Представители постпозитивизма найти ошибку

Постпозитивизм

Содержание:

  • Что такое постпозитивизм
  • Основные идеи концепции
  • Представители направления

    • Карл Поппер
    • Томас Кун
    • Имре Лакатос
  • Черты постпозитивизма
  • Проблемы постпозитивизма

Что такое постпозитивизм

Определение

Постпозитивизм — это общее название для ряда концепций в философии и методологии науки, сформированных в противостоянии к учениям, основанным на эмпирическом обосновании науки.

Эта концепция не имеет одного выраженного целостного течения, включая в себя совокупность идей и направлений, пришедших на место неопозитивизму.

Определение

Неопозитивизм или логический позитивизм — это одно из основных направлений философии XX века, которое основывалось на идее о том, что для познания мира необходимы рациональные доказательства, опирающиеся на опыте.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Неопозитивисты видели свою главную задачу в исследовании языка и лингвистическом анализе. Их конечной целью была абсолютная формализация знаний на основе искусственно формализованного языка. При этом само знание представлялось как совокупность сложных слов и предложений, которые впоследствии путем трансформации переводились в простые и понятные фразы.

Однако такой подход оказался недостаточно эффективным, так как учение неопозитивизма не могло охватить познание как целостное явления в рамках своей концепции. С критикой на фундаментальные положения неопозитивистской теории выступил британский философ Карл Поппер в книге «Логика научного исследования» в 1934 году. Работа ученого инициировала пересмотр основных понятий философии науки и привела к становлению постопозитивизма, вобравшего в себя различные концепции, которые не только не являлись схожими, но порой очевидно противоречили друг другу.

Основные идеи концепции

Постпозитивизм не является какой-то конкретной философской школой или учением — часто под этим понятием понимают этап развития философии науки во второй половине XX века. Это течение не имеет четко выраженной и сформированной идейной концепции, так как объединяет под своим названием разнообразные методологические направления и идеи, которые могут критиковать и оспаривать друг друга.

При этом можно выделить ряд принципов, которые являются общими для всех направлений, попадающих под определение постпозитивизма.

Основными идеями течения являются:

  1. «Позитивная» ориентация на фактическое, устойчивое и несомненное.
  2. Допущение и признание плюрализма методологических концепций при условии, что они не противоречат реальному научному знанию.
  3. Антикумулятивизм в понимании развития науки, основанный на необходимости опровержения и разрушения предшествующих открытий и установок — усилия представителей постпозитивизма были направлены не на развитие текущих концепций, а на изменение научного знания.
  4. Новый подход к методу научной рациональности в познании, заключающийся в том, что, в отличие от неопозитивизма, она начала восприниматься в форме динамического процесса, который может менять свое направление в процессе исторического развития.
  5. Главной проблемой философии науки становится понимание развития научного знания.
  6. В качестве идеала научности постпозитивисты ставили теории математической физики, считая, что все научное знание в итоге должно принять форму аксиоматических или гипотетико-дедуктивных теорий.

Представители направления

Основное содержательное отличие постпозитивизма от предшествующих направлений заключается в многообразии противоположных концепций и теорий.

К наиболее выдающимся и влиятельным представителям данного философского течения относятся:

  • Карл Поппер — концепция критического рационализма или фальсификационизм;
  • Томас Кун — теория научных революций;
  • Имре Лакатос — методология научно-исследовательских программ.

Карл Поппер

К. Поппер был первым, кто подверг критике положения логического позитивизма и заставил ученых пересмотреть свои взгляды и рассмотреть устоявшиеся концепции с новой стороны.

Принцип фальсификации в концепции философа означал метод установления ложности научного знания и опровержения его посредством эмпирической проверки. Проппер считал, что научным может считаться только то знание, которое может быть опровергнуто опытным путем. При этом он был уверен, что в науке изначально имеется лишь несколько гипотез, которые впоследствии обретают форму через высказывание.

Согласно концепции ученого, любая научная теория носит гипотетический характер, поэтому рано или поздно она будет опровергнута. Этот принцип получил название «фаллибилизм».

Развитие и совершенствование науки, по мнению Проппера, состоит как раз в представлении новых гипотез и их последующем опровержении.

Английский философ также интересовался научной средой, базирующейся, как он считал, на постоянной борьбе теорий и опровержении истин, на замену которым выдвигаются новые.

Томас Кун

Кун был самым ярким оппонентом принципов фальсификационизма и фаллибилизма Проппа. Он критично высказывался по поводу всех предшествующих концепции философии науки, заявляя о создании новой парадигмы развития научной мысли.

В работе «Структура научных революций» в 1970 он сформулировал парадигмальную теорию развития науки, которая стала фундаментальной в концепции философа. В рамках этой теории Кун попытался объединить идею существования внутренних законов функционирования и развития научного знания.

Парадигма при этом в понимании ученого являлась неким идеалом, к которому надо было стремиться в процессе познания. Парадигма Куна не являлась статичной, так как со временем любая фундаментальная теория начинает изживать себя. Это может быть обусловлено открытием новых фактов, которые больше не соответствуют существующему объяснению или вовсе противоречат ему или обнаружением в текущей теории многочисленных ошибок и несоответствий. Тогда в развитии науки наступает этап «научной революции», и на смену устаревшему знанию приходит новая теория, отобранная из огромного количества подобных гипотез. 

Имре Лакатос

Одной из теорий постпозитивизма стала концепция Лакатоса, которая предлагала совершенное новую модель развития научного знания. Для того, чтобы раскрыть структуру своей научно-исследовательской программы, мыслитель ввел базисную единицу, включающую в себя следующие элементы:

  1. Ядро — доказанные и неопровержимые знания.
  2. Защитный пояс — множество частных научных гипотез, которые поддаются пересмотру, опровержению, фальсификации.
  3. Положительная эвристика программы — прогресс в объяснении имеющихся эмпирических фактов и успешное предсказание новых в конкретно области исследования.
  4. Отрицательная эвристика — методы защиты от опровержения со стороны альтернативных программ.

Преимущество идеи Лакатоса заключается в том, что она дает увидеть развитие науки в движении и одновременно отражает относительную стабильность научного знания в процессе его согласования с опытом.

Черты постпозитивизма

Среди основных признаков, характеризующих сущность постопозитивистской концепции, можно выделить следующие пункты:

  1. История не является областью знаний. Постпозитивизм выступает против идеи о преемственности научного знания и отвергает принцип кумулятивизма. По мнению представителей этой философской концепции, прогресс не может оказывать влияние на научную мысль. Соответственно, сформированная когда-то теория, рано или поздно должна опровергаться и заменяться новой актуальной идеей. Этот феномен обусловливает возникновение научных революций, в ходе которых пересматривается не только теоретическая основа знания, но также методы и принципы познания.
  2. Постпозитивизм приветствует плюрализм методов, теорий и научных гипотез. Его представители считают, что невозможно рассмотреть научное знание с точки зрения какой-то одной абсолютной точки зрения. Они отказываются от жестких рамок и принципов неопозитивизма, стирая границу между эмпирическим и теоретическим.
  3. Центральной проблемой концепции Поппера стала проблема демаркации — поиска критерия, который бы позволил определить различие между эмпирическими науками и метафизикой. Он считал, что даже множество подтверждающих фактов в пользу какой-либо научной мысли не могут указывать на ее абсолютную истинность. Но при этом достаточно одного фактора, указывающего на ложность выражения, чтобы его опровергнуть. Поппер уверял, что теорию нельзя назвать научной, пока она не поддается опровержению эмпирическим путем. Наукой он считал только экспериментальное знание, при этом философия, математика и логика в этом смысле считались ненаучными. Но в то же время он указывал на значение метафизики для развития науки.

Проблемы постпозитивизма

Проблемы постпозитивизма основаны на поиске знания и процессе развития науки. Философы этого направления считали, что наука развивается неравномерно, переживая взлеты и падения, но в итоге приходит к своему росту и совершенствованию.

К проблемам постпозививизма можно отнести:

  1. Проблема фальсификации — действительно ли стоит отвергать теории после обнаружения в ней одного или нескольких ложных элементов.
  2. Проблема правдоподобия научных теорий — по каким критериям определять истинность научной мысли.
  3. Проблема рациональности — определение рациональности в науке.
  4. Проблема соизмеримости научных теорий — какие признаки позволят выяснить соизмеримость научных теорий.
  5. Проблема понимания и взаимодействия многочисленных концепций, противопоставленных друг другу, внутри постпозитивима.

Основной
идеей постпозитивизма является
рациональный
метод познания.

Ярчайшие
представители постпозитивизма:

– Карл
Поппер;

– Имре
Лакатос;

– Пол
Фейерабенд;

– Томас
Кун.

1. Одним
из самых интересных представителей
постпозитивизма является современный
английский философ Карл Поппер.

По
мнению Поппера, задача философии научного
познания состоит в разрешении проблемы
роста знания. Рост знания может произойти
в процессе рациональной дискуссии,
выступающей критикой существующего
знания. Философия Поппера по праву
считается критическим рационализмом.

Согласно
Попперу, ученые делают открытия, переходя
от гипотез к единичным высказываниям,
вопреки существующему мнению индуктивистов
– от фактов к теории. Научной теорией
Поппер называет концепцию, поддающуюся
сопоставлению с опытными данными, а
значит, в любой момент она может быть
сфальсифицирована. Философия не поддается
фальсификации, а значит, философия не
имеет научного характера. Философия у
Поппера выступает как осмысление роста
научного знания и включает принципы
рационально-критической дискуссии,
фальсифика-ционализма, фаллиболизма.

2. Другим
представителем английского постпозитивизма
является Имре Лакатос, выдвинувший
методологию научно-исследовательских
программ. Согласно Лакатосу, важно
сравнивать теории друг с другом.

Лакатос
как истинный постпозитивист обратил
внимание на необходимость тщательного
изучения истории развития научного
познания. Научные исследования, не
сопровождающиеся изучением истории
науки, ведут к одностороннему знанию,
создают условия для догматизма.

3. Пол
Фейерабенд – американский философ,
выступающий с критикой кумулятивизма,
согласно которому развитие знания
происходит в результате постепенного
накопления знаний.

Этот
мыслитель является сторонником тезиса
о несоизмеримости теорий. По мнению
Фейерабенда, плюрализм должен
господствовать как в политике, так и в
науке.

Заслугой
американского мыслителя является
настойчивый отказ от приобретших
устойчивые черты идеалов классической
науки, наука представляет собой процесс
размножения теорий, в котором нет единой
линии.

4. Другой
американский философ Томас Кун вслед
за Фейерабендом критикует схему развития
науки, предложенную Поппером.

Основной
идеей Куна является то, что в развитии
научного знания большую роль играет
деятельность научного сообщества и
особую значимость имеют социальные и
психологические моменты.

Вопрос 27. Философия эпохи постмодерна:

Философия
постмодернизма противопоставляет себя
прежде всего Гегелю, видя в нем высшую
точку рационализма и логоцентризма. В
этом смысле ее можно определить как
антигегельянство. Гегелевская философия,
как известно, покоится на таких категориях,
как бытие, единое, целое, универсальное,
абсолютное, истина, разум и т. д.
Постмодернистская философия подвергает
все это резкой критике, выступая с
позиций релятивизма. В целом мироощущение
постмодерного человека можно определить
как неофатализм. Его особенность состоит
в том, что человек уже не воспринимает
себя в качестве хозяина своей судьбы,
который во всем полагается на самого
себя, всем обязан самому себе.

Непосредственными
предшественниками постмодернистской
философии являются Ф. Ницше и М. Хайдеггер.
Первый из них отверг системный способ
мышления Гегеля, противопоставив ему
мышление в форме небольших фрагментов,
афоризмов, максим и сентенций. Он выступил
с идеей радикальной переоценки ценностей
и отказа от фундаментальных понятий
классической философии, сделав это с
позиций крайнего нигилизма, с утратой
веры в разум, человека и гуманизм. В
частности, он выразил сомнение в наличии
некоего «последнего основания»,
именуемого обычно бытием, добравшись
до которого мысль будто бы приобретает
прочную опору и достоверность. По мнению
Ницше, такого бытия нет, а есть только
его интерпретации и толкования. Он также
отверг существование истин, назвав их
«неопровержимыми заблуждениями».
Ницше нарисовал конкретный образ
постмодернистской философии, назвав
ее «утренней» или «дополуденной».
Она ему виделась как философствование
или духовное состояние человека,
выздоравливающего после тяжелой болезни,
испытывающего умиротворение и наслаждение
от факта продолжающейся жизни.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Двадцатый век по праву считается переломным в истории человечества. Он стал тем периодом, когда произошел качественный скачок в развитии науки, техники, экономики и в других отраслях, являющихся для человека приоритетными. Естественно, что это не могло не породить некоторые изменения в сознании людей. Став иначе мыслить, они изменили подход ко многим привычным вещам, что, так или иначе, повлияло на нравственные нормы поведения социума. Подобные преобразование не могли не стать причиной возникновения новых философских концепций и идей, которые позже трансформировались и оформились в направления философской науки. В своем большинстве они базировались на смене устаревших моделей мышления и предлагали совершенно особую систему взаимодействия с миром. Одно из самых необычных течений, возникших в тот период – это постпозитивизм.

Однако можно сказать, что данное философское течение стало преемником еще нескольких направлений, сформировавшихся в первой четверти двадцатого века. Мы говорим о позитивизме и неопозитивизме. Постпозитивизм, взявший от них саму суть, но вычленивший из нее совсем иные идеи и теории, стал своеобразным заключительным этапом в формировании философской мысли двадцатого столетия. Но это течение все же имеет массу особенностей, а в некоторых случаях и противоречий относительно идей своих предшественников. Многие философы считают, что постпозитивизм – это нечто особенное, что до сих пор является предметом обсуждений среди последователей этого направления. И это вполне закономерно, ведь его концепции в ряде случаев буквально противоречат друг другу. Поэтому современный постпозитивизм вызывает серьезный интерес в научном мире. В статье мы рассмотрим его основные положения, идеи и концепции. Также мы постараемся дать читателям ответ на вопрос: «Что же это – постпозитивизм?»

Что такое «позитивный», какой он — позитивный человек, и что вообще значит это необычное,…

западная философия

Особенности развития западной философии двадцатого века

Философия, пожалуй, единственная наука, в которой новые концепции могут полностью опровергнуть предыдущие, казавшиеся незыблемыми. Именно так и произошло с позитивизмом. В философии это направление появилось в результате трансформации нескольких течений в одну концепцию. Однако говорить о ее особенностях можно только лишь поняв, как именно возникли данные идеи среди огромного количества концепций, формировавшихся в двадцатом веке. Ведь западная философия в данный период времени переживала настоящий подъем, выстраивая на базе старых идей нечто абсолютно новое, являющееся будущим философии науки. И постпозитивизм стал одним из самых ярких из данных направлений.

Наибольшую популярность в прошлом веке имели такие направления, как марксизм, прагматизм, фрейдизм, неотомизм и другие. Несмотря на все различия между ними, эти концепции имели общие черты, характерные для западной философской мысли того времени. Всем новым идеям были свойственны следующие характеристики:

  • Отсутствие единства. В двадцатом веке на Западе одновременно возникали абсолютно взаимоисключающие идеи, школы и направления. Зачастую все они имели свою проблематику, базовые понятия и термины, а также методы изучения.
  • Обращение к человеку. Именно прошлый век повернул науку лицом к человеку, который стал объектом ее пристального изучения. Все его проблемы трансформировались в основу философской мысли.
  • Подмена понятий. Нередко встречались попытки некоторых философов преподнести в качестве философской науки иные дисциплины о человеке. Их основные понятия смешивались между собой, таким образом формируя новое направление.
  • Взаимосвязь с религией. Многие школы и концепции, возникшие на заре нового века, так или иначе, затрагивали религиозные темы и понятия.
  • Противоречивость. Кроме того, что новые идеи и течения постоянно противоречили друг другу, многие из них еще и полностью опровергали науку в целом. Другие же, напротив, выстраивали свои идеи именно на ней и использовали в формировании своей концепции научную методологию.
  • Иррационализм. Многие философские направления намеренно ограничивали научные подходы к знанию как таковому, направляя поток мыслей к мистике, мифологии и изотерике. Таким образом, подводя людей к иррациональному восприятию философии.

Как видите, все эти черты можно отыскать практически в любом из философских течений, возникших и оформившихся в двадцатом веке. Они характерны и для постпозитивизма. Кратко это направление, заявившее о себе в шестидесятые годы прошлого века, охарактеризовать довольно сложно. Тем более что оно базируется на течениях, образовавшихся чуть ранее – в первой четверти двадцатого века. Позитивизм и постпозитивизм можно представить в виде сообщающихся сосудов, однако философы бы сказали, что они все же имеют разное наполнение. Поэтому знакомство с этими течениями мы проведем в следующих разделах статьи.

Философия — наука, которая никого не оставит равнодушным. Неудивительно, ведь она задевает каждого…

течения в философии

Несколько слов о позитивизме

Философия позитивизма (постпозитивизм в дальнейшем сформировался на ее основах) возникла во Франции. Ее основателем считается Огюст Конт, который в тридцатые годы сформулировал новую концепцию и разработал ее методологию. Направление получило название «позитивизм» благодаря своим основным ориентирам. К ним относится изучение проблематики любого характера через действительное и постоянное. То есть последователи данных идей всегда ориентируются только на фактическое и устойчивое, а другие подходы ими отвергаются. Позитивисты категорически исключают метафизические объяснения, так как в данном направлении они неосуществимы. А с точки зрения практики – абсолютно бесполезны.

Кроме Конта, большой вклад в развитие идей позитивизма внесли английские, немецкие и российские философы. Такие неординарные личности, как Стюарт Миль, Якоб Молешотт и П. Л. Лавров являлись последователями данного течения и написали немало научных трудов о нем.

В общих чертах позитивизм представляется в виде набора следующих идей и представлений:

  • Процесс познания должен быть абсолютно чистым от любой оценки. Для этого его очищают от мировоззренческой интерпретации, при этом необходимо избавиться и от шкалы ценностных ориентиров.
  • Все философские идеи, возникавшие ранее, признаются метафизическими. Это подводит их под удаление и замену на науку, которая ставилась в один ряд с философией. В некоторых ситуациях можно было воспользоваться обзором знаний либо особым учением об языке науки.
  • Большая часть философов того времени придерживалась либо идеализма, либо материализма, которые являлись крайностями по отношению друг к другу. Позитивизм предлагал некий третий путь, не оформленный еще в четкое и ясное направление.

Основные идеи и черты позитивизма отразил в своем шеститомнике Огюст Конт, но главная мысль заключается в следующем – наука ни в коем случае не должна докапываться до сущности вещей. Ее основной задачей является описание предметов, явлений и вещей такими, какими они являются сейчас. Для этого достаточно использовать научные методы.

Кроме озвученного, можно выделить и еще несколько черт, считающихся базовыми для позитивизма:

  • Познание через науку. Предыдущие философские направления несли идеи об априорном познании. Оно представлялось единственным способом обрести знание. Однако позитивизм предложил иной подход к данной проблеме и предложил использовать научную методологию в процессе познания.
  • Научная рациональность – это сила и основа формирования мировоззрения. Позитивизм базируется на представлениях о том, что наука является всего лишь средством, которое должно использоваться для познания этого мира. А после она вполне может трансформироваться и в инструмент преобразований.
  • Наука в поисках закономерного. Для философии характерно искать суть в процессах, происходящих в социуме и природе. Они представляются как непрерывный процесс, обладающий уникальной способностью к трансформации. Однако позитивизм предлагает взглянуть на эти процессы с научной точки зрения. И именно наука способна увидеть в них закономерности.
  • Прогресс ведет к познанию. Так как наука ставилась позитивистами превыше всего, то они, естественно, считали прогресс тем самым необходимым человечеству двигателем.

Очень быстро на Западе идеи позитивизма окрепли, но на этой почве возникло иное течение, которое стало формироваться в сороковые годы прошлого века.

Логический позитивизм: основные идеи

Между неопозитивизмом и постпозитивизмом гораздо больше различий, чем общих черт. И в первую очередь они заключаются в четкой направленности нового течения. Неопозитивизм еще часто называют логическим позитивизмом. И постпозитивизм в данном случае является скорее его противопоставлением.

Можно сказать, что новое течение ставило своей основной задачей логический анализ. Последователи неопозитивизма единственным способом прояснения философских проблем считают исследование языка.

Знание при таком подходе представляется совокупностью слов и предложений, подчас довольно сложных. Поэтому их необходимо трансформировать в максимально понятные и ясные фразы. Если взглянуть на мир глазами неопозитивистов, то он предстанет в виде россыпи фактов. Они, в свою очередь, формируют события, имеющие определенные объекты. Из событий, поданых как определенная конфигурация высказываний, складывается знание.

Конечно, это несколько упрощенный подход к пониманию сути нового философского течения, но он как нельзя лучше описывает логический позитивизм. Еще хочется упомянуть тот момент, что все утверждения и знания, которые невозможно описать с точки зрения чувственного опыта, последователями течения отвергаются. К примеру, утверждение «кровь красная» легко признается истинным, так как зрительно человек может его подтвердить. А вот фраза «время необратимо» сразу же исключается из круга проблем неопозитивистов. Данное утверждение невозможно познать через чувственный опыт, а, следовательно, оно получает приставку «псевдо». Подобный подход оказался очень неэффективным, показав несостоятельность неопозитивизма. И постпозитивизм, пришедший ему на смену, стал своеобразной альтернативой предыдущим течениям.

идеи и концепции постпозитивизма

Поговорим о постпозитивизме

Постпозитивизм в философии – это совершенно особенное течение, которое сформировалось из двух ранее описанных нами концепций, но тем не менее имеет ряд уникальных характеристик. Впервые о данных идеях заговорили в шестидесятых годах прошлого века. Отцы-основатели постопозитивизма Поппер и Кун его основной идеей считали не подтверждение знания научными методами, изысканиями и чувственным подходом, а скорее опровержение научной мысли. То есть важным считается возможность опровергнуть базисные утверждения и тем самым обрести знание. Эти утверждения позволяют охарактеризовать постпозитивизм кратко. Однако подобной информации недостаточно, чтобы проникнуть в его суть.

Данное течение является одним из тех редких, которое не имеет базисного ядра. Если говорить другими словами, то постпозитивизм не может быть представлен в виде четко сформулированного течения. Философы дают такое определение этому направлению: постпозитивизм – это множество философских концепций, идей и течений, объединенных под одним названием, и пришедшим на смену неопозитивизму.

Примечательно, что все эти концепции могут иметь абсолютно противоположную базу. Последователи постпозитивизма могут придерживаться разных идей и при этом считать себя близкими по духу философами.

Если более пристально взглянуть на данное течение, то оно представится как полный хаос, который, с научной точки зрения, отличается особой упорядоченностью. Самые яркие представители постпозитивизма (Поппер и Кун, к примеру), дорабатывая идеи друг друга, зачастую оспаривали их. И это становилось новым толчком к развитию философского течения. Сегодня оно по-прежнему актуально и имеет своих последователей.

Представители постпозитивизма

Как мы уже говорили, это течение объединяет множество концепций. Среди них существуют более и менее популярные, имеющие под собой хорошую базу и методолгию и совсем «сырые» идеи. Если изучить большую часть направлений постопозитивизма, то станет понятно, насколько они противоречат друг другу. Однако сделать это довольно сложно, поэтому мы затронем только самые яркие концепции, сформированные талантливыми и признанными в научном сообществе своего времени философами.

Наиболее интересными признаны постпозитивистские концепции следующих философов:

  • Карл Поппер.
  • Томас Кун.
  • Пол Фейерабенда.
  • Имре Лакатос.

Каждая из этих фамилий хорошо известна в научном мире. Сочетание слов «постпозитивизм» и «наука» благодаря их трудам приобрело фактически знак равенства между собой. Сегодня это не вызывает ни у кого никаких сомнений, но в свое время вышеперечисленным философам пришлось потратить немало времени и сил на то, чтобы доказать свои взгляды и подтвердить концепции. Причем именно они сумели оформить свои идеи более четко. Они потеряли некую размытость и обрели границы, позволяющие определить направленность идей. За счет этого данная идеология смотрится более выигрышно.

развитие научного знания

Отличительные черты

Идеи постпозитивизма имеют массу отличительных черт от тех течений, которые поспособствовали его формированию. Без их изучения довольно сложно проникнуть в суть философского направления, ставшего одним из самых необычных за всю историю существования философии как науки.

Итак, давайте более подробно обсудим основные характеристики постпозитивизма. В первую очередь стоит упомянуть об отношении данного направления к самому знанию. Обычно философские школы рассматривают его статичную величину. Она представляется как образец научности, переведенный в знаковую форму. Подобный подход характерен для математической науки. А вот постпозитивисты подошли к знанию в динамике. Им стал интересен процесс его становления, а затем и развития. При этом для них открылась возможность проследить процесс динамического изменения знания, что обычно ускользало от взглядов философов.

Методологические аспекты постпозитивизма тоже существенно отличаются от позитивизма и неопозитивизма. Новое течение расставляет акценты на протяжении всего пути развития знания. При этом постпозитивисты не рассматривают в качестве области знаний всю историю науки. Хотя она являет собой довольно яркую совокупность событий, в которую входят и научные революции. А они, в свою очередь, полностью меняли не только представления о тех или иных событиях, но и практический подход к задачам. Он включает в себя определенные методы и принципы.

Основные идеи постпозитивизма лишены жестких рамок, ограничений и противопоставлений. Можно сказать, что предшественники данного течения имели склонность делить факты и теории на эмпирические и теоретические. Первые представлялись некой константой, они были надежными, четкими и неизменными в любых обстоятельствах. А вот теоретические факты позиционировались как изменчивые и ненадежные. Последователи постпозитивизма стерли столь четкие рамки между этими двумя понятиями и в некотором роде даже приравняли их друг к другу.

Проблемы постпозитивизма довольно разнообразны, но все они связаны с поиском знания. В данном процессе большое значение имеют факты, которые ставятся в прямую зависимость от теории. Это происходит за счет того, что они имеют серьезную теоретическую нагрузку. Подобное утверждение подводит постпозитивистов к утверждению о том, что в действительности база фактов является всего лишь теоретической основой. При этом одинаковые факты с разной теоретической базой являются по своей сути разными.

Интересно, что многие философские течения разграничивают философию и науку. Однако постпозитивизм не отделяет их друг от друга. Данное учение утверждает, что все философские идеи, тезисы и концепции уже в самой своей основе являются научными. Первым заговорил об этом Карл Поппер, которого многие сегодня считают основателем этого течения. В дальнейшем он придал своей концепции более четкие границы и проработал проблематику. Практически все последователи постпозитивизма в философии (это доказано и подтверждено) пользовались работами Поппера, подтверждая либо опровергая их основные положения.

поиск истинного знания

Взгляды Томаса Поппера

Этот английский философ считается самым интересным из поспозитивистов. Он сумел заставить социум смотреть под другим углом на научное знание и процесс его обретения. Поппера в первую очередь интересовала динамика знания, то есть его рост. Он был уверен, что это возможно проследить посредством разных процессов, к которым, к примеру, можно отнести дискуссии либо поиск опровержения существующих теорий.

Кстати, на обретение знания у англичанина тоже был свой взгляд. Он серьезно критиковал концепции, которые обрисовывали данный процесс как плавный переход от фактов к теории. На самом деле Поппер был уверен в том, что ученые изначально имеют всего лишь несколько гипотез и лишь потом они обретают некую форму через высказывания. При этом любая теория может иметь характеристику научной, если может быть сопоставима с опытными данными. Однако на этом этапе велика вероятность фальсификации знания, что ставит под сомнение всю его суть. Согласно убеждениям Поппера, философия стоит особняком в ряде научных знаний, так как не позволяет проверить их опытным путем. А значит философская наука не подлежит фальсификации за счет своей сути.

Томаса Поппера очень серьезно интересовала научная жизнь. Ее изучение он ввел в проблематику постпозитивизма. В общих чертах научная жизнь позиционировалась ученым полем, на котором без перерыва ведется борьба теорий. По его мнению, для познания истины необходимо мгновенно отбрасывать опровергнутую теорию ради выдвижения новой. Однако само понятие «истина» в интерпретации философа принимает немного иное значение. Дело в том, что некоторые философы категорически опровергают само существование истинного знания. Однако Поппер был уверен, что отыскать истину все же возможно, но практически недостижимо, так как на этом пути велика вероятность запутаться в ложных концепциях и теориях. Из этого вытекает и предположение о том, что любое знание в конечном итоге имеет ложный характер.

Основные идеи Поппера заключались в следующем:

  • все источники знания равны между собой;
  • метафизика имеет право на существование;
  • метод проб и ошибок рассматривается как основной научный метод познания;
  • основному анализу подвергается сам процесс развития знания.

При этом английский философ категорически отрицал саму возможность применения любых идей закономерности относительно явлений, происходящих в общественной жизни.

Постпозитивизм Куна: основные идеи и концепция

Все написанное Поппером не единожды подвергалось жесткой критике со стороны его последователей. И самым ярким из них был Томас Кун. Он раскритиковал всю концепцию развития научной мысли, выдвинутую своим предшественником, и создал свое течение в постпозитивизме. Он впервые выдвинул термины, которые в дальнейшем стали активно использовать другие ученые в своих работах.

Мы говорим о таких понятиях, как «научное сообщество» и «парадигма». Они стали базовыми в концепции Куна, однако в трудах некоторых других последователей постпозитивизма они тоже подвергались критике и полностью опровергались.

Под парадигмой философ понимал некий идеал или образец, с которым необходимо сверяться в поисках знания, в подборе решений для задач и выявлении наиболее актуальной проблематики. Научное сообщество представлялось группой людей, которые объединены между собой парадигмой. Однако это наиболее простое из всех объяснений терминологии Куна.

Если рассматривать парадигму подробнее, то станет понятно, что в нее входит масса различных понятий. Она не может существовать без статичных образцов учения, ценностей поиска истинного знания и представлений о мире.

Интересно, что в концепции Куна парадигма не является константой. Она выполняет данную роль на определенном этапе развития научной мысли. В этот период времени все научные изыскания выполняются соответственно установленным ею рамкам. Однако процесс развития невозможно остановить, и парадигма начинает изживать себя. В ней обнаруживаются парадоксы, аномалии и другие отклонения от нормы. Избавиться от них в рамках парадигмы невозможно и тогда она отбрасывается. На смену приходит новая, выбранная из огромного количества подобных. Томас Кун считал, что этап выбора новой парадигмы очень уязвим, так как в такие моменты существенно увеличивается риск фальсификаций.

При этом философ в своих работах утверждал, что определить уровень истинности знания просто невозможно. Он критиковал принципы преемственности научной мысли и считал, что прогресс не может оказывать влияния на научную мысль.

философские труды

Идеи Имре Лакатоса

Абсолютно иной постпозитивизм у Лакатоса. Этот философ предложил свою концепцию развития научной мысли, в корне отличающуюся от двух предыдущих. Он создал особую модель развития науки, имеющую четкую структуру. При этом философ ввел некую единицу, которая позволяла в полной мере раскрыть эту структуру. За единицу Лакатос взял научно-исследовательскую программу. Она имеет несколько составляющих:

  • ядро;
  • защитный пояс;
  • совокупность правил.

Каждому пункту данного списка философ дал свою характеристику. К примеру, за ядро принимаются все неопровержимые факты и знания. Защитный пояс постоянно изменяется, при этом в процессе активно используются все известные методы: фальсификация, опровержение и так далее. Всегда используется и указанная совокупность методологических правил. Научно-исследовательская программа может прогрессировать и регрессировать. Эти процессы напрямую связаны с защитным поясом.

Многие ученые считают, концепцию Лакатоса одной из самых совершенных. Она позволяет рассмотреть и изучить развитие науки в динамике.

философия 20 века

Еще один взгляд на постпозитивизм

Пол Фейерабенда постпозитивизм представил в ином свете. Его концепция заключается в использовании диспута, критики и опровержения для понимания развития науки. Философ в своих работах описывал научное развитие как единовременное создание нескольких теорий и концепций, среди которых в полемике подтвердится лишь самая жизнеспособная. При этом он утверждал, что каждый, создающий свои теории, должен намеренно противопоставлять их уже существующим и исходить в них от обратного. Однако Фейерабенда был уверен и в том, что сама суть научной мысли заключается в недопустимости и невозможности провести сравнительный анализ теорий.

Он выдвинул идею об идентичности науки и мифологии, полностью отринув рационализм. Философ в своих трудах доказывал, что в познавательной и исследовательской деятельности необходимо отказаться ото всех правил и методов.

Подобные идеи часто подвергались жесткой критике, так как, по мнению многих видных ученых и философов, они означали конец прогресса в науке.


Что такое Позитивизм? И в чём его проблема...

Видео: Что такое Позитивизм? И в чём его проблема…

Содержание

  • Позитивизм против постпозитивизма
     
  • Что такое позитивизм?
  • Что такое постпозитивизм?
  • В чем разница между позитивизмом и постпозитивизмом?

Позитивизм против постпозитивизма
 

Основная идея позитивизма и пост-позитивизма создает разницу между ними и отличает их. Позитивизм и постпозитивизм следует рассматривать как философии, используемые в науке для научных исследований. Их следует рассматривать как две независимые философии, которые отличаются друг от друга. Позитивизм — это философия, подчеркивающая эмпиризм. Это подчеркивает важность объективности и необходимость изучения наблюдаемых компонентов. Однако в 20 веке произошел сдвиг, вызванный постпозитивизмом. Постпозитивизм — это философия, которая отвергает позитивизм и выдвигает новые предположения, чтобы разгадать истину. В этой статье давайте рассмотрим различия между этими двумя философскими позициями.

Что такое позитивизм?

Позитивизм подчеркивает, что научное исследование должно опираться на наблюдаемые и измеримые факты, а не на субъективный опыт. Согласно этой эпистемологической позиции, то, что считается знанием, может быть получено через сенсорную информацию. Если знание выходит за эти рамки субъективных границ, такая информация не квалифицируется как знание. Позитивисты считали, что наука является средством, с помощью которого можно разгадывать истину. Однако, по мнению позитивистов, только естественные науки, такие как физика, химия и биология, считались наукой.

Социальные науки, такие как социология и политология, не подпадали под эти позитивистские рамки, главным образом потому, что в социальных науках знания были получены из субъективного опыта людей, который нельзя было измерить и наблюдать. Социологи не занимались исследованиями в лабораториях. Их лаборатория была обществом, в котором движения, отношения людей нельзя было контролировать. Знания были получены путем изучения человеческих отношений, отношений, жизненных историй и т. Д. Позитивисты считали, что они не имеют объективной основы.

Огюст Конт — позитивист

Что такое постпозитивизм?

Постпозитивизм зародился в 20 веке. Это был не просто пересмотр позитивизма, но полный отказ от основных ценностей позитивизма. Постпозитивизм указывает на то, что научное рассуждение очень похоже на рассуждение здравого смысла. Это означает, что наше индивидуальное понимание повседневной жизни похоже на понимание ученого. Единственная разница в том, что ученый будет использовать процедуру для того, чтобы делать выводы, в отличие от обычного человека.

В отличие от позитивистов, постпозитивисты указывают, что на наши наблюдения нельзя всегда полагаться, поскольку они также могут быть подвержены ошибкам. Вот почему постпозитивисты считаются критическими реалистами, критически относящимися к реальности, которую они изучают. Поскольку постпозитивисты критически относятся к реальности, они не полагаются ни на один метод научного исследования. Они считают, что в каждом методе могут быть ошибки. Их можно избежать, только если использовать несколько методов. Это называется триангуляцией.

Постпозитивизм также предполагает, что ученые никогда не бывают объективными и предвзято относятся к своим культурным убеждениям. В этом смысле нельзя добиться чистой объективности. Это подчеркивает наличие огромных различий между позитивизмом и постпозитивизмом, хотя оба они основаны на объективности.

Карл Поппер — постпозитивист

В чем разница между позитивизмом и постпозитивизмом?

• Определения позитивизма и постпозитивизма:

• Позитивизм — это философская позиция, подчеркивающая важность объективности и необходимость изучения наблюдаемых компонентов.

• Постпозитивизм — это философия, которая отвергает позитивизм и представляет новые предположения, чтобы разгадать истину.

• Основная идея:

• Эмпиризм (который включал наблюдение и измерение) был стержнем позитивизма.

• Постпозитивизм указывал на ошибочность этой основной идеи.

• Реалисты и критические реалисты:

• Позитивисты — реалисты.

• Постпозитивисты — критические реалисты.

• Цель науки:

• Позитивисты считают, что наука стремится раскрыть правду.

• Однако постпозитивисты считают, что это невозможно, поскольку есть ошибки во всех научных методах.

• Объективность ученого:

• В позитивизме ученый считается объективным.

• Постпозитивизм подчеркивает наличие предубеждений и в ученом.

Изображения предоставлены: Огюст Конт и Карл Поппер через Wikicommons (общественное достояние)

Двадцатый век по праву считается переломным в истории человечества. Он стал тем периодом, когда произошел качественный скачок в развитии науки, техники, экономики и в других отраслях, являющихся для человека приоритетными. Естественно, что это не могло не породить некоторые изменения в сознании людей. Став иначе мыслить, они изменили подход ко многим привычным вещам, что, так или иначе, повлияло на нравственные нормы поведения социума. Подобные преобразование не могли не стать причиной возникновения новых философских концепций и идей, которые позже трансформировались и оформились в направления философской науки. В своем большинстве они базировались на смене устаревших моделей мышления и предлагали совершенно особую систему взаимодействия с миром. Одно из самых необычных течений, возникших в тот период – это постпозитивизм.

Однако можно сказать, что данное философское течение стало преемником еще нескольких направлений, сформировавшихся в первой четверти двадцатого века. Мы говорим о позитивизме и неопозитивизме. Постпозитивизм, взявший от них саму суть, но вычленивший из нее совсем иные идеи и теории, стал своеобразным заключительным этапом в формировании философской мысли двадцатого столетия. Но это течение все же имеет массу особенностей, а в некоторых случаях и противоречий относительно идей своих предшественников. Многие философы считают, что постпозитивизм – это нечто особенное, что до сих пор является предметом обсуждений среди последователей этого направления. И это вполне закономерно, ведь его концепции в ряде случаев буквально противоречат друг другу. Поэтому современный постпозитивизм вызывает серьезный интерес в научном мире. В статье мы рассмотрим его основные положения, идеи и концепции. Также мы постараемся дать читателям ответ на вопрос: «Что же это – постпозитивизм?»

западная философия

Особенности развития западной философии двадцатого века

Философия, пожалуй, единственная наука, в которой новые концепции могут полностью опровергнуть предыдущие, казавшиеся незыблемыми. Именно так и произошло с позитивизмом. В философии это направление появилось в результате трансформации нескольких течений в одну концепцию. Однако говорить о ее особенностях можно только лишь поняв, как именно возникли данные идеи среди огромного количества концепций, формировавшихся в двадцатом веке. Ведь западная философия в данный период времени переживала настоящий подъем, выстраивая на базе старых идей нечто абсолютно новое, являющееся будущим философии науки. И постпозитивизм стал одним из самых ярких из данных направлений.

Наибольшую популярность в прошлом веке имели такие направления, как марксизм, прагматизм, фрейдизм, неотомизм и другие. Несмотря на все различия между ними, эти концепции имели общие черты, характерные для западной философской мысли того времени. Всем новым идеям были свойственны следующие характеристики:

  • Отсутствие единства. В двадцатом веке на Западе одновременно возникали абсолютно взаимоисключающие идеи, школы и направления. Зачастую все они имели свою проблематику, базовые понятия и термины, а также методы изучения.
  • Обращение к человеку. Именно прошлый век повернул науку лицом к человеку, который стал объектом ее пристального изучения. Все его проблемы трансформировались в основу философской мысли.
  • Подмена понятий. Нередко встречались попытки некоторых философов преподнести в качестве философской науки иные дисциплины о человеке. Их основные понятия смешивались между собой, таким образом формируя новое направление.
  • Взаимосвязь с религией. Многие школы и концепции, возникшие на заре нового века, так или иначе, затрагивали религиозные темы и понятия.
  • Противоречивость. Кроме того, что новые идеи и течения постоянно противоречили друг другу, многие из них еще и полностью опровергали науку в целом. Другие же, напротив, выстраивали свои идеи именно на ней и использовали в формировании своей концепции научную методологию.
  • Иррационализм. Многие философские направления намеренно ограничивали научные подходы к знанию как таковому, направляя поток мыслей к мистике, мифологии и изотерике. Таким образом, подводя людей к иррациональному восприятию философии.

Как видите, все эти черты можно отыскать практически в любом из философских течений, возникших и оформившихся в двадцатом веке. Они характерны и для постпозитивизма. Кратко это направление, заявившее о себе в шестидесятые годы прошлого века, охарактеризовать довольно сложно. Тем более что оно базируется на течениях, образовавшихся чуть ранее – в первой четверти двадцатого века. Позитивизм и постпозитивизм можно представить в виде сообщающихся сосудов, однако философы бы сказали, что они все же имеют разное наполнение. Поэтому знакомство с этими течениями мы проведем в следующих разделах статьи.

течения в философии

Несколько слов о позитивизме

Философия позитивизма (постпозитивизм в дальнейшем сформировался на ее основах) возникла во Франции. Ее основателем считается Огюст Конт, который в тридцатые годы сформулировал новую концепцию и разработал ее методологию. Направление получило название «позитивизм» благодаря своим основным ориентирам. К ним относится изучение проблематики любого характера через действительное и постоянное. То есть последователи данных идей всегда ориентируются только на фактическое и устойчивое, а другие подходы ими отвергаются. Позитивисты категорически исключают метафизические объяснения, так как в данном направлении они неосуществимы. А с точки зрения практики – абсолютно бесполезны.

Кроме Конта, большой вклад в развитие идей позитивизма внесли английские, немецкие и российские философы. Такие неординарные личности, как Стюарт Миль, Якоб Молешотт и П. Л. Лавров являлись последователями данного течения и написали немало научных трудов о нем.

В общих чертах позитивизм представляется в виде набора следующих идей и представлений:

  • Процесс познания должен быть абсолютно чистым от любой оценки. Для этого его очищают от мировоззренческой интерпретации, при этом необходимо избавиться и от шкалы ценностных ориентиров.
  • Все философские идеи, возникавшие ранее, признаются метафизическими. Это подводит их под удаление и замену на науку, которая ставилась в один ряд с философией. В некоторых ситуациях можно было воспользоваться обзором знаний либо особым учением об языке науки.
  • Большая часть философов того времени придерживалась либо идеализма, либо материализма, которые являлись крайностями по отношению друг к другу. Позитивизм предлагал некий третий путь, не оформленный еще в четкое и ясное направление.

Основные идеи и черты позитивизма отразил в своем шеститомнике Огюст Конт, но главная мысль заключается в следующем – наука ни в коем случае не должна докапываться до сущности вещей. Ее основной задачей является описание предметов, явлений и вещей такими, какими они являются сейчас. Для этого достаточно использовать научные методы.

Кроме озвученного, можно выделить и еще несколько черт, считающихся базовыми для позитивизма:

  • Познание через науку. Предыдущие философские направления несли идеи об априорном познании. Оно представлялось единственным способом обрести знание. Однако позитивизм предложил иной подход к данной проблеме и предложил использовать научную методологию в процессе познания.
  • Научная рациональность – это сила и основа формирования мировоззрения. Позитивизм базируется на представлениях о том, что наука является всего лишь средством, которое должно использоваться для познания этого мира. А после она вполне может трансформироваться и в инструмент преобразований.
  • Наука в поисках закономерного. Для философии характерно искать суть в процессах, происходящих в социуме и природе. Они представляются как непрерывный процесс, обладающий уникальной способностью к трансформации. Однако позитивизм предлагает взглянуть на эти процессы с научной точки зрения. И именно наука способна увидеть в них закономерности.
  • Прогресс ведет к познанию. Так как наука ставилась позитивистами превыше всего, то они, естественно, считали прогресс тем самым необходимым человечеству двигателем.

Очень быстро на Западе идеи позитивизма окрепли, но на этой почве возникло иное течение, которое стало формироваться в сороковые годы прошлого века.

Логический позитивизм: основные идеи

Между неопозитивизмом и постпозитивизмом гораздо больше различий, чем общих черт. И в первую очередь они заключаются в четкой направленности нового течения. Неопозитивизм еще часто называют логическим позитивизмом. И постпозитивизм в данном случае является скорее его противопоставлением.

Можно сказать, что новое течение ставило своей основной задачей логический анализ. Последователи неопозитивизма единственным способом прояснения философских проблем считают исследование языка.

Знание при таком подходе представляется совокупностью слов и предложений, подчас довольно сложных. Поэтому их необходимо трансформировать в максимально понятные и ясные фразы. Если взглянуть на мир глазами неопозитивистов, то он предстанет в виде россыпи фактов. Они, в свою очередь, формируют события, имеющие определенные объекты. Из событий, поданых как определенная конфигурация высказываний, складывается знание.

Конечно, это несколько упрощенный подход к пониманию сути нового философского течения, но он как нельзя лучше описывает логический позитивизм. Еще хочется упомянуть тот момент, что все утверждения и знания, которые невозможно описать с точки зрения чувственного опыта, последователями течения отвергаются. К примеру, утверждение «кровь красная» легко признается истинным, так как зрительно человек может его подтвердить. А вот фраза «время необратимо» сразу же исключается из круга проблем неопозитивистов. Данное утверждение невозможно познать через чувственный опыт, а, следовательно, оно получает приставку «псевдо». Подобный подход оказался очень неэффективным, показав несостоятельность неопозитивизма. И постпозитивизм, пришедший ему на смену, стал своеобразной альтернативой предыдущим течениям.

идеи и концепции постпозитивизма

Поговорим о постпозитивизме

Постпозитивизм в философии – это совершенно особенное течение, которое сформировалось из двух ранее описанных нами концепций, но тем не менее имеет ряд уникальных характеристик. Впервые о данных идеях заговорили в шестидесятых годах прошлого века. Отцы-основатели постопозитивизма Поппер и Кун его основной идеей считали не подтверждение знания научными методами, изысканиями и чувственным подходом, а скорее опровержение научной мысли. То есть важным считается возможность опровергнуть базисные утверждения и тем самым обрести знание. Эти утверждения позволяют охарактеризовать постпозитивизм кратко. Однако подобной информации недостаточно, чтобы проникнуть в его суть.

Данное течение является одним из тех редких, которое не имеет базисного ядра. Если говорить другими словами, то постпозитивизм не может быть представлен в виде четко сформулированного течения. Философы дают такое определение этому направлению: постпозитивизм – это множество философских концепций, идей и течений, объединенных под одним названием, и пришедшим на смену неопозитивизму.

Примечательно, что все эти концепции могут иметь абсолютно противоположную базу. Последователи постпозитивизма могут придерживаться разных идей и при этом считать себя близкими по духу философами.

Если более пристально взглянуть на данное течение, то оно представится как полный хаос, который, с научной точки зрения, отличается особой упорядоченностью. Самые яркие представители постпозитивизма (Поппер и Кун, к примеру), дорабатывая идеи друг друга, зачастую оспаривали их. И это становилось новым толчком к развитию философского течения. Сегодня оно по-прежнему актуально и имеет своих последователей.

Представители постпозитивизма

Как мы уже говорили, это течение объединяет множество концепций. Среди них существуют более и менее популярные, имеющие под собой хорошую базу и методолгию и совсем «сырые» идеи. Если изучить большую часть направлений постопозитивизма, то станет понятно, насколько они противоречат друг другу. Однако сделать это довольно сложно, поэтому мы затронем только самые яркие концепции, сформированные талантливыми и признанными в научном сообществе своего времени философами.

Наиболее интересными признаны постпозитивистские концепции следующих философов:

  • Карл Поппер.
  • Томас Кун.
  • Пол Фейерабенда.
  • Имре Лакатос.

Каждая из этих фамилий хорошо известна в научном мире. Сочетание слов «постпозитивизм» и «наука» благодаря их трудам приобрело фактически знак равенства между собой. Сегодня это не вызывает ни у кого никаких сомнений, но в свое время вышеперечисленным философам пришлось потратить немало времени и сил на то, чтобы доказать свои взгляды и подтвердить концепции. Причем именно они сумели оформить свои идеи более четко. Они потеряли некую размытость и обрели границы, позволяющие определить направленность идей. За счет этого данная идеология смотрится более выигрышно.

развитие научного знания

Отличительные черты

Идеи постпозитивизма имеют массу отличительных черт от тех течений, которые поспособствовали его формированию. Без их изучения довольно сложно проникнуть в суть философского направления, ставшего одним из самых необычных за всю историю существования философии как науки.

Итак, давайте более подробно обсудим основные характеристики постпозитивизма. В первую очередь стоит упомянуть об отношении данного направления к самому знанию. Обычно философские школы рассматривают его статичную величину. Она представляется как образец научности, переведенный в знаковую форму. Подобный подход характерен для математической науки. А вот постпозитивисты подошли к знанию в динамике. Им стал интересен процесс его становления, а затем и развития. При этом для них открылась возможность проследить процесс динамического изменения знания, что обычно ускользало от взглядов философов.

Методологические аспекты постпозитивизма тоже существенно отличаются от позитивизма и неопозитивизма. Новое течение расставляет акценты на протяжении всего пути развития знания. При этом постпозитивисты не рассматривают в качестве области знаний всю историю науки. Хотя она являет собой довольно яркую совокупность событий, в которую входят и научные революции. А они, в свою очередь, полностью меняли не только представления о тех или иных событиях, но и практический подход к задачам. Он включает в себя определенные методы и принципы.

Основные идеи постпозитивизма лишены жестких рамок, ограничений и противопоставлений. Можно сказать, что предшественники данного течения имели склонность делить факты и теории на эмпирические и теоретические. Первые представлялись некой константой, они были надежными, четкими и неизменными в любых обстоятельствах. А вот теоретические факты позиционировались как изменчивые и ненадежные. Последователи постпозитивизма стерли столь четкие рамки между этими двумя понятиями и в некотором роде даже приравняли их друг к другу.

Проблемы постпозитивизма довольно разнообразны, но все они связаны с поиском знания. В данном процессе большое значение имеют факты, которые ставятся в прямую зависимость от теории. Это происходит за счет того, что они имеют серьезную теоретическую нагрузку. Подобное утверждение подводит постпозитивистов к утверждению о том, что в действительности база фактов является всего лишь теоретической основой. При этом одинаковые факты с разной теоретической базой являются по своей сути разными.

Интересно, что многие философские течения разграничивают философию и науку. Однако постпозитивизм не отделяет их друг от друга. Данное учение утверждает, что все философские идеи, тезисы и концепции уже в самой своей основе являются научными. Первым заговорил об этом Карл Поппер, которого многие сегодня считают основателем этого течения. В дальнейшем он придал своей концепции более четкие границы и проработал проблематику. Практически все последователи постпозитивизма в философии (это доказано и подтверждено) пользовались работами Поппера, подтверждая либо опровергая их основные положения.

поиск истинного знания

Взгляды Томаса Поппера

Этот английский философ считается самым интересным из поспозитивистов. Он сумел заставить социум смотреть под другим углом на научное знание и процесс его обретения. Поппера в первую очередь интересовала динамика знания, то есть его рост. Он был уверен, что это возможно проследить посредством разных процессов, к которым, к примеру, можно отнести дискуссии либо поиск опровержения существующих теорий.

Кстати, на обретение знания у англичанина тоже был свой взгляд. Он серьезно критиковал концепции, которые обрисовывали данный процесс как плавный переход от фактов к теории. На самом деле Поппер был уверен в том, что ученые изначально имеют всего лишь несколько гипотез и лишь потом они обретают некую форму через высказывания. При этом любая теория может иметь характеристику научной, если может быть сопоставима с опытными данными. Однако на этом этапе велика вероятность фальсификации знания, что ставит под сомнение всю его суть. Согласно убеждениям Поппера, философия стоит особняком в ряде научных знаний, так как не позволяет проверить их опытным путем. А значит философская наука не подлежит фальсификации за счет своей сути.

Томаса Поппера очень серьезно интересовала научная жизнь. Ее изучение он ввел в проблематику постпозитивизма. В общих чертах научная жизнь позиционировалась ученым полем, на котором без перерыва ведется борьба теорий. По его мнению, для познания истины необходимо мгновенно отбрасывать опровергнутую теорию ради выдвижения новой. Однако само понятие «истина» в интерпретации философа принимает немного иное значение. Дело в том, что некоторые философы категорически опровергают само существование истинного знания. Однако Поппер был уверен, что отыскать истину все же возможно, но практически недостижимо, так как на этом пути велика вероятность запутаться в ложных концепциях и теориях. Из этого вытекает и предположение о том, что любое знание в конечном итоге имеет ложный характер.

Основные идеи Поппера заключались в следующем:

  • все источники знания равны между собой;
  • метафизика имеет право на существование;
  • метод проб и ошибок рассматривается как основной научный метод познания;
  • основному анализу подвергается сам процесс развития знания.

При этом английский философ категорически отрицал саму возможность применения любых идей закономерности относительно явлений, происходящих в общественной жизни.

Постпозитивизм Куна: основные идеи и концепция

Все написанное Поппером не единожды подвергалось жесткой критике со стороны его последователей. И самым ярким из них был Томас Кун. Он раскритиковал всю концепцию развития научной мысли, выдвинутую своим предшественником, и создал свое течение в постпозитивизме. Он впервые выдвинул термины, которые в дальнейшем стали активно использовать другие ученые в своих работах.

Мы говорим о таких понятиях, как «научное сообщество» и «парадигма». Они стали базовыми в концепции Куна, однако в трудах некоторых других последователей постпозитивизма они тоже подвергались критике и полностью опровергались.

Под парадигмой философ понимал некий идеал или образец, с которым необходимо сверяться в поисках знания, в подборе решений для задач и выявлении наиболее актуальной проблематики. Научное сообщество представлялось группой людей, которые объединены между собой парадигмой. Однако это наиболее простое из всех объяснений терминологии Куна.

Если рассматривать парадигму подробнее, то станет понятно, что в нее входит масса различных понятий. Она не может существовать без статичных образцов учения, ценностей поиска истинного знания и представлений о мире.

Интересно, что в концепции Куна парадигма не является константой. Она выполняет данную роль на определенном этапе развития научной мысли. В этот период времени все научные изыскания выполняются соответственно установленным ею рамкам. Однако процесс развития невозможно остановить, и парадигма начинает изживать себя. В ней обнаруживаются парадоксы, аномалии и другие отклонения от нормы. Избавиться от них в рамках парадигмы невозможно и тогда она отбрасывается. На смену приходит новая, выбранная из огромного количества подобных. Томас Кун считал, что этап выбора новой парадигмы очень уязвим, так как в такие моменты существенно увеличивается риск фальсификаций.

При этом философ в своих работах утверждал, что определить уровень истинности знания просто невозможно. Он критиковал принципы преемственности научной мысли и считал, что прогресс не может оказывать влияния на научную мысль.

философские труды

Идеи Имре Лакатоса

Абсолютно иной постпозитивизм у Лакатоса. Этот философ предложил свою концепцию развития научной мысли, в корне отличающуюся от двух предыдущих. Он создал особую модель развития науки, имеющую четкую структуру. При этом философ ввел некую единицу, которая позволяла в полной мере раскрыть эту структуру. За единицу Лакатос взял научно-исследовательскую программу. Она имеет несколько составляющих:

  • ядро;
  • защитный пояс;
  • совокупность правил.

Каждому пункту данного списка философ дал свою характеристику. К примеру, за ядро принимаются все неопровержимые факты и знания. Защитный пояс постоянно изменяется, при этом в процессе активно используются все известные методы: фальсификация, опровержение и так далее. Всегда используется и указанная совокупность методологических правил. Научно-исследовательская программа может прогрессировать и регрессировать. Эти процессы напрямую связаны с защитным поясом.

Многие ученые считают, концепцию Лакатоса одной из самых совершенных. Она позволяет рассмотреть и изучить развитие науки в динамике.

философия 20 века

Еще один взгляд на постпозитивизм

Пол Фейерабенда постпозитивизм представил в ином свете. Его концепция заключается в использовании диспута, критики и опровержения для понимания развития науки. Философ в своих работах описывал научное развитие как единовременное создание нескольких теорий и концепций, среди которых в полемике подтвердится лишь самая жизнеспособная. При этом он утверждал, что каждый, создающий свои теории, должен намеренно противопоставлять их уже существующим и исходить в них от обратного. Однако Фейерабенда был уверен и в том, что сама суть научной мысли заключается в недопустимости и невозможности провести сравнительный анализ теорий.

Он выдвинул идею об идентичности науки и мифологии, полностью отринув рационализм. Философ в своих трудах доказывал, что в познавательной и исследовательской деятельности необходимо отказаться ото всех правил и методов.

Подобные идеи часто подвергались жесткой критике, так как, по мнению многих видных ученых и философов, они означали конец прогресса в науке.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Представил слово выступающему ошибка
  • Премию уникальному специалисту решили заплатить валютой ошибка
  • Премию сотрудникам решили заплатить валютой тип ошибки
  • Прелестный барбос ошибки
  • Прекращена работа программы проводник как исправить ошибку