Правила работы над ошибками 2 класс русский язык

Памятка по работе над ошибками (2 класс)

1.    Пропуск, замена, искажение букв.

Выпиши слово правильно. Подчеркни в нём место, где была допущена ошибка. Составь и запиши с этим словом предложение.

Образец:  1. Снег. Выпал пушистый снег.

2.    Ударение.

Выпиши слово. Поставь в нём знак ударения правильно.

  Образец:        2. Алфавит,  звонит,  щавель.

3.    Неправильный перенос слова.

Выпиши слово правильно. Раздели его вертикальными чертами на слоги.Обозначь гласные буквы точками (карандашом).Запиши все возможные варианты переноса слова.

             Образец:              3.    Коллектив: кол – лектив, коллек – тив.

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Повтори правила переноса слов (учебник 1 класс, страница 21).

4.    Написание заглавной буквы в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Напиши ещё 2 слова с этойорфограммой.Подчеркни большую букву.

Образец:           4.Москва, Елена, Африка.

5.    Написание заглавной буквы в начале предложения.

Выпиши предложение правильно.Придумай и запиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Образец:  5. Выпал пушистый снег.Дети рады.

6.    Знаки препинания в конце предложения  (. ? ! …).

Выпиши предложение правильно.Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши его. Подчеркни знак.

Образец:           6.Слава нашей Родине! Слава труду!

7.    Гласные после шипящих (жи — ши, ча — ща, чу – щу).

Выпиши слово правильно.Запиши ещё два слова на этуорфограмму. Подчеркни орфограмму.

Образец:           7. Жизнь, ежи, жираф.

8.    Сочетания чк, чн, щн, нщ.

Выпиши слово правильно.Запиши ещё два слова на этуорфограмму.Подчеркни сочетание.

Образец:           8. Дочка, точка, кочка

9.    Безударная гласная в корне, проверяемая ударением(а, о, е, и, я).

Выпиши слово правильно.Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Подбери и запиши проверочное слово.Обозначь орфограмму.

Образец:          9. Трава – травы

                       Червивый – червь

10.Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением (словарные слова).

Запиши слово правильно 3 раза.Запиши однокоренное слово.Поставь во всех словах знак ударения.Выдели корень. Подчеркни опасные места.

Образец:           10. Мороз, мороз, мороз, морозный, морозильник

11.Парные согласные на конце и в середине слова.

Запиши слово правильно. Подбери проверочное слово.Обозначь орфограмму.

Образец:           11. Краб– крабы ,              сказка – сказочка

12.Раздельное написание предлога со словом (орфограмма-пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово с предлогом.Докажи, что предлог со словом пишется отдельно – вставь между предлогом и словом вопрос или слово.Обозначь орфограмму-пробел.

Образец:     12.  За    лесом; за  (каким?)  лесом,  за  (тёмным)  лесом

13.Слитное написание приставок.

Выпиши слово правильно.Выдели приставку.Образуй от этого слова два однокоренных слова с разными приставками. Запиши ещё два слова с этой приставкой. Выдели все приставки.

 Образец:          прибежал,   убежал,  забежал,  пришёл,  принёс

14.Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.

Выпиши слово правильно.Запиши ещё два слова на этуорфограмму. Обозначь орфограмму.

Образец:          совесть, фасоль, пень

                        коньки, редька,  возьми

15.Разделительный мягкий знак ь.

Выпиши слово правильно.Запиши ещё два слова на этуорфограмму.Обозначь орфограмму.

Образец:           воробьи, семья, колье

16.Разделительный твёрдый знак ъ.

Выпиши слово правильно.Запиши ещё два слова на этуорфограмму. Обозначь орфограмму.

Образец:          разъезд ,    объявление ,   подъём

17.Состав слова.

Выпиши слово.Разбери его по составу. Запиши одно или два однокоренных слова.

Образец:           поездка , разъезд,  ездил

ПАМЯТКА

Работа над ошибками по
русскому языку, 2 класс

        
В работе над ошибками все слова пишутся со строчной буквы ( кроме имен
собственных и начала предложения), без запятых !

1.
Пропускаю 2 рабочих строки после работы.

2.
На третьей строке пишу посередине дату.

3.
На четвёртой строке пишу посередине  с заглавной буквы: Работа над ошибками.

4. Начинаю
с ошибок в оформлении предложения. Выписываю предложение с красной строки без
ошибок, подчёркиваю места, где были допущены ошибки.

5. Выписываю
слово без ошибок  с новой строки, подчёркиваю исправленную букву и определяю
орфограмму.

6. Нахожу
эту орфограмму в списке памятки и следую указаниям в инструкции под таким же
номером.

7.
На следующей строке после работы над ошибками записываю с красной строки:
Домашняя работа.

Орфограмма

Что делаю?

Пример.

№ 1. Пропуск букв, замена
буквы.
 

1) Выписываю слово правильно 3 раза. 

2) Ставлю ударение. 

3) Подчеркиваю пропущенную или неправильно написанную букву.

4)Повторяю правило:

    Когда пишу,
проговариваю каждый звук.

мокрый    мокрый    мокрый

№ 2 . Оформление
предложения. 

 1) Выписываю предложение с заглавной
буквы.

2) Ставлю в конце нужный знак препинания. 3) Подчеркиваю
орфограмму.  

4)Повторяю правило:

   Предложения начинаются с
заглавной буквы. В конце ставится точка (или вопросительный знак, или
восклицательный знак).

Наш класс дружный.

№ 3. Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, щи. 

1) Выписываю слово правильно.

2) Вспоминаю и пишу ещё 2
слова с этим же сочетанием.

3) Подчеркиваю сочетания.

4) Повторяю правило:

ЖИ – ШИ
пиши с И.

ЧА
– ЩА пиши с А.

ЧУ
– ЩУ пиши с У.

ЧК – ЧН,
ЩК – ЩН, НЩ пиши без мягкого знака.

ОРО – воробей, ворона, хорошо.  ОЛО
– молоко, соловей, около.

жираф   живот  жил

№ 4. Словарные слова.

1) Пишу словарное
слово 3 раза правильно.

 2) Ставлю
ударение.

3) Подчеркиваю букву,
которую надо
запомнить.

дорога  дорога  дорога

№ 5. Проверяемые безударные
гласные в корне слова.

 (О, А, И, Е, Я.)  

1)
Выписываю слово правильно.

2) 
Ставлю ударение, подчеркиваю безударную гласную, ставлю тире.

3)
Подбираю и записываю проверочное слово, ставлю ударение и подчеркиваю ударную
гласную.  

4) Повторяю правило:

Если
буква гласная

Вызвала
сомнение,

Ты ее
немедленно

Ставь
под ударение.

трава — травы


6. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. (б – п, в – ф, г – к, д –
т, ж – ш, з – с) 

1)
Выписываю слово правильно, подчеркиваю парную согласную, ставлю тире.

2)
Подбираю и записываю проверочное слово, подчеркиваю парную согласную и двумя
чертами – гласную после неё.

3)Повторяю правило:

  Парные согласные самые опасные, в корне ты их
проверяй, рядом гласный подставляй.

гриб –
грибы    дуб   — дубы

№ 7.  Мягкий
знак
 — показатель мягкости согласного звука. 

1)Выписываю
слово правильно, подчеркиваю согласную и смягчающий мягкий знак после неё.

2) Подбираю
и записываю ещё 2 слова на эту орфограмму.

3)Повторяю правило:

  
 Мягкий знак не обозначает звука. Он показывает, что согласный звук перед ним
произносится мягко.

пальто  конь  кольцо

№ 8. Разделительный мягкий знак.

1) Выписываю
слово правильно, подчеркиваю согласную и мягкий знак после неё.

2) Подбираю
и записываю ещё 2 слова на эту орфограмму.

3)Повторяю правило:

     
Разделительный мягкий знак показывает, что согласный не сливается с гласным.
Он пишется

 после
согласных букв перед гласными е, ё, ю, я, и.

вьюга  друзья  медвежья

№ 9.  Слова с удвоенными согласными.

1)Выписываю слово правильно, подчеркиваю удвоенную согласную. 2)Подбираю
и записываю ещё 2 слова на эту орфограмму.

3)
Запоминаю, как пишется слово правильно.

аллея
 группа  классная

№ 10.  Заглавная буква в
именах  собственных.

1)Выписываю слово правильно, подчеркиваю заглавную букву.

2) Подбираю и записываю ещё 2 слова на эту орфограмму.

3)Повторяю правило:

        Имена, отчества и фамилии людей, названия рек,
городов, морей, деревень, клички животных пишутся с заглавной буквы.

Москва  Балашов  Саратов

№ 11 . Правописание предлога со словом.

 1)Выписываю
предлог и слово, к которому он относится.

2)Между
предлогом и словом ставлю вопрос или другое слово. Записываю это сочетание,
придуманное слово в скобках стоит между предлогом и словом.

3)
Подбираю и записываю ещё 1 сочетание на эту орфограмму. 

4)Повторяю правило:

Предлоги с именами существительными пишутся раздельно.

в лесу
—  в (густом) лесу, в (чём?) лесу

№ 12. Перенос слов.  

1)Вспоминаю: сколько гласных, столько и слогов.   

2) Делю
слово на слоги для переноса.

3) Показываю все виды переноса.    

4) Если слово не переносится, то слово пишется целиком класс

ма-ленький  малень-кий

№ 13. Разделительный
твёрдый знак ъ
.

1) Выписываю
слово правильно.

 2) Записываю ещё
два раза. Подчёркиваю орфограмму.

подъём
 подъём подъём

№ 14
. Незнакомая орфограмма.

 1)Выписываю слово правильно 3 раза.

2) Ставлю ударение.

3) Подчеркиваю места, где были ошибки.

местный
местный  местный

Работа над ошибками

1. Просмотри свою работу.

2. Найди слова с ошибками.

3. Посмотри номер ошибки на полях, найди этот номер в памятке.

4. Прочитай правило, выполни работу над ошибками.

1. Пиши с заглавной (большой) буквы:

— имена, отчества, фамилии людей,

— клички животных,

— названия городов, деревень, стран, рек, морей, озер.

Напиши предложение или словосочетание правильно,

подчеркни заглавные буквы.

Мой друг Саша Лукин привез из Архангельска щенка Тузика.

2. Начало предложения пиши с заглавной (большой) буквы. В конце предложения ставь точку.

Напиши предложение правильно, подчеркни заглавную букву или точку.

Ребята пошли в лес за грибами.

3. Написание гласных после шипящих согласных.

жи – ши пиши буквой И – лыжи, машина, живут, крыши

ча – ща пиши с буквой Акричать, часто, пища, трещат

чу – щу пиши с буквой У – чужой, кручу, щуриться, ищу

Напиши слово правильно, подчеркни буквы, как в образце. Придумай и напиши 3 слова на это правило.

4. Написание сочетаний

Пиши без ь: чк печка, удочка

чн, нч речной, одуванчик

чт почта, мечта

щн, нщ овощной, каменщик

Напиши слово правильно, подчеркни буквы, как в образце. Придумай и напиши 3 слова на это правило.

5. Проверяемые безударные гласные буквы в корне слова.

Чтобы проверить написание безударного гласного в слове, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы этот безударный гласный стал ударным:

з?мля – земли – земля, м?ряк – море – моряк

Напиши слово правильно, подчеркни проверяемую букву, напиши проверочное слово. Придумай и напиши 3 слова на это правило.

6. Парные звонкие и глухие согласные.

Чтобы проверить парный согласный, надо изменить это слово или подобрать к нему такое однокоренное слово, в котором после проверяемого согласного стояла бы буква, обозначающая гласный звук.

Кор? – коржи – корж, морко?ка – морковочка – морковка.
Напиши слово правильно, подчеркни проверяемую букву, напиши проверочное слово. Придумай и напиши 3 слова на это правило.

7. Непроверяемые безударные гласные (словарные слова).

Проверь по словарю. Напиши слово правильно, подчеркни букву. Напиши родственные слова.

Ветер, ветерок. Ученик, ученический.

8. Мягкий знак после шипящих на конце слов-предметов.

Ь пишется в словах-предметах женского рода:

ночь, мышь, рожь.

Ь не пишется в словах-предметах мужского рода:

меч, стриж, шалаш.

Напиши слово правильно, обозначь род, подчеркни проверяемую букву. Придумай и напиши 3 слова на это правило.

Дочь – она моя – женский род. Грач – он мой – мужской род.

9. Ь (мягкий знак) – показатель мягкости согласного.

Напиши слово правильно, подчеркни букву согласного звука и Ь.

Пень, коньки, бежать.

Придумай и напиши 3 слова на это правило.

10. Пропуск или замена буквы.

Напиши слово правильно, подчеркни пропущенную или заменённую букву. Напиши это слово целую строчку.

11. Написание буквы Ц с буквами И или Ы.

  1. В корне после Ц пишется И: цифра, цирковой, циклон (кроме слов-исключений: цыган, цыплёнок, цыпочки, цыкать).

  2. После Ц в окончании слов-предметов пишется Ы: птенцы, дворцы, китайцы.

Напиши слово правильно, подчеркни букву Ц с буквой И или Ы. Объясни написание – выдели корень или окончание.

Голубцы – Ы – окончание. Цитрусовые – И пишем в корне.

12. Слова помощники – предлоги.

Предлоги служат для связи слов в предложении и пишутся всегда раздельно с другими словами. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. Можно убрать одно из слов.

Напиши предложение или словосочетание правильно, подчеркни пробел между словом и предлогом. Докажи, что это предлог.

Машины мчались (по) дороге. (По какой дороге? По широкой дороге.) Машины мчались по дороге.

Гости сидели (за) круглым столом. ( Гости сидели за столом.)

13. Разделительные Ь и Ъ.

Разделительные Ь и Ъ пишутся после согласных перед гласными И, Е, Е, Я, Ю:

— Ь пишется в середине или на конце корня: льют, вьюга, ручьи, Илья,

— Ъ пишется после приставки: съел, объяснил, подъехал.

Напиши слово правильно, подчеркни Ь или Ъ. Объясни написание.

Соловьи – Ь – в корне. Листья, перья, вьюн.

Подъём – Ъ после приставки. Съезд, объявил, подъезд.

Придумай и напиши 3 слова на это правило.

14. Написание суффиксов.

1) Под ударением, если корень заканчивается на шипящий звук, то в суффиксе пишется буква О. Жучок, бычок, ежонок, бельчонок, мышонок.

Если под ударением в корне нет шипящего звука, то суффикс пишется с буквой Ё. Пенёк, денёк, слонёнок, поросёнок.

Напиши слово правильно, подчеркни буквы. Объясни написание – выдели суффикс и подчеркни букву, стоящую перед ним.

Гусёнок, галчонок, паучок, уголёк.

2) Если при изменении слова из суффикса «убегает» буква гласного звука, то это буква Е: замоч?к – нет замочка – замочек, листоч?к – нет листочка – листочек.

Если все буквы в суффиксе остаются на месте, то это буква И:

Ключ?к – нет ключика – ключик, лист?к – нет листика – листик.

Звоночек – звоночка, цветик – цветика.

Напиши слово правильно, подчеркни букву. Объясни написание.

14. Слова с непроизносимым звуком в корне.

Опасные сочетания звуков (с?н), (с?л), (з?н), (?нц), (?ст).

Если в родственных словах звуки хорошо слышны – значит, эти буквы нужно писать во всех словах: грус?ный – грусть – грустный, вкус?ный – вкус – вкусный.

Напиши слово правильно, подчеркни, проверь, выдели корень в родственных словах.

грусть – грустный, вкус – вкусный, звезда – звёздный, ужасен – ужасно, солнышко – солнце.

Придумай и напиши 3 слова на это же правило.

Памятка

«Работа над ошибками по русскому языку, 12 классы»

1. Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения.

Выпиши предложение правильно. Подчеркни орфограммы.

Делай так: Выпал пушистый снег.

2. Пропуск буквы, замена буквы.

Выпиши слово, подчеркни пропущенную букву, раздели его на слоги.

Делай так: прилежные, прилежные

3. Перенос слова.

Напиши слово, разделив его на слоги для переноса.

Делай так: веселая, веселая

4. Большая буква в именах собственных.

Выпиши слово правильно, подчеркни большую букву, напиши 23 слова с этой орфограммой.

Делай так: Саша, Алеша, Миша

5. Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно, напиши 23 слова с этой орфограммой.

Делай так: малыши, карандаши, ежи, жили

6. Сочетания чк, чн, нщ, щн, чт.

Выпиши слово правильно, напиши 23 слова с этой орфограммой.

Делай так: дочка, речка, мощный

7. Мягкий знак Ь, обозначающий мягкость согласных.

Выпиши слово правильно, напиши 23 слова с этой орфограммой.

Делай так: учитель, пальто, коньки

8. Разделительный мягкий знак Ь.

Выпиши слово правильно, напиши 23 слова с этой орфограммой.

Делай так: вьюга, листья, соловьи

Помни! Разделительный Ь пишется после согласных и перед гласными буквами е, е, ю, я, и

в корне слова.

9. Разделительный твердый знак Ъ.

Выпиши слово правильно, напиши 23 слова с этой орфограммой.

Делай так: объяснил, подъезд, съемка

Помни! Разделительный Ъ пишется после приставок на согласный перед гласными буквами

е, е, ю, я.

10. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно, выдели в нем приставку, напиши еще 23 слова с этой приставкой.

Делай так: полетели, побежали, поехали или

отбежал, отлетел, отделал

11. Правописание приставки со словом.

Выпиши слово правильно, выдели приставку, образуй от этого слова однокоренные слова с

другими приставками.

Делай так: заехал, переехал, уехал, выехал

Помни! Приставка – часть слова, она пишется слитно со словом.

Памятки

Памятка №7. 

 Оформление письменных работ по русскому языку в тетрадях с широкой строкой
Переход на работу в тетрадях с широкой строкой осуществляется с 3 класса с учётом наличия у учащихся успешно сформированного навыка каллиграфического письма.
Со 2 класса идёт подготовка к такому переходу. Сначала учащиеся будут писать на отдельных листах с широкой строкой, вложенных в рабочие тетради (3 четверть), а в 4 четверти —  постепенно переходить полностью на работу в тетрадях с широкой разлиновкой. Такой переход в конце 2 класса — это поощрение для учащихся с хорошим  почерком.

Правила оформления работ в тетради с широкой строкой остаются прежними, но есть некоторые дополнения:

1. Высота строчных букв примерно 3 — 4 мм, заглавных -7 мм (строчные буквы занимают по высоте половину строки или чуть ниже, заглавные немного не доводят до верхней линии строки)

2. Элементы, выступающие за границу нижней линии прописываются на 3-4 мм вниз.

3. Текст нового задания начинается с красной строки (отступ вправо на 1,5-2 см), на последующих строчках дополнительных полей с пропуском не должно быть.

4. Использование правил переноса обязательно. Не допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.

5. В ходе выполнения одной работы по русскому языку строчки не пропускаются.

6. Новая страница начинается с самой верхней строки. Дописывается страница до конца, включая последнюю строку.

7. Между работами (классной, домашней) следует пропускать 2 строчки (пишем на третьей)

Образец оформления работы

Памятка №6. 

Памятка для работы над ошибками по русскому языку (2 класс)

При выполнении работы над ошибками надо придерживаться следующих правил:

— не надо переписывать весь текст, надо исправлять отдельные ошибки, допущенные в словах;

— каждую ошибку исправляем на новой строке (если можно объяснить — объясняем, если нельзя — пишем слово целую строчку (запоминаем));

— карандашом подчёркиваем (правильно выделяем) орфограмму;

— если допущены ошибки в оформлении предложений (начато предложение с маленькой буквы), надо записать предложение правильно и подчеркнуть заглавную букву в первом слове;

— если допущены ошибки в заданиях к тексту, надо выполнить задания правильно.

Для правильного графического обозначения орфограмм пользуйтесь памяткой 

(красным цветом обозначены номера орфограмм, которые во 2 классе не изучаются, но встретиться в текстах могут)

Памятка №5. 

Подписываем тетради

Во втором классе учащиеся подписывают тетради сами. Первые тетради (как образцы) и тетради для контрольных работ могут подписать родители, а следующие — дети.
Размещать надписи при подписывании тетрадей надо по данному образцу. В конце предложения (после имени) ставится точка. Если на тетрадной обложке никаких печатных надписей нет, тогда всё нужно написать от руки.

Памятка №4. 

Лента букв

Информация о звуках и буквах очень обширна для первоклассников. Запомнить её в полном объёме поможет лента букв.

Памятка №3. 

Учим алфавит

Запоминаем написание и название букв русского алфавита.

Памятка №2. 

Учим состав чисел

Запоминаем состав чисел 1 — 20.

Памятка №1. 

Правила оформления письменных работ по русскому языку и математике

·       Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.

·       Обязательно следует заполнять учащимся строчки, прописанные учителем (элементы букв, слоги, цифры, которые требуют корректировки).

·       Обязательна система работы над ошибками (перед каждой «Домашней работой» следует оформить «Работу над ошибками», в которой нужно исправить ошибки, допущенные в предыдущих двух работах (классной и домашней).

1.    После каждой классной (домашней) работы следует отступать 2 строчки (пишем на третьей).

2.    При оформлении красной строки надо сделать отступ не менее 2 см (2 пальца).

3.    В ходе всей работы не пропускаем ни одной строки.

4.    При оформлении работ на новой странице следует писать с самой верхней строки, дописывая до конца страницы, включая последнюю строку.

5.    Слева, при оформлении каждой строки, отступаем по единой вертикальной линии (от края не более 5 мм).

6.    Справа дописываем до конца строки, используя нормативный перенос слов. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.

7.    При записи в столбик слова пишутся со строчной буквы без знаков препинания.

8.    Запись даты написания работы ведется по центру рабочей строки. В 4 классе допускается в записи числа писать имена числительные прописью.

9.    Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска строки) по центру и оформляется как заголовок. (Классная работа Домашняя работа Работа над ошибками)

10. Номера всех упражнений указываются по центру строки. (Например, Упр. 14)

11. Все подчёркивания следует проводить остро отточенным простым карандашом по линейке (в некоторых видах работ допускается подчёркивание без линейки).

12. Переход учащихся на работу в тетради в широкую линейку происходит в 3 классе. Допускается переход на работу в тетрадях в широкую линейку в 4 четверти 2 класса (по усмотрению учителя при наличии у учащегося успешно сформированного навыка письма).

13. При письменном морфемном разборе слов необходимо более чётко и аккуратно выделять границы каждой морфемы.

1.    Между классной и домашней работой следует отступать 4 клетки (на 5 клетке начинаем писать следующую работу).

2.    Между видами заданий в классной и домашней работах следует отступать 1 клетку.

3.    Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств отступаем 4 клетки вправо, пишем на 5-ой.

4.    Номера заданий следует записывать в центре строки.

5.    Число пишут традиционно в центре строки. В 4 классе допускается запись числа на полях (например, 17.03.14), тогда оно записывается на той же строке, где и «Домашняя (классная) работа», т.е. на пятой клетке по вертикали.

6.    При решении задач допускается краткая запись задачи (в любом варианте), если она помогает учащемуся.

7.    При решении задачи по действиям допускается запись пояснений к каждому действию и краткий ответ. При решении задачи выражением ответ следует писать полный.

8.    Ответ задачи следует записывать от начала строки через 1 клетку после решения.
            Образец оформления работ 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Правила оформления работы над ошибками 2 класс
  • Правила освобождения от действия электрического тока возможные ошибки
  • Правила обоснования и возможные ошибки
  • Правила наложения жгута ошибки наложения жгута
  • Правила квалификации при юридической ошибке