Правила доказательства и опровержения возможные ошибки

Правила и ошибки в доказательстве и опровержении

Правила

Ошибки

По
отношению к тезису

1.
Тезис должен быть четким и ясным

1.
Выдвижение неопределенного, неясного,
неточного тезиса

2.
Тезис должен оставаться неизменным

1.
Потеря тезиса

2.
Полная подмена тезиса:

а)
доказательство другого тезиса, вместо
выдвинутого первоначально;

б)
«довод к личности»;

в)
довод к публике

3.
Частичная подмена тезиса

По
отношению к аргументам

1.
Аргументы
должны быть истинными

1.1.
«Основное заблуждение» – принятие
за истину ложного аргумента

1.2.
«Предвосхищение основания»

2.
Аргументы должны быть суждениями,
истинность которых установлена
независимо от тезиса

2.1.
«Круг в доказательстве»

3.
Аргументы не должны противоречить
друг другу

3.1.
Выдвижение аргументов, противоречащих
друг другу

4.
Аргументы должны быть достаточными
для данного тезиса

4.1.
«Слишком поспешное доказательство»

4.2.
«Чрезмерное доказательство»

По
отношению к демонстрации

1.
Любое доказательство или опровержение
должно строиться по правилам
соответствующего вида умозаключений

1.1.
Нарушение правил умозаключений
соответствующего вида

1.2.
«Мнимое следование»:

а)
неоправданный логический переход от
более узкой области
к более широкой;

б)
переход от сказанного с условием к
сказанному, безусловно;

в)
переход от сказанного в определенном
отношении к сказанному безотносительно
к чему бы то ни было

Непозволительные способы защиты и опровержения

Соблюдение
законов логики необходимо, чтобы найти
истину. Но если спорящие стороны
интересует не истина, а победа в споре,
то противники прибегают к способам,
запрещенным логикой. Перечислим наиболее
распространенные.

Доказательство
(довод) к личности

вместо опровержения тезиса или аргументов,
или демонстрации противника дают
отрицательную характеристику его
личностных качеств.

Довод
к публике

– вместо обоснования истинности или
ложности тезиса стремятся повлиять на
чувства людей, чтобы они поверили в его
истинность или ложность без доказательства.

«Дамский
аргумент»

сведение к абсурду выдвинутого положения.

«Готтентотская
мораль» –
двойственная
оценка одного и того же утверждения с
целью использовать ту из них, которая
в данный момент наиболее выгодна для
достижения победы в споре.

«Бездоказательная
оценка утверждений противника»

типа «ерунда», «бред» и т.п.

«Карманные
доводы»

– подмена вопроса об истинности
утверждений вопросом, о вреде или
опасности его.

«После
этого, значит, по причине этого»

простую последовательность событий во
времени принимают за их причинную связь.

«Поспешное
обобщение»

– рассмотрев несколько частных случаев,
делают вывод о всех предметах данного
класса.

Упражнение 1

В приводимых
ниже доказательствах найдите тезис,
аргументы, определите форму доказательства.

1. Вы говорите –
Писарев был учеником Чернышевского.
Вглядитесь в деятельность и убеждения
Добролюбова. Так кто же после этого,
по-вашему, ученик Чернышевского? Писарев
или Добролюбов? Всякий признает, что
Добролюбов и никоим образом не Писарев.
И потом: Вы знаете, что ответил Чернышевский
на предложение подать прошение о
помиловании? Он гордо отказался. А
Писарев? Он пожал плечами.

2. «По-твоему, на
свете только три несчастья и есть: жить
зимой в холодной квартире, летом носить
узкие сапоги да ночевать в комнате, где
пищит ребенок, которого нельзя посыпать
персидским порошком; у меня нет ни
первого, ни второго, ни третьего.
Следовательно, нет у меня и несчастья».
(И. С. Тургенев)

3. «Позвольте мне
вам заметить, что это предубеждение. Я
полагаю даже, что курить табак здоровее,
нежели нюхать табак. В нашем полку был
поручик, прекраснейшей и образованнейший
человек, который не выпускал изо рта
трубки не только за столом, но даже, с
позволения сказать, во всех прочих
местах. И вот теперь ему уже сорок с
лишним лет, но, благодаря бога, до сих
пор так здоров, как нельзя лучше». (Н.
В. Гоголь)

4. На заседании
Академии наук было предложено избрать
в действительные члены малограмотного
военного министра Аракчеева, прославившегося
крайней радикальностью и жестоким
подавлением общественного недовольства.
Когда один из академиков указал на
отсутствие у него научных заслуг, ему
ответили: «Зато он близок к государю».
«В таком случае прошу избрать и кучера
Илью Петрова», – возразил академик.
(Способ
аргументации оказался настолько
эффективным, что академик оказался в
ссылке)

5. «– А познав себя,
ты не будешь надуваться, как лягушка,
захотевшая сравниться с волом… ибо
помни, что ты раньше пас свиней. – Это
правда, – ответил Санчо, – но тогда я
был еще мальчишкой, а подросши немного,
я стал пасти уже не свиней, а гусей».
(Сервантес)

6.
Выступая по делу Сапогова, известный
русский адвокат М.Г. Казаринов
следующим образом охарактеризовал
состояние подсудимого перед совершением
преступления: «… известный историк
Мишле рассказывает, что перед сном он,
читая исторические материалы, наполнял
свою голову массой несвязанных фактов,
и к утру мозг его все эти факты уже
приводил в систему, связь событий
становилась, ясна, за ночь мозг исполнял
громадную работу. Так и в голове Сапогова,
помимо воли, за ночь созревает своего
рода шедевр. Утром он заявляет товарищу,
что должен отомстить Субботину. Эта
идея обладает неотразимой силой, бороться
против него одно средство – осуществить
ее».

7. Споря с софистами,
Аристотель сказал: «Кто объявляет все
истинным, тот, тем самым, делает истинным
и утверждение, противоположное его
собственному».

8. Понятие «сотовый
телефон» является общим, так как
количество предметов, входящих в его
объем больше одного, а понятия, в объем
которого входят два и более предмета,
называются общими.

9. Иванов будет
пересдавать экзамен по менеджменту,
так как он получил «два», а все студенты
получившие «два» должны пересдавать
экзамены.

10. Если бы Петров
совершил бы данное убийство, то он должен
бы быть левшой, так как такой удар
потерпевшему мог нанести только левша.
Петров не является левшой, следовательно,
он не виновен в убийстве.

11. Если длина сторон
некоторого треугольника равны
соответственно 3, 4 и 5 см, то этот
треугольник прямоугольный, так как
сумма квадратов первых двух чисел равно
квадрату третьего числа, а такое
соотношение длин сторон имеет только
прямоугольный треугольник.

12. «Каким образом…
дворянин и офицер один пощажен самозванцем,
между тем как все его товарищи злодейски
умерщвлен? Каким образом этот самый
офицер и дворянин дружески пирует с
бунтовщиками, принимает от главного
злодея подарки, шубу, лошадь и полтину
денег? Отчего произошла такая странная
дружба и на чем она основана, если не на
измене, или, по крайней мере, на гнусном
и преступном малодушии».
(Кузина Е.Б. Логика в кратком изложении
и упражнениях)

13. «Если существует
вещей много, то их должно быть столько
много, сколько их есть, — не больше и не
меньше. Но если их столь много, сколько
их есть, то их число ограничено. Но если
существующих вещей много, то их число
не органичено: ибо всегда существующие
другие вещи между существующими вещами,
и снова другие между ними. Итак, число
существующий вещей ограничено и
неограниченно». (Кузина
Е.Б. Логика в кратком изложении и
упражнениях)

14. Нужно писать
грамотно для того, чтобы каждый мог
понять, что написано, ибо ошибки, особенно
синтаксические, могут совершенно
изменить смысл написанного. Нельзя
делать и орфографических ошибок, так
как написанное с ошибками труднее
понять, особенно человеку, не совсем
хорошо знакомому с данным языком. Не
менее важно правильно построить
предложение. Писать надо грамотно,
потому что грамотное письмо легче и
лучше усваивается.

15. Кинетическая
энергия тела зависит от его массы и
скорости. Одна и та же винтовочная пуля
производит различные действия в начале
полета, когда ее скорость велика, и в
конце полета, когда скорость уменьшается.
Два молота различной массы, опускаемые
с одной и той же скоростью, совершают
различные работы. Эти примеры показывают,
что кинетическая энергия тела должна
выражаться через массу и скорость.
(Кузина Е.Б. Логика в кратком изложении
и упражнениях)

Пример:

Тезис: Вопрос, с
точки зрения логики может быть либо
открытым, либо закрытым. На закрытый
вопрос можно ответить «да» или «нет».
На вопрос «Сколько вам лет?» нельзя так
ответить, следовательно, он открытый.
(Тезис — Вопрос
с точки зрения логики может быть открытым
или закрытым. Аргументы – 1. На закрытый
вопрос можно ответить да либо нет. 2.
Вопрос «Сколько вам лет?» является
открытым. Данное доказательство является
разделительным)

Упражнение 2

Используя
логический квадрат, сформулируйте
антитезис, обоснуйте его несовместимость
с тезисом:

1. Суждения бывают
простые и сложные. 2. Значительная часть
современной молодежи увлекается рок –
музыкой. 3. Многие люди любят животных.
4. Все европейские страны – члены ООН.
5. Ни один человек не является бессмертным.
6. Некоторые студенты высших учебных
заведений не изучают экологию. 7. Все
моря являются солевыми по составу воды.
8. Все преподаватели являются блестящими
ораторами. 9. Некоторые люди еженедельно
посещают религиозные учреждения. 10.
Некоторая часть граждан России являются
членами политической партии «Единой
России». 11. «Преступность зарезана».
(Л. Брэндейс)
12. Никто не может распоряжаться чужой
жизнью. 13. Почти все студенты факультета
экономики и управления получили
положительные оценки на экзамене по
логике. 14. «Красота обманчива». (пословица)
15. «Есть капризные мужчины». (О.
Кукоба)

Пример:

«Многие
ученые являются лауреатами Нобелевской
премии».

а) Определяем
вид суждения, которое является тезисом:
«Многие ученые являются лауреатами
Нобелевской премии» – частноутвердительное
(
I);

б) по логическому
квадрату находим суждение, противоречащие
исходному – антитезис:

1) «Ни один ученый
не является лауреатом Нобелевской
премии» – общеотрицательное суждение
(Е).

2) «Неверно, что
многие ученые являются лауреатами
Нобелевской премии» (не-
I);

в) определяем
истинность или ложность тезиса и
антитезиса. Если тезис: «Многие ученые
является лауреатами Нобелевской премии»
(
I)
– истинное суждение, то, опираясь на
правила логического квадрата, можно
сделать вывод о ложности антитезиса.

Упражнение 3

В приведенных
текстах найдите логические ошибки,
укажите, какие правила нарушены.

1. « – Скажите,
почему вы остановились на одной
единственной версии – «месть»? – спросил
вдруг Колесников.

– А других и быть
не могло, драки не было, грабежа не было

и ревности не было». (М.
Ланской)

2. « – Здравствуйте,
Пятачок!» – закричал Винни-Пух.

– Ой, здравствуйте,
Пух, – ответил Пятачок, подпрыгнув от
неожиданности. – А я знал, что это ты!

– Я тоже, – сказал
Пух. – А что ты делаешь?

– Я сажаю желудь,
Пух, и пускай из него вырастет дуб, и тут
будет много, много желудей у самого
дома, а то за ними приходится ходить бог
знает куда. Понимаешь?

– А вдруг не
вырастет? – спросил Пух.

– Вырастет,
потому что Кристофер Робин сказал –
обязательно вырастет. Поэтому я его и
сажаю». (А.
Милн)

3. «Труп был найден
в погребе дома Волохова. Волохов жил
несогласно со своей женой, после этого
следует немедленное заключение – она
виновата. Почему? Больше некому. Вот
народная логика… Замечательно, что
никто не сказал, вернулся ли Алексей
Волохов 17 августа домой ночевать, так
как в два или три часа его видели на
улице пьяным…». (из
выступления известного русского адвоката
А. И. Урусова

по делу Мавры Волоховой
)

4. «Белотелова:
Войны, не слыхать ли?

Красавина: Войны
не слыхать. Тихо везде, по всей земле
замирание вышло. Земля трясется местами,
об этом слух есть; местах
в трех
трясение было.

Белотелов: Откуда
ж они?

Красавина: Из диких
лесов, говорят. Днем под Каменным мостом
живут, а ночью ходят по Москве, железные
когти у них надеты на руки, и все на
ходулях, по семи аршин ходули – то, а
атаман в турецком платье». (А.Н.
Островский
)

5. «Вы рассуждаете
философски: человек не может ни ускорить
событий, ни задержать их, как не может
остановить вращение земли, развитие
прогрессивного паралича или, например,
это идиотский дождь. Все, что, должно
быть, – будет, чего не может быть – не
будет, как вы ни прыгайте. Это, батя,
доказано Марксом. И – значит – шабаш».
(М. Горький)

6. «… Гм!.. Хорошо…
– говорит Очумелов строго, кашляя
и
шевеля бровями. – Хорошо… Чья собака?
Я этого не оставлю. Я покажу вам, как
собак распускать! Пора обратить внимание
на подобных господ, не желающих подчиняться
постановлениям! Как оштрафую этого
мерзавца, так он узнает у меня, что значит
собака и прочий бродячий скот! Я ему
покажу кузькину мать!.. Елдырев, –
обращается надзиратель к городовому,
– узнай, чья это собака и составляй
протокол! А собаку истребить надо.
Немедля! Она, наверно, бешеная.. Чья это
собака, спрашиваю?

– Это, кажется,
генерала Жигалова! – говорит кто-то из
толпы.

– Генерала Жигалова?
Гм!.. Сними-ка, Елдырев, с меня пальто…
Ужас, как жарко! Должно полагать, перед
дождем… Одного только я не понимаю: как
она могла тебя укусить? – обращается
Очумелов к Хрюкину. – Нешто она достанет
до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон
какой здоровила! Ты, должно быть,
расковырял палец гвоздиком, а потом и
пришла в твою голову идея, чтобы соврать.
Ты ведь… известный народ! Знаю вас,
чертей!» (А.
П. Чехов
)

7. Теория Беркли о
том, что материя не существует, очевидно,
нелепа, так как нельзя поставить ноги
на землю без того, чтобы н почувствовать
сопротивления материи. (В.
Минто)

8. «Ах, батюшки мои!
Да чем же он плут, скажи, пожалуйста!
Каждый праздник он в церковь ходит, да
придет – то раньше всех, посты держит;
великим постом и чаю не пьет с сахаром
– все с медом либо с изюмом. Так – то,
голубчик! Не то, что ты. А если и обманывает
кого, так что за беда! Не он первый, не
он последний, человек коммерческий.
Тем, Антипушка, и торговля – то движется.
Не помимо пословица – то говорится: «Не
обмануть – не продать»». (А.
Н. Островский)

9. Философ Евклид
обосновал ложность доказательства по
аналогии следующим образом: «Доказательства
по аналогии опираются на сходное или
на несходное; если на несходное, то лучше
уж обращаться не к сходному, а к самому
предмету, а если на несходное, то неуместно
само их сопоставление». (Диоген
Лаэртский)

10. Предметом моей
сегодняшней лекции я избрал, так сказать,
вред, который приносит человечеству
потребление табаку… О табаке, так о
табаке – мне решительно все равно, вам
же, милостивые государи, предлагаю
отнестись к моей настоящей лекции с
должной серьезностью, иначе как бы чего
не вышло. Кого же пугает сухая, научная
лекция, кому не нравится, тот может не
слушать выйти. Особенно прошу внимания
у присутствующих здесь господ врачей,
которые могут почерпнуть из моей лекции
много полезных сведений, так как табак,
помимо его вредных действий, употребляется
в медицине. Так, например, если муху
посадить в табакерку, то она издохнет,
вероятно, от расстройства нервов. Табак
есть, главным образом, растение. Когда
я читаю лекции, то обыкновенно подмигиваю
правым глазом, но вы не обращаете
внимания; это от волнения. Я очень нервный
человек, вообще говоря, а глазом начал
подмигивать в 1889 году тринадцатого
сентября, в тот самый день, когда у моей
жены родилась, некоторым образом,
четвертая дочь Варвара. У меня все дочери
родились тринадцатого числа. Впрочем,
ввиду недостатка времени, не станем
отклонятся от предмета лекции. Надо вам
заметить, жена моя содержит музыкальную
школу и частный пансион, то есть не то
чтобы пансион, а так нечто вроде. Между
нами, говоря, жена любит пожаловаться
на недостатки, но у нее кое – что
припрятано, этак тысяч сорок или
пятьдесят, у меня же ни копейки за душой,
ни гроша – ну, да что толковать! (А.
П. Чехов)

11. Так как верно,
что мышь может сгрызть какую-нибудь
книгу, а также что мышь является
существительным, то ясно, что будет
верным и то, что есть такие существительные,
которые могут сгрызть какую-нибудь
книгу.

12. Кражу могли
совершить G.
или F.,
так как в квартире есть их отпечатки
пальцев, Исходя из того, что факты
подтверждают не виновность G.,
то кражу совершил F.

13. Так как этот
человек был на месте преступления, когда
оно было совершено, и отпечатки пальцев
есть на орудии преступления, то,
следовательно, он и совершил это
преступление.

14. «Единообразные
законы о браке – хорошие законы. Поскольку
законодательство, вносящее единство в
нормы о браке, снижают количество
разводов… А снижение оно количество
разводов, потому что единое брачное
законодательство стандартизует нормы,
относящиеся к заключению брака». (Сопер
Поль Л. Основы искусства речи)

15. Слово «вода» по
своему происхождению общеславянское,
Если бы это было не так, тогда данное
слово (в различных вариантах) не
встречалось бы издавна во всех языках.
Однако слово «вода» уже давно употребляется
во всех славянских языках (белорусская
«вада», польское «woda»
и т.д.). Таким образом, предложение, что
это слово не общеславянское, ошибочно;
следовательно оно общеславянское.

Пример:

Ты
мне дефицит – я тебя уважаю. Я тебе
дефицит – ты меня уважаешь. Следовательно,
мы уважаемые люди.

(Ошибка
закона тождества – подмена понятия.)

§ 4. Основные правила логического доказательства и ошибки, возможные при их нарушении

В процессе доказательства необходимо соблюдать правила по отношению к тезису, правила по отношению к аргументам и правила по отношению к демонстрации.

Нарушение этих правил в доказательстве приводит к логическим ошибкам, которые в конечном итоге не позволяют подтвердить или опровергнуть вы­двинутый тезис. Рассмотрим эти правила и ошибки.

1. Тезис должен быть точно сформулирован. Это означает:

— если суждение, выражающее тезис, простое, то должны быть выделены его субъект и предикат;

— если какой-то из субъектов представлен общим понятием, то нужны его точные количественные характеристики («все» или «некоторые»);

— ясными должны быть также модальные характеристики суждения;

— при формулировке тезиса как сложного суждения должен быть поня­тен характер логической связки;

   — необходима достаточная ясность употребляемых в тезисе понятий.

При несоблюдении данного правила возможны ошибки, сущность кото­рых будет состоять в том, что тезис сформулирован нечетко, а поэтому он не определяет точно, что подлежит обоснованию или допускает различные ис­толкования. Например, понятие «новый» имеет несколько значений, среди которых «прогрессивный» и «современный», «следующий» и «незнакомый» и т. п. Когда что-то называется «новым» не сразу понятно, что конкретно имеется в виду под «новизной»: то ли полный разрыв со старой традицией, то ли чисто косметическое приспособление ее к изменившимся обстоятель­ствам. Не определившись в значении данного понятия, мы произвольно мо­жем переквалифицировать новатора в консерватора: «Он поддерживает все новое; новое, как известно, — это хорошо забытое старое; значит, он поддер­живает всякое хорошо забытое старое».

При этом не следует подтверждать или опровергать то, что связано с ин­дивидуальными вкусами людей. Нелепо выдвигать на обсуждение тезис: «Красная икра вкуснее, чем икра черная».

2. Тезис должен оставаться неизменным на протяжении всего процесса обоснования.

Одна из ошибок, возникающих при нарушении этого правила, называет­ся «подмена тезиса». Подмена осуществляется часто как результат доказа­тельства положения, близкого по смыслу к тезису, а результат выдается за доказательство исходного тезиса, причем подмена происходит за счет под­мены используемых понятий. Например, доказывается виновность обвиня­емого в совершении преступления в сфере экономической деятельности. В суде же адвокат заявляет о совершении подзащитным общественно опас­ного деяния. Очевидно, что объемы понятий «общественно опасное деяние» и «преступление в сфере экономической деятельности» не тождественны, в результате один тезис подменяется другим.

При нарушении данного правила может возникнуть и другая ошибка — «обращение к человеку». Она бывает тогда, когда доказательство тезиса по су­ществу подменяется характеристикой человека, имеющего какое-то отноше­ние к данному тезису. Такая ошибка будет, например, в том случае, когда вме­сто того, чтобы опровергнуть выдвинутый тезис, мы станем говорить не о самом этом тезисе, а о человеке, его высказавшем, что он не специалист по данному вопросу, что он не раз уже допускал ошибки в своих выводах и т. п.

Кроме этого возможны еще две ошибки: «обращение к публике» и «кто слишком много доказывает, тот ничего не доказывает». Логическая ошибка «обращение к публике» состоит в том, что вместо обоснования тезиса взыва­ют к чувствам людей, пытаются вызвать у них симпатию или антипатию к тому, о чем идет речь, и таким путем заставить поверить в истинность или ложность выдвинутого тезиса. Логическая ошибка «кто слишком много до­казывает, тот ничего не доказывает» возникает тогда, когда вместо доказа­тельства выдвинутого тезиса обосновывается другое положение настолько широко, что из него непосредственно не вытекает истинность или ложность тезиса.

3. Основания должны быть истинными, доказанными, не подлежащими сомнению.

При нарушении данного правила возможны две логические ошибки: «ос­новное заблуждение» и «предвосхищение основания». Первая ошибка со­вершается, когда тезис обосновывается ложными аргументами. Например, «Если действие обязательно, то оно не запрещено. Незапрещенное — разре­шено. Следовательно, если действие обязательно, оно разрешено». Истин­ность первой посылки данного рассуждения вызывает явное сомнение.

Сущность ошибки «предвосхищение основания» состоит в том, что при­водятся недосказанные или непроверенные аргументы, которые нуждаются в собственном обосновании. Их употребление может сопровождаться следу­ющими оборотами: «совершенно очевидно», «как известно», «точно установлено» и т. п.

4. Основания должны доказываться независимо от тезиса. Следствием нарушения этого правила является логическая ошибка «порочный круг». В качестве примера приведем такое рассуждение: «Единообразные законы о браке — хорошие законы, поскольку законодательство, вносящее единство в нормы о браке, снижает количество разводов… А снижает оно количество разводов, потому что единое брачное законодательство стандартизирует нормы, относящиеся к заключению брака».

5. Доказательство должно строиться по общим правилам умозаключения. Несоблюдение этого правила может привести к одной из двух логических ошибок: «мнимое следование» или «от сказанного с условием к сказанному безусловно». Мнимое следование возникает в ситуации, когда тезис не следует из приведенных оснований. Вот пример рассуждения, в котором между тезисом и аргументами нет логической связи, а иллюзия «логичности» создается обычным перечислением: «Закон сохранения (первое начало термодинамики) запрещает вечный двигатель первого рода. Есть также второе начало термодинамики и, значит, нет вечного двигателя второго рода. Это же можно сказать и о вечном двигателе третьего рода, запрещаемом тре­тьим началом термодинамики. Однако четвертого начала термодинамики нет. Следовательно, ничто не мешает создать вечный двигатель четвертого рода. И тем более — вечный двигатель пятого и так далее рода».

Сущность ошибки «от сказанного с условием к сказанному безусловно» состоит в том, что аргументы, истинные при определенных условиях, приво­дятся в качестве истинных при любых условиях. Эта ошибка совершается, к примеру, если кто-то доказывает, что Лебедев хорошо знает законы, ссылкой на то, что он юрист, а юристы, мол, хорошо знают законы. То, что юристы хо­рошо знают законы, является истинным, но из этого вовсе не следует, что лю­бой юрист хорошо знает законы. Суждение «Юристы хорошо знают законы» является истинным в принципе, а не для каждого конкретного случая.

Следующая таблица поможет систематизировать эти правила и основные ошибки, связанные с их несоблюдением.

Правила
Ошибки

   1. Тезис должен быть точно сформулирован
а) «подмена тезиса» — доказывается новый тезис;

2. Тезис должен оставаться одним и тем же в процессе всего доказательства
б) «обращение к человеку» -доказательство тезиса подменяется оценкой человека;

в) «обращение к публике» — стремление воздействовать на чувства слушающих

3. Основания должны быть истинными, не подлежащими сомнению
а) «основное заблуждение» — тезис обосновывается ложными аргументами;

4. Основания должны доказываться независимо от тезиса
б) «предвосхищение основания» -аргументы нуждаются в собственном обосновании;

в) «порочный круг» — аргументы доказываются посредством тезиса

5. Доказательство должно строиться по общим правилам умозаключения
а) «мнимое следование» — тезис не следует из приведенных оснований;

б) «от сказанного с условием к сказанному безусловно» -аргументы, истинные при определенных условиях, приводятся в качестве истинных при любых условиях

Логические ошибки делятся на паралогизмы и софизмы.

Паралогизмы — это неумышленные логические ошибки, обусловленные нарушением законов и правил логики. Паралогизм не является, в сущности, обманом, так как не связан с умыслом подменить истину ложью.

В отличие от паралогизмов софизмы — результат преднамеренного обма­на, умышленные логические ошибки. Название «софизм» происходит от древнегреческого слова sophisma — «хитрая уловка, выдумка». Софизм пред­ставляет собой рассуждение, кажущееся правильным, но содержащее скры­тую логическую ошибку и служащее для придания видимости истинности ложному заключению. Софизм является особым приемом интеллектуально­го мошенничества, попыткой выдать ложь за истину и тем самым ввести в заблуждение.

Вот примеры софизмов, ставших знаменитыми еще в древности: «Что ты не терял, то имеешь; рога ты не терял; значит у тебя есть рога», «Сидящий встал; кто встал, тот стоит; следовательно, сидящий стоит», «Этот пес твой; он отец; значит, он твой отец». Софизм «Лжец», приписываемый древнегреческому философу Евбулиду из Милета, связан с вопросом: «Если какой-нибудь человек говорит, что он лжет, то лжет ли он или говорит правду?». Допущение того, что он говорит правду, будет означать, что правдой являет­ся то, что он лжет (об этом он и говорит), значит выходит, что лжет. Если же он лжет, то это как раз и есть то, что он открыто признает. Получается, что он говорит правду.

В Древней Греции софисты за плату обучали искусству побеждать в спо­ре, о чем бы спор ни шел. Таким учителем, например, был философ Протагор. О нем идет речь в известном софизме «Эватл».

Эватл обучался у Протагора искусству спора. По соглашению между учи­телем и учеником Эватл должен был оплатить свое обучение после первого выигранного им судебного процесса. После окончания обучения прошел год. В течение этого года Эватл не участвовал в судебных процессах. Протагор стал проявлять нетерпение. Он предложил Эватлу внести плату за обуче­ние. Эватл отказался. Тогда Протагор сказал: «Если ты не внесешь плату, то я обращусь в суд. Если суд вынесет решение, что ты должен платить, то ты оплатишь обучение по решению суда. Если суд вынесет решение «не пла­тить», то выиграешь свой первый процесс и оплатишь обучение по догово­ру». Поскольку Эватл уже овладел искусством спора, он так возразил Протагору: «Ты не прав, учитель. Если суд вынесет решение «не платить», то я не буду платить по решению суда. Если же вынесет решение «платить», то я проиграю процесс и не буду платить по договору».

Озадаченный таким оборотом дела, Протагор посвятил этому спору с Эватлом особое сочинение «Тяжба о плате». К сожалению, оно не дошло до нас. Тем не менее нужно отдать должное Протагору, сразу почувствовавшему за простым судебным казусом проблему, заслуживающую специального исследования.

Немецкий философ и математик Г. Лейбниц, сам юрист по образованию, также отнесся к этому спору всерьез. В своей докторской диссертации «Ис­следование о запутанных казусах в праве» он попытался показать, что все случаи, даже самые запутанные, подобно тяжбе Протагора и Эватла, должны находить правильное разрешение на основе здравого смысла. По мысли Лейбница, суд должен отказать Протагору за несвоевременностью предъяв­ления иска, но оставить, однако, за ним право потребовать уплаты денег Эватлом позже, а именно после первого выигранного им процесса.

Было предложено много других решений данного софизма. Указывалось, к примеру, на то, что решение суда должно иметь большую силу, чем част­ная договоренность двух лиц.

А вот софизмы, использующие уже современный материал: «Одна и та же вещь не может иметь какое-то свойство и не иметь его. Хозрасчет пред­полагает самостоятельность, заинтересованность и ответственность. Заинте­ресованность — это, очевидно, не ответственность, а ответственность — не самостоятельность. Получается вопреки сказанному вначале, что хозрасчет включает самостоятельность и несамостоятельность, ответственность и бе­зответственность». «Акционерное общество, получившее когда-то ссуду от государства, теперь ничего ему уже не должно, так как оно стало иным: в его правлении не осталось никого из тех, кто просил ссуду». «Вор не желает при­обрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следо­вательно, вор желает хорошего». А вот софизм, часто встречающийся в речах обвинителей по так называемым половым преступлениям: «Если этот под­судимый будет оправдан, мы будем находиться в постоянном страхе за на­ших жен и дочерей».

Все эти и подобные им софизмы — логически неправильные рассужде­ния, выдаваемые как правильные. Софизмы используют многозначность слов естественного языка, сокращения и т.д. Нередко софизм основывается на таких логических ошибках, как подмена тезиса доказательства, несоблю­дение правил логического вывода, принятие ложных посылок за истинные и т.п. Говоря о мнимой убедительности софизмов, древнеримский философ Сенека сравнивал их с искусством фокусников: мы не можем сказать, как совершаются их манипуляции, хотя твердо знаем, что все делается совсем не так, как это нам кажется. Ф. Бэкон сравнивал того, кто прибегает к софиз­мам, с лисой, которая хорошо петляет, а того, кто раскрывает софизмы, — с гончей, умеющей распутывать следы.

Нетрудно заметить, например, что в софизме «Рогатый» обыгрывается двусмысленность выражения «то, что не терял». Иногда оно означает «то, что имел и не потерял», а иногда просто «то, что не потерял, независимо от того, имел или нет». В посылке «Что ты не терял, то имеешь» оборот «что ты не терял» должно означать: «то, что имел и не потерял», иначе эта посылка окажется ложной. Но во второй посылке это значение уже не проходит: вы­сказывание «Рога — это то, что ты имел и не потерял» является ложным.

В процессе рассуждения иногда возникают логические парадоксы. Пара­докс в мышлении (от греч. paradoxоs — неожиданный, странный) — в широ­ком смысле — неочевидное высказывание, истинность которого устанавли­вается достаточно трудно.

Один из вариантов парадокса был, например, использован С.М. Серванте­сом в «Дон-Кихоте». Среди задач, которые предлагались Санчо-Пансо, в быт­ность его губернатором острова, была следующая: на острове находится мост и возле этого моста виселица. Каждый переходящий через мост должен ответить на вопрос: куда он идет? Если ответ будет правильным, его пропустят, в против­ном случае повесят. Один ответ был такой, что он привел в замешательство стражей острова: «Я пришел, чтобы быть повешенным». Если его повесят, то получается, что он сказал правду и, значит, его надо пропустить; если же его пропустят, выйдет, что он сказал неправду и потому должен быть повешен.

Можно парадоксу придать более простой вид. Скажем, кто-либо должен назвать всех скромных людей. Если в их число он включит самого себя, то по­лучается, что он уже не скромный и не должен фигурировать в числе скром­ных людей. Если же он не назовет себя, то это будет говорить о его скромно­сти и значит, он себя должен назвать, как одного из скромных людей.

Внешне парадоксы похожи на софизмы, поскольку тоже приводят рас­суждения к противоречиям. Главное же различие между ними, как остроум­но заметил писатель Даниил Гранин, заключается в том, что софизм — это ложь, обряженная в одежды истины, а парадокс — истина в одеянии лжи. Это, конечно, образное сравнение, но оно довольно точно схватывает суть проблемы. Хотя в действительности связь софизма и парадокса более тонкая и сложная. Парадокс может быть следствием, заключением некоторых со­физмов, то есть из корректного по форме, но ложного по содержанию рас­суждения может следовать выражение, которое можно назвать некоррект­ным по форме, но истинным по содержанию. Парадоксальный вывод обязывает искать источник парадокса, заставляет выбираться из круга, в котором оказалось наше рассуждение, и искать другой путь. Например, псев­доистину содержит суждение с двойным отрицанием: «Я не знал, что он не брал», так как двойное отрицание является утверждением. Или: «Нельзя не верить потерпевшему, — говорит обвинитель, — ибо невозможно измыслить столь чудовищное обвинение». «Невозможно, согласен, — возражает защит­ник, — но если невозможно измыслить, как же можно было совершить?».

Размышление над парадоксами является, без сомнения, одним из луч­ших испытаний наших логических способностей и одним из наиболее эф­фективных средств их тренировки. Знакомство с парадоксами, проникнове­ние в сущность стоящих за ними проблем — непростое дело. Оно требует максимальной сосредоточенности и напряженного вдумывания в несколько, казалось бы, простых утверждений. Только при этом условии парадокс может быть понят, а предлагаемые его решения оценены.

В статье американского философа и логика У. Куайна, опубликованной еще в 1953 году, рассказывалось о судье, приговорившем подсудимого к нео­жиданной казни через повешение. Возник парадоксальный вопрос: возмож­ны ли вообще неожиданные события?

Однажды утром в воскресенье судья, который никогда не лгал, сообщил приговоренному к казни: «Вы будете повешены в один из дней на следующей неделе. Когда именно вас повесят, вы узнаете только утром в день вашей казни».

Осужденный стал рассуждать таким образом.

Казнь не может состояться в следующее воскресенье, в последний день указанного судьей срока: если она не состоялась до этого дня, то о том, что она произойдет в воскресенье, я буду знать уже в субботу вечером. Значит, меня не могут повесить в воскресенье, поскольку казнь, как сказал судья, будет неожиданной и я узнаю о ней только в утро казни.

Но в субботу меня тоже не могут повесить: поскольку я знаю, что в вос­кресенье меня не повесят, но если в пятницу утром ко мне не придут с объ­явлением о казни, то уже днем в пятницу я буду твердо знать, что меня по­весят в субботу. Казнь опять-таки не окажется неожиданной.

Рассуждая таким образом, осужденный исключил последовательно пятницу, четверг, среду, затем вторник и, наконец, понедельник. В итоге он пришел к выводу, что его вообще не могут повесить, поскольку ни один день недели не удовлетворяет условию неожиданности, указанному судьей.

Таким образом, доказательство является необходимым и наиболее сложным этапом мыслительного процесса. Его использование в практической деятельно­сти юриста предполагает глубокое знание и умение применять умозаключения, правила вывода, несоблюдение которых (осознанно или неосознанно) приво­дит к невозможности получить истинные знания о действительности.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. В чем заключается логическая сущность доказательства?

2. Как соотносятся логическое доказательство и судебное доказывание?

3. Как можно охарактеризовать структурные элементы доказательства?

4. Какие виды аргументов используются в доказательстве?

5. В чем отличие прямого доказательства от косвенного?

6. Что такое прямое подтверждение тезиса и каковы основные способы его осуществления ?

7. Как строится косвенное подтверждение тезиса?

8. В чем состоит смысл логического опровержения тезиса?

9. Каковы основные виды и способы опровержения тезиса?

10. Какие правила и ошибки по отношению к тезису доказательства следует знать?

11. Какими правилами по отношению к аргументам необходимо руководство­ваться?

12. В чем специфика правил по отношению к демонстрации?

13. Как проявляется логическая сущность паралогизмов и софизмов?

14. Что такое логический парадокс и какова его роль в правовом мышлении?

ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Являются ли доказательством следующие рассуждения:

а) Если все посылки истинны и из них логически следует заключение, то оно также истинно. Заключение ложно. Следовательно, или не все посылки истин­ны, или из них не вытекает заключение;

б) Закон сохранения (первое начало термодинамики) запрещает вечный дви­гатель первого рода. Есть также второе начало термодинамики, и, значит, нет вечного двигателя второго рода. Это же можно сказать и о вечном двигателе третьего рода, запрещаемом третьим началом термодинамики. Однако четвер­того начала термодинамики нет. Следовательно, ничто не мешает создать веч­ный двигатель четвертого рода. И тем более, вечный двигатель пятого и так далее рода;

в) Если действие обязательно, то оно не запрещено. Незапрещенное — разре­шено. Значит, если действие обязательно, оно разрешено.

2. Установите вид и структуру доказательства:

а) Доказательства вины подозреваемого вполне достаточно, — сказал следо­ватель. — Судите сами. Во-первых, потерпевшая при опознании однозначно ука­зала на подозреваемого. Во-вторых, подозреваемый был задержан при попытке продать валюту, которой у него раньше никогда не было. Это подтверждают все знакомые подозреваемого. А в сумочке, которую отняли у потерпевшей, была немалая сумма в долларах. В-третьих, в тот день, когда было совершено ограб­ление, подозреваемого видели примерно за полчаса до этого недалеко от места преступления;

б) Представитель обвинения так построил доказательство вины обвиняемо­го: обвиняемый был на месте преступления — в квартире, где была совершена кража, имеются следы его обуви; соседи потерпевшего видели, как обвиняемый выходил из подъезда, в котором живет потерпевший, примерно в то время, ког­да была совершена кража; обвиняемый пытался продать некоторые вещи, принадлежащие потерпевшему.

Из всего этого следует, что обвиняемый принимал участие в краже вещей из квартиры;

в) Врач, убеждая пациента, что тот не болен малярией, рассуждал таким образом: если бы действительно была малярия, имелся бы ряд характерных для нее симптомов, в частности общая слабость и озноб. Однако таких симптомов нет. Значит, нет и малярии;

г) В простом категорическом силлогизме средний термин должен быть распре­делен, по крайней мере, в одной из посылок, а как известно, термины распределе­ны, когда они являются субъектами общих суждений либо предикатами отрицательных. Значит, в силлогизме средний термин, по крайней мере, должен быть взят либо в качестве субъекта общего, либо предиката отрицательного суждения;

д) Данный автомобиль опрокинулся вследствие резкого торможения. Причина­ми опрокидывания автомобиля могут быть превышение скорости на поворотах, резкое торможение, неправильное расположение груза. Экспертизой установлено, что ни превышение скорости на поворотах, ни неправильное расположение груза не имело места. Значит, данный автомобиль опрокинулся вследствие резкого тормо­жения;

е) «Кражу мог совершить кто-то другой, — сказал задумчиво следователь.

— Нет, это исключено. Никто другой в квартиру не входил, — убежденно воз­разил участковый, — следов-то никаких других, кроме этих нет. Да и соседи ни­кого в этот день не видели»;

ж) «По-моему, этот треугольник прямоугольный,сказал один из школьни­ков на уроке геометрии.

— Нет, — сказал второй, — этот треугольник не может быть прямоуголь­ным. По условию его стороны равны 11, 20 и 25 см. Если принять за катеты меньшие по величине стороны, то сумма их квадратов должна была бы равна квадрату третьей стороны — квадрату гипотенузы. Конечно, при том, что мы считаем треугольник прямоугольным. Однако сумма квадратов 11 и 20 не равна квадрату 25. Следовательно, треугольник не является прямоугольным».

3. Постройте прямое или косвенное подтверждение тезиса:

а) человек желает счастья;

б) ни одно преступление не должно остаться не раскрытым;

в) в слове «мышление» ударение делается на втором слоге;

г) неполное деление понятий ведет к нарушению правила соразмерности;

д) некоторые российские театры имеют в репертуаре произведения русских классиков.

4. Постройте прямое или косвенное опровержение тезиса:

а) все люди злы;

б) в нашей стране каждый мужчина старше восемнадцати лет призывается на военную службу;

в) каждое преступление является умышленным;

г) понятие «человек, имеющий высшее образование» и «интеллигентный чело­век» находятся в отношении равнозначности;

д) любое общеутвердительное суждение обращается с ограничением.

5. Определите, какое правило доказательства нарушено, и возникшую в рассуждении ошибку:

На солнце появились пятна — значит в стране наступает экономический кризис;

— То, что должно быть, является добром. Но зло должно быть. Значит, зло есть добро;

Если бы не было времени, то не было бы ни одного дня. Если бы не было дня, то всегда стояла бы ночь. Но если бы всегда стояла ночь, было бы время. Следо­вательно, если бы не было времени, то оно было бы;

— «Пальто» — слово, и, так как пальто греет, то можно сделать вывод о том, что некоторые слова греют;

— Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего — дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего;

— Что является естественным, то является хорошим. Делать ошибки есте­ственно. Значит, делать ошибки хорошо;

— Пегас есть крылатый конь. Следовательно, Пегас есть (существует);

— «Знаете ли вы, о чем я сейчас хочу вас спросить? — Нет. — Неужели вы не знаете, что лгать нехорошо? — Конечно, знаю… — Но именно об этом я и соби­рался вас спросить, а вы ответили, что не знаете; выходит, вы знаете то чего вы не знаете»;

— Студент такими словами доказывал, что надо или поставить ему удовле­творительную оценку, или экзаменовать его дальше: «Я прочел весь курс. Так не­ужели же я ничего не знаю? Может быть, я и отвечу на что-нибудь»;

— Отчет директора фабрики слушают в соответствующем комитете, а он говорит: «Граждане, я вижу, тут дело оборачивается выговором. За что же? Неужели вы думаете, что наши расчески и пуговицы по качеству ниже других? Да никоим образом. Вот посмотрите, какую продукцию делают наши дорогие соседи! Два раза проведешь гребенкой по головеи облысеешь…»;

— Конечно, это пьяница: взгляните только, какой у него красный нос;

— «Единообразные законы о бракехорошие законы, поскольку законода­тельство, вносящее единство в нормы с браке, снижает количество разводов… А снижает оно количество разводов, потому что единое брачное законодатель­ство стандартизирует нормы, относящиеся к заключению брака»;

   — В Подольск на постоянное место жительства прибыл отбывший срок за­ключения М., в прошлом — «медвежатник». Через месяц из сейфа офиса фирмы была похищена крупная сумма денег. За последние годы в Подольске не было за­фиксировано ни одного случая кражи со взломом сейфа. Следовательно, данную кражу совершил прибывший из заключения М.

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Задача №38

Алексей Иванович, Федор Семенович, Валентин Петрович и Григорий Арка­дьевич были как-то со своими детьми в парке культуры и отдыха. Они катались на колесе обозрения. В кабинах колеса оказались вместе: Леня с Алексеем Ивано­вичем, Андрей с отцом Коли, Тима с отцом Андрея, Федор Семенович с сыном Ва­лентина Петровича, а Валентин Петрович с сыном Алексея Ивановича.

Назовите, кто чей сын и кто с кем катался, если ни один из мальчиков не ка­тался со своим отцом.

Задача №39

Играют двое. Первый участник игры называет произвольное целое положи­тельное число, не превышающее десяти, то есть он может назвать число десять и всякое меньшее десяти положительное число. Второй игрок прибавляет к на­званному числу свое целое положительное число, также не превышающее десяти, и называет сумму. К этой сумме первый прибавляет какое-либо положительное число, не превышающее десяти, и сообщает сумму. Выигрывает тот, кто пер­вый достигнет ста.

Как добиться победы?

Задача № 40

В очереди за билетами в кино стоят: Юра, Миша, Володя, Саша и Олег. Из­вестно, что:

1. Юра купит билет раньше, чем Миша, но позже Олега.

2. Володя и Олег не стояли рядом.

3. Саша не находится рядом ни с Олегом, ни с Юрой, ни с Володей.

Кто за кем стоит ?

Читайте также

7.6. Правила доказательства и опровержения

7.6. Правила доказательства и опровержения
В процессе доказательства и опровержения используются, как мы видели, самые разные способы умозаключения. Поэтому, очевидно, что для доказательства или опровержения того или иного тезиса необходимо соблюдать те логические

§ 4. ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ОШИБКИ В ОПРЕДЕЛЕНИЯХ

§ 4. ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ОШИБКИ В ОПРЕДЕЛЕНИЯХ
Ограничимся рассмотрением правил, относящихся к реальным определениям, наиболее употребимым в праве. Второе и третье из этих правил применимы и к номинальным определениям. Другие правила номинальных определений,

§ 6. ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ. ОШИБКИ, ВОЗМОЖНЫЕ ПРИ ДЕЛЕНИИ

§ 6. ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ. ОШИБКИ, ВОЗМОЖНЫЕ ПРИ ДЕЛЕНИИ
Обычно в учебниках логики формулируются лишь правила таксономического деления. Мы попытаемся распространить эти правила и на мереологическое деление.Правило 1. Деление должно быть соразмерным, т.е. в случае

§ 1. Общая характеристика логического доказательства

§ 1. Общая характеристика логического доказательства
Термин «доказательство» употребляется в нескольких значениях. Во-первых, под доказательством понимают факты, при помощи которых основывается истинность или ложность того или иного суждения.Во-вторых,

2. ОШИБКИ В ОСНОВАНИЯХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

2. ОШИБКИ В ОСНОВАНИЯХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
Истинность доказываемого (или ложность опровергаемого) тезиса — первое необходимое условие логической безупречности доказательства. Но это условие — не единственное. В безупречном доказательстве истинный тезис выводится не из

3. ОШИБКИ В ДЕМОНСТРАЦИИ, ИЛИ В СПОСОБЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

3. ОШИБКИ В ДЕМОНСТРАЦИИ, ИЛИ В СПОСОБЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
Кроме ошибки подмены доказываемого тезиса и ошибок в основаниях, в доказательстве возможен ещё третий вид ошибок. Это — ошибки в демонстрации, т. е. в способе, посредством которого совершается логический переход от

Правила и ошибки в доказательстве

Правила и ошибки в доказательстве
Правила, относящиеся к тезису1. Тезис должен быть логически определенным, ясным и точным. Это основное условие всякого спора. Необходимо точно определиться, о чем идет речь, чтобы не допускать путаницы, расплывчатости, неопределенности

§ 4. ПРАВИЛА И ОШИБКИ В АРГУМЕНТАЦИИ

§ 4. ПРАВИЛА И ОШИБКИ В АРГУМЕНТАЦИИ
Обсуждение дискуссионных вопросов в практических делах, как и научные рассуждения, приводят к истинным результатам, если они проводятся с соблюдением рациональных приемов и правил аргументации и критики по отношению к тезису,

§ 4. ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ОШИБКИ В ОПРЕДЕЛЕНИЯХ

§ 4. ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ОШИБКИ В ОПРЕДЕЛЕНИЯХ
Ограничимся рассмотрением правил, относящихся к реальным определениям, наиболее употребимым в праве. Второе и третье из этих правил применимы и к номинальным определениям. Другие правила номинальных определений,

§ 6. ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ. ОШИБКИ, ВОЗМОЖНЫЕ ПРИ ДЕЛЕНИИ

§ 6. ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ. ОШИБКИ, ВОЗМОЖНЫЕ ПРИ ДЕЛЕНИИ
Обычно в учебниках логики формулируются лишь правила таксономического деления. Мы попытаемся распространить эти правила и на мереологическое деление.Правило 1. Деление должно быть соразмерным, т.е. в случае

А. Правила по отношению к тезису. Возможные ошибки

А. Правила по отношению к тезису. Возможные ошибки
Первое правило: необходимо явно сформулировать тезис (в виде суждения, системы суждений, проблемы, гипотезы, концепции и т.д.). Это правило выражает главное условие эффективности аргументации и критики. Для его реализации

В. Правила по отношению к аргументам. Возможные ошибки

В. Правила по отношению к аргументам. Возможные ошибки
Первое правило: аргументы должны быть сформулированы явно и ясно.Для выполнения этого правила необходимо:(1) перечислить все аргументы; если в процессе аргументации от каких-то аргументов отказываются, изменяют

Глава III. Правила доказательства. Ошибки в доказательстве

Глава III. Правила доказательства. Ошибки в доказательстве
Как логическая операция доказательство может быть правильным и неправильным.Каким же требованиям оно должно удовлетворять, чтобы его цель была достигнута? В логике выработан ряд таких требований, которые

1. Правила доказательства

1. Правила доказательства
Классификация правил доказательства обусловлена его структурой — наличием в нем тезиса, оснований и способа доказательства.Правила тезиса. Тезис — центральный пункт доказательства. Поэтому требования предъявляются прежде всего к нему.1.

Глава III. Правила доказательства.

Глава III. Правила доказательства.

Ошибки в доказательстве
1. Соблюдены ли правила в следующих доказательствах? Если нет, то какие допущены логические ошибки:
«Эй, старуха, ты торгуешь тухлыми яйцами! — говорит покупательница торговке. — Что? — кричит та. — Мои яйца тухлые?

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Логика»

преподавательский стаж — 10 лет

Задать вопрос автору статьи

Общая характеристика доказательства

Определение 1

Логические правила и ошибки в доказательстве – это требования, предъявляемые к логическим рассуждениям, в процессе которых обосновывается истинность или ложность каких-либо мыслей с помощью других положений, проверенных конкретной практикой или наукой, и негативные последствия, вызванные нарушением этих правил.

Одним из проявлений логичности мышления выступает его доказательность, обоснованность выдвинутых суждений. Доказательность – это одно из важнейших свойств правильного мышления. Необоснованность и голословность, напротив, являются проявлениями неправильного мышления.

Любое суждение, высказанное о чем-либо, истинно или ложно. Истинность некоторых суждений может быть подтверждена путем непосредственного сопоставления с действительностью их содержания (в ходе практической деятельности). Для этого используются органы чувств. Но такой способ проверки не универсален. Он не подходит, в частности, для проверки истинности суждений о фактах, которые имели место в прошлом или появятся в будущем. Такие факты к моменту познания уже перестали существовать или еще не существуют, поэтому воспринять их непосредственно невозможно. Нельзя проверить чувственно и факты, касающиеся абстрактных, отвлеченных категорий. Истинность или ложность подобных суждений можно установить только опосредованно, и важная роль при этом отводится доказательству как форме развития знания.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 4 500 ₽

У термина «доказательство» несколько значений:

  • факты, обосновывающие истинность или ложность какого-либо суждения;
  • источники сведений о фактах (рассказы свидетелей, летописи, документы, мемуары и т. д.). Документы могут быть статистическими и текстовыми, официальными и неофициальными;
  • процесс мышления, логического рассуждения, направленного на обоснование истинности или ложности какой-либо мысли.

У доказательства как особого логического способа обоснования истины есть специфическая структура. В составе любого доказательства можно выделить:

  • тезис – то положение, истинность или ложность которого доказывается. Если тезис отсутствует, в доказательстве нет никакого смысла, потому что доказывать нечего. Все доказательство подчиняется тезису и служит его подтверждению или опровержению. Тезис может формулироваться в начале доказательства или позднее. Обычно тезис высказывается как категорическое суждение, но может выражаться и вопросом. В простом доказательстве тезис единственный, а в сложном имеются основной тезис и частные тезисы. Основным тезисом выступает положение, которому подчиняется обоснование других положений. Частные тезисы рассматриваются как тезисы только по той причине, что они используются для доказательства основного тезиса. Будучи доказанным, частный тезис превращается в аргумент для основного тезиса;
  • аргументы доказательства – те суждения, которые приводят, чтобы подтвердить или опровергнуть тезис. Чтобы доказать тезис, необходимо привести суждения, достаточные для обоснования его истинности или ложности. В роли аргументов могут выступать любые истинные мысли, связанные с тезисом, обосновывающие его. Основными видами аргументов являются законы, определения, факты, аксиомы, документальные свидетельства и т. д.;
  • демонстрация (форма доказательства) – это способ, которым обеспечивается логическая связь между тезисом и аргументами. По своей логической форме и тезис, и аргументы являются суждениями. Для обеспечения их непосредственного восприятия используются грамматические предложения. Однако сами по себе, вне логической связи друг с другом, тезис и аргументы не составляют доказательство. Аргументы наполняются определенным значением, когда из них выводится тезис. Демонстрация – это и есть процесс выведения из аргументов тезиса. Ее выражением всегда служит умозаключения (иногда – отдельное умозаключение, а чаще – их цепочка). Тезис может обосновываться с помощью дедукции, индукции или аналогии (применяемых самостоятельности или в разных сочетаниях). Специфика этих умозаключений состоит в том, что их заключение – тезис доказательства – формулируется заранее, а суждения о посылках (аргументах) заранее неизвестны и подлежат восстановлению.

« Логические правила и ошибки в доказательстве» 👇

Доказательство служит логической основой аргументации. Структура доказательства является частью структуры аргументации – входит в нее целиком, но не исчерпывает ее полностью. Это связано с тем, что аргументация воздействует не только на разум, но и на чувства, соединяя в себе логические и психологические инструменты.

Основные правила логического доказательства и последствия их нарушения

Процесс доказательства должен подчиняться ряду правил, регламентирующих тезис, аргументы и демонстрацию. Их нарушение приводит к возникновению ошибок:

  • тезис должен иметь точную формулировку. Сущность ошибок, вызванных несоблюдением этих правил, состоит в том, что тезис не определяет точно, что подлежит обоснованию. Иными словами, он допускает разные толкования;
  • тезис не должен меняться на протяжении процесса обоснования. Одной из ошибок, ассоциированных с нарушением этого правила, является подмена тезиса. Подмена часто выполняется в результате доказательства положения, близкого к тезису, а результат выдается за доказательство исходного тезиса. Другая распространенная ошибка – довод к человеку, когда вместо доказательства тезиса рассматривают характеристику человека, имеющего отношение к этому тезису. Еще два типа ошибок – «довод к публике» (когда взывают к чувствам и эмоциям аудитории) и «кто слишком много доказывает, тот ничего не доказывает» (настолько широко обосновывают другое положение, что из него не следует истинность или ложность исходного тезиса);
  • основания должны быть доказанными, не подлежащими сомнению и истинными. Нарушение этого правила влечет два вида логических ошибок: «основное заблуждение» (обоснование тезиса ложными аргументами) и «предвосхищение основания» (использование аргументов, которые сначала нужно доказать);
  • доказательство должно быть построено по общим правилам умозаключения. Связанные ошибки – «мнимое следствие» и переход от сказанного с условием к сказанному безусловно.

Все логические ошибки можно разделить на две категории:

  • паралогизмы – непредумышленные,
  • софизмы – допущенные сознательно, с целью запутать оппонента.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ппдгр ошибка исполнения функции
  • Празднуют праздник ошибка
  • Почему пишет ошибка воспроизведения на телевизоре
  • Почему цифра 404 это ошибка
  • Почему пишет ошибка воспроизведения канала