Предупреждение ошибок это

предупреждение ошибок

предупреждение ошибок

3.1.3 предупреждение ошибок (error proofing): Проектирование и разработка продукции и процесса производства в целях предупреждения производства несоответствующей продукции.

3.1.3 предупреждение ошибок (error proofing): Проектирование и разработка продукции и процесса производства в целях предупреждения производства несоответствующей продукции.

Смотри также родственные термины:

3.1.3. предупреждение ошибок ( error proofing ): Проектирование и разработка продукции и процесса производства с целью предупреждения производства несоответствующей продукции.

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации.
.
2015.

Полезное

Смотреть что такое «предупреждение ошибок» в других словарях:

  • предупреждение ошибок ( error proofing ) — 3.1.3. предупреждение ошибок ( error proofing ): Проектирование и разработка продукции и процесса производства с целью предупреждения производства несоответствующей продукции. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Предупреждение ошибок в опознании за рубежом — По мнению Гэри Уэллс (Gary Wells, 1984, 1993) для того, чтобы минимизировать ошибки при опознании свидетелей необходимо: а) предложить свидетелям пустой ряд, без настоящих подозреваемых, и отсеивать тех свидетелей, кто совершит ложное опознание.… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Предупреждение ошибок в свидетельских показаниях за рубежом — По мере того как свидетели реконструируют и пересказывают свои воспоминания об увиденном, в эти воспоминания вкрадываются ошибки, вызванные влиянием различных факторов, в том числе и ошибок, допускаемых детективами. Установлено, что в начале… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • предупреждение — 3.15. предупреждение: Стратегия, ориентированная на будущее, которая улучшает качество и производительность и направлена на проведение анализа и корректирующих действий самого процесса; совместима с философией непрерывного совершенствования.… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Стилистическая ошибка, недочет — – вид речевых ошибок, состоящих в употреблении слов, словосочетаний, конструкций, которые не соответствуют стилю данного текста, нарушают требование коммуникативной целесообразности высказывания. С. о. возникает вследствие выбора слова, не… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • ДИКТАНТ — (от лат. dicto повторяю, диктую), тип упражнений, используемых, как правило, для обучения учащихся письменной форме лит. языка. Д. состоит в чтении вслух слов, словосочетаний, предложений или текста с последующей записью диктуемого учащимися. В… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ГОСТ Р ИСО/ТУ 16949-2009: Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2008 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части — Терминология ГОСТ Р ИСО/ТУ 16949 2009: Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2008 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части: 3.1.10 вспомогательные подразделения… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ГОСТ Р 51814.1-2004: Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Особые требования по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части — Терминология ГОСТ Р 51814.1 2004: Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Особые требования по применению ГОСТ Р ИСО 9001 2001 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части оригинал… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ГОСТ Р 51814.1-2009: Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ГОСТ Р ИСО 9001:2008 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части — Терминология ГОСТ Р 51814.1 2009: Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ГОСТ Р ИСО 9001:2008 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части оригинал документа: 3.1.10… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • SCSI — Логотип SCSI (англ. Small Computer System Interface, произносится «скази»[1] …   Википедия

Предупреждение ошибок

Предмет
Теория игр

Разместил

🤓 annatres

👍 Проверено Автор24

использование особенностей процесса или проекта для предотвращения приемки или последующей обработки несоответствующей продукции.

Научные статьи на тему «Предупреждение ошибок»

Стилистический анализ научного текста

«Профилактика орфографических ошибок является важным элементом в работе по формированию орфографической…
Предупреждению ошибок в диктантах, изложениях, сочинениях и других видах творческих работ должно уделяться…
Цель текста — сообщить учителю-словеснику приёмы работы по профилактике орфографических ошибок….
Содержание текста посвящено анализу работы по предупреждению орфографических ошибок….
Главная идея: только систематическая работа по предупреждению ошибок формирует грамотность.

Автор24

Статья от экспертов

Предупреждение ошибок в речи радиоведущего

В статье рассматриваются причины речевых ошибок гродненских региональных СМИ и влияние такого рода нарушений на восприятие медиатекста. Описывается эксперимент, в ходе которого была изучена лингвистическая и психологическая природа отклонений от языковых норм. На основе полученных результатов автор попытался разработать рекомендации по совершенствованию речевого поведения ведущих. Знакомство начинающих и практикующих журналистов (в особенности радиоведущих, дикторов и ди-джеев) с результатами данной работы поможет им понять специфику радиовещания, точнее определить для себя функциональные задачи, направленные на достижение положительного творческого результата, а так же не допускать в практической деятельности ошибок и неточностей.

Типичные грамматические ошибки в речи

Приёмы предупреждения грамматических ошибок
Для предупреждения грамматических ошибок необходимо обращаться…
Избежать грамматических ошибок позволяет систематическое чтение классической литературы, содержащей нормативные…
Важное место профилактика грамматических ошибок занимает в школьном языковом образовании….
самоконтролю и редактированию письменных высказываний также позволяет снизить количество грамматических ошибок
Для профилактики грамматических ошибок на уроках русского языка используются следующие типы упражнений

Автор24

Статья от экспертов

К ВОПРОСУ О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ЭКСПЕРТНЫХ ОШИБОК

В статье рассматриваются вопросы качества подготовки экспертных заключений при расследовании преступлений. Автором проводится системный анализ процессов формулирования экспертного вывода. Анализируются причины экспертных ошибок и приводится их классификация. Автором даны рекомендации о том, как предупредить совершение экспертных ошибок.

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных
    карточек


Post Views:
5 448

Что означает “ПОКА-ЁКЭ”?

Термин “пока-ёкэ” переводится как “предупреждение ошибок” или “предупреждение отклонений”. Цель инструмента “пока-ёкэ” — предотвратить появление дефектов благодаря своевременному обнаружению, исправлению и устранению ошибок в первоисточнике проблем. Сам термин был придуман в 1960 — х годах японским инженером Сигэо Синго, одним из создателей производственной системы Тойота. Сам Сигэо Синго называл метод пока-ёкэ методом “защиты от дурака”. 

Инструмент “пока-ёкэ” позволяет улучшить производственные процессы с точки зрения качества. С помощью этого инструмента ошибки можно предотвратить, либо выявить их сразу после возникновения. Это позволяет не попадать дефектам на последующие производственные процессы. Более того, незамедлительное решение проблем позволяет значительно сократить время, по сравнению с тем, если бы пришлось искать причины дефекта или ошибки, обнаруженные на последнем этапе производственного цикла. 

Почему возникают ошибки?

Работники совершают ошибки не потому, что не соблюдают стандарты или правила выполнения процедур и работ. Людям просто свойственно ошибаться. Ошибки свидетельствуют о несостоятельности систем и методов, применяемых в работе. А возникновение ошибок случается потому, что данный метод позволяет их допускать. В бережливом производстве такой подход позволяет возложить ответственность за ошибки не на людей, а систему. Работники, избавленные от обвинений, могут сосредоточить свои силы на разработке методов, исключающих возникновение ошибок. 

При разработке эффективного метода предупреждения ошибок, нужно сосредоточиться на следующих вопросах: 

  1. Как и почему совершается ошибка?
  2. Какие обстоятельства ведут к появлению ошибки?
  3. Носит ли ошибка случайный характер или появляется систематически?
  4. Как много людей совершают эту ошибку: все или трудности испытывает только один человек? 

Если ошибку совершает один человек, то необходимо пересмотреть стандарты работы и убедиться, что никакие этапы не пропущены или не доработаны. Если ошибка допускается массово, то здесь уже необходимо задуматься об отсутствии необходимых сведений или нечетких инструкциях. Самое трудное — найти первопричину ошибок и подойти творчески к ее решению. Ошибки исключить полностью невозможно. Однако, можно встроить методы и средства обнаружения дефектов, чтобы ошибки или дефекты не оказались у потребителя. 

Как внедрить пока-ёкэ в производственный процесс?

Пока-ёкэ можно внедрить в любой производственный процесс, где возникают ошибки. 

  1. Необходимо определить место или зону, где могут возникать человеческие ошибки.
  2. Определить источник каждой возможной ошибки.
  3. Подумать, каким образом можно избежать возникновение каждой возможной ошибки. Рассмотреть возможность устранения действий или шагов, которые могут стать причиной ошибки. 
  4. Если невозможно избежать возникновение ошибки, придумайте, каким тогда образом можно обнаружить возникающий дефект. 
  5. Протестировать выбранные методы устранения ошибок и внедрить их в работу. 
Преимущества от внедрения пока-ёкэ
  • Сокращение времени на обучение работников. Поскольку работникам не придется заниматься этими вопросами, то и обучение не потребует дополнительных усилий.
  • Инструмент пока-ёкэ способствуют развитию самообучающейся организации, поскольку, как уже говорилось выше, люди будут тратить ресурсы на поиск и решение проблем.
  • Способствует улучшению безопасности на рабочем месте, так как включает в себя предотвращение ошибок, несущих риск или угрозу несчастных случаев на рабочем месте, особенно на производстве.
  • Рост производительности, который будет плавно расти за счет того, что ошибки предусмотрены, а дефекты вовремя обнаружены и устранены. 

Примеры защиты от ошибок пока-ёкэ в повседневной жизни:

  • Средства безопасности автомобилей. Например, звуковой сигнал, если не пристегнут ремень безопасности или не закрыта дверь. В современных автомобилях даже встроен звуковой сигнал, если водитель покидает полосу движения 
  • Системы защиты в бытовой технике. Стиральная машина и микроволновая печь не запустятся, пока дверца не будет закрыта
  • Датчики на дверях лифта, которые не позволяют закрыться дверям. если есть препятствие.
  • Автоматические выключатели в домашней электросети предотвращают возникновение перегрузок. 

Примеры использования пока-ёкэ на производстве:

  • Сенсорные датчики, которые определяют когда открыта крышка оборудования. Если во время работы крышку поднять, то оборудование автоматически остановится. 
  • Использование антистатических средств защиты в радиоэлектронной промышленности для защиты от статического электричества, которое может повредить продукцию. 
  • Защитные коврики рядом с опасными участками оборудования, которые останавливают оборудование, если на них кто-то наступит.
  • В пищевой промышленности используется только синие перчатки, так как при случайном их попадании в продукцию, синий цвет легче всего обнаружить.

Семь видов потерь на производстве и инструменты для устранения потерь

Система 5S и визуальный контроль в бережливом производстве

Концепция Канбан и система вытягивания на производстве

14 принципов менеджмента Тойота

Что такое поток единичных изделий и его отличие от массового производства

Разработка и внедрение карты потока создания ценности

Кайдзен — инструмент  непрерывного улучшения. Как внедрить кайдзен?

Стандартизация процессов и процедур

Генти генбуцу — концепция личного участия

Принцип Дзидока: остановка процесса ради встраивания качества

Андон и визуальный контроль на производстве

Каждый практикующий учитель не раз сталкивался в своей работе с бесконечными ошибками учеников. Это всегда очень обидно, досадно, порой опускаются руки. К тому же из года в год все мы чувствуем, что грамотность наших воспитанников неумолимо, даже катастрофически падает. Что же делать? В чем причина? Как научить писать без ошибок?

Анализ ошибок, допускаемых учащимися среднего звена, позволяет сделать вывод, что многие ошибки идут из начальной школы. Поэтому, вероятно, надо еще в начальной школе проводить работу по предупреждению ошибок, чтобы дети не усвоили неправильных написаний, не довели их до автоматизма. Проблема предупреждения ошибок существует с тех пор, как появилась методика, как она оформилась в науку. Все мы, начиная с первых методистов, ученых и практиков, ищем пути лечения и предупреждения этой болезни, имя которой безграмотность. Следует заметить, что абсолютно грамотных людей нет. Да и знать всю грамматику и орфографию русского языка просто невозможно. Можно выучить правила, некоторые написания можно объяснить логикой, можно запомнить исключения, но удержать в памяти все эти нагромождения в виде «так принято писать» невозможно.

Извольте видеть: где же здесь логика? Например: в слове гигантский есть т. так как слово образовано от слова гигант. А в слове студенческий нет т. Почему? Ведь слово образовано от слова студент?! И это не одно «недоразумение», их много. Запомнить их все можно разве только за целую жизнь. Что делать? Как научить? Как свести хотя бы до минимума ошибки в работах наших детей? Если вы думаете, что есть готовые рецепты формирования грамотных учеников, то вынуждена вас огорчить: их нет! Все, о чем сегодня мы будем говорить в плане предупреждения ошибок, уже когда-то было. Проблема, может быть, в том, что надо вспомнить, что уже было, дало хорошие результаты, что можно использовать и нам в нашей работе, выслушать тех, кто хочет поделиться своими находками в этом плане, кто добился успехов.

Итак, как добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки? Профессор М.Р. Львов выделяет 6 этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

  1. Увидеть орфограмму в слове;
  2. Определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило;
  3. Определить способ решения задачи и зависимости от типа (вида)   орфограммы;
  4. Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи;
  5. Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по  алгоритму;
  6. Написать слова в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.

В более обобщенном виде эти этапы определяются так: в орфографическом действии выделяются две ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограммы) и ее решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом). Каждому хорошо известна ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, ученики достаточно успешно справляются с заданием «вставить пропущенные буквы», но допускают ошибки на то же правило в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно: чтобы вставить букву, нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своем тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму. Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим, базовым орфографическим умением. Поэтому наиглавнейшая задача учителя — научить видеть орфограмму, научить думать при письме.

Существует множество методических приемов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. Еще методисты прошлого считали, что существуют факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. Современная наука не отрицает этих факторов, но добавляет и другие. Все мы знаем роль зрительных, слуховых, рукодвигательных факторов. Я бы добавила сюда еще и речедвигательный, т.е. артикуляционный.

Все эти факторы должны быть задействованы. Рассмотрим их все по порядку.

1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке очень много. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова, и отложится он в памяти так крепко, что затем надо будет написать это слово сто раз, чтобы ликвидировать ошибку. Поэтому золотое правило ученика: никогда не пиши, если точно не знаешь: сначала предупреди ошибку. Можно использовать следующие приемы:

а) письмо с «дырками» — не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, убедись, а потом запиши слово, используя иной вид пасты (зеленый, красный), чтобы выделить трудную букву;

б) можно построить так называемые опорные схемы. Например, в 1 классе можно записать рассказ из трех предложений с предварительным построением опорных схем. Сначала дети прохлопывают количество слов в предложении. Учитель читает предложение и записывает на доске опорную схему:

Весной лес оживает.   _е__  ___  о_и__е_.
Весной щебечут птицы. _е__о_  _е___у  ____ы.
Из берлоги вылезает сонный медведь.
_з   _е____и   ___е__е_     __нн__ _е__д_.

После составления опорных схем дети пишут предложения под диктовку учителя намного грамотнее, чем написали бы сами. А это и есть запоминание нелегких слов, фиксирование их в тетради, отложение в памяти;    

в) есть и такой прием: надо учить ребенка писать диктант. Например: Наступила зима. Учитель говорит: «Наступила — приставка на, приставки но нет. Зима — безударная гласная и, проверяемая ударением — зимы». А затем дается аналогичное предложение: Наступила осень. И дети уже говорят сами. Они начинают опережать учителя своими ответами. Далее дается предложение: Выпал пушистый снег. И дети делают это уже самостоятельно, про себя, с паузой нужной им длительности. Пусть думают!  Пусть ребенок говорит про себя, но у доски. Он учится видеть, объяснять себе эту орфограмму до того, как напишет ее;

г) очень слабым детям можно дать посмотреть текст диктанта перед его написанием. Пусть он хоть что-то запомнить, увидит и напишет правильно. В конце концов, наша цель не карать, а учить, и тут хороши все средства;

д) много споров вызывает и прием показа неправильного письма. Так, например, дается текст, «написанный Незнайкой». «В лису расла бальшая сасна. Под ней была зиленая трова и красивые цвиты». Обычно дети с большим энтузиазмом ищут чужие ошибки. Но этот вид работы учит их видеть ошибки, а это уже орфографическая зоркость, которую нам надо развивать и формировать;

е) или еще прием, заставляющий думать над написанием:     при изучении темы «Непроизносимые согласные» можно предложить детям написать по памяти пять слов с непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их. Если ученик, написав слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчеркивать. Значит, надо думать, прежде чем написать. А это наша стратегическая цель: заставить думать при письме;

ж) можно проводить так называемый «диктант с обоснованием». Учитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением. Дети сначала должны записать проверочное слово, а затем только то, которое диктует учитель, т.е. должны обосновать орфограмму. Это будет приучать их «слышать» орфограмму, обосновывать свой выбор ее написания;

з) перед диктантом, изложением, сочинением можно проводить такую работу: выписать трудные слова и включить их в работу на уроке. Дети могут читать их хором, индивидуально, запоминают их, объясняют их написание, составляют с ними предложение. Это дает возможность предупредить ошибки в диктантах, изложениях, сочинениях;

и) хорошую обратную связь для учителя дает и работа с сигнальными карточками. Перед записью слов на определенное правило, дети сначала поднимают сигнальные карточки и показывают букву, которую они хотят написать, а затем уже, с одобрения учителя пишут безошибочно. Это так называемый устный словарный диктант.

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель, или что он сам проговаривает себе. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух. Начинать эту работу надо с 1 класса. Например, при изучении темы «Безударные гласные» можно проводить следующие игры:

а)  «Найди опасное место». Учитель произносит слова, а дети хлопают в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Как его найти? Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то есть и «опасное место». Если два безударных гласных, то есть два «опасных места»;

б) «Светофор». Дети показывают красный сигнал, как только находят «опасное место»;

в) «Зажги маячок». Это проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные места», т.е. кладутся красные сигналы (кружочки) под «опасными местами». После предварительного   звукового анализа печатают или выкладывают из букв разрезной азбуки слова с пропуском «опасных мест». Вырабатываем способ действия: «Если звуку можно доверять, обозначают его буквой, если нет — ставлю на его месте сигнал опасности». Умение увидеть такой сигнал опасности, поиск «опасных мест» в написанном слове — это уже начало обучения самопроверке написанного. Например, на доске написано предложение: На земле лежал пушистый снег. Дети под руководством учителя ищут «опасные места»   и отмечают их на доске  красными кружочками. Эта работа активизирует их, учит видеть орфограмму, вызывает интерес. Дети работают с удовольствием;

г)  можно использовать и такой прием: «диктант с подчеркиванием». Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент,    когда произносится слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание активизирует мыслительную деятельность ученика, заставляет его думать, искать, находить правильный ответ.

3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет так называемое орфографическое проговаривание, т.е. Проговаривание так, как надо писать. Этот прием используют многие учителя. И он дает неплохие результаты. Такую работу необходимо вести с 1 класса.

Пусть ученик, диктуя предложение, каждое слово произносит орфографически, произносит его четко по слогам. Ученик называет слог и гласную в нем. Сама артикуляция в данном случае является составной частью в процессе письма. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает своеобразный запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания. Это своего рода «наговор». Чаще всего это касается запоминания написания трудных слов. Такое многократное орфографическое проговаривание прокручивается на уроке несколько раз, повторяется на последующих уроках и, в конце концов, прочно запоминается.

Разумеется, все предложенное в этой статье не является чем-то новым, претендующим на статус особых методических приемов, но систематическая работа по предупреждению ошибок на каждом уроке дает неплохие результаты.

Таким образом, подводя итог сказанному, хочется пожелать успеха и учителям, и их ученикам в овладении сложнейшей русской орфографией, используя опыт и методические рекомендации, изложенные в данной статье.

Мамедова Анастасия Поладовна 

МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ИСПРАВЛЕНИЮ

РЕЧЕВЫХ ОШИБОК УЧАЩИХСЯ 

Аннотация. В данной статье рассматриваются приемы
предупреждения и пути исправления речевых ошибок учащихся. Также для учителей
перечислены некоторые рекомендации по исправлению речевых ошибок школьников. 

Ключевые слова: культура речи,
методика русского языка, речевые ошибки, речевой недочёт, исправление,
предупреждение. 

Основной формой русского национального языка является
литературный язык. Литературный язык воспринимается как образцовый язык,
сложившийся исторически с использованием языковых элементов и средств, которые
прошли длительную обработку в письменных и в устных текстах известных
лингвистов. С литературным языком тесно связано понятие культуры речи. Под
культурой речи понимается владение нормами литературного языка в устной и
письменной речи, заключающееся в выборе языковых средств, позволяющих в
определенной ситуации общения достичь желаемого эффекта. 

Методика русского языка занимается изучением содержания
обучения, процессов освоения программы, методов работы учителя и
учащихся, способов эффективного усвоения материала и информации. Один из
разделов методики русского языка – методика развития речи учащихся, изучающий
методы и приемы обогащения активного словаря обучающихся, формирование
грамматического строя речи, связной речи [Львов 1988].

Развитие речи учащихся – одна из главных задач
учителя-словесника. Помимо этого, учитель должен показать неисчерпаемые
богатства русского языка, законы, по которым строятся словосочетания и
предложения, а также научить их грамотной, красивой, ясной, точной и выразительной
устной и письменной речи. Учитель знакомит детей с действующими языковыми
нормами, помогает отбирать речевые средства для определенных языковых
обстоятельств, учит избегать тавтологии, тяжелых для восприятия конструкция и,
что важно и ценно, воспитывает у них речевые навыки.

Обучение русскому языку по ФГОС предполагает достижения
следующих результатов: понимание роли языка в развитии различных способностей
обучающихся; использования возможностей русского языка; расширение знаний о
русском языке, понимание взаимосвязи его уровней; формирование умения
проведения различных разборов; обогащение активного и потенциального словарного
запаса; овладение нормами литературного языка [ФГОС ООО].

Обучение языковой компетенции имеет важное значение для
становления личности обучающихся. Показателем уровня освоенности языковой
компетенции является отсутствие речевых ошибок, поэтому работа учителя,
заключающаяся в выявлении причин возникновения ошибок и в их предупреждении и
исправлении, важна. 

Предупреждение ошибок – это вид работы, заключающийся в
предотвращении ошибок, которые могут быть совершены обучающимися. На каждом
учителе-словеснике лежит задача научить школьников правильной речи, поэтому
роль учителя в работе по предупреждению речевых ошибок огромна. Учитель, речь
которого ясна, понятна, выразительна, правильна, является эталоном для своих
учеников. Такой учитель может легко добиться того, чтобы обучающиеся говорили
грамотно и красиво. 

Устная и письменная речь взаимосвязаны, т.к. формируются во
внутренней речи, не выражающейся словесно. Речевые ошибки свойственны как
устной, так и письменной речи. Устной мы пользуемся чаще, поэтому работу по
предупреждению речевых ошибок целесообразно начинать с контроля устной речи
обучающихся. Учителю следует наблюдать за речью детей, он должен выработать у
них навык внимательно слушать одноклассников и отмечать те или иные ошибки,
доходчиво объяснять их. Может быть предложена следующая работа: после
выступления ученика класс, по просьбе учителя, должен конструктивно оценить
содержание выступления одноклассника, речевое оформление, достоинства речи,
отметить недостатки в употреблении слов, построении предложения, произношении,
обратить внимание на то, как можно исправить допущенную ошибку, вместе с
учениками учитель должен рассмотреть возможные литературные варианты [Цейтлин
2020]. 

Другим способом предупреждения речевых ошибок является
чтение.  В процессе вдумчивого чтения развивается оперативная память, поэтому
очень важно воспитать у учеников любовь к книге и выработать у них литературный
вкус. Если школьники будут больше читать, то их речевой потенциал станет выше,
речь – правильнее, следовательно, и ошибки будут допускаться реже. 

Следующий способ предупреждения речевых ошибок –
«словарики». Каждый ребенок заводит словарь (это может быть тетрадь, блокнот,
небольшая телефонная книга с алфавитным указателем) и выписывает туда наиболее
интересные, по мнению ученика, встретившиеся в произведении или услышанные
слова, их значение, синонимы к этим словам, словосочетания, фразеологизмы,
значение фразеологизмов, паронимы и их значение. Может быть предложено
творческое оформление в виде схем, рисунков, таблиц и т.п. 

Другим немаловажным видом работы по предупреждению речевых
ошибок является работа со словарями и справочниками (толковыми словарями
русского языка, словарями синонимов, антонимов, паронимов, омонимов,
фразеологическими словарями и др.) Необходимо познакомить учеников с содержанием
того или иного используемого словаря, принципом построения словарной статьи,
научить ориентироваться в словаре и быстро находить нужный материал. Также
существуют различные справочные таблицы, в которых наглядно представлен
лингвистический материал. Такие справочные таблицы используются для быстрого
запоминания информации, т.к. правила в них сформулированы кратко и четко.

Каждая письменная работа, контролируемая учителем, является
хорошим средством развития и совершенствования оперативной памяти, что способствует
правильному построению текста в своих работах. Расширению оперативной памяти,
развитию способности запоминания текста способствуют разного вида письменные
работы – сочинения и изложения, которые помогают формулировать мысли, подбирать
необходимые слова, искать синонимы. Письменные работы развивают речь
школьников. Задача учителя при этом заключается не только в том, чтобы научить
детей правильно выражать мысли, но и в формировании навыка самоконтроля при
написании письменных работ и составлении устных высказываний. Вместе с тем
нельзя пренебрегать использованием черновика, в котором происходит
совершенствование текста, ведь именно в черновиках учащиеся обычно устраняют
большую часть ошибок, допущенных при формулировании своей мысли. 

Еще один способ предупреждения речевых ошибок –
исторический комментарий. Допустим, дети изучают фразеологизмы. В учебнике по
русскому языку за 6 класс под редакцией Т. А. Ладыженской фразеология изучается
после лексикологии, что способствует планомерному формированию понятийного
аппарата у школьников, ведь и фразеология, и лексикология связаны с изучением
семантики. Самые распространенные ошибки – ошибки в неправильном понимании
значения фразеологизма. Для предотвращения подобных ошибок необходимо давать
ученикам исторический комментарий. Например, фразеологизм скрепя сердце,
который дети обычно пишут неправильно (скрипя сердцем подобно скрипя
зубами
), следовательно, употребляют в несвойственном этому фразеологизму
значении. Целесообразно сказать о том, что в древнерусском языке грамматическое
устройство языка было несколько иное, что некоторые формы слов, вытесненные
современными формами, сохранились в фразеологических сочетаниях. В этом и
заключается одна из особенностей фразеологизмов – они не меняются со временем. Мы
говорим «скрепя сердце», т. к. современное деепричастие «скрепив» имело форму
«скрепя» и означало ‘сделать крепким, прочным’. Поэтому фразеологизм «скрепя
сердце» имеет значение ‘против воли, убеждений’ и употребляется в тех случаях,
когда человек не желает что-либо делать, но ему приходится переступать через
себя, сжав свое сердце. Похожий по значению фразеологизм «скрипя зубами»
(‘делать что-либо с трудом, заставлять себя’) содержит в своем составе слово
скрипя, означающее ‘скрипеть, произносить скрип’, и пишется он, соответственно,
иначе. Системное включение в уроки ְ упражнений, связанных с историческим комментарием, даст учащимся
возможность уяснить природу того или иного явления в русском языке. При помощи
этого приема школьники могут осознанно подойти к объяснению различных
современных лингвистических феноменов. Следует представить подобный материал в
виде иллюстраций, которые могли бы привлечь внимание школьников. Если на уроках
русского языка будет проводиться подобная работа, то риск совершения речевых
ошибок уменьшится.

При исправлении речевых ошибок учитель должен правильно
классифицировать их, чтобы доходчиво объяснить ученику характер допущенной
ошибки. Проверяя работы, учитель определяет наиболее частые ошибки и затем
проводит работу по их исправлению. Ученики же сами могут внести правки и
устранить отмеченные учителем ошибки, если они являются негрубыми. 

Существует много приемов исправления речевых ошибок.
Рассмотрим один из возможных путей, состоящий из четырех взаимосвязанных этапов
[Сергеев 2010]. 

На первом этапе исправления ошибки ученики читают
предложение с ошибкой. Учитель дает возможность самостоятельно найти ошибку,
тем самым развивая языковое чутье у школьников. Например, мы бросились ей наотрез,
но она скрылась в лесу.
Школьники находят ошибку в употреблении слова наотрез.
На втором этапе ошибка анализируется и объясняется. В данном случае ошибка
совершена вследствие смешения паронимов. Третий этап заключается в выборе
правильного ответа или замене слов.  В данном предложении слово наотрез
необходимо заменить словом наперерез. Четвертый этап является последним.
Дети снова выписывают предложение и поясняют допущенную ошибку. Пример: Мы
бросились ей наотрез, но она скрылась в лесу (ошибка в употреблении слова
наотрез, правильно – наперерез).
В случае, если в предложении допущено
несколько ошибок, то каждая из них объясняется, а затем выписывается
предложение с исправлениями. Если в предложении присутствует речевой недочёт,
например, тавтология, то необходимо сделать правку всей фразы в целом:
подобрать синонимы или слова, которые не являются синонимами, но сохраняют
содержательный аспект предложения. 

Может проводиться индивидуальная работа по исправлению
речевых ошибок. В таком случае учитель дает ученику задание исправить и
объяснить ошибки дома, выполнив специальные задания, направленные на
закрепление определенной нормы, нарушенной обучающимся. Чтобы активизировать
самостоятельную работу ребенка, учитель может подчеркнуть в работе одну ошибку,
а вторую попросить найти без его помощи. 

Еще один путь исправления речевых ошибок и недочётов –
учетная тетрадь, которая ведется учителем и в которой собираются наиболее
сложные и повторяющиеся ошибки и недочеты школьников. На основе этого затем
составляется определенный комплекс упражнений. Таким образом будет проводиться
эффективная работа по исправлению допущенных ошибок. 

Исправление ошибок учителем носить обучающих характер,
поэтому он должен придерживаться определенных принципов. Дадим несколько
рекомендаций по исправлению ошибок в работах школьников: 

1.                 
Необходимо внимательно относиться к авторскому замыслу и при
устранении речевой ошибки не искажать то, что имел в виду ученик. Также следует
аккуратно подходит к сокращению текста при наличии плеоназмов. Пример: Он
приблизился ко мне ближе.
Нужно вычеркнуть слово ближе, т.к.
слово приблизился уже имеет значение ‘подойти ближе’. В других случаях
исправления, т.е. вычеркивании слова приблизился, содержание предложения
изменится.

2.                 
Исправление ошибки носит конкретно обучающих характер, если форма
выражения максимально сохраняется. Если же допущена грубая ошибка, то тогда на
поля выносится пометка типа «такого слова не существует в русском языке» или
«данная форма не употребляется». 

3.                 
Важным является сохранение стиля и особенностей речи ученика. Это
поможет развитию у каждого обучающегося индивидуальной манеры письма. При
исправлении ошибки следует выбрать тот вариант, который максимально близок речи
ученика. 

Методика работы по предупреждению и исправлению речевых
ошибок у школьников на протяжении многих лет остается перспективным
направлением методики русского языка в целом. Описываемые приемы по
предупреждению нарушений и недочётов и их исправлению приучат школьников
внимательно относиться к выбираемому материалу для сочинений или изложений,
снизят возникновение речевых ошибок в устной речи.

Библиографический список

Литневская Е. И., Багрянцева В. А. Методика
преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов
высших учебных заведений / под ред. Е. И. Литневской. – М.: Академический
проект. 2006.

590 с.   

Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского
языка: учеб. пособие для студентов пединститутов. – М.: Просвещение, 1988. 240
с. 

Сергеев Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение,
изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель. 2010. 95 с.

Теория и методика обучения русскому языку: учеб.
пособие для вузов / Т. М. Воителева. – М.: Дрофа. 2006. 319 с.

ФГОС ООО – Федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] URL:
https://mosmetod.ru/metodicheskoeprostranstvo/srednyayaistarshayashkola/russkijyazyk/fgos/fgosooo.html (Дата обращения: 04.12.
2020)

Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение:
учебное пособие, изд. 5-е, стереотип. – М.: Ленанд, 2020. 192 с. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Предупреждение ошибок при чтении
  • Председатель собрания предоставил слово докладчику исправьте ошибки
  • Предпринимать усилия речевая ошибка
  • Предрасчет ошибки смыкания забоев
  • Предпринимать усилия лексическая ошибка