Повторение работа над ошибками

7 класс

Дата 
16.05.2023

Урок №

Тема урока: «Работа над
ошибками. Повторение изученного»

Цель урока: обобщение и систематизация изученного

·        
Планируемые результаты:

Предметные: обобщить и систематизировать
изученное

  •  

Метапредметные:

Регулятивные УУД: постановка
учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся,
и того, что еще неизвестно; предвосхищение результата и уровня усвоения;
выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,
оценивание качества и уровня усвоения;

Коммуникативные УУД: учебное
сотрудничество с учителем; инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Познавательные УУД: самостоятельное
выделение и формулирование целей; осознанное и произвольное построение речевого
высказывания в устной и письменной форме; сравнение, классификация объектов по
выделенным признакам.

Личностные
УУД: 
установление учащимся связи между целью учебной деятельности и ее
мотивом; оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных
ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор;

ценности научного познания.

Тип
урока:
повторение и обобщение изученного

Оборудование: школьная доска,мел, учебник, рабочая тетрадь,
пенал,ИКТ,карточки
 

Ход
урока:

I.                 
Организационный
момент

II.               
Работа над
ошибками

III. Актуализация опорных знаний.

1.    
Запись на
доске

·        
Любезность,
война, не, а, гадкое, самое, жизни, дело…

·        
В тот период
времени, когда он считал своего сына убитым, не счёл себя вправе отказаться
1806 году старый князь был определен одним из восьми главнокомандующих по
ополчению, назначенных тогда по всей России. Старый князь, несмотря на свою
старческую слабость, особенно сделавшуюся заметной в тот период от должности…Он
постоянно бывал в разъездах по трём вверенным ему губерниям.

(Старый князьнесмотря на свою старческую слабостьособенно сделавшуюся заметной в
тот период временикогда он считал своего сына убитымне счел себя вправе отказаться от
должности, в которую был определен самим
государем, и эта вновь открывшаяся ему деятельность возбудила
и укрепила егоОн постоянно бывал в разъездах по
трем вверенным ему губерниям
)

Задание:
Прочитайте запись. Что можно сказать по поводу прочитанного? Восстановите
цитату Л.Н.Толтого(«Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни…»)

IVОбъявление темы и целей урока

·        
Как это
связано с нашим уроком? Сформулируйте тему и цель урока

V. Работа над темой урока (текст с
заданиями распечатан на каждого обучающегося)

·        
Чтение
текста учащимся

Родина

Из чего же
выр…стает огромная человеческая любовь ко всему, что умещает(?)ся в одном слове
– Родина?

Родина –
это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей. Это и ракета(1)
нацеле(н,нн)ая к Луне(2) и птицы(3) летящие на север над нашим домом. Это и
Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки. Это имена людей, название новых
машин, танцы, которым (не)истово хлопают во всех городах Земли.

Родина
подобна огромному дереву, на котором не сосч…тать листьев. И всё, что мы делаем
доброго, пр…бавляет силу ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его
повалил бы даже (не)сильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй.

Корни –
это то, чем мы жили вчера, год назад…Это наша история…

(В.
Песков)

Дифференцированное
задание:

1.    
Ответьте на
вопросы, составив связное высказывание:

·        
Что сейчас вы
услышали? (текст)

·        
Что такое текст?
Чем он отличается от группы предложений?

·        
Назовите
признаки текста ( законченность сообщения; тема; идея; заглавие; связность
предложений по смыслу и грамматически).

·        
Как могут быть
связаны предложения в тесте?

·        
Какова
структура текста (композиция)?

1.    
Творческое
задание: 
напишите 4-5
предложений о своей малой родине, используя один из стилей речи

1.    
Самостоятельная
работа учащихся над содержанием текста (в парах).

Задание

·        
Определите
тему текста.

·        
Определите
основную мысль текста.(
Содержание данного текста позволяет
формировать уважительное отношение к родному краю, чувство любви к Родине
)

·        
Выделите
микротемы.

1.Слово
Родина

2.Что
такое Родина

3.Чему
подобна Родина

4.Наши
корни,наша история

·        
Определите тип
текста.Повествование (
это способ изложения, цель
которого дать представление о событии в хронологической последовательности
эпизодов, его составляющих. Каждый эпизод повествования представляется
как относительно законченный, необходимо влекущий; последующие. 
)

·        
Определите
стиль текста.
Это текст художественного стиля, которым
пользуются писатели и поэты при написании своих произведений для достижения
определенной цели — воздействия на читателя. У каждого писателя свой
индивидуальный стиль, который включает разговорную, высокую лексику нейтральные
слова. Главной особенностью этого стиля является широкое употребление тропов и
фигур.

1.    
Слово
учителя.

Недаром мы
сегодня заговорили о наших корнях, о нашей истории. Многое пришлось пережить
нашему народу во время Великой Отечественной войны.Поэтому мы должны помнить
об этом ….

VI.
Слушание-понимание текста публицистического стиля

·        
Прослушайте
аудиозапись и скажите, к какому стилю речи относится данный 1945года.)текст,
укажите характерные признаки стиля. Свой ответ аргументируйте. (Звучит аудиозапись
голоса Левитана от 8 мая

VIIЗакрепление.

 VIII.
Домашнее задание:
 _____________________________

Мне
нравится моя Родина, потому что тут весело, много друзей, с которыми я провожу
свободное время. Здесь красивая природа, свежий воздух, зеленая трава. Я часто
хожу с родителями и товарищами на пикник. Любуюсь природой, дышу свежим
воздухом, слушаю пение птиц. А еще мне интересно наблюдать за маленькими
животными и насекомыми.

Я
люблю свою Родину, ведь тут наша семья, и мы должны беречь ее как наших
родителей, бабушек и дедушек.

Публицист.стиль

В каких бы
дальних странах не был человек, его всегда тянет на малую родину,   где он
родился ,где его родной город или село, его родители, друзья, а также природа.
Как бы хорошо не было человеку на чужбине, ему всегда будит сниться дом, где он
родился и вырос, родители и друзья. Ни
кто не может забыть свою малую родину.

·        
 

·        
 

·        
Прочитайте
запись.
В тот период времени,
когда он считал своего сына убитым, не счёл себя вправе отказаться 1806 году
старый князь был определен одним из восьми главнокомандующих по ополчению,
назначенных тогда по всей России. Старый князь, несмотря на свою старческую
слабость, особенно сделавшуюся заметной в тот период от должности…Он постоянно
бывал в разъездах по трём вверенным ему губерниям.

Родина

Из
чего же выр…стает огромная человеческая любовь ко всему, что умещает(?)ся в
одном слове – Родина?

Родина
– это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей. Это и ракета(1)
нацеле(н,нн)ая к Луне(2) и птицы(3) летящие на север над нашим домом. Это и
Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки. Это имена людей, название новых
машин, танцы, которым (не)истово хлопают во всех городах Земли.

Родина
подобна огромному дереву, на котором не сосч…тать листьев. И всё, что мы делаем
доброго, пр…бавляет силу ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его
повалил бы даже (не)сильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй.

Корни
– это то, чем мы жили вчера, год назад…Это наша история…

(В.
Песков)

Задание

·        
Определите тему текста.

·        
Определите основную мысль
текста.

·        
Выделите микротемы.

·        
Определите тип текста.

·        
Определите стиль текста.

Прочитайте
запись.
В тот период времени,
когда он считал своего сына убитым, не счёл себя вправе отказаться 1806 году
старый князь был определен одним из восьми главнокомандующих по ополчению,
назначенных тогда по всей России. Старый князь, несмотря на свою старческую
слабость, особенно сделавшуюся заметной в тот период от должности…Он постоянно
бывал в разъездах по трём вверенным ему губерниям.

Родина

Из
чего же выр…стает огромная человеческая любовь ко всему, что умещает(?)ся в
одном слове – Родина?

Родина
– это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей. Это и ракета(1)
нацеле(н,нн)ая к Луне(2) и птицы(3) летящие на север над нашим домом. Это и
Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки. Это имена людей, название новых
машин, танцы, которым (не)истово хлопают во всех городах Земли.

Родина
подобна огромному дереву, на котором не сосч…тать листьев. И всё, что мы делаем
доброго, пр…бавляет силу ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его
повалил бы даже (не)сильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй.

Корни
– это то, чем мы жили вчера, год назад…Это наша история…

(В.
Песков)

Задание

·        
Определите тему текста.

·        
Определите основную мысль
текста.

·        
Выделите микротемы.

·        
Определите тип текста.

·        
Определите стиль текста.

Тема: Работа над ошибками. Закрепление изученного материала.

Цель:1) повторить и систематизировать изученный материал, выполнить работу над ошибками;

Задачи: качественно выполнить работу над ошибками в контрольном диктанте;

организовать работу в группах с целью развития коммуникативных навыков, умений совместно планировать и выполнять работу по составленному плану, контролировать работу свою и других групп;

Планирующие результаты:

·         развивающие: обеспечить развитие у обучающихся умения ставить цель и планировать свою деятельность; содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль.

·         личностные действия: учебно-познавательный интерес к новому материалу; будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

·         регулятивные действия: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

·         познавательные действия: научиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; использовать знаково-символические средства;

·         коммуникативные действия: формулировать собственное мнение; строить понятные для партнёра высказывания.

Тип урока: урок закрепления.

Форма урока: традиционный

Оборудование: конспект, карточки с заданием.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Сообщение об общих результатах диктанта.

Учитель сообщает результаты диктанта, но не называет фамилии учащихся, которые не успешно справились с работой – они сами видят результат в тетради.

— Но, надеюсь, что те, кто огорчился, не теряют надежды на отличный результат своего труда. Как говорится: «На ошибках учатся». А те, кто справился с диктантом успешно, помогут своим одноклассникам, ведь не в наших школьных правилах бросать товарища в беде!

3) — А что мы с вами должны сделать, чтобы, действительно справиться с ошибками?

— Вы правы, необходимо ВЫПОЛНИТЬ РАБОТУ НАД ОШИБКАМИ.

(учащиеся выполнят работу над ошибками)

4.Формулирование целей и задач

 Итак: Цель нашего урока: повторить и систематизировать, т.е.  «разложить по полочкам в нашем уме» материал по изученным орфограммам.

Задача: выполнить работу над ошибками, допущенными в диктанте.

в) — СОСТАВИМ ПЛАН СВОЕЙ РАБОТЫ:  

1. Найти и исправить свои ошибки

2. Записать в таблицу.

3. Обобщение и закрепление знаний.

Работа с классом:

— Оформим работу в тетрадях: запишем число. На следующей строке тему урока: Работа над ошибками.

    Правописание парных согласных

в  корне  слова.

 Проверяемые написания  безударные гласные в корне слова

Правописание слов с Ь- показателем мягкости согласных/

Раздельное написание предлогов с другими словами.

Сочетания

ЖИ, ШИ,

ЧА, ЩА,

ЧУ, ЩУ,

ЧН, ЧК.

Разделительный Ь

Оформление границ предложения: заглавная буква в начале предложения, знак на конце П.

5.Физминутка

6. Продолжение работы

— обобщить, систематизировать изученный материал, повторить правила написания. 

1.Запишите слова, подберите проверочные.

Гр..за, гр..чи, н..сы, тр..ва, р..ка, л..щи, л..цо, р..ды, с..ды, в..лна.

2. Спишите текст, вставив пропущенные буквы. Озаглавьте.

Х..р..шо в л..су в полдень. З..леные елоч..ки выг..бают к..лючие ве..ки. Кр..суется белая б..ре..зка с душ..стыми л..сточками. Др..жит серая осина.

7. Итог урока

— Подведём итог урока.  Я не сомневаюсь, что каждый из вас хочет стать отличником, но путь к знаниям очень труден.

Что помогло вам преодолеть сегодняшние трудности? 

— Оцените свою работу.

 — Как вы думаете, мы достигли цели нашего урока? Докажите.

—  Какое настроение у вас в конце нашего урока?

Домашнее задание: карточка

Бурашева Марина Хамибулловна,

учитель русского языка

МБОУ «Александровская  СОШ»

Грачёвского района

Название предмета

Класс

УМК

Уровень обучения

Русский язык

6

Русский язык 6. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.,Капинос, 2013

Базовый

Тема урока: Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

Общее количество часов, отведённое на изучение темы:1

Место урока в системе уроков по теме:15

Цель урока: провести работу над ошибками, повторить правила, на которые были допущены ошибки.

Задачи урока:

повторить и закрепить слабоусвоенные орфограммы;

формировать умение быстро ориентироваться в применении изученных орфограмм на практике, соотносить их с действующим правилом;

самостоятельно подбирать и записывать примеры;

самостоятельно находить изученные орфограммы в тексте;

формировать орфографическую зоркость;

формировать навыки самоанализа учебной деятельности;

— развивать речь учащихся;

— формировать уважительное отношение к русскому языку.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать навыки самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при консультативной помощи учителя.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе  работы над ошибками.

Уметь выделять в предложении словосочетания с прилагательными; определять часть речи; правильно писать сложные прилагательные, Н и НН в прилагательных; проводить морфологический разбор прилагательных; вычленять основу предложения; определять члены предложения, выраженные именами прилагательными.

Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, компьютер, карточки.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение  урока:

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

  1. Организационный момент

Психологический настрой обучающихся к уроку

— Здравствуйте, дети. У меня для вас сюрприз.

Просмотр фрагмента мультфильма «Остров ошибок».

 Мультфильм о мальчике Коле Сорокине, который за год в школе нахватал двоек, и теперь эти лебеди-двойки привезли его на остров ошибок. Много Коля Сорокин повидал на острове ошибок: корову и лошадь, которые соединились, разделенных зайцев и слона, который весит меньше воздуха… Решил Коля отправиться домой, правильно решить задачки и помочь всем, кого он так необдуманно обидел. Но не так просто двоечнику уехать с острова, двойки не пускают…

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 — А нужна ли нам работа над ошибками? Может быть, можно обойтись и без нее.
(Ответы учащихся о том, что работа над ошибками необходима, так как она способствует развитию грамотности, помогает повторить изученный ранее материал).

  — Определите тему и цель урока.

  1. Проверка домашнего задания

Защита групповых творческих работ.

До урока организуется выставка работ учащихся. Проводится предварительное голосование среди учащихся школы. Баллы за защиту и зрительское голосование суммируются. Работы оцениваются.

  1. Актуализация знаний учащихся

Проведем работу над ошибками, допущенными вами в контрольной работе, вспомним еще раз правила и закрепим их. Сейчас посмотрим на результаты ваших работ. Кого-то они порадуют, а кого-то и огорчат. (В тетрадях для контрольных работ записывается дата, проводится работа над ошибками)

  1. Повторение изученного материала.
  1. Правило «Н и НН в именах прилагательных»

Одна буква Н

Две буквы Н

1. В суффиксе —н

2. В суффиксе -ан-, -ян- прилагательных, образованных от существительных

Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный

1. В прилагательных, образованных при помощи суффикса —н— от существительных с основой на

2. В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -онн-, -енн-

Карточка. Работа в парах

              Данные словосочетания преобразуйте в имена прилагательные.

Суффиксы выделите. Проверка по цепочке.

Пух лебедя, сок лимона, ложка из дерева, стакан  из стекла, сарай  из камня, носки из шерсти, пиджак  из кожи, гора песка, масло для машины, погода весной, стол в кухне, ком земли.

  1. Правило «Сложные прилагательные»

Написание сложных прилагательных

через дефис

Написание сложных

прилагательных слитно

1. Если сложное прилагательное обозначает оттенки цвета

2. Если сложное прилагательное образовано от сложных существительных, которые пишутся через дефис

3. Если оно образовано путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз и

Слитно пишутся сложные прилагательные, которые образованы на основе словосочетания

Объяснительный диктант.1 учащийся у доски.

Записать прилагательные, составить с ними словосочетания.

              Белоснежный, изжелта-красный, юго-западный, русско-немецкий, железнодорожный, первомайские,  желторотый,  землянично-черничное, синие- пресиние,  древнеиндийские.

  1. Физминутка

Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд  направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тысячу раз!

  1. Повторение пройденного материала
  1. Морфологический разбор прилагательного.

— Составьте предложение об однокласснике, используя три прилагательных. Выберите одно прилагательное, определите синтаксическую роль прилагательного,сделайте его морфологический разбор, используя карточки с планом разбора.

ПЛАН МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

1. Часть речи и общее грамматическое значение.

2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.)
3. Постоянные (П.п.):
— разряд.
4. Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
— полной или краткой форме (только у качественных и некоторых притяжательных),
— сравнительной или превосходной степени (только у качественных),
— числе,
— роде,
— падеже.

5. Синтаксическая роль.

           4. Работа над ошибками. Самостоятельная работа.

Пишу слово правильно (подчеркни свои ошибки, выдели морфему, где эта ошибка).

Объясняю (графически комментирую орфограмму, подбираю проверочное слово и т.д).

Закрепляю (привожу пример слова на данную орфограмму.

  1. Рефлексия

«Три лица»

Учитель показывает  учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

  1. Домашнее задание: упр. 234
  1. Итог урока. Выставление оценок.

Для математики популярная поговорка «умные люди учатся на чужих ошибках» практически не работает, так как ошибка в большинстве случаев является необходимой и полезной, ведь она позволяет определить пробелы в знаниях школьника и своевременно их устранить. Главное – правильно относится к ошибке и ее правильно ее использовать.

Тем более обидно получать глупые ошибки, которые вызваны невнимательностью обучающихся, пропусками переменных, случайными потерями знаков, скобок и другими различными ляпами.

Для того чтобы снизить вероятность ошибок, необходимо использовать различные методики предупреждения типичных ошибок, что будет в итоге способствовать повышению уровня математической подготовки школьников.

Разбор, анализ и проработка ошибок и неточностей, допущенных при выполнении задания

Организация работы обучающихся, направленной на анализ и исправление допущенных недочетов называется работой над ошибками. Ее основной целью является разбор, анализ и проработка ошибок и неточностей, допущенных при выполнении задания. Правильно организованная работа обучающихся обеспечивает:

  • дифференцированный подход к обучению;

  • является профилактикой будущих ошибок;

  • позволяет своевременно ликвидировать пробелы в знаниях и навыках детей;

  • формирует умение систематизировать и обобщать, закреплять полученные знания.

Грамотный, творческий подход учителя к организации работы над ошибками создает условия для развития адекватного отношения обучающегося к ошибкам, умение работать с ними.

Можно говорить о том, что, после проведения работы над ошибками итоговая оценка отражает действительный уровень усвоения знаний и умений обучающихся. Существует практика, когда некоторые учителя практикуют выставление оценок за каждую проведенную работу. При этом, часто бывает, что после работы над ошибками, отметка за проверяемую работу повышается (как правило на один бал).

Обычно, работа над ошибками проводится в классе, под руководством учителя, но может проводиться и дома, возможно, под контролем родителей. Если учитель считает возможным дать выполнение работы над ошибками в качестве домашнего задания, он должен убедиться, что все обучающиеся знают и помнят основной алгоритм действий по выполнению работы. Целесообразно, каждому ребенку выдать памятку с порядком выполнения действий. Кроме этого, необходимо предварительно, на уроке провести общий анализ допущенных ошибок.

В классе, работу над ошибками проводят, как правило, после контрольных, самостоятельных или творческих работ. Работе над ошибками может быть посвящен, как весь урок, так и его часть. Это зависит от характера и количества видов ошибок, от уровня самостоятельности обучающихся и т.п. По усмотрению учителя возможны: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная работа.

Основные этапы и формы организации работы над ошибками на уроке

При работе на уроке выделяют несколько основных этапов:

  • консультация;

  • коррекция знаний и умений;

  • диагностика результатов;

  • оценочная деятельность.

По усмотрению учителя возможны: фронтальная, групповая, индивидуальная работа.

Рассмотрим несколько вариантов проведения работы над ошибками

В начале урока, после проведения общего анализа проверенной работы, учитель просит поднять руку тех обучающихся, которые допустили ошибки при выполнении первого задания. К доске приглашается один из обучающихся, который будет выполнять и комментировать аналогичное задание у доски. Обучающийся определяется либо по его желанию, либо по решению учителя. Остальные обучающиеся выполняют работу у себя в тетрадях. Затем все самостоятельно решают задание проверочной работы. Таким образом, дети прорешивая аналогичное задание, прорабатывают ошибки, допущенные не только ими самими, но и остальными обучающимися. Такой подход целесообразен, когда в данном задании большинство обучающихся допустили ошибки.

Следующая форма работы используется, когда один, или несколько обучающихся допустили ошибки в задании, которое большинство обучающихся выполнили правильно. При данной форме организации урока один обучающийся выполняет работу над своими ошибками у доски, остальные обучающиеся исправляют свои недочеты в тетрадях или выполняют индивидуальные задания. С одной стороны, этот метод позволяет экономить время, затрачиваемое на данную деятельность, с другой — учитель не может контролировать деятельность других детей. Для исправления возникшей ситуации, нужно обеспечить каждому обучающемуся возможность обратиться к учителю за помощью, за консультацией.

Бывают ситуации, когда часть обучающихся выполнила проверочную работу на «отлично», т.е. возникает необходимость организовать деятельность этих обучающихся, и, одновременно организовать выполнение работы над ошибками остальными обучающимися. В этом случае, есть несколько вариантов организации работы на уроке.

Во-первых, «отличникам» можно предложить выполнение индивидуальных заданий повышенного или углубленного уровней, творческие задания, работу по подготовке, например, информационного сообщения к следующему уроку. С остальными обучающимися проводится работа над ошибками.

Во-вторых, обучающихся, показавших высокий уровень усвоения учебного материала, можно привлечь к консультированию других детей. В этом случае возможна организация групповой и (или) парной работы.

Имеют место случаи, когда педагог, в целях экономии времени, выделяет только типичные ошибки, допущенные обучающимися при выполнении проверочной работы, и на уроке проводят работу только таким видом ошибок. В этом случае работа организовывается фронтально, анализ и исправление типичных ошибок и недочетов выполняет весь класс вместе. При этом у доски работают обучающиеся по желанию, по очереди или по решению учителя, в зависимости от того, кто какие ошибки допустил.

Алгоритм действий по выполнению работы над ошибками

Алгоритм действий по проведению работы над ошибками определяется учителем самостоятельно, исходя из особенностей класса, общего уровня обученности и т.д.

Например, алгоритм действий обучающегося может выглядеть следующим образом:

  1. просмотреть всю работу, обратить внимание на исправления учителя;
  2. найти ошибку, выписать задание, в котором она допущена, проанализировать причину ее возникновения:
  • ошибка в вычислении – перерешать;

  • ошибка в применении формулы (правила, закона) — вспомнить нужную формулу (правило, закон) по данной теме, применить при решении;

  • ошибка в построении рисунка – повторить материал в учебнике и выполнить рисунок правильно;

  1. решить аналогичное задание

Памятка-помощник

В практике работы некоторых учителей встречается использование памяток, которые изготавливаются педагогом и раздаются каждому обучающемуся. Памятки могут быть индивидуальными. Работа с памятками выполняется под контролем педагога.

В памятке пронумерованы и записаны основные группы ошибок в виде:

Тема «….».

Примеры.

  1.  
  2.  

Если учитель планирует проводить работу над ошибками, с использованием памяток, то при проверке работы на полях тетради, напротив задания, в котором допущена ошибка, ставится номер, соответствующего задания в памятке. Это не только облегчает работу обучающихся, но и совершенствует систему обучения. Обучающийся неоднократно обращается к данной памятке, что способствует лучшему запоминанию учебного материала.

Проверка и подведение итогов работы над ошибками

В конце работы над ошибками необходимо провести проверку. Существует несколько форм ее организации.

  • самопроверка;

  • парная работа;

  • групповая работа, когда «сильные» обучающиеся выступают в роли консультантов;

  • фронтальная работа со всем классом.

Во всех случаях, необходимо обеспечить возможность каждому обучающемуся консультирования и помощи учителя, если возникают трудности.

В конце работы над ошибками, как и в конце любого урока, необходимо провести рефлексию. Дети анализируют свои ошибки, отмечают, как изменились собственные умения, отмечают моменты, которые остались не понятны, говорят о том, что вызвало трудности и высказывают свои предложения.

Следует отметить, что проведение работы над ошибками является обязательным и систематическим действием после каждой контрольной и проверочной работы. При этом необходимо обращать внимание и прорабатывать все ошибки, допущенные обучающимися, тщательно проводить отбор задач и примеров для отработки знаний и умений, для закрепления пройденного материала.

Превентивная деятельность учителя по предупреждению ошибок

Большая часть ошибок, допускаемых обучающимися, не связана с отсутствием или наличием знаний, хотя, конечно, доведение до уровня автоматизма ряда вычислительных операций позволяет существенно снизить вероятность появления ошибок. Однако при этом необходимо, чтобы обучающийся все равно руководствовался нужными правилами и постоянно сохранял концентрацию внимания.

Знание определенных правил нужно и для того, чтобы обучающийся мог проверить правильность решения и дать его обоснование. В тоже время многие школьники воспринимают курс алгебры в качестве набора правил, которые абсолютно не связаны между собой, поэтому они заучиваются исключительно для решения какой-то конкретной задачи, а по истечению незначительного промежутка времени просто забываются. В этой связи требуется организовывать процесс обучения правилам с использованием приемов, которые активизируют рефлексивную деятельность школьников по предупреждению и исправлению ошибок, возникающих при формальном усвоении правил.

Если процесс поиска и исправления ошибок сделать максимально поучительным для обучающихся, то анализ ошибок может стать эффективным средством для развития познавательного интереса к математике.

Наиболее распространенными ошибками являются:

  • незнание или непонимание правил, формул и определений;

  • неправильное применение формул или неумение правильно применять определения и правила;

  • совершение вычислительных ошибок;

  • невнимательное чтение условий задачи;

  • отказ от использования свойств фигур при решении геометрических задач;

  • неправильное раскрытие скобок;

  • совершение логических ошибок при решении текстовых задач;

  • применение формул сокращенного умножения.

К основным причинам совершения ошибок по математике относят:

  • пропуски уроков, в результате чего появляются пробелы в знаниях;

  • поверхностное изучение нового материала;

  • повышенная усталость, вызванная чрезмерной нагрузкой или недостаточным сном, в результате чего понижается скорость мышления и снижается уровень внимания;

  • неаккуратный почерк, из-за чего учитель часто не понимает, что написал обучающийся;

  • скорость работы. При этом на появление ошибок влияет как высокая скорость работы, из-за которой обучающийся просто не стремиться вникнуть в суть задания, так и медленная. В последнем случае замедленная скорость мыслительных операций не позволяет обучающемуся в полной мере контролировать себя, а из-за «зависания» нужная информация просто удаляется из «оперативной памяти»;

  • полное либо кратковременное переключение внимания с одной деятельности на другую;

  • низкая мотивация, в результате которой теряется внимание и появляются ошибки.

Объяснение и предупреждение ошибок

Для предупреждения ошибок и сведения их к минимуму используются следующие профилактические мероприятия и действия:

  • постоянный разбор наиболее распространенных ошибок в классе;

  • предлагаемые обучающимся письменные задания должны быть максимально удобны для восприятия, то есть грамотно сформулированными и понятными;

  • подбор заданий и упражнений, которые будут вызывать у детей интерес и повышенное внимание;

  • учитель должен при объяснении нового материала стараться предугадать возможные ошибки обучающихся и разработать систему заданий, которые позволят правильно усвоить новые понятия;

  • использование правил удобных для запоминания и исключающих двойную их трактовку.

Кроме того, учитель математики должен помнить, что систематическое и планомерное повторение является основным инструментом для ликвидации пробелов знаний.

Также рекомендуется при объяснении нового материала активно применять определения и теоремы, которые изучались ранее. Так, при изучении темы «Теоремы сложения» целесообразно организовать повторение ряда теоретических вопросов:

  1. Изменение тригонометрических функций при возрастании и убывании аргумента.

  2. Четные и нечетные функции.

  3. Таблицы значений тригонометрических функций.

  4. Знаки тригонометрических функций.

Дополнительно выполняются следующие задания:

  1. Необходимо определить четность и нечестность тригонометрических функций:

функций

  1. Найдите область определения функции y = x2 – 6x + 10.

  2. Определите, при каких значениях x, функции y = sin x и y = cos x принимают одинаковые значения?

Перед тем как приступить к изучению темы «Первообразная и интеграл», следует повторить все формулы дифференцирования. После этого обучающиеся выполняют самостоятельную работу (время решения – 10-15 минут), во время которой школьникам предлагаются карточки-задания, где «опущены» один-два компонента из формулы дифференцирования, а также приведены две функции, производные которых необходимо найти.

Затем проводиться проверка работы и анализ совершенных ошибок, что необходимо для выявления пробелов в знаниях и проведения работы по их устранению.

Список литературы:

  1. Азиев И.К. Индивидуальные задания для устранения ошибок. // Журнал «Математика в школе» – 1993 г. – №5, с. 9.
  2. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки обучения школьников: Экспериментальное педагогическое исследование. – М.: Педагогика, 1984. – 296 с.
  3. Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983.
  4. Волович И.Б. Наука обучать: Технология преподавания математики. – М.: LINKA-PRESS. 1995. – 280 с.
  5. Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 224 с.
  6. Груденов Я.И. Психолого-дидактические основы методике обучения математики. – газета «Математика», 1987 г. с. 91-96.
  7. Гуцанович С.А. Дидактические основы математического развития учащихся: Монография. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 1999. – 301 с.
  8. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального исследования / В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 239 с.
  9. Далингер В.А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математике: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 80 с.
  10. Далингер В.А. Обучение учащихся доказательству теорем: Учебное пособие. – Омск: Омский пед. ин-т, 1990. – 127 с.
  11. Действующие учебники и учебные пособия по математике для средней школы.
  12. Журналы «Математика в школе» за 1970-1990 гг.
  13. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике: Математические задачи как средство обучения и развития учащихся: в 2ч. – М.: Просвещение, 1977. – ч.2. – 144 с.
  14. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике: Обучение математике через задачи и обучение решению задач: в 2ч. – М.: Просвещение, 1977. – ч.2. – 144 с.
  15. Метельский Н.В. Дидактика математики. – Минск: Изд-во БГУ, 1982–254с.
  16. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика: учеб. пособие; сост. Р. С. Черкасов, А. А. Столяр. – М.: Просвещение, 1985. – 336 с.
  17. Новик И.А. Формирование методической культуры учителя математики в педвузе. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2002. – 193 с.
  18. Новик, И. А. Практикум по методике преподавания математики / И. А. Новик. – Минск: Выш. шк., 1984. – 175 с.
  19. Оганесян В.А. Принципы отбора основного содержания обучения математике в средней школе. – Ереван: Луис, 1984. – 215 с.
  20. Рогановский, Н. М. Методика преподавания математики в средней школе: учеб. пособие / Н. М. Рогановский. – Минск: Выш. шк., 1990. – 267 с.
  21. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  22. Столяр, А. А. Педагогика математики: учеб. пособие / А. А. Столяр. – Минск: Выш. шк., 1986. – 414 с.
  23. Темербекова, А. А. Методика преподавания математики: учеб. пособие / А. А. Темербекова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 176 с.
  24. Фридман, Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе / Л. М. Фридман. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с.
  25. Шнейдерман М.В. Анализ ошибок и затруднений учащихся V классов // Журнал «Математика в школе» – 1999 г. – №6, с. 21.
  26. Эрдниев, П. М. Обучение математике в школе. Укрупнение дидактических единиц / П. М. Эрдниев, Б. Л. Эрдниев. – М.: Столетие, 1996. – 320 с.
  27. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе – М., 1996. – 347 с.
  28. Якиманская И.С. Психологические основы математического образования. – М.: Acadiia, 2004.
  29. Ярский А.С. Что делать с ошибками // Журнал «Математика в школе» – 1998 г. – №2, с. 8-14.

Пояснительная записка.

Как сделать урок работы над ошибками после контрольной работы интересным для
учащихся, эффективным, чтобы работа на нем не была одинаковой для всех? Зачем
работать над чужими ошибками?

Используя различные формы работ, виды деятельности учащихся, я пришла к своей
методике проведения подобного урока, который так и называю – “Работа над
ошибками”. Суть его заключается в том, что каждый работает над своими пробелами,
совершенствует навыки правописания, ставит для себя вопросы, что еще осталось
непонятным, а также, в зависимости от уровня обученности, может оказать
кому-либо помощь, продолжить работу в совершенствовании навыков взаимопроверки,
в развитии творческих способностей.

Подобный урок мною для четкого планирования работы, успешного достижения
целей делится на несколько этапов (учителю следует учесть, что за партой
(столом) должны сидеть ученики с разным уровнем обученности):

I. Анализ контрольной работы (учитель, кратко).
II. Определение цели урока. Знакомство с планом.
III. Самостоятельная работа учащихся.

Этапы самостоятельной работы.

1-й этап. Осмысление.

Цель: осмыслить допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

– Учащиеся, у кого “отлично”, пишут мини-сочинение, где поделятся своими
чувствами о полученной оценке, покажут свой творческий потенциал.

– Учащиеся, у кого “хорошо” за диктант, работают в тетради “Мои ошибки”,
самостоятельно исследуют их. Учитель оказывает им помощь в случае
затруднения.

– Ученики, которые получили “удовлетворительно”, в ходе выполнения работы над
ошибками должны понять, почему они ошиблись, следует найти верное решение. Здесь
им также помогает оказывается со стороны учителя.

Что же делают учащиеся, которые не справились с диктантом? С самого начала
работы учитель вместе с ними организует работу через тетради «Мои ошибки”. Дети
объясняют написание орфограммы, приводят примеры на это же правило. Эта
деятельность предполагает работу в группе (отдельно от основной части класса).

2-й этап. Закрепление.

Цель: закрепить правильное написание в допущенных орфограммах.

Учащиеся с оценкой “отлично” за диктант оказывают помощь “слабому” ученику,
тренируют его, подготавливают его к своеобразному отчету о проделанной работе.

Учащиеся, получившие оценку “хорошо” и “удовлетворительно” за диктант,
выполняют предложенные задания. Задания выбирают сами учащиеся. Выбор идет не от
того, что легче, а над чем надо поработать, чтобы не допускать подобных ошибок в
дальнейшем.

3-й этап. Проверка.

Предлагаются разные способы проверки, но учащийся выбирает их сам. Учитель
наблюдает, как ее организуют дети, насколько она эффективна:
– самопроверка по опоре,
– объяснения соседу,
– консультация сильного учащегося,
– помощь учителя в случае затруднения.

На данном этапе учащиеся должны подвести для себя промежуточный итог.

4-й этап. Работа по пунктуации.

Цель: улучшить пунктуационную грамотность.

Ребята уже устали (позади минут 20 работы), поэтому здесь им нужно дать
отдохнуть. Помогут в этом интересные предложения или текст, увлекательная или
даже новая форма проверки (компьютерное тестирование, ЭОР), можно отвлечься на
фронтальный опрос. Важно сменить вид деятельности учащихся, чтобы затем
отправиться в путешествие по стране “Пунктуация”. Для проведения такой работы
необходимо учитывать доминирующий канал восприятия у учащихся данного класса.

5-й этап. Работа в парах. Орфография.

Далее после проведенной работы (оцениваю ее по линокарте, перфокарте или
цифровому диктанту) даю детям возможность поиграть, но с пользой.

Играем в “Темную лошадку”, которую разработала сама, в игру “Компьютер”, где
дети работают в паре или организуют работу по тетради “Мои ошибки”. Цель игр –
повышение орфографической грамотности. При такой организации практической
деятельности никто не боится ошибиться, т.к. каждый может быть как проверяемым,
так и проверяющим, что им особенно нравится.

Учитель в это время проверяет работы, выполненные ранее, и по окончании игры
выдает их детям.

6-й этап. Итоги проверки.

Учащиеся сами делают вывод, насколько успешно их “Путешествие по пунктуации”.

7-й этап. Подведение итогов.

Здесь не надо спешить, все должно быть обдумано, следует учесть желание
учащихся. Все происходит следующим образом:
– помощник-консультант отчитывается за проделанную работу с учащимся, который не
справился с диктантом (по желанию ученик может выступить сам);
– учащиеся, у которых “удовлетворительно”, анализируют свою работу (где
ошиблись, что стало понятно, где затрудняются еще на сегодняшний момент);
– учащиеся, у которых “хорошо”, проводят анализ своей работы, акцентируя
внимание на том, что вызвало у них трудности и какие рекомендации от них получил
его одноклассник;
– учащиеся, у которых “отлично”, представляют всему классу свою творческую
работу (обязательно отклик учащихся, учителя).

Конечно, организовать работу подобным образом не всегда легко, т.к. следует
учитывать ошибки учащихся, навыки их самостоятельной работы, тщательно подбирать
материал для отработки и закрепления определенных орфограмм и пунктограмм. Но
для меня именно такой урок работы над ошибками является шагом по дороге к
грамотности, где учащиеся работают в своей темпе, каждый решает свои задачи;
ученик может оказаться полезным рядом сидящему, а также порадоваться за его
успехи.

“Работа над ошибками по теме “Наречие””. 

Цели:

– дать возможность учащимся осмыслить свои ошибки; определить задачи, над
которыми следует работать в дальнейшем;
– создать условия для развития навыков самоконтроля, взаимопроверки, работы в
паре, группе;
– способствовать развитию навыков устного делового общения, сотрудничества.

Оборудование: интерактивная доска, компьютеры, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. (5 мин.) Анализ контрольной работы (после темы “Наречие”).

На данном этапе урока в обобщенной форме сообщаю о типичных ошибках всего
класса и о работах, выполненных на “отлично”.

II. Тема и цель урока. (Приложение
1
)

Знакомство с планом работы. Учащиеся, получившие оценку “отлично”, “хорошо” и
“удовлетворительно”, работают по выданному им плану; учащиеся, получившие оценку
“неудовлетворительно”, работают индивидуально с учителем.

III. (15 мин.) Самостоятельная работа.

Цель: выявление пробелов в знаниях и закрепление орфографических и
пунктуационных навыков.

1. Осмысление допущенных ошибок.
  Деятельность учащихся Цель
учащиеся, у которых “5” пишут мини-сочинение (отклик на полученную
оценку)
показать творческий потенциал, использовать
возможность выразить свои чувства
учащиеся, у которых “4” – работа в тетради “Мои ошибки”

– подбор
собственных примеров на допущенные ошибки

исследование своих ошибок
учащиеся, у которых “3” – работа в тетради “Мои ошибки”


составить словосочетание или предложение со словом, где допущена ошибка

понять, почему ошиблись, и найти верное
решение
учащиеся, у которых “2” – работают с учителем в тетради “Мои
ошибки”

– выполняют индивидуальные задания

осмыслить, почему ошибся в написании слова
(учитель оказывает помощь)
2. Закрепление орфографической грамотности.
Учащиеся, у которых “5” работает в паре с учеником, который не
справился с диктантом
оказать помощь, подготовить через
тренировочные задания к отчету (итогу)
учащиеся, у которых “4” Задание1 – орфография (Приложение
4
)

задание 2 – пунктуация (Приложение 2)

тест по теме: ”Наречие”(компьютер)

(по выбору)

(Приложение 3)

совершенствование
орфографической
и пунктуационной грамотности по теме “ Наречие ”.
учащиеся, у которых “3” Задание1– орфография (Приложение
4
)

задание 2 – пунктуация, (Приложение
2
)

тест по теме: ”Наречие”(компьютер)


(по выбору) (Приложение 3)

3. Проверка.
учащиеся, у которых“5” проводят “экзамен” у учащегося, с которым
работал
подвести промежуточный итог (что стало понятно, где
затрудняются)
учащиеся, у которых “4”

учащиеся, у
которых “3”

в
ы
б
о
р
– Самопроверка или взаимопроверка (по
опоре, которую выдает учитель, или сверить с ответами в карточке),


Объяснение рядом сидящему ученику,

– Консультация (учитель, в случае затруднения).

 

Физкультминутка.

IV. (10 мин.) Работа по пунктуации.

Цель: улучшить пунктуационную грамотность

– фронтальный опрос:

1) Какие члены предложения называются однородными?

2) Какое предложение называется сложным?

3) Какие предложения называются сложносочиненными? Назовите союзы.

4) Какие предложения называются сложноподчиненными? Назовите союзы.

“Путешествие по малой родине”. (Приложение 1)

– Контроль по линокарте.

С/С С/П Прост. предл.
1     +
2 +    
3   +  
4     +
5 +    
ФИО  

1. Борис Викторович Шергин прожил в Москве 51 год и всегда с особой любовью
вспоминал родной Архангельск.

2. На зеленых холмах Малых Карел стоят ветряные мельницы и широко разметали
они свои крылья.

3. Два брата Карела погибли когда защищали свою землю от разбойников.

4. Ломоносов Абрамов и Рубцов Шергин и Писахов гордость русского Севера.

5. Прокопий Иванович Галушин погиб, жертвуя собой и мы будем помнить о его
подвиге.

Обязательно опору учащимся со зрительным каналом восприятия.

V. (8 мин.) Работа в парах по закреплению орфографической грамотности.

1) Карточки по теме: ”Наречие” (или по тетради “Мои ошибки”. (Выбор.)

2) Интерактивная доска. (Приложение 1)

Задание: вставь пропущенную букву и объясни ее написание.

общ..
сн..чал..
оч..ровательно
объед..не..о
думать (по) новому
иску..тве..о
ссделать (во )время
свеж..
(по) прежнему
(ото)всюду


VI. (7 мин.) Подведение итогов учащимися.

(По желанию учащихся.)

– Помощник-консультант отчитывается за проделанную работу с учащимся, который
не справился с диктантом (по желанию ученик может выступить сам);
– учащиеся, у которых “удовлетворительно”, делают анализ своей работы (где
ошиблись, что стало понятно, где затрудняются);
– учащиеся, у которых “хорошо”, делают анализ своей работы (что вызвало
трудности), дают рекомендации соседу с “3”;
– учащиеся, у которых “отлично”, представляют свою творческую работу;
(обязательно) отклик учащихся.

Примечание: при наличии времени в карточке по теме “Орфография” можно
записать проверочные слова (Приложение 5).

В тетради “Мои ошибки” учащиеся выписывают слова, которые написали
неправильно.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Повторение одного и того же слова ошибка
  • Повторение как ошибка сканворд 10 букв
  • Повтор это речевая ошибка или нет
  • Повтор частицы бы какая ошибка
  • Повтор слов это речевая ошибка