Почему загорается ошибка двигателя

Многие из нас сталкивались с такой проблемой, как включение индикации значка двигателя (Check engine…), появление которого пугает водителей автомобилей. Предлагаем вам 5 самых распространённых причин, по которым на приборной панели загорается чек двигателя.

Появление значка индикации двигателя происходит, как правило, без предупреждения. Причину появления Check engine сразу понять нельзя. Даже при наличии в автомобиле авто диагностики (например в таких автомобилях как BMW, Audi, Porshe, Mercedes-Benz, VW), которая сканирует все системы автомобиля на ошибки и при их наличии выводит на панель информации расшифровку, причины появления чека двигателя не будут расшифрованы.

Для большинства водителей появление этого предупреждающего значка на панели приборов означает необходимость срочно отправляться в автомастерскую для диагностики и устранения причины, по которой появился предупреждающий знак «Чек двигателя». Но на самом деле в большинстве случаев при появлении индикации «Check» можно самостоятельно продиагностировать причину сбоя работы двигателя и в некоторых случаях, возможно, устранить причину самостоятельно без поездки на автосервис, что сэкономит ваши денежные средства.

1. Заменить датчик кислорода (лямбда зонд)

Кислородный датчик в вашем автомобиле является частью системы отработки выхлопных газов, который контролирует, сколько кислорода не сгорело в камере сгорания двигателя. Этот датчик помогает контролировать расход топлива автомашины. Неисправность кислородного датчика (лямбда зонда) означает, что автомобильный компьютер получает не правильные данные, что может существенно увеличить потребление топлива и сократить мощность двигателя. Большинство автомобилей имеют от 2 до 4 датчиков кислорода. Если у вас есть домашний автомобильный сканер ошибок, то вы, подключив его к автомобилю, можете легко узнать какой датчик необходимо заменить.

По какой причине приходит в негодность датчик кислорода в автомобиле: Со временем датчик покрывается слоем отработанного и моторного масла (масленая сажа), что уменьшает точность съема показателей датчика для регулирования бензиновой смеси и распределения оптимального расхода топлива. Неисправность датчика кислорода в автомобиле приводит не только к повышенному расходу топлива, но и к повышенному содержанию вредных веществ СО2 в выхлопе.
Что необходимо сделать: Если вы не поменяете неисправный автомобильный датчик кислорода, то это может привести к выходу из строя катализатора вашего автомобиля (может лопнуть), что выльется в дорогостоящий ремонт. Стоимость новых катализаторов очень высока по причине содержания в них драгоценных сплавов. На некоторых автомобилях, катализаторов несколько штук, стоимость которых может доходить до 90,000 рублей. Так что не тяните с заменой датчика. Хоть замена датчика и его стоимость не очень маленькая, но это несоизмеримо со стоимостью системы нейтрализатора выхлопных газов. Также вы можете сэкономить на замене, сделав это самостоятельно. Во многих руководствах по эксплуатации автомобилей есть подробные инструкции, как можно самостоятельно заменить датчик кислорода. Если вы знаете, где находится датчик кислорода, то вам не составит большого труда отсоединить неисправный «лямбда зонд» и заменить его на новый. Помните, что тянуть с заменой этого важного элемента тянуть нельзя!

2. Проверьте крышку горловины топливного бака

Многие водители в большинстве случаев, при появлении индикации «чек двигателя», будут думать о серьезных проблемах в двигателе автомобиля, но даже не подумают, чтобы проверить герметичность топливной системы, которая может быть нарушена из-за дефекта или недостаточно затянутой крышкой горловины топливного бака. Это очень распространённая причина в появлении значка двигателя «Check «.

Причина появления ошибки: Негерметичность топливной системы из-за пропускания воздуха, крышкой наливной горловины топливного бака, увеличит расход топлива автомашины, на что система диагностики автомобиля выдаст ошибку двигателя, включив индикацию «Check engine» на панели приборов автомашины.

Что необходимо сделать: Если при появлении индикации «Чек» ваш автомобиль при этом не потерял мощность, и нет никаких звуковых признаков повреждения двигателя (стук в двигателе, гул, скрип и т.п.), то первым делом проверьте герметичность бензобака. Возможно крышка вашего бензобака имеет трещины или недостаточно затянута. Если крышка была не достаточно затянута, то затянув ее до конца, продолжите путь на автомобиле некоторое время, чтобы посмотреть исчезнет ли ошибка двигателя. Чтобы не допускать появления чека двигателя по этой причине регулярно проверяйте крышку горловины топливного бака. Помните, что периодически крышку необходимо менять на новую!

3. Катализатор выхлопных газов автомобиля

Автомобильный катализатор помогает автомобилю сделать выхлоп отработанных газов двигателя более экологически чистым. Он преобразовывает окись углерода и других вредных веществ в безвредные соединения. Если ваш катализатор отработки выхлопных газов пришел в негодность, вы заметите это не только при появлении значка двигателя (чек), но и задолго до этого, когда мощность автомобиля упадет в 2 раза. Например, при нажатии на педаль газа автомобиль, как прежде не будет иметь хороший динамики разгона.

Из-за чего может выйти из строя автомобильный катализатор: если вы регулярно обслуживаете свой автомобиль, в соответствии с регламентом ТО автомобильной компании, то катализатор не должен выйти из строя. Главная причина выхода из строя катализатора, это несвоевременная замена неисправного датчика кислорода, а также не регулярные замены свечей зажигания, при окончании срока годности. Когда неисправны датчик кислорода или свечи зажигания то преобразование окиси углерода в катализаторе в безвредные химические элементы прекращается, что приводит к перегреву катализатора, который из-за этого может выйти из строя.

Что необходимо сделать: Если ваш катализатор пришел в негодность, то вы не можете ездить на автомобиле, так как двигатель будет работать не правильно, предупреждая об этом индикацией на приборной панели значком двигателя (чек). Также у вас будет очень сильно увеличен расход топлива, и будет отсутствовать тяга двигателя. Хоть замена катализатора очень дорогостоящий ремонт, от ремонта не куда не деться. Хотя и существует альтернатива в замене катализатора на пламегаситель, но это не 100 процентный вариант. К сожалению если вы не являетесь опытным автомехаником, то самостоятельно заменить неисправный катализатор выхлопных газов вы не сможете. Вам в любом случае придется обращаться в автомастерскую. Помните, что не своевременная замена датчиков кислорода и свечей зажигания защищает ваш катализатор от поломки!

4. Заменить датчик массового расхода воздуха

Датчик массового расхода воздуха регулирует, какое количество воздуха необходимо добавить в смесь бензина для оптимального воспламенения топлива. Датчик постоянно сообщает компьютеру автомобиля данные о количестве подаваемого кислорода. Неисправный датчик массового расхода воздуха увеличивает расход топлива, увеличивает уровень СО2 в выхлопном газе, а также снижает мощность двигателя и плавность хода. Также при неисправном датчике наблюдается плохая динамика разгона. В холодное время автомобиль с неисправным датчиком плохо заводится.

Какие причины выхода из строя датчика массового расхода воздуха: Большинство поломок датчиков происходят из-за неправильной установки воздушного фильтра при его плановой замене. Также если не регулярно менять воздушный фильтр, как требует регламент технического обслуживания автомобиля, рекомендованный производителем, датчик массового расхода воздуха может выйти из строя.

Что необходимо сделать: Теоретически вы можете долгое время ездить со сломанным датчиком массового расхода воздуха (несколько недель или месяцев). Но вы заметите, что чем дольше вы ездите, тем больше увеличивается расход потребления топлива. Замена датчика в автосервисе не так дорога, так как сама работа не отнимает много времени и достаточна проста. Основные расходы связаны со стоимостью датчика, которая на некоторые модели автомобилей может составлять 11,000-14,000 рублей, если это оригинальный датчик или до 6000 рублей, если аналоговый заменитель. Самостоятельная замена датчика очень проста. Но в связи с небольшой стоимостью работы по замене датчика вы можете доверить эту работу и мастеру в автосервисе. Помните, что необходимо регулярно менять воздушный фильтр, соблюдая регламент ТО автомобиля!

5. Замена свечей зажигания и высоковольтных проводов

Свечи зажигания в автомобиле являются главными деталями для воспламенения топливной смеси. При неисправных свечах зажигания, происходит неправильная подача искры для воспламенения бензиновой смеси. В неисправных свечах часто бывает отсутствие искры или неправильный интервал подачи искры, что сказывается на неправильной работе двигателя. При неправильной работе свечек во время ускорения, в особенности с места вы можете почувствовать небольшие толчки.

Какие причины выхода из строя свечей зажигания: Большинство свечей зажигания в автомобилях до 1996 года выпуска необходимо менять каждые 25,000-30,000 километров. В более новых автомобилях свечи зажигания служат больше 150,000 км. Тем не менее, эти сроки плановой замены свечей зажигания могут снижаться за счет различных факторов, связанных с качеством топлива и стилем вождения.
Что необходимо сделать: Если ваши свечки не менялись уже давно, или же вы чувствуете в работе двигателя провалы, связанные с зажиганием, то необходимо сразу не откладывая заменить их на новые. Не пытайтесь экономить на несвоевременной замене свечек зажигания, так как стоимость свечек не очень дорогая, так же как и работа по их замене. Поменяв старые свечи зажигания, вы улучшите работу двигателя и уменьшите расход топлива автомобиля. Самостоятельно поменять свечи зажигания достаточно легко. В основном они находятся в легкой доступности под капотом автомобиля. Вам необходим обыкновенный свечной ключ, чтобы выкрутить свечи из двигателя. Также желательно следить за состоянием высоковольтных проводов, так как со временем они могут прийти в негодность и пропускать электричество, которое передается свечам зажигания, что уменьшит силу искры. Помните, что регулярная замена свечей, в соответствии с регламентом технического обслуживания вашего автомобиля сохраняет от поломок ваш катализатор отработки выхлопных газов, а также улучшает работу двигателя!

  • 1. Основные причины срабатывания индикатора
    • 1.1. Некачественное горючее
    • 1.2. Масло ниже или выше нормы
    • 1.3. Бензонасос работает с перебоями
    • 1.4. Загрязнились форсунки
    • 1.5. Сломался лямбда‐зонд
    • 1.6. Открыта крышка топливного бака
    • 1.7. Забился катализатор
    • 1.8. Сгорел датчик массового расхода воздуха
    • 1.9. Пора менять свечи зажигания и бронепровода
  • 2. Можно ли ездить с горящим «чеком»
  • 3. Как самостоятельно сбросить ошибку
  • 4. Выводы

Порой срабатывание аварийной лампочки Check Engine становится неприятным сюрпризом. Индикатор мигает, а иногда светится желтым. Пиктограмма похожа на контурное изображение силового агрегата. Это контрольная индикация. Она указывает на ряд серьезных неисправностей. Почему горит чек двигателя, возможно ли в пути выявить неисправность и стоит ли двигаться дальше? Расскажем подробнее.

Основные причины срабатывания индикатора

Горит Check EngineИндикатор Check Engine

На заре компьютеризации машин лампа «чек энджин» указывала лишь на проблемы с карбюратором. Сейчас автомобили оснащены бортовыми компьютерами, а сигнал указывает на разные факторы — от плохого топлива до неисправности зажигания. Разберем типичные причины, из‐за которых начинает гореть чек двигателя.

Некачественное горючее

Автомобили давно научились оценивать качество топлива. Этот параметр особенно важен для турбированных моторов с небольшим объемом. Если при запуске после заправки загорелся чек, значит водитель залил в бак плохое горючее. В нем обычно низкое октановое число, содержатся химические присадки. Если движок плохо «переваривает» бензин или солярку, то на панели появляется сигнал. Горючее низкого качества лучше слить и заправиться на знакомой АЗС. Рекомендации по качеству топлива указаны в технической документации машины.

Совет. Рекомендуем всегда держать топливный бак максимально заполненным. Тогда на стенках не появится конденсат в холодное время года. Капли воды приводят к развитию коррозии, загрязнению горючего, появлению протечек.

Масло ниже или выше нормы

Снижение уровня масла — причина, характерная для двигателей с пробегом. При накоплении естественного износа потребность в смазке возрастает. Если одновременно с Check Engine на приборной панели загорается пиктограмма низкого давления масла, водителю надо припарковаться и прислушаться к звуку силового агрегата. Если появились стуки — дело плохо.

Советуем регулярно проверять уровень масла щупом. Полоска должна находиться между отметками min и max. Если заметили повышенный расход, значит мотор износился. Цилиндро-поршневая группа (ЦПГ) нуждается в диагностике, дефектовке и ремонте.

Бензонасос работает с перебоями

Еще одна причина, по которой может загореться «чек» — проблема с бензонасосом. Все его неисправности проявляются настолько ярко, что пропустить их трудно даже новичку.

Разборка неисправного бензонасосаНеисправный бензиновый насос

При некорректной работе бензонасоса двигатель будет испытывать топливное голодание. Особенности конструкции насоса не позволят функционировать ему в таком режиме продолжительное время. Чрезмерные нагрузки приведут к преждевременной поломке. Нужно обратиться на СТО. Мастера проведут диагностику, почистят систему питания. Если есть навыки, можно отремонтировать насос самостоятельно.

Загрязнились форсунки

Закупорку форсунок на каждом цилиндре бортовой компьютер определяет персональной ошибкой. На экране сканера OBD–2 появляется буквенно‐числовой код. Двигаться с одной или двумя загрязненными форсунками можно, но только на малой скорости и до автосервиса. Явными симптомами неисправности являются:

  • падение тяги силового агрегата;
  • увеличение расхода горючего;
  • рывки при наборе скорости;
  • «плавающие» обороты на холостом ходу.

Ремонт в пути или чистка форсунок в гараже — сложное дело. Потребуется поэлементный демонтаж и сборка топливной рампы. На автосервисах форсунки полностью заменяют новыми либо чистят ультразвуком на специальном стенде.

Сломался лямбда‐зонд

Нерабочий лямбда-зонд со следами нагараОбгоревший лямбда‐зонд

Лямбда‐зонд контролирует расход горючего. Датчик анализирует состав выхлопных газов. Особенно чутко сенсор реагирует на процент содержания кислорода. Со временем на чувствительной зоне появляется нагар. Он покрывает всю поверхность, что приводит к искажению данных и нарушению качества впрыска топлива. При эксплуатации зонд подвергается механическим нагрузкам и воздействию высоких температур, ведущих к следующим поломкам:

  • снижению уровня сигнала;
  • обрыву цепи;
  • неисправности нагревательной части.

Расход топлива повышается, увеличиваются выбросы СО‐СН, ускоряется износ катализатора, что требует сложного ремонта.

Эффективных методов для проверки лямбда‐зонда в пути не существует. При загоревшемся желтым цветом значке индикатора, движение допускается продолжить со снижением скорости. Для проверки в гараже можно воспользоваться мультиметром, предварительно промыв корпус, керамический стержень и контакты ортофосфорной кислотой.

Открыта крышка топливного бака

Такую причину нужно рассмотреть, если «чек» появился непосредственно после выезда с автозаправочной станции. Это свидетельствует о том, что крышка не закрыта либо неплотно прилегает к горловине бака. Топливная система работает бесперебойно при условии поддержании в ней постоянного давления. Крышка оснащена клапанным механизмом, который должен находиться в плотно закрытом состоянии, и играет важную роль в обеспечении герметичности.

Забился катализатор

Забилась сетка катализатораЗабитый катализатор

Значок катализатора загорается при неисправностях выхлопной системы. Сам прибор используется для снижения выбросов вредных веществ. Как и другие расходники, катализатор постепенно приходит в негодность, чему в значительной степени способствует низкое качество топлива. Посторонние примеси забивают соты, из‐за чего снижается их пропускная способность. Во время движения неисправность катализатора проявляется в неспособности двигателя держать обороты, отсутствии тяги, падении динамики и мощности машины.

Стоимость замены каталитического нейтрализатора велика, поэтому необходимо периодически менять свечи зажигания и проверять работоспособность кислородных датчиков. Иначе придется проводить диагностику и узнавать, что забился катализатор.

Сгорел датчик массового расхода воздуха

Чистка ДМРВДатчик ДМРВ перед очисткой

Сенсорный датчик ответственен за насыщение воздухом топливно‐воздушной смеси, впрыскиваемой в цилиндр двигателя после запуска. Дефект не критичен, но ведет к перерасходу горючего и недостаточно быстрому разгону автомобиля. Сложность ремонта заключается в высокой стоимости узла. Исправность ДМРВ проверяют двумя способами:

  1. У сенсоров термоанемометрических — визуально заметны разрывы платиновых проволочек;
  2. У датчиков иных типов работоспособность устанавливается отсоединением штекера — увеличение оборотов указывает на поломку.

Для восстановления нормального наполнения воздухом топливной рампы требуется проверка старого и установка нового ДМРВ в автосервисе, если найдена неисправность.

Пора менять свечи зажигания и бронепровода

Причина включения желтой лампочки может скрываться в неисправностях системы электрооборудования, на которую приходится основная часть всех неполадок. Чек начинает гореть из-за проблем с катушкой зажигания. К примеру, при ее пробое искра в цилиндры двигателя не подается. Также нельзя забывать и о проводах. Со временем изоляция пробивается, они «коротят на массу».

В норме светодиод «чек» может загораться до запуска двигателя. В этот момент ЭБУ тестирует все системы. Но после того, как мотор завелся, индикатор должен погаснуть. В противном случае неисправность точно есть.

Можно ли ездить с горящим «чеком»

Обычно чек начинает гореть одновременно с проявлением ряда симптомов. Что делать в случаях, если горит или мигает чек двигателя, но видимых изменений в поведении машины нет либо поводы для переживаний незначительны? Ехать нельзя, если:

  • при движении автомобиль переходит в аварийный режим с существенным ограничением оборотов;
  • появились вибрации либо посторонние звуки после запуска двигателя;
  • температура ДВС увеличилась выше допустимого уровня.

В таких случаях нужно припарковаться и вызвать эвакуатор с доставкой на ближайшую станцию техобслуживания.

Бывают моменты, когда быстро вызвать эвакуатор и погрузить на него машину невозможно. Если прекратить движение нельзя, а двигатель после загоревшейся ошибки работать хуже не стал, надо заехать на СТО и провести компьютерную диагностику. Ошибку необходимо зафиксировать с помощью сканера OBD–2 и определить степень ее серьезности. Если движок на время потерял связь с датчиками, но быстро восстановил ее, можно сбросить ошибку и ехать дальше. Каждый случай надо разбирать отдельно.

Как самостоятельно сбросить ошибку

Отсоединение массы АКБСнятие минусовой клеммы

Чек может загореться при сбое в электронном блоке управления (ЭБУ) и не гаснуть даже после выявления и устранения поломки. Надоедливую индикацию «гасят» специалисты автосервиса, но есть простой способ как самостоятельно убрать чек или обнулить накопленные в памяти ошибки. Все что нужно сделать — это снять с аккумулятора «минусовую» клемму и установить ее обратно спустя 20–30 секунд. Если проблемы несущественны и вызваны переполнением памяти ЭБУ мелкими ошибками, после подключения АКБ чек должен погаснуть. Если же ничего не изменилось, а индикатор вновь загорелся некоторое время спустя, нужно посетить автосервис и выполнить ряд диагностических процедур.

Имея ноутбук со специальным ПО и навыки работы с программами, можно попытаться «прочитать» машину. Но делать такое могут далеко не все, тем более, что автомобили разных годов производства имеют свой список кодов ошибок. Простой вариант — проверка смартфоном со скачанным приложением и Bluetooth-адаптером. На роль сканера подойдет ELM 327 или другой «дистанционный» модуль с нужным выходом. Но самый надежный способ выяснить, почему загорается чек — проверить систему профессиональным диагностическим прибором в автосервисе. Достаточно подключиться к разъему OBD–2.

Выводы

При появлении индикатора Check Engine не нужно паниковать. В большинстве случаев причины не относятся к критичным, но проверить машину и выяснить, почему горит лампа, обязательно надо. Также нужно наблюдать за поведением автомобиля на дороге, не начинают ли гореть другие индикаторы. При выявлении даже незначительных неисправностей их надо сразу же устранять. Иначе мотор выйдет из строя. Если же чек продолжает гореть дальше, выполняется полная диагностика на специализированном оборудовании. Оно определит и выдаст код ошибки, указывающей на причину неисправности. Профессиональное оборудование есть только в автосервисе. Советуем отправиться туда в свободное время.

  • Причины
  • Можно ли ехать
  • Как сбросить

Причины ошибки Check Engine

При кратковременном включении значка Check Engine в режиме самодиагностики систем автомобиля после активации зажигания беспокоиться не стоит. А вот длительное свечение оранжевым или желтым стилизованного контура двигателя может свидетельствовать как о серьезной проблеме с силовым агрегатом, так и о единичном сбое, зафиксированном блоком управления. Понять, что к чему, позволит только диагностика, которую лучше доверить профессионалу. Одно несомненно: появление значка Check Engine — повод как можно быстрее разобраться с причинами этого происшествия, а их множество. Некоторые устранить очень или относительно легко.

  1. Открыта крышка топливного бака. Действия понятны: ее надо закрыть.
  2. Некачественное топливо. Потребуется слить такую «чачу» и заправиться на проверенной АЗС.
  3. Низкий уровень масла в двигателе. Если система смазки герметична, достаточно долить масло.
  4. Попадание влаги в разъемы блока управления двигателем, например, после его неправильной мойки или проезда глубокой лужи ходом. При наличии доступа к разъемам их следует незамедлительно продуть.

С другими выявленными неисправностями справиться сложнее.

  1. Выход из строя какого-либо датчика или/и повреждение его проводки. Здесь без хороших навыков автоэлектрика не обойтись.
  2. Неисправность топливного насоса в диапазоне от банального засора до проблем с электрикой.
  3. Сильное загрязнение дроссельной заслонки или/и клапана EGR, отвечающего за рециркуляцию выхлопных газов. Добраться до этих систем самостоятельно и правильно их очистить бывает очень непросто.
  4. Загрязнение форсунок, распыляющих топливо. Для очистки требуется спецоборудование.
  5. Неисправность системы зажигания. Не исключено, что поможет простая замена «просроченных» свечей зажигания или/и высоковольтных проводов, но, возможно, причина глубже. Автоэлектрик должен с этим помочь.
  6. Выход из строя катализатора или/и сажевого фильтра. Проблема решается только в условиях сервисного центра.
  7. Неисправность АКП при отсутствии отдельного индикатора самочувствия трансмиссии. Захандривший «автомат» вылечит только квалифицированный специалист.

Можно ли ехать, если на приборной панели горит Check Engine

Загоревшийся на приборной панели значок Check Engine не запрещающий дорожный знак — тут возможны варианты. В современные электронные блоки управления двигателем встроена программа, при отказе ряда датчиков позволяющая продолжить движение в «аварийном» режиме с ограничениями по скорости и без резких ускорений. Однако следует остановиться, если:

  • поведение автомобиля заметно изменилось: плавают обороты мотора, появилась его сильная вибрация;
  • чувствуется запах горелого;
  • одновременно с Check Engine включились индикаторы высокой температуры охлаждающей жидкости, низкого уровня масла.

А при выходе из строя датчика положения коленвала в подавляющем большинстве случаев продолжить движение просто не удастся. Если заменить этот компонент на месте невозможно, то только эвакуатор!


Фото: Shutterstock

Как сбросить ошибку Check Engine

Если после включения Check Engine автомобиль продолжает движение как ни в чем не бывало, возможно, произошел кратковременный сбой, и тогда «тревожный» индикатор лучше отключить по двум причинам:

  • горящий Check Engine отвлекает внимание водителя;
  • раз включившись, этот индикатор уже не просигнализирует о появлении действительно серьезной проблемы.

Но как определиться со степенью опасности неисправности, о которой сигнализирует Check Engine?

  1. Несколько раз выключите и вновь включите двигатель. Если индикатор погаснет и не появится вновь, значит, волноваться нет причин.
  2. На 10–15 минут отсоедините минусовую клемму аккумулятора. Способ проверки тот же, что и в первом случае. Правда, воспользовавшись этим способом, придется вновь вводить код активации мультимедиа.
  3. Самостоятельно проведите диагностику с помощью портативного сканера, например ELM 327, который вставляется в разъем OBD II, и установленного на смартфон или ноутбук специального приложения (Torque — одно из наиболее популярных). Определенный сканером код неисправности лучше перепроверить в интернете, найдя там набор диагностических кодов ошибок (Diagnostic Trouble Code — DTC), относящихся к версии вашего автомобиля «правильного» модельного года. Если выявленная ошибка временная, ELM 327 позволит стереть ее и погасить Check Engine.
  4. Обратитесь к специалистам. Это самый надежный вариант, который позволит избежать возможных осложнений.

В связи с повсеместным внедрением электроники в автомобильные системы, возникла необходимость в дополнительных диагностических устройствах. Электромеханические исполнительные узлы контролируются модулями управления бортовой электроникой (ВСМ), трансмиссией (TCU), силовым агрегатом (ECU) и т.д. Штатная работа мотора отображается индикатором в виде стилизованного двигателя «Check Engine» на приборной панели, который загорается в тот момент, когда блок управления фиксирует отклонения от заданных эксплуатационных режимов и прописывает их в собственную память в виде кода.

Логика срабатывания

Включение индикатора происходит неожиданно и сразу понять, почему загорается Check, как правило, нельзя. Многие водители воспринимают это как беспрекословное указание на немедленную остановку автомобиля без возможности продолжать движение. Однако значок «Чек» является общим сигнализатором всего оборудования, так или иначе связанного с силовым агрегатом, и загорается он в каждом случае отслеживания блоком управления изменения в работе той или иной системы.

В некоторых случаях включение индикатора обуславливается самодиагностикой бортового оборудования. При запуске зажигания чек загорается в штатном режиме и гаснет после начала самостоятельной работы силового агрегата. На неисправность будет указывать индикатор, продолжающий светиться при заведенном моторе. При этом причиной того, что загорелся чек двигателя, могут являться изменения в составе топливо-воздушной смеси, сбои в работе датчиков ЭСУД, нарушения в системе зажигания и множество иных факторов, которые могут быть как незначительными, так и критическими. Для определения природы неисправности может потребоваться специальное оборудование, а полную картину состояния автомобиля даст только аппаратная диагностика.

Наиболее вероятные причины

Наиболее вероятные неисправности двигателя, при которых загорается чек, можно свести в общую таблицу.

При каких обстоятельствах загорелся чек Возможные причины Как устранить
В момент разгона или при движении Слишком высокая динамика или сниженная пропускная способность воздушного фильтра Набирать скорость более плавно или заменить фильтрующий элемент
Троит двигатель В одном из цилиндров топливо догорает не полностью и либо дожигается в выхлопном тракте, либо проникает в катализатор Проверить соответствие меток ГРМ, продиагностировать бронепровода и катушки зажигания, заменить свечи
После заправки Некачественное топливо Отказаться от услуг конкретной АЗС
При включении зажигания Штатная диагностика бортовой системы Не является неисправностью
После мойки или после дождя На проводку попала влага Просушить, зачистить клеммы, обработать WD40 или аналогичными составами
На холодном двигателе Вышел из строя датчик детонации Заменить элемент
На горячем двигателе Вышел из строя датчик распредвала Заменить элемент
При больших оборотах Неполадки в катушках зажигания или вышел из строя датчик коленвала Заменить соответствующие детали
Плавают обороты на холостом ходу Вышел из строя датчик дроссельной заслонки Заменить элемент
После установки новых свечей Недообогащенная смесь Использовать топливо с более высоким октановым числом
После установки нового воздушного фильтра Изменился состав выхлопа из-за дополнительного притока воздуха, на что среагировал лямбда-зонд Заглушить и заново запустить двигатель
После установки нового ремня ГРМ Отошла клемма с одного из датчиков (чаще всего – на шланге подачи воздуха) Проверить клеммы
После установки газобаллонного оборудования Эмуляция бензофорсунки была выполнена некорректно Заново настроить управление узлом
После установки сигнализации Некорректно подключены линии питания Обнулить Check engine, подключить обе линии
После установки нового топливного фильтра Новый фильтрующий элемент создает недостаточное давление Заменить фильтр
При возросшем расходе горючего Некачественное топливо или перегрев кислородника или длительная поездка Заправиться на другой АЗС, дать автомобилю время на отдых
При длительных подъёмах Износ ремня ГРМ, выход из строя датчиков Проверить и по необходимости заменить соответствующие элементы
После установки нового модуля зажигания Некорректное подключение узла Снять и снова одеть плюсовую клемму с аккумулятора
При минусовой температуре Отсоединение разъема датчика положения дроссельной заслонки или выход его из строя Подключить разъем заново или заменить датчик
При нажатии на газ Засор в воздушном фильтре Прочистить или заменить фильтрующий элемент

Рекомендации

На начальном этапе необходимо проконтролировать, изменилось ли поведение транспортного средства после включения индикатора. Это позволяет определить, допустимо ли дальнейшее движение с выявленной неполадкой, или лучше остановиться, чтобы не усложнять ситуацию.

Поведение ТС Индикатор горит непрерывно Индикатор моргает
Изменения не наблюдается Можно ехать дальше Дальше ехать нельзя
  • В поведении авто резко появились изменения:
  • Возникла вибрация двигателя
  • В салоне чувствуется запах горелого
  • Плавают обороты
  • Иные схожие признаки
Дальше ехать нельзя Дальше ехать нельзя
Отклик на педаль газа и мощность силового агрегата не изменились Можно ехать дальше Можно ехать дальше
Силовой агрегат перешел в аварийный режим работы:

  • Обороты не поднимаются выше порогового значения
  • Мотор потерял приемистость
Можно ехать дальше Дальше ехать нельзя
Помимо индикатора Check engine на приборной панели не загораются дополнительные сигналы Можно ехать дальше Можно ехать дальше
Вместе с индикатором Check engine на приборной панели загораются:

  • Лампочка перегрева мотора
  • Датчик масла
  • Значок катализатора
Дальше ехать нельзя Дальше ехать нельзя

Как продолжать движение при включенном чеке

В том случае, если неполадка допускает возможность дальнейшего самостоятельного движения, необходимо обеспечить транспортному средству максимально щадящий режим эксплуатации. Для этого:

  • Отключаются все дополнительные энергопотребители (мультимедийная система, кондиционер и остальное оборудование, создающее дополнительную нагрузку на силовой агрегат.
  • Движение производится как можно более плавно, без агрессивных стартов и торможений
  • Скорость автомобиля не превышает отметку в 60 км/ч
  • Обороты двигателя удерживаются в пределах до 2500 об/мин

К привычному режиму езды допускается переходить только после прохождения аппаратной диагностики и устранения выявленных проблем.

В подавляющем большинстве ситуаций появление индикатора Check Engine сообщает о мелких текущих неполадках, которые не являются критичными для двигателя. Однако во всех случаях необходимо провести общую диагностику автомобиля и проверить, не изменилась ли его динамика и не включились ли дополнительные сигнальные лампы. Незначительные неполадки могут быть исправлены без комплексного вмешательства. В том случае, если после первичного обслуживания индикатор продолжает гореть, требуется проведение аппаратной диагностики с расшифровкой кодов записанных ошибок.

Своевременное обращение в сервис позволит избежать возможных серьезных поломок, каждая из которых требует собственной стратегии решения.

Специалисты VagМоторс оказывают квалифицированные диагностические услуги при помощи специализированного оборудования.

Желтый значок Check Engine пугает водителей. Она свидетельствует о тревожных поломках силового агрегата, которые требуют незамедлительного ремонта. Что же становится причиной сбоев в работе мотора и на какие системы и технические узлы требуется обратить внимание в первую очередь?

Тест-драйв автомобилей Nissan X-Trail и Nissan Pathfinder во время автопробега по маршруту «Москва — Рязань — Елец — Задонск — Тула — Москва» (2015 год)

Можно ли ездить с горящим чеком?

Активация желтого значка Check Engine на панели приборов свидетельствует о том, что внутренняя система диагностики зафиксировала проблему в одной из систем силового агрегата. В переводе с английского языка «check engine» как раз и означает «проверьте мотор». При этом мотор может работать с перебоями, возникает тряска, вибрации. В народе говорят, что мотор «троит», то есть у него работаю только три цилиндра из четырех.

Бывает, что по мере прогревания мотора неисправность пропадает, а чек продолжает гореть, напоминая водителю о необходимости провести диагностику и выяснить причину неисправности. Желтый цвет сигнальной лампы говорит о том, что с такими повреждением можно ездить. Блок управления двигателем переводит систему зажигания в аварийный режим с усредненными параметрами приготовления смеси, благодаря чему мотор продолжает работать, хотя его выхлоп и становится менее экологичен.

Ездить с чеком долго нельзя. Недогоревшие пары бензина попадают в каталитический нейтрализатор и сжигаются уже там, перегревая этот технический узел. Переобогащенная смеси оставляет нагар на клапанах, поршнях и в том же каталитическом нейтрализаторе, что существенно снижает их ресурс.

Check Engine
Источник: legion-media / B Christopher

Причины возникновения чека

Можно выделить восемь основных причин, из-за которых внутренняя диагностическая система выдает сигнал Check Engine.

  • Сбои в электрической цепи: неисправности проводки, высоковольтных проводов, окислившиеся контакты, поврежденная изоляция и замыкания на корпус.
  • Повреждения топливной системы: разгерметизация топливных магистралей, неисправности обратного клапана насоса, выход из строя регулятора давления.
  • Топливо низкого качества: низкое октановое число, развитие детонаций в камерах сгорания.
  • Бедная топливная смесь: посторонний подсос воздуха через повреждения корпуса фильтра или щели в коллекторе, порванные диафрагмы усилителя тормозов.
  • Загрязнение форсунок: из-за посторонних частичек грязи, некачественного бензинна или механических повреждение нарушается впрыск топлива в камеры сгорания.
  • Неисправность катушек зажигания: пробой обмотки катушек, нестабильная искра, повреждение контактов вследствие попадания влаги.
  • Проблемы со свечами: превышение срока службы, большой зазор между контактами, налет на электродах, повреждение контактов.
  • Неисправный датчик кислорода (лямбда-зонд): неверные данные о состоянии выхлопных газов, высокий коэффициент избытка воздуха в топливно-воздушной смеси (ТВС).

В целом, все эти причины можно определить одной фразой. Нарушения работы мотора возникают, если в камерах сгорания нечему гореть или нечем поджечь смесь или трудно отводить выхлопные газы. Разберем каждую причину подробнее.

Сбои в электрической цепи автомобиля

Свечи зажигания
Источник: legion-media / Charles Knowles

Часто причиной пропадания искры в камерах сгорания являются поврежденные высоковольтные провода. Происходит замыкание, и ток не всегда поступает на свечу. Скорее всего произошел разрыв токопроводящих нитей и их частичное оплавление. Сопротивление нарастает и возникают перебои в работе провода.

Бывает, что провод настолько поврежден, что страдает его изоляция, и замыкание идет на корпус двигателя или кузова. Высоковольтные провода необходимо тогда заменить, причем все сразу.

Перебои могут случаться и из-за окислившихся контактов на катушках зажигания, на насосе или в других звеньях электроцепи. Часто это бывает после неудачной мойки моторного отсека или попадания воды на приборы во время дождей. Засорившийся дренажный лоток в основании ветрового стекла перестает отводить воду, и она иногда переливается на крышку силового агрегата.

Повреждения топливной системы

Бывает, что в камеры сгорания перестает поступать бензин в нужных количествах. Причиной тому может быть разгерметизация шлангов или повреждение насоса. Требуется проверить давление топлива в магистралях и в рампе. Проблемы могут возникать из-за засорившегося фильтра, а также из-за поврежденного регулятора давления. Может иметь место и утечка топлива в шланге топливоподачи, и тогда внутри салона будет сильно пахнуть бензином.

Если давление нестабильно внутри рампы, то возможно дело в уплотнителях форсунок. Виной тому резиновые уплотнительные кольца. Через них происходит подсос воздуха и протекание топлива в местах крепления элементов впрыска.

Некачественное топливо

Старая АЗС
Источник: legion-media / Alexander Piragis

Если чек загорается после посещения какой-нибудь АЗС, то виновато топливо. При этом совсем не обязательно, что топливо некачественное. Дело в том, что на иномарках экологического класса Евро-5 и Евро-6 используются программы, восприимчивые к кислородосодержащим добавкам (оксигенатам). Это эфиры МТБЭ, МТАЭ, ИПТБЭ, ДИПЭ, которые добавляются в бензин для повышения октанового числа. Если превышен их норматив, то датчик кислорода в системе выпуска отреагирует и даст сигнал блоку управления, из-за чего и возникает ошибка.

В общем, датчик кислорода может реагировать на какие-то необычные октановые добавки. При этом бензин в целом не несет вред мотору. После другой заправки топлива ошибка пропадает.

Бедная смесь

Идеальная стехиометрическая смесь это та, в которой выдерживается правильная пропорция воздуха и топлива. На одну часть бензина приходится 14,7 частей воздуха. Тогда удается добиться полного сгорания горючего. При отклонении пропорции на 20−30% от нормы, смесь горит неправильно, оставляя сажевый налет, а на на панели приборов появляется чек.

Нарушение смесеобразования часто возникают из-за попадания в систему впрыска постороннего воздуха. Подсос воздуха может идти через корпус фильтра или через щели в коллекторе. Тогда сгорание топлива происходит не полностью и возникают перебои в работе цилиндров. Появляются пропуски зажигания, дерганье при ускорениях, провалы оборотов на холостом ходу.

Бывает, что лишний воздух засасывается через поврежденный вакуумный усилитель тормозов. Разрежение он берет из впускного коллектора и соединяется с ним вакуумной трубкой. Если есть разгерметизация, то воздух перетекает через эту трубку в двигатель.

Загрязнение форсунок

Ремонт двигателя
Источник: legion-media / Ladanifer

При перебоях в работе форсунок возникают проблемы в одном из цилиндров. Грязь забивает разбрызгиватель и прибор не создает правильный объем при распылении смеси. В итоге облако не воспламеняется или сгорает неполностью. Поршни работают вразнобой, возникает эффект «троения», когда из-за разбалансировки вала появляются вибрации.

Если диагностика показала нарушения в работе форсунок, то их чистят на ультразвуковых стендах. Форсунку погружают в ванну с раствором и подключают к управляющей электронике, которая при очистке имитирует работу впрыска. Помогает не всегда. Если после мойки форсунка продолжает плохо функционировать, то ее меняют.

Неисправности системы зажигания

Срок службы катушек зажигания составляет примерно 100 тыс. км пробега. Со временем в их работе возникают сбои, что отражается на системе зажигания. Прибор намокает, происходит пробой обмотки, плавится изоляция. Возникают пропуски зажигания, вибрации и потеря мощности двигателя. Блок управления двигателя автомобиля переходит в аварийный режим safe-mode, а на приборной панели загорается желтая лампа Check Engine.

Проблемы со свечами

Свечи зажигания
Источник: legion-media

Обычно свечи зажигания ходят по 20−30 тысяч километров. Хорошие варианты работают по 40−50 тысяч, но затем заканчивается и их ресурс. Появляется выработка и большой зазор между контактами, налет на электродах, и даже растрескивание керамического корпуса. Поэтому свечи надо менять по регламенту, определенному производителем. Чаще всего интервал замены составляет 30 тыс км.

Плохая свеча вызывает пропуски зажигания в цилиндре, порождая разбалансировку вала и вибрации, а также образование отложений на поршне, клапанах и в системе выпуска.

Проблема с датчиком кислорода (лямбда-зонд)

В выхлопной системе стоит датчик, определяющий количество кислорода в выхлопе. Называется он лямбда-зонд. Если уровень кислорода высок, то значит есть проблемы с приготовлением идеальной стехиометрической смеси. Получая сигнал об отклонениях уровня кислорода, блок управления старается скорректировать смесь, а если это не получается, то перед водителем зажигается чек, свидетельствующий об ошибке.

Такой же чек загорается в случае выхода из строя всего лямбда-зонда.

При появлении сигнала Check Engine лучше не затягивать надолго визит в мастерскую. Потребуется провести комплексную диагностику силового агрегата, которая выдаст точный код ошибки и позволит понять причину неисправности автомобиля.

Читайте также

  • Опрос: на каких шинах водители ездят зимой
  • Что купить автомобилисту осенью: топ товаров AliExpress
  • 20 лет в запасе: ГАЗ выставил уникальные прототипы авто, которые никто не видел
  • Россияне заказали несколько сотен новых кроссоверов Omoda C5
  • Правозащитник Травин рассказал, что нельзя говорить гаишнику во время проверки документов

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Почему геншин выдает ошибку аккаунта или пароля
  • Почему гейм рейнджер выдает ошибку при запуске
  • Почему выскакивает ошибка сервисов google play
  • Почему выскакивает ошибка при запуске симс 4
  • Почему выскакивает ошибка при запуске игры