Поурочный план работа над ошибками 6 класс

                                                         Урок русского языка в 6 классе «Работа над ошибками»

1. Цели урока:

Образовательные:

  • убедить детей в том, что работа над ошибками – это один из путей формирования грамотного письма;
  • повторить орфографические правила; формировать умение объяснять написание слов;
  • формировать умение объяснять постановку знака или его отсутствие.

2. Развивающие:

  • развивать способность к самоконтролю;
  • продолжить развитие у учащихся умения высказываться на грамматическую тему;
  • развивать творческие способности учащихся.

3. Воспитательные:

  •  воспитание чувства дружбы;
  •  воспитание трудолюбия, самостоятельности, способности к самоорганизации и самоконтролю.

Задачи:

— систематизировать изученное;

— развивать орфографическую  и пунктуационную грамотность; учиться группировать орфограммы и пунктограммы по видам;

— закрепить умение применять при письме правила постановки запятой при причастном обороте, между однородными членами предложения, в сложном предложении.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: формировать умение самооценки степени самостоятельности учащихся в оценивании качества своей учебной работы, положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; внимание, уважение к окружающим; этические нормы поведения: вежливость, точность, собранность, взаимопомощь.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: высказывать свои предположения, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других; участвовать в обсуждении учебной проблемы, учиться работать в группе.

Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, выбирать действия в соответствии с поставленной  задачей и условиями её реализации, адекватно воспринимать оценку учителя.

Оборудование урока:  компьютер, проектор, орфографические словари, справочники.

Тип урока: коррекция знаний и умений

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Как написали диктант:

Количество учащихся

Оценка «5»

Оценка «4»

Оценка«3»

Оценка «2»

%

%

%

%

III. Мотивация учебной деятельности.

«Единственная настоящая ошибка — не исправлять своих прошлых ошибок» (Конфуций)

  • В чем суть высказывания философа?
  • А нужна ли нам работа над ошибками? Может быть, можно обойтись и без нее?
    (Ответы учащихся о том, что работа над ошибками необходима, так как она способствует развитию грамотности, помогает повторить изученный ранее материал).

IV. Формулировка темы, задач урока.

V. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся:

1.Повторение основных правил по теме  «Причастие»:

1)правописание падежных окончаний причастий,

2)правописание суффиксов причастий,

                     3)слитное и раздельное написание НЕ с причастиями,

4)знаки препинания в предложениях с причастным оборотом,

2.Повторение правил по другим темам ( в зависимости от допущенных ошибок).

VI.Выполнение  работы над ошибками  ( учащиеся, написавшие диктант без ошибок и допустившие минимальное количество ошибок, работают консультантами). Учащимся выдаются таблицы, в которых они будут выполнять работу над допущенными ошибками, и текст диктанта.

п/п

Слово, в котором допущена ошибка

Часть речи (для орфограмм в суффиксах и окончаниях)

Часть слова

Название орфограммы

Объяснение

Примеры

1

непрекращающейся

нестаявший

причастие

приставка

НЕ с причастиями

нет зависимого слова,

нет противопоставления с союзом А

непрочитанное письмо,

незаконченная работа

2

подтаявших

причастие

суффикс

суффикс перед суффиксом причастия ВШ

пишется суффикс глагола, от которого образовано причастие (подтаять – подтаявший)

развеявший, посеянный

3

за сараями

виражи

корень

непроверяемая безударная гласная в корне

запомнить

медаль

колонна

4

длинными

имя прилагательное

корень, суффикс

Н и НН в суффиксах имён прилагательных

прилагательное образовано от имени существительного с основой на -н

сонный

карманный

5

6

7

                                                                                         Диктант

1)После многодневной непрекращающейся осады весна ворвалась в город. 2)Рушились подточенные солнцем снежные валы и крепости, воздвигнутые ребятишками, а в лужах терпели бедствие бумажные флотилии, дымились еще не очищенные от снега скаты темно-серых крыш. 3)Грачи, словно минеры, озабоченно прощупывали длинными белыми носами нестаявший снег. 
4)Зима отступила в сады
, укрылась за сараями и заборами и только по ночам осмеливалась на вылазки, перехватывала морозцем ручьи.
5)Под всеми крышами барабанила капель, во всех дворах звенели детские голоса, а над домами и дворами, над улицами и перекрестками выписывали виражи грачи,
не смолкавшие ни на одну минуту.
6)За городом уже пестрело от проталин. 7)Чернели гребни прошлогодней пахоты, бурели пролысины старой травы. 8)Солнце плавило остатки снега, и воздух звенел от стеклянного шороха бессчетного множества
подтаявших льдинок, от стекающей капля за каплей где-то в тайниках сугробов талой воды.  

                                                                                                                     (По Е.Носову,  129 слов)

 Для выполнения работы над пунктуационными ошибками можно предложить другую таблицу ( в этом случае предложения должны быть пронумерованы):

п/п

Предложение, в котором допущена ошибка

Название пунктограммы

Объяснение

Примеры

1

2, 5

запятая в предложениях с причастным оборотом

2 — п.о. —  после опр. слова КРЕПОСТИ (здесь может быть схема);

5 — п.о. — после опр. слова ГРАЧИ

Месяц, выглянувший из-за облаков, осветил дом и сад.

(причастный оборот и определяемое слово выделяются графически)

2

3

Учащиеся работают в группах, в случае необходимости обращаясь к консультантам и учителю.

VII. . Итоги урока. Рефлексия.

Закончи предложения:

  • Я выполнял задания…
  • Теперь я могу…
  • Было трудно…
  • Было интересно…
  • Я научился…
  • Я понял, что…
  • Я почувствовал, что…
  • Я приобрёл…
  • У меня получилось…
  • Я смог…
  • Я попробую…
  • Мне захотелось…

VIII. Домашнее задание.

Урок русского языка в 6 классе

Тема: Работа над ошибками

Тип урока: урок-игра.

Цели урока:

1. Образовательные:

  • мобилизовать учащихся на преодоление пробелов в знаниях, которые обнаружились при проверке контрольного сочинения;

  • убедить детей в том, что работа над ошибками – это один из путей формирования грамотного письма;

  • повторить орфографические правила: а) правописание безударных гласных в корне слова; б) правописание приставок при-, пре-; в) правописание проверяемых согласных в корне слова; г) правописание имен собственных с большой буквы;

  • формировать навыки работы над речевыми ошибками;

  • формировать пунктуационный навык: обосновывать постановку знака или его отсутствие.

2. Развивающие:

— развивать способности самоконтроля;

— продолжить развитие у учащихся умения высказываться на грамматическую тему;

— развивать творческие способности учащихся.

3. Воспитательные:

— воспитание чувства дружбы;

— воспитание трудолюбия, самостоятельности, способности к самоорганизации.

Задачи:

— систематизировать изученное;

— развивать орфографическую грамотность;

— закрепить умение применять при письме правила постановки запятой между однородными членами предложения, в сложном предложении.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: формировать умение самооценки степени самостоятельности учащихся в оценивании качества своей учебной работы.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: высказывать свои предположения, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других; участвовать в обсуждении учебной проблемы, учиться работать в парах.

Регулятивные УУД: выбирать действия в соответствии с поставленной  задачей и условиями её реализации, адекватно воспринимать оценку учителя.

Предметные результаты УУД: уметь анализировать и исправлять ошибки (речевые, орфографические, пунктуационные).

Оборудование

1. Компьютер

2. Проектор

3. Карточки-задания

Ход урока

1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Начинаем урок русского языка.

Послушайте диалог.

— Опять ты делаешь ошибки?

Когда ты их исправишь, Рыбкин?

— А как без них я обойдусь?

Ведь на ошибках я учусь.

— О чем идет речь в этом диалоге? (Какое слово повторялось в диалоге?)

Часто в жизни мы слышим такие слова: «На ошибках учатся».

Подумайте, что они означают.

Совершая в жизни ошибки, люди стараются их исправить и извлечь из этого урок, чтобы в дальнейшем не совершать этих ошибок.

II. Сообщение темы и целей урока.

— Ребята, сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.

— Для чего нужна работа над ошибками? Каковы цели сегодняшнего урока?

— Эта работа необходима, так как она способствует развитию грамотности, помогает закрепить изученный ранее материал. Мы повторим орфографические и пунктуационные правила.

1. Сообщение о результатах письменной работы.

На прошлом уроке русского языка мы писали сочинение-рассуждение. В целом класс хорошо справился с этой работой. Мне понравились работы следующих учащихся………………….., ……………….. Посмотрите на экран, вот результаты вашей работы.

Отметки

«5»

«4»

«3»

«2»

Количество учащихся

Содержание

Грамотность

— Сегодня у нас необычный урок. Это урок-игра. А теперь настроимся на продуктивную работу, сосредоточим свое внимание.

2. Вопросы-шутки!

— Из какого крана нельзя напиться воды? (из водопроводного, подъемного)

— Из какого ключа не зачерпнешь воды? (из замочного, родникового)

Прокомментируйте увиденные орфограммы в ответах

III. Работа над ошибками.
1. Орфографическая разминка.

1.ПРИ- Пр..ступник, пр..пятствие, пр..косновение, пр..одоление.

2.ПРЕ- Пр..града, пр..рода, пр..чина, пр..мер

2. Самопроверка.

Ответ ученика:

  1. прикосновение (приставка обозначает присоединение)

  2. преграда (близкое к значению приставки пере-)

3. Игра «Найди опасное место».

— Покажите сигнал рукой, если в слове услышите «опасное место».

Ужинать, белье, корова, купался, Витя, мощный, на коне, полет, лужайка, сказки.

(Дети комментируют возможные ошибки)

  1. Игра «Исправь ошибки» (на карточках)

А) Прочитайте стихотворение.

Как вы думаете, почему автора так удивило письмо мальчика?

Пришло письмишко мне,

Гляжу: из лагеря, от мишки.

«Здесь чудный лук, и я лижу, —

Написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?

Наверно, шутит плут…

Читаю дальше: «Здесь лиса,

Красивый длинный прут.

На днях в лесу нашёл я грусть

И очень был доволен»,

Нет-нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьёзно болен.

Вернётся – надо подлечить:

Заставить правила учить. (А.Шибаев)

Проверка: Сколько орфограмм нашли в письме? (7)

Б) Найдите в тексте слова, подходящие к этой схеме

-Запишите эти слова. Разберите по составу. Какой частью речи они являются?

(длинный, красивый; прилагательные)

6.Работа по таблице.

— Теперь сделаем работу над ошибками по таблице.

пишу правильно

объясняю

подтверждаю примерами

Мишки

луг

лежит

лежу

леса

пруд

груздь

Проверка

пишу правильно

объясняю

подтверждаю примерами

Мишки

Имя собственное пишу с большой буквы

Витька

лежит

Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением

лечь

лежу

леса

лес

пруд

Проверяемые согласные в корне слова

пруды

груздь

грузди

луг

луга

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

7. Найдите и исправьте речевую ошибку. (записать в тетради)

Врач прописал больному хорошим лекарством.

Пожарные быстро потушили горящего дома.

Чтобы грамотного человеком стать, надо правила и орфограммы знать.

8. Кто прав?

Петя написал: ПОШЕВЕЛЬНУТСЯ

Саша написал: ПОШЕВЕЛЬНУЦА

Вова написал: ПОШЕВЕЛЬНУТЬСЯ (дети комментируют)

9. Работа над пунктуационными ошибками. (записать предложения, объяснить знаки)

Вынули из сумки хлеб, масло, яйца.

Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей.

IV. Домашнее задание: сост. орф. практикум «Безударные гласные в корне» (20 слов)

V. Итог урока. Рефлексия.

— Ребята, вы сегодня успешно поработали на уроке.

— Какие орфограммы мы повторили сегодня на уроке?

— Какое задание было для вас самым интересным?

— Над какими ошибками работали на уроке? (орфогр., пункт., речевыми)

— С какой целью работали над речевыми ошибками?

Я хочу вам пожелать дальнейших успехов в изучении русского языка и ,чтобы вы не боялись учиться на ошибках.

Урок по  русскому  языку в 6
классе «Работа над ошибками»

Цели: анализировать
ошибки, допущенные при написании контрольного диктанта  по теме «Имя
существительное», классифицировать их по орфограммам,  
 оценивать
результаты своей деятельности; развивать  орфографическую зоркость;  воспитывать
 культуру
поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Планируемый результат:

Личностные:  проявлять познавательную инициативу в оказании помощи
соученикам посредством системы заданий, ориентирующей   школьника на оказание
помощи своему соседу по парте; положительное отношение к учению, к
познавательной деятельности.

Метапредметные:  развитие познавательной,
эмоциональной и волевой сфер учащегося; овладение умением координированной
работы с разными компонентами учебно-методического комплекта.

Предметные:  осознание безошибочного письма как
одного из проявлений собственного уровня культуры, умение применять
орфографические правила и правила постановки знаков препинания; умение
проверять написанное.

Оборудование урока:  орфографические,  толковые словари, ММП

Ход урока

I. Организационный
 момент.

II.
Мотивация учебной деятельности. Формулировка темы, задач урока.(Слайд № 2)

                    «Единственная настоящая ошибка — не исправлять
своих прошлых ошибок».

                                                                                     
                                                   Конфуций

      
В чем суть высказывания философа

      
А нужна ли нам работа над ошибками?
Может быть, можно обойтись и без нее.
(Ответы учащихся о том, что работа над ошибками необходима, так как она
способствует развитию грамотности, помогает повторить изученный ранее
материал).

      
Определите тему и задачи урока.

 III. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

   1. Разминка   “Четвертое   лишнее” (Слайд № 3) 

1.                 
Словосочетание с  предлогом: (
подо) льдом, (из) пыли,  скрылась (под )         

           
пнем, реки (и ) речонки.

2. Буквы о, ё после шипящих: речонки,  бельчонк, сучок, 
ш..л.

       3.  Слово с безударной гласной, проверяемой
ударением: сменяют, земля, лесной,,зар..сли.
4. Чередующиеся гласные: бл..стят, выб…рает, отбивает, касается. . 

5.
Постоянные признаки:  род,  число, падеж, склонение.

IV. Повторение
и анализ основных фактов, событий, явлений.

1. Списать, вставить пропущенные
буквы, раскрыть скобки
(Слайд
4). Учащиеся объясняют орфограммы, затем сверяют свою запись с образцом:

Маленькие реч…нки , лесной барабан…ик , прол…тит ряб…ик , подним…т (?) ся (из) пыли, ра(c, cc)елись на ветках , любуеш…ся  ш…шками,  с суч(?)ка на суч…к,  бельч…нок, лесная мыш…, (не)друг,  ряб…ик

2. Самопроверка (Слайд 5).  Учащиеся объясняют орфограммы, затем
сверяют свою запись с образцом:

Маленькие речОнки , лесной барабанЩИК , пролЕтит рябЧИК , поднимЕтся из пыли, раССелись на ветках , любуешЬся шИшками,  с суЧКа на сучОк,  бельчОнок, лесная мышЬ, НЕдруг,  рябЧИК

2.      Синтаксическая пятиминутка (СП из  диктанта).

Блестят
на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие
речонки.

V.   Повторение, обобщение и систематизация понятий, усвоение
соответствующей системы знаний, ведущих идей и основных теорий.

             1. Самостоятельная работа над ошибками (Слайд 6).  Учащиеся,
не допустившие ошибок, допустившие минимальное количество  ошибок,  работают
консультантами.

Пишу слово правильно (подчеркни свои ошибки,
выдели морфему, где эта ошибка).

Объясняю
(графически
комментирую орфограмму, подбираю проверочное слово и т.д).

Закрепляю  (привожу  пример слова на данную орфограмму.

поднимЕтся

Глагол -3 л, ед.ч, н.ф-подниматься, 1
спр.  

Борется, лает, бросает.

VI.  Итоги урока. Рефлексия (Слайд 7).

1.        Закончи  предложение.

Сегодня
на уроке…

·        
Было интересно…

·        
Было трудно…

·        
Я научился…

·        
Я выполнял задания…

·        
Теперь я могу

·        
Я понял, что…

·        
Я почувствовал, что…

·        
Я приобрёл…

·        
У меня получилось…

·        
Я смог…

·        
Я попробую…

·        
Мне захотелось…

VII. Сообщение
домашнего задания:
написать сочинение — рассуждение
«Почему я допустил ошибки?».  (Слайд  № 8).

Методическая разработка урока

«Работа над ошибками»

Выполнила: Костенко Светлана

Вениаминовна, учитель русского

языка и литературы муниципального

общеобразовательного автономного учреждения

«Средняя общеобразовательная

школа №71» г. Оренбурга,

г. Оренбург, 2015

Урок русского языка, 6 класс

Тема: Работа над ошибками.

Знакомство с эпистолярным жанром.

Цели урока:

1. провести работу над ошибками, повторить правила, на которые были допущены ошибки;

2. познакомить учащихся с эпистолярным жанром, показать практическое предназначение данного жанра в жизни каждого человека; развивать коммуникативные компетенции;

3. воспитывать культуру речевого общения посредством переписки.

Оборудование: раздаточный материал (образец письма), фрагмент из художественного фильма «Тарас Бульба» («Запорожцы пишут письмо турецкому султану»).

Ход урока

1. Сообщение темы и цели урока

Сегодня на уроке мы проведем работу над ошибками, допущенными вами в контрольной работе, вспомним еще раз правила и закрепим их не совсем обычным для вас способом. О нем вы узнаете немного позже, а сейчас посмотрим на результаты ваших работ. Кого-то они порадуют, а кого-то и огорчат. (В тетрадях для контрольных работ записывается дата, производится работа над ошибками)

2. Работа над ошибками выполняется по традиционной схеме. Заполняется таблица:

Пишу правильно

Объясняю

Закрепляю

Работа может быть или коллективной, или индивидуальной, или в парах в зависимости от результатов. Для тех, кто справился на «5», предлагается работа консультанта или даются дополнительные усложненные или творческие задания. На всю работу отводится до 15 минут, после которой подводится итог.

3. Вступительное слово учителя.

Скажите, ребята, писали ли вы когда-нибудь письма? Что, по вашему мнению, должно содержать письмо? Кому оно может быть адресовано? Какой стиль используется?

Прочитайте, пожалуйста, высказывание, записанное на доске. Согласны ли вы с мнением автора? С чем бы вы поспорили? Какое слово для вас новое?

Мы не в ответе за слова, что произносим,

Не понимаем их порой.

А за письмо мы отвечаем,

Оно диктуется душой…

И пусть захочется писать.

Родным, и близким, и знакомым.

Эпистолярный жанр не должен умирать!

(Обсуждение стихотворения)

Воспитательный момент: человек должен отвечать и за то, что говорит, и за то, что пишет. Письмо, как правило, содержит личную информацию, передает чувства, эмоции, сокровенные мысли. Очень важно не обидеть собеседника, адресата.

Новое для вас понятие – эпистолярный жанр.

Эпистолярный жанр (греч.- «посылаю», устар. – письмо, послание) – относящийся к частной переписке, письмам, либо имеющий форму переписки. Возник этот жанр давно, еще в средние века, когда раздробленная Русь обменивалась письмами между городами, охваченными пламенем гражданской войны. Посмотрите эпизод из художественного фильма «Тарас Бульба» (использование ИКТ). (Можно заменить фрагмент фильма картиной «Письмо турецкому султану» и сопроводить его зачитыванием отрывка из повести Н.В.Гоголя.)

Обратите внимание, как ведут себя запорожцы, когда пишут письмо турецкому султану. Сколько эмоций, восторга выражают их лица. По всему видно, что это доставляет им огромную радость. В 7 классе мы познакомимся с вами на уроке литературы с повестью Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

До нас дошли письма многих поэтов и писателей, видных ученых и военачальников. Из их писем, переписки мы узнаем об истории нашей страны, об их отношении к культурному наследию, о дружбе и верности, о подвигах и предательстве, обо всем, что имело для них огромную ценность в жизни.

Настоящей реликвией сегодня для нас стали письма с фронта. Маленькие треугольники писем ждали в каждой семье с большим нетерпением, потому что это была надежда на то, что самый дорогой человек жив, воюет. И это вселяло надежду и радость в сердца всех, кто эти письма получал. А уж какую радость они доставляли фронтовикам! Это было самым дорогим подарком для солдат: там, в тылу, их любят, ждут, надеются на их скорейшее возвращение домой. А для бойца это главное.

4. Работа с текстом

А могли бы вы поделиться своими чувствами по поводу результатов диктанта? С кем? На столах у вас лежат раздаточные материалы.

«Письмо ученому соседу»

Дорогой друг, сегодня получил свою контрольную работу и хочу под…лит…ся с тобой_ , потому что п.. .лучил_ . А ошибок-то всего_…

Ты зна…щь, оказывается, слово_ пиш… тся с буквой_. , так

как_….

Жаль, конечно, но я и не знал, что слово_ пиш…тся через_ , потому что_ _. А еще я д…пустил ошибку в слове__ , но теперь я запомнил, что ….

Предст…вляешь, такое простое слово, как….. , я написал с ошибкой

только из-за собственной невнимательности. Интересно, что, когда писал, сомн…вался в написан.. слова, зато в следующий раз я ни на минуту не усомнюсь и воспользуюсь правилом …… .’ Несколько ошибок я допустил на правило…..

А слова …… мне следует запомнить. Правда, правило о……._я еще не изучал, поэтому и слово ……..написал неправильно.

Думаю, что в следующ… работе я учту все зам.. .чания и нап… шу ее на….

А теперь, мой друг, я пр.. .щаюсь с тобой и надеюсь, что мое письмо будет и тебе полезно. Но если вдруг я допустил ошибку, исправь, я обязательно ее проанализирую, исправлю и запомню, ведь человеку свойственно ошибат…ся, я считаю, что не стыдно не знать, но стыдно не учиться.

Прочитайте заголовок. Как вы думаете, почему так озаглавлен текст?

Какого соседа можно назвать ученым? Подберите к этому слову синонимы. Кто это может быть? Что нужно ученику, чтобы стать таковым?

Прочитаем основной текст. С чего он начинается? Как на письме выделяется обращение? Кому можно еще адресовать письмо?

Что нужно сделать, чтобы письмо получило завершенный вид? Чем такое письмо будет полезно вам и вашему другу? Согласны ли вы, что не стыдно не знать, но стыдно не учиться? Докажите. Заполните это письмо, только помните, что здесь важно не только правильно назвать орфограмму, но и грамотно объяснить правило ее написания. Обратите внимание, что в тексте пропущены орфограммы, которые вы тоже должны правильно написать. В конце любого письма обязательно указывается, от кого это письмо. Часто подпись сопровождается словами: с уважением, с любовью и т. д., после которых всегда ставится запятая.

(Данная работа позволит еще раз закрепить знания детей по слабо усвоенному материалу, повторить его, систематизировать, грамотно оформить теоретическое обоснование).

5.Самостоятельная работа учащихся.

6. Проверка написанного.

Чтение учащимися работ, обсуждение их. Отмечается, что удалось учащимся сделать правильно, а над чем еще нужно поработать.

(Если времени на уроке не остается для письменной работы, то можно предложить детям завершить эту работу дома, дать прочитать ее родителям. Но на следующем уроке учитель обязательно заслушивает варианты писем.)

7. Подведение итога урока.

С каким жанром вы познакомились? Чем интересен этот жанр?

Чему учились на уроке? Какие правила вам необходимо еще раз повторить?

8. Домашнее задание: найти образцы писем в журналах, газетах, художественной литературе и принести на урок.

Тип урока: урок развития речи

Цель: уметь редактировать текст с речевой
ошибкой “повтор-недочет”.

Задачи.

1. Продолжать формировать знания о способах и
средствах связи предложений в тексте.

Формировать знания о разных видах повтора.

Формировать умения различать разные виды
повтора.

Продолжить формирование специальных умений
(находить “данное” и “новое” в предложениях;
определять, с помощью чего связаны предложения в
тесте).

2. Развивать самостоятельное мышление.

Развивать умение выделять главное.

Развивать речь учащихся.

3. Формировать уважительное отношение к
русскому языку как сложноустроенному живому
организму.

Формировать уважительное, толерантное
отношение друг к другу (работа в парах, в группах).

Оборудование: учебник Русский язык 6 класс
под ред. М.М. Разумовской. – М.: Дрофа, 2008; карточки,
мультимедийная презентация,
мультимедийный проектор

Ход урока

Организационный этап.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы подготовимся к
выполнению работы над ошибками, которые вы
допустили в сочинении, написанном на прошлом
уроке. Откройте тетради для работ по развитию
речи, ознакомьтесь с результатами.

Этап подготовки учащихся к активному
сознательному усвоению знаний.

Почему к этой работе нужно готовиться? Потому
что исправлять мы будем не только
орфографические и пунктуационные ошибки, но и те,
которые подчеркнуты волнистой линией и вынесены
на поля буквой “Р” — речевые ошибки. Вы, наверное,
заметили, что в ваших работах наиболее
распространенная речевая ошибка – повтор.
Допустив несколько подобных ошибок, вы не
получите оценку “отлично” за содержание
письменной работы. Что же делать?

Ответы учащихся (научиться не допускать
повторов, узнать все о повторе).

Этап изучения нового материала.

Вот мы и подошли к определению темы и цели
урока. Откройте рабочие тетради и запишите дату,
тему и цель урока (слайд 2).

Посмотрите на экран (слайд 3). Перед вами 3
утверждения, какое из них правильное? Не
противоречат ли они друг другу? Посовещайтесь,
обсудите в парах.

  • Повтор – это одно из средств связи предложений
    в тексте.
  • Повтор является стилистическим приемом,
    который используется для выделения основной
    мысли.
  • Повтор придает речи однообразность,
    монотонность и является недочетом.

Ответы учащихся.

И тем не менее все эти высказывания верны (слайд
4)
, и сейчас вы в этом убедитесь. Давайте
поработаем с 3 текстами. Прочитайте и запишите в
тетрадь первый из них. Во всех текстах объясните
орфограммы.

(слайд 5) Дворец Трех Толстяков стоял
посреди огромного парка. Парк был окружен
глубокими каналами. Над каналами висели черные
железные мосты. Мосты охранялись дворцовой
стражей… (Ю.Олеша)


  • Найдите данное и новое в предложениях;
  • Найдите слова, связывающие предложения;
  • Назовите способ связи;
  • Назовите средство связи.

Ответы учащихся.

Какой это из видов повторов? (средство связи
предложений в тексте – норма (слайд 6)).

Текст №2, та же работа.

(слайд 7) Я люблю гостей. Я люблю смеяться… Я
люблю ходить в зоопарк. Я очень люблю стоять
позади автомобиля, когда он фырчит, и нюхать
бензин. Я много чего люблю. (по В.Драгунскому)

Ответы учащихся.

Обратите внимание на то, как начинается и как
заканчивается текст. О чем текст, на что автор
ставит логическое ударение? С помощью чего
достигается выразительность речи?

Этот вид повтора – стилистический прием (слайд
8)
.

Текст №3 (слайд 9)

Я оттолкнул челнок от берега. Челнок плавно
скользнул по воде. От челнока по ровной глади
озера пошли круги.

Ответы учащихся.

Есть ли необходимость в таком повторе или его
можно заменить другим средством связи? Значит,
это повтор-недочет, речевая ошибка (слайд 10).

Итак, мы познакомились с тремя видами повтора. В
конспектах в разделе “Речь” начертите схему
“Виды повтора”. Сравните со схемой на экране (слайд
11)
.

Этап первичной проверки усвоения знаний.

Так что же надо уметь, чтобы не допускать
речевых ошибок? – Различать виды повтора.

Неслучайно я прошу вас несколько раз
перечитывать ваше сочинение или изложение.
Допустим, вы нашли в черновом варианте
повтор-недочет. Что нужно сделать? – Исправить. –
То есть отредактировать. А как можно избежать
повтора-недочета? – заменить другим средством
связи.

Вернемся к тексту №3 (слайд 12).
Отредактируйте текст самостоятельно и запишите
в тетрадь (в слабом классе можно вначале
вспомнить другие средства связи). Зачитайте и
назовите, чем вы заменили повторы.

Ответы учащихся.

Проверьте себя (слайд 13).

Этап закрепления знаний.

Один способ назвали. Другие находим в учебнике
на стр. 128-129. Пробуем применить знания на
практике, учимся редактировать текст – упр. 288.
Те, кто считает, что могут выполнить задание
посложнее, редактируют текст из упр. 289.

Ответы учащихся.

Осталось проверить, как работает повтор –
стилистический прием. Устно (слайд 14).

Узнайте сказку по началу:

В одном городе жили коротышки. Коротышками их
называли потому, что они были очень маленькие.
Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец
(Н. Носов)
“Незнайка в Солнечном городе”.
Повтор подчеркивает, что речь идет именно о
коротышках. Продолжите следующий текст. Для чего
повтор здесь?

Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет небо!

Ответы учащихся.

Параллельная связь предложений в тексте может
особо подчеркиваться их одинаковым началом и
концом. Пример текста с одинаковым концом найдем
в “Сказке о Мальчише-Кибальчише” А.Гайдара:

Плывут пароходы – привет Мальчишу!

Пролетают летчики – привет Мальчишу!

Пробегут паровозы – привет Мальчишу!

Контроль и проверка.

Давайте поработаем в группах (можно предложить
учащимся задания следующего характера):

  • Спишите текст, вставляя вместо точек синонимы
    из скобок. Не забывайте, что каждое слово точно
    передает содержание.

Въезжаем в березняк. Тут просторно, светло.
Половина листьев уже… А они все … Птица качнет
ветку – и … с нее листья.

(Потекут, осыпалась, падают и падают)



  • Замените каждое выделенное существительное
    таким словом, которое в данном контексте будет
    наиболее уместным.

1.Стадо серн пасется на склонах гор. Издали серны
кажутся легкими тенями.

2.Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров. Зубры
прижились и перестали бояться человека.

3.В клетку к лебедям подселили длинноногого
фламинго. Сначала фламинго вел себя
беспокойно, но потом освоился.

Для выбора: новичок, новосел, животные.



  • Найдите неудачный повтор и отредактируйте
    текст.

Ко мне на день рождения пришли подруги. Сначала
я угостила подруг чаем с пирожными и конфетами.
Потом мы посмотрели интересный фильм. Когда
фильм закончился, мы начали танцевать. Когда нам
надоело, мы стали играть в школу.

Когда вернулись родители, гости стали
расходиться по домам.

Запишите отредактированный вариант.

Ответы учащихся.

Этап подведения итогов.

Давайте подведем итоги. Продолжите, пожалуйста,
фразы (слайд 15).

Этап информирования о домашнем задании.

Мне тоже понравилось сегодня работать. На
следующий урок вы придете с выполненным домашним
заданием. Каким? – выполнение работы над
ошибками. Как будете ее выполнять? – помимо
традиционной работы, нужно отредактировать
текст (слайд 16).

Этап оценивания.

Благодарю за работу, надеюсь, за анализ
сочинений вы получите “5”. Оценки за урок.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Посудомойка сименс ошибка е16
  • Поттер исправить ошибки аудиокнига
  • Посудомойка сименс ошибка е15 и нарисован кран
  • Поточив карандаш рисунок стал четче грамматическая ошибка
  • Посудомойка сименс ошибка е04