Позитивное отношение к ошибкам

Как относиться к своим ошибкам и неудачам?

Как относиться к своим ошибкам и неудачам

«Неудачи ведут вперед, а не назад. Я не терпел поражений. Я просто нашёл 10 000 способов, которые не работают» © Томас Эдисон

Что такое неудача?

Для многих успешных людей жизненно важный опыт. Многие миллионеры до того, как разбогатеть, несколько раз терпели неудачи в бизнесе. Вы можете сожалеть о прошлом, корить себя за принятые решения или сфокусироваться на будущем, чтобы предотвратить повторение ошибки — это ваш выбор.

Как правильно относиться к своим ошибкам?

Совершённые ошибки должны вести вперед. Такое отношение к неудачам поможет многое понять и двигаться дальше. Успешнее и лучше мы становимся не тогда, когда нас каждый день похлопывают по плечу за достижения, а когда мы совершаем ошибки. А для того чтобы позволить себе ошибиться, необходимо выработать в себе адекватное отношение к этой самой ошибке и возможной неудаче.

В первую очередь, не стоит слишком долго «копаться» в своем прошлом.

Как относиться к своим ошибкам

Проанализируйте, что получилось хорошо, а что – плохо. Объективно рассмотрите те вещи, с которыми вы могли бы справиться лучше, но не замыкайтесь на самокритике. Прошлое поучительно и обращаться к прошлому следует на короткие периоды времени, и только лишь для осознания того момента, когда здоровая рефлексия переходит в самобичевание. Чтобы научиться правильно относиться к своим ошибкам и неудачам, требуется подвергнуть критическому анализу то, что вы считаете своими неудачами. Как не жалеть о прошлом?

Запишите три действия, которые вы бы совершили иначе, если бы ситуация произошла вновь. Всего три действия! Если список длиннее, вы не сделаете ничего конструктивного, а лишняя самокритика вам ни к чему. Проводите такой анализ причин ситуации единожды – и не затягивайте его.

Игнорируйте чувство обиды, а лучше сконцентрируйтесь на том, что вы можете изменить. Любая неудача — это шанс изменить все к лучшему. Так воспользуйтесь этим шансом и двигайтесь вперед. Техники работы с обидой

Относитесь к возможной неудаче как к эксперименту

Как правильно относиться к своим ошибкам

Привычка думать в ключе «все это – эксперимент» представляет хороший подход в правильном отношении к своим ошибкам. Эксперименты иногда требует творческого мышления, но всегда – открытого сознания. Не выносите поспешных суждений о том, что будет эффективно, а что – нет. Принимайте на себя необходимые риски, относитесь к неудачам как к тому, что помогает на пути вперед.

Цените любые ошибки которые учат вас чему — то ценному

Чтобы правильно относиться к своим ошибкам избегайте негативного мышления, когда эксперименты не приносят успеха. Эксперименты и провалы – необходимая часть успеха. 7 привычек успеха

Как правильно относиться к своим ошибкам

Относитесь к своим ошибкам как к учебному опыту, однако не позволяйте препятствиям испортить вам настрой на успех. Экспериментируйте и двигайтесь вперед. Препятствия на пути к успеху

Умение «отпустить ситуацию» – хороший способ переключить энергию с прошлого опыта на будущие возможности.

Люди, которые умеют правильно относиться к своим ошибкам, способны к самообучению, и учитывают все свои как отрицательные, так и положительные результаты. Они знают, что следует рисковать, – и не испытывают глубокого разочарования, если что — то идет не так. Чтобы правильно относиться к своим ошибкам, учитесь находить в любом отрицательном событии положительные моменты. Что бы ни случилось – хорошая сторона в этом событии обязательно есть, а если и нет, то ее можно придумать! Кризис глазами оптимиста

Ни о чем не жалейте и забудьте понятие «идеал»

Не хотите делать ошибки, чтобы потом не жалеть? Сядьте на диван и сидите там всю жизнь. Не очень радужная перспектива, согласитесь. Так что смиритесь с тем, что в вашей жизни были и будут ошибки. И будьте благодарны за ошибки и неудачи

Хватит себя жалеть

«Почему мне так не везет, все люди как люди, а у меня вечно все не так».
Знакомо? А теперь посчитайте, сколько времени вы потратили на свои сожаления, и представьте, сколько полезного вы могли бы сделать или хотя бы придумать.

Мыслите позитивно

Как только вы чувствуете, что вот — вот подступит жалость к себе и горькие воспоминания, на минутку отвлекитесь, выдохните и постарайтесь переключить свои мысли на что-то более интересное и приятное.

Относитесь к свои ошибкам и неудачам, как к интересным задачкам, которые вам предстоит решить. Пробуйте искать нестандартные пути решения, и любой ребус не устоит перед вашей смекалкой и находчивостью Мышление позитивного человека

Правильное отношение к своим ошибкам и неудачам означает умение извлекать опыт даже из самых жестких жизненных уроков – и восстанавливаться, обладая большей креативностью, сдобренной приобретенной мудростью. Таков здоровый подход к преодолению ошибок, провалов и случайных катастроф.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

(не ошибается только тот, кто ничего не делает).

Невзирая на банальность этого изречения, следует признать, что действительно активные люди допускают большее число ошибок, но они и значительно чаще достигают успеха, чем пассивные люди.

Следует осознавать, что ошибок и неудач не стоит пугаться; над ними необходимо работать, поскольку они очень полезны как материал для самоусовершенствования и стимул к деятельности.

Работая над своими ошибками, Михаил, будущий педагог, записал:

1. Ты ошибся? Но это не так уж и страшно, ведь есть над чем работать.

2. Эти ошибки являются полезными для твоего развития, ведь ты теперь знаешь, в каком направлении следует работать и что необходимо совершенствовать.

3. Эта попытка является не очень удачной, но она тебя многому научит. Воспользуйся в будущем опытом своих ошибок, и я уверен, что ты достигнешь успеха.

4. Неудачи и ошибки – это хорошая наука для того, кто хочет развиваться.

Очень важно положительно (с позитивным пафосом) относиться к ошибкам других людей. Это поддерживает их мотивацию на надлежащем уровне, побуждает работать над своими недостатками и слабостями.

Некоторые зарубежные компании материально поощряют своих работников за творческие идеи, которые «провалились». Такое отношение поддерживает у людей высокую мотивацию и стремление экспериментировать и нестандартно мыслить.

Задания

1. Поразмышляйте и запишите свои высказывания, которые выражали бы позитивное отношение к неудачам и ошибкам и перспективу их преодоления. Эти изречения вы можете применять для поддержки как своей мотивации, так и мотивации других людей.

2. Тщательно проанализируйте неудачу, которую вы пережили недавно (или когда-то раньше). Поразмышляйте над каждой ошибкой, определите, какие ваши навыки и способности недостаточно развиты и нуждаются в совершенствовании. Поразмышляйте над методами, которые будете использовать, работая над развитием определённых навыков и способностей. Заполните следующую таблицу:

Способность (навык)

Метод усовершенствования

1.

2.

3.

4.

1. Придумайте 4 варианта девизов (для себя и для других), которые помогли бы вам реагировать на собственные неудачи и ошибки. Например, Андрей (студент 2-го курса) написал: «Ошибки – это замечательно! Я теперь знаю, над чем работать».

2. Ваш сын (ученик) неудачно выполнил какое-то задание, потерпел поражение, вследствие чего потерял веру в себя, разочаровался и не желает так же интенсивно, как раньше, заниматься этим делом или учебным предметом. Что бы вы сказали? Каким образом можно не только успокоить ребёнка, но и побудить, вдохновить его на работу и достижения?

Удачной Мотивации,

Ваш Геннадий Павленко

Источник: http://www.sudba.info/

Basic RGB

В жизни каждого человека время от времени появляются ситуации, когда всё запланированное даже самым тщательным образом идёт совершенно не так, как было изначально задумано. Именно в такие моменты, как говорится, опускаются руки, хочется всё бросить и забыть о намеченных планах и поставленных целях. Но стоит ли считать свои ошибки, промахи и неудачи такими фатальными?

Одной из главных причин нашего негативного отношения к ошибкам и неудачам является то, что ещё с детства многим из нас прививали стремление быть лучшими, которая подразумевает: если делать что-то, то делать наилучшим образом, либо не делать вообще. Подобные наставления, конечно, хороши, но нередко в процессе взросления человека они трансформируются из вполне разумной позиции «семь раз отмерить и один раз отрезать» в своеобразную патологию, крайне негативно влияющую на жизнь человека. В итоге получается, что, становясь взрослыми, некоторые из нас очень болезненно относятся к любым неудачам, стараются сразу же о них забыть и устранить из своей жизни всё, что может о них напомнить.

Однако всегда нужно брать во внимание то, что любой, даже самый провальный проект может содержать в себе превосходные указатели на изменение движения в том или ином нужном  направлении. Но для понимания этого нужно сформировать в себе правильное отношение к своим неудачам.

Учитесь совершать разумные ошибки

Как таковые, ошибки можно разделить на две категории: есть глупые ошибки – это ошибки, которые совершаются людьми по причине халатного отношения к чему-либо или беспечности. А есть ошибки разумные – они совершаются в случае, когда человек идёт на осознанный риск или проводит какой-либо эксперимент.

Совершение таких ошибок является превосходным «рабочим» материалом и пищей для ума. Во многих случаях это говорит о том, что человек развивается и умеет рисковать ради достижения цели. Именно в этом случае подход к извлечению уроков из неудач является здоровым, ведь человек уже изначально ориентирован на активную работу над собой и своими действиями. Не будет лишним сказать и то, что для достижения выдающихся результатов нужно совершать выдающиеся поступки. Не нужно бояться экспериментировать и реализовывать новые стратегии.

Извлечённые из ошибок уроки нужно обязательно применять на практике

Любая ошибка как таковая должна быть совершена только единожды, т.к. один лишь её факт уже должен был чему-то научить. А это означает, что если действие было совершено неправильно, то нужно сделать какие-либо изменения. Но чтобы эти изменения вступили в силу и произвели новый эффект, нужно брать во внимание прошлый опыт – только так происходит обучение. Есть даже такие уроки, получить которые никаким другим способом, кроме совершения ошибки, вообще не представляется возможным. Поэтому, если рассматривать ошибки и неудачи с позиции обучения, то они являются превосходными «учителями».

Очень важным является также и то, что совершение ошибок должно оказывать непосредственное влияние на выработку нового плана действий. Но огромное количество людей просто забывает об извлечённых уроках. И далеко не все строят всю свою дальнейшую деятельность с их учётом. И, несмотря на то, что это кажется вполне логичным (извлекать уроки и совершать новые действия) и адекватным, в большинстве случаев люди лишь индульгируют, занимаются самобичеванием и «планируют» заняться разбором своих же полётов когда-нибудь потом. Это и является прекрасным объяснением тому, что многие так ничему и не научаются на своих ошибках.

В дополнение к этому можно сказать, что если попросить человека объяснить, какой урок он вынес из своей ошибки, то, вполне вероятно, он сможет сделать это с завидным задором. Но вот если попросить его уже о том, чтобы он предоставил новый план действий, основанный на извлечённых из своих неудач уроках, то, скорее всего, он просто округлит глаза и пожмёт плечами. Далеко нередки случаи, когда люди разглагольствуют о том, как можно легко и просто изменить сложившееся положение вещей, но все слова так и остаются лишь словами, ведь новые знания просто не используются.

И ещё одним серьёзным моментом является то, что у некоторых людей есть склонность к тому, чтобы закрывать на ошибки глаза или просто перекладывать вину за их совершение на других. И здесь важно понять, что такое поведение хуже всего воздействует, в первую очередь, на самого его инициатора. Закрывать на ошибки глаза значит осознанно стоять на одном и том же месте, совершенно не продвигаясь вперёд. А перекладывать вину на других – это аналогичное стояние на месте, дополненное неумением или нежеланием быть ответственным за себя, свои поступки и, в конце концов, за свою жизнь.

Учитесь на ошибках других

В наше время существует огромное количество материалов, посвящённых описанию жизни и деятельности известных и успешных людей. Самых неординарных результатов добивались люди, которые не обладали какими-то сврехспособностями, но те, кто совершал наибольшее количество ошибок и те, кто учился на них. Об этом говорили такие люди как Томас Эдисон, Иоганн Вольфганг Гёте, Михаил Ломоносов, Владимир Ленин, Франсуа де Ларошфуко, Максим Горький, Лев Толстой, Аристотель, Конфуций и другие выдающиеся личности.

Да даже если и не обращаться к сторонним источникам, можно увидеть сотни примеров того, что и как стоит делать и чего и как делать не стоит. Это могут быть родственники, друзья, знакомые, коллеги по работе. Нужно лишь не быть слепым к происходящему и учиться использовать чужой опыт.

Резюмируя всё вышеизложенное, можно привести ряд приёмов, которые позволят извлекать из ошибок и неудач исключительно пользу:

  • Если вас постигла неудача, вместо того чтобы негодовать по этому поводу, нужно максимально объективно посмотреть на вещи и постараться понять, что же произошло в действительности. Зачастую эмоции мешают нам видеть реальное положение вещей.
  • Если вас постигла неудача, нужно думать не о том, что произошло в результате, а о том, что послужило причиной этому: какие ваши мысли, убеждения и действия направили вас на неправильный путь.
  • Найдя причину своей неудачи, обязательно учтите это. Осознайте, что это всего лишь ещё один способ того, как делать не нужно, и впредь так не поступайте.
  • Всегда нужно стараться оставаться спокойным и сохранять трезвый взгляд на вещи. Излишняя эмоциональность искажает суть вещей и не позволяет принимать верные решения.
  • Ни в коем случае не нужно заниматься самобичеванием и самокопанием. Если ошибка совершена, значит, так тому и быть, и так должно было произойти. Старайтесь вырабатывать философский взгляд на вещи.
  • Всегда помните о том, что каждая ошибка — это новая возможность, которая даёт вам уникальный шанс научиться чему-то. Очень редко удаётся предусмотреть абсолютно всё. Мы – люди, а людям свойственно ошибаться.
  • Обращайте внимание на то, что делают другие люди и используйте их опыт в своих целях. Учитесь на чужих ошибках и сможете избежать своих собственных.
  • Помните, что невозможно добиться нового результата, постоянно совершая одни и те же действия. Ищите новые способы достижения целей.

Задумайтесь на досуге над тем, что именно неудачи являются закалкой вашего характера и воли, а также умения достигать поставленных целей даже тогда, когда кажется, что весь мир против вас. Абсолютно неважно, какое количество ошибок вы совершите на своём пути к успеху. Важно то, что каждая новая ошибка будет приближать вас к нему. Да и тот, кто ни разу не ошибался и не испытывал горечь поражения, никогда не сможет по-настоящему насладиться успехом и победой.

Поэтому, не нужно бесконечно обдумывать свой неудачный опыт. Просто анализируйте свои действия, извлекайте уроки, делайте соответствующие выводы и никогда не бойтесь новых неудач. Не позволяйте своим ошибкам сделать вас их жертвой. Не существует идеальных людей. И не ошибается никогда лишь тот человек, который ничего не делает.

И напоследок небольшое напутствие:

«Помни, что изменить своё мнение и следовать тому, что исправляет твою ошибку, более соответствует свободе, чем настойчивость в своей ошибке»

Марк Аврелий

Отношение к своим ошибкам во многом определяет будущую жизнь человека. Каждый день мы познаем что-то новое, учимся и, следовательно, не всегда все делаем идеально. И это является нормой, поскольку человек сам по себе неидеален (его поступки также не могут быть на сто процентов идеальными). Важно правильно относиться к своим ошибкам, уметь анализировать и извлекать максимум пользы от всего произошедшего.

Как не стоит относиться к своим ошибкам

Ошибки нужно принимать с благодарностью, поскольку тот, кто этого не понимает, доставляет себе множество проблем. Неправильной реакцией является не признавать свои ошибки и их драматизировать (утрировать уровень проблемы). Не признавать ошибки нельзя, поскольку придется то и дело наступать на те же грабли. В первую очередь вы доставляете неудобства самому себе, поскольку за ошибки очень часто приходится расплачиваться. А если их не признавать, расплата станет постоянной, что истощит ваши энергетические ресурсы.

Вторая проблема заключается в утрировании проблемы. Если воспринимать свои неудачи подобным образом, это приведет к постоянным переживаниям, самобичеванию, чрезмерной к себе требовательности, а также понижению уровня самооценки. Поэтому старайтесь относиться ко всему случившемуся по-философски (это уже произошло, и повернуть время вспять не представляется возможным).

Адекватное отношение к неудачам

Вы спросите: «Что нужно делать для того, чтобы справиться с проблемой, принять и даже полюбить свои ошибки?» В первую очередь постарайтесь адекватно воспринимать ситуацию. Вы поступили неправильно, поскольку имеете на это право. Вы не могли знать того, как действовать в конкретной ситуации, поэтому воспользовались теми идеями, которые вас посетили в данный момент. Возможно, вы поступили необдуманно и опрометчиво, но ведь не всегда все получается идеально. Примите ситуацию такой, какая она есть, и следуйте нижеперечисленным рекомендациям.

Оцените свои действия со стороны

Вы сейчас уверены в том, что поступили неправильно, и, возможно, у вас есть основания так полагать. Однако вы ведь не знаете, что произошло бы, поступи вы иначе. Есть ли полная уверенность в том, что вы сейчас совершили ошибку, или все-таки присутствуют сомнения? Их наличие говорит о том, что вы являетесь мудрым человеком. Возможно, эта ошибка может таковой считаться, если сравнить ее с чем-то другим, например, с поведением другого человека в аналогичной ситуации. И также можно предположить, что он является более опытным. А вы не имеете этого опыта, поэтому действовали так, как считали правильным в тот момент. Посмотрите на все произошедшее со стороны. Возможно, вы относитесь к себе слишком предвзято.

Проанализируйте сложившуюся ситуацию

Постарайтесь остаться над ситуацией и продолжайте смотреть на нее со стороны постороннего человека. Как это выглядит со стороны, кто пострадал от случившегося (был обманут, унижен, оскорблен и пр.). Что бы вы сказали, если бы вам пришлось стать свидетелем, приняли бы свою сторону или тоже посчитали такое поведение недопустимым? Затем вспомните, что вас побудило поступить именно так, были ли другие варианты. Одним словом, проанализируйте причину и следствие, чтобы понять, насколько большой была ваша ошибка.

Не ищите виновных в своих неудачах

Не стоит обвинять окружающих или сетовать на сложившиеся обстоятельства. Старайтесь рассматривать проблему исключительно со своей стороны и так, чтобы вы в будущем вообще не зависели от людей и обстоятельств. Например, вы обидели человека и посчитали, что обидели его незаслуженно. Но в свое оправдание можете сказать, что он вас спровоцировал, поскольку постоянно вел себя неадекватно. Вы ему нагрубили, поскольку он это заслужил.

В этом случае ваша ошибка заключается в том, что вы не смогли сдержаться. Сегодня пришлось общаться с этим человеком, завтра будет тот, кто ведет себя еще хуже. Не исключено, что вам придется постоянно всех оскорблять. Поэтому постарайтесь впредь быть более сдержанным, чтобы не тратить свою энергию на недостойных людей.

Станьте собственным адвокатом

Теперь подумайте над тем, как можно было бы поступить иначе в вышеприведенном случае. Вы долго сдерживались, но человек постоянно вас провоцировал на ссору (грубил, клеветал, распускал сплетни). Если действительно это происходило систематически, вы проступили правильно. Нужно было как-то остановить непорядочного человека. А с тем, что вы опустились до оскорблений, вы обязательно поборетесь и больше никогда не станете так поступать (из уважения к самому себе). Отличным решением будет вообще игнорировать этого человека и забыть о случившемся. А если вы повздорили впервые и не сдержались, попросите прощения и сделайте это максимально искренне. Вас обязательно простят, поскольку у каждого бывают срывы. Возможно, неудачный день спровоцировал чрезмерную раздражительность (обиженный попал под вашу горячую руку).

Воспринимайте ошибки как бесценный опыт

Вы могли не совершить ошибку, если бы ничего не предпринимали. А теперь вы ошиблись и поняли, что так в следующий раз поступать нельзя. В этом есть огромный плюс, поскольку вы уже обрели опыт. Он станет вам помощником в аналогичной ситуации, ведь вы уже знаете, чего нельзя делать. Полюбите эксперименты, и вам удастся полюбить свои ошибки. Вспомните школу и ситуацию, когда вы получали плохую оценку. Вам было обидно, но ошибка вам указывала на пробелы в знаниях. Есть много примеров, когда ошибка, допущенная на экзамене, помогала запомнить правила написания этого слова на всю жизнь.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Упражнение 30. Позитивное отношение к ошибкам (не ошибается только тот, кто ничего не делает)

Невзирая на банальность этого изречения, следует признать, что действительно активные люди допускают большее число ошибок, но они и значительно чаще достигают успеха, чем пас­сивные люди.

Следует осознавать, что ошибок и неудач не стоит пугаться; над ними необходимо работать, поскольку они очень полезны как материал для самоусовершенствования и стимул к деятель­ности.

Работая над своими ошибками, Михаил, будущий педагог, записал;

/. Ты ошибся? Но это не так уже и страшно, ведь есть над чем работать. . > .

2. Эти ошибки являются полезными для твоего развития, ведь ты теперь знаешь, в каком направлении следует ра­ботать и что необходимо совершенствовать.

3. Эта попытка является не очень удачной, но она тебя многому научит. Воспользуйся в будущем опытом своих ошибок, и я уверен, что ты достигнешь успеха.

4. Неудачи и ошибки — это хорошая наука для того, кто хочет развиваться.

Очень важно положительно (с позитивным пафосом) отно­ситься к ошибкам других людей. Это поддерживает их мотива-

цию на надлежащем уровне, побуждает работать над своими недостатками и слабостями.

Некоторые зарубежные компании материально поощряют своих работников за творческие идеи, которые «провалились». Такое отношение поддерживает у людей высокую мотивацию и стремление экспериментировать и нестандартно мыслить.

** Задания

1. Поразмышляйте и запишите свои высказывания, которые вы-

ражали бы позитивное отношение к неудачам и ошибкам и перспективу их преодоления. Эти изречения вы можете применять для поддержки как своей мотивации, так и моти­вации других людей.

2. Тщательно проанализируйте неудачу, которую вы пережили

недавно (или когда-то раньше). Поразмышляйте над каждой ошибкой, определите, какие ваши навыки и способности недостаточно развиты и нуждаются в совершенствовании. Поразмышляйте над методами, которые будете использо­вать, работая над развитием определенных навыков и спо­собностей. Заполните следующую таблицу:

Способность (навык) Метод усовершенствования
1. 2. 3.

3. Придумайте 4 варианта девизов (для себя и для других), ко-

торые помогли бы вам реагировать на собственные неудачи и ошибки. Например, Андрей (студент II курса) написал: «Ошибки — это замечательно! Я теперь знаю, над чем рабо­тать».

4. Ваш сын (или ученик) неудачно выполнил какое-то задание,

потерпел поражение, вследствие чего потерял веру в себя, разочаровался и не желает так же интенсивно, как раньше, заниматься этим делом или учебным предметом. Что бы вы сказали? Каким образом можно не только успокоить ре­бенка, но и побудить, вдохновить его на работу и достиже­ния?

3. Признание (оценка) успехов

Признание результатов деятельности — это существенный мотивационный фактор. Потребность в признании, одобрении {позитивной оценке), по А.Маслоу, принадлежит к основным потребностям личности. Человек стремится к признанию и одобрению своих успехов и преимуществ. Получая их, он скло­нен прилагать больше усилий (настойчивее работать).

3.1. Признавай (подкрепляй) результат деятельности, а не личность

Признание будет психологически правильным в том случае, когда высоко оценивается дело, результат деятельности, а не человек, который этого достиг. Так, учитель может перехвалить ученика, если признание будет касаться личности в целом, а не конкретных результатов его деятельности.

Похвала должна касаться продукта деятельности, опреде­ленных приобретений (а не субъекта). В таком случае он будет стремиться опять произвести впечатление своими результатами. Необходимо подкреплять похвалой конкретную деятельность (поведение), а не оценивать человека в целом. Это будет содей­ствовать тому, что определенная форма поведения, которая подкрепляется (одобряется), будет поддерживаться и дальше.

Например, когда вы говорите: «Вадим, мне понравилось, как ты остроумно, нестандартным методом решил задачу»,— это подкрепление результата деятельности. А высказывание напо­добие «Вадим у нас — очень умный мальчик» — оценка челове­ка в общем. Конечно, последний вариант одобрения также бу­дет иметь определенное мотивационное влияние, но не исклю­чена возможность и негативного эффекта, поскольку ребенок может зазнаться, переоценить себя. Первый способ более целе­сообразен, поскольку здесь имеет место признание (подкрепле­ние) конкретных действий и результатов деятельности, а не одобрение личности в целом.

Другой пример конкретного признания, которое касается результата деятельности: «Наташа, помогая друзьям в подго­товке к контрольной работе, ты произвела на нас всех очень хорошее впечатление». Менее целесообразным будет использо­вание общей оценки, которая касается личности в целом: «Наталия — хорошая подруга».

Ш* Задание

Напишите 3-4 примера признания конкретных действий и ре­зультатов деятельности (а не оценки личности в целом). Осознайте отличия между этими видами одобрения.

_____________

3.2. Конкретность признания_____________

Кроме того, что признание целесообразно направлять на подкрепление определенных действий и результатов (а не на оценку личности), оно должно быть конкретным (т.е. касаться конкретных форм поведения).

Одобрения «ты хороший мальчик», «ты замечательно выполнил это задание», «благодарю за помощь» также будут иметь определенный эффект (в том случае, если ребенок их адекватно поймет). Но такая форма обратной связи недоста­точно эффективна, поскольку здесь не указано, что именно помогло или что же «замечательного» в работе.

Конкретным будет одобрение: «Алексей, когда ты отре­монтировал прибор, я был очень удовлетворен и почувство­вал благодарность, поскольку это даст нам возможность провести такие важные для нас эксперименты».

Приведем составляющие (элементы) конкретного признания:

Например, конкретными являются следующие признания (кото­рые состоят из трех указанных выше компонентов):

1. Саша, когда ты выполняешь задание вовремя (например, как сегодня), я очень удовлетворен, поскольку это экономит наше время и мы успеем выполнить еще несколько интересных уп­ражнений.

2. Юля, узнав, что ты помогла одноклассникам усвоить новую тему, я была приятно поражена и благодарна тебе, поскольку мы сможем наверстать то, что не успели сделать.

2. Благодарю тебя, Алексей, за помощь юному спортсмену. Его прогресс увеличивает шансы нашей команды на успех.

•* Задание

Напишите четыре признания (одобрения) конкретных действий (поступков) человека, используя три упомянутые выше со­ставляющие.

3.3. Принцип «здесь и теперь»

Признание должно выражаться в настоящем времени и опи­сывать определенные действия, результаты (эффект) этих дей­ствий, чувства и впечатления относительно теперешней ситуа­ции.

Высказывание наподобие «Почему же ты раньше не гото­вился к контрольной работе так тщательно, как теперь?, «Поче­му же ты раньше не играл так остроумно (оригинально)?» — недостаточно эффективны, поскольку содержат в себе элемен­ты упрека и напоминают человеку о его прежних неудачах, сла­бостях, недостатках и т.п. Такая оценка может оказывать даже негативное влияние на мотивацию деятельности (особенно ко­гда она сочетается с иронией). После такого «признания» ребе­нок вряд ли будет ощущать гордость за свое достижение.

В» Задание

Используя принцип «здесь и теперь» и схему эффективного признания (конкретные действия или результат действий + ваши впечатления + позитивный эффект от этих действий), напишите 3 примера признания, которые бы вы смогли при­менить к своим детям (ученикам, подчиненным).

_____________

3.4. Самоподкрепление ________

Человек должен уметь самостоятельно поддерживать свою мотивацию на надлежащем уровне и побуждать себя к деятель­ности. В мотивационной саморегуляции большое значение име­ет умение одобрять самого себя, признавать результаты своей деятельности, поскольку другие не всегда их замечают. Владе­ние приемами самоподкрепления является очень важным в ра­боте над собой.

Самоподкрепление — очень полезный метод формирования самоуважения. Вы учитесь замечать что-то позитивное в своих действиях и тем самым развиваете чувство самоуважения.

Ш* Задание

Учитывая принципы и правила, которые использовались для одобрения других, поразмышляйте, как бы вы одобряли себя (признавая, позитивно оценивая конкретные результаты своей деятельности). Запишите 4 варианта.

3.5. Раскрывай сильные стороны другого человека

У каждого человека есть определенные преимущества, силь­ные стороны, способности, которые помогают достигать успеха в определенной сфере деятельности. Их нужно уметь использо­вать. Важно не только знать о сильных сторонах ребенка (подчиненного), но и адекватно донести эти знания до его соз­нания.

Отметив какое-либо положительное качество человека, обя­зательно скажите ему об этом. Каждый хочет слышать о себе приятное. Одобряя определенные действия ребенка, взрослый тем самым подкрепляет деятельность; вследствие этого ребенок и дальше стремится продолжать выполнять действия, которые были положительно оценены. Получив одобрение от других, человек становится более уверенным в себе, увеличивается уровень его самоуважения, растет самооценка.

Ш* Задания

1. Отметьте сильные стороны (способности, положительные черты характера) вашего ребенка (ученика, подчиненного) и то, как они помогали ему в учебе, спорте или профессио­нальной деятельности.

2. Поразмышляйте и запишите, как ребенок (подчиненный) мо-

жет наилучшим образом (где именно и как) воспользоваться ими, чтобы достичь успеха.

3. Поразмышляйте и запишите, что бы вы сказали относительно

каждой из четырех способностей человека с тем, чтобы поддержать его самоуважение, самооценку и побуждать его к дальнейшей деятельности.

4. Поразмышляйте, запишите и обсудите с ребенком (подчинен-

ным), какими методами можно развить его способности. Стремитесь своими словами поддержать его самооценку и вдохновить на совершенствование его сильных сторон. За­пишите, что бы вы сказали взрослому или ребенку (не ме­нее четырех вариантов).

3.6. Высказывай веру в человека и в его возможности (спо

собности) выполнить задание__________

Всегда легче работать, когда руководитель (учитель) верит в тебя: ты стремишься не подвести старшего, пытаешься отвечать его ожиданиям. Когда ученик ощущает, что вы верите в него,

это вдохновляет его и он склонен работать активнее и настой­чивее.

Ваши ожидания относительно способностей человека долж­ны быть реалистическими: не следует слишком преувеличивать его возможности. Высказывайте откровенно свою веру в учени­ков. Это даст им силы, эмоциональный заряд, подбодрит на достижение цели.

«Я уверен, что ты выполнишь это задание».

«Кто, если не ты, сможет справиться с этим».

« Только такие люди, как ты, способны сделать это». Задания

1. Попробуйте высказать веру в своих детей (подчиненных) и побуждать их на достижение цели. Будьте откровенными и эмоциональными. Запишите не менее четырех вариантов та­ких высказываний.

Апеллируйте к их способностям, положительным качествам, которые способны обеспечить им успех в их деятельности. Никогда не помешает напомнить ученикам (подчиненным), на какие свои достоинства они могут опираться (и какие свои способности им следует использовать).

«Я уверен, что с этой задачей ты быстро справишься. Именно нестандартность мышления (умение находить не­стандартные варианты и решения) всегда помогает тебе».

«Я знаю, что ты рано или поздно сделаешь это, ведь именно твоя настойчивость в достижении цели часто обеспечивала тебе успех».

«Я верю, что ты успешно усвоишь новый прием (метод), поскольку творческое отношение к делу, стрем­ление постоянно совершенствоваться главные твои ка­чества, способные обеспечить успех в деятельности».

2. Подчеркивая способности, положительные качества человека (ребенка или взрослого), выскажите уверенность (веру) в его возможности достичь успеха (4 варианта). Признавая сложность заданий, которые предлагаете детям (подчиненным), вы поддерживаете их самоуважение (само­оценку).

Реакция на неудачу в значительной степени зависит от осо­знания уровня сложности предлагаемых заданий. Конечно, мы не очень разочаровываемся, если не можем выполнить сложное задание. Мы говорим себе: «Это задание слишком сложное, мало кто способен справиться с ним». И это нас успокаивает.

Совсем другая реакция на неудачу будет тогда, когда мы понимаем, что задание легкое и многие смогли бы его выпол­нить. Такая негативная реакция на неудачу вызывает чувство собственной беспомощности и бессилия, уменьшает мотивацию к деятельности.

Признавайте сложность заданий, которые вы даете детям (подчиненным), называйте их сложными. Этим вы сможете под­держать их самоуважение (самооценку), поскольку ребенок в случае неудачи не будет разочарован. Высказывая веру в уче­ника (подчиненного), одновременно указывайте на сложность заданий. Это уменьшит вероятность негативных последствий в случае неуспеха.

«Это задание сложное, но я знаю, что ты с ним спра­вишься».

«Я предлагаю тебе сложное задание. Далеко не каж­дый способен его выполнить. Попробуй/ Я уверен, что у те­бя выйдет.1»

3. Выразите веру в своих учеников (детей, подчиненных), одно­временно признавая сложность задания.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Поздняя ошибка фильм
  • Поздно считать ошибки
  • Позвонив нам вас внимательно выслушают тип ошибки
  • Позволяет заметить отклонение от плана предотвратить накопление ошибок
  • Позвольте вручить вам этот памятный сувенир ошибка