Памятка для работы над ошибками (4 класс)
1. Пропуск, замена, искажение.
Выпиши слово правильно; раздели его на слоги; поставь ударение.
2. Слова с непроверяемыми орфограммами.
Выпиши слово правильно; раздели его на слоги; подчеркни букву, где была ошибка.
3. Безударные проверяемые гласные.
Напиши сначала проверочное слово, затем слово, в котором была ошибка; поставь ударение. Выдели корень, подчеркни безударную проверяемую гласную.
травы — трава
4. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, нщ, рщ.
Выпиши слово правильно; подчеркни сочетание. Напиши ещё 3 слова на эту орфограмму.
роща пища дочка дачный
5. Парные звонкие и глухие согласные.
Напиши сначала проверочное слово, затем слово, в котором была ошибка. Выдели корень, подчеркни парную согласную.
глаза — глаз
6. Непроизносимые согласные.
Напиши сначала проверочное слово, затем слово, в котором была ошибка. Выдели корень, подчеркни непроизносимую согласную или сочетание сн.
грустит — грустный ужасен — ужасный
7. Мягкий знак — показатель мягкости согласного звука.
Выпиши слово правильно, подчеркни согласную вместе с мягким знаком. Напиши ещё 3 слова на эту орфограмму.
уголь соль больной старенький
8. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Определи род имени существительного. Напиши ещё 3 слова на эту орфограмму.
дочь (ж.р.) плащ (м.р.) грач (м.р.) помощь (ж.р.)
9. Разделительный мягкий знак.
Выпиши слово правильно, подчеркни согласную и гласную, которые разделяются мягким знаком. Напиши ещё 3 слова на эту орфограмму.
вьюга листья колья пьёт
10. Разделительный твёрдый знак.
Выпиши слово правильно. Подчеркни твёрдый знак; выдели в слове приставку и корень. Напиши ещё 3 слова на эту орфограмму.
подъехали взъерошил съедобное подъёмный
11. Правописание предлогов.
Выпиши слово с предлогом. Поставь между ними вопрос или другое слово.
в роще — в (какой?) роще — в берёзовой роще
12. Правописание приставок.
Выпиши слово правильно; выдели приставку и корень. Помни: между приставкой и корнем НЕЛЬЗЯ вставить вопрос!
прибрежный
13. Большая буква в написании имён собственных.
Выпиши слово правильно; подчеркни большую букву. Напиши ещё 3 слова на эту орфограмму.
Москва Рита Иванов Мурка
14. Правописание окончаний имён прилагательных.
Выпиши имя прилагательное вместе с именем существительным, от которого оно зависит. Поставь вопрос к имени прилагательному, определи род прилагательного и падеж. Выдели окончания у вопроса и имени прилагательного.
озеро (какое?) глубокое
15. Написание частицы НЕ с глаголами.
Выпиши глагол с частицей НЕ. Подчеркни пробел между ними. Напиши ещё 3 примера на эту орфограмму.
не__был не___ждал не___верил не___знаю
16. Незнакомые орфограммы.
Выпиши слово правильно, подчеркни место в слове, где была ошибка. Постарайся запомнить, как пишется это слово.
скалолаз
17. Окончания существительных.
Выпиши имя существительное со словом, с которым оно связано по смыслу. Определи склонение, род и падеж.
Увидел в траве (1скл., ж.р., П.п.)
18.Окончания глаголов.
Выпиши глагол, определи спряжение, время и лицо глагола.
Скажешь (1 спр., буд. Время, 2 лицо)
19.Местоимения с предлогами.
Выпиши местоимение с предлогом, поставь вопрос к местоимению.
(у кого?) у меня
20.Однородные члены предложения.
Выпиши предложение, поставь запятые, выдели союзы (если они есть), подчеркни однородные члены.
Вьюга выла, свистела и пугала нас.
21.Правописание сложных слов.
Выпиши слово правильно, выдели корни, подчеркни соединительную гласную, напиши проверочное слово к корню, где была ошибка.
скалолаз скалы
Работа над
ошибками
1.Большая буква в начале предложения.
Выпиши
предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни
заглавную букву.
Делай так: Выпал снег. Дети
рады.
2.Пропуск и замена буквы.
Выпиши
слово правильно, раздели его на слоги, поставь ударение, подчеркни пропущенную
букву. Делай так: Звонок – зво – нок.
3.Слог.
Раздели
слово на слоги. Обозначь гласные.
Делай так: Учитель – 3 сл.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и
слогов.
4.Перенос слова.
Раздели
слово на слоги для переноса.
Делай так: Оси – на. (Ру – чей – ки. Конь –
ки. Круж – ки.)
Запомни! При переносе одну букву нельзя
оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
5.Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни
мягкий знак ь и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Ель, тень, пень.
Коньки, мальчик, пальто.
6.Разделительные Ь и Ъ.
Выпиши
слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни согласную
букву, Ь (Ъ), гласную букву.
Делай так: Вьюга, листья, соловьи.
Объявление, объяснил, съезд.
7.Гласные после шипящих (жи – ши, ча – ща, чу – щу).
Выпиши
слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни сочетание.
Делай
так: Малыши, карандаши, ежи.
8.Словарные слова.
Запиши
слово правильно, поставь ударение, отметь все опасные места. Запиши 3
родственных (однокоренных) слова.
Делай так: Ягода, ягодный, ягодка.
9.Сочетания чк, чн, нщ, щн, сн, нч, щр.
Выпиши
слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни сочетание.
Делай так: Дочка, речка, точка.
Запомни! Сочетания чк, чн, нщ, щн, сн, нч,
щр пишутся без мягкого знака ь.
10.Безударные гласные в корне слова.
Выпиши
слово правильно, подбери проверочное слово, подчеркни неправильно написанную
букву, запиши 1 родственное (однокоренное слово).
Делай так: Ходил – ходит, ходики.
11.Большая буква в имени собственном.
Выпиши
слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Илья, Петров, Рославль.
12.Знаки препинания в конце предложения ( . ? ! )
Выпиши
предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким
же знаком. Подчеркни знак.
Делай так: Мама пришла! У нас каникулы!
13.Не с названиями действий (с глаголами).
Выпиши
название действия (глагол) с не. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Подчеркни пробел. Делай так: Не пришёл, не выучил, не знал.
Запомни! Слово – помощник не с
названиями действий (с глаголами) пишется отдельно.
14.Раздельное написание предлогов со словом.
Выпиши
слово с предлогом правильно. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно.
Подчеркни пробел. Запиши ещё 2 слова с этим предлогом.
Делай так: На ногу, на левую ногу, на руку,
на голову.
Запомни! Предлог – это отдельное слово.
Между ним и словом можно вставить другое слово.
15.Парные звонкие и глухие согласные.
Выпиши
слово правильно, подбери проверочное слово, подчеркни неправильно написанную
букву, запиши 1 родственное (однокоренное слово).
Делай так: Дуб – дубы, дубовый.
16.Двойные согласные в слове.
Выпиши
слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши 1 родственное
(однокоренное) слово на эту орфограмму. Подчеркни орфограмму.
Делай так: Группа, груп – па, групповой.
17.Запятая в предложении.
Выпиши
предложение правильно. Обведи запятую и «мостик», или запятую и союз а.
Делай так: Стало холодно, потому что пришла
зима.
Стало холодно потому, что пришла зима.
Стало не тепло, а холодно.
Запомни! Перед союзом а всегда
ставится запятая.
, потому что
потому, что
, поэтому
18.Состав слова.
Выпиши
слово. Разбери его по составу. Запиши 2 однокоренных слова.
Делай так: Поездка, езда, переезд.
19.Правописание непроизносимых согласных.
Выпиши
слово. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Подбери к слову 2
однокоренных слова. Обозначь орфограмму.
Делай так: Звёздный – звезда, звёздочка.
20.Гласные и согласные в приставках.
Выпиши
слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой приставкой.
Делай так: Полетели, побежали, потянули.
21.Правописание приставки со словом.
Выпиши
слово, выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными
приставками.
Делай так: Заехал, уехал, переехал.
Запомни! Приставка – это часть слова. Она
пишется слитно со словом.
22.Соединительные гласные (о, е) в сложных словах.
Выпиши
слово. Выдели корни. Подчеркни соединительную гласную. Запиши ещё 1
слово на эту орфограмму.
Делай так: Водовоз, самолёт.
23.Мягкий знак ь на конце существительных после
шипящих.
Выпиши
слово. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Делай так: Луч (м.р.), шалаш, товарищ.
Ночь (ж.р.), мощь, тишь.
24.Предлог с местоимением.
Выпиши
их предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Делай так: У нас, ко мне, с тобой.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с
существительными) пишутся отдельно.
25.Звук [ы] после звука [ц].
Выпиши
слово. Подчеркни орфограмму. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Аппликация, акация, революция.
Цыц, цыплёнок, цыган.
26.Правописание –тся, -ться.
Выпиши
слово. Задай к нему вопрос. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Учиться (что делать?), трудиться,
мыться.
Учится (что делает?), трудится, моется.
27.Ошибка в определении части речи.
Выпиши
слово. Поставь к нему вопрос, определи часть речи.
Делай так: Сосной – сосна (что?) – сущ.
Играет — (что делает?) – гл.
Красивое – (какое?) – прил.
Хорошо – (как?) – нареч.
Она – (кто?) – мест.
В – предл.
И – союз.
28.Суффиксы –ек, — ик.
Выпиши
слово, рядом проверочное. Запиши 2 слова с этим суффиксом. Выдели его.
Делай так: Огурчик – нет огурчика, ларёчек –
нет ларёчка.
Запомни! Измени слово по команде вопроса:
нет кого? нет чего? Если гласный звук в суффиксе пропал, следует писать –ек,
если остался – ик.
29.Мягкий знак ь на конце глаголов 2 – го лица
единственного числа настоящего времени.
Выпиши
глагол. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.
Делай так: Пишешь, читаешь, решаешь (наст.
вр., 2 л., ед.ч.)
Запомни: На конце глаголов 2 лица
единственного числа настоящего времени пишется мягкий знак ь.
30.Буквы «о» и «ё» после шипящих и ц.
Выпиши
слово. Подчеркни орфограмму. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.
Делай так: Жёлуди – желудёвый, шёл, шёпот.
Ручонка, камышовый, парчовый.
31.Правописание безударных падежных окончаний
прилагательных.
Выпиши
прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к
прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число, падеж
прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
Делай так: К лесу (какому?) дальнему – м.р.,
ед.ч., Д.п.
32.Разбор предложения.
Выпиши
предложение. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Дай характеристику
предложению (по цели, по интонации).
33.Правописание безударных падежных окончаний имён
существительных.
Выпиши
существительное, поставь его в начальную форму. Определи склонение, падеж,
число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
Делай так: На опушке – опушка (на земле), 1
скл., П.п., ед.ч.
Запомни! Опорные слова: 1 скл. – земля,
весна; 2 скл. – слон , колесо; 3 скл. – рожь.
34.Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши
глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную форму. Определи
спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного
и множественного числа.
Делай так: Пишет – писать, гл., I спр., ( —
е, — ут, — ют).
Ставит – ставить, гл., II спр., ( — и, — ат, — ят).
35.Однородные члены предложения.
Выпиши
предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят.
Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзами между однородными членами.
Выполни схему предложения.
Делай так: Сильный ветер сорвал листья,
разметал их по дороге. [ — =, = ]
Сильный ветер сорвал листья и разметал их по дороге. [ — = и =]
36.Сложное предложение.
Выпиши
предложение правильно. Подчеркни грамматические основы. Выполни схему
предложения. Подчеркни запятую.
Делай так: Дровосек проснулся, когда солнце
садилось. [ ], (когда).
Мы жили на берегу, и у моего папы была лодка. [ ], и [ ].
37.Правописание наречий.
Выпиши
слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 наречия с этой
приставкой.
Делай так: Сначала, снова, слегка.
Затемно, заново, запросто.
Запомни! На конце наречий пишется –а, если
они имеют приставки из-, до-, с-. На конце наречий пишется –о, если они имеют
приставки в-, на-, за-.
38.Мягкий знак на конце наречий после шипящих.
Выпиши
слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Делай так: Наотмашь, настежь, невмочь.
Уж , замуж , невтерпёж .
39.Определение падежа существительных, прилагательных.
Делай так: В зелёной роще пели скворцы.
Пели (в ком? в чём?) в роще.
Пели (кто? что?) скворцы.
Пели в зелёной (роще) (в ком? в чём?).
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.
Памятка для ученика начальной школы.
-
Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Например: Выпал пушистый снег. Дети рады.
-
Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
Например: звонок, ученик.
-
Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Например: у|чи|тель – 3 слога.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
-
Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Например: оси – на, ма – ши – на.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
-
Мягкий знак Ь, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак Ь и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например: ель, тень, пень; коньки, мальчик, пальто.
-
Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Например: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.
-
Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например: дочка, речка, мощный.
-
Ударение.
Выпиши слово. Поставь в нём правильно знак ударения.
Например: алфавит, звонить, щавель.
Передай ритм слова с помощью стука.
-
Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (А, О, Е ,И, Я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
Например: сады – сад
волна – волны
-
Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением. (Слова из словаря).
Запиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.
-
Проверяемые парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Например: морозы – мороз, ягода – ягодка.
-
Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Озерки.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с заглавной буквы.
-
Разделительный мягкий знак Ь.
Выпиши слово правильно, запиши 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак Ь и гласную букву.
Например: вьюга, листья, соловьи.
Запомни! Разделительный мягкий знак Ь пишется после согласных перед гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.
-
Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё 2 однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Например: группа, групп-па, групповой, подгруппа.
-
Знаки препинания в конце предложения (. ! … ?)
Выпиши Предложения правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
Например: Сколько тебе лет? Слава нашей Родине !
-
Разбор предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни грамматическую основу предложения. Обозначь части речи. Выпиши словосочетания с вопросами.
Например: Седые туманы плывут к облакам. (Повеств., невоскл., прост., распр.)
туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам.
Запомни! Слова в предложении связаны парами по смыслу. Связь слов устанавливается при помощи вопросов от слова к слову.
-
Правописание предлога со словом.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Между предлогом и словом вставь ещё одно слово.
Например: к берегу; к (какому?) берегу, к крутому берегу.
Запомни! Предлог – отдельное слово. Он пишется отдельно от других слов. Между предлогом и следующим словом можно вставить ещё одно слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
Например: Лодка отплыла от берега.
-
Состав слова.
Выпиши слово, разбери его по составу.
Например: заморозки . Запиши 1-2 однокоренных слова.
-
Правописание непроизносимых согласных.
Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
Например: звезда, звёздочка, звёздный.
Честь — честный.
-
Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
Например: полетели, побежали, потянули,
отнёс, отбежал, отлетел.
-
Правописание приставки со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Например: заехал, уехал, переехал.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
-
Разделительный твёрдый знак Ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Например: съезд, объявление, объём.
Запомни! Разделительный твёрдый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
-
Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например: Луч (м.р.), шалаш , товарищ.
Ночь (ж.р.), мощь, тишь.
-
Соединительные гласные в сложных словах (о, е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой.
Например: водовоз, самолёт.
-
Не с глаголом.
Выпиши глагол с НЕ. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Например: не пришёл, не выучил, не знал.
-
Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. [ , ].
Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге. [ и ].
-
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши свой пример.
Например: на опушке ( на земле , 1 скл. ),
на полянке (на земле, 1 скл.),
у речки ( у земли , 1 скл.).
-
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
Например: к лесу ( как ому ?) дальн ему — м.р., ед.ч., Д.п.).
-
Предлог с местоимением.
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Например: у нас, ко мне, с тобой.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
-
Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола с этой орфограммой.
Например: пишешь, решаешь, читаешь ( наст.вр., 2 л., ед.ч.).
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного лица пишется мягкий знак Ь.
-
Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -ТЬ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
№ орфограммы |
На какое правило сделана ошибка |
Как исправлять ошибку |
Образец |
1. |
Словарное слово |
Выпиши слово без ошибок 3 раза, подчеркни букву, которую надо запомнить, поставь ударение |
язык, язык, язык |
2. |
Гласные после шипящих: |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни сочетание, напиши два слова на это правило |
удача, туча, чай; |
3. |
Заглавная буква в именах собственных |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни заглавную букву, напиши два слова на это правило |
Москва, Орёл, Киев |
4. |
Перенос слов, деление слова на слоги |
Выпиши слово, раздели слово на слоги и для переноса |
уIчеIник – уче-ник |
5. |
Безударные гласные в корне слова |
Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (безударный гласный должен стать ударным) |
грибы – гриб, |
6. |
Правописание звонких и глухих согласных в корне |
Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (после парного согласного должен стоять гласный) |
снег – снега, |
7. |
Удвоенные согласные. |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни удвоенные согласные, напиши два слова на это правило |
класс, аллея, тонна |
8. |
Слово с разделительным мягким знаком |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, обведи в кружок мягкий знак, подчеркни согласную перед ним и гласную после него |
воробьи, листья, крылья |
9. |
Слово с разделительным твёрдым знаком |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, обведи в кружок твёрдый знак, выдели приставку, подчеркни согласную на которую заканчивается приставка и гласную с которой начинается корень |
подъезд, съезд, объехал |
10. |
Пропуск и замена букв |
Выпиши слово правильно, подчеркни букву, в написании которой ошибся, раздели слово на слоги и поставь ударение |
вилIка |
11. |
Ь знак в конце и середине слова (обозначает мягкость предшествующего согласного) |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, подчеркни мягкий знак и поставь зелёную точку под согласным перед мягким знаком |
лось, пень, тень |
12. |
Правописание приставок ( суффиксов) |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова с этой же приставкой(суффиксом), приставку (суффикс)выдели, букву подчеркни |
Добежал, дошёл, доехал |
13. |
Слитное написание приставок |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова с этой же приставкой, приставку выдели |
Уход, забег, доехал |
14. |
Отдельное написание предлогов |
Напиши слово с предлогом правильно, между предлогом и словом вставь какое-нибудь слово (вопрос) по смыслу и запиши |
На столе – на большом столе |
15. |
Непроизносимый согласный |
Выпиши слово без ошибок, запиши проверочное слово |
солнце – солнышко; |
16. |
Ь знак после шипящих |
Выпиши слово, объясни орфограмму, запиши два слова на это правило |
а) ночь (сущ., ж.р., ед.ч.), тишь, дочь; |
17. |
Частица не с глаголом |
Выпиши слово с частицей правильно, запиши два слова на это правило |
не говорит, не летает, не смеётся |
18. |
Сложные слова |
Выпиши слово, выдели корни, подчеркни соединительную гласную |
ледокол |
19. |
Безударные падежные окончания имён существительных |
Выпиши слово, выдели окончание, объясни: |
|
20. |
Безударные падежные окончания имён прилагательных |
Выпиши имя прилаг. вместе с именем сущ., задай вопрос, выдели окончание |
|
21. |
Безударные падежные окончания глаголов |
Выпиши глагол, выдели окончание, определи спряжение |
|
Ошибки в грамматических заданиях
Обозначение разбора |
Как исправлять ошибку |
Фонетический разбор (1) |
Выписать слово (или его фрагмент) и выполнить разбор правильно. |
Разбор слова по составу (2) |
Выписать слово и выполнить разбор правильно. |
Морфологический разбор (3) |
Выписать слово и выполнить разбор правильно (смотреть памятку для морфологического разбора) |
Разбор предложения (4) |
Выписать предложение и исправить ошибки: |
Ошибка в определении падежа имени существительного |
Выписать словосочетание, задать вопрос к имени существительному, определить падеж. |
Образец выполнения работы над ошибками
(найди ошибки в тексте, исправь их)
В гостях у деда.
Трапа бежыт через лесок. Весело шумят ёлочьки. Алёша и яша идут домой. Мальчики были в гостях удеда. Дет работает леснеком. Рибята сажали с дедом маленькие дупки.
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Памятка «Работа над ошибками по русскому языку»4 класс
1.Пропуск, замена, перестановка букв в слове. Выпиши слово. Напиши его три раза. Подчеркни в нём букву,
в написании которой допущена ошибка. Машина, машина, машина.
2. Имена, отчества и фамилии людей, названия морей, рек, городов, деревень, клички животных пишутся
с большой буквы. Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни заглавную
букву. Корова Мурка, мальчик Дима, город Владивосток.
3. Запомни: Начало предложения пишется с заглавной буквы.
Выпиши правильно предложение. Подчеркни заглавную букву. Папа купил ёлку.
В конце предложения ставится точка, восклицательный или вопросительный знаки.Выпиши
предложение правильно. Подчеркни знак препинания. Кедр — это хвойное дерево.
4. Запятая в предложении……..
5.Гласные после шипящих. Жи—ши, ча—ща, чу—щу.Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму. Запиши
ещё 2 слова на эту орфограмму. Ерши, ужи, чаща, чайник, чудо, щука.
6.Сочетания чн, нч, чк, нщ, щн пишутся без мягкого знака. Выпиши слово правильно. Подчеркни
сочетание. Запиши ещё 2 слова. Почка, мощный, речной, обманщик, одуванчик.
7.Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных, пишется после согласных на конце слова, в
середине слова между согласными. Выпиши слово правильно.
Подчеркни мягкий знак. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Пень, деньки, пальчик.
8. Мягкий знак, разделительный, пишется в корне слова после согласных, перед гласными Е, Ё, И, Ю,
Я. Показывает, что согласный звук не сливается с гласным.
Выпишите слово правильно. Подчеркните ь—разделительный одной чертой. Гласную,которую он разделяет —
двумя чертами. Напишите ещё 2 слова на эту орфограмму. Соловьи, обезьяна.
9. Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед
корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я. Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Подчеркни
твёрдый знак и гласную букву. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Подъезд, объявление.
10. При переносе нельзя оставлять одну букву на строке и нельзя переносить на другую строку. Нельзя
отрывать буквы Ъ и Ь от предшествующей согласной (коль—цо, отъ—езд). Нельзя отрывать Й от
предшествующей гласной (лей—ка). Слова с двойной согласной переносятся так: дрож—жи. Некоторые
слова не переносятся (Оля, танк). Выпиши слово с правильным переносом.
11. Предлог пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить другое слово.
Выпиши слово с предлогом. Вставь между предлогом и словом другое слово или вопрос. От реки— от
(какой?) реки. От реки— от (быстрой) реки.
Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно. Выпиши из
предложения местоимение с предлогом. Подчеркни. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму. У _меня, ко
_мне, со _мной.
12.Приставка—это часть слова. Она пишется слитно со словом. Выпиши слово. Выдели приставку.
Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками. Заехал, приехал, уехал.
13.Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать проверочное слово (родственное слово
или форму этого слова), в котором на эту гласную падает ударение. Выпиши слово правильно. Поставь
ударение. Выдели корень. Подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова
на эту орфограмму. Сады
́
— сад, леса
́
— лес, волна
́
– во
́
лны.
14.Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть их написание в
орфографическом словаре. Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму и ударение. Запиши 2
однокоренных слова. Капуста, капустный, капустник.
15 Чтобы написать парную согласную (б – п, в – ф, г – к, д – т, з – с, ж – ш) на конце или в середине слова,
надо подобрать проверочное слово (родственное слово или форму этого слова), в котором после этой
согласной буквы стоит гласная. Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Подчеркни. Запиши
ещё 2 слова на эту орфограмму. Завод – заводы, лес – леса, ягодка – ягода.
16. Чтобы написать непроизносимую согласную в корне слова, надо подобрать проверочное слово, в
котором отчетливо слышен согласный звук. Запомни слова, которые нельзя проверить: лестница,
чувство, праздник.Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту
орфограмму. Звёздный – звезда, солнце – солнышко, честный – честь.
17.Удвоенные согласные в корне.: класс, ванна, хоккей, бассейн, масса, дрожжи и т. д. Выпиши слово
правильно, раздели его для переноса. Подбери к нему однокоренные слова. Подчеркни двойную согласную.
Коллекция, коллекционная (марка), коллекционер.
18.Мягкий знак на конце существительных после шипящих. У существительных женского рода после
шипящих на конце пишется Ь, а у существительных мужского рода после шипящих Ь не пишется.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Мяч (м.р.), карандаш,
товарищ. Дочь (ж.р.), мощь, мышь.
19.Безударная гласная в приставках. Написание гласных букв в приставках: до—, о—, об— (обо—), от— (ото—),
по—, под— (подо—), про—, со; за—, на—, над—. Для проверки безударной гласной в приставке можно использовать
слова, в которых гласные звуки в приставках находятся под ударением. Например, доехал—досыта,
заговорил—заговор. Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Запиши ещё 3 слова с такой же приставкой.
Доехал, добежал, додумался, договорился.
20. В сложных словах есть соединительные гласные о, е. Если первый корень оканчивается на твёрдый
согласный, то надо писать о, если на мягкий согласный или шипящий – е. Выпиши слово правильно.
Выдели корни. Подчеркни соединительную гласную. Запиши ещё одно слово с этой орфограммой. Водолаз,
землемер.
21.Частица не с глаголами пишется раздельно. Выпиши слово правильно. Подчеркни. Запиши еще 2 слова.
Не играл, не верю, не чувствовал.
23. Окончание им. прилаг.