Мир современен, а вы все о старых обидах думаете. Не надо так!
Уже давно существуют методики по развитию музыкального слуха, развитию тембра голоса, улучшения контроля над голосом.
Мы все рождаемся с одинаково устроенным речевым аппаратом. Конечно, существует данность от природы и слух, и чувство ритма, и широкий диапазон. И им обучение дается легче и быстрее. Есть люди, которые менее одарены, но не стоит отчаиваться.
Современные методики обучения вокалу давно не основываются на «данных» — якобы ты избранный, а ты нет. Они основаны на вашем желании и четких упражнениях.
Просто не совершай ошибки:
Вокал без опоры
Опора, опора и еще раз опора – залог
успеха во имя полетного и объемного
звучания.
Не сотвори себе кумира
Копируешь исполнение любимого певца? Но ведь твой голос уникален. Копия – это лишь жалкое подражание, тогда как у тебя есть возможность звучать оригинально.
Безусловно, слушать исполнение артистов обязательно нужно. Ради
анализа и вдохновения.
Чуть-чуть
Занимаешься слишком мало и нерегулярно. К примеру, я даю домашнее задание и прошу повторять упражнения ежедневно примерно 10 минут. Это важно для того, чтобы тело привыкло к нужному состоянию и уже не теряло его. Если эти задания игнорировать и вспоминать о них только на уроках, вокальный рост останавливается.
Смотри как я форсирую
Брать слишком сложные техники и песни до тех пор, пока твой голосовой аппарат не готов к таким нагрузкам. Вооружись терпением и готовь голос к большим нагрузкам постепенно.
Крики чайки на белой стене
Не старайся петь как можно громче. Это не вызывает ничего, кроме напряженности связок и зажатости звука. Не тянитесь за нотой. Гортань должна оставаться неподвижной.
Основной инстинкт
Не стоит думать во время пения, что всё споётся само собой. Мы учимся для того чтоб голос звучал автоматически и разум оставался свободным для чувств и художественного о раза. Но на этапе обучения, нужно максимально контролировать своё внимание на
каждом действии.
Хочешь научиться петь и ждешь знака? Вот он! Записывайся!
2022-05-18 12:47
О вокале
Дефекты
певческого звука у детей и пути их устранения.
В
вокальной работе педагогам приходится сталкиваться с множеством различных
недостатков голосообразования, препятствующих формированию правильного звука и
вокальных навыков, в результате которых голос должен звучать чисто, красиво и
свободно.
Некоторые
из дефектов певческого звука могут быть врожденными, но чаще являются
результатом неправильной самостоятельной певческой практики. Вокальная работа
должна быть направлена на устранение и предупреждение возникновения дефектов
звукообразования.
К
недостатком певческого звука относят:
·
Горловой звук
·
Открытый «белый» звук
·
Качание, тремоляция голоса
·
Форсирование звука
·
Детонация
·
Гнусавое пение
·
Вялый звук
·
Подъезды в звук
·
Низкая позиция звука
·
Пестрое пение
Горловой
звук – неправильная манера пения, которая возникает из-за напряжения гортани.
Вследствие этого возникает пересмыкание связок, то есть в процессе
возникновения звука фаза сомкнутого состояния связок преобладает над разомкнутой.
Человек поет на горле, давит на него. В нем отсутствует полнота произношения
гласных, поэтому он звучит «плоско». Петь горлом – значит петь шеей. Певец,
поющий на горле, пришел к этому благодаря поискам опоры и через напряжение
мышц. В результате звук получил мышечную опору.
Приемы,
освобождающие гортань от перенапряжения:
1) Пение
на негромком звучании, фальцетное пение
2) Использование
придыхательной атаки, которая приучает гортанный затвор работать с большим
пропуском воздуха за счет менее плотного смыкания голосовой щели, уменьшает
фазу смыкания голосовых складок. Придыхательную атаку необходимо применять лишь
на определенное время , переходя затем на мягкую.
3) Использование
гласных большего импеданса – «у», «о».
Открытый
«белый» звук – это открытое, плоское напряженное
звучание голоса, при котором происходит перенесение речевого звучания гласных
в пение, в нем отсутствует элемент прикрытия, что заставляет голосовые связки
работать с пересмыканием, зажатостью.
Для
исправления этого дефекта применяются следующие приемы:
1)
Более округлое полное произнесение гласных
2)
Рот открывать свободно книзу
3)
Опущенная гортань
4)
Пение с закрытым ртом и на гласные «о»,
«у»,
5)
Пение в высокой позиции звука
Качание,
тремоляция голоса связаны с дефектами в образовании
вибрато. Вибрато придает голосу теплоту, льющийся характер, выразительность.
Голос, лишенный вибрато, становится прямым, невыразительным. Слишком частое
вибрато, выходящее за пределы 6-7 колебаний в секунду, слушатель воспринимает
как тремоляцию («барашек») в голосе. А более редкое вибрато создает впечатление
качания голоса.
Для
исправления тремоляции голоса полезны следующие приемы:
1)
Пение в небольшом диапазоне
2)
Пение с закрытым ртом
3)
Пение в небольших нюансах
4)
Пение ровным звуком
5)
Пение упражнений с плавным мелодическим
движением
Для
исправления прямого голоса полезны упражнения на развитие техники беглости,
что способствует освобождению голосового аппарата от скованности.
Форсирование
звука – пение с чрезвычайным напряжением
голосового аппарата, происходящее от чрезмерного напора воздуха на голосовые
связки, пение на твердой атаке и громкой динамике. В результате форсированного
пения нарушается тембр, естественное звучание, голос лишается полётности.
Форсирование голоса приводит к его качанию, затрудняет звучание верхней части
диапазона, регистровые переходы ярко выражены.
Для
исправления этого дефекта применяют следующие приемы:
1)
Пение на мягкой атаке звука
2)
Пение на средней силе звучания и средней
громкости
3)
Подбор произведений спокойного, мягкого
характера или быстрых, требующих гибкости голоса
Детонация
– недобирание или перебор высоты звука. Детонация
может наблюдаться как при интонировании отдельных звуков, так и пении в целом. Причины
могут быть различны: отсутствие координации между слухом и голосом,
неправильное формирование звука, низкая позиция звука, чрезмерная опора дыхания
или вялая опора дыхания, болезнь певца, переутомление, невнимательность, волнение,
плохая акустика, отсутствие полётности звука.
Пути
исправления этого дефекта:
1)
Развивать общую музыкальность, воспитывать
внутренний слух, развивать навыки самоконтроля певца
2)
При понижении тона сохранять высокую
позицию, активную дикцию.
3)
Соблюдение певческого режима, тщательный
подбор репертуара
4)
Выработка навыка пения на опоре дыхания
Гнусавое
пение – носовой призвук возникает при
опускании мягкого нёба. В пении мягкое нёбо поднимается и перекрывает вход в
носоглотку. Если перекрытие неполное, голос приобретает гнусавый оттенок.
Движения
мягкого нёба подчинены воле, и его активное поднятие поддается специальной
тренировке: пение на гласный «у» (нёбная занавеска сокращается) или «и»
(создание купола для полного раскрытия зёва). Подъема нёбной занавески можно
добиться через широко открытый рот и глотку.
Вялый
звук – это пение без опоры, недостаточное
смыкание связок, вялая работа артикуляционного аппарата.
Для
исправления этого дефекта применяют следующие приемы:
1)
Пение на опоре дыхания
2)
Пение упражнений и произведений в быстром
темпе с острой ритмикой
3)
Применение упражнений с твердой атакой
4)
Активная артикуляция, быстрое и активное
произнесение согласных
Подъезды
в звук – скользящий переход от одного звука к
другому. Подъезд заключается в том, что певец начиная петь, не попадает сразу
на требуемый тон, а берет несколько ниже и потом через глиссандо выравнивает
звук до заданной высоты.
Пути
устранения этого дефекта:
1)
Применение упражнений с твердой атакой
2)
Пение на стаккато попеременно легато
3)
Пение упражнений и произведений в быстром
темпе с острой ритмикой
Низкая
позиция звука – связана с интонационно низким
звуком. При высокой позиции звук интонационно точный, звонкий.
Пути
исправления низкой позиции:
1)
Пение с закрытым ртом
2)
Эмоциональный подъем, настроение
3)
Пение упражнений сверху вниз, сохраняя на
нижних нотах «высокое» звучание
4)
Упражнения на подвижность голоса
5)
Согласный звук должен быть на высоте
гласной, снимать звук на высоте гласной
Пестрое
пение – следствие разного формирования гласных
из-за неумения сохранять положение зёва (который принимает форму пропеваемой
гласной), стабильного положения гортани. Гласные должны звучать округленно,
ровно.
Исправление
данного недостатка: работа над выравниванием гласных, петь ряд гласных на одной
высоте и с одной силой звука.
При
исправлении дефекта голоса необходимо использовать различные вокальные приемы.
Преодоление дефектов звукообразования требует настойчивости, постоянной целенаправленной
работы, как педагога, так и ребенка.
Ошибки при пении
В статье об эталонном звуке мы разобрались, какими характеристиками должен обладать профессиональный качественный звук. Поговорим подробнее о том, каких недостатков в звучании нужно избегать и что делать, если они имеются. Приводим ниже выдержку из книги В. Мордвинова «Практика основной работы по постановке голоса»:
«Один из больших недостатков — качание голоса, тремоло или дрожь. Качание голоса в лице широких волнообразных колебаний обычно происходит от неумения пользоваться дыханием и постепенно, путем нормальных занятий голосом, исправляется. Причина такой дрожи в недостаточном прикрытии звука или в перегрузке гортани слишком громким, длительным до утомления пением, криком, пением слишком высоких нот и т. д., то есть в переутомлении голосового аппарата, в результате чего нарушается нормальное состояние гортани и окружающей ее мускулатуры, которая делается недостаточно устойчивой.
Каждое движение гортани отражается на ровности звука, в смысле выдержанности точной высоты определенного тона. В сильно тремолирующем голосе иногда звучит не та нота, которую нужно спеть, или, вместе с основной, соседняя, которая быстро чередуется с первой и создает род своеобразной, неправильной, плохой трели.
Для певцов с сильно заметным тремоло борьба с этим недостатком очень трудна, длительна и не всегда успешна, поэтому работать над ним надо ежедневно.
Гнусавые и носовые звуки обычно получаются при дряблости небной занавески. Если у ученика получаются подобные звуки, надо заставить его петь на А с широко раскрытым ртом, проверяя, сокращается ли его небная занавеска или же висит, касаясь большого языка. При гласном У мягкое небо больше всего сокращается, поэтому полезно начать упражнения на этот гласный.
Даже когда гнусавость будет считаться исправленной, не следует забывать, что привычный недостаток может снова возродиться, если не продолжать петь те упражнения, при которых он был уничтожен.
Горловой звук получается главным образом у мужчин, и особенно у теноров, от неправильного, чрезмерно высокого положения гортани: у неумелого тенора, старающегося петь верхи, или у баса, который старается «выжать» несуществующие нижние ноты. Иногда причина заключается в давлении корня языка на гортань.
Причина устанавливается изучением положении гортани при пении и наблюдением за тем, как ученик держит свой язык при пении на А. Для освобождения гортани от давления на нее внешней мускулатуры помогает легкое пение на У, — скорее «выдувание», и легкое, на пиано, «мычание», — пение с закрытым ртом на нижних нотах.
При сильно зажатом звуке и несвободной гортани помогает пение упражнений с придыхательной атакой: звук начинается на ХА, и притом таким образом, будто певец старается не петь, а выдыхать находящийся в легких воздух, постепенно включая в этот выдох голос.»
В. Мордвинов. Практика основной работы по постановке голоса. (Москва, Ленинград, 1948 г.)
Не секрет, что многие начинающие вокалисты, которые только учатся петь, жалуются на различные вокальные дефекты: грубый или гнусавый голос, пение в нос, сильное напряжение, в результате которого устает или болит горло, слишком тихий голос и т. д. Давайте сегодня составим список из вокальных дефектов и посмотрим, как справиться с каждым из них.
Кстати, подобные вокальные дефекты могут возникать не только у новичков, но и у вокалистов со стажем. Почему такое случается? Частая причина — это то, что человек учился петь самостоятельно, без педагога по вокалу. И научился петь неправильно. А, как Вы знаете, переучиться потом очень сложно.
Вокальные дефекты
Поэтому, если Вы только начинаете учиться вокалу, то найдите педагога по вокалу (Как учиться петь — с преподавателем или самостоятельно?) и возьмите у него хотя бы несколько уроков. Пусть он поставит Вам голос, научит правильно петь, дышать и т. д. А дальше уже можете заниматься дома и развивать голос.
Дефекты вокала
- Пение в нос. Для начала определите, правда ли Вы поете в нос. Для этого возьмите любую удобную Вам ноту и пропойте ее. А во время этого зажмите нос. Если голос изменился, стал тише, значит, скорее всего, Вы поете в нос. Как избавиться? Первым делом нужно узнать о существовании проблемы. Далее, при каждом пении, думайте о том, как Вы поете. Сфокусируйтесь на том, чтобы голос, выходя из горла, шел к передним зубам, а не в нос. Посмотрите «Упражнения для головных резонаторов». И Вы поймете, что значит «направлять звук к передним зубам».
- Гнусавость голоса. Часто гнусавость голоса — это результат пения в нос. Гнусавость лучше «диагностировать» на начальном этапе. Потому что если Вы привыкните петь гнусавым голосом, то переучиться потом будет сложно. Причин гнусавости может быть много: излишнее напряжение шеи и горла, неправильное дыхание, напряжение мышц лица, неправильная работа мягкого нёба. Также гнусавость может быть вызвана физическими дефектами (в этом случае от гнусавости избавиться сложнее). Также причиной может быть голосовой зажим.
Как убрать гнусавость голоса
Чтобы избавиться от гнусавости, просто нужно правильно петь, не зажиматься, не напрягать голос, горло, мышцы лица, правильно дышать.
- Устает горло. Часто новички жалуются, что у них устает горло даже после непродолжительного пения. Почему это происходит? Самая главная причина это опять же голосовой зажим. Новичок знает, что он поет плохо, поэтому пытается петь тихо, чтобы его никто, не дай Бог, не услышал. Поэтому он всячески зажимается. Также голос устает от неправильного пения. Существуют упражнения, которые помогут справиться с этой проблемой — читайте тут — Почему устает голос после пения? Как правильно петь?
- Голос садится после пения. Садится голос также от неправильного, часто зажатого пения. Чтобы этого не происходило, работайте с голосовым зажимом, не пойте слишком громко/слишком тихо. Пойте расслабленно, ведь часто голос садится от того, что Вы зажимаете горло.
- Голос слишком грубый или, наоборот, слишком писклявый. Я бы не назвал это дефектом. Скорее, у Вас просто такой тембр голоса. А то, что Вам не нравится свой голос в принципе — это проблема многих начинающих вокалистов. Когда Вы слышите свой голос «со стороны», то есть на записи, то Вы его просто не узнаете, он для Вас чужой, и часто Вам не нравится.
Почему не нравится свой голос
Но если Вы считаете, что Ваш голос, например, слишком грубый, то Вы больше опираться на головные резонаторы, чем на грудные (резонаторы голоса). Или наоборот, если Вы считаете, что Ваш голос слишком «писклявый», то опирайтесь больше на грудные резонаторы. А лучше — просто привыкните к своему голосу и полюбите его 🙂
- Голос слишком тихий. Я бы сказал, что этот дефект во много зависит от голосового зажима. Опять же, Вы боитесь, что Вас кто-то услышит, и пытаетесь петь тише. Вы быстро привыкаете к такому пению. Для того, чтобы этого избежать — просто начинайте петь громко, во весь голос. Но не слишком громко, то есть не надо давить на голос. Пойте так, как разговариваете.
- Дефекты дикции. Сюда входит шепелявость, заикание, неразборчивость слов и т. д. Что делать? Скорее всего, дефекты дикции (если они есть) проявляются не только в пении, но и при обычном разговоре. Тут все просто: проговаривайте скороговорки. Да, именно. Возьмите себе за правило каждый день тренироваться, проговаривая различные скороговорки. Можно это делать перед зеркалом. Вскоре Вы заметите, что многие дефекты дикции начинают уходить.
Как не допускать вокальных дефектов? Советы
Следующие советы помогут Вам избежать вокальных дефектов, если Вы только начинаете учиться пению.
Как не допускать вокальных дефектов?
- Найдите себе педагога по вокалу, хотя бы на пару занятий. Он поставит Вам голос и подскажет, как петь правильно.
- Пойте только в той тональности, в которой Вам удобно. Для этого узнайте, какой диапазон Вашего голоса, тогда Вы сможете подобрать необходимую тональность для любой песни.
- Не пытайтесь подражать своим кумирам, и вообще, не пытайтесь быть на кого-то похожим в пении. От этого Вы будете петь только хуже. Пусть Ваш голос будет уникальным (тем более, что так и есть).
- Определите правильно тип Вашего голоса. Это также поможет Вам лучше подбирать для себя репертуар.
- Освободитесь от голосового зажима. Голосовой зажим — это самый главный враг начинающих вокалистов. От него избавиться сложнее всего. Постарайтесь не переживать, что Вас кто-то услышит, пойте так громко, как Вам нужно. При пении думайте только о пении и ни о чем другом.
Заключение
В общем-то, научиться петь самостоятельно сложно, но можно. Лучше, конечно, найдите педагога по вокалу и возьмите несколько уроков. Если преподавателя найти никак не удается, то учитесь петь самостоятельно — главное, делать это правильно.
Тут мы перечислили самые популярные вокальные дефекты. Если Вы страдаете таким дефектом, которого нет в списке, обязательно напишите об этом в комментариях. Удачи! 🙂
Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.
МБУ ДО ДШИ им. В.В. Андреева г.Твери
методическая работа
на тему:
«Работа по исправлению недостатков певческого
звукообразования в классе постановки голоса»
Выполнила:
преподаватель
вокально-хоровых дисциплин
Тушканова А.Н.
2020
Содержание
1. Введение………………………………………………………….3
2. Основные недостатки певческого звукообразования…………4
3. Причины и приемы работы над исправлением недостатков певческого звукообразования…………………………………… 4
4. Заключение…………………………………………………….. 12
5. Литература……………………………………………………13
Работа по исправлению недостатков певческого звукообразования в классе постановки голоса
Введение.
Звукообразование (фонация) — процесс образования звука голоса (6, с.18). Постановка голоса – это процесс индивидуального обучения пению. Выработка у учащегося рефлекторных движений голосового аппарата, способствующих правильному звучанию (10, с.131). «Поставленный в академической манере певческий голос отличается красотой тембра, звонкостью и округлостью гласных, ровностью двухоктавного диапазона, широкими динамическими возможностями, льющимся характером» (6, с.50). Вокальным педагогам постоянно приходится сталкиваться в своей работе с множеством различных недостатков голосообразования, препятствующих формированию правильного академического звука и вокальных навыков, в результате которых голос должен звучать красиво, энергично, чисто и свободно. Развитие вокальной техники связано с нахождением правильного певческого звука. Дмитриев Л.Б. в своей фундаментальной работе «Основы вокальной методики» (5, с.350) недостатки звукообразования приравнивает к отклонениям от естественного, красивого тембра голоса и считает, что многие певцы от природы или в результате предшествующего обучения имеют недостатки в тембре голоса. Как справедливо отмечает Сергеев Б.А.: «значительная часть детей, начинающих обучение пению, уже является с вполне развитыми недостатками голоса, искаженными ощущениями. Всякая плохая привычка, чем больше запущена, тем более стойкий характер она принимает. Исправление недостатков голоса – нелегкий период воспитания, требующий деликатности, терпения и кропотливого труда педагога и самого учащегося» (11, с.11).
Решая вопрос выбора приемов для исправления недостатков звукообразования, следует всегда опираться на принцип индивидуального подхода. Помнить, что: «каждый человек – неповторимая индивидуальность, как по свойствам нервной системы, так и по строению и физиологическим возможностям голосового аппарата. Поэтому не может быть единых, подходящих всем приемов. Педагог, каким бы путем он ни шел в формировании голоса, обязан соотносить свой метод с индивидуальностью ученика» (5, с.301).
Каждый педагог имеет свой подход к воспитанию голоса, и тот или иной недостаток будет оцениваться неодинаково различными педагогами. Все же некоторые недостатки будут ощущаться особенно сильно. Правильней, по мнению Дмитриева (5, с.301), начинать занятия с того недостатка, который в наибольшей степени мешает хорошему голосообразованию.
Некоторые из дефектов певческого звука могут быть врожденными или органическими, но большей частью являются результатом неправильной самостоятельной певческой практики, а так же неверного вокального обучения, тогда они становятся стереотипами и еще трудней подвергаются коррекции. Вокальная работа всегда должна быть направлена на устранение и предупреждение возникновения дефектов звукообразования.
С первых уроков необходимо внимательно и подробно изучить природные данные, особенности вокального аппарата учащегося и имеющиеся недостатки пения (сип, гнусавость, крикливость, заглубленность звука, перегрузка дыхания, и др.) На протяжении всего периода обучения педагог должен, проанализировав состояние данных учащегося и их развитие, точно определять индивидуальные задачи вокального обучения.
К основным недостаткам певческого звукообразования относят:
Тремоляция, качание, прямой голос
Горловой звук
Гнусавость
Открытый или «белый» звук
Форсирование звука
Фальшивая интонация
Низкая позиция
Вялое пение
«Подъезды» — портаменто
Пестрота звучания
При наличии хороших данных в общем комплексе недостатки в тембре – например, горловой, зажатый, тремолирующий, гнусавый, гудкообразный тембры – могут быть исправлены совсем или частично правильным воспитанием голоса. Но для этого необходимо верно представлять себе причину возникновения порочных призвуков. Некоторые из них связаны с нарушением вибрато, другие — с работой голосовой щели, третьи – с мягким нёбом и т.д.
Причины и приемы работы над исправлением недостатков певческого звукообразования:
Тремоляция, качание, «прямой» голос – связаны с дефектами в образовании вибрато (периодического изменения звука по высоте, силе, тембру). Легкое вибрирование голоса — своеобразная пульсация звука, сообщающая звуку приятный, льющийся характер, является непременным признаком хорошего певческого голоса. Такое вибрато украшает тембр и придает голосу живую трепетность и выразительность. Голос, лишенный вибрато, становится прямым, мертвым, невыразительным, теряет свой естественный певческий характер. Слишком частое вибрато (чаще, чем 6-7 раз в секунду) слушатель воспринимает как тремоляцию («барашек») в голосе, чересчур редкое создает впечатление качания голоса, неустойчивости интонации. Своеобразно сочетаясь у каждого индивидуума, высотное, силовое и тембровое вибрато имеют специфический характер, создают в голосе неповторимый колорит.
Образование вибрато связано с колебаниями гортани, периодическими изменениями внутренних гортанных мышц, их тонуса, мышц, составляющих толщину голосовых складок. Вибрато тесно связано с основными певческими качествами и манерой звукообразования. Так напряженная работа гортани, когда голосовые мышцы и мускулатура, заведующая установкой гортани, сильно напрягаются, тотчас сказывается на характере вибрато. При правильной, менее напряженной работе гортани во время пения улучшается и качество вибрато.
У мастеров вокального искусства вибрато отличается ровностью и постоянством. Это воспринимается как устойчивость, определенность звукообразования. Гортань их работает свободно, без лишнего напряжения. У неопытных певцов гортань напряжена, работает неустойчиво, поэтому вибрато у них непостоянно, неровно. Такой голос не льется, имеет неустойчивый характер. У детей, с их фальцетной манерой звукообразования, вибрато обычно выражено плохо. Очень малое вибрато у некоторых колоратурных голосов, отличающихся инструментальным звучанием. С дефектами вибрато могут быть связаны вопросы позиционного понижения и повышения звука. Если подчеркивается верхний звук вибрато, то такой звук будет казаться выше того же звука при подчеркнутом нижнем тоне вибрато.
Характер вибрато в значительной мере – качество естественное, природное, зависящее и от строения голосового аппарата, и от приобретенных навыков, и от тонуса мышц, и от состояния нервной системы. Поэтому степень овладения красивым вибрато, возможности исправления его дефектов всегда ограничены природными данными. Тем не менее, вибрато поддается направленному воспитанию и в значительной мере подвластно нашей воле. Каждый человек, владеющий голосом, может сделать его прямым, то есть может остановить или усилить вибрато.
Если не следить специально за вибрато, оно может потерять свои лучшие характеристики. У тех, кто поет форсировано, много и неверно, голос начинает качаться, происходит нарушение нормального певческого вибрато вследствие потери верной координации в работе голосового аппарата, перенапряжения и переутомления мышц, потери их естественного тонуса или вследствие понижения общего тонуса нервно-мышечной системы.
Работа над тремолирующим голосом должна начинаться со снятия лишних напряжений и поиска естественного звучания. Процесс этот длительный и не всегда дает достаточный эффект. Внимание ученика к этому может помочь. У форсирующих «качка голоса» — сопутствующее явление, поэтому основное внимание следует направить на исправление форсировки.
Полезны следующие приемы:
упражнения с плавным мелодическим движением
упражнения и пение в небольших нюансах (при усилении звука размах вибрато увеличивается)
упражнения в закрытых гласных (о, у)
пение в небольшом диапазоне
пение ровным звуком
пение с закрытым ртом («м» — со слегка сомкнутыми губами и разомкнутыми зубами)
Причина отсутствия вибрато, его прямом, гудкообразном характере, а так же неровности вибрато — перенапряжение, скованность гортани. Для исправления внимание следует направить на поиски естественного звучания. Однако встречаются «прямые», «жесткие» голоса, которые трудно подаются выработке вибрато. В этих случаях полезны упражнения, способствующие развитию техники беглости. Быстрые чередования звуков снимают лишние напряжения, освобождают голосовой аппарат от скованности, гортань приобретает свободу и вибрацию.
Горловой звук – термин, применяемый для обозначения неправильной манеры пения, придающей звуку неприятный сдавленный (горловой) оттенок. Зажатость звука обычно сочетается с горловым оттенком, поэтому в сущности речь идет об одном недостатке, который вызван неверной работой голосовой щели. Причины могут быть различные: чрезмерно высокой положение гортани, давление корня языка на гортань, перенапряжение и включение близлежащей мускулатуры (глотки, шеи), к которой певец иногда прибегает в поисках опоры звука. Таким образом, является следствием неверной опоры, когда при слабом голосе певцы хотят громкого пения и происходит перенапряжение мышц, что вызывает горловой звук.
Если при правильной работе гортани создается впечатление, что у певца широко открыто горло и звук идет, как бы ничего по пути не задевая, то горловое звучание, напротив, вызывает ощущение, что горло сжато и звук как бы выжимается, с усилием проходя через гортань. При этом слишком удлиненна и акцентирована фаза смыкания голосовых связок, гортанный сфинктер оказывается включенным в работу в большей степени, чем это необходимо. Для исправления этого дефекта следует давать такие упражнения, которые бы способствовали понижению тонуса гортанного сфинктера, удлиняли бы фазу размыкания связок. Лучшим средством является придыхательная атака, которая приучает гортанный затвор работать с большим пропуском воздуха за счет менее плотного смыкания голосовой щели, уменьшает фазу смыкания голосовых складок и приводит гортань в более правильную координацию с дыханием. Придыхательную атаку как прием следует рекомендовать лишь на определенное время, переходя затем на мягкую атаку, которой и следует пользоваться постоянно (5, с.355). Можно так же использовать приемы, которые приводят к большему импедансу. Например, прикрытие звука, темные гласные (у, о) способствуют более правильной работе гортанного сфинктера у зажатых голосов. Более свободная работа голосовой щели связана с нахождением микстового звучания на всем диапазоне. К расслаблению от зажатия ведет и фальцетное звучание, с помощью которого легко найти новую координацию. Следует учитывать, что пение в открытом грудном регистре, особенно на верхних нотах не поможет избавиться от зажатого звука. Как не поможет и использование гласных малого импеданса (например, а) или гласных, требующих большой энергии для своего образования (и).
Итак, для исправления горлового звука полезно:
снять твердую атаку
использовать придыхательную атаку («петь, как бы устало» слоги – ха, хо)
пение на негромком звучании, фальцетное пение
упражнения с мелодическим движением
упражнения на гласные у, о, слоги «по», «ку»
Гнусавое пение — носовой призвуквозникает в тембре голоса при опускании мягкого нёба, когда часть звуковых волн непосредственно попадает в носовую полость, бывает и как результат болезни. Часто наблюдается у высоких голосов при пении верхних нот.
Исправляется упражнениями, связанными с поднятием мягкого нёба приемом зевка, освобождением от излишних напряжений заднего отдела рта и глотки. Полезно петь звуки с округлыми гласными (о, у), сочетание «НГА».
«Белый звук» — термин, употребляемый в вокальной практике для обозначения, так называемого открытого (плоского) певческого звука, являющегося следствием неправильного звукообразования, при котором происходит перенесение речевого звучание гласных в пение и слишком растягивается горизонтально рот. Такой недостаток бывает тогда, когда на первое место выдвигается слово в ущерб качеству звука. «Белый звук» наблюдается в народном пении, а так же у необученных певцов. Акустически открытый звук обусловлен усиленным звучанием верхних гармоник и недостаточным – нижней форманты.
В академическом пении используется только прикрытый звук. Прикрытие звука – настройка голосового аппарата (главным образом за счет расширения нижней части глотки и соответствующего формирования полости рта), придающая певческому звуку некоторую затемненность, мягкость, глубину, округлость. Однако следует опасаться чрезмерного затемнения («перекрытия») звука, придающего ему тусклый, глухой тембр.
Овладению правильным прикрытым звуком помогает:
требование к певцам «не раскрывать рот горизонтально», а свободно открывать его книзу;
округление гласных (гласный а звучит с элементом о;е – с элементом э;и – с элементом ы);
пение выдержанных звуков на слоги «ма, мэ, ми, мо» с округлением гласных;
пение на «зевке» посредством придания мягкому небу куполообразной формы;
пение в высокой позиции
исправляют белый звук согласные «к», «г»
Форсирование звука — напряженное, крикливое пение, происходящее от чрезмерного напора воздуха на голосовые связки, от исполнения высоких звуков без «прикрытия», злоупотребления твердой атакой и громкой динамикой. В результате форсирования в голосе может появиться тремоляция, неустойчивость интонации, а то и «срыв голоса» (кровоизлияние в голосовой связке). Для певца должно быть правилом — петь «с запасом» голоса. Форсированность звучания, по мнению Дмитриева (5, с.353), определяется не абсолютной громкостью звука, а чрезмерной его силой для данного индивидуума, что сказывается на певческом тембре. Форсированное звучание приводит к потере наиболее «красивых» колебаний голосовых складок, которые рождают лучшие тембровые качества голоса. Голосовые связки стараются удержать непомерное воздушное давление, вместо того что бы создавать звук наибольшей красоты, хорошо «отражающийся» в верхнем и нижнем резонаторах, легко и плавно льющийся. В результате такого напряженного режима включается другая мускулатура, певец пытается сопутствующими движениями помочь этой непосильной работе гортани и теряет правильную координацию в работе голосового аппарата, а с ней уходят и лучшие тембровые качества голоса. Постепенно в результате форсированного пения стирается тембр, нарушается вибрато, голос раскачивается, начинает тремолировать и разрушаться. «Раз утраченная нежность голоса не возвращается никогда», — сказал знаменитый педагог М.Гарсиа (цитата из 5, с.353). Форсировка трудно поддается исправлению. Для этого ученик должен понять, что стремление к силе звучания не приводит к громкости для слушателя, что сила и громкость не равнозначные понятия. Лучшие качества тембра связаны с полетным, хорошо несущимся в зал звуком. Летучесть звука зависит от выработки высокой певческой форманты. Форсировка деформирует тембр, высокая форманта образуется плохо и теряется полетность звука. «Умеренное усилие певца при правильном певческом звучании создает впечатление большей громкости, по сравнению с большой силой звука при неверном организации его тембра. Голос с преобладанием высоких обертонов всегда будет для слушателя сильнее того, в котором преобладают низкие обертоны» (5, с.353). Избавление от форсированного звука достигается постепенной тренировкой голосового аппарата на смягчение голоса и нахождение более естественного звучания. Но нельзя сразу переводить певца, который форсирует на облегченное звучание, иначе голос может «сняться с опоры», потерять профессиональные качества. Мышцы должны постепенно отвыкать от чрезмерного напряжений, без потери их тонуса. Лучшим способом является изменение репертуара – включение более спокойных произведений элегического плана или быстрых, требующих гибкости, изящества. Ничего эмоционально возбуждающее, провоцирующее громкое пение не рекомендуется. Сам материал должен соответствовать более мягкому звучанию, свободного характера. Однако все старания педагога сведутся к нулю, если ученик сам не поймет, что его голос звучит форсированно, ведь форсирующие певцы часто убеждены, что петь следует именно так. Голоса, способные долгое время выносить форсировку без заметного ущерба для голоса встречаются исключительно редко.
Исправлять этот дефект можно:
мягкой атакой
пением в небольших нюансах
пением с закрытым ртом
сменой репертуара (подбор произведений спокойного, мягкого характера, или быстрых, требующих гибкости голоса).
Фальшивое пение или неточное интонирование. В хоровом словаре дается такое определение: «интонирование – это осознанное воспроизведение музыкального звука голосом…» и приводится цитата В.Ванслова: «Интонация певца является точной, не фальшивой, если каждый звук и интервал сохраняет свою ладовую функцию и воспроизводится в пределах свойственной ему зоны». Между основными зонами находятся промежуточные, в которых звук хотя и узнается, но воспринимается как фальшивый (10, с.68-70). Неточное интонирование может быть в сторону повышения или в сторону понижения от основной зоны звука.
Дистонация – это фальшивое интонирование в сторону повышения, свойствена больше женским высоким голосам (как результат стойкого поднятия гортани).
Среди причин, способствующих дистонации, могут быть:
— неразвитость музыкального слуха, невнимательность
— форсированное пение
— пользование открытым звуком
— пение без опоры (например, вызванное волнением при выступлении, что приводит к «снятию с дыхания», потере «грудного» звучания)
— неправильное формирование гласных
Детонация – неточное по высоте исполнение, вне пределов зоны звука, низкое интонирование. Детонация может наблюдаться как при интонировании отдельных звуков, так и пении в целом, в виде отклонения от тональности. Причины могут быть различны:
— неразвитый музыкальный слух, непонимание (отсутствие ощущения) ладового значения исполняемого звука, (например, остроты вводного тона);
— пение «без опоры», а так же следствие чрезмерной опоры, когда излишне заостряется внимание на певческом дыхании;
— «низкая позиция» звука
— отсутствие координации (согласования) между слухом и голосом
— слабость мышц голосового аппарата, его болезненное состояние, усталость
— пение во время мутации
— отсутствие самоконтроля, рассеянность, волнение
— акустически неблагоприятные условия (певцы не слышат себя, инструмента)
Неточности интонирования также связаны с регистровой перегрузкой. Облегчение звука будет способствовать исправлению интонации.
Помимо правильного воспитания музыкального слуха и голоса, очень важно и соблюдение певческого режима. Его нарушение — форсированное пение, злоупотребление крайними звуками диапазона, пение в несоответствующей голосу тесситуре, а также нервные потрясения, различные заболевания, пение в больном состоянии могут привести к функциональному заболеванию голоса — фонастении. Выражается она в быстрой утомляемости, фальшивой интонации (преимущественно в низком и среднем регистре), тремолировании, изменении тембра, «тяжелом» пении (10,с. 191). В зависимости от причин применяются и способы исправления неточной интонации. Вот некоторые из них:
установить строгий певческий режим, тщательно подбирать репертуар
пение упражнений в нюансах p и mp с филировкой звука в среднем регистре
пение упражнений staccato
пение гаммообразных последовательностей
при понижении тона — сохранять высокую позицию, активную дикцию (произносить слоги над языком, кончиком дыхания, на высоте тона)
при повышении тона – углубить звукообразование, усилить действие грудного резонирования
организация певческого дыхания, выработка навыка пения «на опоре»
развитие музыкального слуха, внимательности
Низкая позиция – связана с глухим, тяжелым и зачастую интонационно низким звуком. Пению на низкой позиции обычно сопутствуют перегрузка дыхания и форсирование звука. Иногда низкая позиция психологически связана с «ленивым» пением, поэтому соответствующая эмоциональная подготовка певцов, пробуждение у них желания петь способствует овладению высокой позиции. При высокой позиции звук, вследствие активизации верхних резонаторов, приобретает звонкость, летучесть, интонационную точность (акустически это связанно с наличием в звуке так называемой высокой форманты).
Исправлению низкой позиции способствует:
эмоциональный подъем, желание петь
настройка на средних и выше средних нотах диапазона
пение упражнений сверху вниз, сохраняя на нижних нотах «высокое» звучание
использование в упражнениях близких гласных (и, е, э) иногда в сочетании с согласными (м, н, л, з)
запрещение «толстить» звук (искусственно «густить»)
пение с закрытым ртом
упражнения на легкость и подвижность голоса
произнесения ясного, осмысленного слова, согласный звук должен быть на высоте гласной, снимать звук на высоте гласной
психологическая окраска звука
Вялое и бездыханное пение – это пение без опоры, недостаточное смыкание связок, вялая работа артикуляционных мускулов. Может быть следствием болезни. Оно исправляется:
упражнениями в быстром темпе и четком ритме
пением на диафрагме, на опоре
упражнениями с применением твердой атаки и стаккато
активизации артикуляции, быстрое и активное произнесение согласных
энергичное произношение звонких согласных «д», «р», сонорных «м», «н».
«Подъезды» — портаменто – скользящий переход от одного звука к другому. Портаменто применяется в целях выразительности, однако, злоупотребление портаменто – проявление дурного вкуса. Непроизвольное портаменто, так называемые «подъезды», к которому склонны малоопытные певцы, недопустимо в академическом пении. Ответственным моментом при звукообразовании является начало звука – атака. Она влияет на работу связок, на качество дыхания, тембр. Неверная атака вызывает неправильное интонирование и плохое качество звука. Перед атакой звука его нужно мысленно оформить в отношении силы, характера, высоты и уже потом брать спокойно и легко. С самого момента зарождения звук должен иметь точную высоту, силу, тембр и форму гласной. Не должно быть шумовых призвуков и подъездов. Исправляется так же как вялое пение.
Пестрое пение является следствием разного формирования гласных из-за неумения сохранять зафиксированное положение зева (который принимает форму, соответствующую пропеваемой гласной), стабильного положения гортани. Певческий звук формируется на гласных, которые должны звучать округленно, ровно и чуть затемненно. Часто из-за недооценки роли языка преувеличивается роль губ, щек в артикуляции гласных, а это меняет «архитектуру» ротоглоточной полости, что приводит к изменению тембра голоса. Научиться бороться с излишними движениями артикуляционного аппарата можно, работая над выравниванием гласных. Петь ряд гласных на одной высоте и с одной силой звука, как в направлении осветления тембра, так и затемнения (а-э-и, и-э-а). Также и с согласными (да-дэ-ди, ди-дэ-да). Лучшие тембровые краски, найденные в звучание одной какой либо гласной, следует распространять и на другие. Ряд гласных можно выбирать для данного урока исходя из особенностей звучания голоса ученика на момент урока.
Заключение
Поиски оптимального звучания голоса связаны с работой над устранением недостатков в функционировании голосового аппарата. Недостатки звукообразования (дефекты певческого звука, манеры пения) могут быть связаны с множеством причин: неразвитым музыкальным и вокальным слухом, неверной атакой звука, дыханием, позицией голоса, качеством вибрато, с недостатками в работе артикуляционного аппарата, с отсутствием согласованности и органичности в работе всех систем звукообразования в целом. А так же они могут быть связаны с привычкой петь неправильно, подражая другим певцам. Следует помнить, что особенно часто к различным нарушениям в работе голосового аппарата приводят форсированное пение, перенапряжение голоса, злоупотребление силой и крайними нотами диапазона.
Преодоление дефектов звукообразования требует упорства и настойчивости, постоянной систематической и целенаправленной работы, как преподавателя, так и учащегося.
Выбор приемов для работы над исправлением дефектов звукообразования зависит от индивидуальных причин и особенностей.
Правильное вокальное воспитание, основанное на развитие естественного, ненапряженного, свободно льющегося голоса, в меру округлого и прикрытого звука в близкой и высокой позиции, а в целом органичности в работе всего голосового аппарата является лучшей профилактикой большинства недостатков звукообразования.
Литература
Аникеева 3. П., Аникеев Ф. М. Как развить певческий голос. — Кишенев:«Штиинца», 1981.
Бархатова, И. Б. Гигиена голоса для певцов: учебное пособие / И. Б. Бархатова. — 6-е, стер. — Санкт-Петербург: Планета музыки, 2020.
Гольдовская Ю. методическое руководство/Хрестоматия. Сольное пение в ДМШ. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2004.
Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства.//Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007.
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики.- М., 2000г.
Кочнева И., А.Яковлева. Вокальный словарь. Л., «Музыка» 1988.
Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. Учеб.пособие. — М., 1987.
Мосягина А.А. Хороведение и методика работы с хором. – Тверь, 2002.
Нарушения голоса у детей: учеб.-метод. пособие/ О.С.Орлова.- М.: АСТ: Астрель, 2005.
Романовский Н.В. Хоровой словарь. – М.: Музыка, 2000.
Сергеев Б. Программа обучения по специальности «Пение» для детских музыкальных школ (учеб. пособие для ДШИ).- Санкт-Петербург: 2003.