Почуяв что тема вошел как называется ошибка допущенная

14 августа 2021

В закладки

Обсудить

Жалоба

6.docx

I. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

1. Чтобы закрыть свою вину перед мальчиком, старик Хоттабыч помогает ему, ведь джин поклялся своему юному спасителю в верности.

2. Сегодня, когда мне предстоит порекомендовать молодым читателям книгу избранных рассказов Джека Лондона, я прежде всего вспомнил именно рассказ «Любовь к жизни», который поразил меня когда-то в глубокой юности.

3. Если искусство не должно ограничиваться отвлечением человека от злой жизни, а должно улучшать саму эту злую жизнь, то эта великая цель не может быть решена простым воспроизведением действительности.

4. Почуяв, что Тема вошел во двор, собака с придворной яростью залаяла и бросилась в сторону мальчика, хотя сразу узнала его.

5. В Московском театре русской драмы случилось событие, к которому стоит отнестись как явлению в театральной жизни России: впервые осуществлена постановка прозы выдающегося русского писателя И.С. Шмелева.

II. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

6. Изучением необычных загадок природы занялись ученые, объединившиеся воедино в общественную творческую лабораторию «Инверсор».

7. Отказ Льва Толстого от Нобелевской премии по литературе в 1906 году стал внезапной неожиданностью для всей общественности, однако добавил еще одну важную строчку в биографию великого писателя.

8. Уже больше месяца весь дом жил в страхе перед угрозами, содержащимися в письмах неизвестного анонима, которые странным образом попадали по утрам в гостиную.

9. Существенно увеличить эффективность бизнес-процессов поможет краткое резюме встречи с клиентом, которое также называется протоколом результатов переговоров.

10. Если вы когда-нибудь видели фильмы немого кино, то, безусловно, обратили внимание на то, что все актеры активно жестикулируют руками, да и мимика их отличается особой выразительностью.

11. Завод в нашем городе был самым большим предприятием: его обслуживали сто десять человек рабочих, по утрам заводской гудок ревел так громко, что его было слышно и на Заречье, и даже у нас в школе.

Ответы

1. Загладить вину
2. Ранней юности
3. Цель достигнута
4. Притворной яростью
5. Произошло событие
6. Необычных
7. Внезапной
8. Неизвестного
9. Краткое
10. Руками
11. Человек или рабочих.

Автор: Квардакова Ольга Павловна.

Тренировочные упражнения для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Задание №6. Отработка лексических норм языка.

Задания подобраны в соответствии с демоверсией 2022 года из открытого банка ФИПИ .

Автор: Русланова Т.И.

 скачать задания docx

Тренировочные упражнения ЕГЭ №6

I. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

1. Изучением необычных загадок природы занялись ученые, объединившиеся воедино в общественную творческую лабораторию «Инверсор».

2. Отказ Льва Толстого от Нобелевской премии по литературе в 1906 году стал внезапной неожиданностью для всей общественности, однако добавил еще одну важную строчку в биографию великого писателя.

3. Уже больше месяца весь дом жил в страхе перед угрозами, содержащимися в письмах неизвестного анонима, которые странным образом попадали по утрам в гостиную.

4. Существенно увеличить эффективность бизнес-процессов поможет краткое резюме встречи с клиентом, которое также называется протоколом результатов переговоров.

5. Если вы когда-нибудь видели фильмы немого кино, то, безусловно, обратили внимание на то, что все актеры активно жестикулируют руками, да и мимика их отличается особой выразительностью.

6. Завод в нашем городе был самым большим предприятием: его обслуживали сто десять человек рабочих, по утрам заводской гудок ревел так громко, что его было слышно и на Заречье, и даже у нас в школе.

II. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

7. Чтобы закрыть свою вину перед мальчиком, старик Хоттабыч помогает ему, ведь джин поклялся своему юному спасителю в верности.

8. Сегодня, когда мне предстоит порекомендовать молодым читателям книгу избранных рассказов Джека Лондона, я прежде всего вспомнил именно рассказ «Любовь к жизни», который поразил меня когда-то в глубокой юности.

9. Если искусство не должно ограничиваться отвлечением человека от злой жизни, а должно улучшать саму эту злую жизнь, то эта великая цель не может быть решена простым воспроизведением действительности.

10. Почуяв, что Тема вошел во двор, собака с придворной яростью залаяла и бросилась в сторону мальчика, хотя сразу узнала его.

11. В Московском театре русской драмы случилось событие, к которому стоит отнестись как явлению в театральной жизни России: впервые осуществлена постановка прозы выдающегося русского писателя И. С. Шмелева.

Ключи:

1. Необычных

2. Внезапной

3. Неизвестного

4. Краткое

5. Руками

6. Человек или рабочих

7. Загладить вину

8. Ранней юности

9. Цель достигнута

10. Притворной яростью

11. Произошло событие

Связанные страницы:

Мини-сборник  для подготовки выполнения  задания  ЕГЭ №6

Алгоритм выполнения задания

  1. Прочитайте задание и определите, к какому из двух типов оно относится — на исключение или замену.
  2. Внимательно прочитайте предложение, приведённое в задании. Найдите в нём словосочетание, в котором, по вашему мнению, допущена речевая избыточность (если вам предлагается исключить лишнее слово).
  3. Вспомните лексическое значение слов, входящих в это сочетание. Существенную помощь вам окажет Словарь плеоназмов, который содержит 96 «ошибкоопасных» слов и примеров с лишними словами. Структура словаря наглядно показывает, какое слово и почему оказывается в словосочетании лишним.
  4. Уберите зависимое слово и проверьте, сохранился ли смысл предложения.
  5. Если вы выполняете задание 6 с заменой, то вам нужно выявить речевую ошибку и заменить неверно употреблённое слово правильным. Что подразумевается под речевой ошибкой? Перечислим основные из них:
    • неверное использование устойчивых словосочетаний и смешение слов во фразеологических оборотах: 
    играть роль и иметь значение  играть значение, иметь роль;
    • употребление слова в несвойственном ему значении: 
    В концерте принял участие известный оперный магнат;
    • смешение в одном контексте слов разной стилевой и стилистической окраски:
     В описании переживаний героя мы видим сплошную авторскую болтовню и др.

 Теоретический материал

Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке. 

 Плеоназм 

Плеоназмы — словосочетания, в которых значение одного компонента целиком входит в значение другого.

Примеры плеоназмов: май месяц, период времени, коллеги по работе, хронометраж времени, прейскурант цен, библиотека книг, биография жизни, основной костяк, главная суть, памятные сувениры, народный фольклор, выгодные преимущества, своя автобиография,  первый дебют, большой мегаполис, огромная масса, горячий кипяток, мемориальный памятник, необычный феномен, главный лейтмотив, внутренний интерьер, местные аборигены, глубокая бездна, наружная внешность, впервые познакомиться, очень прекрасный/огромный, успели вовремя, продолжай дальше, смело рисковал, заранее планировали, промахнулся мимо, сразу вдруг, дефекты и недочеты, коррективы и поправки. и др.

 Тавтология

Тавтология (разновидность плеоназмов) — неоправданное употребление однокоренных слов.

Примеры тавтологии: Заданное задание мы выполнили; гостеприимно приняли; соединить воедино; организовать организацию; желаю долгого творческого долголетия; бездонная бездна; кружок вновь возобновил работу; учащиеся выполнили заданное домашнее задание; характерные для Чацкого черты характера; К недостаткам книги можно отнести недостаточное количество иллюстраций;Нарушение лексической сочетаемости 


Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость. Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости.


Примеры нарушения лексической сочетаемости: сделать решение (принять решение); играть значение (иметь значение, играть роль); роман дал автору славу (принес славу); дать поддержку (оказать поддержку), одержать первенство (одержать победу или завоевать первенство); делать поступки (совершать поступки); в поле внимания (в поле зрения или в центре внимания); табун рыб (табун лошадей или косяк рыб); приобрести уважение окружающих (заслужить уважение); ученый сделал гипотезу (выдвинул) и т.д. Ошибки в употреблении фразеологизмов 

Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).

Фразеологические ошибки — это искажение формы фразеологизма или употребление их в несвойственном им значении.

Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:

  • Изменение лексического состава фразеологизма («зарубить на лбу» вместо «зарубить на носу»);
  • Сокращение или расширение выражения («И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит», «Обратиться не по правильному адресу» вместо «Обратиться не по адресу»);
  • Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении;

Примеры ошибок: Он вставлял ему прутья (палки) в колеса; Она держит его в ежовых варежках (рукавицах); Иванушка рос не по дням, а по ночам (по часам); Ему досталась львиная часть (доля); Довели меня до белого колена (каления); Пока суть (суд) да дело … ; Пора тебе взяться за свой ум (взяться за ум); Вы обратились не по правильному адресу (по адресу); Эта работа выеденного гроша не стоит (выеденного яйца или ломаного гроша); Нельзя все делать сложа рукава (спустя рукава или сложа руки);

 Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов, употребление слов иной стилевой окраски, просторечий. 


Устаревшие слова в зависимости от причин устаревания делятся на две группы:

Историзмы — это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т. д)

Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей — актер).

***Историзмы и архаизмы употребляются в текстах, в которых речь идет о прошлом (художественная литература, исторические исследования).

Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (спутник, ноутбук).

Диалектизм — лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией.

Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков.
Примеры ошибок: Она пошла к врачу, потому что у нее более очи (вместо глаза); Лиза была домработницей (служанкой) у Фамусова; Практиканты, облаченные в средства защиты, приступили к работе (одетые); Покоряет человеческая теплота, заботливая внимательность, с которыми здесь привечают друзей (встречают); Чичиков за свои махинации был сокращен с работы. Чичиков сумел всех объегорить (обмануть). «Тихий Дон» — интересная книжица (книга). Учёные научно-исследовательского института в ближайшее время должны покумекать над новыми машинами для расфасовки чая (подумать). После окончания лицея Пушкин был принят на работу в Коллегию иностранных дел (поступил на службу). В сочинении мне охота написать о любимом герое; Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю (свеклы); Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт. (Полиглот – человек, владеющий многими языками — Лексическая ошибка связана с непониманием значения заимствованного слова «полиглот».

 Алогизмы

Алогизм — тип логической (речевой) ошибки, состоящей из нарушений логических связей в тексте, сочетание противоречащих друг другу понятий.

Примеры алогизмов: Благодаря плохой погоде мы не поехали на экскурсию (из-за плохой погоды). Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от обыкновенного рябчика. (Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от клюва обыкновенного рябчика); Будучи под давлением своих товарищей, герой стал активным членом общества и добровольно участвовал в сходках (нельзя под давлением добровольно участвовать).
*В литературных произведениях алогизмы часто используются в качестве художественного приема

Словарик плеоназмов и тавтологий

Лишнее слово в словарике осталось невыделенным

А
автоматический 
рефлекс
акватория водных объектов
антагонистическая 
борьба
ареал обитания
ароматные 
духи
арсенал оружия
атмосферный 
воздух
Б
бесполезно 
пропадает
бесплатный 
подарок
бестселлер продаж
биография жизни
большое и 
видное место
большое человеческое 
спасибо
бывший 
экс-чемпион
букет цветовВ
взаимо
отношения между супругами
взаимный 
диалог
водная 
акватория
возобновиться вновь
ведущий 
лидер
вернуться назад
взлетать вверх
видел своими глазами
визуальное 
изображение
всенародный 
референдум
возвращаться обратно
воспоминания о былом
в конечном итоге
внутренний 
интерьер
впервые 
дебютировал
впервые 
знакомиться
впереди 
лидирует
временная 
отсрочка
все и каждыйГ
героический 
подвиг
гигантский/огромный 
исполин
главная 
суть
главный 
лейтмотив
главный 
приоритет
голубая 
синева
госпитализация 
в больницуД
депиляция 
волос
демобилизоваться 
из армии
действия и поступки (одно слово лишнее)
движущий 
лейтмотив
долгий и продолжительный (одно лишнее)
дополнительный 
бонус
дополнительный 
овертайм
другая 
альтернативаЕ
единогласный 
консенсусЖ
жестикулировал 
рукамиЗ
заданные
 данные
заведомая
 клевета
заезжий 
гастарбайтер
занудный и скучный (одно слово лишнее)
захватывающий 
триллерИ
избитая 
банальность
изобиловал большим количеством
имеет место быть
импортировать из-за рубежа
интервал перерыва
информационное 
сообщение
исключительно 
эксклюзивныйК
карательная 
репрессия
коллега по работе/по профессии
короткое 
мгновение
коррективы и поправки (одно слово лишнее)
крайне 
экстремистский
краткое 
резюме
круглосуточный 
нон-стопЛ
ладони рук
ледяной 
айсберг
лично 
я
лицо в 
анфасМ
маршрут движения
международный 
интернационализм
мемориальный 
памятник
меню блюд
местный 
абориген
мёртвый 
труп
молодая 
девушка
молодой 
юноша
монументальный 
памятник
моргнул глазами
молчаливая 
пауза
моя 
автобиография
мизерные 
мелочи
минус три градуса мороза ниже нуля
минута времени
мимика лица
мужественный и смелый (одно слово лишнее)
Н
наглядно 
демонстрировать
наиболее 
оптимальный
на сегодняшний день = 
на сегодня
наследие прошлого
народный 
фольклор
на удивление 
странно
начальные 
азы
негодовать от возмущения
незаконные 
бандформирования
необоснованные 
выдумки
необычный 
феномен
немного 
приоткрыть
неподтверждённые 
слухи
нервный 
тик
неустойчивый 
дисбаланс
ностальгия по родинеО
объединённый 
союз
объединиться воедино
огромная 
махина
опытно–экспериментальный (одно лишнее)
опытный 
эксперт
основной 
лейтмотив
отара овец
ответная 
контратака
ответная 
реакция
отступать назад
очень 
крохотныйП
памятный 
сувенир
патриот родины
первая 
премьера
пережиток прошлого
период времени
пернатые 
птицы
перманентное 
постоянство
перспектива на будущее
повторить снова
подводный 
дайвинг
подняться вверх по…
повседневная 
обыденность
пожилой 
старик
полный 
карт-бланш
планы на будущее
помог и поспособствовал (одно слово лишнее)
по моему личному мнению
популярный 
шлягер
посетить/побывать с визитом
поступательное движение вперед
предварительное 
планирование
предварительная 
предоплата
предварительный 
анонс
предчувствовать  заранее
предупредить заранее
прейскурант цен, тарифов
приснилось во снепростаивать без дела
проливной 
ливень
промышленная 
индустрия
прошлый 
опыт
полный 
аншлаг
полное 
фиаско
популярный 
шлягер
потрясающий
 шок
пять рублей (любой другой вариант) денегР
равная 
половина
рассказчик рассказывал (другой глагол)
реальная 
действительность
революционный 
переворот
регистрационный 
учет
рыбная 
ухаС
самовольный 
прогул
самое 
ближайшее время
самое 
выгоднейшее
саммит на высшем уровне
самый 
лучший
сатирическая 
карикатура
свободная 
вакансия
сжатый
 кулак
скоростной 
экспресс
скриншот с экрана монитора
смешивать вместе
совместная 
встреча
совместное 
соглашение
совместное 
сотрудничество
соединить воедино
спуститься вниз по …
странный 
парадокс
суеверная 
вераТ
так, например (одно слово лишнее)
тайный 
аноним
тем не менее, однако (одно слово лишнее)
тестовые 
испытания
тёмный 
мрак
толпа людей
только лишь (одно из слов лишнее)
топтать ногами
травматическое 
повреждение
тридцать человек строителей (и другие варианты)
трудоустройство на работу
торжественная церемония 
инаугурацииУ
увидеть своими глазами
увидеть собственными глазами
уже 
имеющийся
уже 
существовал
услышать своими ушами
упал вниз
установленный 
факт
устойчивая 
стабилизация
утренний 
рассветФ
финальный 
конец
форсирует ускоренными темпамиХ
храбрый 
герой
хронометраж времениЦ
целиком и полностью (одно лишнее)
ценные
 сокровища
цейтнот времениЧ
человеческое 
общество
честолюбивые 
амбиции
чрезвычайно 
громадныйЭ
экспонаты выставки
эмоциональные 
чувстваЮ
юная 
молодёжьЯ
январь (и любой другой) месяцВ роли плеоназма может выступать местоимение свой
Перед 
своей смертью он написал завещание.
В 
своей повести писатель…

Просторечные выражения зазря и напополам следует произносить ЗРЯ и ПОПОЛАМ.

Тренировочные упражнения

   I. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

1.Чтобы закрыть свою вину перед мальчиком, старик Хоттабыч помогает ему, ведь джин поклялся своему юному спасителю в верности.

2.Сегодня, когда мне предстоит порекомендовать молодым читателям книгу избранных рассказов Джека Лондона, я  прежде всего вспомнил именно рассказ «Любовь к жизни», который поразил меня когда-то в глубокой юности.

3.Если искусство не должно ограничиваться отвлечением человека от злой жизни, а должно улучшать саму эту злую жизнь, то эта великая цель не может быть решена простым воспроизведением действительности.

4.Почуяв, что Тема вошел во двор, собака с придворной яростью залаяла и бросилась в сторону мальчика, хотя сразу узнала его.

5. В Московском театре русской драмы случилось событие, к которому стоит отнестись как явлению в театральной жизни России: впервые осуществлена постановка прозы выдающегося русского писателя И.С. Шмелева.

  II. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,  исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

6.Изучением необычных загадок природы занялись ученые, объединившиеся воедино в общественную творческую лабораторию «Инверсор».

7.Отказ  Льва Толстого от Нобелевской премии по литературе в 1906 году стал внезапной неожиданностью для всей общественности, однако добавил еще одну важную строчку в биографию великого писателя.

8.Уже больше месяца весь дом жил в страхе перед угрозами, содержащимися в письмах неизвестного анонима, которые странным образом попадали по утрам в гостиную.

9.Существенно увеличить эффективность бизнес-процессов поможет краткое резюме встречи с клиентом, которое также называется протоколом результатов переговоров.

     10.Если вы когда-нибудь видели фильмы немого кино, то, безусловно, обратили внимание  на то, что все актеры активно жестикулируют руками, да и мимика их отличается особой выразительностью.

11.Завод в нашем городе был самым большим предприятием: его обслуживали сто десять человек рабочих, по утрам заводской гудок ревел так громко, что его было слышно и на Заречье, и даже у нас в школе.

Ключи:

  1. Загладить вину
  2. Ранней юности
  3. Цель достигнута
  4. Притворной яростью
  5. Произошло событие
  6. Необычных
  7. Внезапной
  8. Неизвестного
  9. Краткое
  10. Руками
  11. Человек или рабочих

Мини-сборник  для подготовки выполнения  задания  ЕГЭ №6

Алгоритм выполнения задания

  1. Прочитайте задание и определите, к какому из двух типов оно относится — на исключение или замену.
  2. Внимательно прочитайте предложение, приведённое в задании. Найдите в нём словосочетание, в котором, по вашему мнению, допущена речевая избыточность (если вам предлагается исключить лишнее слово).
  3. Вспомните лексическое значение слов, входящих в это сочетание. Существенную помощь вам окажет Словарь плеоназмов, который содержит 96 «ошибкоопасных» слов и примеров с лишними словами. Структура словаря наглядно показывает, какое слово и почему оказывается в словосочетании лишним.
  4. Уберите зависимое слово и проверьте, сохранился ли смысл предложения.
  5. Если вы выполняете задание 6 с заменой, то вам нужно выявить речевую ошибку и заменить неверно употреблённое слово правильным. Что подразумевается под речевой ошибкой? Перечислим основные из них:
    • неверное использование устойчивых словосочетаний и смешение слов во фразеологических оборотах: 
    играть роль и иметь значение  играть значение, иметь роль;
    • употребление слова в несвойственном ему значении: 
    В концерте принял участие известный оперный магнат;
    • смешение в одном контексте слов разной стилевой и стилистической окраски:
     В описании переживаний героя мы видим сплошную авторскую болтовню и др.

 Теоретический материал

Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке. 

 Плеоназм 

Плеоназмы — словосочетания, в которых значение одного компонента целиком входит в значение другого.

Примеры плеоназмов: май месяц, период времени, коллеги по работе, хронометраж времени, прейскурант цен, библиотека книг, биография жизни, основной костяк, главная суть, памятные сувениры, народный фольклор, выгодные преимущества, своя автобиография,  первый дебют, большой мегаполис, огромная масса, горячий кипяток, мемориальный памятник, необычный феномен, главный лейтмотив, внутренний интерьер, местные аборигены, глубокая бездна, наружная внешность, впервые познакомиться, очень прекрасный/огромный, успели вовремя, продолжай дальше, смело рисковал, заранее планировали, промахнулся мимо, сразу вдруг, дефекты и недочеты, коррективы и поправки. и др.

 Тавтология

Тавтология (разновидность плеоназмов) — неоправданное употребление однокоренных слов.

Примеры тавтологии: Заданное задание мы выполнили; гостеприимно приняли; соединить воедино; организовать организацию; желаю долгого творческого долголетия; бездонная бездна; кружок вновь возобновил работу; учащиеся выполнили заданное домашнее задание; характерные для Чацкого черты характера; К недостаткам книги можно отнести недостаточное количество иллюстраций;Нарушение лексической сочетаемости 


Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость. Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости.


Примеры нарушения лексической сочетаемости: сделать решение (принять решение); играть значение (иметь значение, играть роль); роман дал автору славу (принес славу); дать поддержку (оказать поддержку), одержать первенство (одержать победу или завоевать первенство); делать поступки (совершать поступки); в поле внимания (в поле зрения или в центре внимания); табун рыб (табун лошадей или косяк рыб); приобрести уважение окружающих (заслужить уважение); ученый сделал гипотезу (выдвинул) и т.д. Ошибки в употреблении фразеологизмов 

Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).

Фразеологические ошибки — это искажение формы фразеологизма или употребление их в несвойственном им значении.

Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:

  • Изменение лексического состава фразеологизма («зарубить на лбу» вместо «зарубить на носу»);
  • Сокращение или расширение выражения («И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит», «Обратиться не по правильному адресу» вместо «Обратиться не по адресу»);
  • Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении;

Примеры ошибок: Он вставлял ему прутья (палки) в колеса; Она держит его в ежовых варежках (рукавицах); Иванушка рос не по дням, а по ночам (по часам); Ему досталась львиная часть (доля); Довели меня до белого колена (каления); Пока суть (суд) да дело … ; Пора тебе взяться за свой ум (взяться за ум); Вы обратились не по правильному адресу (по адресу); Эта работа выеденного гроша не стоит (выеденного яйца или ломаного гроша); Нельзя все делать сложа рукава (спустя рукава или сложа руки);

 Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов, употребление слов иной стилевой окраски, просторечий. 


Устаревшие слова в зависимости от причин устаревания делятся на две группы:

Историзмы — это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т. д)

Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей — актер).

***Историзмы и архаизмы употребляются в текстах, в которых речь идет о прошлом (художественная литература, исторические исследования).

Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (спутник, ноутбук).

Диалектизм — лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией.

Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков.
Примеры ошибок: Она пошла к врачу, потому что у нее более очи (вместо глаза); Лиза была домработницей (служанкой) у Фамусова; Практиканты, облаченные в средства защиты, приступили к работе (одетые); Покоряет человеческая теплота, заботливая внимательность, с которыми здесь привечают друзей (встречают); Чичиков за свои махинации был сокращен с работы. Чичиков сумел всех объегорить (обмануть). «Тихий Дон» — интересная книжица (книга). Учёные научно-исследовательского института в ближайшее время должны покумекать над новыми машинами для расфасовки чая (подумать). После окончания лицея Пушкин был принят на работу в Коллегию иностранных дел (поступил на службу). В сочинении мне охота написать о любимом герое; Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю (свеклы); Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт. (Полиглот – человек, владеющий многими языками — Лексическая ошибка связана с непониманием значения заимствованного слова «полиглот».

 Алогизмы

Алогизм — тип логической (речевой) ошибки, состоящей из нарушений логических связей в тексте, сочетание противоречащих друг другу понятий.

Примеры алогизмов: Благодаря плохой погоде мы не поехали на экскурсию (из-за плохой погоды). Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от обыкновенного рябчика. (Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от клюва обыкновенного рябчика); Будучи под давлением своих товарищей, герой стал активным членом общества и добровольно участвовал в сходках (нельзя под давлением добровольно участвовать).
*В литературных произведениях алогизмы часто используются в качестве художественного приема

Словарик плеоназмов и тавтологий

Лишнее слово в словарике осталось невыделенным

А
автоматический 
рефлекс
акватория водных объектов
антагонистическая 
борьба
ареал обитания
ароматные 
духи
арсенал оружия
атмосферный 
воздух
Б
бесполезно 
пропадает
бесплатный 
подарок
бестселлер продаж
биография жизни
большое и 
видное место
большое человеческое 
спасибо
бывший 
экс-чемпион
букет цветовВ
взаимо
отношения между супругами
взаимный 
диалог
водная 
акватория
возобновиться вновь
ведущий 
лидер
вернуться назад
взлетать вверх
видел своими глазами
визуальное 
изображение
всенародный 
референдум
возвращаться обратно
воспоминания о былом
в конечном итоге
внутренний 
интерьер
впервые 
дебютировал
впервые 
знакомиться
впереди 
лидирует
временная 
отсрочка
все и каждыйГ
героический 
подвиг
гигантский/огромный 
исполин
главная 
суть
главный 
лейтмотив
главный 
приоритет
голубая 
синева
госпитализация 
в больницуД
депиляция 
волос
демобилизоваться 
из армии
действия и поступки (одно слово лишнее)
движущий 
лейтмотив
долгий и продолжительный (одно лишнее)
дополнительный 
бонус
дополнительный 
овертайм
другая 
альтернативаЕ
единогласный 
консенсусЖ
жестикулировал 
рукамиЗ
заданные
 данные
заведомая
 клевета
заезжий 
гастарбайтер
занудный и скучный (одно слово лишнее)
захватывающий 
триллерИ
избитая 
банальность
изобиловал большим количеством
имеет место быть
импортировать из-за рубежа
интервал перерыва
информационное 
сообщение
исключительно 
эксклюзивныйК
карательная 
репрессия
коллега по работе/по профессии
короткое 
мгновение
коррективы и поправки (одно слово лишнее)
крайне 
экстремистский
краткое 
резюме
круглосуточный 
нон-стопЛ
ладони рук
ледяной 
айсберг
лично 
я
лицо в 
анфасМ
маршрут движения
международный 
интернационализм
мемориальный 
памятник
меню блюд
местный 
абориген
мёртвый 
труп
молодая 
девушка
молодой 
юноша
монументальный 
памятник
моргнул глазами
молчаливая 
пауза
моя 
автобиография
мизерные 
мелочи
минус три градуса мороза ниже нуля
минута времени
мимика лица
мужественный и смелый (одно слово лишнее)
Н
наглядно 
демонстрировать
наиболее 
оптимальный
на сегодняшний день = 
на сегодня
наследие прошлого
народный 
фольклор
на удивление 
странно
начальные 
азы
негодовать от возмущения
незаконные 
бандформирования
необоснованные 
выдумки
необычный 
феномен
немного 
приоткрыть
неподтверждённые 
слухи
нервный 
тик
неустойчивый 
дисбаланс
ностальгия по родинеО
объединённый 
союз
объединиться воедино
огромная 
махина
опытно–экспериментальный (одно лишнее)
опытный 
эксперт
основной 
лейтмотив
отара овец
ответная 
контратака
ответная 
реакция
отступать назад
очень 
крохотныйП
памятный 
сувенир
патриот родины
первая 
премьера
пережиток прошлого
период времени
пернатые 
птицы
перманентное 
постоянство
перспектива на будущее
повторить снова
подводный 
дайвинг
подняться вверх по…
повседневная 
обыденность
пожилой 
старик
полный 
карт-бланш
планы на будущее
помог и поспособствовал (одно слово лишнее)
по моему личному мнению
популярный 
шлягер
посетить/побывать с визитом
поступательное движение вперед
предварительное 
планирование
предварительная 
предоплата
предварительный 
анонс
предчувствовать  заранее
предупредить заранее
прейскурант цен, тарифов
приснилось во снепростаивать без дела
проливной 
ливень
промышленная 
индустрия
прошлый 
опыт
полный 
аншлаг
полное 
фиаско
популярный 
шлягер
потрясающий
 шок
пять рублей (любой другой вариант) денегР
равная 
половина
рассказчик рассказывал (другой глагол)
реальная 
действительность
революционный 
переворот
регистрационный 
учет
рыбная 
ухаС
самовольный 
прогул
самое 
ближайшее время
самое 
выгоднейшее
саммит на высшем уровне
самый 
лучший
сатирическая 
карикатура
свободная 
вакансия
сжатый
 кулак
скоростной 
экспресс
скриншот с экрана монитора
смешивать вместе
совместная 
встреча
совместное 
соглашение
совместное 
сотрудничество
соединить воедино
спуститься вниз по …
странный 
парадокс
суеверная 
вераТ
так, например (одно слово лишнее)
тайный 
аноним
тем не менее, однако (одно слово лишнее)
тестовые 
испытания
тёмный 
мрак
толпа людей
только лишь (одно из слов лишнее)
топтать ногами
травматическое 
повреждение
тридцать человек строителей (и другие варианты)
трудоустройство на работу
торжественная церемония 
инаугурацииУ
увидеть своими глазами
увидеть собственными глазами
уже 
имеющийся
уже 
существовал
услышать своими ушами
упал вниз
установленный 
факт
устойчивая 
стабилизация
утренний 
рассветФ
финальный 
конец
форсирует ускоренными темпамиХ
храбрый 
герой
хронометраж времениЦ
целиком и полностью (одно лишнее)
ценные
 сокровища
цейтнот времениЧ
человеческое 
общество
честолюбивые 
амбиции
чрезвычайно 
громадныйЭ
экспонаты выставки
эмоциональные 
чувстваЮ
юная 
молодёжьЯ
январь (и любой другой) месяцВ роли плеоназма может выступать местоимение свой
Перед 
своей смертью он написал завещание.
В 
своей повести писатель…

Просторечные выражения зазря и напополам следует произносить ЗРЯ и ПОПОЛАМ.

Тренировочные упражнения

   I. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

1.Чтобы закрыть свою вину перед мальчиком, старик Хоттабыч помогает ему, ведь джин поклялся своему юному спасителю в верности.

2.Сегодня, когда мне предстоит порекомендовать молодым читателям книгу избранных рассказов Джека Лондона, я  прежде всего вспомнил именно рассказ «Любовь к жизни», который поразил меня когда-то в глубокой юности.

3.Если искусство не должно ограничиваться отвлечением человека от злой жизни, а должно улучшать саму эту злую жизнь, то эта великая цель не может быть решена простым воспроизведением действительности.

4.Почуяв, что Тема вошел во двор, собака с придворной яростью залаяла и бросилась в сторону мальчика, хотя сразу узнала его.

5. В Московском театре русской драмы случилось событие, к которому стоит отнестись как явлению в театральной жизни России: впервые осуществлена постановка прозы выдающегося русского писателя И.С. Шмелева.

  II. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,  исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

6.Изучением необычных загадок природы занялись ученые, объединившиеся воедино в общественную творческую лабораторию «Инверсор».

7.Отказ  Льва Толстого от Нобелевской премии по литературе в 1906 году стал внезапной неожиданностью для всей общественности, однако добавил еще одну важную строчку в биографию великого писателя.

8.Уже больше месяца весь дом жил в страхе перед угрозами, содержащимися в письмах неизвестного анонима, которые странным образом попадали по утрам в гостиную.

9.Существенно увеличить эффективность бизнес-процессов поможет краткое резюме встречи с клиентом, которое также называется протоколом результатов переговоров.

     10.Если вы когда-нибудь видели фильмы немого кино, то, безусловно, обратили внимание  на то, что все актеры активно жестикулируют руками, да и мимика их отличается особой выразительностью.

11.Завод в нашем городе был самым большим предприятием: его обслуживали сто десять человек рабочих, по утрам заводской гудок ревел так громко, что его было слышно и на Заречье, и даже у нас в школе.

Ключи:

  1. Загладить вину
  2. Ранней юности
  3. Цель достигнута
  4. Притворной яростью
  5. Произошло событие
  6. Необычных
  7. Внезапной
  8. Неизвестного
  9. Краткое
  10. Руками
  11. Человек или рабочих

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Здравствуйте, уважаемые
коллеги!

Проанализировав ошибки,
обнаруженные при проверке задания С на ЕГЭ по
русскому языку, решила пойти дальше и показать их
своим ребятам. Уже не раз отмечала, что на первых
порах им легче исправлять чужие работы; вероятно,
отсутствует личное отношение к написанному
тексту. Вот что получилось.

Е.Ю.

Ищем и исправляем грамматические ошибки.
Система упражнений

Предлагаемая вашему вниманию система
упражнений появилась как результат наблюдений
над ошибками в работах выпускников, выполнявших
задание С на ЕГЭ по русскому языку в 2007 – 2008
годах. При проверке сочинений эксперты, как
правило, отмечают, что ребята делают большое
количество грамматических ошибок (при
допустимых двух). Это, конечно, всем известно и не
вызывает удивления: при насыщенности
современных программ теоретическим материалом
на уроках в средних классах, когда изучается
грамматика, трудно выделить достаточное
количество времени не только на развитие
практических умений и формирование навыков, но
даже и на выполнение специальных упражнений,
позволяющих научить применять полученные
знания. А это означает, что приходится обращать
внимание на грамматику, языковые нормы при
написании сочинений, при подготовке к выпускным
экзаменам, то есть уже в старшем звене. И тогда
жизненно необходимой оказывается система работы
по совершенствованию устной и письменной речи.

Сложность положения и учителя, и ребят состоит
еще и в том, что, к сожалению, разного рода
ошибками (в том числе и грамматическими) пестрят
тексты, появляющиеся перед глазами учеников,
выступления в СМИ. У нас с ребятами, например,
есть своеобразное соревнование: кто какие ошибки
обнаружит в объявлениях в городском транспорте?

Как сделать грамотнее устную и письменную речь
учеников, как уменьшить количество
грамматических ошибок? Добиться этого можно лишь
в том случае, если дети научатся видеть нарушения
языковых норм сначала в специально составленных
упражнениях (заметила, что ребятам легче
анализировать чужие тексты), затем станут
находить в собственных работах и будут знать
разные способы их устранения. То есть требуются
особые упражнения, материал которых был бы по
лексическому и грамматическому строю приближен
к тому, что выходит из-под пера самих учеников.
Очень полезными могут оказаться уже проверенные
и оцененные сочинения выпускников на ЕГЭ. Их
много, они различны по уровню, по исполнению,
невелики по объему, позволяют выявить типичность
и распространенность в регионе той или иной
ошибки, а потому содержат богатейший материал
для наблюдений и дальнейшей работы.

Новизна предлагаемой системы как раз и состоит
в том, что упражнения в большинстве своем
составлены из фрагментов сочинений самих
выпускников, ровесников наших учеников, то есть
носителей языка, близких им по уровню владения.
Наиболее распространенные грамматические
ошибки из задания части С ЕГЭ по русскому языку
были выявлены, сгруппированы и классифицированы,
подобраны наиболее яркие примеры, включены в
задания и предложены учащимся для работы с ними.
Считаю это полезным, так как ребята имеют дело с
теми ошибками, которые могут допустить (и
допускают) сами.

В настоящее время, как известно, нет единого
подхода к классификации грамматических ошибок и
речевых недочетов. Поэтому здесь требуется
оговорка. Поскольку грамматика – раздел
лингвистики, изучающий «строй языка», т.е.
систему «морфологических категорий и форм,
синтаксических категорий и конструкций,
способов словопроизводства» (Языкознание.
Большой энциклопедический словарь / Под ред.
В.Н. Ярцевой. 2-е изд. М.: Большая Российская
энциклопедия, 1998. С. 113), то, соответственно, к
грамматическим ошибкам мы будем относить такие,
которые связаны с нарушением структуры языковой
единицы: слова, словосочетания, предложения, – то
есть нарушение словообразовательных,
морфологических и синтаксических норм.

Сделаем поправку и на то, что точно
разграничить грамматические и речевые ошибки
эксперту сложно, потому что он не может
установить причину нарушения норм. Не зная детей,
писавших работу, в ряде случаев нельзя быть
полностью уверенным в том, чем вызвано появление
той или иной ошибки: особенностями речи данного
носителя или незнанием языковых норм.

Предлагаемая система упражнений создавалась с
учетом последовательности изучения и уровня
сложности основных единиц грамматики –
начинаем работать над образованием форм слов,
затем над составом словосочетаний и, наконец, над
построением предложений. Некоторая однотипность
заданий объясняется целями, стоящими перед
преподавателем: научить обнаруживать и
исправлять грамматические ошибки. Но в этом есть
и положительная сторона. Мы имеем возможность
одновременно готовиться к выполнению нескольких
тестовых заданий группы А (А4, А5, А6 в 2007–2008 гг.).

Работу с предлагаемыми упражнениями можно
выполнять различными способами: отводить
специальные занятия, вводить отдельные задания в
ходе уроков повторения и обобщения, предложить в
качестве самостоятельной работы.

Упражнение 1. Найдите и устраните ошибки в
образовании грамматических форм.

1. В данном тексте автор поднимает проблему
необходимости говорить людям слова, которые
помогут воспрять духом, понять, что ты не один и
кому-то нужен.

2. Сейчас, не брав в руки книжку, можно все узнать
с помощью компьютера.

3. Именно при чтении настоящей поэзии мы
начинаем чувствовать глуботу слов,
употребляемых в произведении.

4. Автор пытается подробно разобрать проблему и
ставит вопрос о том, кто и зачем уезжает из
России. Он рассматривает двадцатый век, когда
были эмигрированы такие люди, как Ростропович,
Барышников, Бродский, и многие другие.

5. Человек не может жить без природы, без
взаимоотношения с ней.

6. Заведующая библиотекой имени Достоевского
испытывала глубокое любопытство к нескладистым
подросткам.

7. Невольно задумываешься о жизни людей, как им
тяжело жить, считав себя ненужными.

8. Почему люди на праздники приносят букеты?
Зачем мы, гуляя, нарываем полевые цветы и ставим
их в вазу на подоконник?

9. В данном тексте Лаптев поднимает проблему
невостребования великих людей в свое время.

10. Ехав угрюмо в карете мимо ревущей толпы и
глотая горькие слезы, Барклай-де-Толли верил в
правоту своего решения: именно эта вера дает
человеку силы идти до конца, даже если приходится
идти в одиночку.

11. Я согласна с автором, что истории Прометея и
Барклая-де-Толли являются яркими примерами
непонимания, а порой равнодушности и жестокости
людей.

12. Бесстрастное время всем воздаст по заслугам,
справедливый суд истории обязательно оправдает
тех, кто был несправедливо обвинен, оклевечен.

Упражнение 2. В каких предложениях имеются
ошибки в образовании грамматической формы? Ответ
дайте в виде цифрового ряда.

1. Чтобы сделать свою мысль выразительнее, автор
использует разные синтаксические и лексические
средства, эмоциональные окраски.

2. А если русские войска наступили бы на
французов и проиграли сражение Наполеону?

3. Своим рассказом автор хотел показать нам, как
всего один случай изменил судьбу человека.

4. Как жесток мир с людьми, которые его
усовершенствывают!

5. Особенно много полководцев попало под
расстрел во время правления Иосифа Сталина. Об
этом свидетельствуют документы тех годов.

6. В данном тексте автор рассказывает о судьбе
командира русской армии Михаиле Богдановиче
Барклае-де-Толли, который, знав, что у французской
армии несокрушимая мощь, отступил, решил
наступать потом, когда русская армия накопит сил.

7. В.Амлинский с теплотой вспоминает о своем
послевоенном детстве, о людях, оставивших след в
его жизни.

8. Евгению приходилось воровать и выпрашивать
милостыни у прохожих, чтобы жить самому и кормить
маленьких сестер.

9. Автор привел в пример войну с Наполеоном, в
частности, историю военноначальника
Барклая-де-Толли.

10. Книги рассказывают нам о различных жизненных
ситуациях, учат нас разрешать любые проблемы.

11. Еще один яркий пример – Сталин. Все его знают
как тирана, репрессиониста.

12. Задача библиотекаря состоит в том, чтобы
показать значимость книги в жизни людей.

13. К сожалению, в нашем мире существует много
людей, оставшихся без внимания близких.

14. А родители даже не знали, чем занимаются
ихние дети каждый день.

15. Есть люди, способные к укреплению, к
восстановлению духовных ценностей в самом
человеке, приукрашая этим внешний и внутренний
мир личности.

Ошибки допущены в предложениях:______ .

Ключ: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 11, 14, 15.

* Предложите способы устранения имеющихся
грамматических ошибок.

Упражнение 3. Найдите и устраните ошибку в
построении словосочетаний.

1) Тревожиться за исход сражения; 2) уверенность
в победу российских футболистов; 3) обижена на
оказанный прием; 4) уделяем внимание на учебу; 5)
обрадоваться приездом друга; 6) рецензия
дипломной работы; 7) отзыв на статью;
8)  препятствовать продвижение по службе; 9)
отличать буквы и звуки; 10) рассержен на опоздание;
11) оплатить за проезд; 12) правый тапочек; 13)
встретить по окончанию лекции; 14) скучаю по вам; 15)
не имеете право; 16) заверил о готовности
участвовать; 17) занят на вечернем представлении;
18) повесить новую тюль; 19) принять меры о
распространении гриппа; 20) свойственный для
исследователя.

Упражнение 4. Определите, в каких
словосочетаниях нарушены нормы сочетаемости
слов. Ответ дайте в цифровой форме.

1) Отзыв на дипломную работу;

2) уделять внимание на воспитание сына;

3) уверенность в победе;

4) управляющий компании;

5) более высший уровень образования;

6) оплатить проезд;

7) подвести итог сказанного;

8) различать добро и зло;

9) заведующий кафедры;

10) выяснить о причинах опоздания;

11) указать разницу звуков и букв;

12) доставить удовольствие;

13) провести аналогию статей Белинского и
Добролюбова;

14) извиниться за причиненное неудобство;

15) указать о дате проведения конференции;

16) причинить вред;

17) заслужить уважение окружающих;

18) удостоен званием «Герой России»;

19) установить время написания контрольной
работы;

20) понимать о необходимости преобразований;

21) достоин награды;

22) проявлять заботу к домашним питомцам;

23) отправиться на поиски вопреки
предостережениям;

24) понимать необходимость встречи;

25) уделять внимание на внешность;

26) заплатить за билеты;

27) удостоен доверием.

Ответ:__________________________________ .

* Запишите обнаруженные вами неверные
словосочетания, устранив грамматические ошибки.

Ключ: 1, 2, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 15, 18, 20, 22, 25, 27.

(Продолжение следует)

Е.В. ЮМИНОВА,
г. Ижевск

Подробный анализ задания по русскому языку в 11 классе. ЕГЭ Русский язык.

Задание 6. Лексические нормы. Алгоритм выполнения задания. Пример с объяснением выбора правильного ответа. Анализ типичных ошибок. Правила, которые необходимо повторить. Тренировочные задания.

За правильное выполнение данного задания можно получить максимум 1 балл.

Вернуться к Оглавлению раздела «Анализ заданий ЕГЭ по русскому языку».

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ № 6

  1. Прочитайте задание и определите, к какому из двух типов оно относится — на исключение или замену.
  2. Внимательно прочитайте предложение, приведённое в задании. Найдите в нём словосочетание, в котором, по вашему мнению, допущена речевая избыточность (если вам предлагается исключить лишнее слово).
  3. Вспомните лексическое значение слов, входящих в это сочетание. Существенную помощь вам окажет Словарь плеоназмов, который содержит 96 «ошибкоопасных» слов и примеров с лишними словами. Структура словаря наглядно показывает, какое слово и почему оказывается в словосочетании лишним.
  4. Уберите зависимое слово и проверьте, сохранился ли смысл предложения.
  5. Если вы выполняете задание 6 с заменой, то вам нужно выявить речевую ошибку и заменить неверно употреблённое слово правильным. Что подразумевается под речевой ошибкой? Перечислим основные из них:
    • неверное использование устойчивых словосочетаний и смешение слов во фразеологических оборотах: играть роль и иметь значение ⇒ играть значение, иметь роль;
    • употребление слова в несвойственном ему значении: В концерте принял участие известный оперный магнат;
    • смешение в одном контексте слов разной стилевой и стилистической окраски: В описании переживаний героя мы видим сплошную авторскую болтовню и др.
  6. Запишите найденное слово в бланк ответов № 1.

Задание № 6. Пример (с объяснениями)

6 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Компании, причастные к инциденту с разливом нефти в Мексиканском заливе, сделали ряд решений по предотвращению подобных случаев.

Ответ: _________________.

Объяснение выбора правильного ответа

Значение слова выявляется путём подбора синонима или синонимичного выражения. Определение значений слов проводится примерно так:

  • «компании» — фирмы, предприятия;
  • «причастные»—ставшие причиной;
  • «инцидент»—неприятный случай;
  • «сделали» — совершили;
  • «решения» — <здесь> договор с определением пунктов его выполнения;
  • «по предотвращению» — заблаговременному устранению возможностей повторения в дальнейшем, в будущем.

Выполнение этой части алгоритма показало, что повторения однокоренных слов или слов, близких по смыслу, нет. Выделение словосочетаний или сочетаний слов (если это подлежащее и сказуемое) выявило несколько сочетаний, нуждающихся в проверке правомерности их соединения по смыслу:

  • «компании сделали» — компании действительно могут сделать что-то;
  • «сделали решения» — такое сочетание слов по смыслу невозможно в русском языке. Решение можно « вынести »,« выполнить »,« изменить »,« принять »,« провести в жизнь ».

В контексте данного предложения подходит слово «приняли». Его и надо записать в ответ.

В бланк ответов пишем правильный ответ: ПРИНЯЛИ


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ

Задание 6 по основной теме «Лексические нормы» сопрягается с заданием 5, но если задание 5 ограничивается проверкой правильности применения паронимов, то в задании 6 расширен круг лексических явлений, в которых могут быть допущены речевые ошибки. Для успешного выполнения задания 6 необходимо познакомиться с перечнем речевых ошибок. Рекомендуем проверять значение всех слов предложения, данного для анализа в задании. Сопоставлять слова, описывающие одно явление, проверять возможность соединения по смыслу слов в словосочетаниях предложения.

Необходимо напомнить, что в русском языке, как и в других языках, каждое слово, взятое отдельно, может иметь правильное лексическое значение, определяемое толковым словарём. Но в живой речевой практике оказывается, что многие слова имеют ограниченную возможность соединения с другими словами, некую фразеологичность. Например, в предложении «Дети начинают постигать первые школьные трудности» слово «постигать» может сочетаться со словами «знания», «премудрость», а трудности можно только «преодолевать». Решая задание, действуйте последовательно.

Формулировка задания 6 может иметь вариант: «Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово». В этом случае задание направлено на преодоление речевого излишества.

АНАЛИЗ ТИПИЧНЫХ ОШИБОК

Ошибки задания 6 являются характерными для сочинений выпускников. Чаще всего проявляется незнание значений слов, особенно заимствованных: «Говоря о войне, представляешь ужасающую картину: пылающие города, душераздирающий свист бомб» (правильно «леденящий душу свист бомб»), «Новый фильм обречён на большой успех у зрителей» (правильно «Новому фильму обеспечен большой успех»), «Эфемерные исследования душевных движений князя позволяют заметить его стремление познать себя» (эфемерный — кратковременный или мнимый), в данном случае автор имел в виду «точные», «мельчайшие».

Правила, которые необходимо повторить

Задание проверяет знание лексического значения слова, особенностей лексической сочетаемости; умения не допускать речевой избыточности и других видов речевых ошибок. В период подготовки к экзамену ПОВТОРЯЕМ:

  • Лексические нормы. Лексическая сочетаемость. Речевая избыточность. Плеоназм. Тавтология.

Ссылка для перехода к проверяемым правилам русского языка.


Пояснения к выполнению задания № 6:

Это задание включено в спецификацию ЕГЭ с 2018 года. Оно проверяет владение лексическими нормами. Формулировка задания 6 возможна в двух вариантах: или исключение лишнего слова, или замена неверно употреблённого слова. «Выполнение этого задания потребует особого алгоритма: найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки) ⇒ распознай ошибку, укажи её вид (не смешивать со средствами выразительности) ⇒ если это ошибка, исправь её» (из методических рекомендаций ФИПИ).

ФИПИ предлагает следующие ДВЕ формулировки:

Вариант 1. Исключение
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В районе южного полюса Юпитера астроном заметил тёмное пятно ч вначале принял его за погодный необычный феномен, ведь на этой планете часто бушуют бури.
ОТВЕТ: необычный.

Вариант 2. Замена
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое
слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.
ОТВЕТ: потерпели.

Еще несколько вариантов для тренировки

6 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

  1. После окончания училища ему пришлось уехать в Томск, так как в московских театрах свободных вакансий для молодых режиссёров не было.
    Ответ: _________.
  2. Защитив глаза ладонью руки от лучей солнца, она всматривалась в даль, то смеясь и рассуждая сама с собой, то запевая снова песню.
    Ответ: _________.
  3. Тумба со строгими, без выкрутасов, афишами и предварительными анонсами стояла на углу бульвара Сен-Жермен, и, сидя в угловом кафе, Сергей всегда внимательно её разглядывал.
    Ответ: _________.
  4. Совет отбирает работы в музей, на выставки, на аукционы, учитывая результаты обсуждений, вносит поправки и коррективы в методики и педагогические программы на предстоящий год.
    Ответ: _________.
  5. Парк оказался прекрасно вписан в окружающий ландшафт: с одной стороны открывается изумительный вид на деловой центр города с его высотными небоскрёбами, а с другой — широкая перспектива на порт.
    Ответ: _________.

Посмотреть правильные ОТВЕТЫ

  1. ОТВЕТ: свободных.
  2. ОТВЕТ: руки.
  3. ОТВЕТ: предварительными.
  4. ОТВЕТ: поправки <или> коррективы.
  5. ОТВЕТ: высотными.

6 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

  1. Наши педагоги старались, чтобы молодое поколение получало не только всестороннее профессиональное образование, — они всячески способствовали тому, чтобы мы расширяли свой общекультурный кругозор, увеличивали уровень своих духовных и эстетических запросов.
    Ответ: _________.
  2. В городе к хлебу уважительно относятся все — в этом немалая заслуга руководства старейшего предприятия города, местного хлебокомбината, старающегося завести традиции.
    Ответ: _________.
  3. Чтобы попытаться написать книгу, необходимо сделать своего рода подвиг — попытаться начать её писать и непременно чернилами трёх цветов — цветов честности, смелости и доброты.
    Ответ: _________.
  4. Мой единственный родственник со стороны матери дядя Миша мог сделать самый неожиданный, даже необдуманный поступок.
    Ответ: _________.
  5. В повести Константина Паустовского «Золотая роза» повествуется о нелёгком писательском труде; в ней читатель найдёт размышления автора о русском языке, о живописи и природе.
    Ответ: _________.

Посмотреть правильные ОТВЕТЫ

  1. ОТВЕТ: повышали.
  2. ОТВЕТ: соблюдать или соблюсти.
  3. ОТВЕТ: совершить.
  4. ОТВЕТ: совершить.
  5. ОТВЕТ: рассказывается <или> говорится.

Анализ задания 6 экзаменационной работы по русскому языку в 11 классе. ЕГЭ Русский язык. Материалы для подготовки. Вернуться к Оглавлению раздела «Анализ заданий ЕГЭ по русскому языку».


Просмотров:
49 130

OBRAZOVALKA.COM

OBRAZOVALKA.COM — образовательный портал
Наш сайт это площадка для образовательных консультаций, вопросов и ответов для школьников и студентов .

  • Наша доска вопросов и ответов в первую очередь ориентирована на школьников и студентов из России и стран СНГ, а также носителей русского языка в других странах.
  • Для посетителей из стран СНГ есть возможно задать вопросы по таким предметам как Украинский язык, Белорусский язык, Казакхский язык, Узбекский язык, Кыргызский язык.
  • На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги.


    Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент.

    Задание 5. Лексические нормы (употребление паронимов) 1 балл

    Задание. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

    1. Достоинством картины было её необычное ЦВЕТОВОЕ решение, построенное на сочетании тёплой и холодной гаммы красок.

    2. С известными ОТГОВОРКАМИ его можно было назвать знаменитостью.

    3. ГОДОВАЛАЯ Маша топала по кухне крепкими ножками, охотясь за котом Васькой.

    4. Многие современные футбольные команды предпочитают слишком прагматичный, а порой ДЕЛЯЧЕСКИЙ подход к игре.

    5. И вдруг послышался серебристый смех, тихий, как шелест ветра, и ЗВУЧНЫЙ, как ропот речки.

    Ответ:_________________

    Тренируемся

    В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

    Вот что значит УДАЧНАЯ фраза, сказанная в нужный момент в нужном месте.

    Маститые ученые предлагали массу вполне ЛОГИЧНЫХ объяснений результатов опытов.

    На улице ЦЕЛЬНЫЙ день моросит холодный осенний дождь.

    Месяц еще не вставал, и только две звездочки, как два СПАСИТЕЛЬНЫЕ маяка, сверкали на темно-синем своде.

    Всю ночь напролет поют в наших лесах ГОЛОСИСТЫЕ соловьи.

    Ответ:____________________

    1. ДВОЯКИЙ код представляет собой форму записи информации в виде единиц и нулей.

    2. Мне нравился её романтический образ — огромные голубые глаза и милый НЕВИННЫЙ взгляд.

    3. О почтенном возрасте картины свидетельствовали обвисший холст и местами утраченный КРАСОЧНЫЙ слой.

    4. Мы жили в номере аэропортовской гостиницы под НЕСТЕРПИМЫЙ рёв самолётных турбин.

    5. Нам поднесли хлеб-соль — СЫТНЫЙ, пахучий, увесистый каравай с румяной верхней корочкой.

    Ответ:__________________

    Задание 6. (употребление плеоназмов) 1 балл

    Задание. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

    Мы, суворовцы послевоенного времени, были воспитаны коллективом, и на всю жизнь, с начальных азов, поняли, какую роль он играет в жизни человека.

    Ответ:______________________

    Вариант 1. Исключение

    Вариант 2. Замена

     Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

    В районе южного полюса Юпитера астроном заметил тёмное пятно и вначале принял его за погодный необычный феномен, ведь на этой планете часто бушуют бури.

    Ответ: ____________________

    Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

    В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

    Ответ: _________________________

     Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

    Помочь успешно подготовиться к вступительным экзаменам в высшие учебные заведения учащимся поможет система специальных тренингов.​

    Отказ Льва Толстого от Нобелевской премии по литературе в 1906 году стал внезапной неожиданностью для всей общественности, однако добавил еще одну важную строчку в биографию великого писателя.

    Уже больше месяца весь дом жил в страхе перед угрозами, содержащимися в письмах неизвестного анонима, которые странным образом попадали по утрам в гостиную.

    Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

    Почуяв, что Тема вошел во двор, собака с придворной яростью залаяла и бросилась в сторону мальчика, хотя сразу узнала его.

    В Московском театре русской драмы случилось событие, к которому стоит отнестись как явлению в театральной жизни России: впервые осуществлена постановка прозы выдающегося русского писателя И. С. Шмелева.

    ПРОМЕЖУТОЧНАЯ
    АТТЕСТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 10 КЛАСС

    Спецификация заданий промежуточной аттестации по русскому языку.

    Задание
    1. Орфоэпические нормы.

    Задание
    2. Лексические нормы (употребление паронимов).

    Задание
    3. Морфологические нормы.

    Задание
    4. Правописание корней.

    Задание
    5. Правописание приставок.

    Задание
    6. Правописание суффиксов различных частей речи.

    Задание
    7. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.

    Задание
    8. Правописание НЕ и НИ.

    Задание
    9. Слитное, дефисное и раздельное написание слов.

    Задание
    10. Правописание Н и НН в различных частях речи.

    Задание
    11. Лексические нормы.

    Задание
    12. Анализ текста.

    1       
    вариант

    1.Укажите слово
    с ошибкой в постановке ударения

    1) цЕпочка  2)
    нефтепровОд  3) дозвонИмся  4) кУхонный 5) сирОты

    2. Исправьте
    лексическую ошибку, запишите подобранное слово.

    1) Вот что значит
    УДАЧНАЯ фраза, сказанная в нужный момент. 2) Маститые ученые предлагали массу
    вполне логичных объяснений результатов опытов. 3) На улице ЦЕЛЬНЫЙ день моросит
    осенний дождь. 4) Звезда, как СПАСИТЕЛЬНЫЙ маяк, сверкала на темном небе. 5)
    Всю ночь в наших лесах поют ГОЛОСИСТЫЕ соловьи.

    3. Укажите ошибки
    в образовании формы слова, исправьте и запишите слово.

    1) две пары ДЖИНСОВ
    2) САМЫЕ РАЗГОВОРЧИВЫЕ 3) обуть ТУФЛЮ 4) ПРОМОКНУЛ под дождем 5) ТРЕМЯСТАМИ
    абитуриентами

    4. Определите слово
    с пропущенной безударной проверяемой гласной в корне слова.

    1) в..негрет 2)
    хв..стливый 3) расст..лающий 4) предл..гать 5) б..рюзовый

    5. Определите
    ряд с пропущенной одной и той же буквой в словах, слова запишите.

    1) и..сякший,
    во..дать 2) п..пробовать, н..рекание 3) пр..бой, пр..глашение 4) ра..писание,
    бе..домный 5) п..слание, з..певала

    6. Выпишите
    слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

    1) стро..вой 2)
    добр..нький 3) преодол..вать 4) удачл..вый 5) эмал..вый

    7. Выпишите
    слово, в котором вместо пропуска пишется буква И.

    1) обид..шься2)
    преодол..вать 3) движ..шься 4) дремл..шь 5) неприемл..мый

    8. Укажите
    предложение,  в котором НЕ со словом пишется слитно, выпишите слово.

    1) (Не)явившийся на
    экзамен ученик был болен. 2) Актер говорил (не)громко, но выразительно. 3)
    Забор на нашей даче до сих пор (не)крашен. 4) Ученик рассказывал текст
    наизусть, (не)смотря в книгу. 5) До каникул осталось (не)больше недели.

    9. Определите
    предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно, выпишите эти два
    слова.

    1) (С)ЛЕВА от
    изгороди стоял КАКОЙ(ТО) шалаш. 2) Река замерзла только (С)ВЕРХУ, а рыба ушла
    (В)ГЛУБЬ. 3) (В)ТЕЧЕНИЕ веков люди думали, БУД(ТО) воздух – это ничто. 4) По
    краям дороги (КОЕ)ГДЕ торчали кусты, (ИЗ)ДАЛИ похожие на побеги салата. 5)
    Организация перевела деньги (НА)СЧЕТ фирмы и договорилась (НА)СЧЕТ договора. 

    10. В каком
    слове на месте пропуска пишется НН?

    1) ране..ый солдат
    2) рифмова..ые строки 3) овся..ое печенье 4) они помолвле..ы

    11.
    Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, выпишите лишнее слово

    Помочь успешно
    подготовиться к вступительным экзаменам в высшие учебные заведения учащимся
    поможет система специальных тренингов.

    12. Прочитайте
    текст. Сформулируйте одну проблему, поставленную автором текста. Сформулируйте
    позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой
    зрения автора. Объясните почему.

    1) Даже большое путешествие, как известно,
    начинается с первого шага за околицу. 2) За околицей лужа, но она такая же
    глубокая, как море. 3) За околицей лопухи и крапива, но они такие же зеленые и
    непроходимые, как джунгли.

    4) Чтобы переплыть океан на плоту, в первую
    очередь, как это ни странно, нужен совсем не плот. 5) В первую очередь нужно
    желание. 6) Будет желание – найдутся и плот, и океан. 7) Не будет желания – не
    помогут ни дюжина плотов, ни полдюжины океанов. 8) Первый шаг – самое важное.

                                                                                             
           (По Н.Сладкову)

    2       
    вариант

    1.Укажите слово с ошибкой в постановке
    ударения

    1) насОрит 2)
    стройнА  3) бАнты  4) сОгнутый 5) добелА

    2. Исправьте
    лексическую ошибку, запишите подобранное слово.

    1) ЖИВИТЕЛЬНЫЙ
    горный воздух возвратил ей цвет лица. 2) Мемориал включает музей, монумент,
    ПАМЯТНЫЙ сквер. 3) Там начинался ВЕКОВОЙ платановый лес. 4) Долг историка
    выяснить, наиболее ли УДАЧЛИВЫЙ путь к цели был избран. 5) Он отлично вписался
    в ЭКЗОТИЧЕСКУЮ атмосферу города на берегу моря.

    3. Укажите
    ошибки в образовании формы слова, исправьте и запишите слово.

    1) десять АМПЕР 2)
    нырнуть ГЛУБЖЕ 3) по ОБОИМ сторонам 4) более ДВУХСОТ лет 5) ПОЛОЖИ на стол

    4. Определите
    слово с пропущенной безударной проверяемой гласной в корне слова.

    1) к..снуться 2)
    возг..рание 3) зак..зать 4) оз..боченность

    5. Определите
    ряд с пропущенной одной и той же буквой в словах, слова запишите.

    1) пр..езд,
    пр..родина 2) о..тенок, по..тяжки 3) суб..ект,об..езд 4) с..грать, супер..гра
    5) не..дешний,..делать

    6. Выпишите
    слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

    1) продл..вая 2)
    ненавид..л 3) затм..вать 4) услужл..вый 5) магни..вый

    7. Выпишите
    слово, в котором вместо пропуска пишется буква Я.

    1) бор..щийся 2)
    стел..щийся 3) кол..щий 4) закле..нный 5) раста..вший

    8. Укажите предложение, 
    в котором НЕ со словом пишется слитно, выпишите слово.

    1) Вопрос о
    заключении договора (НЕ)РЕШЕН. 2) Решение задачи оказалось для мня отнюдь
    (НЕ)ЛЕГКИМ делом. 3) Победа в споре (НЕ)ВСЕГДА предполагает торжество истины.
    4) (НЕ)ГРОМКИЙ стук заставил его оглянуться. 5) Человек прошел через двор и,
    никем (НЕ)ЗАМЕЧЕННЫЙ, скрылся за углом.

    9. Определите
    предложение, в котором оба выделенных слова пишутся раздельно, выпишите эти два
    слова.

    1) (КАК)БУДТО и не
    было каникул – КАК(ТО) быстро они пролетели. 2) (ПО)НАЧАЛУ его деятельности
    трудно было понять, что он предпримет (В)ПОСЛЕДСТВИИ. 3) «КАК(БЫ) решить эту
    проблему?» — думал он (В)ТЕЧЕНИЕ недели. 4) (ПО)НАЧАЛУ казалось, что он дремлет
    КАК(БЫ) незаметно. 5) Солнечный луч на железной крыше создает нечто (В)РОДЕ
    горного родника, ИЗ(ПОД) которого струится вода.

    10. В каком
    слове на месте пропуска пишется НН?

    1) плете..ая дедом
    корзина 2) копч..ая колбаса 3) подверже..ы простуде 4) вкусное мороже..ое

    11.
    Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, выпишите лишнее слово

    Почуяв, что Тема
    вошел во двор, собака с придворной яростью залаяла и бросилась в сторону
    мальчика, хотя сразу узнала его.

    12. Прочитайте
    текст. Сформулируйте одну проблему, поставленную автором текста. Сформулируйте
    позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой
    зрения автора. Объясните почему.

    1)    
    Старый пароход отвалил от пристани в Вознесенском и
    вышел в Онежское озеро.

    2) Белая ночь
    простиралась вокруг.

    3)
    Я не знаю, как лучше назвать томительный свет белой ночи. 4) Загадочным? 5) Или
    магическим?  

    6)
    Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью природы – столько в них
    бледного воздуха и призрачного блеска фольги и серебра. 7) Человек не может
    примириться с неизбежным исчезновением этой красоты, этих очарованных ночей. 8)
    Поэтому, должно быть, белые ночи и вызывают своей непрочностью легкую печаль,
    как все прекрасное, когда оно обречено жить недолго.   (К.Паустовский)

    3 вариант

    1.Укажите слово
    с ошибкой в постановке ударения

    1) знАчимость 2)
    донЕльзя 3) бОроду 4) врУчит 5) звонИт

    2. Исправьте
    лексическую ошибку, запишите подобранное слово.

    1) Весной наш
    ЯБЛОНЕВЫЙ сад был охвачен цветением. 2) Чага – это ДРЕВЕСНЫЙ гриб, который
    растет на стволе березы. 3) КРАСОЧНЫЙ цвет этих утесов определяет освещение. 4)
    Вечером в воздухе разнеслась ЖИВАЯ свежесть. 5) Его дед был настоящий ГРЕЧЕСКИЙ
    пират.

    3. Укажите
    ошибки в образовании формы слова, исправьте и запишите слово.

    1) золотых СЕРЕГ 2)
    ремонт КРОВЕЛЬ 3) более ТРЕХСТА 4) быстро выздоровеет 5) КЛАСТЬ кирпичи

    4. Определите
    слово с пропущенной безударной непроверяемой гласной в корне слова.

    1) ун..жается 2)
    сопост..влять 3) предв..рительный 4) пер..одический 5) х..отический

    5. Определите
    ряд с пропущенной одной и той же буквой в словах, слова запишите.

    1) нед..едание,
    пр..родители 2) пр..града, пр..возмочь 3) ра..двоение, ни..падать 4)
    на..кусить, о..грести 5) ра..щедриться, и..держки

    6. Выпишите
    слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

    1) усидч..вый 2)
    переговар..ваться 3) заботл..вый 4) подмарг..вать 5) недоум..вать

    7. Выпишите
    слово, в котором вместо пропуска пишется буква Е.

    1) невид..мый
    2)стро..вший 3) увлека..мый 4) высуш..м 5) встрет..мся

    8. Укажите
    предложение,  в котором НЕ со словом пишется слитно, выпишите слово.

    1) Мы (НЕ)ВСЕГДА
    получаем то, что желаем. 2) Список книг оказался далеко (НЕ)ПОЛНЫЙ. 3) Большая
    часть травы на лугу еще (НЕ)СКОШЕНА. 4) Новая книга оказалась весьма (НЕ)УДАЧНОЙ.
    5) Времени всегда катастрофически (НЕ)ХВАТАЕТ.

    9. Определите
    предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно, выпишите эти два
    слова.

    1) ЕДВА(ЛИ) он
    сможет решить эту задачу, (ПО)ТОМУ и не стал тратить время. 2) (ПО)ТОМУ пути
    долго никто не ездил, ТАК(КАК) колеи не было видно. 3) Комната оказалась
    большой и в (ТО)ЖЕ время светлой, но (В)ПОСЛЕДСТВИИ я недолго ее снимал. 4)
    (И)ТАК, скоро каникулы, (В)ТЕЧЕНИЕ которых я буду работать. 5) Тишина стояла
    (ВО)КРУГ, (ИЗ)РЕДКА с ветвей падали холодные капли.

    10. В каком
    слове на месте пропуска пишется НН?

    1) ути..ые истории
    2) чище..ая морская рыба 3) проштампова..ое письмо 4) дорога разруше..а

    11.
    Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, выпишите лишнее слово

    Изучением необычных
    загадок природы занялись ученые, объединившиеся воедино в общественную
    творческую лабораторию «Инверсор»

    12. Прочитайте
    текст. Сформулируйте одну проблему, поставленную автором текста. Сформулируйте
    позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой
    зрения автора. Объясните почему.

    1) Кто-то сказал,
    что новорожденный похож на чистый лист бумаги. 2) Он никакой. 3) Не плохой, не
    хороший, просто никакой. 4) Но вот вопрос: откуда берутся подлецы, из кого
    вырастают благородные люди? 5) Человек сам делает себя, вот в чем дело. 6)
    Человек сам формирует свою личность, потому что он – человек. 7) Не думайте,
    что все самое темное, что есть на земле, создано людьми глупыми и слабыми. 8)
    Напротив, сила есть и у злобы, и у подлости. 9) Точно так же, как есть сила у
    доброго и прекрасного. 10) Все дело в том, какой силы в человеке больше. (По
    А.Лихачеву

    Ключи

    к промежуточной аттестации по русскому языку

    10 класс.

    варианта/

    ответа

    1
    вариант

    2
    вариант

    3
    вариант

    1

    Цепочка

    Насорит

    Вручит

    2

    Целый

    Удачный

    Живительная

    3

    Промок

    Обеим

    Более
    трехсот

    4

    Хвастливый

    Заказать

    Хаотический

    5

    Прибой,
    приглашение

    Субъект,
    объезд

    Преграда,
    превозмочь

    6

    Удачливый

    Услужливый

    Недоумевать

    7

    Обидишься

    Растаявший

    Увлекаемый

    8

    Негромко

    Негромкий

    Неудачной

    9

    Сверху,
    вглубь

    Как
    бы, в течение

    Вокруг, изредка

    10

    Рифмованные

    Плетенная

    Проштампованное

    11

    Помочь

    С
    притворной

    Воедино

    12

    Желание
    сделать первый шаг.

    Непримиримость
    с неизбежностью исчезновения красоты в природе.

    От
    самого человека зависит, какой силы будет у него больше — доброй или злой.

    Задания 1 – 11 – по 1 баллу

    Максимальный
    балл – 11

    Задание 12

    К1 (формулировка
    проблемы исходного текста)- 1; проблема сформулирована неверно или не
    сформулирована- 0

    К2 (отражение
    позиции автора исходного текста) – 1; позиция автора сформулирована
    неверно или не сформулирована- 0

    К3 (смысловая
    цельность, речевая связность и последовательность изложения)- 2;
    допущена одна логическая ошибка- 1; допущено более одной логической ошибки- 0

    К4 (точность и
    выразительность речи)- 2; прослеживается однообразие грамматического
    строя речи или есть нарушения точности выражения мысли- 1; работа отличается
    бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи- 0

    К5 (соблюдение
    орфографических норм)- 2; допущены одна-две ошибки- 1; допущено более
    двух ошибок- 0

    К6 (соблюдение
    пунктуационных норм)- 2; допущены одна-три ошибки- 1; допущено более
    трех ошибок- 0

    К7 (соблюдение
    языковых норм)- 2; допущена одна ошибка- 1; допущено более одной ошибки-
    0

    К8 (соблюдение
    речевых норм)- 1; допущена одна и более речевых ошибок- 0

    К9 (соблюдение
    этических норм)— 1; допущена одна и более этических ошибок- 0

    К10 (соблюдение
    фактической точности в фоновом материале)- 1; допущена одна и более
    фактических ошибок- 0

    Максимальный балл — 15

    «5» — 24-26 баллов

    «4» — 18-23 балла

    «3» — 12-17 баллов

    «2» — 11 и менее
    баллов

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ппм бош ошибка е09
  • Почтовый сервер ошибка 554
  • Ппм bosch silence ошибка
  • Почтить своим вниманием ошибка
  • Почти все любят путешествия и фотографировать какая ошибка