Подготовка теста на тему лексические ошибки

Лексические ошибки

Avatar

Автор скрыт

04.12.2020.
Тест. Русский язык, Прочее

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Лексические ошибки. Паронимы. Смысловая избыточность и т.п.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Выберите определение лексических норм.

Варианты ответов
  • нормы, которые определяют употребление в правильной форме
  • нормы, которые определяют написание слова
  • нормы, которые определяют употребление слова в тех значениях, которое слово имеет в литературном языке

Вопрос 2

Выберите определение тавтологии. 

Варианты ответов
  • употребление в речи близких по смыслу слов
  • повторение однокоренных слов
  • употребление паронимичных сочетаний в тексте

Вопрос 3

Выберите определение плеоназма. 

Варианты ответов
  • употребление в речи близких по смыслу слов
  • повторение однокоренных или одинаковых слов
  • употребление паронимичных сочетаний в тексте

Вопрос 4

Выберите предложения, которые содержат лексическую ошибку. 

Варианты ответов
  • Он уже дописал свою автобиографию.
  • Я протянул другу большую половину яблока.
  • Настало время расширить ваш кругозор!
  • Этот учитель показывал своим ученикам пример во всём.
  • Вы — передовой авангард нашей литературы!

Вопрос 5

Выберите варианты ответов, в которых допущены лексические ошибки.

Варианты ответов
  • Госпожа Простакова грубо обходилась со своими крепостными.
  • На космодром летело несколько космонавтов.
  • Онегину грозило разорительство.
  • Митрофан — человек неразвитой, настоящий тупяк.

Вопрос 6

Выберите то, что  является признаком паронимов. 

Варианты ответов
  • обязательно должны быть однокоренными
  • обязательно должны быть неоднокоренными
  • внешнее сходство
  • совпадение в буквенном составе, но отличие в ударении
  • могут быть однокоренными или неоднокоренными

Вопрос 7

Правильно построено предложение:

Варианты ответов
  • Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.
  • Это не играет никакого значения.
  • Поздравить маму с юбилеем пришли друзья, родственники и коллеги.
  • Леонид заранее предчувствовал, что этот проект будет неудачным.

Вопрос 8

В одном из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово.

Варианты ответов
  • АРТИСТИЧЕСКАЯ поза молодого юнги не могла не привлечь внимание публики, расположившейся на палубе.
  • Степь давно осталась позади, а впереди уже высились ЛЕСИСТЫЕ горы, из которых выбегала бойкая горная река Яровая.
  • Я полагаю, что на деда три шубы может быть НАДЕТО.
  • Особенно велико значение международных обычаев при проведении различного рода расчётных и ГАРАНТИЙНЫХ банковских операций.

Вопрос 9

Выберите словосочетания, в которых паронимы употребляются верно. 

Варианты ответов
  • абонемент в тренажёрный зал
  • жестокий матрас
  • вековые тайны
  • злобные нарушители

Вопрос 10

Паронимами не являются слова:

Варианты ответов
  • умственный – интеллектуальный
  • гуманный — гуманистический
  • целый — целостный
  • травяной — травянистый

Вопрос 11

В каких предложениях неверно употреблено выделенное слово.

Варианты ответов
  • На Викторе Александровиче красиво смотрелся ГЕНЕРАЛЬСКИЙ мундир.
  • Народ стекал туда в большом числе, несмотря на БУДНИЧНЫЙ день.
  • На прогулку Катя ОДЕЛА теплую шапку.
  • Когда я думаю о Леше, я всегда вспоминаю его печальные КОРИЧНЕВЫЕ глаза.
  • Соблюдение простых правил личной гигиены — это самая ЭФФЕКТНАЯ защита от гриппа и ОРВИ.

Вопрос 12

Плеоназм — это 

Варианты ответов
  • одинаковые слова по написанию, но разные по значению
  • одинаковые по звучанию, но разные по написанию
  • смысловая избыточность
  • антонимичные сочетания

Государственное автономное общеобразовательное учреждение

«Пермский кадетский корпус Приволжского федерального округа

имени Героя России Ф. Кузьмина»

учитель русского языка и литературы

Мельникова Мария Александровна
 

Тест по русскому языку

«Лексические ошибки»

(задание 20 ЕГЭ)
 

I вариант

I Определите предложения, в которых допущены лексическое ошибки.

1. Ошибки являются формой наших неправильных, некорректных поступков.

2. Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется.

3. Прошлая жизнь Аксиньи была насыщена горечью, разочарованием и предательством.

4.

5. Чтение – один из лучших антидепрессантов.

6. Ее улыбка была манящая и чувствительная.

7. Онегин впервые познакомился с Татьяной на ее именинах.

8. Князь Андрей не герой, потому что он не закрыл собой снаряд, а стоял и думал, как он выглядит в глазах окружающих.

9. Герой совершил оплошность, перейдя на сторону врага.

10. Я не могу адекватно воспринимать текст в электронного носителя.

II Найдите в предложениях лексические ошибки, запишите исправленный вариант слова, употребленного неверно.

1. Когда-то Мармеладов имел работу, но потом его сократили. 

2. Екатерина II стремилась к тому, чтобы философы и писатели ославили ее имя во всем мире.

3. Мой коллега оказался полным невежей в вопросах программирования.

4. Нам советуют слушать музыку Моцарта, чтобы повысить работу умственной деятельности.

5. Эта проблема спровоцирована активным развитием науки.

III Установите соответствие между типами речевой ошибки и предложениями, в которых они допущены.

А) Употребление слова в несвойственном ему значении.

1. Это был рок судьбы.

Б) Смешение паронимов.

2. Петр Гринев схватил автомат и пошел в атаку.

В) Неудачный выбор одного из синонимов.

3. Особенность языка Пушкина, что очень легкий.

Г) Пропуск необходимого слова.

4. Он был шокирован ее красотой.

Д) Неуместное употребление разговорной/диалектной/просторечной лексики, жаргонизмов

5. В цирке выступал очень сильный и ловкий силач.

 

6. Она одела синее пальто и белый шарф.

 

7. Экипаж находился в ужасном состоянии.

 

8. Автор восхищается своим героем, ведь герой поступил честно.

 

9. Ее высказывание было умопомрачительным.

 

10. Этот поступок кажется мне очень крутым.

II вариант

I Определите предложения, в которых допущены лексическое ошибки.

1. Мародерство в деревнях расцветало.

2. Любовная лодка разбилась о быт.

3. Свою шуточную автобиографию Михаил Зощенко написал в 1928 году.

4. Над ним разыграли шутку.

5. Для меня честь – это одно из нравственных чувств, которое влечет за собой чистоту души и совести.

6. С этим положением можно согласиться только скрипя сердцем.

7. Толстой, видимо, потому писал такие большие романы, что ему некому было выговориться.

8. Экзамены буду проходить в июне месяце.

9. Обломов настолько сильно втрескался в Ольгу Ильинскую, что перестал валяться на диване.

10. Начать читать никогда не поздно.

II Найдите в предложениях лексические ошибки, запишите исправленный вариант слова, употребленного неверно.

1. Я маленько не согласна с точкой зрения автора.

2. Нам необходимо набивать голову знаниями.

3. Ее искусные волосы не вызывали восторга.

4. У него был любимый питомник собака Чарли.

5. Булгаков сожалел, что белая армия понесла крах.

III Установите соответствие между типами речевой ошибки и предложениями, в которых они допущены.

А) Нарушение лексической сочетаемости слов.

1. Это был рок судьбы.

Б) Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания.

2. Петр Гринев схватил автомат и пошел в атаку.

В) Употребление лишнего слова (плеоназм)

3. Особенность языка Пушкина, что очень легкий.

Г) Неуместное повторение одних и тех же слов

4. Он был шокирован ее красотой.

Д) Смешение лексики различных исторических эпох.

5. В цирке выступал очень сильный и ловкий силач.

 

6. Она одела синее пальто и белый шарф.

 

7. Экипаж находился в ужасном состоянии.

 

8. Автор восхищается своим героем, ведь герой поступил честно.

 

9. Ее высказывание было умопомрачительным.

 

10. Этот поступок кажется мне очень крутым.

КЛЮЧИ.

 I вариант.

I — 13679

II 1 – уволили

2 – прославили

3 – невеждой

4 – улучшить

5 – вызвана

III А – 4, Б – 6, В – 9, Г – 3, Д – 10

II вариант.

I — 14568

II 1 – немного/не совсем

2 – наполнять

3 – искусственные

4 – питомец

5 – потерпела

III А – 1, Б – 7, В – 5, Г – 8, Д – 2

Лексические нормы

Тест является аналогом 6 задания ЕГЭ. Задание 6 проверяет знание лексического значения слова, особенностей лексической сочетаемости; умение не допускать речевой избыточности и других видов речевых ошибок.

Что повторяем

— Лексические нормы; — Речевая избыточность; — Плеоназм; — Тавтология; — Лексическая сочетаемость.


Количество вопросов в тесте:
8

Государственное автономное общеобразовательное учреждение

«Пермский кадетский корпус Приволжского федерального округа

имени Героя России Ф. Кузьмина»

учитель русского языка и литературы

Мельникова Мария Александровна

Тест по русскому языку

«Лексические ошибки»

(задание 20 ЕГЭ)

I вариант

I Определите предложения, в которых допущены лексическое ошибки.

1. Ошибки являются формой наших неправильных, некорректных поступков.

2. Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется.

3. Прошлая жизнь Аксиньи была насыщена горечью, разочарованием и предательством.

4.

5. Чтение – один из лучших антидепрессантов.

6. Ее улыбка была манящая и чувствительная.

7. Онегин впервые познакомился с Татьяной на ее именинах.

8. Князь Андрей не герой, потому что он не закрыл собой снаряд, а стоял и думал, как он выглядит в

глазах окружающих.

9. Герой совершил оплошность, перейдя на сторону врага.

10. Я не могу адекватно воспринимать текст в электронного носителя.

II Найдите в предложениях лексические ошибки, запишите исправленный вариант слова,

употребленного неверно.

1. Когдато Мармеладов имел работу, но потом его сократили.

2. Екатерина II стремилась к тому, чтобы философы и писатели ославили ее имя во всем мире.

3. Мой коллега оказался полным невежей в вопросах программирования.

4. Нам советуют слушать музыку Моцарта, чтобы повысить работу умственной деятельности.

5. Эта проблема спровоцирована активным развитием науки.

III Установите соответствие между типами речевой ошибки и предложениями, в которых они

допущены.

А) Употребление слова в несвойственном

ему значении.

2. Петр Гринев схватил автомат и пошел в

атаку.

В) Неудачный выбор одного из

синонимов.

3. Особенность языка Пушкина, что очень

легкий.

Г) Пропуск необходимого слова.

4. Он был шокирован ее красотой.

Д) Неуместное употребление

разговорной/диалектной/просторечной

лексики, жаргонизмов

5. В цирке выступал очень сильный и

ловкий силач.

6. Она одела синее пальто и белый шарф.

7. Экипаж находился в ужасном

состоянии.

8. Автор восхищается своим героем, ведь

герой поступил честно.

9. Ее высказывание было

умопомрачительным.

10. Этот поступок кажется мне очень

крутым.

II вариант

I Определите предложения, в которых допущены лексическое ошибки.

1. Мародерство в деревнях расцветало.

2. Любовная лодка разбилась о быт.

3. Свою шуточную автобиографию Михаил Зощенко написал в 1928 году.

4. Над ним разыграли шутку.

5. Для меня честь – это одно из нравственных чувств, которое влечет за собой чистоту души и совести.

6. С этим положением можно согласиться только скрипя сердцем.

7. Толстой, видимо, потому писал такие большие романы, что ему некому было выговориться.

8. Экзамены буду проходить в июне месяце.

9. Обломов настолько сильно втрескался в Ольгу Ильинскую, что перестал валяться на диване.

10. Начать читать никогда не поздно.

II Найдите в предложениях лексические ошибки, запишите исправленный вариант слова,

употребленного неверно.

1. Я маленько не согласна с точкой зрения автора.

2. Нам необходимо набивать голову знаниями.

3. Ее искусные волосы не вызывали восторга.

4. У него был любимый питомник собака Чарли.

5. Булгаков сожалел, что белая армия понесла крах.

III Установите соответствие между типами речевой ошибки и предложениями, в которых они

допущены.

А) Нарушение лексической сочетаемости

слов.

Б) Употребление многозначных слов или

омонимов, приводящее к двусмысленности

высказывания.

2. Петр Гринев схватил автомат и пошел в

атаку.

В) Употребление лишнего слова

(плеоназм)

3. Особенность языка Пушкина, что очень

легкий.

Г) Неуместное повторение одних и тех же

слов

4. Он был шокирован ее красотой.

Д) Смешение лексики различных

исторических эпох.

5. В цирке выступал очень сильный и

ловкий силач.

6. Она одела синее пальто и белый шарф.

7. Экипаж находился в ужасном

состоянии.

8. Автор восхищается своим героем, ведь

герой поступил честно.

9. Ее высказывание было

умопомрачительным.

10. Этот поступок кажется мне очень

крутым.

КЛЮЧИ.

I вариант.

I — 13679

II 1 уволили

2 прославили

3 невеждой

4 улучшить

5 вызвана

III А 4, Б – 6, В – 9, Г – 3, Д 10

II вариант.

I — 14568

II 1 немного/не совсем

2 наполнять

3 искусственные

4 питомец

5 потерпела

III А 1, Б – 7, В – 5, Г – 8, Д 2

1. В каком предложении вместо слова «вечный» нужно употребить слово «вековой»:
а) Это было их любимое, уютное место в парке, между вечными дубами. +
б) Они всю жизнь прожили на одной площадке, дверь в дверь, в вечных обидах и ссорах.
в) У мемориала горит вечный огонь.

2. В каком предложении вместо слова «будничный» нужно употребить «будний»:
а) Из одной будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более однообразную и скучную.
б) Однажды, в будничный день, поутру я с дедом разгребал на дворе снег. +
в) Этот художник значительное место отводит изображению будничной стороны войны.

3. В каком предложении вместо слова «жилищный» нужно употребить слово «жилой»:
а) В зале были выставлены макеты, чертежи, новые проекты жилищного строительства.
б) Наше жилищное законодательство требует внесения поправок.
в) За китайским кварталом следует новая жилищная часть европейского города. +

4. В каком предложении вместо слова «одеть» нужно употребить «надеть»:
а) Мотоциклист одел шлем и нажал на педаль. +
б) Наша текстильная фабрика одевала всю область.
в) Хозяин платил батракам мало, зато хорошо кормил и одевал.

5. Укажите ряд, в словосочетаниях которого нет тавтологии:
а) коллеги по работе, мемориальный памятник
б) сатирическая карикатура, местный абориген
в) подарить сувениры, оправданный риск +

6. В каком предложении вместо слова злой нужно употребить злостный:
а) Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где все уснуло по велению злой феи?
б) Имейте в виду, что злые браконьеры, являющиеся уголовными преступниками, будут непременно наказаны. +
в) Не по злой воле он допускал промахи и ошибки.

7. Какое из перечисленных слов не является устаревшим:
а) бурмистр
б) камергер
в) палисадник +

8. В каком предложении вместо слова БЕЗОБИДНЫЙ нужно использовать НЕОБИДЧИВЫЙ:
а) Я люблю общительных, безобидных людей, которые понимают шутки. +
б) Шутки брата далеко не всегда были безобидны.
в) Мыши – совершенно безобидные существа, хотя многие их боятся.

9. В каком предложении слово стол употреблено в значении «питание, пища»:
а) Состоялись переговоры за круглым столом.
б) Берёте книгу и тетрадь, садитесь вы за стол.
в) Стол у него был незатейливый: любил баранину, жирные щи. +

10. В каком предложении вместо слова «жизненный» нужно употребить «житейский»:
а) Этому произведению живописи явно не хватает живых, жизненных красок.
б) Он славился мудростью и раздавал жизненные советы, которые действительно помогали людям в сложных ситуациях. +
в) Новую повесть хвалили, хотя кое-кто говорил, что она не всегда отражает подлинные жизненные явления?

11. Какое из перечисленных слов имеет значение «равнодушный, безразличный»:
а) апатичный +
б) аполитичный
в) безнравственный

12. В каком предложении вместо слова «каменный» нужно употребить «каменистый»:
а) На востоке наравне с серебром и медью раскрылись каменные богатства Алтая.
б) Здесь, на каменных вершинах, ничто не растет. +
в) Стены мрачного коридора, а также потолок были высечены из сплошной каменной глыбы.

13. Значение какого слова указано неверно:
а) каллиграфия — умение писать грамотно +
б) корректный — правильный, точный
в) консолидация — укрепление, сплачивание чего-нибудь

14. Какое из сочетаний слов не соответствует литературной норме:
а) долгосрочный кредит
б) дать отпор
в) оказать впечатление +

15. Укажите неправильно подобранную антонимическую пару:
а) дерево — цветок +
б) ранний — поздний
в) родной — чужой

16. Какое из сочетаний слов не соответствует литературной норме:
а) придерживаться точки зрения
б) играть большое значение +
в) оказать покровительство

17. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно:
а) На нём были мятая фуражка со сломанным ЛАКИРОВАННЫМ козырьком.
б) Закомолдин взглянул на свои КОМАНДИРСКИЕ часы.
в) Ласковые лучи солнца весело пробивались сквозь тёмные зелёные кроны ВЕЧНЫХ деревьев. +

18. В каком предложении нарушены стилистические нормы литературного языка:
а) Законопроект был принят Госдумой уже в первом чтении.
б) Днями в Кремлевском дворце состоится официальное открытие международного форума «Мировой опыт и экономика России». +
в) Эта проблема широко обсуждается в средствах массовой информации.

19. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно:
а) Майор и лейтенант занялись книгами, а я пошел осматривать СОСЕДНИЕ помещения.
б) ВОЕННЫЙ городок жил скучноватой субботней жизнью.
в) Родись Афонькин не бедным крестьянином в глухой деревушке ЦАРСТВЕННОЙ России, может быть, из него вышел бы знаменитый путешественник. +

20. В каком предложении слово употреблено без учета его стилистической окраски:
а) Прошу оплатить мне расходы по командировке.
б) Экономическая политика в настоящее время все круче должна ориентироваться на такие цели. +
в) Банковские платежи стали задерживаться на срок до трех месяцев.

21. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно:
а) Все ЯВСТВЕННЫЕ и тайные агенты экспедиции переключились на поиск пропажи. +
б) Тут-то в присутствии всех адъютантов и выяснился ФАКТ головокружительной карьеры юнкера Тихонова.
в) Я прошёлся по ПАМЯТНЫМ местам, но улицы ничего не напоминали мне.

22. В каком предложении фразеологизм употреблен без учета его стилистической окраски:
а) Герой романа был настоящим рыцарем без страха и упрека, борющимся за добро и справедливость.
б) Тактичному и воспитанному человеку, заботящемуся о своем достоинстве, не следует совать нос в чужие дела. +
в) Отказ от высокого искусства может погрузить страну в мрак невежества.

23. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно:
а) Станица имела ТИПИЧНЫЙ для такого рода кавказских поселений вид.
б) Как видите, явление имеет исторические корни и нуждается в том, чтобы получить серьезную ПОЛИТИЧЕСКУЮ оценку.
в) Нина не стала слушать извинений за приезд и необходимость ДЕЛОВИТОГО разговора. +

24. Укажите «лишнее» слово в синонимическом ряду:
а) фантазия
б) воображение +
в) вымысел

25. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно:
а) Серов придал своему голосу оттенок мягкого и ДРУЖЕСКОГО убеждения.
б) Миша разделся, бросился в ЛЕДЯНУЮ воду и сажёнками поплыл на другую сторону.
в) Дама тоже оказалась ИСКУССТВЕННОЙ танцовщицей. +

26. Укажите разговорное слово в синонимическом ряду:
а) высокомерный
б) надутый +
в) надменный

27. Укажите, в каком случае паронимы человеческий – человечный употреблены правильно:
а) Русский народ от природы добр и любит добро, человечен, широк в жизненном размахе. +
б) Юг – это исполинский конденсатор растений, родина тепла и человечной культуры.
в) Альпинизм, пожалуй, самый человеческий и самый мужественный вид спорта.

28. Укажите, в каком случае паронимы нестерпимый – нетерпимый употреблены правильно:
а) Стрекочут кузнечики, нетерпимый зной стоит над лугом.
б) Когда доходит до серьезного дела, Валя становится жестким, требовательным, нестерпимым.
в) Конференция по Кара-Бугазу напоминала заседание штаба, готовящего поход на пустыню, объявившего непримиримую войну грубым и нетерпимым ошибкам природы. +

29. Укажите, в каком случае паронимы человеческий – человечный употреблены правильно:
а) В доме опять запели, и издали скрипка производила впечатление человеческого голоса. +
б) Альпинизм, пожалуй, самый человеческий и самый мужественный вид спорта.
в) Юг – это исполинский конденсатор растений, родина тепла и человечной культуры.

30. Укажите, в каком случае паронимы нестерпимый – нетерпимый употреблены правильно:
а) Стрекочут кузнечики, нетерпимый зной стоит над лугом.
б) Он занимался лишь тем, что по нескольку раз в за день начищал до нестерпимого блеска свои сапоги. +
в) Когда доходит до серьезного дела, Валя становится жестким, требовательным, нестерпимым.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Погрузчик sdlg ошибка open
  • Погрузчик nissan ошибки
  • Погрузчик jungheinrich efg 216 коды ошибок
  • Погрешностью ошибкой измерения называют
  • Подготовка специалистов желает лучшего исправить ошибку