Размещено 3 года назад по предмету
Русский язык
от grandfix
Укажите словосочетание, в котором допущена лексическая ошибка.
заразительный смех
подмосковная здравица
отдыхать в пансионате
написать обоснование
-
Ответ на вопрос
Ответ на вопрос дан
Egorushka2007Подмосковная здравНица.
Не тот ответ на вопрос, который вам нужен?
Найди верный ответ
Самые новые вопросы
Математика — 3 года назад
Сколько здесь прямоугольников
История — 3 года назад
Какое управление было в древнейшем риме? как звали первого и последнего из царей рима?
Литература — 3 года назад
Уроки французского ответе на вопрос : расскажите о герое по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3.почему он не убежал в деревню? 4.какие отношения сложились у него с товарищами? 5.почему он ввязался в игру за деньги? 6.как характеризуют его отношения с учительницей ? ответе на эти вопросы пожалуйста ! сочините сочинение пожалуйста
Русский язык — 3 года назад
Помогите решить тест по русскому языку тест по русскому языку «местоимение. разряды местоимений» для 6 класса
1. укажите личное местоимение:
1) некто
2) вас
3) ни с кем
4) собой
2. укажите относительное местоимение:
1) кто-либо
2) некоторый
3) кто
4) нам
3. укажите вопросительное местоимение:
1) кем-нибудь
2) кем
3) себе
4) никакой
4. укажите определительное местоимение:
1) наш
2) который
3) некий
4) каждый
5. укажите возвратное местоимение:
1) свой
2) чей
3) сам
4) себя
6. найдите указательное местоимение:
1) твой
2) какой
3) тот
4) их
7. найдите притяжательное местоимение:
1) самый
2) моего
3) иной
4) ничей
8. укажите неопределённое местоимение:
1) весь
2) какой-нибудь
3) любой
4) этот
9. укажите вопросительное местоимение:
1) сколько
2) кое-что
3) она
4) нами
10. в каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением?
1) увидел их
2) её нет дома
3) её тетрадь
4) их не спросили
Русский язык — 3 года назад
Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.
1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.
2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя
3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума
Русский язык — 3 года назад
помогите прошу!перепиши предложения, расставляя недостающие знаки препинания. объясни, что соединяет союз и. если в предложении один союз и, то во втором выпадающем списке отметь «прочерк».пример:«я шёл пешком и,/поражённый прелестью природы/, часто останавливался».союз и соединяет однородные члены.ночь уже ложилась на горы (1) и туман сырой (2) и холодный начал бродить по ущельям.союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) однородные членычасти сложного предложения—.поэт — трубач зовущий войско в битву (1) и прежде всех идущий в битву сам (ю. янонис).союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2)
Физика — 3 года назад
Вокруг прямого проводника с током (смотри рисунок) существует магнитное поле. определи направление линий этого магнитного поля в точках a и b.обрати внимание, что точки a и b находятся с разных сторон от проводника (точка a — снизу, а точка b — сверху). рисунок ниже выбери и отметь правильный ответ среди предложенных.1. в точке a — «от нас», в точке b — «к нам» 2. в точке a — «к нам», в точке b — «от нас» 3. в обеих точках «от нас»4. в обеих точках «к нам»контрольная работа по физике.прошу,не наугад важно
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Что ты хочешь узнать?
Задай вопрос
Все науки
Русский яз.
Литература
Математика
Алгебра
Геометрия
Английский яз.
Немецкий яз.
Українська мова
Українська література
Беларуская мова
Қазақ тiлi
Французский яз.
Кыргыз тили
Оʻzbek tili
Биология
Химия
Физика
История
Окружающий мир
Обществознание
ОБЖ
География
Информатика
Экономика
Музыка
Право
МХК
Психология
Астрономия
Физкультура и спорт
Другие предметы
Сайт znanija.org не имеет отношения к другим сайтам и не является официальным сайтом компании.
- Сайт
- Главная страница
- Напиши свой вопрос
- Кабинет
- Вход в личный кабинет
- Регистрация на сайте
Контрольная работа № 1 по родному русскому языку по теме «Культура речи»
В материале представлена контрольная работа по родному русскому языку по теме «Культура речи». Работа может быть проведена как в 8, так и в 9 классе.
Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа № 1 по родному русскому языку по теме «Культура речи»»
Контрольная работа № 1 по родному русскому языку
Обобщение изученного по теме «Культура речи» (8 класс)
В одном из приведенных слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово, обозначьте ударение.
А) словарный состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи
В) раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения
Г) раздел лингвистики, изучающий средства выразительности
А) словарный состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи
В) раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения
Г) раздел лингвистики, изучающий средства выразительности
4. Неоправданное употребление в речи однокоренных слов рядом называется…
А) плеоназм Б) метонимия В) синекдоха Г) тавтология
5. В каком предложении вместо слова «сытый» должно употребляться слово «сытный» (укажите номер)
А) Сытый голодного не разумеет. Б) Обед был сытым и вкусным.
В) Вид у кота был сытый, довольный. Г) Сытые волки всё равно хищники.
6. Укажите словосочетание, в котором допущена лексическая ошибка, запишите верный вариант
А) заразительный смех Б) подмосковная здравица
В) отдыхать в пансионате Г) адресат выбыл
7. Найдите в предложениях лишние слова и запишите их.
А) Незащищённые ладони рук сильно замёрзли. Б) Затем выступил старый ветеран.
В) Необходимо беречь каждую минуту времени. Г) Дома меня ждал неожиданный сюрприз.
8. К данным устойчивым выражениям подберите антонимы. Запишите соответствия.
А) без царя в голове 1) выйти из себя
Б) идёт как по маслу 2) ни гроша за душой
В) голубая кровь 3) семи пядей во лбу
Г) денег куры не клюют 4) чёрная кость
Д) держать себя в руках 5) идет со скрипом
9. Назовите выделенное средство выразительности.
Как хищный зверь, в смиренную обитель
Врывается штыками победитель.
Стояло лето, шел долгий день, ветер успокаивался на вечер среди сосен.
В красном закате плыли величавые лебеди – розовато-золотые в солнце. Отзывался пустынный их крик в парке.
В саду горит костёр рябины красной.
10. Найдите пример, в котором нарушены нормы формообразования, запишите верный вариант.
А) младше Б) дальше В) красивше Г) тоньше
11. Найдите пример, в котором нормы формообразования НЕ НАРУШЕНЫ.
А) более лучший Б) сильно хуже В) менее худший Г) лучше
12. Найдите пример с ошибкой в употреблении числительных.
А) пятеро ребят Б) пятидесяти книгами В) трое ножниц Г) обе ученицы
Контрольная работа № 1 по родному русскому языку
Обобщение изученного по теме «Культура речи» (8 класс)
В одном из приведенных слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово, обозначьте ударение.
А) словарный состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи
В) раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения
Г) раздел лингвистики, изучающий средства выразительности
А) словарный состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи
В) раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения
Г) раздел лингвистики, изучающий средства выразительности
4. Оборот речи, в котором зависимое слово повторяет признак, уже содержащийся в главном, называется
А) плеоназм Б) метонимия В) синекдоха Г) тавтология
5. В каком предложении вместо слова «царский» должно употребляться слово «царственный» (укажите номер предложения)
А) Гостю готовили поистине царский приём. Б) Толпа бежала за царской колесницей.
В) Царский приказ был оглашён. Г) Многие художники восхищались царской красотой осени.
6. Укажите словосочетание, в котором допущена лексическая ошибка, запишите верный вариант
А) заразительный смех Б) обидчивые слова
В) отдыхать в пансионате Г) адресат выбыл
7. Найдите в предложениях лишние слова и запишите их.
А) После атаки решили отступать назад. Б) Затем выступил старый ветеран.
В) Индейцы – коренные аборигены Америки. Г) Дома меня ждал неожиданный сюрприз.
8. К данным устойчивым выражениям подберите антонимы. Запишите соответствия.
А) рукой подать 1) спустя рукава
Б) идёт как по маслу 2) ни гроша за душой
В) сорить деньгами 3) у чёрта на куличках
Г) денег куры не клюют 4) дрожать над каждой копейкой
Д) засучив рукава 5) идет со скрипом
9. Назовите выделенное средство выразительности.
1) С вечера все спится, 2) Из ненавидящей любви,
На дворе темно, Из преступлений, исступлений –
Лист сухой валится, Возникнет праведная Русь.
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Горят аулы, нет у них защиты. 4) Брезжит свет на заводи речные
Врагом сыны отечества разбиты, И румянит сетку небосклона.
И зарево, как вечный метеор,
Играя в облаках, пугает взор.
10. Найдите пример, в котором нарушены нормы формообразования, запишите верный вариант.
А) младше Б) длиньше В) лучше Г) тоньше
11. Найдите пример, в котором нормы формообразования НЕ НАРУШЕНЫ.
А) более лучший Б) самый сильный В) менее худший Г) очень больнее
12. Найдите пример с ошибкой в употреблении числительных.
А) обоими руками Б) тридцатью книгами В) трое ножниц Г) пятеро ребят
Ответы к контрольной работе № 1 по родному русскому языку (8 класс)
Укажите словосочетание, в котором допущена лексическая ошибка. за…
Укажите словосочетание, в котором допущена лексическая ошибка.
- заразительный смех
- подмосковная здравица
- отдыхать в пансионате
- написать обоснование
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Контрольно-оценочные материалы по родному русскому языку для 8 класса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Контрольно- оценочные материалы по родному языку
Контрольная работа по теме « Язык и культура»
1.Списать текст. Вставить пропущенные буквы, поставить недостающие знаки препинания.
Язык народа лучший никогда (не)ув..дающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни нач..нающейся далеко (за)границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нём претворяется творческой силой народного духа в мысль в картину и звук небо отчизны её воздух её физические явления её климат её поля горы и д..лины её леса и реки её бури и грозы. Но в светлых прозрачных глубинах народного языка отр..жается (не)одна природа родной страны но и вся история духовной жизни народа. Язык есть самая живая самая обильная и прочная связь соед..няющаяотжившие живущие и будущие пок..ления народа в одно великое историческое живое целое.
2.Выпишите слова, имеющие признаки старославянизмов, и запишите соответствующие им исконно русский слова.
1.Здравствуй, племя/ Младое, незнакомое!(А.Пушкин) 2.Как грустны сумрачные дни/ Беззвучной осени и хладной!(А.Фет)
3.Спишите слова, обозначьте ударение.
Жалюзи, каталог, квартал, цепочка, нарвала, засветло,эксперт.
4.Замените иноязычные слова русскими синонимами или синонимичными словосочетаниями.
5.Подберите прилагательные к существительным, запишите словосочетания.
Метро, кофе, пенальти.
6. Замени приведенные фразы более вежливыми этикетными формулами.
Выздороветь бы тебе поскорее.
Приходи в воскресенье в гости.
1.Списать текст. Вставить пропущенные буквы, поставить недостающие знаки препинания.
А язык как и прежде живет своею собстве(н/нн)ой жизнью медле(н/нн)ой и (не)постижимой (не)прерывно меняясь и при этом всегда ост..ваясь самим собой. С русским языком может пр..изойти всё что угодно перестройка пр..ображениепр..вращение но только (не)вым..рание.Он слишком велик могуч(ь?) гибок д..намичен и (не)предсказуем что(бы) взять и вдруг и(с/з)чезнуть.Разве что-вместе с нами. (Б.Стругацкий)
2.Выпишите слова, имеющие признаки старославянизмов, и запишите соответствующие им исконно русский слова.
1.Знаю я, что в той стране не будет/ Этих нив, златящихся во мгле.(С.Есенин) 2.Прямых стволов благословение/ И млечный пар над головой. (А.Тарковский)
3.Спишите слова, обозначьте ударение.
Кухонный, сливовый, ждала, позвонит, одолжит, повторит, доверху.
4.Замените иноязычные слова русскими синонимами или синонимичными словосочетаниями.
5.Подберите прилагательные к существительным, запишите словосочетания.
Шоу, цунами, кенгуру.
6. Замени приведенные фразы более вежливыми этикетными формулами.
Позовите к телефону Орехова.
Благодарю за помощь.
Посмотри расписание занятий.
1.Списать текст. Вставить пропущенные буквы, поставить недостающие знаки препинания.
Язык народа лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нём претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, её воздух, её физические явления, её климат, её поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы. Но в светлых прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое.
2.Выпишите слова, имеющие признаки старославянизмов, и запишите соответствующие им исконно русский слова.
1.Младое – молодое 2.Хладной – холодной
3.Спишите слова, обозначьте ударение.
Жалюзи, каталог, квартал, цепочка, нарвала, засветло, эксперт.
4.Замените иноязычные слова русскими синонимами или синонимичными словосочетаниями.
Экспорт- вывоз товара из страны;
5. Подберите прилагательные к существительным, запишите словосочетания.
Глубокое метро, горячий кофе, отличный пенальти.
6. Замени приведенные фразы более вежливыми этикетными формулами.
Выздороветь бы тебе поскорее.- Постарайся поскорее выздороветь.
Приходи в воскресенье в гости.- Приходи, пожалуйста, в воскресенье в гости.
Передайте соль.- Передайте, пожалуйста, соль.
1.Списать текст. Вставить пропущенные буквы, поставить недостающие знаки препинания.
А язык, как и прежде, живет своею собственной жизнью, медленной и непостижимой, непрерывно меняясь и при этом всегда оставаясь самим собой. С русским языком может произойти всё что угодно: перестройка, преображение, превращение, но только не вымирание. Он слишком велик, могуч, гибок, динамичен и непредсказуем, чтобы взять и вдруг исчезнуть. Разве что — вместе с нами. (Б.Стругацкий)
2.Выпишите слова, имеющие признаки старославянизмов, и запишите соответствующие им исконно русский слова.
1.Златящихся — золотящихся 2.Млечный – молочный
3.Спишите слова, обозначьте ударение.
Кухонный, сливовый, ждала, позвонит, одолжит, повторит, доверху.
4.Замените иноязычные слова русскими синонимами или синонимичными словосочетаниями.
Импорт- ввоз товаров в страну.
Фауна- животный мир.
5.Подберите прилагательные к существительным, запишите словосочетания.
Интересное шоу, высокаяцунами, большой кенгуру.
6. Замени приведенные фразы более вежливыми этикетными формулами.
Позовитек телефону Орехова.- Позовите, пожалуйста, к телефону Орехова.
Благодарю за помощь.- Большое спасибо за помощь.
Посмотри расписание занятий.- Посмотри, пожалуйста, расписание занятий.
Критерии оценивания контрольной работы
источники:
http://examer.ru/ege_po_russkomu_yaziku/2022/zadanie_5/task/3fi76
http://infourok.ru/kontrolno-ocenochnye-materialy-po-rodnomu-russkomu-yazyku-dlya-8-klassa-4946881.html
Контрольная работа № 1 по родному русскому языку
Обобщение изученного по теме «Культура речи» (8 класс)
Вариант № 1
-
В одном из приведенных слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово, обозначьте ударение.
Бармен, кухонный, загнутый, закупорить, торты, зубчатый.
-
Орфоэпия – это…
А) словарный состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи
В) раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения
Г) раздел лингвистики, изучающий средства выразительности
3. Лексика – это…
А) словарный состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи
В) раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения
Г) раздел лингвистики, изучающий средства выразительности
4. Неоправданное употребление в речи однокоренных слов рядом называется…
А) плеоназм Б) метонимия В) синекдоха Г) тавтология
5. В каком предложении вместо слова «сытый» должно употребляться слово «сытный» (укажите номер)
А) Сытый голодного не разумеет. Б) Обед был сытым и вкусным.
В) Вид у кота был сытый, довольный. Г) Сытые волки всё равно хищники.
6. Укажите словосочетание, в котором допущена лексическая ошибка, запишите верный вариант
А) заразительный смех Б) подмосковная здравица
В) отдыхать в пансионате Г) адресат выбыл
7. Найдите в предложениях лишние слова и запишите их.
А) Незащищённые ладони рук сильно замёрзли. Б) Затем выступил старый ветеран.
В) Необходимо беречь каждую минуту времени. Г) Дома меня ждал неожиданный сюрприз.
8. К данным устойчивым выражениям подберите антонимы. Запишите соответствия.
А) без царя в голове 1) выйти из себя
Б) идёт как по маслу 2) ни гроша за душой
В) голубая кровь 3) семи пядей во лбу
Г) денег куры не клюют 4) чёрная кость
Д) держать себя в руках 5) идет со скрипом
9. Назовите выделенное средство выразительности.
-
Как хищный зверь, в смиренную обитель
Врывается штыками победитель…
-
Стояло лето, шел долгий день, ветер успокаивался на вечер среди сосен.
-
В красном закате плыли величавые лебеди – розовато-золотые в солнце. Отзывался пустынный их крик в парке.
-
В саду горит костёр рябины красной.
10. Найдите пример, в котором нарушены нормы формообразования, запишите верный вариант.
А) младше Б) дальше В) красивше Г) тоньше
11. Найдите пример, в котором нормы формообразования НЕ НАРУШЕНЫ.
А) более лучший Б) сильно хуже В) менее худший Г) лучше
12. Найдите пример с ошибкой в употреблении числительных.
А) пятеро ребят Б) пятидесяти книгами В) трое ножниц Г) обе ученицы
Контрольная работа № 1 по родному русскому языку
Обобщение изученного по теме «Культура речи» (8 класс)
Вариант № 2
-
В одном из приведенных слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово, обозначьте ударение.
Бармен, кухонный, банты, аэропорты, сливовый, закупорить.
-
Лексика – это…
А) словарный состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи
В) раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения
Г) раздел лингвистики, изучающий средства выразительности
-
Орфоэпия – это…
А) словарный состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи
В) раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения
Г) раздел лингвистики, изучающий средства выразительности
4. Оборот речи, в котором зависимое слово повторяет признак, уже содержащийся в главном, называется
А) плеоназм Б) метонимия В) синекдоха Г) тавтология
5. В каком предложении вместо слова «царский» должно употребляться слово «царственный» (укажите номер предложения)
А) Гостю готовили поистине царский приём. Б) Толпа бежала за царской колесницей.
В) Царский приказ был оглашён. Г) Многие художники восхищались царской красотой осени.
6. Укажите словосочетание, в котором допущена лексическая ошибка, запишите верный вариант
А) заразительный смех Б) обидчивые слова
В) отдыхать в пансионате Г) адресат выбыл
7. Найдите в предложениях лишние слова и запишите их.
А) После атаки решили отступать назад. Б) Затем выступил старый ветеран.
В) Индейцы – коренные аборигены Америки. Г) Дома меня ждал неожиданный сюрприз.
8. К данным устойчивым выражениям подберите антонимы. Запишите соответствия.
А) рукой подать 1) спустя рукава
Б) идёт как по маслу 2) ни гроша за душой
В) сорить деньгами 3) у чёрта на куличках
Г) денег куры не клюют 4) дрожать над каждой копейкой
Д) засучив рукава 5) идет со скрипом
9. Назовите выделенное средство выразительности.
1) С вечера все спится, 2) Из ненавидящей любви,
На дворе темно, Из преступлений, исступлений –
Лист сухой валится, Возникнет праведная Русь.
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
-
Горят аулы, нет у них защиты. 4) Брезжит свет на заводи речные
Врагом сыны отечества разбиты, И румянит сетку небосклона.
И зарево, как вечный метеор,
Играя в облаках, пугает взор.
10. Найдите пример, в котором нарушены нормы формообразования, запишите верный вариант.
А) младше Б) длиньше В) лучше Г) тоньше
11. Найдите пример, в котором нормы формообразования НЕ НАРУШЕНЫ.
А) более лучший Б) самый сильный В) менее худший Г) очень больнее
12. Найдите пример с ошибкой в употреблении числительных.
А) обоими руками Б) тридцатью книгами В) трое ножниц Г) пятеро ребят
Ответы к контрольной работе № 1 по родному русскому языку (8 класс)
1 вариант 2 вариант
1. торты 1. сливовый
2. В 2. А
3. А 3. В
4. Г 4. А
5. Б 5. Г
6. Б – здравница 6. Б — обидные
7. а) рук 7. а) назад
б) старый б) старый
в) времени в) коренные
г) неожиданный г) неожиданный
8. а) 3 8. а) 3
б) 5 б) 5
в) 4 в) 4
г) 2 г) 2
д) 1 д) 1
9. 1) сравнение 9. 1) олицетворение
2) олицетворение 2) эпитет
3) эпитет 3) сравнение
4) метафора 4) метафора
10. В – красивее 10.Б — длиннее
11. Г 11. Б
12. Б 12. А
Плеоназм — это речевое излишество, употребление сочетания слов, в котором смысл одного слова уже заложен в значении другого. Плеоназм в русском языке — это лексическая ошибка.
В письменной и разговорной речи незнание точного значения слова, особенно заимствованного русским языком, часто сопровождается допущением лексических ошибок, одной из которых является плеоназм. В лингвистике этот термин восходит к греческому слову pleonasmos, что буквально значит «переизбыток».
Что такое плеоназм в русском языке
Узнаем, что такое плеоназм в русском языке. Разберемся, в чем состоит суть этой речевой ошибки, используя конкретные примеры словосочетаний.
В разных сферах нашей жизнедеятельности нам часто встречается словосочетание «сервисное обслуживание». Его употребляют для обозначения качественного обслуживания. Давайте задумаемся, насколько правомерно объединяются эти слова с точки зрения лексических норм русского литературного языка?
Прилагательное «сервисное» образовано от слова «сервис», заимствованного из английского языка, в котором service значит «бытовое обслуживание».
Значит, значение слова «сервисный» уже входит в семантику русского слова «обслуживание» и является лишним в этой паре лексем.
Рассмотрим словосочетание «меню блюд». Французское слово «меню» обозначает «подбор блюд для завтрака, обеда и т. д.», а также «лист с перечнем предлагаемых блюд, напитков в ресторане, кафе, столовой». И в этом сочетании слов допущена речевая ошибка — плеоназм.
Как видим, эта ошибка возникает тогда, когда говорящий или пишущий не вникает в значение слов или не знает точного их значения и вкрапляет в свою речь лишние с точки зрения смысла слова.
Определение
Укажем, какое определение этой речевой ошибке дает Википедия.
Определение
Плеоназм (от др.-греч. πλεονασμός — излишний, излишество) — оборот речи, в котором происходит дублирование некоторого элемента смысла; наличие некоторых языковых форм, выражающих одного и тоже значение в пределах законченного отрезка речи или текста, а также языковое выражение, в котором имеется подобное дублирование.
Таким образом, плеоназм — это более широкое понятие, которое включает не только употребление отдельных лишних слов, а целых оборотов речи и даже фраз, которые можно упростить или изъять из текста вообще.
Примеры плеоназмов
Чаще всего указанной речевой ошибкой страдают сочетания прилагательных с существительными, причем значение прилагательного дублирует смысл определяемого им слова:
- главный приоритет;
- первый дебют;
- ценные сокровища;
- наружная внешность;
- необычный феномен;
- пернатые птицы;
- полное фиаско;
- равная половина;
- неожиданный сюрприз;
- памятный сувенир;
- сегодняшний день;
- ответная реакция;
- предельный лимит;
- начальные азы;
- ладонь руки;
- государственный чиновник;
- уникальный раритет;
- взаимная помощь;
- передовой авангард;
- утренний рассвет;
- полный аншлаг;
- эмоциональные чувства.
В качестве главного слова в сочетании выступает глагол, в значении которого уже заложен смысл лишнего слова:
- упасть вниз;
- подпрыгнуть вверх;
- впервые познакомиться;
- вернуться обратно;
- сжать кулак;
- импортировать из-за рубежа;
- госпитализировать в стационар;
- предупредить заранее.
Плеоназм и тавтология. Отличия
В лексикологии разновидностью плеоназма считается тавтология (греч. tauto «то же самое» + logos «слово»).
Тавтология — это непреднамеренное употребление однокоренных слов в словосочетании или в одной фразе, а также необоснованный повтор одного и того же слова.
Все спортсмены должны сгруппироваться в небольшие группы по трое.
Ему надо прыгнуть прыжок прямо сейчас.
Петр озадачил всех сотрудников этой трудной задачей.
Авторская речь — это речь автора.
Исходя из того, что в плеоназме дублируется смысл языковых единиц, составляющих словосочетание, но лексемы не являются однокоренными, можно утверждать, что плеоназм — это скрытая смысловая тавтология.
Наше совместное сотрудничество было плодотворным.
Сотрудничество — это действие, работа вместе, участие в общем деле.
Плеоназм создается в речи, когда другим словом обозначается одно и то же понятие, уже названное лексемой, составляющей с ним сочетание или фразу.
Тавтология же является речевой ошибкой, где явно употребляются однокоренные слова, создающие излишний назойливый повтор лексем с одинаковым или похожим смыслом. С этой точки зрения тавтология — это открытое языковое излишество в речи.
Примеры тавтологии
- спросить вопрос;
- заработанная зарплата;
- проливной ливень;
- звонок звонит;
- дымится дымом;
- вновь возобновить;
- городской градоначальник.
Тавтология бывает оправдана только в текстах, написанных в официально-деловом или научном стиле, где повтор одного и того же слова необходим по смыслу высказывания.
Размещение недоброкачественной рекламы с данным содержанием в данном месте данным способом запрещено законодательством страны.
В отличие от плеоназма в поэтическом языке тавтология используется как один из видов повторов, усиливающих эмоциональность и выразительность речи. Повторяются либо однородные по своему звучанию и по смыслу слова (греет — погревает, веет — повевает), либо повторяются слова, разные по звучанию, но близкие по смыслу (знает — ведает, плачет — тужит, море-океан, тоска-печаль).
Если в рифме повторяется одно и то же слово в изменённом его значении, такую рифму называют тавтологической:
Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан зовёт их в гости.
А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане
Уровень культуры человека неразрывно связан с культурой речи и мышления. Культура речи определяет любовь к своему родному языку, который постараемся не засорять излишествами, жаргоном и просторечными словами.
Словарик плеоназмов
Примечание
Лишнее слово в словарике осталось невыделенным.
А | |
автоматический рефлекс | акватория водных объектов |
активная деятельность | антагонистическая борьба |
ареал обитания | ароматные духи |
арсенал оружия | атмосферный воздух |
Б | |
бесполезно пропадает | бесплатный подарок |
бестселлер продаж | биография жизни |
большое и видное место | большое человеческое спасибо |
бывший экс — чемпион | букет цветов |
В | |
взаимоотношения между супругами | взаимный диалог |
водная акватория | возобновиться вновь |
ведущий лидер | вернуться назад |
взлетать вверх | видел своими глазами |
визуальное изображение | всенародный референдум |
VIP-персона | возвращаться обратно |
воспоминания о былом | в конечном итоге |
внутренний интерьер | впервые дебютировал |
впервые знакомиться | впереди лидирует |
временная отсрочка | все и каждый |
выплаченная (заработная) плата | |
Г | |
героический подвиг | гибель человеческих жертв |
гигантский/огромный исполин | главная суть |
главный лейтмотив | главный приоритет |
гнусная ложь | голубая синева |
госпитализация в больницу | |
Д | |
депиляция волос | демобилизоваться из армии |
действия и поступки (одно слово лишнее) действующий акт | движущий лейтмотив |
долгий и продолжительный (одно лишнее) дополнительный бонус | дополнительный овертайм |
другая альтернатива | |
Е | |
единогласный консенсус | |
Ж | |
жестикулировал руками | живут скучной жизнью |
З | |
заданные данные | заведомая клевета |
заезжий гастарбайтер | злоупотребление пьянством/алкоголизмом/наркоманией |
занудный и скучный (одно слово лишнее) | захватывающий триллер |
И | |
избитая банальность | изобиловал большим количеством |
имеет место быть | импортировать из-за рубежа |
инкриминировать вину | интервал перерыва |
интерактивное взаимодействие | информационное сообщение |
исключительно эксклюзивный | истинная подоплёка |
истинная правда | истинная реальность |
IT — технологии | |
К | |
карательная репрессия | кивнул головой |
коллега по работе/по профессии | коммуникативное общение |
консенсус мнений | короткое мгновение |
коррективы и поправки (одно слово лишнее) | крайне экстремистский |
краткое резюме | круглосуточный нон – стоп |
Л | |
ладони рук | ледяной айсберг |
линия ЛЭП | лично я |
лицо в анфас | локальные места |
М | |
маршрут движения | международный интернационализм |
мемориальный памятник | меню блюд |
местный абориген | мёртвый труп |
молодая девушка | молодой юноша |
монументальный памятник | морально — этический (одно слово лишнее) |
моргнул глазами | молчаливая пауза |
моя автобиография | мизерные мелочи |
минус три градуса мороза ниже нуля | минута времени |
мимика лица | мужественный и смелый (одно слово лишнее) |
Н | |
на высоком профессиональном уровне | наглядно демонстрировать |
надо закончить/завершить начатую работу | наиболее оптимальный |
на сегодняшний день = на сегодня | наследие прошлого |
народный фольклор | на удивление странно |
начальные азы | негодовать от возмущения |
незаконные бандформирования | неиспользованные резервы |
необоснованные выдумки | необычный феномен |
немного приоткрыть | неподтверждённые слухи |
неприятно резать слух | нервный тик |
неустойчивый дисбаланс | ностальгия по тебе |
ностальгия по родине | |
О | |
объединённый союз | объединиться воедино |
огромная махина | осколок сломанной (вещи) |
онлайн – вебинары в Интернете | опытно – экспериментальный (одно лишнее) |
опытный эксперт | основной лейтмотив |
отара овец | ответная контратака |
ответная реакция | отступать назад |
очень крохотный | |
П | |
памятный сувенир | патриот родины |
первая премьера | пережиток прошлого |
период времени | пернатые птицы |
перманентное постоянство | перспектива на будущее |
печатная пресса | письменное делопроизводство |
повторить снова | подводный дайвинг |
подняться вверх по… | повседневная обыденность |
пожилой старик | полное право |
полный карт-бланш | полностью уничтожен |
по направлению к (место) | планы на будущее |
помог и поспособствовал (одно слово лишнее) | по моему личному мнению |
популярный шлягер | посетить/побывать с визитом |
поступательное движение вперед | предварительное планирование |
предварительная предоплата | предварительный анонс |
предчувствовать заранее | предупредить заранее |
прейскурант цен, тарифов | приснилось во сне |
производство работ | простаивать без дела |
проливной ливень | промышленная индустрия |
прошлый опыт | полный аншлаг |
полное фиаско | попытка покушения |
популярный шлягер | потрясающий шок |
почтовая корреспонденция | путеводная нить Ариадны |
пять рублей (любой другой вариант) денег | |
Р | |
равная половина | рассказчик рассказывал (другой глагол) |
реальная действительность | революционный переворот |
регистрационный учет | реорганизация организации |
рыбная уха | |
С | |
самовольный прогул | самое ближайшее время |
самое выгоднейшее | саммит на высшем уровне |
самый лучший | сатирическая карикатура |
свободная вакансия | секретный шпион |
сенсорный датчик | сервисная служба |
сервисные услуги | сжатый кулак |
СD — диск | система СИ |
система GPS | скоростной экспресс |
скриншот с экрана монитора | смешивать вместе |
SMS — сообщение | совместная встреча |
совместное соглашение | совместное сотрудничество |
соединить воедино | спуститься вниз по … |
странный парадокс | страсть к графомании |
строгое табу | суеверная вера |
существенная разница | счёт на оплату |
Т | |
так, например (одно слово лишнее) | тайный аноним |
тем не менее, однако (одно слово лишнее) | темнокожая негритянка |
тестовые испытания | тёмный мрак |
толпа людей | только лишь (одно из слов лишнее) |
топтать ногами | травматическое повреждение |
тридцать человек строителей (и другие варианты) | трудоустройство на работу |
торжественная церемония инаугурации | |
У | |
увидеть своими глазами | увидеть собственными глазами |
уже имеющийся | уже существовал |
умножить во много раз | услышать своими ушами |
упал вниз | установленный факт |
устойчивая стабилизация | утренний рассвет |
Ф | |
финальный конец | форсирует ускоренными темпами |
Х | |
храбрый герой | хронометраж времени |
Ц | |
целиком и полностью (одно лишнее) | ценные сокровища |
цейтнот времени | |
Ч | |
человеческое общество | человеческое спасибо |
честолюбивые амбиции | чрезвычайно громадный |
Ш | |
шоу – показ (одно слово лишнее) | |
Э | |
экспонаты выставки | эмоциональные чувства |
энергичная деятельность | эпицентр событий |
Ю | |
юная молодёжь | |
Я | |
я знаю, что | январь (и любой другой) месяц |
Видео «ПЛЕОНАЗМ. ЕГЭ по русскому языку. Как исправить лексическую ошибку?»
Контрольная работа № 1 по родному русскому языку
Обобщение изученного по теме «Культура речи» (8 класс)
Вариант № 1
-
В одном из приведенных слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово, обозначьте ударение.
Бармен, кухонный, загнутый, закупорить, торты, зубчатый.
-
Орфоэпия – это…
А) словарный состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи
В) раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения
Г) раздел лингвистики, изучающий средства выразительности
3. Лексика – это…
А) словарный состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи
В) раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения
Г) раздел лингвистики, изучающий средства выразительности
4. Неоправданное употребление в речи однокоренных слов рядом называется…
А) плеоназм Б) метонимия В) синекдоха Г) тавтология
5. В каком предложении вместо слова «сытый» должно употребляться слово «сытный» (укажите номер)
А) Сытый голодного не разумеет. Б) Обед был сытым и вкусным.
В) Вид у кота был сытый, довольный. Г) Сытые волки всё равно хищники.
6. Укажите словосочетание, в котором допущена лексическая ошибка, запишите верный вариант
А) заразительный смех Б) подмосковная здравица
В) отдыхать в пансионате Г) адресат выбыл
7. Найдите в предложениях лишние слова и запишите их.
А) Незащищённые ладони рук сильно замёрзли. Б) Затем выступил старый ветеран.
В) Необходимо беречь каждую минуту времени. Г) Дома меня ждал неожиданный сюрприз.
8. К данным устойчивым выражениям подберите антонимы. Запишите соответствия.
А) без царя в голове 1) выйти из себя
Б) идёт как по маслу 2) ни гроша за душой
В) голубая кровь 3) семи пядей во лбу
Г) денег куры не клюют 4) чёрная кость
Д) держать себя в руках 5) идет со скрипом
9. Назовите выделенное средство выразительности.
-
Как хищный зверь, в смиренную обитель
Врывается штыками победитель…
-
Стояло лето, шел долгий день, ветер успокаивался на вечер среди сосен.
-
В красном закате плыли величавые лебеди – розовато-золотые в солнце. Отзывался пустынный их крик в парке.
-
В саду горит костёр рябины красной.
10. Найдите пример, в котором нарушены нормы формообразования, запишите верный вариант.
А) младше Б) дальше В) красивше Г) тоньше
11. Найдите пример, в котором нормы формообразования НЕ НАРУШЕНЫ.
А) более лучший Б) сильно хуже В) менее худший Г) лучше
12. Найдите пример с ошибкой в употреблении числительных.
А) пятеро ребят Б) пятидесяти книгами В) трое ножниц Г) обе ученицы
Контрольная работа № 1 по родному русскому языку
Обобщение изученного по теме «Культура речи» (8 класс)
Вариант № 2
-
В одном из приведенных слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово, обозначьте ударение.
Бармен, кухонный, банты, аэропорты, сливовый, закупорить.
-
Лексика – это…
А) словарный состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи
В) раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения
Г) раздел лингвистики, изучающий средства выразительности
-
Орфоэпия – это…
А) словарный состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи
В) раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения
Г) раздел лингвистики, изучающий средства выразительности
4. Оборот речи, в котором зависимое слово повторяет признак, уже содержащийся в главном, называется
А) плеоназм Б) метонимия В) синекдоха Г) тавтология
5. В каком предложении вместо слова «царский» должно употребляться слово «царственный» (укажите номер предложения)
А) Гостю готовили поистине царский приём. Б) Толпа бежала за царской колесницей.
В) Царский приказ был оглашён. Г) Многие художники восхищались царской красотой осени.
6. Укажите словосочетание, в котором допущена лексическая ошибка, запишите верный вариант
А) заразительный смех Б) обидчивые слова
В) отдыхать в пансионате Г) адресат выбыл
7. Найдите в предложениях лишние слова и запишите их.
А) После атаки решили отступать назад. Б) Затем выступил старый ветеран.
В) Индейцы – коренные аборигены Америки. Г) Дома меня ждал неожиданный сюрприз.
8. К данным устойчивым выражениям подберите антонимы. Запишите соответствия.
А) рукой подать 1) спустя рукава
Б) идёт как по маслу 2) ни гроша за душой
В) сорить деньгами 3) у чёрта на куличках
Г) денег куры не клюют 4) дрожать над каждой копейкой
Д) засучив рукава 5) идет со скрипом
9. Назовите выделенное средство выразительности.
1) С вечера все спится, 2) Из ненавидящей любви,
На дворе темно, Из преступлений, исступлений –
Лист сухой валится, Возникнет праведная Русь.
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
-
Горят аулы, нет у них защиты. 4) Брезжит свет на заводи речные
Врагом сыны отечества разбиты, И румянит сетку небосклона.
И зарево, как вечный метеор,
Играя в облаках, пугает взор.
10. Найдите пример, в котором нарушены нормы формообразования, запишите верный вариант.
А) младше Б) длиньше В) лучше Г) тоньше
11. Найдите пример, в котором нормы формообразования НЕ НАРУШЕНЫ.
А) более лучший Б) самый сильный В) менее худший Г) очень больнее
12. Найдите пример с ошибкой в употреблении числительных.
А) обоими руками Б) тридцатью книгами В) трое ножниц Г) пятеро ребят
Ответы к контрольной работе № 1 по родному русскому языку (8 класс)
1 вариант 2 вариант
1. торты 1. сливовый
2. В 2. А
3. А 3. В
4. Г 4. А
5. Б 5. Г
6. Б – здравница 6. Б — обидные
7. а) рук 7. а) назад
б) старый б) старый
в) времени в) коренные
г) неожиданный г) неожиданный
8. а) 3 8. а) 3
б) 5 б) 5
в) 4 в) 4
г) 2 г) 2
д) 1 д) 1
9. 1) сравнение 9. 1) олицетворение
2) олицетворение 2) эпитет
3) эпитет 3) сравнение
4) метафора 4) метафора
10. В – красивее 10.Б — длиннее
11. Г 11. Б
12. Б 12. А
Контрольная работа №1
1
вариант
1. Назовите лингвистическим термином
слова:
1. Храбрый, отважный, смелый,
мужественный.
2. Чёрный – белый.
3. Ключ от двери, ключ с прозрачной
водой.
2: Определи значение слов в
словосочетаниях (прямое или переносное):
1. Золотое кольцо, золотая голова.
2. Железный характер, железный
гвоздь.
3. Зажечь идеей, зажечь спичку.
3: Замени фразеологизмы одним словом:
1. Ни свет ни заря.
2. Сматывать удочки.
3. Совать палки в колёса.
4. Куры не клюют.
5. Капля в море.
6. Повесить голову.
4: Определи, какие из данных слов являются
заимствованными:
Река, дорога, футбол, стол, земля, пейзаж,
интерьер, кофе, шутник, городской, чемпион, какао, трава, кукла, синий, чай,
мама.
5: Замени устаревшие слова современными:
Перст, очи, чело, уста, глаголить, брег,
ланиты.
6: Распредели данные слова на две группы –
диалектные и общеупотребительные слова (по столбикам):
Сохатый, свёкла, пуня, дом, бурак, лось,
изба, сеновал.
7: Запишите пять профессионализмов любой
одной профессии.
8: Запишите пять любых неологизмов.
9: Запишите пять жаргонизмов, которые
употребляют твои одноклассники.
10: Составьте небольшой связный текст (5-6
предложений) на тему «Мой дом»
2 вариант
1. Назовите лингвистическим термином
слова:
1. буря, ураган, тайфун, шторм
2. холодный — горячий
3. чистить лук, стрелять из лука
2: Определи значение слов в
словосочетаниях (прямое или переносное):
1. Каменное здание, каменное лицо
2. Синее море, море народу
3 Играет на гитаре, играет на нервах
3: Замени фразеологизмы одним словом:
1. бить баклуши.
2. без задоринки
3. без царя в голове
4. вверх тормашками.
5. вгонять в краску
6. водить за нос
4: Определи, какие из данных слов являются
заимствованными:
Река, дорога, футбол, стол, земля, пейзаж,
интерьер, кофе, шутник, городской, чемпион, какао, трава, кукла, синий, чай,
мама.
5: Замени устаревшие слова современными:
Перст, очи, чело, уста, глаголить, брег,
ланиты.
6: Распредели данные слова на две группы –
диалектные и общеупотребительные слова (по столбикам):
Сохатый, свёкла, пуня, дом, бурак, лось,
изба, сеновал.
7: Запишите пять профессионализмов любой
одной профессии.
8: Запишите пять любых неологизмов.
9: Запишите пять жаргонизмов, которые
употребляют твои одноклассники.
10: Составьте небольшой связный текст (5-6
предложений) на тему «Моя школа».
Ответы
1 вариант
1.
синонимы
антонимы
омонимы
2. Прямое: золотое кольцо,
железный гвоздь, зажечь спичку.
Переносное: золотая голова,
железный характер, зажечь идеей.
3. Рано, уходить, мешать, много,
мало, расстроиться.
4. Футбол, пейзаж, интерьер, кофе,
чемпион, какао, чай.
5. Палец, глаза, лоб, рот,
говорить, берег, щеки.
6. диалектные: сохатый, пуня, бурак
Общеупотребительные: свекла, дом,
лось, изба, сеновал.
2 вариант
1.
синонимы,
антонимы, омонимы
2.
прямое:
каменное здание, синее море, играет на гитаре
переносное: каменное лицо, море
народу, играет на нервах
3.
бездельничать,
идеально, глупый, кувырком, смущать, обманывать.
4. Футбол, пейзаж, интерьер, кофе,
чемпион, какао, чай.
5. Палец, глаза, лоб, рот,
говорить, берег, щеки.
6. диалектные: сохатый, пуня, бурак
Общеупотребительные: свекла, дом,
лось, изба, сеновал
Контрольная работа № 2
1 вариант
1.
В одном
из приведенных слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена
буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово, обозначьте
ударение.
Бармен, кухонный,
загнутый, закупорить, торты, зубчатый.
2.
Орфоэпия
– это…
А) словарный состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки
речи
В) раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения
Г) раздел лингвистики, изучающий средства выразительности
3. Лексика – это…
А) словарный состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки
речи
В) раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения
Г) раздел лингвистики, изучающий средства выразительности
4. Неоправданное употребление в речи однокоренных слов рядом
называется…
А) плеоназм Б) метонимия В) синекдоха Г) тавтология
5. В каком предложении вместо слова «сытый» должно употребляться
слово «сытный» (укажите номер)
А) Сытый голодного не разумеет. Б) Обед был сытым и вкусным.
В) Вид у кота был сытый, довольный. Г) Сытые волки всё равно
хищники.
6. Укажите словосочетание, в котором допущена лексическая ошибка,
запишите верный вариант
А) заразительный смех Б) подмосковная здравица
В) отдыхать в пансионате Г) адресат выбыл
7. Найдите в предложениях лишние слова и запишите их.
А) Незащищённые ладони рук сильно замёрзли. Б) Затем выступил
старый ветеран.
В) Необходимо беречь каждую минуту времени. Г) Дома меня ждал
неожиданный сюрприз.
8. К данным устойчивым выражениям подберите антонимы.
Запишите соответствия.
А) без царя в голове 1) выйти из себя
Б) идёт как по маслу 2) ни гроша за душой
В) голубая кровь 3) семи пядей во лбу
Г) денег куры не клюют 4) чёрная кость
Д) держать себя в руках 5) идет со скрипом
9. Назовите выделенное средство выразительности.
1.
Как хищный
зверь, в
смиренную обитель
Врывается штыками победитель…
1.
Стояло лето,
шел долгий день, ветер успокаивался на вечер среди сосен.
2.
В красном
закате плыли величавые лебеди – розовато-золотые в солнце. Отзывался пустынный их
крик в парке.
3.
В саду
горит костёр рябины красной.
10. Найдите пример, в котором нарушены нормы формообразования,
запишите верный вариант.
А) младше Б) дальше В) красивше Г) тоньше
11. Найдите пример, в котором нормы формообразования НЕ
НАРУШЕНЫ.
А) более лучший Б) сильно хуже В) менее худший Г) лучше
12. Найдите пример с ошибкой в употреблении числительных.
А) пятеро ребят Б) пятидесяти книгами В) трое ножниц Г) обе
ученицы
Вариант 2
1.
В одном
из приведенных слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена
буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово, обозначьте
ударение.
Бармен, кухонный, банты,
аэропорты, сливовый, закупорить.
2.
Лексика
– это…
А) словарный состав языка Б) раздел
лингвистики, изучающий звуки речи
В) раздел лингвистики, изучающий нормы
литературного произношения
Г) раздел лингвистики, изучающий средства
выразительности
3.
Орфоэпия
– это…
А) словарный состав языка Б) раздел
лингвистики, изучающий звуки речи
В) раздел лингвистики, изучающий нормы
литературного произношения
Г) раздел лингвистики, изучающий средства
выразительности
4. Оборот речи, в котором зависимое
слово повторяет признак, уже содержащийся в главном, называется
А) плеоназм Б) метонимия В) синекдоха Г)
тавтология
5. В каком предложении вместо слова
«царский» должно употребляться слово «царственный» (укажите номер предложения)
А) Гостю готовили поистине царский приём.
Б) Толпа бежала за царской колесницей.
В) Царский приказ был оглашён. Г) Многие
художники восхищались царской красотой осени.
6. Укажите словосочетание, в котором
допущена лексическая ошибка, запишите верный вариант
А) заразительный смех Б) обидчивые слова
В) отдыхать в пансионате Г) адресат выбыл
7. Найдите в предложениях лишние слова
и запишите их.
А) После атаки решили отступать назад. Б)
Затем выступил старый ветеран.
В) Индейцы – коренные аборигены Америки.
Г) Дома меня ждал неожиданный сюрприз.
8. К данным устойчивым выражениям
подберите антонимы. Запишите соответствия.
А) рукой подать 1) спустя рукава
Б) идёт как по маслу 2) ни гроша за душой
В) сорить деньгами 3) у чёрта на куличках
Г) денег куры не клюют 4) дрожать над
каждой копейкой
Д) засучив рукава 5) идет со скрипом
9. Назовите выделенное средство
выразительности.
1) С вечера все спится,
На дворе темно,
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
2) Из ненавидящей любви,
Из преступлений, исступлений –
Возникнет праведная Русь.
1.
Горят аулы,
нет у них защиты. 4) Брезжит свет на заводи речные
Врагом сыны отечества разбиты, И румянит сетку небосклона.
И зарево, как вечный метеор,
Играя в облаках, пугает взор.
10. Найдите пример, в котором нарушены нормы формообразования,
запишите верный вариант.
А) младше Б) длиньше В) лучше Г) тоньше
11. Найдите пример, в котором нормы формообразования НЕ
НАРУШЕНЫ.
А) более лучший Б) самый сильный В) менее худший Г) очень больнее
12. Найдите пример с ошибкой в употреблении числительных.
А) обоими руками Б) тридцатью книгами В) трое ножниц Г) пятеро
ребят
Ответы к контрольной работе № 1 по родному русскому языку (8
класс)
1 вариант 2 вариант
1. торты 1. сливовый
2. В 2. А
3. А 3. В
4. Г 4. А
5. Б 5. Г
6. Б – здравница 6. Б — обидные
7. а) рук 7. а) назад
б) старый б) старый
в) времени в) коренные
г) неожиданный г) неожиданный
8. а) 3 8. а) 3
б) 5 б) 5
в) 4 в) 4
г) 2 г) 2
д) 1 д) 1
9. 1) сравнение 9. 1) олицетворение
2) олицетворение 2) эпитет
3) эпитет 3) сравнение
4) метафора 4) метафора
10. В – красивее 10.Б — длиннее
11. Г 11.
Б
12. Б 12.
А
Контрольная работа № 3
1 вариант
1. Язык является:
А)
средством общения
Б)
предметом речи
В)
способом общения
Г)
целью общения
2. Речь – это:
А)
процесс общения
Б)
лексический запас языка
В)
интонация голоса
Г)
знаковая система языка
3. Знаковая система,
которая используется для формирования и выражения мысли – это:
А)
стиль
Б)
речь
В)
язык
Г)
слово
4. Основной единицей языка
является:
А)
фонема
Б)
слог
В)
слово
Г)
буква
5. Для того чтобы возникла
речь, необходимы:
А)
большой запас лексики
Б)
умение красиво говорить
В)
потребность сказать
Г)
умение слушать
6. Литературным языком
необходимо считать:
А)
нормативный, соответствующий установленным правилам
Б) используемый только в
официальной обстановке
В)
состоящий из специальных терминов
7. Тип речи, который
описывает внешность человека, предмет, место, состояние человека или окружающей
среды, — это:
А)
описание
Б)
повествование
В)
рассуждение
8. Устойчивые сочетания
слов – это:
А)
устаревшие
Б)
фразеологизмы
В)
неологизмы
Г)
архаизмы
9. При ответах на
комплимент используются определенные этикетные формулы. Укажите лишнее.
А)
Спасибо за комплимент
Б)
Спасибо, но вы мне льстите
В)
Благодарю
Г)
Спасибо
10. При разговоре по
телефону должны соблюдаться определенные этикетные формулы. Как первый сигнал к
разговору не может употребляться выражение:
А)
Вас слушают!
Б)
Это кто?
В)
Да!
Г)
Алло!
11. Слово этикет в
переводе с французского означает:
А)
Вежливость
Б)
Воспитанность
В)
Ярлык
Г)
Приличие
12. При несогласии с
собеседником используются определенные этикетные формулы. Определите, какая из
них будет предпочтительней в официальной обстановке, если партнер по общению
ваш начальник.
А)
Я с вами не согласен
Б)
Думаю, что Вы не совсем правы
В)
Вы ошибаетесь
Г)
Это абсурд
13. Этикетная формула разрешите
представиться обычно используется в … ситуации:
А)
Любой
Б)
Официально-деловой
В)
Неофициальной
Г)
Полуофициальной
14. Наиболее удачным
обращением к незнакомому человеку пожилого возраста будет:
А)
Извините, Вы не подскажите…
Б)
Гражданин (гражданка)
В)
Женщина (мужчина)
Г)
Скажите, пожалуйста
15. Кто здоровается первым:
входящий или присутствующие?
А)
Здороваются взглядом
Б)
Первым здоровается тот, кто вежливее
В) Первым здоровается один
из присутствующих – самый внимательный, тот, кто первым заметил входящего
Г)
Конечно, входящий
2
вариант
1.
Основной единицей языка является:
1.А)
фонема
2.Б) слог
3.В)
слово
4.Г) буква
2. Литературным языком необходимо
считать:
А)
нормативный, соответствующий установленным правилам
Б) используемый только в
официальной обстановке
В)
состоящий из специальных терминов
3. При несогласии с
собеседником используются определенные этикетные формулы. Определите, какая из
них будет предпочтительней в официальной обстановке, если партнер по общению
ваш начальник.
А)
Я с вами не согласен
Б)
Думаю, что Вы не совсем правы
В)
Вы ошибаетесь
Г)
Это абсурд
4. Речь – это:
А)
процесс общения
Б)
лексический запас языка
В)
интонация голоса
Г)
знаковая система языка
5. Наиболее удачным
обращением к незнакомому человеку пожилого возраста будет:
А)
Извините, Вы не подскажите…
Б)
Гражданин (гражданка)
В)
Женщина (мужчина)
Г)
Скажите, пожалуйста
6. При разговоре по
телефону должны соблюдаться определенные этикетные формулы. Как первый сигнал к
разговору не может употребляться выражение:
А)
Вас слушают!
Б)
Это кто?
В)
Да!
Г)
Алло!
7.
Язык
является:
А)
средством общения
Б)
предметом речи
В)
способом общения
Г)
целью общения
8. Кто здоровается первым:
входящий или присутствующие?
А)
Здороваются взглядом
Б)
Первым здоровается тот, кто вежливее
В) Первым здоровается один
из присутствующих – самый внимательный, тот, кто первым заметил входящего
Г)
Конечно, входящий
9. Устойчивые сочетания
слов – это:
А)
устаревшие
Б)
фразеологизмы
В)
неологизмы
Г)
архаизмы
10. Знаковая система,
которая используется для формирования и выражения мысли – это:
А)
стиль
Б)
речь
В)
язык
Г)
слово
11. Этикетная формула разрешите
представиться обычно используется в … ситуации:
А)
Любой
Б)
Официально-деловой
В)
Неофициальной
Г)
Полуофициальной
12. Для того чтобы возникла
речь, необходимы:
А)
большой запас лексики
Б)
умение красиво говорить
В)
потребность сказать
Г)
умение слушать
13. При ответах на
комплимент используются определенные этикетные формулы. Укажите лишнее.
А)
Спасибо за комплимент
Б)
Спасибо, но вы мне льстите
В)
Благодарю
Г)
Спасибо
14. Слово этикет в
переводе с французского означает:
А)
Вежливость
Б)
Воспитанность
В)
Ярлык
Г)
Приличие
15. Тип речи, который
описывает внешность человека, предмет, место, состояние человека или окружающей
среды, — это:
А)
описание
Б)
повествование
В)
рассуждение
Ответы
1
вариант
1.
А
2.
А
3.
В
4.
В
5.
В
6.
А
7.
А
8.
Б
9.
А
10.
Б
11.
В
12.
Б
13.
Б
14.
А
15.
Г
2
вариант
1.
В
2.
А
3.
Б
4.
А
5.
А
6.
Б
7.
А
8.
Г
9.
Б
10.
В
11.
Б
12.
В
13.
А
14.
В
15.
А
Контрольная
работа № 4
1 вариант
1.
Что
такое словарный состав языка. Объясните понятие исконно русские слова. Напишите
примеры.
2.
Что
такое речевой этикет
3.
Составьте
диалог, используя речевые формулы
4.
Напишите
и поясните виды речевой деятельности.
2 вариант
1.
Что
такое словарный состав языка. Объясните понятие заимствованные слова. Напишите
примеры
2.
Что
такое речевой этикет
3.
Составьте
диалог, используя речевые формулы.
4.
Напишите
и поясните стили речи.
Ответы
1 вариант
1.
Совокупность
слов, употребляемых в данном языке. Исконно русские слова — это слова,
появившиеся со времен возникновения самого русского языка и сохранившиеся в
первоначальном лексическом значении.
2.
Речевой
этикет – правила соблюдения общепринятых норм во время разговора.
4. Виды речевой деятельности:
говорение (беседа, монолог), слушание, письмо, чтение. Все виды тесно связаны
между собой.
2 вариант
1.
Совокупность
слов, употребляемых в данном языке. Заимствованные слова – это иноязычные
слова, пополнившие словарный состав русского языка.
2.
Речевой
этикет – правила соблюдения общепринятых норм во время разговора.
4. Стили речи: научный,
официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный.
Контрольная работа № 1 по родному русскому языку
Обобщение изученного по теме «Культура речи»
Вариант № 1
1. В
одном из приведенных слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно
выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово, обозначьте
ударение.
Бармен,
кухонный, загнутый, закупорить, торты,
зубчатый.
2.
Орфоэпия – это…
А) словарный
состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи
В) раздел
лингвистики, изучающий нормы литературного произношения
Г) раздел лингвистики,
изучающий средства выразительности
3. Лексика – это…
А) словарный
состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи
В) раздел
лингвистики, изучающий нормы литературного произношения
Г) раздел
лингвистики, изучающий средства выразительности
4. Неоправданное
употребление в речи однокоренных слов рядом называется…
А) плеоназм Б)
метонимия В) синекдоха Г) тавтология
5. В каком предложении
вместо слова «сытый» должно употребляться слово «сытный» (укажите номер)
А) Сытый голодного не
разумеет. Б) Обед был сытым и вкусным.
В) Вид у кота был
сытый, довольный. Г) Сытые волки всё равно хищники.
6. Укажите словосочетание,
в котором допущена лексическая ошибка, запишите верный вариант
А) заразительный
смех Б) городская здравица(санаторий, дом отдыха)
В) отдыхать в
пансионате Г) адресат выбыл
7. Найдите в
предложениях лишние слова и запишите их.
А) Незащищённые
ладони рук сильно замёрзли. Б) Затем выступил старый ветеран.
В) Необходимо
беречь каждую минуту времени. Г) Дома меня ждал неожиданный сюрприз.
8. К данным устойчивым
выражениям подберите антонимы. Запишите соответствия.
А) без царя в голове 1)
выйти из себя
Б) идёт как по маслу 2) ни
гроша за душой
В) голубая кровь 3)
семи пядей во лбу
Г) денег куры не клюют 4) чёрная
кость
Д) держать себя в руках 5) идет
со скрипом
9. Назовите выделенное
средство выразительности.
1)
Как хищный зверь, в смиренную обитель
Врывается штыками победитель…
2)
Стояло лето, шел долгий день, ветер успокаивался на вечер
среди сосен.
3)
В красном закате плыли величавые лебеди – розовато-золотые в
солнце. Отзывался пустынный их крик в парке.
4)
В саду горит костёр рябины красной.
Контрольная работа № 1 по родному русскому языку
Обобщение изученного по теме «Культура речи»
Вариант № 2
1. В
одном из приведенных слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно
выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово,
обозначьте ударение.
Бармен,
кухонный, банты, аэропорты, сливовый,
закупорить.
2.
Лексика – это…
А) словарный состав
языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи
В) раздел
лингвистики, изучающий нормы литературного произношения
Г) раздел
лингвистики, изучающий средства выразительности
3.
Орфоэпия – это…
А) словарный
состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи
В) раздел
лингвистики, изучающий нормы литературного произношения
Г) раздел
лингвистики, изучающий средства выразительности
4. Оборот речи, в котором
зависимое слово повторяет признак, уже содержащийся в главном, называется
А) плеоназм Б)
метонимия В) синекдоха Г) тавтология
5. В каком предложении
вместо слова «царский» должно употребляться слово «царственный» (укажите номер
предложения)
А) Гостю готовили
поистине царский приём. Б) Толпа бежала за царской колесницей.
В) Царский приказ был
оглашён. Г) Многие художники восхищались царской красотой осени.
6. Укажите словосочетание,
в котором допущена лексическая ошибка, запишите верный вариант
А) заразительный
смех Б) обидчивые слова
В) отдыхать в
пансионате Г) адресат выбыл
7. Найдите в
предложениях лишние слова и запишите их.
А) После атаки
решили отступать назад. Б) Затем выступил старый ветеран.
В) Индейцы –
коренные аборигены Америки. Г) Дома меня ждал неожиданный сюрприз.
8. К данным устойчивым
выражениям подберите антонимы. Запишите соответствия.
А) рукой подать 1)
спустя рукава
Б) идёт как по маслу 2) ни
гроша за душой
В) сорить деньгами 3) у
чёрта на куличках
Г) денег куры не клюют 4) дрожать
над каждой копейкой
Д) засучив рукава 5)
идет со скрипом
9. Назовите выделенное
средство выразительности.
1) С вечера все спится, 2) Из ненавидящей любви,
На дворе темно, Из
преступлений, исступлений –
Лист сухой валится, Возникнет
праведная Русь.
Ночью ветер злится
Да стучит в
окно.
3)
Горят аулы, нет у них защиты. 4) Брезжит свет на заводи речные
Врагом сыны отечества разбиты, И румянит сетку
небосклона.
И зарево, как вечный метеор,
Играя в облаках, пугает взор.
10. Найдите пример, в котором нарушены нормы
формообразования, запишите верный вариант.
А) младше Б) длиньше В) лучше Г)
тоньше
11. Найдите пример, в котором нормы формообразования НЕ
НАРУШЕНЫ.
А) более лучший Б) самый сильный В) менее худший
Г) очень больнее
12. Найдите пример с ошибкой в употреблении числительных.
А) обоими руками Б) тридцатью книгами В) трое ножниц
Г) пятеро ребят
Ответы к
контрольной работе № 1 по родному
русскому языку (8 класс)
1
вариант 2 вариант
1. торты
1. сливовый
2. В
2. А
3. А
3. В
4. Г
4. А
5. Б
5. Г
6. Б – здравница
6. Б — обидные
7. а) рук
7. а) назад
б) старый б)
старый
в) времени
в) коренные
г) неожиданный
г) неожиданный
8. а) 3
8. а) 3
б) 5
б) 5
в) 4
в) 4
г) 2
г) 2
д) 1 д)
1
9. 1) сравнение
9. 1) олицетворение
2) олицетворение
2) эпитет
3) эпитет
3) сравнение
4) метафора
4) метафора
10. В – красивее 10.Б
— длиннее
11. Г
11. Б
12. Б 12.
А