Познавательная деятельность людей сопровождается ошибками заблуждениями иллюзиями

Тест
№1.
ФИО_______________________________________________________________
Дата____. ____________.2014

Задания
1-6 оцениваются в 1 балл, 7-8 — в 2 балла.

Задание
1

Все,
что создано человеком, в своей совокупности
называется:


обществом


культурой


искусством


артефактами

Задание
2

Научное
знание, в отличие от обыденного,
житейского, основано на:


здравом смысле


теоретическом обобщении достоверных
фактов


суждении людей, имеющих образование


повседневном опыте

Задание
3

Какое
из приведенных ниже слов пропущено в
следующем предложении? «…
— это процесс получения и постоянного
обновления знаний, необходимых
человеку». 

познание
 

сознание 

деятельность 

творчество 

Задание
4

«Птицы
летают низко — быть дождю». Данное
утверждение яв­ляется примером
знания:


житейского


мифологического


научного


паранаучного

Задание
5

Верны
ли следующие суждения об эволюции
взаимоотношений человека и природы?

А.
Человека сделала природа, но он её
переделывает.

Б.
Человек сам себя сделал в ходе переделки
природы.


верно только А


верно только Б


верны оба суждения


оба суждения неверны

Задание
6

Верны
ли следующие суждения о познавательной
деятельности? Познавательная деятельность
людей:

А)
сопровождается ошибками, заблуждениями,
иллюзиями;

Б)
неразрывно связана с работой сознания,
волей, памятью, убеждениями.


верно только А


верно только Б


верны оба суждения


оба суждения неверны

Задание
7

Прочитайте
фрагмент из произведения Аристотеля
«Метафизика»
(I.1)
и ответьте на вопросы в конце задания.

«…наука
и искусство возникают у людей через
опыт. Ибо
опыт создал искусство, как говорит Пол
[древнегреческий философ], — и правильно
говорит, — а неопытность — случай…
Имеющие опыт знают «что», но не
знают «почему»; владеющие же
искусством знают «почему», т. е.
знают причину. Поэтому мы и наставников
в каждом деле почитаем больше, полагая,
что они больше знают, чем ремесленники,
и мудрее их, так как они знают причины
того, что создается. А ремесленники
подобны некоторым неодушевленным
предметам: хотя они и делают то или
другое, но делают это, сами того не зная
(как, например, огонь, который жжет);
неодушевленные предметы в каждом таком
случае действуют в силу своей природы,
а ремесленники — по привычке. Таким
образом, наставники более мудры не
благодаря умению действовать, а потому,
что они обладают отвлеченным знанием
и знают причины. Вообще признак знатока
— способность научить…»

Вопросы:

1.
Какие два вида деятельности человека,
согласно Аристотелю, возникают на
основе опыта?

____наука
и искусство
__________________________________________________

2.
В отсутствии знания чего заключается
основной недостаток опыта?

____знания
причин [ДОПОЛНИТЕЛЬНО: знания «почему»,
отвлеченного знания]
_____

3.
Какая способность является важным
признаком «знатока»?

____способность
научить
__________________________________________________

4.
Каковы три преимущества знатока, мудреца
по сравнению с «ремесленником»?

____«они
больше знают, чем
ремесленники»_________________________________
___

____«они
… мудрее их, так как они знают причины»

____«наставники
более мудры … потому, что они обладают
отвлеченным знанием»

Задание
8

Как
можно определить цель научного познания?

(развернутый
ответ, пишется на обороте страницы)

должно быть отражено большинство
следующих положений:

  • получение знаний

  • знаний достоверных,
    объективных, соответствующих предмету

  • знаний, воспроизводящих
    существенн
    ые свойства,
    стороны мира

  • знаний, основанных на исследованиях

  • знаний теоретических,
    систематизированных, приведенных в
    непротиворечивую систему, в
    абстрактно-логической форме, доказанных

  • знаний новых

  • отвечать потребностям человека
    и
    общества

  • способствовать
    преобразованию
    мира

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Контрольная работа по теме «Сознание и познание»

Вариант- 1

   Часть А.       1.        Что включают ученые в понятие человеческого знания?

а)        результат познавательной деятельности человека;

б)        деятельность, в результате которой создается новое;

в)        социальные потребности человека;

г)        результат любой творческой деятельности человека.

2.        Что из перечисленного относится к донаучным знаниям?

а)        мифы и легенды о сотворении мира;

б)        теория относительности;

в)        закон всемирного тяготения;

г)        закон

3.        Что из перечисленного относится к научным знаниям?

а)        библейская легенда о сотворении мира;

б)        предание о Великом потопе;

в)        находки археологов клинописного архива цивилизации шумеров;

г)        сообщение Геродота о племенах людей с собачьими головами.

4.        К чувственному познанию относится:
а) суждение;
 б)восприятие       в)        ощущение;     г)        наблюдение.

5.        Что из названного является этапом рационального познания?

а)        наблюдение;      б)        эксперимент; в)        понятие;          г)        практика.

6.        Истинное знание отличается от ложного тем, что оно:

а)        разделяется большинством людей;

б)        соответствует познаваемому объекту;

в)        не противоречит предшествующим представлениям;

г)        использует только формы рационального познания.

7.        Что понимают ученые под абсолютной истиной?

а)        исчерпывающее, точное знание об объекте исследования;

б)        объективные знания об объекте, достигнутые на определенном этапе познания;

в)        знание, осуществляемое только при помощи художественных образов;

г)        знание, полученное в результате применения только форм
рационального познания.

8.        Утверждение «Физическое тело, погруженное в воду, равно
массе вытесненной воды» является примером:

а)        научного знания;

б)        обыденного знания;

в)        мифологического знания;

г)        народной мудрости.

9.        Наука, изучающая закономерности хозяйственной деятельности человека, — это:

а)        история;         б) политология; в)        экономика;      г)        психология.

10.        Особенностью социального познания является:

а)        совладение субъекта и объекта познания;

б)        получение объективного знания;

в)        соответствие результатов познания поставленным целям;

г)        выдвижение гипотез и формулировка выводов.

11.        Верны ли следующие суждения о познавательной деятельности?

А. Познавательная деятельность людей сопровождается

ошибками, заблуждениями, иллюзиями.

Б. Познавательная деятельность людей неразрывно связана с работой сознания, волей, памятью, убеждениями.

а)        верно только А;          б)        верны А и Б;в)        верно только Б;               г)оба суждения неверны.

12.        Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истинное знание всегда объективно.

Б. Истинное знание всегда разделяется большинством людей.

а)        верно только А;              б)        верны А и Б;

в)        верно только Б; г)        оба суждения неверны.

13.        Верны ли следующие суждения?

А. Практика является универсальным (всеобщим) критерием

истины.

Б. Существуют области познания, где основным критерием выступает теория.

а)        верно только А;

б)        верно только Б;

в)        верно и А, и Б;

г)        оба суждения неверны.

Часть В.1. 1.        Заполните пропуски:

Относительная  …..зависит от реальных исторических условий своего времени, в частности от точности  или совершенства средств наблюдения и эксперимента.

2.        Соотнесите виды человеческих знаний и иллюстрирующие
их примеры:

Виды знаний

А. Народная мудрость. Б. Научные знания.

Примеры

  1. пословицы;
  2. поговорки;
  3. притчи;
  4. теории;
  5. законы развития общества;
  6. законы развития природы.

3. Распределите перечисленное ниже следующим образом: первые три позиции должны представлять методы теоретического научного познания, три последующие – методы экспериментального познания:

1) моделирование

2)систематизация

3)эксперимент

4)наблюдение

5)измерение

6)абстрагирование

Часть С.Прочитайте текст и выполните задания C I—С 4 .

 «Специфика познания общественных явлений, специфика обществознания определяется многими факторами. И, пожалуй, главный среди них — само общество (человек) как объект познания. Строго говоря, это и не объект ( в естественно-научном смысле э т о г о слова). Дело в том, что общественная жизнь насквозь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект — объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием). Естественнонаучными методами, однако, этого делать нельзя. Естествознание охватывает и может осваивать мир лишь объектным (как объект-вещь) образом. Оно действительно имеет дело с ситуациями, когда объект и субъект находятся как бы по разные стороны баррикад и потому так различимы. Естествознание и субъекта превращает в объект. Но что значит превратить субъекта (человека, ведь, в конечном счете) в объект? Это значит убить в нем самое главное — его душу, сделать из него некую безжизненную схему, бездыханную конструкцию. < . . . > Субъект не может стать объектом, не перестав быть самим собой. Познать субъекта можно только субъектным же образом — через понимание (а не абстрактно-общее объяснение), чувствование, выживание, сопереживание, как бы изнутри (а не отстраненно, извне, как в случае с объектом). < . . . > Специфичен в обществознании не только объект (субъект-объект), но и субъект. Везде, в любой науке кипят страсти, без страстей, эмоций и чувств нет и не может быть человеческого поиска истины. Но в обществознании их накал, пожалуй, самый высокий» (Гречко 27. К. Обществознание: для поступающих в вузы. Часть I. Общество. История. Цивилизация. М., 1997. С. 8 0 — 8 1 . ) .

CI. Опираясь на текст, укажите главный фактор, который определяет специфику познания общественных явлений. Каковы, по мнению автора, особенности данного фактора?

С2. В чем заключается, по мнению автора, отличие обществознания от естествознания? СЗ. Почему автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким? Дайте свое объяснение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера «эмоциональности» познания общественных явлений.

 С4. Специфика социального познания, как отмечает автор, характеризуется рядом особенностей, две из которых раскрыты в тексте. Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите любые три особенности социального познания, не отраженные во фрагменте.

 С5. 1. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о познании.

2. Назовите любые три вида познания.

3. Укажите четыре отличия знания от веры

Тема: Проблема познаваемости мира.

Тема: Проблема познаваемости мира.

Ключевые понятия

Ощущения– это данные органов чувств об отдельных свойствах отдельных предметов.

Восприятие– это целостный образ предмета, являющийся суммой отдельных ощущений.

Представление– это высшая форма чувственного познания, образ предмета, сохраняемый в памяти вне непосредственного контакта с ним.

Понятие – мысль, выделяющая из действительности некий класс предметов посредством указания на их общие признаки.

Суждение– мысль, содержащая утверждение о наличии в действительности какого-либо положения дел.

Истина– адекватное отражение действительности в сознании человека, не зависящее от тех или иных особенностей познающего субъекта.

Заблуждение — неадекватное отражение действительности.

Наблюдение – целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знаний о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта.

Эксперимент – метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).

Аналогия – умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений.

Сознание – способность человека оперировать образами социального взаимодействия, природных и культурных связей, отделенными от непосредственных контактов с людьми и актов действительности, рассматривать эти образы в качестве условий, средств, ориентиров своего поведения.

Самосознание — определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой.

Дедукция – способ рационального мышления, метод, способ познания, заключающийся в движении мысли от общего знания (знания общих закономерностей, основных свойств, общего принципа, парадигмы)  к частным выводам, дающим знания о конкретных предметах, процессах, явлениях.

Дедукция – способ рационального мышления, метод познания, заключающийся в движении мысли от знаний отдельных, многочисленных фактов, явлений к общему знанию, к общему выводу, к выделению общих свойств и закономерностей.

Анализ – метод научного исследования, заключающийся в мысленном или реальном расчленении объекта исследования на составные части, элементы с последующим их изучением. Анализ не дает знания целого, общего, поэтому применяется и функционирует как парный метод в органическом единстве со своей противоположностью – синтезом.

Синтез – метод научного познания, содержанием которого является совокупность приемов и закономерностей соединения отдельных частей предмета в единое целое.

Задание 1. Что включают ученые в понятие человеческого знания?

1) результат познавательной деятельности человека;

2) деятельность, в результате которой создается новое;

3) социальные потребности человека;

4) результат любой творческой деятельности человека.

Задание 2. К чувственному познанию относится:

1) суждение;         2) восприятие;     3) ощущение;       4) наблюдение

Задание 3. К рациональному познанию относится:

1) суждение;        2) восприятие;     3) ощущение;       4) наблюдение

Задание 4. Под истиной понимается:

1) обязательный результат познавательной деятельности человека;

2) объективное отражение действительности в сознании человека;

3) знание, разделяемое большинством людей;

4) знания, не противоречащие предыдущим знаниям.

Задание 5. Истинное знание отличается от ложного тем, что оно:

1) разделяется большинством людей;

2) соответствует познаваемому объекту;

3) не противоречит предшествующим представлениям;

4) использует только формы рационального познания.

Задание 6. Что понимают ученые под абсолютной истиной?

1) исчерпывающее, точное знание об объекте исследования

2) объективные знания об объекте исследования, достигнутые на определенном этапе познания

3) знание, осуществляемое только при помощи художественных образов

4) знание, полученное  в результате применения только форм рационального познания

Задание 7.Объективная истина – это знание:

1) не зависящее от пристрастий и интересов людей;

2) полученное исключительно при помощи чувственного познания;

3) разделяемое большинством людей;

4) соответствующее моральным нормам.

Задание 8. Отличительная особенность эстетического (художественного) познания:

1) получение знаний при помощи художественных образов;

2) приводит к относительным образам;

3) использует формы только чувственного;

4) направлено на получение достоверного знания.

Задание 9. Верны ли следующие суждения о познавательной деятельности?

А. Познавательная деятельность людей сопровождается ошибками, заблуждениями, иллюзиями.

Б.Познавательная деятельность людей неразрывно связана с работой сознания, волей, памятью, убеждениями.

1) Верно только А               3) верны А и Б

2) Верно только Б               4) оба суждения неверны

Задание 10. Верны ли следующие суждения о научном познании?

А.  Целью научного познания является осознание закономерностей процессов и явлений.

Б. Целью научного познания является отражение действительности в художественных образах.

1) Верно только А               3) верны А и Б

2) Верно только Б               4) оба суждения неверны

Задание 11. Соотнесите ступени познавательной деятельности человека и составляющие их элементы:

Ступени познания                                                          Элементы

А. Чувственное                                                              1) суждение

Б. Рациональное                                                             2) ощущение

                                                                                     3) понятие

                                                                                         4) представление

                                                                                         5) умозаключение

                                                                                         6) восприятие

Задание 12.Соотнесите виды познавательной деятельности и иллюстрирующие их примеры

       Виды знаний                                                                   Примеры

А. Народная мудрость                                                               1) пословицы

Б. Научные знания                                                                    2) поговорки

                                                                                                     3) притчи

                                                                                                     4) теории

                                                                                         5) законы развития общества

                                                                                         6) законы развития природы

Задание 13. Раскройте суть цитаты со своей точки зрения. Согласны ли вы с мнением писателя?

Л. Н. Толстой писал: «Задачей науки должно быть познание того, что должно быть, а не того, что есть».

Задание 14.Установите соответствие способов получения знания и познавательных результатов:

Способы познания                      Полученные результаты

А. Научное познание                 1) часть болезней вызвана неправильным питанием

Б. Осмысление повсе-                2) все живое имеет клеточное строение

дневного опыта                          3) некоторые черты внешнего облика человека переда-

                                                      ются по наследству

                                                      4) носитель наследственности — ген

Задание 15.Что придает человеку относительный характер о мире?

Задание 16. Какой смысл вложен в древнее изречение?

В большом знании большая печаль.

Задание 17.Ответить на вопросы к тексту.

       Луч света попадает на спелую вишню. Он отражается по законам оптики и попадает в глаз человека. Энергия и частота колебаний световых волн зависят от физико-химического строения предмета. Поэтому отраженные волны, можно сказать, несут информацию о форме, величине предмета. Свет, попадая в наш глаз, претерпевает ряд серьезных преобразований. Они, в свою очередь, порождают определенные биоэлектрические импульсы, идущие по зрительному нерву в мозг. В зрительном центре мозга происходят соответствующие физико-химические изменения клеток, которые воспринимаются нами как цвет, форма или размер видимого объекта.

       При этом между зрительным образом на сетчатке глаза и его восприятием в мозгу нет точного попадания. Это происходит потому, что мозг на основании ранее накопленных знаний, полученного опыта корректирует чувственное восприятие. Известно, что одни и те же предметы воспринимаются по-разному людьми с неодинаковым личным социокультурным и производственным опытом. Так, экспериментально доказано, что верхолазы и обычные пешеходы, находясь на большой высоте, по-разному определяют размеры находящихся внизу предметов. Маленькие дети учатся определять расстояние до предмета, его размеры, расположение и форму на опыте, в практической деятельности. В результате такой деятельности координируются зрительные, звуковые восприятия в мозгу. В системе памяти как бы откладываются, записываются определенные стандарты и правила, корректирующие наше восприятие. Они меняются исторически в зависимости от социального и культурного опыта, личной практики.

1. О каком виде и форме познавательной деятельности идет речь в этом отрывке?

2. Что мы узнаем о предмете в процессе этой познавательной деятельности?

3. Благодаря чему, глядя на предмет, мы можем получить достоверную информацию о его свойствах?

4. Чем вызваны различия в восприятии одного и того же предмета разными людьми?

Сознание и познание» обществознание 10 класс) Помоги, пожалуйста (ответить на вопросы болела и пропустила эту темупо теме «Сознание и познание»Часть А. 1. Что включают ученые в понятие человеческогознания?а) результат познавательной деятельности человека;б) деятельность, в результате которой создается новое;в) социальные потребности человека;г) результат любой творческой деятельности человека.2. Что из перечисленного относится к донаучнымзнаниям?а) мифы и легенды о сотворении мира;б) теория относительности;в) закон всемирного тяготения;г) закон3. Что из перечисленного относится к научнымзнаниям?а) библейская легенда о сотворении мира;б) предание о Великом потопе;в) находки археологов клинописного архива цивилизации шумеров;г) сообщение Геродота о племенах людей с собачьими головами.4. К чувственному познаниюотносится:а) суждение; б) восприятие в) ощущение; г) наблюдение.5. Что из названного является этапомрационального познания?а) наблюдение; б) эксперимент; в) понятие; г) практика.6. Истинное знание отличается от ложного тем,что оно:а) разделяется большинством людей;б) соответствует познаваемому объекту;в) не противоречит предшествующим представлениям;г) использует только формы рационального познания.7. Что понимают ученые под абсолютной истиной?а) исчерпывающее, точное знание об объекте исследования;б) объективные знания обобъекте, достигнутые на опреде­ленном этапе познания;в) знание, осуществляемое только при помощи художествен­ных образов;г) знание, полученное в результате применения только формрационального познания.8. Утверждение «Физическое тело, погруженное вводу, равномассе вытесненной воды» является примером:а) научного знания;б) обыденного знания;в) мифологического знания;г) народной мудрости.9. Наука, изучающая закономерности хозяйственнойдеятелености человека, — это:а) история; б) политология; в) экономика; г) психология.10. Особенностью социального познания является:а) совладение субъекта и объекта познания;б) получение объективного знания;в) соответствие результатов познания поставленным целям;г) выдвижение гипотез и формулировка выводов.11. Верны ли следующиесуждения о познавательной деятель­ности?А. Познавательная деятельность людейсопровождаетсяошибками,заблуждениями, иллюзиями. Б. Познавательная деятельность людей неразрывно связана с работой сознания, волей, памятью, убеждениями.а) верно только А; б) верны Аи Б; в) верно только Б; г) обасуждения неверны.12. Верны ли следующиесуждения об истине?А. Истинное знание всегдаобъективно.Б. Истинное знание всегда разделяетсябольшинством людей.а) верно только А; б) верныА и Б;в) верно только Б; г) оба суждения неверны.13. Верны ли следующие суждения?А. Практика является универсальным(всеобщим) критериемистины.Б.Существуют области познания, где основным критерием выступает теория.а) верно только А;б) верно только Б;в) верно и А, и Б;г) оба суждения неверны.

Контрольная работа по теме «Сознание и познание»

Вариант- 1

   Часть А.       1.        Что включают ученые в понятие человеческого знания?

а)        результат познавательной деятельности человека;

б)        деятельность, в результате которой создается новое;

в)        социальные потребности человека;

г)        результат любой творческой деятельности человека.

2.        Что из перечисленного относится к донаучным знаниям?

а)        мифы и легенды о сотворении мира;

б)        теория относительности;

в)        закон всемирного тяготения;

г)        закон

3.        Что из перечисленного относится к научным знаниям?

а)        библейская легенда о сотворении мира;

б)        предание о Великом потопе;

в)        находки археологов клинописного архива цивилизации шумеров;

г)        сообщение Геродота о племенах людей с собачьими головами.

4.        К чувственному познанию относится:
а) суждение;
 б)восприятие       в)        ощущение;     г)        наблюдение.

5.        Что из названного является этапом рационального познания?

а)        наблюдение;      б)        эксперимент; в)        понятие;          г)        практика.

6.        Истинное знание отличается от ложного тем, что оно:

а)        разделяется большинством людей;

б)        соответствует познаваемому объекту;

в)        не противоречит предшествующим представлениям;

г)        использует только формы рационального познания.

7.        Что понимают ученые под абсолютной истиной?

а)        исчерпывающее, точное знание об объекте исследования;

б)        объективные знания об объекте, достигнутые на определенном этапе познания;

в)        знание, осуществляемое только при помощи художественных образов;

г)        знание, полученное в результате применения только форм
рационального познания.

8.        Утверждение «Физическое тело, погруженное в воду, равно
массе вытесненной воды» является примером:

а)        научного знания;

б)        обыденного знания;

в)        мифологического знания;

г)        народной мудрости.

9.        Наука, изучающая закономерности хозяйственной деятельности человека, — это:

а)        история;         б) политология; в)        экономика;      г)        психология.

10.        Особенностью социального познания является:

а)        совладение субъекта и объекта познания;

б)        получение объективного знания;

в)        соответствие результатов познания поставленным целям;

г)        выдвижение гипотез и формулировка выводов.

11.        Верны ли следующие суждения о познавательной деятельности?

А. Познавательная деятельность людей сопровождается

ошибками, заблуждениями, иллюзиями.

Б. Познавательная деятельность людей неразрывно связана с работой сознания, волей, памятью, убеждениями.

а)        верно только А;          б)        верны А и Б;в)        верно только Б;               г)оба суждения неверны.

12.        Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истинное знание всегда объективно.

Б. Истинное знание всегда разделяется большинством людей.

а)        верно только А;              б)        верны А и Б;

в)        верно только Б; г)        оба суждения неверны.

13.        Верны ли следующие суждения?

А. Практика является универсальным (всеобщим) критерием

истины.

Б. Существуют области познания, где основным критерием выступает теория.

а)        верно только А;

б)        верно только Б;

в)        верно и А, и Б;

г)        оба суждения неверны.

Часть В.1. 1.        Заполните пропуски:

Относительная  …..зависит от реальных исторических условий своего времени, в частности от точности  или совершенства средств наблюдения и эксперимента.

2.        Соотнесите виды человеческих знаний и иллюстрирующие
их примеры:

Виды знаний

А. Народная мудрость. Б. Научные знания.

Примеры

  1. пословицы;
  2. поговорки;
  3. притчи;
  4. теории;
  5. законы развития общества;
  6. законы развития природы.

3. Распределите перечисленное ниже следующим образом: первые три позиции должны представлять методы теоретического научного познания, три последующие – методы экспериментального познания:

1) моделирование

2)систематизация

3)эксперимент

4)наблюдение

5)измерение

6)абстрагирование

Часть С.Прочитайте текст и выполните задания C I—С 4 .

 «Специфика познания общественных явлений, специфика обществознания определяется многими факторами. И, пожалуй, главный среди них — само общество (человек) как объект познания. Строго говоря, это и не объект ( в естественно-научном смысле э т о г о слова). Дело в том, что общественная жизнь насквозь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект — объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием). Естественнонаучными методами, однако, этого делать нельзя. Естествознание охватывает и может осваивать мир лишь объектным (как объект-вещь) образом. Оно действительно имеет дело с ситуациями, когда объект и субъект находятся как бы по разные стороны баррикад и потому так различимы. Естествознание и субъекта превращает в объект. Но что значит превратить субъекта (человека, ведь, в конечном счете) в объект? Это значит убить в нем самое главное — его душу, сделать из него некую безжизненную схему, бездыханную конструкцию. < . . . > Субъект не может стать объектом, не перестав быть самим собой. Познать субъекта можно только субъектным же образом — через понимание (а не абстрактно-общее объяснение), чувствование, выживание, сопереживание, как бы изнутри (а не отстраненно, извне, как в случае с объектом). < . . . > Специфичен в обществознании не только объект (субъект-объект), но и субъект. Везде, в любой науке кипят страсти, без страстей, эмоций и чувств нет и не может быть человеческого поиска истины. Но в обществознании их накал, пожалуй, самый высокий» (Гречко 27. К. Обществознание: для поступающих в вузы. Часть I. Общество. История. Цивилизация. М., 1997. С. 8 0 — 8 1 . ) .

CI. Опираясь на текст, укажите главный фактор, который определяет специфику познания общественных явлений. Каковы, по мнению автора, особенности данного фактора?

С2. В чем заключается, по мнению автора, отличие обществознания от естествознания? СЗ. Почему автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким? Дайте свое объяснение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера «эмоциональности» познания общественных явлений.

 С4. Специфика социального познания, как отмечает автор, характеризуется рядом особенностей, две из которых раскрыты в тексте. Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите любые три особенности социального познания, не отраженные во фрагменте.

 С5. 1. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о познании.

2. Назовите любые три вида познания.

3. Укажите четыре отличия знания от веры

Каковы биологические потребности человека?

Ответ. Биологические потребности человека, как и животных, выражаются в удовлетворении голода и жажды, в ощущении безопасности и т. д.

Из каких этапов складывается процесс познания?

Ответ. Познавательная деятельность мозга человека связана с работой его сознания, памятью, эмоциями, убеждениями. Она сопровождается ошибками, заблуждениями, иллюзиями. Результатом познавательной деятельности являются знания.

Думай, делай выводы, действуй

Проверь свои знания


1. Что такое деятельность?

Ответ. Деятельность — осознанная активность человека и его взаимодействие с окружающей средой, направленные на удовлетворение его потребностей.

2. Каковы причины деятельности человека?

Ответ. Цель, или конечный результат, — это то, к чему стремится человек в процессе своей сознательной деятельности.

3. На какие три группы можно разбить потребности человека?

Ответ. Потребности человека разнообразны, в целом их можно разделить на биологические, духовные и социальные.

4. В чем суть потребностей человека в познании?

Ответ. Познавательная деятельность мозга человека связана с работой его сознания, памятью, эмоциями, убеждениями. Она сопровождается ошибками, заблуждениями, иллюзиями. Результатом познавательной деятельности являются знания.

5. С какого этапа начинается процесс познания?

Ответ. Первый этап — чувственное познание, то есть живое созерцание действительности. Чувственный опыт — ощущения, восприятия, представления — источники знания, связывающие человека с внешним миром. Здесь главную роль играют органы чувств человека — зрение, осязание, слух, обоняние, вкус. Основными формами чувственного познания человека являются его ощущения, восприятия и представления.

Выполни задания


Перечислите основные потребности человека. Чем они отличаются от потребностей животных?

Ответ. Биологические потребности у людей и животных совпадают. Человека отличают социальные и духовные потребности.

Обсуди с товарищами


1. Что влияет на формирование потребностей человека?

Ответ. Если человеку не хватает чего — либо для поддержания жизненных процессов или развития организма, то возникает состояние, которое называют потребностью. Потребность нужно удовлетворить, и тогда человек предпринимает ряд целенаправленных действий, чтобы получить то, чего ему в настоящий момент недостаёт, т. е. старается удовлетворить потребность.

2. Все ли потребности человека равнозначны, можно ли среди них выделить базовые и вторичные?

Ответ.

Различают также базовые и важнейшие биологические потребности человека, а также псевдопотребности.

Базовые потребности.

Пища, вода, воздух, одежда, жилище.

Важнейшие потребности.

полноценный сон и отдых, т. е. релаксация;

защита от заболеваний и антропогенных загрязнений;

3. В чем разница между мотивацией и потребностью?

Ответ.

Мотив — это то, что толкает на действие, а потребность — это скорее то, что хочешь получить от действия.

Выскажи свое мнение


У каждого человека всегда есть преобладающая для него потребность.

Ответ.

У каждого человека есть все шесть ключевых потребностей, но они развиты не одинаково: одна или две ключевые потребности всегда преобладают. Например, одному человеку настолько важно позитивное общение, что он жертвует ради него даже истиной, соглашаясь с заведомо ложным мнением ради сохранения отношений с оппонентом, потому что его ключевая потребность — в общении.

Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.

поделиться знаниями или
запомнить страничку

  • Все категории
  • экономические
    43,667
  • гуманитарные
    33,655
  • юридические
    17,917
  • школьный раздел
    612,016
  • разное
    16,908

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах. 

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте. 

Как быстро и эффективно исправить почерк?  Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Позиция автора ясна и понятна ошибка
  • Позитивное отношение к ошибкам
  • Поздняя ошибка фильм
  • Поздно считать ошибки
  • Позвонив нам вас внимательно выслушают тип ошибки