Памятка для ученика начальной школы
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Передай ритм слова с помощью стука.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.
Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
18. Правописание непроизносимых гласных.
Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
19. Гласные и согласные е приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
20. Правописание приставки со словом..
Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
22. Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.
25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
32. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Предложите, как улучшить StudyLib
(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте
другую форму
)
Ваш е-мэйл
Заполните, если хотите получить ответ
Оцените наш проект
1
2
3
4
5
Работа
над ошибками
1. Большая
буква в начале предложения.
Выпиши
предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни
заглавную букву.
Делай
так:
Выпал пушистый снег. Дети рады.
2. Пропуск
букв. Выпиши слово, подчеркни пропущенную букву.
Делай
так:
звонок, ученик.
3. Слог.
Раздели
слово на слоги. Обозначь гласные.
Делай
так:
у/чи/тель – 3 слога
Запомни!
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос
слов.
Раздели
слово на слоги и для переноса.
Делай
так: оси-на, вью-га, подъ-ехал, конь-ки
Запомни!
При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую
строку.
_______________________________________
5. Мягкий
знак, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни
мягкий знак (ь) и согласную перед ним. Запиши ещё два слова на эту орфограмму.
Делай
так: Ель, тень, пень, коньки,
мальчик, пальто.
6. Гласные
после шипящих.
Выпиши
слово правильно. Придумай и запиши ещй два слова на эту орфограмму.
Делай
так: малыши, карандаши, ежи, роща,
туча.
7. Сочетания
чн, чк, нщ, щн, нч.
Выпиши
слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё два слова.
Делай
так: дочка, кончик, мощный.
8. Ударение.
Выпиши
слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Например:
алфавит, азбука, портфель.
9. Безударная
гласная в корне слова, проверяемая ударением (а, о, е, и, я).
Выпиши
слово. Поставь ударение, выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную.
Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
Делай
так: сады – сад, червивый – червь, волна – волны.
10. Безударная
гласная в корне слова, непроверяемая ударением (словарное слово).
Выпиши
слово три раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную.
Запиши два однокоренных слова.
Например:
ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.
11. Парные
звонкие и глухие согласные
(б-п,
в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с).
Запиши
слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную, подбирая
однокоренное слово. Обозначь орфограмму.
Делай
так: мороз – морозы, морозный, ягодка – ягода.
12. Большая
буква в именах собственных.
Выпиши
слово правильно. Запиши ещё два слова на эту орфограмму.
Например: Илья,
Петров, Мончегорск, Волга.
13. Разделительный
мягкий знак.
Выпиши
слово правильно. Запиши ещё два слова на эту орфограмму. Подчеркни мягкий знак
(ь) и гласную.
Например:
вьюга, листья, соловьи.
Запомни!
Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными у, ё, ю,
я, и.
14. Двойные
согласные в слове.
Выпиши
слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова.
Подчеркни двойную согласную.
Делай
так: группа, груп-па, групповой, подгруппа.
15. Знаки
препинания в конце предложения.
Выпиши
предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким
же знаком препинания. Подчеркни знак.
Например: Ты
любишь отгадывать загадки? Кто быстрее прочитает скороговорку?
16. Состав
слова.
Выпиши
слово. Разбери его по составу. Запиши 1-2 однокоренных слова.
Например: поездка,
подъезд, ездок.
17. Гласные
и согласные в приставках.
Выпиши
слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё два слова с этой же
приставкой.
Например: полетели,
побежали, потянули;
отнёс, отбежал, отлетел.
18. Правописание
приставки со словом.
Выпиши
слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными
приставками.
Например: заехал,
уехал, переехал.
19. Правописание
предлога со словом (орфограмма – пробел).
Из
предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом.
Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел.
Делай
так: к берегу, к (какому?) берегу,
к
(крутому) берегу
_______________________________________
Запомни!
Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов
нет предлогов.
Например:
Лодка
отплыла от берега.
20. Разделительный
твёрдый знак (ъ).
Выпиши
слово правильно. Запиши ещё два слова на эту орфограмму. Выдели приставку,
подчеркни гласную.
Делай
так: съезд,
объявление, объём.
Запомни!
Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которые
оканчиваются на согласную, перед гласными е, ё, ю, я.
21. Непроизносимые
согласные в корне слова.
Прочитай
слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь
непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
Делай
так: звёздный – звезда, звёздочка,
честный – честь
22. Соединительные
гласные в сложных словах (о, е).
Делай
так: водовоз, самолёт
23. Предлог
с местоимением (орфограмма – пробел).
Выпиши
из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё два слова на эту орфограмму.
Подчеркни предлог.
Запомни!
Предлоги с местоимениями (как с именами существительными) пишутся отдельно.
Делай
так: со
мной, передо мной, за мной,
к ней, за ней, перед ней.
24. Безударные
гласные в родовых окончаниях имён прилагательных.
Выпиши
из предложения существительное. Задай от него к прилагательному вопрос.
Обозначь орфограмму.
Делай
так: в доме (каком?) новом
Запомни! У
слов – вопросов всегда ударные окончания. Какое окончание у вопроса, такое
окончание и у существительного.
25. Не
с глаголом (орфограмма – пробел).
Выпиши
глагол с не. Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Делай
так: не
пришёл, не выучил, не узнал.
26. Мягкий
знак у глаголов неопределённой формы.
Задай
вопрос к глаголу. Запиши вопрос и глагол. Обозначь орфограмму. Запиши ещё два
слова на эту орфограмму.
Делай
так: (что делать?) шить, замечать, гулять.
27. Разбор
предложения.
Выпиши
предложение. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши
словосочетания.
Делай
так:
Седые
туманы плывут к облакам. (повеств., невоскл., прост., распр.)
туманы
(какие?) седые
плывут
(куда?) к облакам
28. Однородные
члены предложения.
Выпиши
предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого оно зависит.
Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами.
Выполни схему предложения.
Например:
Сильный
ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.
Сильный ветер сорвал
листья с деревьев и разметал их по дороге. и
29. Сложное
предложение.
Выпиши
предложение правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни
запятую.
Например:
В
синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут.
( ), ( ).
30. Правописание
безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши
существительное. Поставь его в начальную форму. Определи склонение. Выдели
окончание, проверь с помощью слов – помощников. Подбери и запиши пример.
Делай
так:
на
опушке (на земле, 1 скл.)
на
полянке (на земле, 1 скл.)
31. Правописание
безударных падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши
прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится.
_______________________________________
Поставь
к прилагательному вопрос от существительного, определи род, число и падеж
прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
Делай
так:
К
лесу (какому?) дальнему (м.р., ед.ч., Д.п.)
32. Мягкий
знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши
глагол правильно. Запиши ещё два глагола на эту орфограмму.
Например: пишешь,
решаешь, читаешь (наст., вр., 2-го лица, ед.ч.)
33. Правописание
безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши
глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределенную)
форму. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную,
которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного
числа.
Делай
так:
пишет
– писать, 1 спр. (-е, -ут, -ют)
ставит
– ставить, 2 спр. (-и, -ат, -ят)
Работа над ошибками
1.
Пропуск 6укв, искажения, замена
букв.
Напиши слово
правильно, раздели его на слоги, подчеркни нужную букву. Составь предложение с этим
словом.
Ле-том. Летом мы были в деревне.
2. Сочетания: жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт, нч, рщ,
шн, нщ.
Напиши слово
правильно, подчеркни сочетание, запиши ещё три слова с этим сочетанием. Мощный, хищница,
жилищный, чудовищный.
3. Перенос слова.
Напишите
слово и покажите все варианты переноса.
Маленький −ма-ленький, малень-кий.
4. Большая буква.
Напиши слово
правильно, запиши ещё три слова на это правило, подчеркни букву. Киев, Москва, Минск, Харьков.
5. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных.
Напиши слово
правильно, подчеркни ь вместе с согласной, напиши ещё три слова на это правило. Деньги, кольцо, коньки, мальчик.
6. Разделительный Ь.
Напиши слово
правильно, подчеркни Ь вместе с буквами, которые он разделяет, подбери ещё три
слова на это правило, выдели корень.
Семья, вьюга, воробьи, листья.
7. Разделительный Ъ.
Напиши слово правильно,
выдели приставку, подчеркни
Ъ вместе с буквами, которые он разделяет,
подбери ещё три слова на это правило.
Объявление, подъезд, съемка, въехал.
8. Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.
Подбери
проверочное слово, напиши слово правильно, подбери группу родственных слов,
подчеркни безударную гласную, поставь ударение, выдели корень.
Бежала− бег, прибегала, бежавший.
9. Слова для запоминания.
Напиши слово
правильно, подчеркни нужную букву, поставь ударение. Составь предложение с этим
словом.
Пенал. Я положил пенал в портфель.
10. Парные звонкие и глухие согласные.
Подбери проверочное
слово, запиши слово правильно, подчеркни сомнительную согласную.
Гриб— грибы.
11. Непроизносимые согласные.
Подбери
проверочное слово, запиши слово правильно, подчеркни согласную.
Местность- место.
12. Двойные согласные.
Запиши слово
правильно, подчеркни нужные буквы, подбери ещё три слова на это правило. Аллея, группа, касса, фотоаппарат.
13. Безударная гласная в приставке или
суффиксе.
Запиши слово
правильно, обозначь приставку или суффикс, подбери ещё три слова с этой
приставкой или суффиксом.
Зашёл, забрал, залёг,
зашевелился.
Беленький, зелёненький, светленький, маленький.
14.
Разбор слова по составу.
Запиши
слово, правильно разбери его.
Лесник
15.
Жягкий знак в конце имени с уществительного после шипящих.
Запиши слово
правильно, докажи, подбери ещё три слова на это правило.
Ночь — ж.р., дочь,печь,речь.
Плащ — м.р., мяч, нож, обруч.
16. Правописание приставок и предлогов.
Запиши
правильно, подбери ещё три примера на это правило.
Вошёл, зацепил, порезал, срубил.
К лесу — к ( дремучему) лесу, у реки, с другом, в земле.
17. Безударные падежные окончания существительных.
Запиши слово
правильно.
Писал (в чем?) в тетради − 3-е скл., П.п.
18.Безударные гласные в окончаниях прилагательных.
Выпиши
имя прилагательное вместе с именем существительным, к которому оно относится,
поставь вопрос, выдели окончание.
какое?
Весеннее солнце
19. Безударные личные окончания глаголов.
Запиши слово правильно.
Строят ( строить , ΙI спр.)
Читаешь ( читать , Ι спр.)
20. Глаголы 2-го лица единственного числа.
Запиши
слово правильно, выдели окончание, подбери ещё три слова.
Играешь − 2 л., ед. ч.; бегаешь, прыгаешь.
21.
Правописание не с глаголами.
Запиши
правильно, подчеркни пробел, подбери ещё три слова.
Не_ мог, не сделал, не_ получил, не_ решил.
22. Правописание
глаголов на — ться, -тся.
Запиши слово
правильно, подбери другие слова.
Лениться
( что делать?), лечиться,
путаться,
учиться.
Строится (что делает?), просится,видится,
радуется.
23. Знаки препинания.
Запиши
предложение правильно, объясни знаки препинания, составь схему этого
предложения.
Сидите в траве, зайчата, не
шевелитесь!
!
Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку
Прежде чем делать работу над ошибками, нужно понять, что это за ошибки!
Если ошибки сделаны на изученные орфограммы, то выполнить работу над ошибками по образцу.
Если в слове допущена ошибка на написание буквы, обозначающей гласный или согласный звук (кроме пропуска, перестановки, замены букв, буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, чт, щн, нч, нщ, рщ и заглавной буквы), то слово нужно мысленно разобрать по составу и узнать, в какой части слова допущена ошибка.
Если орфограмма не изучена, то слово написать 3-5 раз (до конца строки), обозначить ударение, подчеркнуть место ошибки.
1. Ошибки в построении предложения.
Напиши предложение правильно.
2. Точка, вопросительный или восклицательный знак в конце предложения.
Напиши предложение правильно, подчеркни знак в конце предложе-ния.
Добрый пример лучше ста слов.
3. Заглавная буква в начале предложения.
Напиши предложение правильно, подчеркни первую букву. Самая маленькая птичка – колибри.
4. Пропуск, перестановка, замена букв.
Напиши слово правильно 3-5 раз (до конца строки), раздели на слоги, обозначь ударение, подчеркни место ошибки.
стро»йка стро»йка стро»йка
5. Перенос слов.
Напиши все варианты переноса слова.
Ру-чейки, ручей-ки. Оси-на.
6. Деление на слоги, ударение.
Напиши слово, раздели на слоги, обозначь ударение.
Воробе»й, учи»тель, това»рищ.
7. Заглавная буква в именах людей, кличках животных,
в названиях стран, городов, деревень, улиц, озёр, рек, морей, океанов.
Напиши слово правильно, подчеркни заглавную букву. Придумай
и запиши ещё 2 слова на это правило.
Саша, Мурзик, Санкт-Петербург, Россия.
8. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, чт, щн, нч, нщ, рщ.
Напиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Придумай
и запиши ещё 2 слова на это правило.
Жил, жизнь, чижи. Кочка, ночка, почка.
9. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных звуков на письме.
Напиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.
Мальчик, большой, рысь.
10. Разделительный мягкий знак.
Напиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.
Вьюга, деревья, обезьяна.
11. Разделительный твёрдый знак.
Напиши слово правильно, подчеркни орфограмму.
Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.
Объём, объяснил, подъезд.
12. Правописание непроверяемой буквы (словарное слово). Напиши слово правильно, поставь ударение, подчеркни место ошиб-ки. Придумай и запиши ещё 2 однокоренных (родственных) слова.
Пена»л, пена»льчик, пена»льный.
13. Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.
Напиши слово правильно, поставь ударение, выдели корень, подчеркни орфограмму, напиши проверочное слово. Придумай и запиши ещё 2 однокоренных (родственных) слова на это правило.
Моря» (мо»ре), морско»й, моря»к.
14. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Напиши слово правильно, выдели корень, подчеркни орфограмму,
напиши проверочное слово. Придумай и запиши ещё 2 однокорен-
ных (родственных) слова на это правило.
Город(города), городской, городки.
15. Непроизносимая согласная в корне слова.
Напиши слово правильно, выдели корень, подчеркни орфограмму,
напиши проверочное слово. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.
Свистнул (свисток), честный (честь), прекрасный (прекрасен).
16. Двойные согласные.
Напиши слово правильно, укажи, в какой части (частях) слова пишутся двойные согласные, раздели слово для переноса.
Бассейн, бас-сейн.
Рассказ, рас-сказ.
Весенний, ве-сен-ний.
Раскрашенный, рас-кра-шен-ный.
17. Правописание предлога со словом.
Выпиши предлог и слово, к которому относится этот предлог. Докажи раздельное написание предлога со словом: между предлогом и словом поставь ещё слово.
К (какому?) берегу — к крутому берегу.
У меня – у (кого?) меня.
18. НЕ с глаголами.
Напиши глагол с НЕ раздельно. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.
Не был, не выучил, не знал.
19. Правописание приставок.
Напиши слово правильно, выдели в нём приставку. Придумай и запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
Полетели, побежали, поплясали.
20. Правописание слов с шипящим звуком на конце.
Напиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.
м. р. м. р. м. р.
Шалаш, сторож, камыш.
ж. р. ж. р. ж. р.
Дочь, ночь, речь.
мн. ч., Р. п. мн. ч., Р. п. мн. ч., Р. п.
С крыш, много задач, из-за туч.
кр. прил. кр. прил. кр. прил.
Кипуч, могуч, скрипуч.
н. ф. гл. н. ф. гл. н. ф. гл.
Беречь, увлечь, стеречь.
2 л., ед. ч. 2 л., ед. ч. 2 л., ед. ч.
Пишешь, играешь, читаешь.
21. Мягкий знак в начальной форме глаголов перед —ся .
Задай к глаголу вопрос, напиши слово правильно, подчеркни орфо- грамму. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.
(Что делать?) смеяться, умываться, кататься.
(Что делает?) смеётся, улыбается, катается.
22. Правописание суффиксов.
Напиши слово правильно, выдели в нём суффикс, запиши ещё 2 слова с этим суффиксом.
Липовый, дубовый, кленовый.
Если слово можно просклонять, запиши в скобках существительное в форме родительного падежа.
Замочек (нет замочка). Ключик (нет ключика).
В глаголах прошедшего времени перед – л пишется тот же суффикс, что и перед – ть в неопределённой форме.
Напиши глагол, образуй неопределённую форму, выдели суффиксы.
Клеил – клеить, сеял – сеять, слышал – слышать.
Наречия с приставками до-, из-, с- имеют суффикс –а или –о. Наречия с приставками в-, на-, за- имеют суффикс –о.
Напиши слово, укажи приставку и суффикс.
Сначала, изредка, дочерна. Вправо, налево, засветло.
23. Правописание безударных окончаний имён существительных.
Устно поставь существительное в начальную форму. Определи склонение, падеж, подумай, какое будет окончание.
Напиши существительное со словом, от которого оно зависит, выдели окончание.
1 скл., П. п.
Сидели на скамейке .
24. Правописание безударных окончаний имён прилагательных.
Устно определи род, число, падеж прилагательного по существитель-
ному, подумай, какое будет окончание.
Выпиши прилагательное вместе с тем существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от существитель-
ного, выдели окончание.
м.р., ед.ч., Д. п.
К лесу (какому?) дальнему .
25. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Устно определи время глагола.
Если глагол стоит в настоящем или будущем времени, поставь глагол в неопределённую форму. Определи гласную перед ть, подумай, какое спряжение у глагола и какую гласную следует писать в окончании.
Напиши глагол, выдели окончание.
I спр. I I спр.
Читает – читать; смотрит – смотреть (искл.),
I I спр.
ставит – ставить.
Если глагол стоит в прошедшем времени, поставь местоимение (он, она, оно) к глаголу, подумай, какое будет окончание.
Напиши глагол, выдели окончание.
солнышко скрылось (оно скрылось)
26. Сложные слова.
Выпиши слово, выдели корни, подчеркни соединительную гласную.
Корнеплод, паровоз.
27. Падежи имён существительных.
Вспомни название падежей и падежные вопросы!
Найди слово, к которому относится имя существительное, поставь
от него вопрос, выпиши словосочетание. По вопросу и предлогу определи падеж.
Над озером кружились чайки.
Т. п.
кружились (над чем?) над озером
28. Однородные члены предложения.
Напиши предложение. Правильно поставь знаки препинания. Подчеркни однородные члены предложения и слово, от которого они зависят.
сущ. сущ. сущ. гл.
Грачи, скворцы и жаворонки улетели в тёплые края.
29. Сложное предложение.
Напиши предложение. Правильно расставь знаки препинания.
Подчеркни грамматические основы. Укажи части речи. сущ. гл. сущ. гл.
Каштанка обиженно заскулила, а гусь вытянул шею и
гл.
заговорил.
30. Разбор по членам предложения с указанием частей речи.
Напиши предложение. Подчеркни главные члены. Укажи части речи.
Подчеркни второстепенные члены предложения. Укажи части речи.
пр. сущ. гл. прил. сущ.
В лесу цветут душистые ландыши.
сущ.- существительное нареч. — наречие
прил.- прилагательное пр. — предлог
гл.- глагол с.- союз