Поседевшие бакенбарды лексическая ошибка допущена

Ответка

Задайте свой вопрос и получите ответ от профессионального преподавателя. Выберите лучший ответ.

Задать вопрос

  • Подготовка к ЕГЭ

  • Подготовка к ОГЭ

  • Подготовка к олимпиаде

  • Сочинение

  • Грамматика

  • Для взрослых

    Задать вопрос

    • Все вопросы

    Яна





    Русский язык


    10 — 11 классы




    25.04.2020 13:43

    Ответы на вопрос

    Записаться

    Бесплатные вебинары с ответами на все вопросы у нас на канале!

    Смотреть

    Репетиторы в городах:

    • Репетитор в Самаре
    • Репетитор в Курлово
    • Репетитор в Владикавказе
    • Репетитор в Унече
    • Репетитор в Новосибирске
    • Репетитор в Ишимбае
    • Репетитор в Алупке
    • Репетитор в Семенове
    • Репетитор в Липках
    • Репетитор в Гагарине
    • Репетитор в Хабаровске

      Репетиторы по предметам:

      • Репетитор по русскому языку
      • Репетитор по английскому языку
      • Репетитор по немецкому языку
      • Репетитор по математике
      • Репетитор по биологии
      • Репетитор по физике
      • Репетитор по химии
      • Репетитор по французскому языку
      • Репетитор по итальянскому языку
      • Репетитор по китайскому языку

        Главная

        Главная

        Персональный сайт учителя русского языка и литературы Гордеевой Л.Н.

        • Главная
          • Новости
          • О сайте
          • О себе
          • Награды
          • Выступления, публикации
          • Результаты
        • Методкопилка
          • Уроки русского языка
          • Уроки литературы
          • Подготовка к итоговому сочинению
          • Примеры итоговых сочинений
          • Правила и определения
          • Рабочие программы
          • Творческие работы
          • Классному руководителю
            • Разработки родительских собраний
            • Разработки внеклассных занятий
        • Контрольные работы
          • КР по русскому языку (5 класс)
          • КР по русскому языку (6 класс)
          • КР по русскому языку (7 класс)
          • КР по русскому языку (8 класс)
        • Подготовка к ВПР
          • Тестовые задания ВПР
          • ВПР по русскому языку (4 класс)
          • ВПР по русскому языку (5 класс)
          • ВПР по русскому языку (6 класс)
          • ВПР по русскому языку (7 класс)
          • ВПР по русскому языку (8 класс)
          • Коллекция текстов для ВПР
        • Подготовка к ОГЭ
          • Варианты по заданиям ОГЭ
          • Тренировочные варианты ОГЭ
          • Онлайн-тесты ОГЭ (русский язык)
          • Каталог заданий ОГЭ
          • Темы для сочинения-рассуждения
          • Подготовка к сочинению (9.3)
          • Коллекция текстов
          • Коллекция текстов для изложения
          • Учебные тесты ОГЭ
        • Подготовка к ЕГЭ
          • Варианты по заданиям ЕГЭ
          • Тренировочные варианты ЕГЭ
          • Онлайн-тесты ЕГЭ (русский язык)
          • Каталог заданий ЕГЭ
          • Коллекция текстов для ЕГЭ
          • Банк аргументов для сочинений ЕГЭ
          • Тексты ЕГЭ с сайта ОБЗ ФИПИ
          • Примеры сочинений ЕГЭ
        • Ученикам
        • Родителям

        Вы здесь

        Версия для печатиPDF

        Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

        Бакенбарды у Базарова были песчаного цвета.


        Правильный ответ: песочного

        Пояснение

        Бакенбарды у Базарова были песочного цвета.

        Связи с вариантами

        Авторские права (Copyright) © 2023,

        кЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК, ИСПРАВЛЯЕМЫХ И УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ РАБОТЫ УЧАЩЕГОСЯ

        (по рекомендациям ФИПИ)

        Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.

        Вид ошибки

        Примеры

        Р1

        Употребление слова в несвойственном ему значении

        Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
        Благодаря пожару, лес сгорел.

        Р2

        Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов

        Таким людям всегда удается объегорить других.
        Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака.

        Р3

        Неудачное употребление местоимений

        Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю;
        У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

        Р4

        Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов

        По задумке автора, герой побеждает;
        Молчалин работает секретарем Фамусова;
        В романе А.С. Пушкина имеют место лирические отступления;
        Автор то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
        Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал;
        Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

        Р5

        Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

        В таких случаях я взглядываю в словарь.

        Р6

        Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте

        Были приняты эффектные меры;
        Имя этого поэта знакомо во многих странах;
        В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься;
        грампластинка не сказала еще своего последнего слова.

        Р7

        Нарушение лексической сочетаемости

        Автор использует художественные особенности.

        Р8

        Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

        Молодой юноша; очень прекрасный.

        Р9

        Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

        В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

        Р10

        Неоправданное повторение слова

        Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им.

        Р11

        Бедность и однообразие синтаксических конструкций

        Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

        Р12

        Употребление лишних слов, лексическая избыточность

        Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом позаботится книжный наш магазин.

        логические ошибки (Л) – связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.

        Вид ошибки

        Примеры

        Л1

        Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте

        На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова;
        Он облокотился спиной на батарею;
        За хорошую учебу и воспитание детей родители обучающихся получили благодарственные письма от администрации школы.

        Л2

        Нарушение причинно-следственных отношений

        В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо.

        Л3

        Пропуск звена в объяснении, «логический скачок».

        Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка.

        Л4

        Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению)

        Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь… Но как это сделать?

        Л5

        Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица)

        Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы снежных равнин.

        Л6

        Сопоставление логически несопоставимых понятий

        Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей.

        Композиционно-текстовые ошибки

        Л7

        Неудачный зачин

        Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор…

        Л8

        Ошибки в основной части

        а). Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.
        б). Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений.
        в). Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла.

        Л9

        Неудачная концовка

        Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли.

        Фактические ошибки (Ф) – разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий приводит факты, противоречащие действительности, дает неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом (фоновые знания).

        Вид ошибки

        Примеры

        Ф1

        Искажение содержания литературного произведения, неправильное толкование, неудачный выбор примеров

        Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором;
        Ленский вернулся в свое имение из Англии;
        Счастьем для Обломова было одиночество и равнодушие.

        Ф2

        Неточность в цитате. Отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты.

        Книга очень много для меня значит, ведь еще Ленин сказал: «Век живи – век учись!»

        Ф3

        Незнание исторических и др. фактов, в том числе временное смещение.

        Великая Отечественная война 1812 года;
        Столица США — Нью-Йорк.

        Ф4

        Неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев. Искажения в названиях литературных произведений, их жанров.

        Тургеньев; «Тарас и Бульба»; в повести Тургенева «Преступление и наказание».

        Этические ошибки (Э) – нарушение в работе системы ценностей и правил этики: высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявления речевой агрессии, жаргонные слова и обороты.

        Вид ошибки

        Примеры

        Э1

        Речевая некорректность.
        Проявление речевой агрессии: грубое, оскорбительное высказывание; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме; угроза, грубое требование, обвинение, насмешка; употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго; высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности

        Мне хотелось бы сделать автору замечание за его неумение передавать свои мысли.
        Этот текст меня бесит; Нужно быть полностью сумасшедшим, чтобы читать книги сегодня; Почему школьная программа принуждает к прочтению всего старья, что именуется классикой?
        Михалков в своём репертуаре! Пишет детские книги, поэтому и требует, чтобы читали именно в детстве. Это настоящий пиар! Нечего морочить людям мозги устаревшими истинами.

        Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т. е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.

        Вид ошибки

        Примеры

        Г1

        Ошибочное словообразование. Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола (личных форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий)

        Благородность, чуда техники, подчерк, надсмехаться; более интереснее, красивше; с пятистами рублями; жонглировал обоими руками, ихнего пафоса, вокруг его ничего нет; сколько нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности; им двигает чувство сострадания; ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста; вышев на сцену, певцы поклонились.

        Г2

        Нарушение норм согласования

        Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

        Г3

        Нарушение норм управления

        Нужно сделать природу более красивую. Все удивлялись его силой.

        Г4

        Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого

        Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения.
        Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.

        Г5

        Ошибки в построении предложения с однородными членами

        Страна любила и гордилась поэтом.
        В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

        Г6

        Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

        Читая текст, возникает такое чувство сопереживания.

        Г7

        Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

        Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

        Г8

        Ошибки в построении сложного предложения

        Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.
        Человеку показалось то, что это сон.

        Г9

        Смешение прямой и косвенной речи

        Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

        Г10

        Нарушение границ предложения

        Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.

        Г11

        Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

        Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

        Г12

        Пропуск члена предложения (эллипсис)

        На собрании было принято (?) провести субботник.

        Г13

        Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится

        Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника.
        В тексте всего раскрываются две проблемы.

                                                          Классификация речевых ошибок.

         Синтаксические ошибки:

        1. В структуре словосочетания

        • Нарушение управления.  “Я бы хотел уделить свое внимание на духовную деятельность”. (Уделить внимание чему? Обратить внимание на что?).
        • Двойное использование зависимого слова. “ Наташа никак не оценивает и не вдумывается в то, что делает”. (Не оценивает что? Не вдумывается во что?)
        • Неправомерное объединение грамматических конструкций.  “ XIX век русской литературы ознаменовался исканиями авторов героев нового вида “. (Исканиями кого? – авторов, исканиями кого? – героев).

        2. В структуре предложения.

        • Ошибки в построении предложения с деепричастием и деепричастным оборотом.  “ Видя, как матери ждут домой своих любимых сыновей ,  которые пропали без вести , сердце кровью обливается”. (Сердце видит?).
        • Ошибки в построении предложения с однородными членами.  “ Москва – это символ всего русского народа, который пережил больше страданий, чем кто – либо на Земле, и, несмотря на сложную судьбу, сумевший сохранить достоинства, веру и любовь к жизни. ” (Который сумел?)
        • Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.  “ В романе Михаила Булгакова показана вся мужественность и храбрость жителей города.”
        • Разрыв конструкций. “ Действие повести В. Быкова “Сотников” происходит во время войны, на фронте. Где встречаются два героя, два характера – Сотников и Рыбак”.
        • Неудачная замена знаменательного слова местоимением. ” Онегин старается пресечь эту любовь провинциальной девушки, чтобы не позволить ей ( кому? – девушке или любви?) сломать свою ( чью? —  ее или его?) жизнь”.
        • Пропуск слова. ” После смерти на дуэли Ольга недолго горевала о Владимире”.( Смерти кого?).
        • Нарушение порядка слов. “ В “ Белой гвардии” с исторической точки зрения были правдиво изложены все реалии советской жизни в нелегкие годы для нашей страны (… в нелегкие для нашей страны годы).
        • Лексические ошибки.

        1.Употребление слова в несвойственном ему значении.

        2.  Нарушение лексической сочетаемости.“ Наш народ выстоял, потому что верил в неминуемую победу”.

        3.Стилистические ошибки.

        1. Использование слов иной стилевой окраски. ”Представители “ темного царства” взяли под свой контроль город Калинов”.

        2. Неоправданный повтор слова.

        3. Тавтология. ” Безотрадна цветовая гамма цветов, использованная Ф. М. Достоевским в романе”.

        4. Плеоназм. ” Наташа и Соня взаимно любили друг друга”.

        РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

        1.СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (нарушения норм формального синтаксиса): а) нарушения структурных границ предложения, неоправданная парцелляция]: «Отправился он на охоту. С собаками». «Гляжу. Носятся мои собаки по полю. Гоняют зайца»; б) нарушения в построении однородных рядов: выбор в ряду однородных членов разных форм: «Девушка была румяной (полн. ф.), гладко причесана (крат. ф.)»; в) различное структурное оформление однородных членов, например, как второстепенного члена и как придаточного предложения: «Я хотел рассказать о случае с писателем и почему он так поступил (и о его поступке); д) cмешение прямой и косвенной речи: «Он сказал, что я буду бороться» (имеется в виду один и тот же субъект — «Он сказал, что он будет бороться»); е) нарушение видо-временной соотнесенности однородных членов предложения или сказуемых в главном и придаточном предложениях: «Идет (наст. вр.) и сказал (прош. вр)», «Когда он спал, то видит сон»; ж) oтрыв придаточного от определяющего слова: «Одна из картин висит перед нами, которая называется «Осень».

        2. КОММУНИКАТИВНЫЕ ОШИБКИ (нарушение норм, регулирующих коммуникативную организацию высказывания:

        а) СОБСТВЕННО КОММУНИКАТИВНЫЕ ОШИБКИ (нарушение порядка слов и логического ударения, приводящее к созданию ложных семантических связей): «Кабинет заставлен партами с небольшими проходами» (не у парт проходы). «Девочки сидят на лодке килем вверх»;

        б) ЛОГИКО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ОШИБКИ (нарушения понятийно-логической стороны высказывания): 1) подмена субъекта действия: «У Лены очертания лица и глаза увлечены фильмом» (сама Лена увлечена); 2) подмена объекта действия: «Мне нравятся стихи Пушкина, особенно тема любви»; 3) нарушение операции приведения к одному основанию: «Дудаев — лидер горной Чечни и молодежи»; 4) нарушение родо-видовых отношений: «Нетрудно спрогнозировать тон предстоящих гневных сходок — гневные речи в адрес режима и призывы сплотить ряды»; 5) нарушение причинно-следственных отношений: «Но он (Базаров) быстро успокоился, т.к. не очень верил в нигилизм»; 6) соединение в одном ряду логически несовместимых понятий: «Он всегда веселый, среднего роста, с редкими веснушками на лице, волосы немного по краям кудрявые, дружелюбный, необидчивый».

        С нашей точки зрения, высказывания, содержащие такие нарушения, свидетельствуют, что «сбой» происходит не во внутренней речи, не по причине незнания пишущим логических законов, а при перекодировании, при переводе мыслительных образов в словесную форму из-за неумения точно «расписать» логические роли в высказывании (оформить группы объекта, субъекта, соотнести их друг с другом, с предикатом и т.п.). Раз так, то логические нарушения — свойства речи, ставить их в один ряд с фактическими и выносить за пределы речевых ошибок неправомерно.

        в) КОНСТРУКТИВНО-КОММУНИКАТИВ-НЫЕ ОШИБКИ (нарушения правил построения высказываний): 1) отсутствие связи или плохая связь между частями высказывания: «Живут они в деревне, когда я приезжал к нему, то видел его красивые голубые глаза»; 2) употребление деепричастного оборота вне связи с субъектом, к которому он относится: «Жизнь должна быть показана такой, как есть, не приукрашивая и не ухудшая ее»; 3) разрыв причастного оборота: «Между записанными темами на доске разница невелика».

        г) ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВ-НЫЕ ОШИБКИ (или семантико-коммуникативные). Этот тип нарушений сближается с предыдущим, но отличается тем, что ухудшение коммуникативных свойств речи здесь происходит не по причине неудачного, неправильного структурирования высказывания, а по причине отсутствия части информации в нем или ее избытка: 1) неясность первичной интенции высказывания: «Мы неразрывно связаны со страной, у нас с ней главный удар, это удар на мир»; 2) незаконченность всего высказывания: «Я сама люблю растения, а поэтому меня радует, что летом наше село становится таким неузнаваемым» (требуется дальнейшее пояснение, в чем проявляется данный признак села). » Биография его коротка, но за ней очень много»; 3) пропуск необходимых слов и части высказывания: «У Безухова много событий, которые играют отрицательную роль» (пропущен локальный уточнитель «в жизни» и локальный уточнитель второй части высказывания, например, «в его судьбе»); 4) смысловая избыточность (плеоназмы, тавтология, повторы слов и дублирование информации): «Он со всеми своими душевными силами начал работать над этой темой». «Когда он грустит, лицо сморщенное, в лице грусть»;

        д) СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (нарушение требований единства функционального стиля, неоправданное употребление эмоционально-окрашенных, стилистически маркированных средств). Данные нарушения могут состоять в неоправданном употреблении слова, но проявляются они только на уровне предложения: 1) употребление разговорно-просторечных слов в нейтральных контекстах: «Корабль наткнулся на скалу и проткнул себе брюхо»; 2) употребление книжных слов в нейтральных и сниженных контекстах: «Первым делом она достает из холодильника все компоненты супа»; 3) неоправданное употребление экспрессивно окрашенной лексики: «На американское посольство напала парочка разбойников и захватила посла»; 4) неудачные метафоры, метонимии, сравнения: «Это — вершина айсберга, на которой плывет в море проблем омская швейная фабрика».

        РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ НА УРОВНЕ ТЕКСТА

        Все они носят коммуникативный характер.

        1. ЛОГИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ: а) нарушение логики развертывания мысли: «Мне нравится, что он такой умный, не пытается никому сделать зло. Чацкий даже не думал, что его поставят в такое положение»; б) oтсутствие связей между предложениями: «0на очень хотела выйти замуж за такого, как Онегин, потому что он увлекается литературой, т.к. она тоже любила ее. Потом Пушкин открывает галерею великих русских женщин»; в) нарушение причинно-следственных отношений: «С приездом Чацкого в доме ничего не изменилось. Не было той радушной встречи. А к его приезду отнеслись никак. На протяжении пьесы дня Чацкий много выясняет, и к вечеру пьеса близится к концу, т.е. отъезд Чацкого»; г) oперации с субъектом или объектом: «Всех своих героев автор одарил замечательными качествами. Манилов (доброжелательность), Коробочка (домовитость), Плюшкин (бережливость). Но все эти качества доминируют над ними, заполняют всю их сущность и поэтому мы смеемся над ними»; д) нарушения родо-видовых отношений: «Нестабильность в стране усугубляется попытками оппозиции наступления на власть. Тут и попытки устроить очередной шумный скандал в Госдуме, связанный с постановлением о досрочном прекращении полномочий Президента по состоянию здоровья, и ожидание «судьбоносных» грядущих форумов, и возмущение решениями правительства».

        2. ГРАММАТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ: а) нарушения видо-временной соотнесенности глагольных форм в разных предложениях текста: «Чацкий в готовой программе заявляет все свои требования. Довольно часто он позорил кумовство и угодничество, никогда не смешивает дело с весельем и дурачеством»; б) нарушение согласования в роде и числе субъекта и предиката в разных предложениях текста: «Я считаю, что Родина — это когда каждый уголок напоминает о прошедших днях, которые уже нельзя вернуть. Которое ушло навсегда и остается только помнить о них».

        3. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ: а) информационно-семантическая и конструктивная недостаточность (пропуск части высказывания в тексте): «Oни были величайшими гуманистами. И на этом, по их мнению, нужно строить будущее общество»; б) информационно-семантическая и конструктивная избыточность (нагромождение конструкций и избыток смысла): «В портрете Татьяны Пушкин дает не внешний облик, а скорее внутренний портрет. Она очень страдает, что он не может ей ответить тем же. Но тем не менее она не меняется. Все остается такая же спокойная, добрая, душевная»; в) несоответствие семантики высказываний их конструктивной заданности: «По мне должно быть так: когда ты со своими ведешь речь — одна позиция. А когда вступаешь в контакты с представителями других политических взглядов, то тут все должно быть так же, но только с еще большим вниманием к просьбам и предложениям» (конструктивно задано противопоставление, но высказывания эту конструктивную направленность не отражают); г) неудачное использование местоимений как средства связи в тексте: «Лишь изредка их доставляли со стороны. Остальное выращивалось в усадьбе. Генералиссимус признавал отдых лишь в парковой зоне усадьбы, где был посажен сад с птицами в клетках и выкопан пруд с карпами. Ежедневно во второй половине дня он посвящал несколько минут кормлению птиц и рыб. Там он работал с секретарем. Он готовил всю информацию» (неясно: кто он? Сад, генералиссимус, секретарь?); д) повторы, тавтология, плеоназмы: «Есенин любил природу. Природе он уделял много времени. Много стихов он написал о природе».

        Аналогичным образом можно рассматривать и стилевые нарушения на уровне текста. Следует заметить, что к ним мы относим также бедность и однообразие синтаксических конструкций, т.к. тексты типа: «Мальчик был одет просто. Он был одет в подбитую цигейкой куртку. На ногах у него были одеты проеденные молью носки» — свидетельствуют не о синтаксических сбоях, а о неумении пишущего разнообразно изложить свои мысли, придав им стилевое богатство. Речевые нарушения на уровне текста более сложны, чем на уровне высказывания, хотя «изоморфны» последним. Приведенные выше примеры убедительно демонстрируют, что текстовые нарушения, как правило, носят синкретичный характер, т.е. здесь нарушаются логические, лексические, конструктивные стороны организации данной речевой единицы. Это закономерно, т.к. текст (или микротекст) строить труднее. Необходимо удерживать в памяти предыдущие высказывания, общую идею и семантику всего текста, конструируя его продолжение и завершение.

        Виды речевых ошибок

        Блок информации

        Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штам­пы,  неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов;  экспрессивных средств,  неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.

        п/п

        Вид ошибки Примеры

        Р1

        Употребление слова в несвойственном ему значении

        Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Благодаря пожару, лес сгорел.

        Р2

        Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов

        Таким людям всегда удается объегорить других. Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака.

        Р3

        Неудачное употребление местоимений

        Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю; У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

        Р4

        Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов

        По задумке автора, герой побеждает; Молчалин работает секретарем Фамусова; В романе А.С. Пушкина имеют место лирические отступления; Автор то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал; Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

        Р5

        Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

        В таких случаях я взглядываю в словарь.

        Р6

        Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте

        Были приняты эффектные меры; Имя этого поэта знако­мо во многих странах; В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься; грампластинка не сказала еще своего последнего слова.

        Р7

        Нарушение лексической сочетаемости

        Автор использует художественные особенности.

        Р8

        Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

        Молодой юноша; очень прекрасный.

        Р9

        Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

        В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

        Р10

        Неоправданное повторение слова

        Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им.

        Р11

        Бедность и однообразие синтаксических конструкций

        Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

        Р12

        Употребление лишних слов, лексическая избыточность

        Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом позаботится книжный наш магазин.

        Тренировочные упражнения

        Задание 1. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки.

        1. Иванов, ты обратно опаздываешь на лекцию.

        2. Наша родина подвергалась нашествию германского фашизма.

        3. Вокруг была кромешная темнота.

        4. Они готовы оказать школе любую благодарность, лишь бы ребенок стал студентом.

        5. Сотрудниками милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов.

        6. Оформление вашей курсовой работы желает много лучшего.

        7. Спят березки в подвенечном саване. 8. В парке стоит прекрасная архитектура.

        8. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

        9. Наша страна занимает не последнее место по производству промышленности.

        10. Однажды я попытался высказать свои мысли на этот вопрос.

        Задание 2. Найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов

        1. Этот фильм – настоящий бестселлер.

        2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.

        3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.

        4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных.

        5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.                                                                

        СЛОВАРЬ

        БЕСТСЕЛЛЕР – пользующаяся повышенным спросом книга, издаваемая большими тиражами.  

        ШОП-ТУР – поездка (обычно за границу) с целью приобретения вещей, продуктов и т. п.

        СТАГНАЦИЯ – застой в производстве, торговле.

        КОТТОНОВЫЙ – хлопчатобумажный.

        ЭМИГРАНТ – переселенец из своей страны в какую-либо другую. ИММИГРАНТ – иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное  жительство.

        Задание 3. Отметьте случаи лексической несочетаемости слов.

        1. Проявить желание, проявить заботу, проявить, дисциплину, проявить медлительность, проявить уважение, проявить грубость, проявить порядок, проявить равнодушие.

        2. Достичь успеха, достичь повышения, достичь порядка, достичь победы, достичь выполнения, достичь счастья.

        3. Оказать доверие, оказать содействие, оказать дружбу, оказать невнимание, оказать возражение, оказать помощь.

        4. Допустить ошибку, допустить неосведомленность, допустить дефекты, допустить грубость, допустить беспорядок.

        5. Провести совещание, провести оценку, провести перестройку, провести организацию, провести реконструкцию.

        6. Изжить недостатки, изжить потери, изжить бесхозяйственность, изжить грязь в помещении.

        Задание 4. Выберите из слов в скобках необходимые  (с учетом лексической сочетаемости слов)

         1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть  (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречен (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.

        2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых  ученых, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).

        Задание 5. Найдите в предложенных текстах ошибки в словоупотреблении и исправьте их.

        1.Они работали как самые отъявленные специалисты.

        2.Наши воины совершили много геройских подвигов.

        3.Правдивое изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен только усилило воздействие этого фильма.

        4.Шолохов изобразил образы трех коммунистов.

        5.Возьми хлеб себе, он все равно бесполезно пропадает.

        6.Он смотрел из окна поезда на проносящуюся мимо кавалькаду скал, деревьев, кустов.

        7.С тихим шумом лопались почки, гудели ранние пчелы.

        8.Налицо незаконное растаскивание казенного имущества.

        9.Численность рабочего дня в хирургическом отделении была ненормированной.

        10.За добросовестный труд доктор Петров был предоставлен к награде.

        Задание 6. Выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании

        1. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье).

        2. (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок, (деревянная, древесная) кора, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.

        Задание 7. Найдите нарушения лексических норм, объясните причины речевых ошибок.

        1. Он учился в музыкальной консерватории.

        2. Состоялся обмен имеющимся опытом.

        3. Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее.

        4. Эрмитаж – ценнейшая сокровищница культуры.

        5. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору.

        6. Роскошный внутренний интерьер дворца запомнится надолго.

        7. Пожар способствует ожогам.

        8. Осуществляется лечение вирусов, вызывающих рак.

        9. Вы можете задать интересующие вас вопросы.

        10. Чистота окружающей среды вызывает все возрастающую тревогу.

        Задание 8. Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность

        1. Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню.

        2. От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал.

        3. Сергей – настоящий меломан пения и музыки.

        4. Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка.

        5. Он крепко держал в своих руках штурвал руля.

        6.Все гости получили памятные сувениры.

        Употребление в речи по смыслу и потому логически излишних слов называется ПЛЕОНАЗМОМ

        Задание 9. Выпишите слова, употребленные без учета значения, исправьте ошибки.

        1.В 14 веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры.

        2.Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание.

        3.Наш класс считается экономическим, то есть мы будущие менеджменты.

        4.Публика сканировала: «Браво, Сильвини!»

        5.Вся публика была уже в триумфе.

        6.На абзацах учебника по литературе приведены цитаты из произведений.

        7.Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт.

        8.В честь пришедших на вечер прозвучал концерт.

        9.Наконец-то обнаружены остатки царской семьи.

        10.Моей подруге вырезали аппендицит.

        Задание 10. Укажите неуместно употребленные однокоренные слова, замените их синонимами

        1. Писатель писал роман в послевоенные годы.      

        2. Лесник знает в своем лесничестве каждое деревце.

        3.Герои-подпольщики вели себя героически.

        4.Илюша говорил, что случился этот случай зимой.

        5. Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку.

        6. Активисты активно участвуют в работе.

        Повторение однокоренных слов или одинаковых морфем называется ТАВТОЛОГИЕЙ

        Задание 11. Найдите избыточные словосочетания.

        Главная суть, суть дела, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, демобилизоваться осенью, демобилизоваться из армии, дебют молодой балерины, впервые дебютировать, ввести в строй, постоянные еженедельные рубрики, еженедельные выступления, свободная вакансия.

        Задание 12. Исправьте предложения, определите тип речевой ошибки.

        1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло (единственный — «только один»).

        2. Школьный стадион прислонился к старому парку (примыкал).

        3. В зале ожидания находилось много командировочных (командированных).

        4. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным (показывать пример).

        5. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес (лишнее слово- проливной).

        6. Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи (играть роль).

        7. Наши воины свершили много геройских подвигов (героических).

        8. Эта выставка обогатит ваш кругозор (расширит).

        Задание 13. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

        1. В своей автобиографии Юрий Владимирович Никулин с благодарностью вспоминает талантливых артистов, с которыми ему довелось работать в цирке и на съёмочной площадке.

        2. На семинар собрались молодые физики – будущий передовой авангард отечественной науки.

        3. В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.

        4. Младшая дочь, регулярно навещавшая родителей, заметила, что с годами у матери, которой было за шестьдесят, стали появляться необоснованные вспышки негодования, иногда отдающие высоко­мерной спесью.

        5. Понятие в философии – это отвлечённая абстракция, представляющая собой обобщённое знание о предмете или явлении.

        6. На конференции выступающий большую половину своего доклада посвятил анализу развития машиностроительной отрасли.

        7. Вольфганг Амадей Моцарт начал обучаться музыке в раннем детстве и уже в четыре года впервые дебютировал как композитор, сочинив концерт для клавесина с оркестром.

        8. После фильма экскурсовод рассказал детям о самых интересных фактах биографии жизни великих художников-импрессионистов.

        9. Социализация представляет собой процесс, главная суть которого заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и учится эффективно взаимодействовать с другими людьми.

        10. Я напомню вам простую истину: вы родные братья и поэтому должны взаимно помогать друг другу.

        Задание 14. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово.

        1. Бóльшую половину жизни Матвей Семёнович ни о чём не беспокоился, жил на широкую ногу, много, но бесцельно путешествовал, а потом что-то резко изменилось: он стал много думать, занялся благотворительностью и даже начал писать книги.

        2. Время от времени глава семьи менял расстановку сил в собственном доме, одних возносил, других лишал на время полномочий, держал в грязном теле, с тем чтобы потом снова одарить вниманием и заботой.

        3. Поздней осенью, к великому удивлению всех в усадьбе, он неожиданно вернулся с двумя слепцами в неимущей одежде.

        4. В его позе было что-то от парадного портрета Вильгельма I; казалось, он взвешивал все за и против сделанного ему предложения и не спешил выразить ответ.

        5. Василий Алексеевич звёзд с неба не ловил, но всё же был довольно опытным в военном деле командиром, прошедшим хорошую школу в Семилетнюю войну.

        6. При этом в ряде регионов цены практически не изменятся, но будут и такие, где цена на отдельные товары подорожает в полтора раза и даже больше.

        7. Чувствуя себя одинокой в своём горе, Наташа бо́льшую половину времени, одна в своей комнате, сидела в углу дивана и пристально смотрела в одну точку.

        8. От литераторов критик требовал, чтобы они писали просто и доступно; от художественного произведения он ждал прежде всего ценного содержания, которое могло бы поднять кругозор читателя.

        9. Хороший руководитель, без всякого сомнения, заботится о своих подчинённых и стремится показывать им образец во всём.

        10. Когда мы бывали на концертах этого популярного артиста, его пение неизменно производило на нас фурор, и мы думали, что гóлоса прекраснее и быть не может, пока не оказались на выступлении Тимофея Дмитриевича.

        Тестовые задания

        Вариант 1

        1.Паронимами не являются слова

        а) идеалистический – идеалистичный

        б) умственный – интеллектуальный

        в) романтический – романтичный

        г) криминальный – криминогенный

        2. Правильно построены словосочетания

        а) продвигать кого-либо по должности

        б) повышать в должности

        в) ввести деятельность

        г) убедиться о достоинствах работы

        3. Сочетаются с неодушевленными существительными слова

        а) нестерпимый

        б) удачливый

        в) терпеливый

        г) терпимый

        4. Правильно построено словосочетание

        а) свободная вакансия

        б) монументальный памятник

        в) хронометраж времени

        г) обыкновенное чудо

        5. Правильно построено предложение

        а) Этот фильм оказал на нее просто неизгладимое впечатление.

        б) У меня складывается мысль, что вы неясно представляете себе ситуацию.

        в) Они сыграли главную роль в этой истории.

        г) Наконец-то этот ребус распутан: задержаны трое бандитов.

        6. Правильно построены предложения

        а) Если мы одержим успех на выборах, то изменим экономическую ситуацию.

        б) Я не хотел бы вдаваться в комментарии по этому вопросу.

        в) Мы получили неожиданные результаты.

        г) Спортсмен выполнил свои упражнения с пафосом.

        7. Правильно построены предложения

        а) Определить рейтинг политика непросто.

        б) Я против крайностей и скоропостижных выводов.

        в) Я не могу отказаться от искушения процитировать Достоевского.

        г) Оплатите, пожалуйста, за проезд.

        8. Правильными являются сочетания слов

        а) самоотверженный проступок

        б) главный приоритет

        в) презентовать ценный подарок

        г) тактический ход

        9. Правильными являются сочетания слов

        а) дельный взор

        б) деловой вид

        в) националистический бюджет

        г) сатиричное произведение

        10. Сочетаются с одушевленными существительными слова

        а) шумовой

        б) экономичный

        в) шумный

        г) громкий

        Вариант 2

        1. Лишним в синонимическом ряду является слово

        а) неуч

        б) невежа

        в) профан

        г) невежда

        2. Синоним к слову плеоназм

        а) избыточность

        б) тавтология

        в) образность

        г) красочность

        3. Правильно построены словосочетания

        а) прыгать с парашюта

        б) предпринять меры

        в) заслужил известность

        г) приобрел известность

        4. Сочетаются с одушевленными существительными слова

        а) маломощный

        б) экономичный

        в) экономный

        г) задушевный

        5. Правильно построено словосочетания

        а) выдающийся виртуоз

        б) высокий рейтинг

        в) одеть пальто

        г) заразная инфекция

        6. Правильно построено предложение

        а) Мы уделяем большое значение образованию наших школьников.

        б) Когда нервничаешь, частенько разыгрывается аппетит.

        в) Это не играет никакого значения.

        г) Фильм поможет зрителям получить мнение о России.

        7. Правильно построены предложения

        а) Нам не удалось предвосхитить эти события.

        б) Результаты выборов будут подведены после решения суда.

        в) Задачи, поставленные нами, достигнуты.

        г) Командированные шумели в кабинете администратора

        8. Правильными являются сочетания слов

        а) главная суть

        б) очевидный факт

        в) памятный сувенир

        г) тактическое обращение

        9. Правильно построены словосочетания

        а) гостиничный номер

        б) лесистая река

        в) предварительный аванс

        г) практический цвет

        10. Правильно построены словосочетания

        а) скоропостижное решение

        б) уменьшение стоимости

        в) прыгать с парашюта

        г) подорожание цен

        кЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК, ИСПРАВЛЯЕМЫХ И УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ РАБОТЫ УЧАЩЕГОСЯ

        (по рекомендациям ФИПИ)

        Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.

        Вид ошибки

        Примеры

        Р1

        Употребление слова в несвойственном ему значении

        Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
        Благодаря пожару, лес сгорел.

        Р2

        Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов

        Таким людям всегда удается объегорить других.
        Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака.

        Р3

        Неудачное употребление местоимений

        Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю;
        У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

        Р4

        Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов

        По задумке автора, герой побеждает;
        Молчалин работает секретарем Фамусова;
        В романе А.С. Пушкина имеют место лирические отступления;
        Автор то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
        Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал;
        Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

        Р5

        Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

        В таких случаях я взглядываю в словарь.

        Р6

        Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте

        Были приняты эффектные меры;
        Имя этого поэта знакомо во многих странах;
        В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься;
        грампластинка не сказала еще своего последнего слова.

        Р7

        Нарушение лексической сочетаемости

        Автор использует художественные особенности.

        Р8

        Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

        Молодой юноша; очень прекрасный.

        Р9

        Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

        В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

        Р10

        Неоправданное повторение слова

        Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им.

        Р11

        Бедность и однообразие синтаксических конструкций

        Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

        Р12

        Употребление лишних слов, лексическая избыточность

        Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом позаботится книжный наш магазин.

        логические ошибки (Л) – связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.

        Вид ошибки

        Примеры

        Л1

        Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте

        На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова;
        Он облокотился спиной на батарею;
        За хорошую учебу и воспитание детей родители обучающихся получили благодарственные письма от администрации школы.

        Л2

        Нарушение причинно-следственных отношений

        В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо.

        Л3

        Пропуск звена в объяснении, «логический скачок».

        Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка.

        Л4

        Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению)

        Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь… Но как это сделать?

        Л5

        Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица)

        Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы снежных равнин.

        Л6

        Сопоставление логически несопоставимых понятий

        Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей.

        Композиционно-текстовые ошибки

        Л7

        Неудачный зачин

        Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор…

        Л8

        Ошибки в основной части

        а). Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.
        б). Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений.
        в). Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла.

        Л9

        Неудачная концовка

        Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли.

        Фактические ошибки (Ф) – разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий приводит факты, противоречащие действительности, дает неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом (фоновые знания).

        Вид ошибки

        Примеры

        Ф1

        Искажение содержания литературного произведения, неправильное толкование, неудачный выбор примеров

        Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором;
        Ленский вернулся в свое имение из Англии;
        Счастьем для Обломова было одиночество и равнодушие.

        Ф2

        Неточность в цитате. Отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты.

        Книга очень много для меня значит, ведь еще Ленин сказал: «Век живи – век учись!»

        Ф3

        Незнание исторических и др. фактов, в том числе временное смещение.

        Великая Отечественная война 1812 года;
        Столица США — Нью-Йорк.

        Ф4

        Неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев. Искажения в названиях литературных произведений, их жанров.

        Тургеньев; «Тарас и Бульба»; в повести Тургенева «Преступление и наказание».

        Этические ошибки (Э) – нарушение в работе системы ценностей и правил этики: высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявления речевой агрессии, жаргонные слова и обороты.

        Вид ошибки

        Примеры

        Э1

        Речевая некорректность.
        Проявление речевой агрессии: грубое, оскорбительное высказывание; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме; угроза, грубое требование, обвинение, насмешка; употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго; высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности

        Мне хотелось бы сделать автору замечание за его неумение передавать свои мысли.
        Этот текст меня бесит; Нужно быть полностью сумасшедшим, чтобы читать книги сегодня; Почему школьная программа принуждает к прочтению всего старья, что именуется классикой?
        Михалков в своём репертуаре! Пишет детские книги, поэтому и требует, чтобы читали именно в детстве. Это настоящий пиар! Нечего морочить людям мозги устаревшими истинами.

        Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т. е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.

        Вид ошибки

        Примеры

        Г1

        Ошибочное словообразование. Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола (личных форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий)

        Благородность, чуда техники, подчерк, надсмехаться; более интереснее, красивше; с пятистами рублями; жонглировал обоими руками, ихнего пафоса, вокруг его ничего нет; сколько нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности; им двигает чувство сострадания; ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста; вышев на сцену, певцы поклонились.

        Г2

        Нарушение норм согласования

        Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

        Г3

        Нарушение норм управления

        Нужно сделать природу более красивую. Все удивлялись его силой.

        Г4

        Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого

        Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения.
        Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.

        Г5

        Ошибки в построении предложения с однородными членами

        Страна любила и гордилась поэтом.
        В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

        Г6

        Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

        Читая текст, возникает такое чувство сопереживания.

        Г7

        Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

        Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

        Г8

        Ошибки в построении сложного предложения

        Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.
        Человеку показалось то, что это сон.

        Г9

        Смешение прямой и косвенной речи

        Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

        Г10

        Нарушение границ предложения

        Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.

        Г11

        Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

        Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

        Г12

        Пропуск члена предложения (эллипсис)

        На собрании было принято (?) провести субботник.

        Г13

        Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится

        Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника.
        В тексте всего раскрываются две проблемы.

                                                          Классификация речевых ошибок.

         Синтаксические ошибки:

        1. В структуре словосочетания

        • Нарушение управления.  “Я бы хотел уделить свое внимание на духовную деятельность”. (Уделить внимание чему? Обратить внимание на что?).
        • Двойное использование зависимого слова. “ Наташа никак не оценивает и не вдумывается в то, что делает”. (Не оценивает что? Не вдумывается во что?)
        • Неправомерное объединение грамматических конструкций.  “ XIX век русской литературы ознаменовался исканиями авторов героев нового вида “. (Исканиями кого? – авторов, исканиями кого? – героев).

        2. В структуре предложения.

        • Ошибки в построении предложения с деепричастием и деепричастным оборотом.  “ Видя, как матери ждут домой своих любимых сыновей ,  которые пропали без вести , сердце кровью обливается”. (Сердце видит?).
        • Ошибки в построении предложения с однородными членами.  “ Москва – это символ всего русского народа, который пережил больше страданий, чем кто – либо на Земле, и, несмотря на сложную судьбу, сумевший сохранить достоинства, веру и любовь к жизни. ” (Который сумел?)
        • Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.  “ В романе Михаила Булгакова показана вся мужественность и храбрость жителей города.”
        • Разрыв конструкций. “ Действие повести В. Быкова “Сотников” происходит во время войны, на фронте. Где встречаются два героя, два характера – Сотников и Рыбак”.
        • Неудачная замена знаменательного слова местоимением. ” Онегин старается пресечь эту любовь провинциальной девушки, чтобы не позволить ей ( кому? – девушке или любви?) сломать свою ( чью? —  ее или его?) жизнь”.
        • Пропуск слова. ” После смерти на дуэли Ольга недолго горевала о Владимире”.( Смерти кого?).
        • Нарушение порядка слов. “ В “ Белой гвардии” с исторической точки зрения были правдиво изложены все реалии советской жизни в нелегкие годы для нашей страны (… в нелегкие для нашей страны годы).
        • Лексические ошибки.

        1.Употребление слова в несвойственном ему значении.

        2.  Нарушение лексической сочетаемости.“ Наш народ выстоял, потому что верил в неминуемую победу”.

        3.Стилистические ошибки.

        1. Использование слов иной стилевой окраски. ”Представители “ темного царства” взяли под свой контроль город Калинов”.

        2. Неоправданный повтор слова.

        3. Тавтология. ” Безотрадна цветовая гамма цветов, использованная Ф. М. Достоевским в романе”.

        4. Плеоназм. ” Наташа и Соня взаимно любили друг друга”.

        РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

        1.СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (нарушения норм формального синтаксиса): а) нарушения структурных границ предложения, неоправданная парцелляция]: «Отправился он на охоту. С собаками». «Гляжу. Носятся мои собаки по полю. Гоняют зайца»; б) нарушения в построении однородных рядов: выбор в ряду однородных членов разных форм: «Девушка была румяной (полн. ф.), гладко причесана (крат. ф.)»; в) различное структурное оформление однородных членов, например, как второстепенного члена и как придаточного предложения: «Я хотел рассказать о случае с писателем и почему он так поступил (и о его поступке); д) cмешение прямой и косвенной речи: «Он сказал, что я буду бороться» (имеется в виду один и тот же субъект — «Он сказал, что он будет бороться»); е) нарушение видо-временной соотнесенности однородных членов предложения или сказуемых в главном и придаточном предложениях: «Идет (наст. вр.) и сказал (прош. вр)», «Когда он спал, то видит сон»; ж) oтрыв придаточного от определяющего слова: «Одна из картин висит перед нами, которая называется «Осень».

        2. КОММУНИКАТИВНЫЕ ОШИБКИ (нарушение норм, регулирующих коммуникативную организацию высказывания:

        а) СОБСТВЕННО КОММУНИКАТИВНЫЕ ОШИБКИ (нарушение порядка слов и логического ударения, приводящее к созданию ложных семантических связей): «Кабинет заставлен партами с небольшими проходами» (не у парт проходы). «Девочки сидят на лодке килем вверх»;

        б) ЛОГИКО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ОШИБКИ (нарушения понятийно-логической стороны высказывания): 1) подмена субъекта действия: «У Лены очертания лица и глаза увлечены фильмом» (сама Лена увлечена); 2) подмена объекта действия: «Мне нравятся стихи Пушкина, особенно тема любви»; 3) нарушение операции приведения к одному основанию: «Дудаев — лидер горной Чечни и молодежи»; 4) нарушение родо-видовых отношений: «Нетрудно спрогнозировать тон предстоящих гневных сходок — гневные речи в адрес режима и призывы сплотить ряды»; 5) нарушение причинно-следственных отношений: «Но он (Базаров) быстро успокоился, т.к. не очень верил в нигилизм»; 6) соединение в одном ряду логически несовместимых понятий: «Он всегда веселый, среднего роста, с редкими веснушками на лице, волосы немного по краям кудрявые, дружелюбный, необидчивый».

        С нашей точки зрения, высказывания, содержащие такие нарушения, свидетельствуют, что «сбой» происходит не во внутренней речи, не по причине незнания пишущим логических законов, а при перекодировании, при переводе мыслительных образов в словесную форму из-за неумения точно «расписать» логические роли в высказывании (оформить группы объекта, субъекта, соотнести их друг с другом, с предикатом и т.п.). Раз так, то логические нарушения — свойства речи, ставить их в один ряд с фактическими и выносить за пределы речевых ошибок неправомерно.

        в) КОНСТРУКТИВНО-КОММУНИКАТИВ-НЫЕ ОШИБКИ (нарушения правил построения высказываний): 1) отсутствие связи или плохая связь между частями высказывания: «Живут они в деревне, когда я приезжал к нему, то видел его красивые голубые глаза»; 2) употребление деепричастного оборота вне связи с субъектом, к которому он относится: «Жизнь должна быть показана такой, как есть, не приукрашивая и не ухудшая ее»; 3) разрыв причастного оборота: «Между записанными темами на доске разница невелика».

        г) ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВ-НЫЕ ОШИБКИ (или семантико-коммуникативные). Этот тип нарушений сближается с предыдущим, но отличается тем, что ухудшение коммуникативных свойств речи здесь происходит не по причине неудачного, неправильного структурирования высказывания, а по причине отсутствия части информации в нем или ее избытка: 1) неясность первичной интенции высказывания: «Мы неразрывно связаны со страной, у нас с ней главный удар, это удар на мир»; 2) незаконченность всего высказывания: «Я сама люблю растения, а поэтому меня радует, что летом наше село становится таким неузнаваемым» (требуется дальнейшее пояснение, в чем проявляется данный признак села). » Биография его коротка, но за ней очень много»; 3) пропуск необходимых слов и части высказывания: «У Безухова много событий, которые играют отрицательную роль» (пропущен локальный уточнитель «в жизни» и локальный уточнитель второй части высказывания, например, «в его судьбе»); 4) смысловая избыточность (плеоназмы, тавтология, повторы слов и дублирование информации): «Он со всеми своими душевными силами начал работать над этой темой». «Когда он грустит, лицо сморщенное, в лице грусть»;

        д) СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (нарушение требований единства функционального стиля, неоправданное употребление эмоционально-окрашенных, стилистически маркированных средств). Данные нарушения могут состоять в неоправданном употреблении слова, но проявляются они только на уровне предложения: 1) употребление разговорно-просторечных слов в нейтральных контекстах: «Корабль наткнулся на скалу и проткнул себе брюхо»; 2) употребление книжных слов в нейтральных и сниженных контекстах: «Первым делом она достает из холодильника все компоненты супа»; 3) неоправданное употребление экспрессивно окрашенной лексики: «На американское посольство напала парочка разбойников и захватила посла»; 4) неудачные метафоры, метонимии, сравнения: «Это — вершина айсберга, на которой плывет в море проблем омская швейная фабрика».

        РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ НА УРОВНЕ ТЕКСТА

        Все они носят коммуникативный характер.

        1. ЛОГИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ: а) нарушение логики развертывания мысли: «Мне нравится, что он такой умный, не пытается никому сделать зло. Чацкий даже не думал, что его поставят в такое положение»; б) oтсутствие связей между предложениями: «0на очень хотела выйти замуж за такого, как Онегин, потому что он увлекается литературой, т.к. она тоже любила ее. Потом Пушкин открывает галерею великих русских женщин»; в) нарушение причинно-следственных отношений: «С приездом Чацкого в доме ничего не изменилось. Не было той радушной встречи. А к его приезду отнеслись никак. На протяжении пьесы дня Чацкий много выясняет, и к вечеру пьеса близится к концу, т.е. отъезд Чацкого»; г) oперации с субъектом или объектом: «Всех своих героев автор одарил замечательными качествами. Манилов (доброжелательность), Коробочка (домовитость), Плюшкин (бережливость). Но все эти качества доминируют над ними, заполняют всю их сущность и поэтому мы смеемся над ними»; д) нарушения родо-видовых отношений: «Нестабильность в стране усугубляется попытками оппозиции наступления на власть. Тут и попытки устроить очередной шумный скандал в Госдуме, связанный с постановлением о досрочном прекращении полномочий Президента по состоянию здоровья, и ожидание «судьбоносных» грядущих форумов, и возмущение решениями правительства».

        2. ГРАММАТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ: а) нарушения видо-временной соотнесенности глагольных форм в разных предложениях текста: «Чацкий в готовой программе заявляет все свои требования. Довольно часто он позорил кумовство и угодничество, никогда не смешивает дело с весельем и дурачеством»; б) нарушение согласования в роде и числе субъекта и предиката в разных предложениях текста: «Я считаю, что Родина — это когда каждый уголок напоминает о прошедших днях, которые уже нельзя вернуть. Которое ушло навсегда и остается только помнить о них».

        3. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ: а) информационно-семантическая и конструктивная недостаточность (пропуск части высказывания в тексте): «Oни были величайшими гуманистами. И на этом, по их мнению, нужно строить будущее общество»; б) информационно-семантическая и конструктивная избыточность (нагромождение конструкций и избыток смысла): «В портрете Татьяны Пушкин дает не внешний облик, а скорее внутренний портрет. Она очень страдает, что он не может ей ответить тем же. Но тем не менее она не меняется. Все остается такая же спокойная, добрая, душевная»; в) несоответствие семантики высказываний их конструктивной заданности: «По мне должно быть так: когда ты со своими ведешь речь — одна позиция. А когда вступаешь в контакты с представителями других политических взглядов, то тут все должно быть так же, но только с еще большим вниманием к просьбам и предложениям» (конструктивно задано противопоставление, но высказывания эту конструктивную направленность не отражают); г) неудачное использование местоимений как средства связи в тексте: «Лишь изредка их доставляли со стороны. Остальное выращивалось в усадьбе. Генералиссимус признавал отдых лишь в парковой зоне усадьбы, где был посажен сад с птицами в клетках и выкопан пруд с карпами. Ежедневно во второй половине дня он посвящал несколько минут кормлению птиц и рыб. Там он работал с секретарем. Он готовил всю информацию» (неясно: кто он? Сад, генералиссимус, секретарь?); д) повторы, тавтология, плеоназмы: «Есенин любил природу. Природе он уделял много времени. Много стихов он написал о природе».

        Аналогичным образом можно рассматривать и стилевые нарушения на уровне текста. Следует заметить, что к ним мы относим также бедность и однообразие синтаксических конструкций, т.к. тексты типа: «Мальчик был одет просто. Он был одет в подбитую цигейкой куртку. На ногах у него были одеты проеденные молью носки» — свидетельствуют не о синтаксических сбоях, а о неумении пишущего разнообразно изложить свои мысли, придав им стилевое богатство. Речевые нарушения на уровне текста более сложны, чем на уровне высказывания, хотя «изоморфны» последним. Приведенные выше примеры убедительно демонстрируют, что текстовые нарушения, как правило, носят синкретичный характер, т.е. здесь нарушаются логические, лексические, конструктивные стороны организации данной речевой единицы. Это закономерно, т.к. текст (или микротекст) строить труднее. Необходимо удерживать в памяти предыдущие высказывания, общую идею и семантику всего текста, конструируя его продолжение и завершение.

        Густые седые бакенбарды почти скрывали его острое сухое лицо, под мышкой он держал по меньшей мере дюжину своих драгоценных книг.

        Лицо у него было краснее помидора и с длинными седыми бакенбардами.

        Дверь открылась, и на пороге появился маленький толстенький человечек с пушистыми седыми бакенбардами и в круглых блестящих очках.

        – Ваше величество! – тихо сказал он, привстав на цыпочки и почти касаясь огромными седыми бакенбардами щёки молодого императора.

        Обычный мужчина, на вид лет шестидесяти, с простыми, но приятными чертами лица, чисто выбритый, если не считать седых бакенбард, тянувшихся, по старой моде, узкой полосой от уха к подбородку.

        Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
        Карту слов. Я отлично
        умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

        Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

        Вопрос: рутений — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

        Это был высокий худой старик, облачённый во всё чёрное, с высоким стоячим воротником, упиравшимся в кончики седых бакенбард, и просторным шейным платком, собранным мелкими складками на шее.

        Патриархи афарских австралопитеков могли бы говаривать своей малышне, поглаживая седые бакенбарды: “Дааа…

        Я начал было извиняться перед ним, но, должно быть, эти книги, с которыми я имел несчастье обойтись столь невежливо, были очень дороги их владельцу, ибо он сердито буркнул что-то, презрительно отвернулся и вскоре его сгорбленная спина и седые бакенбарды исчезли в толпе.

        Волосы были подвязаны в хвост на затылке, а пышные седые бакенбарды почти скрывали худое и острое лицо.

        Пятидесяти двух лет от роду, наделённый мощными мышцами и украшенный роскошными седыми бакенбардами, он отличался бурным нравом.

        – Разумеется, с той же целью, с которой заключаются все прочие браки, – ответствовал юрист, пригладив седые бакенбарды. – То есть для рождения потомства.

        Он открыл глаза и, морщась от боли, сфокусировал взгляд на сухощавом лице с торчащими седыми бакенбардами.

        Лицо виновато-печальное, а в глазах поблёскивают слёзы. Того и гляди скатятся по морщинистым щекам в заросли седых бакенбард.

        Пожилой, суховатый по телосложению, с пышными седыми бакенбардами кучер быстро занял своё привычное место в экипаже и тронулся в сторону парадного крыльца.

        Вместо привычного бесстрастно-услужливого выражения на лице появился неописуемый страх, оно побледнело так, что стало белее седых бакенбардов.

        Хозяин усадьбы был несколько чудаковат, своей маленькой коренастой фигурой напоминал паука и носил седые бакенбарды.

        Слова эти произнесла молодая девушка лет двадцати, когда её отец, обладатель седых бакенбард, вернулся обратно в карету.

        А ещё – чёрный со сверкающими пуговицами и белыми погонами мундирчик, выданный в кастелянской красноносым, с седыми бакенбардами унтером – старым и добродушно ворчащим.

        На голове смешная округлая шляпа и вдобавок развесистые седые бакенбарды.

        Дом привык слышать, как медленно открывается дверь старичка-антиквара – и ещё медленней закрывается, что сопровождается щёлканьем трёх замков; привык к осторожным стариковским шагам с непременными паузами на каждой площадке – во время пауз из кармана извлекается белоснежный платок, коим промокается лоб, затем старомодные седые бакенбарды, только в таком порядке, да; платок укладывается в карман, и можно двигаться дальше.

        Лысый старик с седыми бакенбардами задумчиво стоял, опершись о круглый стол в центре большой комнаты.

        Его седые бакенбарды вызывали почтение.

        Это был совершеннейший, как ей показалось, старик – измождённое лицо в обрамлении седых бакенбард было изжелта-коричневым, а морщинистые руки, лежащие поверх пледа, казались небрежно брошенными на ткань посторонними предметами…

        Человек с седыми бакенбардами ещё больше помрачнел и молча закрыл небольшую дверцу.

        Дедок покачал головой и почесал седые бакенбарды.

        Крупье – человек в возрасте полноватого телосложения с блестящей залысиной и седыми бакенбардами слегка пошатываясь стоял с прищуренными голазами у стола в красной потёртой жилетке и банковал молодому человеку то и дело сопя что-то в нос.

        С натугой разлепив чугунные веки, я кое-как сфокусировал зрение и разглядел склонившееся надо мной сморщенное, обрамлённое седыми бакенбардами и непрерывно шевелящее губами лицо.

        На лице седые бакенбарды и пышные усы.

        – Один низкого роста, с большими седыми бакенбардами – это католик. Второй – худой и в очках.

        Слушает с остановившимся взглядом и, поглаживая редкие седые бакенбарды.

        На месте, где только что стоял немезис, пошатывался худой и серый труп, чьё ссохшееся лицо обрамляли седые бакенбарды.

        Ах, если бы волосы могли вернуться к нему тогда, когда лицо покроется морщинами, а щёки украсятся благородными седыми бакенбардами!

        – Его милость ожидает в алом зале, – дворецкий почтительно склонил украшенную седыми бакенбардами голову.

        Чопорный лакей с седыми бакенбардами проводил меня в покои своего господина, имени которого я даже не знал. Он сказал мне, чтобы я дожидался его в гостиной.

        Отливала глянцевым блеском лысина, грозно топорщились седые бакенбарды, придавая их обладателю вид грозный и вместе с тем презабавный, а красный хрящеватый нос казался слишком большим для этого лица.

        Начальство – высокий грузный мужчина с седыми бакенбардами занимал половину маленькой приёмной, отчего комнатка казалась ещё меньше.

        Обычно это интересные люди, даже не люди, а конкретно мужчины – со своеобразными заморочками, и любопытными взглядами на мир, и одновременно с ярко выраженной склонностью до седых бакенбард сидеть на дамских шеях.

        А чуть ниже колпака виднелись седые бакенбарды, явно – гордость старичка.

        Утром идём наниматься. Занимался нами солидный мужик, видно, что опытный вояка и чинный вельможа, с шикарными седыми бакенбардами.

        На бледных парафиновых щеках его помещались приличные седые бакенбарды.

        Лоскуткин – метрдотель, повиснув у него за плечом седыми бакенбардами, сообщил о необыкновенном бараньем седле.

        Пухлые щёки с седыми бакенбардами нависали над краями твёрдого воротника.

        Седые бакенбарды порозовели от крови.

        Седые бакенбарды вкупе с кисточками на ушах выдавали в кошке огромную рысь.

        Из темноты выглянула расплывшаяся в улыбке физиономия старого тролля с красными щёчками и воздушными седыми бакенбардами.

        Понравилась статья? Поделить с друзьями:
      • Посвятить жизнь на благо родины лексическая ошибка
      • Посвятить внимание ошибка
      • Посадка плечевого изделия ошибки
      • Посадка на кукурузном поле ошибка пилота
      • Порядок устранения реестровой ошибки