В нейропсихологии традиционно выделяют несколько видов праксиса, каждый из которых исследуется отдельно:
- динамический;
- кинестетический (мануальный и оральный);
- пространственный;
- регуляторный.
Важнейшим фактором, отражающим индивидуальные особенности строения и взаимодействия ВПФ, является мануальная асимметрия пациента. Её определение лучше проводить до исследования различных видов праксиса, чтобы избежать лишних ошибок и затруднений при интерпретации результатов.
Исследование мануальных предпочтений.
Моторные пробы. Традиционно в нейропсихологии используются так называемые «луриевские пробы», включающие имитацию аплодисментов, «позу Наполеона» и переплетение пальцев рук («замок») (Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В., 1997). В пробе «поза Наполеона» ведущей считается та рука, локоть которой оказывается сверху. При переплетении пальцев в «замок» доминирующей рукой считается та, большой палец которой оказывается сверху. Наконец, в пробе «аплодирование» ведущей выступает рука, которая более активно совершает ударные движения. При выполнении данных проб баллы начисляются по следующему правилу: если сверху находится правая рука, то испытуемый получает 1 балл, если левая — 0 баллов. В редких случаях испытуемые могут демонстрировать симметричное аплодирование, которое можно оценить либо в 0 баллов, либо в 1 балл, если использовать оценку от 0 до 2 балов (в этом случае 2 балла начисляются за доминирование правой руки, 1 балл — за симметричное выполнение пробы, а 0 баллов — за доминирование левой руки).
Исследование самооценки испытуемых. С этой целью используется опросник Аннетт, включающий 22 вопроса, которые касаются выполнения отдельных привычных действий. Если испытуемый пользуется только правой рукой, ему начисляется 3 балла. Если он в 1-3 случаях одинаково пользуется и правой, и левой рукой, то получает 2 балла. Если в 4-10 случаях он пользуется и правой, и левой рукой, то получает 1 балл. Если больше, чем в 10 случаях используется левая рука, оценка составляет 0 баллов.
Теппинг-тест. Данная методика позволяет оценить темп, ритм и устойчивость движений. На листе бумаги, разделённом на 4 части, испытуемый должен ставить точки карандашом последовательно в каждой из частей в течение 15-30 секунд. Оценивается количество точек, поставленных каждой рукой, и равномерность работы. Затем вычисляется коэффициент правой руки по формуле
Кпр = [(Nпр — Nл) / (Nпр + Nл)] х 100%.
Динамометрия. Эта методика направлена на измерение силы кисти каждой руки с помощью ручного динамометра. Замеры производятся трижды: три раза подряд определяется сила сначала одной, а затем другой руки, после чего вычисляется среднее значение силы для каждой руки. Ведущей считается рука, превосходящая другую по силе больше, чем на 2 кг (Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988). Аналогично предыдущему тесту рассчитывается Кпр.
При выполнении тестов на динамометрию и теппинг, если Кпр положительный, то испытуемый получает 2 балла, если асимметрия отсутствует — 1 балл, отрицательный — 0 баллов. По результатам выполнения всех мануальных проб подсчитывается общее количество баллов и оценивается степень выраженности доминирования правой или левой руки.
Исследование динамического праксиса
Динамическая составляющая двигательных функций включает в себя скорость движений и плавность переключения с одного из них на другое. Нормальное выполнение двигательных актов невозможно без сукцессивной моторной программы (последовательности двигательных команд). В противном случае плавное автоматизированное движение замещается разорванным, поэлементным, где каждый следующий компонент требует особой команды. Отчетливее всего нарушения динамического компонента движений проявляется при письме: каждый элемент буквы пишется отдельно, часто возникают ошибки по типу инертности, когда пациент добавляет лишние элементы. Для того чтобы оценить состояние серийной организации движений, необходимо проанализировать, как пациент овладевает новой для него двигательной программой.
Проба «кулак-ребро-ладонь». Пациенту показывают серию из трёх движений: кисть руки, лежащей на столе, сжимается в вертикальный кулак, затем ставится на ребро, а потом кладётся на стол ладонью вниз. В качестве образца движений предъявляются сразу 3-4 серии. Затем испытуемому предлагают повторить то же самое ведущей рукой, попросив его не останавливаться без команды нейропсихолога. Убедившись в том, что двигательная программа сформирована, специалист предлагает пациенту продолжить её выполнение в максимально быстром темпе. Затем задание выполняется другой рукой. Чтобы избежать эффекта «научения», следует изменить стимульную последовательность движений, предложив испытуемому другую серию — например, «кулак-ладонь-ребро». Анализируются следующие показатели выполнения задания:
- скорость, точность и прочность усвоения двигательной программы;
- пространственные ошибки (замена вертикального кулака горизонтальным, неправильная постановка ладони на ребро и др.) (рис. 44);
- нарушение последовательности двигательных элементов;
- упрощение программы или её расширение за счёт непредъявлявшихся элементов;
- возможность ускорения движений и произвольной регуляции их темпа;
- плавность переключения между сериями движений.
Следует учитывать, что выполнение данной пробы требует не только плавности переключения с одного движения на другое, но и запоминания пространственных характеристик элементов моторной программы, их порядка, включения в деятельность произвольной регуляции с помощью внешней и внутренней речи.
Проба на реципрокную координацию. Задание выполняется аналогично предыдущему: пациенту предъявляется серия движений, которую он должен неоднократно повторить, а после усвоения двигательной программы ускорить темп. Проба выполняется двумя руками одновременно и выявляет возможности и особенности их взаимодействия. Во время тестирования руки находятся на столе, и когда кисть одной из них сжимается в горизонтальный кулак, другая лежит ладонью вниз. Затем положение рук одновременно меняется на противоположное (рис. 45). В качестве образца демонстрируется 5-6 пар движений. Параметры оценки такие же, как и в предыдущей пробе. Кроме них, необходимо обращать внимание на следующие особенности выполнения задания:
- отставание одной из рук;
- синкинезии (выполнение двумя руками одинаковых движений)
- последовательное выполнение движений каждой рукой вместо одновременного;
- дополнительное передвижение всей руки;
- недоведение движений до конца (кисть не полностью сжимается в кулак и/или не до конца разжимается).
Графическая проба «Забор». Задание направлено на выявление особенностей усвоения и автоматизации двигательной программы при письме. Проба выполняется на белой бумаге без клеток и линий. Чтобы получить больше графического материала для анализа характера графических навыков пациента, лист лучше расположить горизонтально. Больного просят продолжить узор до края листа, не отрывая карандаш от бумаги.
При оценке качества выполнения задания важно отмечать наличие следующих ошибок:
- «оплывание» контура рисунка, когда в узоре отсутствуют чётко прорисованные углы и соединения;
- рисование узора с заметным наклоном;
- разрывы в контуре рисунка, несмотря на инструкцию;
- наличие тенденции к микро— или макрографии;
- заметная неравномерность элементов узора;
- ошибочное повторение элементов вместо их чередования.
Исследование кинестетического праксиса
Кинестетическая основа движений — ощущения, дающие субъекту информацию о положении его тела, возникающие при раздражении кожных рецепторов и проприоцепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах и связках. Кинестетическая информация играет важнейшую роль как на начальной стадии организации двигательного акта, так и на конечной, осуществляя контроль над правильностью выполнения движения. Исследование кинестетического праксиса имеет непосредственное отношение к диагностике кинестетической апраксии и афферентной моторной афазии.
Праксис позы пальцев. Нейропсихолог просит пациента повторять за ним определённые положения пальцев кисти той же рукой, какой они демонстрируются ему. Поочерёдно обследуются обе руки.
Перенос поз. Задание выполняется аналогично предыдущему, только образец позы специалист «создаёт» на одной руке пациента, складывая его пальцы определённым образом, после чего испытуемый пытается воспроизвести заданное положение на другой руке. Проба выполняется с закрытыми глазами.
При выполнении проб на кинестетический праксис важно учитывать следующие ошибки:
- замена «правильного» пальца соседним;
- пространственные ошибки при выборе пальцев (например, выставление мизинца вместо указательного пальца);
- развёрнутый поиск заданного пальца, когда пациент пытается задействовать в позе все пальцы по очереди, пока не остановится на нужном;
- воспроизведение стереотипной, упроченной в опыте позы вместо непривычной заданной (например, складывание в кольцо большого и указательного пальцев вместо заданных большого и безымянного).
Пробы на оральный праксис. Исследование орального праксиса направлено на выявление нарушений кинестетического фактора, обеспечивающего правильную артикуляцию. От пациента требуется повторить по образцу или по речевой инструкции такие движения как вытягивание губ в трубочку, надувание щёк, облизывание губ, щёлканье языком и др.
Исследование пространственного праксиса.
Пробы Хэда. Эти пробы были предложены в 20-х годах ХХ века Г. Хэдом. Всего с больным проводится 8-10 проб, каждая из которых представляет собой определённую позу, в которой задействованы одна или обе руки. Нейропсихолог садится напротив пациента, показывает данные позы и просит повторить их. Следует обратить внимание испытуемого на то, чтобы он выполнял пробы той же рукой, что и специалист. Можно предложить пациенту и другой вариант выполнения этой методики — не по наглядному образцу, а по речевой инструкции (например, «Покажите левой рукой правую щеку»).
При качественном анализе результатов учитываются следующие ошибки:
- замена рук (зеркальное выполнение движения);
- пространственные ошибки (например, неправильный разворот кисти руки);
- топические ошибки (например, вместо того, чтобы взяться за ухо, пациент дотрагивается до щеки).
- игнорирование левой половины лица и туловища.
Исследование регуляторного праксиса
Несмотря на то, что все виды праксиса относятся к произвольным движениям и поэтому нуждаются в регуляции и контроле, к пробам на регуляторный праксис предъявляются особые требования. Они включают в себя усвоение и удержание программы, возможность своевременного переключения и отхода от стереотипа.
Конфликтная проба. Задание выполняется в два этапа. В начале пациента просят точно повторять движения специалиста до тех пор, пока не сформируется устойчивый двигательный стереотип. Когда нейропсихолог показывает палец, испытуемый в ответ также показывает палец. Если же специалист показывает кулак, пациент тоже сжимает кисть в кулак. После того, как двигательный стереотип сформирован, наступает второй этап, на котором инструкция меняется. Теперь пациент, увидев кулак, показывает в ответ палец, и наоборот. По результатам выполнения пробы анализируется возможность переключаться на другую двигательную программу, выявляется наличие тенденции к персеверациям и, особенно, к эхопраксиям, так как на втором этапе испытуемому приходится выполнять не то движение, которое ему показывают.
Реакция выбора. Данная проба построена по тому же принципу, что и предыдущая, однако стимулами в ней выступают не движения, а звуки. Когда нейропсихолог стучит по столу один раз, пациент должен поднять правую руку. Если же специалист стучит два раза, испытуемый поднимает левую руку. На первом этапе звуковые стимулы чередуются, благодаря чему у пациента, как и в «конфликтной пробе», вырабатывается двигательный стереотип. На втором этапе задания происходит «ломка» данного стереотипа, так как звуковые стимулы начинают предъявляться в случайном порядке. Правильные ответные моторные реакции испытуемого возможны лишь при сохранной регуляции движений.
В нейропсихологии традиционно выделяют несколько видов праксиса, каждый из которых исследуется отдельно:
- динамический;
- кинестетический (мануальный и оральный);
- пространственный;
- регуляторный.
Важнейшим фактором, отражающим индивидуальные особенности строения и взаимодействия ВПФ, является мануальная асимметрия пациента. Её определение лучше проводить до исследования различных видов праксиса, чтобы избежать лишних ошибок и затруднений при интерпретации результатов.
Исследование мануальных предпочтений. Моторные пробы. Традиционно в нейропсихологии используются так называемые «луриевские пробы», включающие имитацию аплодисментов, «позу Наполеона» и переплетение пальцев рук («замок»). В пробе «поза Наполеона» ведущей считается та рука, локоть которой оказывается сверху.
При переплетении пальцев в «замок» доминирующей рукой считается та, большой палец которой оказывается сверху. Наконец, в пробе «аплодирование» ведущей выступает рука, которая более активно совершает ударные движения.
При выполнении данных проб баллы начисляются по следующему правилу: если сверху находится правая рука, то испытуемый получает 1 балл, если левая — 0 баллов.
В редких случаях испытуемые могут демонстрировать симметричное аплодирование, которое можно оценить либо в 0 баллов, либо в 1 балл, если использовать оценку от 0 до 2 балов (в этом случае 2 балла начисляются за доминирование правой руки, 1 балл — за симметричное выполнение пробы, а 0 баллов — за доминирование левой руки).
Исследование самооценки испытуемых. С этой целью используется опросник Аннетт, включающий 22 вопроса, которые касаются выполнения отдельных привычных действий. Если испытуемый пользуется только правой рукой, ему начисляется 3 балла.
Если он в 1–3 случаях одинаково пользуется и правой, и левой рукой, то получает 2 балла. Если в 4–10 случаях он пользуется и правой, и левой рукой, то получает 1 балл. Если больше, чем в 10 случаях используется левая рука, оценка составляет 0 баллов.
Теппинг-тест. Данная методика позволяет оценить темп, ритм и устойчивость движений. На листе бумаги, разделённом на 4 части, испытуемый должен ставить точки карандашом последовательно в каждой из частей в течение 15–30 секунд.
Оценивается количество точек, поставленных каждой рукой, и равномерность работы. Затем вычисляется коэффициент правой руки по формуле Кпр = [(Nпр – Nл) / (Nпр + Nл)] 100%. Динамометрия.
Эта методика направлена на измерение силы кисти каждой руки с помощью ручного динамометра. Замеры производятся трижды: три раза подряд определяется сила сначала одной, а затем другой руки, после чего вычисляется среднее значение силы для каждой руки. Ведущей считается рука, превосходящая другую по силе больше, чем на 2 кг. Аналогично предыдущему тесту рассчитывается Кпр.
При выполнении тестов на динамометрию и теппинг, если Кпр положительный, то испытуемый получает 2 балла, если асимметрия отсутствует — 1 балл, отрицательный — 0 баллов.
По результатам выполнения всех мануальных проб подсчитывается общее количество баллов и оценивается степень выраженности доминирования правой или левой руки.
Исследование динамического праксиса. Динамическая составляющая двигательных функций включает в себя скорость движений и плавность переключения с одного из них на другое. Нормальное выполнение двигательных актов невозможно без сукцессивной моторной программы (последовательности двигательных команд).
В противном случае плавное автоматизированное движение замещается разорванным, поэлементным, где каждый следующий компонент требует особой команды.
Отчетливее всего нарушения динамического компонента движений проявляется при письме: каждый элемент буквы пишется отдельно, часто возникают ошибки по типу инертности, когда пациент добавляет лишние элементы.
Для того чтобы оценить состояние серийной организации движений, необходимо проанализировать, как пациент овладевает новой для него двигательной программой.
Проба «кулак-ребро-ладонь». Пациенту показывают серию из трёх движений: кисть руки, лежащей на столе, сжимается в вертикальный кулак, затем ставится на ребро, а потом кладётся на стол ладонью вниз.
В качестве образца движений предъявляются сразу 3–4 серии. Затем испытуемому предлагают повторить то же самое ведущей рукой, попросив его не останавливаться без команды нейропсихолога.
Убедившись в том, что двигательная программа сформирована, специалист предлагает пациенту продолжить её выполнение в максимально быстром темпе.
Затем задание выполняется другой рукой. Чтобы избежать эффекта «научения», следует изменить стимульную последовательность движений, предложив испытуемому другую серию — например, «кулак-ладонь-ребро».
Анализируются следующие показатели выполнения задания:
- скорость, точность и прочность усвоения двигательной программы;
- пространственные ошибки (замена вертикального кулака горизонтальным, неправильная постановка ладони на ребро и др.);
- нарушение последовательности двигательных элементов;
- упрощение программы или её расширение за счёт непредъявлявшихся элементов;
- возможность ускорения движений и произвольной регуляции их темпа;
- плавность переключения между сериями движений.
Следует учитывать, что выполнение данной пробы требует не только плавности переключения с одного движения на другое, но и запоминания пространственных характеристик элементов моторной программы, их порядка, включения в деятельность произвольной регуляции с помощью внешней и внутренней речи.
Проба на реципрокную координацию. Задание выполняется аналогично предыдущему: пациенту предъявляется серия движений, которую он должен неоднократно повторить, а после усвоения двигательной программы ускорить темп.
Проба выполняется двумя руками одновременно и выявляет возможности и особенности их взаимодействия. Во время тестирования руки находятся на столе, и когда кисть одной из них сжимается в горизонтальный кулак, другая лежит ладонью вниз.
Затем положение рук одновременно меняется на противоположное. В качестве образца демонстрируется 5–6 пар движений. Параметры оценки такие же, как и в предыдущей пробе.
Кроме них, необходимо обращать внимание на следующие особенности выполнения задания:
- отставание одной из рук;
- синкинезии (выполнение двумя руками одинаковых движений)
- последовательное выполнение движений каждой рукой вместо одновременного;
- дополнительное передвижение всей руки;
- недоведение движений до конца (кисть не полностью сжимается в кулак и/или не до конца разжимается).
Графическая проба «Забор». Задание направлено на выявление особенностей усвоения и автоматизации двигательной программы при письме. Проба выполняется на белой бумаге без клеток и линий.
Чтобы получить больше графического материала для анализа характера графических навыков пациента, лист лучше расположить горизонтально. Больного просят продолжить узор до края листа, не отрывая карандаш от бумаги.
При оценке качества выполнения задания важно отмечать наличие следующих ошибок:
- «оплывание» контура рисунка, когда в узоре отсутствуют чётко прорисованные углы и соединения;
- рисование узора с заметным наклоном;
- разрывы в контуре рисунка, несмотря на инструкцию;
- наличие тенденции к микро— или макрографии;
- заметная неравномерность элементов узора;
- ошибочное повторение элементов вместо их чередования.
Исследование кинестетического праксиса. Кинестетическая основа движений — ощущения, дающие субъекту информацию о положении его тела, возникающие при раздражении кожных рецепторов и проприоцепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах и связках.
Кинестетическая информация играет важнейшую роль как на начальной стадии организации двигательного акта, так и на конечной, осуществляя контроль над правильностью выполнения движения.
Исследование кинестетического праксиса имеет непосредственное отношение к диагностике кинестетической апраксии и афферентной моторной афазии.
Праксис позы пальцев. Нейропсихолог просит пациента повторять за ним определённые положения пальцев кисти той же рукой, какой они демонстрируются ему. Поочерёдно обследуются обе руки.
Перенос поз. Задание выполняется аналогично предыдущему, только образец позы специалист «создаёт» на одной руке пациента, складывая его пальцы определённым образом, после чего испытуемый пытается воспроизвести заданное положение на другой руке. Проба выполняется с закрытыми глазами.
При выполнении проб на кинестетический праксис важно учитывать следующие ошибки:
- замена «правильного» пальца соседним;
- пространственные ошибки при выборе пальцев (например, выставление мизинца вместо указательного пальца);
- развёрнутый поиск заданного пальца, когда пациент пытается задействовать в позе все пальцы по очереди, пока не остановится на нужном;
- воспроизведение стереотипной, упроченной в опыте позы вместо непривычной заданной (например, складывание в кольцо большого и указательного пальцев вместо заданных большого и безымянного).
Пробы на оральный праксис. Исследование орального праксиса направлено на выявление нарушений кинестетического фактора, обеспечивающего правильную артикуляцию.
От пациента требуется повторить по образцу или по речевой инструкции такие движения как вытягивание губ трубочку, надувание щёк, облизывание губ, щёлканье языком и др.
Проба
предполагает
исследование
целенаправленной деятельности ребенка,
программированной речевой инструкцией,
способности произвольного выполнения
необходимого количества постукивающих
движений разной силы.
Инструкция.
«Давай
поиграем в барабанщика. Постучи, как я
скажу».
Процедура.
Экспериментатор
предлагает ребенку постучать карандашом
по столу следующим образом: по 2 раза,
по 3 раза, 1 раз громко и 2 раза тихо, 3 раза
тихо и 1 раз громко.
Система
оценки.
Подсчитывается количество правильно
выполненных заданий. Максимально
возможная оценка – 4 балла.
Исследование
функций второго блока мозга (по А.Р.Лурия)
Исследование функций обработки кинестетической информации
7. Проба на праксис позы пальцев
Проба
направлена на исследование кинестетической
организации движений в правой и левой
руке.
Проба
выполняется в два этапа.
1 Этап.
Инструкция.
«Сделай из пальчиков такую же фигурку,
как я».
Процедура.
Ребенок последовательно выполняет
сначала правой, а затем левой рукой
предъявляемые позы: правая рука – 2-5
(коза), 3на2 (крест), 1+3 (кольцо), 4 –5 (зайчик),
1+4 (кольцо); левая рука – 2-3 (зайчик), 4-5
(зайчик), 1+3 (кольцо), 2на3 (крест), 1+4
(кольцо).
2 Этап.
На
втором этапе наблюдают перенос позы с
одной руки на другую. Предъявляемый
образец ребенок не видит.
Инструкция.
«Сейчас я сделаю тебе из пальчиков
фигурку. Закрой глаза и постарайся
сделать мне такую же на другой руке».
Процедура.
Ребенок сидит с закрытыми глазами.
Исследователь выполняет последовательно
по две позы из пальцев ребенка сначала
на правой руке, ребенок не открывая глаз
должен повторить позы левой рукой, затем
подобная процедура повторяется на левой
руке, ребенок должен повторить
предъявляемые позы правой рукой: с
правой руки на левую – 2на3 (крест), 1+5
(кольцо); с левой руки на правую – 3на2
(крест), 1+3 (кольцо).
Система
оценки.
Поза
считалась выполненной правильно, если
ребенок выполнял позу с первого раза
без развернутого поиска, импульсивных
попыток, без привлечения другой руки.
Проба
оценивалась по 5 параметрам:
-
количество
правильно выполненных поз на правой
руке; -
количество
правильно выполненных поз на левой
руке; -
количество
правильно перенесенных поз с правой
руки на левую; -
количество
правильно перенесенных поз с левой
руки на
правую.
8. Оральный праксис
Проба
направлена на исследование кинестетической
организации движений органов артикуляции.
Инструкция.
«Сейчас
я буду тебе давать задания, а ты их
постарайся выполнять правильно».
Процедура.
Экспериментатор
по вербальной инструкции (при затруднениях
показывает сам) просит ребенка выполнить
последовательно 6 оральных поз:
надуть
щеки
надуть
одну щеку
посвистеть
(или сделать губы трубочкой)
поцокать
(тр, тц).
язык
между верхней губой и верхними зубами.
упереть
язык в правую щеку.
Если
ребенок не справляется с таким вариантом
задания, то психолог сначала сам
показывает позу, а потом просит повторить
ее ребенка.
Система
оценки.
Проба оценивалась по одному параметру
– количество правильно выполненных
поз.
Исследование функций обработки слуховой информации
9. Оценка ритмических структур
Проба
направлена на исследование восприятия
и оценки невербального слухового
материала – ритмических структур.
Инструкция.
«Давай
поиграем в разведчиков. Я буду передавать
тебе сигналы. Буду стучать по столу. А
ты должен будешь определять, по сколько
раз я стучу».
Процедура.
Экспериментатор
последовательно предлагает ребенку
четыре ритмические структуры и просит
его определить, по сколько раз он стучит.
II
II
II
III
III
III
II
II
II
быстро
III
III
III
быстро
Система
оценки.
Подсчитывается количество правильно
оцененных ребенком ритмических структур.
Максимально возможная оценка – 4 балла.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
aupam.ru
Информация по реабилитации инвалида — колясочника, спинальника и др.
Медицинская реабилитация
7. Исследование праксиса позы (кинестететический праксис)
1) Тест «Воспроизведение позы пальцев руки» (Лурия А.Р., 1973)
Больного просят закрыть глаза. Исследователь придает кисти и пальцам больного определенную произвольную позу (например, загибает несколько пальцев) и просит больного запомнить ее, затем устраняет эту позу и возвращает кисть и пальцы больного нейтральное положение, после чего просит пациента самостоятельно воспроизвести ранее установленное положение руки. Оценивают точность воспроизведения позы, временные характеристики выполнения задания, а также способность пациента исправлять ошибки самостоятельно или по подсказке.
Возможные нарушения
- Импульсивность с неправильным воспроизведением позы
- Трудности вхождения в задание (двигательная аспонтанность)
- Патологическая инертность при воссоздании позы
- Выраженные кинестетические нарушения (поиск позы, моторная неловкость)
- Полная невозможность воспроизведения позы
Индекс материала |
---|
Диагностика различных степеней интеллектуальной недостаточности, нарушений школьных навыков и других отклонений в психофизическом развитии учащихся |
Методы психолого-педагогического исследования детей с нарушениями интеллектуального развития |
Методика диагностического нейропсихологического обследовании детей |
Зрительно-пространственный гнозис |
Сомато-пространственный гнозис |
Общая память |
Слухо-речевая память |
Зрительно-предметная память |
Внимание |
Речь и речевые процессы |
Экспрессивная речь |
Импрессивная речь |
Аграфия. Исследование письма |
Интеллектуальная деятельность |
СЛОВАРЬ медицинских терминов, встречающихся в пособии |
Все страницы |
Страница 3 из 15
3. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИИ ДЕТЕЙ
3.1. Двигательная сфера
У детей с задержкой психического развития (ЗПР) и другими проблемами нередко обнаруживается возрастная недостаточность развития моторики, различных видов движения: движения плохо координированы, носят неловкий и нечеткий характер, иногда движения нецелесообразны, много лишних ненужных движений, походка плохо координирована; снижены скорость и четкость, отсутствуют ритмика и плавность. Обследование двигательной сферы начинается с изучения нарушения или сохранности общих характеристик движений ребенка. Следует отмечать: а) общую подвижность, б) устойчивость и неустойчивость походки, в) координацию движений, г) скорость, д) плавность, е) переключаемость, ж) ритмику, з) умение двигаться под музыку. Затем исследуются предметно-бытовые и предметно-игровые навыки: а) спонтанные действия ребенка с предметами (в игровой деятельности); б) произвольные действия с предметами по речевой инструкции «возьми кубик», «поймай мяч», «посмотри в окно»; в) без речевой инструкции по подражанию. Затем исследуется произвольная форма разных видов праксиса. Тесты на выполнение предметных действий и их количество предлагаются с учетом возраста ребенка. Все тесты выполняются по показу и по подражанию. Дается вербальная инструкция, показывается нужное действие рук. В необходимых случаях дополнительно применяются пробы, либо облегчающие, либо затрудняющие выполнение теста, что позволяет уточнить механизм нарушения и найти зону ближайшего развития ребенка.
Исследуются все виды праксиса – динамический, праксис позы, оральный, пространственный, конструктивный. Любое предметное действие может быть выполнено при условии, если с разных участков мозга поступают соответствующие импульсы в ответ на задачу — взять предмет, поднять или опустить руку и т.д. Каждый участок мозга вносит свое специфическое участие в организацию полноценного предметного действия. Эта функциональная система, состоящая из различных афферентаций, всегда направлена на выполнение задачи. Повреждение какого-либо участка мозга, или его недоразвитие ведут к нарушению всей функциональной системы и предметное действие нарушается, но всякий раз по-разному, и это зависит от того, какой участок мозга поражен. Последнее можно узнать, если проанализировать ошибки выполнения тестов.
Праксис позы направлен на исследование кинестетических ощущений, участвующих в движениях, которые обеспечиваются теменными зонами коры головного мозга.
Динамический праксис — исследуется динамическая организация действий, их последовательность, способность к переключению с одного действия (или элемента) на другое. Эта составляющая движения обеспечивается задне-лобными отделами коры левого полушария. Динамическую организацию движения обеспечивают и глубинные отделы мозга, которые отвечают за совместную работу обоих полушарий (мозолистое тело и др.). Для исследования состояния этих зон мозга используется тест на реципрокную координацию движений.
Пространственный праксис — его исследование дает возможность судить о сохранности (или нарушении) пространственной и соматно-пространственной организации предметных действий, выполнение их в пространстве. Эта составляющая двигательного акта обеспечивается работой теменных и теменно-затылочных зон коры мозга и совместной деятельностью пространственного, слухового, вестибулярного анализаторов. В целом сложные пространственные действия обеспечиваются третичной зоной ТРО — височно-теменно-затылочной зоной. Исследование сохранности этого вида праксиса является очень важным, т.к. сохранность этой зоны необходима для формирования и реализации целого ряда важнейших ВПФ.
Конструктивный праксис также направлен на исследование сформированности пространственного восприятия и оптико-пространственных действий (теменно-затылочные зоны мозга).
Тесты |
Материал |
Инструкция |
Анализ симптомов (ошибок) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Праксис позы – кисти рук |
Тест на кинестетическую организацию предметных действий. Вытянуть вперед 2-ой и 5-ый пальцы (коза), 2-ой и 3-ий (ножницы). |
По образцу – «делай, как я». |
Первичные ошибки – не дифференцируются 1-ый и 5-ый пальцы, трудности при попытке сделать кольцо, поиски поз, перебор пальцев в поисках нужной позы, ухудшение выполнения проб с закрытыми глазами и др. – говорят о дисфункции кинестетического анализатора, теменных отделов мозга |
Динамический праксис |
Тест на динамическую организацию двигательного акта:
|
По образцу: «Посмотри, как делаю я, и повтори». |
Первичные ошибки:
|
Графическая проба «забор» |
Продолжай рисовать «забор» по образцу, не отрывая руки |
В графической пробе может инертно повторяться один из элементов, трудности переключения с одного элемента на другой, персеверации. Оттоки в этих двух тестах говорят об инертности в двигательной сфере и о заинтересованности в патологии задне-лобных отделов левого полушария мозга |
|
Реципрокная координация |
Тест на динамическую организацию двигательного акта. |
«Делай, как я» положить кисти рук ладонями вниз, попеременно сжимать в кулак одну руку, при этом разжимать другую, менять позы (кулак-ладонь). Обязательно одновременное и плавное переключение |
Исследуется динамическая организация движений, но протекающая на более низком уровне строения мозга — это поражение мозолистого тела или парасагитальных отделов мозга. При этой локализации поражения мозга распадается координированное движение рук |
1 |
2 |
3 |
4 |
Простран-ственный праксис |
Тест на пространственную и сомато-пространственную opганизацию движения рук. Пробы Хэда. Одноручные пробы: |
По образцу: «Делай, как я» |
Ошибки: |
Констуктив-ный праксис |
Тест на исследование пространственного гнозиса, восприятия пространства
|
По образцу |
Ошибки пространственного характера: ребенок неправильно располагает палочки внутри фигуры, путая правое и левое, низ и верх, иногда не может воспроизвести всю фигуру. Это может говорить о недоразвитии затылочных и теменно-затылочных отделов мозга |
Оральный праксис |
Артикуляторный аппарат — губы, язык: |
По образцу: те же или другие движения по речевой инструкции: «надуй щёки», «посвисти», и др. |
Элементы оральной апраксии встречаются при поражении нижних отделов сенсо-моторной зоны и теменно-височных отделов, прилегающих к ней |
Символичес-кий праксис |
1) Погрозить; |
По образцу |
Исследуется непроизвольный, семантический уровень действий, действий ритуальных. Исследуется подкорковый уровень двигательного анализатора |
3.2. Познавательные процессы. Восприятие
3.2.1. Зрительный гнозис (восприятие — образы — представления)
Тесты |
Материал |
Инструкция |
Анализ симптомов |
1 |
2 |
3 |
4 |
Выбор картин-ки по слову- наименованию |
картинки. |
«Найди, где тетрадь, где медведь» и т.д. |
Исследуется восприятие и узнавание предметов, организация восприятия словом (речью). Ошибки могут говорить о возможной дисфункции средне-височных отделов левого полушария |
Называние |
|
«Что здесь нарисовано — назови». |
Если предыдущая проба на простое узнавание выполнена, то следует перейти к сенсибилизированной пробе (контурные, перечеркнутые предметы и др.); исследуется вычленение существенных признаков предмета |
Выбор из 3-х предметных картинок |
Корова, лошадь, тигр; |
«Найти такой же пред-мет» (даётся картинка, задача — узнать и выбрать такую же) |
Исследуется точность и дифференцированность восприятия предметов, их значение. Ошибки в выполнении возможны при дисфункции затылочных и лобных отделов мозга |
Выбор частей целого |
«Найти элементы, из которых состоит это животное» |
Исследуется дифференцированное восприятий, вычленение сущест-венных признаков, процесс сравнения, целостный образ-представле-ние предмета — средне-височные отделы левого полушария, затылочные и лобные зоны мозга |
|
Опознавание и выбор букв, цифр, геометрических фигур |
Буквы, цифры, геометрические фигуры |
Дается 1 буква (гео-метрическая фигура), задача — выбрать такую же — из имеющихся трех. «Найди такую же среди этих трех букв» |
Исследуется сохранность (несохранность) перцепторногр образа и образа-представления. Ошибки опознания предметов идут за счет дисфункции затылочных отделов, которая ведет к предметной агнозии. Однако эти же ошибки могут допускать дети с дисфункцией лобных систем мозга, т.к. у них отсутствует аналитическое поведение, которое есть у детей с первичной агнозией. Они не вычленяют существенных признаков объекта и делают заключение о предмете по одному случайному признаку |
Копирование фигур |
Геометрические фигуры, буквы, цифры. Предметы — яблоко, огурец |
«Срисуй то, что видишь. Старайся срисовать точно» |
Исследуется восприятие и воспроизведение символических и бытовых фигур, часто встречающихся предметов. Исследуется сформированность (нарушения) зрительного восприятия и образов-представлений. Важно отметить, имеется ли разница в ошибках при выполнении 1-го и 2-го заданий (предметный и символический уровни) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Рисование по слову |
Предметы: яблоко, стол, мама, папа |
«Нарисуй яблоко. Постарайся нарисовать хорошо и точно» |
Исследуется связь предметных образов со словом, зрительно-моторная и семантическая связи |
Дорисовывание до целого |
Недорисованные предметы, предметные картинки с недостающими элементами |
«Посмотри, узнаешь этот предмет? Дорисуй его». (Если ребенок не узнал, то надо назвать). «Это пальто, дорисуй его» и т.д. |
Исследуются сохранности конкретных предметных образов-представлений и образов-восприятий. Ошибки возможны при дисфункции или поражении затылочных отделов мозга или зоны ТРО |
Дорисовывание предметных изображений |
Рисунки предметов (стол без ножки, чайник без ручки и др.) |
«Это что такое? Дорисуй, чего здесь не хватает. Дорисуй этот предмет до целого» |
Исследуется сохранность (нарушение) пространственного восприятия предмета и образа предмета. Ошибки могут говорить о поражении (или дисфункции) теменных или теменно-затылочных зон |
Определение недостающих элементов |
Картинки с недостающими элементами |
«Скажи, чего здесь не хватает. Найди среди этих картинок» |
То же |
Дорисовывание до любого предмета |
Различные метрические и геометрические и другие фигуры |
«Дорисуй до любого предмета. Представь себе его и рисуй все, что хочешь. Постарайся нарисовать побольше предметов» |
Исследуются сохранность объема образов, их динамики, богатства, в целом – воображения. Нарушение этого вида деятельности возможно при дисфункции затылочных отделов мозга, зоны ТРО и лобных отделов мозга. Следует провести точный дифференцированный анализ ошибок и поведения ребенка при выполнении этой пробы и только на этой основе ставить топический диагноз |
3.2.2. Тактильный гнозис
Тесты |
Материал |
Инструкция |
Анализ симптомов (ошибок) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Тактильное опознание: ощупывание предмета с закрытыми глазами |
Ключ, часы, скрепка, монета и др. |
«Закрой глаза, я положу тебе в руку предмет. Ты сожми руку и назови его, или, не раскрывая руки, найди этот предмет среди предметов, которые лежат на столе» |
Исследуется тактильный гнозис, узнавание предметов по кожно-кинестетическому ощущению. Ошибки опознания могут говорить о дисфункции зоны кожно-кинестетического анализатора, о дисфункции теменных отделов мозга |