Почему я допускаю глупые ошибки

Обладать высоким интеллектом приятно и выгодно: по статистике умные люди зарабатывают больше и даже дольше живут. Однако выражение «горе от ума» тоже не лишено научных оснований.

Преподаватель Йельской школы менеджмента Шейни Фредерик провел исследование, которое объясняет, почему рациональное мышление и интеллект не всегда сопутствуют друг другу. Он предложил участникам решить несколько простейших задач на логику.

Например, попробуйте решить эту задачку: «Бейсбольная бита и мяч вместе стоят доллар и десять центов. Бита стоит на доллар больше, чем мяч. Сколько стоит мяч?» (Правильный ответ в конце статьи.)

Люди с высоким IQ чаще без лишних раздумий выпаливают неправильный ответ: «10 центов».

Если вы тоже ошиблись, не расстраивайтесь. Более половины студентов Гарвардского, Принстонского и Массачусетского технологического университетов, принявших участие в исследовании, дали такой же ответ. Оказывается, академически успешные люди действительно совершают больше ошибок при решении задач в уме.

Хотя мы нечасто проводим время за решением логических загадок вроде упомянутой выше, мыслительные функции, задействованные в этом процессе, аналогичны тем, что мы используем каждый день в обычной жизни. Так что люди с высоким IQ часто допускают досадные промахи на рабочем месте.

Но почему? Автор бестселлеров об эмоциональном интеллекте Тревис Бредбери называет четыре причины.

Умные люди чересчур уверены

Мы привыкли быстро давать правильные ответы и иногда даже не осознаем, что отвечаем не думая.

«Самое опасное в ошибках интеллектуально развитых людей то, что они и не подозревают, что могут ошибаться. Чем глупее ошибка, тем труднее человеку признать, что он ее допустил, — говорит Тревис Бредбери. — Впрочем, люди с любым уровнем интеллекта страдают от «слепых пятен» в собственных логических построениях. Это значит, что мы легко замечаем чужие ошибки, но не видим свои».

Умным людям сложнее выработать упорство

Когда тебе все дается легко, сложности воспринимаются как нечто негативное. Как знак того, что ты не подходишь для решения этой задачи. Когда умный человек понимает, что ему предстоит проделать большую и сложную работу, он часто чувствует себя потерянным.

В итоге он предпочитает заняться чем-то другим, чтобы подтвердить ощущение собственной ценности. Тогда как упорство и труд, возможно, через какое-то время принесли бы ему успех и в тех областях, которые изначально не давались.

Умные люди любят решать несколько задач одновременно

Они быстро думают и поэтому нетерпеливы, любят делать несколько вещей одновременно, ощущая, что необыкновенно эффективны. Однако это не так. Многозадачность не только делает нас менее продуктивными: люди, которые постоянно «разбрасываются», в действительности проигрывают тем, кто предпочитает целиком посвятить себя одному занятию в определенный промежуток времени.

Умные люди плохо воспринимают обратную связь

Умные люди не доверяют мнению окружающих. Им трудно поверить, что есть профессионалы, способные дать им адекватную оценку. Это не только не способствует достижению высоких показателей, но и может приводить к токсичным отношениям на работе и в личной жизни. Поэтому им стоит развивать эмоциональный интеллект.

Правильный ответ — 5 центов.

Обнаружение ошибки — первый шаг на пути к избавлению от нее. Методы когнитивной терапии успешно помогают людям избавляться от рутинных, повседневных эмоциональных ошибок, сбивающих с толку самых здравомыслящих людей. Когнитивная терапия основана на методах логического анализа. Она заставляет нас эффективно использовать мощь человеческого разума для построения непротиворечивых логических конструкций, а не для поиска оправданий. В наших силах выработать новые привычки, куда более здоровые и полезные, чем старые.

Обнаружение ошибки — первый шаг на пути к избавлению от нее. Однако перед тем, как перейти к анализу наиболее часто встречающихся, на наш взгляд, ошибок в поведении людей, заметим, что возможно кто-то не согласится с включением той или иной ошибки в список или, напротив, отсутствием какого-то качества.

Например, под номером шестым у нас значится максимализм: повышенная требовательность или стремление к совершенству. Конечно, максимализм можно расценить по-разному, а слова «высокая требовательность» чаще всего звучат как комплимент. Но обычно желание достичь идеала превращается в ловушку. Если вы, к примеру, решите, что не станете сдавать работу заказчику до тех пор, пока не доведете ее до совершенства, вы будете постоянно откладывать сдачу работы. Для заказчика же ваша неспособность завершить работу в срок вовсе не означает стремления к совершенству. Определить разницу между продуктивным мышлением и ложными выкладками возможно лишь после анализа результатов.

В таких случаях психотерапевты прибегают к терминам: «дисфункция» и «дискомфорт». Какое-либо ваше действие или мысль превращаются в ошибку в том случае, когда они перекрывают путь тому, что вы на самом деле хотели совершить, или же тогда, когда вы испытываете внутренний дискомфорт. Поэтому если высокая требовательность и стремление к совершенству приносят вам успех и довольство, конечно же, для вас они не являются ошибками. Но если вы видите, что ваша требовательность грозит вам скорее провалом, нежели успехом, если она не доставляет вам особой радости, имеет смысл пересмотреть позиции. Такой же подход применим и к другим приводимым далее глупым ошибкам.

  1. Синдром Маленького Цыпленка. В детской сказке на Цыпленка упал с дерева орех и стукнул по его голове, но Цыпленок подумал, что на него обрушился небесный свод. Аналогичным образом люди часто приходят к совершенно катастрофическим умозаключениям, не давая себе труда задуматься хотя бы на минуту. Испуг повергает человека в состояние душевного и умственного паралича.
  2. Чтение мыслей. Одна из самых бережно лелеемых иллюзий заключается в том, что мы уверены в своем умении читать чужие мысли и в способности окружающих ориентироваться в скрижалях нашей души. «Я ничего не стану ему/ей говорить, он(а) должен(а) сам(а) догадаться!» — очень распространенное утверждение, неизменно ведущее к глубокому разочарованию, когда в конце концов становится ясно, что человек не только не знал того, что он якобы должен сделать, но даже не подозревал о том, чего вы от него ожидали.
  3. Склонность все относить на свой счет. Многие готовы нести личную ответственность абсолютно за все происходящее. Они в ответе и за чье-то плохое настроение, и за плохую погоду, и за землетрясение на краю света. Естественно, им не остается ничего другого, как только сердиться или расстраиваться.
  4. Ореол славы. Типичная ошибка знаменитостей, но и самые обыкновенные люди, не имеющие в своем распоряжении пиар-службы, нередко оказываются жертвами аналогичного просчета. Он заключается в святой уверенности, что некое достижение в одной области автоматически гарантирует успех и во всех остальных сферах жизни без тех усилий, которые в свое время были приложены для первой победы.
  5. Доверие критикам. Ошибка, противоположная предыдущей, но неприятностей доставляет не меньше. Она заключается в том, что вы без рассуждений принимаете на веру любую критику в свой адрес, не задумываясь: «А судьи кто? ».
  6. Максимализм. Данное качество означает стремление к совершенству во всех областях. Звучит тезис просто замечательно: вряд ли кто-либо будет спорить с тем, что установление высоких стандартов — дело хорошее. Но требовательность становится неуместной, когда ваши стандарты оказываются настолько высоки, что вы не можете даже приблизиться к их уровню. Глупо стремиться к стопроцентному совершенству и получить нулевой результат.
  7. Болезненное сравнение. Сравнение и выявление контрастов — достойный способ анализа различий. Но люди часто страдают оттого, что обращают внимание только на те из них, которые говорят не в их пользу, либо когда слепо принимают на веру негативные оценки окружающих.
  8. «А что, если…» Тревога! Тревога!! Тревога!!! Вот к чему ведет мышление типа «А что, если…» Вас беспокоит нечто, чего вообще не существует или вероятность чего близка к нулю. Таким образом, обоснованные тревоги о здоровье и благосостоянии дополняются пустыми хлопотами, снижающими потенциал, который вы могли бы использовать для противостояния реальным трудностям.
  9. «Ты должен(а)!» Надо. Обычное, повседневное слово, но только не тогда, когда оно означает приказ, не подлежащий обсуждению. Иначе самое обиходное слово превращается в указующий перст, категорический императив, требующий: «Не смей уклониться от указанного пути! Ты будешь виноват(а), тебе будет стыдно!» Люди, которые часто применяют по отношению к себе слово «должен», сами строят вокруг себя высокие стены. Они настолько сосредоточены на том, что они должны или должны были бы сделать в прошлом, что у них просто не остается времени задуматься, как это делается в настоящем и что им предстоит совершить в будущем.
  10. «Да, но…» Человек, часто употребляющий такое выражение, всегда и во всем находит какие-то отрицательные стороны, которые перевешивают все положительное, или сочиняет фантастические оправдания любым негативным явлениям. Люди такого склада часто перекрывают дорогу окружающим, да и самим себе.

Применение методов когнитивной терапии для борьбы с ошибками

Методы когнитивной терапии позволяют справиться с каждой из перечисленных ошибок. Они доказали свою эффективность у людей в такой степени страдавших от тяжелых депрессий, что по утрам больные не хотели просыпаться или переживали приступы панического страха. Методы когнитивной терапии успешно помогают людям избавляться от рутинных, повседневных эмоциональных ошибок, сбивающих с толку самых здравомыслящих людей.

Когнитивная терапия основана на методах логического анализа. Она заставляет нас эффективно использовать мощь человеческого разума для построения непротиворечивых логических конструкций, а не для поиска оправданий. Основная идея методики когнитивной терапии состоит в том, что от вредных привычек можно избавиться. Процесс изменения неправильной манеры мышления ничем не отличается от коррекции дурных манер поведения. В наших силах выработать новые привычки, куда более здоровые и полезные, чем старые.

Самое сложное заключается не в отказе от вредных привычек мышления и даже не в усвоении новых, а в доведении их до автоматизма. Данное утверждение верно и для физических привычек. Очень просто научиться правильно держать теннисную ракетку. Тренер поставит вам руку, и вы безо всякого труда будете держать ракетку, но только до тех пор, пока вы о ней думаете. А ведь главное — добиться того, чтобы менять неправильный захват на новый всякий раз, когда вы берете в руки ракетку, даже в разгар трудного матча. Для этого нужна практика.

Предлагаемые методики позволят вам хладнокровно действовать в чрезвычайной ситуации. Повышение уровня определенности, рост уверенности в своих силах сами вряд ли приведут к крутому взлету карьеры, однако вероятность вашего успеха возрастет. Радостное ожидание любви не гарантирует, что в вашу дверь непременно постучится прекрасный Принц или Принцесса, но с двери будет снят замок, который не позволил бы им войти, если бы они решили заглянуть к вам. Ниже приводится эти когнитивные методики к кратким пояснением к каждой из них.

1. Определение значения слов

Суть методики заключается в том, что надо просто задать себе вопрос: «Какое значение имеет для меня это слово или событие?» И все. Люди часто придают одному и тому же слову совершенно разные значения. У одного человека слово «Наполеон» вызывает картину торта, а другой представляет портрет французского императора. В устах одного человека констатация: «Неудачная неделя» означает: «Я не успел сделать того, что хотелось бы», в устах другого: «Меня замучила депрессия. У меня единственное желание — застрелиться». Стоит ли удивляться, что результат таких двусмысленностей — постоянное непонимание между людьми.

Мы часто безосновательно полагаем, что другие думают так же, как мы. Подобное заблуждение создает проблемы в общении. Другие вовсе не обязательно думают так же, как и мы. Джон говорит: «Ты мне очень нравишься». Он, стараясь не обидеть чувств Мэри, пытается объяснить, что не любит ее. Джон подразумевает, что девушка вовсе не безразлична ему и что он хочет, чтобы они остались друзьями. Но Мэри слышит: «Ты мне очень нравишься» и воспринимает сказанное как «Я люблю тебя», потому что для нее слова «Ты мне очень нравишься» означают именно «Я люблю тебя». И для Джона, и для Мэри было бы гораздо лучше, если бы мужчина четко выразил то, что он имеет в виду.

Когда Мэри осознает, что Джон не любит ее, и у нее мелькает мысль: «Моя жизнь разбита. Мир рухнул». Она чувствует себя так, как если бы у нее ничего в жизни не осталось. Но что конкретно она подразумевает, произнося слова о вселенской катастрофе? Она имеет в виду, что ее не любит Джон, что ее любовь безответна. Разрушился ли ее мир? А что она подразумевает под словом мир? Она говорит о семье, о друзьях, о работе, о здоровье? Конкретизируя значение проносящихся у нее в голове мыслей, Мэри, конечно, все равно будет сильно переживать, вспоминая о Джоне, но она получает возможность оградить себя от кризисной ситуации.

Первый шаг — остановиться и сказать себе: «Уточню-ка я свои мысли. Что означают мои слова? Как именно я интерпретирую события? Какое значение они имеют для моей жизни?» Часто говорят: «Я неудачник», имея в виду: «Меня расстраивает, что ни одна из трех предпринятых попыток не принесла успеха». Не менее часто употребляют выражения: «Я раздражен», «Я связан(а) по рукам и ногам», «Безнадежно», «Я погиб(ла)» и аналогичные, позволяя им формировать отрицательные эмоции. Поэтому в первую очередь объяснить, что же подразумевается под этими мыслями, необходимо себе самому.

2. Сомнения в обоснованности выводов

Ощущения и чувства оказываются гораздо чаще ошибочными, нежели верными. Как только вы поймете их смысл, вы сможете их проанализировать. Насколько они весомы? Нет ли других объяснений случившегося?

В основе многих рассказов знаменитого французского писателя Ги де Мопассана лежит человеческая склонность делать скоропалительные заключения, не заботясь о том, чтобы проверить их обоснованность. В рассказе «Ожерелье» молодая женщина берет на время ожерелье у богатой подруги и теряет его. Чтобы подруга никогда не узнала о потере, она покупает точно такое же драгоценное ожерелье. И потом всю жизнь тратит на то, чтобы вернуть занятые на его покупку деньги. Много лет спустя, смертельно изнуренная своим бременем, она узнает, что ожерелье, которое ей одолжила подруга, было копеечной подделкой.

До тех пор пока у вас нет фактов, вы не можете сделать правильных выводов. Драгоценности могут оказаться дешевой подделкой, а серьезные проблемы — пустяками.

3. Распределение ответственности

Кто виноват? — один из любимых вопросов человечества. Поскольку люди нередко мыслят категорично, в понятиях «все или ничего», «черное и белое», то в ответ мы зачастую слышим: «Это полностью моя вина» или: «Ты во всем виноват(а)». Однако полностью возложить вину на одного человека можно только в исключительных случаях. Поэтому важно тщательно разобраться в своих соображениях о том, кто виноват и в какой степени.

Возьмем, к примеру, пресловутые рассуждения на тему ответственности родителей за поведение детей. Возможно, вы считаете, что вам не повезло с родителями, что они создали и создают вам немало проблем. Но как только вы стали взрослым, ответственность за свою жизнь несете только вы. Вместо того чтобы размышлять о том, что в прошлом сделали ваши родители, подумайте о том, как изменить свою жизнь к лучшему в будущем. Они ответственны за прошлое, а вы творите свое настоящее и будущее.

Прекратите перемывать древние косточки из личных археологических раскопок. Живите своей жизнью. Возможно, вы чувствуете вину за прошлые события. Тогда решите, что можно сделать для исправления положения конкретно сейчас, чтобы смягчить негативные последствия прошлого?

Люди часто повторяют: «Я ничего не могу поделать». Например: «Если я отказываю в просьбе отцу, он засыпает меня жалобами на жизнь». Рыбак подбирает самую аппетитную наживку, но окунь вовсе не обязан заглатывать ее. Люди, которые хорошо изучили ваши слабости и недостатки, прекрасно знают, на что вы клюнете. Но если вам известно о приманке, только от вас зависит, будете ли вы заглатывать ее или нет.

4. Отмена катастрофы

Данная методика оказывается весьма кстати, когда вы размышляете о том, что уже обрушилось на вашу голову или же вот-вот случится. «Я пропал(а), — думаете вы. — Все кончено. Впереди катастрофа». Для того чтобы воспользоваться методикой отмены катастрофы, прервите горестные размышления и спросите себя: «Что самое плохое может ждать меня впереди?»

Действительно, что же будет самым плохим из того, что, возможно, произойдет?

  • Я могу умереть.
  • Меня унизят.
  • Меня уволят.
  • Останусь без гроша.
  • Он(а) уйдет от меня.
    Они меня возненавидят.

Иногда простого перечисления наихудших вариантов последствий хватает, чтобы покончить с такими размышлениями. Иногда достаточно будет ответить на вопрос: «Что будет наихудшим?», и вы немедленно осознаете, что этого не случится, или же что если это и случится, то это не будет концом света. Отменить катастрофу — это значит подвергнуть сомнению предпосылку, что произойдет наихудшее, по крайней мере, проверить, так ли это. Какие у вас основания утверждать, что произойдет самое ужасное?

Когда вы заставите себя отбросить пугающие мысли и зададитесь вопросом: «А насколько вероятен такой результат?», вам откроется, насколько преувеличены ваши опасения.

5. Поиск альтернатив

Ничто так не парализует человека, как мысль о том, что он должен делать что-то или думать о чем-то лишь одним-единственным способом. Если безальтернативный способ мышления оказывается непригодным или причиняет боль, человек сталкивается с проблемой.

Представьте себе, что вы движетесь по улице с односторонним движением, и перед вами вдруг падает дерево, преграждая путь. Что тогда? Если вы считаете, что вам перекрыли единственный выход, остается только признать, что вы оказались в тупике. Но если вы развернетесь, перед вами откроется дорога. Некоторые возразят, что здесь нельзя разворачиваться. Ведь на улице одностороннее движение. Да, верно, но если дорога перекрыта, почему бы не нарушить правила, соблюдая осторожность, или остановиться?

Иногда жизненно необходимо взглянуть на события с иной точки зрения и выработать альтернативное объяснение происходящего. Вам не обязательно принимать эту точку зрения. Но случается, что обдумывание вопроса с позиций противоположной стороны приводит к решению, которого вы не замечали.

Наши мысли соответствуют нашим чувствам. Каковы наши чувства — таковы и наши действия.

6. И что тогда?

Эта методика полезна для проверки воображаемого развития событий, которое сдерживает ваше движение вперед. Например, вы говорите себе: «Я действительно очень хочу пойти на вечеринку, но…» (и воображаете себе картину, как стоите в гордом одиночестве). Или «На дороге сплошные пробки, значит, я могу пропустить деловую встречу» (и в мыслях вы уже лишились работы).

В данном случае вы опять склонны переходить прямо к развязке сюжета, а этого делать не следует. Данная методика требует от вас рассмотреть ситуацию с самого начала и постепенно, медленно раскладывать ее по частям, отвечая на вопросы: «И что тогда?» Так можно проверить, право ли машинальное мышление, пророчащее катастрофу. Вы осознаете, как легче справиться с проблемой, которая так напугала вас, что может привести вас к другой методике — формированию альтернатив.

— На дороге сплошные пробки, я опоздаю.
— И что тогда?
— Я не смогу припарковать машину.
— И что тогда?
— Тогда мне придется парковаться по более высокому тарифу.
— И что тогда?
— Все равно я могу опоздать на самолет.
— И что тогда?
— Мне придется позвонить и сообщить, что я не смогу присутствовать на встрече.
— И что тогда?
— Начальство рассердится.
— И что тогда?
— Я могу потерять работу.
— И что тогда?
— Придется искать другую.

У данного сценария несчастливый конец. Но разве он, сравним с приступом паники, когда мозг в считанные секунды рисует картину несчастья? Размышления дают вам возможность обдумать вероятность каждого этапа. Вы понимаете, что можно не опоздать на самолет, улететь следующим рейсом, перенести место встречи. Возможно, начальство и рассердится на вас, но не уволит. Новая же работа может оказаться лучше прежней. Ситуация представляется далеко не такой беспросветной, как вы думали, да и вы сами можете сделать гораздо больше, чем виделось вначале.

7. Самоинструктаж

Цель самоинструктажа — помочь себе. Вы задаете себе определенные установки, директивы и правила. Легко сказать: «Буду делать все лучше». Но ваша решимость должна подкрепляться планом конкретных действий.

Если вы планируете обновить проводку в доме, изучите информацию о ремонтных работах и прикиньте в уме последовательность действий. Если вы планируете сходить за покупками, то, быть может, следует сначала составить список. Составив список, вы уверены, что не забудете ничего важного.

Данная методика помогает в самых разных ситуациях. Допустим, вы планируете проведение презентации перед огромной аудиторией. Естественно, что вы нервничаете. Попробуйте составить подробный перечень действий в данной ситуации(подробный — означает включение всех мелочей). Пишите примерно так: зайти в туалет (вам не придется беспокоиться о своем переполненном мочевом пузыре); проверить все молнии и пуговицы (ваш костюм в полном порядке); обвести взглядом всех присутствующих (вы не забудете одарить зрителей приветливым взглядом). Постарайтесь разбить свои действия на максимально мелкие шаги, так как чем они мельче, тем меньше опасений вызывает их осуществление. Очень полезным может оказаться составление сценария развития ситуации. Вы что-нибудь скажете. Кто-то ответит вам. Если так — вы скажете то-то и то-то, и т.д. Главное — определить, какие установки годятся для этой конкретной ситуации.

8. Самоотвлечение

Когда вас расстраивает череда крутящихся в голове мыслей, прервите ее. Лучше всего просто отвлечься чем-нибудь; другими словами, когда картина, которую показывает ваше воображение, приводит вас в удрученное состояние, переключитесь на другой канал.

Поль приезжает в аэропорт с тяжеленным чемоданом и выясняет, что регистрация на его рейс — в самом дальнем конце огромного зала. Он думает: «У меня сейчас рука отвалится. Мне надо было взять с собой сумку на колесиках. Этот чемодан доконает меня. А вход на посадку, наверное, вообще находится в другом штате». Поль расстраивается, нервы его напряжены, а это отнюдь не облегчает его ношу. Что он может сделать, чтобы отвлечься? Поль придумывает игру: «Спорю, что отсюда до места регистрации ровно 225 шагов». Теперь он вынужден считать каждый шаг, чтобы проверить, прав он или нет. Концентрация внимания на подсчете шагов отвлекает его от размышлений о тяжести чемодана и большом расстоянии.

Когда вы сталкиваетесь с неприятностями, можно отвлечь себя, сознательно вызывая картины успеха, и вы почувствуете себя лучше. Некоторые, правда, высмеивают подобные советы: «Да ты просто пытаешься заставить себя лучше чувствовать». Правильно. Гораздо больше смысла заставлять чувствовать себя лучше, чем заставлять чувствовать себя хуже. Помогают отвлечься различные методики релаксации. Допустим, вы лежите в постели вечером, озабоченные мыслями о массе пугающих событий предстоящего дня. Вам трудно заснуть, но и бодрствуя, вы не ощущаете радости. Чтобы избежать тягостных мыслей, попробуйте сосредоточиться на своем дыхании. Расслабляющее, успокаивающее дыхание должно быть глубоким, идущим скорее из живота, чем из груди. Вы концентрируетесь на наблюдении, что же у вас поднимается с каждым вдохом — живот или грудь. Можно еще сильнее сосредоточиться на дыхании, если постараться прочувствовать, как воздух проходит через ноздри. Попробуйте посчитать вдохи и выдохи. Поверьте, трудно считать и еще о чем-то думать.

9. Игра в адвоката

Данную методику называют также «аргументацией в свою пользу». Иногда необходимо выступить в свою защиту, так как мы склонны относиться к себе более требовательно и строго, чем к другим. Для проступка, совершенного приятелем, вы легко найдете оправдания, но себе никогда не простите того же. Другие люди ошибаются, и вы тут же забываете об их промахах. Но вот вы дали маху — и помните о неудаче годами.

Происходит следующее: вы устраиваете себе судилище и сами играете в нем все роли, кроме одной. Здесь вы и обвиняемый, и прокурор, и присяжные, и судья, объявляющий смертный приговор. У вас нет шанса избежать наказания. Единственный, кого нет на этом судилище — это адвокат. Адвокат здесь нужен для того, чтобы ознакомить присутствующих со смягчающими обстоятельствами, учесть все обстоятельства дела. Все, что от него требуется, — представить все обстоятельства дела в благоприятном свете: «Да, может казаться, что человек виновен, но только потому, что вам неизвестны все обстоятельства дела». Адвокат акцентирует внимание суда и публики на некоторых, учитываемых при вынесении приговора нюансах: «Да, человек совершил проступок, но он вовсе не заслуживает такого строгого наказания».

Когда вы судите себя слишком строго, проверьте, присутствует ли на сочиняемом вами процессе ваш адвокат. Если нет, сами беритесь за выполнение его обязанностей:

— Полный провал?
— Да нет, он просто шел не тем путем.

— Глупец?
— Здесь он поступил не очень умно, но у него масса других способностей.

— Ничего из того, что он делал, не получилось.
— А кто может заранее гарантировать результат рискованного предприятия?

10. Десятибалльная шкала

Как бы вы оценили свою текущую проблему по шкале от одного до десяти баллов? Если вы чувствуете подавленность, печаль, если у вас разыгрались нервы или мучает депрессия, или же вы по какой-то другой причине выбились из колеи, отвечая на вопрос, вы, скорее всего, автоматически оцените свое состояние максимальными десятью баллами. Каждый раз, оказавшись в запутанной ситуации, мы склонны думать: «Ну что может быть хуже? » Подобные ощущения вызваны тем, что людям несвойственно устанавливать на десятибалльной шкале событий точки отсчета. А это все равно, что попытаться определить размеры комнаты, просто бросая линейку на пол. Чтобы установить точку отсчета, припомните самое тяжкое событие в своей жизни: смерть близкого человека, развод, увольнение с работы или просто какой-то особо неприятный случай. Затем вспомните, начиная с раннего детства, счастливые, полные надежд и радостей периоды. Что бы вы могли назвать самым счастливым событием вашей жизни?

Затем на десятибалльной шкале внизу напишите наихудшее событие вашей жизни и оцепите его единицей, а наверху — самое счастливое, равное десяти баллам. Теперь у вас есть точки отсчета для оценки того, что вы переживаете в данный момент. Тяжелое вам выпало испытание или не очень? Может быть, оно тянет только на четыре балла? Если вы осознаете, что в прошлом вы переживали и куда худшие времена, вы почувствуете уверенность, что преодолеете настоящие трудности.

Aртуp Фpимaн — доктор медицины, директор Центра когнитивной терапии Пенсильванского университета, эксперт центра дистанционного образования «Элитариум»

Ты делаешь работу над ошибками и свято веришь, что больше никогда их не повторишь. Но реальность оказывается более непредсказуемой. И спустя какое-то время ты снова сталкиваешься с теми же проблемами, допуская те же проколы, что и в прошлый раз. Иногда это просто стечение обстоятельств, но в большинстве случаев ты просто не можешь выбраться из замкнутого круга.

Мы собрали несколько причин, почему ты постоянно совершаешь одни и те же ошибки. Только осознав, почему ты оказываешься в одних и тех же обстоятельствах, ты получишь возможность пересмотреть свои привычные модели поведения.

1. Ты замечаешь только то, что хочешь видеть

Ты выбираешь только те варианты, которые изначально тебе нравятся и полностью тебя устраивают. Когда до тебя доходит какая-то дополнительная информация или перед тобой открываются новые возможности для исправления ситуации, ты упорно игнорируешь их. Ты закрыт для новых идей, не желаешь менять свою точку зрения, не хочешь слышать то, что говорят тебе окружающие люди.

Конечно, это твой выбор — оставаться при своем мнении даже тогда, когда все указывает на прямо противоположные выводы. Но ты должен понимать, чем это чревато. Ты продолжишь совершать одни и те же ошибки до тех пор, пока не найдешь в себе мужество признать, что ты не прав. Порой тебе просто необходимо принять суровую реальность и отступить от своих принципов и убеждений.

2. Ты не хочешь выходить из зоны комфорта

Да, ты совершаешь одни и те же ошибки, но ведь они уже стали для тебя привычными. Ты не удивляешься, когда попадаешь в неприятные ситуации, тебе хорошо знаком весь механизм действий, ты знаешь, чего ожидать. Тебе комфортно в таких дискомфортных условиях.

Для того, чтобы решить проблему раз и навсегда и перестать повторять свои ошибки, тебе придется начать принимать новые решения и вести себя иначе. Только так ты сможешь изменить привычный порядок вещей.

3. Ты не учишься на своих ошибках

Исправляя ошибки, ты продолжаешь поступать так же, как и раньше, надеясь на другой результат. Это замкнутый круг, и пока ты не научишься принимать новые решения, ты будешь возвращаться к старым проблемам. Расширяй свой взгляд на окружающую реальность — анализируй свои поступки, выстраивай стратегию действий, используй возможности, которые открываются перед тобой. Будь активнее и смелее, от этого напрямую зависит, повторишь ли ты свою ошибку или же сможешь добиться успеха.

4. Ты слишком часто рискуешь

Конечно, оставаться в своей зоне комфорта — плохо, но и идти на риск слишком часто — тоже не очень умное решение. Всегда нужно осознавать, когда риск действительно оправдан, а когда можно его избежать. Учитывай, что любое твое решение, слово и действие влечет за собой определенные последствия. И если ты понимаешь, что последствия, скорее всего, будут негативными, несколько раз хорошо подумай, стоит ли оно того.

10 твоих ошибок, которые заставляют тебя оставаться на месте, пока жизнь вокруг меняется

5. Ты слишком драматизируешь

Ты можешь принимать любые неприятности слишком близко к сердцу. Большинство проблем, с которыми ты сталкиваешься, можно решить быстро и без особенных усилий. Но если в каждой своей ошибке ты видишь катастрофические последствия, если ты испытываешь сильную тревогу и стресс, попадая в неприятности, скорее всего ты будешь медлить с принятием решений. Возможно, ты сразу будешь ставить на себе и своем будущем крест, отпуская ситуацию, тем самым снимая с себя ответственность. В общем, излишний драматизм только мешает тебе решать проблемы и заставляет тебя постоянно оказываться в одних и тех же обстоятельствах.

6. Ты не можешь поставить себя на место другого человека

Многие проблемы, возникающие в межличностных отношениях, свидетельствуют о том, что кому-то из двоих людей явно не хватает эмпатии. Ты можешь не быть понимающим и сострадательным человеком, и это будет отражаться на общении с окружающими. Если ты постоянно совершаешь одни и те же ошибки, обижая людей, задевая их за больное, игнорируя их потребности и желания, тебе стоит научиться смотреть на ситуацию с другой точки зрения.

Начни ставить себя на место своего собеседника. Выслушивая человека или анализируя его поступки, обязательно учитывай его опыт (позитивный и негативный), среду, в которой он воспитывался, его убеждения и ценности. Иногда вместо того, чтобы доказывать свою правоту, тебе нужно забыть о собственном эго и попытаться понять собеседника.

7. Ты слушаешь других, а не себя

Ты все время будешь совершать одни и те же ошибки до того момента, пока ты не научишься слушать себя, а не окружающих. Люди, которые находятся рядом с тобой, могут давить на тебя при принятии определенных решений, ссылаться на свой опыт и возраст, приводить в пример похожие ситуации из их жизни, с которыми они когда-то справились. Но ты не должен позволять им сбивать тебя с намеченного курса.

С какими бы проблемами ты ни сталкивался, у тебя всегда есть все необходимое, чтобы их решить. Ты можешь добыть нужную информацию, овладеть навыками, обратиться за помощью к человеку, который профессионально подойдет к устранению неприятностей в твоей жизни. Никто не будет знать, что делать в конкретной ситуации, лучше тебя.

8. Ты оставляешь свои проблемы нерешенными

Ты не можешь поставить точку в какой-либо ситуации до тех пор, пока проблема не будет устранена тобой полностью. Твоя привычка игнорировать неприятности или бросать работу над чем-то на полпути негативно сказываются на твоем положении дел.

Когда ты оставляешь проблему нерешенной, вероятность того, что ты столкнешься с отрицательными последствиями, становится практически 100%. Вряд ли неприятности решатся сами по себе или кто-то другой наладит твою жизнь без твоего участия. Спустя время ты снова прочувствуешь на себе все то, что уже пережил когда-то. Тебе может казаться, что ты снова допустил ту же ошибку, что и в прошлый раз, но на самом деле это будут последствия твоей старой неудачи.

9 проблем, которых ты можешь избежать, оставаясь честным с самим собой и окружающими

Добрый день!

Решила обратиться к вам, так как в периодически в моей жизни случается период, когда я постоянно совершаю мелкие ошибки, не могу сфокусироваться, делаю глупости. В результате, это сказывается на работе: начальство и клиенты недовольны, у меня просто стоит какой-то блок, который мешает адекватно оценивать ситуацию.

В какой-то момент этот период заканчивается, и нужно снова зарабатывать кредит доверия.

Подскажите, пожалуйста, какие есть психологические техники, чтобы поработать над собой.

Честно, уже устала от такой ситуации. Хотя я не верю в гороскопы, но что-то есть стоящее в описании периода ретроградного Меркурия

Мысли путаются, ошибки, сбой по всем фронтам и критика.

Спасибо!

Есть две техники, которые Вы можете освоить и практиковать самостоятельно. Они называются ДПДГ и ТЭС. Подробно они описаны в книге «Тревога, страх и панические атаки. Книга самопомощи», ее можно свободно скачать в интернете, автор Голощапов.

Найдите книгу, и используйте техники, как они описаны. В этой же книге есть раздел про социальную фобию, почитайте его тоже.

Есть хорошая статья про внутреннюю критику, она Вам тоже будет полезна. Вот ссылка: психолог1.рф/blog/articles/kritik.html

Если самостоятельно не справитесь, то обращайтесь за помощью, я консультирую по скайпу.

Удачи.

Голощапов Андрей Викторович, психолог в Москве

Здравствуйте, Лиза! нужно разобрать Ваше поведение, скорее всего Вы допускаете ошибки — и это Ваш выработанный стереотип поведения, ведь в это время, Вы начинаете скорее вести себя не как ВЗРОСЛЫЙ (не как специалист),а  как РЕБЁНОК, который неуверен в себе и боится сделать что-то не так — и именно ЭТО поведение ребёнка является для Вас наиболее привычным, поэтому оно повторяется вновь и вновь и нужно разорвать именно ЭТОТ замкнутый круг, разобраться — в чем причина, почему именно этот стереотип поведения закрепился, найти источник и начать работать над позицией ВЗРОСЛОГО, чтобы закрепить НОВОЕ поведение. Сформировать уверенность, чувство защищенности и безопасности! здесь нужно работать не только с генератором нового поведения (есть такие техники), НО и выявить причину, чтобы понять — почему Вы опять прибегаете к этому привычному стереотипу — осознание этого поможет взять этот стереотип под свой контроль и наконец избавиться от этого порочного круга!

Лиза, если Вы действительно решитесь разобраться в том, что происходит — можете смело обращаться ко мне — буду рада Вам помочь.

Шендерова Елена. Москва. Возможна работа по телефону, skype, watsapp.

Здравствуйте, Ева!

Несмотря на то, что Ваше письмо достаточно короткое, в нем затронуто несколько очень важных тем.

Давайте попробуем их обозначить и посмотреть, что можно сделать в каждой ситуации.

Во-первых, если профессия Вам нравится и приносит (о невнимательности отдельно) моральное и материальное удовлетворение, то ее точно не нужно бросать. Ева, это большое счастье, когда человек занимается любимым делом! Да, на протяжении жизненного пути деятельность может меняться, но осознание того, что ты занимаешься тем, что нравится, дорогого стоит. Большинство не может о себе такого сказать, работая исключительно ради заработка. Так что, Вы – счастливый человек!

А теперь о том, что мешает Вашему счастью быть полным.

Потеря нескольких работ по причине ошибок очень похожа на сценарий, который постоянно будет повторяться, пока не устранить причину появления этих ошибок.

Ева, я не очень четко поняла, что произошло в Вашей семье 15 лет назад, поэтому рассмотрю два варианта. Выберете свой.

1).Разногласия в Вашей семье были между родителями. И семейные проблемы привели к снижению Вашей успеваемости. В результате родители объединились против Вас, наказывая за плохую успеваемость. Хотя именно они являлись ее первопричиной. То есть Вы оказались в роли жертвы.

2) Разногласия были между Вами и родителями. Родители предъявляли Вам свои требования, в основном относительно учебы, а Вы эти требования не принимали и игнорировали. И родители действовали с позиции силы. В результате Вы снова оказывались в роли жертвы.

Объединяет эти два варианта то, что в результате Вы оказываетесь в роли жертвы и испытывали чувства боли («воспринимала обстановку болезненно»), скрытого гнева («ощущение, что неправильно воспитывают») и страха.

Ведь именно эти чувства Вы испытываете и сейчас, Ева? («мне очень плохо и страшно»). Чего Вы боитесь? Наказания? Но Вы взрослый человек и никто не может применить к Вам наказание, если Вы сами этого не позволите. Есть ответственность за свои поступки, да. Но, ответственность – не наказание. А Вы, похоже, пытаетесь наказывать себя сами за свои ошибки. Я предполагаю, что Вы уходили с предыдущих работ сами после нескольких ошибок ( наказывали себя таким образом).

Что же с этим делать?

1. Надо учиться выражать свои чувства.

2. Проработать ситуацию 15-летней давности, если она Вас держит (а ведь держит). Ева, попробуйте поговорить об этом с родителями ( можно по отдельности). Ни в коем случае не обвиняя, максимально спокойно. Расскажите о своих чувствах, послушайте их доводы.

Они выражали свою любовь к Вам и заботу, как умели. Сейчас, будучи взрослой женщиной, Вам легче будет понять и простить своих родителей. И, надеюсь, поймете, что это было не «наказание- наказание» с их стороны, а такое проявление родительской любви. И тогда не надо будет больше бояться наказания. Наша задача, не повторять ошибок своих родителей.

3. Ева, ошибаются все. Дайте себе право на ошибку. Разрешите себе ошибаться, как нормальному живому человеку, не роботу.

4. И простите себя за прошлые ошибки. Не тащите с собой этот колоссальный груз вины за свои ошибки.

5. У Вас в письме есть противоречие, вернее Вы описываете две противоположные силы, которые ведут ожесточенную борьбу: «В жизни я излишне сконцентрированная» и «не могу сконцентрироваться на цифрах».

Ева, Вам мешает страх ошибки. Кроме, вышесказанного Вы можете:

— проверять сделанное;

— попросить кого-то проверить, кому доверяете;

— уберите все лишнее, что может Вас отвлекать;

— организуйте свое рабочее пространство максимально комфортно;

— планируйте и распределяйте рабочее время, чтобы иметь временной запас;

— запаситесь шаблонами;

— настраивайтесь на рабочий процесс;

— старайтесь не перерабатывать;

— высыпайтесь;

— не оправдывайтесь за ошибки, а формулируйте выводы, признавая свои ошибки;

— понаблюдайте за коллегами, перенимайте опыт.

Надеюсь, что мой ответ будет Вам полезен. Если возникнут вопросы, обращайтесь.

Желаю Вам успехов!

P.S. Буду признательна за обратную связь о консультации.

С уважением,

Гатиева Людмила Федоровна

Тел. 8-916-605-44-81

[email protected]

Оцените ответ психолога:

Время на прочтение
8 мин

Количество просмотров 131K

Как-то один из персонажей популярного сериала заявил «Все врут!». И это отчасти правда. И что уж 100% правда, что все лажают. Каждый может вспомнить, когда наши сотрудники не выполнили взятые на себя обязательства, сорвали сроки, что-то сделали — но совсем не то, а иногда лучше бы вообще не проявляли инициативу. К сожалению, лажают не только сотрудники, но и руководители. Самое печальное в этом то, что работают далеко не дураки, но бывают такие глупые epic fail, что и говорить не хочется.

Вариантов, что с этим делать, довольно много. Я бы хотел рассказать об одном из подходов, который в моем случае сработал. По итогу количество косяков и взаимных конфликтов руководитель-подчиненный стало значительно меньше.

Часть 1. Предыстория «Как кто-то играл в шахматы, а кто-то в шашки».

У меня шел очередной ИТ проект, плюс обычная работа (стандартная матричная структура управления).

Было очень много неопределенности в самом проекте, в используемых технологиях, в конце концов конечный результат проекта тоже менялся несколько раз. Не добавляла оптимизма чудовищная бюрократическая машина со стороны Заказчика. Доставляли особую радость подставы со стороны поставщиков. Ну а венчала иерархию проблем проекта ее высочество — политика: тут и странные решения, и различные схемы «пацанских» договоренностей, и многое еще другого. Вообщем, обычный такой проект.

Но, не это было самым неприятным. Что-то не то было с моими сотрудниками. Нужно отметить, что в таком составе мы работали впервые, хотя с каждым из них я, так или иначе, сталкивался по работе. В команде все как на подбор: умные и грамотные ребята. Но, если нужно было проявить инициативу, взять на себя ответственность, принять решение, пусть даже самое мелкое, то это приводило к каким-то эпическим фейлам.

Первой моей реакцией было: «Ну бывает. К ошибкам нужно относится терпимее, это собственно и есть — накопление опыта и зрелости». Я гордился своим взвешенным подходом — настоящий матерый управленец.

Я разговаривал с каждым сотрудником по факту каждого косяка, спрашивал у него: «Чему ты теперь научился?». А после разговора трепал по плечу: «Ну ничего, бывает. Важно, что ты понял, что сделал неправильно. В следующий раз такого уже не будет.».

Вы думаете, количество ошибок и косяков снизилось? Ничуть. Они возникали даже в тех местах, где я не мог представить. Я был тогда самовлюбленным глупцом, живущим теориями менеджмента.

К середине проекта я уже был очень теоретически подкованный парень в области управления проектами (прошел несколько курсов и получил PMP). Нужен научный подход! Это была моя вторая попытка что-то сделать.

Я вел графики работ, строил сетевые диаграммы, обсуждал риски с командой и планировал работу с их учетом. Я управлял ожиданиями, общаясь со заинтересованными лицами (stakeholders), я проводил совместные митинги и обсуждения проекта внутри команды, и все такое. Но, черт возьми, моя команда работала против меня.

Следующей моей реакцией было введение системы штрафов. После пары штрафов и выговоров резко снизилась мотивация персонала, но принципиально проблема не исчезла. Штраф действует в случае четко определенных правил: нужно сделать то и, то, иначе будет больно.

Это лишь привело к тому что мой телефон раскалялся от звонков типа: «У нас кончились метизы, где нам их взять?», «У нас тут ошибка выскочила, но не критическая можно работать дальше. Нужно звонить разработчикам?». Никто не хотел сделать ни одного лишнего шага без согласования.

Потом была попытка №3. Я решил пересмотреть должностные инструкции, описать основные бизнес процессы, учесть в деталях все нюансы. Итог закономерен — я утонул в деталях.

Окончательно меня добил рассказ Элберта Хаббарда «Послание к генералу Гарсия». Небольшой рассказ буквально несколько страниц. Далее будет спойлер… настоятельно рекомендую прочитать рассказ самостоятельно.

В двух словах содержание

Идет война. Нужно передать послание лидеру повстанцев. Где он находится – никто не знает. Как его найти – тоже непонятно. Вызывали простого парня по имени Роуэн и вручили ему письмо, назвав только конечного адресата – генерала Гарсия. Роуэн взял письмо, запечатал его в мешочек на груди и исчез в джунглях. Через три недели он доставил письмо генералу Гарсия. Как он это сделал и через что прошел, чтобы доставить письмо Гарсия — загадка. Но он это сделал, не задавая лишних вопросов, не прося лишних ресурсов, не жалуясь ни на что — просто взял и сделал.

Я перебрал у себя в голове весь свой персонал… никто бы из них не смог доставить письмо. Не было такого человека, которому можно просто сказать конечный результат, и он бы добился его.

Я не помню, когда у меня появилась идея: нужно сформулировать правила игры. То есть нужно задать начальные координаты наших отношений руководитель – подчиненный. Что-то такое, на что можно было опираться, когда нужно принять решение или выполнить задачу в условиях недостаточной информации.

Суть любого конфликта это разные ожидания сторон. То, что было нормально для меня, для моих сотрудников было совсем ненормально. Нужны были общие правила, общий фундамент.

Я сформулировал несколько ключевых принципов, которых по моему мнению должен был придерживаться каждый сотрудник. Это как раз те неявные ожидания с моей стороны. Я разослал черновик всем своим сотрудникам. Мы, совместно переписывали их несколько раз. Так в этом документе появились неявные ожидания моих сотрудников, как по отношению к друг другу, так и ко мне.

Итоговым вариантом нашей совместной работы стали два документа:

  1. «Принципы Менеджмента»
  2. «Фирменные стандарты»

В первом документе описываются основные принципы работы в компании: кто, как, когда и что должен делать. Это общие принципы для всех сотрудников компании.

Во втором документе описываются общие стандарты поведения и принятия решений в условиях недостаточной информации – лекарство от неопределенности. В аннотации к данному документу написан следующий текст:

«Во время работы Вы можете столкнуться со сложными ситуациями, когда нужно будет принимать решения, которые не описаны в инструкциях. Компания рассчитывает на то, что Вы в такой ситуации совершите поступок и будете следовать нижеизложенными фирменным стандартам. Им следуют все в нашей компании, они составляют основу нашей корпоративной культуры и потому носят название фирменных стандартов.»

Здесь будет приведены только «Принципы Менеджмента», т.к. объем статьи и так стал большим. Фирменные стандарты я опишу в следующей статье, если будет интерес.

Часть 2. Принципы Менеджмента

Отступление:

  1. Часть из нижеизложенных принципов я честно скопировал, часть написана моими сотрудниками, часть написана мной. Я не помню, откуда они появлялись. Если вы обнаружили свои мысли, сообщите я поставлю внизу ссылки.
  2. У нас использовалась на тот момент специализированная ИТ система для управления проектами и задачами, я заменил ее название на XXX

Принцип 1: Прозрачность.

  • Каждый должен знать, что он должен сделать, когда от него ожидают результат.
  • Каждый должен знать кто за что отвечает и, кто сейчас тормозит процесс.
  • Каждый может посмотреть ход работы по любой задаче, кто, что и когда выполнил.

Данная прозрачность достигается путем использования специализированной системы XXX

Принцип 2: Все в одном месте

Все коммуникации по рабочим вопросам должны идти только через XXX. Результаты встречи, телефонного разговора, Lync общения и аськи ответственное лицо должно внести все достигнутые договоренности в XXX.

Кто является таким ответственным лицом? Если явно несказанно, то тот, кто дает поручения.
Вывод 1: В случае, если задача не была поставлена в XXX ее можно не выполнять. Последствий за это не будет. (За исключением экстренных ситуаций и аварий)
Вывод 2: Если задача не отмечена как выполненная в XXX, она считается не выполненной.

Принцип 3. Полученное задание должно быть проанализировано перед началом работы

Получив задание исполнитель должен его проанализировать. Целью анализа является оценка достаточности собственных ресурсов, а именно:

  • Понимание – оценка ясности самого задания, как по целям, так и по способам исполнения. Кроме того, необходимо учесть другие параметры сроки, требования по качеству, приоритетность.
  • Квалификация – оценка собственных знаний и навыков, необходимых для выполнения задания с учетом требуемых параметров
  • Информации – оценка ее полноты для выполнения задания с учетом требуемых параметров
  • Времени — оценка возможности выполнения задания в требуемые сроки с учетом остальных обязательств по ранее полученным заданиям, рутинным обязанностям.
  • Полномочия – оценка достаточности полномочий для выполнения задания (сравнение имеющихся полномочий и тех, которые вручены вместе с заданием)

Принцип 4. Полученное задание должно быть выполнено на 100%

Работа делится на две части: выполненная с учетом всех обязательств и условий в задании, и не выполненная. Другими словами, либо результат есть, либо его нет.

Принцип 5. О препятствиях к 100% выполнению задания необходимо немедленно сообщать руководителю и всем заинтересованным лицам

В случае возникновения любого препятствия в виде реальной помехи, собственных сомнений, поступления новой информации и все то, что на ваш взгляд тем или иным образом меняет задание — необходимо немедленно сообщить руководителю.

Принцип 6. Предложение по решению проблемы предпочтительнее чем информация по ее возникновению

Идеальный вариант — это предложение гарантированного решения проблемы. В случае отсутствия такого, принимаются предложения по возможному решению.

Принцип 7. Расширенное толкование полученного задания не допускается

Сроки, требования, условия выполнения задания необходимо обсуждать при анализе только что полученного задания. В процессе выполнения задания трактовать возникшие обстоятельствам в свою пользу не допускается.
Пример: Отсутствие руководителя на рабочем месте не отменяет подачу запланированного отчета в это время.

Принцип 8. Несогласие с параметрами задания или регламентами исполнения не может служить поводом для их игнорирования

Если вы не согласны с параметрами полученного задания, то вы можете их обсудить

  1. При анализе полученного задания
  2. При возникновении ситуации, когда невозможно закончить работу на 100%

Принцип 9. Факты и аргументация предпочтительнее мнения

Мнение сотрудника очень важно, но лучше если оно подкреплено кроме эмоций еще и фактами.

Принцип 10. Ваше задание – это только ваше задание.

За выполнение полученного задания полностью отвечает исполнитель. Если в процессе выполнения задания ему потребуется какая-либо помощь, информация, взаимодействие с другими людьми – это не снимает с него ответственность за вовремя законченное задание.

Принцип 11. Системная работа по проектам в системе XXX

У каждого проекта обязательно есть:

  • Название – кратко суть проекта или его результат
  • Суть проекта. О чем проект? Краткое описание: о чем проект, что должно быть в результате.
  • Контрагент. Для какой организации будет выполняться проект. Если такого контрагента нет, его необходимо добавить
  • Автор проекта, он же ответственный за результаты выполнения проекта.
  • Статус проекта. Если по данному проекту есть активные задачи, которые нужно выполнить, то проект считается активным. (Активными считаются задачи, где-либо есть сроки либо их нужно выполнить до последнего числа текущего месяца)
  • Срок окончания проекта
  • Аудитор проекта – руководитель ответственного лица за результаты проекта.
  • Исполнители проекта. Они могут быть добавлены позже, при назначении задач.

Принцип 12. Правильное планирование работ по проекту

Обязательное правило: У каждого проекта должны быть задачи. Общее количество задач должно быть таким, чтобы после их выполнения результат по проекту был достигнут. Если у проекта нет задач либо он не выполняется в этом месяце, либо ответственный за его реализацию не работает.

Весь проект разбивается на задачи. Задача — это объем работы, который выполняется либо одним человеком, либо в
течение 1 рабочего дня.

Название задачи обязательно начинается с глагола: «Сделать, отправить, получить, спланировать, выполнить, и.т.д.»
У каждой задачи есть:

  • Постановщик задачи.
  • Исполнитель задачи, их может быть несколько.
  • Краткое описание что должно быть сделано.
  • Срок окончания задачи

Дополнительно может использоваться:

  • Файлы
  • Чек листы
  • Напоминание/Повтор задачи
  • Аналитика
  • Заметки / другие источники информации

Принцип 13. Постановка экстренных задач и поручений

В случае аварийных ситуаций, срочных поручений допускается постановка задач по сотовому или городскому телефону. В этом случае, если задача была выполнена в течение текущих суток исполнитель уведомляет либо звонком, либо смс о исполнении поручения. Если уведомления не пришло задача считается не выполненной.

Если выполнение задачи требует больше времени, она обязательно фиксируется в системе XXX. Если это не сказано явно, ответственным за регистрацию в системе является тот, кто поставил задачу.

В следующей статье я расскажу о наших «Фирменных стандартах» и к чему это все привело.

Продолжение здесь

UPD: Поправил автора рассказа «Послание к генералу Гарсия». Саентологи затуманили мой мозг. Действительно автором данного рассказа является Элберт Хаббард. Спасибо за внимательность хабражителю vfrolov

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Почему я все время совершаю ошибки
  • Почему я веселый такой ошибка
  • Почему я ввожу правильный пароль а выдает ошибку
  • Почему я боюсь совершить ошибку
  • Почему я боюсь делать ошибки