Подмосковная здравница лексическая ошибка

Размещено 3 года назад по предмету
Русский язык
от grandfix

Укажите словосочетание, в котором допущена лексическая ошибка.

заразительный смех
подмосковная здравица
отдыхать в пансионате
написать обоснование

  1. Ответ на вопрос

    Ответ на вопрос дан
    Egorushka2007

    Подмосковная здравНица.

Не тот ответ на вопрос, который вам нужен?

Найди верный ответ

Самые новые вопросы

Никита081

Математика — 3 года назад

Сколько здесь прямоугольников

Alinashastova

История — 3 года назад

Какое управление было в древнейшем риме? как звали первого и последнего из царей рима?

diankayusupova3

Литература — 3 года назад

Уроки французского ответе на вопрос : расскажите о герое по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3.почему он не убежал в деревню? 4.какие отношения сложились у него с товарищами? 5.почему он ввязался в игру за деньги? 6.как характеризуют его отношения с учительницей ? ответе на эти вопросы пожалуйста ! сочините сочинение пожалуйста

tegysigalpa2012

Русский язык — 3 года назад

Помогите решить тест по русскому языку тест по русскому языку «местоимение. разряды местоимений» для 6 класса
1. укажите личное местоимение:
1) некто
2) вас
3) ни с кем
4) собой
2. укажите относительное местоимение:
1) кто-либо
2) некоторый
3) кто
4) нам
3. укажите вопросительное местоимение:
1) кем-нибудь
2) кем
3) себе
4) никакой
4. укажите определительное местоимение:
1) наш
2) который
3) некий
4) каждый
5. укажите возвратное местоимение:
1) свой
2) чей
3) сам
4) себя
6. найдите указательное местоимение:
1) твой
2) какой
3) тот
4) их
7. найдите притяжательное местоимение:
1) самый
2) моего
3) иной
4) ничей
8. укажите неопределённое местоимение:
1) весь
2) какой-нибудь
3) любой
4) этот
9. укажите вопросительное местоимение:
1) сколько
2) кое-что
3) она
4) нами
10. в каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением?
1) увидел их
2) её нет дома
3) её тетрадь
4) их не спросили

pakhotnov228

Русский язык — 3 года назад

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.
1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.
2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя
3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

ggg3288

Русский язык — 3 года назад

помогите прошу!перепиши предложения, расставляя недостающие знаки препинания. объясни, что соединяет союз и. если в предложении один союз и, то во втором выпадающем списке отметь «прочерк».пример:«я шёл пешком и,/поражённый прелестью природы/, часто останавливался».союз и соединяет однородные члены.ночь уже ложилась на горы (1) и туман сырой (2) и холодный начал бродить по ущельям.союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) однородные членычасти сложного предложения—.поэт — трубач зовущий войско в битву (1) и прежде всех идущий в битву сам (ю. янонис).союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) ​

Аккаунт удален

Физика — 3 года назад

Вокруг прямого проводника с током (смотри рисунок) существует магнитное поле. определи направление линий этого магнитного поля в точках a и b.обрати внимание, что точки a и b находятся с разных сторон от проводника (точка a — снизу, а точка b — сверху). рисунок ниже выбери и отметь правильный ответ среди предложенных.1. в точке a — «от нас», в точке b — «к нам» 2. в точке a — «к нам», в точке b — «от нас» 3. в обеих точках «от нас»4. в обеих точках «к нам»контрольная работа по физике.прошу,не наугад важно

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Что ты хочешь узнать?

Задай вопрос

Все науки

Русский яз.

Литература

Математика

Алгебра

Геометрия

Английский яз.

Немецкий яз.

Українська мова

Українська література

Беларуская мова

Қазақ тiлi

Французский яз.

Кыргыз тили

Оʻzbek tili

Биология

Химия

Физика

История

Окружающий мир

Обществознание

ОБЖ

География

Информатика

Экономика

Музыка

Право

МХК

Психология

Астрономия

Физкультура и спорт

Другие предметы

Сайт znanija.org не имеет отношения к другим сайтам и не является официальным сайтом компании.

  • Сайт
  • Главная страница
  • Напиши свой вопрос
  • Кабинет
  • Вход в личный кабинет
  • Регистрация на сайте

Контрольная работа № 1 по родному русскому языку по теме «Культура речи»

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

В материале представлена контрольная работа по родному русскому языку по теме «Культура речи». Работа может быть проведена как в 8, так и в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа № 1 по родному русскому языку по теме «Культура речи»»

Контрольная работа № 1 по родному русскому языку

Обобщение изученного по теме «Культура речи» (8 класс)

В одном из приведенных слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово, обозначьте ударение.

А) словарный состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи

В) раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения

Г) раздел лингвистики, изучающий средства выразительности

А) словарный состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи

В) раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения

Г) раздел лингвистики, изучающий средства выразительности

4. Неоправданное употребление в речи однокоренных слов рядом называется…

А) плеоназм Б) метонимия В) синекдоха Г) тавтология

5. В каком предложении вместо слова «сытый» должно употребляться слово «сытный» (укажите номер)

А) Сытый голодного не разумеет. Б) Обед был сытым и вкусным.

В) Вид у кота был сытый, довольный. Г) Сытые волки всё равно хищники.

6. Укажите словосочетание, в котором допущена лексическая ошибка, запишите верный вариант

А) заразительный смех Б) подмосковная здравица

В) отдыхать в пансионате Г) адресат выбыл

7. Найдите в предложениях лишние слова и запишите их.

А) Незащищённые ладони рук сильно замёрзли. Б) Затем выступил старый ветеран.

В) Необходимо беречь каждую минуту времени. Г) Дома меня ждал неожиданный сюрприз.

8. К данным устойчивым выражениям подберите антонимы. Запишите соответствия.

А) без царя в голове 1) выйти из себя

Б) идёт как по маслу 2) ни гроша за душой

В) голубая кровь 3) семи пядей во лбу

Г) денег куры не клюют 4) чёрная кость

Д) держать себя в руках 5) идет со скрипом

9. Назовите выделенное средство выразительности.

Как хищный зверь, в смиренную обитель

Врывается штыками победитель.

Стояло лето, шел долгий день, ветер успокаивался на вечер среди сосен.

В красном закате плыли величавые лебеди – розовато-золотые в солнце. Отзывался пустынный их крик в парке.

В саду горит костёр рябины красной.

10. Найдите пример, в котором нарушены нормы формообразования, запишите верный вариант.

А) младше Б) дальше В) красивше Г) тоньше

11. Найдите пример, в котором нормы формообразования НЕ НАРУШЕНЫ.

А) более лучший Б) сильно хуже В) менее худший Г) лучше

12. Найдите пример с ошибкой в употреблении числительных.

А) пятеро ребят Б) пятидесяти книгами В) трое ножниц Г) обе ученицы

Контрольная работа № 1 по родному русскому языку

Обобщение изученного по теме «Культура речи» (8 класс)

В одном из приведенных слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово, обозначьте ударение.

А) словарный состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи

В) раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения

Г) раздел лингвистики, изучающий средства выразительности

А) словарный состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи

В) раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения

Г) раздел лингвистики, изучающий средства выразительности

4. Оборот речи, в котором зависимое слово повторяет признак, уже содержащийся в главном, называется

А) плеоназм Б) метонимия В) синекдоха Г) тавтология

5. В каком предложении вместо слова «царский» должно употребляться слово «царственный» (укажите номер предложения)

А) Гостю готовили поистине царский приём. Б) Толпа бежала за царской колесницей.

В) Царский приказ был оглашён. Г) Многие художники восхищались царской красотой осени.

6. Укажите словосочетание, в котором допущена лексическая ошибка, запишите верный вариант

А) заразительный смех Б) обидчивые слова

В) отдыхать в пансионате Г) адресат выбыл

7. Найдите в предложениях лишние слова и запишите их.

А) После атаки решили отступать назад. Б) Затем выступил старый ветеран.

В) Индейцы – коренные аборигены Америки. Г) Дома меня ждал неожиданный сюрприз.

8. К данным устойчивым выражениям подберите антонимы. Запишите соответствия.

А) рукой подать 1) спустя рукава

Б) идёт как по маслу 2) ни гроша за душой

В) сорить деньгами 3) у чёрта на куличках

Г) денег куры не клюют 4) дрожать над каждой копейкой

Д) засучив рукава 5) идет со скрипом

9. Назовите выделенное средство выразительности.

1) С вечера все спится, 2) Из ненавидящей любви,

На дворе темно, Из преступлений, исступлений –

Лист сухой валится, Возникнет праведная Русь.

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Горят аулы, нет у них защиты. 4) Брезжит свет на заводи речные

Врагом сыны отечества разбиты, И румянит сетку небосклона.

И зарево, как вечный метеор,

Играя в облаках, пугает взор.

10. Найдите пример, в котором нарушены нормы формообразования, запишите верный вариант.

А) младше Б) длиньше В) лучше Г) тоньше

11. Найдите пример, в котором нормы формообразования НЕ НАРУШЕНЫ.

А) более лучший Б) самый сильный В) менее худший Г) очень больнее

12. Найдите пример с ошибкой в употреблении числительных.

А) обоими руками Б) тридцатью книгами В) трое ножниц Г) пятеро ребят

Ответы к контрольной работе № 1 по родному русскому языку (8 класс)

Укажите словосочетание, в котором допущена лексическая ошибка. за…

Укажите словосочетание, в котором допущена лексическая ошибка.

  1. заразительный смех
  2. подмосковная здравица
  3. отдыхать в пансионате
  4. написать обоснование

Объект авторского права ООО «Легион»

Вместе с этой задачей также решают:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Контрольно-оценочные материалы по родному русскому языку для 8 класса

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Контрольно- оценочные материалы по родному языку

Контрольная работа по теме « Язык и культура»

1.Списать текст. Вставить пропущенные буквы, поставить недостающие знаки препинания.

Язык народа лучший никогда (не)ув..дающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни нач..нающейся далеко (за)границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нём претворяется творческой силой народного духа в мысль в картину и звук небо отчизны её воздух её физические явления её климат её поля горы и д..лины её леса и реки её бури и грозы. Но в светлых прозрачных глубинах народного языка отр..жается (не)одна природа родной страны но и вся история духовной жизни народа. Язык есть самая живая самая обильная и прочная связь соед..няющаяотжившие живущие и будущие пок..ления народа в одно великое историческое живое целое.

2.Выпишите слова, имеющие признаки старославянизмов, и запишите соответствующие им исконно русский слова.

1.Здравствуй, племя/ Младое, незнакомое!(А.Пушкин) 2.Как грустны сумрачные дни/ Беззвучной осени и хладной!(А.Фет)

3.Спишите слова, обозначьте ударение.

Жалюзи, каталог, квартал, цепочка, нарвала, засветло,эксперт.

4.Замените иноязычные слова русскими синонимами или синонимичными словосочетаниями.

5.Подберите прилагательные к существительным, запишите словосочетания.

Метро, кофе, пенальти.

6. Замени приведенные фразы более вежливыми этикетными формулами.

Выздороветь бы тебе поскорее.

Приходи в воскресенье в гости.

1.Списать текст. Вставить пропущенные буквы, поставить недостающие знаки препинания.

А язык как и прежде живет своею собстве(н/нн)ой жизнью медле(н/нн)ой и (не)постижимой (не)прерывно меняясь и при этом всегда ост..ваясь самим собой. С русским языком может пр..изойти всё что угодно перестройка пр..ображениепр..вращение но только (не)вым..рание.Он слишком велик могуч(ь?) гибок д..намичен и (не)предсказуем что(бы) взять и вдруг и(с/з)чезнуть.Разве что-вместе с нами. (Б.Стругацкий)

2.Выпишите слова, имеющие признаки старославянизмов, и запишите соответствующие им исконно русский слова.

1.Знаю я, что в той стране не будет/ Этих нив, златящихся во мгле.(С.Есенин) 2.Прямых стволов благословение/ И млечный пар над головой. (А.Тарковский)

3.Спишите слова, обозначьте ударение.

Кухонный, сливовый, ждала, позвонит, одолжит, повторит, доверху.

4.Замените иноязычные слова русскими синонимами или синонимичными словосочетаниями.

5.Подберите прилагательные к существительным, запишите словосочетания.

Шоу, цунами, кенгуру.

6. Замени приведенные фразы более вежливыми этикетными формулами.

Позовите к телефону Орехова.

Благодарю за помощь.

Посмотри расписание занятий.

1.Списать текст. Вставить пропущенные буквы, поставить недостающие знаки препинания.

Язык народа лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нём претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, её воздух, её физические явления, её климат, её поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы. Но в светлых прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое.

2.Выпишите слова, имеющие признаки старославянизмов, и запишите соответствующие им исконно русский слова.

1.Младое – молодое 2.Хладной – холодной

3.Спишите слова, обозначьте ударение.

Жалюзи, каталог, квартал, цепочка, нарвала, засветло, эксперт.

4.Замените иноязычные слова русскими синонимами или синонимичными словосочетаниями.

Экспорт- вывоз товара из страны;

5. Подберите прилагательные к существительным, запишите словосочетания.

Глубокое метро, горячий кофе, отличный пенальти.

6. Замени приведенные фразы более вежливыми этикетными формулами.

Выздороветь бы тебе поскорее.- Постарайся поскорее выздороветь.

Приходи в воскресенье в гости.- Приходи, пожалуйста, в воскресенье в гости.

Передайте соль.- Передайте, пожалуйста, соль.

1.Списать текст. Вставить пропущенные буквы, поставить недостающие знаки препинания.

А язык, как и прежде, живет своею собственной жизнью, медленной и непостижимой, непрерывно меняясь и при этом всегда оставаясь самим собой. С русским языком может произойти всё что угодно: перестройка, преображение, превращение, но только не вымирание. Он слишком велик, могуч, гибок, динамичен и непредсказуем, чтобы взять и вдруг исчезнуть. Разве что — вместе с нами. (Б.Стругацкий)

2.Выпишите слова, имеющие признаки старославянизмов, и запишите соответствующие им исконно русский слова.

1.Златящихся — золотящихся 2.Млечный – молочный

3.Спишите слова, обозначьте ударение.

Кухонный, сливовый, ждала, позвонит, одолжит, повторит, доверху.

4.Замените иноязычные слова русскими синонимами или синонимичными словосочетаниями.

Импорт- ввоз товаров в страну.

Фауна- животный мир.

5.Подберите прилагательные к существительным, запишите словосочетания.

Интересное шоу, высокаяцунами, большой кенгуру.

6. Замени приведенные фразы более вежливыми этикетными формулами.

Позовитек телефону Орехова.- Позовите, пожалуйста, к телефону Орехова.

Благодарю за помощь.- Большое спасибо за помощь.

Посмотри расписание занятий.- Посмотри, пожалуйста, расписание занятий.

Критерии оценивания контрольной работы

источники:

http://examer.ru/ege_po_russkomu_yaziku/2022/zadanie_5/task/3fi76

http://infourok.ru/kontrolno-ocenochnye-materialy-po-rodnomu-russkomu-yazyku-dlya-8-klassa-4946881.html

Контрольная работа № 1 по родному русскому языку

Обобщение изученного по теме «Культура речи» (8 класс)

Вариант № 1

  1. В одном из приведенных слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово, обозначьте ударение.

Бармен, кухонный, загнутый, закупорить, торты, зубчатый.

  1. Орфоэпия – это…

А) словарный состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи

В) раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения

Г) раздел лингвистики, изучающий средства выразительности

3. Лексика – это…

А) словарный состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи

В) раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения

Г) раздел лингвистики, изучающий средства выразительности

4. Неоправданное употребление в речи однокоренных слов рядом называется…

А) плеоназм Б) метонимия В) синекдоха Г) тавтология

5. В каком предложении вместо слова «сытый» должно употребляться слово «сытный» (укажите номер)

А) Сытый голодного не разумеет. Б) Обед был сытым и вкусным.

В) Вид у кота был сытый, довольный. Г) Сытые волки всё равно хищники.

6. Укажите словосочетание, в котором допущена лексическая ошибка, запишите верный вариант

А) заразительный смех Б) подмосковная здравица

В) отдыхать в пансионате Г) адресат выбыл

7. Найдите в предложениях лишние слова и запишите их.

А) Незащищённые ладони рук сильно замёрзли. Б) Затем выступил старый ветеран.

В) Необходимо беречь каждую минуту времени. Г) Дома меня ждал неожиданный сюрприз.

8. К данным устойчивым выражениям подберите антонимы. Запишите соответствия.

А) без царя в голове 1) выйти из себя

Б) идёт как по маслу 2) ни гроша за душой

В) голубая кровь 3) семи пядей во лбу

Г) денег куры не клюют 4) чёрная кость

Д) держать себя в руках 5) идет со скрипом

9. Назовите выделенное средство выразительности.

  1. Как хищный зверь, в смиренную обитель

Врывается штыками победитель…

  1. Стояло лето, шел долгий день, ветер успокаивался на вечер среди сосен.

  2. В красном закате плыли величавые лебеди – розовато-золотые в солнце. Отзывался пустынный их крик в парке.

  3. В саду горит костёр рябины красной.

10. Найдите пример, в котором нарушены нормы формообразования, запишите верный вариант.

А) младше Б) дальше В) красивше Г) тоньше

11. Найдите пример, в котором нормы формообразования НЕ НАРУШЕНЫ.

А) более лучший Б) сильно хуже В) менее худший Г) лучше

12. Найдите пример с ошибкой в употреблении числительных.

А) пятеро ребят Б) пятидесяти книгами В) трое ножниц Г) обе ученицы

Контрольная работа № 1 по родному русскому языку

Обобщение изученного по теме «Культура речи» (8 класс)

Вариант № 2

  1. В одном из приведенных слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово, обозначьте ударение.

Бармен, кухонный, банты, аэропорты, сливовый, закупорить.

  1. Лексика – это…

А) словарный состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи

В) раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения

Г) раздел лингвистики, изучающий средства выразительности

  1. Орфоэпия – это…

А) словарный состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи

В) раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения

Г) раздел лингвистики, изучающий средства выразительности

4. Оборот речи, в котором зависимое слово повторяет признак, уже содержащийся в главном, называется

А) плеоназм Б) метонимия В) синекдоха Г) тавтология

5. В каком предложении вместо слова «царский» должно употребляться слово «царственный» (укажите номер предложения)

А) Гостю готовили поистине царский приём. Б) Толпа бежала за царской колесницей.

В) Царский приказ был оглашён. Г) Многие художники восхищались царской красотой осени.

6. Укажите словосочетание, в котором допущена лексическая ошибка, запишите верный вариант

А) заразительный смех Б) обидчивые слова

В) отдыхать в пансионате Г) адресат выбыл

7. Найдите в предложениях лишние слова и запишите их.

А) После атаки решили отступать назад. Б) Затем выступил старый ветеран.

В) Индейцы – коренные аборигены Америки. Г) Дома меня ждал неожиданный сюрприз.

8. К данным устойчивым выражениям подберите антонимы. Запишите соответствия.

А) рукой подать 1) спустя рукава

Б) идёт как по маслу 2) ни гроша за душой

В) сорить деньгами 3) у чёрта на куличках

Г) денег куры не клюют 4) дрожать над каждой копейкой

Д) засучив рукава 5) идет со скрипом

9. Назовите выделенное средство выразительности.

1) С вечера все спится, 2) Из ненавидящей любви,

На дворе темно, Из преступлений, исступлений –

Лист сухой валится, Возникнет праведная Русь.

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

  1. Горят аулы, нет у них защиты. 4) Брезжит свет на заводи речные

Врагом сыны отечества разбиты, И румянит сетку небосклона.

И зарево, как вечный метеор,

Играя в облаках, пугает взор.

10. Найдите пример, в котором нарушены нормы формообразования, запишите верный вариант.

А) младше Б) длиньше В) лучше Г) тоньше

11. Найдите пример, в котором нормы формообразования НЕ НАРУШЕНЫ.

А) более лучший Б) самый сильный В) менее худший Г) очень больнее

12. Найдите пример с ошибкой в употреблении числительных.

А) обоими руками Б) тридцатью книгами В) трое ножниц Г) пятеро ребят

Ответы к контрольной работе № 1 по родному русскому языку (8 класс)

1 вариант 2 вариант

1. торты 1. сливовый

2. В 2. А

3. А 3. В

4. Г 4. А

5. Б 5. Г

6. Б – здравница 6. Б — обидные

7. а) рук 7. а) назад

б) старый б) старый

в) времени в) коренные

г) неожиданный г) неожиданный

8. а) 3 8. а) 3

б) 5 б) 5

в) 4 в) 4

г) 2 г) 2

д) 1 д) 1

9. 1) сравнение 9. 1) олицетворение

2) олицетворение 2) эпитет

3) эпитет 3) сравнение

4) метафора 4) метафора

10. В – красивее 10.Б — длиннее

11. Г 11. Б

12. Б 12. А

Плеоназм — это рече­вое изли­ше­ство, упо­треб­ле­ние соче­та­ния слов, в кото­ром смысл одно­го сло­ва уже зало­жен в зна­че­нии дру­го­го. Плеоназм в рус­ском язы­ке — это лек­си­че­ская ошибка.

В пись­мен­ной и раз­го­вор­ной речи незна­ние точ­но­го зна­че­ния сло­ва, осо­бен­но заим­ство­ван­но­го рус­ским язы­ком, часто сопро­вож­да­ет­ся допу­ще­ни­ем лек­си­че­ских оши­бок, одной из кото­рых явля­ет­ся плео­назм. В линг­ви­сти­ке этот тер­мин вос­хо­дит к гре­че­ско­му сло­ву pleonasmos, что бук­валь­но зна­чит «пере­из­бы­ток».

Что такое плеоназм в русском языке

Узнаем, что такое плео­назм в рус­ском язы­ке. Разберемся, в чем состо­ит суть этой рече­вой ошиб­ки, исполь­зуя кон­крет­ные при­ме­ры словосочетаний.

В раз­ных сфе­рах нашей жиз­не­де­я­тель­но­сти нам часто встре­ча­ет­ся сло­во­со­че­та­ние «сер­вис­ное обслу­жи­ва­ние». Его упо­треб­ля­ют для обо­зна­че­ния каче­ствен­но­го обслу­жи­ва­ния. Давайте заду­ма­ем­ся, насколь­ко пра­во­мер­но объ­еди­ня­ют­ся эти сло­ва с точ­ки зре­ния лек­си­че­ских норм рус­ско­го лите­ра­тур­но­го языка?

Прилагательное «сер­вис­ное» обра­зо­ва­но от сло­ва «сер­вис», заим­ство­ван­но­го из англий­ско­го язы­ка, в кото­ром service зна­чит «быто­вое обслу­жи­ва­ние».

Значит, зна­че­ние сло­ва «сер­вис­ный» уже вхо­дит в семан­ти­ку рус­ско­го сло­ва «обслу­жи­ва­ние» и явля­ет­ся лиш­ним в этой паре лексем.

Рассмотрим сло­во­со­че­та­ние «меню блюд». Французское сло­во «меню» обо­зна­ча­ет «под­бор блюд для зав­тра­ка, обе­да и т. д.», а так­же «лист с переч­нем пред­ла­га­е­мых блюд, напит­ков в ресто­ране, кафе, сто­ло­вой». И в этом соче­та­нии слов допу­ще­на рече­вая ошиб­ка — плеоназм.

Как видим, эта ошиб­ка воз­ни­ка­ет тогда, когда гово­ря­щий или пишу­щий не вни­ка­ет в зна­че­ние слов или не зна­ет точ­но­го их зна­че­ния и вкрап­ля­ет в свою речь лиш­ние с точ­ки зре­ния смыс­ла слова.

Определение

Плеоназмы

Укажем, какое опре­де­ле­ние этой рече­вой ошиб­ке дает Википедия.

Определение

Плеоназм (от др.-греч. πλεονασμός — излиш­ний, изли­ше­ство) — обо­рот речи, в кото­ром про­ис­хо­дит дуб­ли­ро­ва­ние неко­то­ро­го эле­мен­та смыс­ла; нали­чие неко­то­рых язы­ко­вых форм, выра­жа­ю­щих одно­го и тоже зна­че­ние в пре­де­лах закон­чен­но­го отрез­ка речи или тек­ста, а так­же язы­ко­вое выра­же­ние, в кото­ром име­ет­ся подоб­ное дублирование.

Таким обра­зом, плео­назм — это более широ­кое поня­тие, кото­рое вклю­ча­ет не толь­ко упо­треб­ле­ние отдель­ных лиш­них слов, а целых обо­ро­тов речи и даже фраз, кото­рые мож­но упро­стить или изъ­ять из тек­ста вообще.

Примеры плеоназмов

Чаще все­го ука­зан­ной рече­вой ошиб­кой стра­да­ют соче­та­ния при­ла­га­тель­ных с суще­стви­тель­ны­ми, при­чем зна­че­ние при­ла­га­тель­но­го дуб­ли­ру­ет смысл опре­де­ля­е­мо­го им слова:

  • глав­ный приоритет;
  • пер­вый дебют;
  • цен­ные сокровища;
  • наруж­ная внешность;
  • необыч­ный феномен;
  • пер­на­тые птицы;
  • пол­ное фиаско;
  • рав­ная половина;
  • неожи­дан­ный сюрприз;
  • памят­ный сувенир;
  • сего­дняш­ний день;
  • ответ­ная реакция;
  • пре­дель­ный лимит;
  • началь­ные азы;
  • ладонь руки;
  • госу­дар­ствен­ный чиновник;
  • уни­каль­ный раритет;
  • вза­им­ная помощь;
  • пере­до­вой авангард;
  • утрен­ний рассвет;
  • пол­ный аншлаг;
  • эмо­ци­о­наль­ные чувства.

В каче­стве глав­но­го сло­ва в соче­та­нии высту­па­ет гла­гол, в зна­че­нии кото­ро­го уже зало­жен смысл лиш­не­го слова:

  • упасть вниз;
  • под­прыг­нуть вверх;
  • впер­вые познакомиться;
  • вер­нуть­ся обратно;
  • сжать кулак;
  • импор­ти­ро­вать из-за рубежа;
  • гос­пи­та­ли­зи­ро­вать в стационар;
  • пре­ду­пре­дить заранее.

Плеоназм и тавтология. Отличия

В лек­си­ко­ло­гии раз­но­вид­но­стью плео­назма счи­та­ет­ся тав­то­ло­гия (греч. tauto «то же самое» + logos «сло­во»).

Тавтология — это непред­на­ме­рен­ное упо­треб­ле­ние одно­ко­рен­ных слов в сло­во­со­че­та­нии или в одной фра­зе, а так­же необос­но­ван­ный повтор одно­го и того же слова.

Все спортс­ме­ны долж­ны сгруп­пи­ро­вать­ся в неболь­шие груп­пы по трое.

Ему надо прыг­нуть пры­жок пря­мо сейчас.

Петр оза­да­чил всех сотруд­ни­ков этой труд­ной зада­чей.

Авторская речь — это речь авто­ра.

Исходя из того, что в плео­назме дуб­ли­ру­ет­ся смысл язы­ко­вых еди­ниц, состав­ля­ю­щих сло­во­со­че­та­ние, но лек­се­мы не явля­ют­ся одно­ко­рен­ны­ми, мож­но утвер­ждать, что плео­назм — это скры­тая смыс­ло­вая тавтология.

Наше сов­мест­ное сотруд­ни­че­ство было плодотворным.

Сотрудничество — это дей­ствие, рабо­та вме­сте, уча­стие в общем деле.

Плеоназмы

Плеоназм созда­ет­ся в речи, когда дру­гим сло­вом обо­зна­ча­ет­ся одно и то же поня­тие, уже назван­ное лек­се­мой, состав­ля­ю­щей с ним соче­та­ние или фразу.

Тавтология же явля­ет­ся рече­вой ошиб­кой, где явно упо­треб­ля­ют­ся одно­ко­рен­ные сло­ва, созда­ю­щие излиш­ний назой­ли­вый повтор лек­сем с оди­на­ко­вым или похо­жим смыс­лом. С этой точ­ки зре­ния тав­то­ло­гия — это откры­тое язы­ко­вое изли­ше­ство в речи.

Примеры тавтологии

  • спро­сить вопрос;
  • зара­бо­тан­ная зарплата;
  • про­лив­ной ливень;
  • зво­нок звонит;
  • дымит­ся дымом;
  • вновь воз­об­но­вить;
  • город­ской градоначальник.

Тавтология быва­ет оправ­да­на толь­ко в текстах, напи­сан­ных в официально-деловом или науч­ном сти­ле, где повтор одно­го и того же сло­ва необ­хо­дим по смыс­лу высказывания.

Размещение недоб­ро­ка­че­ствен­ной рекла­мы с дан­ным содер­жа­ни­ем в дан­ном месте дан­ным спо­со­бом запре­ще­но зако­но­да­тель­ством страны.

В отли­чие от плео­назма в поэ­ти­че­ском язы­ке тав­то­ло­гия исполь­зу­ет­ся как один из видов повто­ров, уси­ли­ва­ю­щих эмо­ци­о­наль­ность и выра­зи­тель­ность речи. Повторяются либо одно­род­ные по сво­е­му зву­ча­нию и по смыс­лу сло­ва (гре­ет — погре­ва­ет, веет — пове­ва­ет), либо повто­ря­ют­ся сло­ва, раз­ные по зву­ча­нию, но близ­кие по смыс­лу (зна­ет — веда­ет, пла­чет — тужит, море-океан, тоска-печаль).

Если в риф­ме повто­ря­ет­ся одно и то же сло­во в изме­нён­ном его зна­че­нии, такую риф­му назы­ва­ют тавтологической:

Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан зовёт их в гости.

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане

Уровень куль­ту­ры чело­ве­ка нераз­рыв­но свя­зан с куль­ту­рой речи и мыш­ле­ния. Культура речи опре­де­ля­ет любовь к сво­е­му род­но­му язы­ку, кото­рый поста­ра­ем­ся не засо­рять изли­ше­ства­ми, жар­го­ном и про­сто­реч­ны­ми словами.

Словарик плеоназмов

Примечание

Лишнее сло­во в сло­ва­ри­ке оста­лось невы­де­лен­ным.

А
авто­ма­ти­че­ский рефлекс аква­то­рия вод­ных объектов
актив­ная дея­тель­ность анта­го­ни­сти­че­ская борь­ба
аре­ал оби­та­ния аро­мат­ные духи
арсе­нал оружия  атмо­сфер­ный воз­дух
Б
бес­по­лез­но про­па­да­ет бес­плат­ный пода­рок
бест­сел­лер продаж био­гра­фия жизни
боль­шое и вид­ное место боль­шое чело­ве­че­ское спасибо
быв­ший экс — чемпион букет цветов
В
вза­и­моотно­ше­ния меж­ду супругами вза­им­ный диа­лог
вод­ная аква­то­рия воз­об­но­вить­ся вновь
веду­щий лидер вер­нуть­ся назад
взле­тать вверх видел сво­и­ми глазами
визу­аль­ное изоб­ра­же­ние все­на­род­ный рефе­рен­дум
VIP-пер­со­на воз­вра­щать­ся обрат­но
вос­по­ми­на­ния о былом в конеч­ном ито­ге
внут­рен­ний инте­рьер впер­вые дебю­ти­ро­вал
впер­вые знакомиться впе­ре­ди лиди­ру­ет
вре­мен­ная отсроч­ка все и каж­дый
выпла­чен­ная (зара­бот­ная) плата
Г
геро­и­че­ский подвиг гибель чело­ве­че­ских жертв
гигантский/огромный испо­лин глав­ная суть
глав­ный лейт­мо­тив глав­ный при­о­ри­тет
гнус­ная ложь голу­бая синева 
гос­пи­та­ли­за­ция в больницу
Д
депи­ля­ция волос демо­би­ли­зо­вать­ся из армии
дей­ствия и поступ­ки (одно сло­во лиш­нее) дей­ству­ю­щий акт дви­жу­щий лейт­мо­тив
дол­гий и про­дол­жи­тель­ный (одно лиш­нее) допол­ни­тель­ный бонус допол­ни­тель­ный овер­тайм
дру­гая аль­тер­на­ти­ва
Е
еди­но­глас­ный кон­сен­сус
Ж
жести­ку­ли­ро­вал руками живут скуч­ной жизнью
З
задан­ные дан­ные заве­до­мая кле­ве­та
заез­жий гастар­бай­тер зло­упо­треб­ле­ние пьянством/алкоголизмом/наркоманией
зануд­ный и скуч­ный (одно сло­во лишнее) захва­ты­ва­ю­щий трил­лер
И
изби­тая банальность изоби­ло­вал боль­шим количеством
име­ет место быть импор­ти­ро­вать из-за рубежа
инкри­ми­ни­ро­вать вину  интер­вал перерыва
интер­ак­тив­ное вза­и­мо­дей­ствие инфор­ма­ци­он­ное сооб­ще­ние
исклю­чи­тель­но экс­клю­зив­ный истин­ная подо­плё­ка
истин­ная прав­да истин­ная реаль­ность
IT — технологии
К
кара­тель­ная репрес­сия кив­нул головой
кол­ле­га по работе/по профессии ком­му­ни­ка­тив­ное общение
кон­сен­сус мнений корот­кое мгно­ве­ние
кор­рек­ти­вы и поправ­ки (одно сло­во лишнее) крайне экс­тре­мист­ский
крат­кое резю­ме круг­ло­су­точ­ный нон – стоп
Л
ладо­ни рук ледя­ной айс­берг
линия ЛЭП лич­но я
лицо в анфас локаль­ные места
М
марш­рут движения меж­ду­на­род­ный интер­на­ци­о­на­лизм
мемо­ри­аль­ный памят­ник меню блюд
мест­ный або­ри­ген мёрт­вый труп
моло­дая девуш­ка моло­дой юно­ша
мону­мен­таль­ный памят­ник мораль­но — эти­че­ский (одно сло­во лишнее)
морг­нул глазами мол­ча­ли­вая пау­за
моя авто­био­гра­фия мизер­ные мело­чи
минус три гра­ду­са моро­за ниже нуля мину­та вре­ме­ни
мими­ка лица  муже­ствен­ный и сме­лый (одно сло­во лишнее)
Н
на высо­ком про­фес­си­о­наль­ном уровне нагляд­но демон­стри­ро­вать
надо закончить/завершить нача­тую рабо­ту наи­бо­лее опти­маль­ный
на сего­дняш­ний день = на сего­дня насле­дие прошлого
народ­ный фольк­лор на удив­ле­ние стран­но
началь­ные азы него­до­вать от возмущения
неза­кон­ные банд­фор­ми­ро­ва­ния неис­поль­зо­ван­ные резер­вы
необос­но­ван­ные выдум­ки необыч­ный фено­мен
немно­го при­от­крыть непод­твер­ждён­ные слу­хи
непри­ят­но резать слух нерв­ный тик
неустой­чи­вый дисбаланс носталь­гия по тебе
носталь­гия по родине 
О
объ­еди­нён­ный союз объ­еди­нить­ся воеди­но
огром­ная махина оско­лок сло­ман­ной (вещи)
онлайн – веби­на­ры в Интернете опыт­но – экс­пе­ри­мен­таль­ный (одно лишнее) 
опыт­ный экс­перт основ­ной лейт­мо­тив
ота­ра овец ответ­ная контр­ата­ка
ответ­ная реак­ция отсту­пать назад
очень кро­хот­ный
П
памят­ный суве­нир пат­ри­от родины
пер­вая пре­мье­ра пере­жи­ток про­шло­го
пери­од времени пер­на­тые пти­цы
пер­ма­нент­ное посто­ян­ство пер­спек­ти­ва на буду­щее
печат­ная прес­са пись­мен­ное дело­про­из­вод­ство
повто­рить снова под­вод­ный дай­винг
под­нять­ся вверх по… повсе­днев­ная обы­ден­ность
пожи­лой ста­рик пол­ное пра­во
пол­ный карт-бланш пол­но­стью уни­что­жен
по направ­ле­нию к (место) пла­ны на будущее
помог и поспо­соб­ство­вал (одно сло­во лишнее) по мое­му лич­но­му мнению
попу­ляр­ный шля­гер посетить/побывать с визитом
посту­па­тель­ное дви­же­ние вперед пред­ва­ри­тель­ное пла­ни­ро­ва­ние
пред­ва­ри­тель­ная пред­опла­та пред­ва­ри­тель­ный анонс
пред­чув­ство­вать заранее пре­ду­пре­дить заранее
прейс­ку­рант цен, тарифов при­сни­лось во сне
про­из­вод­ство работ  про­ста­и­вать без дела
про­лив­ной ливень про­мыш­лен­ная инду­стрия
про­шлый опыт пол­ный аншлаг
пол­ное фиа­ско попыт­ка поку­ше­ния
попу­ляр­ный шля­гер потря­са­ю­щий шок
поч­то­вая кор­ре­спон­ден­ция путе­вод­ная нить Ариадны
пять руб­лей (любой дру­гой вари­ант) денег
Р
рав­ная поло­ви­на рас­сказ­чик рас­ска­зы­вал (дру­гой глагол)
реаль­ная дей­стви­тель­ность рево­лю­ци­он­ный пере­во­рот
реги­стра­ци­он­ный учет реор­га­ни­за­ция организации
рыб­ная уха
С
само­воль­ный прогул самое бли­жай­шее вре­мя
самое выгод­ней­шее сам­мит на выс­шем уровне
самый лучший сати­ри­че­ская кари­ка­ту­ра
сво­бод­ная вакан­сия сек­рет­ный шпи­он
сен­сор­ный дат­чик сер­вис­ная служ­ба
сер­вис­ные услу­ги сжа­тый кулак
СD — диск  систе­ма СИ
систе­ма GPS ско­рост­ной экспресс
скрин­шот с экра­на мони­то­ра сме­ши­вать вместе
SMS — сообщение сов­мест­ная встре­ча
сов­мест­ное согла­ше­ние сов­мест­ное сотруд­ни­че­ство
соеди­нить воедино спу­стить­ся вниз по …
стран­ный пара­докс страсть к графомании
стро­гое табу суе­вер­ная вера
суще­ствен­ная разница счёт на оплату
Т
так, напри­мер (одно сло­во лишнее) тай­ный ано­ним
тем не менее, одна­ко (одно сло­во лишнее) тем­но­ко­жая негри­тян­ка
тесто­вые испы­та­ния тём­ный мрак
тол­па людей толь­ко лишь (одно из слов лишнее)
топ­тать ногами трав­ма­ти­че­ское повре­жде­ние
трид­цать чело­век стро­и­те­лей (и дру­гие варианты) тру­до­устрой­ство на рабо­ту
тор­же­ствен­ная цере­мо­ния инаугурации
У
уви­деть сво­и­ми глазами уви­деть соб­ствен­ны­ми глазами
уже име­ю­щий­ся уже суще­ство­вал
умно­жить во мно­го раз услы­шать сво­и­ми ушами
упал вниз уста­нов­лен­ный факт
устой­чи­вая ста­би­ли­за­ция утрен­ний рассвет
Ф
финаль­ный конец фор­си­ру­ет уско­рен­ны­ми темпами
Х
храб­рый герой хро­но­мет­раж вре­ме­ни
Ц
цели­ком и пол­но­стью (одно лишнее) цен­ные сокровища
цейт­нот времени
Ч
чело­ве­че­ское обще­ство чело­ве­че­ское спасибо
често­лю­би­вые амбиции чрез­вы­чай­но громадный
Ш
шоу – показ (одно сло­во лишнее)
Э
экс­по­на­ты выставки эмо­ци­о­наль­ные чув­ства
энер­гич­ная дея­тель­ность эпи­центр событий
Ю
юная моло­дёжь
Я
я знаю, что январь (и любой дру­гой) месяц

Видео «ПЛЕОНАЗМ. ЕГЭ по русскому языку. Как исправить лексическую ошибку?»

Контрольная работа № 1 по родному русскому языку

Обобщение изученного по теме «Культура речи» (8 класс)

Вариант № 1

  1. В одном из приведенных слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово, обозначьте ударение.

Бармен, кухонный, загнутый, закупорить, торты, зубчатый.

  1. Орфоэпия – это…

А) словарный состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи

В) раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения

Г) раздел лингвистики, изучающий средства выразительности

3. Лексика – это…

А) словарный состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи

В) раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения

Г) раздел лингвистики, изучающий средства выразительности

4. Неоправданное употребление в речи однокоренных слов рядом называется…

А) плеоназм Б) метонимия В) синекдоха Г) тавтология

5. В каком предложении вместо слова «сытый» должно употребляться слово «сытный» (укажите номер)

А) Сытый голодного не разумеет. Б) Обед был сытым и вкусным.

В) Вид у кота был сытый, довольный. Г) Сытые волки всё равно хищники.

6. Укажите словосочетание, в котором допущена лексическая ошибка, запишите верный вариант

А) заразительный смех Б) подмосковная здравица

В) отдыхать в пансионате Г) адресат выбыл

7. Найдите в предложениях лишние слова и запишите их.

А) Незащищённые ладони рук сильно замёрзли. Б) Затем выступил старый ветеран.

В) Необходимо беречь каждую минуту времени. Г) Дома меня ждал неожиданный сюрприз.

8. К данным устойчивым выражениям подберите антонимы. Запишите соответствия.

А) без царя в голове 1) выйти из себя

Б) идёт как по маслу 2) ни гроша за душой

В) голубая кровь 3) семи пядей во лбу

Г) денег куры не клюют 4) чёрная кость

Д) держать себя в руках 5) идет со скрипом

9. Назовите выделенное средство выразительности.

  1. Как хищный зверь, в смиренную обитель

Врывается штыками победитель…

  1. Стояло лето, шел долгий день, ветер успокаивался на вечер среди сосен.

  2. В красном закате плыли величавые лебеди – розовато-золотые в солнце. Отзывался пустынный их крик в парке.

  3. В саду горит костёр рябины красной.

10. Найдите пример, в котором нарушены нормы формообразования, запишите верный вариант.

А) младше Б) дальше В) красивше Г) тоньше

11. Найдите пример, в котором нормы формообразования НЕ НАРУШЕНЫ.

А) более лучший Б) сильно хуже В) менее худший Г) лучше

12. Найдите пример с ошибкой в употреблении числительных.

А) пятеро ребят Б) пятидесяти книгами В) трое ножниц Г) обе ученицы

Контрольная работа № 1 по родному русскому языку

Обобщение изученного по теме «Культура речи» (8 класс)

Вариант № 2

  1. В одном из приведенных слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово, обозначьте ударение.

Бармен, кухонный, банты, аэропорты, сливовый, закупорить.

  1. Лексика – это…

А) словарный состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи

В) раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения

Г) раздел лингвистики, изучающий средства выразительности

  1. Орфоэпия – это…

А) словарный состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи

В) раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения

Г) раздел лингвистики, изучающий средства выразительности

4. Оборот речи, в котором зависимое слово повторяет признак, уже содержащийся в главном, называется

А) плеоназм Б) метонимия В) синекдоха Г) тавтология

5. В каком предложении вместо слова «царский» должно употребляться слово «царственный» (укажите номер предложения)

А) Гостю готовили поистине царский приём. Б) Толпа бежала за царской колесницей.

В) Царский приказ был оглашён. Г) Многие художники восхищались царской красотой осени.

6. Укажите словосочетание, в котором допущена лексическая ошибка, запишите верный вариант

А) заразительный смех Б) обидчивые слова

В) отдыхать в пансионате Г) адресат выбыл

7. Найдите в предложениях лишние слова и запишите их.

А) После атаки решили отступать назад. Б) Затем выступил старый ветеран.

В) Индейцы – коренные аборигены Америки. Г) Дома меня ждал неожиданный сюрприз.

8. К данным устойчивым выражениям подберите антонимы. Запишите соответствия.

А) рукой подать 1) спустя рукава

Б) идёт как по маслу 2) ни гроша за душой

В) сорить деньгами 3) у чёрта на куличках

Г) денег куры не клюют 4) дрожать над каждой копейкой

Д) засучив рукава 5) идет со скрипом

9. Назовите выделенное средство выразительности.

1) С вечера все спится, 2) Из ненавидящей любви,

На дворе темно, Из преступлений, исступлений –

Лист сухой валится, Возникнет праведная Русь.

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

  1. Горят аулы, нет у них защиты. 4) Брезжит свет на заводи речные

Врагом сыны отечества разбиты, И румянит сетку небосклона.

И зарево, как вечный метеор,

Играя в облаках, пугает взор.

10. Найдите пример, в котором нарушены нормы формообразования, запишите верный вариант.

А) младше Б) длиньше В) лучше Г) тоньше

11. Найдите пример, в котором нормы формообразования НЕ НАРУШЕНЫ.

А) более лучший Б) самый сильный В) менее худший Г) очень больнее

12. Найдите пример с ошибкой в употреблении числительных.

А) обоими руками Б) тридцатью книгами В) трое ножниц Г) пятеро ребят

Ответы к контрольной работе № 1 по родному русскому языку (8 класс)

1 вариант 2 вариант

1. торты 1. сливовый

2. В 2. А

3. А 3. В

4. Г 4. А

5. Б 5. Г

6. Б – здравница 6. Б — обидные

7. а) рук 7. а) назад

б) старый б) старый

в) времени в) коренные

г) неожиданный г) неожиданный

8. а) 3 8. а) 3

б) 5 б) 5

в) 4 в) 4

г) 2 г) 2

д) 1 д) 1

9. 1) сравнение 9. 1) олицетворение

2) олицетворение 2) эпитет

3) эпитет 3) сравнение

4) метафора 4) метафора

10. В – красивее 10.Б — длиннее

11. Г 11. Б

12. Б 12. А

Контрольная работа №1

1
вариант

1.  Назовите лингвистическим термином
слова:

1.  Храбрый, отважный, смелый,
мужественный.

2.  Чёрный – белый.

3.  Ключ от двери, ключ с прозрачной
водой.

2: Определи значение слов в
словосочетаниях (прямое или переносное):

1.  Золотое кольцо, золотая голова.

2.  Железный характер, железный
гвоздь.

3.  Зажечь идеей, зажечь спичку.

3: Замени фразеологизмы одним словом:

1.  Ни свет ни заря.

2.  Сматывать удочки.

3.  Совать палки в колёса.

4.  Куры не клюют.

5.  Капля в море.

6.  Повесить голову.

4: Определи, какие из данных слов являются
заимствованными:

Река, дорога, футбол, стол, земля, пейзаж,
интерьер, кофе, шутник, городской, чемпион, какао, трава, кукла, синий, чай,
мама.

5: Замени устаревшие слова современными:

Перст, очи, чело, уста, глаголить, брег,
ланиты.

6: Распредели данные слова на две группы –
диалектные и общеупотребительные слова (по
столбикам):

Сохатый, свёкла, пуня, дом, бурак, лось,
изба, сеновал.

7: Запишите пять профессионализмов любой
одной профессии.

8: Запишите пять любых неологизмов.

9: Запишите пять жаргонизмов, которые
употребляют твои одноклассники.

10: Составьте небольшой связный текст (5-6
предложений) на тему «Мой дом» 

 2 вариант

1.  Назовите лингвистическим термином
слова:

1.  буря, ураган, тайфун, шторм

2.  холодный — горячий

3.  чистить лук, стрелять из лука

2: Определи значение слов в
словосочетаниях (прямое или переносное):

1.  Каменное здание, каменное лицо

2.  Синее море, море народу

3   Играет на гитаре, играет на нервах

3: Замени фразеологизмы одним словом:

1.  бить баклуши.

2.  без задоринки

3.  без царя в голове

4.  вверх тормашками.

5.  вгонять в краску

6.  водить за нос

4: Определи, какие из данных слов являются
заимствованными:

Река, дорога, футбол, стол, земля, пейзаж,
интерьер, кофе, шутник, городской, чемпион, какао, трава, кукла, синий, чай,
мама.

5: Замени устаревшие слова современными:

Перст, очи, чело, уста, глаголить, брег,
ланиты.

6: Распредели данные слова на две группы –
диалектные и общеупотребительные слова (по
столбикам):

Сохатый, свёкла, пуня, дом, бурак, лось,
изба, сеновал.

7: Запишите пять профессионализмов любой
одной профессии.

8: Запишите пять любых неологизмов.

9: Запишите пять жаргонизмов, которые
употребляют твои одноклассники.

10: Составьте небольшой связный текст (5-6
предложений) на тему  «Моя школа».

 Ответы

1 вариант

1.      
синонимы

антонимы

омонимы

2.   Прямое: золотое кольцо,
железный гвоздь, зажечь спичку.

Переносное: золотая голова,
железный характер, зажечь идеей.

3.  Рано, уходить, мешать, много,
мало, расстроиться.

4. Футбол, пейзаж, интерьер, кофе,
чемпион, какао, чай.

5. Палец, глаза, лоб, рот,
говорить, берег, щеки.

6. диалектные: сохатый, пуня, бурак

Общеупотребительные: свекла, дом,
лось, изба, сеновал.

2 вариант

1.      
синонимы,
антонимы, омонимы

2.      
прямое:
каменное здание, синее море, играет на гитаре

переносное: каменное лицо, море
народу, играет на нервах

3.      
бездельничать,
идеально, глупый, кувырком, смущать, обманывать.

4. Футбол, пейзаж, интерьер, кофе,
чемпион, какао, чай.

5. Палец, глаза, лоб, рот,
говорить, берег, щеки.

6. диалектные: сохатый, пуня, бурак

Общеупотребительные: свекла, дом,
лось, изба, сеновал

Контрольная работа № 2

1 вариант

1.      
В одном
из приведенных слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена
буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово, обозначьте
ударение.

Бармен, кухонный,
загнутый, закупорить, торты, зубчатый.

2.      
Орфоэпия
– это…

А) словарный состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки
речи

В) раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения

Г) раздел лингвистики, изучающий средства выразительности

3. Лексика – это…

А) словарный состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки
речи

В) раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения

Г) раздел лингвистики, изучающий средства выразительности

4. Неоправданное употребление в речи однокоренных слов рядом
называется…

А) плеоназм Б) метонимия В) синекдоха Г) тавтология

5. В каком предложении вместо слова «сытый» должно употребляться
слово «сытный» (укажите номер)

А) Сытый голодного не разумеет. Б) Обед был сытым и вкусным.

В) Вид у кота был сытый, довольный. Г) Сытые волки всё равно
хищники.

6. Укажите словосочетание, в котором допущена лексическая ошибка,
запишите верный вариант

А) заразительный смех Б) подмосковная здравица

В) отдыхать в пансионате Г) адресат выбыл

7. Найдите в предложениях лишние слова и запишите их.

А) Незащищённые ладони рук сильно замёрзли. Б) Затем выступил
старый ветеран.

В) Необходимо беречь каждую минуту времени. Г) Дома меня ждал
неожиданный сюрприз.

8. К данным устойчивым выражениям подберите антонимы.
Запишите соответствия.

А) без царя в голове 1) выйти из себя

Б) идёт как по маслу 2) ни гроша за душой

В) голубая кровь 3) семи пядей во лбу

Г) денег куры не клюют 4) чёрная кость

Д) держать себя в руках 5) идет со скрипом

9. Назовите выделенное средство выразительности.

1.      
Как хищный
зверь, 
в
смиренную обитель

Врывается штыками победитель…

1.      
Стояло лето,
шел долгий день, ветер успокаивался на вечер среди сосен.

2.      
В красном
закате плыли величавые лебеди – розовато-золотые в солнце. Отзывался пустынный их
крик в парке.

3.      
В саду
горит костёр рябины красной.

10. Найдите пример, в котором нарушены нормы формообразования,
запишите верный вариант.

А) младше Б) дальше В) красивше Г) тоньше

11. Найдите пример, в котором нормы формообразования НЕ
НАРУШЕНЫ.

А) более лучший Б) сильно хуже В) менее худший Г) лучше

12. Найдите пример с ошибкой в употреблении числительных.

А) пятеро ребят Б) пятидесяти книгами В) трое ножниц Г) обе
ученицы

Вариант 2

1.      
В одном
из приведенных слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена
буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово, обозначьте
ударение.

Бармен, кухонный, банты,
аэропорты, сливовый, закупорить.

2.      
Лексика
– это…

А) словарный состав языка Б) раздел
лингвистики, изучающий звуки речи

В) раздел лингвистики, изучающий нормы
литературного произношения

Г) раздел лингвистики, изучающий средства
выразительности

3.      
Орфоэпия
– это…

А) словарный состав языка Б) раздел
лингвистики, изучающий звуки речи

В) раздел лингвистики, изучающий нормы
литературного произношения

Г) раздел лингвистики, изучающий средства
выразительности

4. Оборот речи, в котором зависимое
слово повторяет признак, уже содержащийся в главном, называется

А) плеоназм Б) метонимия В) синекдоха Г)
тавтология

5. В каком предложении вместо слова
«царский» должно употребляться слово «царственный» (укажите номер предложения)

А) Гостю готовили поистине царский приём.
Б) Толпа бежала за царской колесницей.

В) Царский приказ был оглашён. Г) Многие
художники восхищались царской красотой осени.

6. Укажите словосочетание, в котором
допущена лексическая ошибка, запишите верный вариант

А) заразительный смех Б) обидчивые слова

В) отдыхать в пансионате Г) адресат выбыл

7. Найдите в предложениях лишние слова
и запишите их.

А) После атаки решили отступать назад. Б)
Затем выступил старый ветеран.

В) Индейцы – коренные аборигены Америки.
Г) Дома меня ждал неожиданный сюрприз.

8. К данным устойчивым выражениям
подберите антонимы. Запишите соответствия.

А) рукой подать 1) спустя рукава

Б) идёт как по маслу 2) ни гроша за душой

В) сорить деньгами 3) у чёрта на куличках

Г) денег куры не клюют 4) дрожать над
каждой копейкой

Д) засучив рукава 5) идет со скрипом

9. Назовите выделенное средство
выразительности.

1) С вечера все спится,

На дворе темно,

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

2) Из ненавидящей любви,

Из преступлений, исступлений –

Возникнет праведная Русь.

1.      
Горят аулы,
нет у них защиты. 4) Брезжит свет на заводи речные

Врагом сыны отечества разбиты, И румянит сетку небосклона.

И зарево, как вечный метеор,

Играя в облаках, пугает взор.

10. Найдите пример, в котором нарушены нормы формообразования,
запишите верный вариант.

А) младше Б) длиньше В) лучше Г) тоньше

11. Найдите пример, в котором нормы формообразования НЕ
НАРУШЕНЫ.

А) более лучший Б) самый сильный В) менее худший Г) очень больнее

12. Найдите пример с ошибкой в употреблении числительных.

А) обоими руками Б) тридцатью книгами В) трое ножниц Г) пятеро
ребят

Ответы к контрольной работе № 1 по родному русскому языку (8
класс)

1 вариант 2 вариант

1. торты 1. сливовый

2. В 2. А

3. А 3. В

4. Г 4. А

5. Б 5. Г

6. Б – здравница 6. Б — обидные

7. а) рук 7. а) назад

б) старый б) старый

в) времени в) коренные

г) неожиданный г) неожиданный

8. а) 3 8. а) 3

б) 5 б) 5

в) 4 в) 4

г) 2 г) 2

д) 1 д) 1

9. 1) сравнение 9. 1) олицетворение

2) олицетворение 2) эпитет

3) эпитет 3) сравнение

4) метафора 4) метафора

10. В – красивее 10.Б — длиннее

11. Г 11.
Б

12. Б 12.
А

Контрольная работа № 3

1 вариант

1.    Язык является:

А)
средством общения

Б)
предметом речи

В)
способом общения

Г)
целью общения

2.  Речь – это:

А)
процесс общения

Б)
лексический запас языка

В)
интонация голоса

Г)
знаковая система языка

3. Знаковая система,
которая используется для формирования и выражения мысли – это:

А)
стиль

Б)
речь

В)
язык

Г)
слово

4. Основной единицей языка
является:

А)
фонема

Б)
слог

В)
слово

Г)
буква

5.  Для того чтобы возникла
речь, необходимы:

А)
большой запас лексики

Б)
умение красиво говорить

В)
потребность сказать

Г)
умение слушать

6.  Литературным языком
необходимо считать:

 А)
нормативный, соответствующий установленным правилам

 Б) используемый только в
официальной обстановке

 В)
состоящий из специальных терминов

7.  Тип речи, который
описывает внешность человека, предмет, место, состояние человека или окружающей
среды, — это:

 А)
описание

 Б)
повествование

 В)
рассуждение

8.  Устойчивые сочетания
слов – это:

 А)
устаревшие

 Б)
фразеологизмы

 В)
неологизмы

 Г)
архаизмы

9. При ответах на
комплимент используются определенные этикетные формулы. Укажите лишнее.

А)
Спасибо за комплимент

Б)
Спасибо, но вы мне льстите

В)
Благодарю

Г)
Спасибо

10. При разговоре по
телефону должны соблюдаться определенные этикетные формулы. Как первый сигнал к
разговору не может употребляться выражение:

А)
Вас слушают!

Б)
Это кто?

В)
Да!

Г)
Алло!

11. Слово этикет в
переводе с французского означает:

А)
Вежливость

Б)
Воспитанность

В)
Ярлык

Г)
Приличие

12. При несогласии с
собеседником используются определенные этикетные формулы. Определите, какая из
них будет предпочтительней в официальной обстановке, если партнер по общению
ваш начальник.

А)
Я с вами не согласен

Б)
Думаю, что Вы не совсем правы

В)
Вы ошибаетесь

Г)
Это абсурд

13. Этикетная формула разрешите
представиться
обычно используется в … ситуации:

А)
Любой

Б)
Официально-деловой

В)
Неофициальной

Г)
Полуофициальной

14.  Наиболее удачным
обращением к незнакомому человеку пожилого возраста будет:

А)
Извините, Вы не подскажите…

Б)
Гражданин (гражданка)

В)
Женщина (мужчина)

Г)
Скажите, пожалуйста

15. Кто здоровается первым:
входящий или присутствующие?

А)
Здороваются взглядом

Б)
Первым здоровается тот, кто вежливее

В) Первым здоровается один
из присутствующих – самый внимательный, тот, кто первым заметил входящего

Г)
Конечно, входящий

2        
вариант

1.
Основной единицей языка является:

1.А)
фонема

2.Б) слог

3.В)
слово

4.Г) буква

2. Литературным языком необходимо
считать:

 А)
нормативный, соответствующий установленным правилам

 Б) используемый только в
официальной обстановке

 В)
состоящий из специальных терминов

3. При несогласии с
собеседником используются определенные этикетные формулы. Определите, какая из
них будет предпочтительней в официальной обстановке, если партнер по общению
ваш начальник.

А)
Я с вами не согласен

Б)
Думаю, что Вы не совсем правы

В)
Вы ошибаетесь

Г)
Это абсурд

4. Речь – это:

А)
процесс общения

Б)
лексический запас языка

В)
интонация голоса

Г)
знаковая система языка

5. Наиболее удачным
обращением к незнакомому человеку пожилого возраста будет:

А)
Извините, Вы не подскажите…

Б)
Гражданин (гражданка)

В)
Женщина (мужчина)

Г)
Скажите, пожалуйста

6. При разговоре по
телефону должны соблюдаться определенные этикетные формулы. Как первый сигнал к
разговору не может употребляться выражение:

А)
Вас слушают!

Б)
Это кто?

В)
Да!

Г)
Алло!

7.      
Язык
является:

А)
средством общения

Б)
предметом речи

В)
способом общения

Г)
целью общения

8.  Кто здоровается первым:
входящий или присутствующие?

А)
Здороваются взглядом

Б)
Первым здоровается тот, кто вежливее

В) Первым здоровается один
из присутствующих – самый внимательный, тот, кто первым заметил входящего

Г)
Конечно, входящий

9. Устойчивые сочетания
слов – это:

 А)
устаревшие

 Б)
фразеологизмы

 В)
неологизмы

 Г)
архаизмы

10. Знаковая система,
которая используется для формирования и выражения мысли – это:

А)
стиль

Б)
речь

В)
язык

Г)
слово

11. Этикетная формула разрешите
представиться
обычно используется в … ситуации:

А)
Любой

Б)
Официально-деловой

В)
Неофициальной

Г)
Полуофициальной

12. Для того чтобы возникла
речь, необходимы:

А)
большой запас лексики

Б)
умение красиво говорить

В)
потребность сказать

Г)
умение слушать

13. При ответах на
комплимент используются определенные этикетные формулы. Укажите лишнее.

А)
Спасибо за комплимент

Б)
Спасибо, но вы мне льстите

В)
Благодарю

Г)
Спасибо

14. Слово этикет в
переводе с французского означает:

А)
Вежливость

Б)
Воспитанность

В)
Ярлык

Г)
Приличие

15. Тип речи, который
описывает внешность человека, предмет, место, состояние человека или окружающей
среды, — это:

 А)
описание

 Б)
повествование

 В)
рассуждение

Ответы

1
вариант

1.      
А

2.      
А

3.      
В

4.      
В

5.      
В

6.      
А

7.      
А

8.      
Б

9.      
А

10.  
Б

11.  
В

12.  
Б

13.  
Б

14.  
А

15.  
Г

2
вариант

1.      
В

2.      
А

3.      
Б

4.      
А

5.      
А

6.      
Б

7.      
А

8.      
Г

9.      
Б

10.  
В

11.  
Б

12.  
В

13.  
А

14.  
В

15.  
А

Контрольная
работа № 4

1 вариант

1.      
Что
такое словарный состав языка. Объясните понятие исконно русские слова. Напишите
примеры.

2.      
Что
такое речевой этикет

3.      
Составьте
диалог, используя речевые формулы

4.      
Напишите
и поясните виды речевой деятельности.

2 вариант

1.   
Что
такое словарный состав языка. Объясните понятие заимствованные слова. Напишите
примеры

2.   
Что
такое речевой этикет

3.   
Составьте
диалог, используя речевые формулы.

4.   
Напишите
и поясните стили речи.

Ответы

1 вариант

1.      
Совокупность
слов, употребляемых в данном языке. Исконно русские слова  — это слова,
появившиеся со времен возникновения самого русского языка и сохранившиеся в
первоначальном лексическом значении.

2.      
Речевой
этикет – правила соблюдения общепринятых норм во время разговора.

4. Виды речевой деятельности:
говорение (беседа, монолог), слушание, письмо, чтение. Все виды тесно связаны
между собой.

2 вариант

1.      
Совокупность
слов, употребляемых в данном языке. Заимствованные слова – это иноязычные
слова, пополнившие словарный состав русского языка.

2.      
Речевой
этикет – правила соблюдения общепринятых норм во время разговора.

4. Стили речи: научный,
официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный.

Контрольная работа № 1 по родному русскому языку

Обобщение изученного по теме «Культура речи»

Вариант № 1

1.      В
одном из приведенных слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно
выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово, обозначьте
ударение.

Бармен,
кухонный, загнутый, закупорить, торты,
зубчатый.

2.     
Орфоэпия – это…

А) словарный
состав языка          Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи

В) раздел
лингвистики, изучающий нормы литературного произношения

Г) раздел лингвистики,
изучающий средства выразительности

      3.  Лексика – это…

А) словарный
состав языка          Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи

В) раздел
лингвистики, изучающий нормы литературного произношения

Г) раздел
лингвистики, изучающий средства выразительности

       4.  Неоправданное
употребление в речи однокоренных слов рядом называется…

            А) плеоназм   Б)
метонимия   В) синекдоха    Г) тавтология

      5.   В каком предложении
вместо слова «сытый» должно употребляться слово «сытный» (укажите номер)

            А) Сытый голодного не
разумеет.                Б) Обед был сытым и вкусным.

            В) Вид у кота был
сытый, довольный.         Г) Сытые волки всё равно хищники.

     6.   Укажите словосочетание,
в котором допущена лексическая ошибка, запишите верный вариант

            А) заразительный
смех               Б) городская  здравица(санаторий, дом отдыха)

            В) отдыхать в
пансионате           Г) адресат выбыл

    7.  Найдите в
предложениях лишние слова и запишите их.

          А) Незащищённые
ладони рук сильно замёрзли.  Б) Затем выступил старый ветеран.

          В) Необходимо
беречь каждую минуту времени.  Г) Дома меня ждал неожиданный сюрприз.

   8.  К данным устойчивым
выражениям подберите антонимы. Запишите соответствия.

А) без царя в голове                                  1) 
выйти из себя

Б) идёт как по маслу                                  2) ни
гроша за душой

В) голубая кровь                                        3)
семи пядей во лбу

Г) денег куры не клюют                            4) чёрная
кость

Д) держать себя в руках                            5) идет
со скрипом

      9. Назовите выделенное
средство выразительности.

1)     
Как хищный зверь, в смиренную обитель

            Врывается штыками победитель…

2)     
Стояло лето, шел долгий день, ветер успокаивался на вечер
среди сосен.

3)     
В красном закате плыли величавые лебеди – розовато-золотые в
солнце. Отзывался пустынный их крик в парке.

4)     
В саду горит костёр рябины красной.

Контрольная работа № 1 по родному русскому языку

Обобщение изученного по теме «Культура речи»

Вариант № 2

1.      В
одном из приведенных слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно
выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово,
обозначьте ударение.

Бармен,
кухонный, банты, аэропорты, сливовый,
закупорить.

2.     
Лексика – это…

А) словарный состав
языка          Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи

В) раздел
лингвистики, изучающий нормы литературного произношения

Г) раздел
лингвистики, изучающий средства выразительности

3.     
Орфоэпия – это…

А) словарный
состав языка          Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи

В) раздел
лингвистики, изучающий нормы литературного произношения

Г) раздел
лингвистики, изучающий средства выразительности

       4.  Оборот речи, в котором
зависимое слово повторяет признак, уже содержащийся в главном, называется

            А) плеоназм   Б)
метонимия   В) синекдоха    Г) тавтология

      5.   В каком предложении
вместо слова «царский» должно употребляться слово «царственный» (укажите номер
предложения)

            А) Гостю готовили
поистине царский приём. Б) Толпа бежала за царской колесницей.

            В) Царский приказ был
оглашён.         Г) Многие художники восхищались царской красотой осени.

     6.   Укажите словосочетание,
в котором допущена лексическая ошибка, запишите верный вариант

            А) заразительный
смех               Б) обидчивые слова

            В) отдыхать в
пансионате           Г) адресат выбыл

    7.  Найдите в
предложениях лишние слова и запишите их.

          А) После атаки
решили отступать назад.                Б) Затем выступил старый ветеран.

          В) Индейцы –
коренные аборигены Америки.       Г) Дома меня ждал неожиданный сюрприз.

   8.  К данным устойчивым
выражениям подберите антонимы. Запишите соответствия.

А) рукой подать                                         1) 
спустя рукава

Б) идёт как по маслу                                  2) ни
гроша за душой

В) сорить деньгами                                    3) у
чёрта на куличках

Г) денег куры не клюют                            4) дрожать
над каждой копейкой

Д) засучив рукава                                       5)
идет со скрипом

    9. Назовите выделенное
средство выразительности.

           
1)  С вечера все спится,                                 2)  Из ненавидящей любви,

На дворе темно,                                                Из
преступлений, исступлений –

Лист сухой валится,                                         Возникнет
праведная Русь.

Ночью ветер злится

Да стучит в
окно.

3)     
Горят аулы, нет у них защиты.        4) Брезжит свет на заводи речные

Врагом сыны отечества разбиты,             И румянит сетку
небосклона
.

И зарево, как вечный метеор,

Играя в облаках, пугает взор.

10.  Найдите пример, в котором нарушены нормы
формообразования, запишите верный вариант.

      А) младше      Б) длиньше         В) лучше        Г)
тоньше

11. Найдите пример, в котором нормы формообразования НЕ
НАРУШЕНЫ
.

   А) более лучший    Б) самый сильный    В) менее худший   
Г) очень больнее

12. Найдите пример с ошибкой в употреблении числительных.

А) обоими руками  Б) тридцатью  книгами    В) трое ножниц   
Г) пятеро ребят 

Ответы к
контрольной работе
№ 1 по родному
русскому языку (8 класс)

                            1
вариант                                                     2 вариант

1. торты                                                                                  
1. сливовый

2. В                                                                                         
2. А

3. А                                                                                         
3. В

4. Г                                                         
                                4. А

5. Б                                                         
                                5. Г

6. Б – здравница                                                                    
6. Б — обидные

7. а) рук                                                                                  
7. а) назад

    б) старый                                                                                 б)
старый

    в) времени                                                                              
в) коренные

    г) неожиданный                                           
                          г) неожиданный

8. а) 3                                                                                      
8. а) 3

    б) 5                                                                                           
б) 5

    в) 4                                                                                           
в) 4

    г) 2                                                                                           
г) 2

    д) 1                                                                                            д)
1

9. 1) сравнение                                                                       
9. 1) олицетворение

    2) олицетворение                                                                    
2) эпитет

    3) эпитет                                                                                  
3) сравнение

    4) метафора                                                                             
4) метафора

10. В – красивее                                                                      10.Б
— длиннее

11. Г                                                                                         
11. Б

12.  Б                                                                                         12.
А

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Подмена тезиса это ошибка доказательства при которой
  • Подключение к сети код ошибки 106
  • Подмена понятия это логическая ошибка при нарушении закона
  • Подключение к сети код ошибки 105
  • Подмена понятий это ошибка возникающая при нарушении закона