Правила речевого этикета ошибки

Муниципальное
бюджетное учреждение

дополнительного
образования Центр  творчества «Радуга»

муниципального
образования Тимашевский район

Конспект открытого занятия

по дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программе «Мир слов»

                       
уровень программы – базовый,

раздел
программы – «Общение»

Тема
«Специфика русского речевого этикета. Этикетные ошибки»

Группа 1, 3 года
обучения

Разработала:
педагог дополнительного образования

Кучинская
Елена Николаевна

ст.
Роговская, 2021 год

Ход
занятия.

         I.
Организационный этап (3 мин.)

         1.
Приветствие.

Здравствуйте,
дорогие ребята!
 Я произнесла обычную фразу приветствия, но при помощи неё я
пожелала вам здоровья и тем самым сказала, что очень рада вас видеть на нашем
занятии.

            2.
Сообщение темы занятия.

— Когда мы слышим
разговор незнакомых людей, то довольно много можем узнать о них из их манеры
речи, из употребляемых ими слов и выражений.

Сегодня мы с вами
поговорим
о правилах общения, о русском речевом
этикете.

II. Основной
этап занятия (37 минут)

1.Что
такое речевой этикет? (5 минут)

Ребята,
как вы думаете, что значит понятие «речевой этикет»? (Ответы детей)

Речевой этикет — это система правил речевого поведения и
устойчивых формул вежливого общения. Другими словами  – это уважение к людям,
умение общаться вежливо и тактично. К речевому этикету, в частности, относятся
слова и выражения, употребляемые людьми для приветствия, прощания, просьбы,
извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные
особенности, характеризующие вежливую речь и т.д.

Знание правил
речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и
непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении.

Если мы соблюдаем правила речевого
этикета и культуры речи, мы производим благоприятное впечатление, с нами хотят
общаться, готовы помочь, выполнить просьбу. Поэтому, чтобы всегда быть на
высоте, нужно хорошо знать основные правила речевого этикета.

Переходя
ко второму вопросу «Из истории русского речевого этикета», мы послушаем нашего
учащегося, который подготовил для нас сообщение.

2. Из
истории русского речевого этикета. (5 минут)
(Сообщение учащегося)

— Возникновение и развитие
речевого этикета неразрывно связано с развитием государства. Социальное
расслоение общества, неравенство, существовавшее в России несколько веков,
нашло отражение в системе официальных обращений.  До XX века в России сохранялось
разделение людей на следующие сословия: дворяне, духовенство, разночинцы,
купцы, мещане, крестьяне. Отсюда обращения «господин, госпожа» по отношению к
людям привилегированных социальных групп; «сударь, сударыня» — для среднего
сословия и отсутствие единого обращения к представителям низшего сословия.
После революции 1917 года эти слова почти исчезли из речи. На смену им пришло
обращение «товарищ», которое использовалось независимо от пола. Начиная с конца
80-х годов стали возрождаться дореволюционные обращения, а обращение «товарищ»
постепенно вышло из обихода, сохранившись при обращении военных по званию.

         Внимание народа к
речевому этикету широко отразилось в фольклоре и литературных произведениях.

         Предлагаю вам вспомнить
пословицы и поговорки. Ваша задача – соединить стрелочками начало и конец пословицы
или поговорки на карточках, которые вы получили.

Слово – стрела                                       раз скажи,
два раза послушай.

Говорить не устать                                кто слушает, тот
собирает.

Кто
говорит, тот сеет                             выпустишь – не вернешь.

От одного
слова                                      было бы что сказать.

Язык
– один, уха – два                           да навек ссора.

Живое слово                                            что меду
напиться.

Кто говорит, что
хочет                           дороже мертвой буквы.

С
тобой разговориться                           тот сам услышит, чего и не хочет.

3. Правила и формулы речевого
этикета. (10 минут)

— В каждом языке
есть особые группы слов, которые помогают установить контакт с собеседником,
поддерживать этот контакт и достойно прервать общение. Эти слова называются
этикетными. По-другому их называют формулами речевого этикета. А какие
формулы речевого этикета знаете вы, ребята? (Дети отвечают)

         Например, в ситуации
благодарности мы употребляем следующие высказывания: «Спасибо! Благодарю вас!
Очень вам благодарен! Как я вам признателен!» и др.  Выбор этикетных
формул зависит от отношения людей друг к другу, от обстановки общения. Вот,
например, ситуация – приветствие. Как можно поздороваться? Конечно же,
«Здравствуйте». Можно сказать – «С добрым утром», «Добрый день», «Добрый
вечер». Бывает, встречая знакомого, мы говорим «Привет» и «Здорово». Реже встречается:
«Рад вас приветствовать». Нужно уметь и прощаться. Можно сказать «До свидания»,
«Всего доброго», «До встречи». Все эти формы соответствуют требованиям речевого
этикета. А вот когда вы просите, конечно же, должно быть слово «пожалуйста»:
«Передайте, пожалуйста», «Пройдите, пожалуйста». Вы все эти слова знаете.
Молодцы! 

         Речевой этикет имеет национальную
специфику
. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. В
российском обществе особую ценность представляют такие качества, как тактичность,
предупредительность, терпимость, доброжелательность, сдержанность.

Как вы думаете, что подразумевают
эти качества? (Используется наглядный материал – макет русской березки с
листиками, на обратной стороне которых указаны качества русского речевого
этикета. Учащиеся выбирают листочек и зачитывают вслух их значение.)

Тактичность — это умение понимать
собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут
оказаться неприятными для него.

Предупредительность заключается в умении предвидеть
возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать
его по всем существенным для разговора темам.

Терпимость состоит в том, чтобы спокойно
относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики
взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять,
почему у них сложилась та или иная точка зрения.

С таким качеством характера, как
терпимость, тесно связана сдержанность — умение спокойно
реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.

Доброжелательность необходима как в отношении к
собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в
интонации и подборе слов.

Еще одно отличие речевого
этикета 
России – использование
местоимения «Вы»
как официального обращения.

Ребята, давайте вспомним, в каких
случаях мы обращаемся к  собеседнику на «Вы», а в каких на «ты».

1. Раздача учебного материала.

2. Самостоятельная работа детей.

3. Проверка правильности
выполнения. (Приложение 1)

Употребление местоимений Вы, Ваш, ты, твой.

1) По отношению к незнакомому,
малознакомому адресату.

2) При дружеском, фамильярном,
отношении к адресату.

3) В неофициальной обстановке
общения.

4) В официальной обстановке.

5) По отношению к равному и
младшему адресату.

6) При подчеркнуто вежливом
сдержанном отношении к адресату.

7) По отношению к хорошо знакомому
адресату.

8) По отношению к равному и
старшему (по возрасту, положению) адресату.        

         Уникальность русского
речевого этикета заключается также в использовании имени и отчества,
подчеркивающих уважение к человеку. В современном мире аналоги такого обращения
встречаются редко. А за счет употребления уменьшительных форм имен и слов есть
возможность подчеркнуть родственную (близкую) связь с собеседником (доченька,
женушка, Катенька).

4. Физкультурная минутка (2
минуты)


А сейчас давайте немного разомнемся.

(Проводится
музыкальная физминутка)

 5.
Речевые этикетные ошибки (15 минут)


Ребята,
посмотрите, пожалуйста, сюжет. (Ералаш «Как бы»)

Как
вы думаете, какие нарушения культуры речи допустил мальчик? Приятно  ли слушать
его речь? (Ответы детей)


С проблемами, связанными с культурой речи, может встретиться каждый. Люди не
привыкли задумываться о том, что они говорят и как это выглядит со стороны,
поэтому довольно часто допускают ошибки в речи. Самыми распространенными среди
нарушений речевого этикета являются:

·       
несоблюдение
правил ритуала речевого этикета в конкретной ситуации (не поприветствовал, не
извинился
,
забыл
поблагодарить);

·       
выбор
выражений, которые неуместны при данных обстоятельствах и по отношению к собеседнику;

·       
фразы
со вставленными в них жаргонизмами («ваще», «в натуре», «чел», «чумовой», «не
врублюсь»);

·       
слова-паразиты;

·       
нецензурная
лексика.


Ребята, а вы часто нарушаете правила речевого этикета? Разделите лист бумаги
пополам. На одной половине напишите слова-паразиты, которые вы употребляете в
своей речи, а на другой – слова, которые раздражают вас в речи окружающих. (Самостоятельная
работа. Затем дети читают вслух написанные слова)


А
ведь многие слова-паразиты можно заменить другими близкими по смыслу словами.
Давайте вместе попробуем это сделать. (Дети отвечают, затем демонстрируется
видеоролик «Слова-паразиты! Чем их заменить?»)

III
Заключительный этап
(5 минут)

         1.Подведение
итогов занятия.

Вот и
подошло к концу наше занятие. Надеюсь, вы будете помнить, что каждый человек
должен следить за правильностью речи и соблюдать нормы общения.

 А сейчас я
попрошу вас поделиться своими впечатлениями от нашего сегодняшнего занятия и
высказать свои пожелания. (Ребята высказывают свое мнение о занятии) Предлагаю
вам вспомнить формулы прощания и попрощаться, следуя речевому этикету.  (Дети
прощаются)

— Благодарю вас за
работу. До свидания!

Слово учителя. Ребята, каждый для себя сделает
вывод –
а что дает нам знание речевого

этикета? / Выступления учащихся/.

Слово Прессцентра.  Подведение итогов.

Вывод учителя. Ребята, что для
себя нового  вы  сегодня открыли на уроке? Да, ребята,

мы с вами должны следовать одному из правил высокой
культуры: пожелай себе того,

чего желаешь другим. Если хочешь, чтобы  с тобой были
вежливы –
будь вежлив сам .

Научись словесно выражать уважительное отношение к
людям, введи это в обычай своего

повседневного речевого поведения. А в этом вам помогут
памятки « Правила речевого

этике

Слово учителя. Ребята, каждый для себя сделает
вывод –
а что дает нам знание речевого

этикета? / Выступления учащихся/.

Слово Прессцентра.  Подведение итогов.

Вывод учителя. Ребята, что для
себя нового  вы  сегодня открыли на уроке? Да, ребята,

мы с вами должны следовать одному из правил высокой
культуры: пожелай себе того,

чего желаешь другим. Если хочешь, чтобы  с тобой были
вежливы –
будь вежлив сам .

Научись словесно выражать уважительное отношение к
людям, введи это в обычай своего

повседневного речевого поведения. А в этом вам помогут
памятки « Правила речевого

этикета».

Слово учителя. Ребята, каждый для себя сделает
вывод –
а что дает нам знание речевого

этикета? / Выступления учащихся/.

Слово Прессцентра.  Подведение итогов.

Вывод учителя. Ребята, что для
себя нового  вы  сегодня открыли на уроке? Да, ребята,

мы с вами должны следовать одному из правил высокой
культуры: пожелай себе того,

чего желаешь другим. Если хочешь, чтобы  с тобой были
вежливы –
будь вежлив сам .

Научись словесно выражать уважительное отношение к
людям, введи это в обычай своего

повседневного речевого поведения. А в этом вам помогут
памятки « Правила речевого

этикета

Приложение 1

Употребление местоимений Вы, Ваш, ты, твой.

1) По отношению к незнакомому,
малознакомому адресату. (Вы, ваш)

2) При дружеском, фамильярном, отношении
к адресату. (Ты, твой)

3) В неофициальной обстановке
общения. (Ты, твой)

4) В официальной обстановке.
(Вы, ваш)

5) По отношению к равному и
младшему адресату. (Ты, твой)

6) При подчеркнуто вежливом
сдержанном отношении к адресату. (Вы, ваш)

7) По отношению к хорошо знакомому
адресату. (Ты, твой)

8) По отношению к равному и
старшему (по возрасту, положению) адресату. (Вы, ваш)

Главные положения речевого этикета
(правила для разных социальных групп,
частые нарушения и ошибки)

Автор: Дорофеева Ирина Александровна

Организация: МДОУ Детский сад №108

Населенный пункт: Республика Карелия, город Петрозаводск

Главные положения речевого этикета

(правила для разных социальных групп, частые нарушения и ошибки)

Что такое речевой этикет?

Речевой этикет — важная часть жизни любого сообщества. Делает общение понятным и приемлемым для представителей разных культур и социальных групп.

Наиболее точным считается определение советского и российского лингвиста, специалиста по синтаксису современного русского языка, функциональной стилистике, культуре речи Натальи Ивановны Формановской:

«Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфических стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности».

Л.А. Введенская в своей книге «Русский язык и культура речи» даёт такое определение речевому этикету:

«Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения в избранной тональности».

Речевая культура поведения – это не только свод определённых норм. Это ещё и повседневное общение. Уровень речевого этикета помогает оценить социальный статус и уровень развития человека.

Правила речевого этикета для разных социальных групп

Внутри каждой социальной группы тоже существует свой речевой этикет.

Какие же факторы определяют формирование речевого этикета и его использование?

Л.А. Введенская так определяет эти факторы:

Особенность партнёров, вступающих в деловые отношения, ведущих деловой разговор:

социальный статус субъекта и адресата общения

место в служебной иерархии (последовательное расположение служебных званий, чинов от низших к высшим в порядке их подчинения)

профессия

национальность

вероисповедание

возраст

пол

характер.

Ситуация, в которой происходит общение. Это могут быть:

презентация

конференция

симпозиум

совещание

консультация,

юбилей или другой праздник.

Речевой этикет тесно связан с культурой общения.

Проблема общения изучается

социальными

гуманитарными

техническими

естественными и другими науками.

Речь является самым универсальным средством общения. Она одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

Что же необходимо, чтобы правильно общаться?

Соблюдать этикет, в том числе речевые этикетные нормы.

Культура общения людей тесно связана с тем, насколько сформированы у них отдельные специфические умения и навыки общения, а также как соблюдаются нормы речевого этикета.

В первом случае речь идет о таких нормах (принципах), как

вежливость

тактичность

деликатность

уважительность

доброжелательность

терпимость

предупредительность,

выдержанность и многое другое.

Об этих важных нормах этикета вам рассказывала И.С. поэтому раскрывать их не буду.

Во втором случае речь идет о речевых формулах общения, применяемых в различных ситуациях и формах общения.

Не все эти нормы (принципы) могут быть реализованы в одном речевом акте:

не всегда необходимо соглашаться с собеседником

выказывать ему симпатию

быть тактичным, корректным, уважать собеседника необходимо.

Нормы речевого этикета

Вежливость – форма проявление уважения к другому (собеседнику, партнёру, попутчику и т.п.).

Она предполагает понимание ситуации, учёт возраста, пола, служебного и общественного положения партнёра по общению.

Тактичность – это, этическая норма, которая требует от говорящего умения понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.

Деликатность – вежливость, проявляемая с особой мягкостью, тонкостью, чуткостью, в отношении людей, с которыми происходит общение.

Предупредительность – заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.

Терпимость, или толерантность — способность спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения.

С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность — умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.

Поэтому вместо реплик

«это чушь»

«этого не может быть!»

«чепуха!»

рекомендуется использовать такие конструкции, как

«мне кажется это не вполне убедительным»

«боюсь, что не могу согласиться с вами»

«едва ли это возможно» и т.п.

Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всём построении разговора в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Дружелюбное отношение к собеседнику позволяет достичь вершины общения и по форме и по содержанию, если правильно подбирать слова и интонацию.

Обращение — самый массовый и самый яркий этикетный признак.

В разговоре (при любом типе коммуникации) придерживаются ряда принципов (средств общения), которые определяют особенности разговаривать.

Интонация речи. Именно она оказывает позитивное или негативное влияние на собеседника. Часто интонации, с которой произнесена фраза, доверяют больше, чем словам, т.е. прямому смыслу фразы.

Общая тональность зависит от сферы общения и может быть

строго официальной

нейтральной

дружеской.

Следует подчеркнуть, что люди редко обращают внимания на то, каким тоном они говорят, иногда и просто не умеют модулировать голос, т.е. управлять интонацией.

Важно управлять интонацией при деловом общении, выбирая основным тоном при строго официальных отношениях

спокойный

ровный

сдержанный тон.

При менее строгих официальных отношениях –

спокойный

доброжелательный

приветливый.

Повышенный

напористый

безапелляционный тон

свидетельствует о неверно избранной коммуникативной стратегии.

Умение слушать собеседника является одним из критериев коммуникабельности человека.

Это умение важно в любой сфере деятельности, а также в повседневной жизни.

Однажды Оноре де Бальзак заметил, что «Не слушать – это не только отсутствие вежливости, но и признак пренебрежения».

Умение ценить время собеседников и слушателей.

Заранее надо обдумывать предмет речевого общения, свои аргументы, возможные вопросы и наиболее убедительные ответы на них.

Основу речевого этикета составляют речевые формулы.

Выделяют десять тематических групп — формул речевого этикета:

приветствие

извинение/прощение

просьба

уточнение

благодарность

ответ на благодарность

согласие

несогласие

сожаление/сочувствие

прощание.

Следуя основным правилам речевого этикета, каждый человек должен понимать, что любая беседа делится на 3 этапа:

начало

основную часть

и заключительную часть.

Каждый из этапов имеет определённые особенности.

Начало речи сопровождается вежливым традиционным приветствием. Именно выбор приветственных фраз задает ритм будущего разговора и его целесообразность.

Тут очень важно грамотно подобрать фразы для приветствия. Они зависят от вашего собеседника.

Следует учитывать его:

возраст

социальный статус

пол.

Но чётких рамок и ограничений здесь нет. То есть можно сказать:

«Доброе утро!»

«Привет!»

«Здравствуйте!».

Первый и последний вариант – универсальны. Они применимы в любой ситуации. Ведь их значение указывает на вежливое отношение.

«Привет!» и тому подобные фразы допустимы лишь в диалоге с друзьями и некоторыми родственниками.

Если же собеседники не знакомы между собой, то после приветствия должно произойти знакомство.

Принято употреблять такие формулы как:

«Я бы хотел представиться…»

«Разрешите представиться…»

«Позвольте с вами познакомиться…» и т. п.

Также не существует единых формул общения и в основной части разговора. Тут многое зависит от ситуации,

целей беседы и

множества иных факторов.

Беседуя с оппонентом, важно ясно и коротко выражать свои мысли.

Можем использовать формулы вежливости в зависимости от ситуации и цели общения.

Например, когда нужно что-то попросить, употребляются такие фразы как «У меня к вам есть просьба…»

«Я хотел бы вас попросить…».

Непременно используем «Пожалуйста», это слово является формулой вежливости для ответа на благодарность.

Обязательно благодарим человека, выполнившего нашу просьбу или оказавшего помощь, формулами

«Спасибо»

«Благодарю вас».

В заключительной же части беседы (в процессе прощания) правила речевого этикета обязывают обменяться стандартными прощальными словами или репликами, подчеркивающими важность и желанность следующей встречи.

Если вы не знаете, как завершить беседу в той или иной ситуации, то воспользуйтесь общепринятыми формулировками.

Это могут быть варианты

«Всего доброго!»

«До свидания!»

«До скорой встречи»

«До завтра».

Формулы обращения

Применение формул обращения может происходить во время любого этапа общения, как на начальном, так и на основном или заключительном.

Всего в русской речи их существует 3:

безличное обращение

а также формы «вы»

и «ты».

Русский этикет рекомендует при выборе формулы обращения учитывать:

насколько близки собеседники (не знают друг друга, плохо знакомы, являются хорошими приятелями);

тип ситуации (в какой обстановке проводится беседа – официальной, полуофициальной, неофициальной);

характеристику говорящего, адресата (учитываются пол, возраст, статус лиц);

отношение к оппоненту (фамильярное, почтительное, нейтрально-вежливое).

Оценив каждый фактор, можно выстраивать линию разговора с применением уместных для данного случая формул обращения.

Официальная обстановка, обращение к незнакомому или уважаемому человеку предполагает использование вежливого «вы» и называние человека по имени/отчеству.

«Ты» — форма применяется по отношению к близким людям/приятелям (супругам, детям, друзьям).

Нередко, когда возникает необходимость обратиться к незнакомому человеку (прохожему, например), некоторые слова опускаются, и инициатор разговора использует заготовки, не называя собеседника

«Простите…»

«Не подскажете»

«Позвольте узнать…»

«Не могли бы вы помочь…»

«Будьте добры, скажите…»

В этом случае важно не выйти за границы дозволенного, не допустить дерзости, фамильярности.

Категорически запрещено окрикивать человека фразами

«Эй…»

«Слышь, подскажи, как пройти…» и прочими.

Важно проявлять вежливость в любой ситуации и руководствоваться элементарными правилами приличия.

Помимо основных формул обращения, указанных выше, используются различные варианты:

специфических обращений

когда употребляются прямые слова-обращения, относящиеся непосредственно к конкретному лицу/лицам;

именных обращений.

Важно заметить, что этикет общения во втором случае допускает произносить имя и отчество человека путем использования укороченной формы

Мария Ивановна – МарьИванна,

Фёдор Семёнович – ФёдСемёныч,

чем с удовольствием пользуются молодые люди.

В исключительных случаях допускается называние только фамилии при обращении к конкретному лицу:

в армии

школе

в больницах.

Правила речевого этикета также не запрещают называть собеседников, указывая на их должность, но используются такие формулы весьма ограниченно.

Все-таки они более характерны для европейцев, которые при любом удобном случае делают акцент на профессиональном статусе человека.

Просьба (одна из формул речевого этикета)

Речевым действием, побуждающим человека к выполнению определенных задач, является просьба. Во время обращения с просьбой необходимо проявить максимальную деликатность и вежливость, но не допустить чрезмерного заискивания.

Просьба может быть выражена в форме:

приказа

требования

совета

рекомендации

мольбы

прощения

заявления

прошения/петиции.

Формулы русского речевого этикета, выражающие просьбу, весьма разнообразны.

Так, подвести разговор к нужному знаменателю можно путем использования различных приемов:

— этикетного предварения: «Вы, наверное, очень заняты, но позвольте попросить…»

— мотивировки просьбы: «Лишь вы в силах мне помочь»

— основной части: «Вас не затруднит…?»

«Окажите любезность…»

«Простите, не могли бы вы…»

Что касается характера просьбы, она может быть разной степени вежливости:

категоричной

нейтральной

вежливой

сверх вежливой.

И если первый тип используется в исключительных случаях, то формулы просьбы, ставящие перед собой цель в максимально вежливой и уважительной форме привлечь внимание адресата и побудить его к выполнению важной задачи, являются универсальными и рекомендуемыми.

Важно не только уметь применять нужную формулу просьбы с учетом всех обстоятельств, но и не забывать об употреблении этикетных и вежливых слов.

Извинение (одна из формул речевого этикета)

В русской речи важная роль отводится извинениям, словесным искуплениям проступков.

Формулу «Извините» или «Простите» (иногда с добавлением вежливого «Пожалуйста») используют в случае совершения небольшого проступка (наступил на ногу, непреднамеренно толкнул).

Вина большего масштаба требует от человека употребление исключительно формулы «Простите» и ее производных. Здесь уместно не только признать свою вину, но и объясниться, за какой именно проступок приносятся извинения: «Прошу прощения за поздний визит».

Формулы извинения применяют не только в случае искупления вины, но и во время обращения к кому-либо:

«Извините, не подскажете, где находится…»

«Простите, не могли бы вы пройти немного вперед?».

Выбор стилистических способов извинения огромен.

Главное – учитывать окружающие обстоятельства и стараться быть предельно вежливым с адресатом.

Любой человек, который владеет речью и повседневно использует её с целью коммуникации, должен знать нормы и правила речевого этикета и следовать им неукоснительно

К сожалению, в повседневном общении между людьми существует такая проблема как прямое и намеренное нарушение всех постулатов этики речи.

К таким нарушениям относится:

1. Игнорирование инициативы общения — открытое уклонение от коммуникации со знакомыми или людьми, которые связаны общим делом или вынуждены существовать вместе на одной территории.

2. Отсутствие ожидаемого эмоционального отклика — намеренная эмоциональная глухота собеседника, который не предоставляет говорящему никакой поддержки в виде невербальных средств: жестов, взглядов, мимики.

3. Нарушение принципа вежливости — недоброжелательное и неуважительное обращение к собеседнику и его высказываниям.

4. Проявление необоснованного доминирования в разговоре — повышение голоса, игнорирование высказываний, приказы, поучения и запреты.

5. Злоупотребление временем и вниманием собеседника, использование слишком длинных высказываний, преходящих в монолог, когда другие собеседники не имеют возможности высказаться.

6. Вмешательство в чужой разговор — универсальное коммуникативное табу, которое всегда недопустимо и всегда вызывает резкую негативную реакцию.

7. Разглашение конфиденциальной информации — сообщение интимной информации третьим лицам, сведений, не подлежащих огласке.

К наиболее частым ошибкам в речевом поведении относятся:

Нарушение ритуалов (не поздоровался, не поблагодарил, не извинился и пр.).

Присутствие в речи жаргонизмов («ваще», «чумовой», «улет» и т. д.).

Сарказм, приказной тон, грубость, невежество, отсутствие эмпатии по отношению к собеседнику.

Упоминание о присутствующем человеке в третьем лице.

Использование неуместных выражений, сквернословие, употребление ненормативной лексики.

К коммуникативной дисгармонии и непониманию может привести использование в речи определённых слов (нарушение речевых табу, непечатной лексики), а также слов-паразитов.

Табуированная лексика строго запрещена в деловом общении.

Засорение речи словами-паразитами

«ну»

«это самое»

«как бы»

«так сказать»

«там»

«вот»

«типа»

«короче»

«в общем»

«то есть»

«ээ-э»

«мм-м» и др.

Использование бранных слов (не обязательно табуированных) можно расценивать по-разному:

— как средство понижения социального статуса адресата,

— как средство наделения определённого лица отрицательными характеристиками.

Препоной на пути эффективной коммуникации может быть привычка употреблять книжную лексику,

сложные, неясные для слушателя слова с абстрактным значением,

слова-термины.

Типичным случаем коммуникативной неудачи можно считать насыщение речи иностранными словами,

например

употребление слов «индифферентно» вместо «равнодушно»,

«диверсификация» вместо «разнообразие».

Сознавая ущербность своей речевой культуры, участники общения часто включают в свою речь иностранные и книжные слова без учета их лексического значения,

например:

без консенсуса не договоришься

мы без вашего контингента обойдемся

конкретно сделали и т.п.

Данное непонимание, вызванное низким уровнем языковой компетенции, вполне преодолимо.

Дискомфорт общения и отчуждение возникают при отсутствии учёта того факта, что языковое осмысление у разных людей различно, индивидуальна и манера речевого сжатия.

Не принимая во внимание возможности слушателя воспринимать смысл высказываний, говорящий не достигнет ожидаемого эффекта, возникнет негативное состояние, порожденное тем, что участнику общения не была предоставлена возможность передохнуть, сосредоточиться.

Поэтому стоит отказаться от слишком длинных предложений,

— полезно делать небольшие паузы

— использовать речевые формулы поддержания контакта

например

«вам, наверное, интересно узнать…»

«вы, конечно, знаете…»

«вам, возможно, известно…»

«как видите…»

«обратите внимание…» и т.п.

Говоря о речевой агрессии, можно отметить, что

«Слово, словно стрела, пущенная из лука, попадая в цель, вонзается в душу и наносит ей рану. Стрелы брани влекут за собой гнев, если же слово вскрывает твое несчастье, то возникает и объемлет душу печаль. Стрела упрёка наносит рану, называемую стыдом. И хотя раны, нанесённые словами бескровны, но след их очень глубок» (Ахилл Татий — греческий писатель II века н. э.,).

Современная жизнь требует от человека

собранности

целеустремлённости

коммуникабельности.

Поэтому овладение формулами речевого этикета и навыками общения могут стать благоприобретёнными любым человеком.

Оноре де Бальзак утверждал:

«Лёгкость ума и прелесть в разговоре являются либо даром природы, либо плодом воспитания, начатого в колыбели».

Отрывок из стихотворения В. Солоухина «Здравствуйте»

— Здравствуйте!

— Поклонившись, мы друг другу сказали.

— Здравствуйте!

– Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали,

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Как видим, здравствуйте радует нас.

Значит, этикетный знак приветствия нужен нам хотя бы для того, чтобы сказать: я тебя замечаю.

Приложения:

  1. file0.docx.. 36,7 КБ

  2. file1.pptx.zip.. 5,6 МБ

Опубликовано: 11.05.2023

Наша речь не всегда соответствует нормам языка. Кто-то неправильно произносит слова, кто-то любит отдельные выражения, употребляя их к месту и не к месту, кто-то  повторяет расхожие выражения, не задумываясь. Есть такие ошибки, которые совершенно точно указывают на пробелы в образовании говорящего.

Курс по когнитивной психологии

Ты узнаешь, откуда берется тревога и когда это перестает быть нормой. Найдешь у себя мысли, из-за которых тебе плохо на душе. Научишься понимать свои эмоции и чувства. Поймешь, как побороть лишнюю тревогу, стать уверенней в себе и не зависеть от чужого мнения.

Нарушение речевого этикета: математичка

Перед вами – пример нарушения правил речевого этикета. Многим из нас даже не приходит в голову, что так говорить нельзя! Ученику школы или его родителям не стоит так называть учителя-предметника. Правильно так: «математик», «учительница математики».

Вульгаризмы: «Далеко намылился?»

«Засветился», «намылился», «уметелил» и т. п. – слова-вульгаризмы. Их примешивают в свою относительно грамотную речь тот, кто не чувствует, что при этом происходит смешение стилей.

Использования вульгаризмов следует избегать.

Использование англицизмов: «Ваш сотрудник вел себя индискретно»

Перед вами – реальная фраза из реальной беседы. Значение слова «индискретный» пришлось уточнять в словаре.

Тот, кто использует в речи такие редкие и малоизвестные слова, наверняка хочет щегольнуть своей образованностью. Но использование непонятных иноязычных слов затемняет смысл высказывания. Образованные люди знают, что лучше так не делать.

Неправильное произношение сочетаний букв или гласных

Как произносить, «исчез» или «ищез»?

Существуют нюансы произношения, о которых образованные люди знают. Например, неправильно произносить по буквам сочетание -сч-: иСЧезнуть, СЧастье, СЧет. Нормативное произношение: иЩез, Щастье, Щет.

«Атель» или «Отель»?

А вот в некоторых случаях произносить следует только так, как пишется. Например, следует произносить Отель и ни в коем случае не Атель.

Неправильное значение слов: «Папа ностальгирует по будням на корабле»

Значения некоторых слов нужно просто знать! Ностальгией называет специфический вид тоски, а именно – тоску по родине. В некоторых случаях вместо «ностальгирует» уместно сказать «тоскует», «скучает», «грустит».

Неправильное спряжение глаголов: «Много будешь знать – скоро состаришься!»

В этой известной каждому пословице глагол употреблен в неправильном спряжении! Но пословица – это законсервированная в языке фраза. Поэтому глагол в ней сохраняется таким, какой он есть. А во всех других случаях правильно говорить не «состаришься», а «состареешься».

Использование управления вместо согласования

«Не подскажете, сколько время прошло?»

Многие говорят именно так! Произнеся эту фразу, не забудьте поправить себя. Правильно говорить: «сколько времени».

«Уважаемые пассажиры, оплатите за проезд!»

Частенько можно услышать такое в троллейбусе. Правильно говорить: «оплатите проезд», «заплатить за проезд».

Ошибки типа «сколько время» и «оплатить за проезд» возникают, когда человек путает способы связи в словосочетаниях и использует, к примеру, управление вместо согласования.

Синтаксическая омонимия: «Я уважаю свою тещу не меньше других!»

Синтаксическая омонимия вызывает двусмысленность. Интересно, он тещу уважает не меньше, чем другие? А может быть, не меньше, чем других? А кого других, тещ или вообще людей? Поневоле задумаешься!

Плеоназмы

«Мой отец, ветеран, патриот своей Родины…»

Ошибка типа «масло масляное», то есть плеоназм. Тот, кто любит Родину, и есть ее патриот.

«Я забрала трудовую в январе месяце»

Расхожее выражение. Однако то, что его часто говорят все вокруг, вовсе не означает, что оно правильное. Это тоже плеоназм, ведь январь — календарный месяц!

Нарушение сочетаемости слов: «Плесни холодного кипятку!»

Оксюморон? Да нет, к поэтическому тропу это словосочетание не имеет никакого отношения. Это образец нарушения сочетаемости слов. А все дело в том, что многие привыкли называть кипяченую воду кипятком, видимо, для краткости.

Сейчас доступна электронная проверка орфографии и автозамена в электронных документах. Это помогает людям не делать орфографических ошибок. Но речевые ошибки выдают неграмотного человека с головой.

В жизни каждого человека этикетное общение играет ключевую роль. Мы вынуждены соблюдать ритуалы и применять на практике этикетные правила. Речь, жесты, мимика – все это формирует наше поведение, которое бывает разным в зависимости от того, с кем выстраивается диалог, какая цель преследуется, какие отношения нас связывают с собеседником и т. д. Ошибки в процессе общения совершать недопустимо. Правила поведения и хорошие манеры прививаются еще в детстве, в момент активного постижения мира. В юности их соблюдение кажется ненужной формальностью, и только с возрастом приходит осознание того, насколько важен для современного человека этикет общения.


Примеры речевого этикета

Стоит заострить особое внимание на втором пункте, поскольку поведение индивида в этом случае более емко раскрывает его истинное я и отражает степень культурности. Речь идет об использовании «ты»-формы вместо «вы», неуважительном наименовании лица («математичка» вместо «учитель математики», «шеф» вместо «директор», обращение к человеку по фамилии или только по отчеству), употреблении местоимения «он» в присутствии человека. О низкой речевой культуре также свидетельствуют:Каждый человек, вращающийся в обществе, должен уметь пользоваться родным языком. Но делать это нужно грамотно, соблюдая правила поведения и культуру речевого этикета. Не всегда нам приходится общаться с людьми, которые придерживаются этих правил. В зависимости от условий общения и целей, которые преследуются оппонентами, может изменяться тип речи. Обычно такое «переключение» происходит неосознанно и диктуется особенностями человеческих отношений. Например, вольности, которые мы можем позволить себе в присутствии близких, недопустимы в обществе незнакомцев. А манера общения с детьми заметно отличается от того, как мы выстраиваем разговор с людьми своего возраста. Ниже рассмотрены примеры того, как можно нарушить речевой этикет путем использования определенных слов и модуляции.

Примеры нарушения речевого этикета

С проблемами, связанными с культурой речи, может встретиться каждый. Люди не привыкли задумываться о том, что они говорят и как это выглядит со стороны, поэтому довольно часто допускают ошибки в речи. Самыми распространенными среди нарушений речевого этикета являются:

  • несоблюдение правил ритуала речевого этикета в конкретной ситуации (не поприветствовал, не извинился, забыл поблагодарить);
  • выбор выражений, которые неуместны при данных обстоятельствах и по отношению к партнеру.

Стоит заострить особое внимание на втором пункте, поскольку поведение индивида в этом случае более емко раскрывает его истинное я и отражает степень культурности. Речь идет об использовании «ты»-формы вместо «вы», неуважительном наименовании лица («математичка» вместо «учитель математики», «шеф» вместо «директор», обращение к человеку по фамилии или только по отчеству), употреблении местоимения «он» в присутствии человека. О низкой речевой культуре также свидетельствуют:

  • фразы со вставленными в них «блатными» словечками и жаргонизмами («ваще», «внатуре», «чел», «чумовой», «не врублюсь»);
  • нецензурная лексика.

Иногда оттенок сарказма могут нести фразы, в которых слишком часто употребляется имя-отчество адресата: «Здравствуйте, Иван Иванович. Слышал, вы ездили в Англию, Иван Иванович. Когда еще туда собираетесь, Иван Иванович?».

Нарушение речевого этикета: примеры из литературы

Примером нарушения правил речевого этикета является упоминание о человеке, участвующем в разговоре, в третьем лице. Верхом нетактичности, бескультурья и одной из форм унижения человека также считаются кивок головы, совершенный в сторону этого человека, указание на него пальцем и пр.: «Вот посмотрите, батюшка, какая рожа!» (Н. Гоголь «Мертвые души»).Благодаря использованию человеком в своей речи тех или иных формул речевого этикета можно многое узнать о его характере, уровне образованности, занимаемом в обществе положении, месте жительства (является ли он горожанином или сельчанином), профессиональном положении, отношении к собеседнику и пр. Причем добыть ценные сведения можно, даже не зная человека лично. Достаточно обратиться к нескольким художественным произведениям, чтобы понять, кем в жизни являются литературные герои. Персонажи рассказов, повестей, романов тоже нередко допускают ошибки в общении с окружающими и не соблюдают правила поведения: высокомерный приказной тон, грубость, демонстрация власти формируют человеческий образ не с лучшей стороны.

Одним из ярких примеров невежливого поведения является чеховский рассказ «Торжество победителя». Один из героев, Алексей Иваныч Козулин, любит использовать приказы («Курицын! Съешь этот самый кусок хлеба с перчиком!»), что является унизительным для оппонента и подчеркивает различие социальных ролей.

Грубость, невежество, неспособность сопереживать демонстрирует другой чеховский герой, Хирин – персонаж пьесы «Юбилей». Реплики этого господина («У вас на плечах голова или что?», «Ну, черт меня подери совсем, мне некогда с вами разговаривать! Я занят») подчеркивают его безучастность к окружающим и говорят о низкой речевой культуре.

Примером нарушения правил речевого этикета является упоминание о человеке, участвующем в разговоре, в третьем лице. Верхом нетактичности, бескультурья и одной из форм унижения человека также считаются кивок головы, совершенный в сторону этого человека, указание на него пальцем и пр.: «Вот посмотрите, батюшка, какая рожа!» (Н. Гоголь «Мертвые души»).


Правила речевого этикета – примеры

В различных этикетных ситуациях принято пользоваться заранее определенными фразами, выражениями и словами, которые образуют формулы речевого этикета: примеры такого рода «заготовок» известны всем, и используются они в 3-х случаях: в начале разговора, в основной части беседы и в заключительной части (в момент прощания).Любое общение строится за счет использования различных правил, помогающих участвующим в разговоре лицам культурно, интеллигентно, грамотно вести диалог. В зависимости от ситуации принято руководствоваться определенными формулами. Но это не так просто, ведь в умении человека применять нужные формулы как раз и заключается главная сложность речевого этикета. Вот почему так важно во время разговора не только быть максимально вежливым, но и умело применять правила речевого этикета: примеры, наиболее ярко отражающие многообразие человеческих контактов, могут быть взяты из повседневной жизни, ведь культура общения начинается с домашнего порога. К примеру, перед сном принято желать всем доброй ночи, а после пробуждения – доброго утра. За вкусный обед следует благодарить хозяйку, даже если речь идет о матери или супруге. Приходя на работу, мы здороваемся с коллегами и начальством, покидая рабочее место – прощаемся. За оказанную услугу – благодарим, за доставленные неудобства – приносим извинения. Правила речевого этикета соблюдают все, пусть даже не подозревая это. Сегодня даже представить трудно, какой была бы речь без этих правил. Вряд ли участники беседы были бы приятны друг другу, если бы таких ограничений не существовало.

Формулы речевого этикета – примеры

В различных этикетных ситуациях принято пользоваться заранее определенными фразами, выражениями и словами, которые образуют формулы речевого этикета: примеры такого рода «заготовок» известны всем, и используются они в 3-х случаях: в начале разговора, в основной части беседы и в заключительной части (в момент прощания).

Так, знакомство или приветствие начинается с использования приветственных формул, которые позволяют продолжить разговор в заданном русле. Выбор формул зависит от собеседников (их возраста, пола, статуса). Можно сделать акцент на эмоциональную составляющую («Привет! Как я рад тебя видеть!»), использовать демократичную форму приветствия («Здравствуйте!») или фразы-пожелания («Доброго дня!»).

Во время основной беседы важно добиться расположения собеседника и заслужить репутацию хорошего человека. Для этого стоит соблюдать золотое правило – четко и ясно излагать свои мысли.

В заключительной части беседы принято употреблять общепринятую форму «До свидания!» (если необходимо завершить разговор официальной нотой) или «Пока!» (если собеседников связывают дружеские или родственные отношения). Также неплохо пользоваться формулами пожелания здоровья («Будьте здоровы!», «Не хворайте!») или применить общую фразу «Всего хорошего!».


Речевой этикет – примеры

От того, насколько хорошо человек владеет ораторским искусством, насколько мастерски использует слова в качестве инструментов мысли и убеждения, зависит успех в обществе. В современном мире важно не только уметь выстраивать собственную речь, но также отстаивать свою позицию, соблюдая этикетные правила, и адекватно реагировать на высказывания оппонентов. Чтобы в совершенстве овладеть искусством практического словесного воздействия, важно с детства изучать речевой этикет: примеры, которые приводятся в художественных произведениях или даются из жизни, помогут в освоении и закреплении правил речевого общения.

Речевой этикет – примеры из литературы

Наиболее яркое отражение речевой этикет нашел в русской литературе. Сегодня старая система речевого этикета практически разрушена. Вышли из речевого обращения слова сударь, барин, батюшка, голубушка, Ваше превосходительство, милостивый государь, матушка. Редко нашими современниками произносятся такие литературные изречения, как «Мир вашему дому», «Честь имею кланяться», «Ваш покорнейший слуга», «Удосужил ты меня», «Душенька моя», «Будь здоров!» (в значении «пока»), «Извольте спросить».

Между тем, герои русских художественных произведений чаще всего наделены богатыми внутренними моральными качествами, а также большое внимание уделяют комплиментам как форме речевого этикета. Это подчеркивает духовность русской культуры. Преобладают в литературных произведениях в основном общеоценочные комплименты, которые можно употреблять практически в любых ситуациях: «Как она была хороша!» (П. Алешкин «Русская трагедия»), «…люблю вот таких, как ты, симпатичных» (А. Куприн «Яма»), «Танюха – женщина, настоящая женщина…» (А. Комаров «Зебра»).

Знакомство с произведениями русской классики – отличная возможность обогатить и разнообразить свою речь. Но главная задача заключается не столько в пополнении лексики новыми словами, сколько в приобретении способности грамотно выстраивать свою речь и подбирать слова, которые можно применять в различных ситуациях, как это делают литературные герои. Примеры речевого этикета, которые приводятся в книгах, помогут овладеть словесной речью.

Речевой этикет – примеры из жизни

Ежедневно мы сталкиваемся с различными жизненными ситуациями, требующими от нас соблюдения этикетных правил. Так, встречаясь с кем-то (даже малознакомым человеком) на улице или в общественных местах, принято здороваться. При этом уместно приветствовать даже незнакомцев, с которыми пришлось ехать в лифте или подниматься по лестнице. Выходя из общественного транспорта, следует спрашивать у впереди стоящих, собираются ли они выходить. В случае отрицательного ответа следует корректно попросить людей пропустить вас к выходу. Обгоняя кого-либо на лестнице или пробираясь к выходу сквозь очередь у кассы, следует тактично извиниться. В момент общения по телефону важно следить за своей интонацией, быть предельно вежливым. Во время выступления человека перед аудиторией (лектора, коллеги, который представляет проект) нетактично его перебивать или поправлять. Лучше дождаться окончания речи или паузы и высказаться, стараясь не оскорбить и не задеть его самооценку. Во время беседы с окружающими запрещено акцентировать внимание на социальных различиях. Положение в обществе и степень материальной обеспеченности играют важную роль, но подчеркивать это вовсе не обязательно. Этикетных ситуаций, требующих от нас соблюдения правил приличия и вежливого отношения к людям, очень много, каждый случай индивидуален и требует особого подхода.

Речевой этикет – примеры общения

Манера общения человека отражает не только степень его культурности и уровень воспитания. Речь многое может рассказать о каждом из нас – об идеологии, классовой принадлежности, политических взглядах. Речевой этикет каждой страны имеет свою национальную специфику. Обладает ею и русский речевой этикет: примеры, отражающие его особенность, следующие:

  • применение «вы»-формы к единственному лицу;
  • использование имени и отчества при обращении к собеседнику;
  • отсутствие нейтральных по социальному статусу личных обращений и использование безличных форм построения фраз (извините, не подскажете, прошу прощения);
  • построение фраз по принципу флективности – путем согласования слов за счет изменения окончаний (в то время как построение предложений в европейских языках происходит благодаря присоединению артиклей, вспомогательных глаголов, предлогов);
  • допущение практически любого порядка слов в предложении (в отличие от многих других языков, где жестко закреплена структура предложений);
  • возможность использования слов в переносном значении, аллегорий, метафор (значение фраз «волчий аппетит», «золотые руки» и пр. трудно объяснить иностранцам).

Слова речевого этикета – примеры

Главенствующую роль в составе речевого этикета играют отдельные слова (словосочетания), которые принято употреблять во время беседы. Такие обращения являются отражением отношений, которые устанавливаются между собеседниками в процессе общения. Кроме того, они способны классифицировать участников разговора. Речь идет об употреблении устойчивых, стереотипных формул. Ниже представлены слова речевого этикета, примеры, часто употребляемые в русской речи, приведены в скобках:

  • слова обращения (ты/вы, господин, девушка, молодой человек);
  • слова просьбы (позвольте, разрешите);
  • слова извинения (извините, простите, прошу прощения);
  • слова пожеланий (хорошего дня/настроения, в добрый путь, удачи);
  • слова приглашения (приглашаю, позвольте пригласить);
  • слова благодарности (благодарю, спасибо, выражаю признательность);
  • слова поздравления (поздравляю, примите поздравления);
  • слова приветствия (привет, здравствуйте, рад видеть);
  • слова соболезнования (приношу искренние соболезнования, разделяю ваше горе);
  • слова утешения/сочувствия (искренне понимаю/сочувствую, не стоит волноваться, все будет хорошо);
  • слова согласия/отказа (будет сделано/не в силах помочь, не возражаю/вынужден отказать).

Речевой этикет — важная часть жизни любого сообщества. Он помогает поддерживать баланс между информативной и эмоциональной составляющей коммуникации, делает общение понятным и приемлемым для представителей разных культур и социальных групп. Нормы вербального поведения распространяются как на повседневную жизнь, так и на деловую сферу, предписывают сценарии общения для торжественных случаев и скорбных ситуаций.

Речевой этикет

Основные понятия речевого этикета

Вербальной этикой называется комплекс речевых средств и принципов их использования в различных ситуациях. В некоторых случаях степень овладения правилами общения служит маркером для определения профессиональной пригодности человека. Это касается врачей, юристов, педагогов, государственных служащих, журналистов, менеджеров и иных специалистов, чья деятельность сопровождается общением с людьми.

Овладение данным искусством невозможно без широких познаний в области лингвистики, культурологии, психологии, а иногда и этнографии, поскольку правила речевого общения часто определяются национальными традициями. Это особенно касается народов, сохранивших аутентичный уклад жизни.

Разновидности и взаимосвязь с культурой

Учтивость, дружелюбие, терпение и сдержанность в общении с окружающими — таковы признаки высокой внутренней культуры. Владеющий ею человек уверенно чувствует себя в обществе, легко входит в контакт и может поддержать светскую беседу на любую тему. Его речь осмыслена, точна, выразительна, грамматически правильна. Поэтому она понятна собеседникам. Такую речь принято называть нормированной, т. е. соответствующей принятым правилам произношения.

Формы реализации речевых норм этикета в некоторой степени зависят от культурно-языковой среды того или иного общества: формулы уважительного обращения к старшим по возрасту или статусу, приветствия и прощания происходят из древних ритуальных практик и имеют особое значение для представителей данного народа. Человек, не знакомый с особенностями национального этикета, может попасть в неприятную ситуацию и предстать в образе неуважительного невежи.

Таким образом, культура и речь человека находятся в прямой взаимосвязи. Соблюдение правил вежливого общения невозможно без наличия знаний об этических и моральных нормах, признанных в обществе.

Деловой этикет

Существует несколько стилей вербальной этики. Среди них:

  1. Деловой. Применяется на официальных мероприятиях, где участники не знакомы друг с другом: конференциях, переговорах, выставках и т. д.
  2. Повседневный. Наиболее распространенный тип этикета, понятный и воспроизводимый каждым интеллигентным, образованным человеком. Уместен в любых стандартных ситуациях.
  3. Редкие виды этикета (религиозный, военный, дипломатический). Изучается и применяется в обособленных социальных или профессиональных группах.

Функции речевого этикета

Нормирование вербального общения несет в себе ряд функций, необходимых для поддержания баланса в обществе. Это:

  1. Установление и поддержание контакта. Вежливый человек легче знакомится с новыми людьми и обрастает социальными связями.
  2. Демонстрация уважения. Формулы приветствия и прощания, обращения, извинения, сочувствия подчеркивают социальную иерархию и помогают избежать неуместного панибратства.
  3. Регуляция поведения. Четкие правила и границы делают общение более понятным и предсказуемым, снимают напряжение и закрепляют социальную роль каждого участника взаимодействия.
  4. Профилактика конфликтов. Вежливое обращение призвано сглаживать углы в конфликтных ситуациях, а при начавшейся ссоре позволяет закончить ее с наименьшими потерями.

Функции этикета

Главные правила

Что такое речевой этикет в современном русском языке, известно каждому воспитанному человеку. Кратко список его правил выглядит так:

  1. Мимика и жестикуляции должны быть умеренными и понятными собеседнику.
  2. Недопустимо нарушать личные границы другого человека, сокращая дистанцию общения.
  3. Сдержанность в эмоциях не означает отсутствие доброжелательного настроя.
  4. В разговоре следует демонстрировать интерес к собеседнику и его точке зрения.
  5. Лучше избегать спорных ситуаций, но, если это невозможно, нужно исключить неодобрительные оценки оппонента и категоричность собственных высказываний. Несогласие лучше выразить молчанием, переводя разговор на другую тему.
  6. Не стоит навязчиво выспрашивать подробности личной жизни собеседника, если он избегает этих тем. Распространяться о себе также не следует.
  7. В беседе с несколькими участниками внимание должно быть равномерно распределено между всеми людьми. Лучшие темы — нейтральные: о животных, погоде, путешествиях.
  8. Юмор — как пряность, использовать его нужно аккуратно. Но легкая, всем понятная шутка поможет выйти из щекотливой ситуации. Юмор и сарказм — не одно и то же.
  9. Грубые слова и просторечия должны быть исключены.
  10. Периодичность и временные рамки общения должны быть приемлемы для всех участников общения.

Деловое общение

Умение выстроить его грамотно является залогом эффективного продвижения в карьере. Оно важно как при работе в крупных корпорациях, так и для индивидуальных предпринимателей, число которых растет день ото дня.

Повседневная культура речевого этикета на деловых встречах приемлема только в той ситуации, когда оба собеседника привыкли придерживаться этого стиля общения. В противном случае он будет расценен как фамильярность, что приведет к потере уважения и срыву сотрудничества. Деловой этикет позволят сохранить баланс между субординацией и вежливой вовлеченностью.

Принципы делового общения

Принципы речевого делового этикета

Главным отличием такого стиля общения является отсутствие в нем личных тем. Здесь исключены фамильярность, флирт, навязчивость. Только пунктуальность, честность и обязательность, располагающая вежливость и беспристрастная учтивость.

Основной целью такого общения должно быть достижение контакта и взаимопонимания между участниками.

Принципы делового этикета таковы:

  1. Фразы и манеры соответствуют ситуации.
  2. Речь ясна всем присутствующим.
  3. Информация достоверна.
  4. Участники внимательны, корректны и почтительны по отношению друг к другу, настроены на продуктивное общение.
  5. Согласованность регламента.
  6. Элементы коммуникации выстроены с соблюдением субординации.

Основные этапы

Структура деловой беседы выглядит следующим образом:

  1. Приветствие. Первым здоровается с другим участниками младший по статусу или возрасту.
  2. Диалог, выстроенный с соблюдением принципов вежливости и учтивости.
  3. Разрешение конфликтов. Конструктивный диалог, сглаживание острых углов.
  4. Рутинное взаимодействие. Решение повседневных задач.
  5. Подведение итогов и прощание.

Этапы общения

Деловое общение по телефону также имеет свои правила. Согласно им, разговор должен начинаться с приветствия и представления звонящего. При этом обязательно упоминание его должности и названия организации. Информация должна подаваться в краткой, лаконичной форме, последовательно и без отвлечения на сторонние темы. Яркая эмоциональная окраска лишает переговоры конструктивности.

В спокойной, неторопливой беседе проще найти точки соприкосновения и определить пути решения сложных ситуаций. В конце переговоров следует подвести итоги и попрощаться.

Повседневная речь

Повседневная языковая практика также выстроена на принципах поддержания социальной иерархии. Любой разговор начинается с приветствия, причем младший первым здоровается со старшим, мужчина — с женщиной, молодая девушка — со взрослым мужчиной, младший по должности — со старшим.

По форме приветствие классифицируется как:

  • указание времени (Доброе утро!);
  • пожелание здоровья (Здравствуйте!);
  • эмоция (Рад встрече!);
  • выражение уважения (Мое почтение!);
  • специфическая форма (Здравия желаю!).

Повседневная речь

Основная часть разговора может строиться по трем сценариям: рабочий, торжественный или скорбный. На тип ситуации указывают различные речевые формулы, произносимые собеседниками («Примите наши соболезнования», «Разрешите вас поздравить!», «Я бы вам посоветовал» и т. д.).

Заканчивать общение принято прощанием с пожеланием всего наилучшего.

Правила речевого этикета для разных социальных групп

Внутри каждой социальной группы тоже существует свой речевой этикет. На его формирование оказывает влияние комплекс факторов, среди которых:

  • пол;
  • возраст;
  • образование;
  • профессия;
  • материальный достаток;
  • иерархический статус собеседников.

Частые нарушения и ошибки

С ошибками в речевом поведении может столкнуться каждый. К наиболее частым из них относятся:

  1. Использование неуместных выражений, сквернословие, употребление ненормативной лексики.
  2. Нарушение ритуалов (не поздоровался, не поблагодарил, не извинился и пр.).
  3. Присутствие в речи жаргонизмов («ваще», «чумовой», «улет» и т. д.).
  4. Сарказм, приказной тон, грубость, невежество, отсутствие эмпатии по отношению к собеседнику.
  5. Упоминание о присутствующем человеке в третьем лице.

Таким образом, нормы речевого этикета применимы в любых ситуациях: от повседневной рутины до обмена опытом на международных конференциях или дипломатических переговорах. Основные правила предписывают использование при разговоре спокойного тона, дружелюбного настроя, общепринятой лексики и поддержание субординации между собеседниками.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Правила работы над ошибками 2 класс русский язык
  • Правила ошибок идентификации пациента тест
  • Правила оформления работы над ошибками 2 класс
  • Правила освобождения от действия электрического тока возможные ошибки
  • Правила обоснования и возможные ошибки