Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 117 человек из 40 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Педагогические ошибки воспитателей: инструкция по исправлению
Подготовила:
старший воспитатель
Гончарук И.А.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 9 «Жар-птица»
муниципального образования городской округ Симферополь
Республики Крым -
2 слайд
Что такое педагогическая ошибка?
Педагогическая ошибка –это когда воспитатель неправильно использует метод или приём в работе с дошкольниками, что приводит к менее эффективным результатам воспитания и обучения. -
3 слайд
Ошибка № 1
«Молочные реки кисельные берега»
Девочка Настя разлила молочный кисель во время еды. Воспитатель резко отреагировала: «Настя, теперь ты осталась без напитка». В следующий раз ситуация повторилась. Воспитатель предположила, что девочка делает это специально, и в наказание заставила её выпить две порции.
Как исправить:Наказывать ребёнка едой нельзя! Надо побеседовать с девочкой и выяснить, почему ей не нравится этот напиток. Потом нужно объяснить, что кисель полезный. Если ситуация не изменится, следует поговорить с мамой и решить, чем заменить напиток.
-
4 слайд
Ошибка № 2
«Равняйсь! Смирно»
На занятии воспитатель постоянно обращается к детям и делает всем замечание: «Сядьте ровненько!». В результате отвлекаются даже те дети, которые и так сидят правильно.Как исправить:
Замечание детям лучше делать адресно! Подойти к ребёнку и тихим голосом сделать замечание: «Алёша, выпрями спину».
Для того чтобы дети учились самостоятельно контролировать свою позу за столом, выделите время в режиме дня и поговорите о правильной осанке и для чего её нужно сохранять. -
5 слайд
Ошибка № 3
«Как угорелый»
Воспитатель: «Витя, что ты носишься, как угорелый? Сядь и посиди». Мальчик каждый день доводит воспитателя, но делает это не специально, а потому «что в нём энергии много, и она ищет выход».Как исправить:
Постоянно «усаживать» подвижного ребёнка нельзя! Необходимо выяснить, почему он так себя ведёт. Скорее всего Витя- гиперактивный ребёнок. Таких детей нужно переключать на другой вид деятельности(занятия лепкой, рисованием, трудовой деятельностью и т. д.). Это позволит ему выплеснуть избыток возбуждения или тревоги. Гиперактивность ребёнка – это состояние, при котором возбудимость и активность превышают норму.
-
6 слайд
Ошибка № 4
«Постоишь в углу и поймёшь»
Воспитатель громко при всех детях сделала замечание Юре и наказала его за проступок: поставила в угол.Как исправить:
Прежде чем наказывать ребёнка, надо объяснить, в чем он не прав. И не всегда это надо делать при всех детях. Здесь важно соблюдать индивидуальный подход: одному достаточно объяснить, другому- поставить в пример товарища. Воспитатель должна приглядеться к каждому, увидеть индивидуальные особенности и с их учётом подбирать меры воздействия.
-
7 слайд
Ошибка № 5
«Любимчик в группе»
Есть воспитатели, которые проявляют особое внимание к одним детям за счёт невнимания к другим, т.е. выделяют в группе любимчиков. Они постоянно держат их в поле зрения, дают важные поручения. Любимчики всегда ходят с воспитателем рядом на прогулке, в группе.
Как исправить:
Воспитателю следует воздерживаться от подобных проявлений. Все дети в группе должны получать одинаковое внимание и чувствовать себя полноценным участником образовательной деятельности. Воспитатель должен быть одинаково строг и добр со всеми детьми. -
8 слайд
Ошибка № 6
«Мямля»
Девочка Алёна на занятиях по изобразительной деятельности всегда не успевает выполнить задание и плачет. Воспитатель: «Ну опять Алёна не успела, что же ты за мямля?»Как исправить:
Такие характеристики и высказывания в адрес ребёнка недопустимы! Если вы знаете, что девочка всё делает медленно, надо помочь ей или предложить закончить работу в другое время. Обязательно найдите, за что можно похвалить ребёнка. Не требуйте, чтобы все дети работали в одном темпе. Каждый ребёнок работает в силу своих возможностей.
-
9 слайд
Ошибка № 7
«Невыносимый ребёнок»
Вечером за Вовой пришла мама. Воспитатель спешит рассказать ей, как мальчик провёл день в детском саду: «Ваш Вова невыносим, сегодня опять весь день задирался, а на зарядке толкал детей».
Как исправить:Начинайте разговор с родителями с хороших новостей, постарайтесь найти то положительное, что есть у мальчика. Этот прием располагает к слушанию, например: «Вова мой помощник, трудолюбивый мальчик, но я хотела поговорить о…» Так вы настроите родителей на диалог.
-
10 слайд
Ошибка № 8
«Никаких успехов»
Мама Алёши поинтересовалась: «Какие успехи у мальчика в математике?». Воспитатель: «Совершенно никаких, он все делает не так, как я объясняю».
Как исправить:Интерес ребёнка к разным видам деятельности, его способности проявляются в дошкольном возрасте в позициях «нравится – не нравится», «хочу – не хочу». Задача воспитателя – наблюдать, к каким занятиям склонен ребёнок, и сообщать об этом родителям. Однако надо вместе искать приёмы, которые будут способствовать разностороннему развитию ребёнка.
-
11 слайд
Ошибка № 9
«Ты лучше, чем он»
Воспитатель, наблюдая за работой двух дежурных, говорит: «Антон, Саша опять возится и всех задерживает, лучше сделай это ты».
Как исправить:Дошкольники очень чутки к оценке, у них обострено чувство справедливости. Такие замечания нельзя делать, если вы знаете, что Саша медлительный и не уверен в себе. Нужно найти его положительные стороны и чаще хвалить. Кроме того необходимо распределять заранее обязанности так, чтобы ребёнок чувствовал свою значимость. Лучше скажите: «Саша, вы будете убирать вместе с Антоном. Вместе у вас хорошо получится. В паре работать легче.»
-
12 слайд
Ошибка № 10
«Виноваты оба!»
Воспитатель наказала Сашу и Серёжу за то, что они подрались, развела по углам: «Будете стоять, пока не попросите прощения». Каждый из детей твердил только одно: «Он первый начал». Через 15 минут воспитатель отпустила детей: «Ладно, идите играть и больше не деритесь!»
Как исправить:Воспитатель обязательно должна выяснить, из-за чего мальчики подрались, и провести с ними разъяснительную беседу. Если дети заслуживают наказания, то воспитатель выбирает такое, чтобы оно не ущемляло чувство их достоинства и было справедливо.
-
13 слайд
Ошибка № 11
«Семеро одного ждут»
Дети одеваются на прогулку, воспитатель говорит: «Пока не оденутся Вова и Марина, мы на прогулку не пойдём». Дети, которые быстро оделись, вынуждены ждать в помещении, им жарко, они начинают толкаться, баловаться. Сборы на прогулку занимают много времени.
Как исправить:Собираться с детьми на прогулку надо небольшими группами. Тех детей, которые медленно одеваются, нужно отправить первыми в раздевалку. На улицу тоже необходимо выходить группами: с первой группой — воспитатель, с остальными – помощник воспитателя.
-
14 слайд
Ошибка № 12
«Смотри, как нужно сделать»
Часто воспитатели излишне опекают дошкольников, стараются всё за них решить. Однако важно формировать у детей способность самостоятельно анализировать ту или иную ситуацию и находить правильный ответ. Как же это делать?
Как исправить:Не спешите сразу давать совет или правильный ответ. Предложите детям: «Давайте подумаем вместе, как правильно поступить в этом случае?». Затем выделите, обозначьте ситуацию и обсудите с детьми варианты поведения. Предложите перечислить те нежелательные последствия, которые могут возникнуть. Так вы научите детей самостоятельно находить правильный ответ.
-
15 слайд
Спасибо за внимание!
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 278 287 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 26.03.2021
- 150
- 0
- 26.03.2021
- 162
- 1
- 26.03.2021
- 1337
- 4
- 26.03.2021
- 275
- 0
- 26.03.2021
- 161
- 0
- 26.03.2021
- 199
- 0
- 26.03.2021
- 105
- 0
- 26.03.2021
- 92
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Воспитание детей дошкольного возраста»
-
Курс повышения квалификации «Организация работы в ДОО по подготовке детей к школе»
-
Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени педагога-воспитателя с учетом требований ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
-
Курс повышения квалификации «Укрепление здоровья детей дошкольного возраста как ценностный приоритет воспитательно-образовательной работы ДОО»
-
Курс повышения квалификации «Патриотическое воспитание дошкольников в системе работы педагога дошкольной образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование декоративно-прикладного искусства в работе с детьми дошкольного возраста»
-
Курс повышения квалификации «Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста. Технологии индивидуальной коррекционно-развивающей работы»
-
Курс повышения квалификации «Педагогическая деятельность мини-музея как культурно-просветительского центра дошкольной организации»
-
Курс повышения квалификации «Песочная терапия в работе с детьми»
-
Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Проблемы и перспективы в развитии вариативных форм преемственности между детским садом, школой и системой дополнительного образования»
-
Курс повышения квалификации «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста»
-
Курс повышения квалификации «Выстраивание системы психологических взаимодействий дошкольника с компьютером и интернетом»
1.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ
“ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА”
Работу выполнили:
Шевченко Вадим
Зубкова Елизавета
2.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
Ошибки — специфический компонент любой человеческой
деятельности. Педагогическая деятельность не является
исключением
и
протекает
отнюдь
не
безошибочно.
Совершение педагогических ошибок — явление далеко не
редкое. Несмотря на то, что педагогические ошибки нельзя
рассматривать как однозначное зло, при определенных
условиях они могут рассматриваться как диалектический путь
познания истины, тем не менее последствия их, как правило,
болезненны, а иногда и драматичны для детей.
3.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ОШИБКА
Профессионально-педагогическая
ошибка
—
это
непреднамеренная неправильность конкретных процедур
образования, проявляющаяся в несоответствии этих процедур
общепринятым эталонам профессиональной педагогической
деятельности.
С точки зрения личностно-деятельностного подхода, все
разнообразие педагогических ошибок можно разделить на две
большие группы
4.
Ошибки
Стратегии педагогической
деятельности
Целеполаг
ания
Планирова
ния
Тактики педагогической
деятельности
Организ
ация
пед.
взаимод
ействия
Педагог
ическог
о
общени
я
Запред
ельноэтическ
ие
5.
ОШИБКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
Неосознанность педагогом целесообразного характера педагогической
деятельности Любая деятельность носит целенаправленный характер, однако
цель может быть не осознана субъектом деятельности, а это неизбежно ведет к
стихийности в работе. В этом случае педагог строит свою работу на основе
невыявленных, неопределенных, случайных целей, что приводит к неудачам,
низкой эффективности образования как результата педагогической деятельности
Ошибки методики целеобразования. Это нарушения, допускаемые педагогом в
логике построения, формулирования, взаимодействия, соподчиненности целей
разных уровней.
Ошибки планирования педагогической деятельности. . Они тесно связаны с
ошибками целеполагания, поскольку эти два процесса протекают синхронно.
Выделять их в отдельную группу имеет смысл лишь для более глубокого
понимания этого процесса.
6.
ОШИБКИ В МЕТОДИКЕ ПЛАНИРОВАНИЯ
Ошибками в оценке соподчиненности и последовательности или комплексности
реализации целей с точки зрения достижения главной цели деятельности учителя;
Ошибочными представлениями о реальной педагогической ситуации;
Рассогласованием системы запланированных мер с задачами деятельности, главной
целью;
Отсутствием критериев и показателей успешности планируемой деятельности или
просчетами в их выборе или разработке;
Невнесением своевременных корректив в запланированное вследствие
догматического восприятия плана;
Внесением в запланированное необоснованных изменений или изменений, выходящих
за рамки компетенции и функционала учителя.
7.
ОШИБКИ ДИДАКТИЧЕСКОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
● ошибки в собственной преподавательской деятельности в ходе
предъявления содержания преподаваемого предмета
(методические просчеты);
● ошибки организации и руководства учебно-познавательной
деятельностью детей (ошибки педагогического менеджмента).
8.
ОСОЗНАВАЕМЫЕ ШКОЛЬНИКАМИ
ПРОМАХИ УЧИТЕЛЯ
несогласие с нетерпимостью учителей к сверхпрограммным знаниям в ответах при опросе на
уроках, к отступлениям учащихся от стандартных моделей ответов на вопросы учителя;
возражения подростков против того, что на уроках некоторых учителей оценку «2» ставят за
неподготовленность к занятиям без учета причин этого;
протест против того, что их стыдят или им читают длинные нотации за слабые ответы.
Возмущение подростков также вызывают:
контрольные работы, проводимые внезапно, без предупреждения;
крикливые реакции на ответы учащихся невпопад, неприемлемость элементов шутки
учащихся при опросе на уроках, нервные крики учителей в ответ на отказ подростка отвечать
на их вопросы;
проверка того, что не было задано, и др.
Презентация на тему: » Профессиональные ошибки в деятельности педагога Подготовила студентка НФ МГОУ группы 4 «А»Кваскова Валентина.» — Транскрипт:
1
Профессиональные ошибки в деятельности педагога Подготовила студентка НФ МГОУ группы 4 «А»Кваскова Валентина
2
3
Ряд типологических ошибок Излишняя непосредственность или «искусственность» в поведении. Самоутверждение в позиции более сильного и старшего. Проекция собственного жизненного опыта и своих чувств на детей. Неумение применить теоретические знания к конкретной педагогической ситуации. Игнорирование мнения воспитанника. Предвзятое отношение к воспитаннику. Переход к решению проблемы без достаточного изучения её сущности. Демонстрация педагогического высокомерия. Употребление некорректных выражений в общении с воспитанниками. Неэффективная организация педагогического процесса.
4
5
6
7
15 ошибок педагога (памятка молодому педагогу) 1) монотонность при объяснении материала или наоборот, скороговорка и объяснение ключевых моментов темы с опу щенной головой; 2) плохая организация занятия; 3) постоянное однообразие формы деятельности; 4) отсутствие динамики действий, взаимодействия участников образовательного процесса; 5) восприятие педагогом детей в целом, а не каждой отдель ной личности; 6) отсутствие в действиях педагога побуждающих факторов к деятельности; 7) использование «запретных» слов «вечно опаздываешь», «вечно забываешь», «постоянно разговариваешь», «никогда ничего не выполняешь» и т. д.);
8
отсутствие в ходе занятия оценки детей; 9) отсутствие оценки проведенного занятия; 10) сумбурная речь с обилием цитат, правил и формулировок, трудно воспринимаемых на слух (речь педагога должна быть понятной, простой и доступной для любого возраста ребенка); 11) простые вещи объясняются слишком долго; 12) педагог кричит на детей; 13) на занятии отсутствует практическое участие или творческая активность детей; 14) педагог не придает значения своему внешнему виду; 15) отсутствие динамики развития занятия.
Слайд 1Психолого-педагогические помехи в деятельности учителя
Слайд 2Затруднения в педагогической деятельности – субъективное состояние
напряженности, неудовлетворенности, которое вызывается внешними факторами деятельности,
зависит от характера самих факторов
Слайд 3Группы затруднений:
Объективные (связаны с производственной деятельностью и
независящие от учителя)
Объективные (связаны с условиями
жизни и быта учителя)
Субъективно-объективные (коренятся в самом педагоге, но зависят не только от него)
Субъективные (основаны на личностных качествах самого учителя)
Слайд 4Виды затруднений
трудности профессиональной деятельности,
психологические барьеры,
стереотипы,
педагогические ошибки,
страхи,
профессиональная деформация
личности
Слайд 5Психологические барьеры
«Барьер» (от французского — преграда, препятствие)
в психологическом значении рассматривается как психологическая реакция
человека на препятствие, сопровождающаяся возникновением напряженного психического состояния.
Психологические барьеры— психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий.
Слайд 6Классификация барьеров по Мясищеву
1) «барьеры» отражения —
это барьеры, которые возникают в результате искаженного
восприятия:
• себя (неадекватная самооценка);
• партнера(приписывание не присущих ему свойств, способностей);
• ситуации (неадекватная оценка значимости ситуации);
2) «барьер» отношения — это барьеры, возникающие в результате неадекватного отношения:
• к себе (неудовлетворенность своим ролевым статусом);
• к партнеру (чувство антипатии, неприязни к партнеру);
• к ситуации (негативное отношение к ситуации);
3) «барьеры» обращения как специфической формы отношения. Эти «барьеры» возникают:
• при формах обращения, которые ведут к кооперации, сотрудничеству и т.д. (комплименты, похвала, какие-либо поощрительные жесты и т.п.);
• при формах обращения ведущих к непродуктивному общению (повышенный тон голоса, невербальные средства используемые в конфликтных ситуациях, оскорбительные выражения и т. п.).
Слайд 7Причины возникновения психологических барьеров:
значительная
новизна, неожиданность ситуации;
негативный прошлый
опыт (приобретенная беспомощность);
опасность ситуации;
отсутствие гибкости и быстроты мышления (когнитивная ригидность);
психологизирование (полезнее понять, что думаю и чувствую, чем пытаться определить, почему так себя веду);
негативное воздействие группы или отдельных участников (социальное торможение);
несовпадение интереса личности с требованиями ситуации или несоответствия индивидуальных черт личности требованиям выполняемой работы.
Слайд 8К психологическим барьерам относят и барьеры творчества:
1.
Склонность к конформизму.
2. Боязнь оказаться «белой вороной»
среди людей.
3. Боязнь показаться слишком экстравагантным.
4. Боязнь возмездия со стороны другого человека.
5. Личностная тревожность.
6. Ригидность («вязкость») мышления.
Слайд 9Формы проявления психологического барьера:
Пассивные формы проявления
Активные формы
проявления
Крайние формы проявления
Негативное отношение, стремление защититься от
внешних воздействий
Слайд 10Страхи учителя – отрицательная эмоция в ситуации
реальной или воображаемой опасности
Формы страха (по Ф.
Риман)
1. Страх перед самоотвержением, переживаемый как утрата «Я» и зависимость.
2. Страх перед самостановлением (стагнацией «Я»), переживаемый как беззащитность и изоляция.
3. Страх перед изменением, переживаемый как изменчивость и неуверенность.
4. Страх перед необходимостью, переживаемый как окончательность и несвобода.
Слайд 11Источники страха (по Ю. Орлову)
а) предвидение страдания,
против которого имеющаяся защита неэффективна: невозможно ни
убежать, ни ослабить страдание;
б) осознание того, что привычные средства защиты неэффективны, ведёт к тому, что даже если угрозы нет, то возникает страх, потеря контроля и дезинтеграция поведения;
в) заражение страхом эмпатическим путём: когда боятся твои близкие или значимые другие, или боятся многие, то страх возникает, хотя бы его не было у тебя лично;
г) предвидение потери радости и наслаждения.
Слайд 12
Классификация страхов и трудностей педагогической деятельности
Слайд 13Деформация личности – это изменение качеств и
свойств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера,
способов общения и поведения) под влиянием тех или иных факторов, имеющих для нее жизненно важное значение.
Профессиональная деформация личности специалиста – это изменение качеств и свойств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения) под влиянием выполнения им профессиональной деятельности.
Слайд 14Уровни деформации личности учителя
(по Е. Рогову)
1)
Общепедагогические деформации, характеризующие сходные изменения личности у
всех, занимающихся педагогической деятельностью. Наличие таких деформаций делает учителей, преподающих разные предметы, работающих в разных учебных заведениях, проповедующих разные педагогические взгляды, с разным темпераментом и характером похожими друг на друга. В педагогическом процессе учитель воздействует на ученика авторитетом своей личности, нередко прибегая к таким примитивным, но действенным приемам, как авторитарный стиль общения. В результате личность учителя обретает черты назидательности, излишней самоуверенности, догматичности и т.д.
Слайд 15Уровни деформации личности учителя
(по Е. Рогову)
2)
Типологические деформации вызваны слиянием личностных особенностей с
соответствующими воздействиями профессиональной деятельности. Обычно это приводит к заострению отдельных черт личности до уровня их акцентуированное.
3) Специфическая предметная деформация
4) Индивидуальная деформация
Слайд 16 Причины профессиональной деформации учителя:
постоянное нервно-психическое напряжение,
однообразие
педагогического труда,
необходимость постоянного сдерживания своих отрицательных эмоций,
индивидуальные
особенности личности отдельных преподавателей,
давление, которое испытывает педагог (он оценивает, его оценивают)
Слайд 17Синдром выгорания — состояние изнеможения в совокупности
с ощущением собственной бесполезности, ненужности.
Слайд 18Симптомы профессионального выгорания
психофизические,
социально-психологические
поведенческие
Слайд 19Психофизические симптомы:
чувство постоянной усталости не только по
вечерам, но и по утрам, сразу после
сна (симптом хронической усталости);
ощущение эмоционального и физического истощения;
снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
• частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
резкая потеря или резкое увеличение веса;
полная или частичная бессонница;
постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
Слайд 20Социально-психологические
безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный
тонус, чувство подавленности);
повышенная раздражительность на незначительные,
мелкие события;
частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»);
постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);
чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»;
общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «Как ни старайся, все равно ничего не получится»).
дегуманизация: человек становится более черствым, менее отзывчивым к другим людям, чужим проблемам.
негативное отношение к клиентам. Например, учитель на уроке злится на весь класс, хотя в глубине души понимает, что это он не в состоянии контролировать ситуацию.
Слайд 21Поведенческие симптомы:
ощущение, что работа становится все тяжелее
и тяжелее, а выполнять ее — все
труднее и труднее;
сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);
вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;
руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим;
чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, выпитого кофе, повышенное применение лекарств, а то и применение наркотических средств.
Слайд 22Стадии профессионального выгорания
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
• начинается приглушением эмоций,
сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист
неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но… скучно и пусто на душе;
• исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
• возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
ВТОРАЯ СТАДИЯ:
• возникают недоразумения с учениками и родителями, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
• неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии учеников — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:
• притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
• такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Слайд 23Аспекты профессионального выгорания
Первый — снижение самооценки. Как
следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и
апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
Второй — одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с людьми.
Третий — эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени. Симптомы профессионального выгорания.
Слайд 24
Качества, помогающее избежать профессиональной деформации:
хорошее здоровье
и сознательная целенаправленная за бота о своём
физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни);
высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях;
опыт успешного преодоления профессионального стресса;
способность конструктивно меняться в напряженных условиях;
высокая мобильность;
открытость;
общительность;
самостоятельность;
стремление опираться на собственные силы;
способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности – как в отношении самих себя, так и других людей из жизни вообще.
Слайд 25Типология стилей поведения учителя:
Учитель-начальник. Его пьедестал —
власть. От учеников он требует прежде всего
послушания. Он похож на тирана, который постоянно подчеркивает свою силу, все на свете знает и считает себя образцом добродетели. Он всех обвиняет и держит в страхе. Это опытный учитель, который хорошо знает скрытые пороки и тайные страхи своих учеников (да и своих коллег тоже) и умело использует эти знания для поддержания своего авторитета. Он чувствует себя облеченным властью и поэтому особенно принципиален. Считает, что учитель должен дать ответ на любой вопрос и по любому поводу иметь свою, единственно правильную точку зрения. Смена принятых в обществе стереотипов, любые неопределенные ситуации мучительны для учителей-начальников. Результаты такого стиля учительского поведения — конфликты, обиды, «бунт» учеников, отсутствие искренности во взаимоотношениях с детьми.
Слайд 26Учитель-компьютер. Пьедестал такого учителя — компетентность. Он
требует от учеников знаний, информации, фактов. Это
вещатель с каменным лицом, произносящий прописные истины, похожий на робота. Он считает, что не только в обучении, но и в воспитании главное — компетентность. Если ею кто и обладает, то это он сам. Его речь обезличена («Все знают, что…», «Хорошо известно, что…», «Говорят…», «Есть мнение…»), а местоимений первого лица практически не содержит. Это «закрытый», «холодный» учитель. Результат такого стиля учительского поведения — снижение уверенности в себе учеников, отсутствие у них положительных эмоций на уроках (особенно страдает самоуважение тех учеников, которые встречают затруднения в овладении предметом) и в конечном итоге — снижение мотивации к занятиям по этому предмету, даже отвращение к нему, несмотря на то, что такой учитель все делает «ради своего предмета».
Слайд 27Учитель-мученик. Его пьедестал — бесконфликтность. От учеников
он ожидает послушания. Хочет только служить другим.
Он идет на большие жертвы ради пустяков и всегда выступает с позиций миротворца. Больше всего боится конфликтов. ОН ПОСТОЯННО испытывает чувство вины и взваливает на себя чужую работу. По сути, учитель, занимающий подобную позицию, все время избегает душевного напряжения, сопутствующего конфликтам. Его позиция пагубна для детей: одних учеников она провоцирует на манипуляцию учителем, у других вызывает страх возникновения проблем (проблемы ребенка так расстраивают учителя, что, когда у ребенка что-то случается, он чувствует себя не вправе сказать об этом и испытывает чувство вины).
Слайд 28Учитель-приятель. Его пьедестал — популярность. От учеников
он требует хорошего к себе отношения. Это
снисходительный товарищ, всегда и все готовый простить (независимо от возможных последствий). Такой учитель ведет себя беззаботно и, по сути, равнодушно по отношению к ученикам и их проблемам. Результат подобного стиля учительского поведения — отсутствие у ребенка чувства ответственности.
Слайд 29 Учитель без пьедестала, или партнерская. Стоящий
на этой позиции человек знает, что нет
никакого, даже самого гуманного основания для утверждения своей правоты за счет другого. Он осознает, что в общении позиция «Я прав» обычно подразумевает «Ты не прав». Свою задачу учителя с такой позицией видят в том, чтобы научить детей оставаться людьми в любой жизненной ситуации. Они готовы сообщать своим ученикам негативные оценки так же, как и позитивные, они готовы огорчаться, гневаться, расстраиваться так же, как веселиться и радоваться. Их поведение не расходится со словами.
Презентация на тему Педагогические ошибки
Содержание
-
1.
Педагогические ошибки -
2.
В современном образовании остро стоит вопрос о -
3.
В основании предложенной И.А. Колесниковой классификации : По степени осознанности;По причинам возникновения;С точки зрения характерологических особенностей -
4.
Фрейд считает, что ошибки, совершаемые человеком, не -
5.
коммуникативно-педагогические ошибки, возникающие в работе учителя:Постановка голоса;Излишне усложненный словарь;Собственно коммуникативные ошибки;Дурные привычки;Пренебрежение личной гигиеной;Чувство такта -
6.
Спасибо за внимание -
7.
Скачать презентацию -
8.
Похожие презентации
В современном образовании остро стоит вопрос о качестве обучения и воспитания, который тесно связан с проблемой педагогических ошибок. Сама проблема ошибок, заблуждений, недочётов рассматривалась в философии и методологии многих наук, вместе с тем в педагогике тема
Слайды презентации
Слайд 2
В современном образовании остро стоит вопрос о качестве
обучения и воспитания, который тесно связан с проблемой педагогических
ошибок. Сама проблема ошибок, заблуждений, недочётов рассматривалась в философии и методологии многих наук, вместе с тем в педагогике тема педагогических ошибок их видов, причин и последствий рассмотрена явно в недостаточной степени.
Слайд 3
В основании предложенной И.А. Колесниковой классификации :
По степени
осознанности;
По причинам возникновения;
С точки зрения характерологических особенностей
Слайд 4
Фрейд считает, что ошибки, совершаемые человеком, не являются
случайными и не выражают ограниченность его способностей. Он разделял
ошибочные действия на четыре группы:
— оговорки, описки, очитки, ослышки;
— забывание (забывание имён собственных, чужих слов, своих намерений, впечатлений);
— затеривание и запрятывание вещей;
— действия «по ошибке».
Слайд 5
коммуникативно-педагогические ошибки, возникающие в работе учителя:
Постановка голоса;
Излишне усложненный