Поэты смоленщины найдите ошибку

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Смоленский индустриальный техникум»

ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

на заседании предметной (цикловой) комиссии Директор ОГБОУ СПО

название комиссии «Смоленский индустриальный техникум»

Протокол №____ от _______2015 «____» ____________ 20____ г.

Председатель ПЦК ____________ Е.В. Мешков

______________Н.Г.Моторыкина

подпись

Методические рекомендации

для проведения зачёта

по дисциплине «Литература»

для специальностей: 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях;

15.02.02 Техническая эксплуатация оборудования для производства электронной техники

Форма обучения: очная

Вариантов: 2

Преподаватель ______Сергушкина Л.Д.

Пояснительная записка

Зачет по дисциплине «Литература» проводится в форме разноуровневого тестирования.

Цель зачета — определение соответствия уровня и качества подготовки обучающихся по дисциплине «Литература» Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования ФГОС СПО.

На изучение дисциплины «Литература» отводится 117 аудиторных часов в т.ч. 40 часов на практические работы.

На контрольный срез вынесены следующие разделы ( темы ):

— Раздел I Русская литература II половины 19 века ( темы: А.Н Островский )

Пьеса «Гроза», И.С Тургенева роман «Отцы и дети», И.А Гончаров «Обломов». Н.А Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Ф.М Достоевский «Преступление и наказание». Л.Н Толстой «Войны и мир».

— Раздел II Русская литература 20 века ( темы: Поэзия начала 20 века «Серебряный век», Литература 20-х годов. Творчество С.А Есенина )

Литература 30-х — начала 40-х годов. Творчество М.Н Булгакова. Творчество М.А Шолохова.

Литература периода Великой Отечественный войны.

Срезовая работа составлена в соответствии с основными требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования для 1 курса групп ТЭ 1-14, ЗЧС 1-14,

Материалы данный работы последовательно включают задания на проверку задания на проверку заданий по изученным произведениям.

Включение произведения в широкий общественно — политический, историко-культурный и литературоведческий контекст, пристальное внимание к тексту самого произведения и к его идейно — тематическому содержанию и поэтике — все это входит в отставку в основу данный срезовой работы.

Задания позволяют сопоставить факты, события, детали, образы, проанализировать и обобщить всю информацию по теме.

Формулировки заданий позволяют осуществить у обучающихся как контрольную, так и обучающую функции.

Все задания распределить по уровням сложности:

Уровень «А» представляет собой 21 тестовое задание с выбором ответа.

Проверяются задание основного содержания произведений по литературе II половины 19 века и I половины 20 века.

Задание оцениваются в 1 балл. Всего за уровень «А» — 21 балл.

Уровень «В», содержит 6 текстовых заданий, которые носят частично — поисковый характер и позволяют оценить степень применения теоретического материала на практике.

Задания исследовательского характера активизируют позицию обучающегося — читателя, развивают общие креативные способности.

Задания оцениваются в 2 балла каждое. Всего за уровень «В» — 12 баллов.

Задания выполняются обучающихся в течение 45 минут.

Содержание заданий

Количество заданий

Баллы

Первый уровень

21

21

Второй уровень

6

12

Итого баллов

33

55 — 70% выполнения 18-23 балла — 3 (удов.)

71-85% выполнения 24-28 — 4 (хор.)

86 — 100% выполнения 29-33 — 5 (отл.)

I Вариант

Уровень «А»:

1) Каковы главные особенности исторической обстановки, в которой создавался роман И.С Тургенева «Отцы и дети»? Отметите номера всех правильных ответов.

1. назревала революционная ситуация 1859 — 1861гг.

2. проведена крестьянства реформа, свершалась отмена крепостного права.

3. оформилось противостояние демократической и либеральный тенденций общественного развития
4. возникло народничество

2) А.Н Островский «Гроза»

Каковы возможности утоления душевных потребностей и проявления поэтических чувствКатерины в доме Кабановой?

Отметьте номера всех правильных ответов.

1. воспоминания о юности

2. посещение церкви

3. мечты и фантазии

4. любовь к Тихону

3) И.А Гончаров «Обломов»»Сон Обломова» — это картина детства героя. Бессознательные впечатления Илюши во многом сформировали натуру и мировидение Ильи Ильича.Какие представления жизни были с детства заложены в Обломове?Отметьте номера всех правильных ответов.

1. убеждение в своем сословном превосходстве ( «Я — другой» )

2. восприятие труда как «наказания»

3. узаконенное право жить за счет труда крепостных крестьян

4. жизненный идеал покоя

5. необходимость систематического самообразования и самосовершенствования

4) Н.А Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».Какие художественные приемы использует автор, стремясь показать диалектику души героя?Отметьте номера всех правильных ответов.

1. внутренний монолог

2. молитвы

3. размышления о доле пахаря

4. думы вслух

5. песни

6. притчи

7. самоанализ душевных движений в момент страшного потрясения

5) Ф.М Достоевский «Преступления и наказание». Р. Раскольников совершает убийство старухи — процентщицы ради:

1. семьи Мармеладовых

2. матери и сестры

3. оправдание своей теории

4. все ответы неверны

6) Л.Н Толстой «Война и мир «. Что было основной причиной стремление князя Андрея поехать на войну в 1805 году?

1. приобрести опыт в боевых действиях

2. оставить наскучивший высший свет

3. найти «свой Тулон» и прославиться

4. продвинуться по службе

7) «Война и мир». Чем же природа возрождает князя Андрея?

1. своей силой жизни

2. способностью к обновлению, развитию

3. величием

4. все ответы верны

8) «Война и мир»Что сближает князя Андрея и Пьера, несмотря на разницу в их характерах

1. передовые люди своего времени

2. не живут пустой светской жизнью

3. хотят быть полезными в своей деятельности

4. все ответы верны

9) А.П Чехов «Вишневый сад». Кому из персонажей принадлежат эти слова: «Вся Россия — наш сад!»

1. Гаев

2. Раневская

3. Трофимов

4. Лапахин

10) Рассказы А.П Чехова. Найдите лишнее.

1. «Ионыч»

2. «Человек в футляре»

3. «Макар Чудра»

4. «Дама с собачкой»

11) А.М Горький. Кто из персонажей пьесы «На дне» утверждал:

«Ложь — религия рабов и хозяев…. Правда — бог свободного человека!»?

1. Лука

2. Бубнов

3. Сатин

4. Костылев

12) Знаешь ли ты персонажей произведений М. Горького? Чей это портрет.

«…. юноша красивый и сильный… глаза его были холодны и горды, как у царя птиц… Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу»

1. Данко

2. Ларра

3. Лойко Зобар

4. Макар Чудра

13) Найдите лишнее

1. символизм

2. реализм

3. акмеизм

4. футуризм

14) Символизм — самое крупное направление в начале XX века. Кто явился основоположником этого направления?

1. Д. Мережковский

2. В. Маяковский

3. Н. Гумилев

4. М. Цветаева

15) «Стихи о Прекрасной Даме». Кто является автором этого сборника?

1. С. Есенин

2. А. Блок

3. В. Маяковский

4. В. Брюсов

16) «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве». В этом признается:

1. О. Мальденштам

2. С. Есенин

3. А. Блок

4. В. Хлебник

17) Общественно — политическое развитие страны в 30-е годы. Это —

1. время «великого переустройства»

2. явление, связанные с культом

3. ощущение обновление мира

4. все ответы верны

18) Многообразие жанров, тем, художественных форм в литературе 30-х годов. Кто является автором романа «Белая гвардия»?

1. М. Шолохов

2. М. Булгаков

3. А. Фадеев

4. А.Н Толстой

19) М. Булгаков «Собачье сердце». В основе повести эксперимент. Согласны ли вы с писателем? Сбылось ли предвидение?

1. строительство социализма — описанный эксперимент

2. революционный методами (которые не исключают насилие) создать новое общество сложно

3. вмешательство в естественный ход событий плачевно последствиями

4. все ответы верны

20) М. Шолохов «Тихий Дон». В романе показаны: (найдителишнее)

1. жизнь казачьего Дона

2. социальные потрясения

3. гражданская война

4. время коллективизации

21) Найдите ошибку в этом тексте. Укажите номер.

1. В.Быков «Дожить до рассвета»

2. Ю. Бондарев «Горячий снег»

3. Б. Васильев «Обелиск»

4. В. Кондратьев «Сашка»

Уровень В:

1) Завершите определение термином: Поэтические произведения, идеи, темы и образы которых непосредственно связаны с общественной жизнью и борьбой народа за свободу и счастье — это _____

2) Каким термином обозначается внутреннее пространство жилища персонажа, обстановка, мебель, убранство и т.п?

Ответ: __________

3) Как называется тонкая насмешка выраженная в скрытой форме?

Ответ: _________

4) Каковы отличительные черты психологического портрета Кабанихи? Отметьте номера всех правильных ответов.

1. гуманность

2. сострадательность

3. ханжество

4. хитрость

5. лицемерие

6. властолюбие

Ответ: _____________

5) Кто является автором нижеперечисленных произведений?:

«Я убит подо Ржевом», «О Родине», «Василий Теркин», «За далью — даль»

Ответ:______________

6) Определите жанр произведения А.Н Островского «Гроза»

Ответ: ___________

II Вариант

Уровень А:

1) К какой общественной среде принадлежат герои пьесы А.Н Островского «Гроза»?

1. помещичье — дворянской

2. купеческой

3. аристократической

4. народной

2) Как называется статья, которую посвятил Н.А Добролюбов драме «Гроза»?

1. Темное царство

2. Луч света в темном царстве

3. Образ Катерины

4. Драма «Гроза»

3) Кто из персонажей романа И.С Тургенева «Отцы и дети» вступает за крестьян, но, «говоря с ними…. морщится и нюхает одеколон»?

1. Н.П Кирсанов

2. П.П Кирсанов

3. Базаров

4. Аркадий Кирсанов

4) Узнайте персонажа по описанию (Роман «Обломов»)

«Это был человек лет тридцати двух — трех отроду, среднего роста, приятной внешности, с темно — серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица «

1. Тарантьев

2. И.И Обломов

3. Пенкин

4. Штольц

5) Кому посвятил Некрасов эти строки?

«Как женщину, ты Родину любил,

Свои труды, надежды, помышленья

Ты отдал ей; ты честные сердца

Ей покорял»

1. Белинскому

2. Писареву

3. Добролюбову

4. Гончарову

6) Знаешь ли ты персонажей поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

«Грудь впалая; как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучены, как трещины

Высохшей земле….»

1. Савелий

2. Влас

3. Яким Нагой

4. Агап Петров

7) В обороне какого города — героя Л.Н Толстой принимал участие?

1. Керчь

2. Севастополь

3. Москва

4. Смоленск

8) Кто из персонажей романа «Война и мир»

……. В Отечественную войну 1812 года упросила своих родителей при отъезде из Москвы оставить вещи, а взять раненых?

1. Наташа Ростова

2. Элен Курагина

3. Марья Болконская

4. нет верного ответа

9) «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»

1. А.С Пушкин

2. М.Ю Лермонтов

3. И.С Тургенев

4. А.П Чехов

10) Чей это портрет?

«Он был замечателен тем, что всегда даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате»

1. Ионыч

2. Беликов

3. Гаев

4. Иван Никифорович

11) Кто из персонажей произведения М. Горького…..

……..»разорвал руками себе грудь и вырвал из нее сердце», пылавшее «факелом великой любви к людям», и, «освещая им путь», вывел людей из смрадного, непроходимого леса?

1. Ларра

2. Челкаш

3. Данко

4. Лойко Зобар

12) Кто из персонажей пьесы «На дне»……..

…… всех утешал красивой ложью, а в трудную минуту «исчез от полиции…. яко дым от огня»?

1. Лука

2. Барон

3. Васька Пепел

4. Сатин

13) О какой своей книге М. Шолохов говорит: «Я писал по горячим следам, в 1930 году, когда еще были свежи воспоминания о событиях, происходивших в деревне…» ликвидация кулачества как класса, сплошная коллективизация, массовое движение крестьянства в колхозы…?

1. «Судьба человека»

2. «Тихий Дон»

3. «Поднятая целина»

4. «Они сражались за Родину»

14) Чьи это строки:

«Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и все же хочу я стальную

Видеть бурную, нищую Русь»?

1. А. Блок

2. Н. Гумилев

3. С. Есенин

4. Н. Клюев

15) Узнай произведение по его началу.

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по — своему».

1. «Война и мир»

2. «Анна Каренина»

3. «Хаджа Мурат»

4. «Детство. Отрочество. Юность»

16) М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Согласны ли вы, что

1. это роман об ответственности человека за все на земле

2. добро и зло — основное отражение в романе

3. собственный выбор жизненных путей

4. нет верного ответа

17) Сборник «Белая стая». Кому принадлежит?

1. А. Ахматова

2. Н. Гумилев

3. М. Цветаева

4. А. Блок

18) М. Шолохов «Тихий Дон». Почему Григорий Мелехов бесконечно страдает?

1. «оттого что стал он на грани в борьбе двух начал, отрицания оба их.»

2. его измотали междоусобицы

3. горе утрат

4. все ответы верны

19) Поэты — Смоленщины. Найдите ошибку.

1. К. Симонов

2. М. Исаковский

3. А. Твардовский

4. М. Джалиль

20) Литература возвращается к событиям войны для того, чтобы

1. показать героизм народа

2. трудный путь к победе

3. опыт прошлого может предостеречь от катастрофических ошибок в будущем

4. все ответы верны

21) «У войны — не женское лицо». Все эти произведения рассказывают об участии женщин в войне?

1. С. Алексеевич «У войны не женское лицо»

2. Б. Васильев «А зори здесь тихие…»

3. В. Закруткин «Матерь человеческая»

4. Все ответы верны

Уровень В:

1) Заполните пробелы:

Тему произведения не следует отрывает от его ___________, т.к. тема — это то, что писать изображает, а _______________ как он оценивает изображаемое.

Примечание: одно и то же слово

2) Завершите предложение:

Основное содержание произведения — это ____________

3) Выполните, каким знаменитым лирико-философским описанием завершается роман И.С Тургенева «Отцы и дети»?

1. описанием Марьина

2. описанием сельского кладбища

3. описание Дрездена

4. описание Никольского

4) Какой прием позволяет автору наделить предметный мир человеческими качествами и свойствами. Назовите этот прием.

5) Роман «Отцы и дети». В основе высказывания Василия Ивановича «Соловья баснями кормить не следует » — краткое народное изречение с назидательной мудростью. Как называется такое изречение?

Ответ: _______________

6) Определите жанр произведения М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Ответ: _______________

Ответы на вопросы зачета:

I Вариант:

  1. 1,2,3

  2. 1,3

  3. 3,4

  4. 4,5

  5. 3

  6. 2

  7. 2

  8. 4

  9. 3

  10. 3

  11. 3

  12. 2

  13. 2

  14. 1

  15. 2

  16. 2

  17. 2

  18. 2

  19. 3

  20. 3

  21. 3

Уровень В:

1)Гражданская поэзия

  1. Интерьер

  2. Ирония

  3. 3,4,5,6

  4. А.Т.Твардовский

  5. Драма

II Вариант:

1) 1,3

2) 2

3) 2

4) 2

5) 3

6) 3

7) 2

8) 1

9) 4

10) 2

11) 3

12) 1

13) 3

14) 3

15) 2

16) 1,2

17) 1

18) 4

19) 4

20) 2,3

21) 4

Уровень В:

  1. Идея

  2. Сюжет

  3. 2

  4. Олицетворение

  5. Пословица

  6. Роман

 Тест
для проведения промежуточной аттестации по литературе Смоленщины

Часть 1

1.    
Именами каких писателей названы улицы Смоленска? (напишите не менее пяти фамилий ) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.    
Кто из
писателей-смолян упомянут в романе А.С. Пушкина  «Евгений Онегин»?

____________________________________________________________________

3.     
Кого называли
Смоленским Дюма? Какой роман вы прочитали ? ______________________________________________________________________________

4.    
Профессор
химии, высланный в д.Батищево, стал заниматься там сельским хозяйством и
литературой. Назовите его и его произведение.
____________________________________________________________________

5.    
В
Угранском районе существует музей песни. Что это за песня? Кто её автор?

_____________________________________________________________________

6.    
Его
называют создателем русской научной фантастики. Назовите писателя и его
произведение, изученное в курсе 9 класса.

____________________________________________________________

7.    
Кто из писателей, как Робинзон Крузо, жил
вдали от цивилизации, в смоленской глубинке, «среди рахмяных мужиков»?
 
_____________________________________________________________

8.    
Кому
посвящён  литературный музей в Хмелите?

_____________________________________________________________

9.    
На
смоленской земле установлен памятник одному известному литературному герою. Назовите
его имя. Кто ещё помещён на этой композиции?

_____________________________________________________________

10.Кто скрывался под псевдонимом
Смоленский Старожил Ф.Ф.Э? Какой роман он написал?

___________________________________________________________________

11.Кто из смоленских писателей перевёл
«Слово о полку Игореве»?
________________________

12.«Кавалерист-девица» — это кто? 
Почему она носит такое прозвище? ____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

13.«Я люблю кровавый бой», — так написал
в одном из стихотворений прославленный герой Отечественной войны 1812 года,
друг Пушкина, гусар. Назовите его имя.
__________________

14. Кто из поэтов погиб, защищая Смоленщину
в годы Великой Отечественной войны?
__________________________________________________________________________

15. Какие произведения Михаила Булгакова
написаны на смоленской земле?

___________________________________________________________________

16. Назовите 2-3 писателей-земляков ХХ-ХХI веков.
__________________________________________________________________

Часть 1

Ответы

1.     
Именами
каких писателей названы улицы Смоленска? (напишите не менее пяти фамилий )

Улицы Пушкина, Твардовского, Исаковского, Рыленкова, Беляева,
Маяковского и др.

2.     
Кто из
писателей-смолян упомянут в романе А.С. Пушкина  «Евгений Онегин»? /Шаховской

3.     
Кого
называли Смоленским Дюма? Какой роман вы прочитали ?  /В.
Вонлярлярский. «Большая барыня».

4.     
Профессор
химии, высланный в д.Батищево, стал заниматься там сельским хозяйством и
литературой. Назовите его и его произведение./Н.Энгельгардт. Письма из деревни.

5.     
В
Угранском районе существует музей песни. Что это за песня? Кто её автор?
/«Катюша». М. Исаковский.

6.     
Его
называют создателем русской научной фантастики. Назовите писателя и его
произведение, изученное в курсе 9 класса. /А. Беляев. «Человек-амфибия»

7.     
Кто из
писателей, как Робинзон Крузо, жил вдали от цивилизации, в смоленской глубинке,
«среди рахмяных мужиков»?/
 М.Пришвин.

8.     
 Кому
посвящён  литературный музей в Хмелите? /А. Грибоедову.

9.     
На
смоленской земле установлен памятник одному известному литературному герою.
Назовите его имя. Кто ещё помещён на этой композиции? Василий Тёркин. А.
Твардовский.

10. 
Кто
скрывался под псевдонимом Смоленский Старожил Ф.Ф.Э? Какой роман он написал?
Ф.ф. Эттингер, «Башня Веселуха»

11. 
Кто из
смоленских писателей перевёл «Слово о полку Игореве»? Н. Рыленков.

12. 
«Кавалерист-девица»
— это кто?  Почему она носит такое прозвище? /Н. Дурова. Служила в кавалерии в
1812г.

13. 
«Я люблю
кровавый бой», — так написал в одном из стихотворений прославленный герой
Отечественной войны 1812 года, друг Пушкина, гусар. Назовите его имя. /Д.
Давыдов.

14. 
 Кто из
поэтов погиб, защищая Смоленщину в годы Великой Отечественной войны?
Б.Богатков, В.Афанасьев, Н. Майоров

15. 
 Какие
произведения Михаила Булгакова написаны на смоленской земле? «Записки юного
врача». «Роковые яйца»

16. 
 Назовите
2-3 писателей-земляков ХХ века. Б. Васильев, Р. Ипатова, Н. Семёнова, О.
Ермаков, Л. Козырь и др.

Часть 2

Узнай
писателя по портрету. Ответы

Михаил
Пришвин

Борис
Васильев

Николай
Рыленков

Иван
Соколов-Микитов

Александр
Твардовский

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=7ab1dc26ef8d90b5970e5b0ccda59216&n=33&h=215&w=147

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e3bda3551dfe310f4151294927b570c0&n=33&h=215&w=324

Михаил
Булгаков

Нина Семёнова

Раиса Ипатова

Александр
Беляев

Михаил
Исаковский

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=6d7853c7827e41bed3ff9cc95fef44c7&n=33&h=215&w=159

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=24a9e4fab769a3a18d25a6620d8cc264&n=33&h=215&w=194

Денис Давыдов

Надежда
Дурова

Фёдор Глинка

Александр
Энгельгардт

Александр
Грибоедов

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=79e990343c30c198a98fd09839059bed&n=33&h=215&w=203

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=61d16feb02aefe55885e48dcd105795f&n=33&h=215&w=169

Александр
Шаховской

Василий
Вонлярлярский

Часть 2

Узнай
писателя по портрету.

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=7ab1dc26ef8d90b5970e5b0ccda59216&n=33&h=215&w=147

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e3bda3551dfe310f4151294927b570c0&n=33&h=215&w=324

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=6d7853c7827e41bed3ff9cc95fef44c7&n=33&h=215&w=159

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=24a9e4fab769a3a18d25a6620d8cc264&n=33&h=215&w=194

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=79e990343c30c198a98fd09839059bed&n=33&h=215&w=203

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=61d16feb02aefe55885e48dcd105795f&n=33&h=215&w=169

Итоговая контрольная работа по литературе Смоленщины в 9 классе (учебник Г.С. Меркина) в форме тестирования.  Можно использовать для промежуточной аттестации в конце года. Содержит вопросы по всем темам курса.

1 вариант.

  1. Кто из собирателей смоленского фольклора был одним из создателей «Смоленского этнографического сборника»?

 а) Н.Д.Бер           б) В.Н.Добровольский             в) М.А.Рыбникова.

      2. Образное выражение, метко определяющее какое-либо явление жизни, логически не законченное, — это

            а) пословица             б) поговорка             в) загадка.

      3. Песни о мыслях, чувствах, переживаниях человека – это песни

            а) обрядовые            б) лирические           в) исторические.

      4. Кто из киевских князей стал братоубийцей в «Сказании о Борисе и Глебе»?

            а) Ярослав                б) Святослав              в) Святополк.

      5. Какому историческому деятелю были посвящены смоленские предания начала 18 века?

            а) Ивану Грозному       б) Петру 1           в) Дмитрию Самозванцу.

      6. О ком А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин писал:

 «Там вывел колкий  ……………. Своих комедий шумный рой…»

              а) Хмельницкий        б) Шаховской             в) Островский.

      7. Капитан Касьянов — это главный герой произведения:

 а) «Башня Веселуха»   б) «Большая барыня»   в) «Фрески города Гороухщи».

      8. Кого из смоленских писателей 19 века называли «Смоленский Дюма»?

               а) Ф. Эттингер         б) Вонлярлярский     в) А. Энгельгардт.

      9. Кому из писателей, участников войны 1812 года, принадлежат «Записки партизана»?  

               а) Н.А.Дурова            б) Ф.Н.Глинка             в) Д.В.Давыдов.

    10. А.Н.Энгельгардт – известный писатель публицист 19 века. Кроме этого он учёный, профессор …..

               а) химии                     б) физики                    г) биологии

   11. Кто из русских писателей начала 20 века собирался бороться на Смоленщине с «тьмой египетской»? Запишите.

Ответ: _________________.

    12. Этот писатель стоит у истоков жанра научной фантастики. Он автор романов «Человек-амфибия», «Над бездной» и др. Назовите его фамилию. Запишите.

Ответ: ____________________.

   13. Назовите фамилию известного смоленского поэта, чьи песни любят и поют до сих пор. Запишите.

 Ответ: _____________________.

   14. Как звали главного героя  поэмы А.Т.Твардовского «Книга про бойца»? Запишите.

Ответ: _________________________.

   15. Назовите любое произведение, посвящённое теме Великой Отечественной войны на Смоленщине, и его автора. Запишите.

         Ответ: ________________________.

2 вариант.

  1. Кто из собирателей смоленского фольклора сам был музыкантом и собирал народные песни?  

а) В.Ф.Шурыгин               б) П.М.Соболев             в) Н.Д.Бер

     2. Жанр, в котором вещи и явления воспринимаются иносказательно, через сравнение их с отдалённо сходными, —  это:  

          а) пословица             б) поговорка                в) загадка.

     3. Эпические и лирические произведения о событиях и деятелях истории  — это песни:

          а) исторические       б) обрядовые            в) лирические.

     4. Кто спас Смоленск от нашествия Батыя, согласно древнерусской повести?  

          а) Авраамий             б) Меркурий                 в) Всеволод.

    5. Кто из русских императриц бывал на Смоленщине в конце 18 века? Об этом событии остались легенды.  

          а) Елизавета        б) Екатерина Вторая         в) Анна Иоановна.

    6. Какой из этих романов рассказывает об удивительных и таинственных событиях, произошедших в старом Смоленске в 18 веке?  

           а) «Башня Веселуха» Ф.Эттингера    

           б) «Фрески города Гороухщи» О.Ефремова  

           в) «Большая барыня» В.Вонлярлярского.

   7. Как звали главного героя романа В.Вонлярлярского «Большая Барыня»?    

      а) Василий Иванович     б) Пётр Авдеевич     в) Алексей Владимирович.

  8. Кто из писателей, участников войны 1812 года, является автором «Писем русского офицера»?    

      а) Н.А.Дурова             б) Ф.Н.Глинка             в) Д.В.Давыдов

  9. А.Н.Энгельгардт написал книгу, которая повествует о бедственном положении смоленских крестьян в 19 веке. Эта книга называлась:  

 а) «Письма русского офицера»    б) «Письма из деревни»    в) «Записки партизана».

 10. Этот писатель провёл детство в селе Кислово Угранского района на Смоленщине. Его перу принадлежат рассказы «Медовое сено», «Глушаки» и др. Это:  

       а) М.Пришвин            б) М.Булгаков           в) И.Соколов-Микитов.

 11. Кто из русских писателей начала 20 века работал на Смоленщине врачом? Запишите.

       Ответ: __________________.

  12. Героем этого романа А.Р.Беляева был человек, который большую часть жизни провёл под водой и чувствовал себя там как рыба. Что это за роман? Запишите.

       Ответ: ___________________.

   13. Назовите фамилию автора известной песни «Враги сожгли родную хату». Запишите.

       Ответ: ___________________.

   14. Назовите имя и отчество Твардовского. Запишите.

        Ответ: ___________________.

   15. Назовите любое произведение, посвящённое теме Великой Отечественной войны на Смоленщине, и его автора. Запишите.

       Ответ: __________________________________.

Ответы:

1 вариант: 1 – б; 2 – б; 3 – б; 4 – в; 5 – б; 6 – б; 7 – а; 8 – б; 9 – в; 10 – а; 11 – Булгаков; 12 – Беляев; 13 – Исаковский; 14 –« Василий Теркин»; 15 – К.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» или Е.Марьенков «Вдалеке от больших городов», или Н.Журкович «Соль», или К.Федин «Мальчик из Семлёва», или В.Сальковский «Смоленская дорога» и др.

2 вариант: 1 – в; 2 – в; 3 – а; 4 – б; 5 – б; 6 – а; 7 – б; 8 – б; 9 – б; 10 – в; 11 – Булгаков; 12 – «Человек-амфибия»; 13 – Исаковский; 14 – Александр Трифонович; 15 – К.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» или Е.Марьенков «Вдалеке от больших городов», или Н.Журкович «Соль», или К.Федин «Мальчик из Семлёва», или В.Сальковский «Смоленская дорога» и др.

   Оценивание: за каждый правильный ответ на вопросы 1- 10 – 1 балл, за правильный ответ на вопросы 11-15 – 2 балла. Максимальное количество баллов – 20 баллов.

0 – 8 баллов – «2»

9 – 14 баллов – «3»

15 – 18 баллов – «4»

19 – 20 баллов – «5».      

Проверочная работа по литературе «Смоленское краеведение» для обучающихся 9 класса

Основная цель работы – проверить достижение обучающимися уровня базовой подготовки по разделу «Смоленское литературное краеведение» в 9 классе.

Раздел 1

Запишите ответы по заявленным заданиям «Биографии и творчество»

1.По фрагментам произведения определите их названия(4б.)

А) «И предстал один воин. Поклонился ему, преклонил голову. И была отсечена его голова. Блаженный взял голову одной рукой, а другой — коня, и пришёл в город обезглавленный.

Б) «…блаженный понял, что хотят убить его. И, глядя на убийц кротким взором, омывая лицо своё слезами, стал жалостно умолять: «Не трогайте меня, братья мои милые и дорогие!..»

В) «Врёшь!-отвечает Липонтий,- не могут французские горчишники не помочь! Ты их, наверное, не ставил?». « Как же, говорит,- не ставил? И сейчас стоит…» и при этом поворачивается спиной, а у него горчишник на тулупе налеплен!..».

Г) «Граф Звонов наконец со мною распрощался. Несносный говорун! Насилу отвязался».

2. По фрагментам произведения определите их героев. Укажите название произведения и ФИО автора (6 б.)

А) «Больная, не могла она оставаться без заботы- всё что-нибудь делала, пока была сила: зиму пряла, тянула тонкими своими пальцами кудель, чистила над лоханкой картошку, всё отрываясь и заглядываясь в тёмный угол на что-то, не видимое никому… Весну и лето просидела она у окошка… По утрам слушала, как трубит на росу пастух… Ночи она почти не спала…».

Б) «Время от времени он ложится на спину и проверяет свой курс по едва заметному просвету в густом сине-зелёном полумраке. Иногда внимательно всматривается вперёд, не видно ли отмели. Его жабры и кожа чувствуют, как изменяется вода: вблизи отмели вода не такая плотная, она более солёная и в ней больше кислорода,- приятная, лёгкая вода».

3. О ком из русских писателей (ФИО) идёт речь? (2б.)

А) Основная тема творчества — человек и природа. Любовь к земле – кормилице, родной Смоленщине, к людям, их обычаям, традициям, укладу жизни воплощены писателем в автобиографической повести «Детство» (1932 г.). Смоленщина встаёт со страниц его рассказов «Медовое сено», «Камчатка», «Цыган». «Глушаки».

Б) Работал в селе Алексине Дорогобужского района учителем и директором школы 2 ступени. Был одним из организаторов музея усадебного быта в бывшем имении Барышниковых и принимал участие в организации музея в г.Дорогобуже. Работал на Батищевской опытной станции Энгельгардта. О Смоленщине написал в автобиографических рассказах «Школьная робинзонада», « Музей усадебного быта».

4. По фрагменту произведения определите жанр. Кто автор этих строк? (2б)

А) Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?

Б) Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди.

Раздел 2. Творческая страница

5. Напишите сочинение на тему «Моё любимое стихотворение смоленского поэта» (не менее 70 слов, 5 баллов).

Ответы к проверочной работе:

1.А.«Повесть о Меркулии Смоленском»

Б.«Сказание о Борисе и Глебе»

В. «Записки юного врача»

Г. «Говорун»

2.А. Соколов – Микитов И.С. «Медовое сено», Тоня.

Б. Беляев А.Р. «Человек-амфибия», Ихтиандр.

3. А. И.С. Соколов – Микитов

Б. М.М. Пришвин

4. А. Исаковский М.В., стихотворение

Б. Симонов К.М., стихотворение

5.Творческое задание предполагает развёрнутый ответ, рекомендуется использовать творчество Исаковского, Твардовского, Рыленкова.

1) глубина и понимание темы, последовательность изложения материала- 2б.

2) привлечение языкового материала в качестве аргумента-1б.

3) языковая грамотность-2б.

Критерии оценивания:

«5»- 18-19 б.

«4»-14-17б.

«3»- 10-13б.

«2»-0-9б.

Стихи смоленских поэтов, стихи авторов родом со Смоленщины.  Смоленск на поэтической карте России, смоленская земля и стихотворное наследие Смоленщины. Авторы родом со Смоленщины.

Переключатель языка

[do_widget id=polylang-5]

smolensk

Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.

поделиться знаниями или
запомнить страничку

  • Все категории
  • экономические
    43,667
  • гуманитарные
    33,655
  • юридические
    17,917
  • школьный раздел
    612,016
  • разное
    16,908

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах. 

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте. 

Как быстро и эффективно исправить почерк?  Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью. 

Размещено 3 года назад по предмету
Русский язык
от Аккаунт удален

укажите предложение без пунктуационной ошибки.
Ты помнишь,Алёша,дороги Смоленщины?
Не шуми ты рожь спелым колосом!
Здравствуй солнце,да утро весёлое.
Не трещите,морозы в заповедном бору.

  1. Ответ на вопрос

    Ответ на вопрос дан
    ferideferide

    Ты помнишь,Алёша,дороги Смоленщины?-правильно написано

  2. Ответ на вопрос

    Ответ на вопрос дан
    schichkova

    1 абсолютно правильно. 
    обращение с двух сторон выделяется запятой

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Поэты 19 века были легкоранимыми людьми ошибка
  • Правила дорожного движения частые ошибки
  • Поэт трибун горлопан своего времени ошибка
  • Правила доказательного рассуждения и возможные логические ошибки
  • Поэт воспринимается как божий любимчик исправить ошибку