Предоставить компании кредит лексическая ошибка

у кого хорошо с русским? помогите.

Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости в устойчивых словосочетаниях и исправьте их:

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

1) играть роль, играть значение;

2) решить проблему, разрешить ситуацию, разрешить вопрос, решить задачу;

3) представлять интересы, представлять фирму, представлять итоги;

4) рассмотреть вопрос, рассмотреть дело, рассмотреть случай;

5) погашать кредит, погашать задолженность, погашать ссуду;

6) внести предложение, внести вопрос, внести резолюцию;

7) соблюдать правила, соблюдать бюджет, соблюдать законы;

Покажу на исправления:
1) Иметь значение;
2) Решить вопрос;
3) Оглашать итоги;
4) Изучить дело;
5) Оплачивать задолженность;
6) Рассмотреть вопрос;
7) Вынести резолюцию;

Мне кажется, что так. Возможно, что не всё правильно. Удачи!

иметь значение, вынести резолюцию. Есть сомнения на тему бюджета, но не уверен.

Русский язык и культура речи (стр. 4 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5

· Во второй половине дня ожидаются осадки в виде дождя и снега

· Тебе бы отдохнуть

· О нем можно сказать: семь пядей во лбу

· В настоящее время я являюсь студентом 1 курса

· В чужой монастырь со своим уставом не ходи.

· В своей работе я сегодня анализировал рекламу

5. К каким из нелитературных вариантов языка можно отнести следующие тексты:

· «Слабость-то она от чево? Не ешь, вот и слабость, — заметила старуха,- может, зарубим курку – сварю бульону? Он ить скусный, свеженькой-то… А?

Старик подумал. – Не надо. И поисть не поим, а курку решим» (В. Шукшин)»

· «Григорий, посапывая, стянул с подвески будничные шаровары, вобрал их в белые шерстяные чулки и долго надевал чирик, выправляя подвернувшийся задник.

А вправду маманя варила? – сипло спросил он, выходя за отцом с сенцы.

— Варила. Иди к баркасу, я зараз.

— К Черному яру. Спробуем возле энтой карши, где надысь сидели» (М. Шолохов)

· На прошлой неделе в универе прошла крутая тусовка по проблемам риторики и клеевого трепа. Несмотря на то, что во многих конторах без мазы получить бабки на командировочные расходы, в Москву приканали преподы риторики и культуры базара из всей страны.

В докладах тусовщиков прозвучала куча недетских приколов, которые по жизни интересовали слушателей и вызвали отдельные наезды на докладчиков. Никто из выступавших в натуре не грузил аудиторию, не тормозил во время дискуссии. Участники итусовки тащились и торчали не только от докладов, но и от четкого трепа в кулуарах. Короче, все было ништяк.

Подчеркните отдельные слова и обороты, запишите их значение.

6. Что такое орфоэпическая норма? Расставьте ударения в соответствии с орфоэпической нормой в выделенных словах. В случае затруднений проверьте себя по словарю.

Мне никто не звонит; без твоей опеки он и шагу не ступит; он балует своего сына, мальчик совсем избалованный; поехали на оптовый рынок; в магазине большой выбор шарфов; скоро включат отопление; договор заключат завтра; возможно, вы были правы; магазин по продаже штор и жалюзи; можно откупорить банку; купить бронированный автомобиль; остались только забронированные билеты; владелец бутиков; отчет за квартал; ходатайство отклонено; уставный капитал; неуставные отношения в армии; отчет за истекший месяц; пришли эксперты; сотрудника решили премировать; эта вещь уже продана; снег валит с утра; лекция должна была начаться, но не началась; человек православного вероисповедания; религиозная община.

7.Что такое паронимы? Объясните различия между приведенными паронимами и составьте с ними предложения.

Факт — фактор; проблемный – проблематичный; логичный – логический; неизмеримый — несоизмеримый

8 Объясните и запишите значения следующих слов, сверяя их по словарю:

Продюсер, импресарио, какофония, прецедент

9. По словарю синонимов выпишите синонимические ряды к словам: бежать, лицо, воровать. Составьте предложения с разными словами из этих групп.

1. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости и устойчивых словосочетаниях и исправьте их.

Играть роль, играть значение; решить проблему, разрешить ситуацию, разрешить вопрос, решить задачу; представлять интересы, представлять итоги; рассмотреть вопрос, рассмотреть дело, рассмотреть случай; погашать кредит, погашать задолженность, погашать ссуду; внести предложение, внести вопрос, внести резолюцию; соблюдать правило, соблюдать бюджет, соблюдать законы; возместить ущерб, возместить кредит, возместить предмет аренды.

2. Раскройте скобки и выберите правильное слово.

· Вы уже знакомы с качеством услуг, которые мы (представляем – предоставляем).

· Прошу (оплатить-заплатить) мне расходы по командировке.

· Совет директоров требовал (гарантийных-гарантированных) обязательств от клиентов-неплательщиков.

· Фирма строит печи с (гарантийной-гарантированной теплоотдачей).

3. Отредактируйте предложения, устранив речевую избыточность.

· Надеемся на дальнейшее совместное сотрудничество с вашей фирмой

· Для принятия жизненно важного решения для наших с Вами работников предлагаем организовать встречу руководителей.

· Оптовые торговцы должны создавать хорошие деловые отношения с руководством рынка, чтобы обеспечить стабильную работу на рынке оптовой торговли.

· Если в вашем района спрос на вашу продукцию удовлетворен и вы ищете новые возможности на новых рынках, то мы готовы вам помочь организовать сбыт вашей продукции в нашей сбытовой сети.

4. Воспроизведите устойчивые сочетания, добавив необходимое слово.

Пример: решать – проблему, оказать – услугу

5. Найдите лексические ошибки в предложениях, взятых из деловых бумаг. Определите характер ошибки и исправьте их.

· Гражданка обратилась с заявлением о разводе брака.

· Споры порой доходили до прямых оскорблений во лжи.

· Эффективность режима экономии во многом зависит от того, насколько лимитируются финансовые расходы.

· На вверенной Вам территории необходимо еще возвести баню для жителей села.

· Сим письмом извещаю Вас, что вышепоименованный документ приобщаем к делу.

6. Предложите более короткую запись оборотов, взятых из деловой корреспонденции, без потери информативности.

Абсолютно новый документ, собранные вместе материалы, продолжающиеся далее инциденты, сотрудничать вместе с Вами, каждый в отдельности считает, что…, приложенное при этом заявление, точно совпадающие данные, повторите снова ваше предложение.

· На основании изучения типов деловой документации ответьте на вопросы:

Чтобы заявить о себе как о кандидате на вакансию, пишется…..

Чтобы официально зафиксировать факт передачи полномочий от одного лица другому, пишется….

Чтобы официально заявить о своем решении, пишется…..

· Каким официальным документам соответствуют следующие фразы? Составьте их от своего лица.

Пользуйся моей машиной.

Можно я на пару недель съезжу отдохну?

Получи за меня зарплату.

Ты не знаешь, никому не нужен дом за городом: лес, река рядом и от Москвы рукой подать.

Хочу продать свое «железо».

8. Объясните характер допущенных ошибок и письменно отредактируйте предложения.

· Прошу оплатить стоимость двух диодов для их замены согласно счета.

· Убедительно прошу Вам для сохранения достигнутого уровня обучения в техническом лицее выделить ему компьютерный класс.

· Изучая проблемы городского транспорта, учеными были получены интересные результаты.

· Это показывает о том, что мы терпимо относимся к недостаткам.

· В наше предприятие приглашены на работу молодые специалисты.

· Согласно Вашей просьбы направляем Вам документы, необходимые для подписания договора.

· Руководство производственной практики осуществляется ведущими специалистами предприятия.

· Выступивший на собрании заместитель ректора доцент объяснила суть дела.

· Выводы комиссии обоснованные и справедливые.

· Пишите Ваши инициалы полностью.

9. Составьте резюме по форме, указанной в учебном пособии.

10. Напишите доверенность на получение стипендии.

1. Особенности коммуникации в рекламном тексте. Характеристика рекламных стратегий.

2. Основные виды заголовков и их функции.

3. Рекламный слоган. Типы слоганов. Стилистические приемы в слоганах.

4. Фонетика и графика рекламного текста.

5. Лексика рекламного текста.

6. Выразительные средства, используемые в рекламе (тропы).

Творческое задание: подобрать иллюстративный материал, отражающий специфику рекламной коммуникации, и описать данную рекламную модель. (Приветствуются работы в формате электронной презентации).

· Кохтев : искусство слова. М.,2006.

· Мастерская рекламного текста. М.,2000.

· Рекламный текст. Семиотика и лингвистика. М.,2004.

· Электронные ресурсы Интернет.

1. Оцените правильность сочетаний слов. Исправьте ошибки, объясните их суть.

Памятник Пушкина; приехать в районе семи часов; вопреки ожидания; роспись клиента в ведомости; предоставить конспект на проверку; сфотографироваться в анфас; вернуться с Москвы; дверь в ванну; благодаря войне; достаточно мало; обратно написать; поднять тост; одолжить у него; отзыв на спектакль; характеристика на студента; мои любимые Сочи; самые сильнейшие.

Вчера здесь еще было около четыреста журналов. Это самый красивейший парк в городе. Текст стал более лучший. Мое день рождение. Мое кофе остыло.

2. Как нужно произносить звук ,обозначаемый буквой Е после согласных в следующих словах?

Агрессия, ателье, бассейн, бижутерия, бутерброд, ватерлиния, деградация, декан, депо, детектив, диета, идентичный, интервью, компьютер, крем, критерий, музей, принтер, реле, тезис, тембр, темп, тенденция, тире, фарватер, шинель, экспресс.

3. Какие нарушения правильности вы заметили в синтаксической структуре следующих предложений? Исправьте их и запишите правильный вариант.

· Начитавшись много умных людей, я поняла многое.

· Вас приятно удивят необычайно низкие цены и качество.

· В машине ехала девушка, которая выглядела так, будто на ней несколько раз попадали в аварию.

· Была организована выставка работ воспитателей, родителей, детей из природного материала.

· Я поняла, что он закрыт, подходя к магазину.

· Смотря на дом, было понятно, что его создал бездарный архитектор.

· Войдя в гостиную, ему предложили сесть.

4. Проанализируйте причины речевых ошибок спортивных комментаторов в устных репортажах. Исправьте их и запишите правильный вариант.

· Мяч проходит в близости от гола.

· Вратарь выпустил мяч из рук, и его пришлось добить.

· Минутой молчания почтили память выдающегося тренера Валерия Лобановского участники футбольной «Лиги чемпионов». Это был приятный сюрприз.

· Я помню этот тяжелый матч в Киеве – футболисты мочились на каждом шагу.

· Мяч находится в углу центрального круга.

· На повторе хорошо видно, что Лужный ударил по рукам соперника без нарушения правил.

· Я тут сбился с мысли, вы, надеюсь, все поняли.

· Первый тайм прошел в равной борьбе с явным преимуществом иранской сборной.

· Вратарь был одет в синий свитер, черные шорты и забинтованную ногу.

· И пока мяч висит в воздухе, коротко о составе команд.

5. Прочитайте фрагменты из милицейских протоколов. Какие отступления от речевых норм в них проявились?

· Ограбление произошло в полном соответствии с указанной статьей Уголовного кодекса.

· Он завел большую собаку, которая бегает по двору, на замечания жильцов отвечает нецензурной бранью.

· После попойки произошла драка между стеной и забором.

· С протоколом обвиняемый ознакомился, в чем глубоко раскаялся.

· Заявителю разъяснено, что, выводя собаку, нужно быть в наморднике.

· Лишен водительского удостоверения на право вождения автомобилем в состоянии опьянения.

· У гр. Петрова изъята собака, которая беспризорно бегала согласно постановлению Моссовета по борьбе с бешенством.

· Представленная на экспертизу бутылка изготовлена из стекла зеленого цвета, имеет этикетку «Кагор» и три граненых стакана.

· 1 июля гр. Равченко обратился в поликлинику, где у него в глазу обнаружили иностранное тело и выдали больничный.

Кузнецов нанес Колыванову два удара ребром по шее

2. Средства выразительности в языке художественной литературы (с примерами из литературных источников)

· Средства поэтического синтаксиса (инверсия, повторы и др.)

3. Стихотворная речь и ее особенности. Понятие ритма и способы его создания.

4. Силлабо-тоническая система стихосложения. Стихотворный размер и его виды. Подобрать примеры из поэтических сборников.

5. Рифма и ее виды. Подобрать примеры разных типов рифм.

Русское стихосложение. М., 2005.

Введение в теорию стиха. М.,2000. Можно воспользоваться и иной литературой.

Определите, в каких случаях лексическая сочетаемость нарушена намеренно, в каких — в результате незнания истинного значения слова.

Живой труп, три единственные дочери, обыкновенное чудо, очевидное — невероятное, большая или меньшая половина, зайтись легким детским смехом, облокотиться спиной, страшная красавица, сломать стеклянную вазу, отменный негодяй, ужасно интересная книга, страшно удобная обувь.

С помощью толковых словарей ответьте на следующие вопросы.

1. Что общего между словами рынок и базар? Чем они различаются?

2. В каких случаях следует употребить слово есть, а в каких— кушать? Можно ли сказать: По утрам я кушаю только творог?

3. Как правильно; Мой отец — по профессии терапевт, а по специальности врач или Мой отец — по профессии врач, а по специальности терапевт?

4. Как правильно: Завтра я не сумею к тебе зайти или Завтра я не с могу к тебе прийти?

5. Чем различаются глаголы суметь и смочь, зайти и прийти?

6. Можно ли спросить: Кем трудится твоя мама?

7. Правильно ли сказано: Сегодня мы с супругом обязательно пойдем в кино?

8. Можно ли так сказать: В нескольких городских школах педагоги иностранных языковорганизовали клубы интернациональной дружбы? Чем различаются слова педагог, учитель и преподаватель?

9. Как вы назовете человека в день его рождения? В чем различие слов именинник и новорожденный? Кто такой юбиляр?

Укажите, какие из словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме.

1. Информационное сообщение, вечерняя серенада, травматическое повреждение,
хронометраж времени, экспонаты выставки, народный фольклор, свободная вакансия,
прейскурант цен, для проформы.

2. Автобиография жизни, монументальный памятник, мизерные мелочи, коллега по
профессии, габаритные размеры, ведущий лидер, внутренний интерьер, движущий
лейтмотив, демобилизация из армии.

3. Необычный феномен, реальная действительность, период времени, огромная махина,
ответная контратака, прогрессировать вперед, мемориал памяти, странный парадокс,
временной цейтнот.

Укажите значения заимствованных слов и подберите к ним слова-синонимы русского происхождения.

1. Абитуриент, абориген, адаптация, ажиотаж, кампания, контекст, кворум, меморандум,
регресс, стереотип.

2. Адекватный, гипертрофированный, лояльный, одиозный, позитивный, спонтанный,
тривиальный, утилитарный, фатальный.

3. Альтруизм, апелляция, апогей, имитировать, манкировать, приоритет,
тарифицировать, филигранный, формальный, эксцентричный

Из двух форм существительных, приведенных в скобках, выберите нормативную. Употребите ее в нужном падеже. Согласуйте определение и сказуемое с этой формой. 1. Домик на пригорке был черный и крыт (толем, толью). 2. (Ставень, ставня) слетел (а) с петли. 3. Ударили по (рельс, рельса), подвешенн. к дереву. 4. Мы вошли в светл. болын. (зал, зала). 5. Ветром был. разбросан. (скирд, скирда).

Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода. Определите стилистические и семантические различия между ними. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.

Аквалангист, адвокат, бригадир, врач, генерал, директор, доктор, доктор наук, защитник, инженер, космонавт, кандидат в мастера, кондуктор, лаборант, машинист, научный со­трудник, педагог, слесарь.

Раскройте скобки, поставьте местоимения в нужной форме.

У (он, я, они, она). Навстречу (я, он, она, они). Выше (он, она, я). Благодаря (он, она, они, мы, вы).

За (он, она, ты, я). К (он, она, они, мы).

Из-за (он, она, они, вы, мы). Вслед за (он, она, они, вы).

Образуйте форму 3-го лица ед. числа от данных ниже глаголов. При наличии вариантов

объясните их различие.

Капать, махать, сыпать, двигать, мяукать, щипать, брызгать, полоскать.

1. Объясните значение слов, называющих различные виды служебных документов. При необходимости обращайтесь к толковому словарю. Запомните написание этих слов.

Абонемент, аккредитив, аттестат, анкета, бюллетень, ведомость, декрет, директива, извещение, коммюнике, лицензия, меморандум, облигация, патент, прейскурант, реестр, резолюция, рекламация, сертификат, ультиматум, ходатайство.

2. Подберите к данным существительным глаголы, с которыми они сочетаются в деловой речи.

Приказ, выговор, служебное письмо, счет, оклад, порицание, контроль, акт, благодарность, апелляция.

(предъявить, осуществлять, направить, составить, устанавливать, возложить, объявить, вынести, издать, подать, предъявить)

3. Выпишите слова, принадлежащие письменной деловой речи.

Десять, тождественный, подлежит изъятию, чуть-чуть, домовладелец, тетрадь, мешанина, инвентаризация, местожительство, жульничать, текущий ремонт, нынешний, безотлагательно, уведомление, в самом деле, нижеизложенный, немножко, бюрократ.

4. Есть ли штампы, которые можно использовать в деловом письме?

1. Приведите примеры терминов, используемых в вашей научной специальности. Дайте их определения.

2. Подберите 10-15 терминов, в состав которых входят интернациональные словообразовательные элементы:

авто — (греч. autos — сам)

анти — (греч. anti — противоположный)

био — (греч. bios — жизнь )

гипер — (греч. над, сверх)

гипо — (греч. — внизу, снизу, под)

интер — (лат. — между)

интра — (лат. — внутри)

мета — (греч. — после, за, между)

микро — (греч. — малый)

моно — (греч. — один)

морфо — (греч. — форма)

мульти — (лат. — много)

нео — (греч. — новый)

поли — (греч. -много)

пост — (лат. -после)

прото — (греч. — первый)

псевдо — (греч. — ложь)

супер — (лат. — сверху, над) экстра — (лат. — вне, сверх) Дополните список известными вам интернациональными элементами.

Определите значения следующих слов. Составьте словосочетания.

1. Абонемент, абонент, абстракция, аксиома, аллегория, альманах, амплуа, апогей, апостроф, апофеоз, ассоциация, баллотироваться, беллетристика, вираж, виртуоз, витраж, габарит, гамма, гарантия, гипотеза, глашатай, гравер, гравюра.

2. Дебатировать, дебют, декларация, дилемма, дилетант, дубликат, закоснелый, закостенелый, заурядный, имитация, инверсия, инцидент, каламбур, кампания, кардинальный, клише, когорта, колосс, коммюнике, компания, компетентный, косный.

3. Ландшафт, лаконичный, лейтмотив, лексикон, лучезарный, марево, маринист, меморандум, мемуары, мизерный, миссия, мораторий, мотель, нарочитый, невежа,- невежда, нивелировать, нигилист.

4. Обаяние, обоняние, огульный, околица, оптимальный, ореол, осенять, оснастка, острастка, палитра, парадокс, педант, плеяда, поделка, подоплека, постскриптум, пре­емник, прецедент, приоритет, прозорливый.

5. Расселина, расщелина, ратификация, скрупулезный, титульный, фиктивный, фимиам, форсировать, форум, щепетильный, эквивалент, экскурс, экслибрис, экспромт, эстетика, этика, эффективный, эффектный.

Найдите и исправьте ошибки в употреблении слов с отвлеченным и конкретным значением.

1. Керн в мышлении Пушкина осталась всего лишь мимолетным видением. 2. В Риге выявлен притон наркомании. 3. Когда Русь была раздроблена, ее смогло покорить татаро-монгольское иго. А. Чем отличается холерик от других типов нервной деятельности? 5. Я хочу выучить языки так, чтобы меня не могли отличить от англоязычного или латышского язычного населения. 6. В парке стоит архитектура. 7. Почти все изделия безымянны, только немногие имеют авторство. 8. Павел— в первых рядах строительства узкоколейки.

С данными словами-паронимами составьте словосочетания.

1. Бережный — бережливый, бракованный — браковочный, веский — весомый, выборный— выборочный, гнездо — гнездовье, драматический — драматичный, жилищный —жилой, задерживать—сдерживать.

2. Изготовить— приготовить, мифический— мифологический, основание — обоснование, особый — особенный, подменить — заменить, представить — предоставить, романтичный— романтический, эффектный — эффективный.

Объясните различия между приведенными паронимами, составьте словосочетания с каждым из них.

1. Факт — фактор, проблемный — проблематичный, стилевой— стилистический, сытый—сытный, методичный — методический, статичный — статический, командированный —командировочный, одеть — надеть, целый — цельный.

2. Абонент—абонемент, боязно—боязливо, неприглядный— непроглядный, осудить —обсудить, цветной — цветовой, фасонный — фасонистый, нетерпимый — нестерпимый, личный — личностный, глинистый — глиняный.

Все слова разделите на 2 группы в зависимости от сочетаемости с паронимами масленый —масляный.

Бак, бумага, взгляд, глаза, голос, запах, картина, краска, лак, лампа, лицо, лужа, пейзаж, пленка, полотенце, портрет, пятно, речь, руки, слова, улыбка.

Выберите из приведенных паронимов тот, который необходим в данном контексте. Объясните свой выбор.

1. Перед нами (встал — стал) вопросОтчет (представляется — предоставляется) в двух экземплярах. 3. Актер играл (главную — заглавную) роль. 4. Девочка (одела — надела) маскарадный костюм. 5. Преподаватель (провел — произвел) опрос студентов.

В приведенных предложениях нарушены границы лексической сочетаемости. Устраните этот недочет.

1. Большая половина игры уже прошла. 2. Все дети страшно обрадовались.

3. Внекласснаяработа играет положительное значение в развитии детей. 4. Этот актер уже давно заслужил славу зрителей. 5. Подавляющее количество заданий было выполнено. 6. Особенный интерес ученики проявили к выставке школьных поделок.

Определите, в каких случаях лексическая сочетаемость нарушена намеренно, в каких — в результате незнания истинного значения слова.

Живой труп, три единственные дочери, обыкновенное чудо, очевидное — невероятное, большая или меньшая половина, зайтись легким детским смехом, облокотиться спиной, страшная красавица, сломать стеклянную вазу, отменный негодяй, ужасно интересная книга, страшно удобная обувь.

Назовите словосочетания, из смешения (контаминации) которых появились новые

Тратить нервы = трепать, портить нервы + тратить здоровье, силы.

1. Одержать успехи =

2. Оказать внимание =

3. Поставить вечер, концерт =

4. Потерпеть потери =

6. Играть значение =

8. Брать, взять ставку на что-нибудь =

9. Занять звание чемпиона =

10. Защитить степень =

11. Производить воздействие =

12. Возглавить идеи =

С приведенными синонимами (иноязычными и русскими) составьте словосочетания и отметьте смысловые и стилистические различия.

1. Натуральный — естественный, фальшивый — искусственный, вакуум — пустота, антагонистический — враждебный, вибрировать — дрожать, дискутировать — спорить.

2. Демонстрировать — показывать, дистанция — расстояние, оптимистический—жизнерадостный, индифферентный — равнодушный, монолитный — единый.

С помощью толковых словарей ответьте на следующие вопросы.

10. Что общего между словами рынок и базар? Чем они различаются?

11. В каких случаях следует употребить слово есть, а в каких— кушать? Можно ли сказать: По утрам я кушаю только творог?

12. Как правильно; Мой отец — по профессии терапевт, а по специальности врач или Мой отец — по профессии врач, а по специальности терапевт?

13. Как правильно: Завтра я не сумею к тебе зайти или Завтра я не с могу к тебе прийти?
Чем различаются глаголы суметь и смочь, зайти и прийти?

14. Можно ли спросить: Кем трудится твоя мама?

15. Правильно ли сказано: Сегодня мы с супругом обязательно пойдем в кино?

16. Можно ли так сказать: В нескольких городских школах педагоги иностранных языков организовали клубы интернациональной дружбы? Чем различаются слова педагог, учитель и преподаватель?

17. Как вы назовете человека в день его рождения? В чем различие слов именинник и новорожденный? Кто такой юбиляр?

Укажите слова, ставшие причиной тавтологии, исправьте предложения.

1. Милая, добрая, отзывчивая — так отзывались о ней все. 2. Это свойство свойственно всем писателям. 3. Строительство школы не должно замирать на мертвой точке. 4. Питательная маска подпитывает кожу. 5. Деятельность фирмы ставилась выше интересов любой заинтересованной стороны, даже выше интересов государства. 6. Расширился бюджет цен­тра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников.

Найдите ошибки, связанные с многословием, определите их вид и исправьте предложения. 1. О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье. 2. В институте разработаны новые методики и разработки по этой проблеме. 3. Больной был немедленно госпитализирован в больницу. 4. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. 5. До сих пор неизвестно, кто же творец этого уникального творения. 6. Уже в начале его творческого пути писателя обозначились сильные и слабые стороны. 7. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы. 8. Роман Пушкина «Евгений Онегин» является одним из самых сложных пушкинских произведений. 9. У нее были очень огромные глаза. 10. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству. 11. Необходимо реалистично и без иллюзий взвесить наши экономические шансы.

Укажите, какие из словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме.

4. Информационное сообщение, вечерняя серенада, травматическое повреждение, хронометраж времени, экспонаты выставки, народный фольклор, свободная вакансия, прейскурант цен, для проформы.

5. Автобиография жизни, монументальный памятник, мизерные мелочи, коллега по профессии, габаритные размеры, ведущий лидер, внутренний интерьер, движущий лейтмотив, демобилизация из армии.

6. Необычный феномен, реальная действительность, период времени, огромная махина, ответная контратака, прогрессировать вперед, мемориал памяти, странный парадокс, временной цейтнот.

Укажите значения заимствованных слов и подберите к ним слова-синонимы русского происхождения.

4. Абитуриент, абориген, адаптация, ажиотаж, кампания, контекст, кворум, меморандум, регресс, стереотип.

5. Адекватный, гипертрофированный, лояльный, одиозный, позитивный, спонтанный, тривиальный, утилитарный, фатальный.

6. Альтруизм, апелляция, апогей, имитировать, манкировать, приоритет, тарифицировать, филигранный, формальный, эксцентричный.

Дайте стилистическую характеристику приведенным ниже фразеологизированным выражениям. Для выполнения задания используйте фразеологические словари.

1. Держи карман шире, железная дорога, иметь место, марионеточное правительство, море по колено, ничтоже сумняшеся, рукой подать, ума не приложить.

2. Валять дурака, задать баню, кот наплакал, между Сциллой и Харибдой, типун на язык, умыть руки, единовременное пособие, шевелить мозгами.

3. Ахиллесова пята, ломать голову, попасть впросак, с коломенскую версту, тертый калач, фиктивный капитал, тяжелый на подъем, грецкий орех.

4. Положа руку на сердце, прямой угол, средь бела дня, с одной стороны. с другой стороны, нелегкая дернула, сизифов труд, в ус не дуть.

а) Расставьте ударение с помощью словаря.

Агент, базироваться, баллотироваться, валовой (продукт), верба, газированный, диалог, еретик, забронировать (закрепить), завидно, желчь, изобретение, индустрия, каталог, квартал, корысть, памятуя, плато, подбодрить, приданое, симметрия, сноровистый, филистер, ходатайствовать, экзальтированный, нет гриба, огонь в ночи, гнала овец, дожил до седин, комната прибрана, много должностей, купил гуся, анализ крови, нет прибылей, лечь на спину, всходы густы, допил чай, сгруппированные, начатые работы, прокляли войну, содрана на коленях кожа.

б) обозначьте особенности произношения согласных перед буквой Е и сочетаний согласных:

АкаДЕмия, альТЕрнатива, баССейн, биЗНес, беЗЖизненный, вунДЕркинд, ДЕкан, комПЕТЕнция, кРЕпДЕшин, КузьминиЧНа, МЕНЕджМЕнт, моДЕль, муЗЕй, нароЧНо, неЧТо, РЕквием, СЕрвис, скуЧНо, турНЕ, шеДЕвр, шиНЕль.

Задание 2.Найдите в предложениях речевые ошибки, приводящие к предметной и понятийной неточности.

Стихи молодого поэта скоро будут выпущены в журнале. После того, как у него на митинге украли револьвер, носил теперь два, набил карманы пулями. Лес, окутанный тёмным мраком, наводил на ужас. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое существование. Он обратно опоздал на занятия. Когда занавес раздвинулся, на сцене стоял актер в золочёном амплуа.

Задание 3.Исправьте речевые недочеты в предложениях. Укажите причины их появления.

Вася о чём-то шептает своей соседке. Родители создавают детям хорошие условия для учёбы. Мальчик знал, что старшие сёстры не хочут брать его с собой. Едьте быстрее – время позднее. Ураганный ветер сламывал колосья и уносил их неизвестно куда. Садитесь на стул, ложите руку на стол, сжимайте и разжимайте пальцы. Не надо было ничего людям обещивать. Уберите со стола все лопнутые стаканы и чашки.

Весёлый котенок Мурка смешила нас каждый день. Эта страна. Благодаря своей уникальности и разнообразию, привлекает туристов. Данные факты говорят за невозможность эффективного использования всех ресурсов. Ученикам дежурного класса было поручено наблюдать порядок на перемене. Готовя домашнее задание, меня всё время отвлекал телефон. Потеряв на войне мужа, у неё не было желания заводить новую семью. Группа запорожцев хотели написать письмо турецкому султану. Вам предстоит увидеть величественные соборы, запомнящиеся навсегда.

Задание 4.Объясните лексическое значение приведенных ниже заимствованных слов (а) и фразеологических оборотов (б). Подберите к иноязычным словам синонимы русского происхождения, если они есть.

А) Аббревиатура, аллегория, бестселлер, дефект, зондировать, инертный, карт-бланш, компетентный, координировать, маркетинг, оптимизм, превалировать, рациональный, спонтанный, утилитарный, шокировать.

Б) Абсолютный нуль, вещь в себе, душа в пятки ушла, камень преткновения, не в своей тарелке, попасться на удочку, Содом и Гоморра.

Задание 1.Расставьте ударение с помощью словаря.

Агрономия, алкоголь, баловать, бензопровод, верование, генезис, гербовый, диспансер, добыча, забронировать (покрыть броне). Заговор, жестоко, исповедание, исчерпать, каучук, километр, кладовая, маневр, мускулистый, налоговый, оптовый, откупорить, плесневеть, побасенка, таможня, третировать, эксперт, языковая (система), нет гуся, сидеть в тени, без степеней сравнения, понял трудный текст, подала пример, зазвана на вечеринку, вынести золу, опереться на щеку, пересечение плоскостей, разложить по сто штук, дети дружны, заняла денег, пролить на скатерть, запломбированный зуб, приняты в институт.

б) обозначьте особенности произношения согласных перед буквой Е и сочетаний согласных

АТЕлье, банДЕроль, булоЧНая, ваТЕрлиния, велотРЕк, виЗЖит, ДЕкларация, доЖДь, инДЕкс, ИльиниЧНа, кРЕдо, паНЕль, парТЕр, паТЕнт, ПЕйджер, порядоЧНый, РЕгРЕсс, РЕликвия, сЛЕнг, штрапНЕль.

Задание 2.Найдите в предложениях речевые ошибки, приводящие к предметной и понятийной неточности.

Отдельные члены группы не явились на экзамен по математике. Назначение председателя всем показалось удачным. Писатель показал, как боролась с врагами молодая почти юная молодежь. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни. Вперед выучи уроки, а потом иди гулять. В конкурсе «Мисс Осень» эта номинация занимает большое и важное значение. Новая пьеса привлекла внимание критиков оригинальным до банальности сюжетом.

Задание 3.Исправьте речевые недочеты в предложениях. Укажите причины их появления.

Зимой белка вытащит боровика из дупла и съест его. Когда мальчик перелезал забор. Одна валенка свалилась с его ноги. Катя научила меня танцевать танго. У меня кончилось чернило. И я не могу больше писать. Мы с подружкой приехали с дач в один и тот же день. Она теперь у меня в долгу. В Историческом музее я видел старинные ружьи. Все собаки были со своими хозяинами. В одной клетке мы увидели какого-то непонятного зверёнка. На Кавказе много глубоких ущельев.

Мы увидели скакающего во дворе всадника. Я дорожу друзьями, сознающими свои ошибки. Побегим на станцию, может быть встретим её там. Родители ругают меня за то, что я дерзю учителям, но это не правда. В парке срубливали старые деревья. Мой папа копает ямы, чтобы потом можно было пролаживать трубы. На столе стоит букет цветущихся астр.

Упражнения. Упражнение 1. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости в устойчивых словосочетаниях и исправьте их:

Упражнение 1. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости в устойчивых словосочетаниях и исправьте их:

Играть роль, играть значение; решить проблему, разре­шить ситуацию, разрешить вопрос, решить задачу; пред­ставлять интересы, представлять фирму, представлять итоги; рассмотреть вопрос, рассмотреть дело, рассмот­реть случай; погашать кредит, погашать задолженность, погашать ссуду; внести предложение, внести вопрос, внести резолюцию; соблюдать правила, соблюдать бюд­жет, соблюдать законы; возместить ущерб, возместить кредит, возместить предмет аренды.

Упражнение 2. Поясните разницу в лексическом значении синонимов, пользуясь толковыми словарями.

Меценат, спонсор, покровитель; комиссионер, посредник, брокер, маклер; договор, соглашение, контракт; реестр, список, опись, перечень; концерн, холдинг, корпорация;

менеджер, управленец, хозяйственный руководитель; реализатор, распространитель, дистрибьютор; вексель, чек, облигация, акция.

Упражнение 3. Раскройте скобки и выберите правильное слово из паро­нимов.

1. Вы уже знакомы с качеством услуг, которые мы (пред­ставляем — предоставляем). 2. Прошу (оплатить — за­платить) мне расходы по командировке. 3. Фирма строит печи с (гарантийной — гарантированной) теплоотдачей. 4. (Командированные — командировочные) должны заре­гистрировать свои документы. 5. Совет директоров по­требовал (гарантийных — гарантированных) обязательств от клиентов-неплательщиков. 6. Необходимо вести хозяй­ствование (экономными — экономичными — экономичес­кими) методами.

Упражнение 4. Найдите в предложениях лексические ошибки, исправьте их и запишите предложения в отредактированном виде.

1. Предприятие оплачивает Автоцентру стоимость запас­ных частей по действующим прейскурантам.

2. Выделить дотацию на автобусные поездки для льгот­ной категории граждан на дачный период (с 10 мая по 12 сентября 1997 г.).

3. Показателем, характеризующим квалификацию служа­щего, является способность адаптироваться к новой си­туации и принимать новые подходы к решению возникаю­щих проблем.

4. Прошу вас выслать нам для ознакомления действую­щие расценки на приобретение оборудования ЭАТС «Квант» емкостью 240 и 480 номеров и ориентировочную стоимость рабочей версии программного обеспечения для приведенных выше емкостей.

5. Наша цель — создание экономической базы для по­вышения уровня эксплуатации и ремонта жилищного фонда города.

6. Цены на товары договорные в соответствии с действу­ющим прейскурантом цен.

7. Договор на охрану ВС подразумевает персональную охрану ВС независимо от места расположения самолета на территории аэродрома.

Упражнение 5. Отредактируйте предложения, устранив речевую избы­точность.

1. Мы интересуемся, можете ли Вы назвать нам адрес другого поставщика, или, в случае невозможности, смо­жете ли Вы проинформировать о Вашей возможности по­ставить нам напрямую. 2. Надеемся на дальнейшее со­вместное сотрудничество с Вашей фирмой. 3. Для приня­тия жизненно важного решения для наших с Вами работ­ников предлагаем организовать встречу на уровне руководителей. 4. Оптовые торговцы должны создавать хорошие деловые отношения с руководством рынка, чтобы обеспечить успешную работу рынка оптовой тор­говли. 5. Решили: произвести поэтапное оформление зе­мельных отводов с оформлением права собственности. 6. Если в Вашем регионе спрос на Вашу продукцию удов­летворен и Вы ищете новые возможности на новых рын­ках, то мы готовы Вам помочь организовать сбыт Вашей продукции в нашей сбытовой сети.

Упражнение 6. Воспроизведите устойчивые словосочетания по главному члену — глаголу: например, вносить (что?) предложение, вопрос, кандидатуру.

источники:

http://pandia.ru/text/78/147/29328-4.php

http://helpiks.org/2-46596.html

«Представить» или «предоставить» (информацию, документы, отчет, сведения)?

Выбор одно­ко­рен­ных слов-паронимов «пред­ста­вить» и «предо­ста­вить» осно­вы­ва­ет­ся на точ­ном зна­нии лек­си­че­ско­го зна­че­ния каж­до­го из них, соче­та­е­мо­сти с дру­ги­ми сло­ва­ми в опре­де­лен­ном контексте.

У слов «предо­ста­вить» и «пред­ста­вить» удар­ным явля­ет­ся один и тот же слог, зву­чат они почти оди­на­ко­во, тем не менее раз­ли­ча­ют­ся лек­си­че­ским зна­че­ни­ем. Эти одно­ко­рен­ные сло­ва одной и той же части речи явля­ют­ся паро­ни­ма­ми.

У каж­до­го из этих гла­го­лов суще­ству­ет свой круг слов, с кото­ры­ми они могут соче­тать­ся. Если нару­шить эту соче­та­е­мость, то воз­ни­ка­ет иска­же­ние смыс­ла выска­зы­ва­ния, то есть появ­ля­ет­ся лек­си­че­ская ошиб­ка — сме­ше­ние паро­ни­мов. Чтобы избе­жать оши­бок в речи, пра­виль­но выбрать пер­вое или вто­рое сло­во и при­ме­нить его, сле­ду­ет точ­но знать лек­си­че­ское зна­че­ние каж­до­го из них, их соче­та­е­мость с дру­ги­ми словами.

Значение слова «представить»

Глагол «пред­ста­вить» мно­го­знач­ный. В зави­си­мо­сти от цели выска­зы­ва­ния, от кон­тек­ста рас­смат­ри­ва­е­мое сло­во име­ет сле­ду­ю­щие значения:

  • предъ­явить, подать что-либо куда-либо, вру­чить с целью ознакомления;
  • при­во­дить дово­ды, изла­гать, сообщать;
  • хода­тай­ство­вать о награж­де­нии или о повы­ше­нии по службе;
  • зна­ко­мить кого-то с кем-то, вво­дить в опре­де­лен­ный круг людей;
  • быть пред­ста­ви­те­лем, заме­щать кого-то, дей­ство­вать по чьему-то поручению;
  • мыс­лен­но вос­про­из­во­дить обра­зы, кар­ти­ны; воображать;
  • пони­мать, осознавать;
  • пока­зы­вать, изоб­ра­жать в речи, в худо­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии, картине;
  • вос­про­из­во­дить на сцене что-либо, созда­вать сце­ни­че­ский образ.

Исходя из мно­го­пла­но­во­сти зна­че­ния гла­го­ла «пред­ста­вить» (видо­вая пара «пред­став­лять»), обо­зна­чим круг соче­та­е­мо­сти с дру­ги­ми словами.

Сочетаемость слова «представить»

  • пред­ста­вить документы;
  • пред­ста­вить справку;
  • пред­ста­вить отчет;
  • пред­ста­вить заключение;
  • пред­ста­вить доклад;
  • пред­ста­вить схему;
  • пред­ста­вить чертеж;
  • пред­ста­вить гостя;
  • пред­ста­вить родственника;
  • пред­ста­вить свидетеля;
  • пред­ста­вить оппонента;
  • пред­ста­вить кандидата;
  • пред­ста­вить фир­му, пар­тию в парламенте;
  • пред­ста­вить к награ­де, к пре­мии, к новой должности;
  • пред­ста­вить картину;
  • пред­ста­вить сце­ну из спектакля,
  • пред­ста­вить Ивана Грозного на сцене.

Значение слова «предоставить»

Этот одно­ко­рен­ной гла­гол обла­да­ет сле­ду­ю­щим лек­си­че­ским значением:

  • отдать в чье-либо рас­по­ря­же­ние, пользование;
  • дать воз­мож­ность чем-либо распорядиться.

Как видим, его лек­си­че­ское зна­че­ние более узкое, чем у одно­ко­рен­но­го паронима.

Сочетаемость глагола «предоставить»

  • предо­ста­вить сведения;
  • предо­ста­вить информацию;
  • предо­ста­вить факты;
  • предо­ста­вить отпуск;
  • предо­ста­вить кредит;
  • предо­ста­вить помещение;
  • предо­ста­вить жильё;
  • предо­ста­вить поли­ти­че­ское убежище;
  • предо­ста­вить место;
  • предо­ста­вить выбор;
  • предо­ста­вить покровительство;
  • предо­ста­вить свободу

Вывод

В зна­че­нии «предъ­явить, вру­чить для озна­ком­ле­ния, подать на рас­смот­ре­ние, на под­пись началь­ни­ку отде­ла, дирек­то­ру и т.п.» исполь­зу­ем словосочетания:

В зна­че­нии «отдать в рас­по­ря­же­ние», то есть поде­лить­ся сво­и­ми зна­ни­я­ми, фак­та­ми, пра­виль­но скажем:

Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости в устойчивых словосочетаниях и исправьте их:

Играть роль, играть значение; решить проблему, разрешить ситуацию, разрешить вопрос, решить задачу; представлять интересы, представлять фирму, представлять итоги; рассмотреть вопрос, рассмотреть дело, рассмотреть случай; погашать кредит, погашать задолженность, погашать ссуду; внести предложение, внести вопрос, внести резолюцию; соблюдать правила, соблюдать бюджет, соблюдать законы; возместить ущерб, возместить кредит, возместить предмет аренды

у кого хорошо с русским? помогите.

Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости в устойчивых словосочетаниях и исправьте их:

1) играть роль, играть значение;

2) решить проблему, разрешить ситуацию, разрешить вопрос, решить задачу;

3) представлять интересы, представлять фирму, представлять итоги;

4) рассмотреть вопрос, рассмотреть дело, рассмотреть случай;

5) погашать кредит, погашать задолженность, погашать ссуду;

6) внести предложение, внести вопрос, внести резолюцию;

7) соблюдать правила, соблюдать бюджет, соблюдать законы;

Покажу на исправления:
1) Иметь значение;
2) Решить вопрос;
3) Оглашать итоги;
4) Изучить дело;
5) Оплачивать задолженность;
6) Рассмотреть вопрос;
7) Вынести резолюцию;

Мне кажется, что так. Возможно, что не всё правильно. Удачи!

иметь значение, вынести резолюцию. Есть сомнения на тему бюджета, но не уверен.

источники:

http://urokam.net/russkij-jazyk/5282178.html

http://sprashivalka.com/tqa/q/18766945

Много споров возникает насчет правильности употребления однокоренных слов-паронимов «пред­ста­вить» или «предо­ста­вить». На самом деде оба варианта правильные, но выбор их применения осно­вы­ва­ет­ся на точ­ном зна­нии лек­си­че­ско­го зна­че­ния каж­до­го из них, соче­та­е­мо­сти с дру­ги­ми сло­ва­ми в опре­де­лен­ном контексте.

Особенности паронимов

У слов «пред­ста­вить» и «предо­ста­вить» удар­ным явля­ет­ся один и тот же слог, зву­чат они почти оди­на­ко­во, тем не менее раз­ли­ча­ют­ся лек­си­че­ским зна­че­ни­ем. Эти одно­ко­рен­ные сло­ва одной и той же части речи явля­ют­ся паронимами.

Представить или Предоставить отчет? правильный вариант

Составляют гнездо пар с паронимами: предоставивший — представивший, предоставленный — представленный, предоставив — представив, предоставление — представление.

У каж­до­го из этих гла­го­лов суще­ству­ет свой круг слов, с кото­ры­ми они могут соче­тать­ся. Если нару­шить эту соче­та­е­мость, то воз­ни­ка­ет иска­же­ние смыс­ла выска­зы­ва­ния, то есть появ­ля­ет­ся лек­си­че­ская ошиб­ка — сме­ше­ние паронимов.

Чтобы избе­жать оши­бок в речи, пра­виль­но выбрать пер­вое или вто­рое сло­во и при­ме­нить его, сле­ду­ет точ­но знать лек­си­че­ское зна­че­ние каж­до­го из них, их соче­та­е­мость с дру­ги­ми словами.

Значение слова «представить»

Глагол «пред­ста­вить» мно­го­знач­ный. В зави­си­мо­сти от цели выска­зы­ва­ния, от кон­тек­ста рас­смат­ри­ва­е­мое сло­во име­ет сле­ду­ю­щие значения:

  • предъ­явить, подать что-либо куда-либо, вру­чить с целью ознакомления,
  • при­во­дить дово­ды, изла­гать, сообщать,
  • хода­тай­ство­вать о награж­де­нии или о повы­ше­нии по службе,
  • зна­ко­мить кого-то с кем-то, вво­дить в опре­де­лен­ный круг людей,
  • быть пред­ста­ви­те­лем, заме­щать кого-то, дей­ство­вать по чьему-то поручению,
  • мыс­лен­но вос­про­из­во­дить обра­зы, кар­ти­ны, воображать,
  • пони­мать, осознавать,
  • пока­зы­вать, изоб­ра­жать в речи, в худо­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии, картине,
  • вос­про­из­во­дить на сцене что-либо, созда­вать сце­ни­че­ский образ.

Исходя из мно­го­пла­но­во­сти зна­че­ния гла­го­ла «пред­ста­вить» (видо­вая пара «пред­став­лять»), обо­зна­чим круг соче­та­е­мо­сти с дру­ги­ми словами.

Сочетаемость слова «представить»

  • пред­ста­вить документы,
  • пред­ста­вить справку,
  • пред­ста­вить отчет,
  • пред­ста­вить заключение,
  • пред­ста­вить доклад,
  • пред­ста­вить схему,
  • пред­ста­вить чертеж,
  • пред­ста­вить гостя,
  • пред­ста­вить родственника,
  • пред­ста­вить свидетеля,
  • пред­ста­вить оппонента,
  • пред­ста­вить кандидата,
  • пред­ста­вить фир­му, пар­тию в парламенте,
  • пред­ста­вить к награ­де, к пре­мии, к новой должности,
  • пред­ста­вить картину,
  • пред­ста­вить сце­ну из спектакля,
  • пред­ста­вить Ивана Грозного на сцене.

Значение слова «предоставить»

Этот одно­ко­рен­ной гла­гол обла­да­ет сле­ду­ю­щим лек­си­че­ским значением:

  • отдать в чье-либо рас­по­ря­же­ние, пользование,
  • дать воз­мож­ность чем-либо распорядиться.

Как видим, его лек­си­че­ское зна­че­ние более узкое, чем у одно­ко­рен­но­го паронима.

Сочетаемость глагола «предоставить»

  • предо­ста­вить сведения,
  • предо­ста­вить информацию,
  • предо­ста­вить факты,
  • предо­ста­вить отпуск,
  • предо­ста­вить кредит,
  • предо­ста­вить помещение,
  • предо­ста­вить жильё,
  • предо­ста­вить поли­ти­че­ское убежище,
  • предо­ста­вить место,
  • предо­ста­вить выбор,
  • предо­ста­вить покровительство,
  • предо­ста­вить свободу.

Различия данных паронимов

Различие слов представить и предоставить выступает особенно отчётливо в однотипных конструкциях. К примеру, при написании книги вам потребовались архивные материалы. Вы обращаетесь в архив. Вам обязаны предоставить их — то есть дать возможность работать с ними. А вот представить архивные материалы — значит предъявить документы, подтверждающие или опровергающие что-либо.

Из сказанного очевиден и ответ на заданный вопрос. Предоставить информацию означает передать, дать возможность распоряжаться.

  • Например: Мы готовы предоставить интересующую Вас информацию (из делового письма).

Представить информацию — значит предъявить, показать, продемонстрировать.

Вот пример (из делового письма): Представляем на рассмотрение и утверждение проект торгового комплекса.

Таким образом, информацию и предоставляют, и представляют. Выбор паронима определяется смыслом.

Так, в зна­че­нии «предъ­явить, вру­чить для озна­ком­ле­ния, подать на рас­смот­ре­ние, на под­пись началь­ни­ку отде­ла, дирек­то­ру и т.п.» исполь­зу­ем словосочетания:

  • пред­ста­вить доку­мен­ты, отчет, справ­ку, заяв­ле­ние и пр.

А в зна­че­нии «отдать в рас­по­ря­же­ние», то есть поде­лить­ся сво­и­ми зна­ни­я­ми, фак­та­ми, пра­виль­но скажем:

  • предо­ста­вить инфор­ма­цию, све­де­ния, факты.

Поэтому всегда устанавливайте контекст, чтобы правильно употребить то или иное слово или словосочетание.

«Представить» или «предоставить» (информацию, документы, отчет, сведения)?

Выбор одно­ко­рен­ных слов-паронимов «пред­ста­вить» и «предо­ста­вить» осно­вы­ва­ет­ся на точ­ном зна­нии лек­си­че­ско­го зна­че­ния каж­до­го из них, соче­та­е­мо­сти с дру­ги­ми сло­ва­ми в опре­де­лен­ном контексте.

lazy placeholder

У слов «предо­ста­вить» и «пред­ста­вить» удар­ным явля­ет­ся один и тот же слог, зву­чат они почти оди­на­ко­во, тем не менее раз­ли­ча­ют­ся лек­си­че­ским зна­че­ни­ем. Эти одно­ко­рен­ные сло­ва одной и той же части речи явля­ют­ся паро­ни­ма­ми.

У каж­до­го из этих гла­го­лов суще­ству­ет свой круг слов, с кото­ры­ми они могут соче­тать­ся. Если нару­шить эту соче­та­е­мость, то воз­ни­ка­ет иска­же­ние смыс­ла выска­зы­ва­ния, то есть появ­ля­ет­ся лек­си­че­ская ошиб­ка — сме­ше­ние паро­ни­мов. Чтобы избе­жать оши­бок в речи, пра­виль­но выбрать пер­вое или вто­рое сло­во и при­ме­нить его, сле­ду­ет точ­но знать лек­си­че­ское зна­че­ние каж­до­го из них, их соче­та­е­мость с дру­ги­ми словами.

Значение слова «представить»

Глагол «пред­ста­вить» мно­го­знач­ный. В зави­си­мо­сти от цели выска­зы­ва­ния, от кон­тек­ста рас­смат­ри­ва­е­мое сло­во име­ет сле­ду­ю­щие значения:

Исходя из мно­го­пла­но­во­сти зна­че­ния гла­го­ла «пред­ста­вить» (видо­вая пара «пред­став­лять»), обо­зна­чим круг соче­та­е­мо­сти с дру­ги­ми словами.

Сочетаемость слова «представить»

Значение слова «предоставить»

Этот одно­ко­рен­ной гла­гол обла­да­ет сле­ду­ю­щим лек­си­че­ским значением:

Как видим, его лек­си­че­ское зна­че­ние более узкое, чем у одно­ко­рен­но­го паронима.

Сочетаемость глагола «предоставить»

Вывод

В зна­че­нии «предъ­явить, вру­чить для озна­ком­ле­ния, подать на рас­смот­ре­ние, на под­пись началь­ни­ку отде­ла, дирек­то­ру и т.п.» исполь­зу­ем словосочетания:

В зна­че­нии «отдать в рас­по­ря­же­ние», то есть поде­лить­ся сво­и­ми зна­ни­я­ми, фак­та­ми, пра­виль­но скажем:

Источник

«Предоставить» или «представить» – как правильно?

Если не знаете, как правильно – «предоставить» или «представить», необходимо руководствоваться значением слов.

Как пишется правильно: «предоставить» или «представить»?

Безошибочно написаны оба слова – «предоставить» и «представить».

Какое правило применяется?

«Предоставить» – глагол совершенного вида второго спряжения в форме инфинитива, употребляемый в речевом процессе в значении – «отдать в пользование или позволить распоряжаться чем-либо; возложить исполнение дела».

«Представить» – глагол той же формы и спряжения, употребляемый в речи в значении «вручить с ознакомительной целью какой-либо документ; сообщить информацию; выразить прошение о награде; озвучить чьи-либо интересы; демонстрировать на сцене или изображать в художественном произведении».

Данные словоформы представляют собой слова-паронимы, то есть такие слова, которые сходны звучанием и морфемным составом, но различны лексическим значением.

Примеры предложений

Для занятия театральной студии мы смогли предоставить новое помещение.

Командование войсковой части решило представить к правительственным наградам рядовых, отличившихся в выполнении боевого задания.

Как неправильно писать

Нельзя писать слова, употребляя их в несвойственном значении, например представить отпуск, предоставить к награде.

Источник

Представить или предоставить как правильно?

В русском языке эти глаголы являются паронимами и отличаются по своему значению. Соответственно, для правильного употребления слова нужно четко знать его значение.

Правильно

Представить — глагол совершенного вида, имеет следующие значения:

1. Дать что-либо для для ознакомления, предъявить, вручить.
Представить документы для ознакомления
Представить справку о прохождении врача
Нужно представить заключение специалиста

2. Показать или продемонстрировать что-либо, ознакомить с чем-либо, познакомить с кем-либо.
Хочу вам представить доклад по нашей теме
Представить презентацию бизнес-плана
Позвольте представить нашего нового сотрудника

3. Возбудить ходатайство о награждении или повышении в чине, должности (представить к чему?).
Иванова нужно представить к награде
Представить к награждению почетной грамотой
Представить студента к отчислению из учебного учреждения

4. Составить, образовать собой.
Работа не представит затруднений
Доклад представит значительный интерес для слушателей

5. Воспроизвести, изобразить образ.
Представить сцену из театральной постановки
Представить человека в выгодном свете

6. Вообразить, мысленно воспроизвести
Мысленно представить решение задачи
Представить сложность предстоящей работы
Представить отдых на лазурном берегу

Предоставить — глагол используется в более узких значениях:

1. Дать возможность обладать, распоряжаться, пользоваться чем-либо.
Предоставить документы для проведения аудита
Предоставить гарантии по кредиту
Предоставить помещение в пользование
Банк должен предоставить предприятию кредит
Прошу предоставить доступ к информации

2. Дать возможность сделать что-либо, дать право.
Прошу предоставить отпуск в июле месяце
Предоставить слово заслуженному артисту
Предоставить возможность выбора места работы
Предоставить свободу действий

Источник

«ПРЕДСТАВИТЬ» или «ПРЕДОСТАВИТЬ», как правильно?

Выбор одно­ко­рен­ных слов-паронимов «пред­ста­вить» и «предо­ста­вить» осно­вы­ва­ет­ся на точ­ном зна­нии лек­си­че­ско­го зна­че­ния каж­до­го из них, соче­та­е­мо­сти с дру­ги­ми сло­ва­ми в опре­де­лен­ном кон­тек­сте.

У слов «пред­ста­вить» и «предо­ста­вить» удар­ным явля­ет­ся один и тот же слог, зву­чат они почти оди­на­ко­во, тем не менее раз­ли­ча­ют­ся лек­си­че­ским зна­че­ни­ем. Эти одно­ко­рен­ные сло­ва одной и той же части речи явля­ют­ся паро­ни­ма­ми.

У каж­до­го из этих гла­го­лов суще­ству­ет свой круг слов, с кото­ры­ми они могут соче­тать­ся. Если нару­шить эту соче­та­е­мость, то воз­ни­ка­ет иска­же­ние смыс­ла выска­зы­ва­ния, то есть появ­ля­ет­ся лек­си­че­ская ошиб­ка — сме­ше­ние паро­ни­мов. Чтобы избе­жать оши­бок в речи, пра­виль­но выбрать пер­вое или вто­рое сло­во и при­ме­нить его, сле­ду­ет точ­но знать лек­си­че­ское зна­че­ние каж­до­го из них, их соче­та­е­мость с дру­ги­ми сло­ва­ми.

Значение слова «представить»

Глагол «пред­ста­вить» мно­го­знач­ный. В зави­си­мо­сти от цели выска­зы­ва­ния, от кон­тек­ста рас­смат­ри­ва­е­мое сло­во име­ет сле­ду­ю­щие зна­че­ния:

Исходя из мно­го­пла­но­во­сти зна­че­ния гла­го­ла «пред­ста­вить» (видо­вая пара «пред­став­лять»), обо­зна­чим круг соче­та­е­мо­сти с дру­ги­ми сло­ва­ми.

Сочетаемость слова «представить»

Значение слова «предоставить»

Этот одно­ко­рен­ной гла­гол обла­да­ет сле­ду­ю­щим лек­си­че­ским зна­че­ни­ем:

Как видим, его лек­си­че­ское зна­че­ние более узкое, чем у одно­ко­рен­но­го паро­ни­ма.

Сочетаемость глагола «предоставить»

Вывод

В зна­че­нии «предъ­явить, вру­чить для озна­ком­ле­ния, подать на рас­смот­ре­ние, на под­пись началь­ни­ку отде­ла, дирек­то­ру и т.п.» исполь­зу­ем сло­во­со­че­та­ния:

пред­ста­вить доку­мен­ты, отчет, справ­ку, заяв­ле­ние и пр.

В зна­че­нии «отдать в рас­по­ря­же­ние», то есть поде­лить­ся сво­и­ми зна­ни­я­ми, фак­та­ми, пра­виль­но ска­жем:

предо­ста­вить инфор­ма­цию, све­де­ния, фак­ты.

По теме узна­ем, в каких слу­ча­ях упо­треб­ля­ют­ся глаголы-паронимы «одеть» — «надеть».

Источник

Поиск ответа

Ответ справочной службы русского языка

Верно: представить. После даты не нужна точка.

Ответ справочной службы русского языка

Верно: просим предоставить (=дать) информацию. Но: представить (=предъявить) документы.

представить или предоставить документы?

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: представить на утверждение.

Как правильно представить или предоставить информацию?

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Скажите, пожалуйста, какой глагол ( представить или предоставить ) употребляется в предложении: «. информировать в письменной форме не позднее чем за 30 дней до даты пред(О)ставления платежных документов» Если возможно, объясните почему. Заранее благодарна

Ответ справочной службы русского языка

Корректно употребить _дата представления платежных документов_. См. также ответ № 172290.

Источник

В статье рассмотрены частые лексические ошибки в текстах на сайтах и указано несколько полезных ресурсов, которые помогут от них избавиться. Однако какими бы ни были сервисы проверок, они не могут мыслить как живой человек. Наш небольшой тест определит, насколько хорошо вы помните правила лексики русского языка.

  • Примеры распространённых лексических ошибок
    • Нарушение лексической сочетаемости слов
    • Ошибки в похожих словах
    • Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу
    • Ошибки из-за невнимательности
  • Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки
    • Словари сочетаемости
    • 1. Gufo
    • 2. КартаСлов.ру
    • 3. Грамота.ру
    • Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте
    • 4. Орфограммка
    • 5. Текст.ру
    • 6. LanguageTool
    • 7. Тургенев
    • 8. Главред
  • Небольшой тест
  • Выводы

Лексическая ошибка — это нарушение норм употребления слов, когда слова в предложении не согласуются по смыслу, стилистике или происхождению. Чаще всего такие ошибки связаны с неразграничением паронимов (например, представить/предоставить должность), синонимов (мне было печально/грустно) и близких по значению слов (обратно/снова прочитать книгу).

В среднем лексикон человека составляет 6000 слов. Причины их неправильного употребления часто кроются в отсутствии конкретного слова в активном словарном запасе автора или банальной невнимательности. Сегодня мы рассмотрим на примерах распространённые лексические ошибки в текстах на сайтах и приведём парочку полезных ресурсов. А в конце статьи желающие смогут пройти небольшую тестовую проверку на знание правил написания некоторых слов русского языка.

Примеры распространённых лексических ошибок

На изображении ниже представлены основные виды лексических речевых ошибок в русском языке и их типичные примеры.

Примеры основных типов речевых лексических ошибок

Теперь разберём детальнее самые популярные из них.

Нарушение лексической сочетаемости слов

Русский язык богат на слова и словосочетания со схожими значениями, в которых легко запутаться. Употребление одного компонента в составе другой фразы и приводит к речевым ошибкам, связанным с нарушением лексической сочетаемости слов.

Типичным примером таких ошибок являются фразы:

  • Улучшить уровень жизни, а правильно — повысить уровень жизни или улучшить качество жизни.
  • Иметь роль, а правильно — играть роль или иметь значение.
  • Предпринять меры, а правильно — принять меры или предпринять шаги.

Что касается практики, то часто на сайтах интернет-магазинов можно встретить словосочетания, значение которых противоречит общей логике повествования. Приведём несколько примеров:

  1. Слово «прейскурант» уже содержит понятие стоимости услуг, слово «цен» лишнее.

Речевая избыточность в словосочетании

  1. Глагол «одолжить» обозначает «дать в долг», а не «занять».

Неправильное по смыслу употребление слов

  1. Цены могут быть низкими или высокими, товары – дорогими или дешёвыми.

Пример нарушения лексической сочетаемости слов

  1. «Изобрести» – это открыть то, чего не было ранее. Употреблять это слово следует лишь для обозначения чего-либо нового.

Лексическая ошибка сочетаемости

Ошибки в похожих словах

Один из самых частых типов лексических речевых ошибок — неправильное употребление похожих по смыслу или звучанию слов. Среди них встречаются:

  • Паронимы — слова, похоже звучащие, но имеющие абсолютно разное значение. Пример: роспись и подпись, обоснование и основание.
  • Плеоназм — избыточное повторение близких по значению слов, из-за которого происходит дублирование смысла. Пример: главный приоритет, первая премьера.
  • Тавтология — частный случай плеоназма, когда слова вообще одинаковы по смыслу. Пример: болеть болезнью, проливной ливень.
  • Неправильное употребление синонимов — использование слова с похожим или одинаковым смыслом, но неподходящим для данного контекста оттенком или сферой употребления. Пример: это имя знакомо во многих странах (имя известно), на легальных основаниях (на законных).
  • Смешение лексики — неоправданное употребление в предложении заимствованных слов, жаргонной или профессиональной лексики, архаизмов или неологизмов, а также канцеляризмов. Пример: в целях своевременного обеспечения праздника сладостями будет осуществлена адресная доставка, спешите поучаствовать в акции на новые мощные компы.

Некоторые из этих нарушений встречаются так часто, что даже стали мемами.

  1. Одна из самых распространённых пар – слова «одеть» и «надеть».

Не запутаться помогает поговорка «Надевают одежду, одевают Надежду»: одевать правильно кого-то, а надевать – что-то.

Иллюстрация фразы «Надевают одежду, одевают Надежду»

Неправильно:

Ошибки со словом «одеть»

Правильно:

Правильное употребление «надеть» и «одеть»
Правильное употребление «надеть» и «одеть»

  1. Неправильное употребление также часто встречается в паре «эффектный/эффективный».

«Эффектный» – производящий впечатление, а «эффективный» – приводящий к нужному результату.

Неправильно:

Ошибки сочетаемости со словами «эффектно» и «эффективно»

Правильно:

Правильное употребление слов «эффектно» и «эффективно»

Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу

Лексические единицы, отображающие отношение слов друг к другу, называют гиперонимами (обозначают более общее родовое понятие) и гипонимами (когда говорят о более частном понятии). Например, гиперонимом по отношению к слову «стол» будет «мебель», к слову «роза» – «цветок».

Лексическая ошибка с гиперонимами

С точки зрения логики, это предложение построено неправильно, т. к. туфли – это и есть обувь.

Ошибки из-за невнимательности

Часто авторы попросту не перечитывают написанное, и в результате получается нелепица. Вот два забавных примера:

  • «Здесь службы ЖКХ для обеспечения безопасного движения обрабатывают лёд специальными химиками» – Вот он, секрет безопасного движения.
  • «В этом случае сайт может по долгу быть за пределами ТОПа» – Наверное, по долгу чести.

Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки

Приведённые сервисы не новы – они лишь популярнее других ресурсов, используемых нами. Ниже вкратце расскажем почему.

Словари сочетаемости

По словарям обычно проверяется сочетаемость слов и подбираются более подходящие синонимы.

1. Gufo

Gufo.me — на этом ресурсе можно быстро найти любой словарь, в том числе и словарь синонимов.

Проверка синонимов слова в словаре gufo.me

Основное достоинство – выбрав, например, слово в том же словаре синонимов, ресурс сразу покажет это слово и в других словарях:

Информация из разных словарей gufo.me

2. КартаСлов.ру

Kartaslov.ru — онлайн-словарь связей слов и выражений, в том числе есть ассоциации, синонимы и лексическая сочетаемость слов русского языка. В нём удобно проверять устойчивые фразы.

Проверка сочетаемости слова в словаре КартаСлов

Сервис, кроме традиционных источников информации в виде словарей, использует алгоритмы машинного обучения и искусственный интеллект. Есть достаточно обширная база контекстов употребления слов.

Возможности сервиса КартаСлов

3. Грамота.ру

Gramota.ru — главный интернет-просветитель по русскому языку.

Интерфейс справочного сервиса по русскому языку gramota.ru

Наряду с официальными учебными пособиями, здесь есть ответы на тысячи вопросов от «справочной службы русского языка», а также задания для тренировки грамотности.

Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте

Далее перечислим непосредственно программы, с помощью которых можно найти лексические ошибки в готовом тексте. Для этого протестируем их на примерах, упомянутых выше, а также специально составленном с лексическими ошибками проверочном тексте:

Костёр всё больше и больше распалялся, пылал. Туристы были заняты своими занятиями. Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. Всё, что осталось от могучих деревьев — тлеющие головашки. Пожарный подошёл к одинокому мальчику, он был невысокого роста, и вручил свежую одежду. Мальчик сразу же одел новую рубашку и штаны. В октябре месяце уже обычно холодно, но сейчас раскалённая земля ещё держала зной.

4. Орфограммка

Orfogrammka.ru — по нашему опыту, лучший онлайн-сервис для исправления ошибок в тексте (особенно лексических), так как он находит больше всего несоответствий и даёт подробные пояснения к каждому из них.

Сервис платный, минимальный пакет — 100 рублей за 100 000 знаков.

Возможности сервиса Орфограммка

Он экономит много времени редакторам и имеет широкий функционал для проверки текста по многим направлениям:

  • Грамотность — для исправления всех видов ошибок.

Проверка текста во вкладке «Грамотность» в Орфограммке

  • Красота — для подбора благозвучных слов, синонимов и эпитетов. На этой вкладке устраняется тавтология, так что можно считать её наиболее подходящей для проверки лексики.

Проверка текста во вкладке «Красота» в Орфограммке

  • Качество — оценивает SEO-параметры: воду, частотные и неестественные сочетания.

Проверка текста во вкладке «Качество» в Орфограммке

В нашем хитром тексте Орфограммка нашла только 2 лексические ошибки из 9, но при проверке примеров, которые мы упоминали выше, сервис обнаружил 7 ошибок — в целом он неплохо умеет с ними справляться.

Исправление лексических ошибок в Орфограммке

5. Текст.ру

Text.ru — условно-бесплатный сервис для онлайн-проверки, придёт на помощь не только в лексике. Позволяет найти орфографические, пунктуационные и некоторые лексические ошибки в предложениях.

Поиск ошибок в тексте сервисом text.ru

В проверочном тексте найдено 3 из 9 — что уже лучше, но всё-таки сервис заточен на орфографию. В других предложениях text.ru нашёл только одно нарушение.

Исправление лексических ошибок сервисом text.ru

Зато иногда Word ошибается в пунктуации:

MS Word неправильно подчёркивает ошибки

А Advego – в согласовании числительного и существительного:

Advego не распознал ошибку

У text.ru таких грехов нет.

text.ru правильно подчёркивает ошибки

В целом для проверки лексики его применять можно, но с осторожностью. Мы его чаще всего используем, когда нужно узнать уникальность текста.

6. LanguageTool

Languagetool.org — многоязыковой бесплатный онлайн-сервис для исправления грамматики, орфографии и речевых ошибок в тексте. Есть расширение для Chrome, которое позволяет находить ошибки в текстах прямо на сайте.

Проверка нарушений лексики в LanguageTool

Данный сервис определил 3 из 9 лексических ошибок в первом примере, а во втором — лишь одну. Результат такой же, как у text.ru.

Найденные лексические ошибки сервисом LanguageTool

Но LanguageTool удобен тем, что к каждому выделению есть комментарии, примеры, а также возможность настройки под себя.

Настройка параметров проверки в LanguageTool

7. Тургенев

Turgenev.ashmanov.com — сервис, известный SEO-специалистам, так как умеет проверять текст на «Баден-Баден» (хотя если страница всё же просела, то нет более верного способа, чем проверка вручную).

Но Тургенев также неплохо показывает стилистические ошибки в предложениях, тем более что вкладка «стилистика» бесплатна.

Тест текста на ошибки в сервисе Тургенев

В нашем проверочном тексте Тургенев распознал 2 нарушения лексических норм из 9, а в других примерах предложений тоже 2 (одна из которых канцеляризм).

Найденные ошибки лексики в сервисе Тургенев

8. Главред

Glvrd.ru — очень полезный ресурс, помогает избавить текст от водянистых конструкций и стилистических ошибок.

Однако будьте осторожны – порой он не распознаёт термины и ругается на ключевые слова (а они в некоторых нишах обязательны).

Проверка текста с лексическими ошибками Главредом

Он вовсе не распознал лексические ошибки в проверочном тексте.

Главред не находит лексических ошибок в проверочном тексте

А в примерах предложений заметил только канцеляризм.

Найденные Главредом лексические ошибки

Хотя Главред больше подходит для улучшения читаемости и красоты текста, чем для поиска конкретных ошибок, его всё ещё полезно использовать для чистки лексики от лишних конструкций.

Небольшой тест

Наша маленькая тестовая проверка поможет узнать, насколько хорошо вы помните нормы русского языка.

Выводы

Используя онлайн-сервисы, помните о том, что каким бы ни был ресурс – это алгоритм, который не всегда правильно оценивает контекст и не может мыслить так, как мыслит человек. Вычитку текстов на сайтах лучше доверить живым людям.

Приведённые выше сервисы помогут вам с лексикой текстов на сайте – по ним можно узнать значение конкретного слова, проверить текст на «воду» и т. п.

Еще по теме:

  • 20 ошибок невнимательных, или Текст под прицелом филолога
  • Продолжим тему о текстах на сайтах, но в этот раз рассмотрим их с точки зрения филолога. Мы собрали самые распространенные ошибки, которые могут повлиять на…

  • Как писать статьи для сайтов разных тематик
  • Подготовка Получение ТЗ от SEO-специалиста Изучение сайта и страницы, на которой будет размещён текст Получение информации от владельца/контент-менеджера сайта Анализ информации в интернете Написание Проверка…

  • Писать нельзя молчать: 7 самых глупых ошибок копирайтеров
  • За 8 месяцев работы в компании я получила и отредактировала более 300 статей (без учёта аудитов, КП и других важных документов). Бывают статьи, которые меня…

  • Новогодняя подборка: перлы копирайтинга — 2013
  • У всех бывают промахи, и у копирайтеров тоже. Но в канун Нового года хочется с улыбкой вспомнить творчество копирайтеров, пусть иногда и абсурдное, но очень…

  • Программа VS плагиат. Видят ли антиплагиаторы смысловую неуникальность?
  • Сегодня текстовый контент на сайте в первую очередь ценится за смысловую уникальность. Могут ли программы и сервисы проверки текстов (антиплагиаторы) «увидеть» не только техническую неуникальность,…

Есть вопросы?

Задайте их прямо сейчас, и мы ответим в течение 8 рабочих часов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Преднамеренные и непреднамеренные ошибки
  • Преднамеренно совершенная логическая ошибка это
  • Преднамеренная ошибка респондента
  • Преднамеренная логическая ошибка получила название
  • Преднамеренная логическая ошибка логическая уловка это