Мало того, что издалека советское знамя под копытами коня напоминает фашистское, так еще и мемориальную табличку на постаменте писал явно малограмотный человек
Как известно, на Манежной площади Москвы памятник маршалу Жукову увезли на реставрацию, обещав вернуть к 9 мая, а вместо него поставили копию.
Популярный блогер Владимир Стечкин заволновался, ему показалось, что если в старом варианте конь Жукова попирает копытами нацистские символы: орла и знамена, то в копии он топчет совсем другое знамя, «с красной звездой, т.е. советское знамя…» А стало быть – это не что иное, как «самая настоящая историческая и идеологическая диверсия…»
Блогер попутно вспомнил историю с памятником конструктору Калашникову, на постаменте которого невежественный скульптор умудрился изобразить чертеж немецкого автомата «Штурмгевер»…
Впрочем, ситуация тут же разъяснилась, как только блогер хорошенько увеличил фотографию: сразу же стало понятно, что на древке не советская звезда, а немецкий орел…
Зато гораздо более обоснованные претензии к памятнику, вернее к новому постаменту высказал в своем блоге медиаменеджер Анатолий Голубовский, внимательно прочитав мемориальную доску, укрепленную на нем:
«Вчитайтесь: «Памятник маршалу Советского Союза Г.К. Жукову». Дальше с новой строки с заглавной буквы: «Является символом преклонения перед величием священного жертвенного подвига советского народа во имя веры и Отечества в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг., разгромившего фашизм — одно из главных зол на планете Земля». То есть, это не памятник, а «символ преклонения», причем не перед Жуковым, и даже не перед «жертвенным подвигом», а перед величием подвига. Вроде как «медаль ордена».
Если события 1941-1945 гг. были не войной, а жертвенным подвигом, то какое к ним отношение имеет Г.К. Жуков? Для жертвенного подвига полководцы не требуются. Очевидно, что автор этого текста — даже не «создатель» памятника Мединский, а Виктор Золотов или «массажист Путина» Константин Голощапов, также «создатели» и «патриоты России». Скорее всего, именно они создали и поправку к Конституции о недопустимости «умаления значения подвига народа при защите Отечества», в духе которой выдержана надпись на доске. Типа, по свежим следам принятия в 3-м чтении. Утром в газете — вечером в граните…»
#Новости#Великая Отечественная война#Москва#История России#Памятники#Город
Просто какая-то спецоперация прошла практически у стен Кремля — неизвестные подменили на Манежной площади памятник маршалу Георгию Жукову. Приехал кран, грузовик, появились рабочие, которые соорудили занавес из баннеров вокруг постамента, завизжала «болгарка» и уже через несколько часов на месте прежней скульптуры появилась новая. Тоже в образе Жукова. Старый ещё некоторое время валялся на земле на коне со спиленными ногами, потом его увезли. Вроде как ничего и не произошло — памятник на прежнем месте, такого же размера, конь присутствует, маршал восседает на нём, есть лишь небольшие различия в композиции. Народ в изумлении ахнул: «А царь-то (маршал) не настоящий!».
И новая памятная табличка ещё появилась. Вот к табличке, фактически мемориальной доске, вылитой в бронзе, стоит присмотреться внимательно. «Памятник маршалу Советского Союза Г. К. Жукову. Является символом преклонения перед величием священного жертвенного подвига советского народа во имя мира, веры и Отечества в годы Великой Отечественной войны 1941−1945 гг., разгромившего фашизм — одного из главных зол на планете Земля. Памятник создали и передали в дар городу Москве патриоты России: Владимир Путин, Геннадий и Анатолий Кузнецовы, Александр Максимов, Дмитрий Язов, Владимир Михалкин, Владимир Мединский, Виктор Золотов, Сергей Собянин, Константин Голощапов, Алексей Павликов, родственники Г. К. Жукова. Москва 2018 г.».
Понятно, что ключевое слово, вернее фамилия здесь — Путин. На прежнем постаменте памятника Жукову она не присутствовала. Не всё понятно с датой 2018 года, если учесть, что новый памятник явился Москве 20 марта 2020 года, а не двумя годами ранее. Список «патриотов России» тоже кажется немного хаотичным. С Собяниным (всё-таки мэр Москвы), Мединским (главный по культурному наследию), Золотовым (главный по Росгвардии), Павликовым (председатель Комитета памяти маршала Г. К. Жукова) всё объяснимо, как и с Дмитрием Тимофеевичем Язовым (фронтовик, последний министр обороны СССР, увы, ныне покойный). А вот маршал Советского Союза Владимир Михалкин умер ещё в 2017 году, так что можно предположить, что идея нового памятника зародилась ещё при его жизни. Из прочих «патриотов» в списке Путина значатся Голощапов, известный как «массажист Путина», Максимов, экс-сотрудник КГБ-ФСБ, депутат Госдумы и братья Кузнецовы, меценаты, которые зачетно вложились ещё в строительство Храма Христа Спасителя. Не хватает почему-то нынешнего министра обороны Сергея Шойгу, который, как полагают, тоже имел отношение к появлению нового памятника Жукову.
Упомянутые родственники Г. К Жукова поименно в табличке не раскрыты, но скорее всего их особо и не спрашивали о переустановке памятника. Старшая дочь Георгия Константиновича Эра Георгиевна как-то рассказывала, что когда в 1995 году устанавливали памятник отцу в центре Москвы, ни у кого из членов семьи мнение не узнавали. Даже на само открытие они попали с трудом — в список приглашенных не были занесены. Всякий раз 1 декабря, когда у знаменитого предка день рождения, им приходится получать специальное разрешение, чтобы пройти к Кремлевской стене, где замурован его кремированный прах (сам Жуков при жизни просил похоронить его в земле).
Первый памятник Георгию Жукову на Манежной площади, напротив Исторического музея, который торжественно открыли 8 мая 1995 года, в год 50-летия окончания Великой Отечественной войны, вызвал немало споров. В первую очередь из-за несоблюдения пропорций композиции. И конь-де, не тот (во время парада Победы маршал был на жеребце по кличке Кумир), и копыта у него «воткнуты в землю», да и сам Жуков стоит на стременах вытянув вперед правую руку. Напрашивалась аналогия с памятником князю Юрию Долгорукому, который с 1954 года стоит на Тверской (прежде Советской) площади Москвы, там он тоже простирает руку, как бы утверждая: «Здесь быть Москве». Скульптор Вячеслав Клыков, создавший композицию, не отрицал, что образ полководца создал собирательным, без детализации, взяв за основу лишь портретное сходство маршала.
Несмотря на критику скульптуры Жукова, претензии ЮНЕСКО по изменению исторического облика Москвы, этот памятник за 25 лет своего существования как-то прижился в столице. На «изъяны» уже никто внимания не обращал (по поводу памятника Долгорукому тоже было немало кривотолков, но стоит же на своем месте), тем более, что это был именно памятник Жукову — легендарному маршалу Победы, который и принимал парад Победы 24 июня 1945 года в Москве. Для всех последующих поколений победа в Великой Отечественной войне связана именно с именем Жукова — легендарным полководцем, отбросившем фашистов от Москвы, прорвавшим блокаду Ленинграда, организовавшим основные наступательные действия Красной армии, подписавшем в Берлине капитуляцию Германии. И памятник Жукову вполне логично смотрелся на своем месте — в аккурат на въезде на Красную площадь.
Зачем было менять одного Жукова на другого? Из личного наблюдения могу сказать, что «новый Жуков» мне тоже нравится, наверное даже больше, чем «старый Жуков». Сейчас он получился более реалистичным (соответствие пропорций соблюдено), отдает воинскую честь, приветствие, всем идущим от Манежной на Красную площадь через Воскресенские ворота. Конь его теперь в «движухе», с поднятой ногой, сам маршал выглядит более уверенным и цельным. Смущает только сам факт неожиданной подмены. Вот кто-то захотел и по своему разумению поменял. Если памятник Пушкину на Тверском бульваре, установленный ещё в 1880 году, возьмут и заменят на другой, похожий, но совершенно новый, это как? Памятник Пушкину «таскали» с места на место — в 1950 его переместили на противоположную сторону Страстной площади, потом вернули на место, сохранив сам памятник в первозданном виде. Стоит вот уже 140 лет как новенький, разве что зеленоватый налет на бронзе и следы от облюбовавших статую голубей удаляют. Медный всадник, символ Санкт-Петербурга, памятник Петру I, 238 лет стоит незыблемо. А тут кому-то «неправильный Жуков» помешал.
На счет замены памятника Георгию Жукову разговоры шли достаточно давно. Как рассказал «Свободной прессе» бывший сотрудник Управления Минобороны по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества (УППЗО) Василий Руденко, разговоры про новый памятник в военном ведомстве велись довольно давно:
— Безусловно, что новая скульптура была согласована с высшим военным руководством, надо полагать, что её утверждали на самом верху, — говорит Василий Степанович. — Предполагалось, что памятник могли поменять ещё несколько лет назад, его заранее изготовили, только не могли определиться с местом установления. Второй, практически схожий с оригиналом, на одном месте не поставишь. Были разные варианты, начиная с Поклонной горы в Москве, заканчивая его отправкой в другие города, памятные по боевым подвигам Георгия Жукова. Рассматривался даже вариант передачи скульптуры в Монголию, где Георгий Константинович признан национальным героем. Почему остановились на замене памятника в Москве сказать не могу, но новый проект лично мне нравится больше чем прежний.
Возник вопрос и к тому, кто же является автором новой скульпторской композиции маршала Жукова. Это ведь не фанерная бутафория, поставленная на время реконструкции, чем оправдывает замену памятника Минкультуры. Можно было предположить, что подобный заказ мог быть поручен скульпторам Студии военных художников им. Грекова. Впрочем, они оказались не в курсе подобного проекта.
— О замене памятника Жукову услышал только по факту, — рассказал «СП» скульптор этой Студии Алексей Игнатов, который является автором композиции по фильму «Офицеры», установленной на Фрунзенской набережной в Москве, памятника героям Первой мировой войны на Витебском вокзале в Санкт-Петербурге и многим другим, связанным с военной тематикой. — Нам подобный заказ точно не поступал. Скорее всего, подобной работой мог заняться сын скульптора Вячеслава Клыкова — Андрей, который также является профессиональным скульптором и возглавляет студию своего отца. Работа, насколько известно, была коллективной, при этом не предполагался вариант замены одного памятника на другой. Андрей не просто чтит память отца, а считает творения Вячеслава Михайловича знаковыми в искусстве и истории. Вероятно, что новая работа по памятнику Жукову предназначалась изначально для установления в другом месте.
Официальные заявления поспешили уверить москвичей, да и всех россиян, что ничего страшного с заменой памятника не случилось — «копия» установлена лишь на время реставрационных работ. Связано это, мол, и с необходимостью укрепления самого постамента. При этом демонтированной скульптуре зачем то спилили ноги, сама она потерпела ряд повреждений, которые потребуют значительного времени для восстановления. «Новый Жуков» весит ровно столько же, чем и прежний. Пообещали, что до 9 мая «старый Жуков», после реставрации (как же он пострадал-то за 25 лет?) вернется на своё законное место. И вот нюанс — куда подевается новая скульптура Жукову, на котором есть упоминание о «патриоте России» Владимире Путине, который «создал и передал» Москве этот памятник? Тоже отпилят коню «болгаркой» ноги?
Военное обозрение: Путин рассказал, для чего России нужна мощная армия
Маршал Жуков на реставрации. Почему москвичи спорят из-за памятника и его замены
Вместо памятника Маршалу Жукову на Манежной площади поставили его копию. Люди испугались, многие решили, что скульптуру заменили навсегда. Но оказалось, монумент отправили на реставрацию. Да и копию скоро уберут. Во время установки выяснилось, что постаменту тоже нужен ремонт.
Утром 20 марта памятник маршалу Жукову забрали на реставрацию. Хотя работы были плановыми, многие москвичи об этом не знали. Новость стала неожиданной даже для депутатов Мосгордумы.
«А что такое с ним случилось? Я первый раз об этом слышу. Не знаю, кто это сделал. Разговоров много ходило. Но сейчас я не знаю про это», — удивился председатель комиссии по культуре Евгений Герасимов.
Многие, в том числе и сын автора монумента, скульптора Вячеслава Клыкова, решили что памятник заменят на новый.
«Никак со мной не согласовывалось. Мы новый памятник не делали, со мной никто не разговаривал. Я пока еще не знаю, буду ли куда-то обращаться, я сейчас буду пить корвалол», — сказал Андрей Клыков.
Москвичам «замена» тоже пришлась не по душе.
https://www.instagram.com/p/B98f_e2IfVA/
Хотя и шутники тоже нашлись.
https://twitter.com/IuriiIurie/status/1240974381792350211
Но оказалось, что скульптуру всего лишь отвезли на реставрацию. А вместо нее установили временную копию. От оригинала она отличается тем, что полководец отдает честь, а его конь Кумир приподнял одну из ног и опустил хвост.
Ни о какой замене, подчеркнул руководитель Мосгорнаследия Алексей Емельянов, речи не идет. Да и саму копию, по его словам, скоро уберут. Как оказалось, постамент тоже нужно ремонтировать.
«Проводятся плановые ремонтно-реставрационные работы по скульптуре. Плановый срок окончания этих работ — 7 мая 2020 года. Изначально планировалось, что скульптура, установленная на этом месте, будет заменена копией. Но из-за неудовлетворительного состояния постамента принято решение от этой идеи отказаться», — заявил он.
История и критика памятника
Многим кажется, что памятник у Исторического музея стоит чуть ли не со времен Парада Победы на Красной площади, который в далеком уже 1945 году принимал лично Георгий Жуков. Но это далеко не так. Монумент установили только в 1995 году. Его автором стал скульптор Вячеслав Клыков, занимавшийся проектом вместе с архитектором Юрием Григорьевым. Памятник открыли накануне 50-летней годовщины Победы.
Четырехметровую бронзовую скульптуру установили на двухметровом гранитном постаменте. Автор запечатлел маршала привставшим в стременах во время Парада Победы, в то время как его конь топчет копытами нацистские штандарты. Первоначально монумент должен был появиться на Смоленской площади, затем его решили поставить в Парке Победы на Поклонной горе.
Борис Ельцин предложил поставить памятник Жукову перед Историческим музеем, но со стороны Кремля. Однако в ЮНЕСКО заявили, что это изменит уникальный ансамбль Красной площади. Поэтому памятник установили со стороны Манежки. После открытия на скульптуру обрушилась волна критики. Сам автор не раз признавал, что место для установки выбрали неудачно — у северной стены музея. Из-за этого монумент постоянно находится в тени.
По сведениям ТАСС, скульптор Зураб Церетели говорил, что «Клыков — очень одаренный человек, но в данном случае не сложилось». Другие противники критиковали несоблюдение пропорций в фигурах человека и лошади, неестественно прямые передние ноги коня и так далее. Жаловались и на то, что скульптура мешает проведению парадов.
В октябре 2014 года Общество памяти Жукова предложило перенести монумент в музей полководца в Калужской области. Их поддержали в Российском союзе ветеранов. Но комиссия по монументальному искусству при Мосгордуме эту идею отклонила.
Памятники
Все СМИ сегодня пишут о том, что в Москве, безо всяких анонсов, демонтировали памятник маршалу Георгию Жукову, установленный в 1995 году (блин, а мне казалось этому памятнику лет 50) по указу президента Бориса Ельцина к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. При этом вместо него на постамент быстро водрузили другой памятник. Причем совсем не копию.
Что происходит вообще?
Сначала все вспомнили, что в феврале 2015-го в Общественной палате России проходил круглый стол, участники которого выдвинули идею о замене памятника. Председатель комитета объяснил тогда, что существующий памятник «не символизирует ту мощь фигуры, которой был Жуков»: «Он не символизирует Победу, парад. Памятник не является такой монументальной фигурой, которой хотелось бы поклониться, вспомнить погибших. Есть ошибки в форме одежды, в орденских знаках, несоответствие осанки, непропорционально тело самого Жукова, конь достаточно молодой».
И действительно, критики скульптуры, автором которой был Вячеслав Клыков, было очень много.
Вот, что писали в то время:
«Когда смотришь на памятник маршалу Жукову скульптора Клыкова, вспоминаешь картину Сальвадора Дали «Искушение святого Антония» Слоны на комариных ногах. В памятнике Жукова тяжелый верх, грузное тело маршала, и комариные ноги коня, на котором он сидит, что придает какую-то сюрреалистическую окраску всей скульптуре. Жуков был стратег, он двигал армиями, танковыми армадами, а в памятнике тоненькие ножки коня сообщают неустойчивость композиции, слабость. Дунь, и упадет. Коняшка как детская игрушка с прямыми передними ногами. У маршала вытянута нога, у коняшки вытянута нога, они почти совпадают в одном направлении, образуя один длинный костыль, а галифе Жукова способствуют этому образу. Очень много внимания на себя берет хвост лошади, он параллелен земле и развевается как победное знамя, споря с фигурой полководца. Лошадиному заду придается слишком большое значение.
Совершенно не понятен жест правой руки, это не жест стратега, дающего команду армиям наступать, идти в атаку, а жест призывающий к тишине, умиротворению, остановке всякого движения. Жуков был воителем, а не дипломатом, ищущим компромисс, старающимся все утихомирить, достичь мира мирными средствами. Он не был православным миротворцем, каким его стали изображать современные мифотворцы. Жест вытянутой вниз руки и выставленной вперед ладони таков, как если бы Жуков успокаивал расшумевшихся кавалеристов и говорил им: «Тихо, товарищи, тихо!» Конечно можно вспомнить простертую веред длань Петра Фальконе, но это совершенно другое. Вытянутая по диагонали прямая рука перекликается с вытянутой по диагонали прямой ногой коняшки, даже комично получается, механическая игрушка. Неестественно прямая шея лошади и маленькая «иконописная» головка усиливают это ощущение. Если посмотреть на голову маршала и маленькую голову лошади мы увидим немыслимые пропорции — голова маршала в фуражке почти такой же величины, как и голова лошади. Опять возникает эффект игрушки. Если бы памятник исполнялся в стилистике иконы Георгия Победоносца это было бы оправдано, но памятник заявлен как произведение реалистическое, и тогда подобные пропорции становятся уродством. Из-за маленькой игрушечной шеи и маленькой игрушечной головы лошадки, ее спина кажется невероятно длинной, эту горизонталь продолжает длиннющий хвост, вытянутый строго параллельно земле. Этот торчащий горизонтальный хвост соперничает с головкой лошади, получается своеобразный «тянитолкай» (Вообще лошади так поднимают хвост «когда им надо» Тем более лошадь не скачет.)
Тело маршала, приставшего в стременах, образует строгий перпендикуляр к длинной спине лошади, тело такое прямое «без извилин» словно маршал аршин проглотил. Перпендикуляру тела вторит перпендикуляр шашки, получается «сплошной перпендикуляр». Как-то примитивно смотрится, опять по игрушечному. Корпус лошади параллелен земле, а передние прямые ноги расположены так, словно она шагает как человек, только сапог не хватает. Такая конструкция, передвигающаяся на прямых ногах, вызывает улыбку, это что-то из области мультипликации. И совершенно умилительно балетное «па» задней ноги лошади. По сравнению с ходулями передних ног, по танцевальному приподнятая задняя смотрится очень изящно, но привлекает к себе много внимания. А какой смысл в памятнике полководцу делать такой сильный акцент на задней ноге лошади? Другая задняя нога смотрится естественно и красиво, это пожалуй единственно удачная деталь этого произведения.
Стоит напомнить, что памятник был установлен в эпоху правления Лужкова, изуродовавшего Москву подобными творениями как скульптуры, так и архитектуры.»
Однако сегодня все же официальные лица Москвы подтвердили, что оригинальный памятник убыл на реставрацию и должны вернуть на прежнее место 9 мая 2020. Причем глава Мосгорнаследия добавил, что новый памятник тоже придется демонтировать в ближайшее время — так как при его установке выяснилось, что «постамент не столь крепкий, и нужно реставрировать его».
Странные конечно манипуляции. Мне кажется все же была попытка (или есть) по замене скульптуры на другую, более презентабельную, и такими манипуляциями проверяется общественное мнение.
Не согласны?
О ситуации с «заменой» памятника Жукову https://colonelcassad.livejournal.com/5723935.html рядом с Историческим музеем в центре Москвы.
СКАНДАЛ С КРЕМЛЕВСКИМ ПАМЯТНИКОМ ЖУКОВУ
Кажется, умы всех и вся сейчас настолько заняты коронавирусом, что приземлись на Красной площади летающая тарелка — никто не удивится. Наверное, поэтому пятничная операция по замене памятника знаменитому советскому полководцу Георгию Жукову на соседней Манежной площади прошла почти незамеченной. И очень зря! Ведь история эта абсолютно детективная. И попахивает откровенной аферой.
На самом деле о том, что Жукова на коне неплохо бы поменять, заговорили еще в 2015 году. Некую группу общественных активистов категорически не устраивала… лошадь, на которой восседал военачальник. Дескать, ноги животного, созданного скульптором Вячеславом Клыковым, противоречат законам природы.
Уже и Клыкова давно нет, и памятник вроде бы прижился (в этом году ему исполняется 25 лет). Но на днях появился любопытный приказ якобы за подписью министра культуры РФ Ольги Любимовой. На вид бумага солидная: номер, дата, печать. Сроки проведения работ по демонтажу старого Жукова и установке нового — с 13 по 30 марта. Даже коронавирус срокам оказался не помеха — молодцы! Исполнитель работ — ООО «НПО Техпром». Количество работников на объекте — не более семи, число единиц спецтехники не более трех.
Не так давно памятник обнесли забором. А вчера в спешном порядке демонтировали. Немногочисленные туристы (вирус всех распугал) ходили и гадали — что не так с легендарным маршалом? Ближе к середине дня случилось нечто и вовсе странное: на постамент водрузили нового Жукова! Только немного в другой позе — полководец теперь отдает честь «под козырек». И копыта у коня поменяли, так сказать, конфигурацию.
Звоним в Департамент культурного наследия. Там отчитываются, как по бумажке: старый монумент 1995 года не является объектом культурного наследия, а представляет собой объект городской скульптуры. В честь 75-й годовщины Победы его забрали на реставрацию. Притом изначально планировалось на время работ заменить скульптурную композицию копией, но в связи с тем, что стилобатная часть памятника также требует проведения работ, от идеи решили отказаться. По заверению главы департамента, к 9 мая скульптура вернется на свое место.
— Позвольте, — удивляемся мы, — как это «отказаться»? Там уже стоит новый памятник!
В трубке — то ли вздох, то ли всхлип. Про новый памятник там ничего не знают.
В Минкульте тоже недоумевают. Приказ вроде бы есть, но подписывала ли его Любимова? Нет ответа. Вроде бы этот автограф уже изучают в ФСБ.
На самом деле проект замены должен был пройти массу согласований. Памятник, конечно, не шедевр, но расположен рядом с Государственным историческим музеем. Чтобы сделать хоть что-то с монументом, в проекте проведения работ должен был быть предусмотрен специальный раздел по обеспечению сохранности здания ГИМа. Этот раздел обязан был сначала пройти государственную историко-культурную экспертизу, а затем — согласование в Мосгорнаследии.
Полна загадок и история с исполнителем работ, «НПО Техпром». Директор — некий Кузнецов А.Н. Ни адреса, ни реквизитов исполнителя важных работ на важном объекте в центре столицы не указано. В реестрах налоговой службы есть только одна фирма с таким названием, где директором числится Кузнецов Анатолий Николаевич. Зарегистрирована в городке Кодинске Красноярского края. Действующих госконтрактов в реестрах открытых данных по линии архитектуры, реконструкции и реставрации значимых столичных объектов на эту компанию нет.
А вот третья зацепка из «приказа» вывела нас на реальных людей, связанных с исчезновением оригинального памятника. В бумаге указан некий Комитет памяти маршала Жукова и его руководитель — Павликов Алексей Анатольевич. Он же является совладельцем еще одной организации, Фонда поддержки и развития Музея вооруженных сил. Мы позвонили по принадлежащему фонду телефону и наткнулись на новую странность. Голос в трубке как мог пытался скрыть от нас и собственное имя, и господина Павликова, и даже отказался назвать автора новой скульптуры. Зато объяснил главное — зачем понадобилось менять Жукова на Жукова.
— Мы три года бились и наконец-то добились! — торжествующим тоном заявил невидимый собеседник.
— А позвольте узнать, «вы» — это кто?
— Мы, фонд… как вы там нас назвали… все эти бюрократические названия… Мы общественная организация. Фонд поддержки и развития, — наконец выдавил из себя представитель «общественной организации».
— Чем вас не устраивал старый монумент? Он был в плачевном состоянии?
— Если вы хоть раз были на природе, то должны знать, что лошади так не бегают, не ходят. Это не соответствует законам биологии.
— А новый памятник соответствует?
— Да, соответствует.
Дозвонились мы и до самого Павликова. Он тоже был не вполне убедителен.
— Автор «старого» монумента Клыков считал, что это неудачная работа. Новый монумент — эта работа четырех скульпторов из России, Белоруссии и Украины. Необходимость сменить памятник произошла в связи с тем, что это актуально именно сегодня для воспитания нового поколения. Плюс ранее маршал отдавал честь жестом, который потом стали использовать нацисты. Этот памятник гораздо красивее предыдущего, и никто теперь его с нового места не уберет.
Вот те раз! А как же обещание департамента вернуть старый памятник на место?
— Извините, мне некогда, — эту тему г-н Павликов предпочел не обсуждать.
И знаете, что самое смешное? О замене памятника не знают ни в префектуре ЦАО, ни в Мосгордуме, ни в Общественной палате (инициатива обсуждалась, но не была одобрена). Ни — стыдно сказать — в мемориальном музее-квартире Жукова. Наконец, дочь прославленного военачальника Эра Жукова призналась, что находится в недоумении:
— Я совершенно не в курсе, мне никто ничего не сказал. Я узнала об этом из телевидения и звонков ваших коллег, — сообщила Эра Георгиевна.
— То есть с вами никто не консультировался?
Абсолютно. Мне просто хотя бы даже сказали! Потому что я в дурацком положении. Мне люди звонят, а я впервые слышу, ничего не знала. Я не знаю, как к этому относиться. Так не делают. Думаю, сейчас не только у меня недоуменные вопросы. Так не поступают.
Поступают, Эра Георгиевна, еще как! Ситуация совершенно фантастическая: некие люди пришли на Манежную площадь, утащили памятник, поставили новый. Во времена маршала Жукова разговор с такими был бы, наверное, очень коротким. А сейчас… Сейчас можно разве что вспомнить фильм «Старики-разбойники», где Никулин и Евстигнеев под видом реставрации украли полотно Рембрандта. Но у них хоть хватило совести вернуть картину на место.
Татьяна АНТОНОВА, Екатерина СТЕПАНОВА
* * *
МИХАИЛ КЛЫКОВ: МЫ ПРОСТО В ШОКЕ
Редактор сайта Объединения московских скульпторов Маргарита КАМАРДИНА позвонила Михаилу КЛЫКОВУ, сыну скульптора Вячеслава Михайловича Клыкова.
— Михаил Вячеславович, Ваше отношение ко всему случившемуся?
— Слов нет! Взять и распилить памятник на несколько кусков. Вопиющее проявление вандализма! Другого мнения у всех нас, наследников Вячеслава Михайловича, просто быть не может. Мы просто в шоке!
— Вас не предупреждали о том, что готовится замена памятника?
— Ни меня, ни брата Андрея, вообще никого из Клыковых.
— В интервью «Российской газете» руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов заявил, «что состояние памятника требует серьезных реставрационных работ в условиях мастерских. Чтобы после демонтажа памятника место не выглядело пустым, решили заменить его копией этого памятника, выполненного также скульптором Клыковым, автором исторического монумента. Да, копия отличается от оригинала, но это авторская копия». Комментарий к заявлению Алексея Емельянова у Вас есть?
— Никакая это не авторская копия! Возможно, новый памятник маршалу Жукову похож на прежний эскизный проект отца — но и только. Всего лишь вольная интерпретация.
— Сегодня московские чиновники разного уровня заявляли о том, что новая скульптура Жукова была отлита в мастерской Вячеслава Клыкова, которая сейчас называется ООО РНТМ «Артпроект».
— Да, они себя так в «Артпроекте» позиционируют, что мы, дескать, продолжатели традиций Вячеслава Клыкова. Но в момент работы над оригинальным монументом, который был, кстати, отлит в Санкт-Петербурге в 1995 году, этой мастерской на Авиамоторной улице еще не существовало. Мой отец помогал сегодняшнему руководителю «Артпроекта» встать на ноги… Но это не является основанием для того, чтобы они называли себя мастерской Клыкова. К тому же, 25 лет назад они и руки не приложили к созданию памятника.
И вообще: никогда на Авиамоторной улице в Москве у отца не было мастерской. Его мастерская была на Ордынке.
— А как Вы прокомментируете многочисленные публикации в СМИ о том, что Ваш отец сам был очень недоволен своим памятником и хотел бы его переделать?
— Единственное, о чем сожалел мой отец — это о неудачном месте установки памятника.
Я сегодня перерыл очень много интервью отца, и вот в одном из них он говорит: «Было принято решение правительства поставить памятник там, где он стоит сейчас, и я считаю, что это место неудачное с точки зрения освещения. Скульптура тогда работает, когда она освещена. А в данном случае памятник стоит на северной стороне и находится в тени Исторического музея».
И вот еще одна цитата Вячеслава Михайловича: «Я абсолютно спокойно отнесся к критике памятника Жукову. Я знаю, что скульптура сделана профессионально, грамотно, как я ее и задумал. Можно с памятником соглашаться и не соглашаться, но я абсолютно уверен в том, что все сделал правильно — и тот образ, та композиция, которая была придумана мной… Мне хотелось передать образ полководца, который, как бы натянув поводья, принес победу, попирая фашистские штандарты, к стенам древнего Кремля. Поэтому я и выбрал такой ритмичный, почти барабанный шаг».
— Руководитель Комитета памяти маршала Советского Союза Г.К. Жукова, который, как я понимаю, уже много лет борется за то, чтобы снести конный памятник Вашего отца, заявил сегодня о том, что «если вы хоть раз были на природе, то должны знать, что лошади так не бегают, не ходят. Это не соответствует законам биологии». Вообще конь, на котором сидит Георгий Константинович, многим не дает покоя. Кто только не критиковал его, в том числе в профессиональном скульптурном сообществе, за «неправильную анатомию».
По этому поводу отец отвечал: «говорят еще, что лошадь не может так переставлять ноги. Но я сам вырос в деревне, любил лошадей с детства, ездил на лошадях и, слава Богу, знаю лошадей и то, как лошадь может ноги переставлять».
— Ваши ответные действия в ближайшее время?
— Для начала надо понять, кто и зачем отдал распоряжение о варварском сносе памятника. Но в любом случае к этой неприглядной истории должна подключиться прокуратура и полиция.
https://www.oms.ru/news/mikhail-klykov-my-vse-prosto-v-shoke-2 — цинк
Союз Художников также не уведомили о том, что памятник будут менять
https://govoritmoskva.ru/news/228560/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews
Действительно, очень странная история. По логике вещей, такие истории должны находиться на контроле у Министерства культуры и по этому поводу хотелось бы получать более внятную официальную позицию.
Кстати, некоторые обращают внимание, что на старом памятнике у Жукова было 4 звезды Героя Советского Союза, а на новом три.
С точки зрения аутентичности, то новый вариант более правильный — на 1945-й год, когда проводился Парад Победы, у Жукова было 3 звезды Героя СССР, 4-ю он получил в 1956-м году.
Касательно того, что под ногами у коня.
Относительно заявлений, что новый памятник топчет советское знамя, то это очевидно не так — на более качественной фотографии видно, что вместе с знаменем Лейбштандарта «Адольф Гитлер», топчется еще одно немецкое знамя с орлом.
Гуляет фотография вот такой таблички, где мелькает упоминаемый в статье МК Павликов.
Как утверждают, ее собираются повесить на памятник.
Если это так, то это многое объясняет. Сама табличка претенциозна и отражает желание автора поглубже лизнуть начальство.
И вот еще по наводке товарища drug_n_a_ro_d_a о том, как появился второй памятник.