как исправлять ошибку

Фонетический разбор (1)

Выписать слово (или его фрагмент)  и выполнить разбор правильно.

Разбор слова по составу (2)

Выписать слово и выполнить разбор правильно.

Морфологический разбор (3)

Выписать слово и выполнить разбор правильно (смотреть памятку для морфологического разбора)

Разбор предложения (4)

Выписать предложение и исправить ошибки:
— определение членов предложения (если есть ошибки);
— выписать все словосочетания (если есть ошибки).
Запомнить!  Подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются.

Ошибка в определении падежа имени существительного

Выписать словосочетание, задать вопрос к имени существительному, определить падеж.

Образец выполнения работы над ошибками
(найди ошибки в тексте, исправь их)

В гостях у деда.

Трапа бежыт через лесок. Весело шумят ёлочьки. Алёша и яша идут домой. Мальчики были в гостях удеда. Дет работает леснеком. Рибята сажали с дедом маленькие дупки.

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Памятка «Работа над ошибками по русскому языку»4 класс

1.Пропуск, замена, перестановка букв в слове. Выпиши слово. Напиши его три раза. Подчеркни в нём букву,

в написании которой допущена ошибка. Машина, машина, машина.

2. Имена, отчества и фамилии людей, названия морей, рек, городов, деревень, клички животных пишутся

с большой буквы. Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни заглавную

букву. Корова Мурка, мальчик Дима, город Владивосток.

3. Запомни: Начало предложения пишется с заглавной буквы.

Выпиши правильно предложение. Подчеркни заглавную букву. Папа купил ёлку.

В конце предложения ставится точка, восклицательный или вопросительный знаки.Выпиши

предложение правильно. Подчеркни знак препинания. Кедр это хвойное дерево.

4. Запятая в предложении……..

5.Гласные после шипящих. Жиши, чаща, чущу.Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму. Запиши

ещё 2 слова на эту орфограмму. Ерши, ужи, чаща, чайник, чудо, щука.

6.Сочетания чн, нч, чк, нщ, щн пишутся без мягкого знака. Выпиши слово правильно. Подчеркни

сочетание. Запиши ещё 2 слова. Почка, мощный, речной, обманщик, одуванчик.

7.Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных, пишется после согласных на конце слова, в

середине слова между согласными. Выпиши слово правильно.

Подчеркни мягкий знак. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Пень, деньки, пальчик.

8. Мягкий знак, разделительный, пишется в корне слова после согласных, перед гласными Е, Ё, И, Ю,

Я. Показывает, что согласный звук не сливается с гласным.

Выпишите слово правильно. Подчеркните ьразделительный одной чертой. Гласную,которую он разделяет

двумя чертами. Напишите ещё 2 слова на эту орфограмму. Соловьи, обезьяна.

9. Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед

корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я. Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Подчеркни

твёрдый знак и гласную букву. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Подъезд, объявление.

10. При переносе нельзя оставлять одну букву на строке и нельзя переносить на другую строку. Нельзя

отрывать буквы Ъ и Ь от предшествующей согласной (кольцо, отъезд). Нельзя отрывать Й от

предшествующей гласной (лейка). Слова с двойной согласной переносятся так: дрожжи. Некоторые

слова не переносятся (Оля, танк). Выпиши слово с правильным переносом.

11. Предлог пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить другое слово.

Выпиши слово с предлогом. Вставь между предлогом и словом другое слово или вопрос. От реки от

акой?) реки. От реки от (быстрой) реки.

Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно. Выпиши из

предложения местоимение с предлогом. Подчеркни. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму. У _меня, ко

_мне, со _мной.

12.Приставкаэто часть слова. Она пишется слитно со словом. Выпиши слово. Выдели приставку.

Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками. Заехал, приехал, уехал.

13.Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать проверочное слово (родственное слово

или форму этого слова), в котором на эту гласную падает ударение. Выпиши слово правильно. Поставь

ударение. Выдели корень. Подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова

на эту орфограмму. Сады

́

сад, леса

́

лес, волна

́

– во

́

лны.

14.Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть их написание в

орфографическом словаре. Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму и ударение. Запиши 2

однокоренных слова. Капуста, капустный, капустник.

15 Чтобы написать парную согласную (б – п, в – ф, г – к, д – т, з – с, ж – ш) на конце или в середине слова,

надо подобрать проверочное слово (родственное слово или форму этого слова), в котором после этой

согласной буквы стоит гласная. Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Подчеркни. Запиши

ещё 2 слова на эту орфограмму. Завод – заводы, леслеса, ягодка – ягода.

16. Чтобы написать непроизносимую согласную в корне слова, надо подобрать проверочное слово, в

котором отчетливо слышен согласный звук. Запомни слова, которые нельзя проверить: лестница,

чувство, праздник.Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту

орфограмму. Звёздный – звезда, солнце – солнышко, честный – честь.

17.Удвоенные согласные в корне.: класс, ванна, хоккей, бассейн, масса, дрожжи и т. д. Выпиши слово

правильно, раздели его для переноса. Подбери к нему однокоренные слова. Подчеркни двойную согласную.

Коллекция, коллекционная (марка), коллекционер.

18.Мягкий знак на конце существительных после шипящих. У существительных женского рода после

шипящих на конце пишется Ь, а у существительных мужского рода после шипящих Ь не пишется.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Мяч (м.р.), карандаш,

товарищ. Дочь (ж.р.), мощь, мышь.

19.Безударная гласная в приставках. Написание гласных букв в приставках: до, о, об (обо), от (ото),

по, под (подо), про, со; за, на, над. Для проверки безударной гласной в приставке можно использовать

слова, в которых гласные звуки в приставках находятся под ударением. Например, доехалдосыта,

заговорилзаговор. Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Запиши ещё 3 слова с такой же приставкой.

Доехал, добежал, додумался, договорился.

20. В сложных словах есть соединительные гласные о, е. Если первый корень оканчивается на твёрдый

согласный, то надо писать о, если на мягкий согласный или шипящий – е. Выпиши слово правильно.

Выдели корни. Подчеркни соединительную гласную. Запиши ещё одно слово с этой орфограммой. Водолаз,

землемер.

21.Частица не с глаголами пишется раздельно. Выпиши слово правильно. Подчеркни. Запиши еще 2 слова.

Не играл, не верю, не чувствовал.

23. Окончание им. прилаг.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Памятка работа над орфографическими ошибками
  • Памятка ошибки при выборе профессии
  • Памятка как правильно делать работу над ошибками
  • Памятка как делать работу над ошибками 4 класс
  • Памятка как выполнять работу над ошибками