Полосы сближаются между собой ошибка

37 месяцев назад

состоялась первая конференция. 2) Был намечен целый ряд экспедиций. 3) Полосы сближаются между собой. 4) Кривые, изображенные на этом рисунке, показывают, что процесс протекает прерывисто. 5) Кристаллогидраты азотнокислого уранилнитрата представляют собой своеобразную группу соединений. 6) По-новому изложен весь вопрос по поводу экспедиции.

Ответы1

1) Три года назад

состоялась первая конференция. 2) Был намечен целый ряд экспедиций. 3) Полосы сближаются по отношению друг к другу . 4) Кривые, изображенные на этом рисунке, показывают, что процесс протекает прерывисто. 5) Кристаллогидраты азотнокислого уранилнитрата представляют собой своеобразную группу соединений. 6) По-новому изложен весь вопрос по поводу экспедиции.

Практические
задания

Практическая работа № 1

Произносительная
и акцентологическая нормы

  1. Соотношения между старшей и младшей,
традиционной и новой нормами прежде всего акцентологические и произносительные.
Эти соотношения могут быть определены в моделях. Проанализировав примеры,
выведите тенденции новой нормы:

старшая

младшая

традиционная

новая

севернорусская

южнорусская

церковно-книжная

народно-разговорная

норма

норма

пОлны

полнЫ

пУсты

пустЫ

чИсты

чистЫ

гУсты

густЫ

прОсты

простЫ

пОд вечер

под
вЕчер

нА
лето

на
лЕто

нА
мост

на
мОст

нА
берег

на
бЕрег

нАверх

навЕрх

взялИсь

взЯлись

собралИсь

собрАлись

родилсЯ

родИлся

далсЯ

дАлся

бралсЯ

брАлся

Отдал

отдАл

прОжил

прожИл

прОпил

пропИл

зАжил

зпжИл

зАлил

залИл

прОдал

продАл

дарИт

дАрит

грузИт

грУзит

варИт

вАрит

парИт

пАрит

палИт

пАлит

курИт

кУрит

   2.
Распределите слова по колонкам с учетом собственного произношения:

[чн]

[шн]

[чн] и [шн]

 смазочный

Ильинична

конечно, булочник

Античный, аммиачный, аптечный, архаичный, алчный, безупречный,
булавочный, встречный, горячечный, горчичники, горчичный, горничная, елочный,
игрушечный, калачный, калачник, кулачный, копеечный, крошечный,
командировочный, млечный, молочник, молочница, молочность, молочный,
надпочечный, поточный, палаточный, полотенечный, петрушечный, петрушечник,
праздничность, праздничный, пшеничный, порядочный, порядочность, прачечная,
рукавичник, спичечница, спичечный, сорочечный, строчечный, сливочник,
селедочный, энергичный, яичница, яичный.

Сравните свое произношение с
данными словарей. Определите тенденцию в изменении норм.

  3. Какие употребления следует считать
ненормативными? Какие можно отнести к младшей норме? Распределите словоформы по
колонкам:

ненормативное

младшая
норма

а[дjу]тант, не[л’]зя, до[шт’], ко[н]сервы,
ве[з]де, пе[н]сия, ско[к]о,
то[д]а, [сч]ет, [ш’ч]итывать,
ки[н]те, и[з]менник, [ш’ч]иток, пу[с]тите,
щ[а]вель, ч[а]сы, [зв’]ерь, пре[ж’]е, ра[з]ве,
е[ж]ай, не е[з]дий, ра[з’]е (разве), у меня е[с’]

  4.
Сравните свое произношение с данными словарей: агент, алкоголь, апостроф, асимметрия, афера, балованный, баловать,
бензопровод, биржевой, блокировать, валовой, вероисповедание, ветеринария,
Гордиев узел, гофрированный, гренадер, дефис, диалог, диоптрия, диспансер,
древко, духовник, завидно, закупорить, он звонит, знамение, она избрала, оно
избрало, иноплеменный, исподволь, истекший, исчерпать, каталог, квартал,
квашение, коклюш, костюмированный, красивее, кремень, кухонный, ломота,
маневры, маркетинг, на похоронах, некролог, обеспечение, облегчить, обмененный,
ободрить, ты одолжишь, озлобленный, опека, оптовый, ориентированный, пасквиль,
плесневеть, ты повторишь, подбодрить, подметенный, поутру, вы правы,
премирование, премировать, приведенный, принудить, ракушка, созыв,
сосредоточение, средства, столяр, танцовщица, углубить, украинский, умерший,
усугубить, факсимиле, феерия, филистер, ходатайствовать, хозяева, цемент,
черпать, шасси, шофер, щавель, эксперт.

Практическая работа № 2

Редактирование научного текста

В приведенных ниже примерах правки научного текста определите характер
синтаксических и лексических исправлений. Сопоставьте неотредактированный и
отредактированный варианты и объясните причины стилистических исправлений. На
основе анализа редакторской правки сделайте выводы о типичных конструкциях
научной речи, особенностях ее синтаксического строя и главных тенденциях.

Неотредактированный
вариант

Отредактированный
вариант

1. То, что изомерные ди— и тетраалкибензолы имеют различные молекулярные рефракции,
не согласуется с представлениями Таревского.

1. Различие молекулярных рефракций изомерных ди— и тетраалкибензолов не
согласуется с представлениями Таревского.

2. Из таблицы ясно, что в 37 из 49 случаев зафиксировано
образование соединений этого типа.

2. Согласно табл. 1, в 37 из 49 случаев установлено
образование соединений этого типа.

3. Когда мы систематизируем химические вещества, тогда
химический подход будет совершенно правомерен, но когда мы систематизируем структурные
типы, то от химического принципа следует совершенно отказаться.

3. При систематизации химических веществ химический подход
совершенно правомерен, но при систематизации структурных типов от химического
принципа следует отказаться.

4. Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что
проведение исследований целинной фауны необходимо также для того, чтобы
сохранить для будущих поколений точные данные о животном населении исчезающих
природных ландшафтов.

4. Проведение исследований целинной фауны необходимо также
для того, чтобы сохранить для будущих поколений точные данные о животных
исчезающих экосистем.

5. Сохраняется дорсальная крышка, расширенная в передней
части так, что крыловидные отростки лишь слегка прикрывают боковые части
головы.

5. Сохраняется дорсальная крышка, крыловидные отростки
которой лишь немного прикрывают боковые части головы.

6. Для того чтобы оценить влияние внешнего поля на чистоту
ЯКР, необходимы дополнительные наблюдения.

6. Чтобы оценить влияние внешнего поля на чистоту ЯКР, необходимы дополнительные наблюдения.

7. Весьма интересно то, что величины ЭО
стремятся по мере уменьшения ЭО адденда (галоген,
кислород) к высоким значениям.

7. (Весьма) интересно, что по мере уменьшения ЭО адденда (галоген, кислород) величины ЭО металлов стремятся к высоким значениям.

8. Полосы сближаются между собой.

8. Полосы сближаются.

9. Был намечен целый ряд экспедиций.

9. Был намечен ряд экспедиций.

10. Кристаллогидраты азотнокислого уранил-нитрата
представляют собой своеобразную группу соединений.

10. Кристаллогидраты уранил-нитрата
представляют своеобразную группу соединений.

11. Свое образование закончил Паллас уже в Голландии.

11. Образование Паллас закончил уже в Голландии.

12. Три года тому назад состоялась первая конференция.

12. Три года назад состоялась первая конференция.

13. Одному из замечательных русских зоологов прошлого
столетия принадлежит это открытие.

13. Это открытие принадлежит замечательному русскому
зоологу XIX века.

14. Конечно, все же главное внимание Палласа привлекали
биологические проблемы.

14. Конечно, главное внимание Палласа привлекали
биологические проблемы.

15. По-новому изложен весь вопрос об экскреции.

15. По-новому изложен вопрос об экскреции.

16. Кривые, изображенные на этом рисунке, показывают, что
процесс протекает прерывисто.

16. Кривые на этом рисунке показывают прерывистое
протекание процесса.

17. Результаты, полученные в анализе, приведены в табл. 3.

17. Полученные результаты приведены  в табл. 3.

18. Рассматривая кривые, отображающие сезонные колебания
среднего веса птиц, можно видеть, что они имеют индивидуальный характер.

18. Кривые, отображающие сезонные колебания среднего веса
птиц, имеют индивидуальный характер.

19. Отдельные орбиты как кислорода, так и рения могут
входить во взаимные комбинации.

19. Отдельные орбиты кислорода и рения могут входить во
взаимные комбинации.

20. Наибольшее число докладов, именно 75, было посвящено
биологической борьбе.

20. Наибольшее число докладов (75) было посвящено
биологической борьбе.

21. Как показали наблюдения, благодаря авиаопыливанию,
удалось получить хорошие результаты.

21. Благодаря авиаопыливанию
удалось получить хорошие результаты.

22. Истинной ячейкой может быть моноклинная ячейка.

22. Истинной может быть моноклинная ячейка.

23. На рис. 2 показана зависимость n от радиуса иона. В этой зависимости
обнаруживаются некоторые закономерности.

23. На рис. 2 показана зависимость n от радиуса иона. Обнаруживаются
некоторые закономерности.

24. Все отмеченные выше недостатки САН-4 объясняются лишь
тем, что составители недооценивают словообразовательные возможности
приставок.

24. Отмеченные недостатки САН-4 объясняются недооценкой
словообразовательных возможностей приставок.

25. Распространены представители этого комплекса в
прибрежных водах Северной Атлантики.

25. Представители этого комплекса распространены в
прибрежных водах Северной Атлантики.

26. Исследователи и промысловики признают, что средства
для поиска и облова поверхностных и донных скоплений обитателей океана,
которые применяются в настоящее время, в основном удовлетворяют предъявленным
к ним требованиям.

26. Исследователи и промысловики признают, что применяемые
в настоящее время средства для поиска и облова поверхностных и донных скоплений
обитателей океана в основном удовлетворяют предъявляемым к ним требованиям.

Практическая работа № 3

Редактирование
служебных документов

1.       Какие типы
служебных документов вы знаете? Какова текстовая форма служебных документов?

2.       Найдите
ошибки, допущенные автором заявления. Отредактируйте текст.

Директору автобазы № 2

от Никифорова Л.Н.

Заявление

Товарищ директор, к вам обращается шофер автобазы Никифоров Л.Н. по
такому вопросу.

Очень прошу вас освободить меня на время от работы на дальних рейсах. Я
сейчас прохожу лечение в поликлинике, справку могу представить. Очень прошу не
отказаться в моей просьбе и подписываюсь

Никифоров Л.Н.                                           12/XII-98 г.

1.       Напишите
заявления, используя форму и языковые клише, 1) с просьбой разрешить Вам уйти в
академический отпуск; 2) с просьбой принять Вас на работу; 3) с просьбой
выслать Вам материал для написания дипломного сочинения.

2.
     
Найдите и
исправьте ошибки в оформлении доверенности. Отредактируйте текст.

Доверенность

Я, Шевчук Л.А., доверяю моему мужу Шевчук И.С. получить мою зарплату за
первую половину декабря. В связи с тем, что я нахожусь в больнице.

16 декабря 19…..года

Л.А.Шевчук

3.
     
Найдите и
исправьте ошибки в данной автобиографии. Проведите редакторскую правку с
помощью корректурных знаков.

Автобиография

Я, Сергей Сергеевич Сергеев, родился 31 июня 1980 года. Я родился и
живу в городе Новосибирске. С 1987 по 1993 учился в школе. Я окончил только
шесть классов. В этом же году поступил в училище. Там я получил профессию
монтажника. С 1996 до настоящего времени работаю в строительном управлении.
Сейчас уже имею 4-ый разряд. С 1998 назначен бригадиром комплексной бригады.
Учусь в вечернем университете культуры и работаю.

Сергеев Сергей

4 сентября 1998 года

5. Составьте заголовки к распорядительным
документам, используя в нужной форме данные существительные: назначение, ликвидация, утверждение,
реорганизация, создание, меры, итоги, поощрение, увольнение.

Практическая работа № 4

Тематическая
концепция молодежной газеты

Выпуск любой газеты
предваряется рядом мероприятий: «зондажем» (анализ рынка, поиск свободной
информационной ниши); определением рынка сбыта, способов реализации; установкой
цены; уточнением позиции и «формулы издания»; созданием концепции, а на ее
основе – композиционно-графической модели. Разработайте тематическую
концепцию собственной молодежной газеты.

Практическая работа № 5

Устранение
недочетов в звуковой организации речи

1.       В чем
особенность фоники отрывков из юмористических произведений?

А) Скрипят скреперы. Рычат
экскаваторы. Огрызаются бульдозеры. С ревом проносятся КрАЗы. Скрежет тормозов…
Пробка! Диспетчер врубает рубильник. Гаражи изрыгают свору рыжых
«ТАТР». В прорыв брошена гастрольная труппа театра. Вырисовываются горы раствора,
роба прораба. Роба просит кирпича. Гремит увертюра.

Б) Отдыхал на юге: мотался
из мотеля в мотель.

2.       Устраните
ошибки в звуковой организации речи (неблагозвучие, неуместные звуковые повторы,
случайную рифму):

1) В связи с уточнением
замера зазора в разделе четвертом подряд изъят. 2) Когда стали думать и гадать,
что делать, чтобы ликвидировать сырость в свинарнике, вспомнили вдруг о
заброшенном запарнике. 3) Над двадцатигектарной
плантацией вздымаются дымы костров. 4) Выступающий управляющий щедро приводил
примеры, доказывающие, что общение молодежи в общежитии оставляет желать
лучшего. 5) Проверкой, проведенной комиссией, назначенной дирекцией, было
установлено нарушение дисциплины в третьем цеху. 6) Организуем систематически
тематические выставки. 7) Преемственность молодежи в славных делах
подразделения помогает единению всего коллектива. 8) По окончании экспедиции по
традиции в одном из дворцов культуры Северодвинска состоится отчет любителей
подводного спорта перед своими земляками.

3.      
В отрывках из текстов, подготовленных для радиопередач, выделите
созвучные слова, разграничивая тавтологию и случайные звуковые повторы.
Исправьте предложения, устраняя недочеты фоники и речевые ошибки.

1) Предложенный проект
призван обеспечить своевременный разворот работ на всех объектах. 2)
Уполномоченный рассказывал рассказы о раскулачивании кулаков, и эти рассказы
оказали влияние на казаков. 3) Можно пользоваться как свежегашеной известью,
так и известью, используемой ранее при строительных работах. При применении
последней следует следить, чтобы в почву вместе с известью не попал цемент.  4) Не боимся прямо сказать: если бы так всегда
работалось, завалили бы завод коленвалами. 5)
Информация о температуре выдается в виде, удобном для ввода в счетные,
управляющие и направляющие устройства. 6) Последний взнос внесли в копилку
российского спорта наши шашисты. 7) Четкий пас Пасечника четко использовал
Тарханов. 9) На юге уже весна шагает широким шагом. 10) Цифры показывают
положение, противоположное нормальному, и причиной тому является отсутствие
достоверного учета.

4.       Покажите
фонетические средства создания звуковой гармонии поэтической речи. Укажите
повторяющиеся звуки; против каждой строки выпишите ее ассонансы, аллитерации и
проследите их связь с художественными образами и содержанием стихотворений.
Назовите слова, выделяемые с помощью звукописи.

1) Урну с водой уронив, об
утес ее Дева разбила.

   Дева печально сидит,
праздный держа черепок.

   Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны
разбитой;

   Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.

                         (А.С. Пушкин)

2)     Он слышит,
сокрушилась ель,

   Станица вранов встрепетала,

   Кремнистый холм дал

страшну щель,

Гора с богатствами упала;

Грохочет эхо по горам,

Как гром, гремящий по
громам.

         (Г.Р. Державин)

3)  На темно-голубом эфире

    Златая
плавала луна…

    Сквозь
окна дом мой освещала

    И
палевым своим лучом

    Златые
стекла рисовала

    На
лаковом полу моем.

                 (Г.Р. Державин)

Практическая работа № 6

 Стилистическая окраска слова

Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского
языка. – М.: АЙРИС-пресс, 1997. Упражнения
88 – 92, с. 51-53.

Практическая работа № 7

Стилистическое
использование терминов

Голуб И.Б. Упражнения… Упр.
107-108, с. 63-66.

Практическая работа № 8

Стилистическая
оценка канцеляризмов и речевых штампов

Голуб И.Б. Упражнения… Упр.
111 – 120, с. 69-74.

Практическая работа № 9

Устранение
стилистических ошибок в употреблении синонимов

Голуб И.Б. Упражнения… Упр.
34 – 36, 38, 42-46, 51, с. 22-30.

Практическая работа № 10

Устранение
случаев стилистически не оправданного употребления антонимов:

ошибки в
построении антитезы, немотивированный оксюморон,

невольный
каламбур, неуместный антифразис и др.

Голуб И.Б. Упражнения… Упр.
54 – 58, с. 32 – 35.

Практическая работа № 11

 Ошибки, вызванные неоправданным употреблением диалектизмов,

профессионализмов,
жаргонизмов и устаревших слов

Голуб И.Б. Упражнения…Упр.
123, 130, 132, 134 – 138, 140-141, с. 75 – 90.

Практическая работа № 12

Ошибки,
вызванные употреблением неологизмов

Голуб И.Б. Упражнения… Упр.
150 – 152, с. 96 – 98.

Практическая работа № 13

Устранение
случаев стилистически не оправданного употребления

заимствованных
лексических и фразеологических единиц

1. Голуб И.Б. Упражнения… Упр.
153 – 162, с. 98 – 106.

2. Знаете ли вы значения иностранных слов, часто
употребляемых в области экономики и политики: автаркия, авуары, альянс, ареал, аудит, афера, бартер, бизнес, брифинг,
вакансия, ваучер, вексель, верификация, гарант, гарантия, дебитор,
дезавуировать, делегат, делегировать, демагогия, демпинг, депозиты, дивиденд,
дизайн, дилемма, дилер, дискредитация, имидж, импичмент, инжиниринг, инновация,
инсинуация, инцидент, истеблишмент, канон, карт-бланш, катаклизм, колледж,
коммюнике, компетенция, консалтинг, консенсус, конформизм, конфронтация,
конъюнктура, коррупция, копирайт, котироваться, легитимный, лимит, лоббизм,
локаут, маркетинг, менеджмент, менталитет, мораторий, мониторинг, новация,
нонсенс, ностальгия, ноу-хау, нувориш, остракизм, охлократия, паблисити,
паллиатив, парафирование, протекционизм, рейтинг, реноме, ресурсы, рэкет,
санация, сертификат, стагнация, статус, статут, фиаско, форс-мажор, холдинг,
чартер, экспансия, экстраполяция, эмбарго, эргономика, юрисдикция?

Проверьте себя, обратившись
к данным лингвистических и энциклопедических словарей: 1) Словарь иностранных
слов. – М., 1987; 2) Маусов Н.К. Рынок. Банки,
биржи, менеджмент, маркетинг: Словарь-справочник. – М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 1992; 3) Язык рынка: Словарь. –
М.: Концерн РОСС, 1992; 4) Рынок, предпринимательство, коммерция: Толковый
словарь-справочник: 600 понятий и терминов на русском и английском
языках. – М., 1992; 5) Словарь делового человека. – М.: Экономика,
1992; Толковый словарь русского языка конца ХХ века.
Языковые изменения. – СПб, 1998.

Практическая работа № 14

Стилистически
не оправданное употребление многозначных слов и слов-омонимов

Голуб И.Б. Упражнения… Упр.
64 – 73, с. 38 – 43.

Практическая работа № 15

Устранение
речевых ошибок, связанных с употреблением фразеологизмов: стилистически не
оправданное изменение состава фразеологизма, искажение образного значения
фразеологизма, неуместная контаминация различных фразеологизмов

Голуб И.Б. Упражнения… Упр.
166 – 174, с. 110 – 114.

Практическая работа № 16

Устранение
ошибок, вызванных смешением паронимов

Голуб
И.Б. Упражнения… Упр. 74 – 79, 81 – 85, с.
43 – 49.

Практическая работа № 17

Устранение
лексико-стилистических ошибок в употреблении тропов

Голуб И.Б. Упражнения… Упр.
176 – 179, 181 – 183, с. 115 – 120.

Практическая работа № 18

Устранение
недочетов и ошибок в словообразовании

при
стилистической правке текста

Голуб И.Б. Упражнения… Упр.
228 – 233, 235 – 237, с. 142 – 146.

Практическая работа № 19

Устранение
морфолого-стилистических ошибок

при
употреблении имен существительных

Голуб И.Б. Упражнения… Упр.
242 – 245, 248, 249. 251, с. 150 – 155.

Практическая работа № 20

Устранение
морфолого-стилистических ошибок (плеонастических сочетаний)

при
употреблении имен прилагательных

Голуб И.Б. Упражнения… Упр.
59, 262, 264, 266 – 268, с. 160 – 164.

Практическая работа № 21

Устранение
морфолого-стилистических ошибок при употреблении имен числительных

Голуб
И.Б. Упражнения… Упр. 270 – 272, 275 – 276,
с. 165 – 168.

Практическая работа № 22

 Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении местоимений

Голуб И.Б. Упражнения… Упр.
279 – 281, с. 170 – 172.

Практическая работа № 23

Устранение
морфолого-стилистических ошибок при употреблении глагола.

Голуб И.Б. Упражнения… Упр.
287, 289 – 290, с. 176 – 178.

Практическая работа № 24

Устранение
ошибок в образовании и употреблении причастных форм

Голуб И.Б. Упражнения… Упр.
292 – 295, с. 179 – 181.

Практическая работа № 25

Устранение
ошибок в образовании деепричастий и употреблении их в речи

Голуб И.Б. Упражнения… Упр.
296 – 298, с. 181 – 183.

Практическая работа № 26

Устранение
морфолого-стилистических ошибок при употреблении наречий

Голуб И.Б. Упражнения… Упр.
301, 304, с. 185 – 188.

Практическая работа № 27

Устранение
речевых ошибок в структуре простых и сложных предложений

Голуб И.Б. Упражнения… Упр.
311, с. 195 – 196.

Практическая работа № 28

Стилистическое
использование разных типов простого предложения

Голуб И.Б. Упражнения… Упр.
307, 308, с. 190 – 194.

Практическая работа № 29

Стилистическое
использование порядка слов в предложении

Голуб И.Б. Упражнения… Упр.
355, с. 224 – 226.

Практическая работа № 30

Стилистическое
использование разных типов сказуемого

Голуб И.Б. Упражнения… Упр.
317 – 322, с. 199 – 201.

Практическая работа № 31

Варианты
грамматической координации подлежащего и сказуемого

Голуб И.Б. Упражнения… Упр.
324, 326, с. 202 – 204.

Практическая работа № 32

Согласование
определений и приложений

Голуб И.Б. Упражнения… Упр.
328 – 330, с. 205 – 206.

Практическая работа № 33

 Стилистическая оценка вариантов управления

Голуб И.Б. Упражнения… Упр.
333 – 335, с. 207 – 209.

Практическая работа № 34

 Стилистические особенности предложений с однородными членами

Голуб И.Б. Упражнения… Упр.
337 – 339, с. 210 – 212.

Практическая работа № 35

 Стилистическое использование различных типов сложного предложения

Голуб И.Б. Упражнения… Упр.
341 – 343, с. 213 – 216.

Практическая работа № 36

Стилистическая
оценка параллельных синтаксических конструкций

Голуб И.Б. Упражнения… Упр.
344, 346 – 347, 349 – 351, 353, с. 216 – 233.

Практическая работа № 37

Синтаксические
средства экспрессивной речи

Голуб И.Б. Упражнения… Упр.
354, 356, с. 223 – 228.

Список использованной литературы

1.      
Введенская Л.А., Червинский
П.П. Теория и практика русской речи. – Ростов н/Дону,
1997.

2.      
Гойхман О.Я., Надеина
Т.М. Основы речевой коммуникации. – М., 1997.

3.      
Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. – М., 1997.

4.      
Культура русской речи и эффективность общения. – М., 1996.

5.      
Культура устной и письменной речи делового человека:
Справочник. Практикум. – М., 1997.

6.      
Практическая стилистика русского языка:
Функциональные стили. Ч. 1: Учебно-методическое пособие для студентов
факультетов и отделений журналистики госуниверситетов / Под ред. проф.
Д.Э.Розенталя. – М.: МГУ, 1977.

7.      
Сенкевич М.П. Культура радио- и телевизионной
речи. – М., 1997.

8.      
Сенкевич М.П. Литературное редактирование научных
произведений. – М., 1970.

9.      
Тулупов В.В. Российская пресса: дизайн, реклама,
типология. – Воронеж, 1996.

Редактирование
научного текста

В приведенных
ниже примерах правки научного текста
определите характер синтаксических и
лексических исправлений. Сопоставьте
неотредактированный и отредактированный
варианты и объясните причины стилистических
исправлений. На основе анализа редакторской
правки сделайте выводы о типичных
конструкциях научной речи, особенностях
ее синтаксического строя и главных
тенденциях.

Неотредактированный
вариант

Отредактированный
вариант

1. То, что изомерные
ди- и тетраалкибензолы имеют различные
молекулярные рефракции, не согласуется
с представлениями Таревского.

1. Различие молекулярных
рефракций изомерных ди- и тетраалкибензолов
не согласуется с представлениями
Таревского.

2. Из таблицы ясно,
что в 37 из 49 случаев зафиксировано
образование соединений этого типа.

2. Согласно табл. 1,
в 37 из 49 случаев установлено образование
соединений этого типа.

3. Когда мы
систематизируем химические вещества,
тогда химический подход будет
совершенно правомерен, но когда мы
систематизируем структурные типы,
то от химического принципа следует
совершенно отказаться.

3. При систематизации
химических веществ химический подход
совершенно правомерен, но при
систематизации структурных типов от
химического принципа следует
отказаться.

4. Нельзя не учитывать
и того обстоятельства, что проведение
исследований целинной фауны необходимо
также для того, чтобы сохранить для
будущих поколений точные данные о
животном населении исчезающих
природных ландшафтов.

4. Проведение
исследований целинной фауны необходимо
также для того, чтобы сохранить для
будущих поколений точные данные о
животных исчезающих экосистем.

5. Сохраняется
дорсальная крышка, расширенная в
передней части так, что крыловидные
отростки лишь слегка прикрывают
боковые части головы.

5. Сохраняется
дорсальная крышка, крыловидные
отростки которой лишь немного
прикрывают боковые части головы.

6. Для того чтобы
оценить влияние внешнего поля на
чистоту ЯКР, необходимы дополнительные
наблюдения.

6. Чтобы оценить
влияние внешнего поля на чистоту ЯКР,
необходимы дополнительные наблюдения.

7. Весьма интересно
то, что величины ЭО стремятся по мере
уменьшения ЭО адденда (галоген,
кислород) к высоким значениям.

7. (Весьма) интересно,
что по мере уменьшения ЭО адденда
(галоген, кислород) величины ЭО металлов
стремятся к высоким значениям.

8. Полосы сближаются
между собой.

8. Полосы сближаются.

9. Был намечен целый
ряд экспедиций.

9. Был намечен ряд
экспедиций.

10. Кристаллогидраты
азотнокислого уранил-нитрата
представляют собой своеобразную
группу соединений.

10. Кристаллогидраты
уранил-нитрата представляют своеобразную
группу соединений.

11. Свое образование
закончил Паллас уже в Голландии.

11. Образование Паллас
закончил уже в Голландии.

12. Три года тому
назад состоялась первая конференция.

12. Три года назад
состоялась первая конференция.

13. Одному из
замечательных русских зоологов
прошлого столетия принадлежит это
открытие.

13. Это открытие
принадлежит замечательному русскому
зоологу XIXвека.

14. Конечно, все же
главное внимание Палласа привлекали
биологические проблемы.

14. Конечно, главное
внимание Палласа привлекали
биологические проблемы.

15. По-новому изложен
весь вопрос об экскреции.

15. По-новому изложен
вопрос об экскреции.

16. Кривые, изображенные
на этом рисунке, показывают, что
процесс протекает прерывисто.

16. Кривые на этом
рисунке показывают прерывистое
протекание процесса.

17. Результаты,
полученные в анализе, приведены в
табл. 3.

17. Полученные
результаты приведены в табл. 3.

18. Рассматривая
кривые, отображающие сезонные колебания
среднего веса птиц, можно видеть, что
они имеют индивидуальный характер.

18. Кривые, отображающие
сезонные колебания среднего веса
птиц, имеют индивидуальный характер.

19. Отдельные орбиты
как кислорода, так и рения могут
входить во взаимные комбинации.

19. Отдельные орбиты
кислорода и рения могут входить во
взаимные комбинации.

20. Наибольшее число
докладов, именно 75, было посвящено
биологической борьбе.

20. Наибольшее число
докладов (75) было посвящено биологической
борьбе.

21. Как показали
наблюдения, благодаря авиаопыливанию,
удалось получить хорошие результаты.

21. Благодаря
авиаопыливанию удалось получить
хорошие результаты.

22. Истинной ячейкой
может быть моноклинная ячейка.

22. Истинной может
быть моноклинная ячейка.

23. На рис. 2 показана
зависимость nот радиуса
иона. В этой зависимости обнаруживаются
некоторые закономерности.

23. На рис. 2 показана
зависимость nот радиуса
иона. Обнаруживаются некоторые
закономерности.

24. Все отмеченные
выше недостатки САН-4 объясняются
лишь тем, что составители недооценивают
словообразовательные возможности
приставок.

24. Отмеченные
недостатки САН-4 объясняются недооценкой
словообразовательных возможностей
приставок.

25. Распространены
представители этого комплекса в
прибрежных водах Северной Атлантики.

25. Представители
этого комплекса распространены в
прибрежных водах Северной Атлантики.

26. Исследователи и
промысловики признают, что средства
для поиска и облова поверхностных
и донных скоплений обитателей океана,
которые применяются в настоящее
время, в основном удовлетворяют
предъявленным к ним требованиям.

26. Исследователи и
промысловики признают, что применяемые
в настоящее время средства для поиска
и облова поверхностных и донных
скоплений обитателей океана в основном
удовлетворяют предъявляемым к ним
требованиям.

Соседние файлы в папке словари и справочники

  • #
  • #
  • #

894. Сравните тексты из учебников по физике, литературе, биологии и истории. Укажите приметы научного стиля речи и отметьте, чем отличается научный текст по физике от текста по литературе, а текст по биологии от исторического.

895. Найдите в ваших учебниках по два термина разных наук: математики, физики, истории, литературы, русского языка, биологии, географии. Укажите значение каждого термина и область науки, в которой он употребляется, составьте с ними предложения.

896. Вспомните 10 специальных слов, относящихся к вашей будущей профессии, объясните их значения, составьте с ними предложения и запишите их.

897. Прочтите тексты. К какому стилю речи вы их отнесете? Почему? Как называется этот жанр? Отметьте характерные черты жанра.

I. Мы живем в мире кристаллов, и даже наше тело отчасти состоит из них, но не из обычных, а так называемых жидких кристаллов…

Кристаллы называют «цветами земли» не столько за необычайную внешнюю красоту, сколько за красоту скрытую — прекрасную гармонию геометрически точных построений. Высокий порядок расположения и строгая периодичность повторения одних и тех же частиц — главный признак кристалла. Тогда что же такое «жидкие кристаллы»? Ведь в жидкостях и газах не существует строго упорядоченного расположения частиц, главный их признак — полная одинаковость свойств. Жидкие кристаллы — своеобразное промежуточное состояние вещества, они текучи, как вода, образуют капли, но имеют упорядоченную структуру и неодинаковые но разным направлениям физические свойства.

(По Г.Я. Солганику)

II. Пыли в космосе больше, чем считалось прежде. Известное явление зодиакального света (свечение ночного неба в плоскости созвездий Зодиака), как установили недавно, — отражение света от частиц космической пыли.

Альбедо — красивое слово, похоже на название испанского города. Однако такого города на карте нет. По-русски альбедо значит «белизна». Это не простое слово, а серьезный научный термин, обозначающий отношение количества света, отраженного участком поверхности во всех направлениях, к количеству света, падающего на этот участок.

Каждый на глаз отличит дерево от металла, стекло от камня, алюминий от меди. Пользуясь такими свойствами вещества, как цвет, яркость, прозрачность, блеск, человек может определить, из чего сделан данный предмет.

(По Г.Я. Солганику)

898. Ознакомьтесь с правилами составления конспекта и составьте конспект указанной учителем статьи учебника.

Аннотация — краткая характеристика статьи, книги и т. д. с точки зрения ее назначения, содержания, формы и других особенностей. Цель аннотации — дать ответ на вопрос, о чем говорится в статье, книге, т.е. дать общее представление о статье или книге. В аннотации находят отражение:

1. Автор, название, выходные данные (библиографическое описание).

2. Тема статьи (книги). Указывается общая тема источника. При этом используются следующие выражения: статья посвящена актуальной, спорной, важной теме, вопросу, проблеме.

3. Проблематика. Перечисляется круг вопросов или проблем, которые затрагиваются в статье. Используются следующие выражения: в статье анализируются (освещаются, описываются, раскрываются, рассматриваются) следующие проблемы; дается анализ (характеристика, описание); приводятся результаты; излагается теория (история, методика, проблема); исследуется вопрос (проблема, процесс, зависимость, свойства).

4. Адресат. Отмечается, для кого предназначается текст. Используются следующие выражения: статья предназначена для специалистов в области; представляет интерес для (широкого круга читателей, учащихся средних общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений, студентов вузов, аспирантов, учителей) и т.п.

скелет

899. Образец аннотации содержится практически в любой книге. Ознакомьтесь со структурой аннотации и составьте свой вариант аннотации статьи, указанной учителем.

Реферат — это краткое изложение содержания статьи (книги), включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с ней и определения целесообразности обращения к ней. Цель реферата — ответ на вопрос о том, что нового и существенного говорится в статье (книге). Реферат может быть составлен по одному источнику (реферат-резюме) или по нескольким (реферат-обзор).

900. Ознакомьтесь с принципами составления реферата-резюме и напишите реферат по предложенной учителем теме, книге или статье.

1. Автор, название, выходные данные (библиографическое описание).

2. Тема. Указывается общая тема источника, при этом используются следующие выражения: посвящена теме (вопросу, проблеме).

3. Композиция, Указывается, сколько структурных частей, какие. При этом используются следующие выражения: состоит из (включает в себя, содержит) разделов (частей, глав).

4. Основное содержание. Излагаются конкретные результаты или выводы автора в соответствии со структурой статьи. Используются следующие выражения: во введении указывается (отмечается), что; в первой главе (части) автор отмечает (указывает, делает вывод), что; вторая глава (часть, раздел) посвящена (содержит), по мнению автора; в третьей главе; в заключении указывается (отмечается, автор приходит к выводу о том), что и т. п.

5. Наличие иллюстративного материала. Отмечается наличие рисунков, таблиц, схем. Используются выражения типа: свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными фактами и примерами, приводит рисунки, фотографии, таблицы и т.д.

6. Оценка сделанных автором статьи (книги) выводов, собственные аргументированные выводы об анализируемой проблеме.

901. В приведенных ниже предложениях найдите лишние слова и выражения, устраните многословие и исправьте ошибки. Определите отрасль науки и жанр научной речи, в котором могли бы быть использованы приведенные фрагменты.

1. Метод фотоупругости является весьма эффективным при исследовании динамического напряженного состояния строительных конструкций. 2. Предлагаемая вниманию читателей книга содержит перевод первого тома отредактированных лекций по наиболее актуальным вопросам современной квантовой химии. 3. Когда мы систематизируем химические вещества, тогда химический подход будет совершенно правилен, но когда мы систематизируем структурные типы, то от химического принципа следует совершенно отказаться. 4. Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что проведение исследований целинной фауны необходимо также для того, чтобы сохранить для будущих поколений точные данные о животном населении исчезающих природных ландшафтов.

902. Прочитайте, сравните неотредактированный и отредактированный варианты предложений. Объясните, в чем состояла правка и почему она была необходима.

1. Рассматривая кривые, отображающие сезонные колебания среднего веса птиц, можно видеть, что они имеют индивидуальный характер. — Кривые, отображающие сезонные колебания среднего веса птиц, имеют индивидуальный характер. 2. Свое образование закончил Паллас уже в Голландии. — Образование Паллас закончил в Голландии. 3. Одному из замечательных русских зоологов прошлого столетия принадлежит это открытие. — Это открытие принадлежит замечательному русскому зоологу XIX века.

903. Прочитайте предложения. Найдите ошибки и исправьте их. Запишите в тетрадь отредактированные вами предложения.

1. Три года тому назад состоялась первая конференция. 2. Был намечен целый ряд экспедиций. 3. Полосы сближаются между собой. 4. Кривые, изображенные на этом рисунке, показывают, что процесс протекает прерывисто. 5. Кристаллогидраты азотнокислого уранилнитрата представляют собой своеобразную группу соединений. 6. По-новому изложен весь вопрос об этой экспедиции.

Всем привет. Я конечно понимаю что русский язык легкий предмет, но я его не понимаю, именно правила. Помогите. 
Прочтите предложения. Найдите ошибки и исправьте их. Запишите отредактированные вами предложения.
1) Три года тому назад состоялась первая конференция.
2) Был намечен целый ряд экспедиций.
3) Полосы сближаются между собой.
4) Кривые, изображенные на этом рисунке, показывают, что процесс протикает прерывисто.
5) Кристаллогидраты азатнокислого уранилнитрата представляют собой своеобразную группу соединений.
6) По-новому изложен весь вопрос по поводу экспедиции.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Положь трубку какая ошибка
  • Поломка стиральной машины самсунг коды ошибок
  • Положить вето лексическая ошибка
  • Поломка стиральной машины бош коды ошибок
  • Положительный результат вич ошибка