Лексические ошибки
Автор скрыт
04.12.2020.
Тест. Русский язык, Прочее
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
Лексические ошибки. Паронимы. Смысловая избыточность и т.п.
Список вопросов теста
Вопрос 1
Выберите определение лексических норм.
Варианты ответов
- нормы, которые определяют употребление в правильной форме
- нормы, которые определяют написание слова
- нормы, которые определяют употребление слова в тех значениях, которое слово имеет в литературном языке
Вопрос 2
Выберите определение тавтологии.
Варианты ответов
- употребление в речи близких по смыслу слов
- повторение однокоренных слов
- употребление паронимичных сочетаний в тексте
Вопрос 3
Выберите определение плеоназма.
Варианты ответов
- употребление в речи близких по смыслу слов
- повторение однокоренных или одинаковых слов
- употребление паронимичных сочетаний в тексте
Вопрос 4
Выберите предложения, которые содержат лексическую ошибку.
Варианты ответов
- Он уже дописал свою автобиографию.
- Я протянул другу большую половину яблока.
- Настало время расширить ваш кругозор!
- Этот учитель показывал своим ученикам пример во всём.
- Вы — передовой авангард нашей литературы!
Вопрос 5
Выберите варианты ответов, в которых допущены лексические ошибки.
Варианты ответов
- Госпожа Простакова грубо обходилась со своими крепостными.
- На космодром летело несколько космонавтов.
- Онегину грозило разорительство.
- Митрофан — человек неразвитой, настоящий тупяк.
Вопрос 6
Выберите то, что является признаком паронимов.
Варианты ответов
- обязательно должны быть однокоренными
- обязательно должны быть неоднокоренными
- внешнее сходство
- совпадение в буквенном составе, но отличие в ударении
- могут быть однокоренными или неоднокоренными
Вопрос 7
Правильно построено предложение:
Варианты ответов
- Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.
- Это не играет никакого значения.
- Поздравить маму с юбилеем пришли друзья, родственники и коллеги.
- Леонид заранее предчувствовал, что этот проект будет неудачным.
Вопрос 8
В одном из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово.
Варианты ответов
- АРТИСТИЧЕСКАЯ поза молодого юнги не могла не привлечь внимание публики, расположившейся на палубе.
- Степь давно осталась позади, а впереди уже высились ЛЕСИСТЫЕ горы, из которых выбегала бойкая горная река Яровая.
- Я полагаю, что на деда три шубы может быть НАДЕТО.
- Особенно велико значение международных обычаев при проведении различного рода расчётных и ГАРАНТИЙНЫХ банковских операций.
Вопрос 9
Выберите словосочетания, в которых паронимы употребляются верно.
Варианты ответов
- абонемент в тренажёрный зал
- жестокий матрас
- вековые тайны
- злобные нарушители
Вопрос 10
Паронимами не являются слова:
Варианты ответов
- умственный – интеллектуальный
- гуманный — гуманистический
- целый — целостный
- травяной — травянистый
Вопрос 11
В каких предложениях неверно употреблено выделенное слово.
Варианты ответов
- На Викторе Александровиче красиво смотрелся ГЕНЕРАЛЬСКИЙ мундир.
- Народ стекал туда в большом числе, несмотря на БУДНИЧНЫЙ день.
- На прогулку Катя ОДЕЛА теплую шапку.
- Когда я думаю о Леше, я всегда вспоминаю его печальные КОРИЧНЕВЫЕ глаза.
- Соблюдение простых правил личной гигиены — это самая ЭФФЕКТНАЯ защита от гриппа и ОРВИ.
Вопрос 12
Плеоназм — это
Варианты ответов
- одинаковые слова по написанию, но разные по значению
- одинаковые по звучанию, но разные по написанию
- смысловая избыточность
- антонимичные сочетания
Государственное автономное общеобразовательное учреждение
«Пермский кадетский корпус Приволжского федерального округа
имени Героя России Ф. Кузьмина»
учитель русского языка и литературы
Мельникова Мария Александровна
Тест по русскому языку
«Лексические ошибки»
(задание 20 ЕГЭ)
I вариант
I Определите предложения, в которых допущены лексическое ошибки.
1. Ошибки являются формой наших неправильных, некорректных поступков.
2. Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется.
3. Прошлая жизнь Аксиньи была насыщена горечью, разочарованием и предательством.
4.
5. Чтение – один из лучших антидепрессантов.
6. Ее улыбка была манящая и чувствительная.
7. Онегин впервые познакомился с Татьяной на ее именинах.
8. Князь Андрей не герой, потому что он не закрыл собой снаряд, а стоял и думал, как он выглядит в глазах окружающих.
9. Герой совершил оплошность, перейдя на сторону врага.
10. Я не могу адекватно воспринимать текст в электронного носителя.
II Найдите в предложениях лексические ошибки, запишите исправленный вариант слова, употребленного неверно.
1. Когда-то Мармеладов имел работу, но потом его сократили.
2. Екатерина II стремилась к тому, чтобы философы и писатели ославили ее имя во всем мире.
3. Мой коллега оказался полным невежей в вопросах программирования.
4. Нам советуют слушать музыку Моцарта, чтобы повысить работу умственной деятельности.
5. Эта проблема спровоцирована активным развитием науки.
III Установите соответствие между типами речевой ошибки и предложениями, в которых они допущены.
А) Употребление слова в несвойственном ему значении. |
1. Это был рок судьбы. |
Б) Смешение паронимов. |
2. Петр Гринев схватил автомат и пошел в атаку. |
В) Неудачный выбор одного из синонимов. |
3. Особенность языка Пушкина, что очень легкий. |
Г) Пропуск необходимого слова. |
4. Он был шокирован ее красотой. |
Д) Неуместное употребление разговорной/диалектной/просторечной лексики, жаргонизмов |
5. В цирке выступал очень сильный и ловкий силач. |
6. Она одела синее пальто и белый шарф. |
|
7. Экипаж находился в ужасном состоянии. |
|
8. Автор восхищается своим героем, ведь герой поступил честно. |
|
9. Ее высказывание было умопомрачительным. |
|
10. Этот поступок кажется мне очень крутым. |
II вариант
I Определите предложения, в которых допущены лексическое ошибки.
1. Мародерство в деревнях расцветало.
2. Любовная лодка разбилась о быт.
3. Свою шуточную автобиографию Михаил Зощенко написал в 1928 году.
4. Над ним разыграли шутку.
5. Для меня честь – это одно из нравственных чувств, которое влечет за собой чистоту души и совести.
6. С этим положением можно согласиться только скрипя сердцем.
7. Толстой, видимо, потому писал такие большие романы, что ему некому было выговориться.
8. Экзамены буду проходить в июне месяце.
9. Обломов настолько сильно втрескался в Ольгу Ильинскую, что перестал валяться на диване.
10. Начать читать никогда не поздно.
II Найдите в предложениях лексические ошибки, запишите исправленный вариант слова, употребленного неверно.
1. Я маленько не согласна с точкой зрения автора.
2. Нам необходимо набивать голову знаниями.
3. Ее искусные волосы не вызывали восторга.
4. У него был любимый питомник собака Чарли.
5. Булгаков сожалел, что белая армия понесла крах.
III Установите соответствие между типами речевой ошибки и предложениями, в которых они допущены.
А) Нарушение лексической сочетаемости слов. |
1. Это был рок судьбы. |
Б) Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания. |
2. Петр Гринев схватил автомат и пошел в атаку. |
В) Употребление лишнего слова (плеоназм) |
3. Особенность языка Пушкина, что очень легкий. |
Г) Неуместное повторение одних и тех же слов |
4. Он был шокирован ее красотой. |
Д) Смешение лексики различных исторических эпох. |
5. В цирке выступал очень сильный и ловкий силач. |
6. Она одела синее пальто и белый шарф. |
|
7. Экипаж находился в ужасном состоянии. |
|
8. Автор восхищается своим героем, ведь герой поступил честно. |
|
9. Ее высказывание было умопомрачительным. |
|
10. Этот поступок кажется мне очень крутым. |
КЛЮЧИ.
I вариант.
I — 13679
II 1 – уволили
2 – прославили
3 – невеждой
4 – улучшить
5 – вызвана
III А – 4, Б – 6, В – 9, Г – 3, Д – 10
II вариант.
I — 14568
II 1 – немного/не совсем
2 – наполнять
3 – искусственные
4 – питомец
5 – потерпела
III А – 1, Б – 7, В – 5, Г – 8, Д – 2
Лексические нормы
Тест является аналогом 6 задания ЕГЭ. Задание 6 проверяет знание лексического значения слова, особенностей лексической сочетаемости; умение не допускать речевой избыточности и других видов речевых ошибок.
Что повторяем
— Лексические нормы; — Речевая избыточность; — Плеоназм; — Тавтология; — Лексическая сочетаемость.
Количество вопросов в тесте:
8
Государственное автономное общеобразовательное учреждение
«Пермский кадетский корпус Приволжского федерального округа
имени Героя России Ф. Кузьмина»
учитель русского языка и литературы
Мельникова Мария Александровна
Тест по русскому языку
«Лексические ошибки»
(задание 20 ЕГЭ)
I вариант
I Определите предложения, в которых допущены лексическое ошибки.
1. Ошибки являются формой наших неправильных, некорректных поступков.
2. Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется.
3. Прошлая жизнь Аксиньи была насыщена горечью, разочарованием и предательством.
4.
5. Чтение – один из лучших антидепрессантов.
6. Ее улыбка была манящая и чувствительная.
7. Онегин впервые познакомился с Татьяной на ее именинах.
8. Князь Андрей не герой, потому что он не закрыл собой снаряд, а стоял и думал, как он выглядит в
глазах окружающих.
9. Герой совершил оплошность, перейдя на сторону врага.
10. Я не могу адекватно воспринимать текст в электронного носителя.
II Найдите в предложениях лексические ошибки, запишите исправленный вариант слова,
употребленного неверно.
1. Когда—то Мармеладов имел работу, но потом его сократили.
2. Екатерина II стремилась к тому, чтобы философы и писатели ославили ее имя во всем мире.
3. Мой коллега оказался полным невежей в вопросах программирования.
4. Нам советуют слушать музыку Моцарта, чтобы повысить работу умственной деятельности.
5. Эта проблема спровоцирована активным развитием науки.
III Установите соответствие между типами речевой ошибки и предложениями, в которых они
допущены.
А) Употребление слова в несвойственном
ему значении.
2. Петр Гринев схватил автомат и пошел в
атаку.
В) Неудачный выбор одного из
синонимов.
3. Особенность языка Пушкина, что очень
легкий.
Г) Пропуск необходимого слова.
4. Он был шокирован ее красотой.
Д) Неуместное употребление
разговорной/диалектной/просторечной
лексики, жаргонизмов
5. В цирке выступал очень сильный и
ловкий силач.
6. Она одела синее пальто и белый шарф.
7. Экипаж находился в ужасном
состоянии.
8. Автор восхищается своим героем, ведь
герой поступил честно.
9. Ее высказывание было
умопомрачительным.
10. Этот поступок кажется мне очень
крутым.
II вариант
I Определите предложения, в которых допущены лексическое ошибки.
1. Мародерство в деревнях расцветало.
2. Любовная лодка разбилась о быт.
3. Свою шуточную автобиографию Михаил Зощенко написал в 1928 году.
4. Над ним разыграли шутку.
5. Для меня честь – это одно из нравственных чувств, которое влечет за собой чистоту души и совести.
6. С этим положением можно согласиться только скрипя сердцем.
7. Толстой, видимо, потому писал такие большие романы, что ему некому было выговориться.
8. Экзамены буду проходить в июне месяце.
9. Обломов настолько сильно втрескался в Ольгу Ильинскую, что перестал валяться на диване.
10. Начать читать никогда не поздно.
II Найдите в предложениях лексические ошибки, запишите исправленный вариант слова,
употребленного неверно.
1. Я маленько не согласна с точкой зрения автора.
2. Нам необходимо набивать голову знаниями.
3. Ее искусные волосы не вызывали восторга.
4. У него был любимый питомник собака Чарли.
5. Булгаков сожалел, что белая армия понесла крах.
III Установите соответствие между типами речевой ошибки и предложениями, в которых они
допущены.
А) Нарушение лексической сочетаемости
слов.
Б) Употребление многозначных слов или
омонимов, приводящее к двусмысленности
высказывания.
2. Петр Гринев схватил автомат и пошел в
атаку.
В) Употребление лишнего слова
(плеоназм)
3. Особенность языка Пушкина, что очень
легкий.
Г) Неуместное повторение одних и тех же
слов
4. Он был шокирован ее красотой.
Д) Смешение лексики различных
исторических эпох.
5. В цирке выступал очень сильный и
ловкий силач.
6. Она одела синее пальто и белый шарф.
7. Экипаж находился в ужасном
состоянии.
8. Автор восхищается своим героем, ведь
герой поступил честно.
9. Ее высказывание было
умопомрачительным.
10. Этот поступок кажется мне очень
крутым.
КЛЮЧИ.
I вариант.
I — 13679
II 1 – уволили
2 – прославили
3 – невеждой
4 – улучшить
5 – вызвана
III А – 4, Б – 6, В – 9, Г – 3, Д – 10
II вариант.
I — 14568
II 1 – немного/не совсем
2 – наполнять
3 – искусственные
4 – питомец
5 – потерпела
III А – 1, Б – 7, В – 5, Г – 8, Д – 2
1. В каком предложении вместо слова «вечный» нужно употребить слово «вековой»:
а) Это было их любимое, уютное место в парке, между вечными дубами. +
б) Они всю жизнь прожили на одной площадке, дверь в дверь, в вечных обидах и ссорах.
в) У мемориала горит вечный огонь.
2. В каком предложении вместо слова «будничный» нужно употребить «будний»:
а) Из одной будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более однообразную и скучную.
б) Однажды, в будничный день, поутру я с дедом разгребал на дворе снег. +
в) Этот художник значительное место отводит изображению будничной стороны войны.
3. В каком предложении вместо слова «жилищный» нужно употребить слово «жилой»:
а) В зале были выставлены макеты, чертежи, новые проекты жилищного строительства.
б) Наше жилищное законодательство требует внесения поправок.
в) За китайским кварталом следует новая жилищная часть европейского города. +
4. В каком предложении вместо слова «одеть» нужно употребить «надеть»:
а) Мотоциклист одел шлем и нажал на педаль. +
б) Наша текстильная фабрика одевала всю область.
в) Хозяин платил батракам мало, зато хорошо кормил и одевал.
5. Укажите ряд, в словосочетаниях которого нет тавтологии:
а) коллеги по работе, мемориальный памятник
б) сатирическая карикатура, местный абориген
в) подарить сувениры, оправданный риск +
6. В каком предложении вместо слова злой нужно употребить злостный:
а) Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где все уснуло по велению злой феи?
б) Имейте в виду, что злые браконьеры, являющиеся уголовными преступниками, будут непременно наказаны. +
в) Не по злой воле он допускал промахи и ошибки.
7. Какое из перечисленных слов не является устаревшим:
а) бурмистр
б) камергер
в) палисадник +
8. В каком предложении вместо слова БЕЗОБИДНЫЙ нужно использовать НЕОБИДЧИВЫЙ:
а) Я люблю общительных, безобидных людей, которые понимают шутки. +
б) Шутки брата далеко не всегда были безобидны.
в) Мыши – совершенно безобидные существа, хотя многие их боятся.
9. В каком предложении слово стол употреблено в значении «питание, пища»:
а) Состоялись переговоры за круглым столом.
б) Берёте книгу и тетрадь, садитесь вы за стол.
в) Стол у него был незатейливый: любил баранину, жирные щи. +
10. В каком предложении вместо слова «жизненный» нужно употребить «житейский»:
а) Этому произведению живописи явно не хватает живых, жизненных красок.
б) Он славился мудростью и раздавал жизненные советы, которые действительно помогали людям в сложных ситуациях. +
в) Новую повесть хвалили, хотя кое-кто говорил, что она не всегда отражает подлинные жизненные явления?
11. Какое из перечисленных слов имеет значение «равнодушный, безразличный»:
а) апатичный +
б) аполитичный
в) безнравственный
12. В каком предложении вместо слова «каменный» нужно употребить «каменистый»:
а) На востоке наравне с серебром и медью раскрылись каменные богатства Алтая.
б) Здесь, на каменных вершинах, ничто не растет. +
в) Стены мрачного коридора, а также потолок были высечены из сплошной каменной глыбы.
13. Значение какого слова указано неверно:
а) каллиграфия — умение писать грамотно +
б) корректный — правильный, точный
в) консолидация — укрепление, сплачивание чего-нибудь
14. Какое из сочетаний слов не соответствует литературной норме:
а) долгосрочный кредит
б) дать отпор
в) оказать впечатление +
15. Укажите неправильно подобранную антонимическую пару:
а) дерево — цветок +
б) ранний — поздний
в) родной — чужой
16. Какое из сочетаний слов не соответствует литературной норме:
а) придерживаться точки зрения
б) играть большое значение +
в) оказать покровительство
17. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно:
а) На нём были мятая фуражка со сломанным ЛАКИРОВАННЫМ козырьком.
б) Закомолдин взглянул на свои КОМАНДИРСКИЕ часы.
в) Ласковые лучи солнца весело пробивались сквозь тёмные зелёные кроны ВЕЧНЫХ деревьев. +
18. В каком предложении нарушены стилистические нормы литературного языка:
а) Законопроект был принят Госдумой уже в первом чтении.
б) Днями в Кремлевском дворце состоится официальное открытие международного форума «Мировой опыт и экономика России». +
в) Эта проблема широко обсуждается в средствах массовой информации.
19. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно:
а) Майор и лейтенант занялись книгами, а я пошел осматривать СОСЕДНИЕ помещения.
б) ВОЕННЫЙ городок жил скучноватой субботней жизнью.
в) Родись Афонькин не бедным крестьянином в глухой деревушке ЦАРСТВЕННОЙ России, может быть, из него вышел бы знаменитый путешественник. +
20. В каком предложении слово употреблено без учета его стилистической окраски:
а) Прошу оплатить мне расходы по командировке.
б) Экономическая политика в настоящее время все круче должна ориентироваться на такие цели. +
в) Банковские платежи стали задерживаться на срок до трех месяцев.
21. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно:
а) Все ЯВСТВЕННЫЕ и тайные агенты экспедиции переключились на поиск пропажи. +
б) Тут-то в присутствии всех адъютантов и выяснился ФАКТ головокружительной карьеры юнкера Тихонова.
в) Я прошёлся по ПАМЯТНЫМ местам, но улицы ничего не напоминали мне.
22. В каком предложении фразеологизм употреблен без учета его стилистической окраски:
а) Герой романа был настоящим рыцарем без страха и упрека, борющимся за добро и справедливость.
б) Тактичному и воспитанному человеку, заботящемуся о своем достоинстве, не следует совать нос в чужие дела. +
в) Отказ от высокого искусства может погрузить страну в мрак невежества.
23. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно:
а) Станица имела ТИПИЧНЫЙ для такого рода кавказских поселений вид.
б) Как видите, явление имеет исторические корни и нуждается в том, чтобы получить серьезную ПОЛИТИЧЕСКУЮ оценку.
в) Нина не стала слушать извинений за приезд и необходимость ДЕЛОВИТОГО разговора. +
24. Укажите «лишнее» слово в синонимическом ряду:
а) фантазия
б) воображение +
в) вымысел
25. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно:
а) Серов придал своему голосу оттенок мягкого и ДРУЖЕСКОГО убеждения.
б) Миша разделся, бросился в ЛЕДЯНУЮ воду и сажёнками поплыл на другую сторону.
в) Дама тоже оказалась ИСКУССТВЕННОЙ танцовщицей. +
26. Укажите разговорное слово в синонимическом ряду:
а) высокомерный
б) надутый +
в) надменный
27. Укажите, в каком случае паронимы человеческий – человечный употреблены правильно:
а) Русский народ от природы добр и любит добро, человечен, широк в жизненном размахе. +
б) Юг – это исполинский конденсатор растений, родина тепла и человечной культуры.
в) Альпинизм, пожалуй, самый человеческий и самый мужественный вид спорта.
28. Укажите, в каком случае паронимы нестерпимый – нетерпимый употреблены правильно:
а) Стрекочут кузнечики, нетерпимый зной стоит над лугом.
б) Когда доходит до серьезного дела, Валя становится жестким, требовательным, нестерпимым.
в) Конференция по Кара-Бугазу напоминала заседание штаба, готовящего поход на пустыню, объявившего непримиримую войну грубым и нетерпимым ошибкам природы. +
29. Укажите, в каком случае паронимы человеческий – человечный употреблены правильно:
а) В доме опять запели, и издали скрипка производила впечатление человеческого голоса. +
б) Альпинизм, пожалуй, самый человеческий и самый мужественный вид спорта.
в) Юг – это исполинский конденсатор растений, родина тепла и человечной культуры.
30. Укажите, в каком случае паронимы нестерпимый – нетерпимый употреблены правильно:
а) Стрекочут кузнечики, нетерпимый зной стоит над лугом.
б) Он занимался лишь тем, что по нескольку раз в за день начищал до нестерпимого блеска свои сапоги. +
в) Когда доходит до серьезного дела, Валя становится жестким, требовательным, нестерпимым.