Политика проб и ошибок

Директивная политика.

Суть ее сводится к тому, что нововведения проводятся  менеджером без привлечения членов коллектива. Целью такой политики являются быстрые изменения в условиях кризисной ситуации, и члены коллектива вынуждены будут смириться с изменениями в силу их неизбежности.

Политика переговоров.

Менеджер является инициатором нововведения; он проводит переговоры с коллективом, при которых возможны частичные уступки и взаимные соглашения. Члены коллектива могут высказать свое мнение и понимание сути нововведений.

Политика достижения общих целей.

Суть ее состоит в том, что менеджеры, привлекая консультантов – специалистов в области менеджмента, не только получают согласие коллектива на внедрение нововведений, но и ставят перед каждым членом организации цели внедрения нововведения, определяя их ответственность за достижение целей, как личных: так и всей организации.

Аналитическая политика.

Менеджер привлекает специалистов-экспертов, которые изучают проблему, собирают информацию, анализируют ее и разрабатывают оптимальные решения, не привлекая коллектив работников и не учитывая их личные проблемы.

Политика проб и ошибок.

Менеджер не может определить проблему достаточно четко. К внедрению нововведений привлекаются группы работников, которые пробуют подходы к решению проблемы и учатся на своих ошибках.

Технология
управления изменениями

– это совокупность средств, процессов,
операций и методов достижения цели.
Осуществление изменений представляет
собой сложный комплекс процессов
и процедур, направленных на внедрение
и проведение перемен в организации.
Когда мы говорим о процессе
осуществления изменений, мы должны
помнить, что:

  • это,
    прежде всего, длительный процесс,
    который занимает достаточно много
    времени на подготовку к проведению
    изменений, непосредственное внедрение
    и контроль после осуществления
    перемен;

  • важной частью
    этого процесса является выбор
    альтернативы, от которой зависит
    будущее организации;

  • этот системный
    процесс, который затрагивает всю
    организацию;

  • необходимо
    учитывать, что многие проблемы, с которыми
    приходится сталкиваться в процессе
    осуществления изменений, обладают
    высокой неопределенностью;

  • процесс затрагивает
    интересы многих людей, поэтому необходимо
    уделять особое внимание человеческому
    фактору при реализации и внедрении
    изменений в компании;

  • это переходный
    процесс от одного к другому устойчивому
    состоянию функционирования организационной
    системы управления.

Основу технологии
управления изменениями составляет
выбранная для ее проведения политика
изменений. Под политикой изменения
понимают тот или иной подход, выбранный
для проведения изменений в зависимости
от выше представленных обстоятельств.

Все разнообразие
политик изменений можно объединить
в пять групп (табл. 13.1).

Таблица 13.1.

Группы
политик изменений

Политика

Сущность

Назначение

Директивная
стратегия

Нововведения проводятся менеджером
без привлечения членов коллектива

Для проведения быстрых изменений в
кризисных ситуациях

Политика
переговоров

Руководитель является инициатором
изменений, однако проводит переговоры
с коллективом. Возможен вариант
частичных уступок и соглашений

Для предупреждения сопротивления
коллектива предлагаемым изменениям

Политика достижения
общих целей

Руководитель привлекает к разработке
изменений членов организации, определяет
их роль и ответственность за достижение
целей. Возможно привлечение внешних
консультантов.

Для предупреждения сопротивлений
коллектива, повышения эмерджентности
и синергетичности внедрения нововведений

Аналитическая
политика

Основана на четком определении
проблемы;

сборе, изучении
информации, использовании экспертов

Для масштабных проектов, например:

  • по
    реструктуризации;

  • по реинжинирингу;

  • по новым
    информационным системам

Политика проб и
ошибок

Руководитель не может достаточно
четко определить проблему. К проведению
изменений привлекаются группы
работников, которые пробуют подходы
к решению проблемы и учатся на своих
ошибках

Для решения не ординарных задач в
условиях высокого уровня неопределенности

При применении
директивной политики

руководитель осуществляет изменения,
мало привлекая других сотрудников.
Целью директивных политик часто является
осуществление изменений, которые должны
быть проведены в сжатые сроки. Эта
политика требует наличие у руководителя
широких полномочий, развитых лидерских
качеств, нацеленности на задачу,
наличия полноты информации и возможностей
преодолевать и подавлять сопротивление
изменениям. Применение директивных
политик наиболее целесообразно в
кризисных условиях хозяйствования,
когда проводимые перемены ущемляют
интересы многих сотрудников. Она
позволяет обеспечить централизацию и
оперативность управления, подчинить
деятельность коллектива воле руководителя
организации. Используя эту политику
управления изменениями, руководитель
должен помнить, что она порождает угрозу
скрытого сопротивления переменам,
снижает производственную активность
сотрудников, способствует снижению
стабильности персонала, то есть текучести
кадров.

Применяя политику,
основанную на переговорах
,
руководитель по-прежнему является
инициатором изменения, однако появляется
необходимость проведения переговоров,
пойти на необходимые уступки. На ее
осуществление требуется больше времени,
чем при директивной политике. Она
позволяет достичь компромисса в
противоречиях, выработать решения с
учетом мнений оппонентов и тем самым
обеспечить их причастность к разработке
направлений развития организации, а
главное – повысить активность сотрудников
по реализации совместно принятых
решений.

При использовании
руководителем политики достижения
общих целей

делается попытка не только заручиться
согласием служащих на какие-то
изменения, но и добиться формирования
у них ответственности за достижение
общих целей организации. Эта политика
является основой партисипативного
управления. Наибольшее использование
она находит в зрелых организациях,
отличающихся стабильным коллективом,
развитой организационной культурой,
успешным решением хозяйственных задач.

Аналитические
политики

предусматривают для изучения проблем
использование экспертов. В качестве
экспертов привлекаются либо наиболее
компетентные сотрудники организации,
либо прибегают к помощи сторонних
специалистов. Эта политика применяется,
как правило, при проведении радикальных
изменений, требующих использования
широкого арсенала как формализованных,
так и неформальных методов исследования
рынка и состояния хозяйственной
деятельности организации. Примером
таких изменений является реструктуризация
бизнеса компании.

На выбор политики
изменений оказывают влияние следующие
факторы:

  1. Темп
    и сроки осуществления изменений.

  2. Цели
    и задачи планируемых перемен.

  3. Обеспеченность
    проведения перемен материальными,
    финансовыми, методическими, информационными
    и правовыми ресурсами.

  4. Степень
    и вид ожидаемого сопротивления.

  5. Наличие
    полномочий у инициатора изменений.

  6. Профессиональная
    компетентность руководителей в
    управлении изменениями.

  7. Готовность
    работников организации к переменам и
    наличие у них способностей в осуществлении
    этих перемен.

Существует несколько
организационных методов реализации
политики изменений. К основным из них
относятся:

    • метод
      индивидуальных проектов;

    • метод
      организации целевых и рабочих групп;

    • эксперимент;

    • метод
      показательные проектов;

    • создание
      новых организационных подразделений.

Специальные
индивидуальные проекты и задания
являются очень популярной методом
проведения изменений. Лицу или
подразделению в пределах существующей
структуры дается специальное задание
временного характера. Ему могут выделить
для этого какие-либо дополнительные
ресурсы, но в основном он должен
пользоваться тем, что уже есть
в существующей структуре. Для
мобилизации ресурсов и принятия
решений, которые выходят за пределы
его компетентности, исполнитель проекта
должен обратиться к руководителю,
который его назначил для выполнения
проекта.

Целевые и рабочие
группы применяют либо на одном этапе
процесса (например, планировании), либо
на протяжении всего процесса управления
изменениями. Во втором случае группе
делегируются полномочия по планированию
и выполнению изменения.

Использование
эксперимента позволяет проверить
обоснованность и результативность
намечаемых перемен.

Показательные
проекты используют для того, чтобы
проверить, эффективна ли новая схема,
включающая значительные технологические,
организационные или социальные изменения
и, как правило, требующая крупных
финансовых затрат, или же, прежде чем
вводить ее в большем масштабе,
необходима ее корректировка. Соответствующим
образом подготовленный и контролируемый
показательный проект обычно позволяет
свести к минимуму риск, связанный
с введением перемен.

Новые организационные
подразделения создаются, если руководство
решило продолжать изменения и постановило,
что нужно привлечь к их продолжению
соответствующие ресурсы и средства.

Правильному выбору
варианта способствует знание руководителем
основных характеристик и особенностей
использования этих специалистов (табл.
13.2).

Таблица 13.2.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Человечество берет свое начало несколько тысяч лет назад. И на протяжении всего этого времени оно неустанно развивается. Причин на это было всегда много, но без изобретательности человека это просто не представлялось бы возможным. Метод проб и ошибок был и является в настоящее время одним из основных.

метод проб и ошибок

Описание способа

Четко зафиксированного в исторических документах применения данного метода мало. Но, несмотря на это, он заслуживает особого внимания.

Метод проб и ошибок – это способ, при котором решение задачи достигается подбором вариантов до тех пор, пока результат не станет правильным (например, в математике) или приемлемым (при изобретении новых методов в науке).

Человечество всегда пользовалось данным методом. Ориентировочно век назад психологи пытались найти общее между людьми, которые использовали данный способ познания. И им это удалось. Человек, который ищет ответ на поставленную задачу, вынужден подбирать варианты, ставить эксперименты и смотреть на результат. Это продолжается до тех пор, пока не приходит озарение по данному вопросу. Экспериментатор выходит на новую ступень мышления в данном вопросе.

Метод в мировой истории

Одним из самых известных людей, кто применял данный способ, был Эдисон. Все знают его историю изобретения лампочки. Он экспериментировал до тех пор, пока не получилось. Но Эдисон усовершенствовал данный метод. При поиске решения он разделял задачи между людьми, которые работали на него. Соответственно материала по теме получалось намного больше, чем при работе одного человека. И на основании полученных данных метод проб и ошибок имел большой успех в деятельности Эдисона. Благодаря этому человеку появились исследовательские институты, которые применяют, в том числе, и этот метод.

метод проб и ошибок в математике

Степени трудности

У данного метода есть несколько уровней сложности. Они были так разделены для лучшего усвоения. Задача первого уровня считается легкой, и на поиск ее решения затрачивается немного сил. Но и вариантов ответов она имеет не так много. С повышением степени трудности растет и сложность поставленной задачи. Метод проб и ошибок 5 класса – самый труднорешаемый и затратный по времени.

Необходимо учитывать, что при возрастании уровня сложности растет и объем знаний, которыми обладает человек. Чтобы лучше понимать, о чем идет речь, рассмотрим технику. Первый и второй уровни позволяют изобретателям ее усовершенствовать. На последней ступени сложности создается совершенно новый продукт.

Например, известен случай, когда молодые люди темой дипломной работы взяли труднорешаемую задачу из аэронавигации. Студенты не обладали такими же знаниями, как многие ученые, которые работали в данной области, но благодаря широкому спектру знаний ребят у них получилось найти ответ. И причем область решения оказалась в самом далеком от науки кондитерском деле. Казалось бы, что это невозможно, но это факт. Молодым людям было даже выдано авторское свидетельство на их изобретение.

Преимущества метода

Первым достоинством можно по праву считать творческий подход. Задачи методом проб и ошибок решаемые позволяют задействовать оба полушария головного мозга для поиска ответа.

Стоит привести в пример, как строились лодки. Раскопки показывают, как на протяжении столетий деталь за деталью менялась форма. Исследователи постоянно пробовали что-то новое. Если лодка тонула, то эту форму вычеркивали, если оставалась держаться на воде, то принимали это к сведению. Таким образом, в итоге было найдено компромиссное решение.

Если поставленная задача не слишком сложная, то данный метод занимает немного времени. У некоторых возникающих проблем может быть десять вариантов, один или два из которых окажутся правильными. Но если рассматривать, например, робототехнику, то в данном случае без применения других методов исследования могут затянуться на десятки лет и принесут миллионы вариантов.

Разделение задач на несколько уровней позволяет оценить, насколько быстрым и возможным представляется поиск решения. Это сокращает время для принятия решения. И при сложных задачах можно использовать метод проб и ошибок параллельно с другими.

решение задач методом проб и ошибок

Недостатки метода

С развитием технологий и науки данный метод начал терять свою популярность.

В некоторых областях просто нерационально создавать тысячи образцов, чтобы менять по одному элементу. Поэтому зачастую теперь используют другие методы, основанные на конкретных знаниях. Для этого стали изучаться природа вещей, взаимодействие элементов друг с другом. Стали использоваться математические расчеты, научные обоснования, эксперименты и опыт прошлого.

Метод проб и ошибок все так же отлично используется в творчестве. Но строить автомобиль таким способом уже кажется глупым и неактуальным. Поэтому теперь, при нынешнем уровне развития цивилизации, нужно в точных науках по большей части использовать другие методы.

Часто при рассматриваемом способе задача может описывать много совершенно незначительных вещей и не учитывать априори важные вещи. Например, изобретатель пенициллина (антибиотик) утверждал, что при правильном подходе лекарство могли изобрести лет на двадцать раньше его. Это поспособствовало бы спасению огромного количества жизней.

При сложных задачах часто бывают ситуации, когда сам вопрос лежит в одной области знаний, а его решение — совершенно в другой.

Не всегда исследователь уверен, что ответ вообще будет найден.

Автор метода проб и ошибок

Кто конкретно изобрел это способ познания, мы никогда не узнаем. Точнее мы знаем, что это явно был изобретательный человек, которым, скорее всего, руководило желание улучшить свою жизнь.

В древности люди были достаточно ограничены во многих вещах. Все изобреталось именно этим методом. Тогда еще не было каких-то фундаментальных знаний в области физики, математики, химии и прочих важных наук. Поэтому приходилось действовать наугад. Именно так добыли огонь, чтобы защищаться от хищников, готовить пищу и обогревать жилище. Оружие, чтобы добывать пропитание, лодки — для передвижения по рекам. Все было изобретено при столкновении человека с трудностью. Но каждый раз решаемая проблема приводила к более качественному уровню жизни.

Известно, что многие ученые использовали этот метод в своих трудах.

Однако именно описание метода и активное использование мы наблюдаем у физиолога Торндайка в конце девятнадцатого века.

метод проб и ошибок 5 класс

Исследования Торндайка

Пример метода проб и ошибок можно рассмотреть в научных трудах ученого-физиолога. Он ставил различные поведенческие эксперименты с животными, помещая их в специальные коробки.

Один из экспериментов выглядел приблизительно следующим образом. Кошка, помещенная в ящик, ищет выход. Сама коробка может иметь 1 вариант открытия: нужно было нажать на пружинку — и дверца распахивалась. Животное применяло много действий (так называемых проб), и большинство из них оказывались неудачными. Кошка так и оставалась в коробке. Но после некоторого набора вариантов животному удавалось нажать на пружинку и выбраться из ящика. Таким образом, кошка, попадая в коробку, с течением времени запоминала варианты развития событий. И выбиралась из ящика за более короткое время.

Торндайк доказал, что метод действителен, и хоть результат не линеен, но со временем, при повторении аналогичных действий, решение приходит практически моментально.

метод проб и ошибок математика 5 класс

Решение задач методом проб и ошибок

Примеров этого способа великое множество, однако стоит привести один очень интересный.

В начале двадцатого века жил известный конструктор двигателей для авиации Микулин. В то время наблюдалось огромное количество авиакатастроф из-за магнето, то есть искра зажигания через некоторое время полета исчезала. Много было экспериментов и размышлений о причине, но ответ пришел в совершенно неожиданной ситуации.

Александр Александрович встретил на улице мужчину с подбитым глазом. В тот момент к нему и пришло озарение, что человек без одного глаза видит намного хуже. Он поделился этим наблюдением с авиатором Уточкиным. Когда установили в самолеты второе магнето, количество авиакатастроф значительно уменьшилось. А Уточкин некоторое время выплачивал после каждого показательного полета Микулину денежные вознаграждения.

Применение способа в математике

Достаточно часто метод проб и ошибок в математике применяется в школах как способ развития логического мышления и проверки скорости поиска вариантов. Это позволяет разнообразить процесс обучения и внести элементы игры.

Часто можно встретить в школьных учебниках задания с формулировкой «реши уравнение методом проб и ошибок». В данном случае необходимо подбирать варианты ответа. Когда найден правильный ответ, он просто доказывается уже практически, то есть проводятся необходимые расчеты. В итоге мы удостоверяемся, что это единственно верный ответ.

Пример практической задачи

Метод проб и ошибок в математике 5 класса (в последних изданиях) часто фигурирует. Приведем пример.

Необходимо назвать, какие стороны могут быть у прямоугольника. При условии, что площадь (S) = 32 см, а периметр (P) = 24 см.

Решение данной задачи: предположим, что длина одной стороны 4. Значит и длина еще одной стороны такая же.

Получаем следующее уравнение:

24 – 4 – 4 = 16

16 делим на 2 = 8

8 см – это ширина.

Проверяем по формуле площади. S = A*B = 8*4 = 32 сантиметра. Как мы видим, решение верное. Так же можно вычислить и периметр. По формуле получается следующий расчет Р = 2* (А + В) = 2* (4 + 8) = 24.

В математике метод проб и ошибок не всегда отлично подходит для поиска решений. Зачастую можно использовать более подходящие способы, при этом затрачивается меньше времени. Но для развития мышления данный метод имеется в арсенале каждого педагога.

задачи методом проб и ошибок

Теория решения изобретательских задач

В ТРИЗ метод проб и ошибок считается одним из самых неэффективных. Когда человек попадает в необычную для него затруднительную ситуацию, то действия наугад, скорее всего, будут безрезультатными. Можно потратить много времени и в результате не добиться успеха. Теория решения изобретательских задач основана на уже известных закономерностях, и обычно используются другие методы познания. Часто ТРИЗ используют в воспитании детей, делая этот процесс интересным и увлекательным для ребенка.

Выводы

Рассмотрев данный метод, можно с уверенностью сказать, что он достаточно интересный. Несмотря на недостатки, он часто используется в решении творческих задач.

Однако не всегда он позволяет добиться нужного результата. Никогда исследователь не знает, когда стоит прекратить поиски или, может, стоит сделать еще пару усилий и гениальное изобретение появится на свет. Также непонятно, сколько времени будет затрачено.

Если вы решили использовать данный метод для решения какой-либо проблемы, то должны понимать, что ответ порой может находиться в совершенно неожиданной области. Но это позволяет взглянуть на поиск с разных точек зрения. Возможно, придется набросать несколько десятков вариаций, а может, и тысячи. Но лишь упорство и вера в успех приведут к нужному результату.

метод проб и ошибок пример

Иногда этот метод используют как дополнительный. Например, на начальном этапе для сужения поиска. Либо когда исследование было проведено многими способами и зашло в тупик. В этом случае творческая составляющая метода позволит найти компромиссное решение проблемы.

Метод проб и ошибок часто применяют в педагогической деятельности. Он позволяет детям на собственном опыте находить решения в различных жизненных ситуациях. Это учит их запоминать правильные типы поведения, которые приняты в обществе.

Художники используют данный способ для поиска вдохновения.

Метод стоит опробовать в обыденной жизни при решении проблем. Возможно, какие-то вещи предстанут вам по-другому.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Политика искусство возможного логическая ошибка
  • Полип эндометрия узи ошибка
  • Полип матки ошибка узи
  • Полина рэй sms цена ошибки
  • Поликрафт котлы настенные ошибки