Пол комнаты был устелен гобеленами ручной работы ошибка

СРОЧНО НУЖНО!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!!
1.Буква е пишется в слове

1) расст…лать

2) подстрел…нная (утка)

3) пр…бывать (в городе)

4) пр…в…легия

5) стел…т

6) (деревья в легком) ине…

7) жемчуж…нка
2.Согласная буква пропущена в слове

1) им…итация

2) сур…огат

3) объез…чик

4) незван…ые (гости)

5) варен…ик

6) зажарен…ая (утка)

7) крашен…ый (масляной краской пол)
3.Не пишется раздельно в словосочетании

1) нисколько (не)радостное событие

2) урожай (не)собран

3) (не)прекращающийся ни на миг дождь

4) (не)разгаданные тайны
5) весьма (не)осторожный поступок

6) (не)думая о завтрашнем дне

7) (не)доварить картофель
4.Запятая на месте пропуска не ставится в предложении

1) После вчерашнего дня он был утомлен и вял_ и говорил неохотно.

2) Жили Артамоновы_ни с кем не знакомясь.

3) Я навек за туманы и росы полюбил у березки стан_и её золотистые косы, и холщовый ее сарафан.

4) Только иногда мелькнёт берёзка_или мрачной тенью встанет перед тобой ель.

5) Утомленные трудными сборами и насыщенными проводами_участники экспедиции отсыпались и почти не выходили из кают.
5.Тире на месте пропуска ставится в предложении

1) Он_порча, он_чума, он_язва здешних мест.

2) Добро_не слякоть и не святость, не отпущение грехов.

3) Получить диплом с отличием в таком труднодоступном заведении, как Королевский колледж,_большая редкость.

4) Всё это: и почки, и мох, и стылые озёра, и горбатые скелеты лиственниц, склонившихся в последнем поклоне,_делает картину суровой.

5) Ветер подул с гор_будет дождь.
6.Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении
1) В музейной экспозиции представлена амуниция русских солдат: ранцы, патронные сумки и т.п.

2) Мизантроп, несмотря ни на что, продолжал питать любовь ко всему человечеству.

3) Космополит – это человек, увлекающийся всем, что связано с космосом.

4) Пол комнаты был устелен старинными гобеленами ручной работы.

5) Антураж гостиной соответствовал духу роскоши, царившему во всем доме.
7.Лексическая избыточность наблюдается в предложении

1) Это был первый дебют начинающего актера.

2) Медведя выводили во двор и подкатывали к нему пустую порожнюю бочку.

3) Сверх плана в истекшем квартале было сдано много сверхплановой продукции.

4) Избиратели выдвинули кандидатуру самого достойного человека.

5) Наша деятельность направлена на развитие общения и коммуникации.
8.Нормы лексической сочетаемости нарушены в словосочетании

1) кануть в историю

2) одержать успехи

3) поднять тост

4) оказать вред

5) совершить нападение
9.Ошибки в определении рода имён существительных допущены в словосочетании

1) большая мозоль

2) правая туфля

3) покрыть крышу толем

4) красивая тюль

5) белая лебедь
10.Существительным мужского рода является слово

1) хинди

2) бра

3) пенальти

4) шоссе

5) рантье
11.Форма множественного числа родительного падежа образована правильно в существительном

1) туфлей

2) килограмм

3) блюдцев

4) болгар

5) чулок
12.Ошибка в образовании форм степеней сравнения допущена в предложении

1) Он находчивее и сообразительнее меня.

2) Эта книга менее интереснее предыдущей.

3) На вечере она была самой красивой.

4) Он познакомился с самой прекраснейшей девушкой.
13.Ошибка в образовании падежных форм составных числительных допущена в предложении

1) Поезд прибыл с двести шестьюдесятью пятью пассажирами.

2) Этот переход составил около четыреста шестьдесят пяти километров.

3) От восьми тысяч семьсот пятьдесят трех отнимите четыре тысячи пятьсот восемьдесят семь.

4) Теплоход с тремястами восьмьюдесятью восьмью экскурсантами отправился в очередной рейс.
14.Нормы управления нарушены в словосочетании

1) верность к мужу

2) тема о счастье народа

3) контролировать за ходом лечения

4) скучать по матери

5) предостеречь от опасности
15.Ударение неправильно поставлено в слове

1) принудúть

2) отчáсти

3) бáловать

4) углубúть

5) черпáть

6) катáлог

7)икóнопись

icerelda982

icerelda982

Вопрос по русскому языку:

Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении
Венчание министра было организовано с помпой
:. Мушкетеры, стуча сапогами с ботфортами, ворвались в зал.
. Поиски редких видов растений, создание гербариев стали результатом моего
увлечения фауной родного края
Когда занавес раздвинулся, на сцене стоял актер в золоченом амплуа
В конце года состоится мой бенефис, в котором я впервые выйду на сцену
В канун праздника в палатах госпиталя прошел гала-концерт для участников
Великой Отечественной войны.
Пол комнаты был устелен старинными гобеленами ручной работы.
Наш друг явился на бал-маскарад инкогнито, и никто его не узнал.
Граф в задумчивости повертел в руках свое протеже и убрал его в изящный
футляр.

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

Ответы и объяснения 1

ngesbedigng267

ngesbedigng267

Когда занавес раздвинулся, на сцене стоял актер в золоченом амплуа.
Амплуа-это тип роли, оно не может быть «золоченым» поэтому в данном предложении слово употреблено в несвойственном ему значении.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Гость

Гость ?

Как написать хороший ответ?

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
    правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
    побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и
    пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
    уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
    знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к
    пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

Прошу помощи! Нарушение норм русского литературного языка ⇐ Высшее образование

Информация
Уважаемые студенты!
Вместе с заданиями размещайте и свои варианты решения. В противном случае ваше сообщение будет проигнорировано.

Автор темы

Violetka

Всего сообщений: 1
Зарегистрирован: 31.05.2015

 

Прошу помощи! Нарушение норм русского литературного языка

Найдите в приведенных ниже предложениях нарушения норм русского литературного языка, определите тип ошибки, дайте правильный лингвистический вариант.
1. Туристов неизменно восхищают узкие улочки Риги и очень прекрасные витражи Домского собора.
2. Сын Буша впервые баллотируется в президенты.
3. В начале XIX века современники воспринимали Пушкина как глашатая свободы.
4. В канун праздника в палатах госпиталя прошел гала-концерт для участников Великой Отечественной войны.
5. Пол комнаты был устелен старинными гобеленами ручной работы.
6. При всеобщем согласии сторон договор наконец-то подписан обоими сторонами.
7. Для неподготовленного студента семинар длится длиннее, чем для подготовленного.
8. При появлении на сцене известной певицы аплодисменты публики выросли еще больше.
9. Несмотря на достижения нашего отдела, никто не торопится петь нам фимиамы.
10. У нас не принято, чтобы мужчины ходили без носков даже в летнее время

Аватара пользователя

vadim_i_z

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 7814
Зарегистрирован: 27.09.2006
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Минск, Беларусь
Возраст: 66

 

Прошу помощи! Нарушение норм русского литературного языка

Сообщение

vadim_i_z » 31 май 2015, 22:46

Информация
Уважаемые студенты!
Вместе с заданиями размещайте и свои варианты решения. В противном случае ваше сообщение будет проигнорировано.

Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться

  • 1 Ответы
    4582 Просмотры
    Последнее сообщение Анча

    06 дек 2009, 16:53

  • 1 Ответы
    1969 Просмотры
    Последнее сообщение vadim_i_z

    14 дек 2011, 13:49

  • 5 Ответы
    2304 Просмотры
    Последнее сообщение Ксения 17121992

    07 май 2011, 19:10

  • 0 Ответы
    748 Просмотры
    Последнее сообщение AmiLain

    20 сен 2009, 12:34

  • 1 Ответы
    4917 Просмотры
    Последнее сообщение Марго

    30 ноя 2009, 20:05

Культура речи

Читайте также:

  1. III. СТИЛИСТИКА (КУЛЬТУРА РЕЧИ)
  2. Lt;question>Что такое культура речи?
  3. XVI. КУЛЬТУРА
  4. АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  5. АЛБАНО-ЛЕЗГИНСКАЯ КУЛЬТУРА VII — XII ВЕКОВ
  6. Арабская культура
  7. б)Примерно,в 2010г.на Канале Культура в концертной программе звучали имена:Ирина Долгих и Олег Должанкий(Ф.И.О возможно стоит перевернуть).

Упражнение 85.[6]

Отсутствует смягчение согласных перед Е в следующих словах:

Ад[э]кватный, ад[э]ноиды, альт[э]рнатива, ант[э]нна, антит[э]за, апарт[э]ид, ат[э]лье, ат[э]изм, бут[э]рброд, ват[э]рлиния, вунд[э]ркинд, галиф[э], гант[э]ль, геод[э]зия, грот[э]ск, д[э]нди, д[э]-факто, д[э]мпинг, д[э]марш, д[э]по (доп. де), д[э]баркад[э]р, д[э]т[э]ктив, деликат[э]с, ди[э]та, диспанс[э]р, дэ-юр[э], ид[э]нтичный, инд[э]кс, инт[э]рвенция, инт[э]рвидение, инт[э]рнационал, инт[э]рпретация, инт[э]рвью[э]р, инт[э]рнат, инт[э]рьер, кап[э]лла, каф[э], кафет[э]рий, кашн[э], код[э]кс, компьют[э]р, котт[э]дж, кр[э]до, куп[э], лаз[э]р, март[э]н, мод[э]ль, морз[э], от[э]ль, от[э]ль, парт[э]р, пат[э]тика, пенсн[э], полон[э]з, пот[э]нциальный, поэт[э]сса, про[э]кт, прот[э]кция, р[э]кви[э]м, с[э]псис, свит[э]р, сент[э]нция, синт[э]з, сон[э]т, спринт[э]р, ст[э]нд, стр[э]сс, т[э]мп, т[э]нд[э]нция, т[э]рмос, т[э]мп, т[э]мбр, т[э]зис, т[э]ннис, т[э]нт, т[э]ррор (доп. те)., т[э]ст, тир[э], тунн[э]ль, турн[э], фон[э]тика, форт[э]пиано, цитад[э]ль, шед[э]вр, шосс[э], шт[э]псель, шт[э]мпель, эн[э]ргия, эст[э]тика.

Смягчаются согласные перед Е в следующих заимствованных словах:

Агрессор (доп. рэ), академия, акварель, бенефис, газета, герцог, девиз, декада (доп. дэ), декан (доп. дэ), декларация, демагог, демократия, демон, демонстрация, деспот, истерия, катет, кегли, леди, миллионер, молекула, музей, нервы, Одесса, пакет, патент, патефон, пионер, пресса, пресс-служба, претендент, претензия (доп. тэ), ректор, ремарка, рента, секция, сенат, серия, схема, теорема, теория, термин, термометр, территория, техника, факультет, фанера, шинель, экспресс (доп. рэ).

Упражнение 86. [7]

Агéнт, алкогóль, алфавИт, анáлог, апартамéнты, арáхис, арбýз, арéст, атлéт, баловáть, бáнты, бáрмен, безýдержный, бензопровóд, боЯзнь, бралá, вéрба, вéрование, вероисповéдание, включИт, воспринялá, газирóванный, глашáтай, гналá, граждáнство, давнИшний, двоЮродный, дéспот, дефИс, диалóг, диспансéр, добЫча, догналá, договóр, дозвнИшься, докумéнт, дóллар, досýг, дóсыта, дремóта, духовенство, еретИк, жáворонок, жалюзИ, ждалá, жизнеобеспéчение, завИдно, заворожИть, завсегдáтай, зáгнутый, зáговор, задóлго, заём, закýпорить, зáнял, заусéница, звонИшь, звонЯт, зевóта, злóба, знáмение, иерóглиф, избрáнник, Издавна, инáче, Искра, исчéрпать, каталóг, каучýк, квартáл, кедрóвый, кидáться, киломéтр, кишкá, клáдбище, кóмпас, корЫсть, красИвее, красИвейший, крéмы, крестьЯнин, кýхонный, лгалá, мастерскИ, медикамéнт, мéльком, мышлéние, нáбело, навéрх, намéрение, начáвший, нáчал, началá, начáть, недýг, некролóг, нéнависть, новорождённый, обеспéчение, облегчИть, озорничáть, олигáрхия, оперИться, оптóвый, осуждённый, отчáсти, паралИч, партéр, пергáмент, перенесенЫ, плылá, подбодрИть, позвонИт, положИл, предложИть, предложИть, престИж, приговóр, прИгоршня, придáное, принýдить, приобретéние, приподнялá, простынЯ, пулóвер, ракýшки, ремéнь, рИтор, рóвня, руднИк, рýсло, сантимéтр, свёкла, свекóльный, симмéтрия, синóним, сирóты, слИвовый, снáдобье, соболéзнование, созЫв, спалá, стáтуя, столЯр, сформировáть, счáстлив, табý, тамóжня, танцóвщик, танцóвщица, тóрты, трáпеза, тýфля, увéдомить, углубИть, украИнский, фарфóр, фенóмен, фольгá, хвóя, ходáтайство, христианИн, цемéнт, центнер, цыгáн, шассИ, шофёр, щавéль, экспéрт, экспéртный, эпИграф, эпилóг, юрóдивый.

Упражнение 87.

Крóви (анализ), гладИльная (доска), (морские) пóрты, (дело) возбужденó, всем сестрáм по cepьгáм, (резать) нóжницами, (нет) тýфель, обетовáнная (земля), языковЫе (способности), (произносить) тóсты, из аэропóрта,

Упражнение 88.

взять, возьмý, возьмёт, пpош. взял, взялá, взЯло и доп. Взялó, взЯли, пpич. стpад. пpош. взЯтый, взят, взятá, взЯто, взЯты ! непpав. взЯла; непpав. взЯта; непpав. взятó, взятЫ.

занЯть, займý, займЁт, прош. зáнял, занялá, зáняло, зáняли, прич. действ. прош. занЯвший, прич. стр. прош. зáнятый, зáнят, занятá, зáнято, зáняты, деепр. занЯв ! не рек. занялó; не рек. зáнята; неправ. зáняла, неправ. занЯл, -а, -о, -и, занЯтый, -нЯт, -а, -о, -ы; неправ. зáнявший, зáняв; неправ. занятЫ

начáть, -чнý, -чнёт, пpош. нáчал, началá, нáчало, нáчали, пpич. действ. пpош. начáвший, пpич. стpад. пpош. нáчатый, нáчат,начатá, нáчато, нáчаты, деепp. начáв ! не pек. началó; не pек. нáчата, непpав. нáчала; непpав. начáтый, -чáт, -а, -о, -ы; непpав. нáчавший, нáчав; гpубо непpав. начáл, -а, -о, -и

пpинЯть, пpимý, пpИмет, пpош. пpИнял, пpинялá, пpИняло, пpИняли, пpич. действ. пpош. пpинЯвший, пpич. стpад. пpош. пpИнятый, пpИнят, пpинятá,пpИнято, пpИняты, деепp. пpинЯв ! не pек. пpинялó; не pек. пpИнята; непpав. пpИняла; непpав. пpинЯл, -а, -о, -и, пpинЯтый, -нят, -а, -о, -ы; непpав. пpИняв­ший, пpИняв; непpав. пpинятЫ

понЯть, поймý, поймёт, пpош. пóнял, понялá, пóняло, пóняли, пpич. действ. пpош. понЯвший, пpич. стpад пpош. пóнятый, пóнят, понятá, пóнято, пóняты, деепp. поняв ! не pек. пóнята; непpав. пóняла; непpав. пóнявший, пóняв; гpубо непpав. понЯл,
-а, -о, -и, понЯтый, -нЯт, -а, -о, -ы

pазлучИть, -чý, -чИт, пpич. стpад. пpош. pазлучённый, -ён, -енá ! непpав. pазлýчит

pодИться, pожýсь, pодИтся, пpош. pоpдилсЯ и pодИлся, pоди­лáсь, pодилóсь, pодилИсь и доп. pодИлась, pодИлось, pодИлись

создáть, создáм, -дáшь, -дáст, -дадИм, -дадИте, -дадýт, пов. –дáй, прош. – сóздал идоп. – создáл, создалá, сóздало, сóздали идоп. создáло, создáли, прич. действ. прош. создáвший, прич. страд. прош. сóзданный, сóздан, созданá и доп. сóздана, сóздано, сóзданы, деепр. создáв ! не рек. создалó; неправ. сóздала, создáла; неправ. сóздавший, сóздав; неправ. созданЫ

углубИть, -блЮ, -бИт, пpич. стpад. пpош. углублённый, -ён,

Упражнение 89.

Алкогóль, каталóг, катастрóфа, коклЮш, квартáл, рефлéксия, кóмпас, рáпорт, Искра, астронóм, эпилéпсия, флéйтовый.

Профессиональные ударения: «компáс», «рапóрт» (в речи моряков), «искрá» (в речи шоферов), «астрóном» (в речи ученых соответствующей специальности), эпилепсИя (в речи медиков), флейтóвый (в речи музыкантов).

Упражнение 90.

Улучшить уровень обслуживания (уровень можно повысить или понизить), вышли на субботник в полном количестве (в полном составе), уровень жизни уменьшился (уровень понизился), поднять тост (тост (краткую застольную речь) можно провозгласить, произнести), одержать первенство (одержать можно победу, первенство можно завоевать), взаимное уважение друг друга (выражение представляет собой плеоназм, для выражения нужного значения достаточно использовать сочетание взаимное уважение), занять звание чемпиона (нужно: получить звание, присвоить звание), нетерпимая жизнь (неправильно использован пароним, нужно: нестерпимая жизнь), писатель русской классики (нужно: русский классик, писательклассик), кануть в историю(устойчивое выражение кануть в Лету), возрасти в глазах окружающих (нужно: вырасти в глазах окружающих), оказать вред (оказать можно услугу, содействие, вред можно нанести), гениальный виртуоз музыки (выражение представляет собой плеоназм, нужно: гениальный музыкант или музыкантвиртуоз) превратить мечту в жизнь (нужно: воплотить мечту в жизнь), написать тему природы (нужно: раскрыть тему или написать на тему), одержать успехи (нужно: достигнуть успехов), лить много слов (можно лить воду, слова можно использовать или произносить), делать привилегии кому-либо (привилегии можно давать), играть первостепенное значение (играть можно роль, в сочетании со словом значение следует использовать глагол иметь), выразить свой ответ (нужно: дать ответ), идти один за одним (нужно: идти один за другим), гостиница для командировочных(неправильно использован пароним, нужно: гостиница для командированных), неприглядная темень (неправильно использован пароним, нужно: непроглядная темень), благодаря травме (неправильно использован предлог, предлог благодаря указывает на благоприятную причину нынешнего состояния (благодаря силе и выносливости спортсмен выиграл соревнование); на неблагоприятную причину указывают предлоги изза, по причине (из-за травмы он не мог выступать), смотреть в глаза фактов(существует устойчивое выражение смотреть в глаза правде), занять точку зрения подчиненного (нужно: стать на точку зрения подчиненного), оказать пользу (нужно: принести пользу), основать свою позицию или концепцию (нужно: обосновать свою позицию или концепцию), терпение переполнилось (существует устойчивое выражение чаша терпения переполнилась), в апреле месяце (выражение представляет собой плеоназм, нужно: в апреле), оказать впечатление (нужно: произвести впечатление), понятливое объяснение (неправильно использован пароним, нужно: понятное объяснение), освоить дурную привычку (нужно: приобрести дурную привычку), более двух суток времени(выражение представляет собой плеоназм, нужно: более двух суток), большая половина(нужно: большая часть), делать жертвы (нужно: приносить жертвы), провести контакты с партнерами (нужно: установить, наладить контакты с партнерами), подорожание цен (нужно: повышение цен), подростки занимаются преступлениями (нужно: подростки совершают преступления), давать сопротивление (нужно: оказывать сопротивление), реалистический подход (неправильно выбран пароним, нужно: реалистичный подход).

Упражнение 91.

Уделять внимание на дисциплину (нужно: дисциплине), тема о счастье народа (нужно: тема счастья), заведующий базы (нужно: заведующий базой), коснутьсяо теме любви (нужно: коснуться темы), контролировать за ходом лечения (нужно: контролировать ход), должность заведующего кафедры (нужно: заведующего кафедрой), отметить об успехах (нужно: отметить успехи), пример об успехах ученых (нужно: пример успехов), описывать о детстве (нужно: описывать детство), верность к мужу (нужно: верность мужу), озабочен о здоровье детей (нужно: озабочен здоровьем), ностальгия о детстве (нужно: ностальгия по детству. В данном случае слово ностальгия используется в значении тоска. Первоначальное значение слова ностальгиятоска по родине), дать отпор для врага(нужно: отпор врагу), оплатить за работу(нужно: оплатить работу), вопреки указания шефа (нужно: вопреки указанию), приехать с города (нужно: приехать из города), он похож с сестрой(нужно: похож на сестру), указать о недостатках (нужно: указать на недостатки), посвятить жизнь на благо семьи (нужно: посвятить жизнь благу семьи), управляющий фермы (нужно: управляющий фермой), проводить аналогию двух команд (нужно: проводить аналогию между двумя командами), согласно приказа (нужно: согласно приказу), различать добро от зла (нужно: различать добро и зло, но отличать добро от зла), избежать наказание (нужно: избежать наказания), озабочен об оценках за четверть (нужно: озабочен оценками), подвести итог о работе (нужно: итог работы), предостеречь об опасности(нужно: предостеречь от опасности), держать нос на ветре (нужно: держать нос по ветру), возразить замечанию (нужно: возразить на замечание), отстранить с должности (нужно: отстранить от должности), постановить о штрафе (нужно: постановление о штрафе или постановить оштрафовать), способствовать к победе (способствовать победе), отслеживать за уровнем(нужно: отслеживать уровень), уточнить о затратах (нужно: установить затраты), установить о мотивах (нужно: установить мотивы), принять образцом (нужно: принять за образец)

Упражнение 92.[8]

Абонемент – право пользование чем-либо на определенный срок, а также документ, удостоверяющий это право.

Абонент – лицо или учреждение, имеющее абонемент.

Абориген – коренной житель страны, представитель племени, обитающего в этой стране с давних пор.

Авангард – передовая, ведущая часть класса, какой-либо общественной группы.

Авансцена – часть сцены, несколько выдвинутая в зрительный зал.

Акватория – участок водной поверхности.

Альтернатива – необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями; каждая из исключающих друг друга возможностей.

Альтруист – человек, бескорыстно заботящийся о благе других. Тот, кто ненавидит людей, чуждается их называется мизантрОпом.

Анонс – вид лица прямо спереди.

Анонс – объявление о предстоящих спектаклях, гастролях, концертах. Объявление у кассы театра, цирка о том, что все билеты проданы называется аншлагом.

Антология – подборка наиболее представительных, значительных сочинений (чаще стихотворных) разных авторов.

Аншлаг – объявление в театре, цирке о том, что все билеты на представление проданы.

Апломб – излишняя самоуверенность (в поведении, в речи).

Апокалипсис (перевод с греч. – откровение) – часть Библии, одна из книг Нового завета, содержащая мистические рассказы о судьбах мира и человека, пророчества о «конце света».

Ареал – область распространения какого-либо явления. Нимб, венец называется ореолом.

Афера – жульническое предприятие, мошенничество; сомнительная сделка.

Аффект – кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание: ярость ужас, отчаяние и т.д. Используется в устойчивом выражении «состояние аффекта».

Беспрецедентный – не имеющий прецедента – случая, имевшего место ранее и служащего примером или оправданием для последующих случаев подобного рода.

Бутафория – предметы, имитирующие подлинные (на сцене театра). Сценическое представление, построенное на комических, шутовских эффектах называется буффонАдой.

Гéнезис – происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления. Научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений, их причин, называется гипотезой.

Грядущее – будущее.

Дебаты – прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании.

Декларировать – заявлять от имени государства, правительства, организации; торжественно провозглашать основные принципы политики, идеологии.

Дефис – короткая черточка, служащая для написания сложных слов и переносов.

Диалект – местное наречие, говор жителей какой-либо местности.

Дискредитировать – подрывать к кому-либо доверие, умалять чей-либо авторитет. Ограничивать в правах, лишать равноправия какие-либо группы населения значит дискриминировать их.

Дискриминация – ограничение в правах, лишение равноправия какие-либо группы населения по принципу расовой или национальной принадлежности, политическим убеждениям.

Дублет – 1) второй экземпляр какой-либо вещи; 2) два одновременных выстрела из двуствольного ружья. Лицо, заменяющее, дублирующее актера в спектакле, называется дублером.

Елей – оливковое масло, употребляемое в церковном обиходе.

Епархия – церковный округ, управляемый архиереем.

Зеница – глаз, зрачок (устар.).

Игнорировать – намеренно не замечать.

Иерархия – расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.

Импонировать – производить положительное впечатление, нравиться.

Инвестиции – долгосрочное вложение капитала в какое-либо предприятие, дело.

Интерпретация – истолкование, разъяснение смысла, значения чего-либо. В искусстве актера, режиссера – творческое прочтение художественного произведение.

Инфантильный – отсталый в развитии, сохранивший во взрослом состоянии черты характера, свойственные детскому возрасту.

Инцидент – случай, происшествие (обычно неприятного характера), недоразумение, столкновение.

Ипподром – специально оборудованный комплекс сооружений для проведения соревнований по конному спорту.

Камуфляж – способ маскировки, осуществляемой путем окраски предметов (орудий, зданий, военной формы) пятнами, полосами, затрудняющими их обнаружение.

Канделябр – большой подсвечник для нескольких свечей.

Кардинальный – существенный, главный.

Квинтэссенция – самое главное, важное, наиболее существенное. Пересмотр, отмена высшим судом решений и приговоров низших инстанций называется кассацией.

Кворум – установленное уставом количество присутствующих на заседании какого-либо органа, при котором решения этого органа являются правомочными.

Консилиум – совещание врачей для обсуждения состояния больного, уточнения диагноза.

Консолидация – объединение, сплочение отдельных лиц и групп.

Коррекция – исправление, внесение поправок.

Косноязычный – отличающийся невнятным произношением, расстройством речи.

Косный – тяготеющий к чему-либо привычному, неподвижный, отсталый.

Легальный – признанный, допускаемый законом.

Лояльный – 1) держащийся в границах законности, иногда только внешне, 2) корректно, благожелательно относящийся к кому-либо, чему-либо.

Манипулировать – 1) (устройством) – выполнять задачу с помощью движения рук, 2) демонстрировать фокусы, основанные на умении отвлечь внимание зрителей, 3) (людьми) – скрытно программировать поведение людей.

Мелодрама – жанр искусства, драма, в которой трагическое сочетается с сентиментальным, чувствительным.

Менталитет – самосознание.

Мигранты – люди перемещающиеся, переселяющиеся из одного места в другое внутри одной страны или из одной страны в другую.

Милитарист – политик, призывающий к войне, сторонник политического господства военных.

Мораторий – отсрочка исполнения каких-либо обязательств, объявляемая специальными актами государственной власти на определенный срок.

Навзничь (упасть) – вверх лицом. (Упасть) лицом вниз – ничком.

Недюжинный – необычный, выдающийся (способностями, значением и т.п.).

Некролог – статья, посвященная умершему с характеристикой его жизни и деятельности.

Низменный – подлый, бесчестный (о человеке).

Ничком (лежать) – лицом вниз. Опрокинувшись на спину, вверх лицом – навзничь..

Нонсенс – бессмыслица, нелепость.

Нувориш – человек, разбогатевший на спекуляциях, богач-выскочка.

Обструкция – род протеста, направленный на срыв собрания, заседания путем создания шума, невозможной обстановки.

Огульный – недостаточно обоснованный.

Оратор – тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром красноречия.

Паломник – странствующий богомолец.

Плато – возвышенная равнина, отделяющаяся от нижерасположенных участков крутым склоном.

Полиглот – человек, владеющий многими языками.

Послушник – (устар.) прислужник в монастыре, готовящийся стать монахом.

Постулат – исходное положение, допущение, принимаемое без доказательств. Архитектурно выделенный по фасаду главный вход большого сооружения называется портал.

Притязать – стремиться получить что-то, предъявлять свои права на что-то.

Протекция – покровительство, поддержка.

Псарня – помещение для собак.

Раритет – редкость, ценная редкая вещь. Предмет, якобы защищающий от несчастья, который носят суеверные люди, называется амулет.

Регресс – упадок, движение назад.

Референдум – всенародное голосование по какому-либо важному вопросу государственной жизни.

Ростовщик – тот, кто дает деньги в рост, в долг под большие проценты.

Скаредный – скупой.

Сноб – человек, претендующий на изысканно-утонченный вкус, манеры, особую интеллектуальность.

Тенденциозный – содержащий какую-нибудь тенденцию, предвзятую, пристрастную мысль.

Тенденция – направление развития, склонность, стремление.

Триллер – жанр киноискусства, кинофильм, вселяющий ужас в зрителей.

Утрировать – преувеличивать, искажать, подчеркиванием какой-либо стороны, черты в чем-либо.

Фаталист – человек, верящий в предопределение, судьбу.

Фиаско – неуспех, неудача, провал.

Цитадель – сильно укрепленное сооружение внутри крепостной ограды; твердыня, оплот.

Чело – лоб (традиционно-поэтическое). Традиционно-поэтическое наименование щеки – ланита.

Экспонировать – показывать какой-либо предмет в музее или на выставке. Вкладывать финансовые средства в осуществление какого-либо проекта – инвестировать.

Экспромт – небольшое стихотворение, короткая речь и т.д., созданные сразу, в момент произнесения, исполнения. Интрига, проделка, затеваемая с целью запутать кого-либо, называется каверза..

Эссе – жанр критики, публицистки, прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, нередко случайному.

Этика – философское учение о морали как одной из форм общественного сознания, система норм нравственного поведения человека. Философское учение об искусстве, система взглядов на искусство называется эстетика.

Упражнение 93.

Авантюра – приключение, рискованное дело, рассчитанное на случайный успех.

Адекватный – вполне соответствующий чему-либо, тождественный.

Амнистия – освобождение от судебного наказания, помилование.

Аномалия – отклонение от нормы.

Анонс – объявление о предстоящих спектаклях, гастролях, концертах.

Аншлаг – объявление о том, что все билеты на представление проданы.

Апелляция – обжалование постановления в высшую инстанцию.

Апологет – защитник какой-либо идеи учения.

Арбитр – судья

Аргумент – логический довод

Аренда – наем

Баланс – равновесие

Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовому или национальному признаку

Депрессия – подавленное, угнетенное состояние

Деспот – тиран.

Дефекты – недостатки

Догмат – основное положение вероучения, признаваемое непреложной истиной.

Игнорировать – намеренно не замечать.

Идентичный – такой же, одинаковый

Имидж – осознанно создаваемый образ.

Имитация – подражание кому-либо, чему-либо; воспроизведение.

Имитировать – подражать, воспроизводить с возможной точностью

Иммунитет – невосприимчивость организма к болезни

Импонировать – производить положительное впечатление, нравиться.

Импорт – ввоз товаров в страну для продажи

Импровизация – выступление с чем-либо, не подготовленным заранее

Ингредиент – составная часть какой-либо смеси

Индифферентно – равнодушно

Инкогнито – человек, выдающий себя за другого, скрывающий свое настоящее имя.

Интегрировать – объединять части в одно целое

Интуиция – чутье, проницательность

Исподволь – постепенно, понемногу.

Кардинальный – существенный, главный

Компиляция – литературная или научная работа, основанная на использовании чужих трудов, не содержащая самостоятельного исследования.

Компромисс – соглашение

Конвенция – международное соглашение, договор по какому-либо вопросу.

Конгломерат – соединение чего-либо разнородного, беспорядочная смесь.

Консолидация – объединение, сплочение отдельный лиц и групп.

Контингент – совокупность людей, образующих однородную в каком-либо отношении группу.

Конфиденциально – доверительный, секретный

Корректный – вежливый, тактичный; правильный.

Кортеж – торжественная процессия.

Котироваться – иметь ту или иную цену (оценку).

Меркантильный – торгашеский, мелочно-расчетливый

Метаморфоза – превращение.

Наперсник – лицо, пользующееся особым доверием кого-то.

Негативный – отрицательный

Никчемный – ни для чего не годный, бесполезный, плохой.

Нирвана – блаженное состояние отрешенности от жизни (в буддизме).

Оракул – человек, предрекающий будущее (ироническое).

Ординарный – обыкновенный

Ортодоксальный – неуклонно придерживающийся какого-либо учения, последовательный

Панихида – церковная служба по умершему, траурный митинг перед похоронами.

Паритет – равенство, одинаковое положение, равноправие сторон.

Партитура – нотная запись музыкального произведения для оркестра, хора

Пассивный – бездеятельный, безразличный

Патриархальность – традиционность, консервативность

Патриархальный – верный отжившей старине, старозаветный.

Плагиат – незаконная публикация чужого труда под своим именем, выдача чужого произведения за свое.

Полый – имеющий внутри пустоту.

Посягать – покушаться

Потерпеть фиаско – потерпеть поражение, сделать что-либо неудачно

Превалировать – преобладать

Превентивный – предупреждающий, предохранительный

Приоритет – первенство в каком-либо открытии, изобретении и т.д.

Прозорливый – способный предугадать, предвидеть ход каких-либо событий.

Прокламация – агитационный листок политического содержания.

Радеть (кому-либо, о ком-либо, о чем-либо) – заботиться о ком-либо, помогать кому-либо.

Радушный – гостеприимный, хлебосольный.

Регресс – упадок, движение назад.

Саботаж – скрытое противодействие, срыв работы.

Святотатство – поругание чего-нибудь заветного, оскорбление святыни.

Сепаратизм – стремление к отделению, обособлению

Симулировать – притворяться

Специфический – особенный

Стабильный – устойчивый, постоянный

Статический – неподвижный

Субъективный – свойственный только данному субъекту, личный

Суррогат – заменитель, обладающий лишь некоторыми свойствами предмета

Толерантность – терпимость

Тривиальный – обычный, стандартный, лишенный оригинальности.

ФаксИмильный – точно воспроизведенный (о рукописи, документе).

Феномен – редкое, необычное явление, исключительный в каком-либо отношении человек.

Фигуральный – образный, иносказательный.

Филантроп – благотворитель.

Филигранный – очень тщательный, требующий особого внимания к деталям.

Фланг – правая и левая сторона боевого расположения войск

Фланировать – прогуливаться, бродить без цели

Флегматик – человек, отличающийся медлительностью, спокойствием.

Хрестоматия – учебное пособие, представляющее собой сборник избранных произведений

Чинный – степенный.

Эволюция – развитие

Эксклюзивный – исключительный, наличествующий в одном экземпляре

Экспорт – вывоз товаров из страды для продажи

Экспрессия – выразительность, сила проявления чувств.

Экстраординарный – необыкновенный, чрезвычайный

Экстремальный – крайний, предельный

Экстренный – срочный, спешный

Эстетика – философское учение об искусстве, система взглядов на искусство.

Этика – философское учение о морали как одной из форм общественного сознания, система норм нравственного поведения человека.

Этнография – наука, изучающая состав, происхождение, культуру и особенности быта народов мира.

Упражнение 94.

В госпитале ветеранов Великой Отечественной войны прошел галаконцерт, посвященный празднику. (Гала-концерт – особенно праздничное, торжественное, масштабное зрелище). Пол комнаты был устелен гобеленами ручной работы. (Гобелен – стенной ковер с вытканными узорами, изображениями). Чукотка издавна считается традиционной житницей народов Севера. (Житница – богатая, хлебородная область). Мои друзья считались наиболее активными зачинщиками добрых традиций и интересных дел. (Зачинщик (неодобр.) – тот, кто подстрекает начать что-нибудь). Карикатурист нарисовал оскорбительный пасквиль на известного политика. (Пасквиль – клеветническое сочинение с оскорбительными нападками. Пасквиль можно написать, но не нарисовать). Нам предстоит решить несколько дилемм. (Дилемма – Необходимость выбора из двух (обычно нежелательных) возможностей. Решить можно проблему, но не дилемму). В душе князя Андрея накапливается противоречие к войне. (Противоречие – положение, при котором одно (высказывание, мысль, поступок) исключает другое, несовместимое с ним. Накапливаться может ненависть, но не противоречие). Перед глазами зрителей предстал актер в золоченом амплуа. (Амплуа – специализация актера на исполнении определенных ролей (злодея, простака, резонера, наивной девушки и т.д.). Завтра состоится бенефис актрисы, в котором она впервые выйдет на сцену. (Бенефис – спектакль в честь одного из его участников как выражение признания заслуг, мастерства артиста. Первый выход на сцену называется дебют).Тщетные усилия кавалера были вознаграждены: ему была назначена аудиенция. (Тщетный – бесполезный, безрезультатный). После длительного обсуждения было принято радикальное решение: оставить все как есть. (Радикальный – коренной, решительный, меняющий положение вещей). Известие привело его в минорное настроение – он готов был запрыгать от счастья. (Минорный – грустный, подавленный. Радостное, бодрое состояние человека называется мажорным). Мой друг с его пуританскими взглядами считал, что регистрация брака – это анахронизм. (Пуританские взгляды – отличающиеся строгостью, аскетизмом, нравственностью. Люди, отличающиеся подобными взглядами, естественно, не считают регистрацию брака анахронизмом – пережитком старины, устарелым взглядом или обычаем). Каменные сфинксы поддерживали величественные своды древнего сооружения. (Сфинкс – каменная фигура лежащего льва с человеческой головой. Своды сооружения поддерживают обычно кариатиды – вертикальные опоры в виде женских фигур). Шедшие впереди колонны войска арьергарда первыми достигли пункта назначения. (Арьергард – часть военных сил, предназначенная для прикрытия войск, идущая сзади войска. Впереди войска идет авангард). Тоска по родным охватила его с новой силой, и в этом состоянии эйфории он находился довольно долго. (Эйфория – благодушное, повышенно-радостное настроение). Она хорошо умела скрывать свои чувства и с посторонними была сдержанна и экспансивна. (Экспансивный – несдержанный в проявлении чувств, бурно реагирующий на все). Каждое утро на лужайке для гольфа появлялись хорошо экипированные игроки – жокеи. (Жокей – профессиональный наездник на скачках). Мой друг коллекционирует экслибрисы – миниатюрные книжные издания. (Экслибрис – книжный знак, художественно выполненная виньетка с именем владельца книги или с символическим рисунком). На Поварской улице открылся новый будуар, обставленный с удивительной роскошью. (Будуар – небольшая гостиная богатой женщины для приема наиболее близких знакомых). Марис Лиепа был выдающимся бенефисом советского балета, его танцевальные партии стали классическими. (Бенефис – спектакль в честь одного из его участников как выражение признания заслуг, мастерства артиста). Штукатур аннулировал все неровности стены. (Аннулировать – отменять, объявлять недействительным юридически). Председатель кооператива сделал анонс о предстоящем собрании жильцов. (Анонс – объявление о предстоящих спектаклях, гастролях, концертах). К подъезду подъехала тройка лошадей с крытым саквояжем. (Саквояж – вид дорожной сумки с запором). У героя неожиданно расстегнулись краги на жилете, и в зале раздался смех. (Краги – 1) накладные голенища с застежками; 2) раструбы у перчаток). Два месяца в нашем городе проходил вернисаж художника-абстракциониста. (Вернисаж – торжественное открытие художественной выставки. Вернисаж не может длиться два месяца). В мастерской вправили вмятину на борту машины. (Вправить – ввести, вставить на свое место. Вмятину нельзя вправить, можно выправить борт машины). На столе вперемежку лежали разные предметы. (Вперемежку – попеременно чередуясь, перемежаясь. Предметы лежали вперемешку – в смешанном виде, в беспорядке). Воланд изображен Булгаковым как прототип дьявола. (Прототип – первоначальный образец, преимущественно действительное лицо как источник для создания литературного образа). Мушкетеры бежали, стуча сапогами с ботфортами. (Ботфорты – высокие сапоги, имеющие твердые голенища с широкими раструбами). Создание моих гербариев стало результатом увлечения фауной родного края. (Фауна – совокупность животных той или иной территории. Совокупность всех видов растений той или иной территории называется флора). Эту аксиому еще предстоит доказать математикам. (Аксиома – исходное положение теории, принимаемое без доказательств).На крыше театра после капитального ремонта была установлена фигура цитадели. (Цитадель – сильно укрепленное сооружение внутри крепостной ограды; твердыня, оплот. Квинтэссенция улучшает вкус и аромат консервированных продуктов. (Квинтэссенция – самое главное, важное, наиболее существенное). Пренебрежение к окружающим, нескрываемый апофеоз и непомерное самолюбование отталкивали от него людей. (Апофеоз – заключительная торжественная массовая сцена спектакля, концерта; торжественное завершение события). Пусть никто не догадывается, что я стану известным человеком, но у меня есть непоколебимая и эфемерная вера в собственные возможности. (Эфемерная – призрачная, нереальная, мимолетная). Его фотогеничность проявлялась во всем: в манере пристально смотреть в глаза собеседнику, в улыбке и картинной позе. (Фотогеничность – выразительность, наличие внешних данных, благоприятных для воспроизведения на фотографии или киноэкране). Количество посетителей дискотеки непрерывно прогрессирует. (Прогрессировать – совершенствоваться, усиливаться, двигаться по пути прогресса). В некрологе коллеги поздравили юбиляра и пожелали ему здоровья и долголетия. (Некролог – статья, посвященная умершему с характеристикой его жизни и деятельности).

У него было две ахиллесовых пяты: застенчивость и необщительность. (Ахиллесова пята – слабое место. Застенчивость и необщительность – свойства характера, их нельзя рассматривать как слабое место человека). Оказия с задержанием дипломатического работника послужила причиной возникновения политического конфликта. (Оказия (разг.) – редкий, необычный случай. В данном предложении лучше использовать слово инцидент). Мои инициалы – Вера Боброва – выгравированы на часах. (Инициалы – первые буквы имени, отчества, фамилии). В моей памяти Катя – вечная идиллия красоты и женственности. (Идиллия – мирное, безмятежно-счастливое, ничем не омраченное существование (обычно ироничн.)). Аквалангист стал ластиться к рифам, стараясь оторвать причудливую ветвь кораллов. (Ластиться – ласкаться, выражать покорную ласку). Опытный дирижер умеет создать из разрозненных звуков гармонию, какофонию. (Какофония – сумбурное, хаотическое нагромождение звуков). На фабричном дворе стоит целая кавалькада коробок с продукцией. (Кавалькаде – группа всадников, едущих вместе). На уроках развития речи нас учат прокламировать стихотворения. (Прокламировать – провозглашать, объявлять. В данном предложении следует употребить глагол декламировать). Оптимистические настроения в стихотворениях поэта позволяют отнести его к декадентам. (Оптимистический – жизнерадостный,, склонный видеть во всем хорошую, светлую сторону. Декадентство – кризисные, упадочные явления в искусстве, отмеченные пессимизмом – унынием, безнадежностью, неверием в будущее). Болельщики приветствовали свою любимую одиозную футбольную команду «Буревестник». (Одиозный – неприятный, нежелательный, вызывающий к себе отрицательное отношение). Ученый выдвинул генезис, который объясняет происхождение языка. (ГЕнезис – происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления. Научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений, их причин, называется гипотезой). Она не признавала дешевых безделушек и всегда покупала только золотую и серебряную бижутерию. (Бижутерия – женские украшения, сделанные не из камней и драгоценных металлов). Едва сдерживая раздражение, он сделал рукой прощальный реверанс и быстро удалился. (Реверанс – глубокий женский поклон с приседанием). Все детали предстоящей поездки мы обсуждали сообща, и Петр участвовал в сборах с энтузиазмом завзятого флегматика. (Флегматик – человек, отличающийся медлительностью, спокойствием). По сообщениям газет, во время концерта неожиданно упала фрамуга, висевшая под потолком зрительного зала. (Фрамуга – верхняя (обычно открывающаяся) часть оконного переплета или двери). Для расчистки площадки была собрана мощная строительная техника: бульдозеры, эскалаторы, камазы. (Эскалатор – наклонный конвейер в виде лестницы с непрерывно движущимися ступенями. В данном предложении следует использовать слово экскаватор – погрузочная машина с ковшом). Первые отблески зари, зияющие на фоне еще темного неба, вдохновили художника. (Отблеск – сияние отраженного света. В данном предложении следует использовать слово проблеск – внезапно показывающийся свет, слабое проявление света). Лебедев много лет проработал в разведке, долгое время был референтом нашей страны в Латинской Америке. (Референт – должностное лицо, являющееся консультантом по определенным вопросам. В данном предложении следует использовать слово резидент – тайный уполномоченный разведки). Речь премьер-министра отличалась яркостью, глубиной и банальностью. (Банальность – отсутствие оригинальности, избитость). В руках искусного скорняка гончарный круг крутился, как по мановению волшебной палочки. (Скорняк – мастер по выделке мехов из шкур животных). Фривольное толкование закона является необходимым условием судопроизводства. (Фривольный – легкомысленный, малопристойный). Что и говорить, ситуация требует сопоставления разных точек зрения и истинно догматического подхода. (Догматический – не допускающий возражений, категорический). Еретик, как главное духовное лицо в епархии, был приглашен на обед к губернатору. (Еретик – человек, отклоняющийся от догматов господствующей религии). Андрей слыл респектабельным человеком, у которого вечно до зарплаты не оставалось денег даже на трамвай. (Респектабельный – почтенный, достойный, состоятельный). В школах необходимо постоянно дискредитировать здоровый образ жизни. (Дискредитировать – подрывать к чему-либо доверие, умалять чей-либо авторитет). На крыльцо почты вышел кряжистый старик в телогрейке, худощавый, с осунувшимся лицом. (Кряжистый – крепкий, плотный).

Упражнение 95.

Книжные слова: взирать, взметнуть, очи, зиждиться, вовне, гордыня, отринуть, вперить взгляд, дерзать, воздвигнуть, тщетно, низринуть, воистину, благоговеть.

Разговорные слова: глянуть, дуралей, хихикать, зариться, жеманиться, скукожиться, прихорашиваться, церемониться.

Просторечные слова и формы: совремённый, ложит, рожа, покласть, моргалы, жрать, слямзить, офицерá, ржать (смеяться), залазить, едь.

Упражнение 96.

Термины: алиби, электрод, вектор, экосистема, биосфера, популяция, фонема, косинус, интеграл, морфема, диалектизм, идеализм, интерференция, аппликатура, анабиоз.

Профессионализмы: зависнуть (о компьютере), отпринтовать (сделать копию на принтере), отксерить (сделать копию на ксероксе), салага (молодой неопытный моряк), подвал (нижняя часть газетной страницы), ляп (опечатка).

Диалектизмы: державка (приспособление для того, чтобы носить кувшин), баскóй (красивый), крали (бусы), пахать (подметать), водни (оводы), бардадын (бездельник), кочет (петух), майдан (площадь), рогач (приспособление для того, чтобы доставать посуду из печки), безурить (шалить, баловаться), драчены (картофельные блины), панева (женская одежда).

Жаргонизмы: сидюк (CD-ROM; слово из компьютерного жаргона), звуковуха (звуковая плата; слово из компьютерного жаргона), винт (винчестер; слово из компьютерного жаргона), капуста (деньги), грузить (обременять ненужной информацией), клеиться (ухаживать), заколебать (надоесть), шнурки (родители), наезжать (обижать), глючить (работать с неполадками), отвалить (оставить в покое), баксы, клево, банан (оценка «2»).

Упражнение 97.

Устойчивые, воспроизводимые сочетания слов называют фразеологизмами. Среди устойчивых сочетаний слов выделяют крылатые слова, имеющие своим источником произведения художественной литературы, античную мифологию, Библию. Среди приведенных в упражнении фразеологизмов к крылатым словам относятся следующие выражения: между Сциллой и Харибдой, узы Гименея, сизифов труд, глас вопиющего в пустыне, прокрустово ложе, алчущие и жаждущие, ахиллесова пята, избиение младенцев, терновый венец, гордиев узел.

Упражнение 98.

Устаревшие слова (историзмы): синод, гость (в значении приезжий торговец, купец), смерд, армяк, конка, ликбез, острог, палица, женотдел, боярин, экипаж, рабфак, стрельцы, князь, престолонаследник, канделябр, ночлежка, дьяк, приют, скипетр и держава, аршин.

Устаревшие слова (архаизмы): ланиты, владычица, десница, вотще, чело, узреть, отрок, выя, зерцало, живот (в значении жизнь), зеницы, иноземец, понеже, отверзнуть, фортуна, стезя, денница, перст, лик, лицедей (актер), язык (народ).

Новые слова (неологизмы): челнок (космический корабль), прайс-лист, кейс, имиджмейкер, , ди-джей, файл, видеодвойка, припарковываться, видеоклип, виндсерфинг, металлист (член неформальной молодежной группы), панк, пиццерия, спонсор, рэкетир, слайд, телемост, ток-шоу, универсам, байкер.

Упражнение 99.


Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 1619 | Нарушение авторских прав


Читайте в этой же книге: В качестве синонимов в тексте употреблены слова | В качестве синонимов в тексте употреблены слова | Закончите предложение. По времени употребления слова бывают | З. Каковы отношения между частями сложного предложениями 13? | Закончите предложение. | Орфография | Пунктуация 1 страница | Пунктуация 2 страница | Пунктуация 3 страница | Пунктуация 4 страница |


mybiblioteka.su — 2015-2023 год. (0.074 сек.)

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

№ задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Вариант 1. В Б, Г В, Г Б А, В, Г А, В, Г А, Б А, В, Г Б, В
Вариант 2. А Б, В Б, В В Б, В Б, Г, Д Б, Г А, Б, В Б, В
Вариант 3. Б А, Г А, Г Б Б, В, Г А, Б, В В, Г А, В, Г А, Б
Вариант 4. А А, Г В, Г В А, Б, В А, Г, Д В, Г А, В, Г А, Г
Вариант 5. А В, Г Б, В А А, В, Г А, Б, Г Б, Г Б, В, Г А, Б, Г
Вариант 6. Б А, В Б, Г А, Г Б, Г А, Б, Г А, В Б, В, Г А, В, Г
Вариант 7. В Б, Г В, Г В, Г А, В, Г А, Г, Д А, В А, В, Г Б, В, Г
Вариант 8. Б Б, В А, Б А А, Б,В Б, В,Д Б, В А, В Г А,Г
Вариант 9. В Б, В Б, Г Б Б, В Б, Г,Д А, В А, Б,В А, Г
Вариант 10. Г А, Г Б, Г В, Г А, В,Г А, Б,Г Б, В А, Б,В А, В

Вариант 1

Инструкция для студентов

Тест состоит из 15 заданий, на выполнение которых отводится 1.30. В каждом задании 1-2 и более правильных ответа. Номера правильных ответов обведите кружочком.

1.Буква и пишется в слове

1) непр…ходящие (ценности)

2) на ц…почках

3) ауд…енция

4) сестриц…н

5) пр…клонить (колена)

6) без…дейный

7) сверх…интересный
2.Согласная буква пропущена в слове

1) страс…ный

2) ужасн…ный

3) апел…яция

4) безветрн…ый

5) драм…а

6) берестян…ой

7) болезнен…ый
3.Не пишется слитно в слове

1) (не)избежный

2) (не)мигая

3) (не)произнесенный (вслух)

4) (не)жаль

5) (не)склонен

6) (не)подвижно

7) (не)доумевать
4.Запятая ставится в предложении

1) Он не ответил ни да ни нет.

2) В ворота гостиницы губернского города въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка.

3) Радостно смотрели мы на порхающие в воздухе белые пушистые снежинки.

4) Соловей допел свои последние песни да и другие певчие птицы почти все перестали петь.

5) Казаки разъехались не договорившись ни о чем.
5.Двоеточие на месте пропуска ставится в предложении

1) В вестибюле, в коридорах, в кабинетах всюду толпились люди.

2) Бричка бежит, а Егорушка видит одно и то же небо, равнину, холмы.

3) Науку надо любить у людей нет силы более мощной и победоносной.

4) Ехал в деревню поля колосились.

5) Он уверял, что их ждет суд истории суд неизбежный и беспощадный.
6.Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении

1) Князь Андрей понимает, что нашел девушку, не успевшую еще втереться в общество.

2) В деле повышения производства мы используем новые альтернативы.

3) Ярким шрифтом на переднем плане картины изображена девочка

4) В озере отражались прибрежные деревья и кустарники, камыши и облака.

5) Перебраться через реку нам удалось на джонке.
7.Лексическая избыточность наблюдается в предложении

1) А.П. Чехов говорил, что «краткость – сестра таланта».

2) Всадники уже приближались ближе к деревне.

3) Родителям не импонирует моя манера одеваться, и мы часто дебатируем по этому поводу.

4) Хочется особо отметить дуэт двух тромбонов.

5) Он смотрел из окна на проносящуюся мимо кавалькаду скал, деревьев, кустов.
8.Нормы лексической сочетаемости нарушены в предложении
1) Фирма традиционно изготавливает ювелирные приборы, но может выполнить и другую продукцию.

2) С тихим шумом лопались почки, гудели ранние пчелы.

3) Эти недостатки нам надо решать вместе.

4) Смотрите нашу передачу по будним дням и в субботу в 19.30.

5) В актовом зале школы царило предпраздничное оживление.
9.Ошибки в определении рода имён существительных допущены в словосочетании

1) белый рояль

2) больной мозоль

3) новая шампунь

4) черный гуашь

5) серая моль
10.Существительным женского рода является слово

1) кимоно

2) Тбилиси

3) кольраби

4) маэстро

5) Миссисипи
11.Форма множественного числа именительного падежа образована правильно в существительном

1) бухгалтера

2)сторожа

3) ректоры

4) торты

5) инспекторы
12.Ошибка в образовании форм степеней сравнения допущена в предложении

1) Он способнее и умнее меня.

2) Мой брат более старше меня.

3) Но царевна всех милее, всех румяней и белее.

4) Вспоминаю самый удивительный и прекрасный из всех дней.
13.Ошибка в образовании падежных форм составных числительных допущена в предложении

1) Школьная библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя книгами.

2) В двух тысяч третьем году я поступила в институт.

3) Книга снабжена тремястами пятьюдесятью иллюстрациями.

4) От шестнадцати тысяч пятиста семидесяти отнять одиннадцать тысяч семьдесят пять.

14.Согласование между подлежащим и сказуемым нарушено в предложении

1) Печать, в частности местная газета, уделяют много внимания вопросам культуры.

2) Двое учеников подошло к экзаменатору.

3) Пробило десять часов.

4) Позади щелкнули два выстрела.

5) Получена тысяча книг для школьной библиотеки.
15.Ударение неправильно поставлено в слове

1) газопрóвод

2) дóговор

3) ходáтайствовать

4) каталóг

5)квартáл

6) позвóнит

7) новорóжденный

Вариант 2

Инструкция для студентов

Тест состоит из 15 заданий, на выполнение которых отводится 1.30. В каждом задании может быть 1, 2 и более правильных ответа. Номера правильных ответов отметьте цифрой под соответствующим заданием
1.Буква е пишется в слове

1) расст…лать

2) подстрел…нная (утка)

3) пр…бывать (в городе)

4) пр…в…легия

5) стел…т

6) (деревья в легком) ине…

7) жемчуж…нка
2.Согласная буква пропущена в слове

1) им…итация

2) сур…огат

3) объез…чик

4) незван…ые (гости)

5) варен…ик

6) зажарен…ая (утка)

7) крашен…ый (масляной краской пол)
3.Не пишется раздельно в словосочетании

1) нисколько (не)радостное событие

2) урожай (не)собран

3) (не)прекращающийся ни на миг дождь

4) (не)разгаданные тайны
5) весьма (не)осторожный поступок

6) (не)думая о завтрашнем дне

7) (не)доварить картофель
4.Запятая на месте пропуска не ставится в предложении

1) После вчерашнего дня он был утомлен и вял_ и говорил неохотно.

2) Жили Артамоновы_ни с кем не знакомясь.

3) Я навек за туманы и росы полюбил у березки стан_и её золотистые косы, и холщовый ее сарафан.

4) Только иногда мелькнёт берёзка_или мрачной тенью встанет перед тобой ель.

5) Утомленные трудными сборами и насыщенными проводами_участники экспедиции отсыпались и почти не выходили из кают.
5.Тире на месте пропуска ставится в предложении

1) Он_порча, он_чума, он_язва здешних мест.

2) Добро_не слякоть и не святость, не отпущение грехов.

3) Получить диплом с отличием в таком труднодоступном заведении, как Королевский колледж,_большая редкость.

4) Всё это: и почки, и мох, и стылые озёра, и горбатые скелеты лиственниц, склонившихся в последнем поклоне,_делает картину суровой.

5) Ветер подул с гор_будет дождь.
6.Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении
1) В музейной экспозиции представлена амуниция русских солдат: ранцы, патронные сумки и т.п.

2) Мизантроп, несмотря ни на что, продолжал питать любовь ко всему человечеству.

3) Космополит – это человек, увлекающийся всем, что связано с космосом.

4) Пол комнаты был устелен старинными гобеленами ручной работы.

5) Антураж гостиной соответствовал духу роскоши, царившему во всем доме.
7.Лексическая избыточность наблюдается в предложении

1) Это был первый дебют начинающего актера.

2) Медведя выводили во двор и подкатывали к нему пустую порожнюю бочку.

3) Сверх плана в истекшем квартале было сдано много сверхплановой продукции.

4) Избиратели выдвинули кандидатуру самого достойного человека.

5) Наша деятельность направлена на развитие общения и коммуникации.
8.Нормы лексической сочетаемости нарушены в словосочетании

1) кануть в историю

2) одержать успехи

3) поднять тост

4) оказать вред

5) совершить нападение
9.Ошибки в определении рода имён существительных допущены в словосочетании

1) большая мозоль

2) правая туфля

3) покрыть крышу толем

4) красивая тюль

5) белая лебедь
10.Существительным мужского рода является слово

1) хинди

2) бра

3) пенальти

4) шоссе

5) рантье
11.Форма множественного числа родительного падежа образована правильно в существительном

1) туфлей

2) килограмм

3) блюдцев

4) болгар

5) чулок
12.Ошибка в образовании форм степеней сравнения допущена в предложении

1) Он находчивее и сообразительнее меня.

2) Эта книга менее интереснее предыдущей.

3) На вечере она была самой красивой.

4) Он познакомился с самой прекраснейшей девушкой.
13.Ошибка в образовании падежных форм составных числительных допущена в предложении

1) Поезд прибыл с двести шестьюдесятью пятью пассажирами.

2) Этот переход составил около четыреста шестьдесят пяти километров.

3) От восьми тысяч семьсот пятьдесят трех отнимите четыре тысячи пятьсот восемьдесят семь.

4) Теплоход с тремястами восьмьюдесятью восьмью экскурсантами отправился в очередной рейс.
14.Нормы управления нарушены в словосочетании

1) верность к мужу

2) тема о счастье народа

3) контролировать за ходом лечения

4) скучать по матери

5) предостеречь от опасности
15.Ударение неправильно поставлено в слове

1) принудúть

2) отчáсти

3) бáловать

4) углубúть

5) черпáть

6) катáлог

7)икóнопись
Вариант 3

Инструкция для студентов

Тест состоит из 15 заданий, на выполнение которых отводится 1.30. В каждом задании может быть 1, 2 и более правильных ответа. Номера правильных ответов отметьте цифрой под номером соответствующего задания.
1.Буква а пишется в слове

1) произр…стать

2) упр…стить

3) ур…вновесить

4) пор…сль

5) к…нсилиум

6) в…девиль

7) б…дминтон
2.Согласная буква пропущена в слове

1) аб…ат

2) благос…ный

3) безыскус…ный

4) им…итация

5) бесчу…ствие

6) гал…юцинация

7) безынтерес…ный
3.Ни пишется в предложении

1) Он не пролил н… слезинки

2) Как тут было н… восхититься замечательным уловом!

3) Он не мог н… услышать этот отчаянный призыв.

4) Сколько н… говори ему об этом, он только отмахивается.

5) Н… ему нужно было выполнить это поручение.
4.Второстепенный член предложения необходимо обособить в предложении

1) Озаренная солнцем комната была оклеена веселенькими обоями.

2) Звуки колоколов сливаясь в одну протяжную песнь неслись над землей.

3) Освещенный красноватым жерлом печки он казался бронзовым.

4) Печник волосатый пожилой мужик больше всего на свете полюбил водку и песни.

5) Ухмыляясь Кондрат Семенович присел на кровать.
5.Тире на месте пропуска ставится в предложении

1) Друг, достигший власти,_ потерянный друг.

2) Все это: жизнь, быт, служебное положение, отсутствие средств к существованию_навалилось на них, мешая жить.

3) В зеркале отражается тело, в глазах_душа.

4) Сады_есть обязательная принадлежность античных лицеев и академии начиная со времен Платона и Аристотеля.
6.Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении

1) В редакции не приняли его рукопись, сославшись на то, что она скрупулезна.

2) Здоровые амбиции и высокая оценка своих возможностей не вредят молодому человеку.

3) Егор писал стихи и отсылал их в издательства с маниакальным упорством.

4) У начальника нашего характер не сахар, однако благодаря своей одержимости он снискал уважение подчиненных.

5) Люди со скабрезными лицами собрались на траурной церемонии.
7.Лексическая избыточность наблюдается в предложении

1) Лучше всего мне удается салат из баклажанов, печеная свекла с грецкими орехами и майонезом и салат из помидоров с острым сыром и оливками.

2) Я бегом побежала к своей подруге.

3) Газета провела опрос среди шестисот руководителей предприятий среднего и малого бизнеса.

4) Для выполнения столь крупного заказа нам придется прибегнуть к помощи и сотрудничеству с другими предприятиями.

5) Многие участники конгресса приехали из самых отдаленных районов.
8.Нормы лексической сочетаемости нарушены в словосочетании

1) прочитать доклад

2) ошпарить водой

3) тосковать по семье

4) провозгласить тост

5) оказать вред
9.Ошибки в определении рода имён существительных допущены в словосочетании

1) железнодорожная рельса

2) французский шампунь

3) большой мозоль

4) заказной бандероль

5) лакированный туфель
10.Существительным среднего рода является слово

1) пони

2) кашне

3) рантье

4) желе

5) импресарио
11.Форма множественного числа родительного падежа образована правильно в существительном

1) вафель

2) кочерег

3) сапогов

4) носков

5) чулков
12.Ошибка в образовании форм степеней сравнения допущена в предложении

1) Он оказался в более лучшем положении.

2) Мы столкнулись с наисложнейшей проблемой.

3) Покорена высочайшая вершина мира.

4) С того дня Варя стала еще повеселее.
13.Ошибка в образовании падежных форм составных числительных допущена в предложении

1) Расстояние измеряется восемью тысячами семистами шестьюдесятью девятью километрами.

2) Сбор дошёл до двух тысяч триста семьдесят пять ливров.

3) Библиотека пополнилась девятьюстами семьюдесятью шестью книгами.

4) Теперь уже понятно, что можно было обойтись и двумя тысячи рублями.
14.Деепричастие и деепричастный оборот употреблены неправильно в предложении

1) Возвращаясь домой, шел дождь.

2) Глядя на эту ветку сирени, мне вспомнилось.

3) Создавая ценности, человек обновляет себя.

4) Когда, опомнившись, он вернулся извиниться, дверь уже была заперта.

5) Исходя из данной ситуации, трудно что-либо планировать.
15.Ударение неправильно поставлено в слове

1) звóнит

2) тóрты

3) хвóя

4) докраснá

5) откупóрить

6) диспáнсер

7) безýдержный
Задания для самостоятельной работы студентов

1. Составление тематического словаря «История» на различные правила орфографии (индивидуальное задание каждому студенту).

2. Написание диктанта, а также орфографический и пунктуационный анализ текста диктанта.

3. Тестирование.

4. Составление текстов сочинений-рассуждений с соблюдением всех норм: морфологических, синтаксических, лексических. Раскрывая смысл заданного вопроса, выскажите аргументы «за» и «против», обоснуйте свою позицию.
Темы сочинений-рассуждений.
1. Брань — характерная, отличительная черта русского народа?
2. Преимущества и недостатки использования материалов Интернета для написания курсовых и дипломных работ.

3. Платное обучение – прогресс или регресс российского образования?

4. Наш факультет — лучший в академии!

5. Хорошо быть вечно молодым?

6. Компьютерные игры- занятия для дураков?

7. Через 100 лет жизнь на Земле будет невообразимо прекрасна?

8. «Я одну мечту таю: Родину воспеть мою» (Салават Юлаев) (рассуждение о том, как бы вы могли прославить («воспеть») свою Родину, что хотели бы вы для нее сделать).

9. Отличники- самые счастливые люди?

10. Хорошо жить в большом городе?

11. Победителей не судят?

12. Главное не победить, а участвовать?

13. «Кровь его- завет живым» (Ш. Бабич) (размышление о значении героической судьбы Салавата Юлаева для современных поколений)
5. Написание реферата.

Темы рефератов

1. Новые явления в русском языке 1997-2007гг.

2. Жанры-побуждения: приказ, служебное распоряжение, инструкция, заявление, запрос, жалоба (рекламация), рекомендация, способы выражения побуждения в современном русском языке.

3. Жанры-ретроспекции: отчет, обзор, языковые средства и специальные приемы жанров-ретроспекций.

4. Жанры-полилоги: собрание, совещание, переговоры, интервью, языковые средства и специальные приемы жанров-полилогов.

5. Жанры-описания: описание человека, предмета, пространства (пейзаж, интерьер), языковые средства и специальные приемы жанров-описаний.

6. Повествовательные жанры: пересказ, комментарий динамического видеоряда, рассказ, рассказ-рекомендация (покупка квартиры, изучение иностранного языка и т.п.), автобиография, языковые средства и специальные приемы повествовательных жанров.

7. Рекламные жанры: презентация, реклама, языковые средства и специальные приемы создания рекламных жанров.

8. Культура речи и эффективность общения.

9. Современная городская коммуникация.

10. Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач.

11. Язык коммерческой и политической рекламы.

12. Этические нормы речевой культуры (речевой этикет).

13. Понятие об ораторском искусстве, оратор и его аудитория.

14. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, основные приемы поиска материала, начало, завершение и развертывание речи.

15. Новые тенденции в практике русского делового письма, особенности русской и зарубежной школ делового письма.

16.Культура речевого поведения, требования к речи учителя, правила речевого общения.

17. Неречевое поведение: мимика, жесты.

18. Тексты с различными видами связей (тексты с цепными связями, тексты с параллельными связями, тексты с присоединительными связями).

19. Язык и речь, важнейшие свойства речи, лингвистика речи и лингвистика текста.

20. Происхождение русского языка.

  1. Методические указания при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык и культура речи»

При изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» рекомендуется использовать:

  • учебники и учебные пособия, указанные в списке рекомендуемой литературы;
  • словари

Последовательность самостоятельной работы студента.

1. При самостоятельном изучении материала внимательно ознакомьтесь с тематическим планом рабочей программой дисциплины.

2. Затем приступайте к работе с учебниками и учебными пособиями.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Поиск сервера расчетной палаты microsoft ошибка
  • Пол коллинз даже не ошибка скачать
  • Поиск пиров ошибка торрент
  • Покупка роналду ошибка
  • Поиск ошибок системы win 10