Отредактировать предложения ⇐ Высшее образование
Информация
Уважаемые студенты!
Вместе с заданиями размещайте и свои варианты решения. В противном случае ваше сообщение будет проигнорировано.
-
Автор темы
TDC***
- Всего сообщений: 1
- Зарегистрирован: 27.09.2012
- Образование: студент
- Откуда: Новосибирск
- Возраст: 30
Отредактировать предложения
1) Андрею Болконскому, человеку с передовыми взглядами, светское общество не родня.
2) Павел Власов ещё пуще сплачивает своих друзей.
3) Судебный акт: «Хищения производились путём непосредственного изъятия из кладовки, продажи продуктов за наличный расчёт и присвоения денег».
4) А когда вечером они разогревали загустевшее за день — аж ложка стоит — варево, небо блистало в окнах ясными слёзами звёзд.
5) Они активно трудились на ферме.
6) Анкета: «Должность родителей: мама — врач, папа — инженер».
-
Ирина12
- по чётным — академик
- Всего сообщений: 1323
- Зарегистрирован: 13.12.2009
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Москва
Re: Отредактировать предложения
Сообщение
Ирина12 » 27 сен 2012, 19:29
Информация
Уважаемые студенты!
Вместе с заданиями размещайте и свои варианты решения. В противном случае ваше сообщение будет проигнорировано.
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
-
- 4 Ответы
- 6888 Просмотры
-
Последнее сообщение кат20
04 мар 2010, 07:59
-
- 3 Ответы
- 1348 Просмотры
-
Последнее сообщение Марго
16 апр 2010, 06:11
-
- 1 Ответы
- 931 Просмотры
-
Последнее сообщение Марго
02 ноя 2010, 15:48
-
- 2 Ответы
- 10112 Просмотры
-
Последнее сообщение Сима
11 ноя 2010, 22:13
-
- 8 Ответы
- 3137 Просмотры
-
Последнее сообщение АНН
30 ноя 2010, 17:46
Обновлено: 28.01.2023
1. Писатель идет в ногу со своим временем.
2. Жизнь входит в нормальную колею.
3. Эта статья до глубины души меня удивила.
4. Наш герой живет как сыр в масле.
5. Он взял себе львиную часть заработанного.
6. Возвратившись домой, он сразу оказался под неусыпным оком матери.
7. История появления плащаницы в Европе окутана кромешной тайной.
8. Руководитель просто обязан взять инициативу на себя.
9. В разговоре он допустил сильную ошибку.
10. Для всей школы этот ученик стал басней во языцех.
Писатель идет в ногу со временем.
Жизнь входит в колею.
Эта статья поразила меня до глубины души.
Наш герой как сыр в масле катается.
Он взял себе львиную долю заработанного.
Возвратившись домой, он сразу оказался под неусыпным контролем матери.
История появления плащаницы в Европе окутана тайной.
Руководитель просто обязан взять инициативу в свои руки.
В разговоре он допустил серьезную ошибку.
Для всей школы этот ученик стал притчей во языцех.
пИСАТЕЛЬ ИДЕТ В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ.
Жизнь входит в свою колею.
Эта статья до
глубины души меня тронула
Наш герой живет как сыр в масле катается.
Он взял себе львиную долю заработанного.
Возвратившись домой, он сразу оказался под неусыпным взором матери.
История появления плащаницы в Европе покрыта тайной.
Руководитель просто обязан взять инициативу в свои руки.
В разговоре о допустил грубую ошибку.
Для всей школы этот учениук стал притчей во языцех.
Буднее выражение его лица поразило меня до глубины души как правильно
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Адвокат произнёс обдуманную, артистически разыгранную ЗАЩИТИТЕЛЬНУЮ речь, благодаря которой подсудимый был помилован присяжными.
БУДНЕЕ выражение его лица поразило меня до глубины души.
После стольких дней и ночей, проведённых в БЕСПЛОДНЫХ поисках пропавшей экспедиции, все члены спасательной группы чувствовали смертельную усталость.
Если заставить колебаться две одинаково натянутые струны, одна из которых вдвое длиннее другой, возникнет ГАРМОНИЧЕСКОЕ созвучие.
Пояснение (см. также Правило ниже).
— (разг.). О времени: относящийся к будням.
— 1. только полн. ф. Такой, который постоянно окружает человека; предназначенный для будней, труда, занятий, не праздничный. 2. перен. Прозаический, однообразный, скучный.
1) будничный труд;
будничное дело, занятие;
будничная одежда, обувь;
2) будничная жизнь, обстановка;
Правило: Задание 5. Употребление паронимов
Паронимы — это слова, близкие по звучанию, но различающиеся (частично или полностью) значением.
Иногда в нашей речи встречаются слова, похожие по звучанию, но различающиеся оттенками значения или вовсе разные по семантике. Среди лексических ошибок, вызванных незнанием точного значения слова, наиболее часто встречаются ошибки, связанные с неразграничением, или смешением паронимов.
Греческий по своему происхождению лингвистический термин «пароним» буквально значит «одинаковое имя»: греч. para — одинаковый , onyma — имя.
Паронимами можно назвать как однокоренные, так и близкие по звучанию слова, которые при всей своей похожести всё же различаются оттенками значения или обозначают разные реалии действительности.
В «Методических рекомендаций ФИПИ» отмечается:
«Анализ выполнения задания 5 показал, что сложность для 40% испытуемых составляет не только распознавание ошибки, допущенной при употреблении паронимов, но и подбор соответствующего контексту паронима для редактирования примера с ошибкой, что обнаруживает узость словарного запаса экзаменуемых.» В помощь учащимся в подборе слов-паронимов ежегодно издаётся «Словарик паронимов». Он не зря называется именно «словариком», так как «Словари» содержат тысячи слов-паронимов. Включённый в состав словарика минимум будет использоваться в КИМах, но ведь выучить паронимы для задания 5 — это не самоцель. Эти знания позволят избежать многочисленных речевых ошибок в письменных работах.
Обращаем внимание на то, что в заданиях РЕШУЕГЭ есть задания прошлых лет, и в них встречаются слова не из этого списка.
Записывайте слово в той форме, что требуется в предложении. Это требование основано на том, что в правилах заполнения бланков указано: если кратким ответом должно быть слово, пропущенное в некотором предложении, то это слово нужно писать в той форме (род, число, падеж и т. п.), в которой оно должно стоять в предложении.
В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? 1) Её ЗВУЧНЫЙ смех не мог не вызвать улыбки окружающих.
2)ПРОБЛЕМНАЯ ситуация, возникшая в отношениях двух стран, вызывала тревогу.
3)БУДНЕЕ выражение его лица поразило меня до глубины души.
4)ИСКУССТВЕННАЯ радость хозяев дома поставила гостей в неловкое положение.
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Руки его всегда нах. дили себе дело. То шин. ль заш. вал ре. ким солдат. ким стежком то тихонько т … очил топор о гладкий подобра(н/нный удороги голыш а то просто стр. гал большим самодельным складным нож. М какую(нибудь) чурку. Много таких предметов выстрога(н/нных старшим с. ржантом Николаем Харитоновым гуляло по рукам бойц. Bв роте сапёров. В первые дни войны Харитонов стро. л на подступах к Днепру бето(н/нные укр. пления. А когда немецкие танки прорвались из степи к великой реке, он ок. зался среди тех, кому поручили взорвать знаменитую Днепровскую плотину. Он вид. л, как стеганули в голубое небо зловещие обл. ка взрывов. Он вид..л, как В это утро (не)таясь (не)отворач. вая лиц рыдали закалё(н/нные мужестве(н/нные люди ун. чтожая лучшее создание своего ума и рук, чтобы (не)оставить его врагу.
Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание предлогов. 1) Я поковал ей стари»ый медальон в виде сердечка. 2) На встречу волнам плыть было невын … осимо т_жело. 3) Задачу решал Ромка в_продолжени_ часа, не меньше. 4) Несмотря на усталость, девушка с удовольствием прошлась по льду. 5) Пожар возникший в_следстви_ (не)осторожного обращения с огнем ун_чтожил рощицу. 6) Вот уже в_течени_двух недель шли неппp_рывные дожди. 7) В_последстви_ рядом со станц ей постро_ли (железнодорожный мост. (Не)смотря в блокнот он точно набрал номер. 9) На_счет зарплаты Игнат спросить опять пост_снялся. 10) (В)связи с _варией проезд закрыт. 11) (Ha) встречу с главой адм_нистраци попасть хотели все. 12) (В) виду скорого окончания плавания команда повеселела. 13) Об этом читайте (в)продолжени_ романа.
| Агапка взял игрушку и понёс на кухню. Там в чашке было молоко. Кот решил покормить собаку. Он стал тыкать её носом в молоко. пж помогите. сделать … синтаксический разбор
1.Восстанови порядок орфографических действий принаписания безударных гласных в корне? 1под ударением слышится гласный . 2ставлю безударный гласный … под ударение3 пишу ту же гласную в безударном слоге 4.слышу в корне слова в безударный гласный
16.Выделите грамматические основы предложений. Укажите ПГС и СГС. 1. Он боялся идти к врачам (Паустовский). 2. Приходил лакей звать меня к княгине (Ле … рмонтов). 3. Старуха ушла хлопотать об отъезде (Григорович). 4. Он попросил меня похлопотать об отъезде (Чаковский). 5. Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком (Белинский). 6. Я уважению к родной земле учить их стараюсь (Паустовский). 7. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня (Паустовский). 8. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить (Паустовский). 9. Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле (Паустовский). 10. Долго будет моросить осенний дождь (Паустовский).
15. Найдите составные именные сказуемые. Любимое занятие Васьки Печенкина — пускание змея. Из этого мирного занятия он сделал себе разбойничий промысе … л. Когда его змей пущен, Васька чувствует себя единственным хозяином неба, и перед ним наши бедные змеи все равно что воробьи перед коршуном. Змей Печенкина могуч и огромен. (К.И. Чуковский)
14. Определите типы сказуемых во всех предложения Чехов — нашей юности полет. Мы — интеллигенция. Чехов такой же, как мы, только немножко лучше. Что … бы понять русское интеллигентское сознание, нашу норму, читайте Чехова. Чехов — пророческие будни русской ментальности. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Толстой — всё это экстрема. Мы не можем быть Гоголем, да и не очень хочется, но Чеховым можно стать, если постараться. (Викт. Ерофеев)
С какими глаголами употребляются данные устойчивые словосочетания? 1) до глубины души
2) От (всей) души
3) по душам
4) Душа в душу
5) С душой
6) Всей душой (всем сердцем)
1) Она подскочила от неожиданности, поражённая до глубины души.
2) А теперь, прежде чем перейти к главе 1, хотим от всей души пожелать вам успеха.
3) Но я никогда не видела, чтобы хозяин как-то развлекался – охота, игра в карты, да даже просто разговор по душам.
4) Они с папой жили душа в душу, она привыкла во всём полагаться на мужа.
5) Это те самые люди, которые, заходя к вам на обед, никогда не забудут принести с душой выбранный подарок или букет цветов из своего сада.
6) Он всей душой почувствовал себя совершенно чужим в этом холодном и пустынном мире раннего утра.
Читайте также:
- Как сделать схрон в scum
- Как пользоваться модом в майнкрафт счастливая семья
- Как зайти в другой аккаунт в стандофф 2 через фейсбук
- Гавр гура в реальной жизни как выглядит
- Настольная игра заколдованные тропинки как играть
одежда, женщина, интерес). Расчётливый — расчётный (траектория полета,
невеста, скорость, сосед, книжка). Романтический — |
романтичный |
(произведение, душа, девушка, приключение). Скрытый |
— скрытный |
(помещение, порок, человек, душа, интерес). Старательный — старательский (ученик, артель, труд, работник). Тактический — тактичный (поступок, маневр, мужчина, уловка). Технический — техничный (актер, вуз, пианист, отдел). Угодный — угодливый (поступок, человек, поведение). Удачный — удачливый (человек, исход, день, ловец, охотник). Царский — царственный (власть, вид, слуга, опричник, осанка). Целый — цельный (день, кусок мрамора, натура, чашка, молоко). Экономический — экономичный (теория, ведение хозяйства, наука, машина).
Типичными ошибками в использовании фразеологических оборотов являются:
сокращение выражения: и гроша не стоит вместо ломаного или медного гроша;
замена слова: львиная часть вместо львиная доля;
совмещение двух оборотов: играет большое значение вместо играет большую роль
Задание 10. Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов.
1.Писатель идёт в ногу со своим временем.
2.Эта статья до глубины души меня удивила.
3.Наш герой живёт как сыр в масле.
4.Он взял себе львиную часть заработанного.
5.Возвратившись домой, он сразу оказался под неусыпным оком матери.
6.Руководитель просто обязан взять инициативу на себя.
7.Появление этого предмета здесь окутано кромешной тайной.
8.В разговоре он допустил сильную ошибку.
9.Грехи мои тяжёлые!
10.Львиную часть заданий уже выполнили.
11.Большое влияние на молодых имеет телевидение.
21
12. Низкая благодарность правительству за это.
Задание 11. Поиграем в слова.
Игра называется «Контакт». Цель ее состоит в том, чтобы научиться быстро и грамотно формулировать значения слов. Игроков может быть неограниченное количество, один из них является ведущим. Ведущий задумывает слово и называет участникам игры его первую букву, например, К (задумано слово коллега). Задача участников игры — догадаться, какое слово задумано. Для этого любой из игроков формулирует значение любого слова, начинающегося с буквы К, и задает вопрос ведущему: «Не обозначает ли это слово название полуострова на Черном море?» «Нет, это не Крым», — отвечает ведущий. «Не является ли это слово общим наименованием служителей культа какой-либо церкви?» Ведущий в затруднении: он не знает слова, значение которого сформулировал игрок. Зато другой игрок догадался, какое слово имеется в виду, он кричит: «Контакт!» Оба игрока, знающие слово, хором называют его: «Клир». Если слово названо правильно, ведущий вынужден назвать вторую букву задуманного им слова: О. Теперь игроки формулируют значения слов, начинающихся с сочетания КО. «Не обозначает ли это слово публичное исполнение музыкальных произведений?»
«Нет, это не концерт», — говорит ведущий. «Не обозначает ли это слово швейцара, привратника во Франции?» Вновь ведущий в затруднении, но один из игроков догадался и кричит: «Контакт!» Хором называется слово «Консьерж». Ведущий вынужден назвать третью букву: Л. Теперь формулируются значения слов, начинающихся с сочетания КОЛ. И так далее до тех пор, пока задуманное слово не будет отгадано. Ведущий считается выигравшим в том случае, если никто так и не догадается, какое слово он задумал.
22
ПРАКТИКУМ № 3
Морфологические нормы
Род некоторых склоняемых имён существительных, испытывающих колебания в роде между мужским, как правило, на твёрдый согласный и женским
на -а, надо просто запомнить.
Задание 1. Употребите данные существительные в единственном числе.
Подберите к существительным определения–прилагательные. Обратите внимание: некоторые существительные имеют двоякие формы рода, ничем не отличающиеся ни по смыслу, ни по стилистической окраске, другие — имеют стилистические отличия.
Рояли, гренки, плацкарты, бакенбарды, банкноты, заусеницы (заусенцы), ставни, туфли, помидоры, жирафы, ботинки, тапки, манжеты, лебеди, рельсы, канделябры, бандероли, мыши, скирды, эполеты, щупальца, сандалеты, оладьи, бандероли, метастазы, жирафы.
Род несклоняемых существительных иноязычного происхождения определяется следующим образом:
наименование лиц женского пола – женского рода (старая леди,
известная эмансипе);
наименование лиц мужского пола – мужского рода (услужливый портье, ловкий рантье);
существительные общего рода – мужского и женского (мой протеже,
моя протеже).
Наименования животных – мужского рода (кроме самок), например:
взрослый шимпанзе (но:кормящая шимпанзе), розовый фламинго.
Исключения: цеце (ж.р.), иваси (ж.р.).
Наименование неодушевлённых предметов – среднего рода
(старинное бра, модное бикини, тёплое кашне).
Исключения: евро, пенальти, сирокко, хинди – слова мужского рода; авеню, кольраби, мацони, салями – слова женского рода.
23
Задание 2. Употребите данные существительные в единственном числе.
Новые шоссе, розовые фламинго, серые кенгуру, ежегодные ралли, страшные цунами, красивые бра, забавные какаду, красивые бикини, маленькие кули, жирные иваси, известные рефери, кожаные портмоне, бриллиантовые колье, клетчатые кепи, отдельные купе, огромные гризли, просторные фойе, маленькие пони, справочные бюро, победные пенальти, японские кимоно.
Задание 3. Допишите окончания, определив род существительных.
Широк… амплуа, официальн… коммюнике, модн… караоке, вежлив… портье, кратк… резюме, крепк… кофе, вкусн… салями, модн… сабо, рыбн… филе, разнообразн… меню, трудн… хинди, московск… эскимо, тёпл… джерси, строг… табу, целебн… алоэ, шерстян… кашне, свеж… кольраби, шотландок… виски, хрустальн… бра, шотландок… виски, хрустальн… бра.
Род несклоняемых существительных, обозначающих географические названия, названия органов печати, определяется по общему названию,
например: Капри привлекал туристов (остров); полноводная Миссисипи
(река); «Дейли Уоркер» писала (газета).
Задание 4. Допишите окончания, определив род существительных.
а) |
Солнечн |
… Батуми; широк… |
Миссисипи; живописн… |
Капри; |
знаменит… |
||||||||
Лимпопо; древн… |
Баку; |
загазованн… |
Мехико; труднодоступн… |
Юнгфрау; |
|||||||||
шумн… |
Тбилиси; |
многоводн… |
Конго; |
глубок… |
Онтарио; |
многолюдн… |
|||||||
«Динамо»; |
оживлённ… |
Шереметьево; |
современн… |
Токио; |
древн |
… Дели; |
|||||||
северн… |
Хельсинки; изнуряющ… |
Гоби; |
промышленн… |
Иваново; |
огромн… |
||||||||
Чикаго; |
знаменит… |
Бейкер-стрит. |
|||||||||||
б) |
«Таймс» перепечатал |
… статью из «Комсомольской правды». «Спид- |
24
инфо» впервые обратил…сь(ся) к этой проблеме. «Намедни», к сожалению, прекратил… свое существование. «ТВ Бинго-шоу» провел… очередной розыгрыш.
Род составных существительных определяется по роду слова,
обозначающего более широкое или более конкретное понятие ( автомат-
закусочная (ж.р), интернет-кафе (ср.р.), музей-квартира (м.р.)).
Задание 5. Выберите нужную форму сказуемого.
1.Бар-дискотека (открыт, открыта) всю ночь.
2.Опера-детектив впервые (была поставлена, был поставлен) в театре.
3.Музей-квартира поэта (открылась, открылся) после реставрации.
4.Плащ-палатка уже (был сложен, была сложена).
5.Часы-будильник (испортились, испортился) в первый же день после покупки.
6.Вагон-лаборатория (стоял, стояла) на запасных путях.
7.Гостям (понравился, понравилась) хлеб-соль.
8.Юбка-брюки всем (понравилась, понравились).
Род сложносокращённых слов (аббревиатур) определяется по роду
ключевого слова составного наименования, например: СНГ должно соответствовать новым реалиям (СНГ — ср.р., так как содружество).
Однако ряд аббревиатур, оканчивающихся на согласную (независимо от рода стержневого слова), приравниваются к существительным мужского рода (ТАСС, МИД, ВАК);
аббревиатуры, оканчивающиеся на -о, -е, приравниваются к существительным среднего рода (ЗАО, НЛО, РАО).
25
Род заимствованных аббревиатур определяется по русскому переводу их
стержневого слова: АСЕАН, ж.р. (ассоциация), МАГАТЭ, ср.р. (агентство), ФИДЕ, ж.р. (федерация).
Задание 6. Допишите окончания.
1.ООН принял… к рассмотрению документ.
2.РИА сообщил… об этом на прошлой неделе.
3.ЖЭК произвел… ремонт.
4.МИД вручил… ноту.
5.СМИ России был… представлен… ведущими телеканалами.
6.СНГ был… создан… в 1989 году.
7.Это, наверное, был… НЛО.
8.ЦСКА опять одержал… победу.
9.СПИД уже унес… миллионы жизней.
10.Наш… ООО специализировал…ся/сь на выпуске швейной продукции.
11.ФСБ запретил… публикацию секретного доклада.
12.ЦИК начал… подготовку к выборам.
13.США объявил… о проверке военных объектов Ирака.
14.ВИЧ чрезвычайно опас(е)н….
15.В городе отрыт… нов… загс.
Усуществительных мужского рода в форме именительного падежа
множественного числа имеются вариантные окончания -а (-я) / -ы (-и), первые из которых сохраняют разговорный или даже просторечный характер (ветры —
ветра). Поэтому во многих словах предпочтительна форма на -ы (-и), например:
авторы, бухгалтеры.
Однако в некоторых словах окончание -а(-я) закрепилось как норма,
например: директора, доктора.
26
Задание 7. Употребите существительные в форме множественного числа.
Аптекарь, торт, порт, договор, слесарь, токарь, инженер, инспектор, рапорт, сорт, месяц, выбор, заговор, маляр, профессор, счет (официальный документ), отпуск, полис, паспорт, сторож, бухгалтер, трактор, сектор, тренер, лектор, контейнер, снайпер, образ (икона), свитер, редактор.
Иногда выбор окончания -а (-я) или -ы(-и) в именительном падеже множественного числа зависит от значения слова, например: провода
(электрические) – проводы (при отъезде).
Задание 8. От данных существительных образуйте формы именительного падежа множественного числа на -а (-я) и формы на -ы (-и). Определите разницу в их значении.
Образец: мех — меха (выделанные шкуры зверей), мехи (кузнечные мехи) –
приспособление для нагнетания воздуха в кузнице.
Боров, орден, корпус, тормоз, цвет, лагерь, пояс, повод, соболь, образ, учитель, пропуск, счёт, тон, хлеб.
В родительном падеже единственного числа следующие группы
неодушевлённых существительных мужского рода могут иметь не только окончание -а(-я), но и -у(-ю), характерные для разговорного стиля:
вещественные существительные при указании на количество чего-либо
(машина песка – песку, мало снега – снегу);
вещественные существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом (выпейте чайку, попробуйте медку, но машина мелкого
песка, попробуйте нашего медка);
отвлечённые, а также некоторые собирательные существительные при употреблении с количественным значением (много шума –
шуму; никакого народа – народу);
27
существительные, входящие в устойчивые словосочетания (нет конца-края – краю).
Задание 9. Определите, в каких случаях окончание -у/-ю в родительном падеже существительных мужского рода остаётся предпочтительным.
1.Наделать шуму — много шума из ничего.
2.Задать перцу — в магазине три сорта перца.
3.Спору нет — это не предмет спора.
4.Не до смеху — бояться смеха.
5.Прибавить шагу — требовали от солдат четкого шага.
6.Намолол вздору — не слушали его несуразного вздора.
7.Навели лоску — ботинкам не хватало лоска.
8.Дать ходу — машина не развила быстрого хода.
9.Натерпелся страху — они не знали страха.
Впредложном падеже некоторые существительные мужского рода
единственного числа имеют вариантные формы окончаний: -е или -у(-ю).
Окончание -е употребляется для выражения объектного значения, а
—у(-ю) — для выражения обстоятельственного значения: говорить о лесе — быть в лесу.
Задание 10. Раскройте скобки, употребив существительные в форме
предложного падежа с окончаниями -е или -у/-ю.
1.Находиться в … — изменения в … предложения (строй).
2.Отразиться на … дел — машина на … (ход).
3.В вишневом … — в «Вишневом …» Чехова (сад).
4.В 1918 … — в «Восемнадцатом .. » Алексея Толстого (год).
5.На переднем … — на самом … (край).
6.Быть на хорошем … — на расчетном … (счет).
7.В … стран — в … солдат (ряд).
8.Это была работа легкая, на … — рабочие чинили крышу на … (дом).
9.Рубили лес на … — сидели на … какого-то дерева (корень).
28
Склоняются иностранные (как и русские) фамилии, если
оканчиваются на согласный и относятся к мужчинам: о
Константине Рерихе, дружил с Львом Кербелем;
оканчиваются на |
безударную –а/-я: Пье ха– песни |
Пье х,и |
Капабла нка – игра Капабла нки;
оканчиваются на ударную –а и являются славянскими: Сковорода к–
философу Сковороде Майбород; а у-писателя Майбороды, но ср.
Дюма.
Не склоняются, если
относятся к женщинам: встретил Нору Даль, у Марии Мицкевич;
оканчиваются на гласный звук (кроме неударяемых –а, -я): проза
Данте, романы Золя, оперы Верди, пьесы Шоу;
безударным –а/-я предшествует гласный и: сонеты Эрдиа, стихи
Гарсиа, рассказы Гулиа.
В творительном падеже иноязычные фамилии на –ин имеют окончание –ом / -ем (Чаплином), а русские – -ым (Репиным).
Задание 11. Раскройте скобки и впишите нужные окончания.
а) Я восхищаюсь не только (Чарли) Чаплин___, но и его дочерью Ирэн___Чаплин___. Я провожу отпуск с (Акиро Курасава), выходные с — Эллен___(Бурда), а вечера — со Станислав__ Жук___и его подопечными. По воскресеньям я встречаюсь с Галкин___, по вторникам — с Якубович___, по средам — с Вульф_, по четвергам — с (Эркюль_ Пуаро), а по пятницам — со (Сванидзе).
б) На презентации с мистером Стивен__Кристин___была его супруга. (Ани) Кристин___познакомили с нашим банкиром Степан__Кристин___, с хозяином магазина Антон___Квакин__и его супругой Елен__Квакин__, а также с его американским партнером (Энтони) Квакин__, сыном знаменитой (Жаклин Кенеди), и его дочерью Элен___Квакин__.
29
Местоимение свой указывает на принадлежность чего-либо субъекту
действия.
Задание 12. Устраните двусмысленность, возникающую из-за неправильного употребления местоимения СВОЙ.
1.Он попросил друга принести свои рисунки.
2.Он предложил приятелю прочитать свои стихи.
3.Офицер приказал солдату показать свою карту.
4.Больной попросил сестру налить себе воды.
5.Я должен поздравить вас с защитой своей диссертации.
6.Дочь попросила мать выгладить свою блузку.
7.Преподаватель попросил студента повторить свои слова.
Всоставных количественных числительных склоняются все образую-
щие их слова, например: Альбом с тремястами шестьюдесятью семью рисунками. Но: В альбоме триста шестьдесят семь рисунков
Задание 13. Просклоняйте числительные.
5679; 3 951 826; 666; одна тысяча восемьсот семьдесят девятый год, трое студентов; полтора килограмма; одна целая двадцать четыре сотых; 85 метров 53 сантиметра.
Собирательные числительные не сочетаются:
с одушевлёнными существительными женского рода (двое студентов, но
две студентки),
с существительными, называющими животных, кроме детёнышей (две собаки, но двое щенков),
с неодушевлёнными существительными, имеющими единственное число
(двое саней, но две книги).
30
Содержание
- Объясните происхождение ошибки, исправьте ее.
- Определите вид ошибки, исправьте ее.
- Устраните в предложениях лишние слова
Объясните происхождение ошибки, исправьте ее.
Пользуясь словарем ударений, расставьте ударения в словах.
Аналог, балованный, баловать, бронировать, бронированный, банты, бомбардировать, вероисповедание, втридорога, включат, вручат, газированный, гербовый, диспансер, договор, жалюзи, завидно, заговор, запломбировать, звонит, зубчатый, инсульт, искра, каталог, квартал, километр, красивее, кремень, кулинария, кухонный, в лифте, мозги, мусоропровод, новорожденный, наотмашь, наискось, начался, обеспечение, облегчить, откупорить, отчасти, оптовый, осведомить, приданое, пуловер, принудить, ревень, сливовый, столяр, средства, сосредоточение, сироты (мн. ч.), танцовщица, туфля, украинский, умерший, упрочение, флюорография, христианин, ходатайствовать, цемент, цыган, цепочка, щавель, экспертный, языковая (норма).
Расставьте ударения в грамматических формах слов.
Класть – клал – клала – клало – клали; понять – понял – поняла – поняло – поняли; начать – начал – начала – начало – начали.
Красивый – красив – красива – красивы – красиво; правый – прав – права – правы – право; занятый – занят – занята – заняты – занято.
Тема:ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ
1. Укажите, твердо или мягко произносится согласный перед Е.
Академия, атеист, астероид, бактерия, бассейн, бизнес, бутерброд, девиз, девальвация, диспансер, деканат, кашне, компьютер, кофе, менеджер, пастель, пресса, рейтинг, свитер, сервис, сессия, стратегия, термин, террор, тест, термос, фанера, чартер, шинель, юриспруденция.
2. Подчеркните слова, в которых на месте ЧН произносится только [шн].
Булочная, подсвечник, нарочно, горчичник, горничная, пустячный, шуточный, симпатичный, порядочный, девичник, прачечная, яичница, скучно, Ильинична, убыточный, конечно, копеечный, Кузьминична, сердечный, скворечник.
3. Разделите слова на три группы: 1) с Е; 2) с Ё; 3) возможны оба варианта.
Амеба, афера, береста, блеф, бытие, двоеженец, желоб, желчь, жердочка, жернов, житие, зев, истекший, маневр, маневренный, недоуменный, никчемный, опека, оседлость, острие, приведший, привезший, принесший, свекла, смета, хребет.
Укажите слова, в которых допущены орфоэпические (и вслед за ними орфографические) ошибки. Исправьте их.
Пироженое, афёра, жёлчь, опека, компроментировать, транвай, грейпфрукт, учереждение, конъюнктура, интриган, скрупулёзный, претендент, прецендент, будующий, экскорт, инагурация, дуршлаг, пастерилизованный, пульверизатор, констатировать, дерматин, резетка, флюрография.
Тема: ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Исправьте лексические ошибки и недочеты. Определите вид ошибки.
Свободная вакансия, народный фольклор, реальная действительность, заявление о разводе брака, играть значение, одеть свитер, династия братьев, от 10 лет и старше, 17 часов вечера, молодая девушка, большая или меньшая половина, поставить роспись в зачетной книжке, скоропостижно уехал, ожидания не выполнились; принимали участие певцы, музыканты и артисты.
Подберите синонимы к заимствованным словам.
Толерантный, легитимный, лояльный, альтруизм, геноцид, педант, филантроп, мизантроп, тривиальный, субтильный, электорат, плагиат, амбиция, мемуары, инсинуация, имидж, меркантильный, волонтер, импозантный, визави, гламурный, брутальный, инфантильный.
Составьте предложения или словосочетания с паронимами.
1. Невежда, невежа. 2. Криминальный, криминалистический. 3. Одеть, надеть. 4. Эффективный, эффектный. 5. Командировочный, командированный. 6. Длинный, длительный. 7. Скрытый, скрытный. 8. Терпеливость, терпимость.
4. Вставьте в данные предложения глаголы одеть/надеть.
1. Музыкант___________ чехол на гитару. 2. Девочка______________ куклу. 3. Слесарь____________ хомут на трубу. 4. Мама___________дочь, как принцессу. 5. Космонавт _____________ скафандр. 6. Сегодня холодно, ____________ шарф! 7. Больной гриппом должен _____________ повязку из марли.
Составьте предложения с омонимами, объясните их значение.
Гриф, среда, свет, акция, нота.
Объясните происхождение ошибки, исправьте ее.
1. Только у нас супердешевые цены на бытовую технику. 2. Совместный отдых, как и труд, спаивает людей. 3. В конце авторитарному жюри предстоит назвать победителя. 4. Большинство времени они потратили впустую. 5. Делаем только срочные переломы (объявление на рентген-кабинете). 6. Компания РИКО обует всю страну. 7. Нами была обезврежена целая плеяда жуликов. 8. Верить в неминуемую победу. 9. Специалисты оказывали экономические консультации правительству. 10. Татьяна, сестра царя, занимала почетную роль при дворе. 11. Он снова почувствовал, что его охватило болезненное чувство одиночества. 12. В своей работе руководители учреждений руководствуются новейшей методической литературой. 13. Из лекций по искусству общения мы узнали много новых и полезных знаний. 14. Не исключено, что, возможно, на фестиваль приедет Софи Лорен. 15. Это была стройная белокурая блондинка. 16. Середина 60-х годов знаменательна расцветом и апогеем «сурового стиля». 17. Рождество отмечали на даче у коллеги по работе. 18. Знания в нас вкладываются посредством преподавателей и семинаров.
Тема: ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
1. Укажите значение фразеологических оборотов. Какие из них вы используете в своей речи? Историю каких фразеологизмов вы знаете? Запишите истории 4-5 фразеологизмов (т.е. как появились эти выражения, почему мы так говорим).
Кануть в Лету, медвежья услуга, ломиться в открытую дверь, метать бисер перед свиньями, сизифов труд, филькина грамота, китайская грамота, дать дуба, притча во языцех, без году неделя, козел отпущения, куда Макар телят не гонял, внести лепту, сжечь мосты, последний из могикан, Содом и Гоморра, между Сциллой и Харибдой, потемкинские деревни, дамоклов меч, почивать на лаврах, держать ухо востро, крокодиловы слезы, на рыбьем меху, слава Герострата, глас вопиющего в пустыне.
2. Определите смысл и источник «крылатых слов».
Быть или не быть? А ларчик просто открывался. Слона-то я и не приметил. Свежо предание, а верится с трудом. Есть еще порох в пороховницах. Умом Россию не понять… На деревню дедушке. Явление Христа народу. Мы все учились понемногу… Счастливые часов не наблюдают. Любви все возрасты покорны. Рукописи не горят. Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей.
Источник
Определите вид ошибки, исправьте ее.
Пользуясь словарем ударений, расставьте ударения в словах.
Аналог, балованный, баловать, бронировать, бронированный, банты, бомбардировать, вероисповедание, втридорога, включат, вручат, газированный, гербовый, диспансер, договор, жалюзи, завидно, заговор, запломбировать, звонит, зубчатый, инсульт, искра, каталог, квартал, километр, красивее, кремень, кулинария, кухонный, в лифте, мозги, мусоропровод, новорожденный, наотмашь, наискось, начался, обеспечение, облегчить, откупорить, отчасти, оптовый, осведомить, приданое, пуловер, принудить, ревень, сливовый, столяр, средства, сосредоточение, сироты (мн. ч.), танцовщица, туфля, украинский, умерший, упрочение, флюорография, христианин, ходатайствовать, цемент, цыган, цепочка, щавель, экспертный, языковая (норма).
Расставьте ударения в грамматических формах слов.
Класть – клал – клала – клало – клали; понять – понял – поняла – поняло – поняли; начать – начал – начала – начало – начали.
Красивый – красив – красива – красивы – красиво; правый – прав – права – правы – право; занятый – занят – занята – заняты – занято.
Тема:ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ
1. Укажите, твердо или мягко произносится согласный перед Е.
Академия, атеист, астероид, бактерия, бассейн, бизнес, бутерброд, девиз, девальвация, диспансер, деканат, кашне, компьютер, кофе, менеджер, пастель, пресса, рейтинг, свитер, сервис, сессия, стратегия, термин, террор, тест, термос, фанера, чартер, шинель, юриспруденция.
2. Подчеркните слова, в которых на месте ЧН произносится только [шн].
Булочная, подсвечник, нарочно, горчичник, горничная, пустячный, шуточный, симпатичный, порядочный, девичник, прачечная, яичница, скучно, Ильинична, убыточный, конечно, копеечный, Кузьминична, сердечный, скворечник.
3. Разделите слова на три группы: 1) с Е; 2) с Ё; 3) возможны оба варианта.
Амеба, афера, береста, блеф, бытие, двоеженец, желоб, желчь, жердочка, жернов, житие, зев, истекший, маневр, маневренный, недоуменный, никчемный, опека, оседлость, острие, приведший, привезший, принесший, свекла, смета, хребет.
Укажите слова, в которых допущены орфоэпические (и вслед за ними орфографические) ошибки. Исправьте их.
Пироженое, афёра, жёлчь, опека, компроментировать, транвай, грейпфрукт, учереждение, конъюнктура, интриган, скрупулёзный, претендент, прецендент, будующий, экскорт, инагурация, дуршлаг, пастерилизованный, пульверизатор, констатировать, дерматин, резетка, флюрография.
Тема: ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Исправьте лексические ошибки и недочеты. Определите вид ошибки.
Свободная вакансия, народный фольклор, реальная действительность, заявление о разводе брака, играть значение, одеть свитер, династия братьев, от 10 лет и старше, 17 часов вечера, молодая девушка, большая или меньшая половина, поставить роспись в зачетной книжке, скоропостижно уехал, ожидания не выполнились; принимали участие певцы, музыканты и артисты.
Подберите синонимы к заимствованным словам.
Толерантный, легитимный, лояльный, альтруизм, геноцид, педант, филантроп, мизантроп, тривиальный, субтильный, электорат, плагиат, амбиция, мемуары, инсинуация, имидж, меркантильный, волонтер, импозантный, визави, гламурный, брутальный, инфантильный, фатальный, филигранный, унификация, тотальный.
Составьте предложения с паронимами, объясните их значение.
1. Невежда, невежа. 2. Криминальный, криминалистический. 3. Одеть, надеть. 4. Эффективный, эффектный. 5. Командировочный, командированный. 6. Длинный, длительный. 7. Скрытый, скрытный. 8. Терпеливость, терпимость.
4. Вставьте в данные предложения глаголы одеть/надеть.
1. Музыкант___________ чехол на гитару. 2. Девочка______________ куклу. 3. Слесарь____________ хомут на трубу. 4. Мама___________дочь, как принцессу. 5. Космонавт _____________ скафандр. 6. Сегодня холодно, ____________ шарф! 7. Больной гриппом должен _____________ повязку из марли.
Составьте предложения с омонимами, объясните их значение.
Гриф, среда, свет, акция, нота.
Определите вид ошибки, исправьте ее.
1. Только у нас супердешевые цены на бытовую технику. 2. Совместный отдых, как и труд, спаивает людей. 3. В конце авторитарному жюри предстоит назвать победителя. 4. Большинство времени они потратили впустую. 5. Делаем только срочные переломы (объявление на рентген-кабинете). 6. Компания РИКО обует всю страну. 7. Нами была обезврежена целая плеяда жуликов. 8. Верить в неминуемую победу. 9. Специалисты оказывали экономические консультации правительству. 10. Татьяна, сестра царя, занимала почетную роль при дворе. 11. Он снова почувствовал, что его охватило болезненное чувство одиночества. 12. В своей работе руководители учреждений руководствуются новейшей методической литературой. 13. Из лекций по искусству общения мы узнали много новых и полезных знаний. 14. Не исключено, что, возможно, на фестиваль приедет Софи Лорен. 15. Это была стройная белокурая блондинка. 16. Середина 60-х годов знаменательна расцветом и апогеем «сурового стиля». 17. Рождество отмечали на даче у коллеги по работе. 18. Знания в нас вкладываются посредством преподавателей и семинаров.
Тема: ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
1. Укажите значение фразеологических оборотов. Какие из них вы используете в своей речи? Историю каких фразеологизмов вы знаете? Запишите истории 4-5 фразеологизмов (т.е. как появились эти выражения, почему мы так говорим).
Кануть в Лету, медвежья услуга, ломиться в открытую дверь, метать бисер перед свиньями, сизифов труд, филькина грамота, китайская грамота, дать дуба, притча во языцех, без году неделя, козел отпущения, куда Макар телят не гонял, внести лепту, сжечь мосты, последний из могикан, Содом и Гоморра, между Сциллой и Харибдой, потемкинские деревни, дамоклов меч, почивать на лаврах, держать ухо востро, крокодиловы слезы, слава Герострата, глас вопиющего в пустыне.
2. Определите смысл и источник «крылатых слов».
Быть или не быть? А ларчик просто открывался. Слона-то я и не приметил. Свежо предание, а верится с трудом. Есть еще порох в пороховницах. Умом Россию не понять… На деревню дедушке. Явление Христа народу. Мы все учились понемногу… Счастливые часов не наблюдают. Любви все возрасты покорны. Рукописи не горят. Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей.
3. Определите значение иноязычных выражений (при необходимости воспользуйтесь словарем). Составьте с нимипредложения.
Post factum (пост фактум), post scriptum (пост скриптум), a la (а ля), alma mater (альма матер), homo sapiens (хомо сапиенс), idee fixe (идея фикс), terra inсognita (терра инкогнита), comme il faut (ком иль фо), persona non grata (персона нон грата), force majeure (форс мажор), a priori (а приори).
4. Определите, какие значения имеют следующие латинские выражения:
Casus belli (казус бэлли). Consensus omnium (консэнсус омниум). De facto (дэ факто). De jure (дэ юрэ). Status quo (статус кво). Ignorantia non est argumentum (игноранциа нон эст аргумэнтум). Dura lex, sed lex (дура лэкс, сэд лэкс).
Источник
Устраните в предложениях лишние слова
1. Каждый герой романа имеет свои индивидуальные черты. 2. У него были незаурядные, выдающиеся организаторские способности. 3. Совсем еще молодыми юношами Владимир и Сергей пошли в армию. 4. В речи она употребляет диалектизмы и областные слова. 5. Следует отметить в работе следующие недостатки: тема раскрыта недостаточно полно. 6. Площадь всего участка – примерно восемь квадратных гектаров. 7. Неприятно резал слух ее голос, доносившийся с веранды. 8. Желаю успехов нашему новому начинанию. 9. Магазины территориально расположены удобно для жителей района. 10. Не исключено, что, возможно, на фестиваль приедет Софии Лорен. 11. Исправьте все ошибки в диктанте, чтобы было правильно.
38. Устраните тавтологию:
1. Он снова почувствовал, что его охватило болезненное чувство одиночества. 2. В своей работе руководители учреждений руководствуются новейшей методической литературой. 3. В прошлом году выдался неурожайный год. 4. В пищу животным стали добавлять минеральные добавки. 5. Мы каждый месяц платим абонементную плату за точку. 6. Из лекций по искусству общения мы узнали много новых и полезных знаний. 7. Они стали заниматься рисованием, и нарисовали много картин.
39. Определите, правильно ли употреблены в предложениях иностранные слова (при выполнении задания используйте словарь иностранных слов):
1. Двадцать пять лет свой биографии она посвятила науке. 2. В вузах города постоянно совершенствуется учебный процесс, растет контингент студентов. 3. Нарушители порядка подвергаются, как правило, подвергаются штрафам и другим санкциям воздействия. 4. Древние города явились цитаделью русского национального зодчества. 5. Как показал отборочный турнир, финские спортсменки остаются самыми серьезными оппонентами нашим лыжницам. 6. Растрелли аккумулировал в себе русскую культуру. 7. Для нашего города характерна выставочная экспансия. 8. Современные условия способствуют появлению когорты мелкоплавающих музыкантов.
40. Подберите русские синонимы к иностранным словам. Объясните, в каких случаях целесообразнее использовать иностранные слова и в каких – русские синонимы.
Амбиция, вердикт, вестибюль, вокальный, лексикон, мемуары, пунктуальный, реставрация, фауна, флора, экспорт.
41. Укажите и исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов:
1. Писатель идет в ногу со своим временем. 2. Жизнь входит в нормальную колею. Эта статья до глубины души меня удивила. 3. Наш герой живет как сыр в масле. 4. Он взял себе львиную часть заработанного. 5. Возвратившись домой, он сразу оказался под неусыпным оком матери. 6. Манеж будет выставкой последних слов петербургских художников в своем творчестве. 7. Чечня будет в ракурсе вашей работы. 8. История появления плащаницы в Европе окутана кромешной тайной. 9. Руководитель просто обязан взять инициативу на себя.
42. Исправьте стилистические ошибки и объясните их появление:
1. В парке запрещен выпас собак. 2. Склад закрыт на неопределенное время ввиду прихода тараканов. 3. От усталости мое тело подкашивалось на ногах. 4. Надрывно рыдала гитара, стонал барабан. 4. Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов. 5. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, ее мать и некоторые вещи. 6. Опытная мошенница сразу заподозрила неладное и скоропостижно покинула квартиру. 7. Ниловна предстает забитой от страха женщиной. 8. Если погрузиться вовнутрь текста, то сразу проникаешься теми же чувствами, что и поэт. 9. Мы счастливы, что можем свободно петь, веселиться, писать, считать. 10. Павел еще пуще сплачивает друзей. 11. Наружная внешность героини достаточно привлекательна. 12. Пусть всегда зеленеют поля и леса, и никогда не зеленеют мундиры фашистских захватчиков. 14. Народ, движение масс – вот локомотив истории, и лучше встать на подножку этого локомотива, чем соваться под колеса. 15. О победах наших хоккеистов теперь помнят только отъявленные любители этого вида спорта.
Источник
В зависимости от того, какая эмоционально-экспрессивная оценка выражается в слове, оно употребляется в различных стилях. Эмоционально-экспрессивная лексика наиболее полно представлена в разговорно-обиходной речи, которая отличается живостью и меткостью изложения. Характерны экспрессивно окрашенные слова и для публицистического стиля, а в научном, техническом и официально-деловом они, как правило, неуместны.
Однако не все слова четко распределяются между различными стилями. Так, помимо слов, составляющих специфику разговорной речи во всем объеме их значения и не встречающихся в других стилях (крохобор, буквоед, огорошить), имеются и такие, которые являются разговорными только в одном из переносных значений. Так, слово развинченный (причастие от глагола развинтить) в основном значении воспринимается как стилистически нейтральное, а в смысле «утративший способность сдерживаться» – как разговорное.
В русском языке имеется большая группа слов, употребляемых во всех стилях без исключения и характерных как для устной, так и для письменной речи. Они образуют фон, на котором выделяется стилистически окрашенная лексика. Их называют стилистически нейтральными. Сопоставьте приведенные ниже нейтральные слова с их стилистическими синонимами, относящимися к разговорной и книжной лексике.
Если говорящие затрудняются определить, можно ли данное слово употребить в том или ином стиле речи, они должны обратиться к словарям и справочникам. В толковых словарях русского языка даются пометы, указывающие на стилистическую характеристику слова: «книжн.» – книжное, «разг.» – разговорное, «офиц.» – официальное, «спец.» – специальное, «прост.» – просторечное и др. Например, в «Словаре русского языка» АН СССР[8] статья оформляется так:
автократ (книжн.) – лицо с неограниченной верховной властью, самодержец;
баловник (разг.) – шалун, проказник;
исходящий (офиц. – дел.) – документ, бумага, отправляемые из учреждения;
замерить (спец.) – произвести измерение чего-л.;
балаганщина (прост.) – грубое, пошлое шутовство.
Стилистическая характеристика слов, словосочетаний, форм и конструкций, а также произносительных вариантов дается, например, в «Словаре трудностей русского языка»[9], в справочнике «Трудности русского языка»[10], в словаре-справочнике «Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка»[11] и других изданиях.
Каждый конкретный акт речевой деятельности требует совершенно определенных средств выражения. Говорящие должны следить за тем, чтобы слова, употребляемые ими, были по своим стилистическим свойствам однородны, чтобы не возникал стилевой разнобой, а использование стилистически окрашенных слов было оправдано целью высказывания.
Книжные и разговорные слова, правильно введенные в ткань высказывания, придают речи особый колорит, повышают ее выразительность, экспрессивность. Однако далеко не все в достаточной степени обладают языковым чутьем, чувством меры в использовании стилистически окрашенной лексики, которая требует тщательного отбора, внимательного к себе отношения.
Недопустимо неоправданное смешение в речи разностилевой лексики: разговорной, просторечной, книжной. В таком случае высказывание становится разноголосым, лишается внутренней гармонии. Например: «Но Славик не удивлялся этому. После того как он уехал из Красной Поляны и поступил учиться в техникум, он вообще перестал удивляться чудесам, происходившим вокруг него. Его сознание и все элементы восприятия мира как бы очутились в другой плоскости». Первые два предложения написаны в стиле художественной литературы, а последнее – в научном, что и создает разно-стильность. Другой пример: «А когда вечером они разогревали загустевшее за день – аж ложка стоит – варево, небо блистало в окнах ясными слезами звезд». В этом предложении поэтические слова блистало, ясные слезы звезд не гармонируют с просторечными и разговорно-бытовыми аж, варево, ложка.
Употребление разностилевой лексики, немотивированное использование разговорных и просторечных слов – довольно распространенная стилистическая ошибка, часто встречающаяся в школьных сочинениях. Например: «Андрею Болконскому, человеку с передовыми взглядами, светское общество не родня»; «Павел Власов еще пуще сплачивает своих друзей»; «Они активно трудились на ферме».
8
Словарь современного русского литературного языка. АН СССР. Ин-т русского языка. В 17-ти т.т. – М.; Л., 1950–1965.
9
Словарь трудностей русского языка / Сост. Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. – М., 1987.
10
Трудности русского языка: Словарь-справочник. – М., 1981.
11
Словарь-справочник: Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. – Л., 1973.
Петербург 13 августа, понедельник.
Милый мой голубчик Анечка, получил твое
милое письмо, и очень мне грустно
было читать, как детишки заплакали,
когда я уехал. Милые голубчики! Скажи
им сейчас же, что папа их помнит, целует
и в Петербург зовет. Обнимаю и целую
беспрерывно и благословляю. Я, Аня, все
нездоров: нервы очень раздражены, а в
голове как тукан, все точно кружится.
Никогда еще даже после самых сильных
припадков не бывало со мной такого
состояния. Очень тяжело. <…> Точно
сон и дремота и меня все разбудить
не могут. Отдохнуть бы надо хоть недельки
две от работы и заботы беспрерывной —
вот что… (Достоевский Ф.М. Поли.
собр. соч.: В 30 т. Т. 29. Кн. 1 М., 1986. С. 289).
В тексте письма в основном используется
нейтральная лексика, хотя есть и
разговорные слова (папа, хоть, надо).
Эмоциональный характер тексту придают
слова с оценочными суффиксами (голубчик,
голубчики, Анечка, неделька), глаголы,
передающие состояние автора (помнит,
целует, благословляет), образные
средства языка, например сравнения (в
голове как туман, точно сон и дремота),
экспрессивное обращение (милый
мой голубчик Анечка, милые голубчики).
Для синтаксиса текста характерно
использование различных типов
предложений, свободного порядка слов.
Есть предельно краткие предложения
(Очень тяжело), встречаются даже
незаконченные (вот что …).
Каждый
конкретный акт речевой деятельности
требует совершенно определенных средств
выражения. Говорящие должны следить
за тем, чтобы слова, употребляемые ими,
были по своим стилистическим свойствам
однородны, чтобы не возникал стилевой
разнобой, а использование стилистически
окрашенных слов было оправдано целью
высказывания.
Книжные, разговорные слова, правильно
введенные в ткань высказывания,
придают речи особый колорит, повышают
ее выразительность, экспрессивность.
Однако далеко не все в достаточной
степени обладают языковым чутьем,
чувством меры в использовании
стилистически окрашенной лексики.
Например: «Но Славик не удивлялся этому.
После того как он уехал из Красной
Поляны и поступил учиться в техникум,
он вообще перестал удивляться чудесам,
происходившим вокруг него. Его сознание
и все элементы восприятия мира как бы
очутились в другой плоскости». Первые
два предложения написаны в разговорном
стиле, последнее — в книжном, что и
создает разностильность.
Другой пример: «А когда вечером они
разогревали загустевшее за день —
аж ложка стоит — варево, небо блистало
в окнах ясными слезами звезд».
И в этом предложении поэтические
слова блистало, ясные слезы звезд не
гармонируют с просторечными и
разговорно-бытовыми аж, варево, ложка.
Употребление разностилевой лексики,
немотивированное использование
разговорных и просторечных слов —
довольно распространенная стилистическая
ошибка, часто встречающаяся в школьных
сочинениях. Например: «Андрею
Болконскому, человеку с передовыми
взглядами, светское общество не родня»;
«Павел Власов еще пуще сплачивает
своих друзей»; «Они активно трудились
на ферме».
Совершенно недопустимо употребление
разговорной и просторечной лексики
в текстах официально-делового стиля.
Приведем примеры.
Судебный акт: «Хищения производились
путем непосредственного изъятия из
кладовки (надо: кладовой), продажи
продуктов за наличный расчет и присвоения
денег».
Деловое письмо: «Вам необходимо выделить
сорок человек для погрузки морковки
и картошки (надо: моркови и
картофеля)».
Анкета: «Должность родителей: мама —
врач, папа — инженер (надо: мать,
отец)».
Адрес на конверте: «Ростовская обл., г.
Каменск-Шахтинский, ул. Садовая, общежитие
девчат (надо: женское общежитие)».
Не всегда уместным бывает употребление
в разговорно-обиходной речи
специфических слов из других стилей
литературного языка. Например: Я
сегодня запрограммировала
пойти к окулисту; В нашем зеленом
массиве много грибов и ягод; На
семейное мероприятие прибыло
много гостей; Надо заострить
внимание детей на этом вопросе.
Следует иметь в виду, что
функционально-стилистические границы
современного литературного языка
очень подвижны. Поэтому важно знать и
тонко чувствовать специфические
особенности каждого функционального
стиля, умело пользоваться языковыми
средствами разных стилей в зависимости
от ситуации общения и целей высказывания.
Задание 39. Прочитайте тексты и
скажите, к какому функциональному стилю
относится каждый из них? Назовите
признаки, которые позволили вам определить
стиль текста.
1. Периодически осматривать соединения
шлангов с клапаном, насосом и штуцерами,
водосборников с баком стиральным и
баком центрифуги, для чего машину
переворачивать на крышку корпуса.
Соединения должны обеспечивать
водонепроницаемость стыков и
надежность крепления замками. Замки
(их десять: три — на клапане, два — на
насосе, два — на штуцере бака центрифуги
и по одному — на водосборниках бака
центрифуги и бака стирального и на
выходном штуцере ниши).
2. В наши дни приходится сталкиваться с
тем, что взаимодействие человека с
окружающей его природой нередко ведет
к неожиданным и нежелательным
последствиям, хотя оно предполагает
благие намерения. Воздвигли завод
азотных удобрений, но рыжие «лисьи
хвосты», тянущиеся из труб, загубили в
округе растительность. Очистили с
помощью гербицидов рисовое поле от
сорняков, но, сбросив с полей ядовитую
воду, заморили рыбу в соседней речке.
Так как же быть? Перегородить планету
заборами заповедников и заказников,
замедлить темпы воздействия человека
на природу? Такие планы утопичны и
обречены на провал. Тургенев устами
одного из своих любимых героев справедливо
сказал: природа не храм, а мастерская,
и человек в ней работник.
3. С Новым годом! Шутка ли — с двухтысячным!
Снилось ли нам такое?! Душевного покоя
всем и благополучия. Счастья и успехов!
Мы встретили Новый год хорошо. Мама
хотела елку поставить, но елок в уходящем
году в продаже почти не было. За одну
ветку сосны надо было заплатить
пятьдесят рублей. Обошлись без елки-сосны.
Купили всякую снедь в магазине, фрукты
на базаре.
Пришли друзья. С одиннадцати до четырех
ночи-утра за столом сидели, телик
смотрели, танцевали, философствовали.
Так и встретили Новый год.
4. Непринятие управляющим домом в
установленный срок мер по устранению
аварий в домовом оборудовании или
повреждении зданий, влекущих порчу
жилого помещения и мест общего
пользования, дает право съемщику
одному или совместно с проживающими в
квартире съемщиками произвести
необходимое исправление со взысканием
с домоуправления всех понесенных
ими расходов по сметной стоимости.
5. Культура речи — 1) владение нормами
литературного языка в его устной и
письменной форме, при котором осуществляется
выбор и организация языковых средств,
позволяющих в определенной ситуации
общения и при соблюдении этики общения
обеспечить наибольший эффект в достижении
поставленных задач коммуникации; 2)
область языкознания, занимающаяся
проблемами нормализации речи,
разрабатывающая рекомендации по умелому
пользованию языком. Культура речи
содержит в себе, таким образом, три
составляющих компонента: нормативный,
этический и коммуникативный.
Задание 40. Подберите образцы текстов,
написанных в разных стилях.
Охарактеризуйте эти тексты.